Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет Система законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации


Страница 1 из 2

1. Понятие системы нормативного регулирования

В повседневной жизни каждого человека нередко возника­ет вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе гово­ря, как согласовать свои поступки с интересами общества, госу­дарства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, жела­тельном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых аккумулируется опыт многих поколений.

Следует напомнить, что система нормативного регулиро­вания не совпадает полностью с юридической (правовой) над­стройкой. Юридическая (правовая) надстройка - это совокуп­ность всех правовых явлений, определяемых, в конечном счете, экономическим базисом общества.

Система социальных норм выступает лишь частью систе­мы нормативного регулирования, так как в обществе действуют два вида норм (правил поведения): социально-технические и собственно социальные. Следовательно, нормы используются для регулирования поведения человека в его отношениях с приро­дой, техникой либо в сфере общественных отношений.

Система нормативного регулирования - это совокупность социальных норм, регламентирующих поведение людей в об­ществе, их отношения между собой в рамках объединений, кол­лективов, и социально-технических, регламентирующих их взаи­моотношения с природой. Система нормативного регулирова­ния обеспечивает в целом упорядоченность существующих в обществе отношений. Социально-технические нормы указыва­ют, как человек должен обращаться с орудиями труда, маши­нами, как нужно реагировать на воздействие сил природы. Сле­дует отметить, что пренебрежение техническими нормами мо­жет привести к тяжелым последствиям и именно с необходи­мостью их соблюдения в немалой степени связано повышение ответственности человека перед обществом и природой, о чем нам постоянно напоминает чернобыльская трагедия. Социально-технические нормы непосредственно связаны с уровнем раз­вития производительных сил и регулируют целесообразное по­ведение человека в таких несоциальных образованиях, как при­рода, техника, математика и т. д.

Социальные нормы обусловлены уровнем развития обще­ственно-экономического строя и регулируют поведение людей в обществе. Определяя должное либо возможное поведение че­ловека, они создаются коллективами людей.

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стре­мится получить, освоить, и поэтому обменные отношения при­обретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельно­стью, становятся привычными эталонами социального пове­дения.

Объективный характер социальных норм определяется сле­дующими обстоятельствами:

1) социальные нормы возникают из объективной потребно­сти общества в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;

2) норма возникает в процессе человеческой деятельности, субъективно обусловленной способом производства;

3) норма неотделима от отношений обмена, характер кото­рых также определяется способом производства и распределения.

Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения лю­дей в обществе; нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обуслов­лены экономическим базисом общества.

По способам установления и обеспечения они классифици­руются на нормы права, нормы морали (нравственности), обы­чаи, корпоративные нормы (нормы общественных организаций и других юридических лиц). Такое деление в юридической ли­тературе считается общепризнанным.

Есть и иные критерии классификации социальных норм: по способам образования (складываются стихийно или созда­ются сознательно); по способам закрепления или выражения (устная или письменная форма). Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включен­ными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и на преобразо­вание.

2 Соотношение норм права и норм морали

Каково же соотношение норм права и норм морали? Что представляют собой право и мораль, каковы их характерные черты как особых норм поведения, занимающих важное место в общественной жизни? Вспомним, что под нормой права пони­мается общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное и охраняе­мое государством.

Мораль (нравственность) - это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение усло­вий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе - сложный, многогранный процесс. Активно влияя на мораль, право способ­ствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же вре­мя оно само под влиянием морального фактора постоянно обо­гащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора об­щественных отношений. Таким образом, воздействию права на мораль сопутствует процесс обратного влияния морали на право.

Право и мораль - дополняющие друг друга средства со­циального нормативного регулирования. Их взаимодействие носит преимущественно созидательный, конструктивный харак­тер. В действительности право и мораль нерасторжимы, они функционируют в единстве, органически переплетаясь между собой, дополняя и обогащая друг друга.

Наиболее характерными чертами взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиле­ние согласованного воздействия на общество. В процессе совме­стного регулирования общественных связей возникает качест­венно новое явление - морально-правовое воздействие. Право и мораль как составные части этого явления, не растворяясь в нем и не теряя своих индивидуальных качеств, в совокупности образуют социальную ценность, реально существующую и ак­тивно влияющую на практику.

Характерной чертой права должна быть его моральная обос­нованность.

В чем же конкретно проявляется возрастание морального фактора? Во-первых, в содержании права: во вновь создавае­мых правовых нормах тоньше, полнее отражены моральные воззрения, в целом моральный элемент становится составной частью механизма действия правовой нормы, без которой она не работает. Во-вторых, возрастает значимость морали в ходе применения правовых норм: каналы усиления ее воздейст­вие - рост культурного уровня работников правоприменитель­ных органов, рост их профессионального мастерства, опыт реа­лизации моральных требований.

Главные общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призва­ны быть регулятором поведения человека, общественных отно­шений;

право и мораль основаны на единстве социально-экономи­ческих интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Далее остановимся на их отличительных чертах и свойст­вах. Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организован­ного общества. Право состоит из норм, установленных и санк­ционируемых в определенном порядке компетентными государ­ственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т. е. является более сложным по своей структуре явле­нием; в нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения. Отдельные принципы и нормы морали могут быть системати­зированы, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им; содержание норм права характеризуется определенностью, конкретностью. В них предусмотрены, подчас весьма подробно, права и обязанности сторон, черты взаимоотношений. Мораль­ные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования. Например, мораль осу­ждает все виды обмана и лжи (включая использование шпарга­лок), в праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана (например, мошен­ничество).

Отличие норм права и морали проявляется также и в ха­рактере гарантий их осуществления. Требования норм права и норм морали исполняются большинством наших граждан доб­ровольно в силу понимания долга. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений. Внутренним гаран­том морали выступает совесть человека, а внешним - сила общественного мнения. Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве специфической гарантии воплощения его норм выступают авторитет и принудительная власть государства.

Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, кото­рое определяет меру соответствующего морального воздейст­вия. Моральные нормы заранее не регламентируют конкрет­ные формы и меры принуждения. Это могут быть обсуждение, порицание, предупреждение. Если же совершено правонару­шение, соответствующие государственные органы обязаны при­нять меры, предусмотренные законодательством.

Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, преступившего за­кон, особенно уголовный, но с правовой точки зрения безраз­лично, какими мотивами руководствовался человек в конкрет­ном случае, если его поведение по своим результатам является правомерным, законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы, стимулы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат даль­нейшее развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования человеческой деятель­ности.

Для морали и права характерно единство, которое выра­жается в их взаимодействии и взаимопроникновении. Взаимо­проникновение сказывается в том, что право основывается на морали и является одной из форм ее существования. Взаимодействие выражается в единстве действия обоих видов соци­альных норм. Оно может состоять в таких основных формах, как: а) влияние морали на формирование права; б) влияние права на формирование нравственных норм; в) охрана правом мораль­ных норм; г) использование нравственных норм при примене­нии права. Мораль - необходимая принадлежность всякого общества, ее значение неуклонно возрастает. При этом взаимо­действие правовых и моральных факторов в жизни общества должно постоянно усиливаться; чем лучше будет налажено это взаимодействие, взаимная поддержка, а не поглощение права моралью, тем успешнее будет движение общества по пути про­гресса.

Между правом и нравственностью могут быть и противо­речия, отражающие отсутствие их должной согласованности. Вопрос о причинах этого явления решается по-разному. Одни объясняют это изменениями в экономической жизни, другие - влиянием иных частей надстройки, формальной определенно­стью правовых норм.

Возникающие время от времени противоречия между от­дельными правовыми и нравственными нормами объективно отражают диалектику развития правового и нравственного ре­гулирования. Эти противоречия преодолеваются как путем вы­работки новых нравственных принципов и норм в ходе разви­тия общества, так и путем внесения корректив в действующее законодательство.

Единство социальной сущности и содержания принципов права и моральных убеждений приводит к созданию единой для всего общества моральной основы реализации правовых норм, так как все его слои глубоко заинтересованы в неуклон­ном соблюдении закона, видят в укреплении законности и пра­вопорядка нравственный долг каждого члена общества, обще­ственных организаций и государства.

Ряд правовых норм непосредственно нацелен на охрану моральных интересов общества. Таковы, например, нормы гра­жданского и семейного права о защите чести и достоинства гра­ждан и организаций, о защите интересов правильного воспита­ния детей в семье, вплоть до лишения родительских прав в случаях грубого нарушения родителями своих обязанностей или аморального поведения. Ряд норм уголовного права, устанавли­вающих ответственность за хулиганство, оскорбление и клеве­ту, охраняет нравственные интересы общества и его членов-

Закономерность развития права и нравственности состоит в том, что постепенно на базе единства правовых требований и моральных убеждений происходит все большее сближение этих важнейших видов социальных норм.

Сближение права и нравственности выражается в пере­плетении методов воздействия правовых и моральных норм. Так, если возрастает роль убеждения и воспитания, то сужается сфера действия принуждения, в том числе наиболее острой ее формы - уголовного наказания. Уголовное, уголовно-процес­суальное, уголовно-исполнительное законодательство предусмат­ривает возможность применения мер общественного воздейст­вия за совершенные впервые нетяжкие преступления.

Однако сближение права и нравственности на современ­ном этапе вовсе не означает ослабления принудительной сторо­ны правовых норм. Правовые нормы обязательны для всех, не­зависимо от моральных убеждений. Если этих убеждений ока­зывается недостаточно, чтобы обеспечить соблюдение закона, государственные органы вправе и должны применять все необ­ходимые меры принуждения к тем, кто поступает вопреки пра­вовым требованиям.

Социальные нормы, которые регулируют деятельность че­ловека, во многом зависят от его профессии. Особо следует ска­зать о моральных нормах профессиональной деятельности юри­ста. Профессия юриста имеет свою специфику. Его призвание - осуществлять интересы государства, воспитывать у челове­ка уважение к другим людям, перевоспитывать граждан, нару­шивших закон. Честность, неподкупность, принципиальность и справедливость - вот его неотъемлемые качества. Он должен не только хорошо знать право, но, главное, правильно его при­менять. Нужно проявлять постоянную заботу об улучшении качественного состава и воспитании кадров правоохранитель­ных органов, строго следить за тем, чтобы на работу в суды, прокуратуру, органы внутренних дел и юстиции отбирались нравственно безупречные люди, сочетающие в себе высокую профессиональную подготовку с гражданским мужеством, обо­стренным чувством справедливости.

Правовое регулирование - это разновидность нормативного социального регулирования, через которое общество, путем создания и реализации особых социальных норм права, формирует в наиболее значимых для общества отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.

Признаки правового регулирования: Связь с государством: правовое регулирование осуществляется преимущественно государством, которое вправе применять обеспечительные меры, меры государственного принуждения. Правовое регулирование - наиболее поздний тип нормативного регулирования, складывающийся впоследствии и на основании форм регулирования направлено на наиболее важные для общества процессы охватывает всех субъектов общественных отношений выступает внешним регулятором, т.к. направлено на внешнее поведение людей, не затрагивая сферу чувств, эмоций технически правовое регулирование выступает высшим типом регулирования, т.е. право формально-юридически закрепляет взаимные обязанности людей упорядочивает не все отношения, а лишь те из них, которые могут быть формализованы обеспечено мерами государственного принуждения осуществляется с помощью особой группы норм - правом

1. деятельность государства по созданию, обеспечению и применению норм права и мер по их реализации (мер государственного принуждения)

2. деятельность участников общественных отношений (индивидов, социальных групп, юридических лиц), направленная на поиск и привлечение средств правового регулирования для реализации своих интересов.

Цель - формирование определенных, приемлемых для общества вариантов поведения людей и достижение правопорядка

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос:

что регулируется правом?

К нему относятся также сферы общественных отношений, которые:

· объективно могут быть урегулированы правом

· объективно требуют правового регулирования, т.е. не все общественные отношения могут подвергаться воздействию права, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, т.е.:

ü является типичными,

ü имеют массовый характер,

ü поддаются государственному контролю,

ü могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы

ü нуждаются в упорядочении и применении средств принуждения

Еще по теме 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.:

  1. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  2. Лекция 3.Система социального регулирования.Право как нормативный
  3. § 1.2. Традиционные нормативные системы регулирования жизни в государственной политике
  4. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования
  5. 44. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  6. Тема 11. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  7. § 1. Понятие и нормативное регулирование бюджетно-правовой ответственност
  8. Нормативная и индивидуальная формы способов правового регулирования
  9. Выражение типов правового регулирования в нормативном материале
  10. 1.6 Правовое регулирование государственных доходов. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования

Среди документов первого уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета следует назвать указанные выше кодексы. Например, в Гражданском кодексе РФ закреплены важнейшие нормы ведения учета в организации - наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, порядок регистрации, реорганизации и ликвидации организации и т.д., в Трудовом кодексе РФ установлены законодательные основы отношений работодателей и работников в сфере труда и его оплаты, Налоговый кодекс РФ определяет основы налоговой системы, что влияет на организацию бухгалтерского учета при определении базы для расчета налогов .

В период упрочения рыночных отношений в России происходит становление их законодательной базы. В этих условиях помимо федеральных законов принимаются указы Президента РФ, регулирующие отдельные аспекты организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, по которым еще не приняты или по каким-то причинам не действуют положения федеральных законов. Постановления Правительства РФ уточняют и детализируют отдельные нормы федеральных законов или указов Президента РФ.

Документы второгоуровня включают Положения по отдельным участкам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Министерство финансов РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета Действующие в настоящее время ПБУ раскрывают различные вопросы бухгалтерского учета: формирование учетной политики, оценку и учет активов и обязательств, определение доходов и расходов , раскрытие бухгалтерской информации в отчетности и т.д. В процессе становления системы бухгалтерского учета в России многие положения были изменены, дополнены и уточнены. На момент написания учебника действуют 20 положений по бухгалтерскому учету:

  1. ная политика организации» (ПБУ 1/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н;
  2. Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (ПБУ 2/94). Утверждено приказом Минфина РФ от 20 декабря 1994 г. № 167;
  3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. № 2н;
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н;
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» (ПБУ 5/01). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 9 июня 2002 г. № 44н;
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств » (ПБУ 6/01). В последней редакции утверждено приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 2бн;
  7. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» (ПБУ 7/98). Утверждено приказом Минфина РФ от 25 ноября 1998 г № 56н;
  8. Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 28 ноября 2001 г. № 96н;
  9. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
  10. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;
  11. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» (ПБУ 11/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. № 5н;
  12. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. № 11н;
  13. Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 92н;
  14. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов » (ПБУ 14/2000). Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;
  15. Положение по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 2 августа 2001 г. № 60н;
  16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н;
  17. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 115н;
  18. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль » (ПБУ 18/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. № 114н;
  19. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02). Утверждено приказом Минфина РФ от 10 декабря 2002 г. № 126н;
  20. Положение по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» (ПБУ 20/03). Утверждено приказом Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. № 105н.

Третий уровень нормативного регулирования формируют методические рекомендации, инструкции, письма и другие нормативные документы, разъясняющие применение отдельных положений по бухгалтерскому учету. Они разрабатываются и утверждаются в федеральных и отраслевых органах управления . Документы этого уровня содержат конкретные указания по отражению в бухгалтерском учете различных фактов хозяйственной деятельности. Среди них назовем методические указания: по бухгалтерскому учету основных средств; по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; по планированию , учету и калькулированию себестоимости в строительстве и т.д. К числу важнейших документов этого уровня нормативного регулирования относятся План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. Об этих документах также будет рассказано в соответствующих главах учебника.

К документам четвертого уровня относятся положения, инструкции, приказы и иные документы по ведению бухгалтерского учета, которые создаются непосредственно в конкретной организации и являются внутренними рабочими стандартами хозяйствующего субъекта. К ним следует отнести приказ об учетной политике организации, рабочий план счетов бухгалтерского учета, положение об оплате труда и его стимулировании, должностные инструкции, инструкции по инвентаризации и т.д., разрабатываемые на основе действующего законодательства и нормативных документов.

Приведенный выше перечень документов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, основан на их юридической значимости для формирования системы бухгалтерского учета. При разрешении различных хозяйственных споров приоритет отдается документам более высокого уровня.

Заметим, что принятая хозяйствующим субъектом учетная политика не может быть самостоятельно изменена контролирующими и другими органами.

Национальные и международные стандарты финансовой отчетности

В условиях глобализации финансовых рынков , создания транснациональных корпораций актуальными становятся проблемы гармонизации национальных систем бухгалтерского учета , особенно бухгалтерской отчетности, с системами бухгалтерского учета других стран.

Эти причины послужили предпосылкой разработки международных стандартов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности - это нормативные документы, определяющие требования к содержанию и методологии формирования бухгалтерской информации на основе увязки разных национальных систем учета стран с развитой рыночной экономикой . Международные стандарты разработаны на основе опыта экономически развитых стран по ведению бухгалтерского учета и раскрытию информации в отчетности.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), разрабатываются и пересматриваются Советом по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО) (ранее - Комитет по международным стандартам финансовой отчетности). СМСФО является профессиональной общественной организацией, деятельность которой направлена на достижение унификации принципов бухгалтерского учета, используемых организациями всего мира при составлении финансовой отчетности, т.е. разработка и публикация, пропаганда и внедрение МСФО.

Ни СМСФО, ни бухгалтерское сообщество в целом не имеют полномочий требовать применения МСФО. Эти стандарты применяются в силу того, что регулирующие (государственные) органы в различных странах признают важность деятельности СМСФО и унификации правил финансовой отчетности. Следует отметить, что полностью используют международные стандарты в основном развивающиеся страны, зависимые от иностранного капитала . Страны же с развитой рыночной экономикой, со сложившимися национальными традициями ведения бухгалтерского учета отдают предпочтение внутренним стандартам, которые разрабатываются с учетом основных принципов МСФО.

Российская Федерация, наряду с 28 странами и пятью международными организациями (Международным валютным фондом, Мировым банком и пр.), представлена в Консультационном совете по стандартам при Правлении СМСФО. Правительство Российской Федерации пошло по пути постепенного преобразования национальных правил с учетом основных принципов международных стандартов. Официально признанный перевод международных стандартов у нас в стране был издан только в 1998 г. Однако, начиная с 1994 г. в России разрабатываются национальные стандарты бухгалтерского учета (ПБУ) с учетом основных норм МСФО.

Использование международных стандартов финансовой отчетности необходимо потому, что российские компании, холдинги и крупные фирмы выходят на международные рынки и их финансовая отчетность должна быть понятна зарубежным пользователям. Поэтому в настоящее время в обязательном порядке трансформируется национальная бухгалтерская отчетность организаций, ценные бумаги которых котируются на международных рынках капитала, в соответствии с требованиями МСФО. В нашей стране такую отчетность составляют немало коммерческих организаций . Среди них, прежде всего, такие акционерные общества , как «ЕЭС России», «Газпром», «Транснефть*, «АвтоВАЗ», многие банки.

Другой важной причиной использования положений международных стандартов является то, что, согласно международной практике, отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и прозрачностью (понятностью) для инвесторов разных стран. Пока инвестор не будет иметь возможности на основе итоговой бухгалтерской информации наблюдать за использованием предоставленного им капитала, организация является для него зоной повышенного риска и, соответственно, будет проигрывать другим в привлечении финансовых ресурсов.

В состав международных стандартов включаются: Предисловие к МСФО, Принципы подготовки и представления финансовой отчетности, Стандарты и разъяснения к ним.

В Предисловии к МСФО излагаются цели и порядок деятельности СМСФО, правила разработки и применения международных стандартов.

Принципы подготовки и представления финансовой отчетности - это документ, в котором раскрываются основы подготовки и представления отчетности для внешних пользователей. В нем отражаются такие вопросы, как цели финансовой отчетности; качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации; даются определения, порядок признания и оценки активов, обязательств , капитала, доходов и расходов и пр. Таким образом, в Принципах подготовки и представления финансовой отчетности формируется понятийный аппарат для формирования профессиональных суждений при обобщении бухгалтерской информации.

Стандарты представляют собой принятые в общих интересах положения подготовки и представления финансовой отчетности. Каждый стандарт включает следующие вопросы: перечень объектов и момент их признания в отчетности; порядок оценки и раскрытия информации об объекте для целей финансовой отчетности. Порядок бухгалтерского учета в традиционном российском понимании не представлен в стандартах, т.е. они не устанавливают правил документального оформления и первичного учета, плана счетов, учетных регистров, корреспонденции счетов и пр.

В качестве примера можно назвать такие стандарты, как «Запасы» (порядок определения фактических затрат на приобретение производственных запасов, последующее списание их в расход, доведение балансовой стоимости активов до величины чистой стоимости продажи, определения стоимости запасов и т.д.), «Основные средства » (порядок формирования основных средств, момент признания, определение текущей стоимости, амортизация и т.д.), «Аренда » (отражение в финансовой отчетности арендодателя и арендатора операций, связанных с финансовой и оперативной арендой имущества и т д.).

В разъяснениях к МСФО дается толкование отдельных положений стандартов в целях обеспечения их единообразного применения и повышения степени сопоставимости финансовой отчетности, подготавливаемой на основе МСФО.

В целях приведения российской национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сближения с международными стандартами финансовой отчетности в нашей стране проводится работа по реформированию бухгалтерского учета и отчетности

Концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета

Упрочение рыночных отношений в России, выход на международный рынок , увеличение числа собственников и пользователей экономической информации как внутри страны, так и за рубежом привело к повышению роли бухгалтерского учета и отчетности в управлении хозяйствующими субъектами.

Реформирование национальной системы бухгалтерского учета начато после принятия в 1992 г. Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в межцународной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики . В ходе реализации этой программы были приняты и введены в действие Федеральный закон «О бухгалтерском учете», Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, ряд положений по отдельным участкам бухгалтерского учета и другие документы. Но процесс трансформации национальной системы учета и отчетности отставал от экономических преобразований в стране. Поэтому общественными организациями (Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России) в 1997 г. принимается Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (как известно, концепция - это система взглядов, определяющих стратегию действий при осуществлении реформ) . Концепция была ориентирована на действующую рыночную экономику и основана на опыте развитых стран.

Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России устанавливала базовые положения для построения системы бухгалтерского учета.

Отмечалось, что целью бухгалтерского учета является формирование информации для внешних и внутренних пользователей.

Так как интересы заинтересованных пользователей существенно различаются, то бухгалтерский учет не может удовлетворить все их информационные потребности в полном объеме. Поэтому информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, удовлетворяет потребности, являющиеся общими. Особо выделяется такой пользователь, как налоговая система. В Концепции было установлено, что при формировании информации в бухгалтерском учете интересы налоговой системы рассматриваются в качестве одних из многих интересов, определяющих содержание и представление этой информации. В отношении этих интересов задача бухгалтерского учета ограничивается лишь подготовкой данных о деятельности организации, на основе и из которых возможно сформировать показатели, необходимые для налогообложения.

В Концепции были изложены требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете: полезность, уместность, надежность, сравнимость, своевременность.

Также в Концепции были определены критерии признания активов, обязательств , доходов и расходов для включения их в бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках. Например, актив тогда признается в бухгалтерском балансе, когда вероятно получение организацией в будущем экономических выгод от этого актива и когда его стоимость может быть измерена с достаточной степенью надежности.

Кроме того, в Концепции отмечалось, что активы, обязательства, доходы и расходы могут оцениваться по:

  • фактической (первоначальной) стоимости (себестоимости), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), уплаченной или начисленной при приобретении или производстве объекта;
  • текущей (восстановительной) стоимости (себестоимости), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), которая должна быть уплачена в настоящее время в случае необходимости замены какого-либо объекта;
  • текущей рыночной стоимости (стоимости реализации), т.е. сумме денежных средств (или их эквивалентов), которая может быть получена в результате продажи (выбытия) объекта.

При отсутствии базы для оценки можно использовать дисконтированную стоимость, т.е. величину будущих денежных поступлений (или их эквивалентов), за которую предположительно должен быть приобретен объект в ходе обычной хозяйственной деятельности.

Названная Концепция, несомненно, внесла вклад в процесс реформирования бухгалтерского учета в России и послужила основой для принятой Правительством РФ в 1998 г. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

В этой программе была обоснована необходимость реформирования бухгалтерского учета. Отмечалось, что система бухгалтерского учета, существовавшая в командно-административной экономике России, отвечала основным потребностям государственного управления . Кардинальные изменения системы экономических отношений и правовой среды потребовали преобразования бухгалтерского учета, однако темпы таких преобразований не соответствуют требуемым.

Цель реформирования системы бухгалтерского учета - привести национальную систему бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и сблизить с международными стандартами финансовой отчетности. Задачи реформы:

  • сформировать национальную систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающую пользователей полезной информацией, в первую очередь инвесторов;
  • обеспечить связь реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
  • оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

Предусматривается проведение реформы по таким основным направлениям: совершенствование правового обеспечения; продолжение формирования нормативной базы (разработка новых, уточнение ранее принятых положений по бухгалтерскому учету и внедрение их в практику); методическое обеспечение (методические указания, инструкции); подготовка и повышение квалификации бухгалтерских работников; широкое международное сотрудничество. Б ходе реформы предполагается переориентировать нормативное регулирование с учета на бухгалтерскую отчетность, активизировать деятельность профессиональных бухгалтерских организаций, использовать в национальном регулировании положения МСФО.

Система бухгалтерского учета - это не статичная система, она постоянно изменяется и развивается под влиянием все новых и новых требований к учетной информации, предъявляемых ее пользователями.

За годы, прошедшие со времени принятия Программы, произошли значительные изменения в отечественном бухгалтерском учете, возрос престиж бухгалтерской профессии, появился ряд профессиональных общественных объединений , многие из которых являются членами Международной федерации бухгалтеров.

Однако, несмотря на эти успехи, в бухгалтерском учете и отчетности имеются серьезные проблемы: отсутствует инфраструктура применения МСФО и официальный статус бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО; слабая система аудиторского контроля качества бухгалтерской отчетности; хозяйствующие субъекты несут значительное административное бремя по представлению избыточной отчетности органам государственной власти , а также излишние затраты из-за необходимости параллельно с бухгалтерским вести налоговый учет; низкий уровень профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов для использования МСФО и др.

Поэтому в июле 2004 г приказом Минфина РФ была одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.). В этой Концепции отмечается, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере качество и надежность, а также ограничивает возможности полезного использования предоставляемой пользователями информации, хотя для этого имеются все предпосылки. Поэтому в дальнейшем развивать бухгалтерский учет и отчетность необходимо по следующим направлениям:

  • повышать качество информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Главная задача в области бухгалтерского учета - обеспечить относительную независимость организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы, требования и базовые правила организации учетного процесса должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных видов отчетности (индивидуальной отчетности юридического лица или консолидированной);
  • создавать инфраструктуру применения МСФО. Основными элементами этой инфраструктуры являются: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО; обучение МСФО;
  • изменять систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно происходить при разумном сочетании деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества;
  • усиливать контроль за качеством бухгалтерской отчетности. Основой системы контроля качества должен быть институт независимого аудита , обладающий необходимой квалификацией и наделенный соответствующими полномочиями; существенно повысить квалификацию специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Развитие бухгалтерского учета и аудита невозможно без совершенствования образовательного процесса. Главная задача заключается не только в подготовке достаточного количества квалифицированных бухгалтеров и аудиторов, но и повышения экономических знаний у пользователей бухгалтерской информации, имеющих потребность и навыки ее использования при принятии управленческих решений (например, направления инвестирования капитала и анализа рисков, связанных с этим).

Пользователи бухгалтерской информации

Как было отмечено выше, одна из важнейших функций бухгалтерского учета - обеспечение заинтересованных лиц и организаций качественной бухгалтерской информацией.

Пользователями учетной информации, как правило, являются лица, испытывающие интерес и потребность в ней и имеющие определенные знания и навыки для того, чтобы ее понять, оценить и проанализировать. Очевидно, что различные категории пользователей заинтересованы в получении разного рода информации. Всех пользователей информации бухгалтерского учета можно подразделить на две группы. Это пользователи внутренние и внешние.

Внутренние пользователи - это пользователи в самом хозяйствующем субъекте. Прежде всего, к таким пользователям относятся собственники (учредители, участники), администрация (руководители, менеджеры и специалисты различных уровней управления), работники организации.

Собственники (учредители, участники) хотят знать, насколько эффективно используются вложенные ими средства. Собственников в наибольшей степени интересуют показатели доходности того или иного вида деятельности, размер полученной прибыли , соотношения активов и обязательств , величины чистых активов, данные о направлениях использования собственного капитала и т.п.

Сотрудникам администрации хозяйствующего субъекта, в зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, нужна вся бухгалтерская информация, представленная как в виде отчетности, так и дополнительная, сгруппированная по определенным признакам. Менеджер, в зависимости от уровня принимаемых им решений, может затребовать у бухгалтерского аппарата необходимую для своей работы информацию. Для этого он должен располагать определенными знаниями о том, какая информация содержится в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Особое значение имеет информация о рентабельности и себестоимости отдельных видов продукции (работ или услуг), соответствие фактических и запланированных расходов по статьям и элементам, информация для контроля и анализа финансовых результатов деятельности организации. Кроме того, для руководителей разных уровней управления необходима такая бухгалтерская информация, на основе которой можно строить планы и прогнозы на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

Работников организации интересуют в основном данные о стабильности и прибыльности ее деятельности, гарантированности сохранения рабочих мест и оплаты труда .

Внешних пользователей бухгалтерской информации можно разделить на пользователей с прямым и косвенным финансовым интересом.

К внешним пользователям учетной информации с прямым финансовым интересом можно отнести лиц, имеющих тесные экономические связи с организацией. Это, прежде всего, действительные и потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы.

Инвесторы и их представители интересуются прежде всего информацией, на основе которой можно сделать вывод о масштабах деятельности организации, о ее финансовой устойчивости, т.е. способности своевременно погашать свои обязательства, о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций , об эффективности освоения вложенных средств и т.п.

Кредитным организациям , как партнерам, также нужна информация о финансовой устойчивости организации, информация о деятельности организации в перспективе, т.е. насколько оперативно и полно будут погашены выданные кредиты и займы. Кроме того, банки заинтересованы в информации о величине собственного капитала организации, о размере кредиторской задолженности другим лицам.

Поставщиков и других кредиторов интересует информация о денежных средствах , запасах материалов, товаров и готовой продукции, дебиторской задолженности, т.е. сведения, на основании которых можно определить платежеспособность организации.

К внешним пользователям с косвенным финансовым интересом обычно относят органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, налоговые органы, органы статистики , аудиторские компании, фондовые биржи , покупателей и др.

Органы федеральной или муниципальной власти , уполномоченные распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, заинтересованы в такой учетной информации, которая позволяет оценивать эффективность использования активов, регулировать деятельность организации по реализации общегосударственной политики и т.д.

Налоговые органы заинтересованы в данных о состоянии расчетов с бюджетом . Их интересует правильность расчета налоговой базы по различным видам налогов , соответствие данных налоговых деклараций и данных бухгалтерского учета, верность сведений самостоятельного налогового учета.

Органы статистики используют показатели форм отчетности, заполненных с использованием данных бухгалтерского учета. В этих формах представлены не только стоимостные, но и натуральные показатели. Эти показатели используются при формировании и представлении информации для принятия решений на региональном и государственном уровнях.

Аудиторские фирмы заинтересованы в полной и детальной информации обо всей финансово-хозяйственной деятельности организации, необходимой для подтверждения достоверности представленной бухгалтерской отчетности.

Необходимо подчеркнуть, что внешние пользователи, имеющие право на часть или всю внутреннюю учетную информацию, обязаны не разглашать ее и хранить коммерческую тайну . Перечень сведений, разглашение которых может принести снижение экономических выгод для организации и составляющих коммерческую тайну, определяется ее руководителем (в соответствии с действующим законодательством) .

Таким образом, при формировании учетной информации для конкретных пользователей необходимо детализировать и группировать данные в соответствии с их запросами. В основном бухгалтерская информация представляется в виде отчетности, дополняемой при необходимости пояснениями и разъяснениями (раскрытие показателей бухгалтерской отчетности).

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1-2-го уровней.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1-3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Государство вынуждено вмешиваться в экономику по целому ряду причин, которые фактически сводятся к одной: негативным последствиям бизнеса. Вот основные из них: экологические - безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть; ресурсные - ресурсы ограничены, и контроль за их использованием под силу только государству; политические - экономический упадок ведет к неустойчивости государственной власти; социальные - отсутствие средств к существованию у значительной части населения, резкое имущественное расслоение как результаты неуправляемого бизнеса способны вызвать политический взрыв; технологические - бесконтрольное использование сложных технологий создает угрозу безопасности населения; международные - неуправляемые, хаотичные экономические связи с зарубежными партнерами приводят к разрушению экономики и государства. Предпринимательство как таковое не имеет механизма саморегулирования, обеспечивающего функционирование экономики в целом. Поэтому необходима система государственных средств управления системой бизнеса.

Государственные органы могут вмешиваться в любую коммерческую деятельность. В качестве основного средства воздействия на предпринимателей используются рекомендации или даже просто советы. Однако если рекомендации игнорируются, с коммерческой организации (коммерсанта) взимается штраф.

Государственному регулированию на Западе подвергаются различные аспекты предпринимательства. Например, ценообразование. Широкую известность приобрел пример повышения цен на булочные изделия в Бельгии в 1993 году. Владельцы хлебопекарен обратились в комиссию по ценообразованию и контролю при министерстве экономики с ходатайством о повышении цен на два франка за батон. Комиссия изучала вопрос полгода, и дала разрешение на повышение цен не на два, а только на один франк.

Во всех странах Запада контролируется соблюдение минимального уровня заработной платы. Во Франции с помощью делегированного законодательства, в создании которого участвуют министерства экономики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта, внешней торговли и др., государство активно вмешивается в регулирование цен, внешней торговли, предоставления кредитов, следит за конкуренцией, обеспечением занятости трудоспособного населения.

В США, где бизнес более мощный, чем в Западной Европе, государственное регулирование бизнеса также осуществляется более императивно. Там создано достаточно много административных органов, непосредственными задачами которых являются управление и регулирование в сфере предпринимательства: комиссия по безопасности потребительских товаров; комиссии, регулирующие деятельность страховых компаний; комиссии по пищевым продуктам и медикаментам; комиссия по ценным бумагам и биржам; национальный совет по трудовым отношениям; ведомство социальной защиты; комиссия содействия равной занятости; ведомство профессиональной безопасности; ведомство пенсионного планирования; ведомство защиты окружающей среды; ведомство по добыче нефти и газа и др.

В современной России наиболее доступно осуществление регулирования деятельности унитарных предприятий. Однако и в отношении коммерческих организационно-правовых форм осуществление государственного контроля возможно. Виды контроля государства за бизнесом разграничивают на прямой и косвенной.

К видам прямого контроля за деятельностью менеджеров организации относятся: контроль за размещением и строительством предприятий; финансовое (деловое) участие и финансовая помощь; экологический контроль; пожарный надзор; контроль качества продукции, особенно пищевой и медицинской, сертификация; лицензирование; антипомонопольный контроль; ценовой контроль.

Косвенное воздействие государства осуществляется через налоги, ограничение денежных средств в обороте, кредитно-финансовые мер, через регулирование занятости и профессиональной подготовки, путем стимулирования конкурентоспособности, через развитие или блокировку разветвленной инфраструктуры, через государственное программирование экономики, а также с использованием метода прогнозирования и информационного обеспечения бизнеса.

Названные способы и методы государственного регулирования определяют рамки, в которых менеджеры организаций могут осуществлять управление деятельностью руководимой ими организации. В принципе, выше речь шла еще не о правовом обеспечении менеджмента, а о границах, в пределах которых может осуществляться управление организацией ее менеджерами. Однако если этим ограничиться, то «сверхсвобода» в праве решать те или иные вопросы даже в очерченных внешних границах обернется в свободу чинить произвол и принимать решения, противоречащие смыслу и назначению права в обществе.

Поэтому законодательством устанавливаются рамки, в которых менеджменту организации предоставляется возможность действовать самостоятельно. Поскольку от имени корпорации, как правило, действует ее менеджмент, далее для краткости мы будем использовать словосочетание «пределы корпоративного регулирования» для обозначения тех пределов, до которых простираются правомочия менеджеров организации.

Анализ действующего законодательства позволяет сформулировать пять принципов, определяющих пределы корпоративного регулирования:

  • 1) принцип централизации управления: принятие стратегических и наиболее важных решений должно осуществляться одним руководящим органом. Однако централизация должна быть разумно разграничена;
  • 2) принцип децентрализации управления: в определенных пределах полномочия на принятие решений делегируются нижестоящим органам управления, например, органам управления структурными подразделениями корпорации, менеджерам, отвечающим за определенный участок работы;
  • 3) принцип координации деятельности структурных подразделений и сотрудников корпорации;
  • 4) принцип использования человеческого потенциала, включающий следующие аспекты:
    • · решение должно приниматься менеджером того уровня управления, на котором оно подлежит исполнению;
    • · менеджеры должны ориентировать исполнителей и менеджмент не на указания сверху, а на четко определенные в нормативных, в том числе корпоративных, сферы действия, полномочия и ответственность;
  • 5) принцип эффективного использования услуг сателлитов бизнеса. Сателлитами бизнеса называются специалисты, выполняющие сопутствующие бизнесу виды деятельности. К числу сателлитов бизнеса относятся, например, бухгалтер (обеспечивают минимизацию налогообложения), юристы (обеспечивают разрешение конфликтных ситуаций), финансисты-аналитки (анализ и прогнозирование экономической ситуации).

Самостоятельность в действиях менеджеров должна быть обоснованной. Предоставление менеджерам слишком больших прав приведет к децентрализации общественной системы и возникновению опасности ее дезорганизации. С другой стороны, излишнее ограничение их прав приведет к неполному использованию реальных возможностей организации.

К числу основных правовых средств и способов государственного регулирования корпоративного менеджмента могут быть отнесены:

  • · установление правовых принципов, определяющих требования к субъектам корпоративной деятельности и выраженных в обобщенной форме;
  • · формулирование программных положений, которые могут содержаться в различных нормативных актах;
  • · определение стратегии правового регулирования (целевые установки);
  • · установление пределов осуществления прав, пределов их действия;
  • · постановка задач, подлежащих решению (определяет тактику правового регулирования);
  • · установление технических регламентов, стандартов и иных средств технического регулирования;
  • · предъявление особых требований к менеджерам (образование, возраст, стаж работы, отсутствие судимости и пр.);
  • · законодательное установление особого порядка или принятия определенных решений (например, вопросов исключительной компетенции общего собрания акционеров);
  • · принятие уполномоченными органами примерных, типовых, рекомендательных или обязательных положений, уставов, инструкций и аналогичных им актов.

Приведенный перечень не является полным и носит лишь ориентирующий характер.

Соотношение менеджмента и права в принципе не отличается от соотношения любой иной деятельности и права. Менеджмент как разновидность человеческой деятельности должен осуществляться в соответствии с законом и не противоречить ему. Менеджер в своей практической деятельности независимо от формы, в какой она осуществляется, подчинен законам и несет по ним ответственность наравне с другими лицами. Однако менеджер пользуется также защитой со стороны закона и юридическими гарантиями как в сфере своей профессиональной деятельности, так и в области общегражданских прав.

С этой точки зрения наиболее важными являются положения, закрепленные в Гражданском кодексе РФ и законах, определяющих организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и правовой статус органов управления, а также Трудовой кодекс РФ, в котором устанавливается особый правовой статус отдельных категорий менеджеров, отличающийся от правового статуса иных работников коммерческой организации.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...