Нормы нагрузки на библиотекаря отдела обслуживания. Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области Государственное учреждение (1)


Нормативы и показатели публичных библиотек:

реалии и проблемы

заведующий методическим отделом,

заместитель директора по библиотечной

деятельности, МУК ЦБС г. Сургута

Результативность деятельности библиотеки оценивается по определенному набору показателей, которые закреплены в нормативных документах, рекомендательных стандартах. В последние годы государственными органами власти, Российской библиотечной ассоциацией разработаны многие важные нормативы, касающиеся деятельности библиотек.

Это социальные нормативы и нормы (одобрены распоряжением Правительства РФ от 01.01.2001), в которые распоряжением Правительства РФ внесены изменения в 2007 году; Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (2008 г.) и «Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований » (2007 г.), принятые РБА. Показатели деятельности библиотеки, закрепленные действующими межгосударственными стандартами (ГОСТ 7.20-2000 «Библиотечная статистика»), отражаются в формах государственной статистической отчетности (6-НК).

На наш взгляд, не все существующие нормативы понятны, реально достижимы; применение отдельных нормативов без установления других может повлечь за собой нежелательные последствия, на что мы и хотели бы обратить внимание. Модельные (профессиональные) стандарты деятельности, разрабатываемые в библиотеках России на основе «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки» (РБА, 2002, 2008), «Руководства ИФЛА/ЮНЕСКО о развитии службы публичных библиотек», носят рекомендательный характер, и в них учитывается специфика общедоступных муниципальных библиотек, определяемая статусом административного образования, численностью населения, другими параметрами. В случае, если нормативы утверждены на федеральном уровне, для региональной власти и органов местного самоуправления , они являются руководством к действию, а для библиотек – обязательными для выполнения, предметом постоянной отчетности.

На сегодняшний день для нас – Централизованной библиотечной системы г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – является проблемным выполнение норматива объемов пополнения фондов в размере «250 книг на 1 тыс. человек» в год. Данный норматив утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 «Об изменении социальных нормативов и норм». Так, данный показатель (в формулировке «250 книг на 1000 жителей») лег в основу Стратегии развития Ханты-Мансийского автономного округа, установлен в качестве одного из показателей, характеризующих социально-экономическое развитие округа, включен в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов автономного округа (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.01.01 г.).

Вероятно, норматив пополнения библиотечного фонда включен в «Социальные нормативы и нормы» в соответствии с рекомендациями, предложенными международной практикой, а вслед за ними и российским профессиональным сообществом. Но в рекомендациях ИФЛА/ЮНЕСКО и базовых нормах РБА формулировка более конкретна и реальна для выполнения: в зависимости от числа жителей района обслуживания – от 150 до 250 новых поступлений на 1 000 жителей . Согласитесь, что нормативы «250 новых поступлений на 1 000 жителей» и «250 книг на 1 000 человек» значительно отличаются друг от друга. В первом случае – это 250 новых поступлений (то есть в качестве единицы учета не только книги, но и периодические издания, электронные документы). Норматив, закрепленный Распоряжением Правительства Российской Федерации, ограничивается только книгами – 250 книг. В Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО – на 1 000 жителей, в распоряжении Правительства РФ – на 1 000 человек. В формулировке «250 книг на 1 тыс. человек» можно трактовать этот норматив по-разному. Прежде всего, понятие «…человек». Что имеется ввиду? Если это численность населения, то на какую численность населения должна ориентироваться библиотека в составе централизованной библиотечной системы, или центральная библиотека, или централизованная библиотечная система в городе с развитой сетью образовательных и ведомственных библиотек?

Аналогичными вопросами – определением целевого населения для публичных библиотек – задавались наши коллеги из Швеции, когда апробировали новые показатели в рамках проекта создания «Руководства по качеству». Какое население должно обслуживаться главной библиотекой? Что можно сказать о населении для библиотеки-филиала? Кто является населением для мобильных библиотек? Это только люди, живущие в районе обслуживания, которые должны быть посчитаны? Что относительно людей, которые работают или ходят в школу близко к библиотеке и посещают ее, но могут жить в другом месте? Что относительно людей, которые живут в районе библиотеки в течение лета, но не зимой? В некоторых областях население удваивается или утраивается в течение определенных месяцев года. Пока это только вопросы.

Если трактовать норматив как 250 книг на 1 тыс. населения административно-территориальной единицы, можно ли его считать действительно минимальным, если он для большинства общедоступных библиотечных систем в настоящее время недостижим? В Ханты-Мансийском автономном округе в 2009 году этот показатель составляет 134 экземпляра на

1 тыс. населения (то есть 54% от нормы), в Централизованной библиотечной системе г. Сургута – всего 91 экземпляр на 1 тыс. жителей города (36% от нормы). Для Централизованной библиотечной системы г. Сургута с численностью населения города в 300 тыс. человек данный норматив означает, что мы должны ежегодно обрабатывать не менее 75 тыс. книг, при фактическом ежегодном поступлении не более 30 тыс. в год (и в эти 30 тыс. входят не только книги, но и другие виды документов). С учетом прогнозных оценок средней стоимости 1 книги на выполнение норматива потребуются средства в размере более 20 млн руб. ежегодно. Это увеличение объемов работы и финансирования более чем в 2,5 раза при том, что у нас в течение последних нескольких лет ситуация с финансированием комплектования достаточно стабильная, показатель обращаемости фондов находится в норме.

Считаем, что в настоящее время для централизованной библиотечной системы г. Сургута достижение установленного распоряжением Правительства Российской Федерации объема пополнения фондов в размере «250 книг на 1 тыс. человек» в год объективно невыполнимо. Потребуется значительное увеличение финансирования на комплектование библиотечных

фондов, расширение библиотечной сети и дополнительные площади для размещения и хранения фонда ежегодно в размере 190 кв. м в книгохранении, либо 300 кв. м в открытом доступе. Также потребуется реорганизация технологических процессов обработки документов и увели-

чение числа сотрудников, занятых в этих процессах.

Направленность данного норматива на такой

значительный количественный рост библиотечных фондов может служить фактором, сдерживающим развитие услуг по удаленному доступу к информационным ресурсам, так как при этом электронные издания не становятся собственностью библиотеки, следовательно, не являются единицей учета.

Еще один норматив из данного распоряжения Правительства устанавливает минимальное количество детских библиотек в административно-территориальных образованиях. При этом показатель исчисляется, исходя из численности школьников и дошкольников, в то время как детские библиотеки традиционно рассчитаны на жителей населенного пункта до 14 лет, а не до 16–17 лет. Данное противоречие затрудняет применение установленного норматива.

В век активного внедрения и распространения цифровых и Интернет-технологий, трансформации различных видов и форм обслуживания пользователей, организации нового типа услуг необходимы новые параметры оценки деятельности библиотек. По рекомендации ИФЛА/ЮНЕСКО «наравне с обеспечением мер к тому, чтобы оставались открытыми разные каналы передачи и получения знания и информации, одной из главных задач публичной библиотеки сегодня должно стать обеспечение доступа к электронной информации».

Но, к нашему сожалению, существующая система показателей, закрепленная в нормативах, не отражает увеличивающийся объем цифровых

ресурсов. При этом объем традиционных ресурсов и показатели их использования (книговыдача) снижаются, что воспринимается как ухудшение работы библиотек. Так, например, перераспределив средства для подписки на электронные версии периодических изданий вместо печатных, мы, с одной стороны, экономим площади для хранения изданий, увеличиваем ассортимент предложения для читателей, с другой стороны, получаем снижение показателей прироста фонда и книговыдачи, что негативно сказывается на оценке нашей работы. Например, при установке в Центральной городской библиотеке им. справочно-правовых баз данных «Гарант», «Консультант Плюс» и энциклопедического ресурса Интернет «Рубрикон» снизилось количество обращений к печатным источникам с аналогичной информацией.

Справочно-правовые системы, кроме законодательной базы, содержат статьи из юридических и экономических журналов, полнотекстовые учебные пособия . Проведенный анализ показал, что количество проработанных пользователями электронных документов только в центральной городской библиотеке составляет порядка 12 тыс. в год, но они не учитываются в качестве единицы выдачи и не «плюсуются» к общей книговыдаче, хотя, по сути, заменяют идентичные печатные издания. Как оценить и в чем измерить данные услуги? Существующая нормативная база не дает ответов, в системе государственной статистики это не учитывается. А именно наличие и качество предоставления таких услуг должны стать параметрами оценки результативности деятельности библиотек в современном мире.

Например, в упомянутом выше Руководстве по качеству для библиотек Швеции два показателя направлены на учет работы библиотеки в цифровой среде:

 процент достижения охвата целевого населения с помощью удаленных электронных услуг библиотеки;

 число сессий на каждую электронную библиотечную услугу на члена целевого населения. Сегодня кажется вполне вероятным, что расширение доступа к дистанционным информационным службам и использованию

Интернет для поиска информации приведет к снижению числа физических пользователей и посещений публичных библиотек, приведет к сокращению традиционной книговыдачи. Результаты статистики свидетельствуют, что в муниципальных общедоступных библиотеках Ханты-Мансийского автономного округа в 2009 г. по сравнению с 2007 г. читателей стало меньше на 4,64%, количество посещений уменьшилось на 3,33%, книговыдача сократилась на 3,74%. Но это не значит, что библиотеки стали работать хуже.

Наша привычная статистика, которая представлена в формах 6-НК, фиксирует традиционный набор показателей работы библиотеки – это «голые» цифры, на основе которых невозможно объективно сопоставить деятельность библиотек в силу разной методики сбора данных. «Сами по себе эти цифры не дают представления о том, насколько эффективно и качественно работает та или иная библиотека». Например, показатель охвата населения библиотечным обслуживанием не отражает реальное положение

дел: чем больше структура библиотеки разветвлена, тем больше читателей. Но все мы понимаем, что эти показатели некорректны – происходит двойной, тройной учет одного и того же читателя по мере посещения им разных отделов библиотеки.

Для получения объективных показателей необходимо унифицировать методику учета количества читателей по единой регистрационной картотеке, и только тогда мы увидим реальный процент охвата населения библиотечным обслуживанием, и он будет, как минимум, в два раза меньше, чем сейчас. На сегодняшний момент существующие нормы нагрузки не дают библиотекам возможности сокращения структуры, ведь это повлечет сокращение традиционных показателей деятельности (количества пользователей, посещений). Базовые нормы РБА рекомендуют норму нагрузки на одного сотрудника из расчета 1 библиотекарь на 750 пользователей и 1 библиотекарь на 600 пользователей-детей, но это физические пользователи библиотеки, а как быть с виртуальными пользователями? Мы уже давно работаем в других условиях: формируем полнотекстовые электронные ресурсы, используем Интернет, внедряем новые технологии обслуживания, соответственно, необходимы параметры оценки этой деятельности, необходим пересмотр норм нагрузок при повышении требований к оперативности и качественным характеристикам обслуживания. Нужна новая система показателей деятельности библиотек, отражающая не только количественные, но и качественные аспекты деятельности, отвечающая вызовам времени и потребностям общества, позволяющая более дифференцированно , гибко подходить к библиотекам, работающим в разных условиях.

В 2004 году в Буэнос-Айресе стартовала инициатива создания глобальной библиотечной статистики, которую можно было бы использовать

библиотеками всех стран мира. Секция по статистике и оценке ИФЛА, Институт ЮНЕСКО по статистике и комитет ИСО TC 46 SC 8 «Качество – статистика и оценка работы» объединили усилия, чтобы сформировать и проверить новый набор статистики. Семьдесят шесть индикаторов работы были идентифицированы во время работы по этому проекту, из которых 23 были выбраны как основные индикаторы, 15 из них были предложены для публичных библиотек. Показатели охватывают следующие области:

1. Доступность и возможности.

2. Коллекции.

3. Библиотечные мероприятия и события.

4. Использование библиотеки и пользователи.

5. Библиотечный штат.

6. Расходы на деятельность.

Новая статистика, по мнению разработчиков, должна выполнять следующие требования:

 покрывать полный диапазон услуг библиотеки, традиционных и электронных;

 показывать роль библиотек в обществе и культуре;

 демонстрировать воздействие библиотек на население;

 облегчить сравнение на национальном и международном уровне;

 представлять достоверные результаты для публикаций и деятельности по продвижению библиотек;

 ограничиваться оптимальным числом измерений, быть легкой и доступной для использования во всех странах.

Хорошо, если бы показатели работы публичных библиотек также отвечали бы этим требованиям. Статистика, представленная политикам, финансирующим органам или широкой общественности, должна влиять на стратегическое планирование деятельности библиотек, создавать и поддерживать уверенность в их эффективном функционировании.

Список литературы:

1. Алешин зданий библиотек: учеб.-практ. пособие / . – М. : Либерея-Бибинформ, 2008. – 239 с.

2. Кисловская без показателей бессмысленны, как и отчеты при отсутствии читателей // Соврем. б-ка. – 2009. – № 3. – С. 20–27.

3. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках: [Утв. М-вом труда и социал. развития РФ]. – М. : [б. и.], 1997. – 85 с.

4. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конф. РБА, XIII Ежегод. сессия, 22 мая 2008 г. // Информ. бюл. РБА. – 2008. – № 48. – С. 50–59 ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://*****/programm/mod_

stand_new. doc (дата обращения: 01.02.2011).

5. Общедоступные библиотеки Российской Федерации в цифрах за 2008 год / М-во культуры Рос. Федерации. – М. : [б. и.], 2009. – 187 с.

6. Общедоступные библиотеки Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2009 году / Гос. б-ка Югры. – Ханты-Мансийск: [б. и.], 2010. – 48 с.

7. Пол Р. Измерение качества деятельности библиотек / Розвита Пол, Питер те Бокхорст; пер. с англ. [и науч. ред. ]. – М. : Пашков дом, 2008. – 316 с.

8. Публичные библиотеки в век цифровой информации: рекомендации проекта PILMAN Европ. комис. / [предисл. ; под ред. ]. – М. : Гранд: ФаирПресс, 2004. – 410 с.

9. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО – Югры от 01.01.01 г. «О реализации Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» // Собр. законодательства Ханты-Манс . автоном. округа-Югры. – 16.03.2009–31.03.2009. – № 3 (ч. III). – Ст. 265.

10. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. и учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. ; [подгот. Филипом Гиллом и др. ; предисл.: ]. – СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2001. – 112 с. ; [Электронный ресурс]. – URL: www. *****/ofdocs/ifla/ifla03.pdf (дата обращения: 01.02.2011).

11. Фенелонов библиотеки: нормы организации сети, основного ресурсного обеспечения // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1. – С. 124–147.

12. Global Library Statistics / S. Ellis, M. Heaney, P. Meunier, R. Poll // IFLA Journal. – 2009. – Vol. 35, N 2. – P. 123–130.

13. Together We Shape Better Libraries: the Swedish Quality Handbook Project / C. J. Adrial, J. Edgren, J. Nilsson, S. Månsby // IFLA Journal. – 2005. – Vol. 31, N 2. – P. 188–193.

// Информационный бюллетень РБА. № 58. – С. 76-79.

Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки: принят Конф. РБА, XIII Ежегод. сессия, 22 мая 2008 г. // Информ. бюл. РБА. 2008. № 48. С. 50–59 ; То же [Электронный ресурс]. URL: http://*****/programm/mod_stand_new. doc (дата обращения: 01.02.2011).

Базовые нормы организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований: приняты Конф. РБА, XII Ежегод. сессия, 16 мая 2007 г. URL:

http://*****/or/od/baz. doc (дата обращения: 01.02.2011).

Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Междунар. федерация библ. ассоц. И учреждений, Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. ; предисл. . СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 20с.

4 Together We Shape Better Libraries: the Swedish Quality Handbook Project / C. J. Adrial et all. // IFLA Journal. 2005. Vol.31, N 2. P. 188–193.

5 Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек [Электронный ресурс]. 2001. URL: www. *****/ofdocs/ifla/ifla03.pdf (дата обращения: 01.02.2011).

6 Пол Р., Бокхорст П. те. Измерение качества деятельности библиотек. М. : Пашков дом, 2008. С. 8.

Global Library Statistics / S. Ellis et all. // IFLA Journal. 2009. Vol. 35, N 2. P. 123–130.

Плюсы методики

В чем видятся положительные стороны предложенной методики по составлению региональных минимальных норм организации сети, основного ресурсного обеспечения и деятельности муниципальных библиотек?**

Во-первых, содержащиеся в них предложения по формированию минимального стандарта базируются на проверенной в отечественной практике системе нормативов, а также на заимствованных из международной практики рекомендациях по организации библиотечной сети.

Представляется особенно важным определение (на основе прежней практики расчета штатов, объема фондов и типового проектирования библиотечных зданий) комплекса минимальных требований к библиотеке как базовой единице сети библиотечного обслуживания и введение показателя допустимого территориального сближения библиотек.

Во-вторых, для практического использования предложены нормы деятельности, позволяющие реализовать требование повышения экономической эффективности работы библиотек.

В-третьих, предложенная система нормативов позволяет более дифференцированно, более гибко подойти к обеспечению деятельности библиотек, работающих в разных условиях, чем создается основа для более равномерного распределения библиотечных ресурсов по территории и лучшего их использования.

И, наконец, методика предлагает новые принципы формирования финансовых норм по муниципальным библиотекам на базе требований к минимальному материальному и кадровому обеспечению.

Приложение

Проект регионального минимального социального стандарта обслуживания муниципалитетов общедоступными библиотеками

1. Общие положения

1.1. Минимальный стандарт библиотечного обслуживания включает в себя, наряду с общими требованиями, минимальные нормы обеспечения материальными ресурсами и нормы деятельности библиотек. Он дает общие усредненные нормы, которые, при определенных условиях и по общим для региона требованиями методикам, могут уточняться в применении к конкретным поселениям и библиотекам.

1.2. Составление минимального социального стандарта на библиотечное обслуживание предусматривает достижение следующих основных целей:

• предоставление всем гражданам примерно равных возможностей в получении обслуживания через муниципальные общедоступные библиотеки; • экономически эффективное использование ресурсов, выделяемых на библиотечное дело, за счет оптимального соотношения затрат на библиотеки и результатов библиотечной работы; • создание для этого необходимых условий, в т. ч. за счет развития или оптимизации сети муниципальных общедоступных библиотек, обеспечения их помещениями, оборудованием, техническими средствами, персоналом, формирования и ежегодного пополнения библиотечных фондов, справочного аппарата, развития взаимодействия библиотек в распределении библиотечных ресурсов и в библиотечном обслуживании потребителей; • дифференциацию минимума материального ресурсного обеспечения библиотек с учетом условий и особенностей их работы; • установление и дифференциацию требований к работе (нагрузке) библиотечного персонала, обеспечивающих оптимальный уровень ее эффективности и позволяющих частично реализовать принцип оплаты труда с учетом достигнутых результатов.

1.3. Наличие минимального социального стандарта не исключает экономически оправданного превышения минимума ресурсного обеспечения библиотек, в т. ч. технического оснащения, при наличии у муниципалитета дополнительных финансовых возможностей.

1.4. Нормы стандарта позволяют не только упорядочить существующую систему библиотечного обслуживания, сохранить дееспособные библиотеки и поддерживать их функционирование, но и решать задачу открытия новых библиотек там, где они необходимы.

1.5. Отличительная особенность предлагаемого проекта стандарта- включение нормативов нагрузки на библиотечного работника, что должно будет обеспечить эффективное использование трудовых ресурсов библиотек, более справедливую оплату труда библиотечного персонала, защиту библиотечных работников от чрезмерных требований учредителей.

1.6. В стандарте, наряду с нормами для обычных сельских и городских библиотек, предусматриваются также нормы минимального ресурсного обеспечения для центральных муниципальных библиотек, отражающие особенности их работы.

2. Обязательный минимальный набор услуг, оказываемых библиотеками бесплатно

2.1. Населению области гарантируется получение обязательного минимума услуг, которые должны оказываться общедоступными библиотеками бесплатно. Перечень этих услуг включает в себя:

• предоставление населению возможности пользования общедоступными библиотеками, расположенными не далее чем в 3 км, или организованными ими пунктами обслуживания, находящимися не далее чем в 2 км от места жительства потенциальных пользователей; • предоставление на время книг и других документов для работы с ними на дому (через абонемент)или в библиотеке; • предоставление посетителям возможности пользоваться справочным аппаратом к фондам библиотеки, а при его временном отсутствии находить нужные источники непосредственно в библиотечном фонде; • получение помощи от библиотекаря по поиску нужных пользователю документов в фонде библиотеки или фондах других библиотек.

2.2. Перечисленный выше набор минимальных требований касается всех без исключения общедоступных библиотек.

3. Базовые нормы организации сети муниципальных общедоступных библиотек и их ресурсного обеспечения

3.1. Каждое сельское поселение должно иметь как минимум одну муниципальную общедоступную библиотеку, расположенную в административном центре поселения, располагающую универсальным фондом книги других документов, отраженных в справочном аппарате, помещением, оснащенным минимумом оборудования и мебели для размещения книг, работы персонала и читателей, средствами связи, противопожарной защиты, а также имеющую в штате как минимум одного библиотечного работника с образованием не ниже среднего.

В сельских поселениях с числом жителей свыше 2 тыс. могут быть еще одна или несколько подобных общедоступных библиотек при условии, что на каждую из них будет приходиться не менее 1 тыс. жителей и расстояние между ближайшими общедоступными библиотеками одного вида (обслуживающими одни и те же возрастные группы) будет не менее 3 км.

3.2. Если в районе обслуживания сельской библиотеки насчитывается более 2 тыс. жителей, допускается наличие в нем второй – детской – библиотеки.

3.3. В виде исключения допускается сохранение библиотеки, имеющей в районе обслуживания от 500до 1 тыс. жителей, при условии, что ее работник будет дополнительно к библиотечной вести клубную работу или совмещать свою основную работу с выполнением обязанностей, к примеру, социального работника, почтальона или вести другую работу по поручению администрации поселения. Если потребности в таком совмещении нет, для библиотеки устанавливается 0,5 ставки библиотекаря.

3.4. При наличии в сельском поселении нескольких общедоступных библиотек та из них, которая находится в административном центре поселения, может быть утверждена в качестве опорной библиотеки.

3.5. Минимальная норма ресурсного обеспечения для каждой из библиотек сельского поселения определяется базовыми нормами с учетом количества потенциальных читателей () или льготными нормами, установленными для данного поселения в связи с наличием факторов, позволяющих применить корректирующие поправочные коэффициенты. При наличии водном районе обслуживания библиотеки для взрослых и библиотеки для детей общая для района обслуживания норма делится между ними пропорционально числу обслуживаемых читателей.

В основные базовые минимальные нормы выделены затенением, производные от них, не выделенные показатели приводятся для того, чтобы лучше показать принципы и закономерности формирования базовых норм и облегчить расчет величины ресурсного обеспечения и объемов деятельности в границах групп библиотек, выделенных по числу жителей в районе обслуживания.

3.7. В каждом городском поселении должна быть как минимум одна библиотека, расположенная в административном центре поселения, располагающая универсальным фондом книг и других документов, отраженных в справочном аппарате библиотеки, помещением, оснащенным минимумом оборудования и мебели для размещения книг, работы персонала и читателей, средствами связи, противопожарной защиты,3 также имеющая в штате как минимум одного библиотечного работника со специальным образованием.

3.8. В городском поселении могут быть и другие муниципальные библиотеки, при условии, что каждая из них обслуживает отдельный участок городской территории с населением не менее 2 тыс. чел. и расстояние от каждой из библиотек до близлежащей общедоступной библиотеки одного и того же вида составит более 2 км.

3.9. В каждом районе обслуживания городской библиотеки с населением более 4 тыс. жителей могут быть созданы две библиотеки: библиотека для обслуживания взрослых и библиотека для обслуживания детей.

3.10. Минимальная норма ресурсного обеспечения для каждой из библиотек городского поселения определяется базовыми нормами () с учетом количества потенциальных читателей. При наличии в одном районе обслуживания библиотеки для взрослых и библиотеки для детей общая для района обслуживания норма делится между ними пропорционально числу читателей.

3.11. В административном центре каждого муниципального района в общем числе общедоступных библиотек выделяются межпоселенческие библиотеки: центральная районная библиотека для взрослых и центральная детская библиотека в виде самостоятельных (автономных) учреждений или библиотек, выполняющих функции центральных в централизованной библиотечной системе района.

3.12. При наличии в городе (городском округе), не являющемся центром муниципального района, нескольких муниципальных общедоступных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной, а при наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.

3.13. В городах, где, наряду с администрацией города, находится администрация сельского района, расположенные здесь районные библиотеки, по совместному решению этих администраций, могут выполнять функции городского обслуживания, в т. ч. в небольших городах – функции центральных городских библиотек (для взрослых и для детей).

3.14. Ресурсное обеспечение центральных библиотек района, города будет определяться на основе базовых нормативов (). а других, расположенных в районном центре, городе общедоступных муниципальных библиотек, – по базовым или льготным нормам для обычных сельских, поселковых, городских библиотек.

3.15. В дополнение к нормам ресурсного обеспечения центральных муниципальных библиотек, данным в , в качестве обязательного минимума предусматривается оснащение их компьютером, принтером, ксероксом. Для центральной библиотеки ЦБС количество компьютеров должно быть достаточным, чтобы обеспечивать выполнение функций по централизованному комплектованию, обработке новых поступлений, учету их распределения и перераспределения по филиалам, формированию сводного электронного каталога, также функций по управлению всей системой.

4. Базовые нормы деятельности библиотек

4.1. Для каждой из муниципальных общедоступных библиотек, за исключением центральных, определяются базовые нормы деятельности:

• минимальный объем работы и максимальная норма нагрузки на библиотечного работника выражаются в «условной услуге» и зависят от количества населения в районе обслуживания (); • минимальные требования по качеству обслуживания, определяемые по проценту отказов к общему объему книговыдачи за год. Требования к качеству одинаковы для всех библиотек: не более 15% отказов при нормальном ресурсном обеспечении библиотеки и не более 20% – для других случаев.

4.2. Общий объем работы библиотеки и нагрузка на библиотечного работника на год для каждой конкретной библиотеки должны соотноситься с уровнем фактического обеспечения основными ресурсами и, соответственно, снижаться при их недостаточности.

4.3. Для вновь открываемых библиотек предусматриваются заниженные (на 50%) нормы нагрузкина библиотечного работника в первые три года работы.

4.4. Базовой основой формирования обобщающего показателя конечных результатов деятельностимуниципальной библиотеки – «условной услуги» – является фактическая выдача документов, составляющаясегодня основную часть работы библиотеки с пользователем и требующая наибольших затрат труда всегоколлектива. Другие наиболее важные виды конечного результата этой деятельности переводятся в показатель"условной услуги» с помощью следующих коэффициентов:

Коэффициенты перевода результатов некоторых основных видов работы с потребителями в «условную услугу»


4.5. Возможно, что предлагаемые значения коэффициентов, после проведения дополнительных исследований и учета опыта их применения, будут уточнены, однако очень важно, чтобы они был и едиными для всей страны и позволял и корректно сравнивать между собой как отдельные библиотеки, так и различные их совокупности.

4.6. Перевыполнение ежегодно устанавливаемых учредителем норм обслуживания без снижения его качества должно, в принципе, поощряться материально в соответствии с порядком, установленным учредителем, например, из расчета сложившихся средних – на одну условную книговыдачу – затрат основной зарплаты.

5. Поправочные коэффициенты к базовым нормам

5.1. При установлении поправочных коэффициентов к привязке региональных норм к условиям муниципалитетов должны учитываться следующие факторы:

• суровый климат, отнесение территории к северным и приравненным к ним районам, что влияет и на ресурсное обеспечение, и на интенсивность пользования библиотеками; • сложность рельефа местности, отнесение территории к горным районам, где затруднено общение между частями поселения и требуются дополнительные усилия и затраты для поддержания библиотечной работы на оптимальном уровне; • большая протяженность района обслуживания, связанная обычно либо с наличием в составе поселения мелких населенных пунктов, что не позволяет набрать оптимальную норму числа жителей для создания компактного по территории поселения, либо территориальной удаленностью части их от центра поселения в местах слабой заселенности. Этот фактор влияет на норму книгообеспеченности, требует дополнительных затрат труда на организацию библиотечного обслуживания удаленных населенных пунктов; • многонациональный состав обслуживаемого населения.

Наличие последнего фактора требует повышения книгообеспеченности и уменьшения нагрузки.

Поправочные коэффициенты для библиотек сельских и городских поселений


5.2. Для центральных библиотек районов и округов могут учитываться факторы, связанные с климатом и наличием многонационального населения. Кроме того, при децентрализации численность персонала бывших центральных библиотек ЦБС должна уменьшаться с учетом сокращения объемов ранее централизованных процессов комплектования, обработки и т. д.

5.3. Состав набора факторов и размеры поправочных коэффициентов утверждаются каждые пять лет после проведения исследований, уточняющих условия организации сети и функционирования библиотек в регионе.


Приложение 1

к Проекту регионального минимального
социального стандарта обслуживания муниципалитетов
общедоступными библиотеками

Номенклатура библиотечного оборудования должна включать: стеллажи (стационарные и передвижные), кафедры выдачи, каталожные ящики, тумбы для формуляров читателей, шкафы, столы, в том числе компьютерные и для оргтехники, стойки для хранения дисков, стулья, кресла компьютерные, оборудование для экспонирования документов (витрины , передвижные стеллажи, застекленные шкафы, шкафы с подсветкой и т. д.), специальные стеллажи для периодических изданий, рекламные стенды и др.

Библиотека, обслуживающая особые группы пользователей (дети, инвалиды и др.) должна быть оборудована специальной мебелью.

Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям прочности, долговечности и безопасности, должны быть удобными и функциональными, органично вписываться в имеющийся интерьер.

Библиотечные фонды должны размещаться и храниться на специальных стеллажах в условиях закрытого и открытого доступа к фондам.

В соответствие с Базовыми нормами для размещения фонда в закрытых условиях должны использоваться стальные одно - и двухсторонние, шести - и семи полочные стеллажи, в условиях открытого доступа –стеллажи, имеющие не более шести полок.

Стандартные шестиполочные односторонние стеллажи имеют размеры (в см): высота – 180, глубина – 22,5, длина полки – 100, расстояние между полками – 27, толщина полок – 2, цоколь – 5,5, карниз – 2,5. Высота семиполочного стеллажа – 210 см.

Базовая норма размещения книг на стеллажах: на односторонних семиполочных стеллажах в среднем 350 книг, на шестиполочном – 300 книг.

Библиотеки должны быть оборудованы специальной мебелью для обслуживания особых групп пользователей (детского, юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).

Нормы допускают использование специальных полок-вертушек с независимо вращающимися ярусами, тележек для транспортировки книг, шкафов формулярных и пр.

Базовые нормы требуют оборудования читательской зоны одноместными и двухместными столами разной формы, абонемента – квадратными столами (0,7 х 0,7 м) и полумягкими стульями.

Передвижная (мобильная) библиотека должна быть оборудована специальной библиотечной мебелью и компьютерной техникой .

5. Нормы организации публичного пространства

Публичное пространство библиотеки должно соответствовать базовым требованиям универсального использования библиотечных помещений с учетом специальных технических норм (приложение № 5).

Организация публичного пространства зависит от размера площади публичной библиотеки. Размеры площадей муниципальных публичных библиотек
должны определяться действующими нормами, установленными на основе
СНиП «Общественные здания и сооружения».

Библиотека должна иметь свободные подходы к зданию, наружную рекламу. При размещении в одном здании с другими учреждениями библиотека должна иметь автономный вход для свободного доступа посетителей. В библиотеке должны быть приняты все меры по обеспечению безопасности пользователей и персонала, защиты ресурсов.

Расчетные показатели для определения общих площадей для библиотеки – это объем фондов и число читательских мест. В помещении муниципальной публичной библиотеки должны быть выделены

помещения обслуживания пользователей;

помещения хранения библиотечных фондов;

служебные и вспомогательные помещения.

1. Площадь помещений для обслуживания пользователей определяется в соответствии со следующими нормами:

площадь помещений для размещения фонда абонемента определяется из расчета не менее 5 кв. м на 1000 томов;

площадь помещений для размещения фонда читального зала определяется из расчета 10 кв. м на 1000 томов;

площадь помещений для размещения специализированных отделов определяется из расчета 5 кв. м на 1000 единиц хранения;

площадь для обслуживания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности требует своего увеличения из расчета 2,7–3,0 кв. м на 1 пользователя. Библиотека должна быть приспособлена и оборудована для обслуживания людей с плохим зрением и другими физическими ограничениями: иметь пандусы при входе-выходе, при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты, специальные кресла для работы в библиотеке и т. д.;

площадь помещений для размещения справочно-информационного аппарата (каталоги) определяется из расчета не менее 3,5 кв. м на 1 каталожный шкаф;

площадь помещений для размещения кафедр приема и выдачи литературы определяется из расчета 4,5 кв. м на 1 кафедру;

число посадочных мест в библиотеке определяется из расчета 2,5 кв. м на одно место; около 10% посадочных мест для пользователей должны находиться в зоне отдыха;

проходы между стеллажами должны быть шириной 75 см, главный проход между торцами стеллажей – 120 см, между стеной и стеллажом, параллельным стене – 75 см, между стеной и торцом стеллажа – 45 см;

для размещения выставок площадь библиотеки (абонемент, читальный зал) требует своего увеличения до 10%;

для проведения культурно-массовых мероприятий необходимо иметь отдельное помещение не менее 25 кв. м;

площадь для размещения автоматизированных рабочих мест определяется из расчета не менее 6,0 кв. м на 1 пользователя.

Площадь вестибюля планируется из расчета 0,2 кв. м на 1 посетителя.

Площадь гардероба планируется из расчета 0,08 кв. м на 1 крючок консольной вешалки .

2. При расчете площади хранения следует учитывать следующие нормы:

площадь помещений для книг и журналов определяется из расчета не менее 2,5 кв. м на 1 000 томов;

площадь помещений для газетных подшивок определяется из расчета не менее 14 кв. м на 1 000 подшивок;

площадь помещений для аудиовизуальных документов определяется из расчета не менее 3 кв. м на 1 000 экземпляров.

3. При расчете служебных и вспомогательных помещений применяется норма – не менее 20% от площади читательской зоны. Проход через помещения хранения фондов и размещение в них рабочих мест сотрудников других функциональных отделов библиотеки не допускается.

Все помещения зоны обслуживания читателей, вспомогательные помещения по обслуживанию читателей (вестибюль, зоны отдыха, курительные и санузлы) должны быть доступны для инвалидов.

6. Нормы ресурсного обеспечения

комфортного пребывания пользователей в библиотеке

В каждой публичной библиотеке должны быть предусмотрены и соблюдены нормы ресурсов комфортного пребывания пользователей в библиотеке, которые оказывают серьезное влияние на работоспособность пользователей и библиотечного персонала в стенах библиотеки, включают: наличие освещения, уровень температурного, шумового режимов и т. д.

Помещения доступа пользователей к информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) должны удовлетворять определенным требованиям, изложенным в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормах «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03».

В читальных залах обязательно сочетание естественного и искусственного освещения. Предельной нормой освещения библиотеки является 200 люксов (лк).

При закрытом доступе к фонду норма освещения на поверхности документа − не более 50 лк. Освещение может быть искусственным и естественным. Светильники должны располагаться на расстоянии не менее 0,5 м от поверхности документа, стеллажа или шкафа.

Норма теплового режима в помещении закрытого доступа к фонду − не более 18 (±2ºС) и относительная влажность воздуха 55 (±5)%.

В читальных залах и рабочих помещениях персонала библиотеки норма температурно-влажностного режима составляет значения соответственно: температура воздуха 20±1,5ºС, относительная влажность 45 (±7)%. Ночью и в выходные дни температура не должна превышать +17-18ºС.

Предельно допустимая норма шума в помещениях библиотеки – значение 40 вБ.

Техническое оборудование должно функционировать при определенных параметрах окружающей среды: температура – от +5º до +46ºС, уровень относительной влажности – от 10% до 85%.

Не допускается использование для размещения библиотек ветхих строений, зданий с сырыми основными, подвальными, чердачными помещениями, печным отоплением, а также не имеющих естественной вентиляции воздуха.

Базовые нормы для полноценного обслуживания пользователей обязывают библиотеки иметь в достаточном количестве библиотечную технику (приложение № 6).

Базовые нормы ресурсного обеспечения услуг муниципальных публичных библиотек предусматривают регулярный ремонт помещений , их технологическую модернизацию.

7. Нормы ресурсного обеспечения пожарной безопасности

Базовые нормы пожарной безопасности рекомендуют при размещении библиотек в приспособленных зданиях и помещениях предварительно проводить в установленном порядке экспертизу. Экспертиза должна определить степень огнестойкости здания, долговечность его основных конструкций и прочность межэтажных перекрытий с учетом потенциальных нагрузок, состояние помещений здания (поэтажных, подвальных, чердачных), наличие и состояние отопительных и вентиляционных систем , систем водопровода и канализации , систем энергоснабжения и связи с учетом процессов автоматизации библиотеки.

Предметы библиотечной мебели должны соответствовать требованиям государственного пожарного надзора.

В каждой муниципальной публичной библиотеке должен быть установлен соответствующий их пожарной опасности противопожарный режим и обеспечена безопасность людей при пожаре.

Каждая муниципальная публичная библиотека обеспечивается охранно-пожарной сигнализацией и средствами противопожарной защиты исходя из базовой нормы − 1 огнетушитель на 50 кв. м пола, но не менее 1 на каждое помещение, в центральных библиотеках – не менее 2 переносных огнетушителей на этаже.

8. Нормы кадровых ресурсов и оплаты труда

Штатная численность персонала муниципальных публичных библиотек устанавливается администрацией библиотечной системы (объединения) в зависимости от рабочей нагрузки библиотекарей и утверждается руководителем учреждения при согласовании с учредителем и финансовым органом.

Расчет штатной численности основного персонала библиотеки осуществляется в соответствии с «Межотраслевыми нормами времени на работы, выполняемые в библиотеках» и с учетом практики работы муниципальных библиотек:

на комплектование и обработка документов – из расчета 0,5 сотрудника на 1 000 экз. новых поступлений;

на обслуживание читателей из расчета 1 сотрудник, занимающийся непосредственно обслуживанием читателей:

на 750 читателей и 13 тыс. книговыдач;

на 500 читателей и 10 тыс. книговыдач в сельской библиотеке;

на 650 читателей, 13,5 тыс. экз. и 6-7 тыс. посещений на 1 библиотекаря, занятого обслуживанием читателей – детей;

В штатном расписании муниципальных публичных библиотек должны быть предусмотрены специалисты для внедрения и использования информационных и телекоммуникационных технологий (программисты, системные администраторы).

Для определения группы по оплате труда руководителей и специалистов библиотек, муниципальных библиотечных систем используются «Временные показатели и порядок отнесения муниципальных библиотек, муниципальных библиотечных систем, библиотечных объединений и межпоселенческих библиотек к группам по оплате труда руководителей и специалистов». (Приложение 7). Для определения размеров должностных окладов используются нормативно-правовые документы, регламентирующие новую систему оплаты труда.

V. Последовательность применения Базовых норм

1. Анализ библиотечной сети

На первоначальном этапе применения Базовых норм выясняется наличие факторов, дающих право на льготные нормы, или фиксируется их отсутствие. С учетом принятой основной или скорректированной нормативной базы определяется идеальная, соответствующая требованиям Базовых норм, сеть публичных библиотек муниципального образования .

На основании полученных данных о количестве и виде библиотек, которые должны быть в муниципальном образовании, а также в зависимости от района обслуживания для каждой из библиотек рассчитываются нормы штатной численности, фонда документов, объема основных средств.

Сопоставление полученных данных с данными о фактическом состоянии библиотечной сети позволит выявить необходимость в ее упорядочении или расширении, определить наличие дефицита ресурсов, потребности в текущем пополнении библиотек документами, определить потребность в изменении показателей деятельности.

Анализ полученных данных позволит определить особенности организации библиотечного обслуживания в конкретных муниципальных образованиях, поможет определить источники, объемы и сроки выделения средств, необходимых для реализации Базовых норм.

2. Порядок финансового обеспечения внедрения Базовых норм

На основе данных о потребности в материальных ресурсах по каждому поселению может быть сделан общий и постатейный расчет финансовых затрат, которые потребуются для выполнения требований региональных минимальных базисных норм, в т. ч. в расчете на душу населения, а также определены приоритеты в сроках и источниках покрытия имеющегося дефицита средств.

из бюджета поселения;

из бюджета района;

из бюджета города;

из иных бюджетов (федерального, краевого).

VI. Оценка эффективности деятельности библиотек по оказанию

услуг населению

Оценка эффективности деятельности библиотек по оказанию услуг населению осуществляется с учетом четырех групп показателей: социально значимые показатели, эффективность использования ресурсов, экономическая эффективность, количественные и качественные показатели оценки услуг.

Социально значимые показатели:

доступ пользователей к мировым информационным ресурсам;

доставка информации на рабочий стол пользователя;

оперативность и точность доставки информации пользователю;

хорошие условия работы в библиотеке;

охват населения библиотечным обслуживанием;

общее количество посещений библиотеки на душу населения.

Эффективность использования ресурсов:

общий объем библиотечного фонда в расчете на одного жителя (книгообеспеченность);

число компьютерных терминалов / персональных компьютеров в расчете на одного жителя;

число компьютеров для пользователей в расчете на одного жителя;

соотношение числа сотрудников на полной ставке и численности населения (нагрузка на одного библиотекаря по числу жителей);

соотношение сотрудников-специалистов и численности населения;

соотношение числа сотрудников на полной ставке и числа пользователей.

Экономическая эффективность:

общие расходы в расчете на одного жителя,

общие расходы на обслуживание одного пользователя;

общие расходы на выдачу одного документа;

общие расходы на одно посещение;

статистические данные в сравнении с другими сопоставимыми библиотеками в муниципальном образовании, регионе, стране, за рубежом.

Количественные и качественные показатели оценки библиотечной услуги:

количественные показатели:

число пользователей библиотеки;

количество выданных документов;

количество выданных документов или их копий из фондов других библиотек;

количество посещений библиотеки пользователями;

качественные показатели:

предоставление полной информации о составе библиотечных фондов;

средняя читаемость;

средняя обращаемость библиотечного фонда;

средняя посещаемость библиотеки;

число обращений к электронным ресурсам и электронным справочно-поисковым системам;

уровень удовлетворения населения библиотечными услугами (по результатам социологических исследований);

количество удовлетворенных информационных запросов о предоставленной информации.

Приложение

Базовые нормы организации сети публичных библиотек муниципальных образований

Наименование

показателя

(обеспечения)

Административно-территориальный уровень

библиотеки

Норма

обеспечения

Примечания

Размещение публичных библиотек.

Доступность услуг

Доступность библиотечных услуг, прежде всего, определяется размещением публичных библиотек и режимом их работы

Сельское поселение
с численностью населения до 500 человек

1 библиотека-филиал

Основными требованиями к организации библиотечного обслуживания в сельских поселениях является обязательное предоставление населению библиотечных услуг во всех населенных пунктах, в том числе с малой численностью жителей (менее 100 человек).

В этих целях необходимо предусматривать кроме стационарных библиотек организацию нестационарного библиотечного обслуживания передвижные (мобильные) библиотеки, а также библиотечные пункты, в которых регулярно (не менее одного раза в месяц) обновляются книги и другие носители информации. Доставка изданий в библиотечные пункты осуществляется с помощью местных транспортных средств

Сельское поселение, являющееся административным центром сельских поселений, с численностью населения от 500 до 1 000 человек

Публичная поселенческая библиотека

поселенческая библиотека

1 библиотека-филиал

При наличии в сельском поселении нескольких публичных библиотек та из них, которая находится в административном центре поселения, может быть утверждена в качестве опорной библиотеки.

Вариант: обслуживание взрослых и детей на базе поселенческой библиотеки (детский отдел библиотеки сельского поселения)

Поселение, являющееся административным центром с численностью населения более 1 000 человек

Публичная поселенческая (межпоселенческая центральная) библиотека

Центральная районная детская (межпоселенческая) библиотека

1 библиотека

сельского поселения

на каждую 1 000 жителей

1 детская библиотека на каждую 1 000 детей

В сельских поселениях с числом жителей свыше 1000 человек дополнительно создаются публичные библиотеки из расчета 1 библиотека при расстоянии не менее 3 км до ближайшей библиотеки

Сельский населенный пункт (в составе поселения)

Библиотека-филиал поселенческой библиотеки

Стационарный библиотечный пункт

Передвижная библиотека (библиобус)

1 библиотека в поселении с численностью населения менее 500 жителей, находящийся на расстоянии до 5 км от административного центра поселения

Вариант: внестационарное обслуживание организует библиотека поселения при условии обеспечения транспортом для доставки литературы

Вариант: передвижная библиотека (библиобус) центральной районной (межпоселенческой) библиотеки осуществляет обслуживание по графику

Библиотека в составе культурно-досугового (социально-культурного) комплекса сельско­го поселения

Создается при обязательном условии сохранения всех функций оказания населению библиотечных услуг в соответствии с базовыми нормами

Городское поселение

Количество публичных муниципальных библиотек в городских поселениях (городских округах) зависит от общей численности населения, в т. ч. от численности детей и молодежи.

Общее количество библиотек определяется из расчета:

в районах с многоэтажной застройкой – одна библиотека на 20 000 жителей, в районах со среднеэтажной застройкой – одна библиотека на 10-15 000 жителей.

Библиотека

городского поселения

1 библиотека в каждом городском поселении с числом жителей до 2 000 жителей

Детская библиотека городского поселения

1 библиотека при наличии в районе обслуживания не менее 500 жителей в возрасте до 14 лет

При наличии в городском поселении нескольких детских библиотек одна из них может выполнять по отношению к ним функции опорной

Городской округ

Библиотека городского округа

Детская библиотека городского округа

Молодежная библиотека городского округа

1 библиотека на 10 000 жителей с учетом пешеходной доступности библиотеки

1 детская библиотека из расчета 5 500 детей дошкольного и школьного возраста

1 молодежная библиотека на 17 000 жителей в возрасте от 15 до 25 лет в городском округе с численностью населения свыше 50 000 человек

При наличии в городе (городском округе), не являющемся центром муниципального района, нескольких муниципальных публичных библиотек одна из них выделяется в качестве центральной.

При наличии в городе нескольких детских библиотек одна из них должна выполнять функции центральной для всех остальных детских библиотек.

Вариант: детские и молодежные библиотеки могут создаваться как самостоятельные учреждения, как объединенные библиотеки для детей и молодежи с 2 отделами по соответствующим возрастным категориям пользователей либо как отделы (детский, молодежный)

Вариант: молодежный отдел центральной городской библиотеки

1 библиотека в каждом городе независимо от численности населения

Центральная детская библиотека

1 библиотека в каждом городе независимо от численности детского населения

1 детская библиотека в городском округе численностью до 50 000 жителей;

1 детская библиотека на 4 000 учащихся и дошкольников в городских округа с численностью жителей свыше 50 000 человек

Городской округ при наличии на его территории администрации сельского района

Центральная городская библиотека

Центральная районная (межпоселенческая) библиотека

Центральная районная детская библиотека

В городах где наряду с администрацией города, находится администрация сельского района, расположенные здесь районные библиотеки, по совместному решению этих администраций могут выполнять функции обслуживания городского населения, в том числе в небольших городах

Городской округ при наличии сельских поселений на территории городского округа

Публичная муни­ципальная библиотека

  • Оценка работы библиотечного персонала, Консультация в помощь проведению аттестации
  • Библиотечный фонд, учебно-методический комплекс по специальности 071201 «Библиотечно-информационная деятельность»
  • Дополнительные показатели

    Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

    По = А: Ч х 100.


    В массовых библиотеках охват в 70-80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

    В библиотеках образовательных учреждений - 100 % вполне реальная цифра.

    Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

    Рассчитывается Ки следующим образом:

    сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

    Например:

    фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

    книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

    Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

    Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

    Экономические показатели работы библиотеки

    Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

    Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы


    Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

    Путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

    Путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):



    Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год
    (Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):


    Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П):


    Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

    Показатели времени


    Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

    Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

    • со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
    • со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
    • со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
    • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
    Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

    Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
    7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. - М., 1973. - 70 с.

    8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

    9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой - М., 1985. - 192 с.

    10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. - М., 1985.-302 с.

    11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

    12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

    13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

    14. Суслова И.М. Библиотечная статистика - современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. - М.,1996. - 35 с.

    15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

    16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

    17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. -74 с.

    18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. - № 2. - С. 14-22.

    19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

    20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17-20.

    Обоснование
    составления проекта типовых штатов Централизованной библиотечной системы
    города Липецка

    Согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления в Российской федерации» N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. администрация городского поселения должна обеспечить организацию библиотечного обслуживания населения (пункт 16 статья 16). Президент РФ в своем Послании Федеральному собранию 26.04.2007 г. особое внимание уделил модернизации библиотечной отрасли.
    В настоящее время в муниципальных библиотеках требует решения целый комплекс проблем: укрепление материально-технической базы, систематическое формирование информационных ресурсов, оптимизация сети. Но самая главная из них — это кадровая проблема.
    Действующее штатное расписание МУ «Централизованная библиотечная система города Липецка» составлено на основании Временных типовых штатов Министерства культуры СССР, утвержденных приказом Министерства культуры СССР 29 января 1979 г. N 53.
    Вместе с тем, социально-экономические и политические реформы в нашем обществе, стремительное развитие информационных технологий привели к повышению социальной роли и усложнению функций публичных библиотек. Библиотекари стали выполнять не присущие ранее виды работ: создают электронные базы данных собственной генерации (120 тыс. записей), ведут активную просветительскую работу (1500-1700 массовых мероприятий в год), работают на открытых городских площадках, в организациях, учреждениях, готовят документы для проведения котировок и торгов и прочее.
    Вся эта деятельность ведется без дополнительной оплаты, так как эти виды работ никак не отражены в Типовых штатах. Объем и характер выполняемых работ не соответствует количеству штатных сотрудников.
    Несоответствие объема и характера выполняемых работ количеству сотрудников отчетливо просматривается при сопоставлении нормативного фонда рабочего времени и расхода рабочего времени МУ «ЦБС» в 2007 году: 424554,5 часов при нормативном — 286480,8. (при условии, что ряд работ не был обсчитан, т.к. отсутствуют нормы времени, например, на создание полнотекстовых баз данных, сайта, поиску в Интернет и т.д..) (см. Приложение N1).

    В 2007 году текучесть кадров составила более 25% от числа библиотекарей. Все специалисты (всего 8% от общего числа библиотекарей) преимущественно старше 45 лет, со средним специальным образованием — только 2%.Сорок процентов специалистов достигли пенсионного и предпенсионного возраста. Количество молодых библиотекарей (до 30 лет) составляют всего лишь 15% от общего числа.
    Нестабильность коллектива, отсутствие специалистов сказывается на качестве библиотечных услуг.
    Утверждение типовых штатов Централизованной библиотечной системы города Липецка позволит обеспечить реализацию полномочий местных органов власти и нормативную потребность в штатных работниках, исходя из количества населения. А так же повысит социальную защищенность сотрудников, обеспечить стабильность кадрового состава и сохранность библиотечных фондов, привлечь молодых специалистов в муниципальные библиотеки, улучшить качество предоставляемых услуг, повысить востребованность муниципальных библиотек.
    Проект Типовых штатов составлен на основании «Базовых норм организации сети и ресурсного обеспечения общедоступных библиотек муниципальных образований», «Модельного стандарта публичной библиотеки», «Временных типовых штатов Министерства культуры СССР» с учетом нормативных документов других муниципальных образований и потребности муниципальных библиотек на современном этапе.

    Типовые штаты
    Централизованной библиотечной системы города Липецка

    Наименование должностей

    С числом читателей от 1 0 до 25 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач от 2 1 0 до 525 тыс. экз.

    С числом читателей от 25 до 50 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач от 525 до 1050 тыс. экз.

    С числом читателей свыше 50 тыс. в год, среднегодовым количеством книговыдач свыше 1050 тыс. экз.

    Администрация

    Директор
    Заместитель по библиотечному развитию
    Заместитель по информационным ресурсам
    Заместитель по административно-хозяйственной части и капитальным ремонтам
    Бухгалтерия ЦБС.
    Главный бухгалтер
    Бухгалтер
    Кассир

    Отдел кадров ЦБС

    Начальник отдела
    Инспектор по кадрам
    Секретарь — машинистка

    Хозяйственный отдел

    Начальник отдела
    Переплетчик
    Слесарь-сантехник
    Электромонтер
    Рабочий по комплексному обслуживанию зданий
    Водитель
    Кладовщик

    Центральная городская библиотека

    Заведующий библиотекой
    Методико-инновационный отдел
    Заведующий отделом
    Методист
    Оператор множительной техники

    Отдел маркетинга ЦБС

    Заведующий отделом
    Заведующий сектором по социальному партнерству и связям с общественностью
    Библиограф
    Заведующий сектором библиотечного дизайна и издательской продукции
    Художник

    Информационно-библиографический отдел ЦБС

    Заведующий отделом
    Главный библиограф
    Библиограф

    Центр правовой информации и профориентации

    Заведующий сектором
    Юрист
    Психолог
    Библиотекарь

    Интернет — центр

    Заведующий сектором
    Библиограф

    Отдел организации и использования единого фонда, внестационарных форм обслуживания, внутрисистемного обмена, межбиблиотечного абонемента

    Заведующий отделом
    Заведующий сектором репозитарного хранения
    Библиотекарь

    Отдел комплектования и обработки документов

    Заведующий отделом
    Старший редактор
    Редактор
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь

    Отдел автоматизации

    Заведующий отделом
    Программист
    Электронник

    Отдел обслуживания пользователей

    При числе пользователей свыше 600 и 12000 книговыдач в год

    Абонемент

    Заведующий отделом
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь

    Читальный зал

    Заведующий читальным залом
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь

    Специализированные структурные подразделения

    В библиотеках дополнительно могут быть созданы специализированные структурные подразделения (например: юношеский абонемент, сектор искусств, отдел массовой работы, сектор периодики, отдел информационных технологий и т.д.)

    При числе пользователей до 600 и до 12000 книговыдач в год

    При числе пользователей свыше 600 и свыше 1 2000 книговыдач в год

    Заведующий отделом
    Заведующий сектором
    Библиотекарь
    Главный библиограф

    Центральная городская детская библиотека

    Заведующий библиотекой
    Заведующий отделом обслуживания

    Абонемент

    Заведующий отделом
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь

    Читальный зал

    Заведующий отделом
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь

    Сектор информационной культуры

    Заведующий сектором
    Главный библиограф
    Библиограф

    Библиотечно—информационные центры

    С числом пользователей до 4000 и документовыдач до 80 тыс. экз.

    С числом пользователей свыше 4000 и документовыдач свыше 80 тыс.

    Руководитель БИЦ — зав. библиотекой
    Зам. руководитель БИЦ — зав. библиотекой
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь
    Библиограф

    Городская библиотека — филиал

    С числом пользователей до 1500 и документовыдач до 30 тыс.

    С числом пользователей свыше 1500 и документовыдач свыше 30 тыс.

    Заведующий библиотекой
    Главный библиотекарь
    Библиотекарь
    Библиограф

    Примечания:

    1. Сверх должностей, предусмотренных настоящими Типовыми штатами, могут вводиться, при необходимости, дополнительные штатные единицы для выполнения целей и задач, предусмотренных Уставом учреждения.

    2. В центральных библиотеках и библиотеках-филиалах могут быть созданы специализированные отделы: абонементы, читальные залы, отдел массовой работы, отдел информационных технологий, отдел искусств и т.д. В библиотечных отделах могут быть выделены секторы (сектор периодики, редкой литературы, информационной культуры и т.д.).

    3. Нормативная потребность в штатных работниках рассчитывается исходя из основных показателей деятельности конкретной библиотеки на основе конкретных расчетов.
    За основу берутся расчеты:

    • Нагрузка на одного библиотекаря — 600 читателей и 12000 книговыдач в год. При увеличении количества книговыдач более, чем на 50% вводятся 10% дополнительных штатных единиц.
    • Количество библиографов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 4 тысячи читателей, обслуживаемых ЦБС.
    • Количество главных библиотекарей, главных библиографов составляет 10% общего количества библиотечных работников.

    4. Нормативы нагрузки по числу пользователей, документовыдач и посещений не устанавливаются на директора, заместителей директора, специалистов центра правовой информации и профориентации, отдела комплектования и обработки, методико-инновационного, информационно-библиографического отдела, отдела организации и использования единого фонда, отдела маркетинга, автоматизации, отдела кадров, хозяйственного отдела.

    5. В отдел комплектования и обработки документов Центральной библиотеки сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут вводиться дополнительно штатные единицы библиотечных работников (главные библиотекари (библиографы), библиотекари (библиографы). При этом общее количество библиотекарей устанавливается из расчета 0,7 штатных единиц на 1000 томов.

    6. В методико-инновационный отдел сверх должностей, предусмотренных Типовыми штатами, могут дополнительно вводиться штатные единицы библиотечных работников. При этом общее количество штатных единиц методистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 14 публичных библиотек.

    7.Должность заведующего сектором вводится в тех случаях, когда работник наряду с выполнением порученных обязанностей осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Указанные должности в виде исключения устанавливаются также и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если он ведет самостоятельный участок работы.

    8. Инспектор по кадрам вводится из расчета 1 единица на каждые 100 сотрудников среднесписочного состава и 0,5 единицы на каждые 65 человек.

    9. Общее количество штатных единиц программистов устанавливается из расчета 1 единица на каждые 20 единиц компьютерной техники; количество электроников — из расчета 1 штатная единица на 30 единиц компьютерной техники.

    10. Расчет численности работников бухгалтерии производится из расчета:
    Бухгалтер по расчету с рабочими и служащими — 1 должность на 320 работников;
    Бухгалтер по учету основных средств — 1 должность на 7 учреждений и на каждые 5 учреждений сверх 7;
    Бухгалтер по финансовым расчетам — 1 должность на 2,5 млн.руб. годового объема смет бюджетных и внебюджетных;
    Старший экономист по финансовой работе — 1 должность от 6 до 12 млн.руб.
    Старший экономист по контролю за целевым использованием средств — 1 должность от 6 до 12 млн.руб.
    Количество штата обслуживающего и технического персонала определяется следующим образом:
    1. Норматив численности рабочих, занятых обслуживанием гардероба:
    - 1 штатная единица на каждые 200 мест в гардеробе при работе в 1 смену (8 часов).
    2. В каждом структурном подразделении, находящемся в отдельном помещении и имеющий отдельный выход, вводятся штатные единицы дневных сторожей из расчета 1 сторож на данное помещение.
    3. Норматив численности рабочих, занятых уборкой служебных и производственных помещений:
    - 1 штатная единица — на каждые 300 кв. м убираемой площади и на каждые последующие 150 кв.м. — 0,5 единицы.
    4. Норматив численности сторожей (вахтеров).
    Норматив численности сторожей (вахтеров) устанавливается в зависимости от количества постов: 1 единица в смену на 1 пост.
    5. Норматив численности машинистов (кочегаров) и рабочих, занятых обслуживанием отопительных систем:
    При газовом отоплении — 1 единица машиниста (кочегара) в смену, а в котельных, не имеющих автоматики безопасности, — 2 должности в смену.
    При централизованном теплоснабжении (ТЭЦ) в учреждениях, имеющих тепловой пункт или элеваторный узел, — 1 должность рабочего по обслуживанию и ремонту зданий, сооружений и оборудования, а при наличии бойлеров, насосов — 1 должность рабочего в смену.
    6. Норматив численности водителей: |
    При наличии на балансе учреждения транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности, устанавливается 1 единица должности водителя на каждую единицу транспортного средства, но не более 2-единиц на учреждение.
    7. Штатные единицы слесаря-сантехника и слесаря-электромонтера вводятся из расчета
    1 единица на каждые 9 муниципальных библиотек; рабочего по комплексному обслуживанию зданий — 1 единица на помещение при наличии элеваторного узла;
    8. Исходя из характера, объема и конкретных условий работы и при наличии средств, в штате общедоступной библиотеки муниципального образования с разрешения учредителя могут быть введены дополнительные должности специалистов, рабочих, обслуживающего персонала в соответствии с учрежденными должностными обязанностями и размерами должностного оклада.

    Выбор редакции
    1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

    Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

    Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

    НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
    Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
    Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
    09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
    © Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
    Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...