Понятие и признаки государственной власти и государства. Структура государственной власти


Государство - это политическая орга­низация общества, обеспечивающая его единство и целост­ность, осуществляющая посредством государственного ме­ханизма управление делами общества, суверенную публич­ную власть, придающая праву общеобязательное значе­ние, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство - единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество - исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных при­датков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц - государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство - единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.



7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них, - это тесная органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний. В современных условиях Российскому государству принадле­жит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжение реформ и переходе к цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно свя­зано с осуществлением задач укрепления государства, обеспе­чения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

Государственная власть есть концент­рированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, за­щищает его граждан от внутренних и внешних посяга­тельств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

Сущность государства - смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функ­ционирование. Таким главным, основополагающим в государ­стве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадле­жит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

В развитых демократических странах государство по­степенно становится эффективным механизмом преодоле­ния общественных противоречий не путем насилия и подав­ления, а достижения общественного компромисса. Само су­ществование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальны­ми потребностями и интересами, что предполагает разум­ное сотрудничество различных, в том числе противоречи­вых, сил. Сказанное не означает, что современное государ­ство полностью утратило классовость, нет, она просто ото­шла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социаль­ного компромисса, на управлении делами общества.

Иначе говоря, в демократическом обществе второй, но более значимой, чем первая, становится общесоциальная его сторона. Следовательно, анализ сущности государства тре­бует учета обоих начал. Игнорирование любого из них дела­ет характеристику этой сущности односторонней.

Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.

Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:

1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;

2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости.

Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;

3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;

4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;

5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;

6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;

7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;

8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;

9) распоряжение национальными ресурсами;

10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;

11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;

12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.

Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.

К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие: 1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает. 2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти. 3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства. 4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны. 5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм. 6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.

Еще по теме 7. Понятие и признаки государства. Особенности государственной власти.:

  1. § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

Территориягосударства – территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Территория государства включает фактическую и юрисдикционную территории. Под фактической территорией понимается территория государства в географическом смысле –пространство в пределах государственных границ. Фактическая территория государства включает в себя поверхность земли, недра, внутренние реки и моря, прибрежные зоны, воздушное пространство над землей и водами. Под юрисдикционной территорией понимается территория государства в юридическом смысле. К юрисдикционной территории государства наряду с фактической относятся участки местности в географическом смысле не относящиеся к данному государству, но подпадающие под его юрисдикцию в силу действующих международных договоров и соглашений (дипломатические представительства, военные корабли и самолеты, полярные станции на материке Антарктида).
Границагосударственная – линия, определяющая пределы земной и водной территории государства. Государственная граница отделяет государства друг от друга и от открытого моря. В воздухе государственной границей считается воображаемая плоскость, перпендекулярная к земной поверхности по наземной границе или по внешней границе территориальных вод; продолжение этой плоскости в глубь земли (водного пространства) создает границу недр государства.
Гражданство (подданство) – устойчивая политико-правовая связь человека и государства не зависящая от места фактического нахождения гражданина.
Гражданстводвойное – состояние лица одновременно в гражданстве двух и более государств.
Гербгосударственный – официальная эмблема, отличительный знак государства, изображенный на печатях, бланках государственных органов, монетах, денежных знаках и т.п. Рисунок герба в Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.
Гимнгосударственный – торжественная песня, официальный символ государства. Слова и музыка гимна устанавливаются федеральным констутуционным законом.
Главагосударства – единоличный орган государства, осуществляющий текущее верховное руководство внутренними делами страны и высший представитель государства во внешних сношениях. Замещение должности главы государства осуществляется путем выборов (в условиях республиканской формы правления), либо наследования (в условиях монархической формы правления).
Населениегосударства – это люди, находящиеся на территории государства и подпадающие под его юрисдикцию. Население состоит из граждан – лиц связанных с государством устойчивой политико-правовой связью, сохраняющейся независимо от места фактического нахождения гражданина и не граждан (иностранцев, лиц без гражданства) – лиц связанных с государством в силу своего фактического нахождения на государственной территории.
Аппаратпубличнойполитическойвласти – это система государственных органов и должностных лиц принимающих от имени государства предписания властного характера и обеспечивающих реализацию этих предписаний всеми субъектами политической системы общества. Публичный характер аппарата политической власти предполагает его создание от имени всего сообщества и распространение издаваемых властных предписаний на всех представителей сообщества. Аппарат публичной политической власти формируется из специально подготовленных людей – профессиональных управленцев (чиновников), которые в рамках своих функциональных полномочий выступают от имени государства, т.е. являются его законными представителями.
Государственныйсуверенитет– совокупность факторов, с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всеми другими видами власти в самом государстве (так называемая внутренняя форма проявления суверенитета), а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики (внешняя форма проявления суверенитета).
Государство – это политико-правовая организация общества, распространяющая свою суверенную власть на занимаемую территорию, действующая в интересах всего общества или отдельной его части, обладающая монополией на законотворчество, правосудие, легальное принуждение.
Социальнаясущностьгосударства – совокупность критериев характеризующих государство с точки зрения социальной организации деятельность, которой направлена на установление определенного общественного порядка, сохранение стабильности социальной системы в целом, противодействие тенденциям деструктивного социально вредного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную (общечеловеческую) и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную (общечеловеческую) сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
Государственныйстрой – внутренняя организация государства, включающая в себя общественное устройство, тип экономики, структуру территории, систему государственной власти, основные права и обязанности граждан, а также степень участия их в государственной жизни.

Признаки государства – это те свойства и особенности, которые отличают его от других форм организации общества. Их много и разные авторы классифицируют их по-разному. Мы же будем разделять признаки государства в зависимости от их значения на основные (обязательные) и факультативные (необязательные).

Основные признаки непосредственно характеризуют государство и отсутствие хотя бы одного из них лишает возможности считать общественное образование государством.

Факультативные признаки, как правило, конкретизируют основные, но не являются обязательными и присущи не всем государствам.

Среди основных признаков выделяют:

1) наличие политической публичной власти . Политический характер власти означает распространение власти государства на всё население. В отличие от политической власти, например, власть дисциплинарная распространяется не на всё население, а только на подчинённых лиц того начальника, который этой властью обладает. То есть, власть Президента Украины распространяется на всё её население, а власть Директора колледжа – только на коллектив сотрудников и учащихся. Публичный характер власти означает, что управленческие решения власти доступны для ознакомления всему населению. В отличие, например, от власти военной, при которой большинство приказов и распоряжений командования являются секретными.

2) наличие определённой территории и контроль над ней. Территория является необходимым условием признания государства субъектом международных отношений. Так, например, в начале ХХ века на большей части территории современной Украины была провозглашена Украинская народная республика, которая являлась государством. Однако в начале 20-х годов эта территория была оккупирована другим государством – Союзом советских социалистических республик, в результате чего УНР как государство перестало существовать. С другой стороны, в 1948 году в мире насчитывалось 11 миллионов евреев, но еврейского государство не существовало, потому что эта нация не имела контроля ни над какой частью поверхности планеты Земля. В 1949 году на территории Палестины создано государство Израиль.

3) суверенитет . Суверенитет – это исключительное право осуществлять верховную власть в определённом государстве независимо от кого бы то ни было. Противоположностью суверенитета являются вассалитет и протекторат, то есть разные формы зависимости государства от других государств. Источник и носитель суверенитета имеет название «суверен». В различных типах государств сувереном может быть один человек, например, монарх, диктатор и т.п., может быть группа людей, например, политическая партия, а может быть и весь народ. Суверенитет может быть полным, формальным и частично ограниченным. Полный суверенитет присущ самостоятельным, сильным государствам, например России, США, Великобритании, Франции и др. Формальный суверенитет означает наличие фактической зависимости государства от внешних субъектов при юридическом провозглашении суверенитета. Ограниченным суверенитет становится тогда, когда государство принудительно или добровольно отказывается от части своих полномочий. Добровольно это происходит

тогда, когда государство вступает в международные международные организации или образует федерацию с другими государствами. Так, например США, Мексика, Австралия и некоторые другие государства образованы в результате добровольного ограничения суверенитета их составных частей, которые сами по себе являются государственными образованиями. Федеративное устройство имел и Союз советских социалистических республик. Принудительное же ограничение суверенитета вводится в отношении побеждённых государств. Так, например, после ІІ мировой войны был принудительно ограничен суверенитет Японии.

4) верховенство власти . Верховенство государственной власти означает существование только лишь одной власти в государстве и наличие у неё возможности отменять решения любой другой социальной власти. Например, в Украине существует только одна политическая власть, которая разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Будучи триедина, эта власть является верховной, потому что имеет возможность отменять решения субъектов любой другой власти, например, религиозной, дисциплинарной, экономической.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

6) наличие системы органов и организаций, создаваемых государством для выполнения своих функций , в том числе, аппарата принуждения. Наличие органов власти, и в частности аппарата принуждения, как признак государственности мы уже рассматривали, поэтому повторно останавливаться на нём не будем. Но рассмотрим взаимосвязь таких признаков государства, как нормотворчество и принуждение. На их взаимосвязь нет единого взгляда в науке, поэтому я выскажу лишь своё собственное мнение, не являющееся единственно возможным.

Правотворчество, то есть установление обязательных для всех правил поведения в государственной деятельности превалирует, имеет большее значение по сравнению с работой аппарата государственного принуждения к исполнению этих правил. Это происходит потому, что подавляющее большинство норм права исполняются добровольно, без наличия принуждения и без угрозы со стороны государства. Более того, обязательность разумного, рационального закона обеспечивается в большей степени силой внутреннего убеждения в его правильности и полезности, нежели внешней угрозой наказания за невыполнение его. Из этого следует важный вывод о том, что целью существования аппарата государственного принуждения является не насаждение установленных государством правовых норм, а наоборот, противодействие исполнению негосударственных и антигосударственных правил поведения, например, животных, экстремистских или криминальных обычаев.

К факультативным признакам государства относят:

1) наличие Конституции . Этот признак не является обязательным, поскольку государство может без него существовать. Например, Украина как государство существует с 1991 года, а Конституция Украины появилась только 28.06.1996 года.

2) наличие государственных символов. К ним принадлежат Государственный гимн, Государственный флаг и герб государства. Но они также не являются обязательными. Вот, например, Государственный герб Украины отсутствует, но это нисколько не мешает ей существовать.

3) наличие гражданства . Гражданство или подданство не являются обязательными признаками государства, но не потому, что государство может существовать без своих граждан, а потому, что эти понятия не соотносятся по размеру. Гражданство не может существовать без государства, оно возникает в результате установления взаимоотношения между государством и населением территории, на которой оно существует. Но не ограничивается этим. Так, например, во многих государствах допускается двойное гражданство, при котором один и тот же человек может быть признан одновременно гражданином нескольких государств, а кроме того, в большинстве государств широкие права предоставляются иностранцам, лицам без гражданства и беженцам.

4) наличие денежной единицы. В настоящее время этот признак утрачивает своё значение в результате процессов глобализации. Поэтому я считаю, что он является не только факультативным, но и устаревшим.

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

6) участие государства в деятельности международных организаций. Этот признак также не является обязательным, потому что такое участие для государств является добровольным, а также потому, что в истории человечества есть примеры участия в деятельности международных организаций субъектов, не являющихся государствами. Так, Украина стала членом и соосновательницей Организации объединённых наций, не являясь государством, – в 1945 году.

С учётом рассмотренных нами признаков, можно усложнить определение понятия «государства» и понимать его как распространяющуюся на определённую территорию особую форму организации общества, характеризующуюся наличием политической публичной власти, имеющей суверенитет и осуществляемой в деятельности государственных органов, которые своими решениями придают общеобязательный характер правилам, основной задачей которых является регулирование общественных отношений.

Признаки государства – это совокупность характеристик, которые отличаются простую общность людей от государства .

К основополагающим признакам государства принято относить:

1. Наличие публичной власти, опирающейся на аппарат управления и принуждения.

Реализация публичной власти с опорой на аппарат управления и принуждения есть один из основополагающих признаков государства, ведь только в рамках государства публичная власть становится государственной.

Государство выступает своего рода арбитром общественных отношений между различными группами, социальными слоями, национальными общностями.

Государство, при осуществлении им публичной власти опирается на аппарат управления и принуждения (структура органов исполнительной власти), сформированный на профессиональной и постоянной основе.

2. Наличие установленной территориальной организации.

Определенная территориальная организация и наличие государственной границы неотъемлемый признак, отделяющий общность людей от государства.

Государственная граница является важным атрибутом власти, закрепляющим господство, суверенитет и верховную власть государства на очерченной территории. Охрана государственной границы одна из первостепенных задач вооруженных сил любого государства.

3. Наличие государственного суверенитета.

Суверенитет государства означает независимость, полноту и верховенство государственной власти, как внутри страны, так и за ее пределами в процессе взаимоотношений с другими странами.

Государственная власть не безгранична, во внутренней политике она ограничена правом и установленным порядком осуществления власти, во внешней политике она ограничена международными соглашениями.

4. Наличие системы общеобязательных нормативных правовых актов.

Государство обладает монопольным правом на осуществление правотворчества (правом принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты) путем формирования законодательных (представительных) органов государственной власти.

Законодательная власть от лица государства формирует правовое поле государства, принимает, изменяет и отменяет юридические акты, действующие на всей территории государства и обязательные для всего населения.

5. Наличие единой финансовой системы и государственной казны.

Государственная казна и органы управления финансовой системой являются обязательным признаком существования государства.

Понятие государственной казны включается в себя систему налогов и сборов, таможенных пошлин, бюджетного процесса, кредита, внутренних и внешних займов, золотого запаса.

Органы управления финансовой системой входят в систему органов исполнительной власти и, как правило, включают в себя различные министерства, контролирующие органы и центральный банк.

6. Наличие монополии на социальное насилие.

Государство обладает исключительным правом на осуществление социального насилия в целях достижения государственных интересов, реализуемое в соответствии с правовыми нормами.

7. Наличие характерных атрибутов власти и государственной символики.

Государство имеет государственную символику, отличающую его от других государств и служащую основой национального самосознания и единства. Наличие характерных атрибутов государственной власти отличает государство от простой общности людей.

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...