Что является дисциплинарным проступком по ТК РФ? Дисциплинарные взыскания.


Нет идеальных, в том числе и на работе каждый может совершить проступок, который будет считаться дисциплинарным. Главным при его определении будет считаться неправомерность таких действий. Возможно так же и бездействие, например, когда сотрудник не желает выполнять свои обязанности. Чтобы был стимул не делать такие нарушения, работодатель вправе применить наказание в виде взыскания (и так же легко его впоследствии отменить, оформив соответствующий приказ).

Что такое дисциплинарный проступок работника?

Понятие дисциплинарного проступка регулируется статьей 192 ТК РФ. К нему относятся правонарушения, из-за которых случается невыполнение трудовых обязанностей, либо же их ненадлежащее выполнение. Сюда можно отнести нарушение должностных инструкций, приказов работодателя, трудового законодательства, договора, правил внутреннего распорядка. В любом случае он означает такие действия (бездействия), напрямую связанных с выполнением обязанностей на работе, которые строго запрещены без уважительных на то причин. Такие нарушения влекут за собой ответственность, которая подразумевает различного рода наказания.

Дисциплинарные взыскания за проступок работника по закону

Помимо поощрений за хорошую добросовестную работу, работодатель имеет право применять и определенные наказания за нарушение дисциплины сотрудником. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по статье.

Замечание является самым простым видом наказания работника и заключается в словесном предупреждении или в виде письменного приказа, который не отмечается в трудовой книжке.

Для более серьезных нарушений предусмотрен выговор, который оформляется официально, но тоже не указывается в трудовой. Грубые нарушения законодательства и трудового распорядка влекут за собой увольнение.

Штраф за дисциплинарный проступок

Допускается ли наложение на работника штрафа за совершение дисциплинарного проступка?

Ответ на вопрос знать важно, так как применение данного материального наказания встречается часто. Рассмотрим подробнее.

Что представляет собой штраф? Это удержание части денежных средств из заработной платы сотрудника. Однако наложение штрафов на сотрудников не имеет законных оснований, так как не предусмотрено законодательством.

К законным материальным взысканиям можно отнести только лишение премии.

Такой вариант возможен, если эта информация есть во внутренних документах предприятия, либо привлечение к материальной ответственности из-за порчи имущества компании. Применять штрафные санкции в иных случаях не разрешается законом, поэтому если работодатель будет их практиковать на своем предприятии, то его ожидает административная ответственность. Она заключается в выплате штрафов работодателем в размере 1000-5000 рублей, а юридическим лицом суммы от 30000 до 50000 рублей. Возможно также приостановление деятельности предприятия на 90 дней. А если же работник подаст заявление в прокуратуру и докажет факт незаконного навязывания штрафов, то работодателю грозит уголовная ответственность.


Срок взысканий за дисциплинарный проступок

В какой срок со дня обнаружения проступка к работнику может быть применено дисциплинарное взыскание?

Наложить его возможно в течение месяца. При нахождении отпуске или на больничном сотрудника данный срок приостанавливается.

Взыскание можно применить не позже 6 месяцев по ст.193 ТК РФ. В связи с ревизией и вынесения по ней решения, из-за аудиторской проверки срок взыскания увеличивается до 2 лет. Такие правонарушения обнаружить удается не сразу, поэтому и срок намного больше. При прохождении указанного срока привлечение к ответственности сотрудника законом не предусмотрено.

Акт о совершении работником дисциплинарного проступка

Акт является письменным доказательством совершения правонарушения работником, если нет его объяснения. Только на его основании возможно взыскание, иначе это действие будет незаконным. Образец его написания стандартный и содержит следующее:

  • наименование организации;
  • номер и название акта;
  • текст с информацией о правонарушении и тому, кто его совершил;
  • информация о мерах взыскания и их основания относительно ТК РФ
  • дата и подпись.

Подпись здесь нужна непосредственного руководителя сотрудника, руководителя предприятия и начальника отдела кадров. Обязательно нужно дать на ознакомление данный акт сотруднику, относительно которого он составляется. Его подпись тоже обязательна.

Срок объяснения работником проступка

В случае вынесения взыскания работник обязан предоставить письменное объяснение. Способы изложения могут быть различными способами:

  • объяснительная записка;
  • составление акта.

Какие сроки установлены для дачи работником объяснений по факту дисциплинарного проступка? Этот срок составляет всего 2 рабочих дня . Право на требование объяснения и срок его предоставления указываются в ч. 1 ст. 193 ТК РФ . Объяснительная записка способствует установлению объективной оценки дела, так как работник описывает все обстоятельства причинения правонарушения. Однако сотрудник может отказаться ее писать. Тогда работодателю следует составить акт, о котором говорилось в предыдущем пункте.

Таким образом, дисциплинарный проступок и ответственность за него закреплены законодательно. Работодатель вправе применять взыскание, при этом и соблюдение процедуры является его обязанностью, иначе данное право будет утеряно.

Скачать образец объяснительной записки по факту нарушения трудовой дисциплины можно

Трудовая деятельность требует от граждан надлежащего выполнения возложенных на них обязанностей и соблюдения установленного распорядка, правил поведения, нарушение которых является дисциплинарным проступком. Данное понятие подразумевает под собой привлечение виновных лиц к ответственности в виде дисциплинарного взыскания.

При этом данная мера используется работодателем на свое усмотрение, то есть законодательство не обязывает его применять в отношении работника, совершившего проступок, какие-либо меры воздействия, а только наделяет его таким правом (ч.1 ст.22 ТК РФ). Поэтому решение о наложении взыскания принимается им самостоятельно.

Однако привлечение сотрудника к дисциплинарной ответственности требует от руководства предприятия соблюдения установленной законодательством процедуры. Она предусматривает обязательное истребование письменных объяснений от нарушителя, а также проведения при необходимости служебного расследования.

Необходимость доказывания вины работника в наступлении негативных последствии вследствие совершения им умышленных действий, невыполнения своих должностных обязанностей или по неосторожности возлагается на работодателя. В случае отсутствии достаточных оснований для привлечения лица к дисциплинарной ответственности, на трудящегося не может быть наложено взыскание.

Это касается и ситуаций, когда наступление негативных последствий или невыполнение им своих должностных обязанностей произошло не по вине данного лица. К дисциплинарным проступкам также не относятся правонарушения гражданина, не связанные с выполнением им своих должностных обязанностей.

Нормами трудового законодательства установлено два вида дисциплинарной ответственности: общая и специальная. Первая распространяется на всех трудящихся и может быть применена к любому работнику в случае допущения им нарушений трудовой дисциплины. Меры взыскания в этом случае устанавливаются федеральными нормативными актами, а также локальными документами, действие которых распространяется на всех трудящихся предприятия.

Специальная ответственность в свою очередь распространяется на отдельную категорию трудящихся и закрепляется соответствующими отраслевыми нормативными актами или локальными документами. Она предусматривает наложение на виновных лиц более строгих мер воздействия.

В общем порядке согласно ст.192 ТК РФ в отношении провинившегося сотрудника могут быть применены следующие виды дисциплинарного взыскания:

  • Замечание;
  • Выговор;
  • Прекращение трудового договора.

При оформлении документов руководство предприятия или уполномоченный им сотрудник должен указывать вид применяемого взыскания в той формулировке, которая указана в Трудовом кодексе. Поэтому пункт про прекращение трудовых отношений, в качестве меры дисциплинарной ответственности должен содержать формулировку – «увольнение», в противном случае работник, получивший взыскание может обжаловать данное решение.

Отдельно необходимо упомянуть о проступках, за совершение которых предусмотрено привлечение к административной или уголовной ответственности. В данном случае наложение дисциплинарного взыскания возможно только в случае, если в составе преступления содержатся элементы дисциплинарного проступка. В противном случае наложение взыскания руководством предприятия невозможно.

Что касается совмещения материальной и дисциплинарной ответственности, то работник может быть привлечен к ним одновременно, если в отраслевых или локальных нормативных актах, предусмотрена такая возможность.

Отличия дисциплинарного проступка от других видов нарушений

Дисциплинарное правонарушение – особый вид проступков, который связан с осуществлением лицом трудовой деятельности. Любая работа накладывает на граждан определенные обязанности и устанавливает правила поведения. При этом данные ограничения закрепляются в федеральных, отраслевых и локальных нормативных актах.

Нарушение установленных правил, в зависимости от его тяжести, может быть квалифицировано как преступление или проступок. Исходя из этого, а также обстоятельств совершения правонарушения, определяется ответственность, к которой привлекается гражданин.

На рабочем месте лицом может быть совершено и преступление, и проступок. Но не каждое из них может рассматриваться в качестве дисциплинарного правонарушения. К данной группе относится действие или бездействие, непосредственно связанное с выполнением трудящимся своих должностных обязанностей.

Еще одно отличие дисциплинарной ответственности от других её видов заключается в специфике её наложения. Во-первых – наложение взыскания производится руководителем предприятия, а если виновным лицом является директор, то вышестоящей организацией, если таковая имеется. Во-вторых, привлечение к данному виду ответственности не является обязательным. То есть при выявлении дисциплинарного проступка работодатель самостоятельно определяет, будет он налагать на сотрудника взыскание или нет.

Несмотря на то, что трудящийся может совершить на рабочем месте и преступление и проступок, работодатель не имеет права привлечь его, к примеру, к административной ответственности. В зависимости от вида совершенного правонарушения и его тяжести, наложение соответствующей меры воздействия производится уполномоченным лицом или организацией.

Руководитель фирмы со своей стороны может наказать служащего только за проступок непосредственно связанный с выполнением им своих должностных обязанностей. С другой стороны за аналогичные нарушения трудящийся не может быть привлечен к ответственности иными лицами или органами.

Для наложения взыскания работодателю необходимо провести ряд обязательных действий:

  • Истребовать у провинившегося лица письменные объяснения, а при отказе от их предоставления – составить соответствующий акт за подписями не менее двух свидетелей.
  • Собрать доказательства, подтверждающие вину указанного лица в наступлении негативных последствий.
  • При необходимости, провести полноценное служебное расследование.
  • Оформить приказ о наложении на виновного сотрудника дисциплинарного взыскания и вручить его под роспись работнику.

При определении меры воздействия на служащего, необходимо учитывать тяжесть совершенного проступка, а также степень его вины. К примеру, такой вид взыскания, как увольнение, может быть применен только в отношении трудящегося допустившего проступок, несовместимый с дальнейшим продолжением работы на данной должности.

В некоторых ситуациях классификация правонарушения может быть затруднена из-за достаточно расплывчатых формулировок, содержащихся в нормах действующего законодательства. В таких случаях работодателю, зачастую, приходится обращаться в уполномоченные органы и подолгу ждать от них ответа о возбуждении или отказе в возбуждении дела в отношении виновного лица. Только после это руководство предприятия имеет право налагать на трудящегося дисциплинарное взыскание.

При этом необходимо учитывать сроки привлечения к ответственности, после истечения которых, наказать виновное лицо уже не получится. В общем порядке наложение дисциплинарного взыскания возможно в течение месяца после выявления правонарушения, за исключением времени ожидания ответа от уполномоченных органов. Но при этом привлечь к ответственности виновное лицо можно не позднее 6-ти месяцев со дня совершения им проступка.

Количество взысканий за один дисциплинарный проступок

В соответствии с ч.5 ст.193 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка на виновное лицо может быть наложено только одна мера воздействия. Таким образом, работодатель может выбрать только одну санкцию в качестве наказания за совершенное трудящимся правонарушение. И если им при вынесении решения была выбрана одна мера воздействия, то изменить впоследствии её он уже не сможет.

Если работодатель, к примеру, хочет уволить работника, но тяжесть его проступка не позволяет наложить на него данный вид взыскания, то ему придется ограничиться объявлением выговора. А вот при совершении данным сотрудников еще одного проступка до снятия взыскания, работодатель имеет право, согласно п.5 ч.1 ст. 81 ТК РФ расторгнуть с ним трудовые отношения.

Согласно нормам действующего законодательства срок действия выговора, объявленного сотруднику, составляет один год. По истечению данного времени дисциплинарное взыскание снимается автоматически. Если работодатель, по каким бы то ни было причинам, хочет досрочно снять выговор с сотрудника, то он имеет такое право. Для этого ему потребуется оформить соответствующий приказ и сделать запись в личном деле работника.

В тоже время, если руководитель в качестве меры воздействия выбрал расторжение трудовых отношений, то впоследствии он не сможет отменить своё решение или изменить его. Восстановление служащего на работе может быть произведено только по решению уполномоченных органов. Работодатель имеет право принять работника после увольнения обратно, но взыскания на нем уже числиться не будет.

Что касается привлечения к материальной ответственности, то она может быть применена как отдельно, так и совместно с дисциплинарной. При этом важно помнить, что основания у данных видов ответственности различные и для наложения соответствующего взыскания требуется установить наличие необходимых обстоятельств и соблюсти установленную законодательством процедуру.

Признаки дисциплинарного правонарушения

При рассмотрении вопроса о наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника руководству в первую очередь необходимо оценить действия работника, определить наличие основания для привлечения его к ответственности. Признаками дисциплинарного проступка являются:

  1. Наличие факта нарушения установленных трудовых правил или ненадлежащего выполнения служащим его работы, выражающееся в виде умышленных действий или преступного бездействия.
  2. Должностные обязанности, которые должен был исполнять сотрудник, наложены на него действующим законодательством, трудовым договором или локальными нормативными актами предприятия.
  3. Должна быть установлена прямая связь между действиями служащего и нарушением установленных правил или наступившими негативными последствиями. При этом наличие преступного умысла со стороны работника, является не обязательным.

Работодатель обязан установить наличие всех указанных признаков до вынесения окончательного решения и привлечения трудящегося к дисциплинарной ответственности. При этом необходимо учитывать, что действия сотрудника, за которые он может быть привлечен к ответственности, могут и не повлечь негативных последствий. Если он допустил нарушение установленных правил, к примеру, опоздал на работу, но это не повлекло за собой никаких отрицательных последствий, работодатель имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание.

Виды дисциплинарных проступков

В действующем трудовом законодательстве не закреплен исчерпывающий перечень проступков граждан, за которые они могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. При этом в ст.81 ТК РФ указаны правонарушения, влекущие за собой расторжение трудовых отношений. Среди них такие дисциплинарные проступки, примеры:

  • Прогул;
  • Отказ от выполнения возложенных на служащего обязанностей;
  • Работа в состоянии токсического, алкогольного или иного вида опьянении;
  • Отказ от прохождения мед. обследования или проф. обучения, если таковое предусмотрено для занимаемой гражданин должности;
  • Разглашение данных, защищенных законодательством как коммерческая, государственная или иная тайна;
  • Совершение кражи при выполнении должностных обязанностей (при этом ущерб может быть нанесен как работодателю, так и другим служащим предприятия);
  • Предоставление заведомо ложной информации (поддельных документов) при поступлении на работу.

Однако даже в отношении указанных правонарушений работодатель может назначить иную меру воздействия, а не увольнение, так как именно он принимает решение о привлечении трудящегося к дисциплинарной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1)

замечание; 2)

выговор; 3)

увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5,6,9 или 10 части первой статьи 81 или пунктом 1 статьи 336 настоящего Кодекса, а также пунктом 7 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

КОММЕНТАРИЙ 1.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей может повлечь за собой такое негативное последствие, как применение к работнику дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется с целью воздействия на работника для предупреждения дальнейшего недобросовестного отношения к труду либо, в наиболее серьезных случаях, прекращения с работником трудовых отношений. 2.

Рассматривать вопрос о неисполнении либо ненадлежащем исполнении работником трудовых обязанностей следует исходя из совокупности обязанностей, возлагаемых на работника ст. 21 ТК РФ. Это прямо следует из подхода, сформулированного п. 35 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 “О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации”, согласно которому неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей определяется как неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). 3.

В перечень дисциплинарных взысканий, содержащийся в Кодексе, входят: -

замечание; -

выговор; -

увольнение по соответствующим основаниям. 4.

Согласно изменениям, внесенным в комментируемую статью, работодателю необходимо при наложении дисциплинарного взыскания принимать во внимание тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Данная новелла учитывает предписания п. 53 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, в соответствии с которым в случае оспаривания работником правомерности примененного к нему дисциплинарного взыскания работодатель будет обязан представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника, его отношение к труду. 5.

Критериями, являющимися подтверждением факта совершения работником дисциплинарного проступка, являются:

а) действие (бездействие), выразившееся в: неисполнении или ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, о чем могут свидетельствовать как имеющиеся факты нарушения трудовой дисциплины (отсутствие работника на работе либо на рабочем месте без уважительных причин, опоздания, совершение в рабочее время действий, не связанных с порученной работой), так и нарушения, которые влекут за собой невозможность выполнения работником трудовой функции, либо отражаются на ее качестве (отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда; отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий; отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе; отказ от заключения договора о полной материальной ответственности работника, основная трудовая функция которого по обслуживанию материальных ценностей была оговорена при приеме на работу; ненадлежащее выполнение поручений непосредственного руководителя);

б) наличие вины работника. Кодекс не содержит критериев “виновности”. Исходя из толкования данного понятия, содержащегося в иных нормативных правовых актах, виновным является действие (бездействие), совершенное умышленно или по неосторожности. При этом следует обратить внимание на то, что характер действия (бездействия) будет противоправным, если имеет место нарушение предписаний Кодекса и иных нормативных правовых актов, нормативных актов работодателя, определяющих круг прав и обязанностей работника.

Необходимо отметить, что отказ от продолжения работы в связи с невыплатой заработной платы, отказ от сверхурочных работ работником, привлечение которого к данным работам возможно только с его согласия, отказ работника от дачи объяснения по поводу совершенных им действий не могут рассматриваться в качестве неисполнения либо ненадлежащего исполнения работником трудовых обязанностей.

Наличие вины исключают также обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). В частности, нельзя считать прогулом случаи отсутствия работника на рабочем месте, если его отсутствие обусловлено, к примеру, несвоевременным вылетом воздушного судна, что могло быть вызвано погодными условиями либо действиями авиакомпании-перевозчика, а также сбоем в работе городского транспорта. Здесь важно различать наличие серьезного сбоя (нарушения, связанные с подачей электроэнергии, других причин технического характера, задержка движения вследствие террористического акта и т.

Д.), которые могут иметь документальное подтверждение, и характерную для крупных городов загруженность транспорта, а также существенную удаленность места работы от места жительства работника. Последние обстоятельства не могут иметь юридического значения и, соответственно, рассматриваться в качестве уважительной причины.

Также необходимо наличие вины работника в случае причинения материального ущерба организации, поскольку при соблюдении работником всех требований разумности и осмотрительности он не может нести ответственность за ущерб, причиненный обслуживаемым им материальным ценностям не по его вине. В частности, работодатель не может взыскивать с работников, выполняющих функции торговых представителей и заключающих договоры поставки с иными организациями, денежные средства, если организации, получившие товар по данным договорам, не произвели своевременной оплаты;

в) виновное действие (бездействие), совершенное по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей.

Данные обстоятельства необходимы для соблюдения порядка применения дисциплинарных взысканий.

В частности, расторжение трудового договора в некоторых случаях может быть произведено и тогда, когда виновные действия совершены работником не по месту работы и не в связи с исполнением трудовых обязанностей, однако их характер может повлечь за собой расторжение трудового договора по инициативе работодателя.

Однако следует разграничивать увольнение работника по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным Кодексом или иными федеральными законами, и увольнение работника по инициативе работодателя с соблюдением порядка применения дисциплинарных взысканий.

Часть 3 комментируемой статьи содержит нововведение в виде перечня случаев, когда при расторжении трудового договора должен быть соблюден порядок применения дисциплинарных взысканий:

а) пункты 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или п. 1 ст. 336 ТК РФ (действия работников, непосредственно связанные с их трудовой деятельностью);

б) пункт 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Данное изменение учитывает содержание п. 47 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 и позволяет работодателю упорядочить свои действия в случае выявления противоправных действий работника как по месту работы, так и за ее пределами. 6.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189 ТК РФ) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Хотя редакция ч. 4 комментируемой статьи не содержит отсылку к норме, регламентирующей порядок утверждения уставов и положений о дисциплине, ч. 2 ст. 192 ТК РФ и ч. 5 ст. 189 ТК РФ предусматривают утверждение данных актов только федеральными законами.

В настоящее время вопрос применения дисциплинарных взысканий регулируется подзаконными актами, принятыми, как правило, во исполнение предписаний федеральных законов (см. п. 6 и 7 комментария к ст. 189 ТК РФ).

Таким образом, с вступлением в силу Кодекса урегулирование вопросов, связанных с трудовой дисциплиной, потребует формирования новой законодательной базы. 7.

Следует отметить, что федеральные законы зачастую прямо содержат виды противоправных действий, которые могут служить основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Статьей 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья, утв. Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, предусмотрено, что лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками с учетом причиненного гражданину ущерба несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ.

Согласно ст. 75 ЗК РФ должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Лица, виновные в нарушении прав граждан пожилого возраста и инвалидов, установленных п. 4 ст. 12 Федерального закона от 02.08.1995 № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, несут дисциплинарную ответственность.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ, что предусмотрено п. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ “О коммерческой тайне”. 8.

Работодатель вправе применять лишь те дисциплинарные взыскания, которые предусмотрены федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

К примеру, предписание п. 2 ст. 19 Федерального закона от 08.05.1996 № 41-ФЗ “О производственных кооперативах”, согласно которому кооператив самостоятельно устанавливает для своих членов виды дисциплинарной ответственности, может быть реализовано только в рамках правового регулирования, установленного Кодексом. Локальное нормативное регулирование, осуществляемое работодателем, может содержать подходы, позволяющие дать оценку труда работников (как правило, полное или частичное снижение размера премии, выплачиваемой за период, в котором было совершено дисциплинарное взыскание), однако эти меры не могут рассматриваться в качестве мер дисциплинарного взыскания в смысле комментируемой статьи.

Должностные обязанности – все обязанности, которые возлагаются на гражданского служащего в связи с замещением данной должности, включая соблюдение ограничений.

Виды дисциплинарных взысканий:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы.

*за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В зависимости от последствий :

а. формальные – последствия не важны;

б. материальные – по последствиям.

Повышенная ответственность за некоторые материальные проступки руководителей.

81.Правовой статус полномочного представителя Президента.

Виды полномочных представителей:

а) в федеральном собрании РФ;

б) в федеральном округе;

в) в Конституционном суде.

Полномочный представитель – должностное лицо, представляющим Президента РФ в пределах соответствующего федерального округа, которое обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.

Полномочный представитель :

1) является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации Президента;

2) назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ;

3) непосредственно подчиняется Президенту

4) назначается на должность на срок, определяемый Президентом, но не превышающий срока исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Задачи :

а. организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом;

б. организация контроля за исполнением в федеральном округе решений ФОИВ;

в. обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента;

г. представление Президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе.

Функции :

1. обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;

2. анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе;

3. организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов;

4. согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа;

5. организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства;

6. согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта;

7. принимает участие в работе органов государственной власти субъектов, а также органов МСУ, находящихся в пределах федерального округа;

8. вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов.

Права :

2) направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов;

3) пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента;

4) организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента;

5) право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.

84.Понятие, виды, принципы государственной службы.

Государственная служба :

а) организационно-функциональная основа государства , осуществляющая функции и задачи государства;

б) в правовом смысле – комплексный институт, объединяющий нормы всех отраслей права в части, касающейся государственной службы;

в) в организационном смысле – организованная государством система осуществления его задач и функций государственными служащими:

1. узкий смысл – выполнение служащими своих обязанностей в государственных органах;

2. широкий смысл - выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (школы, учреждения).

ФЗ «О системе государственной службы».

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

2. федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

3. субъектов РФ;

4. органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

5. лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

6. лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Государственный орган – органы государственной власти, иные государственные органы, замещаемые государственными должности, которые устанавливаются :

а. Конституцией, ФЗ;

б. Конституциями (уставами), законами субъектов.

Признаки (критерии):

1) осуществление на профессиональной основе (профессия граждан);

2) служебная деятельность (подчинена обеспечению исполнения полномочий определённых в законе субъектов, содержание – функциями и полномочиями для должности);

3) разнородность субъектов ;

4) признание государственными служащими всех лиц, занимающих государственные должности;

5) дифференциация должностей на государственные и негосударственные.

Виды :

1. гражданская;

2. военная;

3. правоохранительная.

Закон о системе государственной службы закрепляет принципы :

1. федерализма – обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2. законности – строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и организаций;

3. приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4. равного доступа граждан к государственной службе – исключение дискриминации (требования к кандидату – характер должностных обязанностей);

5. единства правовых и организационных основ государственной службы , предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6. взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы ;

7. открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих;

8. профессионализма и компетентности государственных служащих;

9. защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

85.Административно-правовой статус предприятий и учреждений.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус :

1. относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности – взаимодействие с ОИВ;

2. относящиеся к государственным предприятиям и учреждениям;

3. относящиеся к муниципальным предприятиям и учреждениям;

4. относящиеся к негосударственным предприятиям и учреждениям.

Всех форм собственности · Устанавливаются в качестве принципов: а) запрет на вмешательство государства в производственно-хозяйственную деятельность; б) государственную регистрацию предприятий; в) обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчётности, предоставления информации, необходимой для налогообложения. · Предприятия обязаны соблюдать предписаниязаконодательства о защите окружающей среды, режиме природопользования и другие правила. · Контроль за соблюдением – уполномоченные государственные органы, которые могут применять меры принудительного воздействия. · Иногда требуется разрешение на занятие определённым видом деятельности.
Государственные и муниципальные предприятия · Собственник таких предприятий – государство. · Ведение государственных органов: 1) создание предприятий; 2) определение предмета и целей деятельности; 3) утверждение устава; 4) управление; 5) назначение на должность и снятие с неё руководителей. · Некоторые виды деятельности – только государственные предприятия – производство оружия, боеприпасов, изготовление и реализация наркотических средств. · Должностные лица предприятий – полномочия государственно-властного характера. · Государственные предприятия (и муниципальные) – унитарные предприятия. · Особенности статуса унитарных предприятий: а) создаются на базе государственной или муниципальной собственности; б) осуществляют деятельность для удовлетворения потребностей в областях, определённых ФЗ. · Виды: а) на праве хозяйственного ведения (государственные предприятия); б) на праве оперативного управления (казённые предприятия). · Законодательное закрепление положения: а) ГК РФ; б) ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. · Учреждение: а) уполномоченными органами государственными и МСУ; б) федеральные – ФОИВ; в) федеральные казённые – Правительство РФ. · Создание – в установленных ФЗ случаях (необходимость производства продукции, которая изъята из оборота). · Учредитель определяет в уставе – специальную гражданскую правоспособность. · Унитарное предприятие не вправе распоряжаться своим имуществом без согласия собственника. · Собственник унитарного предприятия – право на получение части прибыли. · Собственник имущества казенного предприятия: а) право изымать у казенного предприятия излишнее (неиспользуемое) имущество; б) доводить обязательные заказы; в) утверждать смету доходов и расходов. · От имени РФ или субъекта собственник – органы государственной власти РФ или субъектов. · Руководитель унитарного предприятия – единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником и может действовать от имени предприятия без доверенности. · Действия: 1) представление интересов; 2) утверждение структуры и штата; 3) осуществление приёма на работу; 4) издание приказов; 5) организация выполнения решений собственника. · Контроль за деятельностью унитарного предприятия – орган, реализующий полномочия собственника. · Администрация унитарного предприятия – функции оперативного управления. · Управленческие полномочия – отношения внутри предприятия. · Полномочия собственника унитарного предприятия: а) по вопросам организационной деятельности; б) полномочия, реализуемые по инициативе предприятия (получение согласия); в) полномочия по осуществлению контроля.
Государственные корпорации · Создаются для осуществления социальных, управленческих или иных социально-полезных функций. · Создание – ФЗ. · Виды: а) отраслевые; б) межотраслевые; в) для определённых задач. · Органы управления: а) наблюдательный совет (высший); б) правление (коллегиальный исполнительный); в) генеральный директор – возглавляет правления и руководит деятельностью корпорации. · Издаваемые корпорацией НПА – обязательны для ФОИВ, органов государственной власти субъектов и МСУ.
Негосударственные предприятия · Действуют в пределах административно-правового режима, предусмотренного для всех предприятий. · Роль государства – установление правовых норм и контроль за их соблюдением (не решает конкретных вопросов). · При преобразовании государственных учреждений у государственных органов сохраняется специальное право на участие в управлении ими. · Они назначают своих представителей в совет директоров, наделённых правом вето (одно из их преимущественных прав) при принятии решений о: а) внесении изменений и дополнений в устав; б) ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии; в) изменении уставного капитала; г) заключении определённых сделок.

86.Понятие и виды форм деятельности органов исполнительной власти.

Формы деятельности органов исполнительной власти – внешнее выражение видов их деятельности , предусмотренных нормами АП, совершаемые в целях осуществления возложенных на них задач , функций , полномочий .

Суть исполнительно-распорядительной деятельности требует :

а. официального оформления действий (для обеспечения определённости в деятельности);

б. создание правовых предпосылок законности деятельности.

Основные формы деятельности – в правовых актах, устанавливающих компетенцию (только в её пределах может действовать).

Формы деятельности:

1) издание правовых актов;

2) проведение организационных мероприятий;

3) осуществление материально-технических мероприятий.

*существует ещё множество классификаций (эта советская).

Также форма деятельности предполагает реализацию органами управления правоспособности, предусмотренной другими отраслями права .

В зависимости от последствий (формы действий):

1. правовые формы действий – действия, влекущие правовые последствия :

а) издание правовых актов – осуществление государственного управления;

б) издание плановых актов, целевых программ – теоритические обоснования основных направлений в содержании государственной деятельности;

в) издание административных и гражданских договоров;

г) заключение международных договоров;

2. неправомерные формы действий – непосредственно не влекут последствий, могут лишь инициаторами или предпосылками совершения действий, которые повлекут последствия :

а) организационные мероприятия;

б) проведение совещаний;

материально-технические операции.

88.Администрация Президента РФ: понятие, основы правового положения.

89.Компетенция РФ в области законодательства об административных правонарушениях.

Законодательство – совместное субъектов и РФ.

Принцип : законы и иные НПА субъектов принимаются в соответствии с ФЗ и не могут им противоречить.

Субъекты – остаточная компетенция .

Форма законодательства:

а. федеральное – закон;

б. субъектов – закон, иные НПА (форма может быть конкретизирована законом).

*законы субъектов должны соответствовать КоАП, в случае противоречия используется КоАП.

Состав законодательства об административных правонарушениях:

а) КоАП (дополнительные законы на федеральном уровне должны вносить изменения в кодекс – самостоятельно не действуют);

б) принимаемые законы субъектов, соответствующие КоАП.

Закон, регулирующий административную ответственность – КоАП (5 разделов).

Ведение РФ (по КоАП) – установление:

1. общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2. перечня видов административных наказаний и правил применения;

3. административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение (при нарушении ФЗ);

4. порядка производства по делам;

5. порядка исполнения постановлений о наложении взысканий.

КоАП определяет :

1) в соответствии с законодательством о судебной системе – подсудность дел;

2) в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних – подведомственность дел комиссиям по делам несовершеннолетних;

3) в соответствии с установленной структурой ФОИВ – подведомственность ФОИВ.

Обратная сила :

а. присутствует – закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, иным образом улучшающий положение лица;

б. отсутствует – закон устанавливает или отягчает ответственность, иным образом ухудшает положение лица.

*производство по делу – на основании закона, действующего во время производства по делу.

90.Федеральные органы исполнительной власти: их организационные формы и полномочия.

Черты правового положения ФОИВ до реформы 2004 :

1. самостоятельность всех органов в организационно-правовом отношении;

2. Правительство – координация подведомственных ФОИВ, блоки могли курироваться замами;

3. в деятельности руководствовались всеми НПА ;

4. ведали комплексами и отдельными функциями;

5. концентрация всех функций в одном органе;

6. совпадение основных форм деятельности.

Специфические черты :

1. министерство – ФОИВ, выполняющее все функции, делились: отраслевой и общей компетенции;

2. государственный комитет

  • Административное право как отрасль российского права. Административное право как отрасль в системе российского права играет, наряду с конституционным, гражданским и уголовным правом
  • Акцентуация и нарастание дисбаланса системы. Мы можем сказать, что третий уровень слаб и не выполняет своих обязанностей, если человек испытывает хроническую неуверенность в своих силах и не справляется

  • Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...