Адриан. Адриан московский


Адриан. Портрет работы Виктора Шилова.

Адриан (в миру Андрей) (1627-1700) - патриарх Московский и Всея Руси с 1690 года. В конце 70-х годов - архимандрит Чудова монастыря в Москве. Содействовал церковного строительству. С 1686 года - митрополит Казанский и Свияжский. Доверенное лицо патриарха Иоакима . Поддерживая реформы Петра I , одновременно выступал против нарушения отечественных культурных и бытовых традиций (бритья бород, заморской одежды и пр.). Принимал участие в богословской полемике. По поручению царя вел работу по подготовке нового Соборного уложения. Незадолго до смерти Адриана было введено новое летосчисление (от Рождества Христова). После смерти Адриана Перт I запретил проводить новые выборы и назначил местоблюстителем патриаршего престола Стефана Яворского , а с 1721 года упразднил патриаршество.

+ + +

Адриан (в миру - Андрей) (1627-1700) - патриарх всея Руси с 1690 года. С 1678 года - архимандрит Чудова монастыря. По поручению патриарха Иоакима в 1682 году ездил к царям Петру Алексеевичу и Ивану Алексеевичу с ходатайством о прощении стрельцов. С 1686 года - митрополит казанский и свияжский. Активный защитник независимости церкви от царской власти. После смерти Адриана патриаршество было ликвидировано Петром I.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Литература: Адриан, "ЧОИДР", 1848, год 3, No 8 (отд. 4); РБС, т. 1, СПБ., 1896.

Адриан, в миру Андрей (2.10.1637 или 1639, Москва - 16.10.1700, Москва) - десятый, последний в досинодальный период патриарх Московский и всея Руси (24 августа). Архим. Чудова монастыря (1678–1686). Доверенное лицо патр. Иоакима, поставившего его митр. Казанским и Свияжским (1686). Как представитель старорусской (греко-русской) партии 24 августа 1690 возведен на всероссийское патриаршество. Резко критиковал усиливавшееся влияние Запада на русскую жизнь. Главным противником в борьбе А. с иноземными новшествами стал Петр I. Царь отстранил патриарха от участия в государственных делах, считая его слабовольным иерархом, не способным на решительные действия. А. как глава Русской церкви утратил авторитет, полностью соглашаясь с указаниями царя. Все вопросы решал только с участием Освященного Собора. Своей нерешительностью и медлительностью А. вызывал недовольство даже среди близких ему лиц. Мягкий и незлобивый А. подпал под влияние людей из своего окружения, сведя к минимуму собственную власть. Все это способствовало лишению Церкви господствующего положения в государстве. Ее доходы были взяты под строгий контроль, что привело к полному упадку церковного и монастырского хозяйства. В то же время А. внес серьезный вклад в укрепление связей России с Украиной. Дружеские отношения между А. и митр. Варлаамом положительно сказались на жизни Киевского митрополита, способствовали развитию образования на Украине. А. содействовал упорядочению приказной системы управления, изменив порядок рассмотрения дел и установив личную ответственность исполнителей. Он строил новые и перестраивал старые храмы, обновлял и реконструировал помещения патриаршего дворца, заботился о благоустройстве Моисеева женского монастыря в Москве. В 1696 был разбит параличом, что существенно ограничило, а с сентября 1700 полностью лишило его возможности реально руководить Церковью. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

А. В. Сметанникова.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 165.

АДРИАН (в миру Андрей) - архиепископ Московский, с 1690 патриарх «всея Росии». Родился 2 октября 1627 в Москве. В 1678 упоминался в качестве архимандрита Чудова монастыря в Кремле. Содействовал строительству монастырских церквей: Митрополита Алексея и Апостола Андрея. Ходатайствовал перед правительством Софьи Алексеевны за стрельцов во время московского восстания (1682). С 1686 митрополит Казанский и Свияжский. Стал доверенным лицом патриарха Иоакима, во многом следовал его взглядам, усугубляя их антикатолическую направленность. Сохранилась «память» (4 июля 1691) из Патриаршего разрядного приказа в Сибирский приказ об отсылке туда монгольского посланника, принявшего православие: «…по указу великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, и по приказу великого господина святейшаго Кир Адриана, архиепископа Московского и всеа Росии и всех северных стран патриарха, боярину князю Ивану Борисовичю Репнину с товарыщи. В нынешнем во 199 году апреля в 4-м числе в указе великих государей… из Сибирского приказу в Патриарш розряд к окольничему к Михаилу Ивановичю Глебову да духовных дел к приказному иеромонаху Ефрему, да к дьяком к Ивану Арбеневу, к Василью Лукину, к Ивану Тугаринову писано. - Велено, доложа великого господина святейшаго Кир Адриана… мунгальского посланца Бодоя Зайсанова по ево челобитью крестить в православную христианскую веру. А как он в православную христианскую веру крещен будет и по правилом святым во исправлении урочные дни ему отойдут, и ево для отпуску в Сибирь ис Патриарша розряду прислать в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи. И по тому великих государей и святейшаго патриарха указом тот посланец Бодой Зайсанов, быв в подначальстве в Чюдове монастыре, по правилом и в православную христианскую веру крещен июня в 14-м числе, а во святом крещении наречено ему имя Василием, а восприемником у него был стольник князь Тимофей княж Иванов сын Шаховской. И ис Патриарша розряду тот новокрещен Василей в Сибирской приказ к тебе, боярину, ко князю Ивану Борисовичю, с товарыщи послан с подьячим сЫваном Шпагиным…». А. способствовал отстранению от руководства и преподавания в Славяно-греко-латинской академии братьев Лихудов (1694), после чего Академия стала хиреть, а её 150 учеников - бедствовать. Поддерживая петровские реформы, выступал, однако, против брадобрития, курения, иноземной одежды, вообще ассамблей. В беседе с уже больным А. (4 октября 1699) Пётр I после возвращения из Керченского похода, рассказывая о своей программе распространения просвещения в государстве, обратил внимание патриарха на невежество священников, которые даже «грамоте мало умеют». Отдав должное совершенствованию церковного образования, которое «паче всего в жизни сей надобно», царь высказался за то, чтобы «из школы… во всякие потребы люди, благоразумно учася, происходили в церковную службу и в гражданскую воинствовати, знати строение и докторское врачевское искусство», сделав особый упор на то, что о создании подобных школ «надобно и прирадеть тщательно зело». А. принимал активное участие в богословской полемике, являлся автором «Поучения священникам », служб святым Даниилу Александровичу, Даниилу Переяславскому, посланий, в т. ч. Петру I, по поручению которого собирал материалы для нового Уложения. Вынужден был согласиться на введение летоисчисления от Рождества Христова. Умер 15 октября 1700 в Перервинском монастыре под Москвой. Первый из российских патриархов, на погребении которого не присутствовал государь. После смерти А. новых выборов патриарха не проводилось, и Стефан Яворский был объявлен лишь местоблюстителем патриаршего престола.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Далее читайте:

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Литература:

Карташев А. В. Очерки по истории Русской церкви. М., 1991 [репр. изд. Париж, 1959]. Т. 2. С. 255–264.

Патриарх Адриан (в миру Андрей; 2 (12) октября 1637, или 1627, Москва — 16 (27) октября 1700, Москва) — 10-й, последний в досинодальный период, c 24 августа 1690 Патриарх Московский и всея Руси.

Полный титул: Святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх.

Патриарх Московский и всея России Адриан. Портрет, неизвестный художник, 1694 г.

Впервые упомянут в 1678 г. как архимандрит московского Чудова монастыря (1678-1686), где по его благословению был возведен Благовещенский собор.

Архимандрит Адриан ввел в обители строгие порядки: в понедельник, среду и пятницу ворота монастыря не открывались, на богослужении мужчины стояли отдельно от женщин, для чего были устроены отдельные входы.

Во время стрелецкого восстания в мае 1682 г. Архимандрит Адриан насильно постриг К. П. Нарышкина (отца царицы Наталии). Осенью 1682 г. Адриан ездил с грамотами Патриарха Иоакима в Троице-Сергиев монастырь к царевне Софье Алексеевне.

21 марта 1686 г. Патриархом Иоакимом архимандрит Адриан был хиротонисан на Казанскую и Свияжскую митрополию. Здесь он написал сочинение против старообрядцев в защиту троеперстия - «О древнем предании святых апостол и святых отец... како подобает всякому христианину на знамение креста и на лице своем руки персты и кия слагати».
Во время последней болезни Патриарха (6-17 марта 1690) митрополит Адриан находился в Москве и в качестве доверенного лица Первосвятителя управлял делами Церкви.

При поддержке царицы Наталии Кирилловны 22 августа был избран и 24 августа 1690 г. поставлен в Патриарха Московского и всея Руси.

В послании пастве в связи с возведением на Патриарший Престол Адриан обосновал соотношение священства и царства («два начальства вышнейших на земле священство и царство») и дополнил его 24 увещаниями к российской пастве, в которых призывал хранить церковное предание, соблюдать посты, защищать вдов и сирот, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака.

Другое окружное послание Патриарха Адриана также было посвящено брадобритию: священникам вменялось в обязанность отлучать от Церкви тех, кто следует этому обычаю. Однако Патриарх Адриан не распространил это повеление в отношении Петра I.

Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и Патриарх Адриан благословлял его в 1695 г., перед началом азовского похода, в 1696 г., после взятия Азова, и в 1698 г., по возвращении Петра из «великого посольства».
На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (1698). Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

С 1696 г. Патриарх Адриан был одержим «параличной болезнью», в марте 1697 г. он составил духовное завещание, в котором, в частности, наставлял Петра I пребывать в родительском благочестии.
Отношения царя и Патриарха обострились после отказа последнего насильно постричь супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698).

Во время жестокой расправы над стрельцами в 1698-1699 гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.


«Утро стрелецкой казни». Картина В. И. Сурикова. 1881кликабельна

Из-за болезни Патрарх Адриан часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В 1698-1699 гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление Церковью архидиакону Ионе Григорову, в деятельности которого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению современного исследователя А. П. Богданова, обвинение Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы.
В последние годы Патриаршества Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования со Святейшим Патриархом. Так, в 1699 г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митрополита Нижегородского Трифиллия (Инихова), в то время как Патриарх Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова) (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в 1698). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева, принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом - в Соловецкий монастырь, где и умер.
На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными.


Адриан

Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец 1697), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой - назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей.
Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей.

К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием).
В 1700 г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского). Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

В 1695 г. Патриарх Адриан отказал Холмогорскому архиепископу Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий монастырь, сохранил в монастыре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху.


Адриан, патриарх Московский и всея Руси

Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. Патриарх Адриан пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского епископа Игнатия (Шамгина), который был замешан в деле Григория Талицкого, обличавшего политику Петра.

При Патриархе Адриане по требованию Иерусалимского Патриарха Досифея II (Нотара) из Москвы в августе 1694 г. были изгнаны братья Иоанникий и Софроний Лихуды, что привело к упадку Славяно-греко-латинской академии. В 1700 г. при содействии Патриарха Адриана ректором Академии стал игумен Палладий (Роговский).

В конце 1698 г. Святейший Патриарх Адриан написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил свою беседу с царем о необходимости поставлять на священные степени грамотных людей, для чего нужно устраивать новые школы и следить за порядками в уже существующих. В «Извещении» говорится о вреде обучения у иностранцев и необходимости иметь рус. учителей. В 1700 г. было введено новое летосчисление - от Р. Х., началом года стали считать не 1 сентября, а 1 января. Тогда же было отменено совершавшееся в Вербное воскресенье «шествие на осляти».

Патриарх Адриан является автором служб святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому (1696). Г. А. Скворцов указывает 34 произведения Патриарха Адриана, но при этом отмечает, что «Патриарху принадлежит инициатива, тон и характер, иногда редакция, а не самое написание».

Патриарх Адриан оказал поддержку святому Димитрию Ростовскому в деле составления Четьих-Миней.


Саккос патриарха Адриана, 1696, Оружейная палата

Непротивление Патриарха Адриана антицерковной политике Петра I вызывало резкие отзывы современников (известны обличения юродивого Ивана Нагого, митрополита Сибирского и Тобольского Игнатия (Римского-Корсакова)) и критику со стороны позднейших историков (например А. В. Карташёва).

Патриарх Адриан скончался 16 октября 1700 г. и был погребен в Успенском соборе Московского Кремля, царь на погребении не присутствовал.

Царь бывал на приеме в Патриарших палатах, и Патриарх Адриан благословлял его в г., перед началом азовского похода, в г., после взятия Азова , и в г., по возвращении Петра из «великого посольства». На средства Патриаршей казны по приказу царя были выстроены 2 корабля (). Сохранилась (частично опубликована) переписка Патриарха Адриана с Петром, а также грамоты Первосвятителя, записанные его секретарем иеромонахом Карионом (Истоминым), воеводам Б. П. Шереметеву, А. С. Шеину, Б. А. Голицыну, гетману И. С. Мазепе и другим.

Во время жестокой расправы над стрельцами в – гг. Патриарх Адриан выступил с печалованием о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. Известна проповедь, сказанная Святейшим Патриархом Адрианом перед благодарственным молебном в Успенском соборе по поводу подавления стрелецкого бунта, в которой Первосвятитель просил проявить милосердие к рядовым участникам бунта, однако призыв Патриарха не был услышан и казни продолжались.

Из-за болезни Патрарх Адриан часто жил в Перервинском монастыре святителя Николая под Москвой. В – гг. он окончательно отошел от дел, поручив управление Церковью архидиакону Ионе Григорову , в деятельности которого П. Ф. Николаевский видел один из поводов для отмены Патриаршества. По мнению современного исследователя А. П. Богданова, обвинение Ионы Григорова в злоупотреблениях не обоснованы. В последние годы Патриаршества Адриана назначения епископов часто производились по указанию Петра без согласования со Святейшим Патриархом. Так, в г. царь распорядился поставить Крутицким митрополитом престарелого митрополита Нижегородского Трифиллия (Инихова) , в то время как Патриарх Адриан желал видеть на этой кафедре архиепископа Афанасия (Любимова) (Крутицкие архиереи традиционно являлись помощниками Первосвятителей в делах общецерковного управления.)

В Патриаршество Адриана состоялись два Собора (оба в ). На Соборе в июне рассматривалось дело диакона Петра Артемьева , принявшего и распространявшего католичество. Артемьев был осужден и приговорен к ссылке сначала в Холмогоры, потом – в Соловецкий монастырь, где и умер. На втором Соборе обсуждалось дело Юшки Микляева (Михеева), дьячка Шелонской пятины Новгородской земли, который, не будучи рукоположен, совершал крещения, венчания и отпевания: эти обряды были признаны Собором недействительными.

Важным памятником деятельности Адриана по управлению Церковью является «Наказ старостам поповским и благочинным строителям» (конец ), определявший сферы обязанностей, с одной стороны, выборных поповских старост и, с другой – назначавшихся архиереем благочинных. «Управители» (благочинные) должны были, в соответствии с «Наказом» разбирать определенного рода тяжбы между клириками, надзирать за епархиальным духовенством, за правильностью совершения богослужения, за благочестием паствы, а также за своевременным сбором податей. Сбором податей занимались поповские старосты, являвшиеся, по «Наказу», посредниками между «управителями» и духовенством. Поповские старосты должны были защищать интересы духовенства в суде, а также сообщать в Патриаршие приказы о злоупотреблениях «управителей». «Наказ» устанавливал сферы компетенции епархиального и Патриаршего церковного суда, ограждал церковный суд от вмешательства светских властей.

К «Наказу» прилагались 13 статей указа Петра о замене во всяких делах судов и очных ставок (т. е. состязательного судебного процесса) розыском (расследованием). В г. в связи с подготовкой нового государственного уложения по поручению Патриарха Адриана были составлены «Статьи о святительских судах» («О святых судах») с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве.

Сохранилась обширная переписка Патриарха Адриана в связи с управлением Киевской митрополией. Своим невмешательством в церковный суд митрополии Патриарх Адриан способствовал укреплению авторитета Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) . Патриарх Адриан издал распоряжение запретить служение в церквах странствовавшим по Украине многочисленным «неведомым греческим архиереям» и определить их на жительство в монастыри.

В г. Патриарх Адриан отказал Холмогорскому архиепископу Афанасию в требовании полностью подчинить ему Соловецкий монастырь , сохранил в монастыре архимандритию и право обращаться непосредственно к Патриарху.

Исследователи отмечают мягкость судебных решений Патриарха Адриана, его незлобивость и желание соборно решать спорные вопросы. Патриарх Адриан пытался путем откладывания Собора защитить от пыток Тамбовского епископа Игнатия (Шамгина) , который был замешан в деле Григория Талицкого , обличавшего политику Петра.

При Патриархе Адриане по требованию Иерусалимского Патриарха

Преемником Патриарха Иоакима стал митрополит Казанский Адриан, строгий и убежденный ревнитель православного благочестия и традиций старины. Патриарх Адриан, в миру Андрей, родился в Москве 2 октября 1627 года (по некоторым данным -1639 года). О жизни его до пострижения в монашество достоверных сведений не сохранилось. Очевидно только, что своим благочестием и добродетелями он был известен самому Патриарху Иоакиму, который в 1678 году назначил его архимандритом Чудова монастыря (1678-1686). Архимандрит Адриан «много споспешествовал устроению» этой обители. Под его наблюдением был сооружен соборный храм во имя святителя Алексия с Благовещенским приделом, а также церковь во имя святого апостола Андрея Первозванного. Весь монастырь с палатами, прилегающими к храмам, трапезной и монастырскими службами был перестроен по чертежу царя Феодора Алексеевича на его средства. Положение архимандрита Адриана в иерархии того времени было настолько видным, а личные качества настолько выдающимися, что в 1686 году Патриарх Иоаким поставил его митрополитом Казанским и Свияжским. О деятельности митрополита Адриана в Казанской епархии сведений практически не сохранилось. Известно только, что он делал вклады на благоукрашение Благовещенского собора и написал книгу «О древнем предании святых апостол и святых отец, како подобает всякому православному христианину на знамение креста... персты слагати и како на себе оный изображати».

В последние дни жизни Патриарха Иоакима митрополит Казанский Адриан был его правой рукой, а после его смерти управлял Московской епархией, оставаясь митрополитом Казанским и Свияжским. При выборе Патриарха высшие власти указывали на Маркелла, митрополита Псковского, человека ученого и образованного, но низшее духовенство указывало на Адриана. Царь Петр поддерживал архиереев и хотел избрания Маркелла, но царица Наталья Кирилловна с архимандритами, игуменами и низшим духовенством стояла за Адриана. Врагам Маркелла не нравилась его обширная ученость, они говорили, что ученый Патриарх будет благоприятствовать иноверцам. Противники Маркелла пересилили, и Адриан 24 августа 1690 года был возведен на Всероссийский Патриарший престол. В своем слове на интронизации Патриарх Адриан призывал православных хранить в неприкосновенности каноны, соблюдать мир, охранять Церковь от ересей. Он продолжал дело своего предшественника, только не так энергично и не всегда так обдуманно, как Патриарх Иоаким. Подобно Иоакиму, он предостерегал правительство от иноверной пропаганды в Москве , очищал (часто до крайности) московскую заиконоспасскую духовную школу от подозреваемого в ней чуждого православию влияния; отстаивал неприкосновенность церковного суда от стремлений правительства ограничить его и с этой целью велел составить «статьи о святительских судах». Для упорядочения церковной жизни Патриарх Адриан издал «Инструкции к старостам поповским» с более точным распределением дел по приказам, а также «Святительское поучение к новопоставленным священникам». В своих указах он предписывал снабжать храмы исправными печатными книгами и церковными принадлежностями, требовал наблюдения за тем, чтобы не принимались священники без письменных грамот, чтобы бродячие священники не отбивали у приходских треб и т.п. В «Окружном послании» и «Увещании» к пастве Патриарх преподал каждому из сословий духовно полезные наставления.

В 1698 году Патриарх Адриан благословил причислить к лику святых Евфросинию Суздальскую , мощи которой были обретены еще в XVI веке, и совершать ей память 25 сентября. Перу Патриарха Адриана принадлежат службы святым Донату, Ипатию, Даниилу Московскому и Даниилу Переяславскому , несколько поучений, письма разным лицам (в том числе Петру I) и несколько грамот. В своем духовном завещании, составленном за три с половиной года до кончины, Патриарх призывал свою паству беречь «веру православно-кафолическую», «чествовать Церковь Святую и Апостольскую, защищати ее от всяких ересей и соблазненных наветов».

Новое направление русской жизни пришлось Патриарху Адриану не по нраву, он резко высказывался в старом духе против иноземных обычаев и новшеств - брадобрития, курения, отмены русской национальной одежды и других бытовых нововведений Петра I , а в особенности против его сумасбродных «потех». Это обострило его отношения с царем. Когда совершались страшные казни стрельцов, взбунтовавшихся в 1698 году во время заграничной поездки Петра I , Патриарх, по древнему обычаю печалования, с иконой Богоматери отправился к царю в Преображенское, моля его о пощаде преступникам. Петр гневно воскликнул: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорее и поставь икону на свое место. Быть может, я побольше тебя почитаю Бога и Пресвятую Его Матерь. Я исполняю свою обязанность и делаю богоугодное дело, когда защищаю народ и казню злодеев, против него умышлявших». Сознавая свое бессилие бороться и влиять на решения царя, Патриарх Адриан принужден был замолчать и даже вовсе уехал из Москвы и жил в своем любимом подмосковном Перервинском монастыре. Он не мешал реформам, но царю Петру этого было мало, нужно было, чтобы Патриарх ему содействовал: безучастное положение первосвятителя было тем же отрицанием новых порядков, только безмолвным. 15 октября 1700 года Патриарх Адриан скончался в Перервинском монастыре «от рождения своего имеше семьдесят третье лето», был погребен в Успенском соборе Московского Кремля.

Петр I не назначил предполагавшихся выборов нового Патриарха, временно возложив обязанности управления Церковью на митрополита Рязанского Стефана (Яворского) в звании Местоблюстителя Патриаршего престола. Так фактически начался новый период в истории Русской Православной Церкви, получивший название Синодального после учреждения в 1721 году Святейшего Правительствующего Синода, при котором был приставлен императором обер-прокурор.

Очерки по истории Русской Церкви. Том II Карташев Антон Владимирович

Патриарх Адриан (1690-1700 гг.)

Патриарху Адриану суждено было быть последним, 11-м по счету патриархом древней России. Он был уроженец Москвы (род. в 1637 или 1639 г.). При патриархе Иоакиме он был Чудовским архимандритом, а с 1686 г. был уже митрополитом Казанским. Консерватор, глубоко враждебный новому европейскому духу, он пользовался покровительством благочестивой старой царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери юного Петра, и ею же, главным образом, продвинут был, по смерти Иоакима, для занятия патриаршего трона, вопреки желанию юного Петра. Если Иоаким был самоучкой, то Адриан в сравнении с ним был просто неучем. Внутренне горячий и вдохновенный в своем старорусском благочестии, Адриан внешне был малоактивен и почти не от мира сего. Своего отрицания нового духа в правительстве, в школе и в литературе он не скрывал и в нужных случаях его формулировал, но не был создан для активных выступлений. Хотя парадный чин в Москве поставления нового патриарха и был возглавлен наличностью двух царей, Иоанна и Петра, но Адриан знал, конечно, что реально считаться ему придется только с Петром, и его пугающей европейской программой. Поэтому постарался противопоставить новому духу открыто свою программу в написанной им речи при поставлении на патриаршество. В этой программной речи в первой части пространно подчеркивается для русской церкви долг верности всему восточному православию. На чем стоит ударение в этом общем утверждении, становится ясным из другого окружного послания патриарха, названного «Увещанием к пастве». Здесь явно - сознательно исповедуется теократическое мировоззрение, которому - чуется - приходит конец от иностранного духа и нового царя. Теократию грозят упразднить. Адриан невольно выражает «тихие думы» всего русского архиерейства после отречения его от заветов Никона. С тех пор примат и водительство принадлежит уже не иерархии, а царству, правительству. Чутьем верно понимая суть происшедшего идеологического перелома, Адриан в силах противопоставить ему только ту формулировку взаимоотношений царства и церкви, какую защищал Никон, ибо в то время ни Никону, ни Адриану никто еще не мог помочь извлечь из тела этой концепции старую латинскую занозу, внесенную сюда с самыми лучшими намерениями латинянином хорватом Вениамином в конце ХV века при Геннадии Новгородском. Эту латинскую теорему и начертывает на своем знамени не различающий знамений времени патриарх Адриан. Он повторяет азбуку о двух мечах с латинским господством меча церковного над государственным. «Два начальства вышнейших устрои Бог на земли, священство, глаголю, и царство», - пишет Адриан. «Ово убо Божественным служаща, ово же человеческим владующа и пекущася»… «Царство убо власть имать точию на земли»… «Священство же власть иметь и на земли и на небеси. Еже убо свяжет на земли, будут связаны и на небеси. И яже разрешит на земли, будут разрешены и на небеси. Мерность наша… учинен есмь архипастырь и отец и глава всех, патриарх бо есть образ Христов. Убо вси православнии оноя сынове суть по духу: - царие, князи, вельможи и славнии воини и простии… всякий возраст и чин правоверных. Моя овцы суть и знают мя и гласа моего архипастырскаго слушают. И аз знаю их и душу мою должен есьмь положити за ня, иже и последуют мне. Чуждому гласу не последуют, но бежат от него, яко не знают чуждых гласа… Глаголати пред цари свободно, устно и не стыдетися долг имам. Не послушающие гласа моего архипастырскаго не нашего суть двора, не суть от моих овец, но козлища суть, волкохищница суть. О них же в последстве вин не имам, зане долг мой отдах… Слушаяй бо меня, Христа слушает, а отметаяйся меня и не приемляй глагол моих, рекше Христа Бога отмещет и не слушает, яко сам Христос рече: и слово глаголанное от Меня, яко судити имать в день судный. Аз же чист есьмь от погибели неслушающих, необинуяся бо, елико возмогох всем сказах. Того ради убо вопервых царем благочестивым, яко помазанником Господним, таже архиереем, архимандритом, игуменом, иереем и монахом и прочим церковнаго чина и мирскаго сословия чиновником и всем православным христианем возмнех предложити увещания нужная ко спасению».

Не только в этом своем манифесте, но и во всей линии своего управления патр. Адриан был цельным представителем московской «старорежимности». Верил он теократически, величественно, а вел себя обывательски законопослушно. Таков был дух и строй восточной теократии, со взаимным снисхождением двух сторон, как в браке. Разными иерархами он воплощался различно. Реже - с требованиями первенства церковного, чаще - с долготерпеливым смирением пред грешной волей царей. Не царедворец, патр. Адриан искренно не соглашался менять свой провинциальный покой в Казани на столичную муку безвластного созерцания побед европейских реформ. Он их не любил, боялся, но, по убеждению и завету патр. Иоакима, был верен Петрову преемству трона. И пока была в живых до 1694 г. покровительница патр. Адриана, мать Петра Наталья Кирилловна, патриарх еще не чувствовал тех мук совести и искушений, какие начались после ее смерти. Выраставший Петр, как подобает русскому богатырю-дикарю, развертывал свои забавы до злой безмерности. Грубое издевательство над старорусским бытом не щадило включенной в него церкви. Отменены были парады, шествия на осляти и держание царя за повод, церемонии входа в церковь с принятием благословения у патриарха. Начались шумные поездки с попойками в Немецкую Слободу. Начались тогда же, но потом в течение десятилетий повторялись и развивались, кощунственные игры во «всеплутейший, сумасброднейший и всепьянейший собор князя Иоанникиты, патриарха Пресбургского, Яузского и всего Кукуя». Тут был и конклав из 12-ти кардиналов, епископов, архимандритов, попов, дьяконов и т. д. Числом до 200 человек. Сам Петр играл роль дьякона. «Их прозвища», пишет Ключевский, «никогда не появятся в печати при каком бы то ни было цензурном уставе». Вся эта «орава» демонстративно, поездом на 80-ти санях, катилась по Москве в гости к еретикам-немцам.

Секретарь австрийского посольства И. Корб, описывая одну из таких комедий, якобы посвящения новопостроенного Лефортова дворца богу Вакху, как тут жрец благословлял народ двумя табачными чубуками, связанными крестом, от себя добавляет: «кто бы мог подумать, что изображение креста, драгоценнейшего символа нашего спасения, могло служить игрушкой!»

Со столь низкопробными кощунствами Петр вторгался в самое церковное богослужение, заставлял духовенство венчать в церкви шута со вдовой, или карлика с карлицей, в окружении балаганно-разряженных поезджан. Очевидец последнего Юст Юль свидетельствует: «Все время пока длилось венчание, кругом слышался подавленный смех и хохот, вследствие чего таинство напоминало скорее балаганную комедию, чем богослужение. Сам священник от душившего его смеха едва мог выговаривать слова молитв».

Широкие, сливающиеся по тону со старообрядчеством, слои населения возмущались пассивностью патриарха и злословили об его, якобы, карьерном страхе: «бережет мантии, да клобука белого, затем и не обличает». Дело не в простой трусости, а в сложности, почти безвыходности положения иерарха пред законной самодержавной властью царя. Пробовал иногда ее саботировать патриарх, но ничего этим не достигал. Когда в 1698 г. Петр возвратился из заграницы, и без того накаленный бунтом стрельцов, оказалось, что воля его о насильственном пострижении в монашество брошенной им первой жены Евдокии (Лопухиной) все еще не выполнена. Патр. Адриан, бессильный объяснить свою медлительность напрямик, доложил о грозящей шумом оппозиции в среде столичного духовенства. Петр потребовал указать имена. Патриарх малодушно указал на одного архимандрита и четырех попов. Они были арестованы и допрошены. Хорошо, что еще не были обезглавлены. Начались казни действительных, не мнимых революционеров - стрельцов. Петр, с детства очевидец революций около трона, знал, что делал неизбежное и правое дело власти. Патриарх же, несомненно подталкиваемый всей старорусской средой, явился к царю с иконой «печаловать» о казнимых. Петр прогнал его с приказом поставить икону на место: «Я не меньше тебя чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг - казнить злодеев, умышлявших против общего блага». Умный австрийский дипломат И. Корб видит в этом стрелецком восстании вопрос быть или не быть всей тогдашней власти в России. Он нам сообщает, что говорили под допросом стрельцы: «Если бы судьба оказалась благоприятной нашим замыслам, мы бы подвергли бояр таким же казням, каких ожидаем теперь, как побежденные. Ибо мы имели намерение все предместье немецкое сжечь, ограбить и истребить его дотла. И, очистив это место от немцев, которых мы хотели всех до одного умертвить, вторгнуться в Москву… бояр одних казнить, других заточить и всех их лишить мест и достоинств, чтобы тем легче привлечь к себе чернь. Некоторые священники пошли бы пред нами с иконой Божией Матери и образом св. Николая, чтобы показать, что мы не по коварству взялись за оружие, но по благочестию, во славу Божию на защиту веры». Малороссийские казаки тоже говорили: «чем было нам татар рубить, пойдем на Москву бояр рубить». Словом, реалистическая мудрость Петра оправдана историей, а параллельно изобличена детская наивность патр. Адриана. В пространном и лирическом духовном завещании своем патр. Адриан выявляет себя, в отличие от своего патрона, патр. Иоакима, пассивным аскетом. Не таким людям управлять церковью, борющейся внутри мира сего. «Кто ми даст криле таковы», пишет п. Адриан, «да постигну дни моя протекции? Кто ми возвратит век мой, да - выну смерть поминая - вечнаго живота сотворю деяния? Ибо суетно уже тень ловити и тщетно неподобных ждати. Уплыве бо невозвратное время. Утекоша невоспятимая лета. Прейдоша дние, яко слово, никогда не обращающеся к языку. Точию Божие не уплыве мне милосердие». Насколько такое мироотреченческое богословствование неблагоприятно отражается на злободневной реальности церковного управления, иллюстрирует типичный факт секретарского самодержавия. При патр. Адриане этим командующим всеми делами обширной патриаршей области был его архидиакон Иона. Мой учитель, проф. прот. П. ?. Николаевский («Христ. Чт. 1891 г. № 5-6») пишет об этом всемогущем секретаре: «Он был любимцем патриарха, снискал полное доверие его и, при слабости и постоянных болезнях патриарха, получил при нем влияние на управление епархиальными делами обширной патриаршей области. Здесь он завладел, главным образом, ставленными делами и избранием на должности игуменов и архимандритов. Не обладая образованием и Высокими нравственными качествами, он своим вмешательством в церковные дела вносил в управление большие беспорядки. Этим возбудил в обществе недовольство патриархом и если не может быть назван виновником уничтожения патриаршества в России, то дал ближайший повод сначала к приостановке избрания преемника патр. Адриану на неопределенное время, а потом и к полной замене патриаршей формы управления синодальной».

Патр. Адриан не знал, что ему делать с явлениями нового, чуждого ему времени и потому просто в своих церковных поучениях обличал и отрицал новые формы жизни. Писал, что московские люди, «и знатные и простые, от злоглагольств лютерских, кальвинских и прочих еретиков и от пипок табацких объюродели». Не хотят слушаться уставов церкви, «вопрошая: сие чесо ради? И сие откуда взято? И сие кто предаде?»

Для идеологического перевоспитания русского общества патр. Адриан охотно принимал советы патр. Досифея, присылавшего для переводов с греческого новую восточную литературу. А всеусердный инок Евфимий нес огромный труд по переводу этих новых греческих авторов: Максима Пелопонезского, Мелетия Сирига, Нила Солунского. Опубликованное лишь по-гречески «Православное исповедание» митрополита Петра Могилы переведено и напечатано по-русски (в 1696 г.) иноком Евфимием. В этом же году приготовлен был к печати и объемистый сборник полемических и исторических статей «Щит Веры», вновь вошедшего в ряды иерархов Афанасия, еп. Холмогорского.

Изгнав братьев Лихудов из Москвы в ссылку в Ипатский монастырь, патр. Адриан довольно наивно просил патр. Досифея на их место прислать других ученых мужей. Патр. Досифей обещал на словах, но бессилен был дать что-нибудь на деле. Разрушительный удар понизил уровень преподавания в Академии, хотя потребность проходить школу в интересах служебных, торговых и церковных автоматически разрасталась в Москве и углублялась. Академия, после изгнания из нее, по приказу Досифея, преподавания латинского языка, переменила и свое наименование. Назвалась: «Эллино-Славянской Академией». Учительствовать в ней после Лихудов остались их ученики: Федор Поликарпов, Николай Головин, Чудовский монах Иов и вернувшийся из заграницы Палладий Роговский (1699 год). До Палладия все названные учителя сами не прошли еще ни философских, ни богословских дисциплин. А потому, по изгнании Лихудов, Академия опустилась до младшего уровня только грамматики, пиитики, риторики, славянского и греческого языков. Патр. Адриан, по крайней старомодности своих взглядов и настроений, по-видимому, не хотел поддерживать явно слабеющую школу. Сам Петр, навещая болящего патриарха, не желал насильно давить на него, но каждый раз напоминал ему о школьном развале: «в ней мало, которые учатся и никто ее, как подобает, не надзирает». Но Адриан продолжал пребывать в своем равнодушии, в то время как развал школы становился почти общественным скандалом. В 1700 году, тотчас по смерти патриарха, прибыльщик Курбатов в своем срочном рапорте Петру, стоявшему под Нарвой, писал об Академии: «Школа, Государь, которая был под призрением своего патриарха и вручена монаху Палладию, - зело, Государь, в ней живущие с полтораста человек, скорбят и всего лишаются и учиться в ней невозможно. Потолки и печи и иное строение обвалилось. Требуют. Государь, твоего всемилостивейшего осмотрительного милосердия».

«21-го февраля 1696 г. на сырной неделе в пяток патриарху припала параличная болезнь» - так записано в секретарском дневнике. Патриарх несколько раз преодолевал больное состояние, совершая богослужения, не отрывался от дел, но вынужден был почти безвыездно «лежать» в своем загородном Перервинском монастыре. А дела надвигались немалые. Сам патриарх оппозиции активному Петру и не собирался делать. Петр вежливо дважды навещал больного и часами вел с ним беседы о назревших нуждах. В частности, и об улучшении Славяно-греко-латинской Академии, которая и как здание и как школа пришла в состояние развалины. Но ни у Петра, занятого Азовским и Нарвским фронтами, не было на это ни копейки денег, ни у патриарха - понимания важности дела. Болезнь, приведшая патриарха в 1700 г. к концу, развивалась, а дела первостепенной важности нагромождались.

Комиссия по пересмотру Уложения 1649 г. потребовала из Патриаршего Приказа справок. Дело клонилось к передаче части имущественного права, а именно - «сговорных записей» (о приданом невесты) и духовных завещаний в гражданский суд. Патр. Адриан приказал подать обширную записку «Статьи о святительских судах», где повторены ссылки на Номоканон, уставы русских князей, ханские ярлыки, с присущими им запретами всяких нарушений. Эта записка осталась последним памятником искренней слепоты старомосковских церковников пред новым государственным правосознанием.

Той же природы глубокое непонимание и неприятие нового духа времени порождало двусмысленные дела, как бы о политической нелояльности отдельных епископов. Царь Петр, смиривший стрельцов, не мог пренебрегать этим идейным расхождением. Петр знал, что при всем глубоком контрасте мировоззрений, патр. Адриан, по заветам и царицы Натальи Кирилловны и патр. Иоакима, будет лично верен его царской власти, но в других архиереях он не был уверен. А потому не препятствовал политическим розыскам Преображенского Приказа. Попался в Москве сумасбродный агитатор Григорий Талицкий, зачитывавший своими «тетрадками» об апокалиптичности наступившего времени и о Петре, как антихристе, в особенности духовных лиц. «Зачитал» он на Казанском Подворье в Москве бывшего тогда (1699 год) по делам в столице Тамбовского епископа Игнатия. На допросах Талицкий разболтал, как Игнатий умилялся до слез, слушая чтение его тетрадей, целовал их, приговаривая «Павловы твои уста!» Талицкий добивался доклада святейшему патриарху, да «чтобы про то и в народе было ведомо». Игнатий отвечал: «видим мы и сами, что худо делается… Да что мне делать? Один я - немощен!» Беспощадные судьи потребовали у патриарха выдачи им Игнатия в расстриженном виде. Адриан протянул дело на несколько месяцев до своей смерти. И по смерти патриарха, Исаия, еп. Нижегородский, не соглашался еще на выдачу Игнатия, за что и сам угодил в ссылку. А Игнатия архиерейский собор вынужден был расстричь, после чего власть сослала его «на неисходное заключение» в Соловецкую тюрьму под именем «расстриги Ивашки Шангина».

Русские архиереи, как бесшкольные начетчики, продолжали беспомощно и пассивно переживать все нарастающий в Руси наплыв непонятных им чар западного просвещения. А оно фатально врывалось и разливалось по Руси, не защищенной китайской стеной. Южная Русь несколько раньше Московской проделала этот опыт, заплатив за спешку невольной отравой римскими догматами. Чем-то в этом роде предстояло поплатиться и Москве. Москва не поддалась еретической отраве и быстро извергла из своей среды отдельных смутьянов.

Малороссиянин Георгий Скибинский, по проложенной уже его земляками дороге, добрался в 1688 г. до Рима с прямой целью получить образование в Понтификальном Институте под известным ему условием принятия римской веры восточного обряда. Он подписал там эти условия в 10-ти пунктах и пробыл в институте 8 лет, слушая математику, философию и, главным образом, богословие у «знаменитых учителей доминиканцев, приближенных папы Иннокентия ХII». С дипломом доктора богословия, возвращаясь домой, он заезжал в Константинополь за благословением у патриарха на занятие места в Московской Академии, но никакого документа об этом благословении представить не мог. Прибыв в Москву, Скибинский подал патр. Адриану прошение с покаянием о своем невольном отступлении. Патриарх поручил дело иноку Евфимию. Тот отнесся с обоснованным подозрением, со ссылкой на случай Яна Белободского и на другой случай чернеца Одорского, который «такового же ради прельщения пришел в Москву». Оба исчезли из Москвы. И время для латинских происков с началом правления Петра было неблагоприятное. Петр увлекался протестантизмом и отвращался от латинства уже в его первую поездку на Запад. В Вене в 1698 г. ему показали иезуитский коллегиум. Петр при осмотре сказал по обычаю откровенно: «Знаю я, что иезуиты большею частью люди ученые, во многих художествах искусные и ко всему способные. Но не для меня. Ибо я знаю также и то, что сколько они ни кажутся набожными, однако же вера их служит только покровом к обогащению, равно как их училища и художества - орудием к проискам, услугам и выгодам папы в их господствовании над государями».

Время было переломное, и при склонности русских к безмерным крайностям, нас не должно удивлять, что наряду с вражеской пропагандой извне, вдруг явится и доморощенный энтузиаст латинства. Таким чудаком оказался сын Суздальского священника, Петр Артемьев. Он прошел в Москве Славяно-греко-латинскую Академию и учился у Лихудов. Иоанникий Лихуд, посланный с русским посольством в Венецию в 1688-1691 гг., взял с собой Артемьева. Там, в латинской стране Артемьев поддался чарам латинизма. По возвращении в Москву, он нашел здесь приехавшего с Востока из Персии, несмотря на запрет, иезуита Терпеловского и завел знакомство с другими ксендзами. Патр. Адриан дал Артемьеву дьяконское место в самой Москве при Петропавловской церкви. И тут начал Артемьев показывать свою безудержную «широкую» русскую натуру. Напуганный священник доносил патриарху об Артемьеве: «после евангелия он читал поучение, похвалял в вере поляки, лях, литву, прочитал молитву Отче Наш на амвоне по-римски, приклякнув на колена, и иные некие молитвы прилагая римская. Носит он на себе вместо животворящего креста мошонку, а в ней образок латынина Антония Падвиянина, еретика суща. Глаголет исхождение Духа Св. от Отца и Сына. Исповедывался и приобщался у иезуитов. И с иными иезуитами, из Москвы изгнанными, зело слезно разлучался. Освященный собор называет забором, который перескочить хвалится. Патриархов называет потеряхами, потому что истинную православную веру потеряли» и т. д. все в таком же духе и стиле. Удивительно то, что священник прибавлял в этом доношении об успехе агитации Артемьева. «И мнози, - заключал священник, - вслед его прелести уклонишася». Патр. Адриан смущался узнав, что отец Петра Артемьева добрый священник, хотел ему поручить возвращение в лоно православия его блудного сына. Дьякон Артемьев, потеряв равновесие, писал и отцу своему неистово латинствующие словеса. Наконец, общественная молва побудила в 1698 г. соборно осудить дьякона Артемьева, лишить сана и послать на север в Холмогоры к архиепископу Афанасию под крепкое начало на увещание. Как нераскаявшийся в Холмогорах, он сослан был в Соловки, где и умер в 1700 г. Как ни странна эта истерика латинизма у природного русского поповича, но она является предшественницей будущих политических крайностей русской пол-интеллигенции ХIХ века. Это церковная «нечаевщина». В красивом, более интеллигентном виде, это - пафос национального самоотрицания неистового Виссариона Белинского. Углубленный татарщиной и чрезмерно затянувшийся отрыв наш от остальной христианской Европы породил эту духовную болезнь национального самоотрицания, которая и после устаревших Чаадаевских парадоксов, продолжает еще давить на русское культурное и даже церковно-историческое сознание. Словом, Артемьев - это наша карикатура, но не лишенная для нас некоторой поучительности.

По контрасту с этим русско-патологическим казусом Петра Артемьева выступает случай Палладия Роговского, прошедшего серьезное искушение латинством и полностью от него освободившегося. Он также выученик Академии при Лихудах. Как человек способный и серьезно любознательный, он столь же серьезно прошел искушение высшей богословской науки в Риме и, вернувшись в Москву, в родную ему неустроенную Академию, открылся в своей православной искренности и знавшим его и незнавшим настолько убедительно, что и патр. Адриан и другие представительные церковные лица предложили Палладию написать свое православное исповедание с мотивированным отвержением всей системы латинства, что они сделали в своем «Исповедании Веры». Получился прекрасный и для нашего даже времени курс антилатинского полемического богословия, с обоснованными формулировками и доказательствами православной формы тех же догматов, без бранчивых и ничего не доказывающих слов. Строгий и чуткий ценитель старой русской богословской литературы, преосв. Филарет Черниговский, утверждает, что «сочинение Роговского принесло больше пользы русскому православию, нежели диалектические споры, вызванные Лихудами и им подобными греками и русскими». Можно только пожалеть, что Палладий в этом подвиге заграничного образования надорвал свои силы и не мог достаточно успешно преодолеть ту заброшенность Академии, которую не имел желания исправить патриарх Адриан. После двух с половиной лет возглавления Академии, в 1703 г. Палладий скончался.

Тихая кончина последнего патриарха символична. Петр тактично дождался этого конца и тактично задержался на традиционной форме местоблюстительства патриаршего престола. Он хотел, но не знал еще, как бы устроиться по-новому? И по какому же образцу? Пределом отталкивания для него была папская теократия. Никон дал повод опасаться ее попыток даже у нас. С другой стороны, туманно манившие его примеры англиканства и лютеранства с королевскими возглавлениями их национальных церквей казались далекими, неприложимыми к православию. Русская религиозность не только демонстрировала свою крайне консервативную природу в ярком, героически-стойком явлении старообрядческого раскола, но и в только что усмиренном стрелецком бунте она опять выкидывала знамя старого обряда. В виду всех этих трудностей, Петр не на месяцы, а на годы, на два десятилетия затянул традиционную фазу патриаршего местоблюстительства. И дождался, нащупал возможность, казалось, недостижимой в православии отмены единоличного возглавления власти в церкви. Петр постепенно открыл, что в виду различия школы и общей культурной атмосферы, иерархи из киевских и других юго-западных школ должны заменить весь епископат московского происхождения. А при осуществлении этого плана, Петр натолкнулся на совершенно неожиданное для него открытие. На существенное различие внутри самой южно-русской богословской школы. Петр открыл в среде Киевской школы богослова совершенно неожиданного, не только антилатинствующего, но и протестантствующего. Находка этого аппарата учености для нужной Петру реформы развязала церковную робость Петра и окрылила его дерзновением произвести, действительно небывалую в рамках восточного канонического права, революционную для Православия реформу.

Из книги Моя жизнь во Христе. Том 2 автора Кронштадтский Иоанн

Запись 1690 Там, где ожидаешь сильных искушений врага, вооружись крепко во вся оружия Божия, именно: верою, надеждою и любовью. Держи в сердце слова: вся возможна верующему [Мрк. 9, 23], и избыточествуй во уповании Духа Святаго [Рим. 15, 13]. Ни в чем благом не сомневаюсь и не

Из книги Библейские земли автора Вилкинсон Филипп

Запись 1700 Злоба врага. Чем кто благочестивее, на того тем более диавол понуждает нас озлобляться, как Саула на благочестивого Давида; кто чем святее, на того взводит большую хулу, как, напр., на Честнейшую Херувимов и Славнейшую без сравнения Серафимов; пред

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

БогаскейТурция, около 1700–1200 гг. до н. э Из своей укрепленной столицы, расположенной высоко в горах Анатолии, мощные хеттские воины вели борьбу с окружавшими их врагами.На высоком плоскогорье в центре Анатолии в Турции жил воинственный народ хеттов. Это не те хетты, о

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том 2 автора

Патриарх Адриан Последний молитвенник Мы завершаем изучение личностей, жизни и деяний патриархов Русской православной церкви фигурой наиболее загадочной и спорной. Убеждения и характер одиннадцатого и последнего досинодального патриарха, мотивы его поведения, а

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

автора Карташев Антон Владимирович

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Святой мученик младенец Гавриил Белостокский (+ 1690) Память его празднуется 20 апр. в день мученической гибели, 9 мая в день перенесения мощей и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Белорусских святыхРодители св. младенца Гавриила были православные крестьяне

Из книги Очерки по истории Русской Церкви. Том II автора Карташев Антон Владимирович

Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.) Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян. Род его носил фамилию Савеловых. Службу он отбывал в приграничной с Польшей полосе Чернигов-Курск. Никакой богословской школы и

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Из книги Моя жизнь во Христе автора Кронштадтский Иоанн

Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.) Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян. Род его носил фамилию Савеловых. Службу он отбывал в приграничной с Польшей полосе Чернигов-Курск. Никакой богословской школы и

Из книги автора

Патриарх Адриан (1690-1700 гг.) Патриарху Адриану суждено было быть последним, 11-м по счету патриархом древней России. Он был уроженец Москвы (род. в 1637 или 1639 г.). При патриархе Иоакиме он был Чудовским архимандритом, а с 1686 г. был уже митрополитом Казанским. Консерватор, глубоко

Из книги автора

Патриарший Период (1586-1700) Введение Мы уже отметили условность выделения времени русских патриархов в особый период. Но, с другой стороны, мы признали и то объективное основание, которое продиктовало старым историкам русской церкви видеть в патриаршем времени новую главу

Из книги автора

Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.) Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян. Род его носил фамилию Савеловых. Службу он отбывал в приграничной с Польшей полосе Чернигов-Курск. Никакой богословской школы и

Из книги автора

Патриарх Адриан (1690-1700 гг.) Патриарху Адриану суждено было быть последним, 11-м по счету патриархом древней России. Он был уроженец Москвы (род. в 1637 или 1639 г.). При патриархе Иоакиме он был Чудовским архимандритом, а с 1686 г. был уже митрополитом Казанским. Консерватор, глубоко

Из книги автора

Баркли, Роберт (Barklay, Robert, 1648-1690). Шотландец, крупнейший теолог раннего квакерского движения. Теология Баркли, разработанная на основе учения библейских и античных источников, прошла настоящую закалку в ходе гонений на квакеров. В 28 лет Баркли написал свой первый крупный

Из книги автора

1601–1700 1601. Намереваясь говорить о уповании христианском, я должен раскрыть пред вами обетования нам Божии и те козни, коими опутывает враг христиан, чтобы отвлечь их взоры и надежду от бесценного упования, - лесть богатства, земных удовольствий, почестей. - Говоря о

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...