Безопасная эксплуатация автомобильного транспорта. Обеспечение безопасной эксплуатации автотранспорта


В Основах законодательства по Российской Федерации о труде указано, что трудовые права граждан охраняются законом. Защита трудовых прав осуществляется государственными органами, а также профессиональными союзами и другими общественными организациями. Вместе с тем в Основах указано, что соблюдение трудовой дисциплины, выполнение установленных государством с участием профсоюзов норм труда составляют обязанность всех рабочих и служащих. Для регулирования трудовых отношений заключаются коллективный договор и трудовой договор.

Администрация обязана внедрять современные средства техники безопасности, предупреждающие производственный травматизм, и обеспечивать санитарно-гигиенические условия, предотвращающие возникновение профессиональных заболеваний рабочих и служащих. Законодательно закреплено положение, обязывающее строго соблюдать требования охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий. Так, в Основах законодательства о труде предусмотрены требования о предупредительном надзоре. Эти требования включают рациональное использование территории и производственных помещений и рабочих мест в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами, устройство санитарно-бытовых помещений.

2. Обеспечение безопасности на автотранспортном предприятии

Организация управления эксплуатацией транспортных средств

Общее руководство организацией безопасной эксплуатации транспортных средств осуществляется работодателем или по его поручению, оформленному приказом по организации, главным инженером (техническим директором).

Ответственность за организацию безопасной эксплуатации транспортных средств, надзор и контроль за использованием их по назначению должна возлагаться на одного из заместителей руководителя организации с подчинением ему транспортной службы организации.

Ответственность за содержание и обустройство дорог, проездов, переездов, площадок, проходов и т.д. на территории организации должна быть возложена на заместителя руководителя организации по социальным и бытовым вопросам и на архитектора (смотрителя) или на лицо, исполняющего в организации функции архитектора.

Транспортная служба организации (транспортный отдел совместно с транспортным цехом) должна:

а) в установленном порядке разрабатывать, утверждать и обеспечивать структурные подразделения и объекты производства работ с применением транспортных средств директивной и технической документацией (стандартами предприятия, положениями, инструкциями) по надлежащему техническому содержанию и безопасной эксплуатации транспортных средств;

б) разрабатывать маршруты для безопасного движения транспортных средств и работников по территории организации и в производственных корпусах, цехах, на участках и обеспечивать через соответствующие службы надлежащее обустройство и содержание этих маршрутов;

в) обеспечивать совместно со службой охраны труда, службой подготовки кадров обучение, проверку знаний по безопасности труда на транспорте и порядок допуска работников к выполнению работ.

Ответственность за безопасную эксплуатацию и техническое состояние транспортных средств следует возлагать:

а) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация всех видов транспортных средств осуществляется централизованно, т.е. силами только транспортных цехов, - на руководителей транспортных цехов;

б) в организации, где техническое обслуживание и эксплуатация транспортных средств осуществляется децентрализованно или имеет смешанную структуру, - на руководителей цехов, отделов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства.

В этом случае структурные подразделения свои транспортные средства должны представлять на ежегодный технический осмотр в транспортный цех в соответствии с утвержденным в организации графиком.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, обеспечивают:

а) организацию содержания транспортных средств и выпуск их на линию в технически исправном состоянии и укомплектованными в соответствии с требованиями раздела Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации (медицинской аптечкой, огнетушителем, знаком аварийной остановки, противооткатными упорами, запасным колесом, буксирным тросом), что должно подтверждаться подписью в путевом листе лица, ответственного за выпуск транспортного средства на линию;

б) проведение инструктажа, обучение и проверку знаний работников по охране и безопасности труда согласно требованиям п. 1.3 ГОСТ 12.0.004-90 "ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения";

в) допуск к управлению транспортными средствами водителей, прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение, медицинское освидетельствование и имеющих соответствующие удостоверения на право управления транспортными средствами соответствующей категории, что должно подтверждаться выдачей водителю путевого листа;

г) отстранение от управления транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории;

д) проведение постоянного надзора и контроля за соблюдением правил технической эксплуатации и ремонта транспортных средств, за стоянием условий и охраны труда с устранением выявленных нарушений и отклонений;

е) контроль за выполнением работниками инструкций по охране и безопасности труда.

Работодатель обеспечивает в установленном порядке аттестацию на соответствие занимаемой должности, связанной с обеспечением безопасной эксплуатации транспортных средств, в региональных или иных аттестационных комиссиях органов государственного управления на транспорте:

а) работников, ответственных за техническое состояние транспортных средств;

б) работников, ответственных за безопасную эксплуатацию транспортных средств;

в) работников, замещающих ответственных за техническое состояние или безопасную эксплуатацию транспортных средств, на время их отпуска, командировки, болезни и в других случаях.

Руководители транспортных цехов и других структурных подразделений, имеющих транспортные средства, разрабатывают в установленном порядке и выдают работникам, обеспечивающим эксплуатацию транспортных средств, должностные инструкции, регламентирующие их обязанности, права и ответственность.

Работники транспортных организаций, ответственные за техническое состояние транспортных средств и за их безопасную эксплуатацию, не реже одного раза в пять лет проходят обучение и аттестацию, как правило, в учебных заведениях системы Минтранса России.

Аттестационный лист работника, прошедшего аттестацию, хранится в его личном деле.

УТВЕРЖДЕНА

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Основные вопросы темы:

Организация технического обслуживания автотранспорта.

Дорожно-транспортные происшествия и их профилактика.

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.- 8-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2009. - 616 с. : ил.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2007.- 420 с.

3. Методика организации профессионального отбора водителей к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов. Практическое пособие.
Год: 2011

4. Техническая эксплуатация автотранспортных средств. Выбор стратегии организации и управления.

5. Требования к техническому состоянию автотранспортных средств. Уч. пособие. 2012 г.

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008 . – 672 с.: ил.

4. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.

Организация работы автотранспортного предприятия

Нормативная база

Федеральный закон «Об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности».

Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения»

Постановление Минтруда РФ от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте"



Приказ Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"

Приказ Минтранса РФ от 9 марта 1995 г. N 27 Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов

Основные принципы государственной политики в сфере автомобильного транспорта :

1) единство политики в области автомобильного транспорта на федеральном, региональном и местном уровнях;

2) обеспечение безопасности автотранспортной деятельности на основе применения единых требований норм, правил и стандартов;

3) установление ответственности государства за осуществление предупредительных мер в сфере обеспечения безопасности автотранспортной деятельности;

4) социальная направленность государственного управления автотранспортной деятельностью и обеспечение приоритета вопросов охраны жизни и здоровья граждан;

5) обеспечение доступности автотранспортных услуг для всех граждан, включая создание социальных гарантий для инвалидов, лиц с ограниченными возможностями и других маломобильных граждан;

6) установление стандартов транспортного обслуживания граждан, организаций, территорий;

7) интеграция в международный рынок автотранспортных услуг на основе гармонизации российского законодательства в области автомобильного транспорта с действующими международными соглашениями Российской Федерации.

Основные понятия:

Автомобильный транспорт – вид транспорта, на котором в качестве подвижного состава используются самоходные и прицепные колесные транспортные средства, предназначенные для движения по автомобильным дорогам.

Автомобильный транспорт общего пользования организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом по обращению любого лица на условиях публичного договора перевозки.



Автотранспортная деятельность – деятельность, осуществляемая с использованием автотранспортных средств для выполнения всех видов перевозок пассажиров, багажа и грузов (за исключением перевозок для личных, семейных или бытовых нужд), деятельность по выполнению иных организационных и технологических операций, связанных с перевозкой автомобильным транспортом, а также иная деятельность по оказанию услуг и выполнению работ в сфере эксплуатации автотранспортных средств.

Стандарты автотранспортной деятельности – нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к условиям и порядку осуществления автотранспортной деятельности, требования к производственно-техническому обеспечению автотранспортной деятельности, квалификационные требования к персоналу, документированию результатов автотранспортной деятельности и качеству оказываемых услуг.

Особые виды перевозок.

Положение о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 8 января 1997 г. N 2) (с изменениями от 18 июля 2000 г.)
Перевозка детей

При организации перевозок детей кроме вышеуказанных должны выполняться следующие требования:

Перевозка детей автобусами должна осуществляться в светлое время суток с включенным ближним светом фар.

Скорость движения выбирается водителем (а при сопровождении - старшим по его обеспечению) в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом скорость не должна превышать 60 км/ч.

Об организации школьных перевозок, массовых перевозок детей (в лагеря труда и отдыха и т.д.) уведомляются органы Государственной автомобильной инспекции для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте и решения вопроса о сопровождении колонн автобусов специальными транспортными средствами.

Уведомление Государственной автомобильной инспекции представляется владельцу автобусов при оформлении заказа на перевозку.

Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения группы преподавателями или специально назначенными взрослыми. В процессе перевозки сопровождающие должны находиться у каждой двери автобуса. Для сопровождения детей, перевозимых колонной автобусов, выделяются медицинские работники.
Окна в салоне автобуса при движении автобуса должны быть закрыты.

Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

При организации регулярных автобусных перевозок детей в сельской местности владельцы автобусов обязаны производить комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов Государственной автомобильной инспекции и дорожных организаций; устанавливать на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.

Заблаговременно согласовать маршрут движения.

Рабочее время водителей

Постановление Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16 "Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей" (с изменениями от 23 октября 2001 г.)

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов , а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем - 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя .

При привлечении к сверхурочным работам общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 12 часов. Сверхурочные работы применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб; технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов; перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.

Водителям автобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных регулярных пассажирских линиях, с их согласия может устанавливаться рабочий день с разделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться к месту дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа после начала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двух часов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыха (п.12б настоящего Положения) предоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Должен знать

· организацию технической эксплуатации автомобилей;

· технологическое проектирование автотранспортных предприятий и подразделений;

· безопасность дорожного движения;

· организацию автомобильных перевозок;

· организацию материально-техническое обеспечение, лицензирование и сертификация;

· технологические основы механизированных работ.

Должен иметь

· Знание порядка работы по регистрации автомобиля в ГИБДД.

· Знание периодичности и объема ТО автомобилей.

Должен уметь

· Организация транспортного обслуживания подразделений

· Организация обеспечения эксплуатации служебного автотранспорта.

· Приобретение и реализация автотранспорта

· Проведение регистрационных действий в ГИБДД и ВК,

· Проведение мероприятий с водителями по БДД,

· организовать хранение и контроль за использованием служебного автотранспорта.

· Ведение учета по автотранспорту, расходам на его эксплуатацию и отчетности.

УТВЕРЖДЕНА

На заседании учебно-методического совета кафедры

________________________

«___»______________201_г

Тема № 27

«Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на объекте экономики».

Преподаватель

Непочатов В.К.,

профессор МОИУП

Г. ИВАНТЕЕВКА

Тема 27.

Организация безопасной эксплуатации автотранспорта на ОЭ.

При эксплуатации автомобильного транспорта, тракторов, других транспортных средств необходимо руководствоваться Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные постановлением Минтруда России от 12 Мая 2003 г. N 28, Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденные приказом министерством.транспорта РФ от 8.08.95 №73. (с послед. ред.), ГОСТ. 12.2.019-86 "ССБТ. Тракторы и машины самоходные сельскохозяйственные. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.2.102-89 "ССБТ. Машины и оборудование лесозаготовительные и лесосплавные, тракторы лесопромышленные" и другими действующими нормативными правовыми актами по охране труда.
Техническое состояние, оборудование и укомплектованность автомобилей всех типов, марок, назначений, прицепов, полуприцепов, а также всех механических средств, находящихся в эксплуатации, должны соответствовать Правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, Правилам дорожного движения. Транспортные средства должны быть полностью укомплектованы в соответствии с действующими техническими условиями.
К кабине (салону) автомобиля предъявляются следующие требования:
- ветровые и боковые стекла не должны иметь трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
- боковые стекла должны плавно передвигаться от руки или стеклоподъемными механизмами;
- на сиденье и спинке сиденья не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы, сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя;
- концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салена и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля не должна превышать установленной санитарной нормы (в мг/м3: окись углерода - 20; акролеин - 0,2; окислы азота - 5; пары бензина - 100; бутан - 300);
- замки всех дверей, а также привод управления дверьми (на автобусах) должны быть исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
- отопительные устройства кабины транспортного средства и пассажирского салона в холодное время года должны быть исправны. Применение отработанных газов для отопления не допускается; - пол кабины (салона) и кузова легкового автомобиля должен застилаться ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.
Органы управления автомобилем должны быть с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автомобиля.
Система питания, смазки и охлаждения не должны иметь течи топлива, масла, антифриза или воды. Вентиляция картера двигателя должна работать исправно, не допуская прорыва газов в подкапотное пространство. Техническое состояние электрооборудования автомобиля должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических приборов. Аккумуляторная батарея должна быть надежно укреплена. Не допускается течи электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
Каждое транспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (башмаками) не менее 2 шт. для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
При направлении в дальний рейс (продолжительностью более 1 суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
Автомобили с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах.
Кузов грузового бортового автомобиля, прицепа и полуприцепа не должен иметь поломанных брусьев и досок, техническое состояние бортов должно исключать возможность выпадения грузов при движении автомобиля.
Для перевозки пассажиров кузов бортового грузового автомобиля должен быть оборудован лестницей или скобами для посадки и высадки, сиденьями на удобной высоте, но не менее 15 см от верхнего края бортов; задние и продольно расположенные у боковых бортов сиденья должны иметь прочные спинки; бортовые запоры должны надежно закрепляться; число перевозимых людей не должно превышать количество оборудованных для сиденья мест.
Грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, должен быть специально оборудован устройствами для безопасности пассажиров.
Прицепы, полуприцепы и автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть оборудованы исправными откидными стойками и щитами, иметь поворотные круги, снабженные приспособлениями для закрепления этих кругов при движении автомобиля без груза.
Все прицепы и полуприцепы, за исключением одноосных, должны иметь исправный стояночный тормоз, обеспечивающий удержание прицепа после его отсоединения от тягача, а также не менее двух противооткатных упоров (башмаков). Автомобили-самосвалы и прицепы-самосвалы должны иметь исправные устройства необходимой прочности, исключающие возможность самопроизвольного опускания поднятого кузова.
Весь специализированный подвижной состав должен отвечать соответствующим техническим условиям.
Все лестницы, переходные мостики и рабочие площадки на подвижном составе должны содержаться в исправном состоянии и очищаться от грязи, льда и снега.
Рабочие площадки, находящиеся на высоте более 0,7 м, должны быть оборудованы исправными ограждениями (перилами).
Тракторы должны изготовляться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности", ГОСТ 12.1.004-91-"ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования".
Углы поперечной статической устойчивости должны быть не менее:
35 - для тракторов тяговых классов более 0,6 (за исключением хлопководческих) при транспортной комплектации;
30 - для машин.
Уровень звука внешнего шума колесных тракторов не должен превышать 85 дБА.
Конструкция тракторов и машин должна обеспечивать безопасное проведение технического обслуживания.

по охране труда
ГЛАВА 12
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА

223. Эксплуатация автомобильных транспортных средств (далее – автотранспорт) осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 199, 2/1375), Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/881), требованиями настоящих Правил, Правил дорожного движения, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, санитарных правил и норм СанПиН 11-10-94 «Санитарные правила по гигиене труда водителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь 27 января 1994 г., эксплуатационных документов организаций – изготовителей автотранспортных средств.

224. Техническое состояние автотранспорта, находящегося в эксплуатации, должно соответствовать требованиям ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки», утвержденного постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 2 декабря 1991 г. № 1851.

225. Перевозка работников и других лиц (далее – пассажиры) и грузов автотранспортом осуществляется в соответствии с Правилами организации безопасной перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортном, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 19 июля 2002 г. № 22 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 97, 8/8453).

Перевозка опасных грузов осуществляется в соответствии с требованиями Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 194, 8/11762).

226. Каждое автотранспортное средство, находящееся в организации, подлежит государственной регистрации и закрепляется за конкретным водителем.

К эксплуатации допускаются автотранспортные средства, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.

227. Руководитель организации для обеспечения безопасной перевозки пассажиров и грузов создает службу безопасности движения (назначает лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств).

228. Автотранспортные средства должны проходить ежедневное обслуживание, включающее проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств, уход за ними и заправочные операции.

Проверку прибывающих с линии и выпускаемых на линию автотранспортных средств осуществляют водитель и лицо, ответственное за исправное состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств.

По прибытии с линии проверяется комплектность автотранспортных средств, наличие неисправностей, поломок и повреждений, устанавливается потребность в текущем ремонте.

Перед выпуском на линию проверяется внешний вид, комплектность и техническое состояние автотранспортных средств.

229. Перед направлением в рейс непосредственный руководитель знакомит водителя с условиями работы на линии и особенностями перевозимого груза.

При направлении двух и более автомобилей для совместной работы на срок более двух дней один из водителей назначается старшим, ответственным за охрану труда. Выполнение требований указанного ответственного лица обязательно для всех водителей автомобилей данной группы.

230. Перевозка пассажиров осуществляется автомобилями, оборудованными соответствующим образом. Количество пассажиров, перевозимых в кабине, салоне, не должно превышать количества, указанного в техническом паспорте на данный автомобиль.

231. Допускается перевозка пассажиров в кузове грузового автомобиля или кузове-фургоне, оборудованных сиденьями с прочными спинками. Сиденья должны быть закреплены на высоте 0,3–0,5 м от пола и не менее 0,3 м от верхнего края борта. Количество пассажиров не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

232. Перед посадкой пассажиров в кузов грузового автомобиля водитель инструктирует их о порядке посадки в кузов, размещения в кузове и высадки из кузова. Начинать движение следует убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

233. Посадка и высадка пассажиров осуществляются только после полной остановки автомобиля. Движение автомобиля начинается только с закрытыми дверями. Открытие дверей производится после полной остановки автомобиля.

234. Не допускается отдыхать и спать в кабине автомобиля при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках, а также применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины (салона) автомобиля или приготовления в ней пищи.

235. При возникновении неисправностей автотранспортных средств во время работы на линии водители прекращают движение, устанавливают знак аварийной установки за автотранспортным средством на расстоянии не менее 15 м в населенных пунктах и 40 м – вне населенных пунктов и принимают меры по устранению неисправностей.

236. Устранение неисправностей осуществляется в соответствии с требованиями безопасности, содержащимися в инструкциях по охране труда, технологических документах на ремонт автотранспортного средства, эксплуатационных документах организаций-изготовителей.

При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента ремонт не допускается, необходимо следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности, а при невозможности движения сообщить в организацию.

Не допускается привлекать к устранению неисправностей автотранспортных средств лиц, не имеющих на это права.

237. Для поддержания автотранспорта в исправном состоянии организуется техническое обслуживание и текущий ремонт в соответствии с требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденного постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 декабря 1997 г. № 67.

238. Техническое обслуживание и ремонт производят работники, имеющие соответствующую квалификацию по профессии (специальности), прошедшие в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда.

При техническом обслуживании и текущем ремонте транспортных средств выполняются требования СТБ 960-94 «Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности», утвержденного и введенного в действие постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Беларусь от 30 июня 1994 г. № 6, Правил охраны труда на автомобильном транспорте, эксплуатационных и ремонтных документов организаций-изготовителей, технологической документации.

Техническое обслуживание и текущий ремонт производят на специально отведенных местах (постах) технического обслуживания и ремонта, оснащенных осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и тому подобными необходимыми устройствами и механизмами, приборами, приспособлениями, инвентарем, инструментом.

239. Проведение предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей автотранспорта организуется в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предрейсовых и иных медицинских обследований водителей, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 декабря 2002 г. № 84 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 3, 8/8898).

4.3.1. Перед пуском двигателя транспортного средства необходимо убедиться в том, что транспортное средство заторможено стояночным тормозом, рычаг переключения передач (контроллер) находится в нейтральном положении, транспортное средство отключено от системы подогрева (если таковая имеется) и пуск двигателя не создаст опасности для работников, находящихся у транспортного средства.
4.3.2. Пуск двигателя транспортного средства производится поворотом ключа замка зажигания, ключ-марки или другого штатного устройства пуска двигателя.
4.3.3. Использование пусковой рукоятки для пуска двигателя транспортного средства разрешается в исключительных случаях, при этом:
пусковая рукоятка должна поворачиваться снизу вверх; пусковую рукоятку нельзя брать в обхват. Рекомендуется для ручного пуска установить позднее зажигание.
4.3.4. Покидая кабину транспортного средства, водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства (выключить зажигание, подачу топлива, установить рычаг переключения передач (контроллер) в нейтральное положение, затормозить транспортное средство стояночным тормозом, а на уклоне, кроме того, поставить под колеса транспортного средства специальные упоры), и убедиться в личной безопасности, выходя на проезжую часть дороги.
4.3.5. При подъеме транспортного средства домкратом под домкрат устанавливается прочная подкладка достаточных размеров, обеспечивающая его устойчивость и исключающая проседание домкрата. Под неподнимаемые колеса транспортного средства должны быть установлены упоры (башмаки).
4.3.6. При вынужденной остановке транспортное средство должно быть отведено на обочину или на край проезжей части дороги и на расстоянии 15-30 м позади него должен быть выставлен знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
4.3.7. Водителю транспортного средства не разрешается:
а) подавать транспортное средство на погрузочно-разгрузочную эстакаду, не оборудованную ограждениями или колесоотбойным брусом;
б) осуществлять движение транспортного средства (автомобиля-самосвала) с поднятым кузовом;
в) допускать к ремонту транспортного средства посторонних лиц (грузчиков и других лиц);
г) выполнять какие-либо работы под транспортным средством, поднятом только домкратом без установки под транспортное средство козелков;
д) использовать в качестве подставки под поднятое транспортное средство, а также в качестве подкладок под домкрат случайные предметы (камни, кирпичи и т.п.);
е) осуществлять подачу бензина в карбюратор при неисправной топливной системе непосредственно из емкости шлангом или другим аналогичным способом;
ж) применять легковоспламеняющиеся жидкости для мойки двигателя, узлов и деталей транспортного средства;
з) курить и пользоваться открытым огнем в непосредственной близости от приборов системы питания бензинового двигателя транспортного средства или двигателя транспортного средства, работающего на газовом топливе.
4.3.8. При подкачке шин колес, снятых с транспортного средства, необходимо установить в окно диска колеса предохранительную вилку, а колесо укладывать замочным кольцом вниз.
4.3.9. При движении на поворотах водитель автомобиля-цистерны, емкость которой заполнена менее чем на 75 % объема, обязан для исключения опрокидывания снизить скорость транспортного средства до минимального значения, обеспечивающего безопасное прохождение поворота.
4.3.10. Перед подачей транспортного средства назад водитель должен убедиться в том, что этому маневру ничто и никто не препятствует. В условиях ограниченной обзорности и (или) плохой видимости водитель транспортного средства для выполнения маневра должен прибегнуть к помощи другого работника, находящегося вне транспортного средства.
4.3.11. При остановке или стоянке транспортного средства в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве должны быть включены габаритные или стояночные огни.
4.3.12. Буксировка неисправного транспортного средства должна осуществляться в соответствии с требованиями раздела 20 Правил дорожного движения Российской Федерации1.
________
1 Утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 (Собрание Актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 47, cm. 4531).

4.3.13. В зимнее время года при устранении неисправностей, при заправке транспортного средства топливом водитель должен работать в рукавицах. Для подогрева двигателя и других агрегатов и систем транспортного средства не допускается пользование открытым огнем.
4.3.14. Пробку радиатора на горячем двигателе транспортного средства необходимо отворачивать осторожно, не допуская интенсивного прорыва пара. Эта операция должна выполняться в рукавицах или с использованием ветоши.
4.3.15. При обнаружении утечки газа на транспортном средстве, двигатель которого работает на газовом топливе, водитель обязан немедленно остановить двигатель, закрыть все вентили и принять меры к устранению неисправности.
4.3.16. При длительной стоянке транспортного средства с двигателем, работающем на газовом топливе, расходные вентили системы питания должны быть закрыты, а оставшийся в топливной магистрали газ должен быть выработан до остановки двигателя, после чего должно быть выключено зажигание, выключена кнопка массы и закрыт магистральный вентиль.
Во избежание гидравлического удара открытие вентилей газовой системы питания (магистрального и расходных) должно производиться медленно.
4.3.17. При завершении заправки баллонов транспортного средства, двигатель которого работает на газовом топливе (при наполнении баллонов газом), сначала необходимо закрыть вентиль на заправочной колонке, затем наполнительный вентиль системы питания на транспортном средстве.
Отсоединение газонаполнительного шланга от баллонов, установленных на транспортном средстве, должно производиться после закрытия обоих вентилей.
4.3.18. Работа двигателя транспортного средства на смеси двух топлив (бензина и газа) не допускается.
4.3.19. Перед въездом погрузчика в автофургон, автоприцеп водитель погрузчика должен убедиться в том, что автофургон (автоприцеп) заторможен, под колеса подложены упоры и любое перемещение автофургона (прицепа) исключено. Для автоприцепа, не сцепленного с тягачом, может оказаться необходимым применение опорных стоек для исключения возможного опрокидывания автоприцепа.
4.3.20. При захвате груза на вилы погрузчика необходимо обеспечить его устойчивое положение для перемещения. Обрабатывая груз, центр тяжести которого водителю не представляется возможным определить, погрузчик должен маневрировать с предельной осторожностью, для чего необходимо:
а) установить ширину вил соответственно ширине груза;
б) подвести вилы под груз настолько глубоко, насколько возможно;
в) поднять вилы на высоту, достаточную для перемещения груза;
г) наклонить вилы назад настолько, чтобы стабилизировать груз на вилах.
4.3.21. При движении погрузчика его грузоподъемное устройство должно быть отклонено назад, а захватное устройство должно обеспечивать высоту подъема груза от уровня дорожного полотна не менее величины дорожного просвета погрузчика и не более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков на колесах с грузовыми шинами.
4.3.22. При движении погрузчика с грузом запрещается резко тормозить, изменять наклон грузоподъемного устройства, опускать или поднимать груз.
4.3.23. Перемещение погрузчиком крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, необходимо производить в сопровождении сигнальщика.
4.3.24. При штабелировании грузов погрузчик к штабелю должен приближаться медленно на необходимое расстояние, грузоподъемник с грузом приводится примерно в вертикальное положение и груз поднимается вверх несколько выше штабеля, затем погрузчик или выдвижные вилы погрузчика подаются вперед и груз укладывается на место, опуская вилы. После того, как водитель убедится в том, что груз хорошо уложен на свое место в штабеле, вилы отводятся и опускаются в транспортное положение и погрузчик отъезжает от штабеля.
4.3.25. При снятии груза со штабеля погрузчик необходимо остановить в 0,3 м от штабеля, подвести вилы погрузчика под нужный груз следя за тем, чтобы центр тяжести груза располагался посередине грузозахватного приспособления, приподнять груз, подать вилы или погрузчик назад, привести груз в транспортное положение и убедившись, что путь для движения свободен, произвести перемещение груза.
4.3.26. Перевозка людей на погрузчике или электрокаре запрещается кроме случая, когда в их конструкции и в технической документацией завода-изготовителя предусмотрено и оборудовано дополнительное посадочное место.
4.3.27. Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей, кислот, щелочей транспортными средствами с электрическим приводом, аккумуляторные батареи которых располагаются под грузовой платформой, не допускается.
4.3.28. Подведение подъемной платформы электрокара (при работе на электрокаре с подъемной платформой) под груз следует производить до упора, избегая при этом ударов.
4.3.29. Горячие грузы (температура выше 70°С) должны перевозиться на транспортных средствах, оборудованных металлическим кузовом.
4.3.30. Пылящие грузы должны перевозиться на бортовых транспортных средствах с уплотненными кузовами и с соблюдением мер, исключающих их распыление при движении.

Выбор редакции
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...

В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...

Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...
Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...
Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...