Что не относится к методу опроса. Методы психологических исследований


1.Понятие о психических процессах, свойствах и состояниях. Традиционно дают определение понятию психики – как свойства живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Психика- это «субъективный образ объективного мира». Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятие, представления и память, мышление и воображение, речь, эмоциональные – активные и пассивные переживания, волевые – решения, исполнение, волевое усилие и т. д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психич. процессы протекают с различной скоростью и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Психические состояния . Под псих.состояниями следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные псих.состояния. При одном псих.сосоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Псих.состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и др.). Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздраженное и др.). Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением. Психические свойства. Высшими и устойчивыми регуляторами психичкой деятельности являются свойства личности. Под псих.свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое псих.свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляются в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны, и из нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Отсюда можно выделить свойства интеллектуальной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства– наблюдательность, гибкость ума, волевые – решительность, настойчивость, эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); темперамент (систему природных свойств личности - подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности- характеризующую динамическую сторону поведения);Способности (систему интеллектуально- волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, характер как систему отношений и способов поведения. 2. Основные этапы представлений о предмете психологии. С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым, указав основные виды связей – ассоциации психических явлений. Таким образом,I этап психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Г.Лейбниц, Дж.Локк, В.Вундт, У.Джеймс) . III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались) (прежде всего, это представители когнитивной психологии: У.Найсер, А.Пайвио и др.) . IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.Я.Гальперин) . История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В.М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

3. Метод наблюдения в психологии. Одним из основных и наиболее распространенным методом психологии является метод наблюдения.

Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. И хотя в условиях повседневной деятельности развернутые записи обычно не ведутся, руководителю иногда полезно записывать результаты своих наблюдений. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Наблюдение – древнейший метод познания (с конца XIX века – в клинической, педагогической и социальной психологии, а сначала XX – в психологии труда) – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет) – начало развитию данной исследовательской стратегии положили различные дневники наблюдений за развитием ребенка в семье (В.Штерн, В.Прайер, А.Н.Гвоздиков), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).Фиксация результатов производится либо в процессе наблюдения, либо отсрочено (страдает полнота и надежность из-за памяти наблюдателя)Объектами исследования могут быть:

Вербальное поведение

Невербальное поведение

Перемещения людей

Дистанция между людьми

Физические воздействия

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения . Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

По систематичности:

Несистематическое наблюдение , при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение , проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам :

Сплошное наблюдение . Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение . Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Осознанное наблюдение . При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения.

Внешнее наблюдение -это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения взависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определленной, предварительно продуманной программе и строго следует ей в незавимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Преимущества метода наблюдения

Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам например, вербального и невербального поведения.

Недостатки метода наблюдения

Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов.

Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

Сложность соблюдения операциональной валидности.

4. Метод опроса в психологии

Опрос - метод психологического исследования, заключающийся в свободе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса могут применяться во многих случаях: когда фактор который нужно учесть, плохо поддается внешнему контролю; когда изучаемый фактор легко выделяют операторы, но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуется очень длительное или сложное исследование; когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие задаче решения, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Опрос может проводиться в различной форме : анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос.

Анкета представляет собой стандартный набор вопросов, подобранных таким образом, чтобы выявить искомый фактор и его особенности с помощью прямых и косвенных вопросов, на которые опрашиваемые дают письменные ответы.

Интервью представляет собой набор вопросов по анкетному типу, но проводиться в форме живой беседы, содержание которой может быть запрограммировано.

Беседа - предусматривает прямое или косвенное, устное или письминное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед : непринужденная, интервью, вопросники, психологические анкеты.

Методы социометрии и полярных балов - это тоже методы вопросного типа, но с их помощью решается ограниченный круг задач, характеризующих особенности групповой деятельности. Результаты опроса обрабатываются обычно статистическими методами.

Для успешного проведения опроса необходимо выполнение ряда правил: опрос не должен быть слишком трудоемким; вопросы должны быть понятны испытуемому; не следует задавать наводящих вопросов, поскольку они могут предопределить характер ответов и сделать их недостоверными; отвечающий на вопросы должен быть уверен в целесообразности опроса и не бояться отрицательных последствий ответов. Опрос обычно предваряется предисловием, создающим атмосферу доверия и понимание единства целей исследователя и опрашиваемого. Возможность не указывать свою фамилию на опросном листе в ряде случаев позволяет получить более полную информацию.

Устный опрос применяется когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса дает много инфо, но требует спец.подготовки, обучения, больших затрат по времени для проведения. Письменный опрос позволяет охватить большое число людей. Анкета. Нельзя учесть реакции на содержание вопросов. Свободный опрос разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определленными рамками. Тесты – специализированный метод психодиагност.обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Отличаются четкой процедурой сбора и обработки первичных данных, а также своеобразием и последующей итепретацией. Бывают тест-опросники и тест-задания. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. Проективные тесты в них лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.

I. Введение

II. Методы исследования в психологии

1. Наблюдение и его разновидности

2. Типы и виды опроса

3. Экспериментальный метод в психологии

4. Психологические тесты

5. Моделирование в психологии

III. Заключение

Введение

Любая наука – это прежде всего исследование. Она не может развиваться, если не будет постоянно пополняться новыми и новыми фактами. Правильное и успешное её развитие возможно только в том случае, если она будет располагать, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают учёные, а с другой – достаточно обоснованными, точными и надёжными методами, позволяющими проверять эти идеи. Методы исследования – это приёмы и средства, с помощью которых познаётся изучаемое явление, предмет науки. Целой системой различных научных методов пользуется и психология. В чём же они заключаются?

На протяжении длительного периода, вплоть до начала ХХ века, психология определялась как наука о душе, душевных явлениях и законах душевной жизни, составляющих субъективный мир человека. Душа представлялась как нечто, что мыслит, как Я субъекта. Под душевными явлениями понимались чувства, мысли, желания, т.е. состояния субъекта. Определению содержания науки соответствовали и её методы. Согласно идеалистической концепции того времени единственным способом познания душевной жизни был субъективный метод , получивший название ”интроспекции ”. Он заключался в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения. Задача психологии виделась в том, чтобы путём внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений, причём изменение состояний сознания объяснялось действием особой духовной субстанции (первоосновы). Но внутреннее наблюдение порождало множество разноречивых мнений, т.к. наблюдатель о психических явлениях другого человека мог судить только на основе своих умозаключений, поскольку не мог видеть, слышать и чувствовать за другого. Этот метод был очень ограничен. Нужны были другие, объективные методы , исследующие поведение. Задачей психологии стала разработка таких методов исследования, которые опирались бы на приёмы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности. Ими стали методы эксперимента и методы наблюдения за поведением человека в естественных и экспериментальных условиях. Помимо этих методов психологов интересовала степень выраженности тех или иных психических процессов (памяти, внимания, умений, навыков, обучаемости и т.п.). Для решения этих задач в психологии уже в конце XIX - начале XX вв. стали применяться количественные методы и методы измерения. Одним из таких методов было описание закономерности, связывающей силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм, и их измерение. Для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.

Нонаряду с современными методами исследования в психологии до сих пор не утратили своего значения простые, традиционные методы сбора научной информации, такие как наблюдение, самонаблюдение и опрос . В отличие от методов естественных и точных наук, эти методы позволяют узнать многое их того, что практически недоступно приборам и невозможно описать с помощью математических формул.

1. Наблюдение и его разновидности

Методы наблюдения основаны на том, что данные о психических явлениях учёные получают или путём непосредственного наблюдения этих явлений или путём наблюдения внешних признаков, в которых эти явления проявляются. Невмешательство в ситуацию выступает важной характеристикой метода, определяя и его достоинства и его недостатки. Достоинством является то, что объект наблюдения не знает, что за ним наблюдают, и в естественной ситуации ведёт себя естественно. Недостатками этого метода является, во-первых, невозможность контролировать ситуацию, во-вторых, установки, интересы, психологические состояния, личностные особенности наблюдателя могут весьма сильно влиять на результаты наблюдения. Основной же недостаток этого метода заключается в очень низкой достоверности полученных результатов, поэтому требует тщательной проверки с помощью других методов исследования. Тем не менее, он является едва ли не самым распространённым в реальной исследовательской практике.

Существуют различные виды наблюдений: внешнее (наблюдение со стороны), внутреннее (самонаблюдение), свободное, стандартизированное, включённое, стороннее.

Внешнее наблюдение – это прямое целенаправленное наблюдение за поведением объекта (одним человеком или группой лиц) с целью его последующего анализа и объяснения. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется в тех случаях, когда ставится задача изучить интересующее явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании (когда предметом наблюдения становятся собственные мысли, чувства, переживания). Свободное наблюдение ведётся без заранее установленной программы и строгой фиксации на объекте наблюдения, может менять его в ходе самого наблюдения. Стандартизированное наблюдение, напротив, проводится по заранее продуманной программе, в которой отражено, за чем ведётся наблюдение, и строго следует ей. Включённым называется такое наблюдение, при котором исследователь может выступать в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого оно ведётся (например, психолог вместе с детьми может играть в какую-либо игру и одновременно с этим вести наблюдение за их поведением). Сторонним является наблюдение, которое может быть организованно таким образом, что наблюдатель не вовлечён в тот процесс, который он изучает, т.е. наблюдение без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой лиц.

2. Типы и виды опроса

Метод опроса – это метод психологического исследования, при использовании которого человек отвечает на задаваемые ему вопросы. Опрос бывает устным и письменным, свободным и стандартизированным, открытым и закрытым.

Устный опрос применяется тогда, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Такой опрос позволяет глубже проникнуть в психологию человека. Однако ему свойственна и ограниченность. Этот метод требует специальной подготовки, обучения, больших затрат времени на проведение исследования, зависит от личности того, кто ведёт опрос, от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы.

Письменный опрос даёт возможность получить информацию о больших группах людей. Наиболее распространённая его форма – анкета . Недостатком этого метода является невозможность соотнесения ответов испытуемых с их реальной действительностью.Данные письменного опроса во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых и нередко свидетельствуют, даже при полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. Свободный опрос – такой вид опроса, при котором число задаваемых вопросов и возможность ответов на них заранее не ограничено. Преимущество такого опроса в получении более глубокой информации, т.к. свободный опрос позволяет изменять тактику исследования, содержание вопросов в зависимости от ответов. Стандартизированный опрос, наоборот, определяет заранее и задаваемые вопросы, и предполагаемые ответы. Недостаток такого вида опроса - его ограничение и узость рамок, достоинство – экономичность во времени. Открытым называется опрос, при котором испытуемый сам формулирует ответы на поставленные вопросы. Преимуществом такого опроса является возможность получить более полные данные от испытуемых, недостаток – в трудности обработки из-за разнообразия ответов. Закрытым называется такой опрос, при котором испытуемый должен выбрать один из предложенных ответов. Такой опрос лёгок для обработки, но полученные с их помощью данные не выходят за пределы заранее сформулированных ответов.

3. Экспериментальный метод в психологии

Экспериментальные методы исследования – это методы сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное эксперимента проявление изучаемых психических явлений. Основное достоинство эксперимента в том, что он позволяет надёжнее делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими, активно воздействовать на изучаемое явление, варьировать и изменять условия, неоднократно воспроизводить результаты и устанавливать закономерности, научно объяснять происхождение явления и развитие. Эксперимент бывает лабораторным, естественным и полевым.

Лабораторный эксперимент протекает в специальных искусственных условиях, в лабораториях, с применением специальных приборов. Недостатком этого метода является невозможность организовать исследование так, чтобы испытуемый не знал, что является объектом исследования. Это порождает скованность, боязнь, тревогу, что не может не отразиться на результатах. Естественный эксперимент проводится в обычных для испытуемого условиях, где наблюдатель не вмешивается в ход событий, а фиксирует их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Полевой эксперимент – это такой эксперимент, который предполагает использование минимума оборудования в ситуации, близкой к реальной жизни.

4. Психологические тесты

Психологическими тестами называются специализированные методы психодиагностического исследования, использование которых позволяет получить точную количественную и качественную оценку психологических особенностей человека. Тесты – это всегда тщательно продуманные и стандартизированные испытания, они имеют необходимые нормативы, являются научно обоснованными. С помощью тестов можно получить характеристики, отличающие одного человека от другого. Тесты бывают трёх видов: тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических особенностях человека. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на основе того, что и как он делает. Достоинство этих тестов в том, что они применимы к людям разного возраста, профессии, уровня образования. А недостаток – сознательное влияние испытуемого на результаты, искажение или приукрашивание их в случае, если он не хочет признавать у себя те или иные отрицательные качества и мотивы поведения. Поэтому для получения более объективной информации используют проективные тесты. В их основе лежит метод проекции, согласно которому скрытые личностные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Такие тесты требуют высокой подготовки как психолога, так и самого испытуемого.

5. Моделирование в психологии

Если исследование интересующего психического явления обычными методами затруднено, используется метод моделирования - создание искусственной модели изучаемого явления. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе. Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.

Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, напоминающего то, что подлежит изучению. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике, используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной техники. Математическое моделирование представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве модели понятий из области информатики и кибернетики (например, использование в психологии идей математического программирования и описание поведения человека по аналогии с действием компьютера). Метод моделирования значительно расширяет возможности изучения психической деятельности человека, позволяет выдвигать и проверять научные гипотезы о скрытых явлениях работы мозга и выражать полученные результаты количественными характеристиками.

Кроме перечисленных методов сбора информации, в психологии используются методы математической статистики и обработки полученных количественных данных, а также методы качественного анализа. Они позволяют значительно повысить достоверность получаемых результатов.

Заключение

Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.

Список литературы

1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб.

пособие/ И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников;

Под ред. И.Б.Гриншпуна. – 3-е изд., стер. – М.: Изд-во

Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.

2. Введение в психологию/Под общ. ред. проф.

А.В. Петровского. – М.: Издат. Центр «Академия», 1996.

3. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед.

институтов/Под ред. В.В. Богословского. – 3-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1981.

4. Общая психология/Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998

5. Ратанова Т.А., Домашенко И.А. Психология общая:

Экспериментальная психология: Учебник – 2-е изд., доп.

и перераб. – М.: Московский психолого-социальный

институт: Флинта, 2004.

6. Романов К.М., Гаранина Ж.Г. Практикум по общей

психологии. Учеб. пособие/Под ред. К.М. Романова. – 2-е

изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-

социального института; Воронеж: Издательство НПО

Если источником информации выступают люди, то используется метод опроса.

Опрос – это совокупность вопросов, предлагаемых респонденту, ответы на которые и дают необходимую информацию. Опрос применяется тогда, когда мало статистической и документальной информации, когда явление малодоступно непосредственному наблюдению.

Варианты опроса (по формам контакта):

Личный или опосредованный (почтовый, телефонный и т.п.);

Индивидуальный или групповой;

Устный или письменный;

Сплошной или выборочный.

Разновидности опроса:

Анкетирование – опосредованный, письменный опрос.

Интервьюирование – устный опрос.

Экспертный – опрос компетентных лиц.

Социометрический – выявляет социально-психологические проявления межличностных отношений в малых социальных группах.

Анкетирование

Анкета – это система вопросов. Анкета состоит из титульного листа, вводной части, которые могут быть совмещены; основной и социально-демографической (паспортички) частей.

Вводная часть – это обращение к респондентам. Требования к вводной части анкеты:

Обязательно правильное обращение к респонденту;

Указана цель опроса и его значение;

Отмечено, как будут использованы результаты;

Гарантии анонимности;

Пояснены правила заполнения анкеты;

Благодарность за участие в анкетировании.

Основная часть состоит из тех вопросов, ответы на которые должны помочь решить задачи исследования, а также подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы. Требования к основной части анкеты:

Необходимо провести логический контроль (о чем спросить, почему спросить, в какой форме);

Работают ли вопросы на тему (на задачи исследования);

Понятны ли вопросы;

Проверить не содержат ли вопросы подсказок, не являются ли «лобовыми»;

Понятна ли (правильна) формулировка вопроса;

Не забыты ли такие варианты, ответов как «не знаю», «затрудняюсь...»;

Не вызывают ли вопросы отрицательных эмоций;

Правильно ли расположены вопросы: 1/простые – для включения в работу; 2/наиболее трудные; 3/интимные и контрольные;

Использована ли разбивка на тематические блоки;

Соблюдаются ли переходы, связки с помощью специальных обращений.

Классификация вопросов анкеты:

По структуре – открытые, закрытые, полузакрытые.

По форме – прямые – косвенные; личные – безличные.

По функции – основные (фильтр, на интенсивность мнения), неосновные, уточняющие (ловушка, контрольный).

Характеристика вопросов по содержанию.

1. Вопросы о фактах отражают действия и результаты действий людей. С их помощью получают данные о происходящих событиях. Ответы являются высокодостоверными, если не касаются действий, которые, по мнению респондента, заведомо не одобряются («Вы курите?»). К вопросам о фактах относятся и демографические вопросы.

2. Вопросы о мотивах выявляют мнение людей, касаются оценки явлений. Они вызывают затруднение при ответах, так как касаются интересов людей, поэтому их достоверность намного ниже. Для повышения достоверности этих ответов используют уточняющие вопросы (см. вопросы по функциям).

Вопросы о мотивах по ситуации могут быть условные и безусловные. Безусловные вопросы касаются реальной ситуации, в которой находится респондент. Например, «Нравится ли Вам заниматься в этой группе здоровья?». Условные вопросы касаются воображаемой ситуации. Например, «Представьте себе, что Вы включены в сборную России,..».

Характеристика вопросов по структуре.

1. Открытые вопросы – это вопросы, ответы на которые дают респонденты в свободной форме. Например, «Какие виды спорта Вы считаете наиболее зрелищными?».

2. Закрытый вопрос предполагает набор возможных вариантов ответов. Он бывает двух типов: дихотомический (с вариантами ответов «Да» или «Нет») и с веером ответов. Надо иметь в виду, что перечень вариантов должен быть достаточно полным. Так как все варианты предусмотреть трудно, то следует использовать такие варианты, как: «не знаю», «затрудняюсь с ответом». Нужно учесть, что респонденты, как правило, обращают внимание на первый и последний варианты.

3. Полузакрытый вопрос предусматривает набор вариантов ответов и возможность свободного ответа в виде варианта «Другое».

Характеристика вопросов по форме.

1. Прямой вопрос указывает на объект, о котором нужна информация. Прямые вопросы направлены на выяснение мнения респондента по проблеме исследования и касаются непосредственно задач исследования. Например, «Будет ли у Вас на этой неделе тренировка?»; «Что Вы думаете о...» или «Считаете ли Вы...?». Так как на прямые вопросы не всегда охотно отвечают, то для их уточнения используют вспомогательные, уточняющие вопросы.

2. Косвенные вопросы, в отличие от прямых, не указывают конкретно на объект, о котором необходимо получить информацию (знание). Они дают дополнительные сведения о респонденте (демографические, о его интересах, предпочтениях и т.д.). Например, «Что Вы будете делать на следующей тренировке?», «Что Вы предпочитаете: сходить в театр, кино, дискотеку?», Здесь приведены три суждения о событиях (X), какое из них Вы считаете наиболее верным?».

3. Личные вопросы касаются свойств, качеств, фактов жизни респондента, демографических данных (возраста, пола и т.д.).

4. Безличные вопросы касаются оценки ситуации, мнения о событии, знания о чем-то, например, «Достаточно ли 2-х часов ежедневных занятий, чтобы достичь результата КМС?».

Характеристика вопросов по функциям.

1. Основные вопросы предназначены для получения точной информации об изучаемых явлениях. Через них раскрывается основная идея исследования. Так как эти вопросы затрагивают интересы людей, то нужно выяснить, искренним ли был ответ.

Разновидностью основного вопроса является вопрос на интенсивность мнения, с его помощью дают качественную и количественную оценку (в баллах и процентах). Например, «Оцените уровень своей технической подготовки к первенству России по 5-балльной системе». Качественная оценка выражается с помощью понятий «отлично», «хорошо», «средне», «удовлетворительно» и т.п.

К основным вопросам относится и фильтрующий вопрос (фильтр). Он отделяет респондентов, мнение которых исследователя не интересует. Например, «На следующий (один, два, три) вопроса отвечают мастера международного класса» или «На следующий вопрос отвечают те, кто на предыдущий ответил «Да».

2. Неосновные вопросы не касаются непосредственных задач исследования (демографические и т.д.).

3. Уточняющие вопросы: ловушка и контрольные вопросы. Контрольный вопрос проверяет правильность или искренность ответов на основные вопросы. Между основным и контрольным должно быть 3-5 других (промежуточных) вопросов. Например: основной вопрос: «В какой мере Вы довольны своей работой?», контрольный: «Хотели бы Вы перейти на другую работу?».

Или основной вопрос: «Сколько времени Вы уделяете тактической подготовке на тренировке?», а контрольные вопросы могут быть об объеме тактической подготовки за тренировку, об объеме общей физической подготовки и общем времени тренировки. Сопоставив ответы, можно проверить правдивость ответа на основной вопрос.

Ловушка направлена на выявление искренности, компетентности, на обнаружение безграмотности в ответах. Ловушка может состоять из набора вариантов ответов (среди которых есть неверные). Например: основной вопрос «Постоянно ли Вы читаете газету «Спорт-экспресс» («Да», «Нет»)?», ловушка «Какая из статей последнего номера Вам понравилась?».

Социально-демографическая часть анкеты (паспортичка) дает информацию о социальном статусе респондента (поле, возрасте спортивной квалификации и др.), которая нужна для анализа собранных данных, для оценки представительности респондентов, для проведения сравнительных исследований.

Только если все части анкеты соответствуют перечисленным критериям, анкету можно передать для изготовления и использования в пилотажном исследовании.

Преимущества анкетирования:

Широта охвата;

Позволяет составить массовую картину об объекте;

Не оказывает влияние на личность;

Ощущение анонимности;

Не требует от кадров высокой квалификации;

Информация собирается за короткий срок;

Респондент сам выбирает удобное время и ритм заполнения.

Интервью

Интервью – это метод получения информации путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Типы интервью:

Неформализованное – это свободный диалог по определенной теме, когда вопросы формулируются в контексте общения.

Полуформализованное – к заранее составленным вопросам задаются дополнительные, уточняющие.

Формализованное – вопросы задаются по разработанному вопроснику.

Преимущества интервьюирования:

Позволяет наблюдать за поведением небольшого числа респондентов;

Возможно создание откровенной и неформальной обстановки, атмосферы доверия;

Общение обеспечивает более серьезное отношение к опросу: интервью может быть не только по заранее разработанным вопросам, но и свободное интервью можно взять у того, кто определен требованиями выборки;

Личный контакт позволяет получить ответы на все вопросы.

Экспертный опрос (или метод экспертной оценки)

Такие формы сбора первичной социологической информации, как анкетирование, интервьюирование, почтовый опрос, телефонное интервью и т. д., предназначены прежде всего для массовых опросов. Однако на практике могут возникнуть ситуации, когда для оценки какого-либо явления трудно или вообще невозможно выделить объект – носитель проблемы – и, соответственно, использовать его в качестве источника информации. Такие ситуации обычно связаны с попыткой прогнозировать изменение того или иного социального процесса, явления.

Объективная информация в этом случае может исходить только от компетентных лиц – экспертов, имеющих глубокие знания о предмете или объекте исследования. Простейшие критерии отбора экспертов – род занятий и стаж работы по интересующему профилю. При необходимости учитываются также уровень, характер образования, опыт общественно-политической деятельности, возраст и др. Центральный критерий отбора экспертов – их компетентность. Для ее определения применимы, с той или иной степенью точности, два метода: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитетности экспертов.

Опросы компетентных лиц именуются экспертными, а результаты опросов – экспертными оценками. В наиболее общем виде можно выделить две основные функции метода экспертной оценки в социологическом исследовании: оценка состояния (включая причины) и прогноз тенденций развития различных явлений и процессов социальной действительности.

Сама процедура опросов может быть очной или заочной (почтовый опрос, телефонное интервью). Одна из наиболее простых форм экспертного прогноза – обмен мнениями, предполагающий единовременное присутствие всех экспертов за «круглым столом», где и происходит выявление доминирующей позиции по дискутируемому вопросу. Могут применяться и более сложные формы.

Социометрический опрос

Разработан Дж. Морено для анализа межличностных отношений в малой группе. Метод социометрии позволяет оценить взаимоотношения в коллективе, а на этой основе – определить его неформальную структуру, неофициальные микрогруппы и взаимосвязь между ними. Это метод структурного анализа коллектива. Его суть – сбор информации о структуре межличностных отношений в малой группе путем изучения выбора, сделанного членами малой группы по тому или иному критерию. После обработки и отображения индивидуальных выборов проявляются неформальная структура коллектива и картина взаимоотношений между его членами.

Критерии социометрических выборов формулируются в виде вопросов о желании члена коллектива участвовать с кем-либо в определенном виде деятельности: совместно выполнять ответственное задание (надежность); ликвидировать неисправность в техническом устройстве (профессионализм); провести вместе выходной (дружеская предрасположенность) и т. д.

Выбираемые критерии должны быть значимыми для коллектива (должны заинтриговать всех респондентов) и предоставлять возможность выбора сослуживцев в конкретной ситуации.

Порядок проведения социометрического опроса:

Четко обозначаются границы группы;

Каждому опрашиваемому выдают список группы, в котором отдельному ее члену присвоен определенный номер, и предлагают сделать выбор из предложенного списка по определенному критерию;

Респонденты установленными значками отмечают против фамилий (или соответствующих им номеров) результаты своего выбора;

На основе матрицы строится социограмма – графическое изображение схемы межличностных отношений. Социограмма позволяет увидеть структурные элементы межличностных отношений в коллективе, лидеров коллектива, микрогруппы.

Одним из основных в социологии является метод опроса. Однако, метод опроса не является изобретением социологов, гораздо раньше опрос использовали медики, педагоги, юристы. Социальные работники широко используют метод опроса в своей работе.

Социологический опрос – это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом, с целью получения от респондента необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы.

Опрос – это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, в результате которого в короткие сроки можно получить значительную информацию от большого количества людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Метод опроса можно применять в отношении любых слоев населения.

В развитии метода опроса выделяют две традиции: статистическую и психологическую.

Статистическая традиция. Метод опроса, как уже было сказано, не является изобретением социологов: в третьем тысячелетии до нашей эры в древнейших государствах Азии и Африки с помощью исследований населения устанавливали его численность, налогоплатежность и способность носить оружие. В древние времена опрос выступал средством диалога между властью и населением. Неизбежно возник вопрос о достоверности данных, полученных в результате опроса. Тогда же были изобретены первые средства контроля за качеством полученной информации: сведения сообщались под присягой, вводились штрафные санкции за предоставление ложной информации. В античный период учет населения производили цензоры. Цензоры, производя перепись населения, учитывали только данные представителей мужского пола, так же производя проверку достоверности полученной информации. Отношение населения к переписи сложилось негативное.

В России переписи населения стали производиться в Х1-ХП веках с той же целью – узнать количество и платежеспособность населения.

В Х1Х веке в США, Англии оформляется метод социологического опроса. А. Кетле установил основные правила опроса, актуальные и в наше время:

1. Задавать только необходимые вопросы.

2. Избегать вопросы, которые могут вызвать раздражение или опасение респондентов.

3. Ясно и четко формулировать вопросы, для однозначного понимания всей совокупностью опрашиваемых.

4. Вопросы должны обеспечивать взаимный контроль (ответы на одни вопросы позволяют проверить достоверность ответов на другие вопросы).

В конце Х1Х века в России была проведена перепись населения. В первые годы советской власти наблюдался повышенный интерес к социологическим опросам населения. В период с 1922г. по 1935г. было проведено более 50 опросов, вышло 186 работ по социологии.

Складывалась система разновидностей метода опроса:

· корреспондентный опрос,

· самосчисление,

· экспертный опрос.

В современной системе классификации опроса эти виды преобразовались в следующие:

· почтовый опрос,

· раздаточное анкетирование,

· формализованное интервью.

Психологическая традиция. В конце Х1Х века, наряду со становлением статистической традиции в системе опроса, стали создаваться опросники для изучения психики человека. Психология обретает статус самостоятельной науки. Изучение психики человека происходит в рамках тестовой традиции.

Опрос – это наиболее сложная разновидность социально-психологического общения исследователя и респондента.

В комплексе методов сбора социологической информации опрос является наиболее популярным. Существует два основных вида опроса: интервью и анкетирование.

Интервью – это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов респондента. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже анкетирования. Однако, интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием.

Главное различие между анкетированием и интервьюированием состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетном опросе их общение опосредуется анкетой. Содержащиеся в ней вопросы, их смысл респондент интерпретирует самостоятельно, в пределах имеющихся у него знаний. Он формулирует ответ и фиксирует его в анкете тем способом, который либо указан в тексте анкеты, либо объяснен анкетером. При интервьюировании контакт между исследователем и респондентом осуществляется при помощи интервьюера, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, направляет беседу в нужное русло, фиксирует ответы респондента.

Существуют различные формы интервью по способу организации и проведения: интервью по месту работы, интервью по месту жительства. Интервью по месту работы необходимо при изучении производственных или учебных коллективов. Интервью по месту жительства предпочтительнее при изучении проблем, о которых удобнее говорить в неофициальной обстановке. В домашней обстановке респондент располагает большим запасом времени, охотнее отвечает на вопросы.

Независимо от места проведения интервью, необходимо позаботиться об устранении «третьих лиц» или хотя бы уменьшении их влияния на респондента. Как показывает практика, любое присутствие во время интервью лишнего человека приводит к смещению ответов респондента.

Выделяется три вида интервью: формализованное, фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью - наиболее распространенный вид интервьюирования. Специфика данного вида интервьюирования заключается в строгой регламентации общения интервьюера и респондента с помощью детально разработанного опросника и инструкции, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировки вопросов и их последовательности.

В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. Формулировки вопросов должны быть рассчитаны на ситуацию беседы. Поэтому весь план интервью разрабатывается в устном, разговорном стиле. Вводная беседа с респондентом, переход от одного раздела беседы к другому подробно разрабатывается исследователем и точно воспроизводится интервьюером в ходе опроса.

Таким образом, в ситуации формализированного интервью интервьюеру отводится роль исполнителя, а респонденту необходимо внимательно слушать вопрос и выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа из заранее приготовленного набора. В данной форме опроса влияние интервьюера на качество данных может быть сведено к минимуму. Надежность получаемой информации зависит от интервьюера.

Интервью с открытыми вопросами предусматривает меньшую степень стандартизации поведения респондента и интервьюера. Исследователь разрабатывает подробный план интервью, предусматривающий строгую последовательность открытых вопросов (без вариантов ответов). Интервьюер воспроизводит вопросы открытой форме, а респондент дает ответы в свободной форме. Задача интервьюера заключается в четкой фиксации ответов респондента.

Фокусированное интервью – следующий этап, направленный на уменьшение стандартизации поведения интервьюера и респондента. Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. При фокусированном интервью респондента заранее знакомят с предметом беседы. Также исследователь заранее готовит вопросы для фокусированного интервью, причем, перечень вопросов обязателен для интервьюера (он может менять последовательность и формулировки вопросов, но по каждому вопросу должен получить информацию).

Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера и респондента. Этот вид опроса применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в тех условиях, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – все зависит от индивидуальных особенностей интервьюера, от его представлений о предмете обсуждения, от конкретной ситуации интервью.

В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в ходе свободного интервью, не нуждается в унификации для статистической обработки. Ценность этой информации представляет ее уникальность, широта ассоциаций, анализ специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. Группы респондентов в свободном интервью невелики (1-2 человека). Их ответы записывают с максимальной точностью. Для обобщения ответов применяются традиционные методы анализа текстов.

Проведение любого из видов интервью предполагает такое явление как эффект интервьюера . Так обозначают все явления, в которых обнаруживается влияние интервьюера на качество результатов опроса. Это влияние часто не осознается интервьюером и проявляется не только в вербальном общении, но ив разнообразных косвенных, неявных (невербальных) формах: в общем эмоциональном тоне беседы, мимике, поведении ее участников и т.д.

Чем выше степень стандартизации интервью, тем больше у исследователя возможности снизить влияние интервьюера. Кроме этого, исследователь может осуществить контроль качества работы интервьюера. Наиболее распространенная форма контроля качества работы интервьюера – выборочное повторное посещение респондентов.

Контролеры-интервьюеры выясняют, состоялась ли беседа и с кем именно, спрашивают о содержании интервью и впечатлении, которое произвел интервьюер. По результатам контроля оценивают работу интервьюера. Другим способом контроля может быть почтовая анкета, которая посылается респондентам, участвовавшим в опросе. В анкете присутствуют вопросы, подобные тем, которые залают контролеры-интервьюеры.

В современном обществе довольно высок уровень телефонизации населения. Этот факт привел к появлению телефонного интервью . Телефонное интервью представляет собой одну из форм опосредованного опроса. Его основное достоинство – оперативность (возможность быстрого установления контакта с респондентом). Эффект интервьюера при телефонном опросе значительно снижается. Оптимальное по продолжительности телефонное интервью – 10-15 минут, после этого времени интерес и внимание респондента к опросу снижается. Этот факт определяет специфику вопросов телефонного интервью. По возможности они не должны быть длинными или содержать большое количество альтернативных ответов.

Интервью как метод сбора информации не всегда эффективен. Наряду с ним в социологии применяется анкетный опрос или анкетирование .

Анкетный опрос (анкетирование) – разновидность метода опроса, при которой общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой. Анкетирование представляет собой наиболее распространенный на практике вид опроса.

Выделяется два вида анкетирования – групповое и индивидуальное .

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту работы, учебы. Анкетер работает с группой 15-20 человек, при этом обеспечивается стопроцентный возврат анкет. Респонденты имеют возможность получить дополнительную консультацию по технике заполнения анкеты, а анкетер, собирая вопросники, может проконтролировать качество их заполнения.

При индивидуальном анкетировании вопросники раздаются на рабочих местах, по месту учебы, по месту жительства респондентов, при этом время возврата анкеты обговаривается заранее. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

Анкетный опрос считается одним из наиболее оперативных способов сбора первичной социологической информации.

Анкета представляет собой систему вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта и предмета исследования. Основная функция анкеты – предоставить исследователю достоверную информацию о предмете анализа.

Для эффективного функционирования анкеты необходимо соблюдать ряд принципов и правил ее конструирования. Прежде всего, это относится к вопросам анкеты.

Вопрос – это специально разработанное исследователем вопросительное высказывание, адресованное определенной совокупности респондентов, для получения информации, необходимой для достижения цели исследования и решения исследовательских задач. Вопрос является основным инструментарием опроса для получения информации, установления социальных факторов.

Различают программный и анкетный вопросы.

Программный вопрос – это вопрос, который задается всей программой исследования. Программный вопрос обладает довольно большой общностью, и задавать его респонденту в открытом виде не всегда возможно и целесообразно. Чтобы получить достоверную информацию, а не отписку, необходимо формулировать вопросы меньшей общности, собирая по ряду частных вопросов необходимую информацию. Программный вопрос является, по существу, некоторой совокупностью искомого знания, и не всегда конкретная его формулировка адекватно отражает эту совокупность.

Отличие анкетного вопроса от программного заключается прежде всего в уровне общности. Анкетный вопрос всегда конкретен, прост, четок и понятен: «Как часто Вы смотрите ТV?», «Употребляете ли Вы спиртные напитки?» и т.д.

Перевод программного вопроса в анкетный, определение его сущности в и роли в анкетном опросе довольно сложно. Для перевода программных положений в анкетные вопросы можно использовать принципиальную схему анализа (блок – схему) или логический анализ предмета исследования в виде схемы. Логическая схема может иметь различную форму, но сущность ее заключается в том, что каждое понятие программы исследования большой общности разлагается на ряд понятий меньшей общности или подпонятий до самых простейших или спускается на уровень показателей и индикаторов.

Выделяют различные функции анкетного вопроса:

· индикаторную,

· коммуникативную,

· инструментальную.

Индикаторная функция вопроса заключается в обеспечении той информацией, которую необходимо получить.

Коммуникативная функция вопроса обеспечивает перевод задач на «язык респондента», т. е. обеспечивает доступность, однозначность и адекватность вопроса для опрашиваемых.

Инструментальная функция вопроса связана с измерительной задачей вопроса.

Все вопросы, используемые в анкетах можно классифицировать:

· по форме (открытые, закрытые, полузакрытые; прямые и косвенные);

· по функциям (основные и не основные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.п. Эти вопросы могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респондента или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения.

Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

Вопросы о личности респондента входят во все анкеты, образуя «паспортичку», или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондента.

Например, при изучении социально-правовых аспектов жизни студентов ТПУ с позиции их преподавателей, предлагалась следующая «паспортичка»:

Немного о себе:

1. Пол:

01 – мужской

02 – женский.

2. Возраст:

01 – 20-29 лет

02 – 30-39 лет

03 – 40-49 лет

04 – 50-59 лет

05 – 60 лет и более

3. Факультет, где Вы работаете ___________________

4. Стаж работы в ТПУ __________________________

Рассмотрим деление вопросов на открытые, закрытые и полузакрытые.

Открытые вопросы не предлагают респонденту никаких вариантов ответов. Например: «В чем, по – Вашему, состоит отличие пьянства от алкоголизма? (напишите, пожалуйста, _____________________________).

Открытые вопросы дают возможность респонденту высказать собственное мнение, здесь велика вероятность получить интересные и неожиданные суждения. Много и случайных ответов, вызванных нежеланием отвечать на вопрос («отписок»). Главная сложность открытых вопросов заключается в сложности формализации и обработки ответов.

Закрытые вопросы предлагают респонденту варианты возможных ответов (перечень альтернатив или вопросы-меню), из которых необходимо выбрать один или несколько вариантов. Например, закрытые вопросы с перечнем альтернатив:

«Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств»:

01 – да, имею такой опыт

02 – нет, не имею такого опыта

«Чем, по-вашему, является «девиация»?»:

01 – позитивным отклонением от нормы

02 – негативным отклонением от нормы

03 – любым отклонением от нормы

Закрытый вопрос-меню может выглядеть следующим образом (его отличие от предыдущего типа вопроса заключается в отсутствии ограничения количества выбранных вариантов ответа):

«Какие виды отклоняющегося поведения встречались Вам за время Вашей педагогической практики в ТПУ?»:

01 - пьянство

02 - воровство

03 - наркомания

04 - проституция

05 - хулиганство

06 - вымогательство

07 – пока не встречались

Кроме открытых и закрытых вопросов существуют еще полузакрытые. Полузакрытые вопросы, как и закрытые, содержат перечень альтернатив и отличаются тем, что содержат альтернативу типа «Что еще Вы могли бы отметить?», «Другое (напишите)» и т.п.

Например: «Какое определение, по-вашему, подходит к человеку, употребляющему наркотики?»:

01 – это творческая личность

02 – обычный нормальный человек

03 – безвольное существо

04 – преступник

05 – другое (напишите)____________________________________

По своим функциям вопросы делятся на основные, контрольные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки.

Основные вопросы – это программные вопросы, с помощью которых исследователь решает задачи исследования.

Контрольные вопросы выступают как проверочные по отношению к основным. Например, если основной вопрос «В какой мере Вы удовлетворены своей работой?», то контрольным может быть вопрос «Хотели бы Вы сменить место работы?».

Роль фильтрующих вопросов (вопросов-фильтров)состоит в том, чтобы отделить респондентов, способных ответить на основной вопрос, от тех, кто этого не может. Например, при изучении свободного времени студентов, необходимо выяснить, какими видами спорта они занимаются. Для этого нужно сформулировать вопрос-фильтр: «занимаетесь ли Вы спортом?», после чего (при положительном ответе) спросить, какими его видами.

Если респондент ответил отрицательно на вопрос-фильтр, то на следующий блок вопросов ему отвечать не нужно. Например: «Занимаетесь ли Вы спортом? Если – да, то, какими видами. Если – нет, то переходите к следующему блоку вопросов»

Вопросы-ловушки предназначены для выявления искренности и добросовестности опрашиваемых. Например, при изучении литературных увлечений студентов, в список авторов и книг, среди которых необходимо указать те, которые были прочитаны, можно включить вымышленного автора и произведение. Если кто-то из респондентов укажет это произведение как прочитанное, то очевидна недобросовестность респондента, которую социологу необходимо учитывать.

По форме выделяют прямые, косвенные и прожективные вопросы.

Прямые вопросы относятся непосредственно к личности респондента (например, «Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?», «Удовлетворены ли Вы Вашей работой?», «Имеете ли Вы сами опыт употребления наркотических средств?».).

Косвенные вопросы выясняют отношение респондента к какому-либо предмету опосредованно, неявно, косвенно (например, «Какое из предложенных высказываний отражает Ваше мнение?»). Косвенные вопросы психологически лучше воспринимаются респондентами, чем прямые.

Прожективные вопросы содержат моделируемую, предполагаемую проблемную ситуацию, которую необходимо разрешить респонденту (например, «Предположим, что Вы выиграли в лотерею крупную сумму денег. Остались бы Вы тогда на своей работе? Или: На что бы Вы потратили эти деньги?»).

Оформление вопросов в анкете может быть различным. Большой популярностью пользуются вопросы – шкалы . Под шкалированием обычно понимают определенный упорядоченный числовой ряд. Респонденту предлагают шкалу и просят выбрать число (балл) на данной шкале, соответствующий его мнению по предложенному вопросу. Например, «Как часто Вы ходите в театр?»

Существуют другие варианты графического оформления шкалы: Например, «Оцените по семибалльной шкале уровень дружеских отношений в Вашем коллективе».

В небольшой степени 1 2 3 4 5 6 7 В большой степени

Практически все альтернативные вопросы можно представить в виде шкалы, приписав каждой из них свой балл или ранг, и тем самым упорядочить их по содержательному значению. В зависимости от содержания вопроса применяют различные виды шкал. Выделяют три типа шкал: номинальные , ранговые и порядковые .

Специфика номинальной шкалы заключается в том, что каждый элемент шкалы существует самостоятельно, и в целом эта шкала не упорядочена. Главное условие номинальной шкалы состоит в том, что все элементы должны иметь единое основание для выделения. К примеру, «Какую литературу Вы чаще всего читаете?»

01 – учебную специальную

02 – научно – популярную

03 – художественную

04 – общественно – политическую

05 – социально – экономическую

Приведенный ряд наименований не упорядочен, но имеет единое основание – чтение литературы. По сути дела, как шкала она практически не употребляется, поскольку элемент в ней независим и респондент может выбрать любое количество альтернатив. Каждый элемент данной шкалы рассматривается и анализируется исследователем практически самостоятельно вне связи с другими.

Можно упорядочить данную шкалу, введя новое основание (скажем, по значимости чтения), тогда изменится тип шкалы.

Ранговая (порядковая) шкала устанавливает соотношение между выделенными признаками в соответствии с общим логическим основанием. Например, перечень профессий можно упорядочить по степени сложности: «Кем Вы работаете (учитесь) ТПУ?»

01 – работник хозяйственных служб университета

02 – студент, аспирант факультета _____________

03 – ассистент, преподаватель факультета _______

04 – доцент, профессор факультета _____________

05 – зав. кафедрой, декан факультета ___________

При изучении общественного мнения, измеряя интенсивность суждений и оценок можно использовать такие обозначения элементов шкал:

· вполне удовлетворен;

· скорее удовлетворен;

· скорее не удовлетворен

· полностью не удовлетворен.

Данный ряд упорядочен, каждый элемент шкалы имеет весовое значение по отношению к любому последующему элементу. Например, «Как бы Вы оценили уровень организации конференций последних двух – трех лет, в которых Вы принимали участие в ТПУ?»

01 – в целом удовлетворительно

02 – скорее удовлетворительно

03 – скорее неудовлетворительно

04 – совсем неудовлетворительно

05 – затрудняюсь ответить

Анализ ответов на вопросы, оформленные в виде ранговой (порядковой) шкалы лучше всего проводить в рамках общих соотношений ответов респондентов: первую альтернативу выбрало такое количество опрашиваемых, вторую, третью и т.д.

Интервальная шкала представляет собой полностью упорядоченный ряд с определенными интервалами между пунктами. Данная шкала позволяет проводить более строгие математические операции с получаемой информацией. Трудность применения интервальной шкалы заключаются в том, что не всегда можно измерить социальные характеристики цифровым способом и установить между ними интервал. Поэтому интервальную шкалу используют для снятия информации по четко фиксируемым количественными методами социальным характеристикам, например, по возрасту, образованию и т.п.: «Ваш возраст?»

«Стаж работы в ТПУ?»

01 – до 5 лет

02 – от 6 до 10 лет

03 – от 11 до 20 лет

04 – более 21 года

Каждый элемент шкалы имеет свое наименование и соответствующее числовое обозначение, определен интервал между элементами шкалы. Каждый элемент упорядочен по отношению к любому другому элементу.

В процедуре шкалирования выделяют ряд этапов:

1. Выбор объекта шкалирования.

2. Выбор предмета шкалирования.

3. Проверка надежности и обоснования шкалы (путем повторного исследования).

При составлении анкеты исследователь должен помнить ряд правил:

1. Основной и контрольный вопросы в анкете не должны выделяться из общей массы вопросов анкеты.

2. Реальная ситуация должна контролироваться прожективной .

3. Косвенные вопросы анкеты контролируют ответы на прямой вопрос, открытые – на закрытый.

4. Контролю подлежат ответы на вопросы, связанные с основными задачами исследования.

5. Вопросы должны быть сформулированы корректно, вежливо и вызывать желание у респондента дать полный и искренний ответ.

6. В вопросе-меню необходимо соблюдать пропорции в подборе положительных и отрицательных суждений.

7. Язык анкеты должен быть понятен респонденту, быть близким к его разговорной речи.

8. Необходимо избегать в анкете двусмысленных вопросов, абстрактных и многозначных терминов.

9. Анкета должна быть аккуратно оформлена.

Анкета представляет собой вопросник, используемый для сбора данных при опросе, тиражируемый документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом, либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером.

В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании особенно важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методические указания по заполнению анкеты, графическое оформление анкеты и т.п.

Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса, название организации, проводящей опрос, место и год издания. Инструкцию по заполнению анкеты лучше вынести на отдельный лист. Эти правила необходимо соблюдать при большом объеме опросника. Вместо титульного листа вначале анкеты может быть вступление (обращение к респонденту), где излагаются тема, цели, задачи опроса и называется организация. Проводящая исследование; объясняется техника заполнения анкеты.

Например:

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Социолого – психологическая служба ТПУ изучает социально – правовые аспекты жизни студентов и просит Вас ответить на предлагаемые в анкете вопросы.

Внимательно прочитав возможные варианты ответа, обведите кружком вариант совпадающий с Вашим мнением. В случае отсутствия приемлемого варианта, допишите свой на свободной строке.

Благодарим за сотрудничество и искренность ответов!

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...