Антокольский краткая биография. Антокольский марк матвеевич - биография



М. Антокольский.

Антокольский, Марк Матвеевич - первый скульптор-еврей, который благодаря своему выдающемуся таланту приобрел громкую известность и всемирную славу. Его дарование представляет исключительное явление в истории интеллектуальной жизни евреев: он первый опроверг старую легенду о том, что евреи не способны к скульптуре; вслед за ним появляется целая плеяда талантливых евреев, которые стали заниматься скульптурой с таким же успехом, как и другими искусствами. - А. родился в Вильне в 1843 году (по некоторым источникам, в 1842 году). Его родители, люди необразованные и небогатые, обремененные большим семейством (7 человек детей), содержали торговлю, нечто вроде харчевни, на одной из главных улиц города (в 1906 году на доме, где родился А., была прибита мраморная доска). Детство А. было безотрадное: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех, кто хотел - бил меня, а ласкать меня никто не ласкал…» Единственно, кого А. любил - это была его мать; о ней он сохранил лучшую память. Условия, среди которых приходилось А. жить и работать дома, и случай, который дал ему возможность выбраться из дому, чтобы учиться, походят на условия жизни всех молодых талантливых евреев того времени. Еще мальчиком А. самоучкой рисовал на столе и на стенах - «рисовал по ночам; моя страсть не была понятна родителям, и они не только ее не поощряли, но жестоко преследовали ее». Его отдавали в учение к разным ремесленникам и, наконец, к резчику по дереву. Первые работы А. обратили на себя внимание жены виленского генерал-губернатора Назимова; она снабдила начинающего художника письмом в Петербург, и это содействовало поступлению А. в Академию художеств к проф. Пименову (в 1862 году). А. было тогда 21 г. (о своем отъезде из Вильны и об учении в академии А. рассказывает подробно и художественно в своей автобиографии,«Вестник Европы», 1887).

Товарищами A. по академии были молодые таланты: Семирадский, Савицкий, Максимов, Ковалевский, Васнецов и Репин; с последним А. в особенности близко сошелся - они жили вместе несколько лет. Академия в то время придерживалась еще старых традиций прошлых веков. В учении царствовал ложноклассический метод. Старые профессора, воспитанные на рутине академизма 18 века, не могли понять стремлений молодых талантов, начинавших искать новых путей в искусстве. Отживающий ложноклассицизм находил еще отклик среди очень немногих (Семирадский); большинство же молодых талантов сплачивается и под влиянием событий и идей 60-х годов стремится посвятить свои силы и способности служению народу. На место индифферентного, всенивелирующего академизма вырастает реализм на почве национализма и индивидуализма. А. всецело примкнул к направлению молодых художников; его первые самостоятельные работы посвящены еврейской жизни, впечатления от которой еще были свежи в его памяти и близки его сердцу. В 1864 году он вырезал из дерева «Еврея-портного» (см. иллюстр.; получил 2-ю серебряную медаль), в 1865 году из слоновой кости - «Скупого» (см. иллюстр.; получил 1-ю серебр. медаль и стипендию) и «Мальчика, крадущего яблоки»; в 1868 г. из воска и дерева сделал эскиз «Спор о Талмуде» (см. иллюстр.), и, наконец, в продолжение 6 лет (1863-69) лепил из воска композицию «Нападение инквизиции на евреев» (см. иллюстр.) и к ней - этюд-голову под названием «Натан Мудрый» (см. иллюстр.).

Скульптура М. М. Антокольского

Спор о Талмуде. Хариф.

Спор о Талмуде. Боки.

Натан Мудрый.

Еврей-портной.

Скупой.

Товарищи-художники приветствовали эту работу, как задуманную оригинально и своеобразно исполненную. В. Стасов писал: «Из всего созданного А. не было у него задачи более великой, сильной и обширной: тут шла речь об угнетении, о несчастной участи целого племени, затоптанного и мучимого, и сверх того А. пробовал здесь и со стороны чисто художественной нечто совершенно новое и небывалое». Это новое, «небывалое» навлекло на А. гнев профессоров Академии; за эту работу, поставленную на экзамене, А. стал терпеть притеснения в Академии; он должен был искать приюта в другой академии и в 1868 г. уехал в Берлин; но там он вскоре еще более разочаровался в режиме академии и потому возвратился в Петербург, где продолжал работать над «Инквизицией». В 1871 г. «Инквизиция» была выставлена в академии и имела успех: ее заказала из терракоты вел. кн. Мария Николаевна. Отлитая потом из цинка, «Инквизиция» испортилась до такой степени, что А. никогда более ее никому не показывал. Этой работой заканчивается у A. период исполнения еврейских сюжетов. Потом в разные годы А. задумывал еврейские типы и сцены: «Моисей», «Самсон», «Дебора», «Шейлок», «Иеремия», «Спиноза», сцену «Еврей-пойманник» и др., но, кроме «Спинозы», ему не удалось исполнить эти сюжеты, и только в конце своей жизни он вернулся к «Инквизиции». «Чтобы воспроизводить евреев так, как я их знаю, необходимо жить среди них, там, где эта жизнь кругом тебя клокочет и кипит, а делать за глаза - это то же самое, что художнику работать без натуры…» - Тесное общение с товарищами-русскими, доброе, дружелюбное отношение образованных русских людей к таланту-еврею сделали то, что А. искренно полюбил то общество, среди которого он жил, учился и развивался; он основательно ознакомился с русской литературой, изучил русскую историю. В 1870 г. он начал лепить «Ивана Грозного» (см. иллюстр.).

Скульптура М. М. Антокольского. Иоанн Грозный.

Средства к жизни у него тогда были очень скудные, помещение для работы крайне неудобное. В середине работы А. вынужден был перенести глиняную статую «Ивана Грозного» в другую, еще менее удобную мастерскую. Пришлось статую разрезать на части, чтобы нести ее по узким лестницам на 4-й этаж Академии. Однако А. преодолел всякие затруднения и в феврале 1871 г. закончил работу. Профессора отказались прийти смотреть ее. Тогда А. пригласил в мастерскую великую княгиню Марию Николаевну (в то время президента Академии). Придя в восторг от статуи, она сообщила об этом императору Александру II, который посетил мастерскую А., поздравил его с успехом и приобрел статую из бронзы для Эрмитажа за 8000 рублей. После этого Совет Академии присудил А. за «Ивана Грозного» высшую награду - звание академика (21 февраля). Статуя «Иван Грозный» показывалась публике сперва в мастерской художника, а потом в залах музея Академии и имела колоссальный успех; о ней заговорили все. В. В. Стасов и И. С. Тургенев первые написали восторженные отзывы о ней и предсказали ее автору великую будущность. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным». В это время А. познакомился с лучшими представителями русского интеллигентного общества: Тургеневым, Кавелиным, Боткиным и др.; он бывал у Серова, Пыпина, Стасова. Вскоре его имя стало известным и за границей. Кенсингтонский музей приобрел гипсовую копию с «Ивана Грозного» - честь, которой редко удостаиваются иностранные художники. - Усиленные работы и прежние скверные условия жизни подорвали здоровье А., и он в апреле 1872 г. уехал в Италию, взяв с собою будущего скульптора, своего маленького ученика Гинцбурга, привезенного им в 1871 г. из Вильны.

М. М. Антокольский. Рисунок И. Репина, сделанный в 1866 г.

Из Италии А. прислал в 1872 г. в Петербург статую Петра I, работу, полную мощи и энергии; но она не имела успеха (впоследствии, приобретенная императором Александром II, она была поставлена в Петергофе перед Монплезиром). В том же году А. лепил проекты статуй для Николаевского моста в Петербурге (Иоанн III и Ярослав Мудрый в особенности удачны). - В 1872 году А. (женившись на красавице-еврейке, дочери виленского купца Апатова) уехал в Рим, где встретил много прежних товарищей (Репин, Васнецов, Поленов, Ковалевский, Мамонтов, Иванов, Прахов, Третьяков и др.) и завел новые знакомства. Вечный Рим не остался без воздействия на природную склонность А. к философским и мировым идеям. «Есть четыре степени эгоизма: личный, семейный, национальный и общечеловеческий; излишне сказать, чей эгоизм лучше, кто больше страдает и наслаждается, чья жизнь шире и глубже. Я не могу проследить самого себя, какими путями и почему складывался у меня взгляд и любовь на общечеловеческие идеи…» В 1874 г. А. стал лепить статую «Христа» и начал статую «Сократа».

Скульптура М. М. Антокольского: Смерть Сократа.

Жизнь в Риме не удовлетворяла А. Искусство современных итальянцев ему не нравилось: «Римляне работают, как дети, - грациозно, мило, забавно по содержанию и пестро по исполнению. Сюжеты они черпают из своих же мастерских». В 1876 г. А. уехал в Париж, который так понравился ему, что он решил поселиться там. Вернувшись в 1877 г. в Рим, А. закончил из мрамора «Сократа» (см. иллюстр.) и сделал «Надгробный памятник кн. Оболенской», горельеф «Последний вздох», барельеф «Безвозвратная потеря»; проект памятника Оршанскому и др. Все свои работы А. привез в 1878 г. в Париж и выставил на Всемирной выставке, где ему была присуждена высшая награда, médaille d’honneur, и орден Почетного легиона. В Париже А. близко сошелся с художниками Боголюбовым, Харламовым, Похитоновым, Дмитриевым и Леманом, часто видался с Тургеневым, с г-жами Виардо и Бларамберг, участвовал в образовании «Художественного кружка», во главе которого, кроме А., находились Тургенев, Боголюбов и барон Г. О. Гинцбург. Вылепив в 1878 г. горельеф «Иоанн Креститель» и барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга (см. иллюстр.), а в 1879 г. статую «Мефистофеля», бюст И. С. Тургенева и др., А. отправил эти работы вместе со всеми прежними в Петербург, где выставил их в 1880 г. в Академии художеств.

Скульптура М. М. Антокольского: Барельеф-портрет барона Марка Гинцбурга.

Среди художников и любителей выставка имела успех (Академия наградила А. званием профессора). Но реакционная печать, которая стала тогда приобретать особенную силу, отнеслась отрицательно к работе художника-еврея. Разочарованный А. возвратился в Париж и погрузился в работы. Парижская шумная жизнь мало соответствовала натуре А. «Париж, право, не по мне; конечно, в Париже можно все найти, но там преобладает форма без содержания, а меньше всего здесь душевной простоты». Искусство французов восхищало А. только своей внешней стороной - технически виртуозной, идейная же сторона его не удовлетворяла. А. вел замкнутую жизнь, весь день непрерывно работал в мастерской, а по вечерам дома устраивал маленький музей старинных вещей, которые собирал в продолжение многих лет. Дороговизна жизни в Париже заставила А. тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов - это его утомляло и угнетало; «заказные работы, - говорил А., - пасынки». Однако А. много творил в это время и каждый год делал по большой статуе. В 1881 г. - «Спиноза» (по заказу барона Г. О. Гинцбурга); в 1882 г. - «Офелия»; в 1883-1884 гг. - «Мученица» («Не от мира сего»); в 1886 гг. - «Христос» (для памятника, по заказу Г. Малютина); в 1887г. - «Статуя барона Штиглица»; в 1888 - «Нестор»; в 1889-1890 гг. - «Ермак» (см. иллюстр.); в 1889 г. - «Христос» (проект для маяка).

Скульптура М. М. Антокольского: Спиноза.

Скульптура М. М. Антокольского: Ермак.

Все эти работы А. показывал парижской публике в своей мастерской (в то время он был избран в члены-корреспонденты Парижской академии и награжден высшим орденом Почетного легиона). Везде, где А. выставлял свои работы, ему присуждали высшие награды (Мюнхен и Вена - золотые медали); его также выбрали почетным членом многих академий. «Как мне не показать свои работы родине, которой я всем обязан!» - и, забыв свой неуспех 1880 г., а также нападки, которые позже сыпались на него, Антокольский выставил свои вещи в Петербурге в 1893 г. Никогда в залах Академии не было выставляемо такого количества статуй русского скульптора; никогда скульптура так глубоко не затрагивала истории России. Но торжествующая человеконенавистническая печать встретила выставку А. площадною руганью. Время было тогда такое, что никто не осмеливался возражать, и один только В. В. Стасов заступился за художника. Нападки, однако, угнетающим образом подействовали на больного А., и, уезжая из Петербурга, он напечатал в «Новостях» письмо «После выставки», которое заканчивается словами: «Многие годы уже люди известного лагеря издеваются над моими работами, глумятся надо мною, над моим племенем, клевещут и обвиняют меня при всяком удобном и неудобном случае в разных небылицах: я «нахал», «трус», «пролаза», «гордец», «рекламист», получаю награды благодаря жидовским банкирам и т. д., и т. д. И при этом не замечают, что, обвиняя меня, обвиняют шесть академий разных стран, членом которых я имею честь состоять, и жюри двух международных выставок, почтивших меня наградами». Наступила полоса неудач. В Париже А. получил известие, что его любимая статуя «Не от мира сего» при спуске с лестницы разбилась. Он в отчаянии хотел сделать другую, но владелец статуи, П. Н. Третъяков, не согласился, требуя статую склеенную. «Не могу согласиться, чтобы эта работа осталась в единственном виде, в безобразном виде. Родители устраивают своих детей, но не продают их - менее всего я думал о деньгах, когда я работал эту статую»… В то время материальное положение А. ухудшилось. Он предпринял издание своих работ в малом размере и начал новые небольшие вещи: «Сон», «Ундина», «На перепутье», «Спящая красавица». Вскоре он получил заказы, приятные и в художественном отношении: «Сестра милосердия» (для надгробного памятника в Болгарии; см. иллюстрацию), «Ангел» (для надгробного памятника г. Терещенко) - 1895 г.; статуя имп. Александра II (по заказу бар. Г. О. Гинцбурга), «Ангел» (надгробн. памятник кн. Юсуповой) - 1896 г.; статуя имп. Александра III (для постановки ее в залах Музея имп. Александра III) и, наконец, памятник имп. Екатерины II для гор. Вильны.

Скульптура М. М. Антокольского: Сестра милосердия.

Все новые работы свои А. выставил в 1900 г. на Парижской всемирной выставке и получил высшую награду (médaille d’honneur), и командорский крест Почетного легиона. - В конце 90-х годов А. часто хворал; неприятности и усиленная работа в мастерской отдалили его от общества: он нигде не бывал, но поддерживал сношения с русскими друзьями. - Незадолго до смерти Антокольский задумал исполнить цикл вещей под названием «Всемирная трагедия», в трех горельефах и одной группе: 1) Нападение европейцев на варваров, 2) Нападение язычников на христиан и 3) Нападение инквизиции на евреев; в заключение группа: «Помирились» - два врага лежат мертвые, обнявшись в борьбе.

Из всего этого остался эскиз «Нападение язычников на христиан» и «Нападение инквизиции на евреев».

М. М. Антокольский: «Инквизиция» (с рисунка пером).

Последнее А. начал в большом размере - это та самая «Инквизиция», над которой А. работал еще 40 лет назад в начале своей деятельности; таким образом, работа эта была первым и последним словом его деятельности. Заключительное слово, «Помирились», А. как бы сам выразил преждевременной смертью, заболев весною 1902 г.; у него обострилась старая болезнь желудка; он уехал лечиться во Франкфурт-на-М., но вскоре, перевезенный в Гомбург, скончался в конце июня 1902 г. - А. погребен в Петербурге на еврейском Преображенском кладбище.

Работы А. находятся в музеях, в частных галереях, у частных лиц и у наследников А. Наибольшее число произведений собрано в Музее имп. Александра III: статуи «Иван Грозный», «Христос», «Сократ», «Мефистофель», «Иоанн Креститель», «Ярослав Мудрый», «Ермак» (статуя-эскиз); «Нестор», бюсты: имп. Николая II, имп. Марии Феодоровны, имп. Александры Феодоровны, С. П. Боткина, Петра I. В Третьяковской галерее - статуи: «He от мира сего», «Иван Грозный», «Христос» (бюст). В Радищевском музее (Саратов): «Петр I» (статуя), «Христос» (голова), барельеф М. Гинцбурга, бюсты: Тургенева, Краевского, «Ив. Грозный».

Скульптура М. М. Антокольского: Ярослав Мудрый.

А. не любил портретов; большею частью он их делал по заказу; между ними, однако, многие замечательны по сходству и по исполнению: «Барельеф-портрет барона М. Гинцбурга», «Безвозвратная потеря» (умерший сын художника), бюсты: велик. кн. Николая Николаевича Старш., Арцимовича, Краевского, Боткина, Полякова и др. - А. участвовал в конкурсе памятника Пушкину (1875); его проект отличался оригинальностью, красотой, но не был одобрен комиссией. С тех пор А. не принимал участия в конкурсах по принципу, считая их негодными при тех условиях, при коих они обыкновенно устраиваются. Несколько публичных памятников А. исполнил по личному заказу: памятник имп. Екатерины II (Вильна), Петра I (Петергоф), Грота (Петербург). Гораздо больше А. поставил надгробных памятников: кн. Оболенской (Рим), Сестры милосердия (Болгария), Юсуповой (Петербург), Дмитриева (Москва), Оршанского (Екатеринослав), Надсона (Петербург), Терещенко (Киев). Много статуй исполнил А. для постановки внутри зданий: бар. Штиглица (Петербург), гр. Панина, Полякова (Петербург), имп. Александра II, имп. Александра III (для Музея имп. Александра III). После смерти А. в мастерской его осталось много работ неоконченных и много эскизов, из которых особенно интересны: «Самсон», «Диоген в темнице», «Микеланджело» и др.

А. много писал. Кроме своей автобиографии, А. писал художественные статьи в «С.-Петерб. ведомостях», «Новостях», «Неделе», «Искусстве и художеств. пром.». Незадолго до своей смерти он написал роман «Бен-Изак» - хроника из еврейской жизни (рукопись хранится в Имп. Публичной библиотеке). Кроме того, А. вел обширную переписку с друзьями; в письмах этих разбросаны глубокие, интересные суждения об искусстве вообще и о работах автора в частности. Письма эти, собранные В. В. Стасовым, изданы Вольфом в 1905 г. («М. М. Антокольский, его жизнь, творения, письма и статьи» под редакцией В. В. Стасова).

Как талант-самородок, А. выработал новые пути для выражения в скульптуре душевных движений. В России он был первым скульптором, который отказался от устарелого академизма; работая в духе времени, А. расширил задачи искусства. Как семит-деист, А. в творения свои вкладывал философские идеи: торжество духа и разума над силою и неблагодарность толпы к великим вождям мысли. Большинство его героев - жертвы тирании толпы (Христос связанный, Сократ отравленный, Мученица слепая, Спиноза всеми оставленный, Иоанн Креститель обезглавленный). Но идеи этих героев, их мысли торжествуют; они - вечны. В других героях А. выражает идею преданности людей сильной воли, людей ума к своей родине (Петр I, Ермак, Нестор и др.). Большинство других работ А. носит поэтический характер и отражает душевное состояние элегичной натуры автора. Работы А. свидетельствуют о его бесконечной любви к искусству и о его серьезном отношении к работе, которая была главным утешением и счастьем его жизни. Значительное число работ А. говорит об удивительной неутомимости художника, несмотря на слабое его здоровье и на неблагодарные условия, среди которых он жил. Главным девизом А. во время работы были слова Б. Спинозы: «Я прохожу мимо зла человеческого, ибо оно мешает мне служить идее Бога». По отношению к критике работ своих А. часто повторял слова: «Я всех слушаю и никого не слушаюсь». - А. с детства был верующим евреем и остался таковым до конца своей жизни. Он никогда по субботам не работал; по праздникам он молился. Его вечно волновала горькая судьба евреев (письмо к Тургеневу и др. по поводу погромов). Он очень интересовался молодыми еврейскими художниками. Постоянно мечтал он о распространении среди русских евреев художественно-промышленного образования и старался основывать соответствующие общества. Мечтал он также о том, чтобы сгруппировать в Европе еврейских художников с тем, чтобы из них могла образоваться своя школа с особым обликом, настроением, стилем и строем. - А. был профессором петерб. Академии худ. (1880), действительным членом Академии (1893 г.), членом-корреспондентом Парижской академии, почетным членом Венской, Берлинской, Лондонской и некоторых других академий, кавалером командорского ордена Почетного легиона и действ. ст. советником (получил в день юбилея 29 декабря 1896 г.). - С А. писали портреты И. И. Крамской (2 портрета), Репин (2 портрета), Васнецов; лепили: Васютинский, Мамонтов, Гинцбург (бюст, статуэтка, горельеф). О работах А. много писалось в русской и иностранной печати (в особенности много статей появилось в 80-х и 90-х годах). - Ср.: Собко, Словарь русских художников; Стасов, Полное собрание сочинений; Булгаков, «Наши художники»; Венгеров, Словарь писателей; Гинцбург, «Из моей жизни»; Маггид, «М. Антокольский, его жизнь и художественная деятельность» (на еврейском языке).

Илья Гинцбург. ‎ 8.

Скульптор Марк Матвеевич Антокольский

Васнецов. ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1884 .

Выдающийся скульптор М.М. Антокольский (настоящее имя - Мордух Матысович) родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильно (Вильнюс) в бедной еврейской семье. Его фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города). Марк был младшим, седьмым ребенком в семье. Его родители содержали в Вильне небольшой трактир, но были людьми небогатыми и очень религиозными.

Илья Репин. Портрет Марка Антокольского (после утренней молитвы)

Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог - на столе, на стенах, хотя его никто не обучал рисованию. Вскоре он начал лепить фигурки людей и животных из глины. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих мальчик отдавался любимому занятию - лепил или вырезал небольшие фигурки из дерева. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но в 1859 году, когда Марк подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Случайно увидев репродукцию картины Ван Дейка "Христос и Богоматерь", Марк повторил ее, вырезав фигуры из дерева. Его работа стала известна в городе. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора Владимира Ивановича Назимова - А.А. Назимова, известная покровительница искусств. Ей удалось добиться согласия родителей Антокольского на переезд сына в Петербург.

По ходатайству А.А. Назимовой свои работы из дерева и кости юноша показал профессору Петербургской Академии художеств Н.С. Пименову. Они понравились, и с 1862 года Антокольскому было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс. При этом его обязали заниматься рисунком, так как художественная подготовка провинциала была крайне слабой. Пименов постоянно интересовался судьбой вольнослушателя, отмечая его быстрые успехи в лепке, и вскоре в Академии заговорили о способностях и трудолюбии Антокольского. Формированию мировоззрения молодого скульптора, его художественных взглядов способствовали встречи с талантливыми и образованными людьми: К.А. Савицким, В.М. Васнецовым, И.И. Шишкиным, А.Н. Серовым, М.П. Мусоргским . Он стал другом И.Е. Репина, близко сошелся с членами Артели художников, возглавляемой И.Н. Крамским . Чрезвычайно важным стало для Антокольского личное знакомство с В.В. Стасовым в 1869 году. В течение всей своей творческой жизни скульптор ощущал его доброту, чуткость и неизменную поддержку.

Еврей-портной. 1864. Горельеф. Дерево

Учился Антокольский в классе Н.С. Пименова, а после его смерти - с 1863 по 1868 год - у гравера и скульптора И.И. Реймерса. В 1864 году М.М. Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф "Еврей-портной. Вечерний труд старика" (дерево, ГРМ),

«Скупой»

В 1865 году - серебряная медаль и стипендия Его Императорского Величества за горельеф "Еврей скупой" (слоновая кость, дерево, ГРМ).

"Мальчик, крадущий яблоки", 1866. Гипс. Марк Антокольский

Уже первые горельефы Антокольского показали жизненность и реалистичность произведений художника. "Таких вещей, - писал В.Стасов, - у нас еще, кажется, никто до сих пор не пробовал делать: нашим скульпторам все некогда было заниматься такими пустяками как жизнь и правда, им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях... Но теперь большое было бы счастье для нашей скульптуры, если бы пример г. Антокольского не замер в пустыне".

НАПАДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ НА ЕВРЕЕВ В ИСПАНИИ ВО ВРЕМЯ ТАЙНОГО ПРАЗДНОВАНИЯ ИМИ ПАСХИ. 1868 - 1870-е

В 1868 году М.М. Антокольский сделал из воска и дерева эскиз "Спор о Талмуде", в продолжение 6 лет (1863-1869) лепил из воска композицию по историческому сюжету "Нападение инквизиции на евреев, тайно справляющих Пасху" (ГТГ) и к ней этюд-голову под названием "Натан Мудрый".

ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873

ГОЛОВА ЕВРЕЯ (НАТАН МУДРЫЙ). 1873

«Сюжет взят из еврейско-испанской истории средних веков, когда евреи и мавры были изгнаны. Многие евреи приняли тогда христианство. Но только для виду, а в душе оставались тем, чем были прежде... В этом эскизе мне хотелось показать целый ряд еврейских типов, выработанных историческим ходом событий; но главное - показать это в скульптуре по-своему, до сих пор еще небывалым образом... Стоит только поставить эскиз боком к свету, и вся сцена освещается через окно барельефа» - писал скульптор Марк Матвеевич Антокольский в автобиографии

Эта работа, выставленная Антокольским на экзамене, вызвала неудовольствие академических профессоров, и начинающий скульптор уехал в 1868 году в Берлин, где в течение полугода занимался под руководством немецкого скульптора Р.Бегаса. По возвращении в Петербург, Антокольский продолжал работать над "Инквизицией", которая и была выставлена в академии в 1871 году. Отлитая потом из цинка, "Инквизиция" испортилась до такой степени, что скульптор более никому ее не показывал.

Во время учёбы в Академии М.М. Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (у него дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Царь Иван Васильевич Грозный», начавшая собой новый этап творчества Антокольского - работу над образами отечественной истории. Статуя "Иван Грозный" (1871, бронза, ГРМ; 1875, мрамор, ГТГ), которая экспонировалась на I выставке Товарищества Передвижных Художественных Выставок, принесла скульптору мировую славу. В дальнейшем Антокольский не раз участвовал в выставках Товарищества передвижников, с большой симпатией относясь к их поискам "правды в искусстве", противостоявшей канонам академизма. Под воздействием В.Стасова и И.Крамского Антокольский стал убеждённым реалистом-демократом, близким к передвижникам.

В поисках раскрытия противоречивой личности всесильного самодержца скульптор смело нарушил строгие каноны уравновешенной классической композиции, привнеся в нее пластическую контрастность форм. Задумчиво-мрачный образ "мучителя и мученика", как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Успех произведения был грандиозным.

Любопытно разглядывать одно и то же произведение в нескольких повторениях. Скульптор мог изготовлять свои работы для одного заказчика в бронзе (такие брал царь), а для другого — в мраморе (такие предпочитал Третьяков). Поэтому «Иван Грозный» в Петербурге — металлический, а Москве — белоснежный.

Современник передвижникам, Антокольский старался изображать исторических персонажей реальными людьми. Его первая главная статуя,«Иван Грозный», потому и была отвергнута профессурой. Уж слишком беспокойный там царь: как настоящий, как у Репина в картине об убийстве сына 15 годами позже. Неудача, однако, обернулась успехом, причем опять помогли дамы. Президент Академии великая княгиня Мария Николаевна сама отправилась посмотреть на пресловутую статую, была ею впечатлена, а главное — рассказала о ней брату-императору. Перед визитом заинтересовавшегося Александра II в антресольную мастерскую начальство судорожно успело отремонтировать чуть ли не все здание. Император обласкал Антокольского, заказал «Ивана Грозного» в бронзе, осыпал похвалами и рублями. Дальнейший успех и гонорары были гарантированы — оставшуюся жизнь Антокольский провел в блаженной Европе, постоянно наезжая на родину за заказами.

Совет Академии в 1871 году присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду - звание академика Императорской академии Художеств. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И.С. Тургенев и В.В. Стасов. Их статьи "Санкт-Петербургских Ведомостях" (1871 год, № 44 и 50) сделали имя Антокольского популярным в России. О нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство "с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли". Лишенная канонической риторики, скульптура "Иван Грозный" по-настоящему драматична реалистической передачей "духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля".

Значительную роль в судьбе скульптора сыграла великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии Художеств. Она пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника своему брату, императору Александру II. Император лично посетил мастерскую Антокольского. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрел ее для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам - огромная сумма). Тогда же гипсовая копия с "Ивана Грозного" была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне.

М.М. Антокольский давно болел, и в конце марта 1871 года по совету врачей покинул Петербург, переехав в Италию - сначала в Неаполь, а потом в Рим. В то время это была, в общем, обычная для выпускников Академии Художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский встречался с В.Д. Поленовым, совершил вместе с ним увлекательное путешествие по итальянским городам. Подружился скульптор и с семьей известного мецената С.И. Мамонтова, став активным участником "мамонтовского кружка".

В Риме Антокольский начал работать над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Решение создать статую Петра Великого возникло у скульптора почти одновременно с замыслом "Ивана Грозного". Работа проходила за границей, в Риме, но основное содержание образа и идейная трактовка определились еще в России. Антокольский писал, что беспристрастных суждений о Петре пока нет (имея в виду различие взглядов на петровское время у западников и славянофилов). Скульптор не мыслил раскрытия образа своего героя вне конкретного содержания его личности, психики и эстетического склада.

О создании статуи Петра подробных сведений не сохранилось. Из переписки Антокольского со Стасовым известно, что эскизы не удавались, и вскоре скульптор перешел к лепке сразу в большом размере. Итальянская глина была хуже русской, плохо держала форму, быстрее рассыхалась, трескалась и отваливалась кусками. Марк Матвеевич испытывал затруднение, изображая Петра в преображенском мундире, дробном и непластичном по форме. Как обычно, начав работать, Антокольский забывал о болезни, отдыхе, перестал встречаться с друзьями. Один эскиз сменялся другим, но все они не удовлетворяли автора. Понадобились фотографии гравюр с изображениями императора, подробности его костюма, и в северную столицу к Стасову полетели письма с просьбами, вопросами: "Пожалуйста, узнайте хорошенько, носил ли Петр плащ? Пришлите мне эстампы, которые сделаны с петровских монет". И, конечно, Стасов откликался на каждую просьбу друга, тотчас послал ему фотографии с портретов царя в профиль и фас. Скорее всего, это были прижизненные портреты Петра Алексеевича.

Еще Антокольский успешные произведения «тиражировал» — воспроизводил в меньшем размере, либо одну голову, и продавал чуть дешевле. Одна из таких статуэток «Петр I», созданный им как пара «Ивану Грозному» (тоже тиран, но «хороший»). Автору он нравился, а вот публикой был неоценен. Зато когда подошли петровские юбилейные даты рубежа XIX-XX вв., он неожиданно пригодился — в нем увидели и патриотизм, и реалистичность.

Памятники по этой модели были воздвигнуты в Кроншдтате,Таганроге, Архангельске, и так далее; один попал даже на нынешнюю 500-рублевую купюру. Такое признание своего мастерства Антокольский, пожалуй, одобрил бы: недаром даже небольшая выставка его работ показывает его как человека, который не только как знал, как творить, но и умел жить — навык, большинству русских гениев недоступный.

Скульптор трудился, превозмогая усталость и болезнь. Несколько раз он ломал и заново лепил голову статуи. И все же после всех неудач и огорчений произведение было закончено и переведено в гипс в июне 1872 года, к Всероссийской политехнической выставке, устроенной в Москве к 200-летию со дня рождения Петра I. К удивлению и огорчению Антокольского, уже получившего похвальные отзывы за границей, в России статуя ожидаемого успеха не имела. Возможно, это было вызвано неудачной экспозицией в архитектурном отделе выставки, или, как признавал сам автор, свою роль сыграли недостатки "технического характера". Неопределенную позицию по отношению к этой работе занял обычно прямолинейный Стасов. Положительно оценив ее в печати, отметив жизненность и правдивость Петра, в частном разговоре критик упрекал Антокольского в официальной идеализации и традиционности решения образа императора. Впрочем, были и другие мнения. Обычно скупой на похвалы Павел Михайлович Третьяков, глядя на работу скульптора, воскликнул, что она прекрасна. "Просто и выразительно, и грандиозно. Молодец Антокольский".

В противоположность Ивану Грозному с его мятущейся душой Петр Великий в представлении скульптора, прежде всего, цельная и могучая личность, открывающая новую эпоху России. Создавая Петра I, автор хотел представить его героем, олицетворяющим собой один из знаменательных периодов отечественной истории. Отсюда торжественная приподнятость образа, далекая, однако, от внешней парадности академических статуй. Наряду с этим, Антокольский стремился сохранить историческую конкретность, которая, по его мнению, должна была проявляться не только в наружности и характере, но и в мелочах облачения императора. Пожалуй, здесь в большей степени, чем в Иване Грозном, выявилась противоречивость пластического замысла. Монументальность и целостность статуи требовали лаконизма, обобщения формы, скупого и точного отбора деталей. Марк Матвеевич скрупулезно разрабатывал незначительные подробности: швы и петли на обуви, пуговицы мундира, шпоры на сапогах. Несмотря на то, что скульптор следовал традициям современной ему школы, эта статуя представляла собой одну из первых попыток решения новых для всей русской пластики задач монументального искусства. Антокольский создавал образ Петра Великого особыми методами. Все было построено на целеустремленности, уверенном движении. Мощно развернуты плечи и властно поднята голова, тверд и зорок взгляд, обращенный вдаль. Преодолевая напор ветра, царь идет вперед, как воплощение всепобеждающей силы разума. Его движениям, при всей их стремительности, присущи неторопливость и величавая внутренняя сдержанность.

Не замкнутый в себе, а полный сознания своей правоты и ясности великой цели преобразователь России - таков царь М.М. Антокольского. Цельность и энергия присущи этому произведению, в котором воплотились характер великого реформатора и эпоха подъема России, "мужавшей с гением Петра". Статуе было тесно в музейных залах, для ее восприятия требовалось удаление на расстояние, возможность осмотра с разных сторон. Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге (1898, открыт в 1903), Архангельске (открыт в 1914); уменьшенный вариант статуи находится в Петергофе (1883; утрачен в 1941-1944, восстановлен в 1953), бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее. Сравнение двух почти одновременно созданных произведений - "Иван Грозный" и "Петр I" - наглядно показывает, как скульптор сумел найти разные художественные средства для воплощения ярких образов представителей этих переломных в истории России эпох.

В 1909 году, в связи с 200-летием Полтавской победы, в Санкт-Петербурге были установлены две бронзовые скульптуры императора Петра I. Одна из них принадлежала лейб-гвардии Преображенскому полку и находилась на ул. Кирочной, 37, напротив Преображенских казарм. Вторая скульптура была установлена в лейб-гвардии Гренадерском полку у Сампсониевской церкви (пересечение Большого и Малого Сампсониевских проспектов). Для памятника решили воспользоваться готовой скульптурой работы М.М. Антокольского, оригинал которой находился в Петергофе. В конкурсе на пьедестал наиболее удачным признали проект Н.Е. Лансере. Размер памятника выбрали равным петергофской модели, выполнен он был в Париже, в мастерской Антокольского, его племянником. На бронзовой доске пьедестала надпись: "Петру Великому", ниже слова самого императора: "А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия".

В 1938 году памятник демонтировали, и он попал в Третьяковскую галерею, где находится в настоящее время. В справке из фондов галереи сообщается: "Через Московскую закупочную комиссию 21 апреля 1940 года по акту № 47 от Управления государственных резервов за 1356 рублей поступил в Москву. Ранее находился на Сампсониевском проспекте в Ленинграде. В Государственную Третьяковскую галерею поступил 28 декабря 1938 года на историческую выставку по акту № 0693, а в 1940 году в фонды галереи". В 1989 году начались переговоры с Государственной Третьяковской галереей о возвращении памятника на историческое место, но они не увенчались успехом. Нынешний памятник Петру I рядом с храмом Святого Сампсония Странноприимца был воссоздан с авторской модели на средства Государственного музея-памятника "Исаакиевский собор" и открыт в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга (2003).

Памятник Петру I находится в центральной части Архангельска, на набережной Северной Двины, возле Красной (Соборной) пристани, недалеко от Гостиных дворов. Царь изображён одетым в офицерский Преображенский мундир, на голове — форменная треуголка. Опирающаяся на трость фигура Петра развёрнута фронтально в сторону реки. Бронзовая статуя установлена на гранитном постаменте. На его гранях выбиты позолоченные даты: 1693, 1694, 1702 — годы посещений Архангельска Петром. На лицевой грани — позолоченная дата 1911 — год принятия решения о воздвижении памятника.

Автором скульптуры является М.М. Антокольский, который задумал её ещё в конце 1860-х годов и выполнил в Риме. Скульптор закончил фигуру в гипсе в июне 1872 года, к Всероссийской политехнической выставке в Москве, приуроченной к 200-летию со дня рождения Петра I. Хотя скульптурный портрет царя и встретил прохладные отзывы критики, он сыграл значительную роль в русской культуре. Бронзовые реплики работы Антокольского были установлены в Таганроге, Шлиссельбурге, Петергофе, Санкт-Петербурге (дважды). Изображение памятника помещено на российских банкнотах 500-рублевого достоинства образца 1898 года и 500-рублевой банкноте образца 1997 года.

Памятник в Архангельске сооружён по инициативе губернатора И.В. Сосновского и официально открыт в 1914 году в Петровском парке рядом со спуском на Соборную пристань. Скульптура по модели Антокольского отлита племянником покойного скульптора в Париже в 1909 году. Постамент из серого гранита по проекту архитектора С.А. Пеца изготовили монахи Соловецкого монастыря в каменоломнях Кондострова в Онежской губе Белого моря.

В 1920 году статуя была сброшена с постамента, а на её месте сооружён обелиск жертвам интервенции. До 1933 года статуя лежала на берегу, после чего была перемещена в фонды краеведческого музея.

В 1948 году памятник воссоздан на нынешнем месте, примерно в 150 м севернее прежнего (занятого обелиском). Взят под охрану как памятник федерального значения.

Между первоначальным и нынешним местом установки памятника находился домик Петра I (закрытый каменным футляром), построенный в 1702 году на Марковом острове (перенесён в Москву в Коломенское).

АЛЕКСАНДР III. 1897 - 1899

АЛЕКСАНДР III. 1897 - 1899

Одновременно с работой над статуей Петра I М.М. Антокольский выполнил для Александровского моста через Неву эскизы конных статуй Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Ивана III (все 1872), которые должны были стать своеобразной "скульптурной галереей" крупнейших русских исторических деятелей. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили. Эта работа словно подводила итог первому периоду деятельности скульптора. Теперь Антокольского влекли новые герои, новые характеры. "Сильный драматизм, кипучесть, волнение и порыв отныне не принадлежат более к числу мотивов его произведений, - писал В.В. Стасов. - Прежняя бурная активность его героев исчезла, она сменяется благодушной пассивностью, впрочем, полной поэзии, человечности, светлой душевности, негодования к злу и неправде". В 1870-е годы происходит углубление и окончательное формирование творческих взглядов М.М. Антокольского. Он находит своих исторических героев среди людей, которых объединяло бескорыстное служение истине, добру, неприятие зла и насилия. В творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально "живой" форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма.

ХРИСТОС ПЕРЕД СУДОМ НАРОДА. 1876

Государственная Третьяковская галерея. Москва

Первым в ряду новых образов предстает "Христос перед судом народа" в сложной станковой композиции (1874, бронза, ГРМ; 1876, мрамор, ГТГ). По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он "представляется в XIX веке". Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие. В образе, созданном Антокольским, - трагизм "реформатора, восставшего против фарисеев и саддукеев", который стоит перед судом тех, кого он защищал и кто его не смог понять.

"Христос перед судом народа" (1874, мрамор)

В облике Христа - немой укор: "Что вы со мной сделали?" и решимость убежденного проповедника: "Но делайте со мной, что хотите, все-таки я убежден, я верю в чистую веру, что истина, любовь восторжествуют". Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. К такой "трудной простоте" образа и стремится М.М. Антокольский: "В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной".

Как антитеза, противопоставление, у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля.

Его "Мефистофель", названный ранее "XIX век" (1883, мрамор, ГРМ; уменьшенное повторение - мрамор, ГТГ), - не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия; угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность.

В "Мефистофеле" стремление одухотворить материал, сделав мрамор "мыслящим", претворяется в драматическую иронию. В 1875 году М.М. Антокольский, находясь в Риме, составил проект (оставшийся неосуществленным) памятника А.С. Пушкину в Москве.

При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее - это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Таковы "Смерть Сократа" (1875, мрамор, ГРМ) и "Спиноза" (1882, мрамор, ГРМ).

Как жертва за идею трактован скульптором образ греческого философа Сократа. Отречься от своих убеждений или уйти из жизни, приняв яд? Сократ выбрал второй путь. Запечатлев физическое угасание жизни, М.М. Антокольский пытался показать в пластике силу и высоту духа, красоту нравственного подвига.

Глубокого психологизма достиг скульптор и в образе нидерландского ученого-мыслителя Спинозы.

Барух (Бенедикт) Спиноза. 1887. Мрамор

Сознание своей правоты и вместе с тем скорбная покорность судьбе читаются в выражении задумчиво-одухотворенного лица, в чуть тронувшей губы улыбке.

ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА "НЕ ОТ МИРА СЕГО". 1887 - 1888


ХРИСТИАНСКАЯ МУЧЕНИЦА "НЕ ОТ МИРА СЕГО". 1887 - 1888


В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры. Одно из его наиболее проникновенных произведений - надгробие княгини М.А. Оболенской на кладбище Монте Тестаччо в Риме (1875-1877, гипс). Скульптор был потрясен кончиной девушки, ум и добродетель которой он высоко ценил; в памятнике выражено сильное и искреннее чувство.

АНГЕЛ ДЛЯ НАДГРОБИЯ КНЯГИНИ З.Н. ЮСУПОВОЙ

Особняк Юсуповых на реке Мойке. Санкт-Петербург

Стоит вспомнить созданные им надгробия: профессора Московского технического училища Ф.М. Дмитриева (1888, Донской монастырь, Москва), поэта С.Я. Надсона (1891, Волковское кладбище, Петербург), княгини Т.Н. Юсуповой (1895, усадьба "Архангельское" под Москвой), этнографа-востоковеда Н.В. Ханыкова (1878, кладбище Пер-Лашез, Париж), а также монумент, посвященный памяти русских солдат, погибших в русско-турецкой войне, установленный в Болгарии (1894-1896). Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени.

Гипс. Ленинград, Академия художеств

Барельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга 1878

Барельеф для надгробия М. Г. Гинзбурга 1878

Марк Антокольский. Бюст Самуила Соломоновича Полякова. 1877. ГТГ. Бронза

Большое значение скульптор придавал портрету. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима: "У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси... А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Все они ложны и вычурны..."

Антокольским выполнены портреты В.В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина), с которым его связывала многолетняя дружба, С.П. Боткина (1874), С.С. Полякова (1877), барона М.Г. Гинцбурга (1878), М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Половцева, С.И. Мамонтова и других.

Лучшее произведение Антокольского в этом жанре - портрет И.С. Тургенева (1880, гипс, ГРМ), выполненный им незадолго до смерти писателя. Начальное, задумчивое, измученное болезнью лицо Тургенева прекрасно своей одухотворенностью. Тонкая моделировка лица, мягкая, кажущаяся чуть небрежной лепка одежды - все объединено пластически и способствует цельности образа.

ПОРТРЕТ САМУИЛА СОЛОМОНОВИЧА ПОЛЯКОВА. 1877

Портрет неизвестной из семьи Поляковых 1877-8. ГТГ. Бронза

Почти семь лет М.М. Антокольский прожил в Италии, а в конце 1877 года вместе с семьей переехал в Париж. Вскоре он принял участие в Парижской Всемирной выставке, выставив на ней значительную часть исполненных им произведений. За них Антокольский был удостоен высшей награды выставки - Большой золотой медали, награжден французским орденом Почетного легиона и избран членом-корреспондентом Парижской Академии художеств. Вскоре его выбирают почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других. В 1880 году в Санкт-Петербурге была устроена отдельная выставка произведений Антокольского, и он получил звание профессора скульптуры Петербургской Академии Художеств.

В Париже Антокольский исполнил: "Спинозу" (1882; мрамор), "Мефистофеля" (1883, мрамор), "Ярослава Мудрого" (1889), "Нестора Летописца" (1889) и "Ермака Тимофеевича" (1891; все четыре находятся в Русском музее). Из этих статуй особенной известностью пользовался в свое время "Мефистофель", которому была посвящена горячая статья К.Д. Кавелина в "Вестнике Европы" (июль 1889).

М. Антокольский. Нестор-летописец. Мрамор, 1889 г.

В 1880-е годы М.М. Антокольский вновь обращается к русской исторической теме. Главной его темой становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую "Нестор-летописец" (1889, мрамор, ГРМ).

Нестор-летописец. 1890. Мрамор

Облик мудрого старца, первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от мирской суеты.

В 1891 году он завершает еще две работы - майолику "Ярослав Мудрый" (ГРМ) и статую "Ермак" (1891, бронза, ГРМ). В обоих образах М.М. Антокольский также видел тех, кто определял "будущность России".

Фрагмент скульптуры «Ермак»

Если Ярослав - средоточие напряженной, ищущей мысли, при внешнем спокойствии облика, то "Ермак" - весь мощное движение. Закованный в тяжелую броню, с секирой в могучей руке, он словно шагнул вперед по пути суровой борьбы, которую уготовила судьба легендарному покорителю Сибири. "Мне хотелось в нем выразить русскую смелость, удальство, при полной бодрости, силе", - писал скульптор В.Стасову. Затрагивая морально-философскую и религиозную тему, Антокольский создает скульптуры "Голова Иоанна Крестителя" (1877; ГРМ), "Голова Христа" (ГТГ) и "Христианская мученица" ("Не от мира сего", 1887, мрамор, ГТГ). В Париже он работает также и в скульптуре малых форм ("Сон", "Мечта", "Русалка", "Спящая красавица").

РУСАЛКА. 1900 . Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

РУСАЛКА. 1900. Мрамор. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

В Париже Антокольский вел исключительно замкнутый образ жизни. Он был очень скромен, не стремился привлечь внимание к своему творчеству. За годы пребывания во Франции Антокольский не организовал там ни одной персональной выставки. Зато в Петербурге в 1893 году в Академии художеств была развернута невиданная ранее по объему персональная выставка произведений Антокольского. Но многие его работы остались непонятыми; подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Несмотря на поддержку В.Стасова, скульптор тяжело переживает все это и в гнетущем состоянии покидает Петербург.

М.М. Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 году была опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти он написал роман «Бен-Изак» - хронику из еврейской жизни. Под редакцией В.В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (СПб - Москва, 1905).

ПОРТРЕТ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ. 1896

Последними крупными работами скульптора были портрет императрицы Александры Федоровны (1896), статуя императора Александра II (1896), памятник императрице Екатерине II для Вильно (1897, открыт уже после смерти автора в 1902 году).

Вследствие все усиливающейся болезни Антокольский был вынужден с 1897 года часть времени проводить в Италии на Лаго-Маджоре, но все же, главным образом, работал в Париже. В последние годы жизни он участвовал во многих международных выставках - в Мюнхене (1892), Берлине (1896), Вене (1898), Париже (1900) и других. Провел персональные выставки в Петербурге (1893) и Париже (начало 1890-х). С 1893 года Антокольский был действительным членом Императорской Академии Художеств, Института искусства в Урбино. Был он и Кавалером ордена Почетного Легиона.

Умер скульптор 26 июня (9 июля) 1902 года во Франкфурте-на-Майне (по некоторым источникам - в городе Бад-Хомбург). М.М. Антокольский был похоронен в Санкт-Петербурге, на Еврейском Преображенском кладбище.Похороны выдающегося скульптора стали поистине всенародной манифестацией любви и скорби. Вагон с телом Антокольского встречали траурные депутации во всех крупных городах по пути следования, особенно многочисленными они были в Ковно и Вильно. После панихиды на Варшавском вокзале Петербурга гроб в сопровождении нескольких десятков тысяч человек был доставлен в Хоральную синагогу.

На панихиде присутствовали многие известные деятели русской культуры, среди них В.В. Стасов, И.Е. Репин, А.И. Куинджи , М.П. Боткин , С.П. Дягилев. Затем гроб с телом был перевезен на станцию Обухово, где “по дороге к кладбищу пел превосходный хор еврейских певчих синагоги и целая толпа присутствующих несла по древнему обычаю большие зажженные факелы в руках. Всюду на столбах, вдоль стен синагоги, были прикреплены среди зеленых венков большие щиты с медальонами, содержащими древнееврейские орнаменты”. Надгробный памятник М.М. Антокольскому (бронзовый бюст утрачен, арх. Я.Г. Гевирц, ск. И.Я. Гинцбург) был открыт в 1909 году, причем в торжественной церемонии открытия памятника, возложения венков и богослужении участвовали сотни человек, в том числе раввин Санкт-Петербурга.

ПОРТРЕТ МАРКА МАТВЕЕВИЧА АНТОКОЛЬСКОГО. 1897

Двадцать семь лет прожил он вдали от родины, лишь изредка приезжая в Россию, но остался истинно русским художником, до конца своих дней сохранившим преданность отечеству. "Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. На севере сердце мое бьется сильнее. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка-Русь вскормила меня", - писал Антокольский В.В. Стасову.

Творчество Марка Матвеевича Антокольского, крупнейшего мастера русской скульптурной школы второй половины XIX века - яркая страница в истории отечественного искусства. Созданные им произведения вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.
Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

В России Марк Антокольский был первым скульптором, который отказался от устарелого академизма. Работая в духе времени, он расширил задачи искусства.

Главным девизом мастера во время работы были слова Б. Спинозы: «Я прохожу мимо зла человеческого, ибо оно мешает мне служить идее Бога».

Из биографии скульптора

В. Васнецов. Портрет скульптора М. Антокольского
Марк Матвеевич Антокольский родился в 1840 г. в пригороде Вильны Антоколь (отсюда фамилия).
Он был одним из восьмерых детей в небогатой и очень религиозной еврейской семье. О своём детстве он впоследствии писал так: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех; кто хотел – бил меня, а ласкать меня никто не ласкал...». Только о матери своей, которую он очень любил, он сохранил лучшую память. Способности к рисованию у маленького Антокольского проявились очень рано, но родители не поддерживали и не развивали их. Однако когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву. О его таланте узнала жена виленского генерал-губернатора В.И. Назимова, по её ходатайству будущего скульптора приняли в Академию художеств вольнослушателем в скульптурный класс.
В Академии Антокольский учился очень усердно, в совершенстве овладел русским языком, увлёкся российской историей и литературой. Имел много товарищей среди учеников Академии, особенно дружил с Ильёй Репиным. Сблизился с И.Н. Крамским, В.В. Стасовым, композиторами А.Н. Серовым и М.П. Мусоргским и другими выдающимися деятелями передового демократического лагеря русской культуры. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом. Основой его взглядов на искусство явилось стремление к художественной правде. «Правда в искусстве – выше всего, - писал Антокольский В.В Стасову, - но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы, и тогда только создание может быть истинным». Уже в Академии он начал поиски оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов.
Первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный».

М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)
Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей.
За эту скульптуру он получил звание академика. Статуя произвела огромное впечатление на императора Александра II и он приобрёл её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму – 8 тысяч рублей. «Я заснул бедным, встал богатым. Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», - удивлялся Антокольский.
После окончания Академии (1871) Антокольский уже женатым человеком уезжает в Рим и Париж в качестве пансионера. Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Парижской, Венской, Берлинской, Лондонской и других.

М. Антокольский в своей парижской студии
Парижская жизнь его не очень привлекала, он вёл довольно замкнутый образ жизни, хотя имел там много друзей. Дороговизна жизни в Париже заставила Антокольского тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов, это его утомляло и угнетало: «Заказные работы – пасынки».
Но когда он вернулся в Петербург, его работы и самого автора встретили недоброжелательно.
Антокольский много писал по вопросам искусства, опубликовал «Автобиографию», незадолго до смерти написал хронику из еврейской жизни – роман «Бен-Изак».
Скончался Антокольский в 1902 г. в Германии, но похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. До конца своих дней он оставался верен Родине. «Вся душа моя, - писал он Стасову, - принадлежит той стране, где я родился и с которою свыкся. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Вот почему все, что бы я ни сделал, будет всегда результатом тех задушевных впечатлений, которыми матушка Русь вскормила меня».

Творчество М.М. Антокольского

Творчество М. Антокольского, сформировавшееся в пору революционно-демократического подъема России 60-х годов, а позднее всем своим содержанием связанное с идеями передвижничества, представляет замечательное явление в истории русского искусства.

В Риме он создал второе своё крупное произведение – статую «Петр Первый» (1872). Затем эта статуя послужила проектом памятника императору в Таганроге и Архангельске. А меньший её вариант установлен в Нижнем парке Петродворца в Петергофе.

Памятник Петру I в Таганроге
В Таганроге памятник был установлен в 1903 г. Это единственный сохранившийся до настоящего времени полноразмерный экземпляр, отлитый под непосредственным руководством автора.
Пётр на памятнике предстаёт в образе дальновидного и решительного преобразователя России. Император изображён в мундире офицера Преображенского полка. Правой рукой Пётр опирается на трость. В его левой руке зажат эфес шпаги. На груди Петра – орден Андрея Первозванного. От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента.

В годы пребывания за границей Антокольский часто обращался к темам морально-философского содержания («Христос перед судом народа»; «Смерть Сократа»; «Спиноза»; «Мефистофель»).

М. Антокольский «Христос перед судом народа» (1874-1876)
Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Он показал Человека, страдающего за народ. В этой статуе автор представляет Христа как историческое лицо, как реформатора, который восстал против фарисеев и саддукеев. Христос изображен в спокойной позе, со связанными руками. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Эти бытовые детали разрушили традиционный облик Христа, сложившийся в каноническом искусстве предшествующих эпох. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX в.».

М. Антокольский «Смерть Сократа» (1876)
Мастера восхищает мужество философа, умевшего прожить прекрасную жизнь, сумевшего мужественно встретить смерть и предпочесть гибель отказу от своих убеждений. Чаша с цикутой, выпавшая из рук героя, драматизирует сюжет.

М. Антокольский «Мефистофель» (1883)
«Мефистофель» у Антокольского не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия. Работая над образом Мефистофеля, скульптор имел в виду литературный прототип из «Фауста» Гёте. Первоначально это была почти иллюстрация к нему, но постепенно образ принял другие, более обобщённые черты. Антокольский изобразил его обнажённым, чтобы избежать воссоздания костюма определённой эпохи.
«"Мефистофель" – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом» – писал скульптор. Мефистофель для него стал символом XIX в.

М. Антокольский «Спиноза» (1882)
Спиноза изображён ссутулившимся больным человеком, сидящим в кресле.
Его худое лицо обрамлено длинными вьющимися волосами; в его глазах – печаль и бессилие одинокого, про́клятого человека.
Скульптор глубоко знал характер этого человека, его тяжёлую судьбу, и образ Спинозы получился у него правдивым и трагичным.
В 1660 г. Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и он вынужден покинуть Амстердам. «...Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу... Да будет он проклят днём и проклят ночью... Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге Закона, и искоренят само его имя под небесами... Пусть же будут все предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно, либо письменно, либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одой кровлей, либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать какой-либо документ, продиктованный им или написанный его рукой». Это подлинный текст решения раввината города Амстердама от 27 июля 1656 г. Спиноза отвергал божественное происхождение Библии.

В последние годы творчества Антокольский вновь обращается к темам русской истории. В 1889 г. он закончил статую «Нестор-летописец», а затем исполнил статую «Ермак Тимофеевич» и горельеф «Ярослав Мудрый».

М. Антокольский «Нестор-летописец» (1890)
Нестор – древнерусский писатель, летописец. Монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». Это человек, отрешённый от мирской суеты. Летописец сидит за простым столом. Его поза естественна и непринужденна. Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив.
Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность.

Марк Матвеевич Антокольский (Мордух Матысович Антокольский, 21 октября (2 ноября) 1843, Вильно, Российская Империя — 26 июня (9 июля) 1902, Франкфурт-на-Майне, Германская Империя) — знаменитый скульптор, в 1871 академик, профессор скульптуры с 1880.

Марк Матвеевич Антокольский родился 21 октября (2 ноября) 1843 года в Вильне. Фамилия происходит от названия пригорода Антоколь (Antakalnis, ныне один из районов города).

Великие люди близки к сумасшествию. Только из натянутой струны мы можем извлекать чудные, гармоничные звуки, но вместе с тем, ежечасно, ежеминутно рискуем, что струна порвется.

Антокольский Марк Матвеевич

Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Иудаизм запрещает изображение человека и животных, поэтому родители относились резко негативно к увлечению сына. Но, когда ребёнок подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. О талантливом подмастерье узнала жена виленского генерал-губернатора В. И. Назимова А. А. Назимова — известная покровительница искусств. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс).

В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств, пришла в восторг от скульптуры и рассказала о работе молодого художника императору Александру II. Статуя произвела на царя огромное впечатление, и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма).

В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. В то время обычная для выпускников Академии художеств практика. Считалось, что будущие скульпторы и живописцы должны окунуться в культурную атмосферу и увидеть работы классиков в оригинале. В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В это же время Антокольского избирали членом-корреспондентом Парижской академии. В 1878 году все свои новые работы он показывал на Всемирной выставке в Париже. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. Вскоре его выбирают почётным членом многих западноевропейских академий: Венской, Берлинской, Лондонской и других.

В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».

Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.

Антокольский много писал, известны его статьи по вопросам искусства в «Санкт-Петербургских ведомостях», «Неделе», журнале «Искусство и художественная промышленность», в «Вестнике Европы» в 1887 опубликована его «Автобиография», незадолго до смерти написал роман «Бен-Изак» — хронику из еврейской жизни.

Под редакцией В. В. Стасова и с его большим предисловием после смерти скульптора была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи» (Санкт-Петербург — Москва, 1905).

В статье поговорим о скульпторе Антокольском. Этот человек прославился своими удивительными творениями, которые стали любимы многими. Как жил Марк Матвеевич, какой была его жизнь? Ответы на все эти вопросы вы найдете в статье.

Детство

Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября. Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство. У Марка было 8 братьев и сестер. Все они родились в еврейской семье. Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми. При этом большое внимание уделялось религии. Однако она не особо интересовала маленького Марка, который с ранних лет чувствовал интерес к рисованию. Поскольку мальчик рисовал, что хотел и где хотел, родители отнеслись к его увлечению поначалу несерьезно, а потом негативно. Однако причина была не только в этом - они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Тем не менее время шло, и родительское сердце смягчалось, когда они смотрели на старания своего чада. Когда Марк подрос и уже явно обладал талантом к рисованию, его направили учиться к резчику по дереву. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя. Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие.

Будущим скульптором Антокольским заинтересовалась жена виленского генерала В. Назимова, которая помогала молодым дарованиям. Именно благодаря ее упорству и связям Марка приняли учиться в Академию художеств. Ему было позволено стать вольнослушателем в скульптурном классе.

Первые достижения

Уже в 1864 году Марк Матвеевич Антокольский получает серебряную медаль за созданный им горельеф «Еврей-портной». Спустя еще четыре года напряженного труда парень получает золотую награду за горельеф под названием «Скупой».

Кстати, уже во время обучения в Академии художеств парень отлично владел русским языком, а также активно интересовался русской литературой и историей. При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише. Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес - молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. Княгиня Мария Николаевна, которая была покровительницей Академии художеств, пришла в неописуемый восторг при виде работы Марка. Именно она рассказала о талантливом молодом человеке императору Александру II, на которого статуя повлияла так же. Он даже решил приобрести ее для Эрмитажа и отдал за работу 8 тысяч рублей, что по тем временам было огромнейшей суммой денег.

Период зрелости

Антокольский Марк Матвеевич, биографию которого мы рассматриваем, после окончания Академии решил отправиться в Париж и Рим. Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. Так сказать, практика. Считалось, что для того, чтобы человек стал хорошим мастером и сумел привнести что-то новое, он должен был увидеть работы лучших творцов в оригинале и полностью окунуться в культурную атмосферу. Памятник Петру 1 в Таганроге был задуман скульптуром ещё во время его обучения в Академии, но работу над ним он начал только в Риме. Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии. Уже в 1878 году он демонстрирует свои лучшие творения на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших.

Скульптор Антокольский получил наивысшую из возможных наград и орден Почетного легиона. Через некоторое время мужчина уже был членом-корреспондентом ряда академий Западной Европы: Лондонской, Венской, Берлинской и др.

Поздние годы

В 1889 году мужчина создает статую «Нестор-летописец». Спустя 2 года скульптор завершает еще две значимые работы: статую из бронзы «Ермак» и майолику «Ярослав Мудрый».

Кроме скульптуры, Марк в последние годы много писал. Его статьи по искусству публиковали самые разные журналы Европы. В 1887 году вышла в свет его «Автобиография», а незадолго до собственной кончины он написал роман «Бен-Изак», который посвятил жизни евреев.

После смерти великого человека была издана книга «Марк Матвеевич Антокольский. Его жизнь, творчество, письма и статьи».

Умер Антокольский во Франкфурте-на-Майне, но некоторые утверждают, что он предался небесам в городке Бад-Хомбурге. Похоронили его на Преображенском еврейском кладбище в Петербурге. Стоит отметить, что с детства мужчина был верующим человеком, каким и остался до конца своих дней, соблюдая обычаи иудаизма. Надгробный памятник украшен изображениями свитка Торы, менора и Звезды Давида.

Семья

Что касается семьи, то у скульптора не было ни жены, ни детей. Его семьей считается племянница Елена Тарханова, которая тоже была художницей. Женщина была замужем за известным физиологом Иваном Тархановым. С Антокольским они были родственными душами, поэтому всегда поддерживали связь, вместе переживали

Скульптуры Марка Матвеевича Антокольского очень известны. Такой талантливый человек имел много последователей. Двое из них - это Борис Шац и Илья Гинцбург.

Первая скульптура российского производства, которая была куплена на Западе, - работа Антокольского «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Приобретена работа была в Кенсингтонский музей.

В Иерусалиме есть улица, которая названа в честь М. Антокольского.

«Ермак» и «Иван Грозный»

Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского - «Ермак». Для начала стоит сказать, что все свои работы скульптур выполнял в стиле реализма, отчего они и являются такими притягательными. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. Ермак Тимофеевич - историческая фигура. Известный казак-атаман, который руководил для государства Русского. Совсем неудивительно, что Марка, который так интересовался русской историей, привлекала фигура Ермака. А саму идею ему подала круглая дата - трехсотлетие со дня покорения Сибири. При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху».

Несмотря на то что в литературе было достаточно описаний этого героя, Антокольский хотел передать живой образ, показать эмоции. Перед ним стояла задача создать образ, который бы олицетворял силу духа всего русского народа. Поразительно, но Марку Матвеевичу действительно удалось все это воссоздать в чертах лица одного единственного человека. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. Примечательно, что доспехи воина выполнены с огромной точностью и исторической достоверностью. Очень много сил и времени было потрачено на создание этой дивной скульптуры, но оно того стоило.

Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям. Царь восседает на высоком троне, его плечи укрыты мягкой шубой, а у его ног - власть над всей страной. Поразительно, как в одной скульптуре Марк Антокольский умел изобразить практически все, что пережил человек и что было для него важно. Во время своего правления царю пришлось пройти через многое, отчего он в старости был в ужасе. Однако признаваться в своих ошибках царю очень сложно, оттого и наклонена его спина, делающая его похожим на угрюмого старика. Несмотря на осознание своих грехов, он не может просить прощения, отчего ему становится еще тяжелее.

Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»

У Сократа был выбор: отречься от своих взглядов или умереть. Мыслитель выбрал второй путь. Задача скульптура была в том, чтобы изобразить стойкое угасание жизни и величие нравственного подвига. Сам Марк Матвеевич говорил, что хотел создать скульптуру в момент чтобы изобразить великий трагизм того, как человек гибнет за свои идеи.

Мы поговорили о жизни и творческом пути скульптора Антокольского. Жизненный путь его был полон не только ярких событий, но и преград. Несмотря на какие-то внутренние конфликты, мужчина упрямо шел вперед и занимался любимым делом, доводя его до совершенства.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...