Дифференциация звуков -. Артикуляционные упражнения


Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.

б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.

Чем похожи эти звуки?

В чем различие этих звуков?

Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.

Образец. Сом (с), шум (ш).

Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.

Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.

Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.

С ШС ШСС Ш С и т. д.

б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.

Логопед показывает детям карточки с изображением стре­лок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответ­ствующий звук.

Образец, с ш

в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с

губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.

Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.

СА – ША ША – СА АСА – АША

СО – ШО ШО – СО АСО – АШО

СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ

СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ

СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ

Игра «Наоборот».

Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.

Образец: СА ША СО ШО

ША СА ШО СО

СУ ШУ ШИ СЫ

Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.

СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА

СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША

СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ

Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.

Образец. Сани (са), шали (ша).

Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.

б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).

Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, ко­шу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.

Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опо­рой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.



Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).

Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.

У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).

Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.


усы - уши нос - нож

крыса - крыша носки - ножки

миски - мишки нас - наш

Какими звуками отличаются пары слов?

Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;

вас - ваш.


Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.

Задание 10 . Произнеси слова отраженно.

Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услы­шал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.

Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.

Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.

Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - вы­сушили.

Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.

Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Кто ведет поезд?

Что светит днем людям?

Чем покрыто тело кошки, собаки?

Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?

Воспитательница прочитала детям рассказ, и де­ти рассмеялись.

Какой был рассказ?

Задание 14 . Закончи предложения одним словом.

Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.

Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).

Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.

Картинки подбирает логопед.

Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.

Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.

Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опор­ным картинкам.

У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме но­вая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).

Звуки с-ш в предложениях

Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.

Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая тра­ва. Шелкова головушка, масляна бородушка.

Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосоче­тания.

Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.

Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пу­шистый.)

Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?

У кого шелкова головушка, масляна бородушка?

Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.

На болоте растет камыш. Камыш густой и высо­кий. Саша и Сима срезали камыши.

Что растет на болоте?

Какой камыш?

Кто срезал камыши?

Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.

Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.

Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картин­кам про Сашу и Машу.


Кто поступает правильно?

Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.

Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!

Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке

Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.

Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.

Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,

Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -

Крышку с кадушки стянули.

Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.

Отольются кошке мышкины слезки.

Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: мед­ленном, среднем и быстром.

Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.

Сосна шумит со сна,

Со сна шумит сосна.

Саша мал,

Саша мил.

Саша с мылом уши мыл.

Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.

Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.


У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(Телевизор.)

И крыша со мной.

(Черепаха.)

Я шарик пушистый,

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

(Одуванчик.)

Из дома я вышла

И вынесла крышу.

Вернулась домой

Стоит Антошка

На одной ножке.

Гладкое, душисто,

Моет чисто.

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой,

С бархатной подкладкой.

(Белый гриб.)

(П. Расс-Серебряная.)


Конспект занятия.

Тема. Звуки с и ш.


Дифференциация С-Ш

Поэтапная дифференциация звуков С-Ш

1 этап
2. Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
3. Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
Повтори слоговые ряды
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы

4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль

2 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки

3 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
Несу – пишу Пасу – пашу
Плясун – пляшу Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь Сыпь – шип
Сила – шило Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..

4 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..

5 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.

6 этап
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.

7 этап
1. Повтори словосочетания:
Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.

8 этап
1. Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?

Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы:
зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?

9 этап
1. Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке. Вопросы:
Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?

10 этап
1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы:
Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?

Дифференциация звуков С-Ш в слогах

А) в прямых слогах:
са - са - ша
са - ша - са
со - шо - со
су - ус - шу
со - шо - со
сы - ши - сы
сы - ши - сэ
су - ши - сэ
су - ши - со
сэ - ше - сэ
сэ - ши - са
б)в интервокальной позиции:
аса - аса - аша
асо - асо - ашо
асу - асу - ашу
асы - асы - аши
аши - асы - асы
в) в слогах со стечением согласных
сшо - сшо - сша
сшу - сшу - сши
сши - сши - сше
сше - сше - сши
сша - сша - сша

Дифференциация звуков С-Ш в словах

А) в прямых слогах:
шайка - сайка
шок - сок
шитый - сытый
шут - суд
б) в обратных слогах:
мышь - мыс
нож - нос
уж - ус
наш - нас
пляж - пляс
в) в интервокальной позиции:
каша - касса
крыша - крыса
лиса - леший
мешать - массаж
просить - крошить
пошёл - посол
г) в слогах со стечением согласных:
крошка - краска
кашка - каска
Машка - маска
мишка - миска
сошка - соска
шкала - скала
шпора - спора
шпора - ссора
шрам - срам

Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях

Весёлый розыгрыш
вкусные сушки
голосистый скворушка
душистый горошек
душистый шиповник
опасное путешествие
осколок стёклышка
персидская кошка
послушные малыши
посошок старушки
скоростное шоссе
смешной сынишка
смышлёный малыш
сушёная вишня
шелест камышей

Дифференциация звуков С-Ш в предложениях

В лесной глуши не слышно шума шоссе.
Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
Саша сочинил смешной стишок.
Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.

Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
Образец:
Я слышу смешок.
Он(а) слышит смешок.
Мы слышим смешок.
Вы слышите смешок.
Они слышат смешок.

Я стригу шерсть.
Я слушаю стишок.
Я спешу в школу.
Сшибать шишки с сосны.
Сушить джинсы на солнышке.
Слушать смешную сказку.
Кушать сушки с маком.

Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
Я слышу.
Я слышу шум.
Я слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.

Я сушу.
Я сушу шампиньоны.
Я сушу вкусные шампиньоны.

Я расчешу кошку.
Я расчешу пушистую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.

Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках

В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.

В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

Шестнадцать шли мышей
И шесть несли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.

Шишки на сосне, а шашки на столе.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.

Дифференциация звуков С-Ш в рассказах

Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.

Поезд

Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
Миша кричит:
- Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
- Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвку и приговаривает:
- Чух-чух.. Чух-чух...
Значит, он паровоз.

Почему у месяца платья нет


Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.


Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.

Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.

Карандаш


Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
- Тише, мы его разделим.
Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.

Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?

Дифференциация звуков С-Ш в стихах

Зашептала тихо мышь:
"Что ж, сыночек, ты не спишь?"
"Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу".
"Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик", - шепчет мышь.

*****
Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать
Чтобы с ежонком играть.

*****
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке.
Кошка шевелит ушами:
"Не пора ли за мышами?"
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.

*****
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.

*****
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.

*****
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.

*****
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.

*****
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок.
Сумку из рогожки
С мисочкой и ложкой.

*****
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?

*****
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Только пусто на опушке.
Не нашёл он ни волнушки.
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.

*****
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.

*****
Как–то вечером старушки
Пили чай и грызли сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в миску.

*****
Шесть пушистых котят
Есть сосиски хотят.
А смешная Наташа
Даст им пшённую кашу.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С-Ш

ША – СА ОШ - АС СА – ША – СА СТА – ШТА - СТА

СА – ША ОС – ОШ СО – ШО – СО СТО – ШТО - СТО

ШО – СО УС – УШ СУ – ШУ – СУ СТУ – ШТУ - ШТУ

СО – ШО ИС – ИШ СЫ – ШИ – СЫ СТЫ – ШТЫ - СТЫ

ШУ – СУ ЕС – ЕШ СЕ – ШЕ – СЕ АСА – АША – АСА

СУ – СУ ЮШ – ЮС ША – СА – Ш ОСО – ОШО - ОСО

ШИ – СЫ ЯС – ЯШ ШО – СО – ШО УСУ – УШУ - УСУ

СЫ – ШИ ОШ – ОС ШУ – СУ – ШУ ЫСЫ – ЫШИ - ЫСЫ

ШЕ – СЕ АС – АШ ШИ – СЫ – ШИ АША – АСА - АША

СЕ – ШЕ ЁС – ЁШ ШЕ – СЕ – ШЕ ОШО – ОСО - ОШО

АСТ – АШТ АСК – АШК

УСТ – УШТ УСК – УШК

ИСТ – ИШТ ИСК – ИШК

ЁСТ – ЁШТ ЁСК – ЁШК

ОСТ – ОШТ ОСК – ОШК

ЕСТ – ЕШТ ЕСК – ЕШК

ЮСТ – ЮШТ ЮСК – ЮШК

ЫСТ – ЫШТ ЫСК – ЫШК

Слова

Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.

Споры – шпоры крыса - крыша

Стуки – штуки просо - Проша

Суд – шут басня - башня

Мыс – мышь каска - кашка

Свет – швед миска - мишка

Сутки – шутки сайка - шайка

Сток – шток сурик - Шурик

Стык – штык сытый - шитый

Стиль – штиль Моська - мошка

Срам – шрам сырок - широк

Фарс – фарш пасли - пошли

Брось – брошь солить - шалить

Сила – шило усат - ушат

Сифон – шифон носить – нашить

Предложения

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Саша ест сушку.

Наташа посолила кашу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки.

Сластена Саша любит шоколад.

Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс.

Шелест листьев осины слышен в любую погоду.

Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога.

Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами.

В кадушке у старушки соленые волнушки.

В нашем классе шесть Саш и пять Миш.

Кошка лакает кашку из миски.

Собаке налили кашку в старую солдатскую миску.

Маша сделала маску мишки.

Саша сынишке сшил ушастого мишку.

Вымыли мышки миски для Мишки.

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шесть мышей несли шесть грошей.

В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон.

Шесть шестов. Саша сушит сушки.

Сколько ушек у шести лягушек?

А сколько ушек у шести подушек?

У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат.

Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится.

Брось эту брошь.

Надо суметь тут не шуметь.

Стал солить – не надо шалить.

Наш посол не туда пошел.

У нашей Иришки сладкие ириски.

Крыса не сидит на крыше.

Шестые сутки шутим шутки.

Мошка летает, а моська лает.

У моря – скала, у прибора – шкала.

На голове – каска, а в миске – кашка.

У малышки соска, а у пахаря – сошка.

Остро шило, да мала в нем сила.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш в предложениях

Весёлый пастушок.

Послушный малыш.

Пушистая кошка.

Смешные стишки.

Опасное путешествие.

Спасательная шлюпка.

Солдатская шинель.

Пушистая шапка.

Стальной шлем.

Толстые шпалы.

Веселая шутка.

Шумный класс.

Сладкий шоколад.

Пушистый снег.

Большая собака.

Скошенный луг.

Шумное шоссе.

Высокая башня.

Соленые волнушки.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало.

Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое.

Ваша серая кошка сидит на крыше.

В слякоть надевай шляпу и калоши.

У Сони пушистая шапка.

Сашин отец – шахтер.

Толстый шмель гудит над кустом шиповника.

Пенистый шампунь.

Синяя шаль.

Лисья шапка.

Душистый ландыш.

Шелестят камыши.

Лесная глушь.

Лесная опушка.

Спелая вишня.

Шесть котят есть хотят.

Шуре сшили шубу.

Поспешишь – людей насмешишь.

Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет.

Саша ест сушку.

Лукошко вишен стоит на столе.

Петушок уселся на шест.

В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.

В тишине далеко слышен гул самолета.

Леша поймал большого усатого сома.

Малыши с удовольствием слушают смешные стишки.

Пушистая кошка сидит на окошке.

Наташа посолила кашу.

Саша успешно пошел в шестой класс.

Солдат доставил шпиона в штаб.

Тихим шепотом Соня рассказывала малышам сказки. Сластена Саша любит шоколад. Веселой шутке Маши смеялся весь шестой класс. Шелест листьев осины слышен в любую погоду. Мастер с силой воткнул шило в подошву сапога. Пастушок поставил шалаш на опушке под осинами. В кадушке у старушки соленые волнушки. В нашем классе шесть Саш и пять Миш. Кошка лакает кашку из миски. Собаке налили кашку в старую солдатскую миску. Маша сделала маску мишки. Саша сынишке сшил ушастого мишку. Вымыли мышки миски для Мишки. Шесть мышат в шалаше шуршат. Шесть мышей несли шесть грошей. В болотной тиши бесшумно шуршат камыши.

Саша сушит сушки. Сколько ушек у шести лягушек? А сколько ушек у шести подушек? У кошки шесть котят, у мышки шесть мышат, у лягушки шесть лягушат. Крошки крошатся, сушки сушатся, а тушенка тушится. Брось эту брошь. Надо суметь тут не шуметь. Стал солить – не надо шалить. Наш посол не туда пошел. У нашей Иришки сладкие ириски. Крыса не сидит на крыше. Шестые сутки шутим шутки. Мошка летает, а моська лает. У моря – скала, у прибора – шкала. На голове – каска, а в миске – кашка. У малышки соска, а у пахаря – сошка. Остро шило, да мала в нем сила. Соне снился страшный сон, будто в спальне пляшет слон. Шесть шестов.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш В ТЕКСТЕ

СОБАКА ПУШОК.

У Саши была собака Пушок. Ушёл Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок шалун. Пушок сорвал салфетку со стола . На пол упали чашка, ложка, нож.

ВОЛК И СОВА.

Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и у меня когти, ты хищница, и я хищник. Почему же встречают нас люди по - разному? Тебя хвалят - расхваливают, меня клянут - проклинают. Нет на земле правды!

А ты, Волк, что ешь - то?

Да всё больше жирных барашков, да козлов, да телят...

Ну, вот видишь! А я всё мышей вредных. Потому и встречают нас не по одёжке. а по делам. Хоть мы с тобой и похожи, да совсем не одно и то же!

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СТИХАХ

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В СКОРОГОВОРКАХ

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

Приехала к бабушке Маша, сварила ей бабушка кашу.

Садись, гостья желанная, остынет каша манная.

Но руками Маша машет:

Не хочу я кашу вашу!

Связная речь

Осенью в лесу тишина. Слышно только, как ветер шумит в верхушках елок да как шуршат, падая на землю, сухие листья.

Вот под елкой сидит масленок. У масленка на скользкой шапке полоски. Это пушистая белка покусала. Но видно кто-то спугнул белку. Поэтому она не взяла масленок.

В августе белки сушат маслята, подосиновики, белые на ветках. Готовят запасы. Зимой найдет белка душистый сушеный гриб, съест. А сытой и теплее, и веселее.

ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ.

В школе был большой зимний праздник – елка. Дети долго ждали Новый год, но вот праздник наступил. Посередине зала стояла большая красивая елка. На ней висели разные игрушки: шоколадные шары, мишки, лошадки, хлопушки и много других игрушек. Вокруг елки танцевали дети и пели песенку:

Здравствуй, наша елочка!

Здравствуй, дед Мороз!

Покажи нам, дедушка,

Что в мешке принес!

Потом дети пошли гулять на улицу. Прибежал Миша и сказал: Ребята, будем играть в снежки! Хорошо, будем, - сказала Маша. Очень хорошо, - сказала Наташа. Дети играли в снежки, было очень весело. Миша, Катюша и Маша слепили снежную бабу. Потом пришла мама и увела детей домой.

Саша и Сима пошли в субботу в кино. Дети любят мультфильмы. В субботу они смотрели смешной фильм о коте и мышонке. О том, как маленький ушастый мышонок победил большого пушистого кота. Как смог малыш одолеть такого великана? Да просто мышонок был хоть и маленький, смешной, но умный, добрый. А кот-великан был глупый и злой. Он хотел съесть всех мышат на свете. А мышонок спасал друзей, о себе не думал. Поэтому и победил.

Стихи

Побежала мышка-мать, Мышонку снился странный сон,

Стала кошку в няньки звать. Что не мышонок он, а слон,

Приходи к нам, тетя-кошка, Что в Африку приехал он,

Нашу детку покачать. В слоновью лег кровать.

Стала петь мышонку кошка: Стал спать и там увидел сон,

Мяу, мяу, спи, мой крошка, Что он мышонок, а не слон,

Мяу, мяу, ляжем спать, И что не в Африке спит он,

Мяу, мяу, на кровать! А дома он опять.

Глупый маленький мышонок «Какой мне странный снится сон!» -

Отвечает ей спросонок: Во сне проснувшись, думал он

Очень сладко ты поешь. «Я слон? Или мышонок?»

Черепаха Я взяла под мышку

Всех смешит, Плюшевого мишку,

Потому что не спешит. В ванну посадила

Но куда спешить тому, И пошла за мылом.

Кто всегда в своем дому? Оглянулась – ой, ой, ой!

Расшалился мишка мой.

Шла по улице машина, Петушки распетушились,

Шла машина без бензина, Но подраться не решились,

Шла машина без мотора, Если очень петушиться,

Шла машина без шофера, Можно перышек лишиться.

Шла, куда сама не зная, Если перышек лишиться -

Шла машина… заводная. Нечем будет петушиться.

ШИШКИ СТРАШНЫЙ СОН

Белка с ветки в свой домишко - Мышка, мышка, что не спишь,

Перетаскивала шишку. Что соломою хрустишь?

Белка шишку уронила, - Я боюсь уснуть, сестрица,

Прямо в Мишку угодила. Кот усатый мне приснится!

Застонал, заохал Мишка –

На носу вскочила шишка.

Большую морковку зайчишки тащили, Лягушка – попрыгушка -

Они от морковки чуть-чуть откусили, Глазки на макушке.

Потом захотелось еще откусить, Прячьтесь от лягушки,

Потом… уже нечего было тащить. Комары да мушки.

Скороговорки

Слышен шорох в камышах, На окошке крошку мошку

От него шумит в ушах. Ловко ловит лапкой кошка.

В ночной тиши у шалаша Парус наш на совесть сшит,

Чуть слышен шорох камыша. Нас и шторм не устрашит.

Шишки на сосне, шашки на столе.

В шалаше шесть шалунов.

Шапкой Саша шишку сшиб.

Мамаша дала Ромаше сыворотку из под простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

Сшила Саша Саньке шапку.

№ 1 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-са-са - ша-ша-ша, со-со-со - шо-шо-шо, су-су-су - шу-шу-шу, сы-сы-сы - ши-ши-ши.
  2. Слова-паронимы: уши - усы, шутки - сутки, кашка - каска, Машка - маска, Мишка - миска, скала - шкала, стык - штык, стиль - штиль, марс - марш, вас - ваш, мыс - мышь, плоско - плошка, солить - шалить, сорок - шорох, басня - башня, крыса - крыша, суметь - шуметь, кусай - кушай, шило - сила.
  3. «Подбери картинки Соне и Шуре»(раздели слова со звуками «С»и «Ш»): носки, аист, коляска, шуба, шкаф, мышь, сумка, вишни, ступеньки, мешок, стакан, космонавт, подушка, спутник, кувшин, кукушка, сосна, пылесос, шишка, стул, подушка, карандаш.
  4. Счёт 1-10 с некоторыми из вышеперечисленных слов.

№ 2 Звуки С-Ш

  1. Слоги: са-ша, со-шо, сы-ши, су-шу, ша-са, шо-со, ши-сы, шу-су, саш, сош, суш, сыш, шас, шос, шус, шис.
  2. Выделение звуков С, Ш и проговаривание слов с ними:

сатин, шагать, сыпать, шорох, сорить, шипеть, шуметь, сухой, сырой, сытый, вермишель, васильки, сметана, картошка, катушка, швабра, корешок, опушка, новоселы, листья.

  1. Добавь слог СИ или ШИ: гу(си), гру(ши), ло(си), малы(ши), выне(си), тря(си), воро(ши), кры(ши).
  2. Образовать новые слова с приставками С-, СО-: мешать - смешать, прошу - спрошу, шил - сшил, пляшет - спляшет, шью - сошью, рисуешь - срисуешь, несёшь - снесёшь, пишешь - спишешь, берешь - соберешь, трясешь - стрясешь.

№ 3 Звуки С-Ш

  1. Слова: Саша, шесть, сушки, шоссе, солнышко, машинист, шестнадцать, штепсель, шестьдесят, шахматист, шестьсот, путешественник, пастушок, пастушка, шалость, стишок, стеклышко, пушистый, сынишка, усмешка, старушка, успешно, послушный, трусишка, бесшумный, смешинка, веснушки.
  2. Счет 1-10 - сынишка, шахматист, пастушок, старушка.
  3. Заучивание скороговорок:

Шашки на столе, шишки на сосне.

Шапкой Сашка шишки сшиб.

4. Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, они) в наст. врем.:

Сшибать шишки с сосны.

Собирать сосновые шишки.

№ 4 Звуки С-Ш

  1. Слова: сухо, слышно, шустрый, соловушка, поспешно, шанс, шелест, шествие, шесток, посошок, нашествие, шерсть, шест, смешной, спешка, пеструшка, штепсель.
  2. Счет 1-10 - путешественник, штепсель.
  3. Заучивание чистоговорки:

Наша большая пушистая кошка сидит на окошке,

А ваша маленькая смешная кошка уходит с окошка.

4. Подбор признаков и действий на звуки С, Ш к предмету:

Кошка (какая?) большая, пушистая, смешная, ушастая, плюшевая. Что делает? Спешит, дышит, шалит, спит, ест.

5. «Отгадай слово» (пропущены С или Ш):

Апка, .нки, .уба, .ом, .мка, .лем, .ова, .айба, .оль, .умит,

Ок, .уп, .ум, .пать, ду., ква., анана., камы., компа., мы..

№ 5 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: Наташины веснушки, веселый пастушок, послушный малыш, пушистая кошка, смешные стишки, опасное путешествие, роскошная шкатулка, голосистый соловушка, ласковое солнышко, душистый ландыш, пушистая ушанка, сушеные груши, смешные потешки, скошенный луг, шумное шоссе, шелестят камыши, лесная опушка, спелая вишня.
  2. Родственные слова: Смешить - смех, смешок, смешинка, смешной, насмешка, усмешка, смешно. Спешить - спешка, поспешно, поспешный.
  3. Спряжение в настоящем времени (Я, Ты, Вы, Мы, Он, Она, Они): Спешить по шоссе и есть сушки. Шептать на ушко бабушке смешной стишок. Сушить пуховые подушки на солнышке.

№ 6 Звуки С-Ш

  1. Словосочетания: шелестят в тишине, шуршат в сарае, слышны в саду, спешат в школу, сушить на вешалке, несутся по шоссе, сыплется пушистый снег, слышится сильный шум, висит Мишина шуба, слышна весёлая песня.
  2. Рассказ «Сосна» (заучивание или пересказ):

Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шишками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке, - большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шишки. С пакетом шишек они спешат домой. А сзади доносится шум соснового леса.

  1. Выделение из рассказа слов: со звуками «С», «Ш» в одном слове; со звуком «С»; со звуком «Ш».

№ 7 Звуки С-Ш

  1. Счет 1-10 со словосочетаниями: пушистая сосна, сосновая шишка, пенистый шампунь, синяя шаль.
  2. Спряжение в настоящем времени: (Я, Ты, Он, Она, Они)

Спешить в лес за сосновыми шишками.

Спешить из леса домой с сосновыми шишками.

Шептать дедушке на ушко смешную сказку.

  1. Проговаривание предложений:

Саша спешит по шоссе и несёт сушки.

Машинист спешит по шоссе и несёт сушки.

Путешественник …. Пастушок …. Пастушка ….

  1. Подбор предметов к признакам:

Смешной (-ая, -ое). Душистый (-ая, -ое). Бесшумный (-ая, -ое).

№ 8 Звуки С-Ш

  1. Предложения: Машины несутся по шоссе. Листья шелестят в саду. Груши сушатся на крыше. Мыши шуршат в сарае. Кошка греется на солнышке. Высокие сосны шумят в лесу. Душистый ландыш распустился на лесной опушке. Голосистый соловушка поёт в саду. Кусты покрылись снегом. Тихо шумят осинки в осеннем лесу. Наташа нашла пестрый шарфик.
  2. Пословицы: Не спеши языком, спеши делом. Как постелешь, так и поспишь. В согласном стаде волк не страшен. В пасмурную погоду сено не высушишь. Нет на свете краше родной сторонушки. Хорош садовник, хороши и груши. Кошке - игрушки, мышке - слёзы. Поспешишь - людей насмешишь.

№ 9 Звуки С-Ш

Скороговорки:

В шалаше шесть шалунов. Шапкой Саша шишки сшиб.

Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.

Наша серая кошка сидела на крыше,

а ваша серая кошка сидела выше.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей,

Две мыши поплоше несли по два гроша.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Слишком много ножек у сороконожек.

Парус наш на совесть сшит. Нас и шторм не устрашит.

Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки сушек Сашиных поесть.

Слышен шорох в камышах - от него шумит в ушах.

Сто бесстрашных лягушат цаплю шепотом страшат.

№ 10 Звуки С-Ш

Стихи:

Разговаривайте тише! - просят маленькие мыши.

Не шумите утром рано. Кошка спит в углу дивана…

Ночью мы в сыром подвале с кошкой в салочки играли

Не будите нашу кошку - отдохнет пускай немножко.

Мышка сушек насушила. Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали, зубы сразу же сломали.

Пять веселых лягушат по делам своим спешат.

Пока мокро, пока лужно, до реки допрыгнуть нужно.

Если встретишь лягушат, не мешай, они спешат.

Я взяла под мышку плюшевого мишку.

В ванну посадила и пошла за мылом.

Оглянулась - ой, ой, ой! Расшалился мишка мой.

№ 11 Звуки С-Ш

Простокваши дали Клане - недовольна Клаша:

Не хочу я простокваши, дайте просто каши.

Дали вместо простокваши нашей Клаше каши.

Не хочу я просто каши так, без простокваши.

Дали вместе с простоквашей каши нашей Клаше.

Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей.

А поела - встала. «Спасибо,» - сказала.

Мышонку снится страшный сон, что не мышонок он, а слон.

Что в Африку приехал он, в слоновью лёг кровать.

Стал спать и там увидел сон, что он мышонок, а не слон,

И что не в Африке спит он, а дома он опять.

«Какой мне страшный снится сон!» - во сне проснувшись,

Думал он и спрашивал спросонок: «Я слон или мышонок?»

№ 12 Звуки С-Ш

Русские народные скороговорки:

Веселей Савелий, сено пошевеливай.

Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.

Дуб дубовистый, широкозеленолистный.

Сшила Саша Сашке шапку. Сашка шапкой шишки сшиб.

Хоть щука и востра, да не съест ерша с хвоста.

Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.

У Степана есть сметана, простокваша и творог.

На опушке в избушке живут старушки-болтушки.

У каждой старушке лукошко. В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Выбор редакции
Порядина Ольга Вениаминовна, учитель-логопед Место нахождения структурного подразделения (логопункта): Российская Федерация, 184209,...

Тема: Звуки М – Мь. Буква М Программные задачи: * Закрепить навык правильного произношения звуков М и МЬ в слогах, словах и предложениях...

Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка. б) Сравни звуки с и ш по артикуляции. Чем похожи эти звуки? В чем различие...

Как и следовало ожидать, большинство либералов считают, что предметом купли-продажи при проституции является собственно секс. Поэтому...
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем...
Целовальник Целовальники - должностные лица Московской Руси , выбиравшиеся земщиной в уездах и на посадах для исполнения судебных,...
Целовальник - это самая странная и загадочная профессия, которая когда-либо существовала на Руси. Данное название способно кого угодно...
Хироси Исигуро – двадцать восьмой гений из списка «Сто гениев современности», создатель роботов-андроидов, один из которых – его точная...
石黒浩 Карьера В 1991 году защитил диссертацию . С 2003 года профессор Осакского университета . Возглавляет лабораторию, в которой...