Что производит тяжелое машиностроение. Тяжелое машиностроение


Продукцией которых являются различные машины и механизмы. Причем это образование характеризуется весьма сложными связями.

Машиностроительный комплекс, структура которого обширна, включает в себя непосредственно машиностроение, а также металлообработку. Продукция предприятий данного комплекса играет главную роль в процессе реализации новейших достижений современного научно-технического прогресса. Причем это актуально для всех областей народного хозяйства.

Структура сферы машиностроения

Эта крупнейшая комплексная отрасль обеспечивает все народное хозяйство страны приборами и оборудованием. Для населения она выпускает разнообразные предметы потребления. В входят ремонт оборудования и машин, а также металлообработка. Характерным для него является углубление специализации производств и постоянное расширение масштабов деятельности.

В состав машиностроительного комплекса включено более семидесяти отраслей. Причем все они объединены в группы согласно назначению выпускаемой продукции, сходства технологических процессов и видов используемого сырья.

В состав машиностроительного комплекса входят:

1. Энергетическое и тяжелое машиностроение. Сюда включают производства по выпуску энергетического, подъемно-транспортного и горного, полиграфического и атомного оборудования, вагоно-, турбино- и тепловозостроение.
2. Станкостроение , отвечающее за выпуск различного рода станков.
3. Транспортное машиностроение , включающее в себя отрасли по производству автомобилей и судов, а также относящиеся к авиации и ракетно-космической сфере.
4. Тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение .
5. Приборостроение, выпуск электротехники и электроники , считающийся точным машиностроением.
6. Выпуск станков и оборудования для пищевой и легкой промышленности.

Помимо вышеперечисленных подразделений в машиностроительный комплекс включают малую металлургию, занимающуюся производством проката и стали. Данный технологический процесс выполняется в литейных цехах. Подобные площади размещаются на машиностроительных или на специализированных предприятиях. Здесь производятся штамповки, литье, поковки и сварные конструкции.

Тяжелое машиностроение

Все заводы, входящие в данную отрасль, отличаются высоким потреблением металла. При этом они обеспечивают необходимыми машинами и оборудованием предприятия, относящиеся к горно-химическому, горнодобывающему, топливно-энергетическому и металлургическому комплексу.

Продукцией заводов тяжелого машиностроения являются узлы, детали (к примеру, валки для металлургических а также готовое оборудование (турбины и паровые котлы, экскаваторы, горно-шахтное оборудование). В составе данной отрасли находится десять подотраслей. Среди них подъемно-транспортное, путевое, атомное, полиграфическое, горное и металлургическое машиностроение, а также дизеле-, вагоно-, турбо- и котлостроение.

Самую высокую по стоимости продукцию в отрасли тяжелого машиностроения выпускают производства металлургического оборудования. Им оснащают электроплавильные и а также агломерационные фабрики. Высокой стоимостью отличается и оборудование для дробильно-размольных и прокатных производств.

Продукцией предприятий горного машиностроения являются агрегаты, используемые для разведки, а также добычи (открытым и закрытым способом), обогащения и дробления полезных ископаемых, обладающих твердой структурой. В их число входят очистные и горнопроходческие комбайны, шагающие и роторные экскаваторы. Применяют подобное оборудование на предприятиях цветной и черной металлургии, угольной и химической промышленности, а также при изготовлении строительных материалов.

Огромное экономическое значение для народного хозяйства страны имеет продукция, выпускаемая подъемно-транспортным машиностроением. Ведь с таким оборудованием в России работает порядка пяти миллионов человек. Данной подотраслью производятся электрические и мостовые краны, ленточные и стационарные конвейеры, а также оборудование, предназначенное для комплексной механизации складских помещений.

Продукция вагоно-, тепловозостроения призвана обеспечить железнодорожную сферу необходимым для нее транспортом. Эта подотрасль выпускает и путевые механизмы необходимые для рельсосварочных, укладочных, снегоочистительных и прочих работ.

Что касается турбостроения, то его основной задачей является оснащение необходимым оборудованием энергетической сферой народного хозяйства. Заводами данной подотрасли выпускаются агрегаты для атомных и гидравлических, газотурбинных и тепловых электростанций. Она же отвечает за оснащение магистральных газопроводов и поставку нагнетательных, компрессорных и утилизационных агрегатов, используемых в нефтеперерабатывающей и химической промышленности, а также цветной и черной металлургии.

Заводы атомного машиностроения специализируются на выпуске различного оборудования для АЭС. В этот перечень входят и корпусные реакторы.
Минимальным объемом продукции отличается полиграфическое машиностроение. На его предприятиях производят конвейеры для типографий, печатные станки и т. д.

Станкостроение

Данная отрасль машиностроительного комплекса производит:

Металообрабатывающий инструмент;
- кузнечно-прессовое оборудование;
- металлорежущие станки;
- деревообрабатывающее оборудование.

Помимо выпуска готовых изделий данная отрасль отвечает и за централизованный ремонт агрегатов, используемых для металлообработки.

Транспортное машиностроение

Одной из его отраслей является авиационная промышленность. Для изготовления продукции используются материалы и разнообразное оборудование, выпускаемое на предприятиях практически всех отраслей машиностроительного комплекса. На заводах авиационной промышленности задействованы высококвалифицированные инженерные и рабочие кадры, производящие грузовые и пассажирские самолеты. С конвейеров данных предприятий сходят и вертолеты разнообразных модификаций.

Продукцией ракетно-космической промышленности являются орбитальные ракеты и корабли обитаемого и грузового типа. В этих транспортных средствах прекрасно сочетаются высокие технологии и широкая межотраслевая комплексность производства.

Предприятия судостроительной промышленности используют при выпуске своей продукции большое количество металла. Но, несмотря на это, их размещение производится вне регионов, имеющих крупные металлургические базы. Это связано с большими трудностями транспортировки готовых кораблей. Предприятия судостроительной промышленности обладают многочисленными кооперационными связями с заводами многих отраслей народного хозяйства. Это позволяет производить на средствах водного транспорта установку разнообразного оборудования.

Крупнейшей отраслью машиностроительного комплекса является автомобильная промышленность. Выпускаемая ею продукция находит свое применение во всех сферах народного хозяйства. Автомобили пользуются спросом и в розничной торговле.

Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение

Эта отрасль отличается подетальной специализацией. В процессе выпуска ее продукции задействовано небольшое количество заводов, выпускающих узлы и детали для различных стадий технологического процесса.

Тракторным и сельскохозяйственным машиностроением производятся комбайны различных видов. В их число входят льноуборочные и зерноуборочные, хлопкоуборочные и кукурузоуборочные, картофелеуборочные и другие машины. Производятся на заводах данной отрасли и разнообразные модификации колесных и гусеничных тракторов.

Приборостроение и электротехническая промышленность

Продукция, выпускаемая предприятиями этих отраслей, отличается небольшой энерго- и материалоемкостью. Однако для ее выпуска необходим подбор высококвалифицированных рабочих и научно-исследовательских кадров.

Заводы по приборостроению осуществляют наладку и монтаж средств автоматизации. В их задачи входят разработка программного обеспечения, конструирование и выпуск медицинских приборов, часов, оргтехники и измерительной аппаратуры. Подобная продукция является наукоемкой и используется для автоматического управления технологическими процессами и информационными системами.

На российских заводах, входящих в электротехническую отрасль машиностроения, в настоящее время производится более ста тысяч наименований различной продукции.

Данные изделия находят свое применение практически во всех сферах народного хозяйства. Объем продукции, выпускаемой электротехнической промышленностью, превосходит то количество изделий, которое изготавливается всеми отраслями тяжелого машиностроения в совокупности. Основная номенклатура таких товаров представлена генераторами к гидравлическим, газовым и паровым турбинам, а также электродвигателями, электромашинами, преобразователями и трансформаторами, электротермическим, электросварочным и светотехническим оборудованием.

Машиностроение для пищевой и легкой промышленности

В данную сферу производства входят подотрасли, выпускающие оборудование для трикотажной и текстильной, обувной и швейной, меховой и кожевенной, пищевой области народного хозяйства. География размещения подобных заводов зависит от близости к потребителю.

Роль в народном хозяйстве

Значение машиностроительного комплекса переоценить невозможно. Ведь эта отрасль является одной из ведущих в тяжелой индустрии РФ. На предприятиях данной сферы создается основная и наиболее активная масса основных средств, в которые входят орудия труда. Кроме того, машиностроительный комплекс оказывает значительное влияние на направление и темпы развития научно-технического прогресса, на величину роста производительности труда, а также на многие другие показатели, влияющие на эффективность развития производства.

Весь объем изделий, который производит машиностроительный комплекс России, составляет более одной трети от всей товарной продукции, выпускаемой в стране. На предприятиях данной сферы народного хозяйства трудится 2/5 от общего количества промышленно-производственных рабочих. Здесь же установлена практически четверть от всех основных фондов промышленно-производственного характера, имеющихся в стране.

Важно значение машиностроительного комплекса в жизни крупных районов России. Причем от уровня развития данных предприятий зависит развитие всех сфер народного хозяйства. Велика роль машиностроительного комплекса и в обеспечении обороноспособности России.

Отличительные признаки, влияющие на размещение предприятий

Машиностроительный комплекс России обладает широкими межотраслевыми связями. Но помимо этого данное образование имеет ряд характерных особенностей. Их необходимо иметь в виду при размещении различных производств в том или ином регионе.

Прежде всего, отрасли машиностроительного комплекса обладают развитой специализацией. Другими словами, их предприятия сосредоточены на выпуске одного, или, в крайнем случае, нескольких видов продукции. При этом наблюдается высокое концентрирование. Это такой фактор машиностроения, когда производством готовой продукции одновременно занимается несколько предприятий. Возьмем, например, автомобильный завод. Его продукцией являются только транспортные средства.

Необходимые для изготовления автомобилей узлы и детали такой завод получает в готовом виде от других предприятий, число которых может быть достаточно большим. Данный фактор оказывает существенное влияние на размещение машиностроительного комплекса, которому жизненно необходимы хорошие транспортные связи. Именно поэтому многие отрасли этой сферы народного хозяйства находятся в Поволжье и Центральной России. Ведь в этих районах имеется хорошо развитая транспортная сеть.

География машиностроительного комплекса России, ориентирующегося на выпуск наиболее сложных и прогрессивных товаров (электроники и радиотехники), связана с фактором наукоемкости. Именно поэтому подобные отрасли размещают неподалеку от Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и т. д. То есть поблизости от тех мест, где хорошо развита научная база.

Машиностроительный комплекс, продукция которого связана с военно-стратегическим фактором, как правило, располагают в «закрытых» городах. Это Снежинск, Новоуральск, Саров и др. Иногда такие производства находятся неподалеку от военных баз.

В факторы машиностроительного комплекса, влияющие на его развитие, входит и наличие значительного числа квалифицированного персонала. Так, наиболее трудоемкими отраслями считаются станко- и приборостроение. Именно поэтому подобные производства размещают в регионах с наибольшей концентрацией населения, то есть в Москве, Воронеже, Пензе, Рязани и т. д.

При строительстве предприятий тяжелого машиностроения учитывается их большая материалоемкость. Для выпуска продукции в данных отраслях требуется много металла. Только при его наличии можно осуществить выпуск металлургического и энергетического оборудования. Подобные предприятия размещаются в районах Урала (Екатеринбург), Сибири (Красноярск, Иркутск). Это связано с имеющейся в данных регионах крупной металлургической базы. Иногда предприятия тяжелого машиностроения ориентируются на привозное сырье. Таковые имеются в Санкт-Петербурге.

Есть такие виды машин, потребность в которых испытывают только некоторые регионы. Это касается, например, тракторов для вывоза леса и льноуборочных комбайнов. Подобную технику нелегко транспортировать, а значит, ее лучше всего производить там, где в ней существует потребность.

Испытываемые трудности

Развитие машиностроительного комплекса с 90-х годов прошлого века значительно снизило свои темпы. Одни из подобных предприятий просто закрыли, другие в значительной мере сократили объемы выпускаемой продукции. Особенно снизилось количество продукции на заводах, выпускающих станки, а также изделия точного машиностроения. В чем была основная причина данного процесса? Она крылась в низком качестве нашей продукции, которая не могла конкурировать с изделиями импортного производства. Кроме того, после распада Советского Союза произошел разрыв всех производственных связей, ранее существовавший между республиками страны.

Проблемы машиностроительного комплекса кроются и в большом износе оборудования. По данным статистики, он достигает практически 70%. Такое положение дел существует в вертолето- и судостроении, а также в радиоэлектронике. Средний возраст станков на машиностроительных заводах равен примерно 20 годам. Это не позволяет использовать при производстве продукции новые технологии. На сегодняшний день многие отрасли машиностроения требуют кардинальной модернизации оборудования. Только в таком случае выпускаемая ими продукция станет конкурентоспособной на рынке сбыта.

Обострению ситуации способствуют многие зарубежные компании. Проникая на наш рынок, такие корпорации значительно повышают уровень конкуренции.

Еще одной острой проблемой машиностроительной отрасли является дефицит кадров. Та система подготовки трудовых ресурсов, которая существовала в СССР, была попросту разрушена. На сегодняшний день возраст квалифицированных работников уже приближается к пенсионному. По причине острой нехватки молодых кадров значительно тормозится процесс модернизации машиностроительного производства. Но такое плачевное положение немного улучшается благодаря инвестиционным проектам. Строятся и уже построены новые заводы, проводится реконструкция старых предприятий, налаживаются новые и восстанавливаются ранее существовавшие производственные связи.

Россия - индустриальная страна с многовековой историей развития промышленности. Соответственно машиностроительные заводы России играют ведущую роль в экономике страны. В общем объеме промпроизводства доля продукции машиностроения колеблется в пределах 20%. Это хороший среднемировой уровень, однако, его необходимо повышать, ведь в ряде промышленно развитых стран этот показатель близок к 40% и более.

Место отрасли в промышленности России

Машиностроение России в структуре национальной экономики оспаривает первое место с топливной промышленностью и значительно превосходит прочие отрасли народного хозяйства. После развала СССР его доля в «общей копилке» с 28% (1990) скатилась до 16% (1995), но затем началось плавное восстановление. К началу XXI века показатели увеличились до 19%, а к 2015 году - до 22%.

В 2013 году машиностроительные заводы России заработали 190 млрд долларов (6 триллионов рублей). Всего в РФ действуют 19 отраслевых комплексов, более ста подотраслей и отдельных производств. В машиностроении задействовано свыше 40000 предприятий всех уровней и различных форм собственности (из них 2000 - крупных), что составляет треть от общего количества промпредприятий. В отрасли занято 1/3 всего работающего населения: более 4,5 млн человек (3,5 млн из которых - рабочие). Большое количество работников определяет социальную значимость отрасли в обеспечении занятости населения.

Историческая справка

Народы на территории России обработкой металлов занимались с незапамятных времен. На Урале обнаружены древние поселения, где плавили металл и изготавливали из него различные изделия более 6000 лет назад. В Киевской Руси уже в X веке существовали крупные мастерские, изготавливавшие сложные изделия. В XII веке наши предки освоили токарные и Однако первые машиностроительные заводы в России появились в XVI веке. Они были связаны с оружейным делом и размещались в Туле. Производство базировалось на местной железной руде, но было малочисленным, разрозненным и несистемным.

Революционные изменения в отрасли произошли при Петре I, который вел активную экспансионную политику. Его армии требовалось больше современного оружия, амуниции, оборудования. С открытием крупных месторождений железной руды на Урале там же были созданы и машиностроительные предприятия, главным образом оружейные.

Локомотивы отрасли

Широта спектра изготавливаемой продукции приводит к тому, что многие крупные машиностроительные заводы России, являясь эксклюзивными производителями определенных видов изделий, в то же время имеют сравнительно небольшие объемы продаж в денежном выражении. С топливной промышленности, металлургии и нефтехимии сопоставимы по объему реализации лишь ОАО «АвтоВАЗ», АХК «Сухой», ОАО «ГАЗ», группа «СОК» и ОАО «КАМАЗ».

В число ведущих входят, в основном, предприятия автомобилестроения (подотрасли гражданского машиностроения с наибольшей долей в структуре выпуска машиностроительной продукции) и ВПК, а общее количество крупных машиностроительных производств (с годовым оборотом больше 5 млрд рублей) относительно невелико.

Холдинги и ФПГ

Машиностроение России в последние годы вступило на путь формирования холдингов и финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом наблюдается как дальнейшее развитие машиностроительных компаний и холдингов, созданных в предыдущие годы (Объединенные машиностроительные заводы, Энергомашиностроительная корпорация, «Новые программы и концепции» и другие), так и формирование новых групп, создаваемых на основе капиталов, заработанных в других отраслях. Наиболее заметна экспансия в машиностроение металлургических компаний, результатом которой стало формирование в автомобилестроении мощной ФПГ «РусПромАвто» и группы автомобилестроительных предприятий «Северстали». В результате в большинстве подотраслей сформировались одна или несколько крупных компаний (групп), занимающих в них доминирующее положение.

Крупнейшие машиностроительные заводы России

Список предприятий, насчитывающих более 12000 работников, сократился на порядок (со 120 до нескольких десятков). ТОП-10 компаний по числу трудящихся на них людей за последние десятилетия претерпел кардинальные изменения. Ряд заводов фактически банкроты, другие значительно уменьшили персонал. Для примера приводим сравнительную таблицу гигантов машиностроения на пике своего развития и на сегодняшний день.

Число работников

Максимальное количество

Последние данные

Челябинский тракторный

«Калашников» ("Ижмаш")

«Уралмашзавод»

«Уралвагонзавод»

«Севмаш»

«Ростсельмаш»

Более детальный список крупных действующих компаний по регионам выглядит следующим образом.

Центральный федеральный округ

На западе России сконцентрированы высокотехнологичные предприятия ВПК (в частности, авиа- и ракетостроение, системы ПВО и РЛС, огнестрельное оружие, колесная техника), космической отрасли, выпускается широкая номенклатура дизельных моторов, железнодорожной техники, станков и оборудования. В Калужской области действует целый кластер автопредприятий зарубежных производителей. Между тем отечественные автогиганты АЗЛК и ЗИЛ растеряли былое величие.

  • Предприятия ВКО «Алмаз-Антей» (общее число работников концерна 98000 человек). Включает Московский машиностроительный завод «Авангард» (производство зенитных ракет), Долгопрудненское НПП (зенитно-ракетные комплексы), НПО ЛЭМЗ (радиолокационные станции), Московский радиотехнический завод (радиоаппаратура) и другие.
  • ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (43500 чел., Москва) - ведущее предприятие ракетно-космической промышленности. Разрабатывает и производит ракеты-носители «Протон», «Ангара».
  • Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» и РСК «МиГ» (14500 чел., Москва) - выпуск истребителей «МиГ».
  • Автозаводы иностранных компаний: «Рено Россия» («Автофрамос», 2300 чел., Москва), «ПСМА Рус» (PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, Калужская обл.), «Фольксваген Груп Рус» (Калужская обл.), «Вольво Восток» (Калужская обл.) и другие.
  • РКК «Энергия» (Королев) - ведущее ракетно-космическое предприятие мира.
  • ВПК «НПО машиностроения» (18000 чел., Реутов) - ракетно-космическая техника.
  • МЗ «ЗиО-Подольск» (4700 чел.) - оборудование для АЭС и ТЭЦ.
  • «Коломенский завод» (6400 чел.) - тепловозы, электровозы, дизельное оборудование.
  • (6800 чел.) - тепловозы, вагоны.
  • «Автодизель» (Ярославский автозавод) - производство двигателей.

Северо-Западный ФО

В Петербурге и Ленинградской области сосредоточены крупнейшие машиностроительные заводы России. Местные занимают лидирующие позиции по строительству военных и гражданских судов. Среди отечественных флагманов гигантскими размерами цехов (200 га в центре города) выделяется Кировский тракторный завод, главным доходом которого стала аренда площадей, а не выпуск профильной продукции. По соседству, во Всеволожске, действует крупный завод «Форд». Еще одним машиностроительным центром региона является город Северодвинск, где строят подводные лодки.

  • «Севмаш» (25000 чел., Северодвинск) - строительство подводных лодок.
  • Петербурга: «Адмиралтейские верфи» (первое предприятие города, 8000 чел.), «Балтийский завод» (4000 чел.), «Северная верфь» (3500 чел.), «Средне-Невский» (ок. 1000 чел.).
  • Производство оборудования для энергетики: Ленинградский металлический завод (в 2017 году отмечает 160-летие, выпускает турбины), «Электросила» (генераторы), «Ижорские заводы» (оборудование для АЭС, экскаваторы).
  • Автопредприятия Ford, Toyota, Nissan, Hyundai, General Motors, MAN, Scania.
  • ЛОМО (Петербург) - оптические приборы.
  • Кировский тракторный завод (8000 чел.) - производство тракторов «Кировец», различного оборудования.

Южный ФО

Главной движущей силой машиностроения в регионе является производство сельхозтехники и оборудования для энергетики. Крупный производитель автомобилей ТагАЗ и Волгоградский тракторный завод признаны банкротами.

  • Машиностроительное предприятие «Ростсельмаш» (10000 чел., Ростов-на-Дону) - производство комбайнов «Дон» и другой сельхозтехники.
  • «Красный котельщик» (4400 чел., Таганрог) - крупный производитель котельного оборудования.
  • «Атоммаш» (Волгодонск) - ведущий поставщик оборудования для АЭС и ТЭЦ.
  • ПО «Баррикады» (3300 чел., Волгоград) - многопрофильное предприятие (артиллерия, ракетные комплексы, оборудование для АЭС и нефтегазовой сферы).

Приволжский ФО

В регионе действуют известные машиностроительные заводы России: АвтоВАЗ, ГАЗ, «Тяжмаш», КамАЗ, УАЗ, «Калашников» и другие. Номенклатура выпускаемой продукции обширна: от подшипников (1/4 отечественного рынка) до уникального оборудования для энергетики, от автомобилей до самолетов.

  • АвтоВАЗ (52000 чел., Тольятти) - флагман по числу производимых легковых автомобилей.
  • «Тяжмаш» (7000 чел., Сызрань) - оборудование для тяжелой промышленности.
  • Автомобильные заводы группы «ГАЗ»: Горьковский автомобильный завод (мало- и среднетоннажные грузовики, военная техника, легковые автомобили), «Павловский автобус» (ПАЗ), Ульяновский моторный завод и другие.
  • КамАЗ (Набережные Челны) - ведущий производитель отечественных
  • Оружейные заводы Ижевска: «Калашников» (бывший «Ижмаш», 4500 чел.), «Ижевский механический завод» (7000 чел.).
  • Авиапромышленность Башкирии: УМПО (21000 чел., УФА) - авиационные двигатели, УППО (Уфа) - авиаприборы, КумАПП (Кумертау) - производство и ремонт вертолетов серии «КА».
  • Пермский моторостроительный комплекс (12000 чел.) - ракетные и авиационные двигатели.
  • (7000 чел., Пермь) - оружие.
  • УАЗ (Ульяновск) - внедорожники и микроавтобусы.
  • «Авиастар-СП» (10000 чел., Ульяновск) - крупнейший авиастроительный завод (самолеты моделей «Ту», «Ан», «Ил»).

Уральский ФО

Урал не случайно называют сердцем промышленности России. Наличие богатых залежей полезных ископаемых и важное стратегическое расположение стали предпосылками размещения здесь крупных промпредприятий, главным образом связанных с обработкой металлов и оборонным комплексом. Мощнейшими центрами машиностроения являются Екатеринбург и Нижний Тагил.

  • «Уралвагонзавод» (27000 чел., Нижний Тагил) - один из флагманов отечественного машиностроения. Выпускает широкий спектр продукции: от грузовых вагонов до танков. На филиале «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) производят самоходные артустановки и трамваи.
  • «Уралмаш» (14000 чел., Екатеринбург) - лидер по производству бурового, горного, металлургического оборудования.
  • ЗиК (Екатеринбург) - зенитно-ракетные комплексы, коммунальная техника.
  • Челябинский тракторный завод (13000 чел.) - тракторы, дорожно-строительная техника, двигатели к ним.
  • Автомобильный завод «Урал» (13500 чел., Миасс) - грузовые автомобили.
  • «Курганмашзавод» (4800 чел., Курган) - военная техника (БМП, тягачи).
  • Златоустовский машиностроительный завод - ракетная техника.

Сибирский ФО

Машиностроительные производства ориентированы на ВПК, авиастроение и производство оборудования для добычи полезных ископаемых. Многие базовые предприятия банкроты или близки к этому. Отрасль в данном регионе нуждается в модернизации и поддержке.

  • Авиакосмические предприятия: НАПО им. В.П. Чкалова (6000 чел., Новосибирск) - производство самолетов компании «Сухой»; ПО «Полет» (4500 чел., Омск) - самолеты "Ан", спутники системы «ГЛОНАС», ракетно-космическая техника; Улан-Удэнский авиационный завод (6000 чел.) - один из крупнейших производителей авиатехники: вертолеты марки «Ми» и самолеты «Су»; Иркутский авиационный завод - самолеты «Су», «Як», «МС», компоненты для Airbus; «Информационные спутниковые системы» (8000 чел., Железногорск) - спутники различного назначения и системы связи.
  • «Тяжстанкогидропресс» (Новосибирск) - ведущий производитель гидропрессов, станков, насосов.
  • Радиозавод им. А. С. Попова (Омск) - радиотехника и системы связи.
  • «Алтайвагон» (7000 чел., Новоалтайск) - выпуск вагонов.
  • Машиностроительное предприятие ЛВРЗ (6000 чел., Улан-Удэ) - производство и ремонт локомотивов и электропоездов.

Дальневосточный ФО

Представлен отдельными крупными предприятиями:

  • КнААЗ им. Гагарина (13500 чел., Комсомольск-на-Амуре) - ведущее авиапредприятие страны. Выпускаются военные (семейство «Су», «ПАК ФА») и гражданские (Sukhoi Superjet) самолеты, комплектующие для «Боинга».
  • Предприятия судостроения и судоремонта: Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) - ранее выпускались атомные подлодки, сейчас военные и гражданские суда; «Дальзавод» (Владивосток); Приморский завод (Находка), Находкинский судоремонтный завод.

Вывод

Российское машиностроение переживает не лучшие времена. Несмотря на достаточно мощный промышленный потенциал, большинство флагманов снизили производство, многие откровенно выживают. Отрасль остро нуждается в реформировании, модернизации станков и оборудования, новом подходе к менеджменту. Между тем, строятся новые высокоэффективные предприятия, главным образом средние и небольшие. Второе дыхание получили заводы по выпуску военной продукции. Большой интерес проявляют зарубежные партнеры, особенно автопроизводители. При комплексной поддержке государства и частной инициативе машиностроение может вносить гораздо больший вклад в экономику страны.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемно- транспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах — Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река — море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Меди ново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Общее машиностроение

Включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой и пищевой отраслей промышленности.

Как правило, предприятия этих отраслей размешаются в районах потребления продукции. Однако учитываются и такие факторы, как наличие квалифицированных кадров и близость сырьевой базы. Предприятия этой группы широко размещены по территории России.

Среднее машиностроение

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости — это приборостроение, производство средств вычислительной техники, электротехническая промышленность. Оно размещается там, где имеются квалифицированные кадры. Включает группу машиностроительных предприятий, отличающихся узкой специализацией, широкими связями по кооперированным поставкам: автомобилестроение, самолетостроение, станкостроение (производство небольших и средних металлорежущих станков), производство технологического оборудования для пищевой, легкой и полиграфической промышленности.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение , где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6 т) выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский заводы, малой грузоподъемности — Ульяновский завод (УАЗ). Центр по производству большегрузных автомобилей создан в Татарстане: КаМАЗ — Набережные Челны.

Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса — в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили-в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили — в Серпухове. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган).

Автомобильная промышленность включает также производство моторов, электрооборудования, подшипников и т.д.

Среди факторов, влияющих на размещение предприятий станкостроения, главным образом выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовыми ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Большое развитие станкостроение получило во многих районах. Наряду со старыми, сложившимися районами станкостроения Центра, Москвы и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило развитие в Поволжском и Уральском районах.

Продукция приборостроения отличается небольшой материалоемкостью и энергоемкостью, но для ее производства требуется высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Поэтому около 80% выпуска товарной продукции сосредоточено в европейской части России, в крупных городах (Москве и Московской области, Санкт-Петербурге).

Машиностроение - это совокупность отраслей, производящих машины и осуществляющих обработку металла для производства машин (создание металлических конструкций и изделий).

Факторов, на основе которых размещаются предприятия машиностроения: сырьевой, потребительский, трудоемкость, наукоемкость. Большое значение имеют квалифицированные кадры.

Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургии, горнодобывающей промышленности, электроэнергетики и т. п. В большинстве случаев каждое предприятие осуществляет весь производственный цикл от создания заготовки до сборки готовой продукции. Количество выпускаемых изделий невелико. Почти все предприятия располагаются вблизи металлургических баз (Екатеринбург, Орск, Белгород, Барнаул, Красноярск, Иркутск). Исключением является район Санкт-Петербурга, где несколько заводов возникли в историческом прошлом, когда город был столицей Российской империи.

Общее машиностроение. Включает транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, производство оборудования для разных отраслей промышленности, кроме легкой и пищевой.

Производство тепловозов сложилось в Центральном экономическом районе (исторический фактор)-- Брянск, Коломна, Муром, Калуга, в Уральском экономическом районе - Камбарка. В Новочеркасске (Северный Кавказ) делают электровозы. Производство вагонов имеет собственную специализацию, например, выпуск тяжелых грузовых ориентирован на районы производства металлов (Нижний Тагил). Пассажирские вагоны или вагоны для электричек выпускают в Центральном (Демихово, Торжок, Тверь, Вышний Волочёк) и Северо-Западном (Санкт-Петербург) районах. Вагоны для метро делают в Московской области (Мытищи) и в Санкт-Петербурге.

Предприятия судостроения и судоремонта имеются во всех морских бассейнах страны. Важнейшие центры судостроения: Санкт-Петербург, Выборг, Мурманск, Северодвинск, Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Таганрог, Астрахань. Центры речного судостроения находятся в бассейнах крупных рек: Нижний Новгород, Волгоград, Тюмень, Тобольск, Благовещенск.

Предприятия авиационной промышленности и ракетно-космической отрасли расположены во многих крупнейших городах страны, где есть высококвалифицированные кадры и значительный научный потенциал: Москва, Воронеж, Смоленск, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Таганрог, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Комсомольск-на-Амуре.

Наиболее четко ориентируется на потребителя сельскохозяйственное машиностроение. Все производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено в городах, расположенных в степной зоне (Ростов, Таганрог, Омск, Красноярск, Биробиджан). Картофелеуборочные комбайны производят в Центральном районе (Рязань, Тула), а комплекс машин для уборки льна выпускается в самой льнопроизводящей области России - Тверской (Бежецк). Силосоуборочные комбайны производит завод в Люберцах (Московская область).

Среднее машиностроение включает автомобилестроение, тракторостроение, а также производства, выпускающие средние по габаритам машины и оборудование для разных отраслей хозяйства.

Для автомобилестроения характерны крупные предприятия, ориентированные на квалифицированный труд. Грузовые автомобили производят в Москве («ЗИЛ»), Нижнем Новгороде («ГАЗ»), Набережных Челнах («КАМАЗ»), Миассе («Урал»), Ульяновске «УАЗ»). Легковыми автомобилями потребителя почти на 80 % обеспечивает Волжский автомобильный завод в Тольятти («Жигули», «Лада», «Самара», «Нива»). Остальную часть выпускают заводы в Ижевске («Иж»), Москве («Москвич», «Святогор», «Князь Владимир»), Ульяновске («УАЗ»), Нижнем Новгороде («Волга», «ГАЗель»). На производстве малолитражных автомобилей («Ока») специализируются заводы в Серпухове и Набережных Челнах. Совместно с зарубежными фирмами стали выпускать автомобили заводы в Ростове-на-Дону, Калининграде, Елабуге. Постепенно увеличивается производство автобусов (Ликино, Голицыне (Московская обл.), Павлове (Нижегородская обл.), Курган, Краснодар, Ульяновск, Набережные Челны, Белгород, Омск) и микроавтобусов (Нижний Новгород, Ульяновск).

Первые тракторные заводы появились в зерновых районах. В 30-е гг. были построены три: в Волгограде (Сталинграде), Челябинске и Харькове. Впоследствии стали выпускать продукцию заводы в Липецке, Владимире, Рубцовске, Петрозаводске, Санкт-Петербурге и Чебоксарах.

Точное машиностроение ориентировано на районы с высокой технической культурой трудящихся. Как правило, это крупные городские агломерации. Большинство заводов этого профиля выпускало продукцию двойного назначения: для общего потребления и для ВПК.

Главная отрасль мировой промышленности. Развитие машиностроения во многом определяет в целом уровень развития той или иной страны. В этой отрасли наиболее заметен разрыв между развитыми и развивающимися странами.

Общие особенности машиностроения:

  1. Машиностроение занимает первое место среди отраслей промышленности по стоимости продукции. На него приходится около 35% стоимости мировой промышленной продукции.
  2. Среди отраслей промышленности машиностроение - наиболее трудоемкое производство. Оно занимает первое место по числу занятых (80 млн. чел.). Особенно высокой трудоемкостью отличаются приборостроение, электротехническая и аэрокосмическая промышленность, атомное машиностроение и другие отрасли, выпускающие сложную технику. В связи с этим одним из главных условий размещения машиностроения является обеспечение его квалифицированной рабочей силой, наличие определенного уровня производственной культуры, центров научных исследований и разработок.
  3. Близость к сырьевой базе важна лишь для некоторых отраслей тяжелого машиностроения (производство металлургического, горно-шахтного оборудования, котлостроение и др.).
  4. Машиностроение – одна из самых наукоемких отраслей промышленности. Достижения НТП внедряются прежде всего в производствах данной отрасли..
  5. Машиностроение имеет самый сложный отраслевой состав (более 300 различных производств), который постоянно меняется. Новейшие отрасли быстро переходят в новые, а затем становятся уже старыми.
  6. В мире имеется громадный спрос на продукцию машиностроения, который постоянно увеличивается.
  7. Машиностроение имеет самый большой, постоянно расширяющийся ассортимент выпускаемой продукции (несколько миллионов наименований). При этом продукция отрасли различна по массовости выпуска (например, самолетов – около 1 тыс. в год, металлорежущих станков – 1,2 млн, тракторов – 1,3 млн, автомобилей – 40-50 млн, электронной техники – 150 млн, часов – 1 млрд штук).
  8. Различные отрасли машиностроения предъявляют различные требования к сырью. При этом наблюдается тенденция уменьшения доли продукции черной металлургии а увеличения доли продукции цветной металлургии и .
  9. Машиностроение занимает ведущее место в международных экономических связях (38% от стоимости всех товаров международной торговли). Например, машиностроение обеспечивает 2/3 экспорта Японии и? экспорта таких стран, как и .
  10. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в мировом хозяйстве.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяется на три группы:

1. Общее машиностроение, включающее станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. отрасли.

Общее машиностроение выделяется следующими свойствами:

  • разнообразие продукции от штучных (атомный реактор) до массовых;
  • разнообразие связей с другими отраслями промышленности и сельского хозяйства.

2. Транспортное машиностроение – вторая по значимости отрасль машиностроения, продукция которой часто имеет двойное назначение (гражданское и военное).

Характеристика основных подотраслей транспортного машиностроения:

Автомобилестроение – ведущая отрасль транспортного машиностроения:

  • ежегодно выпускается 60 млн автомобилей, 40 % из которых идет на экспорт;
  • в отрасли занято около 60 млн. человек;
  • 75 % автомобилей – легковые; 25 % — грузовые, из которых много малотоннажных, специальных автомобилей и автобусов;
  • высокая степень концентрации отрасли (90 % автомобилей выпускают 10 крупнейших компаний, самыми крупными из которых являются: Дженерал Моторс (США), Форд (США), Тоёта (Япония), Фольксваген (Германия), Даймер Крайслер (Германия — США), Фиат (), Рено (Франция).

Авиаракетно-космическая промышленность – вторая отрасль транспортного машиностроения.

Отличительные черты:

  • высокая наукоемкость;
  • продукция отрасли выпускается только крупными фирмами;
  • сложный состав отрасли: производство самолетов; производство вертолетов; производство авиационных двигателей; производство авионики (электронного и навигационного оборудования летательных аппаратов); ракетостроение; создание космических аппаратов.
  • применение сложных технологий, предъявляющих особые требования к научно-производственной базе и квалификации работников.

Судостроение .

  • высокая материалоемкость и трудоемкость производства судов
  • роль судостроения среди отраслей машиностроения постепенно уменьшается;
  • в производстве судов происходит уменьшение доли пассажирского транспорта и увеличение доли специального (танкеры, контейнеровозы, ледоколы, научно-исследовательские суда и т.п.);
  • центр судостроения переместился из Западной Европы и США в Азию (Корея Япония КНР) ;

Производство ж/д оборудования – старейшая отрасль транспортного машиностроения, производящая локомотивы, различные грузовые вагоны, цистерны, пассажирские вагоны и др.

Производство ж/д оборудования постепенно сокращается в , США, России, но увеличивается в Азии (КНР, ). Европа все более переходит на изготовление скоростных пассажирских поездов.

3. Электротехника, включая электронику.

  • самая наукоемкая отрасль машиностроения;
  • самая быстропрогрессирующая отрасль машиностроения;
  • высокая степень концентрации производства (производство в основном сконцентрировано на крупных фирмах США, Японии, (США и Япония производят 90% микросхем), Юго-восточной Азии (Корея, ), Западная Европа);
  • быстрый рост системных связей как внутри отрасли, так и с другими отраслями промышленности;
  • внутри отрасли темпы роста производства бытовой электроники сокращаются, а ЭВМ и микросхем растут (производство ЭВМ и микросхем составляет 40 –45% от общего производства электротехники и электроники).

Размещение отраслей машиностроения

На размещение предприятий машиностроения в большей степени влияют:

  • наличие квалифицированной рабочей силы;
  • наличие научных центров;
  • развитая инфраструктура;
  • потребители.
  1. До недавнего времени 90% продукции машиностроения производили развитые страны, а только 10% — развивающиеся. Но сегодня доля развивающихся стран составляет уже 25% и продолжает возрастать.
  2. В машиностроении мира доминирующее положение занимает небольшая группа развитых стран — США, на которые приходится почти 30% стоимости машиностроительной продукции, Япония — 15%, ФРГ — около 10%, Франция, Великобритания, Италия, . В этих странах развиты практически все виды современного машиностроения, высока их доля в мировом экспорте машин (на развитые страны в целом приходится свыше 80% мирового экспорта машин и оборудования). При почти полной номенклатуре производства машиностроительной продукции ключевая роль в развитии машиностроения в этой группе стран принадлежит авиаракетно-космической промышленности, микроэлектронике, робототехнике, атомно-энергетической технике, станкостроению, тяжелому машиностроению, автомобилестроению.
    В группу лидеров мирового машиностроения входят также (6% стоимости машиностроительной продукции), Китай (3%) и несколько малых промышленно развитых стран — , Нидерланды и др.
  3. Машиностроение сильно продвинулось в своем развитии и в развивающихся странах. В отличие от развитых стран, машиностроение которых базируется на высоком уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), высокой квалификации рабочей силы и ориентировано в основном на выпуск технически сложной и высококачественной продукции, машиностроение развивающихся стран, основанное на дешевизне местной рабочей силы, специализируется, как правило, на выпуске массовых, трудоемких, но технически несложных невысоких по качеству видах изделий. Среди предприятий здесь много чисто сборочных заводов, получающих комплекты машин в разобранном виде из промышленно развитых стран. Современными машиностроительными заводами располагают немногие развивающиеся страны, прежде всего новые индустриальные - , Гонконг, Тайвань, Индия, Мексика. Главные направления развития их машиностроения — производство бытовой электротехники, автомобилестроение, судостроение.
  4. Главными экспортерами продукции машиностроения являются: Япония, Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
  5. размещения некоторых отраслей машиностроения представлена в таблице.

Первая десятка стран

Производство автомобилей

США; Япония; ФРГ; Франция; Р.Корея; Великобритания; Испания; Канада; Италия; .

Производство мета ллорежущих станков

Япония, ФРГ, США, Италия, Китай, Швейцария, Р.Корея, о.Тайвань, Испания, Франция

Производство тракт оров

Россия, Япония, Индия, США, Великобритания, ФРГ, Италия, Бразилия.

Производство телев изоров

Китай, Р.Корея, США, Бразилия, Япония, Испания, Сингапур, Турция, Великобритания.

Судостроение (спуск на воду)

Корея, Япония, ФРГ, Бразилия, Тайвань, Дания, Китай, Югославия, .

Крупнейшие продуценты и экспортеры изделий общего машиностроения в целом — развитые страны: Германия, США, Япония и др. Развитые страны являются также главными производителями и поставщиками на мировой рынок станков (Япония, Германия, США, Италия и Швейцария). В составе общего машиностроения развивающихся стран преобладает выпуск сельскохозяйственных машин и несложного оборудования.

Мировые лидеры в области электротехники и электроники — США, Япония, Россия, Великобритания, ФРГ, Швейцария, Нидерланды. Производство бытовых электроприборов и изделий бытовой электроники получило развитие и в развивающихся странах, особенно в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Среди отраслей транспортного машиностроения наиболее динамично развивается автомобилестроение. Ареал его пространственного распространения постоянно растет. Еще в первой половине ХХ века в безраздельно господствовала одна страна – США (83%), но затем начался переход к полицентрической модели. Во второй половине ХХ века сложились три центра: США, Западная Европа, Япония. В 90-е годы автомобилестроение начало растекаться в Азию (Р.Корея, Китай, Индия, Турция, Малайзия) и Латинскую Америку (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили, Перу, ) Однако, страны Зарубежной Европы (Германия, Франция, Испания и др.), США и Япония остаются лидерами и производят более 70% всех автомобилей мира. Кроме того, большая часть автомобильных заводов, расположенных в развивающихся странах, принадлежит ведущим компаниям этих стран.

Первая десятка стран по производству автомобилей представлена в таблице. Можно добавить, что к числу стран с выпуском автомобилей свыше 1 млн в год относятся также Мексика, Россия и .

Крупнейшие экспортеры автомобилей: Япония (4,6 млн в год), Германия (3,6), Франция.

В отличие от автомобилестроения, авиастроение, судостроение, производство подвижного состава железных дорог переживает застой. Основная причина этого - отсутствие спроса на их продукцию.

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов стали Южная Корея (опередила и вышла на первое место в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Таким образом, в территориальной структуре машиностроения можно выделить четыре главных машиностроительных региона:

  • Северная Америка (США, Канада, Мексика);
  • Зарубежная Европа (ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Испания);
  • Восточная и Юго-восточная Азия;

На (США, Канада) приходится примерно 1/3 стоимости продукции машиностроения. В этом регионе производятся практически все виды машиностроительной продукции любого уровня сложности, но международном разделении труда регион выступает, прежде всего, как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности, изделий тяжелого машиностроения и наукоемких отраслей. Так, в США, занимающих лидирующие позиции в регионе и мире по общей стоимости продукции машиностроения, большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военно-промышленной электронике, производству ЭВМ, атомно-энергетической технике, военному кораблестроению и др. США занимают третье место в мире по экспорту продукции машиностроения и первое – по импорту.

На (без СНГ) также приходится около 1/3 продукции мирового машиностроения. Регион выпускает главным образом массовую машиностроительную продукцию, но сохраняет свои позиции в некоторых новейших отраслях. Особо регион выделяется общим машиностроением (станкостроением, производством оборудования для металлургии, текстильной, бумажной, часовой и др. отраслей промышленности), электротехникой и электроникой, транспортным машиностроением (автомобилестроением, авиастроением, ). Лидер европейского машиностроения ФРГ - крупнейший экспортер в регионе и второй в мире продукции машиностроения.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, дает примерно четверть продукции мирового машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона — относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона - Япония - вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер в мире продукции машиностроения, особенно изделий наиболее квалифицированных отраслей (микроэлектроника, электротехника, авиатехника, робототехника и др.). Другие страны — Китай, Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Малайзия, и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство бытовых электроприборов, автомобилей, морских судов и пр.) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок. Таким образом, регион выпускает как массовую продукцию машиностроения, так и продукцию высокой сложности.

Особый регион мирового машиностроения образуют . Они имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Для большинства стран региона машиностроение – одна из главных отраслей международной специализации. Особенно большое развитие получили здесь отрасли , авиационной и ракетно-космической промышленности, бытовой электроники, отдельные несложные отрасли общего машиностроения (производство сельскохозяйственной техники, металлоемких станков, энергетического оборудования и др.). В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание. Лидер СНГ — Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий большой спрос на разнообразную машиностроительную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов машин.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения - Индия, Бразилия, Аргентина. Их машиностроение в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды, несложные виды бытовой техники (холодильники, стиральные машины, кондиционеры, пылесосы, калькуляторы, часы и т. п.).

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...