Что такое благо и как его достичь. Значение слова «благо В русской православной богословской литературе


Благо добро (греч. άγαθον, лат. bonum, фр. bien, нем. Gut, англ. good) - понятие, издавна занимающее философов-мыслителей, играющее важнейшую роль в области общественной, экономическо-социальной, и потому входящее и в сферу государственной политики, вызывающее определенные стремления и мероприятия политического союза - государства.

I) Понимая под благом в обширном смысле удовлетворение человеческой потребности или стремления, а потому и цель каждого стремления, мыслители еще древнего классического мира (Платон, Аристотель и многие различные школы, их учения развивавшие) разъяснили: во-первых, что самое понимание блага субъективно, почему и стремления людей весьма различны; во - вторых, что, тем не менее, каждое благо есть цель, для достижения которой является человеческое стремление, деятельность, предприятия человека; в-третьих, что, несмотря на субъективное понимание, блага человеческие в обобщении могут представить три категории: 1) материальные блага, достижение которых доставляет человеку чувственное наслаждение, удовольствие; 2) духовные блага - понимание красоты и истины, доставляющее духовное наслаждение, удовлетворение разумным стремлениям человека; 3) спокойствие духа, рождающееся от сознания выполнения обязанности, - нравственное благо, добродетель; 4) наивысшее благо - εύδαιμονία, благополучие (см. это сл.), заключающееся в достижении всех благ, к которым стремится человек, есть наиважнейшая цель человеческой жизни, которой соответствует и самая высокая деятельность политическая, возможная только в государстве, почему древними мыслителями государство и рассматривалось как средство для достижения благополучия.

Христианская религия значительно расширила воззрения на благо, сильно подняв представления человека о целях и задачах человеческих стремлений. Великая проповедь Христа о всепрощающей христианской любви и о любви к ближнему в корне изменяет представление о благе: благом уже представляется не только удовлетворение собственным интересам и выгодам, но и доставление выгоды другому. Господствовавшее до тех пор начало эгоизма ставится рядом с новым, твердо и величественно поставленным началом альтруизма: не только собственное благо, но и благо другого составляет действительное благо человека. Высокое христианское учение о братстве и братской любви только постепенно делается достоянием человечества. Долгий период варварства и толкователей-исказителей отодвинул человечество от верного понимания указанного христианством понятия всестороннего блага. Но, чем ближе к нашему времени, тем более растет эта сколько простая, столько и величественная истина об альтруизме, который стремится постоянно умерять эгоизм и может вести вперед, к новому расцвету все виды и формы человеческого единения.

Когда после средневекового гнета и тяжких недоразумений жаждавшие мысли обратились к творениям древних мыслителей, этика последних, их воззрения на благо и благополучие подействовали на первый раз чарующим образом, и в XVI и XVII ст. возник целый ряд эвдаймонических теорий (см. это сл.), разъяснявших и толковавших более или менее удачно учение Аристотеля и продолжавших его школу. Но наступила и критика воззрений на государство как на средство обеспечить благополучие, а вместе с тем и критика воззрений на благо. Нечто новое сравнительно с философами, подражателями древних, говорит знаменитый Бакон (см. это сл.):

Этика, долженствующая положительным методом разобрать образ действий человеческой воли, указывает идеалы добра и способ, которым человек может его достигать. Идеал добра вытекает из двоякого естественного стремления человека: сделаться самостоятельною личностью и сделаться притом частицею какого-нибудь большого (общественного) целого; первое составляет благо частное, второе - благо общественное. Особенную широту воззрений в области исследования начал этики проявил мыслитель XVII ст. Локк (см. это сл.), очистивший парадоксальное учение Гоббеза (см. это сл.) об эгоизме и сделавшийся любимым учителем англичан. Рассуждая о благе, он считает нравственным принципом человеческой деятельности стремление к счастью и разбивает совершенно Гоббеза, полагавшего, что в естественном состоянии у человека есть возможность действовать совершенно по своему произволу, а в государстве человек может действовать и стремиться не иначе, как при полном повиновении. Локк доказывает, что и в естественном состоянии, и в государстве человек пользуется и должен пользоваться свободою, ограничиваемою только благом других. Эти идеи его были развиваемы многими англ. мыслителями в так называемых системах доброжелательства. К таким же приблизительно выводам еще ранее пришел Декарт , из идей которого и вышли толкования Пуфендорфа и Томазия. Особенно же сильно повлияла на немецких ученых разъяснением альтруизма как любви человека к ближним вследствие любви его к Богу этика Спинозы (см. это сл.). Французские мыслители конца XVIII ст., подготовившие почву для теории утилитаризма, которую так блистательно развил Бентам (см. это сл.), ставивший целью государства возможно большее счастье для возможно большего числа людей, и критическая философия Канта, разъяснившая юридические задачи государства - привели мыслителей XIX стол. к воззрениям хотя и разнящимся в подробностях относительно блага и благополучия, но все более и более приближающимся к верному пониманию евангельского учения о благе, заключающемся в христианской любви к ближнему.

II. В экономическо-социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное значение недвижимого имущества. Имущественные блага создаются, приобретаются, меняются, распределяются на основании внутренних, управляющих хозяйственною жизнью экономических законов , изучаемых политическою экономиею. Приобретение ценностей или вещей, как отдельных, так и совокупности таких имущественных благ, имущества, влияет на общественное положение каждого человека, порождает различные общественные классы, зависящие от количества имущественных благ, которых достигает и которыми пользуется каждый. Различие таких классов, взаимное отношение их и взаимное влияние, переходы людей из одного класса в другой в связи с созданием различного рода человеческих единений, передвижение имущественных благ и движение самых классов, восходящее и нисходящее, происходит на основании внутренних, управляющих общественною жизнью социальных, или общественных, законов, изучаемых социологиею , или обществоведением (см. это сл.).

III. Количество всякого рода благ и способы распределения их между членами общества, составляющего политический союз - государство , предопределяет могущество и политическое значение последнего. Потому задачею государства и предметом особой его политической или полицейской деятельности (см. это сл.) должно быть создание таких общих и одинаковых для всех условий, при которых законные стремления граждан к достижению благ были бы для всех и каждого возможны. Такая государственная деятельность опирается на умение согласовать нормы положительного закона с требованием естественного закона развития и законов экономического и социального. Методы такого соглашения и причины различного достижения разными государствами такой политической цели изучает наука "Полицейское право" (см. это сл.).

Проф.
И. Андреевский.

Статья про слово "Благо " в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона была прочитана 2161 раз

В чём благо человека

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честь, своё воздержание, своё разумение. Кто отдаст врагу эту крепость свою, тот попадёт в плен и погибнет.

Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

А когда бывает человек похож на скотину?

Тогда, когда он живёт в брюхо своё: безрассудно, небрежно…

А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живёт насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придётся со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдёшь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет (ок. 50 – ок. 140 гг. н. э.) - древнегреческий философ

вопросы и задания:
    Как, по мысли автора, человек может спастись от зла? Что уподобляет человека домашней скотине? Чем человек отличается от диких зверей и домашнего скота? Каким общим понятием автор объединяет такие качества, как упрямство, гнев и злоба? Выпишите из текста качества, которые автор считает недостойными человека, подберите к ним противоположные качества. При затруднениях воспользуйтесь словарём антонимов. Что даёт человеку счастье? Ученикам 6 класса было предложено после прочтения текста Эпиктета ответить на вопрос: « Как, по вашему мнению, связаны между собой счастье человека и добро?
Нина ответила так: « Автор текста утверждает, что каждый человек стремится к счастью. Одни видят счастье в том, чтобы иметь всё, что захочется. При этом их жизнь мало чем отличается от жизни домашней скотины. Другие люди видят счастье в том, чтобы, как хищники, захватывать всё больше и больше. Третьи счастливы только тогда, когда у них в душе мир и покой. Но счастья без добра не бывает». Никита ответил так: « Прожить жизнь по – человечески и быть счастливым непросто. Трудно не превратиться в домашнее животное, которому для счастья нужна еда и тёплое стойло. Счастья нет и там, где царит насилие. Оно делает несчастными других, а значит, творит зло. Зло и счастье несовместимы. Счастье дают только добрые мысли и дела. Значит, без добра настоящего счастья не бывает. Я согласен с автором текста, что счастье можно найти внутри себя, в своей душе, если разум и душа настроены на добро ». Ответьте на вопросы:
    В чём ответы ребят совпадают? Чем они различаются? Кто из ребят точнее ответил на поставленный вопрос? Своё мнение аргументируйте.

Живи по порядку, и все будет как надо. Порядок-то для пользы придуман, не от безделья рукоделье. Жди, и Бог даст. Ты видел ли когда, чтоб помолился о чем - и сразу в церкви же с потолка упало? Время нужно, чтоб Господь все утряс да подвел тебя к тому, о чем просишь. А когда мечешься по жизни, как заяц угорелый, только Божий замысел путаешь! Не рыпайся, не ропщи! На своем месте будь, твое все равно твоим станет!

А.В. Иванов. Золото бунта,
или Вниз по реке теснин

«Что есть воля Божия и как ее узнать?» - рано или поздно этот вопрос рождается в сердце каждого человека, стремящегося идти христианским путем. Но стоит ему об этом задуматься, как на него тут же обрушивается ряд других не менее важных и сложных дилемм: «Как я могу подчинить себя Богу и остаться при этом свободным?», «А какой путь мне уготовал Бог, что из предложенного - мое?», «Как выбрать нужное, а главное: как побороть ненужные сомнения?» Об этом пишут святые отцы, на эту тему опубликовано немало богословских статей и книг, об этом говорят в своих проповедях пастыри Церкви. Однако вопросы остаются, и зачастую человеку кажется, что всем все понятно и только он один страдает от своих недоумений, только его жизнь - самый сложный и запутанный клубок препятствий, заграждающий ему путь к светлой жизни во Христе. Как научиться управляться с этим клубком, не дав ему запутаться еще больше, рассказывает преподаватель Миссионерского института г. Екатеринбурга, автор и ведущий цикла программ на телеканале «Союз» .

Константин Владиленович, в одной из своих видеолекций вы приводите слова Антония Великого о том, что благочестивый человек - это тот, кто знает Бога, кто исполняет Его волю. «Благочестив тот, кто делает то, к чему призвал его Бог, а не то, что он сам хочет», - комментируете вы слова святого отца. Неужели следование Божественной воле означает полный отказ от своих желаний?

Сама постановка вопроса, изумление и тревога, которые в нем слышатся, ясно раскрывает вечную правду о нас: мы боимся вмешательства Бога в нашу жизнь. Это одновременно и причина всей уродливости нашей жизни, и следствие первоначального падения. Ведь Адам знал волю Божию совершенно ясно, отчетливо, определенно - но он подумал (поверил навету), что вдруг Бог действительно скрывает от человека некое благо. В этом источник наших грехов, и это следствие нашего неверия.

Вот, например, увидев новую машину соседа, мы начинаем думать, что наша собственная машина вовсе не так уж хороша, мощна, вместительна, комфортна и современна. Это не объективные данные, ведь до появления машины соседа нас все устраивало. Все, что мы имеем в настоящий момент, есть полнота доступных нам благ Божиих. Но наши желания, жажда обладания чем-либо другим вступают в противоречие с Промыслом и явлением Божественной любви и заботы. Именно потому, что мы представляем Бога несправедливым, нещедрым, лицеприятным и невсемогущим.

Воля Божия есть то, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением

Это совершенное благо для каждого отдельного человека. Можно сказать так: это то самое, что я выбрал бы сам для себя, если бы обладал совершенным ведением. Но в это нужно поверить. ; как говорил преподобный Серафим Саровский: «Я предал себя Богу, как железо ковачу». А мы не доверяем Ему, боимся, что Он сделает нам больно, заставит делать неприятное, вмешается и отодвинет наше «Я» в сторону. Мы думаем о Нем не как об Отце, не как о Любви, не как о Возлюбленном и Желанном, а как о тиране, диктаторе, чья главная задача - заставить нас сделать так, как Он хочет.

- Откуда же у нас возникает такое ощущение, ведь всем известно, что Бог есть Любовь?..

- Это то, чего добился от нас сатана. Он исказил наше представление о Боге в тот самый момент, когда внушал свои мысли Еве. Помните, змей приполз к Еве и спросил ее: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»? Это ложь и клевета на Бога. Но мысль уже запала Еве в сознание, потому что она продолжает говорить со змеем, вместо того чтобы возмутится и запретить ему. Именно по этой причине святые отцы всегда советуют не вступать в разговор с лукавыми помыслами, особенно теми, которые содержат хулу на Бога, - лучше молиться. Ева пытается растолковать змею его заблуждение: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть», - и попадает в сеть, ведь змей ждет этого возражения и уже определенно и авторитетно заявляет Еве: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Видите, он создает иной образ Бога - завистливый и ревнивый. Стоит ли слушаться «такого Бога», стоит ли лишаться блага, если оно есть, да еще и растет в саду, в пределах нашей досягаемости? Если бы оно действительно было вредно, разве Бог посадил бы это в раю?.. Подобным образом и мы верим искаженному образу Бога и становимся неспособными даже подумать о том, чтобы исполнить волю Божию. То есть мы уже думаем о том, что требования Бога, Его воля действительно могут представлять некую угрозу нашей свободе и нашему благу.

- Можете привести пример, как это происходит в нашей жизни?

Мы говорим: «я хочу сделать ТАК», «я люблю ЭТУ девушку», «я хочу слушать ЭТУ музыку», «я хочу пойти туда и посмотреть ЭТО»… Мы чувствуем при этом, сами же чувствуем, что Бог не одобряет наш выбор, поэтому так дерзко, с вызовом, и заявляем свои права, но… молния или кирпич на нас с неба не падают (в исключительных случаях бывает и такое, но это либо исключительные люди, либо исключительные обстоятельства). Бог позволяет нам делать то, что мы выбираем, и не оставляет нас и в этом случае, но Его возможность взаимодействовать с нами сужается по нашей собственной воле - мы не хотим полноты этого взаимодействия. Поскольку это был наш собственный выбор, последствия его не будут добрыми, ибо все, что вне воли Божией, по-прежнему смерть!

Вспомним, например, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников не ищет воли Божией. Основываясь только на своих сатанински горделивых логических умопостроениях, он творит страшный поступок - убивает человека (с его точки зрения - никчемную «вошь») - и в душе Раскольникова разверзается адская бездна, доводя его почти до безумия, а помыслы о самоубийстве не оставляют его даже на каторге… Состояние Раскольникова и есть наказание, ожидающее всякого человека, который отвергает волю Божию, считая себя вправе диктовать миру и людям свою волю. И это не потому, что Бог «сердится», а потому, что своеволие, грех есть смерть. Мир не имеет жизни сам в себе, мир сотворен волей Божией, и только этой волей мир сохраняет возможность существования, и существования, исполненного благом, переполненного блаженством.

- Иногда верующие люди переживают по поводу того, что именно угодно Богу.

Эти вопрошания двоедушны: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что не рассердишься

Да, кажется, что человек всерьез ищет волю Божию. Но это чаще всего заблуждение, впрочем, вполне искреннее. Какую лучше девушку выбрать: «эту» или «ту»? Это переводится так: «знать бы, с кем из них я буду счастлив». Куда лучше работать пойти: в храм или в банк? Переводится это так: «я хотела бы поработать в храме, но семью-то мне не прокормить». Очевидно, что человек ищет своего , а не Божиего. И на такие вопрошания человек чаще всего не получает никаких ответов, разве что ему повезет и он набредет на духоносного отца с даром прозорливости. Потому что в этих вопрошаниях налицо двоедушие: человек как бы говорит Богу: дай мне делать то, что приятно и выгодно, но обещай, что Ты на это не рассердишься.

- Но ведь иногда человеку и правда бывает нелегко распознать волю Божию.

Это действительно очень трудно. Но трудность проистекает из-за того, что внутренне мы на самом деле не готовы ее воспринять. Оказывается, существует некий закон: когда человек исполняет то, что сознает как волю Божию, тогда ум просвещается и большинство вопросов отпадают сами собой, а остающиеся вопросы в молитве постепенно разрешаются.

Вот еще пример. Мне очень нравится современный детский фильм «Щенок». Герой кинорассказа не знал о Боге ничего, потому что рос в советское время, но однажды он пожалел сироту, отдав ему самое ценное, что у него было, - и в этот момент почувствовал прикосновение Бога, с Которым не расставался уже больше, став со временем священнослужителем.

А мы обычно хотим узнать волю Божию, не исполняя ничего, поэтому ничего и не получается. Как сказано в псалме 18: «Заповедь Господня светла, просвещает очи». Скажем, если мы знаем и принимаем заповедь, что нужно прощать всех, а сами сознательно не прощаем по значимым для нас причинам, то нет никакого смысла вопрошать Господа в отношении других значимых для нас вещей: Господи, открой мне, как ты хочешь, чтобы я поступил… Иди, с человеком, прости его, и сразу же получишь и разрешение в своем недоумении.

Отдать себя Богу всецело - но не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью

Вся сложнейшая аскетическая задача и состоит в том, чтобы по собственной воле подчинить себя Богу, покорить себя Ему (см.: Рим. 6:13; Рим. 8:7), всего себя собрать воедино и отдать себя Богу всецело, не стиснув при этом зубы (эта жертва не будет ни принята, ни освящена), а с трепетом и радостью, как некогда невесты отдавались в руки своих женихов: уходя в неизведанное, в послушание другой воле, но воле возлюбленного, воле возлюбившего.

- «Не стиснув при этом зубы, а с трепетом и радостью» - не так-то это просто…

В этом труд всей нашей жизни. Борьба не только с собственными «хотелками» (страстями и похотями), с уверенностью, что я сам по себе своим разумом и силой смогу сделать то, что считаю хорошим (в этом выражении целый ряд духовных ошибок), но и борьба с неверием Богу, недоверием к Нему.

В Ветхом Завете есть интересный пример. Удивительнейший по своим физическим качествам судия Самсон, получивший благодать от Господа, несмотря на свидетельство Закона, советы родителей, на очевидные свидетельства от Самого Бога, хочет жить с женщиной, которая не суждена ему, не любит его и погубит его. Самсон с удивительным упорством настаивает на своей воле, получает Далилу в жены - и в итоге лишается благодати, а фактически (с социальной и духовной точки зрения) и жизни: он, слепой, вынужден пребывать в храме Дагона… И вот как раз Самсон смог принять это состояние, «не стиснув зубы». А потому, когда к нему возвращается сила, он не ищет заманчивой свободы, в которой столько соблазнов своеволия, а принимает обозначенное Богом определение - умереть там, где опутали его оковы.

То есть вновь и вновь нужно утверждать себя в вере, предстоя Богу с открытым лицом, исполняя то, что Он велит: не осуждать, терпеть, молиться за врагов, прощать и верить, что, несмотря на бушующее вокруг житейское море, нет силы, способной победить силу возлюбившего меня Бога.

- Такая задача посильна нам, мирским людям, живущим в современном обществе?

Такая задача, по-видимому, вообще никому непосильна. Ни сегодня, ни тысячу лет назад. Даже апостолы однажды воскликнули: «Так кто же может спастись?!» И, как мы видим из Евангелия, вплоть до сошествия Святого Духа они были не в состоянии следовать воле Божией. Но Богу всё возможно. И сила Духа в человеке действует таким образом, что внутри самого человека рождаются импульсы, желания, устремления, совершенно согласные с волей Божией. Человек воспринимает их как собственные желания, а не как внешнее давление. Он волю Божию воспринимает как свою собственную.

Женщина, потерявшая мужа, вовсе не обязана нести подвиг блаженной Ксении, а православный священник вовсе не обязан лишить себя и свою жену супружеского общения, как святой Иоанн Кронштадтский. Но эти святые, размышляя в молитве о том, как они должны послужить Богу, почувствовали решительное желание (решимость воли плюс желание сердца) послужить именно так . Это было их собственное желание, но в этом была и воля Божия, потому что все в этом деле с духовной точки зрения было успешно.

У современных верующих людей есть еще другая проблема - непонимание со стороны окружающих. Они живут как бы в духовном вакууме…

Действительно, проблема нашего времени в том, что младенец, пусть даже крещеный, с пеленок приучается родителями, учителями, друзьями и явлениями культуры к тому, чтобы жить по своей воле. Все вокруг живут так и его учат тому же. Бог отодвигается на периферию жизни: Он есть, об этом нужно помнить, но ты сам хозяин своей жизни, и никто не может ею управлять.

Меня же всегда поражали некоторые свидетельства из жизни святых. Например, Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский) имел друзей-сверстников (шесть-восемь человек), которые с юности вожделели монашеского аскетического подвига. Четверо из них ходили пешком в Киев, чтобы узнать, в какой монастырь им пойти. И ушли. Таких случаев в истории русской (да и всякой другой) святости великое множество: вокруг находились соратники, единомышленники, духоносные отцы, праведные жены, которые подсказывали и показывали, поддерживали и вдохновляли.

Вот такого социального окружения сейчас нет. И человек, на сердце которого приходит помысел жить не по учению мудрости человеческой, а по заповедям, ища волю Божию, действительно, сразу же встречает не соратников, а критиков и насмешников. Ощущая свое одиночество, он вполне естественно впадает в сомнение: наверное, я и вправду чего-то не понимаю, ведь все вокруг христиане, но не мучают себя такими вопросами…

У человека духовно неопытного может возникнуть вопрос: а как же свобода, о которой так много говорят в Церкви? Как можно сопоставить свободу человека и следование воле Бога, которое предполагает подчинение?

Следование воле Божией и есть обретение свободы. С точки зрения богословия, Бог совершенно свободен. Не от чего-то или от кого-то свободен - свобода есть свойство Божественной природы. Собственно, Он и есть единственно свободное Существо в бытии. Все остальное зависит от Него и несвободно, хотя бы от тления и смерти. Человек колеблется, не зная, что выбрать, ему хочется и того, и другого, он видит пользу и радость и в том, и в другом. Это колебание воли и подчеркивает ее слабость, неопределенность, зависимость. Свобода не колеблется во благе, она всегда пребывает в жизни, всегда творит жизнь, всегда несет жизнь, свет и благо.

Все, что создал Бог, - “весьма хорошо”, а этот уродливый мир создали мы сами

Враг внушил нам другую мысль: быть свободным значит поступать так, как ты считаешь правильным; делать то, что ты считаешь благом. Вот и посмотрите: все вокруг - войны, аборты, разводы, пьянство, воровство, убийства, нищета - есть плоды такой свободы. Часто атеисты, оправдывая свое неверие, говорят о том, что в мире, мол, очень много зла, страдания и смерти, и «нормальный бог» не мог создать такого мира. Так ведь Господь и не создавал мир в том виде, в котором мы видим его сейчас! Все, что создал Бог, - «весьма хорошо», а этот уродливый мир, нерасторжимо связанный с болью, страданием, рабством и смертью, создали мы сами, своей собственной волей. И как раз те люди, которые так заботятся о свободе человека, должны радоваться: современный мир ясно свидетельствует, что человек свободен, иначе такого мира просто не могло быть!

Митрополит Антоний Сурожский в одном из своих радиоинтервью сказал, что человеку не сразу дается способность «не просить Бога ни о чем, а просто радоваться о Боге», до этого нужно пройти через какой-то период… Когда понимаешь, что в идеале нужно настолько довериться Богу, Его воле, что ни о чем не просить, осознаешь, насколько ты еще духовно слаб и неопытен. Как, по вашему мнению, лучше проходить этот период, о котором говорит владыка? Это чувство полного доверия - оно же не придет само по себе…

Надо просто проживать свою жизнь с Богом так, как она проживается. И во всех нуждах обращаться к Нему с молитвой - за близких, в трудных обстоятельствах, в болезнях. Чем чаще и сердечнее делает это человек, тем полнее он вживается в жизнь с Богом, тем отчетливее видит он, как сказал другой владыка, «Промысл Божий в своей жизни», и от этого все чаще и чаще начинает благодарить. Сначала благодарение достигает той же количественной меры, что и прошения о благах; потом благодарение все полнее и полнее входит в жизнь человека, вытесняя из жизни прошения. Это некоторая мера святости, совершенного доверия Богу.

Даже в чрезвычайных обстоятельствах надо помнить: Бог никогда никого не оставляет

Терпение скорбей с обращенностью к Богу в молитве помогает человеку становиться опытным. Опытность же заключается в том, что человек даже в чрезвычайных обстоятельствах, даже во мраке ГУЛАГа не впадает в отчаяние, не колеблется, зная (именно зная !), что Бог нигде никого не оставляет; и такое дерзновение перерождает сердце благодатью Святого Духа, делая его способным к совершенной любви. Чего же еще просить?

Но путь к этому неблизкий. И начинается он с того, чтобы в трудных обстоятельствах с несомненной верой и доверием Богу терпеливо просить у Него милости. Просить терпеливо и неотступно.

Прочитав эту статью, Вы узнаете:

  • Чем удовлетворяются потребности человека
  • Какова роль природы в удовлетворении твоих потребностей
  • Каким образом общественное производство предоставляет тебе все необходимое
  • В чем различия в благах, которые удовлетворяют твои потребности в пище и образовании
  • Можно ли одну и ту же потребность удовлетворить по-разному
  • Существует определенная связь между вещами, удовлетворяющие твои потребности.

Почувствовав жажду, вы пьете чай, кофе, воду. Замерзнув, вы одеваете теплую одежду. Экономисты говорят: «Все, что удовлетворяет наши потребности, — это блага».

Часть необходимых для жизни человека благ она берет от природы. Этот воздух и солнечные лучи, источники воды и водоемы, лесные ягоды и орехи, грибы и рыба, цветы и лекарственные растения. Все это — экономические (бесплатные) блага.

Неэкономические (бесплатные) блага люди не создают, а находят в природе в готовом для использования виде. Бесплатность таких благ относительна. Она означает только то, что эти блага и является продуктом человеческого труда, а полученные от природы. Если человек «добавляет» к природным благам свой труд, такие блага продаются за деньги (доставка минеральной питьевой воды, сбор врача растений). Они превращаются в экономические.

Однако человеку нужно гораздо больше благ, чем природа способна дать. Люди научились добывать и создавать необходимые им блага. Однако, те блага, которые человек специально создает, производит с целью удовлетворения своих потребностей, называл экономическими. Взглянув на вещи, которыми вы пользуетесь в жизни, вы согласитесь, что все они изготовлены на разных заводах и фабриках ради удовлетворения твоих потребностей. Это — экономические блага, необходимые тебе в жизни. Примерами экономических благ могут быть хлеб, автомобиль, телевизор, лыжи, авторучка, велосипед.

Экономические блага отличаются от неэкономических (бесплатных) тем, что является результатом сознательной человеческого труда, ориентированной на выработку определенных благ для удовлетворения определенных потребностей. Создание экономических благ осуществляется осознанно, то есть в соответствии с предыдущим замысла или плана. Процесс создания человеком благ отличается от инстинктивных действий пчел, которые создают ячейки из воска, или бобров, строящих фонтаны и тем, что действия человека направлены на реализацию заранее поставленной цели.

Экономические блага всегда количественно ограничены.

Ограниченность — это относительная характеристика. Одна змея, случившейся на твоем пути в лесу, — Это «много», учитывая угрозу своей жизни. Однако сотня змей как носителей яда для фармацевтической промышленности — это мало.

Ограниченность — это мера удовлетворения потребности на определенное благо, которое существует при конкретных условиях. Одно и то же благо при разных условиях может быть и ограниченным, и неограниченным (песок в пустыне, песок в качестве строительного материала; орехи в тайге, орехи в качестве сырья для выработки кедрового масла).

И наконец, для создания экономических благ человек должен использовать другие блага. Ведь твой свитер связан из шерсти, а ботинки изготовлены из кожи.

Ныне человечество производит десятки миллионов экономических благ, и все они, так же, как и бесплатные блага, предназначенные для удовлетворения потребностей человека. Экономические блага, которыми могут пользоваться люди, весьма разнообразны. Одними из них можно пользоваться много лет (мебель, холодильник, автомобиль). Такие экономические блага называют долговременными, т.е. вещами длительного пользования.

Другие экономические блага человек применяет только один раз. Это непродолжительные экономические блага (например, хлеб, сахар, ветчина, мороженое). Известный персонаж мультфильма Винни-Пух утверждал, что мед — это такая вещь, что вот она и тут же ее нет.

Таким образом, критерием разделения экономических благ на долговременные и непродолжительные является срок их использования человеком.
Однако значительно чаще в своей повседневной жизни мы имеем дело с другой классификацией экономических благ. Это — товары и услуги.

Данные об источниках.

Всякое средство, удовлетворяющее человеческую потребность, есть благо . Для выполнения этой функции блага должны обладать полезностью. Полезность - это годность предмета служить удовлетворению человеческих потребностей. Незнание полезных свойств вещей исключает их из состава благ. Например, каменный уголь до XVIII века практически не исполь­зовался в экономике и, следовательно, не был благом.

Полезность благ может проявляться как в материальной, так и нематериальной форме. Так, картошка на нашем обеденном столе - вещь сугубо материальная, в то же время книги, газеты, телеви­зор приносят нам блага нематериального характера.

Блага, используемые человеком, делятся на экономические и неэкономические. К экономическим относятся блага, возможнос­ти получения которых по отношению к человеческим запросам ог­раничены. Иными словами, экономические блага редки.

Неэкономические блага наличествуют в окружающем нас мире в неограниченном количестве. Поэтому потребности в них удовлет­воряются полностью. К ним относятся свободно воспроизводимые природные блага: воздух, свет, вода.

Неэкономические блага переходят в разряд экономических, если происходит или увеличение потребности в них, или сокра­щаются источники их поступления. Например, вода, бегущая из источника в лесу, является неэкономическим благом. Вода же, поступающая к нам в квартиру по водопроводу, - это экономичес­кое благо, так как ее количество по отношению к нашим потреб­ностям ограничено.

Применительно к экономическим благам принципиальное значение имеет проблема определения их ценности. В свое время А. Смит сформулировал известный парадокс об алмазе и воде. « Нет ничего полезнее воды, - отмечал Смит, - но на нее почти ничего нельзя купить, почти ничего нельзя получить в обмен на нее. Напротив, алмаз почти не имеет потребительной стоимости, но часто в обмен на него можно получить очень большое количество товаров». Разрешение парадокса было дано в рамках австрийской экономической школы. По их мнению, ценность благ напрямую зависти от их редкости по отношению к человеческим потребностям.

Экономические блага подразделяются на материальные и нема­териальные. В свою очередь материальные блага делятся на предметы потребления (прямые блага), средства производства (косвенные или производственные блага) и услуги.

Прямые блага поступают конечному потребителю (населению) непосредственно в виде продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Различают потребительские блага краткосрочного пользования, срок службы которых менее года (например, пища, лекарства, сюда же относят одежду) и блага длительного пользования (ме­бель, автомобили, телевизоры и т.д.).

Косвенные блага опосредуют процесс получения предметов по­требления. Они необходимы не ради самих себя, а ради потреби­тельских благ, которые производятся с их помощью. По способу участия в процессе производства они подразделяются на двегруппы:

1. Средства труда, используемые в производ­ственном процессе многократно и не становящиеся частью гото­вой продукции. Сюда относятся здания, машины, оборудование.

2. Сырье и материалы, полностью использу­емые в одном производственном акте и становящиеся частью го­тового продукта (железная руда при производстве чугуна и ста­ли, материалы при изготовлении одежды и т.д.).

Между производством и потреблением существует сфера мате­риальных услуг. Она обеспечивает, например, транспортировку производимых благ от производителей к потребителям, хранение, упаковку, продажу продукции и т.д.

Нематериальные блага связаны с удовлетворением социальных и духовных потребностей человека. Они делятся на внутренние и внешние. К внутренним нематериальным благам относится вся со­вокупность физических, нравственных, культурных, деловых и профессиональных данных человека. Иными словами, внутренние нематериальные блага - это, в первую очередь, тот духовный багаж, которым располагает каждый человек.

К внешним нематериальным благам относятся блага, которые оказывают данному человеку другие люди в нематериальной фор­ме (услуги адвоката, преподавателя, священника и т.п.).

Кроме того, экономические блага могут классифицироваться по формам потребления на индивидуальные и клубные (общественные).

Выбор редакции
Буддизм – религия, основанная Гаутамой Буддой (6 в. до н.э.). Все буддисты почитают Будду как основателя духовной традиции, носящей его...

Которые создают болезнь в организме человека, описаны известным доктором Райком Хамером. Как возникла идея Новой Германской Медицины?...

Налог на добавленную стоимость – не абсолютное начисление. Ряд предпринимательских действий им облагается, другие же освобождены от НДС....

"Мучительно размышляю: я грешу, становлюсь все хуже, трепещу Божьей кары, а вместо этого пользуюсь одними Божьими милостями. Мой грех...
40 лет назад, 26 апреля 1976 г., ушел из жизни министр обороны Андрей Антонович Гречко. Сын кузнеца и лихой кавалерист, Андрей Гречко...
Дата Бородинского сражения, 7 сентября 1812 г. (26 августа по старому стилю), навсегда останется в истории как день одной из величайших...
Пряники с имбирем и корицей: печем вместе с детьми. Пошаговый рецепт с фотографиями.Пряники с имбирем и корицей: печем вместе с...
Ожидание Нового года – это не только украшение дома и создание праздничного меню. Как правило, в каждой семье в преддверии 31 декабря...
Из арбузных корок можно приготовить изысканную закуску, которая отлично подходит к мясу или шашлыкам. Увидела недавно этот рецепт в...