Способы деблокирования пострадавших при дтп. Деблокирование пострадавших в дорожно-транспортном происшествии при боковом столкновении транспортных средств


Деблокирование проводится с целью обеспечение доступа к пострадавшим, их скорейшего извлечения из поврежденных транспортных средств и передачи бригадам скорой медицинской помощи. При деблокировании пострадавшего необходимо соблюдать следующие правила:

Никогда не перемещайте пострадавшего до тех пор, пока ему не будет оказана необходимая медицинская помощь. Отойти от этого правила можно только в том случае, когда возникла реальная угроза жизни пострадавшего (например пожар);

Необходимо разбирать транспортное средство вокруг пострадавшего а не пытаться вытащить пострадавшего через обломки транспортного средства.

Основной принцип аварийно-спасательных работ: пострадавший после извлечения

должен находиться в таком же или лучшем состоянии, чем то, в котором он находился до начала спасательных работ.

Типовое распределение обязанностей.

Командир оперативной группы оценивает обстановку, принимает решение, руководит работами по спасению людей и осуществляет взаимодействие со спасателями других групп отвечает за безопасность всех проводимых работ.

Спасатели других оперативных групп, прибывающих позже, поступают в распоряжение старшего первой группы.

Водитель управляет аварийно-спасательным автомобилем, ограждает место работы, обеспечивает работу гидравлической насосной станции, освещает место аварии, локализует и тушит очаги возгорания, убирает стекла, острые предметы.

Медик оказывает медицинскую помощь пострадавшим, помогает персоналу бригады скорой помощи, занимается эвакуацией пострадавших из поврежденного автомобиля.

Сотрудник стабилизирует аварийное транспортное средство, отключает АКБ а при необходимости и газовое оборудование, работает с аварийно-спасательным инструментом (АСИ), обеспечивает доступ к пострадавшему и извлекает его машины.

Чтобы наиболее эффективно проводить аварийно-спасательные работы спасатель должен обладать устойчивыми навыками работы с АСИ, уметь использовать их возможности в полной мере. Для этого необходимо знать тактико-технические характеристики инструмента методику работы с ним, способы устранения простейших неисправностей. Перечислить возможности и тактико-технические характеристики всех возможных инструментов применяемых при деблокации пострадавших в ДТП в рамках данного пособия не представляется возможным, поэтому ниже будет приведена только технология выполнения основных действий по извлечению пострадавших.

Удаление стекла . При столкновении транспортного средства стекла могут

оставаться целыми. Прежде чем удалять элементы кузова автомобиля необходимо

удалить стекла. Кроме того, лобовое стекло обычно трехслойное. Оно трескается, но


не рассыпается. При его удалении есть возможность травмирования

пострадавшего и спасателей мелкими осколками. Если спасатели защищены от

осколков прозрачными щитками касок и перчатками, то пострадавший лишен этой

защиты. Для его защиты необходимо использовать полиэтиленовую армированную

пленку или кевларовое покрывало.

Лобовое стекло представляет собой систему из трех слоев склеенных между

собой. Наружные слои – стекло, внутренний слой – полимерная пленка. Если

стекло крепится на корпусе автомобиля резиновым уплотнителем, то для его удаления

необходимо срезать верхний слой уплотнителя ножом и руками извлечь стекло. Если

стекло приклеено, то его можно не удалять. При необходимости удаления крыши, её

можно откинуть вперед вместе с лобовым стеклом. Заднее стекло и стекла дверей, как

правило, разбиваются при аварии. В том случае если они остались целы и мешают

проведению работ, их необходимо удалить.

Вскрытие и удаление дверей. При дорожно-транспортном происшествии в результате деформации кузова, как правило, происходит заклинивание дверей. В том случае для их вскрытия удобнее всего использовать гидравлический инструмент. Вскрыть дверь можно двумя путями: со стороны замков или со стороны петель.

Вскрытие двери со стороны замка осуществляется расширитель-ножницами

(расширителем). Для этого необходимо полностью свести лезвия расширителя,

вставить их в зазор между дверью стойкой (в районе замка) под углом 45° к

плоскости двери и, включив расширитель на расширение, выдавить дверь наружу.

Если зазор между средней стойкой и дверью слишком маленький, то необходимо

развести лезвия расширителя, вставить одно лезвие в щель, свести лезвия, зажав край

двери и, выворачивая расширитель наружу, отогнуть край двери, тем самым увеличив

зазор, а затем открыть дверь способом описанным выше.

Для полного удаления двери необходимо, после ее открытия, перекусить петли.

Для вскрытия двери со стороны петель инструмент вводят в щель между передней частью двери (в районе петли) и стойкой, и включив расширитель на расширение отрывают петлю.

Удаление крыши. Позволяет значительно увеличить пространство вокруг пострадавшего, при этом проводить работы по оказанию ему медицинской помощи и дальнейшей деблокации будет гораздо проще. Возможно как полное удаление крыши, так и ее отгибание вперед или назад.

Для полного удаления крыши необходимо защитить пострадавшего от различных осколков, удалить стела, перекусить стойки и снять крышу. При перекусывании стоек необходимо страховать крышу от возможного ее падения на пострадавшего.

Для отгибания крыши вперед (назад) необходимо защитить пострадавшего, удалить стекла, перекусить средние и задние (передние) стойки, надрезать поверхность крыши с двух сторон и отогнуть крышу.

На фото: - перекусывание, надрезание стоек и отгибание крыши.

После удаления крыши необходимо защитить оставшиеся острые детали во избежание травмирования пострадавшего и спасателей (см. фото справа).

Отжатие рулевой колонки (торпедо). Довольно часто в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавшие оказываются зажатыми рулевой колонкой или передней частью кузова (торпедо). В том случае можно использовать домкрат. Одну пятку домкрата упирают в основание средней стойки, а другую в переднюю стойку в районе сочленения ее с передним крылом. Для облегчения этой процедуры можно снизить жесткость кузова, перекусив пороги около передней стойки, предварительно подложив упор между порогом и дорогой во избежание складывания кузова и еще более сильного зажатия пострадавшего.

Отжать рулевую колонку можно и с использованием домкрата и комплекта цепей. Для этого цепи подсоединяют с двух сторон домкрата, а свободные крюки цепей цепляют за рулевую колонку и передний мост. А затем, включив домкрат на сжатие, отжимают рулевую колонку.

Удаление спинки переднего сиденья. Если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший оказался зажат между рулевой колонкой и спинкой сиденья, первое что нужно попробовать - это опустить спинку штатными органами регулировки. Если они не работают, то спинку необходимо удалить. Это, как правило, удобно делать челюстными ножницами. Для удаления спинки переднего сиденья необходимо перекусить кронштейны соединяющие ее с сиденьем.

При проведении различных действий в районе сидений необходимо помнить, что рядом может находиться пиротехнический механизм привода натяжителей ремней безопасности. Он расположен либо непосредственно в конструкции сиденья (рядом с защелкой), либо в нижней части опоры ремня (в районе скручивающего механизма). В этих местах нельзя пилить, резать, сверлить!

При резке элементов кузова необходимо помнить, что в деформированном металле могут сохраняться значительные внутренние напряжения. Поэтому перекусывая различные элементы необходимо соблюдать осторожность.

Необходимо проводить все операции по деблокированию, не причиняя пострадавшему дополнительных посттравматических повреждений.

Деблокирование пострадавших является важным этапом ПСР. Ниже приводятся его основные приемы и способы:
- определение пространственного положения и состояния пострадавшего;
- обеспечение доступа спасателей к пострадавшему;
- освобождение пострадавшего и оказание первой помощи.

ВНИМАНИЕ! Высвобождая пострадавшего, учтите фактор синдрома сдавливания - поспешные действия могут ухудшить ситуацию.

После проведения работ по деблокированию пострадавших спасатели приступают к их транспортировке.

Освобождение, приносящее смерть, - страшный парадокс, с которым неизбежно сталкиваются при неправильном извлечении пострадавших из-под обломков зданий и техники...

ПОНЯТИЕ О СИНДРОМЕ ДЛИТЕЛЬНОГО СДАВЛИВАНИЯ

Опыт работы спасателей и медперсонала в зонах стихийных бедствий и катастроф показывает, что стремление извлечь пострадавшего из-под обломков как можно быстрее не всегда приводит к спасению. Можно представить степень недоумения и отчаяния спасателей, когда человек с придавленными более суток ногами умирал сразу же после освобождения. Многие века трагический абсурд этого явления оставался загадкой. Только в конце прошлого столетия и во время первой и второй мировых войн медики пришли к выводу, что в придавленных конечностях при пережатии сосудов интенсивно накапливаются недоокисленные продукты обмена, распада и разрушения тканей, крайне токсичные для организма. Сразу же после освобождения и восстановления кровообращения в организм поступало колоссальное количество токсинов.

ЗАПОМНИ! Чем дольше сдавливание, тем сильнее токсический удар и тем скорее наступает смерть.

Тяжесть состояния пострадавшего усугубляется еще и тем, что в поврежденную конечность устремляется огромное количество жидкости. При освобождении ноги в нее нагнетается до 2-3 литров плазмы. Конечность резко увеличивается в объеме, теряются контуры мышц, отек приобретает такую степень плотности, что нога становится похожа на деревянную и по твердости, и по звуку, издаваемому при легком постукивании. Очень часто пульс у лодыжек не прощупывается. Малейшие движения причиняют мучительные боли даже без признаков переломов костей.

Необходимо заподозрить синдром сдавливания:

при сдавливании конечности более 15 минут;
при появлении отека и исчезновении рельефа мышц ног;
если не прощупывается пульс у лодыжек.

ПРИЧИНЫ СМЕРТИ ПОСТРАДАВШИХ
В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ И ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО СУТОК ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ

Переход большого количества плазмы в поврежденные конечности (до 30% объема циркулирующей крови) вызывает не только значительное обезвоживание и снижение артериального давления, но и сверхконцентрацию токсинов. Такой противоток (из организма жидкость устремляется в освобожденную конечность, а токсичные продукты распада и миоглобин из зоны повреждения - в сосудистое русло) способствует резкому угнетению сердечной деятельности, всех органов и систем. Именно это станет причиной смерти в первые минуты после извлечения из-под завалов и обломков. Другое грозное осложнение при синдроме длительного сдавливания - появление в крови свободного миоглобина в результате повреждения мышечных волокон.

ЗАПОМНИ! Чем больше поражено мышечной массы, тем больше миоглобина в крови, тем хуже прогноз.

Громоздкие молекулы миоглобина обязательно повреждают канальцы почек, что приводит к острой почечной недостаточности. Уже в первые сутки моча приобретает ярко-красный цвет (признак присутствия в моче миоглобина), а в последующие сутки, по мере развития почечной недостаточности, выделение мочи полностью прекращается. Пострадавший погибает от острой почечной недостаточности.

ДОСТОВЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА СДАВЛИВАНИЯ:

Значительное ухудшение состояния сразу после освобождения;
- появление розовой или красной мочи.

ПРАВИЛА ИЗВЛЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО
ИЗ-ПОД ОБЛОМКОВ И ЗАВАЛОВ

В начале века единственным условием спасения было предварительное наложение защитного жгута на придавленную конечность до ее освобождения. Затем обязательно проводилась ампутация. Если это и сохраняло жизнь, то неизбежно приводило к инвалидности. Благоприятные исходы были настолько редки, что их воспринимали как подарок судьбы. Хотя уже в те времена замечали, что если пострадавший до полного освобождения получал обильное теплое питье, а придавленная конечность находилась в холоде, то и ее отек, и степень интоксикации оказывались значительно меньше. Более того, удавалось сохранить такую конечность. В последние годы вероятность выживания при синдроме длительного сдавливания значительно увеличилась. Спасательными службами и медициной катастроф многих стран приняты на вооружение новые методики и тактика спасения.
Оказалось, что не следует торопиться сразу устранять препятствие. Сначала необходимо наладить внутривенное введение плазмозамещающих растворов, а при их отсутствии давать обильное питье. Капельное введение 1,5-2 литров жидкости позволит избежать наложения защитных жгутов и сохранить конечности. Применение холода улучшит прогноз. Сразу после извлечения необходимо как можно туже перебинтовать всю конечность (ногу - от пятки до паховой складки, руку - до плечевого пояса) и таким образом создать дополнительный сдерживающий футляр. Это не только уменьшит отек, но и ограничит объем перераспределяемой плазмы.

ДО ОСВОБОЖДЕНИЯ КОНЕЧНОСТЕЙ:

Обильное теплое питье и обезболивание
- холод ниже места сдавливания (по возможности)

Помощь на месте происшествия оказывается в два этапа.
Первый этап может длиться несколько часов и зависит от того, как быстро удастся освободить конечности из-под придавивших их обломков. Пусть не приводит в отчаяние отсутствие возможности немедленно освободить пострадавшего. Поднять многотонную плиту или бетонный столб под силу лишь специальной технике. Но если уже с первых минут несчастного случая пострадавшие конечности обложить пакетами со льдом или снегом, сделать тугое бинтование (если к ним есть доступ) и обеспечить человека обильным теплым питьем, то есть все основания рассчитывать на благоприятный исход. Наложение защитных жгутов здесь необязательно. Оказание помощи на этом этапе может растянуться на несколько часов.

Профессиональные спасательные команды, работающие в зонах землетрясений и катастроф, обязательно имеют в своем составе специально обученных людей, смысл действий которых заключается в одном - как можно скорее добраться до руки придавленного развалинами человека и наладить внутривенное введение плазмозамещающей жидкости. А их товарищи, идущие следом со специальной техникой, очень осторожно, без суеты, извлекают пострадавшего из-под руин. Такая тактика позволила спасти многие тысячи жизней.
Второй этап - оказание помощи после освобождения - необходимо предельно сократить. Тугое бинтование, наложение транспортных шин и введение кровезамещающих жидкостей, быстрая доставка пострадавшего в реанимационный центр, где обязательно должен быть аппарат "искусственная почка", дают основание рассчитывать на благоприятный исход.

03.05.2013 0:12

Лента новостей

  • 17:47
  • 17:32
  • 13:32
  • 13:32
  • 01:23
  • 01:23
  • 23:23
  • 23:23
  • 21:23
  • 21:23
  • 19:22
  • 17:22

Число погибших и пострадавших в дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) по Российской Федерации превышает суммар­ное количество погибших и пострадавших во всех остальных, вмес­те взятых, чрезвычайных ситуациях (ЧС). По сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП (в относительных единицах на 10 тыс. транспортных средств) у нас в

несколько раз превышает аналогичные показатели других стран. Значительная часть из пострадавших погибает от несвоевременности оказания им помощи. Это вызвано длительностью промежутка времени между возникновением происшествия, оповещением о пострадавших в нем людях в соответствующие службы (ГПБДД, ПСС, медицинские уч­реждения) и прибытием спасателей и медицинского персонала на место ДТП. Как показал опыт ликвидации последствий ДТП, сред­ние сроки прохождения сообщения о происшествиях ДТП в городах составляют от 10 мин до 1 ч, а в сельской местности - от 1,5 ч и более. Кроме этого, экстренная медицинская помощь не всегда бывает на соответствующем уровне из-за отсутствия современных медицин­ских средств и специального медицинского оснащения. В результа­те погибают около 70 % пострадавших, которые могли бы быть спасены при своевременном и профессиональном оказании им помо­щи. Это обусловливает актуальность повышения эффективности АСР при ликвидации последствий ДТП.

По характеру ДТП подразделяются на две основные группы:

Столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды;

ДТП, осложненные дополнительными поражающими фактора­ми (ДТП на железнодорожных переездах, падение автомобилей с крутых склонов и в воду, ДТП при перевозке опасных грузов, при пожарах и др.).

На столкновения, опрокидывания автомобилей и наезды при­ходится более 90 % от общего количества ДТП, а число постра­давших и погибших в ДТП этих типов намного превышает сум­марное число погибших и пострадавших во всех остальных чрез­вычайных ситуациях различного характера, вместе взятых. Это обусловливает актуальность выбора рациональной технологии ликвидации последствий данного вида ДТП.

Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах заключается в деблокировании пострадавших, извлечении из поврежденных автомобилей и оказании им пер­вой медицинской помощи. Необходимым условием эффективности спасательных работ является максимальная разборка поврежденно­го автомобиля для обеспечения доступа к пострадавшему, т. е. осво­бождение вокруг него пространства, необходимого для оказания пер­вой медицинской помощи, фиксация пострадавшего без его допол­нительного перемещения и извлечения пострадавшего из автомобиля. При этом и для легкового и для грузового автомобилей выполняют­ся следующие основные операции :

1. Организация зоны оцепления - обозначение ее светоотражаю­щими конусами или мигающими фонарями.

1.1. Установка огнетушителя вблизи рабочей зоны в удобном месте.

1.2. Стабилизация поврежденного автомобиля.

2. Отключение аккумулятора.

3. Отключение несработавших систем воздушных подушек и рем­ней безопасности.

4. Обеспечение защиты пострадавшего от осколков (стекла, пла­стика и т.п.), обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов.

5. Снятие остаточного напряжения в деформированном кузо­ве аварийного автомобиля путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы переме­щения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения зажатия пострадавшего, т. е. первый кус делается со сто­роны удара.

6. Деблокирование пострадавшего.

7. Оказание пострадавшему первой медицинской помощи.

8. Фиксация пострадавшего.

9. Извлечение пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для устранения раскачивания поврежденного автомобиля (сдви­га, перевертывания) его стабилизируют, для этого используются спе­циальные приспособления или средства технического осна­щения (домкраты, пневматические подушки и т. п.).

Раскачивание поврежденного легкового или грузового автомо­биля, расположенного горизонтально на колесах, устраняют, выпуская из них воздух, например, путем срезания ниппеля шины или ус­тановки двух колодок под колеса.

Остаточные напряжения в деформированном кузове аварийного автомобиля снимают путем перекусывания стойки или другого силового элемента кузова, который выбирается в зависимости от ха­рактера повреждения автомобиля, степени деформации узлов кузо­ва, направления удара и других факторов. При этом перемещения элементов кузова при снятии напряжения должны быть направлены в сторону, раскрывающую зажатие пострадавшего.

Перед перекусыванием выбранного узла необходимо проанали­зировать характер возможных перемещений и исключить опасность дополнительного зажатия пострадавшего. После снятия остаточно­го напряжения при необходимости выполняется повторная стабили­зация автомобиля.

Аккумулятор отключают во избежание загорания и непроизволь­ного срабатывания некоторых систем автомобиля. Системы воздуш­ных подушек и ремней безопасности отключают для предотвраще­ния дополнительного травмирования пострадавших при

внезап­ном срабатывании этих систем. При этом воздушные подушки и пиротехнические системы ремней безопасности отсоединяют, пе­рекусывая провода аккумулятора или автономного для данной сис­темы источника питания. При наличии в автомобиле механической системы ремней безопасности разрезают ремень безопасности (за исключением случая опрокидывания).

Для защиты пострадавшего от осколков (стекла, пластмассы и т. п.), отлетающих при разборке поврежденного автомобиля, применяется плотная прозрачная пленка, позволяющая поддерживать визуальный контакт между пострадавшим и спасателем. Порядок удаления стекла зависит от его вида, а также способа крепления к кузову автомобиля. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удаляется с помощью специальных инструмен­тов, а при их отсутствии - с помощью молотка и гидравлического разжима. Стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лен­той, удаляют с использованием присоса с рукояткой. Для этого предва­рительно режется лента. Стекла боковых окон удаляются с помощью специальных инструментов или молотка и гидравлического разжима.

Выбор узла кузова автомобиля, подлежащего отгибу, вскрытию или удалению зависит от характера повреждения автомобиля и травм пострадавших (табл. 4.1).

На рисунках 3 - 7 показано выполнение основных операций деблоки­рования пострадавших в легковом автомобиле, на рисунках 8-10 - в грузовом.

Таблица 4.1 Типовые правила реагирования при различных видах ДТП.

№ п/п Вид ДТП Типовые повреждения ТС Типовые травмы пострадавших
Лобовое столкновение Деформация перед­ней (лобовой) части ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол; смещение двигателя под салон, подъем пола
Каса­тельное столкновение Деформация сопри­касающихся боко­вых частей ТС Травмы живота, грудной клетки, лица, переломы ребер, резано-колотые, рваные раны
Боковое столкновение Деформация боко­вых частей ТС, заклинивание дверей, разбивание стекол, деформация крыши вниз, пола - вверх Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы нижних конечно­стей, голени, таза, бедер, живота, лица, переломы ре­бер, резано-колотые раны
Опроки­дывание Значительная де­формация корпуса, крыши, нарушение целости стекол, раз­лив топлива Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы позвоночника, ре­зано-колотые раны
Наезд Деформация перед­ней части автомоби­ля, повреждение ло­бового стекла; сме­щение двигателя под салон Шейно-позвоночные и че­репно-мозговые травмы, травмы живота, грудной клетки, лица, нижних конечностей, резано-колотые раны

Для обеспечения доступа к пострадавшему крыша легкового ав­томобиля удаляется или отгибается назад. Для этого гидравличе­ским резаком перекусываются у основания все стойки автомобиля, и крыша снимается со стоек.

При втором варианте гидравлическим резаком перекусываются передние и боковые стойки автомобиля, надкусывается боковая по­верхность крыши (рис. 3, а) и с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима (спредера) с цепями или вручную отгибается крыша (когда широкие задние стойки).

В случае если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем или лобовое стекло осталось на месте, крыша легкового автомобиля отгибается вперед. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются задние и боковые стойки, надку­сывается боковая поверхность крыши (рис. 3, б) и с помощью гид­равлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отгибается крыша.

В случае если автомобиль получил боковой удар и перевернул­ся набок или если отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку. Для этого гидрав­лическим резаком перекусываются передняя, боковые и задняя стой­ки с одной стороны автомобиля, надкусывается передняя и задняя поверхность крыши (рис. 3, в), затем с использованием гидравли­ческого силового цилиндра, разжима с цепями или вручную отги­бается крыша.

Рис. 3. Места кузова автомобиля, перекусываемые при отгибе крыши: а - назад; б - вперед; в – сбоку.

Рис. 4. Разжим (деформирование) наружных панелей двери для образова­ния щелей в районе замка и петель.

Для частичного доступа к грудной клетке и тазу пострадавшего вскрываются двери со сто­роны замка. Предварительно в окно двери встав­ляется гидравлический разжим и разжимаются (деформируются) наружные панели двери, что приводит к образованию щелей в районе замка и шарниров (рис. 4). Щели можно также созда­вать путем сжимания двери в районе окна или пе­реднего крыла автомобиля в районе стыка с две­рью. Далее гидравлическим резаком полностью удаляется крыша и с помощью гидравлическо­го разжима вскрывается дверь со стороны зам­ка (рис. 5, а) или со стороны шарниров (рис. 5, б). После этого дверь можно удалять.

Рис. 5. Вскрытие передней двери: а - со стороны замка; б - со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и час­тичного доступа к нижним конечностям пострадавшего передняя часть легкового автомобиля выталкивается. Для этого с использова­нием гидравлического резака перерезают передние стойки или пол­ностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. После этого с при­менением гидравлического силового цилиндра выталкивают пере­днюю часть автомобиля со стороны пострадавшего (рис. 6). Выталки­вать можно также с помощью гидравлического разжима, установ­ленного в центре автомобиля между приборной панелью («торпедой») и туннелем коробки переключения передач.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и ниж­ним конечностям пострадавшего вскрывают переднее крыло легкового автомобиля. Для этого гидравлическим резаком перереза­ют передние стойки или полностью удаляют крышу. Затем с помощью гидравлического разжима вскрывают со стороны шарниров и удаляют дверь. Гидравлическими ножницами выре­зают часть переднего крыла автомобиля (рис. 7, а).В целях уст­ранения опасности дополнительного зажатия пострадавших, одновременно гидравлическим домкратом отжимают (выталкивают) приборную панель.

Рис. 6. Выталкивание пе­редней части автомобиля.

Для освобождения пространства, не­обходимого при извлечении пострадавше­го, боковую стенку легкового автомобиля удаляют полностью. Для этого с исполь­зованием гидравлического резака полно­стью удаляется крыша. Затем гидравли­ческим разжимом вскрывают со стороны замка и удаляют заднюю дверь. Далее гид­равлическим резаком разрезают и удаляют вместе с задней дверью опору боковой стойки и переднюю дверь (рис. 7, б), а также разреза­ют и удаляют заднее сиденье и спинки передних кресел (рис. 7, в).

Рис. 7. Схемы резки:

а - переднего крыла; б - опоры боковой стойки; в - спинки переднего сиденья;

Необходимо разбирать транспортное средство до возможности эвакуации пострадавшего из зоны аварии. Внимание! Три основных правила спасения:

  • 1. Никогда не извлекайте пострадавшего из ТС до оказания ему первой медицинской помощи при травмах и стабилизации* его состояния.
  • 2. Разбирайте ТС вокруг пострадавшего, а не вытаскивайте пострадавшего из поврежденного ТС.
  • 3. Пострадавший после извлечения должен находиться в таком же или лучшем, чем до начала спасательных работ, состоянии.

Отклонение от этих правил возможно лишь при угрозе для жизни пострадавшего или спасателей.

При деблокировании пострадавшего необходимо провести следующие операции, поддерживая визуальный контакт с пострадавшим:

  • отключить аккумуляторы, за стабилизировать поврежденный автомобиль с помощью специальных приспособлений и/или средств технического оснащения (домкратов, пневматических подушек, цепей, тросов) или других подручных средств (запасного колеса, каменных обломков и т.п.), из колес автомобиля, стоящего на них, выпустить воздух выкручиванием, срезанием ниппелей, протеканием шин,
  • снять остаточное напряжение в деформированном кузове аварийного автомобиля «перекусыванием» одной из стоек или силового элемента кузова, рассчитав возможное перемещение фрагментов аварийного ТС, отключить не сработавшие воздушные подушки и ремни безопасности,
  • обеспечить защиту пострадавшего от осколков стекла, пластика, обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов,
  • создать свободное пространство вокруг пострадавшего (удалив лобовое, заднее или боковое стекло, крышу, двери, передние крылья; вытолкнув переднюю часть автомобиля, удалив боковую стенку; отогнув руль и рулевую колонку), оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, зафиксировать пострадавшего без дополнительного передвижения,

Удаление стекол. Многослойное стекло, прочно прикрепленное к кузову, удалять с помощью специального пробойника, а при его отсутствии - молотком и пассатижами (гидравлическим разжимом); стекло, прикрепленное резиновой или пластмассовой лентой, - с использованием присоса (вантуза) с рукояткой, предварительно разрезав ленту; стекла боковых окон - с помощью специального пробойника или молотка и пассатижей (гидравлического разжима).

Подвижное стекло, прикрепленное к кузову автомобиля на шарнирах, необходимо обклеить клейкой лентой («скотчем») и удалить как одно целое. Осколки стекла убрать или накрыть чехлом из плотного материала.

Для отгибания крыши с помощью гидравлического силового цилиндра, разжима с цепями или вручную «перекусить» гидравлическим резаком передние и боковые стойки корпуса автомобиля; «надкусить» боковую поверхность крыши.

Если передняя часть разбираемого автомобиля находится под другим автомобилем, крышу легкового автомобиля отгибают вперед.

Если автомобиль получил боковой удар и перевернулся на бок или отсутствует доступ ко всей поверхности крыши, крыша легкового автомобиля отгибается сбоку.

Для вскрытия двери легкового автомобиля со стороны замка необходимо:

  • вставить в окно двери гидравлический разжим, разжать наружные панели двери до образования щелей в районе замка и шарниров; щели можно также создать путем сжимания двери в районе окна или переднего крыла автомобиля в районе стыка с дверью,
  • *вскрыть дверь со стороны замка или со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее.

С целью обеспечения доступа к грудной клетке, тазу и частичного доступа к нижним конечностям пострадавшего следует вытолкнуть переднюю часть легкового автомобиля. Для этого:

перерезать гидравлическим резаком передние и средние стойки, отогнуть или полностью удалить крышу,

вскрыть и удалить дверь гидравлическим разжимом,

*вытолкнуть переднюю часть автомобиля со стороны пострадавшего гидравлическим силовым цилиндром.

Выталкивать переднюю часть автомобиля можно так же с помощью гидравлического разжима, установленного в центре автомобиля между приборной панелью и туннелем коробки переключения передач,а также используя разжим как промежуточную опору для гидроцилиндра.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего надо вскрыть переднее крыло легкового автомобиля. Для этого:

перерезать передние стойки гидравлическим резаком или полностью удалить крышу,

взрезать часть переднего крыла автомобиля гидравлическим резаком,

одновременно отжать (вытолкнуть) гидравлическим домкратом приборную панель.

Для создания пространства, необходимого при эвакуации пострадавшего, удалить полностью боковую стенку легкового автомобиля. Для этого:

полностью удалить крышу гидравлическим резаком,

вскрыть дверь со стороны шарниров гидравлическим разжимом и удалить ее,

разрезать гидравлическим резаком и удалить опору боковой стойки и заднюю дверь,

разрезать и удалить заднее сиденье и спинки передних кресел.

Для освобождения пространства при извлечении пострадавшего, пристегнутого в перевернутом автомобиле к сиденью ремнем безопасности, необходимо:

приподнять автомобиль пневматическими подушка ми низкого давления или домкратами,

вскрыть гидравлическим разжимом переднюю дверь, удалить крышу, опору боковой стойки с задней дверью и спинку переднего сиденья гидравлическим резаком.

Для обеспечения частичного доступа к грудной клетке, Тазу и нижним конечностям пострадавшего в грузовом автомобиле удалить дверь кабины. Для этого необходимо вскрыть ее разжимом со стороны шарниров.

Для обеспечения полного доступа к грудной клетке пострадавшего крышу кабины грузового автомобиля отгибают назад. Для этого:

вскрывают гидравлическим разжимом дверь со стороны шарниров и удаляют ее,

«перекусывают» гидравлическим резаком передние и боковые и, частично, задние стойки кабины.

Чтобы обеспечить полный доступ к грудной клетке, тазу и нижним конечностям пострадавшего, необходимо:

1) вытолкнуть переднюю часть кабины грузового автомобиля; для этого:

перекусить передние стойки гидравлическим резаком,

отогнуть назад крышу и вытолкнуть переднюю часть кабины гидравлическим силовым цилиндром

или разжимом с цепями,

при использовании для выталкивания разжим цепи закрепить за отгибаемый узел и за раму (передний мост) автомобиля,

2)рулевую колонку грузового автомобиля отогнуть перед с помощью гидравлического силового цилиндра или разжима с цепями, для чего:

вскрыть дверь гидравлическим разжимом со стороны шарниров и удалить ее,

перекусить гидравлическим резаком переднюю стойку кабины со стороны пострадавшего.

Одновременно с оказанием медицинской помощи пострадавшему следует продолжать дальнейшую разборку автомобиля с целью освобождения пространства, необходимого для фиксации поврежденных частей тела пострадавшего (головы, шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, верхних и нижних конечностей и т.п.) и его эвакуации.

Для фиксации частей тела пострадавшего необходимы медицинские корсеты и шины.

При эвакуации пострадавшего из аварийного ТС следует:

осторожно повернуть тело пострадавшего (как одно целое) и уложить на жесткие носилки (доску),

прикрепить тело и нижние конечности пострадавшего к носилкам ремнями (пластырем),

эвакуировать пострадавшего из поврежденного автомобиля.

Для эвакуации пострадавшего из-под автомобиля приподнять автомобиль с помощью автокрана, лебедки, гидравлических или ручных домкратов, разжимов и силовых цилиндров, пневматических подушек. При деблокировании пострадавшего из-под грузового автомобиля иногда необходимо прорыть подкоп в грунте.

После эвакуации пострадавшего из аварийного ТС его транспортируют для оказания первой врачебной помощи (или в пункт идентификации личности). При отсутствии бригады «Скорой помощи» пострадавшего доставляют в лечебное учреждение в транспорте ПСФ.

извлечение пострадавших при ликвидации чрезвычайных ситуаций: из заваленных убежищ и укрытий, завалов зданий и сооружений, с верхних этажей разрушенных зданий и др. Приёмы и способы деблокирования пострадавших зависят от ряда факторов: величины и характера завалов, состояния защитных сооружений и самих пострадавших, наличия инженерной техники и средств механизации работ, времени года, погоды и др. Извлечение пострадавших из заваленных убежищ и укрытий производится через: основные входы и аварийные выходы; перекрытия путем устройства проема; проемы, устраиваемые в ограждающих стеновых конструкциях. При этом возникает необходимость в выполнении таких инженерных работ, как: разборка и расчистка завалов; устройство подъезда к убежищу (укрытию) и подготовка рабочих площадок вблизи него для развёртывания компрессорных и электрических станций, установки кранов и экскаваторов; откопка заваленных входов и оголовков аварийных выходов; отрывка приямков у стены убежища; пробивка проемов в перекрытиях и в стенах убежища или вырезание отверстий в защитных дверях; дробление крупных глыб, резка и рубка арматуры, разрезание длинномерных металлических конструкций.
При затоплении входа в убежища и укрытия требуется откачка воды и проведение работ по локализации аварий на сетях коммунального хозяйства. Разборка завалов может производиться с использованием инженерной машины разграждения (ИМР), путепрокладчиков, бульдозеров, экскаваторов и кранов. Откопка пострадавших из-под завалов выполняется вручную и с помощью автокранов с большим вылетом стрелы путем разборки завала сверху, проходки горизонтальной (наклонной) галереи, вертикальных шахт или пробивки проема в стене из соседнего помещения. Разборка завалов осуществляется только в тех случаях, когда пострадавшие находятся близко от поверхности завала, а также когда проходка галереи сопряжена с большой затратой времени. Разборка завала должна производиться с соблюдением мер предосторожности, так как при нарушении связей между обломками возможно самопроизвольное перемещение отдельных элементов и осадка всей массы завала, что грозит опасностью как для спасателей, так и для спасаемых. В связи с этим при разборке не допускается извлекать из завала рывком крупные элементы, раскачивать их и ударять по элементам завала в местах разборки. Для производства работ по разборке завала и извлечению тяжёлых обломков применяются лебёдки, гидравлический инструмент, домкраты, а для разрушения конструкций и пробивке отверстий
- пневматические или электрические отбойные молотки, бетоноломы и другие средства.
Спасательные работы при эвакуации пострадавших, находящихся на верхних этажах зданий и сооружений с разрушенными и повреждёнными лестничными клетками, сводятся в основном к оборудованию временных путей эвакуации - изготовлению и установке подвесных или приставных лестниц, трапов, переходов, устройству проёмов и переходов в соседние помещения и секции, в которых сохранились лестницы. Для эвакуации людей может также использоваться специальная техника, имеющаяся на оснащении формирований (вышковые машины, механические лестницы и т.д.). Кроме того, могут использоваться сохранившиеся стационарные пожарные лестницы, спасательные веревки, люки, трапеции и другие спасательные приспособления.
При эвакуации пострадавших из горящих зданий и сооружений необходимо иметь увлажненные простыни, полотенца, одеяла, плащ-палатки, брезент или одежду для защиты пострадавших от огня.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...