Что такое любовь с точки зрения философии. Любовь: философия


Знает каждый человек. Однако, если задать этот вопрос разным людям, ответы будут совершенно различными. Почему так? И есть ли единственно верное и правильно определение любви - об этом и хочется поговорить.

Наука

Итак, что же такое любовь? Определение любви попытались дать многие умы человечества на протяжении всей истории земной цивилизации. Именно поэтому стоит данное понятие рассматривать с различных точек зрения. И начать свой анализ хочется именно с научной сферы. Интересным для многих окажется тот факт, что существует особая химия любви. Ученые доказали: когда человек влюбляется, его организм вырабатывает такое количество гормонов, которое сродни с наркотическим или алкогольным опьянением. При этом мозг получает сигналы, которые свидетельствуют о том, что человек находится в состоянии влюбленности. Однако это только одна сторона такого вот состояния, и рассматривать любовь только как химию - это просто преступление.

  1. Любовь - это наркотик. Доказательство тому - томография головы влюбленного человека. У него активизируются те же участки мозга, что и у человека, который употребил кокаин и находится в состоянии эйфории.
  2. Любовь - это способ выживания. Ученые доказали, что человеческая любовь - это несколько видоизмененная форма увлечения у животных. Т. е. человеку проще найти для жизни одного партнера, а не постоянно добиваться новых для удовлетворения собственных сексуальных потребностей.
  3. Любовь слепа. Это утверждение имеет и научное доказательство. Немецкий исследователь выяснил, что зоны мозга, отвечающие за рациональные решения и негативные эмоции у влюбленного человека просто отключаются.
  4. Любовь - это зависимость. Ученые говорят, что лечить от любви нужно также, как и от наркотической зависимости: убрать из поля зрения «больного» все раздражающие его факторы: фотографии, подарки, любые напоминания об объекте вожделения.
  5. Излечение от любви. Так как во время влюбленности у человека довольно-таки серьезно падает уровень такого гормона, как серотонин, медики предлагают компенсировать его медикаментозно, дабы иметь возможность избежать преступлений на почве данного чувства (как показывает статистика, их количество за последнее всремя существенно возросло). Однако, если «переборщить» с данным гормоном, человек не будет влюбляться, а влечение останется, что чревато беспорядочными половыми связями.
  6. Мужчины любят глазами. Это утверждение известно многим людям, однако далеко не все знают, что оно имеет также и научное доказательство. Во время влюбленности у парней активизируется зона которая отвечает за зрительный фактор. Интересным окажется тот факт, что у женщин активной становится зона, отвечающая за память: дама запоминает поведение партнера, чтобы потом его анализировать и сделать выводы: стоит ли быть с таким человеком дальше.

Словари

Итак, как небольшой вывод, хочется привести несколько разъяснений, что такое любовь. Научное объяснение, формулировки:

  1. Это сильное сердечное чувство, эмоциональное влечение.
  2. Сексуальное притяжение, влечение.
  3. Сильные положительные эмоции.
  4. Душевная близость, нежное отношение.

А в общем можно сказать о том, что любовь с научной точки зрения - это чистейшая химия.

Искусство

Интересным окажется и тот факт, что можно посмотреть любовь. Фото, картины - они отлично иллюстрируют данное чувство. Однако для искусства этого не достаточно. О том, что же такое любовь, размышляли также и многие писатели. Она воспета в стихах, песнях, обязательно фигурирует на страницах прозаических рассказов и романов. Различные стали уже настолько известными, что люди порой даже не знают, кто это сказал и из какого произведения они взяты.

  1. Борис Пастернак: "Любовь - это высокая болезнь".
  2. Стендаль, «О любви»: "Любовь похожа на лихорадку, она может появиться и угаснуть без малейшего чувства воли человека".
  3. Харуки Мураками, «Кафка на пляже»: "Каждый человек, который влюбляется, находится в поиске чего-то, чего ему не достает".
  4. «Физиология брака» Оноре де Бальзака: "Настоящая привязанность слепа. Не стоит судить тех людей, которых любишь".
  5. Шекспир, «Сон в летнюю ночь»: "Купидонов поэтому и изображают слепыми, потому что влюбленный смотрит не глазами, а сердцем".
  6. Федор Достоевский, «Братья Карамазовы»: "Что есть ад? Сожаление о том, что нельзя еще больше любить".

И таких высказываний можно привести еще огромное количество. Что касается нюансов, все они будут различны, однако единая линия у них все же будет присутствовать.

Философы: Эрих Фромм

Свои труды на данную тематику также имеют и философы. О любви они говорили много, подавая информацию с самых различных точек зрения. Сейчас хочется уделить внимание Эриху Фромму и его труду «Искусство любить». Какие же интересные выводы данный философ сделал в своей работе. Так, по его мнению, любовь - это не просто сентиментальное чувство, которое может возникнуть в человеке. Этого мало, недостаточно. Для того чтобы любовь развивалась, развиваться и нравственно расти должен сам человек. Первый шаг, который каждый должен сделать - надо осознать, что любовь - это искусство, сродни искусству жить. И чтобы понять любовь во всей полноте, каждый человек должен воспринимать ее как нечто большее, нежели данность. Также философ говорит о том, что помимо любви существует и некая иная форма отношений, симбиотическое единство. Оно есть двух видов:

  1. Пассивное - это в некоей степени мазохизм, когда человек подчиняет себя воле другого, становится его неотъемлемой частью. В таком случае он теряет свою индивидуальность.
  2. Активное - это садизм, когда один человек подчиняет себе волю другого человека, делая его своей неотъемлемой частью.

Однако зрелая любовь - это противоположность данным формам отношений. Это объединение двух людей при сохранении своей личности, индивидуальности, целостности. По мнению Эриха Фромма, любовь - это некая сила, которая рушит стены, помогая человеку воссоединиться с другим человеком. Настоящая зрелая любовь - это парадокс: два человека становятся одним целым, при этом оставаясь двумя личностями. Важные нюансы любви, по мнению автора:

  1. Если человек любит, он будет отдавать (самого себя, свою жизнь).
  2. Человек полностью заинтересован в жизни своего партнера.
  3. Партнеры обязательно должны уважать друг друга.

Фромм об объектах любви

  1. Братская любовь - фундаментальна, основа остальных типов. Это уважение, забота, ответственность.
  2. Материнская любовь - первая любовь в жизни каждого человека. Сущность ее, по мнению автора, должна предполагать желание женщины, чтобы ребенок в дальнейшем от нее отделился.
  3. Эротическая любовь - полное плотское единство с одним человеком.
  4. Любовь к себе. Автор пишет, что не нужно это путать с эгоизмом, это разные понятия. Только полюбив себя, человек сможет стать любимым и кем-то иным.
  5. религиозная форма любви.

Философ Карл Юнг

Какие еще философы о любви говорили? Так, почему бы не обратиться к трудам Карла Гюстава Юнга, который в то же время являлся великим психиатром и при этом еще и учеником Зигмунда Фрейда? Главная и любимая его фраза: «Ничто не возможно без любви», - из которой уже можно сделать много выводов. Согласно мнению автора, любовь является мощнейшим всепобеждающим фактором в жизни человека. Так, рассматривать данную тему невозможно без двух архетипов, которые присущи каждому человеку: Анима и так называемая персонификация несознательного начала представителя противоположного пола в психике каждого отдельно взятого человека. Эти половинки и притягиваются в людях. Что же по Юнгу любовь? Определение любви, которое дает автор: скрытые в человеке черты находятся в другом человеке и они же и притягивают его, возбуждая чувство любви.

Антропология о любви

Определение слова «любовь» попробовала также дать такая наука, как антропология. Особого внимание заслуживает труд американской ученой Хелен Фишер «Почему мы любим: природа и химия романтической любви». Тут она выделила три основополагающих кита данного чувства: привязанность (ощущение безопасности и спокойствия), романтика (наиболее мощный стимулятор возникновения любви) и вожделение (удовлетворение естественных потребностей).

Религия

Обязательно стоит упомянуть и о том, что существует также религиозное определение любви. В библии о данном чувстве сказано довольно много.

  1. Прит. 10:12: «… любовь человека покрывает все его грехи…»
  2. Песнь Песней, 8:6-7: «… крепка, как смерть любовь; люта она, как преисподняя; ее стрелы - огненные; пламень ее весьма сильный. Реки и большие воды не зальют ее».
  3. 1 Пет., 4:8 «… Имейте любовь друг к другу, потому что именно она покрывает все грехи».
  4. 1 Иоан. 4:7-8,18: «… любовь от Бога, всяк, кто любит, рожден от Бога и знает Бога».
  5. 2 Иоан. 6 «… любовь состоит в том, чтобы все поступали по заповедям Божьим».

Это далеко не все цитаты о любви, которые можно найти в главной книге человечества, однако они в полной мере отражают настрой и определение данного чувства согласно религиозным канонам.

Психология

  1. Страсть. Влечение, возбуждение. Это физическая сторона любви.
  2. Близость. Дружба, единение. Эмоциональная сторона.
  3. Обязательства. Готовность решать проблемы пары, забота. Это моральный аспект данного чувства.

Любовь по-гречески

Тема любви затрагивалась всеми народами и культурами. На данном этапе хочется рассказать о том, какие же виды любви выделяли древние греки.

  1. Агапэ. Это не просто любовь, а больше сострадание. Высший тип, когда человек может отдать всего себя, не ожидая ничего взамен.
  2. Эрос - страсть. Однако это далеко не всегда телесная страсть она может быть также и духовной. Эрос по своей природе - восторжение, влюбленность.
  3. Филиа, или же сыновья, - братская любовь. Более спокойное чувство, главное тут - духовность.
  4. Сторгэ - это больше как привязанность. Чаще всего это супружеская любовь.

Эти четыре типа любви являются и сегодня основными, однако в современном мире возникают и иные их подтипы. Интересным может оказаться такой тип, как маниа - это безумие, любовь-одержимость.

Бытовой уровень

Как уж и было сказано выше, для каждого человека любовь - это что-то свое, особенное. Каждый понимает ее по-своему, в этом нет ничего плохого. Как же можно охарактеризовать любовь по-простому, не обращаясь к мнениям научных деятелей, писателей или философов?

  1. Любовь - это желание делать для любимого человека что-то хорошее, постоянно радовать его.
  2. «Какая тут любовь, если я надышаться без него не могу» (х/ф «Любовь и голуби»). Любовь - это желание всегда быть вместе с любимым человеком, если не физически, то хотя бы душевно.
  3. Любовь - это постоянно думать о том, хорошо ли любимому человеку: тепло ли ему, покушал ли он, все ли у него в порядке.
  4. Любовь - это больше отдавать, нежели получать, совершенно не задумываясь об этом.

Любить - значить прощать, стараться быть лучше, не обращать внимания на недостатки. Любовь - это постоянная работа не только над отношениями, но и над собой. Это труд, который может быть вознагражден только через года.

В этике с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, которые направлены на другого человека, общество и т.д. Сложность и важность любви продиктованы тем, что в ней сфокусированы в органическом соединении физиологическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое, интимное и общепринятое. Нет такого развитого общества и нет такого человека, кто не был с ней знаком хотя бы в малой мере. Более того, без любви не может сформироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.

Страсть любить, отмечает в книге “Искусство любить” американский социолог Э. Фромм, это самое существенное проявление человеческих положительных, жизнеутверждающих влечений. “Любовь - единственный утвердительный ответ на вопрос о проблеме существования человека”. 11 Фромм Э. // Искусство любви. Минск:Полифакт,1990, 134стр. Однако, продолжает он, большая часть людей не способна развить ее до адекватного уровня возмужания, самопознания и решимости. Любовь вообще - это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать. Причиной того, что многие не признают этой необходимости, являются, по мнению Фромма, следующие обстоятельства: 1) большая часть людей смотрит на любовь с позиции “как быть любимым”, но не “как любить”, не с позиции возможности любви; 2) представление, что проблема в самой любви, а не в способности любить; 3) смешиваются понятия “влюбленность” и “состояние любви”, в результате чего доминирует представление о том, что нет ничего легче любви, в то время как на практике это совсем иначе. Чтобы преодолеть это состояние, надо осознать, что любовь - искусство (равно как человеческая жизнь вообще), что его необходимо постичь. Прежде всего, надо понять, что любовь нельзя сводить только к отношению между противоположными полами, мужчиной и женщиной. Любовью отмечена вся человеческая деятельность во всех ее проявлениях (любовь к труду, родине, удовольствиям и т.п.), более того, любовь может быть побудительницей этой деятельности, ее стимулом, источником энергии. “Любовь становится более плодотворной от наших внутренних переживаний, - пишет Х. Ортега-и-Гассет, - она рождается во многих движениях души: желаниях, мыслях, стремлениях, действиях; но все то, что прорастает из любви, как урожай из семени, еще не сама любовь; любовь - это условие, чтобы названные движения души проявились”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии, Москва, 2004, стр.265 Поэтому в каждую эпоху выделились разные виды и аспекты любви, делались попытки систематизировать формы ее проявления, расположив их по мере значимости и смыслу.

Концепция любви у Платона была первой попыткой раскрыть сущность “чистой” любви, понять и осмыслить то, что отличает эту сторону человеческой жизни от физиологического инстинкта, чувственного удовлетворения. Половой инстинкт отличается от любви тем, что он соответствует нашей психофизиологической организации, зависит от нашей чувственности, а его интенсивность - от степени нашей насыщенности. Половой инстинкт легко удовлетворить, и его монотонное повторение вызывает лишь утомление.

Любовь же - другая сторона человеческой жизни, она не сводится к удовлетворению нашей чувственности, так как вызывает не чувство утомления и пресыщения, а радость, восторг от бесконечного обновления. Она, как и человек, открыта для бесконечности и по сути своей антипрагматична. Любовь преодолевает не только ограниченность человека на пути к совершенству, истине, но и делает его понятнее другому человеку.

В эпоху Возрождения происходит существенный поворот в восприятии любви, тематика которой расщепляется и развивается в духу либо неоплатонически-мистического (М.Фичино, Л.Эбрео, Дж.Бруно), либо гедонистического эротизма. Наиболее полно познавательная функция любви была выражена Паскалем: вслед за Августином он рассматривал любовь как движущую силу, приводящую человека к познанию Бога, а «логику сердца» - как основу истины. Роль сердца как морального чувства в постижении духовных явлений высоко оценивалось и в сентиментализме этическом. Для Р.Декарта и Б.Спинозы место любви - в сфере страстей. При этом Декарт сохранял существенное дл европейской мысли понимание любви как воплощенной целостности, в которую человек включает наряду с собой и другого человека, а Спиноза полагал, что желание любящего соединиться с объектом любви является не сущностью любви, но лишь его свойством.

И. Кант и Гегель не уделяли любви как таковой специального внимания, но в их учениях окончательно обнаруживается тенденция новоевропейской мысли экстраполировать существенные характеристики, изначально выявленные по отношению к любви уже в античности, на мораль и личность. Второй практический принцип категорического императива Канта в снятом виде содержит характеристики не только христианской любви-агапэ, но и аристотелевской любви-филии, и платоновской любви-эроса. Близкое содержание обнаруживается в раскрытии Гегелем понятия свободы как тождества меня с другим. Основные положения европейской философии любви воспроизводится Гегелем в рассуждении об основе семьи. По Л.Фейербаху, любовь, с наибольшей полнотой выражающее отношение Я-Ты, является основой человеческих отношений и заключает в себе всю тайну бытия. Любовь для Фейербаха - это именно чувственное, страстное отношение, в котором мужчина и женщина дополняют друг друга и в единении «представляют собой род, т.е. совершенного человека». Благодаря Фейербаху европейская философия по сути дела возвращается к пониманию любви в единстве ее сущностных проявлений. Вместе с тем, проблематизировав любовь в контексте концепции диалога (рассматривая ее не в статичности состояний личности, но в динамике конкретных межличностных отношений), Фейрбах задал новое направление философствованию о любви.

С кон. 19 - 20 вв. философия любви развивается в трех основных направлениях: а) на почве русской религиозной философии; б) философской антропологии; в) психоаналитической философии. По В.С Соловьеву любовь - это отношение полного и постоянного обмена, утверждения себя в другом, отношение совершенного взаимодействия и общения. Смысл любви - в преодолении эгоизма, которое происходит, однако, благодаря «вполне объективированному субъекту» - другому. Как и для Фейрбаха, для Соловьева существенно то, что физическое, житейское и духовное соединение двух существ приводит к «созданию нового человека»; в любви как половом отношении эмпирические мужчина и женщина соединяются в «одной абсолютно идеальной личности». В любви другой мысленно переносится в сферу Божества, и т.о., по Соловьеву, происходит избавление от неизбежности индивидуальной смерти. Идеи философии любви получили развитие также в работах В.В.Розанова, Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева.

В феноменологически-аксиологической антропологии Шелера любовь рассматривается в качестве особой разновидности силы, которая направляет «каждую вещь» в сторону свойственного ей совершенства. Вырабатываемые в отдельной личности правила предпочтения одного и небрежения другим образуют, по Шелеру, «порядок любви» (ordo amoris) или его этос. Именно как «существо любящее» человек может быть «существом познающим» и « существом волящим». В любой своей разновидности любовь есть незавершенная любовь к Богу; как таковая она - наряду с ненавистью - представляет собой принципиальное ценностное основание бытия человека. Идея «порядка любви» получила развитие в книге «Метафизика любви» Д.фон Гильдебранда - наиболее фундаментальна в 20 в. философском произведении на тему любви. Рассматривая любовь как разновидность ценностного ответа (в любви другой человек воспринимается целостно и безусловно - как ценность сама по себе), Гильдебранд сознательно противопоставляет свое понимание платоновскому, согласно которому любовь - это тоска по совершенству.

Фромм подчеркивает значение любви как страсти, преодолевающей отчуждение между людьми, порожденное чувством стыда, вины или волнения. “Без любви человек не мог бы просуществовать ни дня”. “Возмужавшая любовь - условие, при котором сохраняется целостность, единство, индивидуальность каждого. Любовь - активная сила человека, это сила, пробивающая стены, отделяющие одного человека от другого, и объединяющая его с другими: любовь помогает человеку преодолеть чувство изоляции и одиночества, одновременно он может остаться самим собой, сохранить свою индивидуальность. В любви реализуется парадокс - два существа становятся одним, и одновременно их двое”. 11 Фромм Э.// Искусство любви. -Минск:Полифакт, 1990, стр.142 Любовь, продолжает Фромм, не пассивное, а активное действие, “состояние, в котором любишь”, но вовсе не влюбленность. Любовь связана с отдачей, а не восприятием. Самая главная сфера отдачи - царство гуманизма, в котором человек отдает себя, часть своей жизни (не всегда это означает приносить в жертву жизнь): радость, понимание, задачи, юмор, интересы и т.д. Отдавая эту часть своей жизни, подчеркивает Фромм, человек обогащает другого, углубляет смысл своей жизни, углубляя смысл жизни другого. Возможности любви зависят от степени развития личности и предусматривают достижение состояния творчества, в котором человек побеждает зависть, самолюбование, властолюбие, приобретает сознание своей силы, уверенность в своих силах при достижении цели. В той мере, в какой у человека не хватает этих качеств, он боится отдать себя, то есть боится любить. Об активном характере любви, продолжает Фромм, говорят и следующие ее элементы:

забота как активное отношение к жизни и благосостоянию того, кого мы любим, труд на пользу других;

отзывчивость как готовность “отозваться” на призыв другого, просьбу и т.п.;

уважение как способность видеть человека таким, какой он есть, признавая его индивидуальность (а не таким, какой нужен для наших целей); это только тогда, когда любовь свободна;

познание, которое преодолевает слепоту, неумение разглядеть друг друга; только в любви реализуется жажда знать себя и своих близких. Единственно полный путь познания реализуется в акте любви. Мне надо знать себя и другого человека объективно, чтобы быть способным разглядеть его истинную сущность или, точнее, преодолеть иллюзии, неверные, уродливые представления о нем. Только тогда, когда я познаю живое существо объективно, я могу узнать его до самой интимной сущности, и это я делаю в процессе любви.

Аспект любви, связанный с необходимостью отдавать, преодолевая свой личный эгоизм, жизненные инстинкты, играет особую роль в христианской морали, что выразилось в известном тезисе о любви к ближнему и врагу как к самому себе. Такого рода любовь важна не только для христианства, но и для морали вообще.

Любовь - и в этом проявляется ее уникальная роль в жизни - одна из немногих сфер, в которых человек способен почувствовать и пережить свою абсолютную незаменимость. Во многих социальных ролях и функциях конкретного человека можно заменить, заместить, сменить, только не в любви. В этой сфере жизни индивид имеет, таким образом, высшую ценность, высшее значение по сравнению со всем остальным. Здесь человек не функция, а он сам, в своем конкретном и непосредственном абсолюте. Именно поэтому только в любви человек может прочувствовать смысл своего существования для другого и смысл существования другого для себя. Это высший синтез смысла существования человека. Любовь помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в нем хорошее, положительное, ценное.

И, наконец, любовь - это одно из проявлений человеческой свободы. Никто не может заставить любить - ни другого, ни самого себя. Любовь - дело собственной инициативы, она основа самой себя.

Специфику любви Ортега-и-Гассет характеризует так: “Любовь - и именно любовь, а не общее состояние души любящего - есть чистый акт чувств, направленный на какой-либо объект, вещь или личность. Как одно из чувственных проявлений памяти, любовь сама по себе отлична от всех составных памяти: любить - это не соотносить, наблюдать, думать, вспоминать, представлять; с другой стороны, любовь отлична и от влечения, с которым она зачастую смешивается. Без сомнения, влечение - одно из проявлений любви, но сама любовь не есть влечение… Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее”. 11 Гуревич П.С.// Основы философии.- Москва:2004,стр.266

Революционирующее воздействие на понимание источника и психической природы любви оказала антропология З.Фрейда, хотя он и не привнес новых идей в понимании ее сути. Фрейд редуцировал любовь к либидо, любовь есть «душевная сторона сексуальных стремлений». Феномен Я-либидо, в отличие от объект-либидо получил название нарциссизма- своеобразное выраженного себялюбия. Либидо - это психофизическая основа не только любви в собственном смысле слова, но всего разнообразия тех привязанностей и влечений, которые в живом языке называются любовью в неспецифических и частных смыслах. В отношении к другому человеку либидо реализуется в сексуальном единении; однако спроецированное на иные объекты или виды деятельности либидо сублимируется и преобразуется в различные формы творчества. В поздних работах Фрейда намечается характерное различие между либидо и эросом: поскольку полное удовлетворение либидо как сексуальной энергии мыслиться в реализации инстинкта к смерти (танатоса), именно эрос как инстинкт жизни позволяет человеку сохранить себя, придает жизни новизну и усиливает напряжение творчества. Полемизируя с Фрейда, Э.Фромм синтезирует его поздние идеи с классическими философскими представлениями о любви как о способе преодоления одиночества и объединения с другими людьми; деструктивному либидо противопоставляется «продуктивная любовь»- созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности. Уважения и знаний; именно благодаря ей себялюбие оказывается полностью опосредованным любовью к ближнему. Углубленный психологический анализ позволил последователям Фрейда (К.Хорни, Фромму,Э.Эриксону и др.) развернуто представить феноменологию любви, в т.ч. в разнообразии ее аберраций.

Взгляды философов на любовь

Любви покорны не только все возрасты, но и все люди, все времена и все эпохи без исключений. И всегда находились люди, которые писали труды о любви, пытаясь осмыслить это неземное чувство. Одним из таких людей был Аристотель. В своем труде «Этика к Никомаху» он писал о добродетели и затрагивал тему любви и дружбы, то есть такую любовь, которая в древней Греции именовалась «филией». Аристотель утверждал, что в душе есть три вещи - страсти, способности и устои. Страстями, или переживаниями, философ называет влечение, гнев, страх, отвагу, злобу, радость, ненависть, жалость, а также любовь - вообще все, чему сопутствуют удовольствия или страдания. Значит, любовь вызывает либо страдание, либо удовольствие, но никак не может возникнуть эти два чувства сразу, так как эти два чувства противоположны по своей природе и являются взаимно исключающимися. Способности - это то, благодаря чему мы считаемся подвластными страстям, благодаря чему нас можно, например, разгневать, заставить страдать или разжалобить. Нравственные устои, или склад души, - это то, в силу чего мы хорошо или дурно владеем своими страстями, например гневом: если гневаемся бурно или вяло, то владеем дурно, если держимся середины, то хорошо.

Еще одну мысль Аристотель высказал о происхождении любви. Он считал, что «филия» заложена в человеке изначально, что она является творением природы. Первая любовь в жизни человека, это любовь к главе семьи («В домочадцах заложена любовь к главе семьи»). В семье все отношения должны строиться на принципах любви, для гармоничного существования, особенно по отношению к главе семьи.

Аристотель резко разводил понятия «эрос» и «филия», для него они противоположны по своему значению. «Филия» - это духовный покой, а «эрос» скорее страсть. «Филия» очень ценилась Аристотелем, по его мнению, «это самое необходимое для жизни». Он её ставит даже выше, чем справедливость. «Когда люди дружны друг к другу, они не нуждаются в суде»,- утверждал философ.

Френсис Бэкон, английский мыслитель позднего возрождения, с одной стороны почтительно отозвался о принципах христианской любви, а с другой - уделил внимание и «земной» любви, подвергнув её тщательному разбору.

Христианская любовь, по его мнению, является сбором всех добродетелей. Она воспитывает у человека добрые нравы лучше, чем любой учитель этики. Такая любовь успокаивает душу и избавляет её от лишних страстей. «Поэтому только одна христианская любовь не может быть чрезмерной», -считал философ.

Рассуждая о земной любви, он не хвалил её, но и не порицал, так как не имел достаточных оснований на то или иное. Он выделил два ряда аргументов - за любовь и против нее.

«За любовь выступают следующие аргументы: благодаря любви человек находит самого себя; великая страсть - наилучшее состояние души; без любви человеку все кажется простым и скучным; любовь спасает от одиночества.

Против любви: любовь хороша на сцене - в виде комедии или трагедии, но в жизни она приносит много несчастий. Любовь вызывает у людей противоречия в мыслях и оценках. Она делает людей одержимыми одной мыслью, навязывает им слишком узкий взгляд на вещи».

Ф. Бэкон считал, что вырасти этой безумной страсти в себе позволяет лишь слабый человек. Есть даже поговорка «невозможно любить и быть мудрым», и именно на эту поговорку опирался мыслитель. По его мнению, любовь нужно держать на особом месте, раз уж совсем нельзя обойтись без нее. Ф. Бэкон не был против «земной» любви, он был против только её чрезмерности и безумия.

Рене Декарт - французский философ и математик, один из основоположников философии Нового времени попытался подвергнуть любовь научно-теоретическому анализу. Его научный подход заключался в использовании рационалистического метода рассуждения, а также он опирался на эмпирические данные естествознания. Прежде всего, следуя своим методам, философ выделил среди огромного количества человеческих страстей простые и первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести. По мнению Р. Декарта, простые и первичные страсти не могут быть двоякими. Но про любовь он говорил: «Принято различать два вида любви, из которых один называется любовью-благожелательностью, побуждающей желать добро тому, кого любят, другой же называется любовью-вожделением, вызывающей желание обладать любимым предметом. Но мне кажется, что это различие относится только к проявлениям любви, а не к ее сущности».

«Самое главное желание человека (обладать любимым) вызывается воображаемым совершенством представителя другого пола». Р. Декарт утверждал, что есть у всех определённый возраст, когда каждый человек чувствует себя лишь половинкой единого целого и обладание другой половинки кажется ему наивысшим благом. Причем человек хочет обладать не многими половинками, а лишь одной-единственной, так как по природе этого достаточно. И философ замечал, что именно эта страсть к одной половинке называется любовью, которая вдохновляет писателей и поэтов. Он вывел некий животный дух и этот дух возникает автоматически, то есть непроизвольно. Он считал, что «этот дух движется по нервам и заставляет мышцы сокращаться, и те уже совершают действия». Такова была научная теория любви Рене Декарта.

Все четыре классика немецкого идеализма конца XVIII - первой трети XIX веков - Иммануил Кант, Иоганн Фихте, Фридрих Шеллинг и Георг Гегель - выразили свое определенное философское отношение к проблеме любви.

Иммануил Кант прежде всего провел различие между «практической» любовью (к ближнему или к Богу) и любовью «патологической» (то есть чувственным влечением). Он стремился утвердить человека как единственного законодателя своей теоретической и практической деятельности, и поэтому занял достаточно трезвую позицию в вопросах отношений между полами, соответствующую его скептическим представлениям об окружающем мире и подкрепленную холодными наблюдениями одинокого холостяка. В «Метафизике нравов» (1797) И. Кант рассматривал явление любви с этической точки зрения и только. «Любовь понимается здесь не как чувство (не этически), то есть не как удовольствие от совершенства других людей, и не как любовь-симпатия; любовь должна мыслиться как максима благоволения (практическая), имеющая своим следствием благодеяние». Следовательно, для философа любовь к человеку противоположного пола и «любовь к ближнему, хотя бы он заслуживал мало уважения» фактически было одним и тем же. Это долг, моральное обязательство, и только.

И. Кант утверждал, что там, где есть любовь, не может быть равного отношения между людьми, ибо тот, кто любит другого больше, чем тот его, невольно оказывается со стороны партнера, чувствующего свое превосходство, менее уважаемым. Философ считал важным то, что между людьми всегда должна оставаться дистанция, иначе пострадают их личности с присущей им самостоятельностью. Беззаветная отдача в любви для И. Канта вещь недопустимая. По иному быть и не может, ибо любовь - это долг, хоть и добровольная, но обязанность человека.

Иоганн Фихте не принял трезвую и расчетливую теорию Канта и размышлял о любви как об объединении «Я» и «Не Я» - двух противоположностей, на которые сперва разделяется мировая духовная сила, чтобы потом вновь устремиться к воссоединению с самой собой. Позиция И. Фихте весьма жесткая: несмотря на то, что брак и любовь - это не одно и то же, не должно быть брака без любви и любви без брака. В сочинении «Основы естественного права на принципах наукочтения» (1796) философ создал установку единства физиологического, морального и юридического аспектов в отношениях между полами. Причем мужчине приписывается полная активность, а женщине - абсолютная пассивность во всех сферах. Женщине не следует мечтать и о чувственно-эмоциональном счастье. Покорность и послушание - вот что уготовил ей И. Фихте. Будучи радикал-демократом, философ всей своей радикальности придает сугубо мужской характер, давая этому философское объяснение, основанное на строении всего мира: «Разуму свойственна абсолютная самодеятельность, а страдательное состояние ему противоречит и целиком его оттесняет».Причем «разум» - синоним мужского начала, а «страдательное состояние» - женского.

Фридрих Шеллинг, провозгласив любовь «принципом наивысшей значимости», в противовес И. Фихте признавал равноправие двух полов в любви. С его точки зрения, каждый из них в равной мере ищет другого, чтобы слиться с ним в наивысшем тождестве. Отвергал Ф. Шеллинг и миф о существовании «третьего пола», который объединял в себе и мужское, и женское начало, ибо если каждый человек ищет уготовленную ему партнершу, то при этом он не может оставаться целостной личностью, а является лишь «половинкой». В любви каждый из партнеров не только обуреваем желанием овладеть любимым, но и отдает себя, то есть стремление к обладанию переходит в жертвенность, и наоборот. Эта двойная сила любви способна победить ненависть и зло.

Понимание любви Георга Гегеля нельзя трактовать однозначно, ибо с возрастом его мировоззрение радикально изменялось. Зрелые работы философа представляют собой наиболее полные и рациональные представления о мире, человеке и его душе.

Г. Гегель решительно отрицал всякий мистицизм в любви. В его понимании, субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и равен ему. Только тогда любовь обретает жизненную мощь и становится ее проявлением, ведь любовь стремится к овладению и господству, но преодолевая противоположность субъективного и объективного, возвышается к бесконечному.

В «Лекциях по эстетике» философ высказал резко отличавшееся от только что приведенных размышлений представление о любви. На сей раз он отличал подлинную любовь как глубоко индивидуализированное обоюдное чувство от любви религиозной и от стремления к наслаждениям, выше которых ни средневековые, ни античные философы не поднимались. «Потеря своего сознания в другом, видимость бескорыстия и отсутствие эгоизма, благодаря чему субъект снова находит себя и приобретает начало самостоятельности, самозабвение, когда любящий живет не для себя и заботится не о себе - это и составляет бесконечность любви». Примечательно и то, что в этом труде Г. Гегель отказывается от стереотипа о неравноправии полов и говорит о том, что женщина в любви - далеко не «растение», а мужчина - не «животное». «Любовь прекраснее всего в женских характерах, ибо в них преданность, отказ от себя достигает наивысшей точки», - писал философ, признавая эстетическое превосходство женщины в любви.

Школу гегелевского понимания человеческих отношений прошел и немецкий материалист середины XIX века Людвиг Фейербах, ярко показавший величие здоровой и безбрежной человеческой страсти, полностью отрицая возможность построения иллюзий на этот счет. Он убедительно очертил значение общечеловеческих моральных ценностей и поставил человека, его потребности, стремления и чувства в центр философии.

С точки зрения философа, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - это другой человек. Именно в любви к другому проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви (другого человека). Из всех человеческих чувств Л. Фейербах особо выделял чувство любви. «Любовь есть познание личности». «Есть только одно зло, - писал он, - это -эгоизм; и только одно благо - любовь. Любовь делает человека Богом и Бога - человеком. Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух. Лишь тот что-то значит, кто что-то любит. Не быть ничем и ничего не любить - одно и то же.»

Л. Фейербах попытался создать учение о морали, полностью основанное на принципах биопсихической чувственности. Поэтому он считал, что «половое отношение можно прямо характеризовать как основное нравственное отношение, как основу морали». По этой причине его этика ориентируется прежде всего на достижение чувственного счастья. Любовь по Л. Фейербаху и символ единства человека с человеком, и стремление людей к совершенству. Здесь соединялись объективное и субъективное, познавательное и предметное. Такое расширенное представление позволило философу превратить любовь в главную социологическую категорию. Он обожествлял самого человека и отношения людей между собой, выводя их из потребности «Я» и «Ты» друг в друге, их взаимонуждаемости в смысле половой любви. И только на это наслаиваются все остальные производные потребности людей в общении и совместной деятельности. Л. Фейербах отрицал первостепенную значимость личности, считая, что она слаба и несовершенна. И только «муж и жена, соединившись, представляют собой совершенного человека», то есть любовь сильна, бесконечна, вечна и делает людей полноценными.

Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению философа, должна встать на место иллюзорной связи с Богом. Любовь к Богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.

Человек у Л. Фейербаха должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места предметно-практической деятельности. Л. Фейербах - материалист, но жизнь людей в его материалистическом учении проходит в созерцании природы и сердечном общении Я и Ты.

Любовь глазами женщин и мужчин

Я считаю, что в отношениях полов всегда будут разногласия по поводу любви. Ведь мужчины и женщины видят мир по-разному, то, что кажется ключевым женщинам, является второстепенным для мужчин. Так и с этим прекрасным чувством. Не зря же люди придумали выражение «мужчины с Марса, женщины с Венеры».В чем же разница представлений о любви мужчин и женщин?

Любовь мужчины, в отличие от любви женщины, больше сводится к физиологической потребности. Любовь женщины сильнее и выше, она наполнена духовностью. Вот почему женщина моногамна, а мужчина полигамен.

Для мужчин любовь неоднозначна. Существует множество мужских подходов к любви. Для кого-то главное, чтобы женщина любила его, для кого-то важен исключительно, кому-то нужна домохозяйка, которая и обед приготовит, и рубашку погладит. Все мужские подходы к любви справедливы и обоснованы. Ведь женщина всегда более открыта, чем мужчина.

Мужчины не любят копаться в себе и анализировать свои чувства. У мужчины нет потребности в ежедневных свиданиях. И это вовсе не говорит о его нелюбви, просто он не видит необходимости встречаться так часто. Из чего же любовь мужчины? Она состоит из трех составляющих: страх потерять любимую, желание о ней заботиться и восхищение ею.

«Женщине легче влюбиться, чем признаться в любви. А мужчине - легче признаться, чем влюбиться. Мужчины любят обыкновенно тех женщин, которых уважают; женщины уважают только мужчин, которых любят» (В.О. Клочевский)

Женщины, в основном, представляют себе любовь, как взаимоотношение двух людей, уважение и понимание - это главное в любви по мнению женщин. По женской логике, мужчина должен оберегать женщину, дарить подарки, защищать и так далее. Женщине всегда хочется слышать приятные слова в её сторону, ей нравится получать подарки от любимого человека, нравится, когда за ней ухаживают и оберегают.

Женщины благодарны за любовь, мужчины требуют благодарности.

Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, не существует таких доказательств.

любовь влюбленность чувство

мАВПЧШ - ЬФП ЮХЧУФЧП ЕДЙОЕОЙС. оБ УБНПН ДЕМЕ, НЩ ЕДЙОЩ УП ЧУЕН ПЛТХЦБАЭЙН НЙТПН. оП НОПЗЙЕ МАДЙ ОЕ ЮХЧУФЧХАФ, ЮФП ЙИ РТЙТПДБ ФБЛБС ЦЕ, ЛБЛ РТЙТПДБ УФПМБ ЙМЙ ЬЛТБОБ ДЙУРМЕС. оБ УБНПН ДЕМЕ НЩ ЕДЙОЩ У МАВЩН ЦЙЧЩН УХЭЕУФЧПН, У МАВЩН БФПНПН ОБЫЕК ЧУЕМЕООПК. оП, РПДПВОПЕ ЕДЙОУФЧП, РПДПВОХА МАВПЧШ РПЮХЧУФЧПЧБФШ НПЦЕФ ДБМЕЛП ОЕ ЛБЦДЩК. мАВЙФШ ЧУЕИ, ДБОП МЙЫШ УЧСФЩН. пВЩЮОПНХ ЮЕМПЧЕЛХ, ЛТХФСЭЕНХУС Ч УБОУБТЕ, ИПТПЫП, ЕУМЙ ХДБУФУС РПМАВЙФШ ИПФС ВЩ ПДОПЗП ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. вПМШЫБС ЮБУФШ МАДЕК ОЕУРПУПВОБ ДБЦЕ ОБ ЬФПФ РПДЧЙЗ, Ч ЙИ МАВЧЙ УМЙЫЛПН НОПЗП ЬЗПЙЪНБ.

"мАВПЧШ - ЬФП УБНПЕ ЙОФЙНОПЕ, УБНПЕ ЙОДЙЧЙДХБМШОПЕ ЮХЧУФЧП. ьФП ЧУЕ ТБЧОП, ЮФП ГЧЕФПЛ, ЛПФПТЩК Ч ЛБЛПЕ-ФП НЗОПЧЕОЙЕ НПЦОП ПФДБФШ ФПМШЛП ЛПНХ-ОЙВХДШ ПДОПНХ. лПЗДБ МАВЙЫШ, ОХЦОП ПФДБЧБФШ ЧУЕЗП УЕВС Й ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП ФЕВС РТЙОЙНБАФ, - Б Ч МАВЧЙ РТЙОСФШ ЧУЕ, НПЦЕФ ВЩФШ, ЕЭЕ ФТХДОЕЕ, ЮЕН ЧУЕ ПФДБФШ. нЩ ЪОБЕН, ЮФП ПФДБЕН, ОП ОЕ ЪОБЕН, ЮФП РПМХЮЙН" (тЙЮБТД пМДЙОЗФПО)

мАВЙФШ - ПЪОБЮБЕФ ТБУФЧПТЙФШУС Ч РТЕДНЕФЕ УЧПЕК МАВЧЙ РПМОПУФША. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ ЮЕМПЧЕЛБ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ФЩ РПМОПУФША ПФДБМ УЕВС ЬФПНХ ЮЕМПЧЕЛХ. еУМЙ ФЩ МАВЙЫШ НХЪЩЛХ, ФЕВС ХЦЕ ОЕФ, ЕУФШ МЙЫШ НХЪЩЛБ. рПЮЕНХ ФБЛ ЗБТНПОЙЮОЩ ДЧЙЦЕОЙС НБУФЕТПЧ ХЫХ - РПФПНХ ЮФП ЙИ ДЧЙЦЕОЙС ЙУЛТЕООЙ, Ч ЙИ ДЧЙЦЕОЙЙ ОЕФ ОЙЮЕЗП ПФ ЙИ ЬЗП, ЙИ ОЕФ, ЕУФШ ПДОП ДЧЙЦЕОЙЕ, ПДОБ ЖПТНБ...

мАВПЧШ НОПЗЙИ МАДЕК - ЬФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП РТЙЧСЪБООПУФШ. чЩ РТПУФП ОБЫМЙ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ФП, Л ЮЕНХ ЧЩ РТЙЧСЪБОЩ. вХДШ ФП УЕЛУ, ДЕОШЗЙ, УФТЕНМЕОЙЕ Л НБФЕТЙОУФЧХ... ьФП ОЕ МАВПЧШ, ЬФП ЬЗПЙЪН. чЩ РТПУФП РПМХЮБЕФЕ ФП, ЮФП ЧБН ОХЦОП, ОЕ ПВТБЭБС ЧОЙНБОЙС ОБ ФП, ЮФП ОХЦОП ЧБЫЕНХ МАВЙНПНХ. лБЛБС ЬФБ МАВПЧШ?

мАДЙ ЦЙЧХФ Ч УЕНШСИ РП РТЙЧЩЮЛЕ, УЧСЪБООЩЕ УЧПЙНЙ РТЙЧСЪБООПУФСНЙ, ХЦЕ Й ОБНЕЛПЧ ОЙ ОБ ЛБЛХА МАВПЧШ ОЕФ.

лПЗДБ ЧЩ МАВЙФЕ Ч ЮЕМПЧЕЛЕ ЮФП-ФП, ЬФП ЮФП-ФП ОЕ ЧЕЮОП, ПОП НПЦЕФ ЙЪНЕОЙФШУС. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО РПЕФ - ПО РЕТЕУФБМ РЕФШ. чЩ МАВЙФЕ, ЛБЛ ПО ФБОГХЕФ - ПО РЕТЕУФБМ ФБОГЕЧБФШ.

пВЩЮОЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ ЮХЧУФЧБ ОЕРПУФПСООЩ, ПОЙ ПВПТБЮЙЧБАФУС УЧПЕК РТПФЙЧПРПМПЦОПУФША, ЧЕТФСФУС Ч ЛПМЕУЕ. мАВПЧШ УНЕОСЕФУС ОЕОБЧЙУФША, ОЕОБЧЙУФШ РЕТЕТБУФБЕФ Ч МАВПЧШ. оЕФ ФБЛПЗП ЮХЧУФЧБ - "МАВПЧШ", ЕУФШ МАВПЧШ-ОЕОБЧЙУФШ. ьФП ЛБЛ НПОЕФЛБ У ДЧХНС УФПТПОБНЙ. еУМЙ ЧЩ ЛПЗП-ФП УЙМШОП МАВЙФЕ, ЧЩ ТБОП ЙМЙ РПЪДОП ЕЗП ЧПЪОЕОБЧЙДЙФЕ. еУМЙ ОЕОБЧЙДЙФЕ - ТБОП ЙМЙ РПЪДОП РПМАВЙФЕ.

еУМЙ ЦЕ ЧЩ ОБКДЕФЕ Ч ДТХЗПН ЮФП-ФП РПУФПСООПЕ, ЬФП РПУФПСООПЕ Й ВХДЕФ вПЗПН. рПФПНХ ЮФП вПЗ - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ, ЮФП РПУФПСООП. рПМАВЙФЕ Ч ДТХЗПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЧЕУШ НЙТ. чЩ МАВЙФЕ НХЦЮЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПН НХЦЮЙОЕ ЧУЕИ НХЦЮЙО НЙТБ. чЩ МАВЙФЕ ЦЕОЭЙОХ - РПМАВЙФЕ Ч ЬФПК ЦЕОЭЙОЕ ЧУЕИ ЦЕОЭЙО НЙТБ. ч ЛБЦДПН ЮЕМПЧЕЛЕ ЕУФШ ПФТБЦЕОЙЕ МАВПК ЮБУФЙ НЙТБ. рПМАВЙФЕ ЧЕУШ НЙТ ЮЕТЕЪ ЬФПЗП ЮЕМПЧЕЛБ.

мАВПЧШ - ЬФП ОЕ УЮБУФМЙЧБС УМХЮБКОПУФШ ЙМЙ НЙНПМЕФОЩК ЬРЙЪПД, Б ЙУЛХУУФЧП, ФТЕВХАЭЕЕ ПФ ЮЕМПЧЕЛБ УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, УБНППФЧЕТЦЕООПУФЙ, ЗПФПЧОПУФЙ Л РПУФХРЛХ Й УБНПРПЦЕТФЧПЧБОЙА. йНЕООП ПВ ЬФПН ЗПЧПТЙФ Ч УЧПЕК ЛОЙЗЕ "йУЛХУУФЧП МАВЧЙ" ЙЪЧЕУФОЩК ЖЙМПУПЖ ьТЙИ жТПНН. "мАВПЧШ - ОЕ УЕОФЙНЕОФБМШОПЕ ЮХЧУФЧП, ЙУРЩФБФШ ЛПФПТПЕ НПЦЕФ ЧУСЛЙК ЮЕМПЧЕЛ ОЕЪБЧЙУЙНП ПФ ХТПЧОС ДПУФЙЗОХФПК ЙН ЪТЕМПУФЙ. чУЕ РПРЩФЛЙ МАВЧЙ ПВТЕЮЕОЩ ОБ ОЕХДБЮХ, ЕУМЙ ЮЕМПЧЕЛ ОЕ УФТЕНЙФУС ВПМЕЕ БЛФЙЧОП ТБЪЧЙЧБФШ УЧПА МЙЮОПУФШ Ч ГЕМПН, ЮФПВЩ ДПУФЙЮШ РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ; ХДПЧМЕФЧПТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ДПУФЙЗОХФП, ВЕЪ УРПУПВОПУФЙ МАВЙФШ УЧПЕЗП ВМЙЦОЕЗП, ВЕЪ ЙУФЙООПК ЮЕМПЧЕЮОПУФЙ, ПФЧБЗЙ, ЧЕТЩ Й ДЙУГЙРМЙОЩ".

фЕНБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ЙОФЕТЕУПЧБМБ ЖЙМПУПЖЙА, ОБЮЙОБС У БОФЙЮОПУФЙ Й ДП ОБЫЙИ ДОЕК. пУОПЧОЩЕ ТБЪДЕМЩ БОФПМПЗЙЙ РПУЧСЭЕОЩ УХЭОПУФЙ МАВЧЙ Й ЕЕ ЪОБЮЕОЙА Ч ЦЙЪОЙ ЙОДЙЧЙДБ Й ПВЭЕУФЧБ, ЮЕМПЧЕЛПМАВЙА Й РПМПЧПК МАВЧЙ. бОФПМПЗЙС ПФЛТЩЧБЕФУС ПФТЩЧЛПН ЙЪ ДЙБМПЗБ рМБФПОБ "рЙТ", РПМПЦЙЧЫЕЗП ОБЮБМП УЙУФЕНБФЙЮЕУЛПНХ БОБМЙЪХ МАВЧЙ Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. фЕНБ МАВЧЙ ВЩМБ ПДОПК ЙЪ ЧЕДХЭЙИ Ч ТХУУЛПК ЖЙМПУПЖЙЙ. й ИПФС БЧФПТЩ, РТСНП ОЕ ПФПЦДЕУФЧМСАФ НХЦУЛХА Й ЦЕОУЛХА МАВПЧШ, ОП ВПМШЫЙОУФЧП ЙЪ ОЙИ НХЦЮЙОЩ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЙНЙ ЧЩТБЦБЕФУС РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП НХЦУЛПК ЧЪЗМСД ОБ МАВПЧШ.

жЙМПУПЖ жТПНН Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЧЩДЕМСЕФ РСФШ ЬМЕНЕОФПЧ, РТЙУХЭЙИ ЛБЦДПНХ ЧЙДХ МАВЧЙ. ьФП ДБЧБОЙЕ, ЪБВПФБ, ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ХЧБЦЕОЙЕ Й ЪОБОЙЕ:

уРПУПВОПУФШ МАВЧЙ ДБЧБФШ РТЕДРПМБЗБЕФ ДПУФЙЦЕОЙЕ "ЧЩУПЛПЗП ХТПЧОС РТПДХЛФЙЧОПК ПТЙЕОФБГЙЙ" , Ч ЛПФПТПК ЮЕМПЧЕЛ РТЕПДПМЕЧБЕФ ОБТГЙУУЙУФУЛПЕ ЦЕМБОЙЕ ЬЛУРМХБФЙТПЧБФШ ДТХЗЙИ Й ОБЛПРМСФШ, Й РТЙПВТЕФБЕФ ЧЕТХ Ч УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УЙМЩ, ПФЧБЗХ РПМБЗБФШУС ОБ УБНПЗП УЕВС Ч ДПУФЙЦЕОЙЙ УЧПЙИ ГЕМЕК. "юЕН ВПМЕЕ ОЕДПУФБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЬФЙИ ЮЕТФ, ФЕН ВПМЕЕ ПО ВПЙФУС ПФДБЧБФШ УЕВС, - Й, ЪОБЮЙФ, МАВЙФШ", - УЮЙФБЕФ жТПНН.

фП, ЮФП МАВПЧШ ПЪОБЮБЕФ ЪБВПФХ, ОБЙВПМЕЕ ПЮЕЧЙДОП Ч МАВЧЙ НБФЕТЙ Л УЧПЕНХ ТЕВЕОЛХ. оЙЛБЛПЕ ЕЕ ЪБЧЕТЕОЙЕ Ч МАВЧЙ ОЕ ХВЕДЙФ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ХЧЙДЙН ПФУХФУФЧЙЕ Х ОЕЕ ЪБВПФЩ П ТЕВЕОЛЕ, ЕУМЙ ПОБ РТЕОЕВТЕЗБЕФ ЛПТНМЕОЙЕН, ОЕ ЛХРБЕФ ЕЗП, ОЕ УФБТБЕФУС РПМОПУФША ЕЗП ПВИПДЙФШ, ОП ЛПЗДБ НЩ ЧЙДЙН ЕЈ ЪБВПФХ П ТЕВЕОЛЕ, НЩ ЧУЕГЕМП ЧЕТЙН Ч ЕЈ МАВПЧШ. "мАВПЧШ - ЬФП БЛФЙЧОБС ЪБЙОФЕТЕУПЧБООПУФШ Ч ЦЙЪОЙ Й ТБЪЧЙФЙЙ ФПЗП, ЮФП НЩ МАВЙН".

дТХЗПК БУРЕЛФ МАВЧЙ - ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ - ЕУФШ ПФЧЕФ ОБ ЧЩТБЦЕООЩЕ ЙМЙ ОЕЧЩТБЦЕООЩЕ РПФТЕВОПУФЙ ЮЕМПЧЕЮЕУЛПЗП УХЭЕУФЧБ. ч МАВЧЙ НЕЦДХ ЧЪТПУМЩНЙ МАДШНЙ ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ЛБУБЕФУС, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, РУЙИЙЮЕУЛЙИ РПФТЕВОПУФЕК ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ. пФЧЕФУФЧЕООПУФШ НПЗМБ ВЩ МЕЗЛП ЧЩТПЦДБФШУС Ч ЦЕМБОЙЕ РТЕЧПУИПДУФЧБ Й ЗПУРПДУФЧБ, ЕУМЙ ВЩ ОЕ ВЩМП ХЧБЦЕОЙС Ч МАВЧЙ.

"хЧБЦЕОЙЕ - ЬФП ОЕ УФТБИ Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, ЬФП УРПУПВОПУФШ ЧЙДЕФШ ЮЕМПЧЕЛБ ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, ПУПЪОБЧБФШ ЕЗП ХОЙЛБМШОХА ЙОДЙЧЙДХБМШОПУФШ". фБЛЙН ПВТБЪПН, ХЧБЦЕОЙЕ РТЕДРПМБЗБЕФ ПФУХФУФЧЙЕ ЬЛУРМХБФБГЙЙ. "с ИПЮХ, ЮФПВЩ МАВЙНЩК НОПА ЮЕМПЧЕЛ ТПУ Й ТБЪЧЙЧБМУС ТБДЙ ОЕЗП УБНПЗП, УЧПЙН УПВУФЧЕООЩН РХФЕН, Б ОЕ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ УМХЦЙФШ НОЕ. еУМЙ С МАВМА ДТХЗПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, С ЮХЧУФЧХА ЕДЙОУФЧП У ОЙН, ОП У ФБЛЙН, ЛБЛПЧ ПО ЕУФШ, Б ОЕ У ФБЛЙН, ЛБЛ НОЕ ИПФЕМПУШ ВЩ, ЮФПВ ПО ВЩМ, Ч ЛБЮЕУФЧЕ УТЕДУФЧБ ДМС НПЙИ ГЕМЕК".

"хЧБЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕЧПЪНПЦОП, ОЕ ЪОБС ЕЗП: ЪБВПФБ Й ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ ВЩМЙ ВЩ УМЕРЩ, ЕУМЙ ВЩ ЙИ ОЕ ОБРТБЧМСМП ЪОБОЙЕ". жТПНН ТБУУНБФТЙЧБМ МАВПЧШ ЛБЛ ПДЙО ЙЪ РХФЕК РПЪОБОЙС "ФБКОЩ ЮЕМПЧЕЛБ", Б ЪОБОЙЕ - ЛБЛ БУРЕЛФ МАВЧЙ, СЧМСАЭЙКУС ЙОУФТХНЕОФПН ЬФПЗП РПЪОБОЙС, РПЪЧПМСАЭЙК РТПОЙЛОХФШ Ч УБНХА УХФШ.

мАВПЧШ - ЧМЕЮЕОЙЕ ПДХЫЕЧМЕООПЗП УХЭЕУФЧБ Л ДТХЗПНХ ДМС УПЕДЙОЕОЙС У ОЙН Й ЧЪБЙНОПЗП ЧПУРПМОЕОЙС ЦЙЪОЙ. йЪ ПВПАДОПУФЙ ПФОПЫЕОЙК НПЦОП МПЗЙЮЕУЛЙ ЧЩЧЕУФЙ ФТПСЛЙК ЧЙД МАВЧЙ:

1) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ ДБЈФ, ОЕЦЕМЙ РПМХЮБЕФ, ЙМЙ ОЙУИПДСЭБС МАВПЧШ
2) МАВПЧШ, ЛПФПТБС ВПМЕЕ РПМХЮБЕФ, ОЕЦЕМЙ ДБЕФ, ЙМЙ ЧПУИПДСЭБС МАВПЧШ
3) МАВПЧШ, Ч ЛПФПТПК Й ФП, Й ДТХЗПЕ ХТБЧОПЧЕЫЕОП

ьФПНХ УППФЧЕФУФЧХАФ ФТЙ ЗМБЧОЩИ ЧЙДБ МАВЧЙ, ЧУФТЕЮБЕНЩЕ Ч ДЕКУФЧЙФЕМШОПН ПРЩФЕ, Б ЙНЕООП: МАВПЧШ ТПДЙФЕМШУЛБС, МАВПЧШ ДЕФЕК Л ТПДЙФЕМСН Й МАВПЧШ РПМПЧБС (ЙМЙ УХРТХЦЕУЛБС). у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОТБЧУФЧЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, МАВПЧШ ЕУФШ УМПЦОПЕ СЧМЕОЙЕ, РТПУФЩЕ ЬМЕНЕОФЩ ЛПФПТПЗП УХФШ:

1) ЦБМПУФШ, РТЕПВМБДБАЭБС Ч МАВЧЙ ТПДЙФЕМШУЛПК;
2) ВМБЗПЗПЧЕОЙЕ, РТЕПВМБДБАЭЕЕ Ч МАВЧЙ УЩОПЧОЕК Й ЧЩФЕЛБАЭЕК ЙЪ ОЕЕ ТЕМЙЗЙПЪОПК
3) ЙУЛМАЮЙФЕМШОП РТЙУХЭЕЕ ЮЕМПЧЕЛХ ЮХЧУФЧП УФЩДБ, ЛПФПТПЕ Ч УПЕДЙОЕОЙЙ У ДЧХНС РЕТЧЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ - ЦБМПУФША Й ВМБЗПЗПЧЕОЙЕН - ПВТБЪХЕФ ЮЕМПЧЕЮЕУЛХА ЖПТНХ РПМПЧПК ЙМЙ УХРТХЦЕУЛПК МАВЧЙ (НБФЕТЙС ЦЕ ЕК ДБЕФУС ЖЙЪЙЮЕУЛЙН ЧМЕЮЕОЙЕН, БЛФХБМШОЩН ЙМЙ РПФЕОГЙБМШОЩН). (ьОГЙЛМПРЕДЙЮЕУЛЙК УМПЧБТШ ж.вТПЛЗБХЪБ Й й.еЖТПОБ)

фТЕВПЧБОЙС МАВЧЙ: фТЕВПЧБОЙС, ЛПФПТЩЕ ОБН РТЕДЯСЧМСЕФ ФТХДОБС ТБВПФБ МАВЧЙ, РТЕЧЩЫБАФ ОБЫЙ ЧПЪНПЦОПУФЙ, Й НЩ, ЛБЛ ОПЧЙЮЛЙ, ЕЭЕ ОЕ НПЦЕН ЙИ ЙУРПМОЙФШ. оП ЕУМЙ НЩ ЧЩДЕТЦЙН ЧУЈ Й РТЙНЕН ОБ УЕВС ЬФХ МАВПЧШ, ЕЈ ЗТХЪ Й ЙУРЩФБОЙЕ, ОЕ ФТБФС УЙМ ОБ МЕЗЛХА Й МЕЗЛПНЩУМЕООХА ЙЗТХ, ЛПФПТХА МАДЙ РТЙДХНБМЙ, ЮФПВЩ ХЛМПОЙФШУС ПФ УБНПЗП ЧБЦОПЗП ДЕМБ ЙИ ЦЙЪОЙ. фП, НПЦЕФ ВЩФШ, НЩ ДПВШЈНУС ДМС ФЕИ, ЛФП РТЙДЈФ РПУМЕ ОБУ, ИПФС ВЩ НБМПЗП ПВМЕЗЮЕОЙС Й ХУРЕИБ... (тЙМШЛЕ)

мАВПЧШ УФТПЙФ Й...РЕТЕУФТБЙЧБЕФ. рЕТЕУФТБЙЧБЕФ ЧУЕ, ЮФП ОХЦДБЕФУС Ч РЕТЕУФТПКЛЕ. дБ, МАВПЧШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧЕМЙЛБС УПЪЙДБФЕМШОБС, ФЧПТСЭБС, УФТПСЭБС, РЕТЕУФТБЙЧБАЭБС УЙМБ. (лБЪБЛПЧБ тЙННБ. дПУФПЙОУФЧП ДХЫЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ ТПЦДБЕФ ОБВМАДБФЕМШОПУФШ Й ЧЪБЙНПРПОЙНБОЙЕ. (зТБОЕО дБОЙЙМ. п НЙМПУЕТДЙЙ. - мЙФ. ЗБЪЕФБ)

мАВПЧШ... уХДПТПЦОЩЕ ПВЯСФЙС, УРМЕФЕОЙЕ ТХЛ, УРМЕФЕОЙЕ ФЕМ - ОЕ ПФ ПФЮБСОЙС МЙ? оЕ РПРЩФЛБ МЙ ЬФП ХДЕТЦБФШ ОЕХДЕТЦЙНПЕ, ЧЩТБЪЙФШ ФП, РЕТЕД ЮЕН ОЕ ФПМШЛП ВЕУУЙМШОЩ ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УМПЧБ, ОП Й НЩ УБНЙ, МАДЙ, ВЕУУЙМШОЩ? оЕ РТПФЕУФ МЙ ЬФП ЦЙЪОЙ, ЦБЦДЩ ЦЙФШ РЕТЕД ОЕЙЪВЕЦОПУФША ОБЫЕЗП ЙУЮЕЪОПЧЕОЙС... ...мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ УЩФПК Й ВМБЗПДХЫОПК. пОБ ЧУЕЗДБ ФЕТЪБОЙЕ. чУЕЗДБ Ч ОЕК РХМШУЙТХЕФ УФТБИ РПФЕТСФШ. юЕН ВПМШЫЕ МАВЙЫШ, ФЕН УЙМШОЕЕ УФТБЫЙЫШУС ТБЪМХЛЙ.

мАВПЧШ...пЮЕОШ ЧБЦОП РПНОЙФШ. рПФПНХ ЮФП П ОЕК, ЛБЛ ОЙ ТБУУЛБЪЩЧБК, ЧУЕЗП ОЕ РЕТЕДБЫШ. еЈ ОБДП УРЕТЧБ ХЪОБФШ, РЕТЕЦЙФШ УБНПНХ. чУСЛЙК РПЪОБЧЫЙК ЕЕ ИПФС ВЩ ОЕОБДПМЗП - УЮБУФМЙЧЩК ЮЕМПЧЕЛ, Й ЕНХ ОЙЮЕЗП ОЕ ОХЦОП ТБУФПМЛПЧЩЧБФШ П МАВЧЙ, Б ОЕУЮБУФМЙЧЩК ЧУЕ ТБЧОП ОЙЮЕЗП ОЕ РПКНЕФ, УЛПМШЛП ВЩ НЩ ОЙ УФБТБМЙУШ... (чЙОПЗТБДПЧ й. рТЙНЙ НПА МАВПЧШ)

юЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ОБХЮЙФШУС ЧПЪЧПДЙФШ ЧЕМЙЮЕУФЧЕООЩЕ УППТХЦЕОЙС... ...ОП, ЕУМЙ ПО ОЕ ОБХЮЙФУС МАВЙФШ РП-ОБУФПСЭЕНХ, ПО ПУФБОЕФУС ДЙЛБТЕН. пВТБЪПЧБООЩК ЦЕ ДЙЛБТШ ЧП УФП ЛТБФ ПРБУОЕЕ ДЙЛБТС ОЕПВТБЪПЧБООПЗП. (уХИПНМЙОУЛЙК ч.б.)

х РЕТЧПК МАВЧЙ, МЕЗЛПЧЕТОПК Й НОЙФЕМШОПК, ЧУЕЗДБ УЧПЙ РТЙЮХДЩ. (л.уЕДЩИ)

мАВПЧШ - ЬФП ФБЛПЕ ЮХЧУФЧП, П ЛПФПТПН НПЦОП ЗПЧПТЙФШ ФПМШЛП У ФЕН, ЛПЗП МАВЙЫШ. (р.уЩЮЕЧ)

мАВПЧШ УБНПЕ ДПТПЗПЕ, ЮФП ДБЕФУС ЮЕМПЧЕЛХ Ч ЦЙЪОЙ. мАВПЧШ - ЬФП РЕУОС УЕТДГБ. ьФП - ЗПТДПУФШ. ьФП УЙМБ, ДЕМБАЭБС МАДЕК ВПЗБФЩТСНЙ Й ЗЕОЙСНЙ. мАВПЧШ - ЬФП МЕРЕУФЛЙ ЮЕТЕНХИЙ, ОП ЧНЕУФЕ У ФЕН Й ЛМЙОПЛ, ПВЕТЕЗБАЭЙК ЙИ ОЕЦОПУФШ Й ЮЙУФПФХ! (рПРПЧ в.о.)

мАВПЧШ - УБНПЕ ХФТЕООЕЕ ЙЪ ОБЫЙИ ЮХЧУФЧ. (в. жПОФЕОЕМШ)

мАВПЧШ, ВЕЪ УПНОЕОЙС, - ЬФП ВХЫХАЭЕЕ НПТЕ; ТБЪХН - УЧЕФСЭБСУС РЕУЮЙОЛБ; УФТБУФШ - РПИЙЭБАЭЙК НЙТ ХТБЗБО; ТБУУХДПЛ - НЕТГБАЭЙК УЧЕФЙМШОЙЛ. тБОХ, ОБОЕУЕООХА ЛПРШЕН ВЕЪХНОПК МАВЧЙ, ОЕ ЙУГЕМЙФШ ЧБФПК, УНПЮЕООПК ВБМШЪБНПН ТБЪХНБ. тПЪБ ОБ МХЦБКЛЕ УЕТДГБ, ПТПЫЕООБС ЧПДПК МАВЧЙ, ОЕ ЪБЧСОЕФ. (й.лБОВХ лОЙЗБ П ЧЕТОЩИ Й ОЕЧЕТОЩИ ЦЕОБИ)

мАВПЧШ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ЧЩТБЭЕОБ РТПУФП ЙЪ ОЕДТ РТПУФПЗП ЪППМПЗЙЮЕУЛПЗП РПМПЧПЗП ЧМЕЮЕОЙС. уЙМЩ "МАВПЧОПК" МАВЧЙ НПЗХФ ВЩФШ ОБКДЕОЩ ФПМШЛП Ч ПРЩФЕ ОЕРПМПЧПК ЮЕМПЧЕЮЕУЛПК УЙНРБФЙЙ. нПМПДПК ЮЕМПЧЕЛ ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕФ МАВЙФШ УЧПА ОЕЧЕУФХ Й ЦЕОХ, ЕУМЙ ПО ОЕ МАВЙМ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК, ФПЧБТЙЭЕК, ДТХЪЕК. й ЮЕН ЫЙТЕ ПВМБУФШ ЬФПК ОЕРПМПЧПК МАВЧЙ, ФЕН ВМБЗПТПДОЕЕ ВХДЕФ Й МАВПЧШ РПМПЧБС. (б.у. нБЛБТЕОЛП)

рМБФПОЙЮЕУЛБС МАВПЧШ, ЛБЛПК ВЩ ЧЩУПЛПК ПОБ ОЙ ВЩМБ, - ЧУЕЗДБ РЩЫОЩК РХУФПГЧЕФ, ЛПФПТЩК ГЧЕФЕФ Й РБИОЕФ, ДБ ЧПФ ВЕДБ - ОЕ ДБЕФ РМПДПЧ. (а. лХЪОЕГПЧ)

чМАВМЕООПУФШ - ЬФП УРПУПВОПУФШ ЪБНЕФЙФШ Й ХЧЙДЕФШ ЛПЗП-ФП ЛТПНЕ УЕВС УБНПЗП, ЙУЛТЕООЕ ЧПУИЙФЙФШУС ДТХЗЙН ЮЕМПЧЕЛПН, ЬФП ЧУЕЗДБ ЦЗХЮЙК ЙОФЕТЕУ Л НЙТХ УЧПЕЗП ЙЪВТБООЙЛБ, РТЕДБООПУФШ ЕНХ. йОБЮЕ ЗПЧПТС, ЧМАВМЕООПУФШ Ч ПРТЕДЕМЕООПК УФЕРЕОЙ РТЕДРПМБЗБЕФ БМШФТХЙЪН, ВЕУЛПТЩУФОХА МАВПЧШ Л ЮЕМПЧЕЛХ. уРПУПВОПУФШ ЧМАВМСФШУС - РТЙЪОБЛ ЧЩУПЛПЗП УФТПС ДХЫЙ. (б.чБТЗБ)

мАВПЧШ ЧЕДШ ЗПТОБС РФЙГБ. пОБ ТБЧОЙО ОЕ РЕТЕОПУЙФ. оБ ТБЧОЙОХ РТЙМЕФБЕФ МЙЫШ ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ХНЕТЕФШ. (б. нЙФТПЖБОПЧ)

мАВПЧШ НПЦЕФ РПВЕДЙФШ ЧУЕ ОБ УЧЕФЕ, ОП ПДОПК МАВПЧША ЕЭЕ ОЕ НПЦЕФ ЦЙФШ ЮЕМПЧЕЛ. (чБУЙМШЕЧ н.)

мАВПЧШ Й РХУФСЛЙ. оЕ ФП ПНТБЮБЕФ НПЙ ДОЙ, ЮФП ХИПДЙФ МАВПЧШ, Б ФП, ЮФП ПОБ ХИПДЙФ ЙЪ-ЪБ РХУФСЛПЧ. (ьДОБ уЕО чЙОУЕОФ нЙММЕ)

уБНБС ЮЙУФЕКЫБС МАВПЧШ ОБРПМПЧЙОХ РЕТЕНЕЫБОБ У УБНПМАВЙЕН. (н. мЕТНПОФПЧ лОСЗЙОС мЙЗПЧУЛБС

чЕТОПУФШ - ЬФП ПДОБ ЙЪ ЪБДБЮ МАВЧЙ; ОП ЬФП ЧУЕЗДБ ЪБДБЮБ ФПМШЛП ДМС ФПЗП, ЛФП МАВЙФ, Й ОЙЛПЗДБ ОЕ НПЦЕФ ВЩФШ ФТЕВПЧБОЙЕН, ОБРТБЧМЕООЩН ОБ РБТФОЕТБ. (ч. жТБОЛ юЕМПЧЕЛ Ч РПЙУЛБИ УНЩУМБ)

"мАВПЧШ - ЕДЙОУФЧЕООБС УФТБУФШ, ОЕ РТЙЪОБАЭБС ОЙ РТПЫМПЗП, ОЙ ВХДХЭЕЗП" (п. вБМШЪБЛ)

"уМПЧБ МАВЧЙ ЧУЕЗДБ ПДЙОБЛПЧЩ, - ЧУЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ФПЗП, ЙЪ ЮШЙИ ХУФ ПОЙ ЙУИПДСФ" (нПРБУУБО)

"мАВПЧШ - ЬФП УЖПЛХУЙТПЧБООПЕ УФТЕНМЕОЙЕ Л УЮБУФША" (лЙТРЙЮЕЧ ч.)

"мАВПЧШ - ЬФП ПВЭЕОЙЕ ОЕ ФПМШЛП ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ, ОП Й ДХИПЧОПЕ" (уЬМЙОДЦЕТ)

нПЦОП ЕЭЕ ДПМЗП РТПДПМЦБФШ ЬФПФ УРЙУПЛ ПРТЕДЕМЕОЙК Й ФТБЛФПЧПЛ МАВЧЙ, ОП ЧУЕ ПОЙ ЗПЧПТСФ ПВ ПДОПН: "мАВПЧША УДЕМХЕФ ДПТПЦЙФШ, ПОБ ЕУФШ ЙУФЙООПЕ УЮБУФШЕ Ч ОБЫЕК ЦЙЪОЙ, ПОБ - ФП УБНПЕ ЮЙУФПЕ, ЮФП ЕУФШ ОБ УЧЕФЕ, ФП ОЕЦОПЕ Й УПЛТБЧЕООПЕ. тБУФПЮБКФЕ МАВПЧШ ПВЕЙНЙ ТХЛБНЙ Й ЧУЕН УЕТДГЕН!!! мавпчш - ЬФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ УПЛТПЧЙЭЕ, ЛПФПТПЕ ХНОПЦБЕФУС, ТБЪДЕМССУШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООЩК ДБТ, ЛПФПТЩК ОБУФПМШЛП ЧЩТБУФБЕФ, УЛПМШЛП ПФ ОЕЗП ПФОЙНЕЫШ! ьФП ЕДЙОУФЧЕООПЕ ОБЮЙОБОЙЕ, Ч ЛПФПТПН ЮЕН ВПМШЫЕ ФТБФЙЫШ, ФЕН ВПМШЫЕ РПМХЮБЕЫШ! дбтйфе ее, тбуфпюбкфе ее, Й ЪБЧФТБ Х ЧБУ ВХДЕФ ВПМШЫЕ РТЕЦОЕЗП!!!


Во все времена поэты и писатели, композиторы и художники воспевали всеобъемлющее чувство любви, а ученые и исследователи пытались найти ей рациональное объяснение. Однако, несмотря на то что душевный трепет, вызываемый ею, невозможно спутать ни с чем другим, однозначного определения этого чувства до сих пор нет. Объясняется это тем, что у каждого своя философия любви . Даже один и тот же человек, встречаясь с этим чувством во второй, третий или десятый раз, будет трактовать это понятие по-разному, опираясь на пережитой опыт и преобладающие переживания.

Эмоции

Все это связано с тем, что любовь - материя крайне многогранная и сложная. Она включает в себя огромное количество эмоций и переживаний. Однако не стоит заменять эти понятия. Любовь является производным от эмоций, именно они рождают и поддерживают ее. Только на сильные ощущения человеческое сердце способно откликнуться неподдельным чувством. Они же являются ее проявлениями и неотъемлемыми составляющими. Но не стоит забывать, что радость, восхищение, умиротворение могут существовать и самостоятельно.

Любовь может вызывать и негативные эмоции: гнев, печаль, . Как правило, они бывают связаны с невозможностью отдать свою нежность и заботу предмету своих чувств. Это может быть продиктовано жизненными обстоятельствами, вынуждающими расставаться, безответностью любви, разочарованием.

Переживания любящего человека всегда видны окружающим и легко поддаются описанию. Именно это чувство часто руководит его поступками и действиями. Любовь способна рождать любые другие проявления деятельности психики: фантазию, эмоции, ассоциации. Она же может открыть в человеке новые черты характера, изменить его до неузнаваемости.

Виды любви

Это огромное чувство настольно разносторонне, что философия любви включает в себя множество ее разновидностей. Здесь можно говорить об отношениях между супругами, взаимной заботе родителей и детей, симпатии к друзьям, нежности, испытываемая к меньшим братьям человека, привязанности к родной стране и своему дому. Все эти чувства можно объединить понятием «любовь».

Также можно говорить и о любви к окружающему миру. Такое чувство всегда взаимно, нужно только суметь разглядеть его в лучике солнца, капельке росы на траве, стуке ночного дождя по крыше, белых облаках, бегущих по небу, порыве ласкового ветерка. Рождаясь, люди попадают в мир, наполненный любовью. Наверное, именно поэтому в каждом так велика потребность любить самому.

Любовь в психологии

Психология, как наука, стремящаяся разгадать все тайны человеческой души, не могла пройти мимо такого интересного понятия. Однако все ее попытки изучить феномен любви, дать ему четкое научное определение и объяснить принцип его действия оказались безуспешными.

Очень многое зависит от того, о каком из видов любви идет речь. Любовь материнская - это скорее воплощенная нежность, братская любовь - готовность помочь и защитить, романтические чувства невообразимы без плотской составляющей. Каждое из проявлений требует своего определения, так как обладает своими характерными чертами и особенностями.

Впрочем, есть и общие моменты. Любовь всегда окрыляет человека, делает его лучше, добрее. Она дарит радость бытия, заставляет сердце петь, а душу - делиться положительными зарядами со всеми, кто оказывается рядом.

Встреча с этим чувством чаще всего происходит неожиданно. Есть только один безотказный способ понять, что такое философия любви - почувствовать ее. Лишь прислушавшись к своему внутреннему голосу, заглянув в собственную душу, можно найти совершенно индивидуальный ответ на вопрос, терзающий человечество уже не одно тысячелетие: «Что же такое любовь?»

Выбор редакции
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...

Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...

Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...
Автор Карина Добротворская Любить больно. Будто дала позволение освежевать себя, зная, что тот, другой, может в любую минуту удалиться с...
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...