Государственный мониторинг земель и использование его данных. Государственный мониторинг земель представляет собой


Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Ульяновская государственная сельскохозяйственная

Академия

Курсовая работа

По дисциплине «Прогнозирование и использование земельных ресурсов»

Выполнила студентка

3 курса агрономического факультета

Заочного отделения

Специальность: Земельный кадастр

Срок обучения: 4 года

Петрова Г.И.

Проверил: Гречихин В.Н.

Ульяновск-2010


1. Мониторинг земель и использование его данных при прогнозировании

2. Земельный контроль и использование его данных при прогнозировании

3. Совершенствование сложившихся землепользований на современном этапе и на перспективу

5. Научно-технический прогресс и использование земель

Список используемой литературы

1. Мониторинг земель и использование его данных при прогнозировании

Мониторинг земель – это система наблюдений за состоянием земель. Объектом государственного мониторинга являются все земли РФ. Мониторинг земель выступает в качестве своеобразной разновидности государственных контрольных мер, и является комплексной системой по наблюдению за состоянием государственного земельного фонда. Эта система представляет собой неотъемлемую составную часть процесса мониторинга окружающей среды и выполняет основную функцию между всеми типами мониторинга и контроля природных ресурсов страны.Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин “мониторинг” появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби, 1979г) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой. мониторинг государственный земельный фонд

Основные цели мониторинга земли:

Проведение диагностики состояния земельного фонда, с целью своевременного выявления и определения всяческих изменений, их последующей оценки и выработки рекомендаций относительно устранения или предупреждения последствий разнообразных процессов, которые носят негативный характер

Информационная функция по обеспечению государственного земельного кадастра государственного землеустройства, наиболее рационального использования земельных ресурсов, а также контроля и охраны используемых земель. Основополагающие задачи мониторинга: своевременное и надлежащее выявление изменений в состоянии земель, проведение анализа и оценки таких изменений, составление прогнозов и выработка определенных рекомендаций для устранения или предупреждения последствий всех процессов, которые носят негативный характер

Информационное обеспечение процессов ведения государственного земельного кадастра, государственного контроля по использованию и охране земель, а также некоторых других муниципальных и государственных функций по управлению земельными ресурсами страны и землеустройству

Обеспечение населения страны требуемой информацией относительно конкретного состояния окружающей среды в отношении состояния земельных ресурсов страны.

Сам мониторинг охватывает все, без исключения, земли на территории РФ, в не зависимости от того, какие формы их собственности, какое их целевое назначение и каков характер непосредственной эксплуатации этих земель, осуществляется посредством проведения систематических наблюдений различными методами, а также посредством проведения многочисленных лабораторных исследований. Для ведения государственного земельного кадастра, решения ряда проблем в области планирования и управления сельскохозяйственным производством, рационального использования и охраны земельных ресурсов, экологической безопасности продукций и проживания населения, государственным органам, негосударственным собственникам и землепользователям необходимо проведение мониторинга земель с целью удовлетворения рыночной экономики.

Информационные ресурсы, формируемые с использованием данных, являются централизованными ресурсами и формируются в целях анализа, прогноза и выработки государственной политики в сфере земельных отношений и использовании земель.

Государственный мониторинг земель подразделяется в зависимости от целей наблюдения и территории на федеральный, региональный и локальный. Информацию о протекающих во времени и пространстве процессах, характеризующих состояние и использование земель сельскохозяйственного назначения, следует накапливать в мониторинговом блоке аграрной земельно-информационной системы. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации.

Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами.

Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

Основными видами информации, формируемой на основе государственных ресурсов с использованием современных информационных технологий должны является:

информация о границах участков, полигонов, контуров, их площади, состоянии, виде разрешенного использования, потенциальной продуктивности информация о землях, выведенных из оборота, включающие границы, площади, год последнего использования в обороте информация о землях, введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, вкачает границы, площади. Информация о состоянии плодородия почв, включая показатели, характерные морфологические свойства почв, их гранулометрический состав, кислотность и т.д., а также их характеристики произрастающей на них растительности по геоботаническому составу. Другая информация с различными степенями агрегации.

Сформированные ресурсы позволяют проводить анализ состояния и использования земель на основе применения современных технологий. Прогнозировать развитие негативных почвенных процессов, воздействие их на растительный покров. Обосновывать необходимость и целесообразность разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв. Проводить эффективную государственную политику в сфере земельных отношений.

2. Земельный контроль и использование его данных при прогнозировании

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006 N 689 утверждено «Положение о государственном земельном контроле» (далее – Положение), устанавливающее порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения, организациями независимо от организационно - правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. В соответствии с Положением, Указом Президента РФ от 25.12.2008 № 1847 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» государственный земельный контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации и ее территориальные органы. При осуществлении государственного земельного контроля Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами. Главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель является руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации. Земельный контроль-это контроль за соблюдением земельного законодательства, требований использования и охраны земель. Земельный контроль осуществляет инспектор по использованию и охране земель, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном правительством Российской Федерации. Основными документами, регулирующими ведение государственного земельного контроля являются.

  • 3.4 Земли под водой в различных категориях земель
  • 3.2 Распределение земельного фонда страны по угодьям.
  • 3.5. Использование сельскохозяйственных угодий предприятиями и организациями (тыс. Га)
  • 3.6. Использование сельскохозяйственных угодий гражданами и их коллективами (тыс. Га)
  • 3.7. Динамика площади сельскохозяйственных угодий в границах Российской Федерации за период с 1990 по 2000 гг. (тыс. Га)
  • 3.3. Характеристика качественного состояния земель Российской Федерации
  • 3.4. Распределение земель Российской Федерации по формам прав на землю.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 4. Основные методы управления земельными ресурсами.
  • 4.1. Государственный земельный кадастр
  • 4.1. Распределение земель, подлежащих отнесению к федеральной собственности, по категориям в разрезе федеральных округов, тыс. Га
  • 4.2. Землеустройство
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.
  • 4.4. Контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль).
  • 4.2. Основные показатели госземконтроля органов Росземкадастра, мпр России и Госстроя России за 2000 год
  • 4.5. Деятельность по стандартизации, сертификаци и лицензированию в системе Росземкадастра.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 5. Организационно-правовой механизм управления земельными ресурсами.
  • 5.1. Организационная структура управления земельными ресурсами.
  • 5.2. Функции органов управления земельными ресурсами.
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Приложение 1
  • 1. Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике и администрация Нижегородской области совместно осуществляют:
  • 2. Государственный земельный комитет Российской Федерации:
  • 3. Администрация Нижегородской области:
  • 4. Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Нижегородской области:
  • 5. Федеральное государственное учреждение "Государственный кадастровый центр Нижегородской области":
  • 6. Заключительные положения:
  • Глава 6. Экономический механизм управления земельными ресурсами
  • 6.1. Основные положения формирования земельной ренты.
  • 6.1. Формы и виды земельной ренты
  • 6.2. Основные формы платы за землю.
  • Формы платы за землю
  • Базовая величина нормативной цены земли
  • Рентообразующие факторы и условия образования дифференциальной ренты
  • Характеристики территорий
  • 6.3. Формирование рыночного оборота земли.
  • 6.4. Земельные банки и ценные бумаги.
  • Муниципальные земельные облигационные займы
  • Земельные ипотечные облигации
  • Бюджет города
  • Центральный
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 7. Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
  • 7.2. Земельно-информационная система
  • 7.3. Информационное обеспечение системы природопользования.
  • 7.1. Природно-ресурсный потенциал регионов страны
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 8. Управление земельными ресурсами субъектов российской федерации
  • 8.1. Организационная структура управления земельными ресурсами субъектов рф.
  • 8.2. Особенности управления землями различных категорий субъекта Федерации.
  • Глава 9. Управление земельными ресурсами вмуниципальных образованиях.
  • 9.1. Основные положения функционирования муниципальных образований.
  • В процессе управления можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования:
  • 9.2. Особенности управления земельными ресурсами в муниципальных образованиях.
  • Рыночные
  • Социальные
  • Структура управления Дробянским образованием
  • 9.3. Мероприятия по управлению землями муниципального образования.
  • Глава 10. Особенности управления земельными ресурсами городов и иных поселений.
  • 10.1. Основные особенности узр поселений.
  • 10.2. Основные мероприятия узр поселений.
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 11. Особенности управления земельными ресурсами в г. Москве.
  • 11.1. Анализ использования земель г. Москвы
  • 11.1. Площади административных округов
  • 11.2. Распределение земельного фонда г. Москвы по угодьям.
  • 11.3. Прогнозные показатели рационального использования земли в Москве, га.
  • 11.2. Формирование законодательной базы узр г. Москвы
  • 11.3. Организационная система узр г. Москвы
  • Городская дума
  • Правительство города
  • Префектуры
  • Районные управы
  • 11.4. Экономический механизм узр г. Москвы
  • 11.5. Анализ проведения конкурсов на выполнение земельно-кадастровых и землеустроительных работ для государственных нужд в г. Москве
  • Контрольные вопросы и задания.
  • Глава 12. Основные методы и приемы определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 12.1 Основные методы и приемы определения эффективности системы узр.
  • Экономическая
  • Технико-технологическая
  • Бюджетная
  • Народно-хозяйственная
  • 12.2 Критерии и показатели эффективности системы узр.
  • По приоритету
  • По народно-хозяйственной значимости
  • По виду результата
  • По виду расчета
  • Пилотная проверка определенной методологии
  • Показатели оценки эффективности системы управления
  • Характеристика содержания процесса управления земельными ресурсами
  • Глава 13. Определение эффективности системы узр в субъектах Российской Федерации
  • 13.1. Методика определения эффективности системы управления земельными ресурсами
  • 13.1. Классификация факторов, влияющих на виды эффекта управления земельными ресурсами
  • 1 3.2. Пример определения эффективности системы управления земельными ресурсами в федеральном округе и субъекте Федерации
  • 13.2 Анализ поступления земельных платежей за 1992-2001 гг., у.Е./1000 га
  • 13.3 Результаты множественной корреляционной зависимости между поступлением платежей за землю и финансированием отдельных видов земельно-кадастровых работ
  • 13.5 Анализ эффективности земельно-кадастровых и землеустроительных действий в Приволжском федеральном округе, у.Е./1000 га
  • 1 Этап. Определение результативного показателя, характеризующего экономическую деятельность региона.
  • 2 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на валовой региональный продукт.
  • 3 Этап. Составление статистической модели зависимости валового регионального продукта от факторов, его обуславливающих
  • 4 Этап. Построение модели на основе нейросети для валового регионального продукта
  • 5 Этап. Определение величин вкладов каждого фактора в величину валового регионального продукта
  • 13.6 Доля основных факторов в величине валового регионального продукта региона с использованием регрессии (пакет Statistica)
  • 13.7 Вклад факторов в величину валового регионального продукта региона с использованием нейросетевого анализа (пакет NeuroPro)
  • 6 Этап. Анализ результатов
  • 13.4. Методика определения доли участия системы управления земельными ресурсами в поступление платежей за землю
  • 1 Этап. Выбор факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на величину поступления земельных платежей
  • 2 Этап. Составление статистической модели зависимости земельных платежей.
  • 13.4. График остатков предсказанных и наблюдаемых переменных.
  • 13.5. Распределение предсказанных значений земельных платежей.
  • 3 Этап. Построение нейросети для земельных платежей
  • 13.8. Определение вклада факторов на земельные платежи с использованием нейросетевого анализа
  • Контрольные вопросы и задания
  • Глава 14. Моделирование системы управления земельными ресурсами
  • 14.1. Теоретические положения прогнозирования системы управления земельными ресурсами
  • Модели прогнозирования
  • 14.2. Применение нейросетевого и статистического анализа для моделирования системы управления
  • 14.3. Методика прогнозировании системы управления земельными ресурсами на основе использования статистического и нейросетевого анализа данных
  • 14.1. Прогноз поступления земельных платежей в субъектах рф, входящих в Приволжский федеральный округ (Statistica)
  • Глава 15. Управление земельными ресурсами в зарубежных странах.
  • Методы административного регулирования по сохранению сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Налоговые льготы для собственников сельхозугодий (по разработкам в.И. Назаренко).
  • Основные видя политики по государственному влиянию на земельный рынок (по разработкам в. И. Назаренко)
  • Преференциальные оценки цены сельскохозяйственных земель в некоторых европейских странах страна
  • Порядок выдачи разрешения на отчуждение земельного участка.
  • Сделки по передаче недвижимого имущества (земли).
  • Регистрация прав на недвижимое имущество (землю)
  • Арендная плата за землю (по данным в.И. Назаренко)
  • 4.3. Государственный мониторинг земель.

    В современных условиях информации земельного кадастра не достаточно для принятия управленческих решений в сфере землепользования. Поэтому, помимо данных земельного кадастра, как сведений, отражающих состояние земель, для выявления и изучения различных процессов, которым они подвержены, требуется дополнительная информация из земельно-информационной системы, задачей которой является исследование причин и динамики этих процессов. Государственный мониторинг земель представляет собой такую систему наблюдений за состоянием земель. Целью мониторинга земель является сбор данных, позволяющих обеспечить контроль за их сохранением.

    Объектами государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

    Структурные компоненты системы государственного мониторинга земель соответствуют категориям земельного фонда по целевому назначению: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; мониторинг земель поселений; мониторинг земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, обеспечения космической деятельности; обороны, безопасности, иного специального назначения; мониторинг земель особо охраняемых территорий и объектов; мониторинг земель лесного фонда; мониторинг земель водного фонда; мониторинг земель запаса.

    Задачами государственного мониторинга земель, как указано в ст.67 ЗК РФ, являются:

    своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

    информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

    обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

    Мониторинг земель ведется разными методами и способами. Он включает систему натуральных наблюдений (экспедиционные, стационарные, комплексные фоновые, дистанционные) и автоматизированную систему (АИС), в которую входят: информационно-поисковая система (АИПС), система обработки данных (АСОД), система комплексной интерпретации данных (АСКИ), прогнозно-диагностическая система (АПДС) и система управления (АСУ).

    Для различных оценок состояния отдельных категорий земель используются данные и материалы специализированных мониторингов отдельных компонентов окружающей среды, проводимых в рамках государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

    Государственный мониторинг земель является многофункциональной подсистемой, находящейся в сложном взаимодействии с другими подсистемами ЕГСЭМ.

    В системе государственного мониторинга земель выделяются следующие его подсистемы:

    а) мониторинг правового режима земель – наблюдения за изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков;

    б) мониторинг использования земель – наблюдения за динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений;

    в) мониторинг качества земель – наблюдения за изменением плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративного состояния земель, экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы;

    г) мониторинг экономического состояния земель – наблюдения за изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

    Для реализации этих задач мониторинг должен осуществляться поэтапно и предусматривать: проведение систематических аэрокосмических и наземных съемок; инвентаризацию и анализ фондовых материалов; выбор и создание системы полигонов, ключевых участков и маршрутов наблюдений; организацию базовых, периодических и оперативных наблюдений. Систематизация и обработка результатов этих этапов должны быть положены в основу прогноза изменений состояния и использования земель.

    По результатам оценки состояния и использования земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации, сопровождающиеся тематическими картами, диаграммами, таблицами, характеризующими динамику и направления развития изменений состояния и использования земель.

    Следующий этап ведения государственного мониторинга земель связан с реализацией методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации. Основной задачей этого этапа являются организация оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

    Состав информационных ресурсов системы государственного мониторинга земель, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах, регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. “Об информации, информатизации и защите информации”, иными нормативными и правовыми документами, принятыми в его развитие. Информационные ресурсы системы государственного мониторинга земель являются официальными и используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного земельного кадастра, проведении землеустройства, земельного контроля, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, выводу их из оборота, консервации и восстановлению деградированных и нарушенных земель, реабилитации загрязненных и санации биологически зараженных земель, определении штрафных санкций за нарушение правовых норм землепользования, деградацию, загрязнение и биологическое заражение земель.

    Информация, включаемая в базу данных государственного мониторинга земель, подлежит обязательному документированию является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа. Порядок предоставления документированной информации органам государственной исполнительной власти, органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам определяется Правительством РФ.

    Документированная информация мониторинга земель в установленном порядке вносится в государственный земельный кадастр.

    В зависимости от целей наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Федеральный мониторинг земель ведется в пределах Государственной границы РФ; при этом обеспечиваются необходимые наблюдения за состоянием и использованием земель федеральной собственности, территорий регионов с критическим экологическим состоянием земель, значимым для национальной безопасности страны.

    Региональный мониторинг земель осуществляется в пределах административных границ субъектов Российской Федерации, на территориях других административно-территориальных образований, значимых для субъектов Российской Федерации.

    Локальный мониторинг земель проводится в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, территориальных зон, земельных участков с целью регулировать землепользование и земельные отношения.

    Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель.

    Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель. Кроме того, специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров и соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

    Согласно Положения о Федеральной службе земельного кадастра России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 января 2001г. организацию и осуществление мониторинга ведут органы названной службы. Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы: Минприроды РФ, Минсельхоза РФ, Федеральной гидрометеорологической службы, Госстроя РФ, соответствующие органы субъектов РФ.

    В соответствии с Законом о мелиорации земель мониторинг мелиорированных земель, формируемый в виде систематических наблюдений за состоянием мелиорированных земель по их гидротехническим, техническим и иным объектам недвижимости должен содержать сведения об экономических характеристиках земельных участков, особенно кадастровой стоимости объектов государственного кадастрового учета, в т.ч. земельных участков.

    Федеральным законом “О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельхозназначения” мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусматривающий проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсикологических обследований, также отнесен к государственному мониторингу земель.

    Росземкадастр координирует работы, выполняемые другими министерствами и ведомствами, связанные с получением данных и сведений о негативных процессах и явлениях, влияющих на состояние и использование земель.

    Государственный мониторинг земель ведется с соблюдением принципа совместимости данных, основанного на применении единых классификаторов, кодов, стандартных форматов данных нормативно-технической базы, систем координат, утвержденных Правительством РФ в установленном порядке.

    Росземкадастр также анализирует материалы государственного мониторинга земель, другие данные и сведения, полученные от территориальных органов, и ежегодно представляет в Правительство РФ Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Данные об особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно.

    Территориальные органы Росземкадастра по результатам ведения мониторинга земель предоставляют ему и в органы государственной власти субъектов Российской Федерации региональные доклады о состоянии земель, а при выявлении особо опасных процессов – оперативной сводки. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

    Юридические и физические лица, связанные с производственной и иной деятельностью, включая проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, а также использование земель и восстановление их состояния способами и методами, исключающими ими негативные воздействия на земли, (уничтожение почвенного покрова, деградация и нарушение земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником, мелколесьем и сорными растениями, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другими токсичными и вредными веществами, захламление земель отходами производства и потребления и иные негативные процессы), обязаны: участвовать в разработке и реализации мероприятий по мониторингу земель; вносить в соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о финансировании работ по оценке и прогнозу изменений состояния и использования земель.

    Кроме того, собственники, постоянные и временные пользователи земли (арендаторы), независимо от ведомственной подчиненности, обязаны изучать и учитывать находящиеся в их владении земельные участки, знать их природные и хозяйственные свойства, особенности правового режима, обладать документами, подтверждающими их права на землю и обязанности, а также права на пользование чужими участками (сервитуты). Владельцы гидротехнических сооружений и каналов (оросительных сетей), размещенных в пределах обслуживаемых земельных угодий, обязаны вести наблюдение за их сохранностью и за исполнением требований режима охранных и защитных зон при этих сооружениях.

    Пользователи земель обязаны также регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны предоставить внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажением информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов.

    Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации – на реализацию аналогичных региональных программ.

    Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходимых управленческих решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану.

    Мониторинг осуществляется, исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Федеральной службой земельного кадастра России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

    Получение информации при осуществлении мониторинга может производится с использованием:

    а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

    б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

    в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

    г) соответствующих фондов данных.

    Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на:

    а) базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);

    б) периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период – раз в 3 года и более);

    в) оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

    Федеральная служба земельного кадастра России, ее территориальные органы и организации осуществляют мониторинг с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются в целом, а также по отдельным природным комплексам. Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геолого-разведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) являются сведениями для органов земельного кадастра и для принятия решений органами контроля в области использования и охраны земель.

    Работы по мониторингу земель были начаты и проводятся в соответствии с Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации на 1993-1995 гг., утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года и разработанной в развитие постановления Совета Министров РСФСР от 18 января 1991 г. “О республиканской программе проведения земельной реформы на территории РСФСР” и постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 года “О мониторинге земель”.

    На основании этих постановлений был издан ряд приказов Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (с мая 2000 года – Росземкадастр) по организации ведения мониторинга земель с утвержденным перечнем основных мероприятий, рекомендуемых для региональных программ, в связи с чем в большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны и приняты свои программы проведения мониторинга земель.

    Ведение государственного мониторинга земель связано с реализацией методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации. Основной задачей этого этапа является организация оперативного предупреждения органов управления контроля за состоянием и использованием земель о негативных изменениях в состоянии и использовании земель.

    При осуществлении базового мониторинга, фиксирующего исходное современное состояние и использование земель, специалистами Росземкадастра составлена карта экологического районирования земель России в масштабе 1: 8 000 000.

    На территории субъектов Российской Федерации периодически ведется инвентаризация земель и проводятся выборочные обследования результаты, которых позволяют отметить тенденцию к ухудшению состояния и использования земель.

    По результатам анализа данных государственной отчетности установлено, что за последние 10 лет отмечены существенные изменения площадей земель сельскохозяйственного назначения, запаса и лесного фонда.

    Качество земель продолжает ухудшаться, возрастает негативное воздействие на земли, приводящие к интенсивному проявлению процессов деградации и загрязнения земель, к снижению их продуктивности и нарушению экологического состояния.

    На территории большинства субъектов Российской Федерации из-за крайне недостаточного финансирования работ по мониторингу земель или полного отсутствия финансирования практически не изучались динамика и интенсивность проявления таких опасных процессов, как эрозия почв, подтопление земель, опустынивание, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и ряд других негативных процессов.

    В отдельных субъектах Российской Федерации, где органы власти придают важное значение мониторингу земель при управлении земельными ресурсами, регулировании имущественных отношений, решении социальных, экономических и иных задач, связанных с использованием и охраной земель, минимизацией ущерба от деградации и загрязнения земель, проведены определенные работы по мониторингу земель. Так, в Краснодарском крае продолжались работы в соответствии с “Программой мониторинга земель Краснодарского края на 1996-2000 гг.” Осуществлялись наблюдения за водно-физическими свойствами черноземов, орошаемых на местном стоке; за агрохимическими и химическими свойствами почв, занятых посевами риса, за процессами слитизации и другими показателями качества земель. Разработаны практические рекомендации по химической мелиорации почв. В Ставропольском крае в 2000 году продолжены наблюдения за процессами подтопления земель, динамикой уровней и минерализацией первого водоносного горизонта и засоления пород зоны аэрации на восьми ключевых участках, организованных в 1996 году. В Хабаровском крае в 2000 году проводилась корректировка почвенного обследования двух хозяйств (ГСП “Лермонтовское” Бикинского района и ГСП “Горьковское” Хабаровского района). Отмечено снижение содержания гумуса в почвах по сравнению с предыдущим обследованием.

    В Астраханской области создана система полигонов и ключевых участков: “Дельта”, “Черные земли”, “Степной- I”, “Степной-II”, “Дефляция”, “Волго-Ахтубинская пойма”, “Солевой”, “Волга”, на которых продолжались работы по мониторингу земель.

    В Кировской области проведен мониторинг земель Кировочепецкого района по отдельным показателям, характеризующим качество земель.

    В областях Центрально-Черноземного района велись наблюдения за эрозионными процессами, переувлажнением почв, их дегумификацией и другими процессами, связанными с истощительным использованием земель, снижением уровней грунтовых и подземных вод вследствие добычи полезных ископаемых открытым способом, загрязнением и захламлением земель и т.д.

    На территории этого района ведутся постоянные наблюдения за состоянием земель на полигонах: “КМА”, “Красногвардейский”, “Усмань”, “Бассейн Дона”, “Рамонь”, “Каменная степь”, “Город Воронеж, промзоны и пригородные агломерации”.

    В Оренбургской области в 2000 году были проведены плановые, предусмотренные Программой мониторинга, исследовательские работы по определению загрязняющих веществ на реперных участках земель сельскохозяйственного назначения и земель других категорий, за исключением запаса.

    В Пензенской области создана сеть из 15 стационарных ключевых участков, расположенных в 14-ти административных районах, велись обследования почв с определением на части территории области содержания остаточных количеств пестицидов, тяжелых металлов, радионуклидов и составлены картографические документы.

    В Ростовской области в 2000 году продолжались работы по мониторингу земель на полигонах “Западный”, “Центральный” и “Восточный”.

    В Тамбовской области в 2000 году были произведены исследования переувлажненных сельскохозяйственных угодий.

    В Челябинской области ведутся наблюдения за негативными процессами, которые наиболее характерны для различных природных зон области. Так, отмечаются закисление почв, заболачивание, снижение содержания гумуса, проявление эрозии почв, загрязнение земель отходами производства.

    На территории большинства субъектов Российской Федерации из-за крайне недостаточного финансирования работ по мониторингу земель или отсутствия финансирования практически не изучалась динамика и интенсивность проявления таких опасных процессов как эрозия почв, подтопление земель, опустынивание, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем и ряд других негативных процессов на землях.

    Отсутствие такой информации фактически не позволяет предоставить необходимые достоверные сведения и данные для ведения государственного земельного кадастра, выполнения земельно-оценочных работ с учетом изменений качества земель, осуществлять планирование и реализацию мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на землях различных категорий и обеспечить рациональное использование и охрану земель от деградации, разрушения, загрязнения и захламления.

    В целях предупреждения и устранения негативных воздействий и процессов на земельные ресурсы, вызванных продолжающимся истощительным и нерациональным использованием земельного фонда России, минимизации разрушения почвенного покрова при разведке и добыче полезных ископаемых, строительстве и иной хозяйственной деятельности, получения объективной и своевременной информации для ведения государственного земельного кадастра, государственного учета земель, осуществления государственного земельного контроля землеустройства, земельно-оценочных работ, планирования и реализации мероприятий, связанных с воздействием на земли, необходимо дальнейшее совершенствование многоуровневой системы государственного мониторинга земель и обеспечение его функционирования на землях всех категорий.

    "

    Благосостояние общества на всех стадиях развития зависит от умения людей распоряжаться незаменимым природным ресурсом – землей. В отличие от прочих производственных факторов, она неперемещаема и пространственно ограничена. Земля выступает в качестве основы материальных благ, важнейшего элемента природной среды. Ей свойственны количественная, качественная и территориальная неоднородность, изменчивость характеристик.

    Значение ресурса

    Общественная роль земли наиболее полно раскрывается в сельскохозяйственной сфере. Здесь производственный процесс имеет непосредственную связь со свойствами этого ресурса. Земля выступает в качестве сельскохозяйственных угодий, отличающихся различным плодородием: эффективным (экономическим) и натуральным. Являясь средством труда, ресурс характеризуется продуктивностью растений и качеством почвы. Выступая как предмет деятельности, он отличается пространственными и технико-технологическими свойствами. От грамотного и рационального использования почвы зависит эффективное функционирование всех народнохозяйственных отраслей, а также благосостояние общества.

    Проблемы ресурса

    В настоящее время отмечается постоянное увеличение потребности в землях для реализации несельскохозяйственных задач. Лучшие территории практически полностью освоены или распределены между населенными пунктами, промышленными предприятиями, дорогами, трубопроводами, аэродромами, линиями связи. Используются земли и для утилизации бытовых, производственных и сельскохозяйственных отходов.

    Эффективное решение

    В связи с вышесказанным перед государством стоит важнейшая задача. Аппарат управления должен обеспечивать охрану окружающей среды. Сюда, кроме прочего, относится в целом рациональное природопользование и использование земли в частности. Для этого сформирована комплексная система наблюдения за состоянием ресурсов, оценки и прогноза вероятных изменений под влиянием антропогенных факторов. Задачи государственного мониторинга земель – это регулирование качественного состава окружающей среды, обеспечение продуктивности ресурсов, предотвращение их загрязнения.

    Сущность системы

    Государственный мониторинг земель и землеустройство предполагают применение особых мер по повышению плодородия почвы, интенсификации пользования, снижению антропогенного влияния на ресурс. Наблюдения позволяют своевременно выявлять изменения, прогнозировать и вырабатывать рекомендации по устранению и предотвращению негативных последствий влияния, обеспечивать деятельность по ведению кадастра.

    Цели

    Государственный мониторинг земель представляет собой систему, исполняющую функции по информационному обеспечению экологической устойчивости. Перед принятием решений по поводу действий, связанных с ресурсом, необходимо провести анализ большого количества достоверных и периодически обновляемых сведений о его состоянии. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения выполняется для получения необходимой информации, устранения каких-либо неопределенностей, выявления недостатка данных. В связи с этим выделяют следующие направления программ:


    Ключевые моменты

    Государственный мониторинг сельскохозяйственных земель включает в себя:

    1. Организацию и проведение наблюдений за качественными и количественными показателями (их комплексом), которые характеризуют состояние ресурса, а также за источниками загрязнения и их воздействием на окружающую среду.
    2. Оценку экологического (фактического) состояния почв.
    3. Контроль качества ресурсов, вод, грунта при неблагоприятной сельскохозяйственной деятельности, спровоцировавшей ухудшение свойств ресурсов, эрозию, быстрое снижение плодородия на больших площадях, а также прогноз дальнейшей ситуации.
    4. Выявление новых источников загрязнения, определение динамики их влияния, анализ вероятного развития процессов, негативно воздействующих на окружающую среду.
    5. Проверку соблюдения правил и норм, установленных стандартов качества ресурсов при их использовании.
    6. Разработку рекомендаций и планирование мероприятий по рациональному землепользованию, понижению уровня загрязненности.
    7. Прогнозирование мер по предотвращению ущерба, оценку предполагаемого состояния.
    8. Своевременное предоставление сведений органам госвласти, местного самоуправления, физическим, юридическим лицам.
    9. Надзор за исполнением мероприятий.

    Под выполнением задач следует понимать осуществление определенных действий на пути к достижению поставленных целей. Грамотно составленная программа предполагает только те решения, которые не выходят за рамки вопросов. Государственный мониторинг земель должен быть правильно организован. Только в этом случае можно добиться эффективности от проводимых мероприятий. На практике можно в течение многих лет вести государственный мониторинг земель в том или ином регионе, но не получить желаемых результатов. При этом предварительное исследование ситуации, оценка вероятных последствий, проведение нескольких измерений могут способствовать быстрому выявлению проблемы.

    Основные процедуры

    Государственный мониторинг земель является систематическим комплексным наблюдением за состоянием окружающей среды, почвы в частности. Ранее многочисленные исследования и съемки, которые выполнялись ведомствами и министерствами для анализа фонда, осуществлялись разобщенно. В качестве основы выступали нормативно-технические документы. Однако главным источником получения сведений при проведении оценки считаются данные, которые специалисты получают при непосредственном наблюдении за окружающей средой. Потребность в получении дополнительной, новой или более конкретной информации появляется на всех стадиях анализа природного состояния. В связи с такой исключительной ролью наблюдений в некоторых случаях сам этот процесс именуют мониторингом.

    Статус программы

    Государственный мониторинг земель выполняет связующую и базовую роль среди прочих аналогичных программ, что и определяет его статус. Такой подход позволяет обеспечить получение комплексных сведений о состоянии ресурсов и значительно сократить расходы на устранение вероятных негативных процессов. Объектами государственного мониторинга земель являются все территории страны, вне зависимости от формы собственности на участках. Реализация программы в обязательном порядке осуществляется в соответствии с уровнем административно-территориального деления. Государственный мониторинг земель проводится для всех категорий участков, вне зависимости от характера и режима их использования. Он выступает как составная часть единой информационной системы страны, содержащей данные о состоянии природных ресурсов и окружающей среды.

    Классификация

    Существуют определенные виды государственного мониторинга земель. Одним из основных, как выше было сказано, является наблюдение. Среди прочих стоит отметить разного рода лабораторные анализы химического состава почв, сравнение данных и построение графиков по динамике изменений, съемку, обследования, изыскания и т.д.

    Все мероприятия, которые проводятся в рамках мониторинга, характеризуют следующие изменения:

    1. Площадей и границ; участков, полей, угодий; административно-территориальных образований и прочего.

    2. Состояния почв. В данную категорию входят:

    • развитие ветровой и водной эрозии;
    • деградация почвы на пастбищах;
    • опустынивание;
    • переувлажнение, заболачивание;
    • закустаривание, зарастание пашни;
    • засоление;
    • разрушение агрегатов почвы;
    • формирование пылеватой бесструктурной дефляционно опасной поверхности;
    • загрязнение пестицидами, химическими рассеянными элементами, тяжелыми металлами;
    • изменение гумусового запаса и прочие.

    3. Состояния рельефа, геологической среды, гидрографической сети, водного баланса, гидробиологического и химического составов, береговых морских, озерных линий. Сюда в том числе относят изменения, спровоцированные:

    • подвижными песками;
    • русловыми процессами;
    • землетрясениями;
    • селевыми потоками;
    • отработанными и действующими карьерами;
    • терриконами;
    • проседанием поверхности;
    • нарушением земли;
    • разрабатываемыми торфяниками и т.д.

    4. Состояния растительности (многолетних насаждений, лесов, пастбищ, посевов и прочего) по фенологическим признакам (стадиям развития, фазам, срокам наступления), биомассе, фитопатологическим очагам, площадей, входящих и не входящих в Гослесфонд, покрытых (вырубки, гари) и не покрытых лесом (резервы угодий).

    5. Состояния земель, которые подвержены негативному влиянию промышленных объектов. К ним в том числе относят:

    • населенные пункты;
    • очистные сооружения и сельскохозяйственные предприятия;
    • мелиоративные системы;
    • транспорт;
    • площадки для компостирования удобрений, навозохранилища, склады ТСМ, сыпучих удобрений, свалки, скотомогильники, места захоронения физиологически- и радиоактивных отходов, стоянки автотранспорта.

    Указанные изменения могут быть выражены в относительных либо абсолютных интегральных показателях за конкретный период. К примеру, это может быть потеря гумуса на один гектар, процентное соотношение, интенсивность и степень деградации покрова почвы и прочие параметры.

    Доступ к ресурсам

    Его регламентирует ст. 12 ФЗ №24 (от 20 фев. 1995-го года). Согласно положениям, всем гражданам, органам государственного, территориального управления, общественным объединениям и организациям даны равные права на доступ к информационным ресурсам. Они используются при ведении кадастра, регистрации прав собственности, выполнении землеустройства, планировании эффективного пользования землями, проведении землеустройства, принятии решений, связанных с организацией сельскохозяйственных работ, определении штрафов за нарушения действующих правовых норм, биологическое заражение и загрязнение почвы и прочем.

    Дается трактовка такому понятию, как государственный мониторинг земель . Мероприятие является частью экологического мониторинга, проводящегося государственными органами во время исполнения контрольных функций по отношению к окружающей среде.

    Согласно определению, государственный мониторинг земель представляет собой комплекс наблюдательных процедур, оценки и составления прогнозов с целью получения сведений о качественном состоянии земель, а также их количественных показателей, порядке эксплуатирования и состоянии почвенного слоя на участке.

    Объектами мониторинга выступают все земельные зоны государства.

    Следует отметить, что необходимость процедуры сводится к тому, что такие исследования помогают собрать не только полную информацию о конкретном массиве, но и составить прогноз относительно будущей эксплуатации земли, а также рекомендации по устранению проблем, связанных с нерациональным использованием площадей.

    Задачи государственного мониторинга земель

    В положениях законодательства описаны направления, с учетом которых и осуществляется мероприятие. Задачи государственного мониторинга земель представляют собой следующие аспекты действий контрольного органа:

    1. Определение перемен, которые произошли с землей, а также прогнозирование возможных изменений. Разработка предложений о предупреждении возможных негативных проявлений и устранения такого влияния.
    2. Передача госорганам данных о состоянии окружающей среды в части землепользования для дальнейшей реализации прав указанных ведомств, включая оформление полномочий по или в сфере .
    3. Подготовка сведений для государственных органов, с тем чтобы определить состояние земель для осуществления муниципального контроля.
    4. Обеспечение граждан, организаций, предпринимателей данными о состоянии окружающей среды, в сфере землепользования.

    Классификация государственного мониторинга земель

    В зависимости от целей мониторинга, мероприятие может быть представлено несколькими видами процедуры:

    • наблюдение за эксплуатацией земель;
    • проверка состояния земель.

    При наблюдении за пользованием участком, выполняется контроль за эксплуатацией по его целевому предназначению, которое прописано в . Второй вид мониторинга проводится для того, чтобы выявить качественные и количественные показатели участка, с учетом сведений, полученных в итоге наблюдений за состоянием почвенного слоя, уровнем его загрязнения, захламления, вероятной деградацией земли. Также производится оценка и прогнозирование возможного ухудшения состояния наделов в будущем.

    В том случае, когда речь идет о государственном мониторинге участков и , переданных в эксплуатацию для нужд сельхозназначения, данный вопрос регулируется

    Результаты государственного мониторинга земель

    Контроль осуществляется согласно установленному регламенту. Обязательным условием проведения такого мероприятия считается правильное оформление выявленных данных.

    Сведения систематизируются и хранятся в специально организованном государственном фонде данных государственного экологического мониторинга. Согласно имеющимся правилам дальнейшего пользования данными, вся собранная информация является общедоступной.

    Для получения сведений достаточно сделать официальный запрос и направить в данный фонд.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель

    Мониторинг проводится согласно регламенту, определенному уполномоченным органом Правительства РФ. Порядок осуществления процедуры следующий:

    1. Уполномоченное ведомство оформляет специальное распоряжение, согласно которому выполняется контроль конкретного участка.
    2. Проводится внешнее наблюдение, осуществляются дополнительные исследования, позволяющие выяснить качественные и количественные показатели площади. Работы ведутся при помощи самых различных методов.
    3. Полученные сведения формируются в виде заключения. В документе указываются не только сведения о реальном состоянии почвы, но и вероятный прогноз изменения состояния территорий в будущем.
    4. Документ передается в фонд хранения информации по госмониторингу.
    5. В случае необходимости, должностное лицо составляет предложение об устранении проблем, связанных с эксплуатацией и состоянием земельного надела.

    Заключение

    В итоге можно сделать ряд выводов:

    1. Государственный мониторинг земли является процедурой, в рамках которой выполняется наблюдение за конкретными земельными участками.
    2. Наблюдение со стороны государства проводится при помощи различных методик и способов получения необходимых сведений. Мероприятие является частью процедуры под названием экологический мониторинг.
    3. В рамках государственного мониторинга определяются качественные и количественные характеристики земли, проводится оценка и составляется прогнозный план будущего использования участка.
    4. Объектами наблюдения считаются все участки, находящиеся в пределах страны.
    5. Перед мониторингом со стороны государства стоят конкретные задачи. По большинству они сводятся к предоставлению необходимой информации о состоянии окружающей среды в рамках землепользования. Также данные, полученные во время наблюдения, могут быть использованы государственными органами для дальнейшего распоряжения земельными участками.
    6. Различаются виды мониторинга : по определению состояния земли и для контроля целевого использования. В первом варианте определяются качественные показатели почвы и самого надела, а во втором предполагается установление степени соответствия эксплуатации целевому назначению территории.
    7. Итоги мониторинга формируются в виде специального отчета и передаются на хранение в специальный фонд. Материалы являются общедоступными. Для получения сведений достаточно оформить официальный запрос.
    8. Помимо непосредственного наблюдения, надзорный орган может составить предложение по ликвидации проблем, возникших относительно массива земли, а также рекомендательные пожелания по устранению причин, являющихся основанием для возникновения негативного влияния на землю.

    Наиболее популярные вопросы и ответы на них по государственному мониторингу земель

    Вопрос: Добрый день, меня зовут Олеся. Я хотела получить в пользование земельный участок, и когда обратилась в администрацию, мне на выбор предложили три участка . Прежде чем оформить документы, я бы хотела узнать, каково качественное состояние каждого массива и каковы прогнозы в отношении земель в целом. Как оказалось, это возможно сделать, путем обращения к экспертам и заказа необходимого исследования. К сожалению, данная процедура является очень дорогостоящей, а я не располагаю необходимой суммой.

    Подскажите, возможно, ли это сделать другим способом и что требуется от меня?

    Ответ: Уважаемая Олеся. Согласно ст. 67 ЗК РФ , в рамках процедуры государственного мониторинга выполняется систематическое слежение за состоянием и целевой эксплуатацией площадей.

    То есть, все действия, произведенные с наделами, и информация, полученная в процессе наблюдения, фиксируется, аккумулируется в одно заключение и передается на хранение в специально созданный фонд.

    Согласно законодательству РФ, сведения, находящиеся в данном фонде, являются общедоступными и относятся к разряду данных, которые можно использовать далее, для оформления договоров, составления актов, распоряжений и иных мероприятий с конкретными земельными зонами.

    Таким образом, вы можете обратиться с запросом в данный фонд и получить исчерпывающие сведения о предложенных вам участках. Если представленная информация не сможет вас удовлетворить, то стоит отказаться от оформления договора в отношении предлагаемых наделов.

    В соответствии со ст. 67 ЗК РФ государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений за состоянием земель.

    Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

    Мониторинг земель – это функция государственного управления земельными ресурсами. Изучение земель требует единого государственного подхода, который должен осуществляться на основе систематических и комплексных наблюдений для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Мониторинг в переводе с латинского "monitor" означает предостерегающий, наблюдающий, впередсмотрящий.

    Мониторинг – это преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния.

    В рамках государственного мониторинга земель проводится изучение состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также промышленных объектов и т.д.

    Кроме того, в систему государственного мониторинга земель входят: мониторинг качества земель; мониторинг правового режима земель; мониторинг использования земель; мониторинг экономического состояния земель и др.

    При осуществлении мониторинга качества земель проводятся наблюдения за изменением экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы. С учетом данных мониторинга земель осуществляется также подготовка предложений по консервации земель на основании Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 830.

    В соответствии со ст. 16 Закона об обеспечении плодородия земель мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения предусматривает проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и токсико-экологических обследований. Мониторинг мелиорированных земель представляет собой систематические наблюдения за состоянием этих земель по их гидротехническим, техническим и иным характеристикам. На основе данных наблюдений, в частности, выявляются происходящие изменения состояния мелиорированных земель, производится их оценка .

    Мониторинг включает также наблюдения за: изменением границ и площадей административно-территориальных единиц, зон, земельных участков; динамикой целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений; изменением налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.

    Мониторинг осуществляется на всей территории РФ, по единой системе за счет ассигнований из бюджета РФ и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога и других платежей за землю. В зависимости от уровня власти, на которой осуществляется мониторинг, он подразделяется на федеральный, региональный и местный. В то же время субъекты РФ и органы местного самоуправления, не обладая полномочиями в области государственного мониторинга земель, могут принимать региональные (межмуниципальные) и местные программы, решающие задачи мониторинга . В настоящее время федеральные программы в области мониторинга земель отсутствуют. В связи с этим важная задача по разработке и утверждению региональных и муниципальных программ в области мониторинга земель лежит на органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления .

    По результатам оценки состояния земель составляются оперативные сводки, доклады, научные прогнозы и рекомендации. Одним из этапов ведения государственного мониторинга земель является реализация методов хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации для оперативного предупреждения органов управления и контроля за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и другими нормативными правовыми актами регулируются состав информационных ресурсов, информационные технологии и средства их обеспечения, защита информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах.

    Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами па доступ к государственным информационным ресурсам, которые используются при регистрации права собственности на землю, ведении государственного кадастра недвижимости, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, планировании рационального использования земель, оценке земель и принятии управленческих решений по организации и эффективному использованию земельных ресурсов, определении санкций за нарушение правовых норм землепользования и т.п. Документированная информация государственного мониторинга земель является открытой и общедоступной, за исключением данных, отнесенных законодательством РФ к информации ограниченного доступа. Указанная информация вносится в государственный кадастр недвижимости.

    Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

    В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

    Порядок осуществления государственного мониторинга земель согласно ст. 67 ЗК РФ устанавливается Правительством РФ, а именно постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель".

    Субъекты РФ также могут регулировать осуществление мониторинга земель на своей территории. Например, в г. Москве приняты: Закон г. Москвы от 20.10.2004 № 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 № 717-ПП "Об утверждении Положения о мониторинге земельных участков, входящих в состав земель общего пользования города Москвы", Закон г. Москвы от 04.07.2007 № 31 "О городских почвах" и др. В Ленинградской области принят Закон от 29.02.2008 № 11-оз "Об экологическом мониторинге в Ленинградской области", регулирующий в том числе и осуществление мониторинга земель. В г. Санкт-Петербурге действует аналогичный Закон от 17.04.2006 № 155-21 "Об экологическом мониторинге на территории Санкт-Петербурга".

    Оказание государственных услуг в сфере ведения государственного мониторинга земель возложено на Росреестр, его территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Указанные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель, а также иные государственные программы, планы, мероприятия, проекты, договоры и соглашения по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель, с использованием материалов, данных и сведений, получаемых другими подсистемами Единой государственной системы экологического мониторинга.

    Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Минсельхоз России.

    Росреестр осуществляет ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения государственного мониторинга земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

    Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, касающихся особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти , органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

    Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, ежегодно представляемого Росреестром, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в Правительство РФ.

    Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

    Порядок предоставления указанных данных определяется Росреестром.

    Данные о выявленных особо опасных процессах и явлениях доводятся до сведения Правительства РФ незамедлительно. Все перечисленные выше органы участвуют в разработке и реализации иных государственных программ, планов, мероприятий, проектов, договоров, соглашений по природоохранным и другим проблемам в части мониторинга земель.

    Информация о состоянии земельных ресурсов областей, краев, республик в составе РФ, автономной области и автономных округов оформляется в виде отчетов, научных прогнозов, докладов и публикуется в специальных периодических изданиях.

    Органы местного самоуправления участвуют в разработке и реализации региональных программ, разрабатывают и реализуют муниципальные программы и мероприятия мониторинга земель .

    Минсельхоз России организует учет и проведение мониторинга мелиорированных земель. Первичные данные, получаемые при непосредственных наблюдениях за состоянием земельных угодий, полей, участков, обобщаются по районам, городам, автономным образованиям, областям, краям, республикам в составе РФ и Российской Федерации в целом, а также по отдельным природным комплексам.

    Принципами ведения мониторинга являются: достоверность и точность данных мониторинга земель по фактическому состоянию и использованию земельных ресурсов; непрерывность ведения мониторинга земель; единство методов и технологий, согласованность ведения мониторинга земель; взаимная совместимость и сопоставимость разнородных данных; наглядность; доступность сведений, за исключением сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну; экономичность и эффективность; централизованное руководство по единой методике в масштабе РФ .

    Техническое обеспечение мониторинга земель осуществляется автоматизированной информационной системой, имеющей пункты сбора, обработки и хранения информации в органах Росреестра.

    Собранные путем мониторинга материалы, выработанные рекомендации (природоохранными, сельскохозяйственными, санитарно-эпидемиологическими, водохозяйственными, геологоразведочными, лесохозяйственными, землеустроительными, а также научными и проектными организациями) служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными органами в соответствии с их задачами в области использования и охраны земель.

    Данные мониторинга могут использоваться органами государственного земельного надзора при проведении проверок хозяйствующих субъектов. На основании полученных материалов, характеризующих, например, уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия влияния па растительный и животный мир, органы государственного земельного надзора имеют возможность привлекать виновных в этих нарушениях лиц к ответственности.

    Росреестр с участием других федеральных органов исполнительной власти обобщает полученные предложения, разрабатывает и представляет в Правительство РФ федеральную программу мониторинга земель на соответствующий период и ежегодно, не позднее 1 сентября, уточняет ее с учетом поступивших предложений.

    Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, и банки данных автоматизированной информационной системы.

    Основной задачей хранения, систематизации, оперативной обработки и выдачи информации является организация оперативного предупреждения органов управления и контроля (надзора) за состоянием и использованием земель, а также граждан о негативных изменениях состояния и использования земель.

    • См.: Закон о мелиорации земель (ст. 19, 21); О мелиорации земель. Постатейный комментарий к Федеральному закону / М. В. Пономарев, В. В. Попов, И. Г. Путин, А. С. Широбоков; под ред. М. В. Пономарева. М.: Юстицинформ, 2010.
    Выбор редакции
    В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

    Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

    Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

    Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
    Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
    Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
    В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
    Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
    Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...