Что такое личностный рост? Теории личностного роста. Всестороннее и гармоничное развитие личности


Доброго времени суток, друзья!

На тему сегодняшней статьи меня навела мысль о том, что вот я вроде упоминала несколько раз в своих статьях о том, что личное развитие очень способствует улучшению жизни в целом и отдельных её сфер в частности, а что именно подразумевается под этим понятием «личное развитие» не расшифровывала нигде подробно. Вот и решила сегодня исправить это упущение.

Личное развитие – что это?

Предположу, что многие из вас при упоминании этого понятия сразу представляют себе какие-то академические знания, которые нужно запихивать в себя, неважно, интересны они вам или нет. Однако, это совсем не так! Ваше личное развитие происходит тогда, когда вы привносите в свою жизнь нечто новое, что расширяет ваш кругозор, увеличивает багаж знаний и умений.

То есть всё то, что помогает вам не стоять на месте, а меняться, совершенствоваться. И не надо думать, что «считается» только что-то серьёзное, типа освоения новой профессии или второе высшее образование. Вовсе нет! Даже такие мелочи вроде нового способа заваривать чай или умения делать закладки в браузере, вносят свою лепту в наше развитие.

И дело тут даже не только и не столько собственно в новых знаниях (хотя, они тоже чрезвычайно важны для нас), сколько в том внутреннем ощущении «Я могу! У меня получается!», которое возникает при освоении нового. Потому что именно на это ощущение и притягиваются улучшения в вашей жизни. Ну например, если вы совершенствуетесь в вашем хобби, это тоже личное развитие.

На что влияет личное развитие

Да практически на любую сферу нашей жизни! Но пожалуй самая отзывчивая сфера в этом плане – деньги. Первое, что сигнализирует вам о том, что вы прекратили
развиваться – это снижение дохода. Деньги чрезвычайно чувствительны в этом плане и просто обожают, когда человек развивается.

Поэтому вот вам один из способов «разбудить» денежную сферу, если у вас там застой – начните осваивать что-то новое или выходите на более высокий уровень уже имеющихся у вас умений. То есть, от вас требуется рост и движение вперёд. И поверьте, деньги откликнутся и придут к вам!

Личное развитие даёт нам очень важную вещь – . А я уже не раз писала о том, что высокая самооценка просто необходима вам, если вы хотите чего-то добиться в жизни. Потому что она даёт вам веру в себя, в свои силы и знания, уверенность в том, что вы сможете добиться желаемого. А человек с таким настроем попросту «обречён» на успех.

Опять же, посмотрите на богатых людей, на тех, кто создал себе большое состояние. Они не позволяют себе останавливаться в развитии. Потому что знают о том, что в мире нет такого понятия, как остановка. Не двигается только то, что мертво. А всё живое обязательно находится в движении. Поэтому, если нет движения вперёд, то сразу же начинается движение в обратном направлении.

Понимаете? Есть или прогресс или регресс. Стояние на месте невозможно. И если вы прекращаете развиваться, то это автоматически означает, что вы сразу начинаете скатываться вниз. Пусть даже вам самим кажется, что вы просто остановились. Ну а что означает регресс? Это ведь не просто касается только лично вас, мол, подумаешь, забуду что-то и т.п. Нет, это означает и «проседание» по всем сферам жизни – регрессируете вы, ухудшается ваша жизнь.

Расслабьтесь и получайте удовольствие!

Вот пишу я всё это сейчас и думаю, а ведь некоторых читателей наверняка напряжёт эта информация. Скорее всего будут те, кто подумает «Ох, так что же это, конец спокойной жизни, если хочешь улучшений?! Теперь не расслабишься, нужно всё время бежать вперёд?» Да-да, некоторые люди почему-то сразу представляют себе, что нужно будет обязательно делать что-то сложное и неприятное, вроде нелюбимого предмета в школе или институте.

Спешу вас сразу же успокоить и обрадовать – не нужно! Если вы хотите действительно развиваться и становиться успешными, то совершенствуйтесь в том, что вам нравится. Развивайтесь в том направлении, которое вам интересно, от чего вы получаете удовольствие и кайф!

Кстати, сразу скажу тем, кто считает, что получать удовольствие можно только от лежания на диване и просмотра телевизора – вам следует задуматься об уровне своей ! Если у человека нет стремлений и все его желания лежат лишь в сфере потребления, это говорит об очень низком уровне энергии.

Ну что же, друзья, как видите, «секрет» улучшения жизни не так уж и сложен – надо просто постоянно идти вперёд. Не останавливаясь. И помните всегда, что если вы идёте к Своей Цели, то вам легко и интересно. Поэтому и личное развитие в правильном для вас направлении – процесс приятный во всех отношениях.

Поэтому мне остаётся в итоге только пожелать вам идти вперёд по жизни с удовольствием! Развивайтесь, растите, двигайтесь и насаждайтесь!

Ваша Екатерина

Подпишитесь на самые интересные новости моего сайта и ПОЛУЧИТЕ В ПОДАРОК ТРИ ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ АУДИОКНИГИ по Достижению Успеха и Саморазвитию!

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Формирование личности – это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних факторов. К внешним относятся: принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы.

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто путем автоматического развертывания природных задатков.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Фактически каждый из них – уже индивидуальность…Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Процесс развития

Процесс развития осуществляется как совершенствование человека – биологического существа.

В первую очередь, биологическое развитие, так и развитие в целом, обусловливает фактор наследственности.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности.

К биологическим факторам относятся врожденные особенности человека. Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Именно неправильное поведение матери, ее излишние эмоциональные реакции на стрессы, которыми насыщена наша тяжелая и напряженная жизнь, служат причиной огромного числа таких послеродовых осложнений, как неврозы, тревожные состояния, отставание в умственном развитии и многие другие патологические состояния. Однако следует особо подчеркнуть, что все трудности вполне преодолимы, если будущая мать осознает, что только она служит ребенку средством абсолютной защиты, неисчерпаемую энергию для которой дает ее любовь.

Совсем немаловажная роль принадлежит и отцу. Отношение к жене, ее беременности и, конечно, к ожидаемому ребенку – один из главных факторов, формирующих у будущего ребенка ощущения счастья и силы, которые передаются ему через уверенную в себе и спокойную мать.

После рождения ребенка процесс его развития характеризуется тремя последовательными этапами: впитывание информации, подражание и личный опыт. В период внутриутробного развития опыт и подражание отсутствуют. Что касается впитывания информации, то оно максимально и протекает на клеточном уровне. Ни в один из моментов своей дальнейшей жизни человек не развивается столь интенсивно, как в пренатальном периоде, начиная с клетки и превращаясь всего через несколько месяцев в совершенное существо, обладающее удивительными способностями и неугасимым стремлением к знанию.

Новорожденный уже прожил девять месяцев, которые в значительной степени сформировали базу для его дальнейшего развития.

Пренатальное развитие несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Существует следующая закономерность: все, через что проходит мать, испытывает и ребенок. Мать – это первая вселенная ребенка, его «живая сырьевая база» как с материальной, так и с психической точек зрения. Мать является также посредником между внешним миром и ребенком. Формирующееся человеческое существо не воспринимает этот мир напрямую. Однако оно непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Это существо регистрирует первые сведения, способные определенным образом окрашивать будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики.


Понятие развитие личности характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание « учитывает влияние внешней среды, оно в основном олицетво¬ряет усилия, которые осуществляют социальные институты

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с об¬ществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости че¬ловека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализа¬ции полностью завершен: по некоторым аспектам он про¬должается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры роди¬телей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. Иначе социа¬лизация означает процесс постоянного познания, закрепле¬ния и творческого освоения человеком правил и норм пове¬дения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как соци¬ального института долгое время недостаточно учитывалась. Бо¬лее того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, обществен¬ные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впослед¬ствии обернулись крупными издержками в трудовой и общест¬венно-политической жизни.

«Личностный рост» - выражение из разряда психологии и на сегодняшние время довольно широко используется в разных психофизиологических направлениях. Понятие о личностном росте основывается на позитивном восприятии человеческой природы и возможности развития внутри-личностного потенциала(личной эффективности).

Личностное развитие человека

Личностное развитие человека(или тот же личностный рост) - это прежде всего стремление верить в себя и в свои силы , а также постоянное, сильное и упёртое движение навстречу к своему желанию. Вообще, как на меня, постоянное движение вперед и преодоление всех преград возникающих на пути к цели - это, по своему принципу, и есть личностный рост в самом чистом виде , но тем не менее, для полного и равномерного развитие разносторонней и эффективной личности есть и более функциональные формулы. Одну из них мы сейчас и рассмотрим. Эту формулу написал и использовал Наполеон Хилл. Он же и постоянно ее перечитывал, чтобы внушить и развить в себе все нужные качества успешных людей.

Формула личностного развития от Наполеона Хилла

1) Я знаю, что способен достигнуть своей жизненной цели, поэтому я разрешаю себе спокойную уверенность и позитивный настрой, которые обязательно приведут меня к желаемому результату. А также требую от себя настойчивых, непрерывных усилий на пути реализации своих желаний. Здесь и сейчас я обещаю сделать все, что в моих силах и даже больше, для осуществления моей мечты

2) Я отдаю себе отчет в том, что мысли, преобладающие в моем сознании, всегда будут воспроизводиться во внешних действиях и постепенно воплотятся в действительность. Поэтому по тридцать минут ежедневно я сосредоточиваюсь на создании в себе такого человека, каким я хотел бы стать, рисуя в воображении четкий мысленный образ.

3) Я знаю, что любое , которое я настойчиво культивирую в своем сознании, в конечном счете, находит выражение в практических средствах его осуществления. Поэтому десять минут ежедневно я посвящаю укреплению уверенности в себе и в своих силах.

4) Я четко сформулировал главную цель моей жизни и не оставлю стараний, пока не добьюсь уверенности в себе, необходимой для ее достижения.

5) Я в полной мере осознаю, что ни богатство, ни положение в обществе не могут быть долговечными, если они не основаны на правде и справедливости. Поэтому я не обременю свою совесть сделками, которые не принесут выгод всем ее участникам. Я добьюсь своего, привлекая на помощь силы, которые хотел бы использовать, и сотрудничая с другими людьми. Я постараюсь убедить их помочь, продемонстрировав свою готовность помочь им. Я подавлю в себе ненависть, зависть, подозрительность, черствость и цинизм, совершенствуя свою любовь ко всем людям, поскольку знаю, что негативное отношение к окружающим никогда не принесет успеха. Я заставлю людей поверить в меня, потому что сам верю в себя и в людей. Я подпишусь под этой формулой, заучу ее наизусть и стану повторять один раз в день с абсолютной убежденностью в том, что она повлияет на мои мысли и поступки, и я стану самостоятельным, успешным и уверенным в себе человеком.

И так, используя эту формулу мы сможем увеличить и укрепить большую веру в себя . А теперь нам нужно выяснить что такое «преуспевающая личность» ? Что же это за сочетание черт характера, которые почти неизменно приводят человека к успеху?

Что такое преуспевающая личность

В свое время в одном из институтов изучили глубинные истоки успеха. Для этого пришлось проанализировать позиции и черты характера 1500 известных людей, наугад выбранных из справочника «Кто есть кто в Америке». Исследование позволило выделить ряд общих черт, встретившихся у самых преуспевающих участников опроса. Приводим ряд самых важных:

- Здравый смысл

Это наиболее распространенное качество у опрошенных. 61% утверждают, что здравый смысл — очень важный фактор их успеха . Для большинства это означает способность выносить оптимальные и конкретные суждения по поводу повседневных дел. А для этого нужно отбросить все посторонние мысли и смотреть в корень того или иного события. Возникает вопрос, каково происхождение здравого смысла. Рождается ли человек с этим качеством или надо что-то делать для его проявления? По мнению одного из опрошенных, его, безусловно, можно в себе развить. Один из способов — учиться на опыте других людей, а также на собственных ошибках.

- Знание своего дела

Это вторая после здравого смысла общая черта опрошенных. Вице-президент промышленной компании сказал: «Ничто так не помогает успеху , как глубокое знание того, чем занимаешься. Это снижает степень риска и действует как страховой полис твоих способностей. Профессиональные знания нельзя считать чем-то само собой разумеющимся. Процесс обучения продолжается даже после достижения самых больших высот. Чтобы добиться успеха , надо этого захотеть, — объясняет вице-президент. — А, добившись, стараться удержаться на завоеванных позициях.

- И снова таки уверенность в собственных силах

Ну что же это такое??? Ну никуда без этой уверенности нельзя! Это что то типа паспорта, который обязательно нам иметь для того что бы быть жителями страны под названием "Успех" .=))
Люди, достигшие наибольшего успеха , рассчитывают главным образом на собственные резервы и способности. Эта уверенность означает в данном случае скорее не осознание того, насколько вы хороши, а наличие решимости к смелым действиям. Она подразумевает еще силу воли и способность ставить перед собой четкие цели.
Дипломированный бухгалтер, создавший одну из крупнейших бухгалтерских фирм на северо-западе США, сказал: « в моей сфере занятий — не только гордость за то, что я делаю, но и мужество, выносливость, чтобы отсидеть все часы, необходимые для достижения целей».

- Высокий общий уровень развития

Это необходимое условие выдающихся достижений . Важна в этой связи способность быстро постигать сложные концепции и подвергать их быстрому и четкому анализу.
В результате исследования установлено, что на общем уровне развития участников опроса сказываются по крайней мере три элемента: богатый словарный запас, хорошие способности к чтению и письму. За год, предшествовавший опросу, каждый прочитал в среднем 19 книг, в том числе 10 — не относящихся к художественной литературе.

- Способность доводить дело до конца

Примерно 3/4 преуспевающих считают себя «очень деятельными» при выполнении поставленных задач. Все они согласны с тем, что стать таковыми им помогли три важных качества: организаторский талант, хорошие рабочие навыки и усердие.
Профессор физики складывает свою формулу успеха из следующего: «Напряженный упорный труд + способность установить для себя ритм этого труда». Он признается, что работает по 100 часов в неделю.

Помимо пяти перечисленных, существуют еще и другие факторы успеха:

Способность руководить,
творческий потенциал,
взаимоотношения с коллегами,
и, конечно, удача.
Но здравый смысл, знание дела, уверенность в своих силах, высокий уровень развития и способность доводить дело до конца играют самую важную роль. Если вы будете развивать в себе эти черты, у вас появится возможность достижения успеха!

Почему столько споров ходит вокруг такой темы, как личностное развитие человека? Люди живут в эпоху комфорта. Возвращаясь с работы домой, мы не рискуем, что на нас выльются помои с верхних этажей, как это происходило в Средневековой Франции. Кажется, сейчас достигнуты все удобства, которые только нужны человеку. Что же провоцирует людей на размышление о таком вопросе, как личностное развитие? Совесть? Желание реализовать себя? Сотворить нечто величественно или оставить след потомкам?

Этот вопрос далеко не абстрактный, несмотря на то, что он входит в категорию духовных исканий. Он имеет серьезную практическую базу. Каждый человек старается как можно лучше сориентироваться в постоянно меняющихся условиях. Он задается вопросом, что делать со своими способностями, так как если они не востребованы, то человек обречен чувствовать себя несчастным. Политические проблемы, семейные дрязги, бедность – все эти горы стоят на пути самореализации человека. Экономка даже обладает специальным термином – , который может с математической точностью предсказать, добьется ли успеха в самореализации житель той или иной страны. Но что, в конце концов, каждый из нас должен делать с собой? Существует кредо, которое, несмотря на свою известность, не теряет своего глубинного смысла. О нем должен помнить каждый, кто избрал тропу развития личности: человек – это то, что он сотворил из себя сам.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Мечтать о достижениях или оценивать себя реально?

«На что я способен?», «Каков максимум моего потенциала?» — задумывается менеджер по продажам дверных ручек за чашкой кофе с утра, возводя свои вопросы в общефилософский ранг. Но абстрактные, оторванные от действительности размышления бесплодны. Реально ли сделать личностное развитие объектом собственного научного мини-исследования? Изучить объем своего внимания, уровень эмоциональной устойчивости, время протекания разных психических реакций? Ведь без этих показателей невозможна объективная оценка индекса развития человеческого потенциала. Известный патофизиолог Ганс Селье, интересовавшийся вопросами влияния стресса на организм, на основании своих исследований выдвигал очень дерзкие утверждения. Он говорил, что в коре головного мозга человека находится такое же количество энергии мыслительной, сколько и физической энергии содержит кора планеты Земля. Однако его заявление не ново. Многие ученые хором гласят: возможности человека практически безграничны. Природой людям дан огромный кредит, которым, увы, они практически не пользуются, ленясь тренировать разум. Пристальное изучение своих личностных и физиологических показателей позволяет во многом расширить возможности личностного развития человека. В самых простых формах такая оценка – это обычный подсчет калорий, часов сна, времени, потраченного на изучение какой-либо дисциплины.

«Гуглить» самого себя – новый тренд

Для оценки факторов, непосредственно влияющих на личностное развитие, нелишним будет также и количественная оценка. Приведем пример. Вы замечаете, что наибольшая продуктивность в работе достигается после съедения на десерт определенного фрукта. А если бы можно было сказать с точностью, что самое лучшее время для «откровенных» разговоров с супругой или супругом – это ровно половина девятого утра? Умение правильно составить распорядок дня – ценнейший инструмент для личностного развития человека. Учеными было проведено занимательное исследование. Предметом его были решения относительно амнистии заключенных израильских тюрем. Исследователи решили заняться изучением принятия решений, которые «вызваны усталостью». Они получили потрясающие результаты: заключенные, которые подавали свои заявления на амнистию в утренние часы, в 70% случаев получали положительные ответы. Процент счастливчиков из тех, кто делал это вечером, едва достигал призрачных 10%. На самом деле, этот подход лег в основу одной из главных концепций, вокруг которых была построена поисковая система Google. Каждую секунду эта мега-корпорация собирает мельчайшие крупицы информации от пользователей всего мира. Какие сайты посещают люди, кому они пишут свои письма, и даже то, о чем в них идет речь – вся эта информация пропускается через сложные программы. Как результат – открывая очередную страницу, вы видите подходящее именно вам рекламное объявление. Почему бы не применить подобный подход и к самому себе? Ведь дьявол кроется в мелочах. Конечно, для многих такая жизнь может показаться странной. Что скажет ваша девушка, когда услышит: «О, я забыл включить шагомер, пока поднимался по лестнице!»? Но именно такой дотошный подход дает реальные результаты. Постепенно мы приходим к выводу о том, что личностное развитие сводится к умению управлять собой. Популярность психологического знания в 21 веке обрела немыслимые масштабы. Однако же при этом, например, довольно непросто определить значение всем известного слова «характер». Можно сказать: «у этого хороший характер», « у этого – плохой». Человек может отличаться сильным складом личности. Или же его могут называть бесхребетным.

Как развить характер: личностное развитие человека

Характер в общих чертах – это определенный способ реагировать на сигналы окружающей среды. Манера эта является устойчивой, поскольку формируется в раннем детстве. Сам же процесс формирования подвержен трем факторам. Это наследственность, окружающая среда, а также работа над собой. Характер непосредственным образом связан с человеческой волей, которая является сознательным и целенаправленным способом регулировать и свою деятельность, и восприятие окружающего мира. Воля же – это способность к напряжению сил при встрече с преградами. Когда нет борьбы, сопротивления – тогда и отсутствует необходимость проявлять волевое усилие. Известен пример великого скульптора и художника Микеланджело. Когда он расписывал потолок Сикстинской капеллы, ему приходилось работать, запрокинув голову. Итогом такой работы лично для Микеланджело стало то, что на определенное время он превратился в калеку. Гений не мог просто опустить голову, чтобы прочитать какое-нибудь письмо. Но, поговаривают, он ни на минуту не пожалел об этом увечье. К счастью, терпеть ему пришлось недолго. Сила его воли помогла противостоять физическим страданиям. Микеланджело закончил свою капеллу, так как созидательный процесс доставлял ему истинное счастье. Личностное развитие не должно переходить в фанатизм. Если человек ставит перед собой цель, совершает при этом волевые и физические усилия, и при этом не получает удовольствия от процесса, нужно заметить: при этом происходит пустое насилие над той природой, которой он наделен. Подобные случаи нередки, когда, к примеру, от проявляющего способности к математике ребенка требуют идеального знания иностранного языка. Так можно принести вред не только себе, но и другим. Сигналом о том, что личностное развитие происходит в правильном направлении, является чувство удовлетворенности от волевых усилий. Волей нельзя назвать упорное достижение цели, выбранной наобум. Важным моментом волевого усилия является борьба между пресловутыми «не хочу» и «надо». Некоторым задатки сильной воли даются по наследству. Большинству же приходится работать над развитием личности и воли самостоятельно. Это всегда происходит посредством небольших, но регулярных шагов по достижению нужной цели. Какие упражнения помогают развить волю?

Способы развития силы воли

Выделяют два типа силы воли – так называемая «короткая» и «длинная». Личностное развитие предполагает тренировку обоих типов волевых усилий. «Короткая» нужна для того, чтобы сдержаться и не съесть, на ночь глядя, кусок торта. Длинная сила воли необходима там, где перед нами стоят требующие больших временных и эмоциональных затрат проекты – построение бизнеса «с нуля», воспитание детей, умение управлять эмоциями. Для начала можно поставить перед собой простейшую цель – например, делать каждое утро зарядку. Потом можно расширить это упражнение до более сложного. В течение дня для этого нужно делать те дела, выполнять которые хочется меньше всего. На начальной стадии за день нужно совершать от пяти до десяти таких волевых актов. Эти упражнения развивают «короткую» силу воли. Некоторые специалисты дают и такое упражнение. Для его выполнения требуется коробок спичек и десять минут свободного времени. Смысл его состоит в том, что спички нужно рассыпать по поверхности в полном беспорядке, а затем снова собрать в коробок. Проделывать это нужно каждый день в течение двух недель. Первое, что напрашивается у любого здравомыслящего человека, слышащего об этом упражнении – зачем его вообще нужно выполнять? Каков смысл разбрасывать и затем снова собирать спички? Именно в вопросе и заключается ответ. Бессмысленность упражнения – это тот фактор, который провоцирует не заниматься «этой ерундой». Но если добросовестно продолжать делать эту работу, игнорируя внутреннее сопротивление, можно достаточно в короткий срок «накачать» волевую мышцу. Можно попробовать и такой способ, как намеренное поддержание хорошего настроения в течение определенного промежутка времени. Оптимальный отрезок для старта – два часа. В это время нельзя позволять себе никакого ворчания, жалоб, нытья. Этот способ хорош для тренировки «длинной» силы воли. Слово «воля» имеет двоякое значение в русском языке. Первый смысл в него вкладывают, когда говорят об усилиях по преодолению трудностей. Второе значение слова «воля» — свобода. Не добавляет ли тренированная сила воли у человека большую степень свободы в его жизни?

Узкая специализация или всестороннее развитие?

О том, что такое были написаны тонны трудов и исследований ученых. Но в большинстве своем они приводят читателя выводу: то, что ученые называют «способностями», на самом деле представляет собой не более, чем «обрывками» истинной мощности человеческого разума. Предполагает ли такой термин, как личностное развитие человека всестороннее развитие способностей? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к воспоминаниям русского кораблестроителя академика Алексей Крылова. Для начала приведем небольшую биографическую справку. А.Н. Крылов родился 3.08.1863 года в поселке Висяга. В 1787 г. он поступил в Морское училище, которое закончил с наградой в 1884г. Портрет Крылова был вынесен на доску почета. Охваченный желанием найти прикладное применение своим способностям, выпускник выбрал своей отраслью кораблестроение. В 1908 году он получил новую должность – инспектора по данной отрасли. А затем Крылов становится председателем Морского комитета. Его исследовательская деятельность, которая продолжалась порядка шести десятков лет, была посвящена самым разным отраслям физических и математических наук. Современные кораблестроители по праву считают Крылова отцом современного кораблестроения. Над какой бы проблемой не приходилось трудиться ученому, он всегда умел подойти к любым задачам просто. Даже трудности, которые его современники называли неразрешимыми, Крылов решал легко. Он решительно проливал свет истины на ошибки иностранных кораблестроителей. Вернемся к вопросу о том, возможно ли всестороннее развитие личности. Воспоминания кораблестроителя Крылова наглядно показывают, что оно не только возможно, но и нередко было обязательным условием в образовательной сфере прошлого. Ученый вспоминает, как проходили экзамены в Германии и Франции. Студенты сдавали их по принципу так называемого «конвейера», где они должны были переходить от одного экзаменатора к другому, которые принимали у них разные предметы. Если хотя бы на один вопрос у одного из экзаменаторов студент не мог ответить, он был лишен возможности продолжать сдавать свой экзамен. Такого студента гнали вон. Таким образом, выпускники кораблестроительных учебных заведений тех времен к своему выпуску должны были помнить все предметы, пройденные ими за четыре года, и плюс к этому уметь самостоятельно составлять проект корабля. Поэтому, специализироваться ли на одной сфере или быть разностороннее развитым специалистом – решать лишь вам. Оба пути имеют свои плюсы и минусы. Важно лишь одно – умение посвящать себя делу.

Вывод

Один из авторов как-то утверждал о том, что «Все люди – гении», поскольку каждый хотя бы в чем-то, но превосходит других. Пусть это утверждение слегка и преувеличено. Но в нем заложена изрядная доля истины. Существует огромное количество талантливых и одаренных людей, которые никогда не реализуют свой внутренний потенциал. Разница между неудачниками и теми, кто сможет выточить себя, как Пигмалиона, из камня – в реальном действии.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...