А. В


Введение

На пороге XXI столетия во всех странах мира значительное развитие получают сравнительные правовые исследования. Они имеют целью выяснение закономерностей развития правовых систем современности, совершенствование национального законодательства. Значение этих исследований состоит в том, что они позволяют не только подойти под более широким углом зрения к решению многих традиционных вопросов правоведения, но и поставить ряд новых проблем. В целом на базе сравнительного изучения правовых систем сформировалось и завоевывает все большее признание такое научное направление и такая учебная дисциплина, как сравнительное правоведение.

Речь идет о важном направлении развития юридического образования и правовой науки, роль которого в современный период возрастает. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость развития сравнительного правоведения, являются:

Многообразие правовых систем современности;

Развитие правовых взаимосвязей и расширение международ ных, экономических, политических, культурных и иных связей между государствами;

Появление на правовой карте мира правовых систем новых не зависимых государств;

Деятельность международных организаций на сравнительной основе.

Развитие сравнительного правоведения определяется настоятельной необходимостью улучшить преподавание и качество подготовки


специалистов-юристов. Разработка проблем сравнительного правоведения особенно важна для преподавания зарубежных правовых дисциплин. Заслуживает внимания и поддержки введение учебного курса «Основные правовые системы современности». Преподавание этого курса неотъемлемо от всей системы юридического образования и призвано играть в нем весьма значительную роль.

Сравнительное правоведение как самостоятельная наука и учебная дисциплина имеет три главные цели: 1) научно-познавательную; 2) практико-прикладную; 3) учебно-воспитательную.

Научно-познавательное значение сравнительного правоведения связано с необходимостью полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Сравнительное правоведение – важный фактор обогащения и развития общей теории права и отраслевых юридических наук, расширения научного кругозора и повышения правовой культуры.

В практико-прикладном отношении сравнительное правоведение весьма значимо в правотворческой и в правоприменительной деятельности, а также в международно-правовой практике (при подготовке и толковании международно-правовых актов). Сравнительное правоведение играет важную роль в изучении как позитивного, так и негативного юридического опыта, накопленного за рубежом.



Сравнительное правоведение охватывает не только вопросы общей теории права, но и проблемы отраслевых правовых наук и тем самым приобретает межотраслевой характер.

Следует особо подчеркнуть, что сравнительное правоведение выступает как важная форма развития международных связей.

Учебно-воспитательная роль сравнительного правоведения связана с необходимостью повышения общей культуры студентов. Сравнительное правоведение несёт высокий заряд правовой культуры, активно способствует выработке юридического мышления, дает необходимые юристу знания.

Ни общая теория права, направленная в основном на анализ закономерностей развития правовых институтов и отношений, ни история государства и права, рассматривающая тот же, что и теория, объект в его конкретно-историческом движении, ни история политических и правовых учений как учебная дисциплина не охватывают (и не могут охватить) проблематики сравнительного правоведения. Есть, таким образом, совершенно очевидная необходимость расширить и углубить наши представления о сравнительном правоведении


как научной дисциплине, выступающей в качестве специального и самостоятельного объекта научного познания.

Необходимо прежде всего изучение таких вопросов, как предмет сравнительного правоведения, логика его исследования и изложения, система определенного комплекса идей, взаимосвязь в них истории и современности, особенно в условиях роста социальной значимости правовой теории и появления нового правового мышления. Однако до сего времени в России нет учебника 1 , дающего анализ важнейших проблем современного сравнительного правоведения с учетом достижений, накопленных в теории юридической компаративистики за время ее существования.

Выбор тем настоящего учебника определяется их ролью, местом и значением в юридической науке, степенью их разработанности в сравнительном правоведении, задачами, поставленными в повестку дня реформой правовой системы.

При этом автор стремился, с одной стороны, сочетать страноведческий подход со сравнительно-обобщенным, а с другой – дополнять проблемный подход к анализу вопросов юридической компаративистики «портретной» характеристикой взглядов ее ведущих представителей. Отбор соответствующих «персонажей» обусловливался прежде всего вкладом каждого из них в разработку проблем сравнительного правоведения, местом его концепции в нем, ее значимостью для современности. Кроме того, учитывалась и необходимость освещения ведущих и наиболее типичных юридических доктрин на различных этапах развития правовой мысли в разных регионах. Все это позволяет выявить главные тенденции развития сравнительного правоведения в целом и его особенности в отдельных странах, показать, как преломляются в юридической компаративистике общие положения и методологические установки правовой науки, и сделать научно-практические выводы, способствующие развитию современного сравнительного правоведения.

Учебник состоит из двух частей (Общей и Особенной) и Приложений.

Общая часть посвящена теории и историческому развитию сравнительного правоведения с момента его возникновения и охватывает хронологически более полутора веков. Исторический подход вызван

1 Первой попыткой в этом направлении является книга известного профессора, члена-корреспондента Международной академии сравнительного права Ю.А. Тихомирова. См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М, 1996.


тем, что ведущие направления и школы юридической компаративистики не являются порождением сегодняшнего дня и имеют, как правило, возраст по меньшей мере в несколько десятилетий, хотя, естественно, ныне они значительно модернизированы применительно к новым условиям. Поэтому изучение современных юридических компаративистских концепций не может сводиться к анализу лишь работ последних лет.

В Особенной части рассматриваются основные правовые системы современности и ведущие тенденции их развития.

В Приложениях дана Программа учебного курса сравнительного правоведения и рассмотрены Международные и национальные центры по сравнительному правоведению.

Данный учебник может использоваться и в зарубежных странах, но с соответствующими поправками. Например, те или иные темы могут быть заменены другими в зависимости от уровня подготовки педагогических кадров или практических потребностей (скажем, в случае необходимости подробнее изучить национальную правовую систему).

Овладение знаниями о сравнительном правоведении и основных правовых системах современности предусматривает не только слушание лекций преподавателя, но и значительную самостоятельную работу студентов, знакомство их с законодательными актами зарубежных государств и рекомендованной литературой. При изучении курса целесообразно провести также семинарские занятия по основным правовым семьям.

Для овладения курсом студенту достаточно хорошо изучить учебник, а также рекомендуемую в нем литературу и законодательные источники. Кроме того, студент должен следить за новеллами в законодательстве, а также за практикой правоприменения в изучаемых правовых системах. Следует также знакомиться с новыми публикациями по вопросам сравнительного правоведения.


Когда я размышляю о сравнительном праве, то всегда думаю о чем-то более широком и емком, чем это обозначается соответствующим английским словосочетанием «comparative law». Я думаю не только и даже не столько о сравнительном праве как таковом, сколько о науке сравнительного права.

Р. Паунд,

бывший Президент Международной академии сравнительного права

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ И ИСТОРИЮ СРАВНИТЕЛЬНОГО ПРАВОВЕДЕНИЯ

Сравнительное право... предстает перед нами как совокупность систематизированных знаний, что и является фундаментальной характеристикой любой науки.

Марк Апсель, французский компаративист

1. Определение сравнительного правоведения. 2. Возникновение

сравнительного правоведения. 3. Предмет сравнительного правоведения.

4. Значение сравнительного правоведения. 5. Сравнительное правоведение

как наука и учебная дисциплина.

Лекция 1. Понятие и содержание сравнительного правоведения

Вопросы:

1. Понятие сравнительного правоведения.

2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.

3. Природа сравнительного правоведения.

4. Цели сравнительного правоведения.

    Понятие сравнительного правоведения .

На сегодняшний день опыт юридической жизни показывает, что сравнительное правоведение выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований. В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной дисциплины:

    это научный метод познания 1 , лишенный самостоятельного предмета;

    это чистая наука 2 , т.е. самостоятельная дисциплина со своим определенным предметом;

    вспомогательная дисциплина 3 в рамках теории государства и права (часть теории государства и права).

Компаративисты до сегодняшнего дня продолжают спорить о природе феномена, который мы называем «сравнительное правоведение» или «сравнительное право». Эти названия, по мнению некоторых компаративистов, создают «ложное» впечатление о том, что данная дисциплина является независимой отраслью права наряду с гражданским, коммерческим и семейным правом. Во Франции и Германии эта дисциплина, - как утверждает американский компаративист Кристофер Осакве, - называется более правильно – «сравнение права», а не «сравнительное право». Так как и Франция, и Германия считаются родиной сравнительного правоведения, это название более правильно раскрывает природу данной дисциплины» 4 , - утверждает автор.

Анализируя эти два названия, профессор Ю.А. Тихомиров считает, что «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» - вещи разные, т.к. сравнительное правоведение является наукой, а сравнительное право – методологией данной науки 5 . Он утверждает, что такого права, «как сравнительное право» нет, нет такой отрасли позитивного права.

Известно, что неоднозначное понимание права, правовой системы, а вместе с тем, и правовой семьи значительно отражается на различных сторонах процесса их сравнительного познания, а также на названии рассматривающей их в сравнительном плане дисциплины.

Термин «сравнительное право», - замечает по этому поводу Рене Давид, - критиковался множество раз. Без сомнения, - писал автор, - более предпочтительно говорить просто, «как это делают русские (сравнительное правоведение), о сравнении правовых систем или о их сравнительном изучении. Тем не менее, - заключает ученый, - термин «сравнительное право» прочно укоренился в «большинстве языков», и его уже нельзя просто так отбросить или игнорировать 6 .

В современной отечественной литературе в процессе рассмотрения сравнительно-правовой материи термины «сравнительное право» и «сравнительное правоведение» часто употребляются как синонимы.

    Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина

Как наука – сравнительное правоведение – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством брошюр, статей, научных докладов. Сравнительное правоведение – это в определенном смысле структурированная концептуально-понятийная система правовых знаний, систематизированные, так или иначе связанные друг с другом представления об основных правовых системах современности, теории применения сравнительного метода, как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном аспекте 7 .

В качестве критериев для определения характера сравнительного правоведения как утверждающейся самостоятельной отрасли научного правового знания А.Х.Саидов предлагает принять следующие факторы 8:

Интенсивный рост проводимых сравнительно-правовых исследований и научных публикация;

Появление систематизирующихся и обзорных работ, включая ретроспективную библиографию, хрестоматии, проведение международных и двусторонних коллоквиумов и конференций по наиболее актуальным проблемам;

Издание специализированной периодической литературы с постоянными методологическими разделами, посвященными сравнительному правоведению;

Создание системы подготовки соответствующих специалистов-компаративистов на факультетах университетов или в других научных центрах, издание учебных программ и пособий;

Формирование национальных и международных научно-исследовательских центров, школ, направлений.

В качестве конструктивного признака, определяющего становление сравнительного правоведения как автономной научной дисциплины, следует рассматривать специфические особенности предмета исследования, положенные в основу дисциплинарной работы и устанавливающие значимость и автономность данной отрасли правового знания, ее статус в системе юридических наук в целом. Другими словами, как наука, сравнительное правоведение имеет свой самостоятельный предмет и метод, свою систему категорий и законов.

Как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях. Преподавание сравнительного правоведения – в плане введения к изучению основных правовых систем современности или в плане сравнительного изучения отраслей или институтов права – является важным подспорьем для развития современной правовой науки и юридического образования. В их задачу, наравне с изучением национального права, входит также исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права в современную эпоху.

    Природа сравнительного правоведения

    изучение различных нормативных массивов;

    правовых систем;

    овладение приемами их сопоставления и оценка;

    использование способов их отражения и восприятия в тех или иных национально-правовых системах;

    знание тенденций и закономерностей общеправового развития.

Понятия «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» нельзя отождествлять. По мнению Ю.А. Тихомирова, первое гораздо «богаче и объемнее по содержанию и обладает комплексным характером» 9 . Сравнительное право, - по мнению автора, - вообще вызывает сомнение, поскольку «трудно представить подобную новую разновидность права» 10 . Сравнительное правоведение предназначено для сопоставления национального права различных правовых систем, а также национального и международного, не претендуя на новый вид права.

Сегодня является бесспорным, что сравнительное правоведение является теорией илинаучной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки. Она имеет:

    свою цель – изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой и с нормами международного права, выявлять сходства и различия, определять тенденции общеправового различия;

    свой предмет исследования – общее и особенное в различных правовых массивах и системах;

    свою методологию – различные методы сравнительного анализа и оценки;

    свои понятия , которые условно можно разделить на три группы:

- специальные («правовое сходство», «правовые различия», «коллизионные нормы», «гармонизация законодательства», «сближение законодательства», «унифицированные правовые акты», «модельные законодательные акты»);

    общие – понятия общей теории государства и права («право», «правовая система», «законодательство», «правовой акт», «правовая норма», «государство», «суверенитет государства» и др.);

    отраслевые – понятия отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права («органы государственной власти», «парламент», «гражданин») и международного права («международные нормы», «международный договор», «ратификация», «международная организация» и др.).

Подмена и смешение понятий приводят к ошибкам в сравнительном правоведении. Для их унификации и других целей сравнительного правоведения создана целая сеть учреждений по всему миру.

Еще в 1869 г. создано французское общество сравнительного законодательства. В 1900 г. состоялся IМеждународный конгресс сравнительного права. 13 сентября 1924 г. основана Международная Академия сравнительного права в Гааге. В Швейцарии работает Центр сравнительного права, Институт международного и сравнительного права. С 1947 г. действует Общество сравнительного правоведения Бельгии и Нидерландов, подобных много и в США.

В России работает Институт законодательства и сравнительного правоведения. В последние годы проводятся научные конференции по сравнительному правоведению. В России обзоры сравнительного права публикуются в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Международного частного права» (Санкт-Петербург), «Ежегодник международного права». Ассамблея государств Содружества (СНГ) выпускает «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», где есть обзоры национальных законов.

    Цели сравнительного правоведения

Цели сравнительного правоведения различаются в зависимости от :

    конкретных правовых идей, которые могут изменяться в зависимости от динамики общественного развития, от перемен социально-экономического обстановки;

    избранного объекта изучения и сравнения (микросравнение норм, актов могут иметь сугубо прикладной смысл; сопоставление отраслей и систем национальных законодательств может обладать явной или скрытой политической направленностью);

    определение правовых задач (пропагандистских, апологетических, критических и проч.).

Главные цели сравнительного правоведения:

    Познавательная . Анализ и оценка правовых явлений применительно к внутригосударственному развитию будут более полными и объективными, когда изучаются их общие и специфические причины; временные и стабильные правовые ситуации в зарубежных государствах и их влияние; факторы, ведущие к изменению иностранных законодательств, к принятию и изменению правовых актов; условия, способствующие или содержащие реализацию права;

    Информационная . Данная цель производна и тесно связана с первой целью. Информационная цель является средством достижения познавательной цели. Она дает возможность получить материалы о развитии и функционировании зарубежных правовых систем, государственных институтов, об их взаимосвязи между собой. Сегодня изолированное правовое развитие невозможно. Информационная цель достигается путем применения следующих средств:

    подготовка справочных материалов о развитии иностранного законодательства;

    информационных обзоров зарубежного законодательства.

Подобные справочные материалы готовят как по страноведческому признаку, так и по отдельным отраслям, подотраслям законодательства, и по отдельным правовым институтам.

Обширные справочные материалы, подготовленные в виде обзоров, справок, статей в научных и иных журналах – это своего рода рефераты, аннотации правовых актов, это – обобщенные и даже иллюстрированные правовые сведения.

    Аналитическая цель является целью более высокого порядка. Благодаря ей, компаративисты стремятся обнаружить корни, истоки правовых явлений в зарубежных правовых системах и тенденции их развития. Именно в процессе достижения этой цели и происходит сравнение. В результате обнаруживается общее и специфическое в сравниваемых правовых системах; появляется возможность использования зарубежного опыта для решения конкретных правовых задач.

Осуществление этой цели находится как бы в процессе достижения познавательной цели с использованием результатов реализации информационной цели. Игнорирование или слабый учет данной зависимости между целями приводит к подмене аналитической цели информационной и к подготовке описательных материалов, обзоров, разработок, статей в журналах без признаков какого-либо анализа и оценки. А это ведет к неверному использованию правовой информации, когда разработчики законов, эксперты, депутаты оперируют ею в готовом виде и механически копируют отдельные правовые решения.

Следующие три вида цели сравнительного правоведения поставлены в зависимость от политической установки субъекта сравнения, от его социальной ориентации.

    Интегративная цель. Она предопределяется курсом государства, либо государств, межгосударственных объединений на гармонизацию и сближение национальных законодательств. Эта цель дает четкую ориентацию в разработке способов гармонизации в их практическом применении, а также действий государств в направлении к данной цели.

Критериями сравнения и оценки национальных законодательств является признание общих интересов государств в согласованном правовом регулировании, поиск и определение объектов такого регулирования, выявление различий в национальных законодательствах и возможных средств их преодоления.

    Критическая цель является противоположной интегративной цели. «Критическое сравнение» было преобладающей целью в сопоставлении правовых систем капитализма и социализма. В трудах советских юристов преобладали откровенно критические оценки не только законодательства буржуазных государств в целом, буржуазных правовых теорий, принципов судопроизводство, но и отдельных законов – о труде, о выборах и т.д.

Сегодня критические оценки иностранных законодательств обусловлены недовольством одной страны политикой другой страны. Это порождает критику в адрес конституционного, торгового, таможенного, банковского, миграционного законодательства. Она может выражаться как в общих политических оценках, так и в негативной оценке положений отдельных законов, ущемляющих интересы приграничных государств, либо содержащих отступления от международных документов.

    Пропагандистская цель служит своеобразным «ответом» на вышеназванную цель. Каждое государство заинтересовано в защите своей правовой системы и пропаганде ее достоинств. Компаративисты для достижения этой цели стремится к некоторому преувеличению значимости отдельных сторон национальной правовой системы. Без внимания остаются положительные аспекты других правовых систем, все составления – «в свою пользу».

Все три последних цели и порождаемые ими критерии являются односторонними.

Лекция 2. Правовая картина мира (правовая география)

Вопросы:

1. Правовая картина мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

3. Общеправовые тенденции развития.

4. Национально-государственные различия в праве.

Лекция 1. Понятие и содержание сравнительного правоведения

Вопросы:

1. Понятие сравнительного правоведения.

2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.

3. Природа сравнительного правоведения.

4. Цели сравнительного правоведения.

    Понятие сравнительного правоведения .

На сегодняшний день опыт юридической жизни показывает, что сравнительное правоведение выросло в целое движение и сформировалось как самостоятельное научное направление юридических исследований. В мировой компаративистике существуют три различных представления о природе данной дисциплины:

    это научный метод познания 1 , лишенный самостоятельного предмета;

    это чистая наука 2 , т.е. самостоятельная дисциплина со своим определенным предметом;

    вспомогательная дисциплина 3 в рамках теории государства и права (часть теории государства и права).

Компаративисты до сегодняшнего дня продолжают спорить о природе феномена, который мы называем «сравнительное правоведение» или «сравнительное право». Эти названия, по мнению некоторых компаративистов, создают «ложное» впечатление о том, что данная дисциплина является независимой отраслью права наряду с гражданским, коммерческим и семейным правом. Во Франции и Германии эта дисциплина, - как утверждает американский компаративист Кристофер Осакве, - называется более правильно – «сравнение права», а не «сравнительное право». Так как и Франция, и Германия считаются родиной сравнительного правоведения, это название более правильно раскрывает природу данной дисциплины» 4 , - утверждает автор.

Анализируя эти два названия, профессор Ю.А. Тихомиров считает, что «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» - вещи разные, т.к. сравнительное правоведение является наукой, а сравнительное право – методологией данной науки 5 . Он утверждает, что такого права, «как сравнительное право» нет, нет такой отрасли позитивного права.

Известно, что неоднозначное понимание права, правовой системы, а вместе с тем, и правовой семьи значительно отражается на различных сторонах процесса их сравнительного познания, а также на названии рассматривающей их в сравнительном плане дисциплины.

Термин «сравнительное право», - замечает по этому поводу Рене Давид, - критиковался множество раз. Без сомнения, - писал автор, - более предпочтительно говорить просто, «как это делают русские (сравнительное правоведение), о сравнении правовых систем или о их сравнительном изучении. Тем не менее, - заключает ученый, - термин «сравнительное право» прочно укоренился в «большинстве языков», и его уже нельзя просто так отбросить или игнорировать 6 .

В современной отечественной литературе в процессе рассмотрения сравнительно-правовой материи термины «сравнительное право» и «сравнительное правоведение» часто употребляются как синонимы.

    Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина

Как наука – сравнительное правоведение – это совокупность научных знаний о правовых системах современности, материально представленная множеством брошюр, статей, научных докладов. Сравнительное правоведение – это в определенном смысле структурированная концептуально-понятийная система правовых знаний, систематизированные, так или иначе связанные друг с другом представления об основных правовых системах современности, теории применения сравнительного метода, как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном аспекте 7 .

В качестве критериев для определения характера сравнительного правоведения как утверждающейся самостоятельной отрасли научного правового знания А.Х.Саидов предлагает принять следующие факторы 8:

Интенсивный рост проводимых сравнительно-правовых исследований и научных публикация;

Появление систематизирующихся и обзорных работ, включая ретроспективную библиографию, хрестоматии, проведение международных и двусторонних коллоквиумов и конференций по наиболее актуальным проблемам;

Издание специализированной периодической литературы с постоянными методологическими разделами, посвященными сравнительному правоведению;

Создание системы подготовки соответствующих специалистов-компаративистов на факультетах университетов или в других научных центрах, издание учебных программ и пособий;

Формирование национальных и международных научно-исследовательских центров, школ, направлений.

В качестве конструктивного признака, определяющего становление сравнительного правоведения как автономной научной дисциплины, следует рассматривать специфические особенности предмета исследования, положенные в основу дисциплинарной работы и устанавливающие значимость и автономность данной отрасли правового знания, ее статус в системе юридических наук в целом. Другими словами, как наука, сравнительное правоведение имеет свой самостоятельный предмет и метод, свою систему категорий и законов.

Как учебная дисциплина – это предмет преподавания в высших учебных заведениях. Преподавание сравнительного правоведения – в плане введения к изучению основных правовых систем современности или в плане сравнительного изучения отраслей или институтов права – является важным подспорьем для развития современной правовой науки и юридического образования. В их задачу, наравне с изучением национального права, входит также исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права в современную эпоху.

    Природа сравнительного правоведения

    изучение различных нормативных массивов;

    правовых систем;

    овладение приемами их сопоставления и оценка;

    использование способов их отражения и восприятия в тех или иных национально-правовых системах;

    знание тенденций и закономерностей общеправового развития.

Понятия «сравнительное правоведение» и «сравнительное право» нельзя отождествлять. По мнению Ю.А. Тихомирова, первое гораздо «богаче и объемнее по содержанию и обладает комплексным характером» 9 . Сравнительное право, - по мнению автора, - вообще вызывает сомнение, поскольку «трудно представить подобную новую разновидность права» 10 . Сравнительное правоведение предназначено для сопоставления национального права различных правовых систем, а также национального и международного, не претендуя на новый вид права.

Сегодня является бесспорным, что сравнительное правоведение является теорией илинаучной дисциплиной в ряду отраслей юридической науки. Она имеет:

    свою цель – изучать и сопоставлять различные правовые массивы и системы между собой и с нормами международного права, выявлять сходства и различия, определять тенденции общеправового различия;

    свой предмет исследования – общее и особенное в различных правовых массивах и системах;

    свою методологию – различные методы сравнительного анализа и оценки;

    свои понятия , которые условно можно разделить на три группы:

- специальные («правовое сходство», «правовые различия», «коллизионные нормы», «гармонизация законодательства», «сближение законодательства», «унифицированные правовые акты», «модельные законодательные акты»);

    общие – понятия общей теории государства и права («право», «правовая система», «законодательство», «правовой акт», «правовая норма», «государство», «суверенитет государства» и др.);

    отраслевые – понятия отраслевых юридических наук, прежде всего конституционного права («органы государственной власти», «парламент», «гражданин») и международного права («международные нормы», «международный договор», «ратификация», «международная организация» и др.).

Подмена и смешение понятий приводят к ошибкам в сравнительном правоведении. Для их унификации и других целей сравнительного правоведения создана целая сеть учреждений по всему миру.

Еще в 1869 г. создано французское общество сравнительного законодательства. В 1900 г. состоялся IМеждународный конгресс сравнительного права. 13 сентября 1924 г. основана Международная Академия сравнительного права в Гааге. В Швейцарии работает Центр сравнительного права, Институт международного и сравнительного права. С 1947 г. действует Общество сравнительного правоведения Бельгии и Нидерландов, подобных много и в США.

В России работает Институт законодательства и сравнительного правоведения. В последние годы проводятся научные конференции по сравнительному правоведению. В России обзоры сравнительного права публикуются в журналах «Государство и право», «Правоведение», «Московский журнал международного права», «Международного частного права» (Санкт-Петербург), «Ежегодник международного права». Ассамблея государств Содружества (СНГ) выпускает «Вестник Межпарламентской Ассамблеи», где есть обзоры национальных законов.

    Цели сравнительного правоведения

Цели сравнительного правоведения различаются в зависимости от :

    конкретных правовых идей, которые могут изменяться в зависимости от динамики общественного развития, от перемен социально-экономического обстановки;

    избранного объекта изучения и сравнения (микросравнение норм, актов могут иметь сугубо прикладной смысл; сопоставление отраслей и систем национальных законодательств может обладать явной или скрытой политической направленностью);

    определение правовых задач (пропагандистских, апологетических, критических и проч.).

Главные цели сравнительного правоведения:

    Познавательная . Анализ и оценка правовых явлений применительно к внутригосударственному развитию будут более полными и объективными, когда изучаются их общие и специфические причины; временные и стабильные правовые ситуации в зарубежных государствах и их влияние; факторы, ведущие к изменению иностранных законодательств, к принятию и изменению правовых актов; условия, способствующие или содержащие реализацию права;

    Информационная . Данная цель производна и тесно связана с первой целью. Информационная цель является средством достижения познавательной цели. Она дает возможность получить материалы о развитии и функционировании зарубежных правовых систем, государственных институтов, об их взаимосвязи между собой. Сегодня изолированное правовое развитие невозможно. Информационная цель достигается путем применения следующих средств:

    подготовка справочных материалов о развитии иностранного законодательства;

    информационных обзоров зарубежного законодательства.

Подобные справочные материалы готовят как по страноведческому признаку, так и по отдельным отраслям, подотраслям законодательства, и по отдельным правовым институтам.

Обширные справочные материалы, подготовленные в виде обзоров, справок, статей в научных и иных журналах – это своего рода рефераты, аннотации правовых актов, это – обобщенные и даже иллюстрированные правовые сведения.

    Аналитическая цель является целью более высокого порядка. Благодаря ей, компаративисты стремятся обнаружить корни, истоки правовых явлений в зарубежных правовых системах и тенденции их развития. Именно в процессе достижения этой цели и происходит сравнение. В результате обнаруживается общее и специфическое в сравниваемых правовых системах; появляется возможность использования зарубежного опыта для решения конкретных правовых задач.

Осуществление этой цели находится как бы в процессе достижения познавательной цели с использованием результатов реализации информационной цели. Игнорирование или слабый учет данной зависимости между целями приводит к подмене аналитической цели информационной и к подготовке описательных материалов, обзоров, разработок, статей в журналах без признаков какого-либо анализа и оценки. А это ведет к неверному использованию правовой информации, когда разработчики законов, эксперты, депутаты оперируют ею в готовом виде и механически копируют отдельные правовые решения.

Следующие три вида цели сравнительного правоведения поставлены в зависимость от политической установки субъекта сравнения, от его социальной ориентации.

    Интегративная цель. Она предопределяется курсом государства, либо государств, межгосударственных объединений на гармонизацию и сближение национальных законодательств. Эта цель дает четкую ориентацию в разработке способов гармонизации в их практическом применении, а также действий государств в направлении к данной цели.

Критериями сравнения и оценки национальных законодательств является признание общих интересов государств в согласованном правовом регулировании, поиск и определение объектов такого регулирования, выявление различий в национальных законодательствах и возможных средств их преодоления.

    Критическая цель является противоположной интегративной цели. «Критическое сравнение» было преобладающей целью в сопоставлении правовых систем капитализма и социализма. В трудах советских юристов преобладали откровенно критические оценки не только законодательства буржуазных государств в целом, буржуазных правовых теорий, принципов судопроизводство, но и отдельных законов – о труде, о выборах и т.д.

Сегодня критические оценки иностранных законодательств обусловлены недовольством одной страны политикой другой страны. Это порождает критику в адрес конституционного, торгового, таможенного, банковского, миграционного законодательства. Она может выражаться как в общих политических оценках, так и в негативной оценке положений отдельных законов, ущемляющих интересы приграничных государств, либо содержащих отступления от международных документов.

    Пропагандистская цель служит своеобразным «ответом» на вышеназванную цель. Каждое государство заинтересовано в защите своей правовой системы и пропаганде ее достоинств. Компаративисты для достижения этой цели стремится к некоторому преувеличению значимости отдельных сторон национальной правовой системы. Без внимания остаются положительные аспекты других правовых систем, все составления – «в свою пользу».

Все три последних цели и порождаемые ими критерии являются односторонними.

Лекция 2. Правовая картина мира (правовая география)

Вопросы:

1. Правовая картина мира – основной предмет изучениясравнительного правоведения.

2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

3. Общеправовые тенденции развития.

4. Национально-государственные различия в праве.

Сравнительное правоведение

1. Предмет учебной дисциплины «сравнительное правоведение».

Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина

Сравнительное правоведение – это в определенном смысле структурированная концептуально-понятийная система правовых знаний, систематизированные, так или иначе связанные друг с другом представления об основных правовых системах современности, теории применения сравнительного метода как в научно-познавательном, так и в практико-прикладном аспекте. Понятно, что удельный вес каждого из названных аспектов и каждой из проблем сравнительного правоведения в разных странах различен. Какие-то проблемы выдвигаются на авансцену и интенсивно разрабатываются в одних социальных и познавательных условиях, какие-то – в других.

Сравнительное правоведение имеет не столько хронологическое, временное измерение, сколько пространственное. Это обусловлено тем, что его развитие происходило и происходит в пределах достаточно четко отграниченных друг от друга культурно-исторических регионов и одновременно в условиях значительного расширения географии современной юридической компаративистики.

Компаративистские концепции прошлого по отношению к современному сравнительному правоведению выступают прежде всего в качестве исторического остова его понятий и доктрин, его структуры и языка. Предварительно пройдя через соответствующие познавательные и социальные фильтры, они естественно входят в ткань современной юридической компаративистики. В связи с этим вполне правомерно говорить о том, что истерия сравнительного правоведения представляет собой ту же актуальную сегодня правовую теорию, но взятую с точки зрения ее генезиса и развития.

История сравнительного правоведения играет роль не только живой памяти и вместе с тем своеобразной методологической лаборатории современной юридической компаративистики. Она является также своего рода полигоном, на котором испытывались юридические концепции, множество типов правопонимания различных научных направлений и школ. Всесторонний тщательный анализ и глубокое обобщение особенностей, тенденций и закономерностей исторического развития компаративистской мысли необходимы для прогнозирования путей и способов дальнейшего развития и совершенствования современного теоретического знания о правовой карте мира. Обращение к истории сравнительного правоведения зачастую оказывается весьма эффективным средством, чтобы найти ключ для разрешения целого комплекса проблем современной юридической науки.

Без активной разработки истории компаративистских концепций, без овладения ее материалами, без оценки познанного нельзя сколько-нибудь обоснованно выявить круг тех основных вопросов, исследование которых составляет предметное содержание современного сравнительного правоведения. Такая разработка способствует точному обнаружению узловых точек развития юридической компаративистики, помогает раскрытию ее связей с различными юридическими дисциплинами и направлениями правовой идеологии, содействует реализации всех ее теоретико-познавательных, идеологических и практико-прикладных возможностей.


Сегодня сравнительное правоведение гораздо дифференцированнее и глубже, нежели раньше, осмысливает сложные процессы, происходящие на правовой карте мира. Кроме того, структура современной юридической компаративистики сложна, и в ней можно вычленить, в частности, своеобразное концептуально-понятийное ее ядро, значение, выражающее преимущественно конкретно-исторические особенности изучаемого объекта и личные инициативы и познавательные установки ведущих ее представителей.

Присутствие в сравнительном правоведении наряду с преходящей проблематикой и преходящим знанием определенного ядра «вечных проблем» и соответствующего им относительно стабильного научного языка обеспечивает не только устойчивость и преемственность его понятийно-категориального аппарата, но и статус самостоятельной и развивающейся отрасли юридического знания.

В качестве критериев для определения характера сравнительного правоведения как утверждающейся самостоятельной отрасли научного правового знания необходимо принимать следующие факторы:

интенсивный рост проводимых сравнительно-правовых исследований и научных публикаций;

появление систематизирующих и обзорных работ, включая ретроспективную библиографию, хрестоматии, проведение международных и двусторонних коллоквиумов и конференций по наиболее актуальным проблемам;

издание специализированной периодической литературы с постоянными методологическими разделами, посвященными сравни тельному правоведению;

создание системы подготовки соответствующих специалистов- компаративистов на факультетах университетов или в других научных центрах, издание учебных программ и пособий;

формирование национальных и международных научно-исследовательских центров, школ, направлений.

Разумеется, развитие сравнительного правоведения как научного направления имеет не только «внешние» характеристики. В качестве конструктивного признака, определяющего становление этой автономной научной дисциплины, следует рассматривать специфические особенности предмета исследования, положенные в основу дисциплинарной работы и устанавливающие значимость и автономность данной отрасли правового знания, ее статус в системе юридических паук в целом. Другими словами, возникновение и развитие сравнительного правоведения связывается со специфическим подходом и предметом, обеспечивающими общее его признание.

Сравнительное правоведение показывает относительность существующего национального права. Оно позволяет выйти за пределы простого определения писаной нормы как единственного выражения права, действующего на определенной государственной территории, или как единственной цели использования определенной юридической техники и внести определенные коррективы в наши представления относительно места и роли каждой национальной правовой системы на правовой карте мира.

Сравнительное правоведение позволяет выявить и понять юридическую политику различных государств. Оно помогает нам увидеть и сопоставить между собой приоритетные законодательные течения в разных странах, точнее, основные направления законодательных реформ в международном разрезе. В связи с тем что использование данных сравнительного правоведения позволяет заимствовать уже накопленный зарубежный опыт для удовлетворения своих потребностей правового развития, можно говорить, что сравнительное правоведение выходит на прогнозирование перспектив законодательного развития.

Законодатель может использовать сравнительно-правовые материалы при решении некоторых кардинальных, сквозных проблем законодательной политики; при решении отдельных проблем путем выработки актов национального законодательства; при совершенствовании законодательной техники.

Сейчас крайне важно выйти за пределы идеологических схем, искать и находить все лучшее в праве и государственности всех эпох (не исключая, разумеется, и современной), что может быть поставлено на службу правовым реформам. Сравнительно-правовое исследование, с одной стороны, помогает выявить все то полезное, что оправдало себя за рубежом при решении исходной проблемы, избавляет от ненужного труда «изобретать велосипед», а с другой –дает возможность учесть негативные стороны зарубежного опыта, неэффективность тех или иных правовых решений. Особенно существенно то обстоятельство, что, создавая новый правовой акт, национальный законодатель обращается к уже существующим нормам зарубежного права, те. к таким, в отношении которых уже накоплен опыт практического применения. Речь, конечно, идет не о том, чтобы предлагать законодателю готовые образцы и модели, взятые за рубежом, а об изучении зарубежно-правового опыта как позитивного, так и негативного плана. Это изучение отнюдь не ставит своей целью только заимствование или подражание, хотя такой результат и не исключен. Оно расширяет кругозор науки, дает возможность более широкого подхода к проблемам.

Преподавание сравнительного правоведения – в плане введения к изучению основных правовых систем современности или в плане сравнительного изучения отраслей и институтов права – является важным подспорьем для развития современной правовой науки и юридического образования. В их задачу, наряду с изучением национального права, входит также исследование глобальных закономерностей и тенденций развития права в современную эпоху. Поэтому правовая наука должна опираться на серьезные теоретические разработки, объектом которых являются иные, зарубежные правовые системы. Важность анализа опыта мирового развития, в том числе изучения процессов, происходящих в современном обществе, как уже говорилось, вытекает из потребностей политической и правовой реформ.

2. Сравнительное правоведение в системе других дисциплин.

В настоящее время большинство советских ученых-юристов,рас сматривая общую теорию права в качестве самостоятельной правовой дисциплины, выделяют в ее рамках относительно обособившиеся груп пы проблем. При этом структура общей теории права рассматривает ся с точки зрения основных направлений анализа ее предмета.

В этом плане структурно общая теория права складывается из таких научных направлений, как философия права, социология права,срав нительное правоведение, теория права (теория позитивного права), психология права, юридическая техника и т.п. Особо подчеркивает ся, что говоря о структурных частях общей теории права, имеются в виду не ее подотрасли, а научные подходы в рамках единой нау ки, которые исследуют право каждое под своим методологическим уг лом зрения.

Такая сложная структуированность общей теории права предо пределяется сложностью самого права. Поэтому право должно иссле доваться не в одном отдельно взятом аспекте, а с разных аспек тов на различных уровнях. Многоаспектный подход к исследованию права позволяет марксистско-ленинской теории монистически сое динять в себе философский, социологический и собственно юриди ческий анализ права.

Возникает вопрос относительно места сравнительного правове дения в структуре общей теории права и его взаимоотношения с другими направлениями общей теории права.

Особое место в общей теории права занимает философская проблематика. Ибо невозможно разрабатывать проблемы права без философии. К.Маркс писал "о философском изложении права", о сво ем намерении "провести некоторую систему философии права через всю область права". Философский подход к праву, т.е. обращение к марксистско-ленинской философии при исследовании проблем об щей теории права предостерегает от мировоззренческих ошибок, способствует правильной постановке новых проблем. Философская характеристика права является исходным ориентиром в общей теории права.

Как бы мы не определяли предмет философии права, вопросы методологии права занимают ведущее место в его современном по нимании. Методология права системно изучает проблемы методов правового исследования. При этом сравнительно-правовой метод яв ляется одним из объектов ее анализа. Здесь мы наблюдаем лишь од ну сторону перекрещивания философии права и сравнительного пра-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М.: Гос- политиздат, 1956, с. 8.

2 Д.А.Керимов впервые, пожалуй, в нашей литературе поста вил вопрос о необходимости выделения в марксистско-ленинской юри дической науке самостоятельного научного направления - философии права. Наиболее углубленная разработка этой проблемы дана в его работе: Керимов Д.А. Философские проблемы права. - М.: Мысль, 1972, - 472 с.

воведения. Философия права вообще и методология права в част ности исследуют сравнительно-правовой метод как частный науч ный метод в системе методов правовой науки. Именно таким путем можно показать значительные познавательные возможности сравни тельно-правового метода.

Известный французский компаративист Р.Давид о значении срав нительного правоведения для философии права говорил: "Философия требует универсализма; нет нужды говорить об убожестве и узости философии права, базирующейся лишь на изучении своего националь ного права. Сравнительное право, совершенно очевидно, способству ет тому, чтобы преодолевать подобного рода барьеры"!. В этом состоит второй аспект их взаимосвязи.

В отличие от философии права социология права - это такое направление правовых исследований, которое нацелено на установ ление общих связей права с явлениями социальной жизни и в соот ветствии с этим характеризующееся непосредственным воплощением идей, принципов и категорий социологии в содержании правовых по нятий и конструкций.

1 Давид Р. Сравнительное право. - В кн.: Очерки сравнитель ного права. М., 1981, с. 22. Отдельные авторы на Западе выража ют сомнение по поводу такой взаимосвязи, считая, что философия права занимается вопросами права универсального значения для всех народов, а сравнительное право занимается в основном позитив ными правовыми системами (Livre centenaire de la Societe de le gislation comparee. - Paris, 1969, t. 1, p. 67).

2 Tumanov V.A. Philosophy of Law and Comparative Law. - In: Methodological Problems of Jurisprudence. М., 1983, p. 35-37.

3 Подр. см.: Казимирчук В.П. Социологические исследования в праве. - В кн.: Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980, с. 232-250; Кульчар К. Основы социологии права /Под ред. В.П.Казимирчука. - М.: Прогресс, 1981. - 256 с.

У социологии права и сравнительного правоведения как на правления правовых исследований существует много точек соприкос новения, у них есть ряд общих областей. Вместе с тем не следует ставить знак равенства между ними. Они различаются как по под ходу к предмету исследования, так и по природе получаемых знаний.

В сфере сравнительного правоведения не может не дать себя знать общая тенденция социалистической юридической науки к рас ширению социологических аспектов изучения такой сложной и мно гогранной социальной системы, как право.

Социологическая "ориентация" сравнительного правоведения влечет за собой два важных последствия: во-первых, значительно расширяется сам предмет исследования, а это в свою очередь тре бует расширения методологического инструментария сравнительного правоведения, во-вторых, изменяется подход к традиционному пред мету исследования; сравнение должно идти дальше, не ограничивать ся законом, охватить судебную практику или, говоря более обоб щенно, всю сферу применения закона. Следует, таким образом, ус танавливать его действительную значимость, а не ограничиваться анализам той абстрактной роли, которую ему отводят в тексте за кона. Таким образом, сравнительное правоведение, если оно не хо чет стать формально-догматическим, нуждается в освежающем "социологическом душе" . В связи с этим особое значение приобретают

I Carbonnier J. L"apport du droit compart d la sociologie, juridique. - In: Livre centenaire de la Societe de Legislation comparee, t. 1, p. 83. Вопрос об использовании в сравнитель ном правоведении конкретно-социологических методов исследования обсуждался на восьмом Международном конгрессе сравнительного права (Италия, 1970). См.: Каленски П. Методы социологического исследования в сравнительном правоведении. - В сб.: Сравнитель ное правоведение. М., 1978, с.236-246; Дробниг У. Методы социологического исследования в сравнительном праве. - В кн.: Очерки сравнительного права. М., 1981, с. 177-186; Rechtssozioiogie und Rechtsvergleichung. - Berlin, 1977. - 192 S.

такие социологически ориентированные виды сравнения, как изу чение правосознания, правоприменительной деятельности, роли юри дических профессий, а такие функциональное сравнение. При этом для компаративиста важное значение имеет использование таких со циологических методов исследования как статистика, вопросники, анкетирование и т.д.

Социология права в каждой стране работает по преимуществу с действующим национальным правом. Но она не ограничивается только этим объектом и расширяет свой крут исследований, обра щаясь к зарубежному праву!. Когда социология права выходит за национальные рамки и стремится показать социальные функции пра ва как такового, то она выступает как сравнительная социология права. Ее цель - показать те общие и особенные социальные усло вия в различных правовых системах. При этом особое внимание уде ляется на роль, которую в правовом развитии играют экономические, социальные, культурные условия, этнические структуры, географи ческие факторы, а также философские и религиозные воззрения.

Теория позитивного права - это такое направление правовых исследований, которое нацелено на установление специфических структурных закономерностей и свойств права и которое в соответ ствии с этим выражается в теоретической обработке нормативного

I З.Петери полагает, что по причинам фактического порядка социологические исследования иностранного права неосуществимы и предлагает в этой связи организовать международное взаимодейст вие юристов И СОЦИОЛОГОВ разных стран. См.: Peteri Z. Some As pects of Sociological Approach in Comparative Law. - In: Droit Hongrois- Droit compare. Budapest, 1970, p. 94.

материала действующего права и выработке "собственных" понятий и конструкций. Таким образом, теория права подытоживает в обоб щенных категориях действующее позитивное право. В этот круг вхо дят кодификация, правотворчество, применение права,толкование права, вопрос о правоотношении, общий анализ правовой ответст венности, учение о системе права и т.д.

Как справедливо заметил С.С.Алексеев, по мере развертыва ния сравнительно-правовых исследований, изучения разнообразных исторических типов правовых систем следует ожидать выработки и более широких обобщающих категорий и, следовательно, своего ро да "достройку" общей теории права^. Здесь возникает очень ин тересная, и вместе с тем самостоятельная проблема соотношения исторического типа права и основных правовых семей внутри данно го типа права. Если в общей теории государства соотношение типов государства и форм государства разработано достаточно, то это го пока в отношении указанной проблемы сказать нельзя. Более то го, теория права пока еще не пошла далее общей характеристики исторических типов права, не конкретизируя, во всяком случае в достаточной степени, эту характеристику обращением к основным правовым семьям в рамках типа права. Другими словами, теория права дает по преимуществу социально-экономическую и социально политическую характеристику типов права без сколько-нибудь раз вернутой юридической детализации. В учебниках по общей теории государства и права такие правовые семьи как романо-германская, англо-саксонская или мусульманская, как правило, не рассматриваются.

I Алексеев С.С. Структура общей теории государства и права. В кн.: Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М., 1974, с. 27.

Сравнительное правоведение дает характеристику основных правовых систем, определяет их место и значение на правовой карь- те мира, изучает пути решения общей социальной проблемы в раз личных правовых системах - словом, постоянно оперирует иностран ным правовым материалом, изучая взаимоотношения правовых систем в рамках исторического типа права. Использование материалов сравнительно-правовых исследований позволяет теории права под няться на более широкий уровень обобщений, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом. Теория права только "выигрыва ет от размышлений над данными, доставляемыми нам сравнительным правом" .

История права изучает истоки правовых явлений, их внутрен ний генезис, то есть этапы развития права в тесной связи с эпо хой; эволюцию развития права и его современное состояние, пре емственность правовых явлений в процессе развития права. Исто рия права может носить узкий или широкий характер - от истории одного национального права и его отдельных разделов до истории права многих народов, всеобщей истории права. Особый интерес представляет изучение истории нескольких национальных правовых систем, связи между которыми имели существенное значение, а так же общей истории права, поскольку она выявляет как эти связи,так и взаимовлияние правовых систем. Во всех этих и подобных случа ях неизбежен сравнительный подход к правовым явлениям - их срав нение, соотношение единичного с общим и особенным, установление закономерностей исторического развития правовых систем. В этой связи нельзя не согласиться с польским профессором Ю.Бардахом в том, что широкое использование сравнительного метода превра тит историю государства и права из науки об отдельных странах, какой она во многом еще является, в действительно всеобщую исто-

I Давид Р. Сравнительное право. - В кн.: Очерки сравнитель ного права. М., 1981, с. 23.

рию об общих закономерностях и специфических особенностях раз вития государства и права***.

Интересы истории права близки и сравнительному правоведе нию. Оно тоже исследует генезис и закономерности развития раз личных правовых систем, одновременно выявляя их взаимодействие и взаимовлияние. Далее, оно изучает соотношение между различны ми аспектами структуры правовой системы и их возможные зарубеж ные модели, а также их истоки, стремясь при этом найти точки со прикосновения с другими правовыми системами. Отсюда следует, что сравнительное правоведение тесно соприкасается с историей права. И в социалистической литературе справедливо отмечено, что сравнительно-правовые исследования по сути дела выросли и развивались первоначально именно в рамках истории права.

Сравнительный метод применяется в историко-правовых иссле дованиях в двух формах. Первая форма - это одновременное (синх ронное) сравнение объектов исследования в прошлом. Например, сравнение римского права с правам других античных государств. Вторая форма - это сравнение одного или нескольких объектов ис-

1 Цит. по: Косарев А.И. Об использовании сравнительного ме тода в историко-правовом исследовании. - Сов. гос. и право,1965, № 3, с. 78, 86.

2 См.: Тилле А.А. Социалистическое сравнительное правоведе ние, с. 139-146; в книге венгерского ученого П.Хорвата "Сравни тельная ИСТОРИЯ права: ИСТОРИЯ науКИ И методика" (Horvath Р. Vergleichende Rechtsgeschichte: Wissenchaftsgeschichte und Metho- dik.-Budapest, 1979. - 363 s.) представлена наиболее полная кар тина возникновения и развития науки истории права и, в частности, сравнительного метода в рамках этой дисциплины. См. также: Во просы применения сравнительного метода в исследованиях истории государства и права /Под ред. Г.Хамза, И.Каллаи. Будапешт: Изд- во ун-та им. Э.Лоранда, 1977, т. I. - 431 с.

следования в разное время (диахронное сравнение), для решения тех или иных проблем.

Если в прошлом социалистическая юридическая наука, приме няя историко-сравнительный метод, обращалась только к эксплуа таторским правовым системам, то ныне имеется значительный право вой материал, накопленный за годы развития социалистической го сударственности. Историко-правовое изучение советского права является весьма существенным моментом для дальнейшего развития советского права сегодня. Оно позволяет использовать опыт совет ского законодательства не только в практико-прикладном плане (т.е. в правотворчестве, правоприменении), но и в научно-теоре тическом плане. Научно-практический опыт в этой области являет ся необходимым моментом для совершенствования теории и практики советского права.

С другой стороны, история права представляет многообразный историко-правовой материал для сравнительного правоведения, ибо без познания исторического развития права невозможно исследовать современные правовые системы, которые в значительной мере явля ются продуктом исторических условий, заимствований и взаимовлия ний правовых систем в прошлом. Одним словом, сравнительное пра воведение постоянно оперирует историко-правовым материалом.

В современную эпоху, вследствие неуклонного роста сил со циализма и других миролюбивых и демократических сил на мировой арене, усиливается значение международного публичного права в жизни народов. Усиление роли международного публичного права тре бует совершенствования методов и методик международно-правовых исследований. В методологическом аппарате международного публич ного права сравнительный метод занимает важное место. И, наобо рот, для сравнительного правоведения как направления исследования весьма значима международно-правовая проблематика.

Сравнительное правоведение предоставляет в распоряжение международного публичного права инструментарий, позволяющий изу чить многие его научно-прикладные вопросы. Сравнительный метод широко применяется в международном публичном праве. Например, в исследовании взаимодействия международной и внутригосударст венной правовых систем, при унификации международных материально правовых норм, в образовании международно-правовых обычаев и об щих принципов международного публичного права и т.д.^.

Специалисты международного частного права (МЧП) в силу специфики этой отрасли права с необходимостью проявили и прояв ляют большой интерес к сравнительному правоведению, а венгер ский ученый Ф.Мадл даже выдвигает идею создания особого "сравни тельного международного частного права". Действительно сравни тельное правоведение и МЧП тяготеют друг к другу. И сравнитель ное правоведение, и МЧП не ограничены рамками одной национальной правовой системы и в этом смысле и то и другое ориентировано на иностранное (зарубежное) право.

I Растущий интерес к проблеме взаимоотношения международного права и сравнительного правоведения нашли, в частности, свое отражение на международных встречах ученых-юристов. Так, на X Конгрессе в Будапеште Международной Академии сравнительного пра ва обсуждались вопросы о роли сравнения на стадии подготовки международно-правовых актов и роли сравнительного метода в между народном частном праве. На двух последних советско-французских Встречах предметом обсуждения были вопросы применения сравни тельного метода в международном публичном и частном праве.

I 0 взаимоотношении международного публичного права и срав нительного правоведения см. своеобразную антологию по этой проб леме: International Law in Comparative Perspective /Ed. W.B.But ler. - Alphen aan den Ryin, 1980. - XVI, 315 p.; Фельд ман Д.И. Система международного права. - Казань: изд-во Казанск. ун-та, 1983, с. 86-98.

В методологическом аппарате МЧП сравнительный метод зани мает важное место, так как все системы решения коллизии законов предусматривают применение в ряде случаев иностранного закона. При этом нормы национального права сопоставляются с нормами иностранного закона.

Особенно благоприятные условия для применения данных срав нительного правоведения создает подготовка и принятие законо дательных актов по.МЧП. В этом случае открывается возможность проведения развернутых^сравнительных исследований по проблемам МЧП, которые должны быть кодифицированы.

Один из возможных результатов сравнительно-правовых иссле дований в области МЧП - унификация материально-правовых или кол лизионных норм. Такая унификация может осуществляться двояким образам: путем выработки единообразного акта, воспринимаемого многими государствами, или путем заключения международного дого вора. После того, как унификация осуществлена, возникает пробле ма единообразного толкования и применения унифицированного права.

Сравнительное правоведение тесно связано и с отраслевыми юридическими науками. Если отраслевые юридические дисциплины значительно расширяют проблематику сравнительного правоведения, то последнее поставляет материал отраслевым наукам для теорети ческих обобщений на более высоком уровне.

Одним из основных направлений сравнительного правоведения являются исследования в рамках и на уровне отраслевых юридичес ких наук. Из общего числа компаративистских работ около половины посвящено отраслевой проблематике.

В настоящее время сравнительно-правовые исследования в от раслевом разрезе широко ведутся как цивилистами и процессуалис тами, так и представителями т.н. публично-правовых наук. Прошли те времена, когда объектом сравнительно-правовых исследований выступали исключительно правовые институты частного права; ныне публичное право, в частности конституционное право заняло проч ное место в сравнительном правоведении. В связи с этим вызывает возражения утверждение К.Цвайгерта и Г.Путтфаркена, что "... сравнение проблем конституционного права вообще выходит за рам ки сравнительного правоведения"!. В конституционном праве обоз начается очевидная тенденция к признанию повсеместной пользы сравнительного правоведения. Это следствие растущего понимания важности знаний о других конституционно-правовых системах и от носительности узконационального опыта. Очевидна также тенденция соединения исследований норм и институтов конституционного пра ва с анализом фактического функционирования этих институтов.

Возникает вопрос: могут ли отраслевые сравнительные иссле дования приобрести относительную самостоятельность, в результате которой наряду с отраслевыми юридическими науками появятся от раслевые сравнительные дисциплины (например, сравнительное граж данское право, сравнительное конституционное право и т.д.)? Су ществует точна зрения, в соответствии с которой сравнительное изучение государственно-правовых вопросов различных государств является задачей особой отрасли науки - науки сравнительного государственного права. Болгарский профессор Е.Сталев считает, что вместо обособления отраслевых сравнительных исследований в виде отдельной правовой науки их следует включить в существую щие правовые науки. На наш взгляд, не логично ни разрывать, ни

Сравнительное правоведение как наука, её предмет. Сравнительное правоведение как учебный курс

Сп - отрасль правоведения (юр.науки), изучающая правовые с-мы различных гос-в путем сопоставления одноименных гос-ных и правовых институтов, их основных принципов и категорий.

Сп преследует следующие практические цели: способствовать сближению законодательства различных государств в тех областях, где это необходимо. Выработка предложений по совершенствованию собственной, нац-ой с-мы права на основе изучения правового опыта зарубежных гос-в. В наст. Время сп как наука и учебная дисциплина явл-ся неотъемлемой частью отеч-ой юриспруденции. Как наука сп как раз и нацелено на оптимизацию межгос-го взаимод-я в правовой сфере и разработку практич-х рекомендаций по изменению действующего законодат-ва. За время своего сущ-я сп пережило множество дискуссий о своем предмете.

Основным предметом сп явл-ся сравнительные научные исслед-я различных правопорядков. Одной из важнейших ф-ций сравнит-го метода и сп, явл-ся расширение сферы познания. Если под правовой наукой, понимать не только толкование нац-х з-нов, правовых принципов и норм, но и исслед-е моделей для предотвращения и регул-я соц-х конфликтов, то очевидно, что сп как метод и как дисциплина обладает более широким спектром типовых решений, чем национально замкнутая правовая наука. Сп - относительно самостоятельная и обособленная от других гуманитарных наук юр. Научная и учебная дисциплина, имеющая свой собственный предмет, метод, сферу применения выполняющая свою собственную роль в с-ме юр. Знаний и юр. Образования и имеющая свое особое соц. Назначение.

Сравнительное правоведение как метод

Сп как метод явл-ся одним из важных научных ср-в изуч-я правовых явлений. Благодаря применению сравнит-го м-да становится возможным выявить общее, особенное и единичное в правовых с-мах современности.

Сравнительно-правовой метод – частнонауч. М-д юр. Науки . Сравнительно-правовое исслед-е путем выявл-я сходного обнаруживает и то, чем различ-ся сравниваемые правовые с-мы . Обе задачи и возможности сравнительно-правового исслед-я (установление сходств и различий сравниваемых объектов) так же взаимосвязаны, как сходства и различия правовых систем. С одной стороны, сравнение предполагает нечто общее, что м/б выявлено только сравнит. Методом, а с другой – оно способствует установлению различий в сравниваемых объектах . Характер и особ-ти сравнит.-правового м-да раскрываются при освещении, во-первых, его соотношения с общенауч. М-дами, во-вторых, его места и значения в с-ме частных м-дов юр. Науки. Пользуясь лишь одним сравнит. М-дом, невозможно вскрыть все разнообразие правовых явл-й, но не менее ясно и то, что этот м-д, во-первых, четко опр-ет общее направление правового исслед-я, во-вторых, обеспеч. Правильное взаимод-е общих и частнонауч. М-дов в процессе науч. Исслед-я. Можно сказать, что он выполняет роль в большей степени стратегии, чем тактики науки. Сравнит.-правовой м-д выступает как один из конкретных способов применения общенауч. М-дов в исслед-ии правовых явл-й. Подобно связям между отдельными сторонами права сущ-ет тесная, основанная на взаимод-и и взаимопомощи связь и между различ. М-дами его изучения. Каждый в отдельности и все они вместе взятые основываются на общенауч. М-дах . В изучении правовых явл-й сравнит.-правовой м-д может реализовать все свои возмож-ти лишь в том случае, если само применение его будет строго системным.

Становление и развитие юридической науки с самого начала было связано с исп-ем этого м-да. Он служит опред-ой познавательной задачей, как и частнонаучные м-ды правовой науки.

Следовательно, (1) сравнительно-правовой метод нельзя рассматривать в кач-ве некоего стандарта в исслед-и; (2) важно определить те границы, в пределах кот. Этот м-д можно применять более эффективно с учетом его связи с другими методами.

сравнит.-правовой метод многофункц. В том смысле, что он применим и на теоретическом, и на эмпирическом уровне познания, ему присущ оценочный подход .

Оценка является существенным и необходимым элементом любого сравнения. Поэтому верной представляется формула о том, что «сравнение – одна из лучших возможностей истинной оценки». Но в той же мере, в какой неправильно было бы недооценивать роль сравнительно-правового метода, было бы неверным и переоценивать его значение.

Сравнительный метод может быть подразделен на два основных вида: (1) синхронический (когда сравнению подвергаются объекты, локализованные в определенный момент времени) и (2) диахронический (объект исследуется в историческом плане).

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...