Аккредитация органов по сертификации и исполнительных лабораторий. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, сертификация экспертов


Согласно Закону о техническом регулировании необхо­димым условием деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является их аккре­дитация. Закон (ст. 31) регулирует вопросы аккредитации только в части, касающейся работ, проводимых по подтвер­ждению соответствия. Аккредитация на проведение других работ, например, на проведение испытательными лаборато­риями испытаний и измерений в других целях, осуществ­ляется в соответствии с иными документами.

Таким образом, в соответствии с понятием подтвержде­ния соответствия аккредитация осуществляется в отношении работ, связанных с установленными формами подтверждения соответствия добровольной сертификацией, декларирова­нием и обязательной сертификацией всех объектов техни­ческого регулирования.

Аккредитация (Руководство ИСО/МЭК 2) - это офици­альное признание полномочным органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выпол­нять работы в определенной (заявленной) области, напри­мер, в области оценки соответствия.

Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров) в соответствии со ст. 31 Закона осу­ществляется в целях:

Подтверждения компетентности органов по сертифика­ции и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

Обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приоб­ретателей к деятельности органов по сертификации и аккре­дитованных испытательных лабораторий (центров);

Создания условий для признания результатов деятель­ности органов по сертификации и аккредитованных испыта­тельных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтвержде­нию соответствия, осуществляется на основе принципов:

Добровольности;

Открытости и доступности правил аккредитации;

Компетентности и независимости органов, осуществ­ляющих аккредитацию;

Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации; недопустимости совмещения пол­номочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

Недопустимости установления пределов действия доку­ментов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтвер­ждению соответствия, осуществляется в порядке, установ­ленном Правительством РФ.

Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам по сертификации и аккредитационным испы­тательным лабораториям (центрам) до вступления в силу Закона о техническом регулировании, а также документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии) и принятые до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до оконча­ния срока, установленного в них (п. 10 ст. 46 Закона).

Основной задачей аккредитации является подтверждение компетентности физических и юридических лиц при прове­дении работ в определенной области оценки соответствия.

Аккредитация является признанием того, что физическое лицо или организация обладает достаточной компетенцией для выполнения конкретных работ в области оценки соот­ветствия.

Через процедуру аккредитации проходят органы по сер­тификации, испытательные и аналитические лаборатории, метрологические службы и другие участники систем техни­ческого регулирования и метрологии.

Аккредитация в области технического регулирования осуществляется в целях повышения доверия изготовителей, продавцов и потребителей к деятельности органов по оценке соответствия и создания условий для признания их деятельности.

Система аккредитации является основой для признания результатов подтверждения соответствия в России и за рубе­жом и служит для устранения барьеров в международной торговле.

Основные проблемы аккредитации заключаются в том, что в настоящее время действует 18 систем обязательного под­тверждения соответствия, в том числе и 18 систем по аккреди­тации, работающих по своим правилам, в каждой из которых установлены процедуры аккредитации. Отсутствие единой системы аккредитации в стране сдерживает процедуры гармонизации и служит для устранения барьеров системы ак­кредитации с международными требованиями.

Проект положения об аккредитации в Российской Феде­рации обсуждался в 2006 г. Основной задачей является утверждение данного положения, создание в стране системы аккредитации на основе единых правил. Важный элемент пра­вильного построения аккредитации - создание института независимой экспертизы.

Успешная сертификация соответствия возможна только при высокой компетенции участников сертификации в проведе­нии испытаний и проверок, их взаимном доверии друг к другу. Заявитель должен доверять органу по сертификации и испы­тательной лаборатории, которые дают заключение по его про­дукции, испытательная лаборатория - органу по сертификации и наоборот. Таким образом, для определения беспристраст­ности, независимости и компетенции участников сертифика­ции необходим соответствующий механизм. Таким механизмом обеспечения доверия является аккредитация, что предполагает решение следующих задач в области аккредитации:

Установление единых требований к испытательным лабо­раториям и органам по сертификации;

Установление общих правил аккредитации и требований к органам по аккредитации;

Создание национальных систем аккредитации, соответ­ствующих международным нормам;

Сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Развитие процесса аккредитации испытательных лабора­торий и органов по сертификации в России началось с введе­ния Системы сертификации ГОСТ Р в 1992 г. Данная система охватывала вопросы не только сертификации, но и аккреди­тации. Это противоречило международной практике, где, как правило, сертификация и аккредитация не существуют в рам­ках одной системы. По этой причине возникают проблемы в признании за рубежом результатов испытаний, проведенных в России. Экспортерам приходится тратить дополнительные средства на проведение испытаний продукции в признанных испытательных лабораториях, большинство из которых нахо­дится за пределами России.

В соответствии с законом «О техническом регулировании» Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий в РФ предназначена для официального признания органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. Она осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Данные цели предполагают решение следующих задач в области аккредитации:

установление единых требований к органам по сертификации и испытательным лабораториям;

установление общих правил аккредитации и требований к объектам аккредитации;

создание национальных систем аккредитации, соответствующих международным нормам;

сотрудничество национальных структур по аккредитации на международном уровне и внутри страны.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

1. Добровольности.

Испытательные лаборатории и органы по сертификации могут не проходить процедуру аккредитации, при этом не допустима любая форма принуждения со стороны органов государственной или местной власти. Вместе с тем, отсутствие официального признания способности выполнять заявленные работы может вызвать недоверие со стороны заявителей, что приведет к экономической несостоятельности;

2. Открытости и доступности правил аккредитации .

Правила аккредитации должны публиковаться и распространяться свободно и быть доступными для изучения заинтересованным лицам;

3. Компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию. Любая работа по аккредитации в установленной системе аккредитации должна выполняться персоналом, обладающим необходимым опытом и с применением соответствующих технических средств. Органы по аккредитации не должны находиться в заинтересованных отношения с органами, проходящими аккредитацию;

4. Недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Мало понятный принцип, из него следует, что аккредитации подлежат испытательные лаборатории, возможно в которых используются сложные оборудование и измерительная техника. Можно предположить, что органам по сертификации в системе оценки соответствия определена особая роль, или их значение принижается. Поэтому для предотвращения многовариантного понимания принципа необходимо создать Единую систему аккредитации с учетом исторического опыта европейских стран, в которых после аккредитации складываются доверительные отношения между заинтересованными сторонами;

5. Обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации.

Процедура и требования должны быть едиными для разных органов по сертификации и испытательных лабораторий, вне зависимости от их принадлежности или объема выполняемых работ;

6. Недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия.

Этот принцип может быть реализован только при условии выделения аккредитации в самостоятельную систему без права проведения подтверждения соответствия.

7. Недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Аккредитация деятельности организаций должна производиться по единым правилам, прописанным в единых документах. Внесение изменений в документы аккредитации на региональном уровне (с учетом особенностей региона) не допустимо.

Современная практика аккредитации в РФ не позволяет в полной мере достигать заявленных целей из-за ряда негативных моментов, к которым могут быть отнесены:

1. Множество аккредитующих органов, и их ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;

2. Пересечение областей деятельности аккредитующих органов и отсутствие механизма их координации;

3. Применение различных критериев и процедур в действующих аккредитующих органах;

4. Несоответствие организации работ по аккредитации международным требованиям;

5. Совмещение работ по аккредитации и сертификации.

Некоторые отставания РФ в организации проведения аккредитации вызваны двумя объективными причинами:

1. Мировые тенденции совершенствования аккредитации проявились, когда в России законодательная база аккредитации была уже сформирована и требуется время для адаптации в условиях РФ накопленного зарубежного опыта;

2. Медленным совершенствованием действующего законодательства, предусматривающего проведение аккредитации разными федеральными органами исполнительной власти и нормативной базы аккредитации;

Аккредитация есть официальное признание того, что испытательная лаборатория (орган по сертификации) правомочны осуществлять конкретные испытания (сертификацию) или типы испытаний.

Аккредитацию проводят в четыре этапа: подача заявки в орган по аккредитации (образует ФАТР и М) и заключение договора, проведение экспертизы (эксперт, экспертная комиссия), решение по аккредитации (на 5 лет), инспекционный контроль.

Органы по сертификации и испытательные лаборатории, являющиеся участниками процесса сертификации, должны быть аккредитованы на право проведения работ в определенной области, что обеспечивает доверие к результатам испытаний и сертификации.

Аккредитация - процедура, посредством которой авторитетный орган официально признает правомочность лица или органа выполнять конкретные работы в определенной области деятельности.

В России работы по аккредитации возложены на Госстандарт РФ. Принципы действующей в РФ нашли отражение в основополагающих стандартах ГОСТ Р серии 51000. Они гармонизованы с руководствами ИСО/МЭК, европейскими стандартами серии EN 45000, положениями Международной конференции по аккредитации испытательных лабораторий (ИЛАК). Общее руководство и координацию деятельности по аккредитации осуществляет специально созданное самостоятельное подразделение Госстандарта - Отдел по аккредитации, который сертификацией не занимается.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Система аккредитации - это совокупность организаций, участвующих в деятельности по аккредитации, аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий, других субъектов, а также установленных норм, правил, процедур, которые определяют действие этой системы*.

Система аккредитации устанавливает требования к объектам аккредитации, аккредитующему органу; правила и процедуры системы.

Объектами аккредитации являются:

испытательные лаборатории,

органы по сертификации,

контролирующие организации,

метрологические службы юридических лиц;

организации, осуществляющие специальную подготовку экспертов.

Участниками российской системы аккредитации являются: Совет по аккредитации в РФ (Совет), аккредитующие органы и технические центры по видам деятельности, объекты аккредитации и аккредитованные организации, эксперты по аккредитации. Рассмотрим их функции.

Аккредитующий орган управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию.

*В США системы аккредитации испытательных лабораторий существуют с 1976 г., во Франции - с 1979 г., в Великобритании - с 1981 г., в Дании - с 1973 г. По одной национальной системе аккредитации действует лишь в Дании, Швейцарии, Японии, Австралии, Норвегии и Финляндии. В других государствах существует по несколько систем, особенно многочисленны они в США.

Аккредитующий орган устанавливает специальные правила процедуры и управления, по которым действует аккредитация; устанавливает специальные требования к объектам аккредитации, аккредитует их и выдает аттестат аккредитации, проводит регистрацию аккредитованных объектов и экспертов, а также публикует информацию о них, рассматривает апелляции и разрабатывает правила по признанию других систем аккредитации, в том числе зарубежных. Признание аккредитации зарубежных органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также сертификатов и знаков соответствия в России (соответственно российских за рубежом) осуществляется на основе многосторонних и двухсторонних соглашений, участником которых является Российская Федерация

Требования, которым должен отвечать аккредитующий орган регламентируются ГОСТ Р 51000.2-95 Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.

Процедура аккредитации состоит из следующих последовательно выполняемых действий (ГОСТ Р 51000.1-95):

представление заявителем заявки на аккредитацию;

экспертиза документов по аккредитации;

аттестация заявителя;

анализ всех материалов и принятие решений об аккредитации;

выдача аттестата об аккредитации;

проведение инспекционного контроля аккредитованной организации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

Доаккредитация проводится по полной или сокращенной процедуре, что определяется аккредитующим органом.

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Законом о техническом регулировании в Российской Федерации установлена единая система и правила аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Цели аккредитации:

  • - подтверждение компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;
  • - обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов но сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • - создание условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Для проведения единой государственной политики в области аккредитации создается Межведомственная комиссия, в состав которой входят представители федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций. В единой системе аккредитации предусмотрено создание Бюро по аккредитации как неправительственной и некоммерческой организации, работающей на принципах самофинансирования. Основными задачами Бюро по аккредитации являются:

  • o организация и проведение разработки нормативных документов, устанавливающих единые правила по аккредитации, для утверждения их Правительством РФ;
  • o предоставление заинтересованным сторонам информации в области аккредитации, в том числе об аккредитованных объектах;
  • o обобщение опыта работы по аккредитации в Российской Федерации и подготовка предложений по совершенствованию системы и правил аккредитации.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе следующих принципов:

  • o добровольности;
  • o открытости и доступности правил аккредитации;
  • o компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;
  • o недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);
  • o обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;
  • o недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;
  • o недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Принципы аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Российской Федерации соответствуют международным требованиям, что обеспечивает в дальнейшем возможность признания результатов сертификации в разных странах.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Работы но аккредитации осуществляют эксперты, прошедшие подготовку и аттестацию по правилам единой системы аккредитации и занесенные в Единый реестр экспертов по аккредитации системы.

При аккредитации органов по сертификации необходимыми условиями являются:

подтверждение установленной квалификации персонала органа;

  • - наличие приспособленных для деятельности органа помещений и их оснащение;
  • - наличие документированных инструкций, методик и процедур в отношении деятельности органа;
  • - гарантия того, что орган будет в состоянии возместить ущерб, нанесенный в результате его деятельности.

В мире применяется несколько моделей систем аккредитации. Например, во Франции и Англии созданы единые национальные органы по аккредитации.

В Италии действует несколько органов по аккредитации в различных, не пересекающихся областях деятельности. В Германии работу нескольких органов по аккредитации, сферы деятельности которых могут пересекаться, контролирует Немецкий совет по аккредитации (DAR). В США деятельность в этой области организована на принципах свободной конкуренции.

В странах ЕС наряду с аккредитацией уже более 20 лет действует специальная процедура уполномочивания (нотификация), применяемая для выполнения работ в рамках конкретной директивы ЕС. Уполномочивание предполагает включение в специальный список названий и адресов органов с указанием вида продукции и процедур оценки соответствия, для проведения которых уполномочивается орган, а также срока уполномочивания. Европейской комиссией присваивается идентификационный номер, список уполномоченных органов публикуется в Бюллетене Европейской комиссии. При этом государство не обязано уполномочивать все органы, обладающие технической компетентностью, т.е. прошедшие процедуру аккредитации. Отсюда автоматически следует, что в ЕС уполномочивание не рассматривается как процедура, адекватная аккредитации. Уполномоченные органы принимают на себя ответственность в сфере общественных интересов в рамках конкретной директивы и несут ответственность перед органами власти.

На международном уровне взаимное признание результатов сертификации продукции и услуг в разных странах обеспечивается участием стран в Международном форуме но аккредитации (МФА, IAF), который является всемирной ассоциацией аккредитующих органов и других учреждений, заинтересованных в оценке соответствия продукции, услуг, персонала и систем менеджмента. В состав IAF входят 80 членов, из них 59 - национальные организации по аккредитации, 17 - ассоциативные члены (11 - члены ассоциаций органов по сертификации/ регистрации/ инспекции и 6 - промышленные ассоциации / ассоциации-пользователи); 4 региональные группы, имеющие специальное признание, так как являются членами ЕА, IAAC (Межамериканское сотрудничество в области аккредитации), РАС (Сотрудничество по аккредитации в Тихоокеанском регионе) и SADCA (Южноафриканское сообщество по разработкам в области аккредитации); ISO и А члена-наблюдателя.

Главная задача IAF - разработка единой международной процедуры оценки соответствия, позволяющей снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов на основе выдаваемых аккредитованных сертификатов, которые были бы гарантией доверия.

Участники IAF аккредитуют органы по сертификации, которые выдают сертификаты, подтверждающие, что менеджмент организации, ее персонал или продукция соответствуют установленному стандарту (оценка соответствия). В Европе аналогичные задачи решает Европейская организация по аккредитации (ЕА), которая входит в состав IAF.

IAF преследует две цели:

  • 1) обеспечение компетентности персонала органов но аккредитации IAF;
  • 2) установление Многостороннего соглашения по взаимному признанию (MLА) между органами по аккредитации - членами IAF, что позволяет снизить риск для бизнеса организаций и их клиентов путем гарантирования при помощи аккредитованного сертификата уверенности в его соответствии в любой точке мира, где он может быть предъявлен.

Членство аккредитующего органа в IAF открыто для организаций, которые аккредитуют органы по сертификации/регистрации систем качества, продукции, услуг, персонала, систем экологического менеджмента и других программ оценки соответствия.

Участники IAF могут предоставить статус Особого признания организациям, которые разделяют общую цель с Форумом. Организации, наделенные статусом Особого признания, могут быть представлены в IAFn могут принять участие в любом собрании участников IAF, но без права голоса.

IAF проводит следующие программы: - разработку руководства, правил и процедур для работы по аккредитации, сертификации/регистрации, а также разработку программ взаимного соглашения, которые в конечном счете приводят к ситуации "сертифицированы однажды - приняты везде";

  • - обеспечение того, что члены аккредитующего органа работают с учетом высочайших стандартов компетентности и неподкупности и аккредитуют только те организации, которые продемонстрировали, что они компетентны и беспристрастны;
  • - гармонизацию процедур выполнения аккредитации и их выполнения, основанную на международных стандартах и руководствах и руководстве IAF по их применению;
  • - разработку руководства, правил и процедур для работы с особыми схемами сертификации соответствия для удовлетворения требований особых отраслей промышленности;
  • - разработку руководства, правил и процедур для оценки соответствия, которые удовлетворяли бы законодательным и государственным требованиям;
  • - обмен информацией между органами по аккредитации;
  • - сотрудничество в обучении аудиторов и другого персонала;
  • - содействие работе ISO и других международных организаций;
  • - поддержание связи с региональными группами аккредитующих органов;
  • - поддержание связи с другими организациями и промышленными группами;
  • - помощь аккредитующим органам в странах с отсталой экономикой.

Устав Международного форума по аккредитации (IAF)

Международный форум по аккредитации, Inc. (IAF) является международной ассоциацией организаций, которые заключили соглашение о совместной работе для достижения общих целей в области облегчения торговли.

Мы являемся главным всемирным форумом по разработке принципов и практики проведения оценки соответствия, которая будет давать необходимую уверенность в признании на рынке. Мы работаем через аккредитацию тех органов, которые сертифицируют или регистрируют системы менеджмента, продукцию, персонал и/или проводят инспектирование.

Мы способствуем всемирному признанию сертификатов соответствия, выдаваемых органами по сертификации, регистрации или инспектированию, аккредитованными Аккредитующим органом - участником IAF MLA, и стремимся принести пользу всем заинтересованным сторонам через нашу работу и при помощи наших программ.

Мы сводим вместе на международной основе партнерские аккредитующие органы и представителей заинтересованных групп, которые стремятся при помощи признания аккредитованных сертификатов соответствия облегчить мировую торговлю.

Мы разрабатываем и/или признаем соответствующие процессы и инструкции по проведению сертификации соответствия но всему миру и ручаемся за их глобальное применение Аккредитующими органами - участниками IAF и аккредитованными ими органами по сертификации, регистрации и/или инспектированию.

Мы широко консультируемся с заинтересованными сторонами по вопросам разработки наших программ и работаем для создания наилучшего возможного стандарта оценки соответствия с тем, чтобы обеспечить для заинтересованных сторон результативный, полезный итог.

Мы оказываем влияние на мировую торговлю путем совместной работы с другими ключевыми международными организациями и промышленными группами.

Утверждено членами IAF в декабре 2009 г.

1. Понятие и цели аккредитации

2. Общие требования к аккредитующим органам

3. Требования по аккредитации к органам по сертификации продукции (услуг)

4. Требования по аккредитации к испытательным лабораториям

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий

1. Аккредитация в соответствии с Руководством ИСО/ МЭК это официальное признание полномочным (авторитетным) органом компетентности той или иной организации выполнять работы в определенной (заявленной) области.

В международной практике деятельность по аккредитации проводится по принятым в мировой практике процедурам и основывается, как правило, на принципах, изложенных в международных и региональных нормативных документах.

Главные цели аккредитации - обеспечение доверия к организациям путем подтверждения их компетентности; создание условий для взаимного признания результатов деятельности разных организаций в одной и той же области.

Нормативной базой аккредитации в России является комплекс государственных стандартов Системы аккредитации в Российской Федерации семейства 51000, гармонизированных с европейскими стандартами EN 45000. В этих стандартах установлены основные требования к участникам работ по аккредитации и порядок их проведения.

2. В соответствии с ГОСТ Р 51000.1-95, аккредитующие органы должны отвечать следующим требованиям:

Иметь соответствующий юридический статус;

Располагать финансовыми средствами для своего функционирования;

Располагать штатным персоналом, соответствующим направлению и объему работ по аккредитации, выполняемых под руководством данного органа;

Иметь организационную структуру, обеспечивающую независимость его персонала от воздействия сторон, имеющих финансовую заинтересованность в результатах аккредитации, и гарантирующую, что персонал не будет подвергаться незаконному давлению или другому воздействию, которые могли бы повлиять на результаты выполненных им работ;

Располагать необходимыми помещениями и средствами труда.



3. Орган по сертификации продукции (услуг), чтобы быть признанным в качестве компетентного, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5-96:

Орган по сертификации должен иметь штатный персонал, возглавляемый квалифицированным руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации;

Орган по сертификации должен располагать необходимыми средствами, фондом документов, необходимых для проведения сертификации, и документированными процедурами, позволяющими проводить сертификацию продукции в соответствии с требованиями, предъявленными к данной области производственной деятельности;

Специалисты, осуществляющие оценку соответствия продукции или услуг, испытания или инспекционный контроль, должны иметь статус экспертов системы сертификации в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации;

Орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированной продукции или услуг с указанием обладателей сертификатов или разрешений (лицензий) на применение знака соответствия;

Орган по сертификации обязан контролировать использование выданных им сертификатов соответствия, знаков соответствия и разрешений на их применение.

ПО Испытательная лаборатория, чтобы быть признанной компетентной для выполнения работ в определенной области аккредитации, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3-96:

Юридический статус испытательной лаборатории должен соответствовать действующему законодательству;

Персонал испытательной лаборатории не должен подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки;

Лаборатория должна быть всесторонне компетентной для проведения соответствующих испытаний;

Лаборатория должна иметь внутреннюю систему обеспечения качества, соответствующую области ее аккредитации;

Лаборатория должна применять методы и процедуры, установленные соответствующими стандартами и техническими условиями;

Испытательное оборудование, средства и методики измерений должны соответствовать требованиям стандартов Государственной системы обеспечения единства измерений и нормативных документов на методы испытаний;

Помещения лаборатории должны быть защищены от воздействия таких факторов, как повышенная температура, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электромагнитные возмущения, и отвечать требованиям методик испытаний, санитарных правил и норм, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды;

Лаборатория должна быть обеспечена оборудованием и расходными материалами (химическими реактивами) для достоверного проведения испытаний и измерений;

Испытательная лаборатория должна соблюдать договоры и обеспечивать условия, гарантирующие конфиденциальность в соответствии с требованиями заказчиков и безопасные условия труда для своих сотрудников.

5. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в Российской Федерации включает следующие шесть этапов:

1. Представление организацией-заявителем заявки и других документов на аккредитацию;

2. Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации.

Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оценку соответствия

предъявленной вместе с заявкой информации условиям аккредитации. Представленную заявителем информацию используют для подготовки и проведения аттестации;

3. Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Аттестацию проводят непосредственно в организации-заявителе в соответствии с утвержденной программой.

4. Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.

Аккредитующий орган должен рассмотреть и проанализировать информацию, полученную от заявителя; сведения, собранные при экспертизе; акт аттестации, документы, подтверждающие устранение выявленных несоответствий, и другую информацию, полученную в процессе аккредитации. На основе анализа аккредитующий орган принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории;

5. Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном решении аккредитующий орган оформляет, регистрирует и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия (не более 5 лет), при отрицательном - направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации;

6. Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной лаборатории.

Контроль за соответствием органа по сертификации (испытательной лаборатории) условиям аккредитации предусматривает внутренние проверки, проводимые аккредитованной организацией, и инспекционный контроль, проводимый аккредитующим органом. При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аттестата аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже, чем один раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккредитующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация - это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

Выбор редакции
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...

© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...

Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...

Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...
Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....
В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...