Государственная услуга выдача разрешения на строительство. Разрешение на строительство: кто выдает и в каких случаях не требуется? Сопровождение получения Разрешения на строительство


6.1. Прием от застройщика заявления о выдаче разрешения на строительство, документов, необходимых для получения разрешения на строительство, информирование о порядке и ходе предоставления услуги и выдача разрешения на строительство могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), а для застройщиков, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также с использованием единой информационной системы жилищного строительства, предусмотренной Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации подача заявления о выдаче разрешения на строительство осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

7. В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута, а также схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, на основании которой был образован указанный земельный участок и выдан градостроительный план земельного участка в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 57.3 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) при наличии соглашения о передаче в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления полномочий государственного (муниципального) заказчика, заключенного при осуществлении бюджетных инвестиций, - указанное соглашение, правоустанавливающие документы на земельный участок правообладателя, с которым заключено это соглашение;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), реквизиты проекта планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) положительное заключение экспертизы проектной документации, в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и утвержденное привлеченным этим лицом в соответствии с настоящим Кодексом специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, в случае внесения изменений в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 настоящего Кодекса;

4.3) подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, предоставленное органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, в случае внесения изменений в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения в соответствии с частью 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1) в случае проведения реконструкции государственным (муниципальным) заказчиком, являющимся органом государственной власти (государственным органом), Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", органом управления государственным внебюджетным фондом или органом местного самоуправления, на объекте капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, правообладателем которого является государственное (муниципальное) унитарное предприятие, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, в отношении которого указанный орган осуществляет соответственно функции и полномочия учредителя или права собственника имущества, - соглашение о проведении такой реконструкции, определяющее в том числе условия и порядок возмещения ущерба, причиненного указанному объекту при осуществлении реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

6.2) решение общего собрания собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме, принятое в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений и машино-мест в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации;

8) документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта;

9) копия решения об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в случае строительства объекта капитального строительства, в связи с размещением которого в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории, или в случае реконструкции объекта капитального строительства, в результате которой в отношении реконструированного объекта подлежит установлению зона с особыми условиями использования территории или ранее установленная зона с особыми условиями использования территории подлежит изменению;

10) копия договора о развитии застроенной территории или договора о комплексном развитии территории в случае, если строительство, реконструкцию объектов капитального строительства планируется осуществлять в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 - , , и 10 части 7 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 7 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 7 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.2. Документы, указанные в пунктах 1 , и 4 части 7 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости или едином государственном реестре заключений.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 настоящей статьи документов. Документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Разрешение на строительство выдается в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о выдаче разрешения на строительство. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на строительство органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в части 7 настоящей статьи документов и выдача разрешений на строительство осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в части 7 настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

(см. текст в предыдущей редакции)

10.2. Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" для данного исторического поселения. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство, предусмотренный ч. 11 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.1. В случае, если подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, который не является линейным объектом и строительство или реконструкция которого планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, и к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложено заключение, указанное в части 10.1 настоящей статьи, либо в заявлении о выдаче разрешения на строительство не содержится указание на типовое архитектурное решение, в соответствии с которым планируется строительство или реконструкция объекта капитального строительства, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос":

(см. текст в предыдущей редакции)

1) в течение трех дней со дня получения указанного заявления проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, и направляют приложенный к нему раздел проектной документации объекта капитального строительства, содержащий архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, или отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату выдачи разрешения на строительство, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае выдачи лицу такого разрешения;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в течение тридцати дней со дня получения указанного заявления выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

11.2. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, в течение двадцати пяти дней со дня поступления от органа или организации, уполномоченных в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, рассматривает указанный раздел проектной документации объекта капитального строительства и направляет в указанные орган или организацию заключение о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, и направление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, указанных в настоящей части заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в десятидневный срок со дня выдачи застройщику разрешения на строительство в границах приаэродромной территории представляет копию такого разрешения в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

12.2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в тридцатидневный срок осуществляет проверку соответствия выданного разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории, и в случае выявления нарушения ограничений использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, направляет в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" предписание о прекращении действия разрешения на строительство.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату выдачи разрешения на строительство, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частью 7.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения. В случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства планируются на территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о развитии застроенной территории или решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство также является отсутствие документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о развитии застроенной территории или договором о комплексном развитии территории (за исключением случая принятия решения о самостоятельном осуществлении комплексного развития территории).

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

15.1. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 настоящей статьи, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на строительство уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в целях строительства, реконструкции которого выдано разрешение на строительство.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;

4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно;

4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведений, документов, материалов, указанных в пунктах 3.1 - 3.3 и 6 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется, за исключением случаев, предусмотренных частью 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в случае:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории;

2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;

3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;

4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

21.2. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок не более чем тридцать рабочих дней со дня прекращения прав на земельный участок или права пользования недрами по основаниям, указанным в части 21.1 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.3. Органы, уполномоченные на предоставление сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предоставляют сведения о государственной регистрации прекращения прав на земельные участки по основаниям, указанным в пунктах 1 - 3 части 21.1 настоящей статьи, посредством обеспечения доступа органам государственной власти и органам местного самоуправления к информационному ресурсу, содержащему сведения Единого государственного реестра недвижимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

21.4. Уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" принимается также решение о прекращении действия разрешения на строительство в срок, указанный в части 21.2 настоящей статьи, при получении одного из следующих документов:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении прав на земельный участок;

2) уведомление исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение о прекращении права пользования недрами.

21.5. Физическое или юридическое лицо, которое приобрело права на земельный участок, вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на таком земельном участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

21.6. В случае образования земельного участка путем объединения земельных участков, в отношении которых или одного из которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованный земельный участок, вправе осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство.

21.7. В случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.

21.8. В случае, если земельные участки были образованы в границах зоны размещения линейного объекта, предусмотренной проектом планировки территории, и если для получения разрешения на строительство линейного объекта была представлена проектная документация, разработанная на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории, сохраняется действие ранее выданного разрешения на строительство такого объекта и внесение изменений в такое разрешение не требуется.

21.9. В случае переоформления лицензии на пользование недрами новый пользователь недр вправе осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с ранее выданным разрешением на строительство. частью 21.7 пунктами 1 21.13. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости не содержатся сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, копию таких документов в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" обязано представить лицо, указанное в части 21.5 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Срок рассмотрения заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, предусмотренный ч. 21.14 ст. 51 (в ред. от 27.12.2019 N 472-ФЗ), не применяется в случаях, если оно подано до 28.12.2019.

21.14. В срок не более чем пять рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 21.10 настоящей статьи, или со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа. В случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения, для принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство необходимы документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи. Представление указанных документов осуществляется по правилам, установленным частями 7.1 и 7.2 настоящей статьи. Уведомление, документы, предусмотренные пунктами 1 - 4 части 21.10 настоящей статьи, заявление о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство), а также документы, предусмотренные частью 7 настоящей статьи, в случаях, если их представление необходимо в соответствии с настоящей частью, могут быть направлены в форме электронных документов. Решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если это указано в заявлении о внесении изменений в разрешение на строительство. настоящей статьи, в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения; настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство или для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка в случае поступления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения. В случае представления для внесения изменений в разрешение на строительство градостроительного плана земельного участка, выданного после получения разрешения на строительство, такой градостроительный план должен быть выдан не ранее чем за три года до дня направления заявления о внесении изменений в разрешение на строительство;

5) несоответствие планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующим на дату принятия решения о внесении изменений в разрешение на строительство, в случае, предусмотренном частью 21.7 настоящей статьи, или в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

6) несоответствие планируемого размещения объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, в случае поступления заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство, кроме заявления о внесении изменений в разрешение на строительство исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения;

7) наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство. В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;

(см. текст в предыдущей редакции)

8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.

21.16. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о прекращении действия разрешения на строительство или со дня внесения изменений в разрешение на строительство уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" указанные органы, организация, государственная корпорация уведомляют о таком решении или таких изменениях:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, действие разрешения на строительство которого прекращено или в разрешение на строительство которого внесено изменение; требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Разрешение на строительство – это официальная бумага, выдаваемая на руки хозяину земельного надела авторитетными управляющими органами, в доказательство того, что проектные документы оформлены правильно – так, как предписывает градостроительное законодательство.

Согласно нормам ГСК РФ, подавать заявку на получение разрешения на строительство и реконструкцию должна та категория граждан, кто собирается возводить либо реконструировать сооружения, относящиеся к разряду «капитальных» и проводить их комплексный капитальный ремонт, если при его осуществлении встает вопрос о проверке безопасности, прочности и износоустойчивости таких объектов. Этот документ не только дает право на обустройство земельного надела и реконструкцию уже присутствующих на нем сооружений, но и позволяет затевать новострой с выполнением монтажно-установочных работ, включая проведение ряда подготовительных мероприятий, операций по эстетическому благоустройству, прокладке наружных сетей и электропроводов и прочее.

Получение разрешения на строительство – обязательная мера для легализации работ по возведению любого объекта на земельном участке. Если самовольно заняться обустройством территории и разместить на ней какие-либо сооружения без ведома властей, (особенно, когда требуется одобрение с их стороны), то они будут признаны незаконными и подлежащими к сносу.

Когда нужно оформлять РС?

Получить разрешение на строительство можно только по прохождении нескольких этапов, предваряющих реализацию запланированного проекта. И вот их последовательность:

  1. Проверка – максимальное раскрытие потенциала земельного участка, обнаружение ограничений.
  2. Создание эскиза проекта – изготовление документов, схем и чертежей с информацией об основных конструкторских, технических и архитектурных свойствах объекта.
  3. Актуализация ГД – реализация проекта планирования территории, являющегося ничем иным, как дополнением к проекту межевания участка.
  4. Составление плана ГПЗУ. В нем содержатся следующая информация: кадастровый однозначный идентификатор недвижимого объекта владения, допустимые расстояния от дома до границ смежных участков, разрешительные документы и другие сведения касательно потенциала земельного надела, а также ограничений в плане его эксплаутации.
  5. Разработка, одобрение и утверждение концепции новостроя, нормативов осуществления строительных работ. На этой стадии подробно обсуждаются ключевые параметры объекта, его дизайн и прочие характеристики, причем последнее слово остается за властями.
  6. Проектирование – создание и подготовка проектной документации по объекту – детализированного плана с указанием всех технических нюансов. При этом должны быть учтены планировочные, инженерные, конструкторские, архитекторские, технологические решения; ключевые параметры объекта; упорядочение строительства и его цена.
  7. Аудит проектных документов. Проект досконально проверяется в государственном или коммерческом экспертном учреждении, чтобы удостовериться в его соответствии техническим регламентам, в результате чего выносится одобрительное решение или отказ.
  8. Регистрация разрешения на строительство – заключительный этап подготовки. Получение разрешения на строительство возможно только при условии, что проект соответствует всем постановленным нормам ГК РФ, а в противном случае, заявителю будет отказано в его реализации.

Как только хозяину участка удается получить разрешение на строительство, за дело берется бригада независимых специалистов должного профиля, которые и выполняют необходимые строительно-монтажные работы. По их окончании объект запускается в эксплуатацию.

Случаи, для которых РС крайне необходимо

Получение разрешения на строительство требуется для любого объекта, относящегося к капитальным конструкциям, а иначе его признают незаконным, и собственника принудят его демонтировать. В Градостроительном Кодексе отмечен ряд случаев, когда получение разрешения на строительство дома не требуется. Среди них:

  • конструкции, не обладающие признаками «капитальных строений»: киоски, козырьки, ворота, навесы и иные временные сооружения;
  • вспомогательные (надворные) объекты, предназначенные для удовлетворения нужд и решения задач строительных организаций;
  • сооружений, подлежащих капитальному ремонту, поскольку не предусмотрено изменение конструктивных решений в них;
  • гаражи и загородные дома, используемые для ведения огородничества и / или садоводства;
  • в иных случаях, которые установлены федеральными и региональными законодательствами.

Получение разрешения на строительство в Москве

Если требуется получение разрешения на строительство в Москве, то сделать это можно на официальном сайте Мосгосстройнадзора – государственного контролирующего органа в столице. Данный способ считается одним из лучших и наиболее надежных для узаконивания самостроя, и ему доверяет подавляющее большинство граждан г. Москвы и регионов. Застройщик может также зайти на сайт mos.ru, где в разделе «Услуги и сервисы» подать заявку на получение разрешения на строительство в Москве. Как правило, документ изготавливается в течение 10 рабочих дней, на протяжении которых скрупулезно изучают весь набор предоставленных бумаг. Услуга предоставляется совершенно бесплатно.

Получение РС в Московской области

Получить разрешение на строительство в Московской области быстро и без суеты можно на сайте gosuslugi, но прежде следует пройти несложную регистрацию. Если нет возможности зайти в Интернет, то тогда рекомендуется обратиться в многофункциональные центры, где предоставление услуг осуществляется по принципу « одного окна», что означает прием и выдачу всех документов в оговоренные сроки без необходимости взаимодействия с должностными лицами. Уполномоченные лица проверяют, правильно ли оформлены и заполнены соответствующие бумаги, и все ли они имеются в наличии, и уже на основании этого решают, возможно ли получение разрешения на строительство в Московской области в данном конкретном случае или же нет. В случае отказа, клиенту предоставляют мотивированное объяснение.

Перечень документов для получения РС

Получение разрешения на строительство жилого дома в Москве и области возможно при наличии определенного комплекта бумаг:

  • документы, свидетельствующие о праве собственности заявителя на объект;
  • градостроительный план надела, изготовленный в полном соответствии с положениями ГК РФ;
  • окончательный и полный набор проектной документации, а также пояснительная записка и конкретный список томов;
  • одобрительный характер экспертного заключения для объектов, приведенных в ст.49 ГСК РФ. Если проведение экспертизы было доверено негосударственным структурам, то надо предъявить документы, устанавливающие право данных лиц на подобный вид деятельности;
  • допуск на отклонение от параметров, граничных для разрешенного строительства, если его оформление проводилось с учетом пунктов ст.40 ГрК РФ;
  • другая документация, доказывающая правомочность выполнения строительно-монтажных и реконструкционных работ.

Срок проверки обозначенных выше документов – до 10 рабочих дней. После этого заявителю сообщают, в каких целях можно использовать земельный участок, получить разрешение на строительство которого нельзя или можно, если поменять, к примеру, его назначение. Или вердикт будет следующим: земля совершенно готова для размещения на ней практически любых объектов. Запрос могут отклонить, если не все документы представлены на рассмотрение, или же проект разработан с ошибками, а также по ряду других причин. Заявитель имеет право подать жалобу в суд, где ее рассмотрят и, возможно, посчитают вполне обоснованной.

Получение РС в электронном виде

Не важно, что движет заявителем – стремление получить разрешение на строительство уже построенного дома или же совсем нового здания – у него всегда есть возможность выбора, и ему решать, каким способом пройти регистрацию – в Интернете или офлайн режиме. Владелец существующей или будущей конструкции может прийти лично в Росреестр для подачи заявления, либо же сделать проще – зарегистрироваться на сайте Госуслуги и затем заполнить онлайн-форму личных данных, для чего даже не нужно выходить из дома или офиса.

Готовый документ будет содержать подпись уполномоченного лица. В случае, если услуга на получение разрешения на строительство в Москве оказывается многофункциональными центрами, то обращаясь к ним, следует иметь при себе паспорт гражданина РФ.

Электронным способом можно также получить разрешение на строительство на линейный объект, что весьма удобно, т.к. сама по себе процедура упростилась, и похождение ее обычным путем займет больше времени, нежели в онлайн-режиме. К тому же, в последнее время, в связи с изменениями законопроекта, для узаконивания линейных объектов достаточно предоставить ранее утвержденные нормативы: проекты по планировке и межеванию земельного надела, градостроительный план.

Отказ в выдаче разрешения на строительство

Исполнительная власть может отказаться выдавать разрешение на строительство, если:

  • документы оформлены неправильно, недостаточно ясны, содержат неполную информацию и т.д.;
  • не соблюдаются параметры, граничные для разрешенного строительства на земельном наделе;
  • имеет место девиация от параметров, являющихся граничными для разрешенного строительства, реконструкции объектов капстроительства.

Хоть представленные выше аргументы в пользу отказа от выдачи РС кажутся довольно простыми и ограниченными, получение разрешения на строительство в новой Москве или же старой может доставить немало хлопот. Особенно трудно придется тем, у кого отсутствует понимание самой процедуры по возведению того или иного объекта, или кто предпринимает хаотичные действия, вместо того, чтобы следовать давным-давно установленным нормам выполнения инженерно-строительных работ.

Сопровождение процедуры получения РС

Для ускорения процедуры получения РС будет целесообразным воспользоваться услугами профессионалов. Это позволит сэкономить не только массу времени, но и предотвратить неуместную трату денежных средств. Чтобы исключить даже малейшую вероятность отказа в выдаче РС и, тем самым, избежать повторного прохождения утомительной процедуры, надо иметь дело с экспертами. Если имеется необходимость получить разрешение на строительство на линейный объект или любой другой, будь то жилое или нежилое сооружение, и при этом уверенно двигаться к намеченной цели, то к разработке проекта нужно подойти со всей ответственностью и серьезностью. Только грамотные специалисты способны сделать работу «на отлично», уделяя должное внимание мелочам и не допуская крамольных ошибок. Мы помогаем нашим клиентам собрать полный пакет документов и эффективно справляемся с задачами любой сложности.

Стоимость услуг по получению РС

Практически каждого заявителя интересует, сколько стоит получить разрешение на строительство, и это неудивительно. Цена услуги по сопровождению получения РС зависит от объема и трудоемкости работ на подготовительном этапе, но, обычно, она стартует с 100 000 рублей.

Оставьте свои контактные данные и наш специалист перезвонит Вам в ближайшее время.


Что такое разрешение на строительство?

Разрешение на строительство (РС) – это документ, который выдается правообладателю земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти и подтверждает, что проектная документация полностью соответствует регламентированным требованиям, а также проекту планировки территории и межеванию земельного участка.

Эта бумага устанавливает право проведения застройки или реконструкции, позволяет проводить строительно-монтажные работы по новому строительству или реконструировать объект, проводя сопутствующие подготовительные операции, работы по благоустройству, проведению наружных сетей и проч.

Получение разрешения на строительство является правовой основой для проведения строительства, проведение работ без разрешения (в случаях когда его получение необходимо) является самовольным строительством и подлежит сносу.

В какой момент оформляется РС?

Процессу оформления разрешения на строительство предшествует вся предстроительная фаза проекта, состоящая из нескольких этапов. До получения Разрешения нужно пройти следующие шаги:

  1. Аудит – выяснение потенциала застройки участка и ограничений.
  2. Эскизный проект / АФК – «набросок» основных параметров объекта
  3. Разработка градостроительной документации – Проект планировки территории (ППТ), Проект межевания территории (ПМТ)
  4. Получение градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). В нем указывается кадастровый номер участка, границы, допустимые отступы от границ, разрешенное использование и другая информация по возможностям и ограничениям застройки.
  5. Разработка и утверждение АГР/АГО. Это этап согласования с властями основных параметров объекта, его внешнего вида и прочих параметров.
  6. Проектирование - разработка проектной документации. Проект объединяет архитектурные, конструктивные, планировочные, технологические, инженерные и прочие решения.
  7. Экспертиза проектной документации. Проект направляется на анализ в государственную или негосударственную экспертную организацию, после проверки проект получает одобрение (положительное заключение экспертизы) или отказ в одобрении.
  8. Оформление разрешения на строительство – итоговый подготовительный этап. Этот документ подтверждает, что в проекте нет отклонений от действующих требований, и он может быть реализован.

После получения Разрешения профильная подрядная организация приступает к строительно-монтажным работам, и после их завершения здание вводится в эксплуатацию.

Градостроительный аудит

Эскизный проект / АФК

Экспертиза проектной документации и результатов изысканий

Разработка градостроительной документации (ППТ, ПМТ)

Получение ГПЗУ

Проектирование

Получение разрешения на строительство

Заключение о соответствии (ЗОС) и Ввод в эксплуатацию

Когда нужно и когда не нужно получать РС?

Получение разрешение на строительство требуется для любого капитального объекта, в противном случае постройку могут признать самостроем, и тогда собственник будет обязан ее снести. Однако в Градкодексе отмечено несколько случаев, когда выдача разрешения на строительство не требуется:

  • на объекты, не признанные капитальными постройками - навесы, киоски и т. д.;
  • на строения вспомогательного назначения (временные строения для обслуживания строительного производства);
  • для капремонта построек, если не планируется изменение конструктивных характеристик.
  • на гаражи и дачные дома, используемые для садоводства;
  • в иных случаях, установленных федеральным и региональным законодательством.

Получение Разрешение на строительство в Москве

Получение Разрешения проводится с помощью сайта Мосгосстройнадзора (как уполномоченного органа местной исполнительной власти), также застройщик или владелец могут обратиться на московский портал mos.ru в раздел «Услуги и сервисы». Срок оформления разрешения на строительство составляет 10 рабочих дней, за это время проверяется полный комплект поданных бумаг. Эта услуга предоставляется бесплатно.

Получение РС в Московской области

Оно осуществляется через портал госуслуг, для этого нужно предварительно пройти регистрацию. Также можно обратиться в Многофункциональные центры, работающие по принципу «одного окна», вместе с заявлением предоставляется полный комплект документов. Чиновники проверяют правильность заполнения документов и их наличие, после чего заявитель получает разрешение или мотивированный отказ.

Состав материалов для получения Разрешения

Получение разрешения на строительство требует предоставления следующего комплекта документации:

  1. Правоустанавливающие документы, подтверждающие законность владения участком.
  2. Градостроительный план территории, оформленный по требованиям законодательства.
  3. Полная проектная документация, включающая пояснительную записку и определенный перечень томов.
  4. Результаты экспертизы с положительным заключением экспертов (для объектов, предусмотренных в ст.49 ГрК РФ). Если это заключение было подготовлено негосударственной организацией, также потребуются документы, подтверждающие право этой организации заниматься экспертной деятельностью.
  5. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (ИПРС, если оно было оформлено в соответствии с ст.40 ГрК РФ).
  6. Прочие документы, подтверждающие правомочность осуществления строительства и реконструкции.

Проверка документов проводится в течение 10 рабочих дней, и в результате заявитель получает положительный ответ или отказ в предоставлении разрешения на строительство. Причиной отказа может стать неполный комплект бумаг, ошибки в проекте или другие ситуации. У заявителя есть право обжалования отказа в суде.

Получение РС в электронном виде

Получение разрешения на строительство в электронном виде предполагает отправку в личный кабинет заявителя через портал Госуслуг, на документе ставится подтвержденная подпись уполномоченного лица. Если его требуется получить в бумажном виде, заявитель может сделать это в МФЦ, при обращении потребуется паспорт.

Отказ в выдаче разрешения на строительство

Уполномоченный орган может отказать в выдаче РС в следующих случаях:

✔ В случае неверного оформления комплекта документов в части состава, оформления, недостаточности и проч.

✔ В случае, если параметры строительства не соответствуют установленным для этой территории параметрам разрешенного использования (несоответствие параметрам ГПЗУ)

✔ В случае, если параметры строительства не соответствуют требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции

Несмотря на кажущуюся простоту и ограниченность исчерпывающего перечня оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство, процесс получения разрешения кропотлив и требует понимания всего процесса согласовательных действий в процессе строительства.

Сопровождение получения Разрешения на строительство

Профессиональная помощь в получении разрешительной документации значительно ускоряет процесс и позволяет избежать напрасной траты времени. Чтобы не столкнуться с отказом и не начинать процедуру заново, необходимо тщательно проработать проект, внимание к мелочам на каждом этапе позволит избежать досадных ошибок и длительной доработки. Мы помогаем Клиентам в сборе пакета документов и успешно решаем самые сложные задачи.

Стоимость услуг по получению разрешения на строительство

Стоимость предоставления услуг по сопровождению получения разрешения на строительство зависит от состава подготовительных работ, минимальная сумма обычно начинается от 100 т. р.

Наша компания предлагает клиентам гибкую ценовую политику, итоговая стоимость рассчитывается персонально в конкретной ситуации.

Почему РАНТА Девелопмент?

Нашим Клиентам предоставляется профессиональная помощь в подготовке и оформлении разрешительной документации для начала строительства. Все специалисты имеют высокую квалификацию и многолетний опыт, обеспечивается надежность и качество услуг на каждом этапе. Воспользуйтесь помощью специалистов, чтобы получить результат в минимальные сроки!

Любой собственник земельного участка, предназначенного для строительства, задумывается о том, с чего начать стройку .

Практика показывает, что первое, о чем должен задуматься владелец участка - вовсе не фундамент, не внешний вид и даже не план здания.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Главное, что должен сделать собственник перед началом строительства - это получить разрешение на него . Кто выдает разрешение на строительство?

Для чего нужно?

Разрешение на строительство - документ, необходимый для строительства и ввода в эксплуатацию жилых и нежилых помещений.

Даже если дом находится в стадии строительства или уже построен, разрешение на строительство - необходимый акт для ввода объекта в правовое поле и защиты прав собственника.

Строительство можно осуществлять и без разрешения, но в этом случае будет тяжело зарегистрировать право собственности на объект и подключить его к инженерным сетям.

Лица, ведущие строительные работы без соответствующего разрешения, несут административную ответственность и облагаются штрафом.

Какими законами регламентируется?

Порядок выдачи разрешений на строительство регламентируется большим количеством законов , постановлений и иных актов.

Главный правовой акт, регулирующий выдачу и осуществление строительства - Градостроительный кодекс РФ .

К другим важным законам и актам относятся:

  • ФЗ №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса» статья 51;
  • ФЗ №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
  • приказ Министерства строительства России №117 «Об утверждении формы разрешения на строительство»;
  • постановления правительства РФ №840 от 16.08.2012 года, №1038 от 18.11.2013 года, №92 от 06.02.2012 года.

В каких случаях не требуется?

На какие объекты не требуется получать разрешение на строительство? Можно не получать данное разрешение, если :

Кроме того, при строительстве дачного или садового дома также не требуется получение разрешения, так как садовые товарищества и дачные кооперативы являются юридическими лицами .

Местные власти могут устанавливать положения, при которых не требуется получать разрешение на строительство и ввод в эксплуатацию, например:

  • переустройство нежилых зданий;
  • устройство проемов в перекрытиях, в том числе сооружение дополнительных лестниц;
  • устройство новых и заделка имеющихся оконных проемов и другие случаи, регламентируемые местными органами власти.

Что включает реестр действующих разрешений?

После того, как получено разрешение на строительство, земельный участок вносится в реестр действующих разрешений на строительство, который включает в себя:

  • наименование объекта строительства;
  • номер разрешения на строительство;
  • дату выдачи и срок действия разрешения;
  • орган, выдавший разрешение на строительство;
  • адрес объекта;
  • наименование застройщика (название компании-застройщика или иного юридического лица, осуществляющего строительство, либо паспортные данные физического лица).

Реестр действующих разрешений на строительство находится в открытом электронном или ином доступе.

Какой орган выдает?

Кто выдает? Обычно разрешение на строительство выдается администрацией муниципального района или иного муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.

Разрешение на строительство выдается соответствующим министерством или региональными органами в случаях:

На основании каких документов?

Разрешение на строительство выдается на основе пакета документов, предоставленных собственником земельного участка или его доверенным лицом.

Для ИЖС требуются :

При иных видах строительства кроме вышеназванных документов требуется:

  • проектная декларация;
  • положительное заключение на проектную декларацию;
  • документы, удостоверяющие право юридического лица выдавать такие заключения (если заключение выдано негосударственным органом).

Образец заявления на получение разрешения на строительство.

Как составить и подать заявление?

Заявление на строительство составляется в письменной форме, к нему прилагается необходимый пакет документов. Заявление подается либо в орган, ответственный за выдачу разрешений на строительство, либо в территориальное отделение МФЦ .

Бланк заявления можно получить при личном обращении в МФЦ, скачать на сайте gosuslugi.ru или на официальном сайте администрации муниципального образования.

Орган, ответственный за выдачу разрешений, рассматривает заявление в срок до 10 дней, после чего выносит положительное или отрицательное решение. Отказ в разрешении на строительство можно обжаловать в суде. Разрешение на строительство выдается бесплатно.

Срок действия

Сроки действия разрешения установлены Градостроительным кодексом РФ, но могут быть изменены законами и постановлениями субъектов РФ.

Срок действия разрешения на ИЖС составляет 10 лет .

При этом в Москве и Московской области разрешение действует в течение 3 лет , до истечения которых должна пройти приемка в эксплуатацию объекта.

При строительстве объектов, не относящихся к объектам ИЖС, срок действия разрешения устанавливается проектной декларацией , в ней указывается время, к которому объект должен быть построен и введен в эксплуатацию.

Если в течение действующего срока закончить строительство не удалось, то можно получить продление (пролонгацию) сроков действия разрешения.

Максимальное время действия пролонгации составляет 3 года , в течение которых требуется закончить строительство и ввести объект в эксплуатацию. Как продлить?

Для продления разрешения на строительство понадобится следующий пакет документов:

  • разрешение на строительство, полученное ранее;
  • паспорт;
  • акт о состоянии стройки;
  • заявление на продление срока действия разрешения.

Важным фактором является начало возведения строительного объекта на земельном участке . Если в течение времени действия разрешения строительство не начиналось, то в продлении разрешения будет отказано.

Акт о состоянии стройки удостоверяет факт, что строительство начато .

Акт выдает комиссия, заявление на приезд которой подается в администрации муниципального образования.

Другим немаловажным фактором для продления является срок подачи заявления на продление .

Документы и заявление требуется подать минимум за 10 дней до окончания действия разрешения, в обратном случае в пролонгации может быть отказано .

Что делать, если закончился?

Сколько раз можно продлевать разрешение на строительство?

В случае, если срок действующего разрешения на строительство закончился, а строительство не начиналось, то в продлении будет отказано.

Если строительство объекта начато, то у застройщика есть 2 варианта действия :

  1. Застройщик может получить новое разрешение на строительство с прохождением всех процедур заново.
  2. Застройщик (собственник) имеет право обратиться в суд с иском к органу, выдающему разрешения. Практика показывает, что суды часто встают на сторону застройщика и обязывают органы власти муниципального образования продлевать разрешения.

Российское законодательство довольно лояльно относится к застройщикам ИЖС, сроки их разрешений на строительство увеличены до 10 лет и не ограничены проектной декларацией.

При строительстве многоквартирных домов и застройке, осуществляемой юридическими лицами , условия намного строже, для получения разрешения требуется намного больше времени и потраченных усилий.

О том, как получить разрешение на строительство, вы можете узнать из видео:

ООО "НПЦ"Земля".
Благодаря грамотным и оперативным действиям исполнительного и руководящего состава компании «Мосземком» данные проекты были выполнены на высоком уровне качества. Отмечаем высокую компетентность компании и быстроту исполнения поставленных задач.

ООО "Маркет".
Компания ООО «Маркет» выражает благодарность компании «Мосземком» за высокий уровень профессионализма при проведении работ по кадастровому учету, государственной регистрации права, а так же получении разрешения на строительство. За те месяцы, что мы сотрудничали с Вами, мы высоко оценили уровень оказываемых Вами услуг, а так же соблюдение сроков исполнения. итоги Вашей работы позволили нам сэкономить время на реализации наших проектов. Так же хотим выразить личную благодарность генеральному директору «Мосземком».

Частная компания с ограниченной ответственностью "БМТ Эстейт Лимитед".
Компания «БМТ Эстейт Лимитед» выражает благодарность компании «Мосземком» за проведенную многократную помощь при реализации проектов застройки в Московской области. Хотим отметить вашу оперативность и компетентность в решении вопросов: - кадастрового учета; -государственной регистрации права собственности; - получению Разрешения на строительство, а так же ввода объектов в эксплуатацию; - Инженерных изысканий. Так же, компанией «Мосземком» была осуществлена, консультационная поддержка по взаимодействию с органами Росреестра и Правительства Московской области, с целью оформления объектов застройки. Благодаря вашей оперативности, нами были значительно сокращены финансовые и временные затраты. Хотели бы отметить высокую квалификацию и оперативность сотрудников Вашей организации.

Кузнецов Роман Валерьевич.
Профессиональное решение имеющихся проблем с ориентированием на получение желаемого положительного результата. Понравилось то, что справились с решеним нелегкой задачи. Все достаточно профессионально.

Потемкина Ирина Анатольевна.
Мнение о компании сложилось положительное. Понравилось: - внимательное изучение представленных документов; - Подробное разъяснение ситуации по спорному вопросу; - Предложение варианта для достижения намеченного результата(для постановки земли на кадастровый учет). Хотела бы пожелать: - Удачи во всем; - 100% положительных результатов в работе; - 100% достижения намеченных целей и задач, а главное крепкого здоровья всем сотрудникам «МОСЗЕМКОМ».

Медведева Наталья Леонидовна.
Очень осталась довольна оказанной услугой на протяжении всего времени была в курсе всего, что происходит по моему вопросу. Чувствовалось внимание и забота по моей далеко не простой ситуации. Спасибо Вам большое. Понравилось отношение сотрудников к делу, их ответственность и сердечность. Замечаний не возникло. Желаю Вам в будущем только процветать, побольше клиентов и всех благ.

Гранович Елизавета Яковна.
Мне понравилось, что на все мои вопросы ответили доступным языком. Видно что специалисты компетентные, хорошо разбираются в своем деле, чем вызвали мое доверие. Понравилось то что, быстро решили мои вопросы и исправили ошибки предыдущей фирмы. Из минусов могу отметить то что пришлось ожидать в очереди.

Котова Татьяна Владимировна.
Сотрудник компании Екатерина, провела объемную консультацию, полную юридическую проверку квартиры. После проверки я решила купить квартиру. Фирма взяла на себя обязательство в сопровождении сделки и оформлении квартиры. Понравилось компетентность и профессионализм сотрудников фирмы. Но к сожалению не встретилась с руководителем фирмы, в виду его занятости. Желаю фирме роста и процветания.

Остафьев Николай Романович.
Понравилось то что, в компании с большой уверенностью в себе взялись за решение проблемы с моей землей, поскольку больше года не мог продать землю из-за проблем с границами. Понравилась Скорость!!! Большое спасибо!!! Желаю всего наилучшего.

Федорова Виолетта Сергеевна.
Хочу выразить свою благодарность Вашей компании за оперативность, профессионализм и индивидуальный подход. Очень доброжелательная атмосфера в офисе очень быстро и качественно работают специалисты.Понравилось качество обслуживания, доброта и отзывчивость сотрудников. Желаю Вам расти и развиваться:)

Ахманова Кристина Михайловна.
Очень довольна осталась проделанной работой, собрали все документы вовремя, обратили внимание на некоторые моменты о которых, я и не подозревала. Чувствовался деловой подход к решению моего вопроса. Понравился индивидуальный подход к клиентам, уровень профессионализма, доступность в объяснении клиентам. Хочу поблагодарить сотрудника Екатерину. В течении всего времени, консультировала очень доброжелательна и отзывчивая.

Янбеков Айдар Ильдарович.
В процессе работы у меня вызвало полнейшее доверие к Вашей компании. С Вами приятно иметь дело! Несмотря на сложность задачи, Вы учли все мои пожелания. Все вопросы решались оперативно, можно сказать по «первому зову»! В нынешнее время это, по моему мнению самое главное. Огромное спасибо Вам «Мосземком»! Понравилось так же оперативность, отзывчивость, отношение к клиенту. Больше позитива и искры в глазах..

Мирошников Олег Владимирович.
Надежная компания с сотрудниками знающими их дело. Понравилась быстрота исполнения работы.

Царевская Ольга Олеговна.
Произвели впечатление специалистов знающих и умеющих. Рада, что обратилась в вашу компанию. Спасибо за оперативность. Понравилась оперативность выполнения работы, а так же грамотность работников. Успехов вашей компании. Большого количества клиентов.

Ракушкина Инна Сергеевна.
У меня сложилось исключительно положительное мнение. Приятно работать с вашей компанией. Буду рекомендовать вас друзьям и знакомым. Понравился профессиональный подход к делу.

Ганиева Т.В.
В процессе работы сотрудниками организации «Мосземком» мне были оказаны высоко профессиональные услуги. С огромным вниманием и терпением мне объяснили все действия и непонятные мне вопросы в законодательстве, в чем я очень благодарна.

ЗАО «МТЕ Финанс»
Выражаем благодарность компании «REC-Group» за неоднократную оперативную консалтинговую помощь при реализации крупных проектов в области размещения производственных объектов. Благодаря оперативному консалтингу «REC-Group» значительно сокращены издержки и временные затраты, связанные с оценкой возможности размещения промышленного оборудования на производственных площадях предприятий, необходимых геологических изысканий грунтов при оценке возможности производства фундаментов под промышленное оборудование. Также, компанией «REC-Group» осуществлена консультационная поддержка по взаимодействию с органами Ростехнадзора с целью получения разрешительной документации. Отмечаем компетентность сотрудников компании, оперативность предоставления, полноту и достоверность информации.

ЗАО «СУ 87»
За время сотрудничества с группой компании «REC-Group», компания зарекомендовала себя как профессиональный и надежный партнер. Отличительной чертой работы «REC-Group» является оперативность и высокая организованность персонала компании, готовность быстро реагировать на обстоятельства и правильно принимать решения. Исходя из вышесказанного, ЗАО «Специализированное управление 87» хотел бы отметить высокий потенциал компании «REC-Group», нацеленность на дальнейшее успешное развитие и процветание.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....