Часть 11 статьи 133.1 тк рф. Трудовой кодекс


Новая редакция Ст. 133.1 ТК РФ

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Комментарий к Статье 133.1 ТК РФ

Комментарий дорабатывается и временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением изменений от 20 апреля 2007 г. в Федеральный закон N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК РФ (она вводится в действие с 1 сентября 2007 г.).

Это не изменило принципиальной позиции законодателя по данному вопросу. В то же время ст. 133.1 ТК РФ предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъекта РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены установленные в ст. 133.1 ТК РФ условия:

Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта РФ, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

Он устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

Его размер не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Законодатель закрепляет положение, в соответствии с которым размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций - за счет средств соответствующих бюджетов (субъекта РФ, местных бюджетов), а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для других работодателей - за счет их собственных средств.

Статья 133.1 ТК РФ подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате, его заключения. Этот механизм во многом аналогичен предусмотренному для соглашений (см. ст. ст. 47 и 48 ТК РФ и комментарий к ним).

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями 3 и 4 ст. 48 ТК РФ или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями 6 - 8 ст. 133.1 ТК, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

  • Вверх

Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:

Организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

Другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Текст статьи 133.1 ТК РФ в новой редакции.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

N 197-ФЗ, ТК РФ действующая редакция.

Комментарий к ст. 133.1 Трудового Кодекса РФ

Комментарии к статьям ТК помогут разобраться в нюансах трудового права.

§ 1. Данная статья в Трудовом кодексе новая, она внесена Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ. Судя по содержанию, она предусматривает установление минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации таким правовым способом, как заключение регионального соглашения. В то же время Федеральным законом от 1 октября 2003 г., дополнившим ст. 2 Закона от 19 июня 2000 г. "О минимальном размере оплаты труда", право вводить более высокие размеры минимальной оплаты труда за счет своих бюджетных средств предоставлено и самому субъекту Федерации. При этом размер и сроки введения в части, касающейся компенсации дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определяются по согласованию с правительством. Размер минимальной заработной платы в субъектах устанавливается для всех работодателей, действующих в данном субъекте. Поскольку в самом названии статьи не указывается об установлении размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации именно региональным соглашением, законодателю следовало воспроизвести в ее содержании и указанную выше норму из Закона от 1 октября 2003 г.

§ 2. Положение о том, что минимальный размер оплаты труда может устанавливаться в субъекте Российской Федерации региональным соглашением с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте, не является новой нормой. Такая возможность вытекает из ст. 23, 26, 45 ТК РФ. В то же время данная статья имеет принципиально важное значение в связи с тем, что путем конкретизации общих положений, закрепленных в названных выше статьях ТК, она по существу закрепляет сам правовой механизм заключения регионального соглашения о минимальном размере оплаты труда и его реализации. Например, предусматривается, что разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений субъекта РФ в порядке, установленном ст. 47 ТК. Это означает, что проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров; заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения; региональные соглашения, следовательно, должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующего бюджета в представительный орган субъекта РФ.

§ 3. В соответствии с этой статьей региональное соглашение может устанавливать в субъекте РФ размер минимальной заработной платы для всех работников, трудящихся на территории данного субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. При этом размер минимальной заработной платы в субъекте РФ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Поскольку основная цель регионального соглашения - гарантировать минимальный размер заработной платы, соизмеряя либо приближая его к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в данном регионе, то в случаях, когда данный размер превышает установленный федеральным законом, работники организаций, финансируемых из федерального бюджета, окажутся в неравном положении.

§ 4. Обеспечение размера минимальной заработной платы в организациях, финансируемых за счет бюджета субъекта РФ либо местного бюджета, предусмотрено за счет не только соответствующих бюджетных средств, но и внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Другие работодатели обеспечивают размер минимальной заработной платы за счет собственных средств.

§ 5. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Это предложение вместе с текстом соглашения подлежит официальному опубликованию. Данная норма существенно отличается от нормы, закрепленной в ст. 48 ТК, которая предоставляет право руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, после опубликования отраслевого соглашения по инициативе его сторон предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Отличие заключается, во-первых, в том, что в ст. 48 говорится о праве указанного руководителя обратиться с предложением о присоединении к отраслевому соглашению, в то время как формулировка ст. 133.1 "предлагает", скорее обязывает руководителя уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обратиться с предложением присоединиться к заключенному региональному соглашению. Во-вторых, руководитель федерального органа исполнительной власти обращается к работодателям, не участвовавшим в заключении отраслевого соглашения, по предложению сторон этого соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ обращается с указанным предложением по своей инициативе. В-третьих, на федеральном уровне предложение должно содержать сведения о регистрации отраслевого соглашения. На региональном уровне условие о регистрации соглашения не предусмотрено.

§ 6. В случае непредставления работодателями в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ мотивированного письменного отказа присоединиться к нему данное соглашение, как и отраслевое соглашение при указанных обстоятельствах, считается распространенным на них со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.

Следующий комментарий к статье 133.1 ТК РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 133.1 ТК, вы можете получить консультацию юриста.

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением 20 апреля 2007 г. изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК. Это не изменило принципиальной позиции законодателя, хотя комментируемая статья предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъектов РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь минимальный размер заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

б) минимальная заработная плата устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

в) размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

2. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а для других работодателей - за счет их собственных средств.

3. Комментируемая статья подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключения. Этот механизм практически аналогичен предусмотренному ст. ст. 47 и 48 ТК.

4. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии со ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (Определение ВС РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7).

Полный текст ст. 133.1 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 133.1 ТК РФ.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации обеспечивается:
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации, - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями - за счет собственных средств.

Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляются трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 47 настоящего Кодекса.

После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. К указанному отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением.

В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 настоящего Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой настоящей статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).

Комментарий к статье 133.1 ТК РФ

1. В 2007 году ТК РФ был дополнен нормой, регламентирующей порядок установления минимальной заработной платы в субъектах Российской Федерации (см. Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации").

Согласно ч.1 комментируемой статьи в субъекте Российской Федерации региональным соглашением может устанавливаться размер минимальной заработной платы.

Заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате - это право, а не обязанность субъекта РФ. В связи с этим профсоюзные органы в целях решения социально-трудовых вопросов ставят перед собой цель добиваться повсеместной реализации полномочия субъектов Российской Федерации по установлению региональной минимальной заработной платы, а именно заключения региональных соглашений о минимальной заработной плате на уровне не ниже прожиточного минимума во всех субъектах Российской Федерации (см. постановление Исполнительного комитета ФНПР от 9 апреля 2008 года N 2-3 "О соглашениях о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации", постановление Генерального Совета ФНПР от 23 ноября 2011 года N 3-7 "О повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых проблем в Российской Федерации").

2. Общий порядок заключения соглашения о минимальной заработной плате в субъектах Российской Федерации определен нормой комментируемой статьи со ссылкой на ст. 47 ТК РФ.

Исходя из указанных положений, разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ в ходе коллективных переговоров. Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются комиссией (подробнее см. комментарий к ст. 47).

Аналогично положениям ст. 48 ТК РФ руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ имеет право после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате предложить работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта РФ и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения не будет представлен мотивированный письменный отказ в присоединении к нему, указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими. Если отказ будет получен, представители работодателей, направивших такой отказ, и выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей их работников, обязываются участвовать в консультациях с участием представителей сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ, на которые их имеет право пригласить руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ (см. подробнее комментарий к ст. 48).

3. Следует отметить, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих только на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Организации, финансируемые из федерального бюджета, не являются участниками регионального соглашения о минимальной заработной плате.

В отличие от МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации, размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Топольцова В. полагает, что состав региональной минимальной заработной платы должен формироваться по тем же принципам, что и МРОТ. Однако четких указаний на этот счет ТК РФ не дает, и на практике при заключении трехстороннего соглашения нередко данный вопрос прописывается отдельно и по собственному усмотрению сторон.

________________
См.: Топольцева В. Новый МРОТ, или "Зарплатная" индексация // Информационный бюллетень "Экспресс-бухгалтерия". 2012. N 46. С.10.

В настоящее время минимальная заработная плата выше МРОТ, установленного на федеральном уровне, предусмотрена, например, в г.Москве. Ее размер с 1 апреля 2015 года составляет 15000 рублей, что почти в 3 раза превышает величину МРОТ (см. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2015 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей). Также в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2015 год минимальная заработная плата в городе составит в 2015 году 9445 рублей, что на 37% выше МРОТ.

Проанализировав и обобщив региональные коллективные соглашения, Лушникова М.В. выделила два основных способа определения минимальной заработной платы, применяемых в субъектах РФ:
- во-первых, этот размер устанавливается в твердой сумме, которая может дифференцироваться в одном регионе по городам и районам с ежегодной или ежеквартальной индексацией в связи с ростом цен;
- во-вторых, размер минимальной заработной платы определяется по отношению к прожиточному минимуму в субъекте РФ, который индексируется ежеквартально.

________________
См.: Лушникова М.В. Минимальный размер оплаты труда как государственная гарантия трудовых прав // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. N 4. С.36.

Учитывая особенности регулирования трудовых отношений лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ВС РФ указал, что районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не подлежат применению к минимальной заработной плате, установленной в субъекте Российской Федерации, в размер которой входят доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате (см. Обзор судебной практики ВС РФ за третий квартал 2012 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012 года).

Другой комментарий к ст. 133.1 ТК РФ

1. Трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Оно предусматривает возможность установления минимальной заработной платы в субъекте РФ в размере, превышающем уровень минимального размера оплаты труда, который установлен федеральным законом.

В связи с внесением 20 апреля 2007 г. изменений в Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" ч. 3 ст. 2 данного Закона, регламентировавшая права субъектов РФ в данной сфере, утратила силу. Теперь эти вопросы регулируются ст. 133.1 ТК. Это не изменило принципиальной позиции законодателя, хотя комментируемая статья предусматривает несколько иной порядок реализации прав субъектов РФ в правовом регулировании данного вопроса. Если раньше такое право предоставлялось законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов РФ, которые принимали по этому вопросу соответствующие законы, то теперь минимальный размер заработной платы в субъекте РФ может устанавливаться региональным соглашением о минимальной заработной плате.

При этом должны быть соблюдены следующие условия:

а) минимальная заработная плата в субъекте РФ может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

б) минимальная заработная плата устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте РФ;

в) размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

2. Размер минимальной заработной платы в субъекте РФ обеспечивается для бюджетных организаций за счет средств соответствующих бюджетов, а также за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а для других работодателей - за счет их собственных средств.

3. Комментируемая статья подробно регламентирует порядок разработки проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и его заключения. Этот механизм практически аналогичен предусмотренному ст. ст. 47 и 48 ТК.

4. Месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта РФ и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии со ст. 48 ТК или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном ч. ч. 6 - 8 комментируемой статьи, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте РФ при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (Определение ВС РФ от 14 сентября 2012 г. N 34-КГ12-7).

Консультации и комментарии юристов по ст 133.1 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 133.1 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Выбор редакции
Как и следовало ожидать, большинство либералов считают, что предметом купли-продажи при проституции является собственно секс. Поэтому...

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем...

Целовальник Целовальники - должностные лица Московской Руси , выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных,...

Целовальник - это самая странная и загадочная профессия, которая когда-либо существовала на Руси. Данное название способно кого угодно...
Хироси Исигуро – двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель роботов-андроидов, один из которых – его точная...
石黒浩 Карьера В 1991 году защитил диссертацию . С 2003 года профессор Осакского университета . Возглавляет лабораторию, в которой...
Кого-то одно слово радиация повергает в ужас! Сразу заметим, что она есть везде, существует даже понятие естественный радиационный фон и...
Каждый день на портале сайт появляются новые реальные фото Космоса. Космонавты без особых усилий снимают величественные виды Космоса и...
В Неаполе не произошло чудо закипания крови святого Януария, в связи с чем католики в панике ожидают Апокалипсис Одним из самых...