Армия национальная гвардия. Национальная гвардия РФ (Росгвардия)


5 апреля 2016 года граждане России с удивлением узнали, что вскоре в стране появится еще одна федеральная силовая структура – национальная гвардия. Именно в этот день был подписан соответствующий указ президента Путина, а в Госдуму были отправлены законопроекты, регламентирующие деятельность новой структуры. Численность нового ведомства может достигнуть 400 тысяч человек.

Это решение оказалось подобно грому среди безоблачного неба, оно было настолько неожиданно, что вызвало у экспертов и общественности недоумение. Еще больше вопросов вызывают возможности и полномочия новой службы, которые можно смело назвать беспрецедентными. Согласно указу президента, национальная гвардия РФ будет выполнять целый ряд функций внутри страны, а подчиняться она будет лично Путину. Командовать новой силовой структурой будет один из самых преданных президенту людей – генерал армии Золотов.

Идеи о создании российской национальной гвардии озвучивались еще в начале 90-х годов прошлого века. К дискуссии потом не раз возвращались, но дальше разговоров дело не шло. И вдруг, безо всякой информационной кампании, без общественного обсуждения, даже без слухов и вбросов принимается решение, которое полностью переформатирует силовой блок государства.

Структуры, подобные российской нацгвардии, - это порождение периодов политической нестабильности, смут и революционного лихолетья. Гораздо более логичным появление национальной гвардии было бы в 90-е, во времена хронического безденежья, сепаратизма, социальных протестов и кавказских войн. Зачем она понадобилась сегодня, когда рейтинги Путина заоблачны, а его политические оппоненты деморализованы и ни на что серьезное не способны?

Оппоненты нынешнего российского режима уже успели окрестить создаваемую структуру новой опричниной, проводя параллели с эпохой Ивана Грозного, после которого Россия надолго ввалилась в Смутное время.

Немного об истории нацгвардии

Слово «гвардия» итальянского происхождения, оно переводится как «охрана, стража». Гвардией называли воинские подразделения, укомплектованные лучшими, отборными бойцами. Как правило, гвардия не входила в состав войска. В разное время и у разных народов функции гвардейцев отличались. На них часто возлагали задачу охраны первого лица государства (преторианская стража в Риме) от заговоров и покушений. Нередко гвардия выполняла полицейские функции, участвовала в подавлении мятежей и восстаний.

Термин «национальная гвардия» возник в конце XVIII века в революционной Франции вместе с появлением первого национального государства. Французские гвардейцы были идейными сторонниками революции и занимались подавлением выступлений и мятежей против нового правительства, обеспечивали общественный порядок на улицах. Нередко выполняли карательные функции. Именно национальная гвардия участвовала в кровавом подавлении Вандейского мятежа. Следует отметить, что французская нацгвардия не отличалась особой надежностью, она поддерживала то одну, то другую политическую силу. В конце концов, французы разогнали эти беспокойные войска.

Сегодня многие государства имеют военизированные формирования, называемые национальной гвардией, либо структуры с другими названиями, но выполняющие примерно те же задачи. Подобные войска можно условно разделить на два типа: «европейский» и «американский». Основной задачей, которую выполняет национальная гвардия европейского образца, является охрана конституционного строя и общественного порядка. По сути, это хорошо нам известные внутренние войска.

Основной задачей американской нацгвардии является работа с мобилизационным резервом на случай большой войны и всеобщей мобилизации. В то же время, американские гвардейцы участвуют и в ликвидации последствий стихийных бедствий (ураган «Катрина»), и противостоят масштабным уличным беспорядкам.

Нацгвардия США комплектуется только добровольцами, они проходят службу параллельно основной работе. За это гвардейцы имеют много бонусов и льгот от правительства. Национальные гвардейцы США принимали участие в боевых действиях в Ираке и Афганистане, хотя отзывы об их эффективности и профессионализме на поле боя весьма противоречивы.

Национальная гвардия США имеет двойное подчинение: федеральному правительству и властям штата. Для федерального центра гвардейцы – это первоочередной воинский резерв, который будет задействован при мобилизации.

В большинстве стран СНГ (а ранее и в СССР) защитой конституционного строя и порядка на улицах занимаются внутренние войска, комплектуемые на призывной основе.

Отдельно следует сказать о военизированных структурах, носивших название «нацгвардия», но выполнявших при этом весьма специфические задачи. В качества примера можно привести некоторые военизированные формирования стран Латинской и Южной Америки.

Нацгвардия Никарагуа состояла из профессиональных наемников и участвовала в гражданской войне, которая многие годы шла в этой стране. По сути, она выполняла функции армии и вела многолетнюю противопартизанскую войну.

Национальная гвардия Сальвадора также принимала активное действовала в неспокойной политической жизни этой латиноамериканской страны. Она участвовала во множестве государственных переворотов и революций, боролась с партизанами, преследовала граждан по политическим мотивам. Именно в нацгвардии были организованы знаменитые «эскадроны смерти», которые похищали и убивали представителей левых движений.

Есть своя национальная гвардия и в Венесуэле. Кроме разгона демонстраций, в последнее время гвардейцев стали привлекать для выполнения более специфических задач: они борются с дефицитом и ростом цен. Для этого войска занимают магазины и берут штурмом фабрики.

Основной задачей национальной гвардии Саудовской Аравии является охрана монарха и членов королевской семьи. В Азербайджане и Киргизии основной функцией национальных гвардейцев является охрана учреждений и первых лиц страны.

Национальная гвардия Украины появилась в 1991 году, но потом эту структуру упразднили. Второе рождение украинской гвардии произошло в 2014 году. Сегодня в ее состав входят как бывшие подразделения внутренних войск, выполняющие чисто охранные функции, так и добровольческие батальоны, принимающие участие в боевых действиях на Донбассе.

СС и КСИР как прародители Росгвардии РФ

Отдельно стоит упомянуть два воинских формирования, одно из которых существует и сегодня, а второе было признано преступным в ходе нюрнбергского трибунала – это иранский Корпус Стражей Исламской революции (КСИР) и охранные отряды СС, созданные еще в гитлеровской Германии.

КСИР – это элитное воинское подразделение, созданное сразу после революции 1979 года. Официально эта структура входит в состав вооруженных сил Ирана, но на самом деле имеет собственного главнокомандующего и подчиняется непосредственно аятолле Али Хаменеи.

Корпус имеет собственные вооруженные силы, в состав которых входят сухопутные войска, авиация, военно-морские силы и подразделения специальных операций, способные действовать за пределами страны.

КСИР принимал активное участие в войне Ираком, а в настоящее время подразделения Корпуса сражаются на стороне Башара Асада против повстанцев в сирийском конфликте. Бойцы КСИР считаются одними из наиболее боеспособных в иранской армии.

Кроме участия в боевых действиях, Корпус занимается обеспечением внутренней безопасности, ведет борьбу «с подрывными элементами» внутри страны, обеспечивает продвижение идей ислама за пределами Ирана. Бойцы Корпуса поддерживают общественный порядок и охраняют важные государственные объекты.

Корпус занимается подготовкой ополчения «Басидж» — военизированной структуры, выполняющей множество функций. Численность этого формирования составляет 10 млн человек.

Руководство КСИР большое внимание уделяет идеологической подготовке своих бойцов, а также распространению своих идей среди населения страны. Корпус владеет средствами массовой информации (телеканалы, газеты, радиостанции).

Охранные отряды СС появились в Германии в 1933 году. Первоначально они создавались для охраны членов нацистской партии и ее фюрера Адольфа Гитлера.

В 1940 году появились войска СС (Waffen-SS), подчинявшиеся непосредственно Генриху Гиммлеру. Подразделения СС только входили в состав немецкой армии, но на самом деле это был военизированный отряд нацистской партии.

Также в состав СС входили подразделения, обеспечивавшие охрану концентрационных лагерей и участвовавшие в массовом уничтожении людей.

СС контролировала практически всю оперативную, розыскную и разведывательную деятельность Третьего Рейха через Службу безопасности (СД) и Главное управление имперской безопасности (РСХА).

Кроме того, СС несла охрану всего высшего руководства гитлеровской Германии, занималось научными проектами и идеологией. Постепенно из охранной структуры СС превратилась в главный кадровый резерв гитлеровской Германии.

Росгвардия — национальная гвардия России

Российская нацгвардия формируется на основе нынешних внутренних войск, а также специальных подразделений МВД РФ, таких как СОБР, ОМОН, ЦСН СОР. В состав нацгвардии также войдет вневедомственная охрана МВД.

Основные функции российской нацгвардии:

  • охрана общественного порядка;
  • борьба с терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью;
  • контроль оборота оружия в стране;
  • охрана государственных объектов и грузов;
  • предоставление охранных услуг физическим и юридическим лицам, а также контроль рынка охранных услуг.

Национальная гвардия РФ отнесена к специальным службам. Комплектование этой структуры смешанное: и по контракту, и по призыву.

Нацгвардия имеет право производить задержания, проникать в жилища и проводить обыски.

Если говорить, на что все-таки похожа российская национальная гвардия, то больше других вариантов она напоминает полицейские подразделения Латинской Америки. Без сомнения, функции национальной гвардии, прописанные в указе президента, превышают возможности классических внутренних войск.

Есть определенное сходство российской нацгвардии с иранским КСИР и гитлеровской СС, но существуют и значительные отличия. Главное из них: две вышеупомянутые иностранные структуры являлись (и являются), в первую очередь, носителями определенной идеологии.

СС не только была военизированной организацией, она активно поставляла свои кадры в государственный аппарат гитлеровской Германии и благодаря этому осуществляла управление страной в интересах нацистской партии.

Иранский Корпус Стражей также нельзя назвать структурой, выполняющей чисто охранные или военные функции, он является носителем идеологии иранской революции и оказывает сильное влияние на жизнь государства.

Пока еще непонятно окончательно, на что именно будет похожа российская национальная гвардия. Неясно, получит ли она право заниматься оперативно-розыскной деятельностью, но что-то подсказывает, что такое право ей будет предоставлено (пусть и не сразу).

Рискнем предположить, что это будет личная армия президента, с помощью которой глава государства надеется обеспечить лояльность российских элит.

Для чего создали национальную гвардию России

Почему власти инициировали создание Нацгвардии именно сейчас? Есть несколько гипотез.

Согласно первой из них, Путина настолько пугает возможность реализации в России сценария цветной революции, что он решил сыграть на опережения и создать структуру, которая способна подавить любой бунт. Действительно, уровень жизни в стране падает, это касается и столицы, и регионов. Опыт протестов на Болотной площади в начале 2012 года показал, что протестный потенциал в России существует. Правда, со времени тех событий много чего изменилось, но гипотетическая опасность осталась.

Сегодня в распоряжении властей несколько десятков тысяч бойцов СОБРа и ОМОНа, а этого может быть недостаточно даже для подавления серьезных беспорядков в столице. В 2012 году их пришлось экстренно свозить в Москву разными видами транспорта.

Для осмотра и задержания гвардейцам будет не нужна санкция прокурора или судебное решение. Только потом они могут проинформировать прокурора «по усмотрению своего руководителя». Неизвестно, останется ли подобная норма в законопроекте, но подобных полномочий не имеет ни одно российское федеральное силовое ведомство.

Однако подобная гипотеза вызывает скепсис. Несмотря на экономические неурядицы, роста протестной активности в России не наблюдается. Общество расколото, оглушено пропагандой, не имеет лидеров. В такой ситуации с любыми беспорядками можно легко справиться и силовыми инструментами, имеющимися в наличии.

Некоторые из экспертов высказывают мысль, что Путин создает личную армию (около 400 тыс. человек), чтобы гарантировано избежать дворцового переворота.

События последних лет, западные санкции, политика самоизоляции не могут не вызывать раздражения части российской элиты. А любая цветная революция всегда начинается именно с раскола в элитах, и украинский Майдан – наглядное тому подтверждение.

Будет ли подобная военизированная структура эффективна в этом случае – вопрос спорный. Как показывает исторический опыт, гвардия часто остаются в стороне во время мятежа или принимают участие в нем. Гвардейские части не пошевелили и пальцем, чтобы спасти последнего российского императора Николая II.

Еще одну интересную теорию, которая объясняет необходимость создания национальной гвардии, выдвинули журналисты «Новой газеты». По их мнению, национальная гвардия – это, в первую очередь, удар по главе Чеченской Республики Рамзану Кадырову. Дескать, таким образом федеральный центр пытается выбить из рук своевольного регионального лидера его основной козырь – военизированные структуры, которые номинально входят в состав МВД РФ, но подчиняются лично Кадырову.

По мнению российских журналистов, после вхождения чеченских батальонов в состав нацгвардии они окажутся уже не так преданы чеченскому лидеру, а будут контролироваться федеральным центром. Подобная теория звучит довольно наивно: чеченские подразделения и сегодня являются частью российских силовых структур, но фактически они подчиняются только Кадырову. Восток, как известно, дело тонкое. И Кавказ не является исключением.

Формально чеченские подразделения могут подчиняться новому главнокомандующему, но по сути все останется по-прежнему. Кроме того, у Золотова прекрасные личные отношения с Рамзаном Ахматовичем (в отличие от многих других федеральных силовиков), так что вопросы взаимодействия, скорее всего, будут решаться на личном уровне.

Нынешнее преобразование, начавшееся с президентского указа, может серьезно нарушить устоявшийся баланс между российскими силовыми ведомствами. Больше всего пострадает МВД, которое лишится части структур и значительных финансовых потоков.

МВД лишается специальных подразделений (СОБР, ОМОН), у него отбирают вневедомственную охрану, контроль над оборотом оружия. Это серьезный удар. Правда, в состав МВД теперь войдет ФКСН и ФМС — но это неравноценная замена.

Кроме того, отсутствие отрядов быстрого реагирования и ОМОНа может серьезно усложнить работу полиции, бойцов этих подразделений часто привлекают для задержания преступников или других операций. Если они будут находиться в подчинении другого ведомства, это серьезно усложнит жизнь полицейским.

Пока давать оценку новой силовой структуры еще рано. Для проведения подобной реформы необходимо несколько лет.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Национальная Гвардия России (полное название Федеральная служба войск национальной гвардии РФ) представляет собой орган исполнительной власти, сформированный на основании ВВ МВД РФ. НГ призвана обеспечивать надлежащий уровень государственной и общественной безопасности, стоять на страже правопорядка, законности и конституционного строя. Президентский Указ №157, в котором содержалось постановление о формировании войск Национальной гвардии РФ, вступил в силу 5 апреля 2016 года.

Национальная гвардия России – новая сила на страже общественного порядка

В России НГ как таковая никогда не существовала. Первое упоминание о возможности её образования возникло в 2002 году. Тогда было сказано, что НГ должна стать правопреемницей ВВ МВД. А в 2012 году в печати появилась информация, что в Минобороны уже началось обсуждение концепции создания НГ и планируется, что в её состав будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС.

В 2014 году предложение относительно образования Нацгвардии РФ появилась на интернет-портале РОИ – Российской общественной инициативы. В опросе принимали участие все желающие граждане РФ, и результат был многоговорящим – большинство поддержало предложение.

Мнение народа и государства совпало, тем более что, по словам Президента РФ, реформирование ВВ МВД РФ обсуждалось уже давно. Результатом подобной работы стало принятие Президентского Указа от 05.04.2016, согласно которому в России создавалась новая государственная силовая структура из состава ВВ МВД. Данный правовой акт содержит основные положения относительно формирования, структуры и полномочий Нацгвардии РФ.

Подобное решение было целесообразно и вполне закономерно, ведь аналогичные войсковые образования имеются во многих странах, среди которых США, Латвия, Испания, Украина, Грузия и др. Появление НГ в России было вопросом времени. Кроме того, принципиальным значением обладает тот факт, что гвардия пребывает в непосредственном подчинении у Президента страны, а не у главы МВД, как прочие направления внутренних войск.

Состав и структура Национальной Гвардии РФ

Виктор Васильевич Золотов (Генерал армии) — Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (с 5 апреля 2016 года)

Сергей Викторович Бунин (Генерал-Полковник) — Начальник Главного штаба войск национальной гвардии Российской Федерации (с 5 апреля 2016 года)

В. Путин в своих комментариях относительно принятого Указа отметил, что НГ создалась с целью борьбы с терроризмом и организованной преступностью, и будет работать в тесном взаимодействии с МВД РФ, а также выполнять функции, которые ранее были возложены непосредственно на ОМОН и СОБР.

Во главе войск Национальной гвардии РФ поставлен В. Золотов, который до момента вступления в новую должность занимал пост главнокомандующего ВВ МВД РФ. Его новое назначение тождественно статусу федерального министра.

Целью Росгвардии является оптимизация и повышение эффективности деятельности МВД РФ, а также рационализация бюджетных средств на содержание силовых структур. Последний факт обусловлен тем, что для формирования отрядов Нацгвардии не требуется набор дополнительных войск. Они образуются из сотрудников действующих подразделений силовых структур МВД РФ.

Помимо СОБРа и ОМОНа в состав НГ России входят:

Вневедомственная охрана МВД РФ;
Авиация МВД РФ;
ФГУП «Охрана»;
Подразделения МВД по контролю над оборотом оружия и охранной деятельностью частного порядка.

Численность НГ РФ может составить 400 тыс. человек. Переход сотрудников МВД в ряды Нацгвардии осуществляется при полном сохранении имеющихся у них наград и социальных гарантий. Примечательно, что дабы уравновесить подобный отток людей из структуры МВД, глава государства принял решение перевести ФМС и службу наркоконтроля, которые ранее являлись обособленными структурами, в состав МВД.

Функции и полномочия Росгвардии

Функции у Нацгвардии РФ весьма широкие:

Поддержание общественного порядка;
Ведение полномасштабной борьбы с террористическими и экстремистскими группировками и образованиями;
Территориальная оборона страны;
Защита государственных объектов и особо важных грузов;
Помощь ФСБ при организации защиты пограничных территорий;
Регулирование и контроль частной охранной деятельности;
Ведение вневедомственной охраны;
Противостояние организованной преступности;
Реализация политики государства в сфере оружейного оборота;
Пресечение несанкционированных масштабных акций и др.

Помимо этого, очевидно, что в случае введения военного положения на гвардию будет возложены задачи по организации тыловой защиты и охраны коммуникаций страны, противодействие диверсионно-разведывательным группам, несение гарнизонной службы и т.д. Проще говоря, главной задачей НГ является защита страны от внешних и внутренних врагов и охрана конституционного порядка, а также прав и свобод граждан России.

Исторический экскурс

Интересным является тот факт, что в нашем государстве уже предпринималась попытка образования Нацгвардии. В нелёгком для страны 1991 году, Б. Ельциным на августовской сессии Верховного Совета была выдвинута инициатива создания Российской гвардии с целью обеспечения защиты конституционного строя и предоставления обществу гарантий законности и правопорядка. Для разработки концепции будущей структуры была сформирована комиссия из народных депутатов, представителей силовых структур и государственных комитетов под руководством вице-президента А. Руцкого.

Разработчики делали упор на параллельное существование нового вида войск с ВС СССР, правоохранительными структурами СССР и РСФСР и другими органами госвласти. Работа над проектом длилась 2 месяца, после чего комиссия представила Б. Ельцину общую структуру будущей гвардии, которая включала в себя организационные основы, места дислокации, состав штаба управления, спецотделов, бригад и проч. Планировалось, что формирование войск будет осуществляться из оперативных частей ВВ МВД РСФСР.

На Верховном Совете представленные разработки были одобрены большинством присутствующих. Однако до официального утверждения дело так и не дошло. Напряжённая ситуация в стране и противостояние оппозиций отодвинули на задний план проект по созданию народной гвардии. Тем более что очень быстро внимание государственных деятелей переключилось на новую структуру – МЧС.

Как бы там ни было, всему своё время. Тогда создание подобных войск было преждевременно и нецелесообразно ввиду нестабильной обстановки внутри страны. Теперь время для организации новой силы, которая будет стоять на страже правопорядка и справедливости, настало. Теперь у России есть своя Национальная гвардия.

Федеральная служба войск национальной гвардии РФ, Росгвардия - государственная военная организация, предназначенная для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. В структуру службы входят войска национальной гвардии РФ, созданные на базе ВВ МВД России. Основные задачи Росгвардии: участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; обеспечение территориальной целостности и обороны России; выработка и реализация, регулирование в сфере: деятельности войск национальной гвардии; оборота оружия; частной охранной деятельности; вневедомственной охраны; контроль за деятельностью ведомственной охраны. Относится к военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое оружие. Служба образована 5 апреля 2016 года. Руководство Росгвардии осуществляется Президентом РФ.

Руководство Росгвардии

Золотов Виктор Васильевич - Директор Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, главнокомандующий

Меликов Сергей Алимович - Первый заместитель директора Росгвардии

Ченчик Сергей Михайлович - Начальник Главного штаба войск Росгвардии, первый заместитель директора

Захаркин Сергей Викторович - Статс-секретарь, заместитель директора Росгвардии

Борукаев Олег Борисович - Заместитель директора Росгвардии

Бабкин Юрий Александрович - Заместитель директора Росгвардии

Лебедев Сергей Анатольевич - Заместитель директора Росгвардии

Милейко Сергей Иванович - Заместитель директора Росгвардии

23 мая 2019 года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении закон Президента России о совершенствовании службы в Федеральной службе войск национальной гвардии. Он позволит обеспечить сохранение и укрепление кадрового состава Росгвардии при переводе ее сотрудников на военную службу. Кроме того регулирует вопрос присвоения сотрудникам при поступлении на службу соответствующих специальных воинских званий, также сохранение и зачет сроков пребывания в званиях для присвоения очередных воинских званий. В частности сотрудники смогут переходить на службу без процедуры повторного прохождения квалификационных требований.

Структура Росгвардии

Внутренние войска МВД России

Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации, и авиационные подразделения

Специальные отряды быстрого реагирования (из территориальных органов МВД России)

Отряды мобильные особого назначения (из территориальных органов МВД России)

Органы управления и подразделения в сфере вневедомственной охраны МВД России (из МВД России)

Органы управления и подразделения, осуществляющие федеральный государственный контроль за оборотом оружия в сфере частной охранной деятельности УЛРР МВД России

5 апреля вышел Указ президента России Владимира Путина о создании в РФ Национальной гвардии на базе Внутренних войск МВД, который сразу стал одной из самых обсуждаемых тем в российском Интернете.

По мнению многих обозревателей, создание Нацгвардии отражает степень обеспокоенности Кремля среднесрочными перспективами, которые требуют усиления силового контроля внутри страны, отсюда и создание подобной структуры с весьма высокими полномочиями (гораздо выше, чем у Внутренних войск).

На встрече с главой МВД Владимиром Колокольцевым, главой ФСКН Виктором Ивановым и командующим Внутренними войсками МВД Виктором Золотовым президент сказал, что Национальная гвардия создается в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина. Ее приоритетной задачей станет борьба с терроризмом и организованной преступностью. Она будет работать в тесном контакте с МВД и продолжит исполнять те функции, которые исполняли подразделения ОМОНа и СОБРа.

В Нацгвардию включены органы управления и подразделения МВД, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности; вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны МВД (ЦСНВО); специальные отряды быстрого реагирования (СОБР); отряды мобильные особого назначения (ОМОН); центр специального назначения сил оперативного реагирования МВД, а также, авиационные подразделения МВД. ФГУП «Охрана» МВД России указом президента также передается в ведение Национальной гвардии.

Преобразовывая в Нацгвардию, президент одновременно принял решение о подчинении МВД Федеральной миграционной службы (ФМС) и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН). То есть, аппаратный вес глав ФМС и ФСКН немного снижается, в то время как вес будущего главы Нацгвардии увеличивается и становится сопоставимым с министерским, хотя, с учетом близости Виктора Золотова к президенту, его аппаратный вес был очень серьезным и ранее. Золотов занимал пост начальника службы безопасности президента РФ с 2000 года, то есть с первого года прихода Владимира Путина к власти.

Данный статус главы Нацгвардии подтвержден и указом президента: «Директор Федеральной службы войск Национальной гвардии, его первые заместители и заместители приравниваются по статусу, размерам оплаты труда, условиям социального и медицинского обеспечения к федеральному министру, его первому заместителю и заместителям». Назначенный на пост главы Нацгвардии Виктор Золотов, также стал постоянным членом Совета безопасности России.

Таким образом, Владимир Путин, с одной стороны, вывел из системы МВД силовые структуры, аналогично тому, как это сделано в тех же США, с другой — отдал в МВД те два направления, которые, так или иначе, связаны с обеспечением общественной безопасности, - миграционный учет и борьбу с наркотиками.

Стоит отметить, что по численности вооруженных бойцов Нацгвардия станет второй после армии силовой структурой страны: во Внутренних войсках служит около 170 тыс. человек, в отрядах ОМОНа и СОБРа - около 30 тыс. человек, а численность вневедомственной охраны, ФГУП «Охрана» и лицензионно-разрешительных подразделений - порядка 200 тыс. человек. Что, естественно, говорит о весе Нацгвардии среди других силовых структур страны.

Как отмечает бывший главком Внутренних войск, бывший глава МВД Анатолий Куликов, важным дополнением к функциям Внутренних войск у создаваемой Нацгвардии будет функция оперативно-розыскной деятельности: «Внутренние войска не являлись субъектом оперативно-розыскной деятельности (ОРД), поскольку не было закона на этот счет. Но она использовалась, например, при проведении контртеррористических операций, операций по поиску и ликвидации ДРГ, преступных групп, вооруженных преступников. Сейчас, естественно, войсковая разведка Национальной гвардии станет субъектом оперативно-розыскной деятельности, потому что в борьбе с экстремизмом, терроризмом без этого нельзя. Это сделает гвардию полноценной спецслужбой».

Таким образом, можно отметить, что реформа МВД с образованием новой и самостоятельной спецслужбы в лице Федеральной службы войск национальной гвардии России (ФСВНГ) стала самой крупной за последнее десятилетие реформой силовых структур в России. В результате, в случае каких-либо чрезвычайных событий (или при введении ЧП), президент не будет зависеть в принятии решений от фигур силовиков, а получает прямой рычаг воздействия на ситуацию, что, несомненно, должно положительно повлиять на внутреннюю стабильность в стране, а не только на безопастность презедента. Ну, дай Бог!

3 июля 2016 года вступил в силу закон о войсках национальной гвардии. Инициатива принятия закона исходила от Президента РФ. Нацгвардия пришла на смену внутренним войскам, входившим в систему МВД, а также забрала некоторые полномочия у полиции. Для чего Президенту понадобилась новая структура?

ЗАДАЧИ И ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Логическая структура определения задач, полномочий войск национальной гвардии отличается от структуры основных направлений деятельности, обязанностей и прав полиции. Это затрудняет сопоставительный анализ законов « О войсках национальной гвардии РФ » и « О полиции ». Также это вызывает вопросы с точки зрения законодательной техники: законы, принятые с интервалом в пять лет, не единообразно используют терминологию.

Статья 2 закона о нацгвардии называет восемь основных задач войск нацгвардии. Практически все они перешли из аналогичной статьи 2 закона о внутренних войсках, утратившего силу с принятием закона о нацгвардии. Две задачи перешли от полиции (контроль оборота оружия, контроль частной охранной деятельности). Во многом задачи нацгвардии пересекаются с задачами полиции: участие в охране общественного порядка, участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом, участие в обеспечении специальных режимов, оказание содействия погранслужбе.

Полиция по закону не участвует в «территориальной обороне », в отличие от внутренних войск и нацгвардии. Однако в законе о полиции есть норма о задействовании сил полиции при отражении вооруженных вторжений на территорию России, а также норма, согласно которой по решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (миротворческие операции). Если по закону об обороне Вооруженные Силы РФ создаются в целях обороны, то нацгвардия лишь привлекается к обороне.

Вместо конструкции прав и обязанностей, которая используется в законе о полиции, закон о нацгвардии применяет понятие полномочий. В законе дается классификация полномочий нацгвардии (статья 8): общие; специальные; полномочия, связанные с обеспечением специальных режимов; иные полномочия.

Сопоставление общих полномочий нацгвардии (статья 9) с полномочиями внутренних войск и полиции позволяет сделать вывод о том, что во многом эти полномочия пересекаются. Есть и особенные полномочия нацгвардии, которые возникли в связи с передачей ей полномочий полиции в части деятельности, касающейся оружия (включая выдачу лицензий на оружие), а также лицензирования частных охранников.

Прочитать перечень общих полномочий может каждый, поэтому остановимся лишь на некоторых деталях. Одним из отличий нацгвардии от внутренних войск, которым она пришла на смену, является возможность привлечения войск нацгвардии для пресечения несанкционированных массовых мероприятий, даже если они не перерастают в массовые беспорядки . В законе о внутренних войсках (статья 18) был прямой запрет привлекать соединения и воинские части оперативного назначения и специальные моторизованные соединения и воинские части для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера. Для нацгвардии такого запрета нет.

Интересно сравнение формулировок законов в части использования войск и полиции для спасения людей. В законе о полиции (статья 12) принятие при чрезвычайных ситуациях неотложных мер по спасению граждан названо обязанностью полиции. В статье 15 закона о нацгвардии неотложные меры по спасению людей названы лишь правом нацгвардии. Как это понимать? Хотим – спасаем, не хотим – не спасаем? Кто это будет решать? В законе о внутренних войсках участие совместно с органами внутренних дел в принятии неотложных мер по спасению людей было названо среди задач войск (статья 18).

Статья 22 закона о нацгвардии называет случаи применения боевой и специальной техники, в том числе для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях. При этом в статье 22 даже нет оговорки, как в части 5 статьи 21 про использование оружия: «военнослужащий войск национальной гвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица ». Это значит, что боевую технику можно применять для спасения граждан, даже если при этом могут пострадать случайные лица.

Наличие описанных формулировок и внутренних противоречий позволяет сделать вывод, что в целом спасение людей (в условиях чрезвычайных ситуаций и массовых беспорядков) не является какой-то значимой целью для нацгвардии . Это косвенно подтверждается и перечнем случаев использования техники (в статье 22): спасение людей указано на последнем месте после освобождения заложников, освобождения захваченных объектов, охраняемых гвардией, защиты органов госвласти и др. Понятно, что спасение людей – прерогатива МЧС, однако по Конституции РФ человек высшая ценность для всех, логично было бы расставить соответствующие приоритеты в законе о нацгвардии в соответствии с Конституцией.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ НАЦГВАРДИИ



Специальные полномочия нацгвардии перечислены в статье 8 закона, это меры принуждения: задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах.

Для каждого специального полномочия есть отдельная статья с правилами его применения. Аналогичные положения имеются в законе о полиции, однако там отсутствует отдельная статья о вскрытии транспортного средства.

Задержание . Военнослужащий нацгвардии имеет право задерживать граждан в определенных случаях. Перечень этих случаев меньше, чем для полиции. Правила задержания для полиции расписаны подробнее, чем в законе о нацгвардии. Есть и любопытные нюансы. Например, в законе о нацгвардии сказано, что «в каждом случае задержания военнослужащий войск национальной гвардии обязан разъяснить задержанному лицу основания задержания». Для полицейского правил гораздо больше: он должен представиться и разъяснить гражданину его права.

Вскрытие транспортного средства . В отличие от задержания перед вскрытием сотрудник нацгвардии обязан представиться и предъявить удостоверение, объяснить причину и основания вскрытия и разъяснить права граждан. В законе есть оговорка – «за исключением случаев, когда это не представляется возможным». Логично предположить, что если дело доходит до вскрытия транспортного средства (помимо воли находящихся там граждан), то все предварительные реверансы с правами будут «не представляться возможными». Если граждане внутри отсутствуют или убиты/ранены/без сознания, то предъявлять удостоверение гвардейцам тоже нет смысла.

Вскрывать машину можно и без присутствия собственника, но его надо будет поставить в известность о вскрытии в течение суток. Основания для вскрытия, которые есть в законе, по большому счету позволяют вскрыть и осмотреть любую машину. Например, в статье 11 закона указано такое основание: «если имеются основания полагать, что в транспортном средстве находятся без специального разрешения предметы или вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособны е». Откуда должны появиться «основания полагать », какие это должны быть основания, закон не говорит.

Проникновение в помещения и на территории . Правила проникновения в помещения для полицейских и гвардейцев в целом сопоставимы. Для полиции есть оговорка об особом порядке проникновения в жилые помещения (подразумевается также необходимость судебного санкционирования проникновения в жилище), а для нацгвардии есть общая оговорка о том, что проникновение допускается в случаях, предусмотренных законодательством, особый порядок не упоминается.

Оцепление местности . Правила оцепления практически идентичны для полиции и нацгвардии, за исключением того, что в законе о нацгвардии специально прописано оцепление акваторий.

Формирование и ведение банков данных о гражданах . Если перечень лиц, в отношении которых банки данных ведутся полицией, насчитывают более 40 позиций, то нацгвардия учитывает всего две категории данных – о частных охранниках и о владельцах оружия. Полномочия нацгвардии при обеспечении специальных режимов (в том числе режима КТО, статья 15) в целом идентичны полномочиям полиции. Для внутренних войск также прописывались возможности участия в обеспечении режима КТО и других режимов, однако полномочия были рассредоточены по всему закону о внутренних войсках.

ПРИМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ И СПЕЦСРЕДСТВ



В главе 3 закона о нацгвардии подробно расписывается, когда и как можно использовать физическую силу, специальные средства, оружие, боевую и специальную технику. В законе о полиции есть аналогичная глава 5, однако там речь идет об использовании огнестрельного оружия, а не «оружия, боевой и специальной техники ». Боевую технику также можно использовать войскам ФСБ. В части использования физической силы и спецсредств правила для полиции и для нацгвардии идентичны. Перечень спецсредств различается в одном пункте: нацгвардия в отличие от полиции может использовать ударно-шоковые средства.

Случаи использования оружия нацгвардией и полицией совпадают. Но и тут есть нюансы: одним из случаев использования оружия нацгвардией является «защита граждан, военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления» . В отличие от закона о полиции тут нет оговорки о том, что защита производится «от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья».

Отсутствие массовых беспорядков в перечне случаев использования оружия не должно сбивать с толку: такое основание есть среди случаев для применения боевой техники. А согласно части 2 статьи 21 закона о нацгвардии военнослужащий войск национальной гвардии имеет право применять оружие во всех случаях, когда законом разрешено применение боевой и специальной техники.

При этом закон содержит двойную оговорку о том, что сотрудник нацгвардии не имеет права применять оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица. Вторая часть оговорки звучит так: «за исключением случаев применения оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового или вооруженного нападения на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, охраняемые войсками национальной гвардии, и на собственные объекты войск национальной гвардии ». Аналогичные права и оговорки действуют в отношении сотрудников ФСБ.

Перечень случаев применения боевой и специальной техники в целом сопоставим со случаями использования оружия. Но в нем есть и несколько новых пунктов: пресечение деятельности незаконных вооруженных формирований; подавление сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащего войск национальной гвардии о прекращении противоправных действий; спасение жизни граждан и (или) их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Пожалуй, тут заключается одно из отличий полномочий нацгварди от полиции: во время массовых беспорядков можно использовать боевую технику . В законодательстве нет четкого понятия массовых беспорядков. В этом вопросе следует ориентироваться на статью 212 Уголовного кодекса РФ, согласно которой массовые беспорядки уголовно наказуемы, если они сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти.

Другим важным отличием полномочий нацгвардии является сокращенный перечень ограничений на использование спецсредств. Например, полиции запрещается использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Для нацгвардии такого запрета нет. Полиции запрещено наносить человеку удары палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца. Нацгвардии это не запрещено . Специальные средства нацгвардии можно использовать для пресечения административных правонарушений, а незаконный митинг как раз является таковым (статья 20.2 КоАП РФ).

УПРАВЛЕНИЕ НАЦГВАРДИЕЙ



Статья 6 закона о нацгвардии гласит, что руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент РФ. Такое руководство включает в себя: определение задач нацгвардии, утверждение структуры и состава войск нацгвардии, утверждение штатной численности нацгвардии, назначение на должность главнокомандующего войсками нацгвардии и другие полномочия. Аналогичные полномочия были у Президента РФ в отношении внутренних войск, однако есть и различия.

В частности, главнокомандующего внутренними войсками Президент РФ назначал на должность только по представлению министра внутренних дел РФ. Теперь такого представления не требуется. Это также означает возможность смены главкома нацгвардии в любой момент по желанию Президента.

Управление нацгвардией отличается от управления полицией. Полиция входит в систему МВД, руководит полицией министр внутренних дел и руководители территориальных органов МВД, а также руководители подразделений полиции. Президент РФ определяет состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции. Прямого руководства полицией Президент РФ не осуществляет.

Схема управления нацгвардией сопоставима с подчиненностью ФСБ. Руководство деятельностью ФСБ также осуществляет Президент РФ, он назначает директора службы. Президент устанавливает численность сотрудников ФСБ. Президент РФ может принимать решение об использовании подразделений специального назначения органов ФСБ против находящихся за пределами России террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности России.

ВЫВОДЫ :

1. Национальная гвардия получает более широкие полномочия и возможности, чем полиция и внутренние войска. Однако эти более широкие возможности кроются в ряде деталей закона, а не в перечнях полномочий, которые можно считать во многом схожими.

2. В отличие от полиции нацгвардия может использовать спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций. Нацгвардии в отличие от полиции не запрещается бить человека «палкой специальной» по любым частям тела.

3. В отличие от внутренних войск национальную гвардию можно использовать для пресечения несанкционированных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования ненасильственного характера.

4. От полиции и внутренних войск нацгвардию отличает и прямое руководство Президента РФ. Президент РФ единолично назначает и увольняет главнокомандующего нацгвардией. Такая схема подчинения роднит нацгвардию с ФСБ. Таким образом, нацгвардия усиливает личную власть Президента РФ.

5. Пояснительная записка к законопроекту о нацгвардии не объясняла, почему понадобилось создавать новую силовую структуру, подконтрольную лично Президенту РФ, почему, например, вместо этого нельзя было полностью переформатировать внутренние войска, выведя их из-под МВД. Вероятно, нацгвардия должна получить какие-то новые принципиальные установки и руководства к действию. Ясно одно: нацгвардия «заточена» на охрану общественного порядка (видимо, в части противодействия массовым беспорядкам), охрану спецобъектов (их перечень разрабатывает Правительство РФ), борьбу с терроризмом и экстремизмом.

Фото с официального сайта национальной гвардии Российской Федерации/ Квалификационные испытания на право ношения крапового берета,Смоленская область; special-ops.org; govermentpolit.ru.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...