Что такое публичный договор в гражданском праве. Что такое публичный договор


Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПУБЛИЧНЫЙ ДОГОВОР

С. ДЕНИСОВ
С. Денисов, юрист.
Одной из новелл нового Гражданского кодекса РФ является публичный договор (ст. 426 ГК РФ)
Этот договор представляет собой особый тип договоров, так как он не регулирует какой-либо определенный вид деятельности, а охватывает различные виды гражданско - правовых договоров.
Публичным договором признается договор, заключаемый коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из приведенного определения следует, что предметом публичного договора могут быть только такие обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Так, например, организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, не вправе при наличии свободных мест отказать гражданину в предоставлении гостиничных услуг. Однако если эта же коммерческая организация выступает продавцом своего имущества в договоре купли - продажи, то такой договор уже не будет относиться с категории публичных.
Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация (государственное или муниципальное предприятие, хозяйственное общество или товарищество, производственный кооператив). Однако не любая коммерческая организация может выступать в качестве участника публичного договора, а только та, которая по характеру своей деятельности обязана осуществлять продажу товаров, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратится. Такая обязанность может вытекать из закона и учредительных документов коммерческой организации.
Иными словами, важное значение имеет характер деятельности коммерческой организации. В связи с этим в п. 1 ст. 426 ГК приводится примерный перечень разного рода видов гражданско - правовых отношений, регулируемых различными договорами. Эти договоры объединяет то, что коммерческие организации обязаны заключать договор в отношении всех и каждого, кто к ним обратится.
Контрагентом такой коммерческой организации могут быть любые граждане и юридические лица, выступающие в качестве потребителей товаров, работ, услуг, производимых (осуществляемых) коммерческой организацией. Поэтому, если коммерческая организация или гражданин - предприниматель приобретают товары, пользуются услугами и результатами выполненной работы для предпринимательских нужд, то правила ст. 426 ГК не применяются.
Признание того или иного договора публичным влечет за собой ряд серьезных правовых последствий, направленных на защиту прав потребителей - наиболее экономически слабой стороны в договоре:
во-первых, для коммерческой организации исключается действие одного из основных принципов гражданского права - принципа свободы договора. Это означает, что коммерческая организация лишается права выбора контрагента и решать вопрос о заключении или о незаключении договора;
во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 426 ГК коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами;
в-третьих, условия договора должны быть одинаковыми для всех потребителей, если только законом и иными правовыми актами специально не предусмотрены льготы для отдельных потребителей (п. 2 ст. 426 ГК);
в-четвертых, коммерческая организация не вправе отказываться от заключения публичного договора с потребителем, в противном случае, последний на основании п. 3 ст. 426 ГК и п. 4 ст. 445 ГК может обратиться в суд (арбитражный суд) с иском о понуждении к заключению договора, о разрешении разногласий по отдельным условиям договора независимо от согласия на это коммерческой организации - субъекта публичного договора. В случае необоснованного уклонения от заключения договора потребитель вправе также требовать возмещения причиненных убытков.
Единственно возможным основанием для освобождения коммерческой организации от заключения публичного договора и ответственности является отсутствие у нее возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы. Например, коммерческая организация, осуществляющая гостиничное обслуживание, отказывает гражданину в предоставлении гостиничных услуг из-за отсутствия свободных мест. При этом бремя доказывания отсутствия возможностей для заключения договора закон возлагает на коммерческую организацию.
Важная особенность публичных договоров состоит в том, что Правительству РФ в случаях, предусмотренных законом, предоставляется право издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). В этом проявляется вполне понятный отход законодателя от дозволительного регулирования договорных отношений, от принципа свободы договора. Издание Правительством РФ общеобязательных правил призвано обеспечить защиту прав потребителей, так как отношения, регулируемые публичным договором, - это чаще всего отношения коммерческих организаций с массовым потребителем. Вместе с этим необходимо подчеркнуть, что стремление урегулировать гражданско - правовые отношения путем установления предписаний не характерно для современного российского гражданского права. Это было свойственно ранее действовавшему законодательству, что объяснялось господством командно-административных отношений в экономической жизни.
В том случае, если для потребителей установлены разные условия публичного договора, а также в случае включения в договор условий, нарушающих обязательные для сторон правила, эти условия признаются ничтожными (п. 5 ст. 426 ГК). Например, в соответствии с п. 7 Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 8 октября 1993 года N 995 (с учетом изменений и дополнений), запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением иных. При наличии в договоре подобного условия оно признается ничтожным.
Отдельные гражданско - правовые договоры, которые являются одновременно и публичными договорами, регламентированы как в самом ГК, так и в отдельных федеральных законах.
К числу публичных ГК относит: договор розничной купли - продажи (ст. 492); договор проката (ст. 626); договор энергоснабжения (ст. 539); договор бытового подряда (ст. 730); договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789); договор банковского вклада, если вкладчиком является гражданин (ст. 834); договор хранения товаров складом общего пользования (ст. 908); договор хранения в ломбарде (ст. 919); договор хранения в камерах хранения транспортных организаций (ст. 923); договор личного страхования (ст. 927).
Публичными могут быть признаны договоры возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК), когда коммерческая организация по характеру своей деятельности обязана оказать соответствующую услугу каждому, кто к ней обратится. Публичным является договор об оказании гражданам гостиничных, туристических, медицинских услуг, услуг связи и т.д.
К числу публичных можно отнести договоры, участниками которых являются естественные монополии. Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 года, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары. Важное положение с точки зрения пределов заключения договора состоит и в том, что органам, регулирующим естественные монополии, предоставлено право определять (устанавливать) цены (тарифы) на товары (работы, услуги) или их предельный уровень субъектов естественных монополий, определять потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, направлять субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о заключении договоров с потребителями, подлежащими обязательному обслуживанию и др.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.08.1995 N 147-ФЗ
"О ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.10.1993 N 995
"О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И
НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ"
Бизнес-адвокат, N 2, 1997

Публичный договор – договор, заключенный коммерческой организацией, устанавливающей ее обязанности по продаже товаров, работ или оказанию услуг каждому, кто к ней обратится.

К числу субъектов публичного договора относятся не все коммерческие организации, а только те, которые выполняют определенные (публичные) виды деятельности.

Частичный перечень этих видов приводится ГК РФ. К ним относятся розничная торговля, услуги связи, электроснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание.

Перечень публичных видов деятельности дополняется другими нормами кодекса, законами и нормативными актами. Например, ГК относит к таким видам бытовой подряд.

Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора не допускается. Исключением является только один случай: организация не имеет возможности предоставить потребителю товары и услуги.

При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе предъявить в суд требование о понуждении заключить договор. Такой договор будет считаться заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления решения в силу (п.4 ст.445 ГК).

Публичный договор заключается коммерческой организацией с потребителем.

Закон о защите прав потребителей называет таковыми только граждан, приобретающих товары и заказывающих работы и услуги для личных нужд.

В статье 426 ГК, определяющей основные положения о публичных договорах, вопрос о том, может ли быть потребителем и юридическое лицо, остается открытым.

Нормы статьи 426 ГК, являясь общими нормами о публичном договоре, конкретизируются в отдельных видах (типах) договоров, в которых вопрос том, кто является потребителем, решается не однозначно.

Так, нормы о договорах бытового подряда и называют потребителями только граждан.

В других номах кодекса о публичных договорах прямых указаний в отношении субъектов этих договоров не имеется. Поэтому можно сделать вывод, что в таких договорах потребителем может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Подобным образом закон решает вопрос об отнесении того или иного договора к публичному. Часть статей раздела IY ГК прямо называет ряд договоров публичным. Это уже упоминавшиеся договоры бытового подряда, розничной купли - продажи, перевозки общественным транспортом и другие.

Между тем статья 539 ГК, регулирующая договор энергоснабжения, к публичному этот договор не относит. Возможно, и потому, что в качестве такового он назван в статье 426 ГК. Но и без этого указания имеются все основания отнести договор электроснабжения к публичным договорам, поскольку он удовлетворяет совокупности признаков таких договоров.

Какие это признаки?

Во-первых, строго ограниченный состав субъектов договора: коммерческая организация и потребитель.

Во - вторых, коммерческая организация должна осуществлять свою деятельность в отношении каждого обратившегося к ней потребителя.

Третьим признаком можно назвать единые цены для каждого потребителя.

Определение публичности договора не по формальным (прямого указания о публичности в законе), а по материальным признакам в практической деятельности очень важно, поскольку закон позволяет сторонам как им предусмотренные, так и не предусмотренные.

В последнем случае, придя к выводу о публичности договора по содержащимся в нем признакам, потребитель получает немало преимуществ, которых бы он не имел при заключении обычного договора.

Преимущества заключаются в следующем.

Как уже упоминалось, потребителю не могут отказать в заключении договора.

Цены на товары, работы и услуги в публичном договоре устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Из пункта 2 ст.426 ГК следует, что цена может быть снижена (предоставлены льготы) для отдельных категории потребителей (участники войны, многодетные матери). Нарушение требования о цене договора закон признает недействительным (ничтожным) условием публичного договора.

Необоснованно уклоняющаяся от заключения договора коммерческая организация обязана возместить потребителю убытки, возникшие у него при необоснованном отказе от заключения договора. Не исключается и возмещение морального вреда.

Возбуждение преддоговорного спора по отдельным условиям договора потребителем не требует согласия на это коммерческой организации, как это было бы при разрешении в суде разногласий по обычному договору.

Как видите, публичный договор является прямой противоположностью Ограничивает он и другой основополагающий принцип гражданского права – невмешательство в частные дела. Целью таких ограничений является обеспечение правопорядка в наиболее важных областях жизни общества. Отсюда происходит и название договора: в переводе с латинского прилагательное «публичный» означает «общественный».

Наверное, сложно представить такую ситуацию, когда человек приходит в булочную купить хлеб, а ему отказывают в этом со ссылкой на свободу договора. Или в одно и то же купе пассажирского поезда одному пассажиру продают билет за 1000 руб., а другому – за 5000 руб. Хотя, если бы свобода договора действовала безраздельно, это было бы правомерно. Но для защиты людей от подобных ситуаций и существует законодательство о публичных договорах, ограничивающее свободу договора для одной из сторон.

Публичный договор – это конструкция, созданная не для определенного типа экономического взаимодействия сторон. Публичным может быть признан любой договор – купли-продажи, аренды, подряда и пр. Это зависит от того, соответствует ли тот или иной договор признакам, предусмотренным для публичного договора в ст. 426 ГК РФ.

В указанной статье сформулировано два основных признака публичного договора:

– субъектом договора является коммерческая организация (или индивидуальный );
– характер деятельности такой организации выражается в том, что она должна продавать товары, выполнять работы или оказывать предлагаемые ею услуги каждому обратившемуся за ними.
Примерный перечень сфер, где на договоры может распространяться режим публичного договора, указан в ст. 426 ГК РФ: розничная торговля, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и пр.
Нередко в нормах закона, посвященных той или иной разновидности договора, прямо указывается на его публичный характер – например, в п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 730 ГК РФ. Но это не значит, что, если в отношении какого-то договора такого прямого указания нет, этот договор не может считаться публичным. Важно наличие или отсутствие указанных в законе признаков. Поэтому в любом случае надлежит анализировать характер деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.
В каком случае этот характер можно считать соответствующим положениям ст. 426 ГК РФ? Это может следовать из самого закона, регулирующего какие-либо договорные отношения и предписывающего обязанность вступать в отношения с каждым обратившимся, – примером этого является п. 2 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Кроме того, в законодательстве допускается такое указание в виде публикации перечня организаций, обязанных осуществлять тот или иной вид деятельности на условиях публичного договора (ст. 789 ГК РФ).

Цивилистическая дискуссия

Помимо таких прямых указаний важен еще и принцип, позволяющий оценивать деятельность тех или иных субъектов как подпадающую под признаки публичного характера. И таким принципом может быть деятельность на основе систематически осуществляемых публичных оферт (о публичной оферте см. § 2 главы 31). К числу последних могут относиться, в частности, размещение товара с ценником на прилавке в розничной торговле, широкомасштабная реклама, отвечающая признакам публичной оферты, и т.д. Важно понимать, что не любая публичная оферта превращает заключаемый на ее основе договор в публичный. Ведь закон требует, чтобы имел место именно "характер деятельности", а характер – это свойства, проявляемые многократно. Следовательно, только организация соответствующей деятельности на основе систематически размещаемых публичных оферт позволяет причислять заключаемые в ходе такой деятельности договоры к числу публичных.

3. Основные юридические последствия того, что договор отвечает признакам публичного:
а) коммерческая организация не вправе отказать в заключении договора никому из обратившихся, если только не докажет, что у нее отсутствует возможность предоставить соответствующий товар, работу или услугу;
б) не допускается оказание предпочтения одному лицу перед другим в заключении публичного договора, если только такое предпочтение не требуется на основании закона. Например, статья 15 ФЗ "О государственном материальном резерве" требует от транспортных организаций перевозки в первоочередном порядке по отношению к остальным материальных ценностей государственного резерва. Другой пример такого требования – подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ";
в) цена и прочие условия договоров, заключаемых с разными лицами, не должны отличаться, кроме случаев, когда для каких-то групп населения законом предусматриваются . О льготах для потребителей и производителей энергетических ресурсов см., например, ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении".
4. При необоснованном уклонении субъекта публичного договора от его заключения с кем-либо он может быть понужден к его заключению в судебном порядке, а также на него может быть возложено возмещение причиненных этим отказом убытков. Причем бремя доказывания отсутствия возможности заключить договор возлагается именно на отказавшую сторону.

Судебная практика

П. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

Абз. 7 п. 2 Приложения к Информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14.

Абз. 5 п. 3 Определения КС РФ от 06.06.2002 N 115-О.

5. Явные ограничения договорной свободы, имеющиеся в законе по отношению к коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, призваны скомпенсировать серьезный дисбаланс в экономическом и организационном положении сторон, ведь продавцы товаров (не говоря уже о транспортных организациях) куда менее заинтересованы в отдельном потребителе, чем он в них. Имея возможность спокойно отказаться от заключения договора с ним без ущерба для себя, они могут поставить его в крайне затруднительное положение, попросту унизить отказом. Именно с этой целью законодательство дает инструмент для защиты от таких злоупотреблений договорной свободой в виде норм о публичном договоре.
6. Связь с другими отраслями права. Материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности "развернуться" в полную силу. К примеру, как быть при необоснованном отказе заселить постояльца в гостиницу? Конечно, обращаться в суд с иском о понуждении к заселению. Но к тому времени, когда суд примет дело к производству и рассмотрит его по существу несостоявшийся постоялец уже уедет обратно домой и сам спор утратит для него актуальность. В некоторых случаях отсутствие немедленной защиты фактически означает отсутствие защиты вообще как таковой. Соответственно в процессуальном праве остро не хватает процедур защиты "быстрого реагирования". Выходом в описанном примере могло бы стать немедленное получение постояльцем временного (условного) разрешения на заселение в гостиницу до следующего дня, когда он и представитель гостиницы могли бы предстать перед судом, высказать свои аргументы по существу спора, и временная (условная) правовая защита, предоставленная судом, переросла бы в постоянную или была бы прекращена в зависимости от исхода дела. Существует "крамольная" идея о том, что в каждом суде должен появиться "дежурный судья", могущий предоставлять такую временную защиту и в ночное время, тем более что бывает необходимость применить закон немедленно, ночью, и в других случаях – при применении закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во время избирательных кампаний, при решении вопросов о заключении кого-либо под стражу в качестве меры пресечения и т.д.

Цивилистическая дискуссия

Есть один интересный нюанс, связанный именно с конструкцией публичного договора. Исходя из описанного механизма его работы субъект публичного договора обязан заключить договор с любым обратившимся для этого, не вправе отказать в заключении договора и может быть к этому понужден (в случае необоснованного отказа) в судебном порядке.
Следовательно, приходится констатировать, что с момента, когда деятельность такого субъекта приобретает характер, отмеченный в ст. 426 ГК РФ, у него возникают весьма примечательные правовые отношения с окружающими. Он становится юридически связанным (под страхом возмещения убытков при отказе) необходимостью согласиться на предложение заключить с ним договор. И так как других разработанных для описания этой ситуации механизмов и инструментов нет, можно предположить, что имеет место правоотношение такого субъекта с любым и каждым и содержанием такого правоотношения выступает право любого субъекта (по тексту ст. 426 ГК РФ – потребителя) требовать заключения с ним договора, а обязанность коммерческой организации – такой договор заключить. Вряд ли это правовое положение можно отнести к особенностям правоспособности соответствующих субъектов. Ведь правоспособность возникает с момента появления самого субъекта, что явно не отвечает описываемой ситуации, – обязанность заключить договор может появиться не раньше того, как будет начата деятельность с описанным характером. Только факта создания юридического лица или приобретения человеком статуса индивидуального предпринимателя для этого отнюдь не достаточно.
Из сказанного также следует, что описанное правоотношение имеет скорее абсолютный характер, связывая одного определенного субъекта с неопределенным кругом субъектов. Но такое "абсолютное" правоотношение в корне отличается от иных абсолютных правоотношений, скажем, возникающих в сфере действия вещных или авторских прав, тем, что у определенного субъекта по отношению к остальным имеется не право, а обязанность. Более того, это правоотношение имеет скорее обязательственный характер (отвечая иным признакам обязательств), и эта мысль не очень согласуется с классическим учением об обязательствах, гласящим, что обязательства всегда являются относительными правоотношениями (т.е. связывают именно определенные стороны как в качестве должника, так и в качестве кредитора).
Примеры похожих отношений можно обнаружить также в следующих случаях:
– при принудительном выкупе домашних животных, с которыми собственник обращается негуманно (ст. 241 ГК РФ), требование о выкупе, т.е. о заключении договора купли-продажи животного, может быть заявлено любым заинтересованным лицом;
– при исполнении завещательного возложения, когда наследодатель предписывает в завещании наследнику совершать с наследственным имуществом какие-то действия в общеполезных целях (ст. 1139 ГК РФ), заявить требование о совершении таких действий могут любые заинтересованные в этом лица;
– при долевом строительстве недвижимости любое заинтересованное лицо может требовать от застройщика предоставления для ознакомления учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе, бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за последний год его деятельности (п. 2 ст. 20 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").
Описанное правовое отношение может быть отнесено к числу организационных, мысль о существовании которых высказана О.А. Красавчиковым, ведь оно само по себе не опосредует экономических отношений, связанных с оборотом материальных благ. Его цель более вспомогательная – сорганизовать стороны для будущих экономических отношений, в частности связав соответствующей необходимостью заключать договоры коммерсанта, занимающегося такой публичной деятельностью.

Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Публичные договоры

С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются и до­говор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного , установленные с целью защиты интересов более слабой стороны .

Публичным признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Т.е. публичный договор заключается лицом, обязанным по характеру деятельности продавать товары, выполнять работы, оказывать услуги в отношении каждого, кто к нему обратится .

При этом лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. (п. 1 ст. 426 ГК).

Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающий­ся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц . В соответствии с этим к числу публичных относятся договоры:

  • розничной куп­ли-продажи;
  • энергоснабжения;
  • проката и бытового подряда;
  • банков­ского и др.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного догово­ра:

  1. обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (ес­ли только иное не предусмотрено законом или иными правовыми ак­тами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан); однако сам предприниматель (услугодатель) не вправе по­нуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий до­говор;
  2. цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории ; иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.

Исключение

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме мо­жет оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформ­ления договора. Такие ситуации встречаются, например,

  • в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения,
  • в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными орга­низациями, традиционно использующими типовые бланки договор­ной документации (заявления об открытии банковского счета, стра­ховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сто­рон использовать заранее растиражированный образец текста догово­ра отнюдь не исключает согласование и переформулирование изло­женных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предприни­мательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора по­ставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксиро­ваны им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает предвари­тельное изменение любых предложенных одной из сторон условий.

Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандарт­ный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения за­ключить договор присоединения - речь идет о формальной невозмож­ности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор при­соединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям , не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности ус­ловий договора - они становятся следствием появления у стороны, раз­рабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым дополнительные возможности изменения или расторжения такого договора лишают одну из сторон возможности злоупотребить принци­пом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.

Классификация договоров. Публичный договор

Понятие и значение. Сфера применения. Публичный договор как форма ограничения договорной свободы.

1. Наверное, сложно представить такую ситуацию, когда человек приходит в булочную купить хлеб, а ему отказывают в этом со ссылкой на свободу договора. Или в одно и то же купе пассажирского поезда одному пассажиру продают билет за 1000 руб., а другому - за 5000 руб. Хотя, если бы свобода договора действовала безраздельно, это было бы правомерно. Но для защиты людей от подобных ситуаций и существует законодательство о публичных договорах, ограничивающее свободу договора для одной из сторон.

Публичный договор - это конструкция, созданная не для определенного типа экономического взаимодействия сторон. Публичным может быть признан любой договор - купли-продажи, аренды, подряда и пр. Это зависит от того, соответствует ли тот или иной договор признакам, предусмотренным для публичного договора в ст. 426 ГК РФ.

2. В указанной статье сформулировано два основных признака публичного договора:

Субъектом договора является коммерческая организация (или индивидуальный предприниматель);

Характер деятельности такой организации выражается в том, что она должна продавать товары, выполнять работы или оказывать предлагаемые ею услуги каждому обратившемуся за ними.

Примерный перечень сфер, где на договоры может распространяться режим публичного договора, указан в ст. 426 ГК РФ: розничная торговля, перевозки транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и пр.

Нередко в нормах закона, посвященных той или иной разновидности договора, прямо указывается на его публичный характер - например, в п. 2 ст. 492, п. 3 ст. 626, п. 2 ст. 730 ГК РФ. Но это не значит, что, если в отношении какого-то договора такого прямого указания нет, этот договор не может считаться публичным. Важно наличие или отсутствие указанных в законе признаков. Поэтому в любом случае надлежит анализировать характер деятельности коммерческой организации или индивидуального предпринимателя.

В каком случае этот характер можно считать соответствующим положениям ст. 426 ГК РФ? Это может следовать из самого закона, регулирующего какие-либо договорные отношения и предписывающего обязанность вступать в отношения с каждым обратившимся, - примером этого является п. 2 ст. 66 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. Кроме того, в законодательстве допускается такое указание в виде публикации перечня организаций, обязанных осуществлять тот или иной вид деятельности на условиях публичного договора (ст. 789 ГК РФ).

Цивилистическая дискуссия

Помимо таких прямых указаний важен еще и принцип, позволяющий оценивать деятельность тех или иных субъектов как подпадающую под признаки публичного характера. И таким принципом может быть деятельность на основе систематически осуществляемых публичных оферт (о публичной оферте см. § 2 главы 31). К числу последних могут относиться, в частности, размещение товара с ценником на прилавке в розничной торговле, широкомасштабная реклама, отвечающая признакам публичной оферты, и т.д. Важно понимать, что не любая публичная оферта превращает заключаемый на ее основе договор в публичный. Ведь закон требует, чтобы имел место именно "характер деятельности", а характер - это свойства, проявляемые многократно. Следовательно, только организация соответствующей деятельности на основе систематически размещаемых публичных оферт позволяет причислять заключаемые в ходе такой деятельности договоры к числу публичных.

3. Основные юридические последствия того, что договор отвечает признакам публичного:

а) коммерческая организация не вправе отказать в заключении договора никому из обратившихся, если только не докажет, что у нее отсутствует возможность предоставить соответствующий товар, работу или услугу;

б) не допускается оказание предпочтения одному лицу перед другим в заключении публичного договора, если только такое предпочтение не требуется на основании закона. Например, статья 15 ФЗ "О государственном материальном резерве" требует от транспортных организаций перевозки в первоочередном порядке по отношению к остальным материальных ценностей государственного резерва. Другой пример такого требования - подп. 5 п. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах";

в) цена и прочие условия договоров, заключаемых с разными лицами, не должны отличаться, кроме случаев, когда для каких-то групп населения законом предусматриваются льготы. О льготах для потребителей и производителей энергетических ресурсов см., например, ст. 14 ФЗ "Об энергоснабжении".

4. При необоснованном уклонении субъекта публичного договора от его заключения с кем-либо он может быть понужден к его заключению в судебном порядке, а также на него может быть возложено возмещение причиненных этим отказом убытков. Причем бремя доказывания отсутствия возможности заключить договор возлагается именно на отказавшую сторону.

Судебная практика

П. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

Абз. 7 п. 2 Приложения к Информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14.

Абз. 5 п. 3 Определения КС РФ от 06.06.2002 N 115-О.

5. Явные ограничения договорной свободы, имеющиеся в законе по отношению к коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, призваны скомпенсировать серьезный дисбаланс в экономическом и организационном положении сторон, ведь продавцы товаров (не говоря уже о транспортных организациях) куда менее заинтересованы в отдельном потребителе, чем он в них. Имея возможность спокойно отказаться от заключения договора с ним без ущерба для себя, они могут поставить его в крайне затруднительное положение, попросту унизить отказом. Именно с этой целью законодательство дает инструмент для защиты от таких злоупотреблений договорной свободой в виде норм о публичном договоре.

6. Связь с другими отраслями права. Материально-правовые нормы о публичном договоре пока не могут работать в полную меру своего нешуточного потенциала. И причина этого в том, что процессуальные меры, имеющиеся в арсенале гражданского процессуального права РФ, не дают им возможности "развернуться" в полную силу. К примеру, как быть при необоснованном отказе заселить постояльца в гостиницу? Конечно, обращаться в суд с иском о понуждении к заселению. Но к тому времени, когда суд примет дело к производству и рассмотрит его по существу несостоявшийся постоялец уже уедет обратно домой и сам спор утратит для него актуальность. В некоторых случаях отсутствие немедленной защиты фактически означает отсутствие защиты вообще как таковой. Соответственно в процессуальном праве остро не хватает процедур защиты "быстрого реагирования". Выходом в описанном примере могло бы стать немедленное получение постояльцем временного (условного) разрешения на заселение в гостиницу до следующего дня, когда он и представитель гостиницы могли бы предстать перед судом, высказать свои аргументы по существу спора, и временная (условная) правовая защита, предоставленная судом, переросла бы в постоянную или была бы прекращена в зависимости от исхода дела. Существует "крамольная" идея о том, что в каждом суде должен появиться "дежурный судья", могущий предоставлять такую временную защиту и в ночное время, тем более что бывает необходимость применить закон немедленно, ночью, и в других случаях - при применении закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", во время избирательных кампаний, при решении вопросов о заключении кого-либо под стражу в качестве меры пресечения и т.д.

Цивилистическая дискуссия

Есть один интересный нюанс, связанный именно с конструкцией публичного договора. Исходя из описанного механизма его работы субъект публичного договора обязан заключить договор с любым обратившимся для этого, не вправе отказать в заключении договора и может быть к этому понужден (в случае необоснованного отказа) в судебном порядке.

Следовательно, приходится констатировать, что с момента, когда деятельность такого субъекта приобретает характер, отмеченный в ст. 426 ГК РФ, у него возникают весьма примечательные правовые отношения с окружающими. Он становится юридически связанным (под страхом возмещения убытков при отказе) необходимостью согласиться на предложение заключить с ним договор. И так как других разработанных для описания этой ситуации механизмов и инструментов нет, можно предположить, что имеет место правоотношение такого субъекта с любым и каждым и содержанием такого правоотношения выступает право любого субъекта (по тексту ст. 426 ГК РФ - потребителя) требовать заключения с ним договора, а обязанность коммерческой организации - такой договор заключить. Вряд ли это правовое положение можно отнести к особенностям правоспособности соответствующих субъектов. Ведь правоспособность возникает с момента появления самого субъекта, что явно не отвечает описываемой ситуации, - обязанность заключить договор может появиться не раньше того, как будет начата деятельность с описанным характером. Только факта создания юридического лица или приобретения человеком статуса индивидуального предпринимателя для этого отнюдь не достаточно.

Из сказанного также следует, что описанное правоотношение имеет скорее абсолютный характер, связывая одного определенного субъекта с неопределенным кругом субъектов. Но такое "абсолютное" правоотношение в корне отличается от иных абсолютных правоотношений, скажем, возникающих в сфере действия вещных или авторских прав, тем, что у определенного субъекта по отношению к остальным имеется не право, а обязанность. Более того, это правоотношение имеет скорее обязательственный характер (отвечая иным признакам обязательств), и эта мысль не очень согласуется с классическим учением об обязательствах, гласящим, что обязательства всегда являются относительными правоотношениями (т.е. связывают именно определенные стороны как в качестве должника, так и в качестве кредитора).

Примеры похожих отношений можно обнаружить также в следующих случаях:

При принудительном выкупе домашних животных, с которыми собственник обращается негуманно (ст. 241 ГК РФ), требование о выкупе, т.е. о заключении договора купли-продажи животного, может быть заявлено любым заинтересованным лицом;

При исполнении завещательного возложения, когда наследодатель предписывает в завещании наследнику совершать с наследственным имуществом какие-то действия в общеполезных целях (ст. 1139 ГК РФ), заявить требование о совершении таких действий могут любые заинтересованные в этом лица;

При долевом строительстве недвижимости любое заинтересованное лицо может требовать от застройщика предоставления для ознакомления учредительных документов, свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе, бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения за последний год его деятельности (п. 2 ст. 20 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации").

Описанное правовое отношение может быть отнесено к числу организационных, мысль о существовании которых высказана О.А. Красавчиковым, ведь оно само по себе не опосредует экономических отношений, связанных с оборотом материальных благ. Его цель более вспомогательная - сорганизовать стороны для будущих экономических отношений, в частности связав соответствующей необходимостью заключать договоры коммерсанта, занимающегося такой публичной деятельностью.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...