Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Теория государства и права


Вступивший в силу нормативный акт начинает действовать, то есть осуществлять регулирующее воздействие на поведение людей. Однако в силу своей определенности он действует не везде и на все отношения, в строго определенных пределах, определяемых временем, пространством и кругом лиц.

Действие нормативных актов во времени

Нормативные акты действуют точно определенный промежуток времени от вступления в силу и до момента утраты этой силы. Нормативные акты вступают в силу:

Со времени, указанного в тексте нормативного акта (оперативные нормы);

С момента опубликования. Например, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. Был опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 29 сентября 1997 г. и с этого же момента вступил в силу. Таким образом, например, вступил в силу указанный выше закон РФ от 23 апреля 1999 г.;

С момента принятия. При наличии специальных указаний в законе он может вступить в силу не с момента опубликования, а с принятия. Такое положение не вполне соответствует теоретическим положениям правотворчества, однако, на практике реализуется;

Со времени, установленного для каждого акта специальным законом (или иным нормативным актом). Таков, например, Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. « О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

Со времени осуществления специального установленного в законе факта (принятия соответствующего акта, объявления военного положения и т.д.). Например ст.12 федерального закона РФ «О введение в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение, что «Глава 17 Кодекса вводится в действие со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации…».

Утрата юридической силы происходит при наличии следующих обстоятельств:

Истечением срока, если нормативный акт принят на определенный срок;

Прямой отмены нормативного акта другим актом, принятым компетентным органом;

Принятие по регулируемому актом конкретному вопросу акта более высокой юридической силы;

Фактической отмены, либо путем принятия нового акта, изменяющего содержание предыдущего акта;

Отмены нормативного акта компетентным органом в случае его противоречия Конституции и федеральным законом. Такое право имеют Президент РФ в отношении Постановлений Правительства (п.3 ст. 115 Конституции РФ), Конституционный Суд в отношении актов, признанных им неконституционными (п.6 ст. 125 Конституции РФ).


Нормативные акты во времени действуют только «вперед», то есть на те отношения, которые возникнут после его вступления в силу. « Закон обратной силы не имеет», следовательно, он не может регулировать отношения, имеющие место до его вступления в силу. Однако данное правило имеет исключения. В частности, обратную силу имеет уголовный закон, устраняющий наказуемость деяния или смягчающий наказание. Однако уголовный закон, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет. Эти положения закреплены в п. 1 ст. 10 Уголовного кодекса РФ. Обратную силу конкретному закону может дать и законодатель, руководствуясь экономическими либо политическими мотивами. Наличие обратной силы объясняется гуманистической сущностью права.

Юридическая практика знает и иное положение, как бы противоположное обратной силе, которое определяется как «переживание» закона. В этом случае, закон, утративший силу, продолжает действовать на отдельные, указанные в нем отношения. Это касается, главным образом, длящихся отношений, которые не могут быть прекращены моментально (например, семейные отношения).

Важное практическое значение имеет вопрос о пространственных пределах действия нормативного акта, которые характеризуются как «действие нормативных актов в пространстве». В силу государственного суверенитета нормативные акты действуют исключительно на его территории. Однако они могут действовать либо на всей территории, либо на ее части. Такое действие существует в силу федеративного устройства и административно – территориального деления государства. Совершенно понятно, что акты, принимаемыми органами субъектов федерации распространяют свое действие только на территорию данного субъекта, а акты муниципальных органов- на территорию муниципалитета. Кроме того, отдельные акты действуют на территории с характерными географическими, климатическими и др. условиями (например, районы крайнего севера). Вместе с тем, эти правила знают исключения. В частности, на территории государства имеются такие участки, на которые действия государственных актов не распространяются. Такое положение называется «экстерриториальностью». Ею обладают территории посольств иностранных государств. На их территории действуют законы того государства, посольство которого расположено на соответствующей территории. Кроме этого, право экстерриториальности распространяется и на военные корабли, находящиеся в иностранных портах.

Действия нормативных актов по кругу лиц

Нормы права носят общеобязательный характер. Однако это не означает, что они в равной степени действуют на всех без исключения лиц. Нормативные акты и содержащиеся в них нормы распространяют свое действие на определенный круг лиц. В гражданском праве одни нормативные акты содержат нормы, регулирующие поведение граждан, другие – деятельность юридических лиц. Существуют нормативные акты, регламентирующие отношения с участием пенсионеров, студентов, инвалидов, многодетных и т.д. Наконец, локальные акты регламентируют деятельность только работников конкретного предприятия. Такой четко дифференцированный подход к действию нормативных актов обеспечивает определенность и эффективность правового регулирования.

Действие актов во времени означает порядок опубликования и вступления в силу различных по своей силе нормативных правовых актов и ограничение их действия утратой юридической силы.

Нормативные правовые акты вступают в действие:

2) с момента, указанного в самом акте;

3) по правилам, установленным действующим законодательством.

Так, федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования; указы Президента РФ и правительственные акты – по истечении семи дней после официального опубликования; акты исполнительных органов власти – при наличии двух условий:

а) после регистрации в Министерстве юстиции РФ, если имеют межведомственный характер и затрагивают права, свободы и обязанности граждан;

б) после опубликования по истечении десяти дней после регистрации. При этом источниками официального опубликования ведомственных актов являются «Российская газета» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов власти».

Прекращает свое действие нормативный правовой акт после:

1) истечения срока, на который был принят;

2) официальной отмены или признания утратившим силу;

3) принятия нового акта, которому противоречит ранее действовавший акт. Новый акт по общему правилу перекрывает действие предыдущего, если это акты одинаковой юридической силы;

4) вступления в силу международного договора, которому противоречат акты внутригосударственного значения или их части;

5) признания акта неконституционным;

6) приостановления действия акта правомочным органом. Например, Президент РФ вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

В ряде случаев законодателем определены специальные условия вступления в силу НПА. При этом даже если в тексте документа указана точная дата вступления в силу, это еще не является гарантией того, что документ начнет действовать с указанной даты. Необходимо, чтобы до наступления этой даты были выполнены все специальные условия, установленные для данного вида НПА. В противном случае документ вступит в силу в более поздний срок.

С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Официальные источники опубликования : "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета", дополнительно с 10.11.2011 - размещение на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.

С 01.01.2000 вступление в силу актов законодательства о налогах и сборах имеет свои особенности. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

С 28.04.2007 установлен особый порядок вступления в силу законов (решений) о бюджете. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

Особый порядок вступления в силу установлен и для актов законодательства о таможенном деле:

С 29.12.2010 в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза.

К действию нормативных правовых актов во времени относится и вопрос об обратной силе закона. В принципе каждый нормативный правовой акт распространяет свое действие на будущие общественные отношения, те, которые возникнут после вступления в силу данного акта. Вместе с тем в уголовном и административном праве установлено, что устраняющие ответственность или смягчающие наказание акты имеют обратную силу.

Нормы же, устанавливающие наказуемость деяния или усиливающие меры ответственности, обратной силы не имеют. Но чаще всего в самом законе должно содержаться указание на его обратную силу, если законодатель предполагает распространить действие закона на отношения, существовавшие ранее, до издания данного акта.

«Переживание» закона - это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
    • Характеристика власти в первобытном обществе
    • Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
    • Происхождение государства
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
    • Соотношение гражданского общества и правового государства
    • Личность, право и государство
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
    • Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
    • Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
    • Понятие, структура, функции и виды правосознания
    • Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
    • Правовое воспитание: понятие, формы и методы
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
    • Понятие, принципы и виды правотворчества
    • Этапы и стадии законотворческого процесса
    • Законодательная техника
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Любой нормативный правовой акт имеет пределы своего действия. При этом важно уяснить начальный и конечный моменты действия акта, вступление его в силу с даты принятия или опубликования, или в порядке, определенном самим нормативным правовым актом, другими актами, специально регулирующими порядок введения их в действие.

Действие во времени предполагает необходимость учета времени вступления акта в законную силу и утрату законной силы. Обычно акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом или начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Опубликование этих актов производится в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации». Федеральные законы публикуются в «Российской газете» и передаются для внесения в эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система». Публикация нормативных правовых актов в названных изданиях является официальной. Федеральные законы могут быть также опубликованы в иных печатных изданиях.

Акты Президента РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и в «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение 10 дней после дня их подписания. Это считается официальным опубликованием их текстов. Акты Президента РФ, если они имеют нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после первого их опубликования в официальных изданиях. Иные акты Президента РФ вступают в силу со дня их подписания.

Названные сроки вступления нормативных правовых актов в силу не применяются в случаях, когда при их принятии установлен другой срок введения их в действие. Президент издает указы и распоряжения. Президентские указы, носящие нормативный характер, могут восполнять пробелы в нормативно-правовом регулировании общественных отношений. Президент РФ вправе вносить в Государственную Думу РФ акты в плане реализации своей законодательной инициативы. Но Президент не может принимать акты законодательного характера, т.е. заменять своим указом закон. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) вступают в силу со дня их подписания Председателем Правительства РФ. Акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановления, а акты по текущим или другим оперативным вопросам деятельности издаются в форме распоряжения.

Особый порядок вступления в силу установлен для нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации. Он во многом зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Эти акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер и прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, подлежат официальному опубликованию. Официальное опубликование этих актов осуществляется не позднее 10 дней после их государственной регистрации.

Акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.

Необходимо учитывать правило, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не распространяется на отношения, существовавшие до момента принятия нового закона (новой редакции). Придание закону обратной силы возможно лишь в случаях, которые обозначены в самом законе, или если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные правовые акты во времени утрачивают свою силу по истечении срока действия, в связи с изданием нового акта, заменяющего старый закон, на основании прямого указания конкретного органа. Таким образом, нормативные правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу нормативные правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

Действие в пространстве определяется территорией распространения властных полномочий органов, издающих акт. Территориальные пределы действия нормативных правовых актов отражают суверенитет государства и его юрисдикцию. В соответствии с территорией действия свое пространство имеют федеральные нормативные акты, акты субъектов Федерации и локальные нормативные акты. Федеральные законы имеют одинаковую силу на территории всех субъектов РФ. Законы и иные нормативные акты субъектов действуют лишь на их территории. При расхождении закона субъекта Федерации с федеральным законом действует закон РФ. Таким же образом должен решаться вопрос в случаях коллизии иных одновидовых нормативных актов.

Отдельные федеральные нормативные правовые акты и нормативные акты субъектов Федерации распространяются на определенные местности, составляющие часть их территории, не всегда совпадающей с территорией субъектов Федерации (например, акты о труде для работников Крайнего Севера, для работников пустынных или высокогорных районов и др.). Нормативные акты РФ распространяются также на территории посольств, представительств, военных, торговых судов под флагом России и другие территориальные образования РФ за рубежом. Отдельные нормативные акты могут распространяться на российских граждан, работающих за рубежом. Действие нормативных правовых актов по территории регулируется также международно-правовыми актами и договорами.

Международными договорами также регулируется экстерриториальное действие правовых актов РФ (распространение законодательства страны за ее пределами). Принцип территориального применения нормативных правовых актов означает, что акты федеральных органов действуют на всей территории, акты субъектов Федерации - на территории данного субъекта, акты органов местного самоуправления - на территории, управляемой этими органами.

Действие по кругу лиц означает распространение нормативных требований на всех адресатов в рамках территориального действия того или иного акта. Однако есть исключения из общего правила, когда действие нормативных правовых актов по кругу лиц не совпадает с действием по территории (например, в отношении иностранцев, пользующихся дипломатическим иммунитетом, или в отношении определенного круга лиц, очерченного законом, - военнослужащих, прокуроров, полиции и др.). В последнем случае речь идет о специальных нормативных актах.

В трудовом законодательстве применяется также принцип действия нормативных правовых актов о труде по категориям работников (специальные нормы - в отношении труда женщин, несовершеннолетних, инвалидов, лиц, занятых в отдельных сферах деятельности, работников бюджетной сферы, работающих на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.). В данном случае для различных категорий лиц, исполняющих трудовые или служебные функции, специальными нормами устанавливается особый порядок приема на работу и увольнения, особенности регулирования времени труда и отдыха, льготы и преимущества по оплате труда и др. Это, в свою очередь, предполагает наделение определенных категорий работников определенными льготами, правами и преимуществами. В то же время могут вводиться ограничительные меры в отношении, например, госслужащих - на совмещение должностей, на занятие предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью и др.

Действие нормативных актов во времени. Можно выделить несколько вариантов вступления нормативно-правовых актов в действие.

Во-первых, наиболее распространенным моментом начала действия нормативного акта являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие норма

тивный характер, – по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Во-вторых, начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.

В-третьих, время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Государственной Думой УК РФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.

В - ч е т в е р т ы х, те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.

Прекращение действия нормативных актов связывается со следующими обстоятельствами:

Истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;

В связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;

В связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую право-применительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.

Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключения:

Когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;

Когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;

Когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.

Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.

Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.

В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общсфедералыюго законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.

Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотиорчсства за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых, адресность нормативных актов производив от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:

– им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы и Вооруженных Силах России и т.д.);

– представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, соиершеппые на территории РФ, решается дипломатическим путем.

Несмотря на эти изъятия, в России признается и гарантируется Конституцией весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Особую категорию адресатов нормативных актоп.составляют лица с двойным граждане! ном, а также беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств (преследование, стихий- ное бедствие, военные действия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны.

Несмотря па многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовых актов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается и гарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Смотрите также:

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...