Бурлеск: как это выглядит на самом деле. Стиль бурлеск в одежде


Кристина Агилера дебютировала как актриса в музыкальном фильме «Бурлеск», где сыграла провинциалку, мечтающую покорить Лос-Анджелес. Кино вышло в российский прокат в феврале 2011 года.

Дело было на Пасху. Я только прилетел в Лос-Анджелес и, не желая терять ни минуты, отправился на поиски греха. Консьерж порекомендовал мне ближайший клуб Aqua Lounge, который затесался среди магазинчиков в непосредственной близости от Rodeo Drive. Я сразу почувствовал, что тут будет что-то стоящее. У входа была толпа, то и дело подъезжали огромные сутенерские автомобили. Из них вываливались щедро накрашенные дамы в обтягивающих платьях, едва сдерживающих их солидные достоинства. Широко улыбаясь, они грудью пробивали себе дорогу внутрь.

У московских клабберов такое место вряд ли вызвало бы желание задержаться даже на пять минут. Подвальное помещение, низкие потолки, обшарпанные диванчики и вездесущий американский ковролин. Посреди зальчика – подиум со сценой, на которой только-только начиналось главное действо этой пасхальной ночи. Порносайт FreeOnes проводил здесь свою вечеринку, по случаю которой звезды фильмов для взрослых (adult movies stars) выступали с номерами. Но это не стриптиз – это бурлеск, совершенно самостоятельный американский жанр. Одна за другой выходили вполне себе взрослые тетки в корсетах с перьями и блестками. Они подолгу ходили туда-сюда под музыку, каждая в своем образе: Марии-Антуанетты, Мэрилин Монро, пиратской принцессы. Принимая манящие позы, девушки медленно и эффектно раздевались. Вокруг подиума собрались горгульи, спрятавшиеся здесь от звона пасхальных колоколов. Фотограф-карлик то и дело выскакивал на сцену, и, пытаясь составить танцовщицам компанию, упирался носом им в пупки. Мексиканец в инвалидной коляске свистел не переставая. Мускулистые спутники артисток периодически провожали девочек в VIP-зал, по пути громко хлопая их по толстым попам. Было темно и страшно. И пахло серой – клянусь, мне не померещилось. Шоу закончилось глубокой ночью коллективным раздеванием под бешеный рев возбужденных зрителей. Это было совершенно сумасшедшее представление – глупое, но невероятно смешное. Я стоял среди настоящих порнозвезд (даже разглядел старика Рона Джереми) и чудаковатых троллей, идиотская улыбка не сходила у меня с лица.

Шоу burlesque появились в Америке в 19 веке. Правда, тогда это словечко из Достоевского (помните, в «Бесах» упоминается человек-бурлеск) означало представления несколько иного рода. В них было больше сатирических монологов (из них позднее вырос жанр stand-up comedy, в котором работает наш Comedy Club), в промежутках между которыми на сцену выходили полуголые дамы в перьях. Постепенно такие номера превратились в самостоятельные шоу и на волне сексуальной революции в 1950-х переросли в модный жанр. Сейчас бурлеск переживает бурный ренессанс – в основном благодаря Дите фон Тиз. Дита фон Тиз так прекрасна, что бурлеск появился в Великобритании, Германии, Франции, Италии и, конечно же, в Японии. В России есть самопровозглашенная королева бурлеска Ляля Бежецкая.

Новый бурлеск – это гремучая смесь из варьете, кабаре, стриптиза и даже иногда цирковой акробатики. Обязательно с трогательным налетом американского ретро – как в придорожных кафе diners с красными виниловыми диванчиками, музыкальными автоматами и рекламой кока-колы с девчонками в стиле pin-up на стенах. Две главные составляющие – секс и юмор (в отличие от стриптиза, где никто не смеется). Номер – это не просто долгое раздевание под музыку, он обязательно пронизан какой-то простенькой историей, выставляющей сексуальность в комическом ключе.

Послевоенная Америка подарила миру огромное количество образов, которые прочно засели в современной поп-культуре. Тоска по старым добрым временам, когда по дорогам разъезжали гигантские автомобили, женский гардероб включал в себя огромное количество эротичных излишеств вроде поясов и подвязок, а из стильной радиолы пел Элвис, трансформировалась в мощный очаровательный фетиш. Мы с наслаждением смотрим фильмы, стилизованные под то время, и слушаем кавер-версии песни Fever. Как-то мне в руки попался коллекционный номер журнала Rolling Stone, в котором были собраны сто лучших песен всех времен и народов. Более 70 процентов хитов появилось в 1950–60-х. Новый бурлеск тоже цитирует эпоху потребительского бума, заряжается ее неиссякаемой энергией.

Но если называть вещи своими именами, то бурлеск – это все-таки эротическое шоу, во время которого девушки раздеваются. Чем же он тогда отличается от стриптиза? «Это вопрос на миллион долларов, – хвалит меня американская танцовщица Ophelia Flame. – Мы не хотим, чтобы нас считали работницами секс-индустрии. Мы исполнительницы оригинальных номеров, можете считать это нашим хобби. Многие из нас в жизни остаются обычными домохозяйками. Мы много времени посвящаем воспитанию детей. Выступление в шоу для нас – глоток свежего воздуха. Мы помогаем женщинам не боятся своего тела, раскрепостить свою сексуальность. Поэтому среди наших зрителей больше женщин, а в стрип-клубы ходят мужики».

Артистки бурлеска – эксгибиционистки. В хорошем смысле слова. Желание красиво раздеться – это их сексуальная потребность, которую можно реализовать с пользой для себя и на радость окружающим. Эти вполне невинные выступления вызывают колоссальное эротическое напряжение в зале. Публика бурно реагирует на каждое движение девушек, свистит, улюлюкает и кричит: «Давай, давай!» Причем женщины кричат громче, чем их мужья и любовники!

В бурлеске нельзя снимать с себя трусы. К концу представления на исполнительнице обязательно должны оставаться стринги и наклейки на соски. Часто к этим наклейкам приделаны кисточки, эти штучки – главный атрибут бурлеска, его негласный символ. Лучшие артистки умеют вращать одновременно двумя грудями так, что эти кисточки крутятся словно пропеллеры (хотите, попробуйте повторить на досуге).

На одном из Каннских кинофестивалей приз за режиссуру получил Матье Амальрик, снявший фильм «Турне» – о французских гастролях звезд американского бурлеска. Главные роли исполнили знаменитые танцовщицы Kitten on the Keys, Mimi Le Meaux, Harvest Moon, Julie Atlas Muz, Dirty Martini и Evie Lovelle. Фотография Архив пресс-служб

Это действует гипнотически, особенно если перед тобой внушительные формы. Но в бурлеске нет никаких ограничений, касающихся фигуры исполнительниц. Он доступен и полным, и худым. «Совершенно неважно, какая ты есть, – говорит миниатюрная танцовщица Amber Topaz. – Высокая и худая или маленькая и полненькая – бурлеск подходит всем. Я сразу поняла, что мне это подходит. В мейнстриме от вас требуют соответствия надуманным стандартам, а это так скучно. Бурлеск – это праздник женственности. Где еще женщина может быть сексуальной и при этом смешной, и чувствовать, что ее любят именно за это!»

Самые яркие представительницы жанра – это очень большие остроумные женщины. Не обязательно молодые. Иногда с целлюлитом. И это вполне соответствует переменам, происходящим в шоу-бизнесе. На смену худым и мускулистым звездам приходят женщины соблазнительных округлых форм, главные из которых – Моника Беллуччи и, естественно, самая известная звезда бурлеска Дита фон Тиз. Дита – икона новой моды, при этом она не перестает танцевать бурлеск, не считает его провинциальным американским развлечением.

«Я начала выступать, как только научилась крутить попой и грудью, – рассказывает вторая по знаменитости после Диты британская исполнительница бурлеска Immodesty Blaize. – В то время, когда моя молодость только расцветала, были совсем другие стандарты. Все смотрели только на тощих. У меня не было шансов пробиться в любом другом жанре шоу-бизнеса. Тогда я выбрала для себя образ секс-бомбы из 60-х». В 2007 году Immodesty Blaize победила на конкурсе Miss Exotic World Pageant – главном смотре достижений в жанре бурлеск, проходящем ежегодно в Лас-Вегасе. Сегодня у нее собственное шоу Burlesque Undressed, в котором участвуют самые популярные артистки (Kolani Kokonuts, Catherine D’Lish, Indigo Blue, Perl Noir), и по своему масштабу и красочности оно вполне способно конкурировать с парижским кабаре Moulin Rouge.

Наутро (нераннее) после той моей «пасхальной службы» в Лос-Анджелесе я, страдая головной болью, специально прошел по той же улице, где веселился ночью. Заветная дверь исчезла, как вход в подземный мир из сказки Андерсена. Все соседние магазинчики остались на месте, но вместо двери бурлеск-клуба была глухая стена.

Вокруг блестящего шеста извивается длинноногая загорелая молодая девушка высокого роста. Правда, ее высокий рост во многом обязан туфлям на большой платформе и гигантских каблуках. Она танцует в одних стрингах, на теле ее блестки, грудь оголена. На теле есть какие-то украшения - но кто же на них обращает внимание? Нарощенные волосы, нарощенные ресницы, нарощенные ногти, нарощенные ноги.... Хотя их вроде не наращивают. Так вот, знаете, как сейчас в России это называют? .

И такое вранье сплошь и рядом. В Москве и по всей России стало открываться много заведений, которые позиционируют себя Мулен Ружем, кабаре, примером дорогого бурлеска (а вообще-то, сейчас в моде рюмочные...). Но в чем отличие этих заведений от обычного или пусть даже элитного стрип-клуба? Давайте-ка поищем сходства:

Девушки и в "бурлеск"-заведениях, и в почему-то подозрительно одинаковы. Одни и те же фигуры, движения, прически (неужели в Москве работает один и стилист в одном лице, который везде успевает? Пройти бы у него мастер-класс!).

- Одни и те же "корсеты" из переходов за тысячу рублей ... Странно, что те клубы, которые считают себя "элитными", обеспечивают своих танцовщиц корсетами за тысячу рублей, когда общеизвестно, что хороший корсет стоит минимум 5 тысяч, а самый роскошный - под 30 тысяч и больше. И это касается не только корсетов - все костюмы, обувь и косметика попахивают в клубах дешевизной. На самом деле в дешевом костюме не было бы ничего такого ужасного (в конце концов, не количество ноликов говорит об общем качестве), если бы обладательница костюма имела яркую индивидуальность. Ну, или хотя бы чувство юмора... Представляете - цепляется она нарощенными ногтями за шест и бац! Ногти остаются на шесте.

- Вы слышите какое-нибудь отличие между музыкой в "бурлеск"-заведении и стриптиз-клубе? Я в упор не слышу. Тынц-тынц и тут, и там, а почему-то называется разными словами - стриптиз-клуб, кабаре... Иногда, конечно, можно услышать несчастную и заезженную "Money" из фильма "Кабаре" или "Lady marmalade", но это случается изредка между бесконечной долбежкой по ушам и мозгу.

- Шоу-программа в заведениях, которые употребляют в своей пиар-кампании слово "бурлеск" почему-то не содержит бурлеска. - это не бурлеск. Стриптиз у шеста - это стриптиз у шеста. Pole dance по-другому. Но назвать это "бурлеском" - это как Ладу Калину назвать Мерседесом. Лично я бы не хотела, чтобы мне под видом Мерседеса (и по той же цене!) продали Ладу Калину. А если вы, дорогие читатели, регулярно ходите в стрип-клубы с "бурлеск-тематикой" - то вы каждый день покупаете Ладу по цене Мерседеса!

Конечно, если "пипл хавает" - то почему бы и не создавать бесконечное количество стриптиз-клубов? Лично я ничего не имею против подобного, но я против того, когда вещи называют не своими именами и таким образом сотни, тысячи людей обмануты (Куда катится мир! Мавроди просто отдыхает...). И мне, как танцовщице, артистке настоящего бурлеска очень тяжело порой объяснить людям, что же такое бурлеск. Потому что они смотрят на меня и думают, что я кручусь вокруг шеста в стрингах, раздвигаю нарощенные ноги и делаю похабные движения взад-вперед. Хоть с табличкой ходи поясняющей. Тяжела и неказиста жизнь бурлесковой артистки!

И проблема не только в "бурлеск"-клубах. Нынче появилось много по всей России, которые заявляют, что их программа в жанре бурлеск. Когда я посмотрела выступления многочисленных "бурлеск-трупп" - то я снова не увидела НИКАКОЙ разницы с обычным шоу-балетом. Выходят девушки в нарядных костюмах (как и в других обычных шоу-балетах), прыгают, танцуют - и всё это замечательно, профессионально, но не имеет никакого отношения к бурлеску, и снова... И снова я бьюсь челом о сруб светлицы.

Поэтому я хочу рассказать, что же такое настоящий бурлеск .

Начнем с самого начала и возьмем доступный и хороший материал из Википедии, который рассказывает, что такое бурлеск:

"Бурлеск - это дразнящий номер, танец или театральная сценка, полный сексуальности, иногда даже юмора. Бурлеск нас отсылает к тем временам, когда в женщине ценилась больше всего женственность, настоящая красота и когда на экранах и на сцене были дивы, иконы стиля, которых, к сожалению, почти нет сейчас.

Вряд ли бурлеск-исполнительнице понравится, если её назовут «стриптизёршей». Все-таки « » – это клише в наших головах, которое вряд ли польстит порядочной женщине. Бурлеск – это целомудренное, веселое и сексуальное раздевание. Причем сниматься могут исключительно перчатки и больше ничего! Каждая исполнительница бурлеска решает сама для себя, что она хочет снять и что хочет показать. Самое главное – умение владеть искусством бурлеска. Можно снять одну перчаточку так, что все в зале замрут и стекла в зрительских очках и моноклях лопнут! А современный стриптиз – это фаст-фуд, когда снимается всё быстро, вульгарно и пошло. Поэтому бурлеск - жанр для эстетов."

Насчет снятия одной перчатки - чистая правда. Если не верите - посмотрите фильм "Гильда" с непревзойденной Ритой Хейворт в главной роли. Она исполняет номер, в котором снимает всего лишь одну перчатку! Но красота, обаяние и шарм Риты так волнуют, что это, определенно, настоящий бурлеск. Не забывайте про юмор! Если Вы выйдете на сцену и снимете с себя один валенок, представив до этого красивый перформанс - это тоже бурлеск!

Нынче существуют целые бурлеск-коллективы и труппы, но в первую очередь бурлеск - сольный жанр. Если женщина умеет на все сто владеть искусством бурлеска, то это сражает наповал. Если выпустить на сцену красочный современный шоу-балет, состоящий из длинноногих девушек, а потом выпустить одну профессиональную исполнительницу бурлеска, то, поверьте, она затмит всех девушек из балета. Потому что , танцевальные труппы - это набор движений, профессионализма, но НЕ индивидуальности! И никто там даже не заикается о женственности, все очень механично и слаженно. Никаких импровизаций, вольностей и неожиданностей. Иначе тебя уволят. А - это одна сплошная неожиданность и феерия! Конечно, сейчас в меня полетят пуанты и джазовки, и поэтому будем считать, что я такого мнения о балете в силу своей большой пятой точки, посему меня не взяли в балет и посадили на пожизненную диету.

Если и называть бурлеск стриптизом , то целомудренным. Что же ценится больше всего в этом целомудренном стриптизе?

Конечно же, формы . Исполнительница бурлеска не может быть худосочной! То есть, она ею может быть, если обладает потрясающим обаянием, шармом и может создать ощущение форм на сцене. Вот вспомните Шакиру - маленькая и худенькая! Но двигается так, что своими танцами создает ощущение, что она пышечка. Но это большой и редкий талант. Фигура "песочные часы" - это то, к чему стремятся все исполнительницы бурлеска! И у них нет стремлений к худобе, более того, бурлеск-женщины против нее. Успешные и известные Иммодести Блейз, Дёрти Мартини, Дита Фон Тиз - все они обладательницы фигуры "песочные часы". А если вы в форме сердечка или ёлочки, - просто грех скрывать такие особенности!

Чувство стиля . Днем девушка ходит в джинсах, T-shirt, кедах, а вечером переодевается и выходит на сцену в корсете и шляпке. Нет! Запомните - такого быть не может! Бурлеск - это не просто жанр, это стиль жизни . Это когда даже домашние тапочки не в виде пушистых зверьков или шлёпок - а в виде стильных балеток или туфлях на высоком каблуке! Джинсы могут быть стильными в том случае, если они тщательно подобраны ко всему остальному look"у и если сидят на талии. Запомните, девушки, джинсы на бедрах уродуют вашу фигуру, убирают вашу талию и никакой хулахуп не поможет. Конечно же, нужны знания о моде, необходимо разбираться в одежде. И уметь грамотно краситься! Не умеете? Сходите к , а на ночь не смывайте косметику. Спите лицом в подушку. Ну а потом перепечатывайте с подушки на лицо.

Женственность во всём. Желание творить и создавать. Желание нести свою красоту в этот мир. Желание делать любимым приятно. Это улыбка на жест джентльмена, который открывает перед вами двери, подаёт руку, уступает место. Феминизм и бурлеск - вещи несовместимые. Настоящие прекрасные женщины уважают джентльменов и никогда не будут раскидываться фразами вроде "Все мужики - козлы". Если вокруг вас одни "козлы" - может, вам стоит поменять работу или окружение? Или вы сами недостойны большего? Так сделайте что-нибудь! В конце концов, выпустите козлов пастись на лужайку у дома, траву пощиплют, газончик... испортят.

Кропотливый уход за своим телом и здоровьем. Чтобы показывать тело на сцене - оно должно быть максимально приятным глазу. Конечно, всем не угодишь - есть любители худышек, есть любители , но все же, когда на сцене девушка средней комплекции - есть вероятность понравиться большинству! Так что, десятки лишних килограммов не приветствуются, как и недобор веса. Вены на ногах (и на местах, где их не должно быть видно) должны быть замаскированы, прыщей на теле быть не должно, либо их тоже нужно маскировать. Помните, если вы занимаетесь спортом, высыпаетесь, пьете много чистой воды, у вас регулярный секс и вы соблюдаете здоровый режим питания, тогда вы и выглядите максимально близко к идеалу. Спорт держит вас в тонусе, здоровый сон делает моложе, вода вымывает бяки и делает кожу чистой и ровной, секс повышает уровень привлекательности и убирает агрессию, здоровый режим питания дает много энергии, сил и вдохновения. Только при таком раскладе вы можете демонстрировать бурлеск во всём блеске!

Любовь к себе, гармония . Если вас переполняют чувства зависти, злобы, вы истеричны и чересчур колки из-за каких-то комплексов, - выступления не получится. Нужно любить себя от кончиков пальцев до макушки и не смотреть на чужие успехи с завистью и не радоваться чужим провалам! Злость и ехидство - это не женственно. И не гламурно!

И, конечно же, фантазия ! Благодаря которой вы сможете придумать себе номера, и если у вас руки растут из правильного места, вы сэкономите на пошиве в ателье или у дизайнера и сможете сделать себе свой костюм сами. А вообще выходите хоть в мешке. Нагая женщина в мешке - это весьма эротично!

Как вы думаете, думают ли обо всём этом ? Ну разве что о питании и о физическом здоровье. А уход за телом у наездниц шеста как правило сводится к нарощенному. А нарощенные волосы, ногти и ресницы - это моветон и кич. Это также пошло, как силиконовые грудь или губы. Кстати еще один пункт - у бурлеск-исполнительниц всё естественно и никаких тюнингов. Тюнинг к лицу только машине! Хотя лично я своему автомобилю не хочу наращивать ногти.

Вспомните фильм "Мемуары гейши ", а именно момент, когда начинающей гейше объясняли, что она должна уметь взглядом остановить мужчину. Это умение важно не только для гейши, но и для исполнительницы бурлеска. Наверное, я бы даже провела некую параллель между гейшей и бурлеск-артисткой . И та, и другая обладают самым ценным искусством для женского пола - искусство быть женщиной. Настоящей женщиной. Которая дразнит, завлекает, умеет слушать и слышать, которая любит. Любит мужчин, внимание, себя. Которая может показать эту любовь к себе, сняв с себя какие-то детали одежды, заворожив. Которая, даже оставшись голой, сохраняет чувство собственного достоинства, гордится своим телом и скажет всем своим видом "Любуйтесь, ведь и вам, и мне это нравится" - и всё это без налёта пошлости и разврата. Сейчас женщины потерялись, потерялись среди стоковой одежды, фаст-фуда, бессмысленных трёпов на лавочке с чипсами, а другая побогаче потерялась среди брендовой одежды и дорогих украшений, но не чувствует себя при этом женщиной, умеющей всем этим с умом воспользоваться и справиться. Бурлеск - это то искусство, которое помогает найти себя, свое предназначение.

Занимаясь бурлеском или регулярно посещая бурлеск-представления, меняется представление о красивом и прекрасном в правильную сторону. Если все женщины смогут понять бурлеск и стать Настоящими дамами, я уверена, что и мужчины начнут уступать им место в транспорте и вообще станут лучше - ведь именно мы, женщины, даём мужчинам цели и устремления, мы их вдохновляем! Так давайте же делать мир красивее, веселее и ярче вместе с бурлеском!

Дива российского бурлеска, модель plus-size,

www.aliceshpiller.com

В связи с общим развитием бурлескной поэзии. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо неоклассической (реже - средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние. Травестия - литературный пародийный приём, когда о низком предмете повествуется высоким стилем.

История

Бурлеск возник ещё в античной литературе. Первым образцом этого жанра является Батрахомиомахия («Война мышей и лягушек») - пародия на Илиаду Гомера .

В Эпоху Возрождения раньше всего бурлеск возникает в Италии. Ранними образцами итальянского бурлеска можно считать Orlando riffato - ироникомическую поэму Франческо Берни (1541), являющуюся соответственной переделкой «Влюблённого Роланда» Боярдо и подобную же переделку того же сюжета, принадлежащую перу Лодовико Доменики (1545). Но только в следующем веке мы видим уже по-настоящему сформировавшийся бурлеск, нашедший, наконец, свой основной объект - образы античной древности, прежде всего столь высоко чтимой Средневековьем и гуманистами «Энеиды» . Такова «Eneide travestita» Лалли (1633), нашедшего себе многочисленных подражателей.

Во Франции наиболее ярким произведением этого жанра явилась знаменитая в своё время «Eneide travestie» Скаррона (1648-1653). Так как Скаррон прервал своё изложение на восьмой песне «Энеиды», то вскоре появились попытки продолжения. Более самостоятелен д’Ассуси со своим «Ravissement de Proserpine». Был и ещё целый ряд подобных попыток во французской литературе, но малоудачных. Несколько выделяется в этом ряду попытка травестировать «Генриаду» Вольтера , попытка, сделанная Монброном (1758).

Начало немецкого бурлеска, в конце XVIII в., положил Михаэлис со своим «Leben und Taten des teuren Helden Aeneas». Erstes Märlein, 1771. Но это произведение, как и последующее аналогичное Ф. Беркана (1779-1783), были ещё очень слабыми. Более удачный образец бурлеска дал лишь А. Блумауэр (1784-1788), вызвавший ряд подражателей и последователей в Германии и даже за её пределами. Резкие выпады Блумауэра против иезуитов, яркие картины немецкого быта под покровом рассказа об Энее и его спутниках, удачное применение комического тона - обусловили довольно большую популярность Блумауэра и его травестированной «Энеиды».

На английской почве Скаррону подражал в своём травестированном Вергилии К. Коттон; но важнейшим памятником бурлеска в Англии является «Гудибрас» Батлера (1669) - злая сатира на пуритан. Из других травестийных поэм можно назвать 4 кн. «Энеиды» голландского поэта П. Лангендика (1735) и поэму датского поэта Гольберга (1754), травестировавшего в своей поэме ряд мест из «Энеиды».

В России конец XVIII в. ознаменовался несколькими травестированными поэмами. Одна из них - «Виргилиева Енейда, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791) и с продолжением Котельницкого (в 1801). Далее к тому же жанру относятся «Ясон, похититель златого руна, во вкусе нового Енея» Наумова (1794) и «Похищение Прозерпины» Котельницкого и Люценко (1795). Все эти произведения сохранили теперь только историческое значение. Напротив, поныне сохранила свою свежесть высокохудожественная украинская травестия - «Энеида » И. Котляревского (1-е полное посмертное изд. 1842, написана же была в период от 90-х гг. XVIII столетия и до 20-х гг. XIX столетия). Была попытка травестировать «Энеиду» и в белорусской литературе («Энеіда навыварат » В. Ровинского ; другой образец бурлеска - «Тарас на Парнасе » К. Вереницына).

В европейской литературе XIX века жанр бурлеска развития не получил. Особняком стоят бурлескные оперетты Оффенбаха - «Прекрасная Елена» и «Орфей в аду».


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Бурлеск" в других словарях:

    Франц. burlesque, от средневеков. лат. burra, шутка. Представление чего нибудь великого или сильного в смешном виде. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865.… … Словарь иностранных слов русского языка

    бурлеск - а, м. burlesque, ит. burlesco. 1. прил. Преувеличенно комический, шутливый (о литературном, музыкальном сочинении). Сл. 18. Она <опера> бюрлеск: надобно играть живее и развязнее, и в том костюме, как играют мельника. 1788. Храповицкий Дн.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка - (bariescamente) музыкальный термин: странное, смешное,уродливое исполнение … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Бурлеск - (бурлеска) (от итальянского burlesco шутливый), 1) разновидность ироикомической поэзии классицизма, пародирующей приемы эпических сочинений: изображение высоких предметов низким стилем или низких предметов высоким стилем. Примеры комической… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (в США), увеселительное зрелище непритязательного характера, развитое ок. 1865 М.Левиттом (Leavitt). Сценарий представления многие годы оставался неизменным. Вел шоу известный комик, ему помогали трое четверо не столь знаменитых в комедийном… … Энциклопедия Кольера

    - (бурлеска) (франц. burlesque, от итал. burlesco – шутливый) 1) тип комической стилизации; имитация популярного стиля или использование стилистических примет известного жанра – и в дальнейшем построение комического образа заимствованного стиля с… … Литературная энциклопедия

    А; м.; БУРЛЕСКА, и; ж. [франц. burlesque] 1. Жанр пародийной поэзии и драматургии, комический эффект которого достигается контрастом между темой и характером её интерпретации. 2. Музыкальная пьеса шутливого характера; маленькая, шуточно… … Энциклопедический словарь


Комической стилизации, заключающейся в имитации какого-либо из широко распространенных стилей или в использовании стилистических примет известного жанра - и в дальнейшем построении комическою образа заимствованного стиля путем применения его к несоответствующему тематическому материалу;

  • Историческая жанровая форма европейской комической литературы (преимущественно поэзии), существующая с 17 века и предполагающая использование подобного стиля.
  • Задача создания комического образа чужого стиля сближает бурлеск с пародией, однако писатели, использующие эти жанры, преследуют разные цели. Автор пародии имитирует стиль конкретного произведения, стремясь дискредитировать его перед читателем. Автор бурлескного сочинения заимствует стиль, имеющий столь широкое хождение, что невозможно определить конкретный источник стилистической имитации. Если такой источник обнаруживают, то бурлеск превращается в чистую пародию. И наоборот, любая пародия, вышучивающая распространенный стиль или жанровый шаблон, есть образец бурлеска. Сочинитель бурлеска не ставит перед собой задачи дискредитировать чужую манеру письма, он лишь привлекает ее для литературной игры, суть которой - в установлении жанрово-тематических границ для использования избранного стиля. Применение бурлеска не обязательно связано с целью сатирической обрисовки явлений жизни. Г.Филдинг в предисловии к роману «История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса» (1742) указывал, в данном случае идентифицируя сатиру с «комическим»: «Из всех типов литературного письма нет двух более друг от друга отличных, чем комический и бурлеск; последний всегда выводит напоказ уродливое и неестественное, и здесь, если разобраться, наслаждение возникает из неожиданной нелепости, как, например, из того, что низшему придан облик высшего, или наоборот: тогда как в первом мы всегда должны строго придерживаться природы, от правдивого подражания которой и будет проистекать все удовольствие, какое мы можем таким образом доставить разумному читателю».

    Возникновение понятия «бурлеск» исторически связано с творчеством флорентийца Ф.Берни (1497-1535). Сочинитель комических стихотворений, который для описания прозаических, обыденных вещей использовал нарочито возвышенный слог, вошел в историю итальянской литературы как создатель стиля бернеско. Сам поэт именовал свои произведения «бурлесками», т.е. «шутливыми стихами». Стиль получил распространение в Италии и за ее пределами, и французские стихотворцы заимствовали слово, чтобы употреблять его как термин. Однако термин понадобился для обозначения не стиля, а жанра, когда в начале 17 века во Францию пришла ирои-комическая поэма. Итальянский термин «burlesca» приобрел французский облик - «burlesque», а также новое семантическое наполнение. Сущность бурлеска как жанра увидели в комическом контрасте формы и содержания, в противопоставлении стилистики и тематики «по высоте». Поэтому к бурлеску поначалу относили и те комические поэмы, в которых «высоким» слогом описывались «низкие» предметы, и те, в которых серьезные темы, высокие образы прошлого трактовались «низким» языком. В пору расцвета классицизма произошло разделение ирои-комических сочинений на две жанровые формы - бурлеск и травестию. Травестийные поэмы не вписывались в структуру классицистических жанров и отошли в прошлое. Жанр бурлеск сохранился, поскольку основным условием жанра, пусть и комического, оставалось использование «высокого» стиля. На рубеже 18-19 века, в эпоху предромантизма и ранних романтиков, переживает закат ирои-комическая поэма. Бурлеск исчезнет как большая жанровая форма поэзии, но как стиль сохранится в малых стихотворных жанрах. Впоследствии он будет осмыслен как стиль, не имеющий принадлежности к определенному роду, а потому одинаково пригодный для эпоса, лирики и драмы, для стихов и прозы, для малых и больших форм.

    Бурлеск в России

    В России бурлеск впервые отчетливо проявился в поэме В.И.Майкова «Игрок ломбера» (1763), а наиболее широкого распространения достиг в середине 19 в. Сатирическая журналистика 1850-70х активно использовала бурлеск наряду с пародией и смежными комическими жанрами. Этот период дал истории отечественной литературы ярчайший пример в виде поэтического творчества Козьмы Пруткова (А.К.Толстого и братьев Жемчужниковых).

    Слово бурлеск произошло от французского и английского burlesque, итальянского burla, что в переводе означает - шутка.

    БУРЛЕСК - ЭТО ВИНТАЖНО, ЭТО ГЛАМУРНО!

    ДЕРЗКО, НЕВИННО и ОСТРОУМНО,

    ЭТО СОБЛАЗН, ПАРОДИЯ, БЛЕСК -

    ЭТО СТАРИННЫЙ МОДНЫЙ БУРЛЕСК!

    Изящная леди, вся в жемчугах,
    Забавная куколка на каблучках,
    Красотка, кокетка, актриса гротеска -
    Это она - королева бурлеска!

    Заманчивое, красивое, соблазнительное и такое вкусное слово БУРЛЕСК,
    не сходящее с уст самых искушенных модниц современности, вызывающих трепет и легкую зависть.
    Но, что же такое бурлеск в его истинном смысле?

    БУРЛЕСК - (фр. burlesque, от итал. burla - шутка) - вид комической поэзии, сформировавшийся в Эпоху Возрождения, где серьезное содержание выражается комичными, несоответствующими ему образами и стилистическими средствами. Помимо этого, бурлеск также означает разновидность развлекательного театрального шоу, близкого к жанрам мюзикла, кабаре и водевиля, в котором помимо привычных актеров задействованы лилипуты, силачи, акробаты, фрики, певцы и певицы.

    Это старинный театральный, причем, комедийны жанр, по сути своей близкий к мюзиклу, кабаре, фарсу и водевилю.

    Бурлеск делится на два вида: женский и мужской.

    ЖЕНСКИЙ БУРЛЕСК

    В его классической интерпретации -это танцевальная сценка, исполняемая в шикарных нарядах и под будоражащую музыку.

    Девушки выступают преимущественно сольно. В духе невинного фетишизма, сопровождая это дразнящими жестами и ужимками, они снимают с себя чулки, корсеты, подвязки, пёрышки, кисточки…


    (Жозефина Бейкер)

    Однако последние предметы одежды если и снимаются, то за шторкой, и многозначительно выбрасываются оттуда в зал.


    (Дита Фон Tиз)

    Для усиления эффекта невинного эротизма актрисы часто задействуют сложные приёмы. Они появляются из огромных ракушек, катаются на разукрашенном пони,

    купаются в бокале мартини или шампанского.

    Иногда актрисы используют в номерах речь или вокал, однако женский бурлеск - это преимущественно танцевально-эротический номер.
    ***
    РАССВЕТ БУРЛЕСКА
    пришелся на 19 век. До 1868 года бурлесками назывались спектакли, которые представляли собой переделки известных пьес на смешной лад. «Гамлет в трусах» - вот бурлеск того времени.

    В 1868 году на сцене стали появляться женщины в соблазнительных нарядах, открывавших плечи и ноги выше колен.
    Эти красотки делали многозначительные жесты и дерзкие высказывания с самым невинным видом! Но никаких вульгарностей или непристойностей не допускалось. Сексуальный подтекст был очень силён, но он был «для пущего смеха». Первыми это сделали «Британские блондинки» под руководством

    Лидии Томпсон (Lydia Thompson"s British Blondes). Они были англичанками, однако успех пришёл к ним в Америке.

    Вскоре, однако, сексуальность начала выходить на первое место и, танцовщицы стали позволять себе срывать с себя подвязки и бросать их в зал и иногда даже выходили без чулок. Репутация бурлеска падала всё ниже, власти ужесточали контроль, многие театры закрывались.

    К 1920-м г.г. бурлеск потерял свои позиции в театральном мире и столкнулся с необходимостью выжить. Тогда-то и был введён СТРИПТИЗ.
    В бурлеске стало меньше комедии, больше эротики, но он всё ещё оставался бурлеском.
    Раздевающиеся красавицы стали главным аттракционом. Королев бурлеска обожали. У каждого мужчины была своя любимая «девушка-кумир», её плакаты висели на стене в его доме или гараже, парни спорили, которая лучше всех.

    Одной из таких любимиц публики была Цыганка Роуз Ли (Gypsy Rose Lee), выступавшая по всей Америке.

    Роуз Ли
    9.02.1914г /Сиэттл..Вашингтон, США.
    26.04 1970г./Лос-Анджелес. США/
    *
    Другая известная femme fatale - Мата Хари.


    (7 August 1876 Leeuwarden, Netherlands
    Died 15 October 1917 (aged 41) Vincennes, France)

    Дивы бурлеска имели сложные и феерические костюмы и меняли их прямо на сцене - как правило, в сторону уменьшения количества прикрывающей их одежды. По сути, это был действительно стриптиз.

    Самым известным бурлеском в Америке в то время было шоу продюсеров братьев Мински (Minsky’s Burlesque). Благодаря им бурлеск превратился в серьёзный бизнес, существенно повысились стандарты выступлений актрис. Это были сложнейшие шоу высочайшего качества.

    Однако власти и морализирующие слои населения продолжали давить на бурлеск со всех сторон. В результате в 1937 году заведения братьев Мински закрылись. Вслед за ними закрылись и многие другие заведения по всей Америке.

    Что же касается мужского бурлеска, то иногда, в бурлеске мужчины переодеваются в женщин и выходят с шоу, аналогичным женскому. В конце своего стриптиза они вдруг дают понять, сняв парик или бюстгальтер, что они не являются женщинами, что и является комичной кульминацией номера. По сути дела, первые травести-шоу происходили именно в бурлеске.

    Степени культурной ценности бурлеска зависит от личностей и предпочтений актёров. У кого-то получается балаган, у других вкусный китч, у третьих гротеск, авангард или даже утончённое эротическое искусство. Актёры-мужчины стали выступать в комеди-клубах (comedy clubs) и сниматься в кино.

    Актрисы гастролировали по стране, выступали на ярмарках и в клубах, некоторые снимались в кино и для журналов.

    КОРОЛЕВЫ ПИН _ АП
    1940-50-х (от англ.pin up - прикреплять к стенке) -

    Бетти Пейдж,

    А так же Лили Сент Кир, Темпест Сторм.
    ***
    БУРЛЕСК В ЕВРОПЕ

    Появился в 1869 года в театре-ресторане Фоли-Бержер, который пользуется успехом по сей день.
    В 1889 г. 6 октября открылся Мулен Руж (Moulin Rouge).

    Приурочив открытие кабаре к началу Всемирной выставки
    в Париже
    и завершению строительства Эйфелевой башни,
    Жозеф Оллер и его компаньон Шарль Зидлер пригласили парижан на открытие нового кабаре «Мулен Руж» на площади Бланш. Название кабаре дала деревянная мельница с крыльями красного цвета, созданная декоратором Леоном-Адольфом Вилеттом. Красный цвет крыльев явно намекал на район красных фонарей.

    В 1920-е г.г. самой знаменитой парижской дивой бурлеска была чернокожая
    Жозефин Бейкер.(3 июня 1906, Сент-Луис, Миссури, США — 12 апреля 1975, Париж) — американская танцовщица, певица и актриса. В 1937 году она получила французское гражданство.

    Она пела и танцевала топлесс и босиком в своей знаменитой банановой юбочке.

    Черная Богиня бурлеска.

    В Англии
    бурлеск имел необычную форму: девушки выходили на сцену обнажённые, эстетично прикрытые веерами и бусами, и стояли неподвижно, поскольку закон запрещал танцевать без одежды (однако ведь он не запрещал стоять без одежды!). Самым известным бурлеск-театром был Уиндмилл, который не закрылся даже на время Второй мировой войны и продолжает работать до сих пор.

    В Германии
    был популярен не бурлеск, а кабаре. В кабаре серьёзнее относились к вокальному и танцевальному мастерству, в то время как в бурлеске внешность и эротизм были важнее всего. А также кабаре - это скорее сатира, чем юмор, в том числе интеллектуально-политическая, поэтому с приходом к власти Гитлера их стали закрывать.

    В России
    бурлеска, похоже, не было. По крайней мере, достоверных сведений об этом найти не удаётся. Имеется предположение, что в московском ресторане «Яръ» в начале 20-го века было некое шоу, похожее на бурлеск, однако точного подтверждения этому пока не нашлось. Хотя бурлеск в смысле «Гамлет в трусах» в русских театрах был.

    В 1960-е на фоне сексуальной революции и расцвета порноин-дустрии невинный бурлеск-стриптиз стал выглядеть наивно и нелепо. Танцовщицы стали раздеваться быстрее и делать движения, имитирующие половой акт. Клубы стали стараться привлечь количеством - девушек уже было не восемь, а тридцать пять, и они танцевали обнажёнными все одновременно и нон-стоп. На вывесках клубов по-прежнему могло ещё быть написано «Burlesque», однако по сути дела
    он уже умер, как тогда казалось, навсегда. Но…

    В 1990-е независимо друг от друга стриптизёрши по всему миру, которым наскучил банальный стриптиз на шесте, начали исполнять необычный комично-игровой стриптиз, называя это «перфоманс» или как-нибудь ещё. Каково же было всеобщее удивление, когда вдруг стало ясно, что это же БУРЛЕСК!
    ***
    Ляля Бежецкая
    актриса, танцовщица
    Имя при рождении: Лещенко Елена Ивановна
    Дата рождения: 22 марта 1978(1978-03-22) (32 года)
    Место рождения: БССР Минск
    Ляля привезла этот стиль в Россию из Лондона в 2006 году и он не только прижился, но и стал довольно популярен в модных клубах крупных городов.

    Параллельно с этим выходили фильмы типа «Мулен Руж» и такие клипы как «Human Nature» (Мадонна), поддерживая пока незаметное, но нарастающее возрождение бурлеска.

    В Калифорнии «старушки» бурлеска (многие звёзды 1940-50-х, кстати, до сих пор живы) учредили музей и ежегодный фестиваль бурлеска.

    К 2002 году бурлеск уже набрал обороты, а к 2006 он перерос в самую модную тенденцию в мире шоу-бизнеса.
    В Лондоне открылись сразу три бурлеск-клуба, но и все другие клубы провели как минимум одну вечеринку бурлеска за год. Без бурлеска не обходятся показы мод, презентации и светские события. По всей Северной Америке одна за другой открываются труппы бурлеска.
    Мулен Руж подготовил специальное шоу, где можно увидеть выдержки из бурлеска прошлых лет. В журнале Playboy появляются фотосессии в стиле бурлеск.
    ***
    ******

    Видеоклипы Кристины Агиллеры и Пинк сняты в духе бурлеска.


    (Кристина Агиллера)

    Существуют школы бурлеска, магазины белья и аксессуаров для бурлеска, фан-клубы бурлеска. Бурлеск - это модное словечко, модная штучка, модная тенденция, которая непременно должна присутствовать как в лексиконе, так и в гардеробе современных модниц и модников.
    ***
    КОРОЛЕВА БУРЛЕСКА

    В настоящее время самой главной и неподражаемой королевой бурлеска считается

    Дита Фон Тиз.

    Если правильно пользоваться искусством бурлеска, то он станет прекрасным инструментом для раскрытия женской души.

    Женщина, обладающая искусством бурлеска или стриптиза, а именно искусством раздевания или одевания, раскрывает в себе прекрасные эмоциональные состояния,

    Ведь как приятно чувствовать себя сексуальной, женственной, свободной, одним словом, настоящей женщиной.


    ***
    СОВРЕМЕННЫЙ БУРЛЕСК представляет собой сумасшедшую смесь из творческого авангарда и едкого китча, обрамленную в эпатирующие цвета и формы, неотъемлемыми атрибутами гротескной эротики и фейерверком эпатажных перевоплощений.
    ***
    источник

    Выбор редакции
    Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

    Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

    Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

    1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
    Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
    Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
    НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
    Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
    Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...