Договор дарения. Официально-деловой стиль реч


Тема 4. Нравственные начала судебного разбирательства. Этические основы взаимоотношения суда с участниками судебного разбирательства.
Эротические основы взаимоотношения суда с участниками судебного разбирательства

(из ответа студента 5 курса д/о на зачете по с/к "Этические основы процессуальной деятельности").

Проблемные вопросы и задачи.
№1 ***

По делу Серова в суд явились прокурор и защитник. В подготовительной части судебного разбирательства Серов заявил суду, что защищать себя будет сам. Суд удовлетворил просьбу Серова и освободил защитника от участия в деле. Во время судебного следствия Серов заявил ходатайство о том, чтобы дело было рассмотрено с участием защитника, так как он переоценил свои возможности и не в состоянии защищать себя сам.

Предложите и обоснуйте решение суда.

Изменится ли решение, если Серов заявил такое ходатайство:

а) в судебных прениях

б) в последнем слове.
№2***

"Председательствующий: Подсудимый, Вы подтверждаете характеристику с места работы?

Подсудимый: Нет, директор магазина - мой враг и мстит мне за то, что я иногда разбиваю посуду.

Председательствующий: Пустую или полную?

Подсудимый: Всякое бывает. Так она за эту посуду у меня из зарплаты удерживает. А чем семью кормить? У меня жена, ребенок.

Председательствующий: Вот вот, у вас семья, Вам надо бежать домой, помогать жене, а Вы пьете и к посторонним женщинам пристаете.

Подсудимый: Но я же уже шел домой.

Председательствующий: Но по дороге пристали к незнакомой женщине. Вас ведь жена ждет, ребенок.

Подсудимый: Так она красивая, а я не мужик, что ли? Или она не баба?"

(См.: Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 253-254.)

Оцените действия судьи. В чем состоит воспитательное значение судебного разбирательства и деятельность судьи по ее обеспечению. Правильно ли в приведенном примере судья выполнил воспитательную функцию?
№3


  1. Как же вы его воспитывали?

  2. Меньше надо было нянчиться и чаще наказывать.

  3. Строже надо быть с ними, строже, но без насилия, а то сами будете привлечены к ответственности.

  4. В кого он у вас такой жестокий, так избить мальчика? Да, в деле есть сведения, что он не состоит на учете в ПНД, но такая жестокость... Вы вообще его проверяли у психиатров?

  5. Вы же совсем его не контролировали, он приходил, когда хотел, приносил чужие вещи, где были ваши глаза? Смотрите, сколько украденных вещей нашли на вашей даче, или Вас это устраивало?

  6. Неужели Вам не стыдно за такого сына, почему вы его выгораживаете?

  7. Конечно учителя во всем виноваты , а вы совсем ни при чем, да? А чей наган он взял на антресолях, учителя или папин? Ну и что же, что негодный, пугать им прохожих и требовать ценности ему удавалось и этим негодным".
(См. Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 216).
№4 ***

"Раздосадованный исключением из разбирательства нескольких неправильно составленных протоколов государственный обвинитель обращается к присяжным заседателям:

Доказательств, конечно, не всегда хватает, но главное - у нас есть подсудимый, вот он перед вами..."

В чем нравственный смысл поддержания прокурором обвинения? Отказ прокурора от обвинения - это его право или обязанность?
№5***

"Защитник (выступая в прениях): Речь прокурора - это не его личное дело. Он выступает с обвинением от имени государства и, предлагая суду считать преступление доказанным, обязан представить суду абсолютно допустимые доказательства, обоснованно подтверждающие этот вывод.

Прокурор (выступая с репликой): Считаю, что вина И. доказана. Дело суда - оценить представленные мной доказательства, а дело адвоката - не передергивать факты и не заниматься демагогией.

Защитник (выступая с репликой): Прошу суд занести в протокол оскорбительное высказывание прокурора и возбудить уголовное дело по ч.1 ст. 297 УК РФ за неуважение к суду.

Председательствующий: Адвокат, пора знать, что в соответствии с решением Конституционного Суда суд не возбуждает уголовные дела.

Прокурор (не вставая с места и без разрешения председательствующего): Предлагаю адвокату пойти на курсы усоверешенсвтования, где ему расскажут, что ответственность по ст. 297 УК РФ предусмотрена только за оскорбление состава суда или отдельного судьи и не имеет отношения к участникам процесса.

Председательствующи й: Все, все, прения закончены."

См.: Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 403-404.

Каковы причины возникшего конфликта? Кто его спровоцировал? Оцените поведение его участников. Справился ли суд с возникшим конфликтом? Какие ошибки он допустил? Каковы должны были быть действия судьи в данной ситуации?
№6***

"Председательствующий спрашивает у потерпевшей: Скажите, Вам понравилось такое возмутительное поведение подсудимого?

Защитник (сидя): Ваша честь, Вы спешите с оценкой действий моего подзащитного.

Председательствующи й: Думаю, что если бы он пристал к вашей жене, Вы были бы еще более агрессивны.

Защитник (продолжая сидеть): Причем здесь моя жена и Ваша агрессивность? Речь идет о том, что Вы навязываете потерпевшей свою позицию.

Председательствующий : Адвокат, во-первых, встаньте и не забывайтесь, что Ваше заявление может быть расценено как проявление неуважения к судус соответствующими последствиями. И во-вторых, я тут никому ничего не навязываю, а только спрашиваю.

Защитник: Прошу прощения, Ваша честь, но согласитесь, что Ваша оценка поведения моего подзащитного стала яркой демонстрацией проявления Вами субъективизма.

Председательствующий: Адвокат, делаю Вам замечание с предупреждением за нетактичное поведение."

(См. Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 400-401.)

"В ходе судебного разбирательства защитник заметил, что во время допроса потерпевшего секретарь не ведет запись его показаний, в связи с чем обратился к секретарю: "Секретарь, я прошу Вас записывать все, что говорит сейчас потерпевший".

Секретарь: Я пишу все, что относится к делу, и вообще я подчиняюсь не Вам , а судье. Раз судья не делает мне замечаний, значит, я все делаю правильно.

Тогда защитник обратился к председательствующему: "Ваша честь, прошу сделать протокольное замечание секретарю судебного заседания за неуважительное отношение к участнику судебного процесса и обязать его соблюдать правила ведения протокола, предусмотренные ст. 244 УПК".

Председательствующий : Адвокат, не волнуйтесь, в протоколе все будет все, что надо.

Защитник : Кому надо - потерпевшему или моему подзащитному? А может быть, Вам и прокурору?

Председательствующий : В протокол заносится замечание адвокату за некорректное поведение, выразившееся в нетактичном высказывании в адрес суда. Вынужден напомнить адвокату, что в соответствии со ст. 266 УПК Вы сможете воспользоваться своим правом и подать на протокол замечания."

(См. Л.С. Халдеев Судья в уголовном процессе: Практическое пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С. 267.)

Отметьте, какие нарушения уголовно-процессуального закона и требований профессиональной этики допустили участники данной ситуации?
***

Директор государственного предприятия Л., имеющий высшее юридическое образование, предстал перед судом по обвинению в совершении хищения. Л. категорически отрицал свою вину, а при исследовании доказательств в судебном следствии не признавал свои подписи под документами и заявлял, что ряд изъятых рукописных документов исполнен не его рукой, хотя на предварительном следствии он этого не говорил. В связи с такими заявлениями по ходатайству защиты суд вынем определение о назначении подчерковедческой экспертизы, в котором указал также, что на экспертное исследование представляются образцы подчерка и подписей Л. После оглашения определения председательствующий предложил Л. переписать текст одного из изъятых документов, в отношении которого Л. отрицал свое авторство.

Л. категорически отказался переписывать текст, мотивируя тем, что это процессуальное действие нарушает его конституционное право не свидетельствовать против себя. Уточняя свою позицию, Л. пояснил, что право не свидетельствовать против себя следует толковать не только как разрешение не говорить против себя , но и как разрешение не создавать против себя доказательств.

Защитник Л. полностью согласился с позицией подзащитного.

Прокурор выразил мнение о незаконности этой позиции.

Какое решение в данной ситуации должен принять суд?
№10 ***

В начале судебного заседания подсудимый заявляет судье: "Так я и поверил, что суду нужна правда. Вам нужно, чтобы я все признал, а Вы за это скосите мне полгода-год, и больше ничего".

(См.: Халдеев Л.С. Судья в уголовном процессе: Практ. пособие. - М.: Юрайт, 2000. - С.406.).

Следует ли реагировать судье на это замечание, если да, то как именно? Сформулируйте ответ судьи, если положительно ответили на поставленный вопрос.

Тема 5. Справедливость как нравственное требование к приговору.
Кому больше дано, тот дольше сидит.

Михаил Генин.

Проблемные вопросы и задачи.
№1 ***

"Секретарь суда подходит к судье и спрашивает:

Сторона защиты дала 200 тыс. рублей, потерпевший - 100 тысяч. Что делать?

Верните 100 тыс. защите и будем судить по справедливости."

Что значит - судить по справедливости? Каким требованиям должен отвечать приговор, чтобы он считался справедливым?
№2***

Прочтите и сопоставьте нижеприведенные высказывания. Нет ли между ними противоречий? Какое из них Вам ближе и почему?


  • Снисхождение к злу очень часто граничит с равнодушием к добру. (Н.С. Лесков).

  • Щадя преступников, вредят честным людям. (Сенека).

  • Милосердие предпочтительнее справедливости (Л. Вовенарг)

"Наказывай не только за проступок, но и за намерение". (П. Коринфский).

Как вы понимаете это утверждение? Соответствует ли оно концепции современного российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства?
№4***

Персидское сказание гласит:

"Когда Насреддин был кадием, к нему пришла девушка и пожаловалась на одного парня, что он, мол, поцеловал ее насильно.

Я думаю так, - сказал Насреддин, - наказание должно соответствовать поступку. Ты тоже поцелуй его насильно."

Является ли данное наказание справедливым? Можно ли сказать, что в данном случае суд применил принцип талиона?
№5***

Латинское юридическое заключение провозглашает:

"Тот, кто совершает преступление тайным образом, заслуживает _______(более, менее) сурового наказания, чем тот, кто делает это открыто.

Вставьте пропущенное слово, выбрав наиболее подходящее по смыслу из предложенных в скобках вариантов. Обоснуйте свой выбор. Реализуется ли данная формула в отечественном законодательстве? Ответ обоснуйте ссылкой на закон.
6***

Специалисты по теории причинности придумали головоломку о путешественнике, который на полпути вышел из автобуса, пересекавшего пустыню, решив закончить путешествие пешком. Но у него было два недруга. Один из злодеев еще в автобусе умудрился незаметно подсыпать нашему путешественнику цианистый калий во фляжку с водой. Второй же, ничего не зная об этом , долго подкарауливал его в пустыне, а потом метким выстрелом пробил фляжку. Вода из фляжки вытекла - и путешественник принял медленную смерть от жажды. Со временем обоих его врагов привлекли к суду...

(Текст казуса приводится по книге: Ванян, А.Б. Афоризмы, изречения, пословицы, притчи о юриспруденции. От античности до наших дней./ А.Б. Ванян. - Рязань, Издательство "Узорочье", 2002. - С. 476.)

Решите вопрос о вине и ее степени каждого из подсудимых.
.

Ознакомьтесь со следующими ситуациями:

I . Поссорившись на улице с одним человеком, эфенди 6 сильно его оскорбил. Тот потащил эфенди к судье. Оштрафованный на одну таньгу, эфенди воскликнул:

О, штраф за оскорбление невелик!

Вынув из кармана две таньги, отдал одну судье:

Это - за того человека, а это...

И, выругав судью площадным ругательством, эфенди швырнул ему вторую таньгу:

Это штраф за оскорбление, которое я сейчас нанес вам! (таджикский анекдот).
II . - Господин судья, это несправедливо. В прошлый раз, когда я обозвал соседа свиньей, вы оштрафовали меня на 200 франков, а теперь на 500.

Сожалею, но за это время свинина изрядно подорожала.
III . - Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе сильного гнева?

О нет! Перед этим он долго разглядывал меня.
IV . - Я приговариваю Вас к 500 рублям штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы Вы что-нибудь сказать на это, обвиняемый?

Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах...

Как Вы считаете, от чего должен зависеть размер наказания за оскорбление:


  1. от статуса лица, которому нанесли оскорбление;

  2. от уровня дохода лица, которому нанесли оскорбление;

  3. от тяжести самого оскорбления;

  4. от степени моральных страданий лица, которому нанесли оскорбление;

  5. от обоснованности высказанной в неприличной форме негативной оценки потерпевшего ;

  6. от наличия предыдущих фактов судимости за аналогичное преступление;

  7. от статуса лица, нанесшего оскорбление;

  8. от уровня дохода лица, нанесшего оскорбление;

  9. от уровня благосостояния родственников лица, нанесшего оскорбление;

  10. иное - (конкретизировать).

I . Районным судом Читинской области рассматривалось исковое заявление о компенсации морального вреда, поданное гражданкой N., родной брат которой был подвергнут пыткам со стороны сотрудников милиции, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, а впоследствии - смерть потерпевшего.

Добиться возбуждения по данному факту удалось только спустя 6 месяцев после совершения преступления. Гражданка N. возбудила причиненный ей моральный ущерб в сумму 1 млн. рублей. В качестве обоснования суммы она описала свои переживания, моральные и нравственные страдания, связанные со смертью близкого человека.

Первоначально судебно-медицинским экспертом было дано неверное заключение о причине смерти, в связи с чем труп необходимо было эксгумировать, потом повторно хоронить.

На многочисленных допросах в ходе предварительного и судебного следствия истица снова и снова была вынуждена переживать горечь утраты, защищать честь и достоинство брата. Все это привело к резкому ухудшению состояния ее здоровья , что подтверждалось заключением ее лечащего врача.

Суд установил: противоправными действиями сотрудников милиции гражданке N. были причинены нравственные страдания в связи с утратой родного брата, с которым она находилась в очень близких отношениях, а также физические страдания, связанные с заболеванием, перенесенным в связи с нравственными страданиями. Учитывая характер причиненных физических и нравственных страданий, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определил размер денежной компенсации морального вреда в размере 100 тыс. рублей.
II . Районным судом г. Тольятти был вынесен оправдательный приговор гражданину Н., который обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство). В течении 12 месяцев Н. содержался под стражей. В качестве компенсации морального вреда им был заявлен иск на сумму 10 млн. рублей.

Для подтверждения требований были приведены следующие доводы:


  1. обвинение в убийстве, которого он не совершал;

  2. урон репутации семьи, так как он обвинялся в убийстве журналиста и данное дело имело большой общественный резонанс и сопровождалось публикациями в СМИ;

  3. лишение семьи кормильца, так как его жена не работала, находясь в отпуске по уходу за 2-х летним ребенком и на момент задержания истца была на шестом месяце беременности;

  4. лишением возможности помочь жене ухаживать за новорожденным ребенком, общаться с родителями и родственниками.
Суд определил размер денежной компенсации морального вреда в размере 150 тыс. рублей.

(См.: Защита от защитников.// эж-Юрист. - ___________).
Как Вы думаете, почему в обоих случаях возник такой разрыв между требуемой и присуждаемой суммой морального вреда? Считаете ли Вы, исходя из изложенных обстоятельств дел, справедливым размер назначенной судом компенсации? Какое решение приняли бы Вы? Какими критериями следует руководствоваться при определении размера морального вреда?
РАЗДЕЛ V. НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДВОКАТА

В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ.

Практическая работа № 8. Справедливость как нравственное требование к приговору

1. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

"Секретарь суда подходит к судье и спрашивает:

Сторона защиты дала 200 тыс. рублей, потерпевший - 100 тысяч. Что делать?

Верните 100 тыс. защите и будем судить по справедливости."

1. Что значит - судить по справедливости?

2. Каким требованиям должен отвечать приговор, чтобы он считался справедливым?

Прочтите и сопоставьте нижеприведенные высказывания. Нет ли между ними противоречий? Какое из них Вам ближе и почему?

Снисхождение к злу очень часто граничит с равнодушием к добру. (Н.С. Лесков).

Щадя преступников, вредят честным людям. (Сенека).

Милосердие предпочтительнее справедливости (Л. Вовенарг)

3. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

"Наказывай не только за проступок, но и за намерение". (П. Коринфский).

Как вы понимаете это утверждение? Соответствует ли оно концепции современного российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства?

4. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

Персидское сказание гласит:

"Когда Насреддин был кадием, к нему пришла девушка и пожаловалась на одного парня, что он, мол, поцеловал ее насильно.

Я думаю так, - сказал Насреддин, - наказание должно соответствовать поступку. Ты тоже поцелуй его насильно."

Является ли данное наказание справедливым? Можно ли сказать, что в данном случае суд применил принцип талиона?

5. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

I. Поссорившись на улице с одним человеком, эфенди6сильно его оскорбил. Тот потащил эфенди к судье. Оштрафованный на одну таньгу, эфенди воскликнул:

О, штраф за оскорбление невелик!

Вынув из кармана две таньги, отдал одну судье:

Это - за того человека, а это...

И, выругав судью площадным ругательством, эфенди швырнул ему вторую таньгу:

Это штраф за оскорбление, которое я сейчас нанес вам! (таджикский анекдот).

II.- Господин судья, это несправедливо. В прошлый раз, когда я обозвал соседа свиньей, вы оштрафовали меня на 200 франков, а теперь на 500.

Сожалею, но за это время свинина изрядно подорожала.

III.- Может быть, обвиняемый назвал вас ослом в приступе сильного гнева?

О нет! Перед этим он долго разглядывал меня.

IV.- Я приговариваю Вас к 500 рублям штрафа за оскорбление государственного служащего. Хотели бы Вы что-нибудь сказать на это, обвиняемый?

Вообще-то хотел бы! Но при таких ценах...

Как Вы считаете, от чего должен зависеть размер наказания за оскорбление.

6. Рассмотрите ситуацию и ответьте на вопросы:

I. Районным судом Читинской области рассматривалось исковое заявление о компенсации морального вреда, поданное гражданкой N., родной брат которой был подвергнут пыткам со стороны сотрудников милиции, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью, а впоследствии - смерть потерпевшего.

Добиться возбуждения по данному факту удалось только спустя 6 месяцев после совершения преступления. Гражданка N. возбудила причиненный ей моральный ущерб в сумму 1 млн. рублей. В качестве обоснования суммы она описала свои переживания, моральные и нравственные страдания, связанные со смертью близкого человека.

Первоначально судебно-медицинским экспертом было дано неверное заключение о причине смерти, в связи с чем труп необходимо было эксгумировать, потом повторно хоронить.

На многочисленных допросах в ходе предварительного и судебного следствия истица снова и снова была вынуждена переживать горечь утраты, защищать честь и достоинство брата. Все это привело к резкому ухудшению состояния ее здоровья, что подтверждалось заключением ее лечащего врача.

Суд установил: противоправными действиями сотрудников милиции гражданке N. были причинены нравственные страдания в связи с утратой родного брата, с которым она находилась в очень близких отношениях, а также физические страдания, связанные с заболеванием, перенесенным в связи с нравственными страданиями. Учитывая характер причиненных физических и нравственных страданий, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд определил размер денежной компенсации морального вреда в размере 100 тыс. рублей.

II. Районным судом г. Тольятти был вынесен оправдательный приговор гражданину Н., который обвинялся в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство). В течении 12 месяцев Н. содержался под стражей. В качестве компенсации морального вреда им был заявлен иск на сумму 10 млн. рублей.

Для подтверждения требований были приведены следующие доводы:

обвинение в убийстве, которого он не совершал;

урон репутации семьи, так как он обвинялся в убийстве журналиста и данное дело имело большой общественный резонанс и сопровождалось публикациями в СМИ;

лишение семьи кормильца, так как его жена не работала, находясь в отпуске по уходу за 2-х летним ребенком и на момент задержания истца была на шестом месяце беременности;

лишением возможности помочь жене ухаживать за новорожденным ребенком, общаться с родителями и родственниками.

Суд определил размер денежной компенсации морального вреда в размере 150 тыс. рублей.

1. Как Вы думаете, почему в обоих случаях возник такой разрыв между требуемой и присуждаемой суммой морального вреда?

2. Считаете ли Вы, исходя из изложенных обстоятельств дел, справедливым размер назначенной судом компенсации?

3. Какое решение приняли бы Вы?

4. Какими критериями следует руководствоваться при определении размера морального вреда?

Логико-семантические ошибки, вызванные сочетанием слов, выражающих несовместимые понятия;

Смешение паронимов;

Употребление в предложении слова в несвойственном ему значении;

1. Посуда принимается без этикета (объявление).

2. Больных в 7 часов утра закапывать всех (объявление на двери окулиста).

3. Русаков А.И. 1 июня обратился в поликлинику, потому что что-то попало ему в глаз. Там обнаружили иностранное тело и выдали больничный.

4. План ликвидации сотрудников конторы на случай пожара.

5. Работников, которые злоупотребляют спиртными напитками, будем направлять к врачу-некрологу.

6. Овощной базе срочно требуются пожилые женщины для засолки и молодые женщины для закваски.

7. Ребенка, потерявшего, левый ботинок, просьба явиться в раздевалку с правой ногой.

8. Заплывшие за зону купания, срочно вернитесь к месту купки.

9. Желающие поехать в цирк на дрессированных шимпанзе могут записаться в методкабинете.

10. 3 июля будет проводиться вскрытие незарегистрированных гаражей и конфисковываться в пользу кооператива. Задолжники будут вытаскиваться и вывозиться на свалку.

12. Магазину требуются продавцы в рассрочку.

13. Товарищи! Печать ставится только на первого руководителя.

14. Электрокамин отлично огреет вас.

15. Осталось 10 талончиков к зубному. Запись только с одним зубом.

16. Невинные бутылки принимаются во дворе.

Задание 9. Найдите речевые ошибки в предложениях, исправьте их.

Осужденный подал в суд высшей инстанции аннотацию с просьбой о пересмотре дела. Фирма «Счастье» отказалась предоставить инспекции данные о полученной прибыли. Решение приемной комиссии можно апеллировать в вышестоящей инстанции – министерстве. Запрос был адресован не в прокуратуру, а в адрес городского Совета. По положению о Центре, его директор распределяет и управляет финансами. МГУ изменило правила приема абитуриентов на следующий год. На совещании директор высоко оценил работу коллектива и не стал придираться к мизерным мелочам и незначительным погрешностям. Генеральный прокурор заявил на пресс-конференции, что никаких нарушений законностей не было обнаружено. Должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами. Дивиденды распределятся между акционерами в зависимости от числа акций. При выборах генерального директора все единодушно проголосовали за то, чтобы оставить на этом посту старого. Для получения кредита необходимо предоставить гарантийное письмо из организации. На предприятии были приняты все необходимые меры на повышение трудовой дисциплины.



Задание 10. Укажите примеры нарушения норм сочетаемости слов в словосочетаниях:

деловитое предложение; во избежание взрыва; оказать вред; апеллировать на оценку; оплатить за товар; принимать меры воздействия; жилое законодательство; высказывать мнение на что-либо.

Задание 11. Замените слова и словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, нейтральными синонимами.

Препровождать, вышеизложенное, предоставить жилплощадь, отдать распоряжение, проживать, настоящим уведомляем, устроить прием, осуществлять руководство, по болезни, предоставить творческий отпуск, уведомить.

Задание 12. Замените следующие глаголы устойчивыми глагольно-именными словосочетаниями. Укажите словосочетания, характерные для официально-делового стиля.

Участвовать, влиять, приказывать, бороться, интересоваться, воздействовать, доверять, поддерживать, помогать, содействовать, пытаться, сопротивляться, предпочитать, благодарить.

Задание 13. Определите, какие фразеологические единицы принадлежат к официально-деловому стилю речи.

Иметь место, принять во внимание, внести вклад, лежать в основе, играть роль, заложить основу, как белка в колесе, возлагать ответственность, неопровержимые доказательства, главные члены предложения, договаривающиеся стороны, хранить молчание, камень преткновения, удостоверить подпись, отстаивать независимость, прогрессивное человечество, выполнять долг, представлять научный интерес, выписка из протокола, с официальным визитом, права человека, наложить резолюцию, поставить в известность, брать пример.

Задание 14. Объясните значение следующих фразеологизмов. В каких ситуациях они используются.

Иметь в виду; принять к сведению; вступить в брак; поставить на вид; иметь место; очная ставка; возложить ответственность.

Задание 15. Подберите синонимы к следующим словам:

преимущество, преступление, приговор, убедительный, умышленный.

Задание 16. Подберите антонимы к следующим словам:

истец, оправдательный, наказание, действие, смягчающие, ответственное, исполнение, правомочный.

Задание 17. Сопоставьте данные ниже параллельные высказывания, укажите характерные черты официально-делового стиля.

Запомните некоторые сокращения в текстах документов!

Сокращаются:

1) почтовые сведения;

2) наименование должностей;

3) денежные единицы;

4) текстовые обозначения

Задание 18. Определите, что обозначают следующие сокращенные слова и аббревиатуры и в каких стилях они частотны.

Гг., гос., гос-во, гр-ка, гр-н, дис., др., к.т.н., АО, зав., ин-т, зам., пр-во, р-н, т.е., им., напр., с., инф., МГУ, и.о., ГОСТ, см., т.п., МИД, в т.ч., до н.э., зам. зав., и т.д., НИИ, п/п, см. сл. с., с/х.

Задание 19. Дайте сокращения приведенных ниже слов. Чтобы не ошибиться в выборе сокращений, нужно пользоваться «Словарем сокращений русского языка».

Санкт-Петербург, ассоциация, город, доцент, кафедра, Москва, господин, область, общество, проспект, промышленность, Российская Федерация, год, инженер, издательство, и другие, и тому подобное, институт, так называемый.

Задание 20. Отметьте в данных фрагментах стандартизованные обороты, характерные для деловой речи.

Настоящим сообщаю согласие на применение выпускаемого нашим предприятием счетно-решающего устройства в разрабатываемой Вами аппаратуре. Договор на поставку оформляется в обычном порядке.

На Ваш запрос о трубке для регистрации сигналов с частотой 10 гц предлагаю применить выпускаемую нашим предприятием СЧУ 16 Т 036-К.

Задание 21. Выберите нужный предлог и поставьте слова, данные в скобках, в требуемом падеже.

1. Ремонтные работы не производятся … (отсутствие арматуры). 2. Предприятию выделены средства … (создание фонда запасных материалов). 3. Комиссия должна решить вопрос о распределении специалистов … (указание министерства). 4. Экспериментальный цех выполнил план … (использование внутренних резервов). 5. Выпуск образцов приостановлен … (инструкция). 6. Молодой специалист … (окончание института) был направлен в Новосибирск.

Предлоги: благодаря, вопреки, в связи с, в соответствии с, за счет, в целях, согласно, по.

Задание 22. Вставьте, где это необходимо, пропущенную букву.

Ан..улировать, инци..дент, ан..онимное письмо, конста..тировать, ат..естат, ап..елляция, в рас..рочку, бюр..ократ, ас..игновать, закос..нелый, канцел..ярия.

Задание 23. Вставьте необходимую букву. Объясните ваш выбор.

а) дел…производственный, един…временный, нетруд…способность, сам…вольно, дом…владелец, мест…жительсто, суд…производственный,

б) безотл…гательно, предл…гаем, пр…лагается, пр…дъявитель,

в) ув…домление, т…кущий, раст…ржение, вознагр…ждение, ход…тайство, обв…нительный

г) пр…провождать, пр…говор, пр…ступник, пр…обретенный, пр…сутствовать, пр…дусмотренный, пр…говор, пр…каз,

д) один…адцать, перечислен…ые, придан…ое.

ЛИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявление – документ, содержащий просьбу и адресованный организации или должностному лицу. Обратите внимание, что согласно ГОСТу Р.30 – 2003:

Если наименование адресата представляет собой название организации, то оно ставится в именительном падеже, если это название должностного лица – в дательном падеже;

Если документ адресован должностному лицу, инициалы ставятся перед фамилией, например:

Декану исторического факультета

И.С. Иванову

Если документ адресован физическому лицу, инициалы ставятся после фамилии, например: Иванову И.С.

Дата может быть оформлена следующим образом:

Задание 24. Найдите ошибки, допущенные автором заявления. Отредактируйте текст.

Директору автобазы № 2

от Иванова Л.Н.

Заявление.

Товарищ директор, обращаюсь к вам по такому вопросу. Очень прошу Вас освободить меня на время от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу представить. Очень прошу не отказаться в моей просьбе и подписываюсь.


Задание 25. Оформите части заявления.

А) адресуйте заявление следующим лицам (фамилии, имена, отчества даны в именительном падеже):

Антон Иванович Жало, Владимир Александрович Ремчук, Мария Алексеевна Мицкевич, Сергей Яковлевич Жук, Наталья Сергеевна Короленко, Илья Иванович Крупа;

Б) заявление от (фамилии, имена, отчества даны в именительном падеже): Иван Яковлевич Седых, Лариса Сергеевна Долгих, Ева Александровна Конопницка, Ирина Викторовна Штомпель, Валентина Ивановна Душка, Сергей Алексеевич Шевченко.

Задание 26. Напишите заявления:

а) в деканат факультета с просьбой выдать справку о том, что Вы являетесь студентом;

б) в профком студентов с просьбой предоставить путевку в санаторий-профилакторий университета;

в) в профком студентов с просьбой оказать материальную помощь;

г) в деканат факультета с просьбой поселить в общежитие университета;

д) ректору университета с просьбой предоставить академический отпуск в связи с болезнью;

е) ректору университета с просьбой разрешить досрочную сдачу сессии.

Задание 27 . Прочитайте документ.

Ответ оставил: Гость

Что такое красота? многие этим вопросом. красота - это гармония. важно быть красивым не только снаружи, но и в душе. твоя внешность – отражение твоего внутреннего мира. для меня красота это то, что вызывает чувства и эмоции. красота может быть в музыке, живописи, скульптуре, во всем, что нас окружает. все мы видим мир по-разному, для кого-то осень это что-то грустное, дождливое и пасмурное, а для кого-то осень - самое красивое время года. осенью деревья приобретают яркий и красочный окрас. шелест листьев на ветру и стук капель по крышам домов – это музыка осени. это самое прекрасное время для живописи.

Ответ оставил: Гость

Вкомедии н.в. гоголя «ревизор» одним из главных и ярких персонажей является городничий, зовут его антон антонович сквозник - дмухановский. он человек уже в возрасте, тридцать лет своей жизни он посвятил службе. городничий плохо справляется со своими обязанностями. он запустил город и абсолютно ничего не делает для его благоустройства. антон антонович ищет лишь способ обогатиться за счет города. он является жадным и ненасытным человеком. городничий разворовывает казну, он предпочитает положить себе в карман деньги, которые выделяются на строительство церкви. жители города не довольны городничим, он обирает лавки, берет взятки у граждан своего города. он не честный человек и часто нарушает законы, например, забирает в армию тех, кому не положено туда идти. он любит играть в карточные игры с другими чиновниками города. у городничего за плечами много грехов. однако это не мешает ему посещать церковь каждое воскресенье. среди чиновников антон антонович считается умным человеком, все знают, что он своего не упустит. однако, на самом деле этот человек глупец и бездельник, он умеет только давать пустые обещания, красиво говорить и расписываться, а еще мечтает стать генералом. антон антонович всполошился лишь тогда, когда узнал, что в город приезжает ревизор. он желает тщательно подготовиться к его приезду. городничий приказывает навести порядок на улицах города, в больницах и учебных учреждениях. он велит говорить, что церковь, на которую еще пять лет назад выделялись деньги не достроена, так как во время стройки сгорела. у него есть жена и дочка, к ним он относится хорошо, он уведомляет их в письме о приезде ревизора, нежно называя жену «душенькой». в конце комедии он остается одураченным заезжим человеком из петербурга, которого он принял за ревизора. вариант 2 городничий – один из персонажей пьесы «ревизор» н.в. гоголя. там нет положительных или отрицательных персонажей. гоголь пытался акцентировать внимание на реальные события в целом, а не отдельных людей. вот это да? мы так писали


Инструкция по выполнению заданий № А1-А5: Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания А1-А5. Запишите ваш ответ в виде слова, сочетания слов или последовательности цифр.

Фаддей не пришел на поминки Матрёны - потому ли, что по­минал сына. Но в ближайшие дни он два раза враждебно приходил в эту избу на переговоры с Матрёниными сестрами и с сапожником- дезертиром.

Спор шёл об избе: кому она - сестре или приёмной дочери. Уж дело упиралось писать в суд, но примирились, рассудя, что суд отдаст избу не тем и не другим, а сельсовету. Сделка состоялась. Козу забрала одна сестра, избу - сапожник с женою, а в зачёт Фаддеевой доли, что он «здесь каждое брёвнышко своими руками перенянчил», пошла уже свезённая горница, и ещё уступили ему сарай, где жила коза, и весь внутренний забор, между двором и огородом.

И опять, преодолевая немощь и ломоту, оживился и помолодел ненасытный старик. Опять он собрал уцелевших сыновей и зятей, они разбирали сарай и забор, и он сам возил бревна на саночках, на саночках, под конец уже только с Антошкой своим из 8-го «Г», кото­рый здесь не ленился.

Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоми­нала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.

Ефим ее не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она - кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завел, к Матрене и возвращаться не хотел.

Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплот­ная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже по­росенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрену выпал - некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).

И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.

И только тут - из этих неодобрительных отзывов золовки - выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче - выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него - и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела...

Не гналась за обзаводом... Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы...

Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша.

(А.И. Солженицын. «Матренин двор»)

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...