Что такое антиномия. Значение слова антиномия


Самостоятельным философом Кант стал лишь к 45 годам. После 1770 года он написал три «Критики»: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Одновременно он разрабатывает проблемы теории морали – «Метафизика морали» (1785).

Философия, согласно Канту, должна ответить на следующие вопросы: Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? В своей совокупности эти вопросы есть ответ на вопрос «Что такое человек? » Решение этих задач обеспечивает высокую миссию философии. Предметом философии Канта становится специфика познающего субъекта .

Онтология И. Канта. Согласно Канту, существует два плана бытия: мир феноменов , мир явлений, в котором мы живём, и мир ноуменов , мир сверхчувственной реальности, мир сущностей, который недоступен нашему познанию и восприятию. В этом мире, согласно Канту, мы имеем дело с «вещью-в-себе», сущность которой от нас скрыта. Мир ноуменов недоступен нашему познанию, считает Кант, потому что у людей нет таких органов восприятия, которыми постигается духовный мир.

Теория познания И. Канта. Заслугой Канта считается примирение, синтез (правда, по оценке В. Соловьёва, формальный синтез) эмпиризма и рационализма. Во всяком случае, Кант утверждал, что чувственное и рациональное познание – две последовательные ступени единого процесса познания.



В начале своей работы «Критика чистого разума» Кант обещает читателю, что в этой работе он совершает «коперниканский переворот» в философии. Ход мысли Канта: знание начинается с опыта (чувственная ступень познания), но не сводится к нему. Часть знания порождается самой познавательной деятельностью (рациональная ступень познания).

Синтез чувственной и рациональной ступеней познания возникает в сознании человека. Тем самым Кант обнаруживает сферу творческой активности человека как познающего субъекта. В этом заключается более углубленная постановка проблем гносеологии у Канта. До Канта человек в познании бытия выступал лишь как статист бытия, он был пассивным наблюдателем . У Канта человек уже субъект познания, а не объект.

Таким образом, суть «коперниканского переворота» в философии, совершённого Кантом, состоит в открытии творческой активности человека как субъекта познания. Но, по оценке В. Соловьёва, работа осталась Кантом незавершённой, так как он не до конца преодолел субъективный идеализм (Кант признавался, что «пробудил его от догматического сна» трактат Д. Юма). Именно субъективный идеализм помог Канту иначе взглянуть на проблемы теории познания. В чём проявилась эта «незавершённость» и не преодолённый до конца субъективный идеализм кантовской гносеологии?

Кант поставил предел, границу познавательным возможностям человеческого разума (и был прав, по оценке А.Ф. Лосева, так как тем самым Кант предупреждал, что есть вещи, в осмыслении которых человеческий разум некомпетентен; на этом основании Лосев снимает с Канта обвинение в агностицизме ). Сам Кант не считал себя агностиком. Он любил науку, боролся со скептицизмом, но считал, что верить в науку надо, не переоценивая её возможностей. Кант напоминал, что есть сферы, где наука бессильна. Он выступал против необоснованных претензий науки. В этом смысле он оказался пророком грядущих проблем, с которыми столкнулось человечество в ХХ столетии, породивших кризис современной цивилизации с её материализмом и рационализмом.

Человек принадлежит двум мирам: миру ноуменов и миру феноменов. В мире феноменов он подчинён причинной закономерности, а свободен только в мире духовном. Отсюда Кант выводит необходимость учения о морали. Таким образом, Кант оказывается на позициях философского дуализма .

Когда разум, превышая свои полномочия, пытается претендовать на познание мира сверхчувственной реальности, он, по Канту, неизбежно впадает в противоречия. Отсюда кантовское учение об антиномиях разума. Антиномия – противоречие. Он выделил четыре вида таких противоречий, антиномий разума (то есть положений, которые в равной степени нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить):

Антиномия 1 . Тезис : Мир имеет начало во времени и пространстве.

Антитезис : Мир безграничен во времени и пространстве.

Антиномия 2. Тезис : Всё в мире состоит из простого.

Антитезис : Нет ничего простого, всё сложно.

Антиномия 3. Тезис : В мире существуют свободные причины.

Антитезис : Нет никакой свободы, всё есть необходимость.

Антиномия 4. Тезис : Бог есть.Антитезис : Бога нет.

Каждое из противоречивых суждений, по Канту, может быть доказано. Значение кантовского учения об антиномиях разума состоит в том, что он зафиксировал диалектическую ситуацию, существующую в мире во всех сферах бытия, т.е. разработал основы диалектики, вплотную подошёл к разработке диалектического метода, но не нашёл снятия противоречия (синтез). Эту работу завершил другой немецкий философ – Гегель.

В теории познания Кант не до конца преодолел позицию субъективного идеализма. Это проявилось в том, что у него не совпали «вещь-в-себе», какой она нам открывается в процессе познания, с «вещью самой по себе», то есть с тем, какой она является на самом деле. Это происходит по тому, что Кант признал непознаваемой сущность «вещи-в-себе».

«Критика практического разума» (1788). Центральное место в философии Канта принадлежитидее свободы. В действиях субъекта на основе свободы и нравственности Кант видит путь преобразования мира. Суть «шестого» доказательства бытия Бога Кант, являясь протестантом, выводит из области морали. Воспроизведём ход мысли Канта. Справедливость требует, чтобы каждый человек был счастлив в меру своей добродетельности. Таким образом, «высшее благо есть единство добродетели и благополучия ». Высочайшее благо должно быть осуществлено. Из анализа этих положений (постулатов, по Канту) мы получаем три составные части Блага: свободную волю, бессмертие души и Бытие Бога. Кто может взвесить на невидимых весах это соотношение (счастье в меру добродетельности)? Только Тот, Кто находится над Миром и может быть в высшей степени милосердным и справедливым. В то же время, замечает Кант, очевидно, что это не происходит в течение одной жизни. Воздаяние возможно, тем не менее, в следующей жизни. Так мы выходим на идею онтологического бессмертия человека.

Таким образом, кантовское «шестое» доказательство бытия Бога включает в себя составной частью идею неоднократного воплощения человека на земле .

Учение И. Канта о морали («Метафизика морали», 1785). В области морали Кант, по сути, совершает два открытия :

1. О человеке надо судить не по поступкам его, а по мотивам поступков. Одним словом, Кант переносит акцент на внутренние побуждения человека.

2. Категорический императив Канта дал этике основание, равное по достоверности аксиомам чистой математики. Благодаря этому, этика была выведена на уровень науки. Тем самым, Кант завершил дело Сократа, мечтавшего о создании науки о морали в её формальной части (В. Соловьёв).

В основе кантовского категорического императива лежит библейская заповедь: «Не делай другому того, чего не желаешь себе». Эта заповедь является «золотым правилом этики».

Кантовское определение категорического императива включает в себя три части:

1). «Действуй так, как будто бы правило твоей деятельности посредством твоей воли должно стать всеобщим законом ». Первое, что вытекает из этой части определения – субъект получает безусловное значение, в отличие от внешних предметов. Второй вывод – внешний предмет не может быть целью, а только средством. Итак, в этом определении не задана цель. Отсюда вторая часть категорического императива:

2). «Действуй так, чтобы и ты, и люди не были средством, а только целью». Из этой части определения вытекает, что люди сами творят всеобщие законы совместной деятельности. Подчёркивается активность людей как субъектов деятельности .

3). «Действуй в соответствии с той идеей, которая заключает в себе все возможное царство целей ». Иными словами, действуй в соответствии с идеей Общего Блага . Высшее Благо и есть единство добродетели и благополучия .

Таким образом, Кант отвечает на вопрос: «Что я должен делать?» в своей этике. Человек должен осуществлять Высшее Благо следующим образом::

1) осуществлять нравственное самосовершенствование;

2) быть добродетельным;

3) быть внутренне свободным для осуществления Добра.

Оценка философии И. Канта .

Заслуги И. Канта:

1. По оценке В. Соловьёва, Кант первым заявил, что самостоятельность вещей окружающего мира – кажущаяся, что внешние обстоятельства жизни человека зависят от его самосовершенствования. Кант совершил открытие творческой активности человека как субъекта познания. Но эту работу Кант не довёл до конца, так как ноуменальный мир у него остался непознаваемым.

2. Кант подчеркнул активность человека и как создателя нравственного порядка бытия. Человек активен в области практической (нравственной) деятельности. В этом смысле он «завершил дело Сократа» (В. Соловьёв) и первым обратил внимание на мотивы поступков.

3. Кант примирил две традиции в теории познания – эмпиризм и рационализм, заложил основы теории диалектики своим учением об антиномиях разума (тезис-антитезис).

Критика некоторых положений философии И. Канта:

1. В теории познания Кант не до конца преодолел позицию субъективного

идеализма («вещь-в-себе» не совпала с «вещью-самой-по-себе»).

2. Построения этики носят формальный характер (В. Соловьёв)

3. Неудовлетворительно решён вопрос о материи и свободе воли

человека.

Жизнь самого Канта – образец преобладания нравственного долга над страстями и низшими интересами. По природе болезненный, он силой воли и правильным образом жизни дожил до глубокой старости, ни разу за 80 лет не был болен. Он победил даже природу (В.С. Соловьев), превратив слабое болезненное тело в прочную основу самой напряженной умственной работы.

3. Тест на размышление:

Кант сформулировал три основных вопроса философии:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

Антиномия (греч. антиномия - противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но одинаково обоснованных суждений. Понятие «А.» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреч. философии в смысле А. чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы нек-рые А., относимые ныне к семантическим («Лжец»). Много внимания формулировке и анализу А. уделяли схоластические логики. Кант использовал понятие «А.» в попытках оправдания осн. тезиса своей философии, согласно к-рому разум не может выйти за пределы чувственного опыта и познать «вещи в себе». По учению Канта, такого рода попытки приводят разум к противоречиям, т. к. делают возможным обоснование как утверждения (тезиса), так и отрицания (антитезиса) каждой из следующих «антиномий чистого разума»:

1. Мир конечен - мир бесконечен.

2. Каждая сложная субстанция состоит из простых частей - не существует ничего простого.

3. В мире существует свобода - в мире не существует свободы, но господствует только причинность.

4. Существует первопричина мира (бог) - не существует первопричины мира.

Гегель отметил важное значение кантовских А. как диалектического элемента его взглядов. А., т. е. противоречия, утверждал он, существуют «во всех предметах всякого рода, во всех представлениях, понятиях и идеях». А. Канта не являются А. в смысле совр. формальной логики, т. к. обоснование и тезиса и антитезиса в них не поддается представлению в форме логически правильных рассуждений. В конце 19 - начале 20 в. в логике и математике (Множеств теория) был обнаружен ряд А. в подлинном смысле слова, что явилось одной из причин акти визации исследований по основаниям логики и математики. А. обычно подразделяют на собственно логические и семантические (Семантические антиномии, Парадоксы). Появление А. не есть результат субъективной ошибки; оно связано с диалектическим характером процесса познания, в частности о противоречием между формой и содержанием. А. возникает в рамках нек-рой (быть может, явно не фиксируемой, но всегда фактически предполагаемой) формализации процесса рассуждения; она свидетельствует об ограниченности этой формализации и выдвигает задачу ее перестройки. Разрешение А. означает введение новой, более полной формализации, лучше соответствующей отображаемому содержанию. Из познания невозможно раз и навсегда исключить А.; вместе с тем для каждой А. возможно ее исключение посредством соответствующего изменения того способа формализации, в рамках к-рого она появилась. Разработанные в настоящее время различные способы исключения А.-позволяют глубже характеризовать диалектику познания и роль в нем ло-: гическои формализации. За возникающей в процессе познания объективной действительности А. часто скрываются реальные диалектические противоречия вещей, воспроизведение к-рых в соответствующих понятиях позволяет глубже постигать объективную истину.

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Antinomie der reinen Vernunft) – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений. Введен в «Критике чистого разума», однако проблематика антиномий фрагментарно затрагивается Кантом и в его докритических сочинениях, в частности в диссертациях «Физическая монадология» и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». Кант утверждал, что именно антиномии вывели его из «догматического сна». Признание реальности, т.е.

Антиномия (НФЭ, 2010)

АНТИНОМИЯ (в методологии науки) – контрадикторное противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в равной степени обоснованным или логически выводимым в рамках некоторой концептуальной системы (научной теории). Антиномия отличается от противоречия, возникшего в результате ошибки в рассуждении (доказательстве) или как следствие принятия ложных посылок. Ошибки и заблуждения такого рода могут в принципе быть вскрыты и устранены средствами самой теории (вместе с ее логикой), тогда как для устранения антиномии требуется более или менее значительное изменение этой теории, либо ее логики, либо того и другого вместе. Часто такие изменения ведут к дальнейшему развитию данной области научного знания и ее формально-логического аппарата...

Антиномии отношения именования

АНТИНОМИИ ОТНОШЕНИЯ ИМЕНОВАНИЯ – антиномии, возникающие в ситуациях именования при применении правила замены равного равным (принципа взаимозаменимости). Например, в предложении «Птолемей считал, что Солнце вращается вокруг Земли», замена выражения «Солнце» на равное ему выражение «центральное тело солнечной системы» приводит к логичному утверждению «Птолемей считал, что центральное тело солнечной системы вращается вокруг земли». Такие нарушения обнаружил Г. Фреге в контекстах с косвенной речью.

Антиномия (Василенко, 1996)

АНТИНОМИЯ (по-греч. противозаконие - в смысле нарушения закона запрещения противоречия в логике) - два противоречащих друг другу суждения об одном и том же, каждое из которых можно обосновать с одинаковой степенью убедительности. Примеры: Вся тварь это Бог и Вся тварь это ничто. (Мейстер Экхарт). Бог есть так же максимальный свет, как минимальный свет. (Николай Кузанский). Нет никакой свободы, все в мире совершается по его законами. Причинность недостаточна для объяснения всех явлений, ибо существует свобода как спонтанная причинность. (И. Кант).

Антиномии чистого разума

АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА - в "Критике чистого разума" Канта - противоречащие друг другу утверждения о космологических идеях. Развивая учение о разуме, как высшей познавательной способности, доводящей синтез, начатый еще рассудком, до безусловной законченности, Кант вводит в своей трансцендентальной диалектике понятие "идей разума" (включающих системы психологических, космологических и теологических идей) - идей трансцендентальных.

Антиномия (Конт-Спонвиль)

АНТИНОМИЯ (ANTINOMIE). Необходимое противоречие между двумя в равной мере правдоподобными или доказуемыми тезисами. Кант называет антиномиями чистого разума конфликтные столкновения разума с самим собой, в которые он неизбежно приходит при малейшей попытке достичь абсолюта.

Антиномия (Фролов)

АНТИНОМИЯ (греч. antinomia - противоречие в законе) - появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обоснованными суждений. Понятие «Антиномия» возникло в античности (Платон, Аристотель); в древнегреческой философии в смысле антиномии чаще употреблялся термин «апория»; тогда же были сформулированы некоторые антиномии, относимые ныне к семантическим («Лжец»), Много внимания формулировке и анализу антиномий уделяли схоластические логики.

АНТИНОМИЯ ЧИСТОГО РАЗУМА (нем. Antinomie der reinen Vernunft) – термин кантовской философии, обозначающий состояние раздвоенности чистого разума, а также противоречие его законов, равнодоказуемых положений. Введен в «Критике чистого разума» , однако проблематика антиномий фрагментарно затрагивается Кантом и в его докритических сочинениях, в частности в диссертациях «Физическая монадология» и «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира». Кант утверждал, что именно антиномии вывели его из «догматического сна». Признание реальности, т.е. неразрешимости антиномии, равносильно неприемлемому для Канта тотальному скептицизму как отказу от рациональности вообще. При этом необходимым условием разрешения антиномии является непредвзятое рассмотрение составляющих ее противоположных тезисов («скептический метод»). Антиномичность составляет характерную черту одной из трех отвергаемых Кантом традиционных наук, входящих в состав «частной метафизики» (metaphysica specialis), – рациональной космологии. На основе таблицы категорий Кант выделяет четыре противоречия трансцендентальных идей: «1) мир имеет начало во времени и заключен в пространственные границы – мир не имеет ни начала, ни границ в пространстве, но бесконечен как во времени, так и в пространстве; 2) всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое или то, что сложено из него, – ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в нем не существует ничего простого; 3) причинность по законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены явления мира в целом. Для их объяснения необходимо признать еще и свободную причинность – нет никакой свободы, но все в мире происходит исключительно по законам природы; 4) в мире есть нечто, что либо как часть мира, либо как его причина есть безусловно необходимая сущность – не существует вообще никакой безусловно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира в качестве его причины» («Критика чистого разума», А 426–453 / В 454–485).

Излагая доказательства как тезисов, так и антитезисов, Кант подчеркивает, что они не являются софизмами, однако могут быть отвергнуты при изменении посылок. Доказательства ведутся от противного, напр., если допустить, что мир не имел начала во времени, то до настоящего момента прошла бесконечность, однако бесконечность не может пройти, стало быть, сделанное допущение противоречиво и истинно противоположное: мир имел начало во времени и т.п. Ключ к разрешению антиномий – трансцендентальный идеализм как учение о субъективной природе пространства и времени и различении явлений и вещей в себе (феноменов и ноуменов). Антиномия в свою очередь может использоваться для подтверждения выводов трансцендентальной эстетики и апагогического доказательства трансцендентального идеализма: если не проводить различия между явлениями и вещами в себе, то разум оказывается самопротиворечивым, что невозможно, а значит, это разделение правильно. Окончательное решение вопроса Кантом состоит в том, что тезисы и антитезисы двух первых (математических) антиномий ложны, тогда как и тезис, и антитезис третьей и четвертой антиномий (динамических) могут (причем это остается не более чем возможностью) быть истинными, при условии их отнесения соответственно к миру ноуменов и феноменов. Т.о., с одной стороны, противоречивость разума оказывается мнимой, а с другой – рациональная космология лишается всякой внутренней достоверности.


Антиномия
Категорический императив
Ценность Тексты Критика чистого разума
Течения Неокантианство
Люди Кант , Рейнгольд , Фихте

История нахождения антиномий

Идея антиномического мышления возникла в древнегреческой философии (Платон , Аристотель), хотя чаще употреблялся термин «апория »; тогда же были сформулированы некоторые семантические антиномии, например, «Лжец » (Евбулид из Милета). В простейшем варианте «Лжеца» человек произносит: «Я лгу», или «То что я сейчас говорю, является ложью», или же «Это высказывание ложно». Если высказывание ложно, то говорящий сказал правду, и сказанное им не является ложью. Если же высказывание не является ложным, а говорящий утверждает, что оно ложно, то это его высказывание ложно. Таким образом, если говорящий лжет, он говорит правду, и наоборот. Парадокс «Лжец» произвел громадное впечатление на современников Евбулида. Существует даже легенда, что некий Филит Косский , отчаявшись разрешить этот парадокс, покончил с собой, а известный древнегреческий логик Диодор Кронос, дав обет не принимать пищу до тех пор, пока не найдёт решение «Лжеца», умер, так и не разрешив проблему.

Формулированию и анализу антиномии много внимания уделяли схоластические логики.

Антиномии в трудах Канта

Антиномии возникают не вследствие субъективной ошибки, но связаны с диалектичностью процесса познания. Традиция антиномического мышления связана также с христианской богословской традицией, в которой непостижимость основных догматических положений часто формулируется в виде антиномий (П. Абеляр , П. А. Флоренский , А. Ф. Лосев и др.).

См. также

Примечания

Библиография

  • Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.
  • Уваров М. С. Бинарный архетип: Эволюция идеи антиномизма в европейской культурной традиции. СПб.,1996
  • Уваров М. С. Дискурс антиномий и природа философской рефлексии. СПб.,1995

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Антиномия" в других словарях:

    - (от греч. antinomia противоречие в законе) рассуждение, доказывающее, что два высказывания, являющиеся отрицанием друг друга, вытекают одно из другого. Характерным примером логической А. является «Лжеца» парадокс. Наибольшую известность из… … Философская энциклопедия

    - (от греч. anti против, и nomos закон). 1) противоречие в законе. 2) доказательство нереальности понятия выводом из него двух противоположных суждений. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТИНОМИЯ 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (греч. antinomia противоречие закона самому себе) Философское понятие, означающее сочетание (или единство) противоположных, взаимоисключающих с точки зрения формальной логики утверждений. В древности фигурировало в юриспруденции (для обозначения… … Энциклопедия культурологии

    антиномия - и, ж. antinomie f.< , лат. филос. Противоречие между двумя законами, положениями, принципами, категориями. Уш. 1935. Противоречие между двумя положениями, каждое из которых логически доказуемо. БАС 2.|| О противоречиях между чем л. БАС 2.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Антиномия - (гр. аntinomia = anti –қарсы, nomos – заң; заңның өзіне өзі қайшы болуы, противоречие закона самому себе) – ойдың бір және сол нәрсе тұралы бір – біріне қайшы келетін, бірақ қисындық жолмен дәлелдеуге болатын пікірлердің қосылуы, қабыстырылуы.… … Философиялық терминдердің сөздігі

    Парадокс, противоречие Словарь русских синонимов. антиномия сущ., кол во синонимов: 2 парадокс (9) … Словарь синонимов

    Действительное или кажущееся противоречие в законе … Юридический словарь

    Противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (греческое antinomia противоречие в законе), противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Смотри Парадокс … Современная энциклопедия

    - (греч. antinomia противоречие в законе) противоречие между двумя суждениями, одинаково логически доказуемыми. Различают антиномии, являющиеся логическим отражением противоречий самой действительности, и антиномичные суждения парадоксы,… … Большой Энциклопедический словарь

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...