Административное правонарушение: что это такое.


Административная ответственность - это наказание за правонарушение, которое обладает меньшей степенью опасности сравнительно с преступлением. В этом случае правовые санкции осуществляют или уполномоченные органы. Существуют различные виды административной ответственности, которые преследуют отличные друг от друга цели.

Рассмотрим их все:

  1. Штрафная или репрессивно-карательная система. Предполагает наказание лица, совершившего правонарушение. Предупреждает новые действия, направленные против закона.
  2. Превентивная или воспитательная система. Отвечает за формирование уважения к законам и мотивов к их соблюдению.
  3. Компенсирующая или правовосстановительная система. Отвечает за восстановление нарушенного порядка и устранение вреда, полученного человеком, против которого было совершено правонарушение.

Все виды административной ответственности характеризуются следующими признаками:

  1. Правовые санкции и карательные меры осуществляются через соответствующие органы, то есть административная ответственность представляет собой государственное принуждение.
  2. Правовые санкции подчиняются и справедливости. Применяются они на основе установленных юридических норм.
  3. Предполагается ответственность негативного характера, то есть правонарушитель попадает в неблагоприятные условия. Под положительными обязательствами подразумевается, к примеру, ответственность главного бухгалтера, касающаяся выполнения значимой работы.
  4. Административная ответственность влечет за собой неблагоприятные условия и лишения для лиц, совершивших правонарушение. Предполагается не только наказание, но государственное порицание.
  5. Подразумевается итоговая оценка нарушителя закона.

Все виды административной ответственности также характеризуются тем, что имеют определенные основания. В частности, это:

  1. Нормативное основание. Предполагает наличие запретов, установленных в законодательном порядке.
  2. Фактическое основание. Подразумевает наличие нарушения закона. При этом в деле должен присутствовать состав административного противоправного деяния. Также предполагается, что нарушение закона подтверждено доказательствами.
  3. Процессуальное основание. Предполагает издание соответствующим органом правоприменительного акта.

Все виды административной ответственности отвечают следующим принципам:

  1. Законность. Он подразумевает, что лицо, совершившее правонарушение, подвергается наказанию в соответствии с установленными юридическими нормами.
  2. Целесообразность. Предполагает соответствие мерам воздействия, избираемым в отношении нарушителя.
  3. Неотвратимость. Подразумевает, что каждый правонарушитель должен быть наказан.
  4. Своевременность. Предполагается оперативное реагирование на совершенное правонарушение.
  5. Справедливость. Предполагает соответствие наказания и тяжести нарушения закона.
  6. Сложение налагаемых взысканий. Если лицо совершило несколько административных нарушений, наказание следует лишь за самое тяжелое из них в том случае, если дело рассматривается одним и тем же органом. В остальных случаях карательные меры за преступление закона назначаются в отдельности.
  7. Гуманизм. Учет личностных особенностей и потерпевшего, и правонарушителя.
  8. Гласность. Все меры административной ответственности предполагают, что рассмотрение дела и вынесение итогового вердикта будет происходить с участием общественности. Подобный принцип подразумевает определенные воспитательные способы воздействия на правонарушителя.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Меры взыскания всегда связаны с правонарушением. Они выражаются в определенной мере наказания лица, совершившего правонарушение.

Меры взыскания применяются в следующих целях:

  • 1) наказание виновных;
  • 2) предупреждение правонарушений со стороны правонарушителя;
  • 3) воспитание правонарушителя и окружающих его лиц в духе уважения закона.

Административные взыскания являются карательными санкциями. Они состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и другие) .

Все административные взыскания делятся на три группы:

  • 1. Взыскания морального характера:
    • - предупреждение.
  • 2. Денежные и имущественные взыскания:
    • - штраф;
    • - конфискация;
    • - возмездное изъятие.
  • 3. Взыскания, обращенные на личность правонарушителя:
    • - исправительные работы;
    • - административный арест;
    • - временное лишение специальных прав.

Несмотря на различия, все административные взыскания имеют общие признаки:

  • 1) они носят наказательный характер, в отличие от предупредительных мер и мер пресечения;
  • 2) они устанавливаются широким кругом органов;
  • 3) применение административного взыскания влечет юридические последствия, т.е. у лица появляется состояние наказанности. Это обстоятельство приобретает особое значение, при решении вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности.

Система мер административного взыскания включает в себя различные по своему характеру и тяжести санкции. Это позволяет при назначении наказания учесть личность правонарушителя, его имущественное положение, степень общественной опасности совершенного проступка, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Административные взыскания налагаются путем издания специальных индивидуальных актов.

Административные взыскания делятся на:

  • 1. Единовременные;
  • 2. Длящиеся.

К единовременным относятся:

  • - штраф;
  • - предупреждение;
  • - конфискация;
  • - возмездное изъятие.

К длящимся относятся:

  • - административный арест;
  • - лишение специальных прав;
  • - исправительные работы.

Кроме того, административные взыскания делятся на:

  • 1. Основные;
  • 2. Дополнительные.

Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест относятся к основным.

Конфискация и возмездное изъятие могут быть основными и дополнительными.

За конкретное административное правонарушение может быть назначено только одно основное или одно основное и одно дополнительное взыскание.

Административное правонарушение наращивает обороты по мере все более и более прогрессивного развития общества и самых разных сфер деятельности. Закон, в свою очередь, также развивается и стремится учитывать максимальное количество возможных нарушений чужого права и зафиксировать наказание за их совершение. Стоит отметить, что в российской действительности особенно активизировалась практика применения административной ответственности после 80-х годов прошлого века. И с тех пор её роль значительно возросла и продолжает усиливаться. Появление самостоятельного конкурентного бизнеса повлекло за собой увеличение количества правонарушений, недостаточных для уголовного обоснования.

Обозначение основных терминов

Для начало необходимо обозначить, что такое административное правонарушение. Прежде всего стоит заметить, что в правовом поле это не является преступлением, поскольку не влечет за собой существенного вреда конкретным людям или обществу, связанного с жизнью или здоровьем, а также серьезными имущественными хищениями. Эти нарушения не представляют собой опасности в том смысле, который подразумевает уголовный кодекс. При этом ряд правонарушений, таких как хищение или нарушение авторских прав, может находиться в обеих плоскостях ответственности – и уголовной, и административной.

Таким образом, административная ответственность – это обязательство нарушителя понести взыскания, налагаемые соответствующим органом власти. Помимо этого, к санкциям относится также административный арест. Распространяется он как на физические, так и на юридические лица. Возраст административной ответственности для физлиц наступает с 16 лет.

Характеристика административной ответственности

С правовой точки зрения это вид юридической ответственности, поэтому она характеризуется и признаками общей юрисдикции, и особенностями, свойственными только ей. Административная юридическая ответственность также является мерой государственного воздействия. Наступает она как следствие совершенных неправомерных деяний. Ее отправителями являются должностные лица и компетентные в правоприменительной практике органы. Она выражается в наложении строго определенных законом взысканий.


Отличительные особенности

Административное право - это самостоятельный институт, который имеет собственную автономную нормативно-правовую базу, отличную от аналогичной базы других типов юридической ответственности. Весь комплекс свойственной данному институту правовой основы закреплен законодательно и сформирован в Кодекс об административной ответственности. Основанием для ее применения является совершение соответствующего деяния. Под ее юрисдикцию попадают как частные, так и юридические лица.

Санкции, которые влечет за собой правонарушение, называются административными наказаниями. Накладываться взыскания могут широким кругом представителей исполнительной и судебной власти, а также органами местного самоуправления. При этом должностные лица не могут накладывать взыскания на своих подчиненных. Административное нарушение не влечет за собой судимости и не может быть причиной лишения рабочего места. Наказание длится строго установленный отрезок времени. Процесс рассмотрения подобного рода дел, а также наложение соответствующих санкций регламентированы законодательной основой административного права и имеют определенный порядок.

Основания для привлечения по КоАП

Основанием административной ответственности является в первую очередь закон. Также им выступают декреты высшего должностного лица государства, т. е. президента. Никакие иные нормативные документы, как-то постановления либо указы, такой юридической силы не имеют. Участие в этом процессе органов местного самоуправления никак не противоречит описанной концепции, которая несет в себе общеюридическую базу. Безусловное основание административной ответственности – это совершение непосредственно проступка, наказание за который предусматривают статьи КоАП РФ. Именно этот факт и приводит в действие весь институт административного права.

Понятие и основания административной ответственности в российском правовом поле впервые были систематизированы лишь в 1980 году, когда были приняты «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях». Таким образом, правонарушение, совершенное в административном поле, представляет собой деяния, направленные против государственного или общественного порядка, прав и свобод личности, собственности, порядка управления. Это определение отражает общие признаки, объединяющие все правонарушения. Таковыми являются: виновность, наказуемость, противоправность и общественная опасность. Принципиально важно отметить, что основание административной ответственности наступает только при наличии всех пяти признаков. Отсутствие хотя бы одного исключает возможность правоприменительной практики.

Вменяемая административная ответственность, статьи о которой собраны в Кодексе об административных правонарушениях, подразумевает как действия, так и бездействия. Большая часть правонарушений представляет собой непосредственное действие, к примеру, нарушений правил дорожного движения. К бездействию можно отнести, например, непринятие мер безопасности. Все это обобщено термином «деяние», в котором человек должен быть признан виновным. Это обязательное условие, которое легло в основание административной ответственности. Стоит отметить, что крайне важным также является тот факт, что необходимость доказывания виновности лежит именно на уполномоченных органах. При этом лицо, находящееся под подозрением, не обязано доказываться свою невиновность.

При определении степени нарушения также учитываются обстоятельства, отягчающие или смягчающие меру наказания. К первым относятся, к примеру, совершение проступка, за который уже были наложены санкции, в течение одного года или же продолжение того же поведения, несмотря на предписание прекратить его (например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии). Смягчить наказание может полное раскаяние в содеянном или предотвращение вредоносных последствий.

Также основанием административной ответственности является такой проступок, который может быть квалифицирован и как административное, и как дисциплинарное правонарушение. К примеру, кадровик, который оформил работника на предприятие с нарушением, совершил дисциплинарный проступок. В то же время это деяние, которое подпадает под юрисдикцию надзорного органа, охраняющего трудовое законодательство, квалифицируется как административное правонарушение, за который может быть назначен штраф.

Главные пять признаков

Противоправность предполагает совершение деяний, которые нарушают действующие нормы (в данном случае административного права). Это также актуально и для других отраслей права. Стоит отметить, что не всякое противоправное действие следует называть правонарушением, в то время как абсолютно любое правонарушение обязательно носит противоправный характер.

Крайне важным признаком является и общественная опасность. В действующем праве есть разные системы взглядов на данный вопрос. Одни, опираясь на то, что аспект административного правонарушения, выраженный в посягательстве на общественный или государственный порядок, несет в себе угрозу, считают общественную опасность важным признаком, хотя прямого указания на нее в определении деяния нет. Другие же полагают, что данный признак свойственен только преступлениям.

Виновность также является непосредственным элементом состава административного правонарушения. Действия могут квалифицироваться как совершенные умышленно или по неосторожности. К первому относятся мелкое хулиганство, хищения и прочее, ко второму – нарушение правил строительства, дорожного движения и другие.

Наказуемость характеризуется тем, что деяние или проступок может быть признан административным правонарушением, если их совершение предусматривает привлечение лица к административной ответственности. Из этого следует, что деяние может быть признано правонарушением только в том случае, если есть решение о привлечении к ответственности. Совокупность этих признаков – главные основания привлечения к административной ответственности.

Различия между проступками и преступлениями

Порядок привлечения к административной ответственности начинается с главной задачи – установления состава конкретного правонарушения и его отличия от других видов правонарушений. Трудность в разграничении обусловлена тем, что они все наделены общими признаками, а именно: представляют опасность или вред, а также нарушают правовые нормы. Однако имеются и крайне важные отличия. Степень общественной опасности разграничивает деяния на проступки и преступления. Последнее регулируется уголовным кодексом. Проступок же является правонарушением, ответственность за которое предусмотрено административным и прочими видами права. При этом его необходимо отличать от проступков дисциплинарного характера. Последние подразумевают нарушение трудовой или военной дисциплины, несоблюдение обязательств перед конкретным коллективом. И еще один нюанс: если они и описаны в правовых нормах, то лишь в общих чертах.

В качестве наказания применяются дисциплинарные взыскания, которые отличаются правовыми последствиями и составом тех, кто может их применять. Решение о взыскании принимается только руководством той организации, где работает провинившийся. Есть определенный вид нарушений, которые попадают под действие обеих юрисдикций: и дисциплинарной, и административной. В качестве примера можно назвать распитие алкогольных напитков на рабочем месте. Признанный виновным несет два вида ответственности.

Возможности освобождения

Основания освобождения от административной ответственности прописаны в КоАП отдельной статьей. Здесь указаны все обстоятельства, по которым производство дела невозможно.

Первым таким основанием является отсутствие события правонарушения, то есть факт его совершения не доказан. В этом случае либо в действиях не было признаков противоправности, либо установить их не представляется возможным. Следующим основанием выступает отсутствие состава правонарушения. Не привлекаются к ответственности лица, не достигшие соответствующего возраста для взыскания, и те, кто признан невменяемым на момент совершения противоправного поступка.

Доказанная крайняя необходимость совершенных действий также может послужить причиной в отказе привлечения. Как правило, дело не может быть открыто, а если это уже произошло, то оно должно быть прекращено. В данном случае устанавливается факт содеянного, но отсутствует состав, который Кодексом квалифицируется как противоправный или виновный.

В случае принятия решения об амнистии также можно избежать ответственности. В России исключительным правом на объявление об амнистии и издание соответствующего акта обладает Госдума. Адресаты - индивидуально неопределенный круг виновных лиц.

Случается и так, что закон, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, перестает действовать. Тогда и взыскание также отменяется. Что это значит? Поскольку применение мер воздействия в рамках административного права подразумевает ограничение прав и свобод, Конституция России предусматривает, что, если какой-то закон отменен, то и наказание за его нарушение должно быть снято. Однако стоит отметить, что в последний раз КоАП подвергался таким отменам в 1984 году, когда утратили силу сразу четыре статьи Кодекса.

Существенными являются и такие основания освобождения от административной ответственности, как истечение сроков давности наказания за конкретное правонарушение. Кодексом регламентировано, что судьи арбитражных судов, которые занимаются рассмотрением таких дел, обязаны проверять сроки давности. При этом должны учитываться обстоятельства, по которым могли быть приостановлены эти сроки, и порядок их приостановления. Здесь есть один нюанс. Согласно законодательству, пропущенные сроки давности восстановлению не подлежат. Если суд обнаружит, что срок административной ответственности был пропущен, он может либо отказать в удовлетворении иска о привлечении к взысканию, либо признать такое требование незаконным.

Согласно КоАП, гражданин не может быть привлечен за совершение одного и то же деяния дважды. К примеру, если нарушитель за совершение определенных действий уже привлекался к административной ответственности, или в отношении него ведется производство по делу, или же есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту этих самых действий, повторно по этому же эпизоду его наказать уже не могут.

Разумеется, безусловным основанием для освобождения от ответственности является смерть того, в отношении которого ведется расследование. Если в ходе разбирательства устанавливается хотя бы одно из этих обстоятельств, выносится решение о закрытии производства.


Порядок привлечения к ответственности

Российское законодательство предусматривает четкий порядок привлечения к административной ответственности нарушителей. Наказания назначаются в рамках, законодательно установленных. К ответственности могут быть привлечены лица, достигшие 16 лет. При вынесении санкций устанавливается характер нарушения.

Немаловажным в производстве является определение личности подозреваемого, его имущественного положения, а также выявление обстоятельств, которые могут смягчить вину. Стоит отметить, что в качестве смягчающих могут быть признаны и обстоятельства, не входящие в перечень Кодекса. Однако для этого должны быть предъявлены исчерпывающие доказательства. Если же представленные аргументы не были приняты в расчет при вынесении постановления о наказании, виновный может обжаловать этот документ в законном порядке.

Возможности обжалования

Кодексом предусмотрен порядок обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности, не вступивших в законную силу. О чем идет речь? Как известно, срок обжалования – один месяц. Обжаловать документ могут непосредственно те, в отношении которых ведется разбирательство, или их представители и защитники, а также потерпевшая сторона или её представители. Помимо этого, обратиться с данным иском в вышестоящий судебный орган может и должностное лицо, которое составляло протокол.

Если постановление было вынесено в суде, тогда иск об его отмене должен быть подан в вышестоящую судебную инстанцию. При вынесении решения коллегиальным органом, обращаться необходимо в районный суд по месту нахождения этого органа. Если решение было вынесено уполномоченным должностным лицом, документ подлежит обжалованию в вышестоящем органе или в районном суде по месту рассмотрения дела. Постановления о привлечении к ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей обжалуются только в арбитражных судах.


Виды административного наказания

Следствием совершения какого-либо правонарушения становится привлечение к административной ответственности. КоАП предусматривает разные способы взыскания за содеянное. Самое безобидное – предупреждение. Это официальный документ, в котором отражена негативная оценка государством поведения виновного. Также это своеобразное предостережение от подобных действий в дальнейшем. Как правило, предупреждение выносят тем, кто совершил противоправный поступок впервые.

Наиболее распространенное наказание – штраф. Согласно КоАП, минимальным его размером является единоразовая выплата суммы, которая не может быть меньше одной десятой части минимальной зарплаты (МРОТ), а максимальный – не более 25 МРОТ для граждан, не более 50 МРОТ для должностных лиц, не более тысячи МРОТ – для юридических лиц.

Также наказанием выступает изъятие или конфискация орудия или предмета правонарушения. Эти виды меры пресечения назначаются судьей. Вследствие нарушения закона нарушитель может быть приговорен к лишению специального права на определенное время. Что имеется в виду? Под таким видом права подразумеваются, к примеру, водительские права, право на охоту, право занимать определенные должности и прочие.

Самым серьезным наказанием является административный арест. Данная санкция предполагает изоляцию нарушителя от общества на короткий срок. Максимальное время нахождения под арестом – 15 суток. Если нарушаются предписания режима чрезвычайного положения или проведения контртеррористической операции, пребывание в изоляторе составит месяц. Данное наказание применяется только в том случае, если основание административной ответственности по своему смыслу граничит с преступлением. При этом аресту не подлежат беременные, женщины, чьим детям нет 14 лет, несовершеннолетние, а также инвалиды первой и второй группы.

К нарушителям без гражданства или иностранцам также могут быть применены меры административного выдворения из страны. Нарушители принудительно и под бдительным контролем соответствующих органов покидают пределы Российской Федерации.

Также граждане могут быть подвергнуты дисквалификации или приостановлению профессиональной деятельности. Первое распространяется на топ-менеджеров, ипэшников и арбитражных управляющих. Предполагается, что на срок от полугода до трех лет указанным лицам запрещается занимать определенные управленческие должности или вести предпринимательскую деятельность.

Приостановление деятельности – это относительно новое наказание, которое было введено в российский КоАП в 2005 году. Санкция применяется, если есть угроза жизни или здоровью людей, опасность эпидемии и прочее, а также если оказывается противодействие в области отмывания доходов и финансирования терроризма.

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. и введен в действие Федеральным законом №196-Ф32 с 1 июля 2002 г.

В Общей части Кодекса установлены задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, определены субъекты административной ответственности, предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, установлен перечень органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

Основанием административной ответственности является административное правонарушение] исключением является в определенных случаях совершение преступления - в случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения последний подвергается административным наказаниям (ст. 4.5, п. 4 КоАП РФ);

Субъектами административной ответственности могут быть физические лица и юридические лица;

Административные наказания являются мерой административной ответственности и применяются за совершение административных правонарушений;

Административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);

Административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;

Применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются:

Основание - административное правонарушение;

Мера - административное наказание.

Предыдущая

Административная ответственность — это вид юриди-ческой ответственности, применяемой за совершение адми-нистративного проступка и состоящей в возложении на виновное лицо ограничений материального и морального характера.

Административной ответственности присущи все при-знаки юридической ответственности, и вместе с тем, она имеет особые, характерные только для нее черты.

Признаки административной ответственности:

1) меры этого вида ответственности предусмотрены и урегулированы административным Правом;

2) она носит более мягкий, по сравнению с уголовной ответственностью, характер;

3) применяется, как правило, органами исполнитель- ной власти и лишь в отдельных случаях — судами;

4) порядок привлечения к административной ответ- ственности упрощен по сравнению с уголовной ответствен-
ностью;

5) между правонарушителем и органом, налагающим административное взыскание, отсутствуют служебные взаимоотношения, что характерно для дисциплинарной
ответственности.

Основание административной ответственности — на-личие в деянии виновного лица состава административно-го проступка.

Понятие и признаки административного проступка

Административный проступок — это противоправное, виновное действие или бездействие, посягающее на соци-альные блага, охраняемые административным законода-тельством.

Признаки административного проступка:

1) противоправность. Действие или бездействие при- знается административным проступком только тогда, ког-да оно прямо нарушает конкретную норму административ-
ного законодательства;

2) антиобщественный характер. Административный проступок либо наносит реальный ущерб личности, обще- ству, государству, либо создает угрозу нанесения такого
вреда;

3) виновность. Проступком признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае- мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности;

4) наказуемость. Административное законодательство устанавливает вид и меру взыскания за совершение адми-нистративного проступка.

Административный проступок может быть совершен в форме действия (например, распитие спиртных напитков на производстве) либо бездействия (невыполнение родите-лями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей).

Субъектом административного проступка может быть физическое, а в ряде случаев и юридическое лицо.

Виды административных проступков

Перечень административных проступков содержит Осо-бенная часть Кодекса Украины об административных пра-вонарушениях.

Они составляют несколько групп:


Правонарушения в области охраны- труда и здоровья населения (например, незаконные производство, приобретение, хранение, перевозка, пересылка нар-котических средств или психотропных веществ без цели сбыта в небольших размерах);

Правонарушения, которые посягают на собствен-ность (например, мелкая кража государственного или коллективного имущества);

Правонарушения в области охраны природы, исполь-зования природных ресурсов, охраны достоприме-чательностей истории и культуры (например, самовольный захват земельного участка, засорение лесов отходами);

Правонарушения в промышленности, строитель-стве и в сфере использования топливно-энергети-ческих ресурсов (например, самовольное строитель-ство домов или сооружений);

Правонарушения в сельском хозяйстве, нарушение ветеринарно-санитарных правил (например, неза-конный посев и выращивание снотворного мака или конопли);

Правонарушения на транспорте, в области дорож-ного хозяйства и связи (например, нарушение води-телями правил эксплуатации транспортных средств, правил пользования ремнями безопасности или мото-шлемами, безбилетный проезд);

Правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благо-устройства (например, самовольный захват жилого помещения в домах государственного или обществен-ного жилого фонда);

Правонарушения в области торговли, общественно-го питания, сферы услуг, в области финансов и предпринимательской деятельности (например, обман покупателя или заказчика, нарушения зако-нодательства, которое регулирует производство, экс-порт, импорт дисков для лазерных систем считыва-ния);

Правонарушения в области стандартизации, каче-ства продукции, метрологии и сертификации (на-пример, выпуск в продажу продукции, которая не отвечает требованиям стандартов, технических усло-вий и образцов (эталонов) относительно качества, комплектности и упаковки);

обществен-ный порядок и общественную безопасность (напри-мер, мелкое хулиганство, азартные игры, гадания в общественных местах);

Правонарушения, которые посягают на установлен-ный порядок управления (например, злостное непо-виновение законному распоряжению или требованию работника милиции, члена общественного формиро-вания по охране общественного порядка и государ-
ственной границы, военнослужащего).

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокуп-ность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административ-ное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъ-ект, объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это обще-ственные отношения в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонаруши-тель;

2) объективная сторона административного проступ-ка — деяние (действие или бездействие), его вредные по-следствия, причинная связь между деянием и его послед-
ствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и сред-ства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное
деяние. Все остальные признаки являются не обязательны-ми (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой администра- тивного права;

3) субъект административного проступка — гражда-не Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения про-ступка 16-летнего возраста. Среди субъектов админи-стративного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут по-
вышенную по сравнению с иными лицами ответствен-ность.

Субъектом административного проступка, предусмо-тренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринима-тельской деятельности, может выступать юридическое лицо;

3) субъективная сторона административного проступ-ка — связанное с его совершением психическое состояние лица.

К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основ-ной и обязательный признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совер-шаемому им деянию и его последствиям и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель админи-стративного проступка являются не обязательными (фа-культативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой администра-тивного права.

Виды административных взысканий

Административное взыскание — это мера государствен-ного принуждения в отношении лица, совершившего адми-нистративный проступок.

Взыскание применяется с целью правового воспитания такого лица, а также для предупреждения совершения новых проступков.

Виды и порядок применения административных взыс-каний определяются Кодексом Украины об административ-ных правонарушениях:

1) предупреждение. Выносится в письменной форме;

2) штраф. Штрафом называют денежное взыскание в пользу государства;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом администра- тивного правонарушения. Принудительно изъятый пред-
мет подлежит последующей реализации. Вырученная от реализации денежная сумма передается бывшему собствен-нику предмета за вычетом расходов по реализации пред-
мета;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совер-шения или непосредственным объектом административно-го правонарушения, либо денег, полученных вследствие
совершения административного правонарушения. Конфис-кация — это безвозмездное обращение предмета в собствен-Ность государства;

5) лишение специального права на срок до 3 лет. Этот вид взыскания применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом управления транс-
портными средствами, правом охоты;

6) исправительные работы на срок до 2 месяцев. Этот вид взыскания исполняется по месту постоянной работы правонарушителя с удержанием до 20 % заработка в доход
государства;

7) административный арест на срок до 15 суток.

К иностранным гражданам и подданным, лицам без гражданства может быть применена такая мера админи-стративного принуждения как выдворение за пределы Украины.

Административная ответственность несовершеннолетних

К административной ответственности могут привлекать-ся лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Дела о совершении административных проступков, совершенных несовершеннолетними (лицами от 16 до 18 лет), рассма-триваются только районным (городским) судом (судьей) . В отношении несовершеннолетнего может быть назначено любое административное взыскание, за исключением ад-министративного ареста.

Кроме того, суд (судья) вправе применить к несовершен-нолетнему правонарушителю следующие меры, воздей-ствия:

1) обязательство публично или в иной форме попросить извинения у потерпевшего;

2) предупреждение;

3) выговор или строгий выговор;

4) передача несовершеннолетнего под надзор родителям или лицам, их заменяющим, либо под надзор педагогичес-кому или трудовому коллективу с их согласия, а также
отдельным гражданам по их просьбе.

Применение таких мер воздействия является правом, а не обязанностью суда (судьи). Суд (судья) применяет адми-нистративное взыскание или меры воспитательного воздей-ствия с учетом личности несовершеннолетнего.

УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Общая характеристика Уголовного кодекса Украины

Уголовное право — отрасль системы права Украины, определяющая основания уголовной ответственности, виды преступлений и наказания за их совершение.

Уголовное право Украины кодифицировано, причем Уголовный кодекс является единственным источником права в данной отрасли. В отрасли уголовного права нет подзаконных актов, не допускается применение юридиче-ских прецедентов или правовых обычаев.

Уголовный кодекс Украины был принят 5 апреля 2001 г. и введен в действие с 1 сентября 2001 г. Уголовный кодекс состоит из Общей и Особенной части, которые делятся на разделы и статьи (всего 447 статей).

Общая часть Уголовного кодекса состоит из 15 разде-лов. Она содержит задачи Уголовного кодекса, основания уголовной ответственности, понятия преступления и на-казания, виды уголовных наказаний, общие начала назна-чения наказаний и освобождения от них, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолет-них и другие общие положения.

Особенная часть Уголовного кодекса состоит из 20 разделов. Она содержит исчерпывающий перечень деяний, которые признаются преступлениями, и конкретные на-казания за совершение этих деяний. Каждый раздел Осо-бенной части Уголовного кодекса посвящен определенной группе преступлений. Критерием для выделения глав яв-ляется родовой объект — однородные социальные блага, ценности, общественные отношения, на которые посягает преступление. Например, раздел I содержит составы пре-ступлений против основ национальной безопасности Укра-ины, раздел II — преступления против жизни и здоровья личности, раздел III — преступления против свободы, чес-ти и достоинства человека.

Действие уголовного закона ро времени, в пространстве, пр кругу лиц Уголовный закон действует во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие уголовного закона во времени определяется следующими положениями:

1) рреступность и наказуемость деяния определяются законом, действовавшим в момент совершения деяния.

Например, если кража совершена 5 мая 1999 г., то вид и мера уголовной ответственности виновного лица будут определяться в соответствии с Уголовным кодексом Укра-ины 1960 г. независимо от времени привлечения к уголов-ной ответственности;

2) закон, устраняющий преступность деяния или смяг-чающий уголовную ответственность, имеет обратную силу во времени, то есть распространяется на лиц, совер-шивших деяние до вступления данного закона в силу. Например, в отличие от прежнего Уголовного кодекса ныне действующий закон не устанавливает наказания за клевету. Следовательно, не привлекается к уголовной ответствен-ности лицо, совершившее данное деяние, например, 3 ав-густа 2001 г.;

3) закон, устанавливающий преступность деяния или усиливающий уголовную ответственность, не имеет об-ратной силы во времени. Например, новый Уголовный
кодекс ввел уголовную ответственность за ряд компьютер-ных преступлений. Но его нормы распространяются только на деяния, совершенные после вступления закона в силу, т.е. с 1 сентября 2001 г.;

4) закон, который частично смягчает ответственность, а частично ее усиливает, имеет обратную силу только в той части, которая смягчает ответственность.

Действие уголовного закона в пространстве определя-ется территориальным принципом его применения. Все лица, совершившие преступление на территории Украины, подлежат уголовной ответственности по законам Украины. Иначе говоря, действие Уголовного кодекса распространя-ется на граждан Украины, иностранных граждан и поддан-ных, лиц без гражданства, совершивших преступление на территории Украинского государства. Исключение со-ставляют иностранные граждане и подданные, пользующи-еся личной неприкосновенностью (члены парламентских делегаций, дипломаты). В случае совершения ими преступ-ления вопрос об их ответственности решается дипломати-ческим путем.

Действие уголовного закона в пространстве тесно связа-но с действием уголовного закона по кругу лиц.

Граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие в Украине, совершившие преступление за пределами Украины, подлежат уголовной ответственности в соответствии с Уголовным кодексом Украины, если иное не предусмотрено международными договорами, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины. Если указанные лица за совершенные преступления были уже подвергнуты уголовному наказанию за пределами Украины, они не могут быть привлечены в Украине к ответственности за эти же преступления. Так в уголовном праве Украины находит отражение известный со времен Древнего Рима принцип: «Нельзя осудить дважды за одно и тоже».

Иное положение действует в отношении иностранцев и лиц без гражданства, которые не проживают в Украине постоянно. Если они совершили преступление за пределами Украины, то они подлежат ответственности по законам Украины только в случаях, предусмотренных международ-ными договорами, либо в случае совершения особо тяжких преступлений против граждан Украины или интересов Украинского государства.

Понятие и признаки преступления

Преступление — это предусмотренное Уголовным ко-дексом общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие), совершенное субъектом преступления.

Преступное деяние может быть совершено в форме дей-ствия или бездействия. Преступное действие — это вид активного поведения лица, когда оно совершает действия, прямо запрещенные уголовным законом. Например, кража, разбой, вымогательство — это преступления, совершенные в форме действия. Преступное бездействие — это вид пассивного поведения лица, когда оно не осуществляет действий, прямо предписанных законом. Например, пре-ступлением, совершенным в форме бездействия, является неоказание помощи больному медицинским работником (ст. 139 Уголовного кодекса Украины).

Субъектом преступления признается физическое вме-няемое лицо, совершившее преступление в возрасте, с которого может наступать уголовная ответственность. Вменяемым признается лицо, которое во время соверше-ния преступления могло осознавать свои действия (без-действие) и руководить ими. Уголовной ответственности подлежат лица, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет. Уголовной ответственности подлежат также лица, достигшие 14 лет, совершившие преступле-ния, социальную опасность которых они в состоянии осо-знавать. Исчерпывающий перечень таких преступных деяний определен Уголовным кодексом (ч.2 ст.22 Уголов-ного кодекса Украины).

Не является преступлением деяние, хотя и предусмо-тренное Уголовным кодексом, но в силу малозначительнос-ти не представляющее общественной опасности, то есть не причинившее существенного вреда, например, кража пач-ки масла, буханки хлеба, бутылки воды.

Признаки преступления:

1) уголовная противоправность. Этот признак пре-ступления указывает на то, что данное деяние предусмо-трено уголовным законом и запрещено им под угрозой на- казания;

2) общественная опасность. Преступление наносит или создает угрозу нанесения значительного вреда физическому или юридическому лицу, обществу или государству;

3) виновность. Преступным признается только виновное деяние. Вина — психическое отношение лица к совершае- мому им деянию и его последствиям. Вина существует в
формах умысла и неосторожности.

Отсутствие вины не дает возможности рассматривать деяние как преступление;

4) наказуемость. Данный признак преступления озна-чает, что за совершение конкретного преступления Уголов-ным кодексом установлено соответствующее наказание.

Классификация преступлений

Классификация преступлений производится в зависи-мости от степени их тяжести:

1) преступлением небольшой тяжести является пре-ступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы не более двух лет или иное, более мягкое наказание. Например, к числу таких преступлений отно-сятся незаконное разглашение врачебной тайны (ст. 145), незаконное использование товарного знака (ст.229), жес-токое обращение с животными (ст.209);

2) преступлением средней тяжести является преступ-ление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более пяти лет. Примерами таких пре-
ступлений могут быть подмена ребенка (ст. 148), изготовле-ние, сбыт и использование поддельных негосударственных ценных бумаг (ч.1 ст.224), заведомо незаконное задержание или незаконный привод (чЛ ст.371);

3) тяжким преступлением является преступление, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не более десяти лет. Примеры тяжких преступле-ний — умышленное тяжкое телесное повреждение (ч.1 ст. 121), разбой (ч. 1-2 ст. 137);

4) особо тяжким преступлением является преступле-ние, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или пожизненное лише-
ние свободы. Например, к числу особо тяжких преступле-ний относятся государственная измена (ст. 111), умышлен-ное убийство с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.115).

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...