Что такое самообразование воспитателя детского сада. План по самообразованию воспитателя на тему: " «проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения фгос до


МАРИНА СМИРНОВА
Программа самообразования воспитателя

Чтобы выполнить большой и важный труд,

необходимы две вещи :

ясный план и ограниченное время».

Элберт Хаббард

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя , отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего профессионального роста. В плане содержится программа методической деятельности на один или несколько лет

Выбор темы

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель - это выбор темы . «У меня проблема с выбором темы по самообразования ! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования.

Тему предлагает методист или старший воспитатель . Ее также можно выбрать самостоятельно . Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы . Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность :

Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет.

Каждый год воспитатель выбирает новую тему .

Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру : «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту) .

Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Как выглядит план самообразования воспитателя ?

План работы по самообразованию , или План профессионального роста выглядит следующим образом :

Тит. Лист : Программа самообразования педагога на___год .

Тема : «___»

(Ф. И. О. педагога)

(специальность)

(учреждение)

(стаж педагогической работы)

Тема : «___» .

Цель : повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме___

Задачи :

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, работы с банком педагогической информации, в системе Интернет);

Разработать и реализовать___ (стратегию взаимодействия с родителями,систему работы с детьми, перспективный план работы с детьми и т. д.)

Подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, «Семейной гостиной» и т. д.

Оформить в группе центр активности (или мини-центр, мини-музей и т. д)

Обобщить свой педагогический опыт и распостранить его посредством проведения консультации для педагогов на тему : ___ (выступления на педагогическом совете, участия в семинаре, проведения мастер-класса для педагогов)

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Ожидаемые результаты :

Повышение качества воспитательно -образовательного процесса.

Разработка и внедрение системы работы с детьми по ___

Создание педагогических разработок и публикации их в СМИ. (Создание собственного мини-сайта, публикаций в сетевом педагогическом сообществе)

Обогащение предметно-пространственной среды

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ :

1. Формирование потребности в самообразовании , самооценка подготовленности , осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические наработки (разработка практических материалов по проблеме : перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распостранение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :

1. этап Составление библиографии по теме самообразования .

Планирование работы по самообразованию

2. Этап Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме

Подготовка и проведение педагогической диагностики

3 этап Составление перспективных планов

Разработка конспектов

Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

4. этап Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)

5 этап Обобщение и распространению педагогического опыта по проблеме

Проведение РМО

Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

Проведение мастер-классов для педагогов.

Выставка работ.

Оформление сборника консультаций для родителей.

Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Публикации по теме:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Тема «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров» Цель работы: Развитие речи детей второй группы.

План самообразования воспитателя «Экологическое воспитание детей в природе» Карагановой Анастасии Владимировны с. п. ДС «Сказка» г. о. КинельТема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами.

План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Тема: Формирование патриотических чувств у дошкольников. Цель: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

Самообразование - это форма индивидуальной учебной деятельности сотрудника , мотивированная профессиональными потребностями и интересами, и направленная на приобретение необходимых знаний, умений и навыков, их постоянное совершенствование, а также на развитие профессионально значимых качеств его личности .

Самообразование - это совершенствование педагогом его профессиональных знаний и умений, приобретение новых.

Основные направления самообразования воспитателей :

  • ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении
  • исследование новой научно-методической литературы
  • изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии
  • ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями
  • знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений
  • совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов

  1. Педсовет. Такая форма деятельности предполагает коллективное обсуждение актуальных вопросов педагогики в детском дошкольном учреждении. Педсоветы могут проводиться на определённую тематику или включать в себя рассмотрение разных вопросов. Хорошо, когда в процессе педсовета можно не только заслушать вопрос и обсудить его, но и провести тренинг, перенять позитивный педагогический опыт, сделать анализ.
  2. Обучающий семинар. Может проводиться в детском саду, в управлении по вопросам образования, на профильных кафедрах высших учебных заведений. Семинар направлен, прежде всего, на повышение теоретического уровня подготовки педагога. В процессе семинара нужно задействовать присутствующих педагогов, предлагая им задания, тренирующие педагогические способности.
  3. Курсы повышения квалификации. Проводятся в колледже или институте. После прослушивания курса лекций и самостоятельной работы педагог должен подготовить и защитить выпускную работу.
  4. Консультация. Инициатор этой формы повышения квалификации воспитателей - старший воспитатель детского сада или методист. Старший педагогический сотрудник детского дошкольного учреждения может предварительно планировать проведение консультаций, на которых воспитатели могут узнать о новинках методической литературы, нормативной документации, современных подходах к обучению и воспитанию дошкольников. Кроме методиста, к проведению консультаций могут привлекаться специалисты: детские психологи, педиатры, логопеды.
  5. Открытые занятия. Они играют немаловажную роль с целью повышения квалификации педагогов, ведь тот, кто проводит занятие, стремится продемонстрировать свои наработки, а те, кто приходит для просмотра, перенимают положительный педагогический опыт и учатся анализировать.
  6. Изучение педагогического опыта . Включает в себя:
  • изучение и анализ педагогических материалов (конспектов, планов, педагогических дневников и журналов, сценариев утренников и других мероприятий, образцов дидактических материалов, экземпляров детского творчества, образцов информационных материалов для родителей и др.). Хорошим способом собрать свой педагогический опыт является ведение «Методической папки воспитателя».
  • посещение открытых занятий
  • презентация и обсуждение опыта педагогов на педсоветах и семинарах.
  1. Педагогический тренинг. Привлекая к сотрудничеству опытного педагога или психолога, можно развивать разнообразные педагогические способности воспитателей, отрабатывать навыки работы с детьми, обучать новым педагогическим технологиям. Педагогический тренинг направлен не только на саморазвитие, но и на самоанализ.

«Совет. Чтобы начать работу по самообразованию, нужно выявить проблему, по которой хотели бы углубить свои знания и навыки, и усиленно заняться её решением».

План работы воспитателя по самообразованию - это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Многие не любят составлять планы , считая их пустой работой. План помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. План работы по самообразованию представляет собой программу методической деятельности на учебный год.

При составлении плана работы по самообразованию воспитателю нужно обратить внимание на следующее:

  1. Выбирая ту или иную тему, нужно обосновать свой выбор, руководствуясь актуальностью.
  2. Следует показать взаимосвязь выбранной темы с целями и задачами современной системы дошкольного воспитания.
  3. Нужно осветить результаты предварительной работы педагога.
  4. Выбирая тему самообразования, точно указать, на каких программах и методиках она основана.
  5. Нужно помнить о том, что теория должна быть применима на практике.
  6. Необходимо обосновать выбор форм взаимодействия педагога с дошкольниками.
  7. В рамках темы следует запланировать проведение диагностики.
  8. В плане самообразования нужно описать собственные методические разработки.
  9. Нужно запланировать анализ полученных результатов.
  10. Наметить перспективы дальнейшей педагогической деятельности.

Основные направления самообразования воспитателей: ознакомление с новой нормативной документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении; исследование новой научно-методической литературы; изучение актуальных достижений педагогической науки, а также возрастной психологии и физиологии; ознакомление с новейшими программами и педагогическими технологиями; знакомство с передовым опытом дошкольных учреждений; совершенствование общего уровня развития.

Формы повышения квалификации педагогов Педсовет Обучающий семинар Курсы повышения квалификации Консультации Открытые занятия Изучение педагогического опыта Педагогический тренинг

План работы воспитателя по самообразованию 1л. Титульный лист План работы воспитателя по самообразованию на период _____________

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 г.Ростова-на-Дону

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Могилиной Алёны Александровны

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность )

Тема:

«Игровая деятельность детей дошкольного возраста».

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ.

Тема : Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность темы:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, растения, животных. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления.


Цель самообразования: Повышение педагогической компетентности.

Задачи:



через игровую деятельность.
деятельность.
игровой деятельности.

ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов

Знакомство и анализ документации.

Повышение педагогической компетентности

Планирование работы с детьми на новый учебный год.

Изучение литературы по проблеме, создания плана работы.

Повысить уровень педагогических знаний.

Подбор материала

Публикация материала
«Консультация для воспитателей. Развитие игровой деятельности дошкольников»

Изучение литературы по теме.

Подбор материала

Обмен опытом по проблеме.

Октябрь

Разработка дидактического материала из фетра для игры
«Домашние животные»

Интернет-ресурсы

Через игру изучить части тела, способы передвижения. Кто что ест и как говорит. Словообразование (назови ласково, один-много и т.д.). Составление словосочетаний, предложений, рассказов.

Ноябрь


О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка»

Знакомство с литературой.

Анализ и рассмотрение игры как формы организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Разработка дидактической игры по ЗОЖ
«Будь здоров»

Подбор материала по теме.
Интернет-ресурсы.

Изучать, развивать и обогащать игровой опыт детей

Декабрь

Изготовление дидактической игры «Продукты питания»

Интернет-ресурсы

Развитие игровой деятельности дошкольников

Работа над темой
«Классификация театрализованных игр»

Подбор материала по теме.

Через различные формы театральной игры совершенствовать нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

Январь

Работа над созданием методических папок.

Подбор материала.

Накопление опыта

Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры
«Детское кафе»

Интернет-ресурсы

Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе».

Февраль

Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»

Подбор материала.
Интернет-ресурсы.

Ознакомление детей с сезонными изменениями в природе, закрепление счета, состава числа, цвета, развитие мелкой моторики

Разработка картотеки
«Игры на сплочение детского коллектива»

Подбор материала

Научить устанавливать доверительный контакт друг с другом, оказывать взаимопомощь, прислушиваться к мнению партнера.

Март

Изучение методической литературы
«Игры-забавы на участке детского сада»

Чтение литературы, подбор материала.

Формировать систему осознанно-правильных экологических представлений о природе.

Работа над картотекой игр по ФЭМП

Подбор материала

Развитие интеллектуальных способностей.

Апрель

Разработка дидактической игры из фетра «Космос»

Интернет-ресурсы

Закрепить и систематизировать представления детей о космосе, аппаратах для его исследования и космонавтах

Разработка картотек:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры.

Подбор материала

Всестороннее развитие ребёнка

Май

Работа над картотекой дидактических игр по патриотическому воспитанию

Формировать представление о государственной символике, окружающем мире, малой родине.

Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

Подбор методической литературы

Отчет по теме самообразования.

Тема: Игровая деятельность детей дошкольного возраста.

Я решила взять тему по самообразованию «Игровая деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования». Свою работу по теме я начала со старшего дошкольного возраста.

Составила личный перспективный план по самообразованию.
Изучила нормативные документы:
Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)

Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. №03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»

Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)

Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Изучила методическую литературу по данной теме.
О.А. Степанова «Развитие игровой деятельности ребёнка».
«Игры-забавы на участке детского сада».
В.А. Деркунская «Игры-эксперименты с дошкольниками».
В.А. Деркунская, А.Г. Рындина «Игровые приёмы и коммуникационные игры
для детей старшего дошкольного возраста».
О.А. Скорлупова, Л.В. Логинова. Педагогическое руководство играми детей
дошкольного возраста.
О.В.Дыбина. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром».
Н.Лунина. «Играем в буквы и слова».
Е. Волкова «Играем в учёных».

Определила:
1. факторы реализации игры:
- установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;

Включение всех видов игр в педагогический процесс;

Своевременная организация развивающей предметно-игровой среды;

Квалифицированное участие педагогов в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;

Индивидуальный подход к воспитанию, обучению, развитию детей в игровой деятельности;

Перспективное планирование развития игры (комплексный метод);

Использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры

2. условия эффективности развития игры:
-свободное и добровольное включение детей в игру;

Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, её правила,
идею каждой игровой роли;

Игра должна положительно воздействовать на все сферы её участников;

Достаточное количество времени для игры и наличие необходимых

игрушек для осуществления детского замысла;

При создании игровой среды следует учитывать половое различие детей;

Осуществлять своевременное изменение игровой среды с учетом

обогащающегося жизненного и игрового опыта детей и в соответствии с их

интересами, настроением

3. целевые ориентиры по ФГОС

Ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в … игре … Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- …Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.

Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

Может фантазировать вслух, играть звуками и словами.

В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами .
Для этого зарегистрировалась на сайтах :
http://pedrazvitie.ru
http://www.maam.ru

Принимала участие в конкурсе «Игровая деятельность дошкольников».

Для практической части поставила следующие задачи:
- Определение роли игры в организации жизнедеятельности детей.

Развитие интеллектуальных способностей у детей посредством
применения игровых технологий.
- Создание условий для психологического и физического здоровья
через игровую деятельность.
- Создания условий для эмоционального благополучия через игровую
деятельность.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей посредством
игровой деятельности.

С целью изучения и обогащения опыта детей создала дидактические пособия:
дидактический материал из фетра для игры «Домашние животные»;
дидактическая игра по ЗОЖ «Будь здоров»;
дидактическая игра «Продукты питания»;
дидактическая игра «Космос»;
Дидактическое пособие «Дорожные знаки»
Разработка развивающего пособия «Времена года: Дерево»;
Разработка игрового проекта сюжетно-ролевой игры «Детское кафе».
С целью развития игровой деятельности дошкольников применяла в игре эти пособия.

Для накопления опыта работала над созданием методических папок:
подвижные игры;
сюжетно-ролевые игры;
пальчиковые игры;
дидактические игры;
дидактические игры по патриотическому воспитанию;
картотека игр по ФЭМП;
игры на сплочение детского коллектива;
классификация театрализованных игр.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный характер и всё более развиваться в этом направлении при условии правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием занятий.
Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, мы будем стараться добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

План самообразования воспитателя на тему: «Система работы педагога в ДОУ, в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей» на 2015-2016 уч.год

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.

Актуальность:
Проблема безопасности человека в дорожном движении возникла с появлением колеса и созданием транспортных средств, для перевозки людей и грузов. Взаимоотношения водителей транспортных средств и пешеходов всегда контролировались государством, которое обеспечивало их безопасность. Еще в 1720 году вышел указ Петра 1, связанный с правилами дорожного движения. Самый строгий порядок на дорогах в России был при Екатерине 2. В 1764 году она издала указ о применении смертной казни к кучеру или извозчику, виновных в гибели ребенка.
В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Тема: «Система работы педагога в ДОУ в формировании навыков безопасности дорожного движения и профилактики ДТП с участием детей.»
Цель:
Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне решить следующие задачи:
Задачи:
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
Сплотить детский коллектив.
Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.
В результате работы предполагается:
что дети узнают об основных источниках и видах опасности на улице;
об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;
дети будут проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле);
будут требовать от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях;
будут ориентироваться в транспортных средствах своей местности, знать основные правила поведения на улице и в общественном транспорте;
понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.) ;
использование дидактических игр и упражнений будут способствовать всестороннему развитию ребенка.
Форма самообразования: индивидуальная
ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Экскурсии, наблюдения, прогулки.
3. НОД.
4. Развлечения и досуги.
5. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.
6. Работа с родителями, консультации, беседы, анкетирование.
7. Работа с детьми: совместные игры, индивидуальная работа, введение игровых приёмов.
8.Изготовление папок передвижек
9.Мониторинг.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Работа с детьми
Сентябрь
Планирование индивидуальной работы в форме увлекательной и содержательной деятельности.
Подбор методической литературы
Взаимодействие с педагогическим коллективом
Подготовка и проведение консультации.Октябрь
Совместные с/р игры на закрепление навыков безопасного поведения на дороге.
Изготовление атрибутов к с/р играм
Разработка перспективного планирования по безопасности.

Разработка проекта по ПДД

Ноябрь
Изготовление макета «Наша улица» Беседа: «Наше село и его транспорт».
Изготовление дорожных знаков, макетов домов.
Взаимодействие с родителями: Анкетирование родителей.
Декабрь
Совместные дидактические игры на закрепление правил дорожного движения.
Подбор дидактических игр.
Обработка анкетных данных.
Работа с родителями.

Январь
Обыгрывание ситуаций на дороге; Беседа: «Осторожно, скользкая дорога! »
Взаимодействие с родителями: подбор наглядно-информационного и консультативного материала.
Февраль
Детские исследовательские проекты по ПДД
Подбор тем для проектов; Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», и др.
Взаимодействие с педагогическим коллективом: подготовка к проведению мастер – класса.
Март
Просмотр презентаций «Дорожные знаки», «Наша улица» Подбор материала для презентаций апрель Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок по ПДД; Подбор методической литературы.
Апрель.
Детские исследовательские проекты по ПДД.
Подбор картинок дорожных ситуаций.
Май
Проект «Азбука безопасности», Совместные дидактические, настольно- печатные, с/р игры по ПДД. Подбор игр-занятий.

Работа с родителями

Сентябрь
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? » Подбор методической литературы на тему.
Октябрь
Совместное изготовление атрибутов к с/р, дидактическим играм Подбор и изготовление игрового оборудования
Ноябрь
Консультации: «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности». Оформление папки- передвижки по теме
Декабрь
Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» .Подбор методической литературы на тему
Январь
Выпуск памяток для родителей Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта»
Февраль
Составление с детьми исследовательских проектов
Детские исследовательские проекты: «Когда и почему появились правила дорожного движения? », «Кто такой регулировщик? », «Зебра», «История светофора», «История развития автомобилестроения».
Март
Совместное пополнение с родителями дидактических игр по ПДД, атрибутов к с/р играм.Изучение методической литературы по теме, изготовление атрибутов
Апрель
Консультации и беседы индивидуальные и коллективные: «Безопасность детей – забота взрослых! ». Оформление папки- передвижки по теме:
Май
Проект: «Азбука безопасности»; совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. Презентация проекта «Азбука безопасности», подбор игрового оборудования.

Самореализация

Сентябрь - май
Кружок «Заботливые родители»; Проект «Азбука безопасности», итоговое мероприятие: развлечение «Правила ОБЖ мы узнали, детьми воспитанными стали»; Игра- КВН «Внимательный пешеход» Проведение игр - занятий. Планирование дидактических игр и упражнений ежедневно вне занятий.
Изучение методической литературы на данную тему. Подбор конспектов занятий.
Сентябрь
Н. В. Елжова ПДД в д/с: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов Н/Д, 2013.
Октябрь
Т. А. Игорыгина Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. -М. :ТЦ Сфера, 2013.
Ноябрь
Е. И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. - М. : Издательство «Скрипторий 2013», 2013.
Декабрь
Услуги интернет
Январь
Изучение статей в журналах: Дошкольное воспитание, Ребенок в детском саду, Воспитатель ДОУ.
Февраль
О. Ю. Старцева Школа дорожных наук: Докольникам о правилах дорожного движения, 2012.
Март
Т.Ф. Саулина Три сигнала светофора. Из опыта работы дошкольных учреждений. Дид. игры, сценарии вечеров развлечений, литературный материал. –М. Просвещение. 2008.
Апрель
Г. Д. Беляевскова. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. Волгоград, 2012.
Май
Н. А. Извекова Занятия по правилам дорожного движения. М. : ТЦ. Сфера 2011.

Формы представления результатов самообразования.

Консультация для воспитателей по формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения по ПДД.
Мастер класс для педагогов ДОУ.
Консультации для родителей.
Проект по ознакомлению воспитанников с ПДД.
Участие в конкурсе «Зеленый огонек».
Обмен опытом через Интернет.
Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности. В детском саду прошла неделя по безопасности дорожного движения в старшей группе.
Дети приняли активное участие в разных мероприятиях. Вместе с педагогами рассматривали сюжетные картинки, играли с макетами дороги с перекрестком, рассматривали тематические альбомы «Виды транспорта», «Дорожные знаки», провели цикл целевых прогулок «Светофор», «Пешеходный переход», играли в сюжетно-ролевые «Дорожное движение», просмотрели видеоролики
В группе мальчики приняли участие в театрализации: «Переходи дорогу правильно». Обыграли историю непослушного кота, который нарушал правило дорожного движения. Спектакль посмотрели дети всех групп.
И закончили неделю по ПДД словами «и пусть все люди будут живы, здоровы и счастливы».
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

В наши дни одной из главных составляющих профессиональной компетентности воспитателей ДОУ является самообразование. Как оно происходит?

Необходимость профессионального роста

Осознавая несовершенство знаний и умений в профессиональной деятельности, воспитатель получает мощный стимул для профессионального роста, углубления знаний и овладения новыми методиками воспитательно-образовательной деятельности.

Как и каким образом можно организовать процесс повышения профессионального уровня?

Для того чтобы быть в тренде, современному воспитателю необходимо систематически следить за новостями в области дошкольной педагогики и психологии, знакомиться в передовым педагогическим опытом, находиться в постоянном общении с коллегами, работать над повышением общей эрудиции и совершенствованием педагогического мастерства, знакомиться с нормативно-правовой базой дошкольного образования и анализировать собственный профессиональный опыт.

Дополнительное развитие педагога - обязательная часть, которая включена в план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС. План содействует систематизации работы, является отражением результативности деятельности воспитателя, создает возможности для перспектив общения с детьми.

Составление плана самообразования: этапы

Рассмотрим несколько моментов, на которые необходимо обратить внимание. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС может быть составлен с учетом таких факторов:

  • обоснование выбора темы;
  • взаимосвязь темы работы с целями и задачами дошкольного учреждения;
  • предварительная работа, включающая изучение методик и программ по дошкольному образованию и воспитанию;
  • выбор форм взаимодействия с дошкольниками;
  • собственные методики;
  • ожидаемый результат работы над темой;
  • выводы и динамическая статистика развития детей;
  • перспективы улучшения работы;
  • итоги самообразования.

План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС требует тщательной подготовки, в ходе которой возникает масса вопросов. Основной вопрос - выбор темы. С этим в основном помогает методист или старший воспитатель, но педагог может также сделать самостоятельный выбор, в зависимости от актуальности и практической значимости темы образовательной деятельности.

В определении своей готовности к самообразованию молодым специалистам рекомендуется ознакомиться также с картой Г. М. Коджаспировой. План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС необходимо составлять с учетом следующих рекомендаций:

  • При изучении какого-либо вопроса нужно исследовать несколько источников, чтобы таким образом сформировать свое мнение.
  • Целесообразно провести работу с библиотечными каталогами и материалом из интернета, чтобы получить необходимый литературный источник.
  • В поиске материала важно ориентироваться на инновационные методики в образовании.
  • Общение и обмен опытом с коллегами - важный момент самообразования педагога.

Индивидуальный план самообразования составляется по двум видам:

  • Годовое планирование
  • Перспективное планирование, которое предусматривает ежегодную доработку плана образовательной деятельности

Если индивидуальный план самообразования составлен по второму виду планирования, можно использовать проектный метод, соответствующий возрасту детей. Перспективное планирование должно непременно включать актуальные вопросы дошкольного образования в динамическом развитии.

Примерный перечень тем самообразования воспитателя по ФГОС

Воспитатель может выбрать следующие темы, предусмотренные ФГОС дошкольного образования:

  • Амплификационные методы развития дошкольника.
  • Особенности педагогической диагностики в ДОУ.
  • Метод индивидуального подхода в ДО.
  • Методика по формированию ОБЖ.
  • Эмоциональный интеллект дошкольника.
  • Методы по руководству игровой деятельностью.
  • Формирование краеведческих представлений (малая родина).
  • Творческие способности дошкольников.
  • Подготовка к учебной деятельности.
  • Развитие любознательности.
  • Ознакомление с объектами окружающего мира.
  • Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
  • Формирование ЭМП.
  • Развитие общительности.
  • Связная речь.
  • Элементарный анализ литературного произведения.
  • Обучение грамоте.
  • Применение нетрадиционных техник изодеятельности.
  • Основы ЗОЖ в ДОУ.
  • Формирование КГН и навыков самообслуживания.
  • Обеспечение психологического комфорта в детском учреждении.
  • Информационно-коммуникативные технологии в ДО.
  • Приемственность детсада и школы.
  • Психолого-педагогическая поддержка семьи.
  • Основы инклюзивного образования в ДОУ.
  • РППС детского сада.
  • Парциальные программы ДОУ.
  • Инновационные формы взаимодействия с родителями.
  • Организация экспериментальной деятельности.
  • Качество и критерии оценки ДО.

Организация работы по темам

Каждая из тем требует аналитической работы. Анализируя литературу, педагог должен выделить основные мысли и идеи авторов, чтобы определить направление работы по данной теме. Например, если выбрана тема "Духовно-нравственное воспитание дошкольников", воспитателю необходимо уделить особое внимание методике организации и общему содержанию работы по этой теме в различных возрастных группах детского сада.

Одной из актуальных задач воспитания в детсаду является экологическое воспитание. Как составить план самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС? Экология, например, должна включать занятия и беседы по ознакомлению с природой родного края, опытно-экспериментальную деятельность, работу с родителями, способствующую развитию экологических знаний у детей дошкольного возраста.

План самообразования воспитателя ДОУ младшей группы должен охватывать работу по оценке возможностей, физиологических и психологических особенностей детей этой возрастной категории, обозначать круг проблем, касающихся работы с младшими дошкольниками, включать применение интерактивных методов обучения и современных методик раннего развития. Работа над темой может быть проведена с участием нескольких педагогов, которые непосредственно знакомы с задачами и целями ДОУ. Правильно организованный процесс самообразования предоставляет большие возможности для более глубокого развития личности и эффективного повышения профессиональной компетентности педагога.

Выбор редакции
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...

Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...

Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...

Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...
Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...
Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...