Даниловская пустынь. Собор Вознесения Господня


Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем.
Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«...В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним... »
Преподобный Давид, по преданию, происходил из рода князей Вяземских и носил в миру имя Даниил. Еще будучи юношей, чуть более двадцати лет от роду, почувствовал Даниил призвание к подвижнической жизни и пришел в Пафнутиев Боровский монастырь. Этот монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году. Он был обильным вертоградом иночества и христианского просвещения, из него вышли многие светильники русского монашества. Преподобный Пафнутий являйся пострижеником и учеником преподобного Никиты, третьего настоятеля Серпуховского Высоцкого монастыря. Преподобный же Никита был сродником и учеником Преподобного Сергия Радонежского, Игумена земли Русской. Таким образом, преподобный Пафнутий был преемником заветов Преподобного Сергия и деятельным представителем его иноческой школы.
Юный Даниил поступил в Боровскую обитель еще при жизни преподобного Пафнутия, который как великое святило сиял тогда святостью своей жизни и духовными дарованиями. Устройство монастыря было общежительным. Игумен подавал пример братии. Они видели «труды и злострадания. подвиги же и посты, и худость ризную, твердую к Богу веру и любовь, и еже к Пречистой Богородице известную надежду, Ея же и всегда имеяше упование в уме во устех языку пишу. Сего ради и благодати Божия сподобися, еже хотящая быти прозирати и сердечные тайные помыслы братии поведати, еше же и болезни ищеляти, и Бога и Пречистая Богородицы, приимаше, и бяше во истину далече от человек [тогдашнего] века всеми обычаями. Бяше же щедр и милостив, егда подобает; жесток же и напрасен, егда потреба»,- говорит преподобный Иосиф, будущий основатель Иосифо-Волоикого монастыря, в одно время подвизавшийся с преподобным Давидом. Этим примером и богомудрыми советами руководствовался Давид в прохождении жития иноческого. Видя ревность и усердие своего послушника, преподобный Пафнутий совершил над ним монашеский постриг и нарек Давидом в честь преподобного Давида Солунского, святого отшельника, жившего в VI веке. После преставления своего учителя, преподобного Пафнутия, преподобный Давид нашел духовное руководство и покровительство в лице великого светильника русского монашества преподобного Иосифа Волоцкого. Преподобный Иосиф двадцатилетним юношей пришел в Боровск и 13 февраля 1460 года, приняв монашеское пострижение от руки преподобного Пафнутия, семнадцать лет жил с ним в одной келье. Блаженный старец, провидя близкое свое отшествие ко Господу, предложил Иосифу быть его преемником по управлению обителью. Преподобный Пафнутий преставился 1 мая 1477 года. После него Иосиф управлял обителью с 1477 по 1479 год. Он намеревался ввести в Боровской обители самое строгое общежитие, но встретил несогласие на то со стороны иноков, кроме семерых, поэтому удалился от ропота и оставил на время свою обитель, чтобы лично осмотреть устройство других монастырей.
По возвращении из своего путешествия он решился навсегда покинуть Пафнутиев монастырь и основать обитель по своему желанию, для чего с семью преданными ему иноками удалился в знакомые леса волоколамские, где основал свою знаменитую обитель, в которой и скончался 9 сентября 1515 года. Духовную связь с этим великим и просвешенным подвижником преподобный Давид не прерывал до самой его смерти. Продолжительное время подвизался преподобный в Пафнутиевой обители.
В 1515 году преподобный Давид, подвизавшийся более сорока лет в Боровском монастыре, оставил сию святую обитель, дабы основать свой монастырь в пустынной местности, принадлежавшей князю Василию Семеновичу Стародубскому, на берегу реки Лопасни в древней Хутынской волости, куда и пришел с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни преподобный насадил липовую рощу. Преподобный Иосиф 15 августа 1515 года незадолго до своей кончины посетил эту новую обитель, трапезовал с преподобным Давидом и братией и наставлял их в Слове Божием. Более полстолетия подвизался преподобный Давид в монашестве был кормильцем-отцом всего окрестного населения.
Девятнадцатого сентября 1529 года он предал Богу свою праведную душу. Честное тело его было погребено в основанной им пустыни, в церкви Знамения Богоматери, сооруженной в его память, так как икона Знамения Пресвятой Богородицы была келейным моленным образом преподобного.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Записей о чудесных явлениях милости Божией по молитвам преподобного не сохранилось. Но о том, что эти явления были, свидетельствуют рассказы жителей окрестных селений
Серпуховской купчихе Окороковой, страдавшей весьма трудными родами, преподобный Давид явился во сне и обещал исцеление, если она посетит его обитель и отслужит при раке его панихиду. По благополучном разрешении от бремени благодарная женщина была в пустыни и рассказывала служившим панихиду о дивном ей явлении преподобного.
В 50-х годах ХIХ столетия в бытность свечником Давидовой пустыни старца высокой духовной жизни, иеродиакона Венедикта пришел в обитель крестьянин Подольского уезда и просил отслужить панихиду по преподобном Давиде. Служившему иеромонаху крестьянин рассказал следующее: «Около семи лет страдал я расслаблением и без посторонней помощи не мог ни двинуться, ни приподняться.
Почти наяву явился мне преподобный Давид, высокий седой старец, в монашеском одеянии с посохом в руках, и приказал идти в Давидову пустынь, отслужить по нем панихиду, обещая исцелить меня от болезни. «Батюшка,- говорю - с радостью бы пошёл, но не только идти, а и приподняться не могу, да и не знаю, где эта пустынь».
Старец ударил меня по ногам жезлом, велел идти в Подольск и стал невидим. Тут я, к великой радости, почувствовал возможность двигать членами, хотя на ноги встать не мог, и решил идти по повелению, о чем и объявил домашним. Невзирая на уговоры сына и других родных отложить это намерение, стал собираться в путь. Наскоро приладили костыли, хотя и не мог ими пользоваться за невозможностью встать на ноги. Сын проводил меня до деревенской околицы, все расстояние до которой я полз с великим трудом.
Тут сделалось что-то такое, будто всего меня прострелило, и я почувствовал, что силы мои крепнут, попробовал стать на ноги и - чудо! - с помощью костылей встал уже и пошел, хотя еле-еле, на ногах. Чем дальше шел, тем силы больше укреплялись. Под Подольском добрые люди рассказали, как найти дорогу в пустынь. И вот с Божией помощью, молитвами батюшки, преподобного Давида и в пустынь дошел, и в костылях уже более не нуждаюсь».
Престарелой девице-дворянке из Подольского же уезда явился преподобный Давид и говорит: "Что ко мне не побываешь?" Явившийся стал невидим, а девица недоумевала, кто бы это мог быть. Вскоре ей пришлось быть в Москве и зайти в часовню Спасителя, принадлежащую Давидовой пустыни. Случайно увидав тут печатное изображение преподобного Давида, она узнала в нем явившегося и стала спрашивать, чье это изображение? Когда ей было сказано служащими при часовне, что это изображение основателя Давидовой пустыни преподобного Давида, она рассказала о явлении ей, узнала о дороге в пустынь и, действительно, вскоре приехала в монастырь и, отслуживши панихиду, рассказывала всем о бывшем ей явлении. Преподобный Давид, полагая основание обители, создал храм в честь Вознесения Господня, Успения Пресвятой Богородицы и Святителя Николая с трапезою.
В 1600 году игумен Леонид на келейные деньги построил деревянный храм Вознесения Господня, впоследствии перенесенный в село Дегчишево. Еще при царе Иоанне Васильевиче Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, однако он долгое время оставался недостроенным. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить новую каменную церковь Вознесения Господня с приделами Успения Пресвятой Богородицы и Николая чудотворца с теплой трапезою. В 1682 году был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.
К 1732 году церковь Успения уже сильно обветшала. По прошению игумена Иакова она была разобрана и выстроена вновь над святыми вратами в 1740 году. В 30 - 40-е годы XVIII века над гробом преподобного Давида поставлена каменная колокольня вместо существовавшей ранее деревянной часовни. В 1740 году, в правление игумена Иосифа, усердием жены статского советника Михаила Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольней устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы.
Известна была обитель и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особое внимание ей оказывал царь Иоанн Васильевич Грозный. На его средства в обители началась постройка каменного храма. В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но была восстановлена 1 апреля 1625 года царем Михаилом Феолоровичем. В 1626 году по именному приказу великой старицы Марфы Иоанновны в пустынь были даны ризы белой тафты, ризы миткалевые, епитрахиль рыхлого бархата и такие же поручи, шелковый пояс, епитрахиль и поручи бархатные, два стихаря миткалевых и пояс нитяный. При игумене Савватии (1653 - 1657) был выпущен указ о сохранении липовой рощи, посаженной самим преподобным Давидом. По преданию, преподобный Давид выкапывал липы в лесу и, принося их в монастырь, сажал вверх корнями, дабы показать темному местному населению силу молитв к Богу и Пречистой Его Матери. И по молитвам преподобного Давида деревья произрастали. Иноки обители при производстве новых посадок сохраняли эту традицию вплоть до закрытия монастыря в 30-е годы нашего столетия. В 1657 году монастырь был огорожен забором, около монастыря росла липовая роща, а между рощей и огородом - сад с яблонями.
На территории монастыря находились: деревянная церковь Вознесения с двумя престолами в приделах Успения Богоматери и Святителя Николая; каменная недостроенная церковь в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы и деревянная часовня, в которой под спудом почивали мощи преподобного Давида; колокольня, рубленная в брус, верх шатром, а в ней пять колоколов; погреб и поварня с посудой медной, железной, деревянной; конюшня с сушилом, пять житниц, за монастырем скотный двор.

История

Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.

Известна она была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. До конца 18 века пустынь не отличалась своею материальною обеспеченностью – она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям.

Вотчины и различные владения пустыни находились в разных местах – в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда, близ самой пустыни и в Москве.

В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича.

В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение», на что и было обращено внимание Св. Синода. В 1727 году Св.Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «в виду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особно по прежнему и монахов перевести паки в тое пустяню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтоб было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св.правила повелевают неотменно».

Недостаточное материальное обеспечение пустыни заставляло настоятелей ее изыскивать средства к содержании. В 1760 году игумен Гедеон, указывая митрополиту Московскому на различные монастырские ветхости, писал, что «возобновить и построить их нечем, понеже в оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подаятелей, и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется». По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу «на испрошение милостыни» на шесть лет.

По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.

Из документов 17-18 веков видно, что в Давидовой пустыни всегда было мало братии. В 1657 году в ней жили казначей – старец Иосиф, два черных попа – Харлампий и Ефрем, пять рядовых старцев – Рафаил, Феодосий, Гурий, Нафанаил и Авраамий, четверо слуг, конюх, хлебник, и церковный дьячок Офонка Харитонов.

В ведомости, составленной в августе 1731 года, значатся: два иеромонаха, из них один казначей, три иеродиакона, пять клиросных (из них один ризничий), семь простых монахов, из них один часовенный. Из всех только четверо постриженики Давидовой пустыни. В 1730 году были приведены к присяге: 1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 14 монахов и 13 служителей.

К концу 18 века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря, или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители, почему и не могли, конечно, заботиться должным образом о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. В 1792 году вследствие жалоб на строителя, иеромонаха Иоакинфа, митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому». Все это заставило Епархиальное начальство обратить особенное внимание на Давидову пустынь.

Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие (прп. Давид, вышедший из Пафнутиева общежитильного монастыря, несомненно, и своей обители дал такое же устройство. Но уже в документе 1627-28гг она называется «монастярь-особняк», что указывает на то, что в это время, т.е. через 100 лет после кончины Преподобного, обитель его была монастырем необщежительным). Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни.

Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид.

С введением общежития число братии увеличилось. В конце 1812 года в обители состояли: строитель-иеромонах, два иеромонаха, два монаха, 11 послушников. В 1915 году – настоятель Архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Память о них и доселе жива в обители. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости, он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алитий, также служивший на кухне. Достоин упоминания и юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.

В 19 веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.

После отобрания в 18 веке монастырских вотчин за обителью остались: часовня близ Москворецкого моста в Москве, подворье с часовней у Арбатских ворот, подворье с часовней и землей у Калужских ворот, Егорьевская пустошь, пашня, лес и мельница под монастырем.

В 1860 пустынь была наделена лесом близ ст. Сходня, из казенных лесных дач.

Подворье у Калужских ворот было передано с разрешения Московской духовной Консистории от 20 сентября 1891 года Серпуховскому Владычному монастырю во всегдашнее владение, Арбатское подворье было дано во временное пользование бедному Дмитровскому Борисоглебскому монастырю в 1881 году, а в 1914 году возвращено обратно Давидовой пустыни.

Давидова пустынь в 19 веке делала щедрые пожертвования на нужды епархии и, кроме того, служила делу религиозно-нравственного просвещения окрестного населения, для которого были открыты две церковно-приходских школы: в 1894 году мужская двуклассная, а в 1905 году смешанная одноклассная. Попечителем обеих школ состоял настоятель пустыни, архимандрит Валентин.

В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние.

Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.

После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.

В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Не всё было гладко на пути возвращения нормальной литургической жизни, много препон чинилось со стороны некоторых лиц.

Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

Монастырская жизнь идёт своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Усердием братии монастыря составлены служба с Акафистом основателю обители преподобному Давиду.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

В 1996 г. монастырю супругами Владимиром и Ириной Истомиными была подарена звонница из 7 колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду 17 апреля 1996 года.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма.

И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно посещали и Владыка Митрополит, и Преосвященный Архиепископ Григорий, совершая в древних стенах обители Божественную Литургию. В апреле 1998 г. обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5-го июня в день отдания праздника Вознесения Господня колокол был установлен на колокольне.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

2000 год ознаменовался празднованием Великого Юбилея Боговоплощения. В юбилейном году в обители произошли некоторые изменения. Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей жизни.В соборе воссоздан иконостас. Древние иконы вновь украшают стены Вознесенского собора.5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность.
Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых изображенных в местном ряде иконостаса есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу.

В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. 26 октября трапезный во имя Всех Святых храм обители освящен Высокопреосвященным Григорием, архиепископом Можайским.

По окончании Божественной Литургии были перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812.

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

Праздники и чтимые даты

Святыни и святые источники

Храм в честь иконы Божией Матери "Знамение"

Храмы и Богослужения

В 1627-1628 гг. в обители по документам значится деревянный храм, который называется как «Церковь Вознесения Христова да придел Николы Чудотворца с трапезрю, древяна клетцки, строение монастырское и приходных людей». Этот храм, по-видимому, был перестроен и в 1657 г. описывается так:

«Церковь Вознесения да в придел два престола Успения и Николая Чудотворца, с трапезою, древяна шатровая, о трех верхах, ветха, строение монастырское и приходских людей. А в церкви в олтаре: на престоле образ Пречистыя Богородицы Одигитрия, индитья выбойчатая, мелкотравная, евангелие печатное в десть, позолочено, бархат червчат, евангелисты серебряные, басебные, крест воздвизальный обложен серебром басебным, на жертвеннике двои сосуды белые оловянные, третьи деревянные; царские двери и столпцы и сень, царские двери писаны на празелени; деисусовъ в трех тяблах, в нижним поясу среди Спасов образ, по сторонам по пяти образов, а в верхних в двух тяблах праздники и пророки по 12 образов, да над царскими двеьми по тяблам и по стенам пядниц 16 образов, писаны на вохре. Да в церкви книг: 2 псалтыря со следованием, печатные в десть, 2 октоя – один печатной, другой письменной в десть; минея общая печатная в десть; маргарит печатной в десть; соборник письменной в полдесть; книга Ефрема Сирина с Саввою печатной в десть; книга о вере в десть; триодь письменная постная; триодь цветная печатная – обе в десть; два служебника: один строй, другой новаго выхода, потребник иноческой печатной в десть; часослов печатной в десть; книга Николино житие печатное в полдесть; житие Александра Свирскаго да Михаила Клопскаго да житие Сергия Чудотворца письменное – все в полдесть. Да местных образов: по праву сторону образ Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в киоте, оклад басемной, 6 венцов резных; образ Пречистой Богородицы Владимирския, оклад и венец басемной, а по сказке той пустыни казначея с братьею с тем образом пришел в ту Давыдову пустыню чудотворец Давыд; образ Успения Пречистые Богородицы писан на празелени в киоте, образ Николы Чудотворца в киоте, оклад и венец и цата басменые, да в прикладе гривна серебреная резная; 2 свечи больших писаны красками розными, 4 риз, 3 епитрахили, 2 стихаря, 2 поручей, 2 кадила медных, 2 паникадила медных, а в них по 12 шанганов, чаша медная луженая водосвятная».

Еще при царе Иоанне Васильевиче (Грозном) была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня и Успения Пресвятой Богородицы, «а строение было государево». Однако она долгое время оставалась не оконченною. Патриарх Иоаким повелел разобрать эту постройку и на том же месте построить каменную церковь в честь Вознесения Господня да по правую сторону против паперти придел в честь Успения Пресвятой Богородицы, а по левую по имя Святителя Николая с теплою трапезою. Постройка церкви началась, как свидетельствует запись в синодик, 4 мая 1676 г. А в 1682 г. по грамоте того же патриарха был выдан антиминс к освящению новопостроенной церкви.

В соборной церкви Вознесения Господня при игумене Иоанникие (1816-1832 гг) был устроен новый иконостас.

В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что в соборной церкви вместо ветхого устроен новый вызолоченный иконостас, а святые иконы в нем возобновлены, и что престол пришел в ветхость и требует нового устройства. Митрополит 21 апреля приказал старый иконостас из описи исключить и если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. Святой антиминс велено с престола снять и внести в другую церковь, престол снять с прилежным осмотром, не окажется ли в нем св. мощей и древних антиминсов, каковые, буде окажутся, надлежит представить ему в Москве; дерево ветхого престола сжечь в церковной печи и пепел всыпать под церковь в непопираемое место или в текущую реку, вместо ветхого устроить новый престол в правильную меру и когда готов будет к освящению, рапортовать с приложением чертежа положения престола и алтаря.

В 1885 г. церковь расписана стенным живописным письмом с исправлением и перезолотою двух клиросов, откосы сделаны из накладного мрамора, а подоконники – из итальянского. В 1886 г. сделан новый мозаический цветной пол с амвоном и одною ступенью итальянского мрамора. В 1891 г. поставлены новые каркасы, и все пять глав вновь перекрыты, кресты и главы вновь вызолочены червонным трех-четвертным золотом на мардане по особому способу. На средней шейке с четырех сторон написаны на цинке на золотом поле четыре картины. Тогда же церковь росписана масляными красками.

К 1915 году старый соборный храм в честь Вознесения Господня имел пятиярусный иконостас, украшенный колонами с фронтонами, царские двери новые, иконы – конца XVIII в. Из икон должно отметить: а) Богоматери Владимирской, XVIII века, с надписью на ризе: «покойного надворного советника Василия Емельянова 1833 г августа 13», две местных: б) Спасителя и в) Богоматери, конца XVII в. над южной дверью: г) Нерукотвореннаго Образ, над северной – Знамение, начала XVIII . На южной двери: Архидиакон Стефан и на серединой – Ангел Хранитель, XVIII.

В алтаре у жертвенника: а) икона с изображением апостолов Петра и Иоанна Богослова, Знамения Богородицы, апостола Павла и Иоанна Златоуста, Николая Чудотворца и Александра Свирского, Богоявления, Кирилла Белозерского, Иоанна Дамаскина, конца XVII века и б) икона Нерукотвореннаго Спаса, конца XVII века.

Рядом с алтарем располагалось два отделения: в левом помешается ризница и библиотека обители, в правом – резное изображение Спасителя на кресте на каменной Голгофе. Над входом в правое отделение находится икона Знамения Пресвятой Богородицы с приписью на полях, Иакова Персянина, мученика Георгия и преподобных Макария и Онуфрия. На ризе имеется надпись: «Знамение Пресвятой Богородицы, моление Михаила Стефанова сына Балыматова 1716 году».

Своды храма поддерживаются двумя столбами, на которых помещены иконы: а) святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, б) Успения Пресвятой Богородицы первой половины XVIII века, в) св. Константина и Елены, г) Трех вселенских святителей, д). кн. Владимира и Ольги, е) Нерукотвореннаго Спаса первой половины XVIII века. Стены храма украшены изображениями преподобных, апостолов и последних дней Спасителя.

Храм имел пять глав и был построен на старом фундаменте, заложенном еще царем Иоанном Васильевичем Грозным. Подвал его представлял собой обширное помещение, частью оштукатуренное, с едва заметными следами росписи, что указывало на то, что здесь располагался нижний храм.

В 1999 году был восстановлен купол Вознесенского собора.

Собор Всемилостивого Спаса

Собор Всемилостивого Спаса вновь построен на месте трапезной церкви на исходе XIX века, в нем поставлен новый пятиярусный вызолоченный иконостас. Освящение собора было совершено 7 октября 1900 г. митрополитом Московским Владимиром вместе с епископом Серпуховским Анастасием. Стены собора украшены орнаментами и священными изображениями. Освящение стенописи было совершено 19 сентября 1904 г.

В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады

В 1992 жители поселка Новый быт образовали православную общину, которой был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм, по возможности, привели в порядок, и люди, тянувшиеся душами к Богу, стали приходить туда для совместных молитв. Так начался трудный путь к возрождению монастыря. В 1995 году сюда был назначен настоятелем иеромонах Герман. В первую субботу Великого поста 1995 года была совершена первая Божественная литургия. Первого июня на престольный праздник обители за Божественной литургией, которую совершил Высокопреосвященнейший Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни. Иеромонаха Германа возвели в сан игумена обители с вручением игуменского жезла.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены купола собора Всемилостивого Спаса.

14 августа 2004 года, в праздник Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня, митрополит Ювеналий совершил в Вознесенской Давидовой пустыни чин Великого освящения храма Всемилостивого Спаса. Владыке митрополиту сослужили архиепископ Можайский Григорий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф, епископ Видновский Тихон, настоятели и благочинные Московской епархии. На торжества прибыли представители правительства Московской области, видные деятели науки, военноначальники, представители деловых кругов, многочисленные паломники.

В настоящее время ведутся работы по поновлению настенной живописи храма.

Храм в честь Всех Святых

Восстановлен в 2003 г.

Одноглавый Всехсвятский храм построен незадолго до начала Первой мировой войны – последним из храмов Давидовой пустыни. Он находится в здании трапезной, примыкающей к северо-восточной башне монастырской ограды. В настоящее время храм полностью восстановлен и расписан.

В начале XX века при трапезе вновь построен храм Всех Святых; в нем поставлен трехъярусный вызолоченный иконостас. В алтаре копия с иконы Нерукотворенногоо Спаса из часовни. Освящение храма происходило 16 июня 1913 г. и было совершено митрополитом Московским Макарием (Невским).

После закрытия обители в октябре 1929 года в храме Всех Святых была устроена столовая сельхозтехникума.

В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.

В 1999 году начались активные работы по восстановлению храмов.

Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение. Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность. Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых, изображенных на местном ряде иконостаса, есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомученников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу. В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. Зеленое тело прекрасно гармонирует с золотом резьбы. Особый интерес представляют росписи потолка (образ Пресвятой Богородицы Живоносный Источник) и западной стены (фрески, иллюстрирующие основание монастыря и посещение обители преподобным Иосифом Волоцким).

26 октября 2003 г. трапезный во имя Всех Святых храм обители был освящен Григорием, архиепископом Можайским.

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

1867 - 1870 гг.

Восстановлен в 1999 г.

Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором.

Изначально на месте этого храма существовала деревянная часовня, в которой под спудом опочивал Преподобный отец Давид. В 1657 году в ней находились: образ Пречистыя Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цаке, писанные на празелени; на гробнице лежал покров черного сукна с серебряным крестом посреди.

В 1732-1740 гг над гробом Преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В своем прошении она писала: «В имеющейся в Московском уезде Давыдовой пустыни имеюсь я, нижайшая, вкладчицею и по обещанию моему желаю своим коштом построить внутри каменной колокольни церковь Знамения Пресвятой Богородицы, ибо в той колокольне к бытию церкви место весьма способное и угодное, и той пустыни игумен Иосиф с братиею той церкви быть желают, по строению же той церкви свечи, ладан, вино церковное и прочее давано будет от меня, нижайшей, неотменно.» 10 сентября разрешение было дано.

В этой церкви находились образа: Пресвятой Богородицы Одигитрии, Николая Чудотворца, великомученика Никиты, без венцов, писанные на красках. На гробе Преподобного Давида лежал покров суконный, черный, с крестом лентовым, шелковым, а над гробом – образа Вознесения Господня и Преподобного Давид с венцем серебряным. Образа и покров – старые. Бобрищевой-Пушкиной были пожертвованы: царские двери новоманерного древа, резные, вызолоченные, образ Всемилостивого Спаса, образ Знамения Пресвятой Богородицы, на двери – образ архангела Михаила, все писанные на красках. Над царскими дверями – сень резная, позолоченная, на ней образ Знамения в ризе и венце серебряных, чеканных, позлащенных и с серебряными серьгами с камушками и жемчугами (приклад игумена Иосифа). В сени – 12 апостолов, писанных на красках. Пред образами – четыре медных лампадки. На престоле – одежда шелковая, а сверху тафта красная, крест – из золотого позумента; на жертвеннике – одежда камчатая, зеленая, с крестом из золотого с серебром позумента; занавесь – камчатый зеленый. В 1745 г. на колокольне было девять больших и малых колоколов, а в 1771 г. в большом колоколе значится 85 пудов веса. В 1762 г. на ней были часы боевые с перечасьем. Все колокола старые. По описи 1764 г. колокольня каменная об одной главе с 8 колоколами неизвестного веса, без подписей, и русские часы.

В XIX веке Знаменский храм при архимандрите Иосифе (1865-1884) был разобран до основания и на его месте построен новый большего размера, а нем поставлен иконостас ясеневого дерева с резьбою из розового дерева, с иконами художественного письма. Над местом погребения Преподобного Давида усердием Петроградского купца Николая Ивановича Котова сооружена новая металлическая высеребренная рака с изображением Преподобного Давида в серебряной ризе наверху ее.

Рака стоила 3000 рублей, строение начато в 1867 году, а окончена и принесена в обитель в 1870 году. Сооружена копия с чудотворного образа Всемилостивого Спаса, находящегося в часовне у Москворецкого моста в Москве. Икона и на ней серебряная вызолоченная риза обошлись благотворителю в 2000 рублей. Тогда же устроена в храме духовая печь. Освящение вновь сооруженного храма совершал 17 сентября 1870 года митрополит Московский Иннокентий с архимандриами Пименом Николо-Угрешским, Никодимом Перервенским и некоторыми настоятелями уездных монастырей. В 1886 году на храм поставлена новая медная глава, вызолоченная гальваническим способом. В 1891 году церковь расписана масляными красками.

К 1915 году в храме имелся трехъярусный ясеневый иконостас, устроенный в 1870 г., с позолотою и резьбою из красного дерева; царские двери – резные из красного дерева. Здесь находилась икона Нерукотвореннаго Спаса, точная копия с чудотворной, находящейся в Москворецкой часовне в Москве. Стены были украшены лепною уборкою и расписаны изображениями евангелистов и праздников. В алтаре помещались иконы Знамения Пресвятой Богородицы (Новгородская) с приписью пророков Аввакуиа и Даниила и преподобных Петра и Онуфрия Афонских, почитаемая за келейную икону, с которой пришел Преподобный Давид.

В этом же храме покоился под спудом Преподобный Давид, здесь же похоронен архимандрит Иосиф. В особом помещении (в пещерке под лестницей) хранился гроб Преподобного Моисея Угрина, неизвестно когда и по какому случаю поступивший в Давидову пустынь. Он значился в описи, составленной 15 июня 1788 г. (В Давидовой пустыни сохранилось предание, записанное в главной описи, что Московский митрополит Платон, быв в Киеве, взял оттуда две праздных гробницы: Преподобных Моисея Угрина и Николы Святоши. Первую отдал в благословение Давидовой пустыни, в вторую – Николо-Угрешскому монастырю. Но об этом нет сведений в записях, собственноручно сделанных рукою митрополита писанных во время этого путешествия, совершенного в 1804 г.).

Гроб Преподобного Моисея, в коем в Киевских пещерах находились его святые мощи до переложения в другой гроб, по получении в Давидовой пустыни, был положен в футляр. Самый гроб состоит из тонких липовых досок, левая сторона и крышка обтянуты ветхою тисненою клеенкою, крышка из тонких ветхих дощечек, на верху футляра написано изображение Преподобного Моисея Угрина во весь рост. На гробе снаружи головной его части имеется довольно стертая надпись: «в честь и хвалу Преподобному отцу Моисую Угрину, себе же в полезное и душевное спасете сооружися сия рака року 1699 Ианнуария 17 за старанием недостойного иеродиакона Моисея чтеца… будучи в бельцах был спеваком нач… втором при ясновельможном его милости пану именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову».

В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады.

В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, ранее почивавшие под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме.

По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма. И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены купола Знаменской церкви.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского.

В 1728 году было разрешено в Николаевской теплой церкви на престоле вместо ветхого одеяния положить вновь одеяние, а в холодной Вознесенской церкви вместо ветхого престола построить вновь престол во имя Вознесения ж Господня и освящение учинить по чину.

В 1804 году было дозволено бывшую смежно с соборным храмом Вознесения Господня церковь святителя Николая за ветхостью разобрать и построить вновь, отступя от собора, с братскою трапезою и кухнею внизу. На построение ее, между прочим, была издержана вся денежная монастырская сумма.

В XIX веке в Никольской церкви при игумене Иоанникии (1816-1832 гг) на четырех местных иконах сооружены серебряные ризы по 20 ф. серебра в каждом усердием крестьянина Ивана Добрякова, который определился в братство пустыни и скончался под именем монаха Иоасафа. В 1848 г. церковь была расписана за 800 рублей. В 1853 году между Вознесенским собором и Никольской церковью было выстроено здание ризницы и библиотеки, соединившее храмы.

При архимандрите Иосифе (1865-1884 гг) сделана духовая печь. В 1870 году устроен новый престол, освящение которого 18 сентября совершал митрополит Московский Иннокентий. В 1885 году произведена уборка, стены вновь расписаны, поставлена на горнем месте золоченая киота.

4 мая 1890 года по неосторожности свечника, который не погасил свечи на панихидном столике, в 8 часов утра произошел пожар. Сгорел весь панихидный столик, Владимирская икона Богоматери в киоте и обгорел деревянный пол. Пожар был погашен настоятелем, архимандритом Иоанникием, с братией и рабочими. Церковь вся окоптилась, после чего была промыта, иконостас очищен, и живопись стенная исправлена. От неизвестных благотворителей устроены две резные киоты, вызолоченные на полименте, ценою в 500 рублей. Устроена новая глава, медная, вызолоченная червонным золотом гальванически. Под нею поставлены восемь икон – изображений святых, писанных на цинке по золотому полю. Верх купола церкви перекрыт железом и окрашен на масле медянкой. В 1891 г. церковь расписана масляными красками. Неизвестными благотворителями вновь сделаны две клиросные киоты, вызолоченные на полименте, ценою в 1000 рублей, к ним поставлены железные решетки с медью, вызолоченные на мардане. В 1892 году был сооружен новый иконостас и освящен 3 мая.

К 1915 году в Никольском храме был заново вызолочен пятиярусный иконостас с новыми иконами, устроенный в 1913 году. Четыре иконы в серебряных ризах начала XIX века. За клиросами помещены новые вызолоченные киоты с иконами за правым – Нерукотвореннаго Спаса в серебряной ризе, копия с чудотворной, находящейся в часовне у Московского моста в Москве, а за левым – Страстной Богоматери, устроенная иждивением настоятеля, архимандрита Валентина (1893-1916). Сооружены две вызолоченные киоты в трапезной части храма; на горнем месте вновь написано Воскресение Христово. Стены вновь расписаны орнаментами и разными священными изображениями. Сделаны новые полы дубового паркета; устроен новый притвор с таким же полом. Все работы по обновлению храма стоили более 13 000 рублей. Освящение было совершено 13 января 1914 года.

В октябре 1929 года обитель была закрыта, в Никольском храме был открыт поселковый клуб. Купола храма были уничтожены.

В 1995 году монашеская жизнь в стенах древней Давидовой пустыни была возобновлена.

В 1999 году в обители восстановлены купола Никольского храма.

Храм свт. Николая был освящен в 2004 году митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Храм в честь Успения Божией Матери

Второй по времени возведения сохранившейся постройкой Давидовой пустыни является церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она была выстроена в 1740 году над северными воротами обители. Храм принадлежит к распространенному в то время типу «восьмерик на четверике».

К 1732 г. церковь Успения Пресвятой Богородицы была весьма ветха: глава развалилась, своды рушились, в церкви и алтаре полы все опали и огнили и божественной службы в ней служить было невозможно, а святые врата, каменные, развалились. По прошению игумена Иакова было разрешено эту церковь разобрать и построить вновь над святыми вратами врата в честь Успения ж Пресвятой Богородицы. 4 августа 1740 г., дозволено эту церковь освятить, так как она в это время была «совсем совершена и в ней царские двери и святыя иконы поставлены».

По описи 1745 г. на святых вратах церковь Успения, каменная, с трапезою, об одной главе, крест железный, местами позолочен, церковь крыта камнем, а трапеза тесом, а в 1764 г. покрыта тесом, выкрашена красною, а глава обита черепицею. Иконостас столярного дела о трех ярусах посеребрен, иконы писаны на красках. В 1762 г. царские двери вызолочены, над ними – резная вызолоченная сень.

В XIX веке в церкви Успения Пресвятой Богородицы при игумене Иоанникии (1816-1832 гг.) был устроен новый иконостас. При игумене Геннадии (1833-1836 гг.) трапеза покрыта железом. В 1833 году игумен Геннадий докладывал митрополиту Филарету о том, что иконостас отделан вновь, а пол настлан новой лещадью. 21 апреля митрополит приказал старый иконостас из описи исключить и, если что в нем есть годное, то разрешил отдать в бедную церковь, где понадобится. При архимандрите Иосифе (1865-1884 гг.) церковь возобновлена, оштукатурена внутри и снаружи, расписана живописью, а в некоторых местах поставлены иконы, писанные на полотне. Сделана духовая печь.

К 1915 году храм Успения Пресвятой Богородицы имел иконостас четырехъярусный, вызолоченный, украшенный колоннами. Вверху – резное Распятие с предстоящими. Из икон можно отметить: великомученицы Екатерины, половины XVIII в., Успение, Спаситель с припадшими Преподобными Сергием и Варлаамом, апостолы Петр и Павел, Тайная Вечеря, Рождество Пресвятой Богородицы и Введение Ее во храм – половины XVIII в. Царские двери – позднейшие. В трапезной части храма обращали на себя внимание две иконы: Нерукотворенного Спаса и Богоматери, письма одного мастера. На первой имелась следующая надпись: «написася сей святый образ 1717 изограф Ларион Сергиев по обещан… Василия Семенова». Здесь же иконы: Иосифа песнописца в память 4 апреля 1866 г. и Александра Невского в память 25 мая 1867 г. Уборка стен, а также и на одной из них картина Коронования Пресвятой Богородицы, начала XIX вв. В трапезной части храма на стене написаны Ветхозаветная Троица и притча о мытаре и фарисее.

В программе школы изучение Евангелия, Ветхого завета, Храмоведение, дополнительные творческие занятия вокалом, лепкой, вязанием, обучение игре на музыкальных инструментах, а также футбольная секция и шахматы. Воспитанники школы разделены на классы по возрасту и уровню знаний.

Занятия по основным предметам проходят по воскресным дням. Начинается учебный день с участия ученика и его родителей в поздней Божественной литургии. По окончании богослужения ученикам предлагается обед, а затем начинаются занятия.

фотогалерея

Социальное служение

На сегодняшний день в Давидовой пустыни возрождаются добрые традиции социального служения ближним, нуждающимся в особой помощи и заботе. Братия обители, по мере своих сил и возможностей, окормляет Чеховский муниципальный детский дом, филиал Чеховской городской муниципальной больницы №2, расположенной рядом с монастырем, Новобытовскую школу и детский сад. Также оказывается помощь заключенным, им высылаются предметы первой необходимости, средства гигиены, одежда. В дни праздников Рождества и Пасхи игумен монастыря посещает детские учреждения, дарит детям подарки, проводит с ними беседы на духовные темы.

Недалеко от города Чехов в поселке с поэтичным названием Новый Быт находится один из самых древних и красивых монастырей Подмосковья – Вознесенская Давидова пустынь.

Монастырь был основан в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на высоком берегу реки Лопасни. Уже в почтенном возрасте старец поселился в этом живописном месте с четырьмя иноками. Первые строения обители были деревянными и не сохранились, каменные постройки появились здесь во времена Ивана Грозного.

Давидова пустынь за свою долгую историю пережила периоды расцвета и упадка: ее грабили поляки и литовцы в Смутное время, а в 1764 году Екатерина Вторая своим указом лишила монастырь деревень и земель. Обитель, ставшая заштатной, была на грани разорения. Дела начали поправляться лишь в конце 18-го века при помощи московского митрополита Платона, были построены новые соборы.

В наши дни обитель отреставрирована, в ней находится большое количество святынь.

Главный вход в монастырь.

Над входом возвышается надвратная колокольня.

Высота колокольни — около 70 метров.

Изумительный вид на монастырский архитектурный ансамбль открывается с берега пруда.

У пруда оборудована мини-смотровая площадка с лавочками. В водоеме монахи разводят рыб – я видела довольно большую с красными плавниками.

Все соборы выкрашены в жизнерадостные цвета. Белый Вознесенский собор – самый древний из сохранившихся, был построен в конце 16-го века. Переходом с ним соединена бежево-розовая Никольская церковь.

Она украшена лепниной и мозаичными панно.

Шестикрылый Серафим на стене Никольской церкви.

Яркая Знаменская церковь также, как и Никольская, вплотную примыкает к Вознесенскому собору.

Еще два храма – скромная белая Успенская церковь и нарядный персиковый Спасский собор.

Мы были в Пустыни в субботу, народу было совсем немного. Идем мимо Спасского собора к следующему храму и некрополю.

Храм Всех Святых.

Вход в некрополь. Зеленое здание позади – братские кельи.

Памятник на могиле героя Отечественной войны 1812 года генерала Д.С.Дохтурова.

Еще один вид на центральную часть Вознесенской Давидовой пустыни.

Церковная лавка и угловая башня.

Еще одна башня с красивым шпилем.

История восстановления монастыря неоднозначна. Ходят слухи про какие-то сомнительные деньги, на которые его реставрировали и про то, что на территории захоронены люди с не самой прозрачной репутацией, жертвовавшие эти большие суммы.

Действительно, в некрополе есть роскошные могилы погибших не случайной смертью Геннадия Недосеки (Гены Большого), бывшего главы Чеховского района, и Антона Малевского (Антона Измайловского), которого считают лидером измайловской преступной группировки и алюминиевым королем России.

Как бы то ни было, в наши дни обитель радует глаз своими яркими красками и ухоженностью.

У монастыря есть подворье в селе Талеж. Там бьет целебный , построены две купели, небольшая церковь и звонница. На пути к Талежскому источнику вам встретится усадьба А.П. Чехова – удобно посетить эти красивейшие места в рамках одного путешествия.

За соблюдением формы одежды в обители следят охранники: мужчин не пустят внутрь храмов в шортах, а женщинам желательно быть в юбке и платке.

Фотосъемка на территории разрешается только на «мыльницу».

Как доехать до Давидовой пустыни

На общественном транспорте: с Курского вокзала на электричке до станции «Чехов», далее с автовокзала, который находится рядом с ж/д станцией, автобусом № 36 до поселка Новый Быт.

На автомобиле: можно ехать по Симферопольскому шоссе (трасса М-2), можно – по трассе Москва-Дон (М-4). В обоих случаях нужно будет выехать на А-108 и с нее заехать в поселок Новый Быт. С А-108 есть указатель на поселок и Давидову пустынь.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...