Григорий I (папа римский). Григорий Двоеслов: православный папа Римский


Григорий I.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Св. Григорий I (Великий), 590.IX.3-604.III.12 римлянин.

Григорий I Великий (Gregorius Magnus), в православной традиции Григорий Двоеслов (ок. 540 - 604), папа Римский с 590. Способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, был инициатором христианской миссии в Британии, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Память в Православной церкви 12 (25) марта, в Католической - 3 сентября.

Уничтожал памятники античной культуры

Григорий I, или Григорий Великий (Magnus) (ок. 540-11.III. 604), - римский папа с 590 года. Боролся за укрепление папской власти в Италии. Большое внимание уделил организации хозяйства на папских землях (патримониях) с целью поднять их доходность. Расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англо-саксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, объявил за собой исключительное право верховной апелляционной инстанции для всей Западной церкви. Начиная с Григория I усиливаются претензии пап на мировое господство. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку; реформировал церковное песнопение. Был врагом светских знаний и уничтожал памятники античной культуры.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: J. P. Migne, P. L., V. 75-78.

Литература: Корелин М. С., Важнейшие моменты в истории средневекового папства, СПБ. 1901; Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91; Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905; Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897; Sharkey N., Saint Gregory the Great"s concept of papal power, Washington, 1950.

Святой

Григорий Великий, папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет, изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов. Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.

Отец Церкви

Григорий I Великий (Gregorius Magnus) (ок. 540, Рим - 604, там же) - папа Римский в 590-604, отец Церкви. Происходил из знатного рода, администратор, управлявший не только владениями Римской церкви, но и Римом с округой. Способствовал обращению в ортодоксальную христианскую веру вестготов в Испании. Отправил к англосаксам миссию Августина, первого архиепископа Кентерберийского. От его обширной переписки сохранилось 866 посланий. Ему принадлежат следующие труды: Моралии на Книгу пророка Иова (ок. 579-591), Пастырское правило (ок. 591), Гомилии на Книгу пророка Иезекииля (ок. 591/592), Гомилии на Евангелия (ок. 593), Диалоги о жизни святых италийских отцов (593-594), Толкования на Песнь песней (595-598), Толкования на Первую книгу царств (595-598, пересмотрена в 599-604). В основе теологии Григория Великого, известного в Восточной церкви под именем Григория Двоеслова (за знаменитые в Средние века «Диалоги», т.е. «Двоесловия»), - гл. о. идеи Августина, а также Кассиана и Амвросия Медиоланского, которые он сделал доступными не искушенным в богословии христианам. Идеальная модель христианской жизни представлялась ему в виде подвижного равновесия созерцательной (любовь к Богу) и действенной (любовь к ближнему) ее сторон.

В. Б. Прозоров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 556.

Римский папа

Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) (Gregorius Magnus) - святой римский папа в 590-604 гг. Родился около 540 г. в знатной римской семье Анициев, умер в 604 г. С молодых лет отрицательно относился к светской науке и литературе, но старательно изучал труды отцов Западной Церкви св. Амвросия Медиоланского, блаж. Августина и блаж. Иеронима Стридонского. В 573 г. византийским императором Юстином II (565- 578) был назначен на должность префекта Рима, но тяготился мирской жизнью и после смерти своего отца, унаследовав его имущество, в 574 г. основал на эти средства 6 монастырей на Сицилии и 7-й в Риме, монахом которого сделался сам. В 577 г. стал диаконом, в 579-585 гг., исполняя волю римского папы Пелагия II (579-590), был апокрисиарием (папским послом) в Константинополе, где добился признания законности избрания Пелагия на престол римского первосвященника, но не смог получить помощь в борьбе Рима против лангобардов в Италии. Вернувшись на ро-дину, сделался аббатом своего монастыря, продолжал принимать участие в делах Церкви, а после смерти Пелагия II, в 590 г. клир и народ Рима, охваченного чумой, избрали его папой римским. На престоле Григорий I проявил себя выдающимся администратором, организовал оборону Рима и Южной Италии от вторжений лангобардов, с которыми в 592-593 гг. заключил мир без согласования с византийским наместником - равенн- ским экзархом. Окончательный мир с лангобардами империя заключила только в 599 г. Папа Григорий I укрепил влияние римского престола на Западе, в том числе в варварских королевствах, был вдохновителем христианизации Англии. Громадные доходы позволяли ему содержать большую администрацию, оказывать поддержку другим Церквям, влиять на политические отношения, основывать монастыри и благотворительные учреждения. Его попечением в Риме была создана школа пения. Все это способствовало укреплению авторитета папы римского и идеи о его главенстве во Вселенской Церкви. Григорий продолжал римскую политику борьбы с Константинополем за церковную власть в Иллирии, а также энергично протестовал против введения титула «Вселенского патриарха» для предстоятеля Константинопольской Церкви, считая, что это унижает достоинство других патриархов. Проявив себя выдающимся дипломатом («двоесловом»), он лестью и неумеренным славословием в адрес византийского узурпатора Фоки (602-610) добился от императора санкции на изъятие титула «вселенский» у константинопольского патриарха и признание Рима «главой всех Церквей» («caput omnium ecclesiarum»). Своими сочинениями Григорий оказал огромное влияние на развитие западной богословской мысли. Славу писателя ему принесли комментарии на библейские книги, сочинения «Пастырское наставление» и «Диалоги о жизни и чудесах италийских отцов». Литературная деятельность Григория I знаменует окончательный разрыв с античной традицией, связь с которой еще сохранялась у представителей латинской патристики. Григорий также положил начало теологическому обоснованию учения о чистилище. Составил чин Литургии Преждеосвященных Даров, принятый и в Православной Церкви. В католической традиции Григорий считается святым учителем Церкви; почитается как святой и на Востоке.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 259-260.

Понтифик

Святой Григорий I, Папа Римский Григорий Великий, Григорий Двоеслов (Gregorius Magnus, Gregorius Dialogus). Происхождение: Рим (Италия). Годы жизни: ок. 540 - 12 марта 604. Годы понтификата: 3 сентября 590 - 12 марта 604. Отец: Гордиан. Мать: Сильвия.

Григорий был рожден в аристократической семье, которой принадлежали дом на Целии и поместья где-то на юге полуострова. Он сделал блестящую гражданскую карьеру, дослужившись до звания префекта Рима, после чего ушел в бенедиктинский монастырь, им же самим и основанный. В 579 г. в составе папского посольства он отправился в Константинополь просить помощи у императора против лангобардов и прожил в столице шесть лет. Там он стал известен благодаря спору с патриархом Евтихием, написавшим трактат о вещественности всеобщего воскрешения. Результатом спора стало осуждение трактата императором. По возвращении в Рим Григорий был личным секретарем Пелагия II, а после его смерти был избран папой, став первым монахом, добившимся такой чести.

В конце VI в. в Италии сложилась тяжелая для папства политическая ситуация. Находясь в опасной близости от воинственных лангобардов, Григорий понимал, что ему не следует ждать помощи ни от императора, ни от экзарха Равенны. Летом 592 г. герцог Ариульф Сполетский подступил к стенам Рима, а Арихис Беневентский - к Неаполю, в котором тогда не было ни епископа, ни градоначальника, ни командира гарнизона. Григорий пошел на беспрецедентный шаг, взяв на себя управление городом, и стал готовить мирный договор с лангобардами. Тем самым он побудил экзарха Равенны Романа к активным действиям. Тот отбил у варваров Перуджу и пошел на Рим, где был встречен с императорскими почестями. Узнав об этом, Агилульф осадил Рим, но вскоре был вынужден отступить, очевидно, получив солидный откуп. Святой Престол нуждался в длительном мире между Византией и лангобардами. Посредницей в переговорах выступила королева Теоделинда, католичка. После года бесплодных переговоров Григорий попытался заключить сепаратный мир, чем вызвал гнев императора Маврикия. К счастью, и сам папа понимал ненадежность подобного договора, а потому попытки подписать его были прекращены. Тем временем отношения Григория и экзарха Романа продолжали обостряться. Однако в конце 596 или начале 597 г. тот умер, и новым экзархом был назначен Каллиник, толковый дипломат, благодаря усилиям которого в 599 г. удалось подписать мир с варварами. Два года спустя сам Каллиник спровоцировал лангобардов на возобновление боевых действий, за что был срочно отозван в Константинополь. Занявший его место Смарагд подтвердил условия договора, и до самой смерти Григория на полуострове сохранялся мир.

Несмотря на заметные деяния Григория как политика, историки папства больше ценят его как церковного деятеля. Папа Григорий первым стал использовать эпитет "раб рабов Божьих". Он не стремился подчеркнуть верховенство папы, но был полон сознания высокого значения "служения" Римского Епископа, которому "поручена забота о всей Церкви". При Григории была введена концепция Чистилища как места, где души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов. Григорий развернул активную миссионерскую деятельность на западе. Вступив в переписку с Хильдебертом II, он заложил основу для союза с франками. Также он послал к бриттам Августина Кентерберийского, крестившего короля Кента. В Иллирии Григорий продолжил римскую политику, отстаивая перед Константинополем связь этой провинции с Римом. Как богослов, Григорий известен, прежде всего, благодаря четырем книгам "Диалогов", за которые получил на Востоке прозвище "Двоеслов", "Проповедям" и комментариям к Книге Иова. Сочинения Григория во многом определили догматику Средних Веков. Григорий реорганизовал формы латинской литургии и распространил церковное пение, которое по его имени названо григорианским. Он создал хоры певцов, которые должны были заменить часто неумелое пение диаконов во время богослужений. В сфере церковного управления Григорию не удалось всюду подчинить епископов папской власти. Для укрепления своего авторитета он использовал монахов-бенедиктинцев, устав которых сильно подчеркивал принцип послушания. В некоторых епархиях на епископских тронах оказались монахи, что было новшеством в практике западного христианства.

Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901;

Dagens CI. Saint Gregoire le Grand. Culture et experience chretiennes. P., 1977;

Straw Carole. Gregory the Great: Perfection in Imperfection. Berkeley, 1988;

Markus Robert A. Gregory the Great and His World. Cambr., 1997.

Clausier E., S. Gregoire, v. 1-2, P., 1887-91;

Dudden F. H., Gregory the Great, v. 1-2, L., 1905;

Wolfsgruber C., Gregor der Grosse, Saulgrau, 1897;

Sharkey N., Saint Gregory the Great"s concept of papal power, Washington, 1950.

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

В 579 году папа поставил его диаконом и отправил в Константинополь, где он просил защитить Рим от лангобардов, но агрессия персов не дала Византии оказать ему военную помощь.

В 585 году Григорий возвращается в Рим, а в 590 году, после смерти во время чумы Пелагия II становится предстоятелем Церкви. Считается, что именно по его молитвам эпидемия прекратилась.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом.

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание , многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.

Св. Григорий составил на латинском языке чин Литургии Преждеосвященных Даров, которая до него была известна лишь в устном предании. Этот чин был утвержден на VI Вселенскм Соборе в 680 г. и принят всей Христианской Церковью.

Постоянные войны, неурожаи, эпидемии опустошили север Италии, изнуренный болезнью Григорий умирает в 604 году. Мощи его почивают в соборе св. апостола Петра в Ватикане. Его почитание началось довольно рано, на Западе закрепилось наименование его «Великий».

«Со-бе-сед-ник» или «Двое-слов»? Со-чи-не-ние свт. Гри-го-рия Ве-ли-ко-го «Диа-ло-ги…» (пе-ре-во-де «Бе-се-ды…», или «Со-бе-се-до-ва-ния...») - снис-ка-ло ему по-чет-ный ти-тул «Со-бе-сед-ник». За-кре-пив-ше-е-ся за ним в сла-вян-ской бо-го-слу-жеб-ной тра-ди-ции про-зва-ние «Двое-слов» свя-за-но с оши-боч-ным пе-ре-во-дом гре-че-ско-го на-зва-ния ан-тич-но-го ли-те-ра-тур-но-го жан-ра, во-шед-ше-го в ла-тин-ский и дру-гие язы-ки, - διάλογος, dialogus, диа-лог - «раз-го-вор», бе-се-да» (не обя-за-тель-но двух!), «об-мен сло-ва-ми». Сла-вян-ский пе-ре-вод-чик, яв-но имев-ший де-ло с гре-че-ским тек-стом, спу-тал при-став-ку διά-, диа- (в зна-че-нии сквоз-но-го дви-же-ния, вза-им-но-сти, то есть об-ме-на мне-ни-я-ми) с име-нем ко-ли-че-ствен-ным чис-ли-тель-ным δύο, дюо- (лат. duo) - «два», тем бо-лее, что в позд-не-гре-че-ском язы-ке бук-ва υ («юп-си-лон») пе-ре-да-ва-ла звук «и». Зна-ме-на-тель-но, что бо-лее све-ду-щий в гре-че-ском язы-ке со-ста-ви-тель сла-вян-ской Ми-неи пе-ре-вёл пра-виль-но: «Беседов-ник»!

Юрий Ру-бан, канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

Тропарь святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 4

Иже от Бога свыше Божественную благодать восприем, / славне Григорие, / и Того силою укрепляема / евангельски шествовати изволил еси. / Отонудуже у Христа возмездие трудов приял еси, всеблаженне, / Егоже моли, // да спасет души наша.

Кондак святителю Григорию Двоеслову, папе Римскому, глас 3

Подобоначальник показался еси Начальника пастырем Христа, / иноков чреды, отче Григорие, / ко ограде Небесней наставляя, / и оттуду научил еси стадо Христово заповедем Его, // ныне же с ними радуешися и ликуеши в Небесных кровех.

Величание

Величаем тя, / святителю отче Григорие, / чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас // Христа Бога Нашего

Св. Гри-го-рий, име-ну-е-мый Двое-сло-вом (со-бе-сед-ни-ком), ро-дил-ся в Ри-ме ок. 540 г. При-над-ле-жал к древ-не-му пат-ри-ци-ан-ско-му ро-ду, в ко-то-ром бы-ли хри-сти-ане, да-же свя-тые. Бу-ду-щий свя-ти-тель по-лу-чил бле-стя-щее свет-ское об-ра-зо-ва-ние, и его ожи-да-ла бле-стя-щая го-судар-ствен-ная ка-рье-ра. Он же чув-ство-вал ду-хов-ное при-зва-ние. Гри-го-рий вел скром-ную бо-го-угод-ную жизнь и всей ду-шой стре-мил-ся к ино-че-ству. По-сле смер-ти от-ца на его со-сто-я-ние он по-стро-ил шесть мо-на-сты-рей в Си-ци-лии, а в Ри-ме ос-но-вал мо-на-стырь во имя Ан-дрея Пер-во-зван-но-го, где и при-нял ино-че-ский сан. Мыс-ли об апо-столь-ском дол-ге Церк-ви, стрем-ле-ние к ду-хов-но-му про-све-ще-нию язы-че-ских на-ро-дов вдох-нов-ля-ли св. Гри-го-рия в те-че-ние всей его жиз-ни и на-шли до-стой-ное отоб-ра-же-ние в его бо-го-слов-ских тво-ре-ни-ях. В 577 г. св. Гри-го-рий был по-свя-щен в сан диа-ко-на. По по-ру-че-нию па-пы рим-ско-го дол-го тру-дил-ся в Ви-зан-тии, где изу-чал гре-че-ский язык и тво-ре-ния свя-тых от-цов Во-сто-ка, на-пи-сал «Тол-ко-ва-ние на кни-гу Иова», ока-зав-шее вли-я-ние на тво-ре-ния мно-гих круп-ней-ших бо-го-сло-вов и по-этов сред-не-ве-ко-вья. В 590 г. св. Гри-го-рий был из-бран на Рим-скую ка-фед-ру. В это вре-мя Ита-лия под-верг-лась на-ше-ствию вар-ва-ров. Св. Гри-го-рий про-явил се-бя при этом рев-ност-ным ар-хи-пас-ты-рем и вы-да-ю-щим-ся го-судар-ствен-ным и об-ще-ствен-ным де-я-те-лем. В 602 г. он по-лу-чил при-зна-ние гла-вен-ства Ри-ма над всей За-пад-ной Цер-ко-вью. Св. Гри-го-рий со-ста-вил на ла-тин-ском язы-ке чин Ли-тур-гии Пре-ждео-свя-щен-ных да-ров, ко-то-рая до него бы-ла из-вест-на лишь в уст-ном пре-да-нии. Этот чин был утвер-жден на VI Все-лен-ском Со-бо-ре в 680 г. и при-нят всей Хри-сти-ан-ской Цер-ко-вью. Скон-чал-ся свт. Гри-го-рий в 604 г. Мо-щи его по-чи-ва-ют в со-бо-ре св. апо-сто-ла Пет-ра в Ва-ти-кане.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ, Двоеслов (латинский Gregorius Magnus) [около 540, Рим (?) - 12.3.604, там же], папа Римский (590- 604), отец и учитель Церкви, христианский святой.

Источниками жизнеописания Григория I Великого являются: его собственные сочинения (в частности, «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души», «Беседы на Евангелия»; послания, письма); сочинения церковных писателей, древнейшие из которых - «История Франков» Григория Турского (завершена около 594), «О знаменитых мужах» Исидора Севильского (около 610), несколько глав «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного (около 731), а также упоминания в «Истории лангобардов» Павла Диакона (2-я половина 8 века). Древнейшие латинские жития Григория I Великого: «Житие» (начало 8 века), составление которого приписывается Уитбскому Анониму, «Житие» (2-я половина 8 века), составленное Павлом Диаконом, «Житие» (начало 870-х годов), составленное Иоанном Диаконом по указанию папы Римского Иоанна VIII (872-882).

Григорий I Великий принадлежал к одному из влиятельных сенаторских родов (по преданию, к роду Анициев); предок (возможно, прапрадед) Григория I Великого, Феликс II (он же Феликс III, 483-492), также был папой Римским. Получил подготовку в риторике, философии, позднее - углублённое образование в области права; около 572 или 573 стал префектом Рима, но вскоре оставил службу и принял монашество. Унаследовав большое состояние, основал 6 монастырей в родовых поместьях на Сицилии, а также превратил в монастырь Святого Андрея Первозванного свой дом на Целийском холме в Риме. Около 577-578 поставлен в диаконы-регионарии папой Бенедиктом I (575-579), около 579-580 направлен папой Пелагием II (579-590) в Константинополь в качестве папского представителя (апокрисиария) при дворе императора Тиверия (578-582) с целью заручиться поддержкой византийского двора в противостоянии лангобардскому вторжению; около 586 вернулся в Рим, став ближайшим помощником папы Римского Пелагия II. В 590 избран на Римскую кафедру.

В начале понтификата наладил управление церковными землями, находившимися в Средней и Южной Италии, на Сицилии, Сардинии, Корсике, а также в Северной Африке и Иллирике, стремясь увеличить их доходность. Григорий I Великий заботился также о каноничности избрания епископов в этих областях, принимавших посвящение в Риме; в период его понтификата регулярными стали соборы епископата указанных областей, на которых решались в том числе судебные и юрисдикционные вопросы. Придерживался политики мирного сосуществования с лангобардами. При участии Григория I Великого с лангобардами были заключены перемирия (592 и 594), а также мир (599), что в немалой степени способствовало началу процесса перехода лангобардов (частью язычников, частью ариан) в православие. Поддерживая развитие монашества, выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия, запрещавшего принятие монашества лицам на военной и государственной службе, укреплял внутрицерковную дисциплину, боролся с симонией. В июле 595 года под председательством Григория I Великого состоялся Поместный собор римской церкви, принявший ряд дисциплинарных и канонических определений. Так, был установлен твёрдый порядок богослужения; в сфере монашеской жизни была особо подчёркнута связь монашества и церковной организации во главе с папой Римским; предусматривалась возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископата; срок послушничества увеличен до 2 лет. Григорий I Великий организовал христианскую миссию в Британию (595-596), благодаря которой в Британии началось распространение римской церковной традиции и юрисдикции. К понтификату Григория I Великого относится попытка наладить полноценное каноническое общение с испанской и галльской церквами.

Григорий I Великий - автор значительного числа философских, богословских, экзегетических, пастырско-дидактических и аскетических сочинений, а также обширного эпистолярного наследия. К наиболее известным относятся его экзегетические сочинения: «Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (латинский «Expositio in librum lob sive Moralia», в 35 книгах, начато в 580-е годы), «Беседы на Евангелия» (латинский «Homiliae in Evangelia», 40 бесед в 2 книгах, 590-593),«Беседы на Книгу пророка Иезекииля» (латинский «Homiliae in Ezechielem Prophetam», 22 беседы в 2 книгах, 593-594),«Беседы на Книгу Песни Песней» (латинский «Homiliae in Canticum Canticorum», около 594-598). Экзегетические сочинения Григория I Великого свидетельствуют о значительном влиянии на него философии и богословия Оригена (например, «Беседы на Книгу Песни Песней»); являются, как, например, «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», важным источником по истории Италии эпохи лангобардского завоевания. В «Толковании на Книгу Иова...» авторский замысел отталкивается от библейского текста в рассмотрении буквального смысла, переходя затем к мистическому, прообразному, нравственному толкованию. К наиболее известным пастырско-дидактическим и аскетическим сочинениям Григория I Великого относятся: «Пастырское правило» (латинский «Regula pastoralis», начало 590-х годов), а также знаменитые «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» (латинский «Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum», в 4 книгах, 593-594), первый патерик (смотри Патерики), по названию которого Григорий I Великий в православной традиции именуется Двоесловом. «Диалоги», а также «Пастырское правило» с 9 века приобрели значительную известность в славянских землях, с 11-12 века - на Руси. «Пастырское правило», посвящённое епископу Иоанну Равеннскому, состоит из 4 частей: 1-я посвящена изложению того, какими качествами должен обладать призванный к пастырскому служению, 2-я - какими качествами должна отличаться жизнь истинного пастыря, 3-я - о канонах гомилетики и правилах назидания паствы различных сословий и состояния, 4-я - о ежечасном смирении пастыря. «Диалоги» Григория I Великого представляют собой агиографические сочинения, совмещающие житийные и автобиографические сюжеты. Эпистолярное наследие Григория I Великого объединяет более 800 сохранившихся до наших дней писем, собранных в 14 книгах.

Лит.: Успенский Ф. И. Церковно-политическая деятельность Папы Григория I Двоеслова. Казань, 1901; Dudden F. Н. Gregory the Great, his place in history and thought. N. Y., 1967. Vol. 1-2; Dagens С. Saint Grégoire le Grand. Р., 1977.

Григо́рий I Великий (Gregorius Magnus, в православной традиции Григорий Двоеслов) (около 540, Рим - 12 марта 604, там же) - римский папа (с 590), способствовал становлению церковного государства («патримоний Петра») и упрочению церковной и мирской власти папства, расширил сферу влияния римской церкви: посылал миссионеров в Британию к англосаксам, в Испанию к вестготам, вмешивался в церковные дела в Галлии и в Африке, заявил о своем исключительном праве выступать верховной апелляционной инстанцией для всей западной церкви. Большое внимание он уделял организации хозяйства на папских землях («патримоний Петра») с целью поднять их доходность. Григорий I оставил ряд богословских сочинений, ценную переписку, осуществил реформу литургии и церковного пения (григорианское пение). Его «Моральные толкования на книгу Иова» (35 книг) стали для средневековой мысли главным авторитетом в области религиозной этики. Он враждебно относился к светскому образованию, уничтожил многие античные литературные памятники. Память Григория Великого в православной церкви отмечается 12 (25) марта, в католической церкви - 3 сентября.

Григорий родился в знатной и богатой римской семье Анициев, получил хорошее образование, ориентиром в его духовной жизни были сочинения отцов церкви: Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского. В 573 году византийский император Юстин II назначил его префектом Рима - главой городской администрации, но уже в 574 году, Григорий избрал для себя монашеский удел, основал монастырь Святого Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме. Кроме того он основал шесть обителей в своих поместьях на Сицилии. Будучи последователем Бенедикта Нурсийского, в основанных им обителях Григорий ввел бенедиктинский устав. Позднее он написал биографию Бенедикта Нурсийского. В 579 году папа Пелагий II рукоположил Григория в дьяконы и направил его своим представителем при дворе византийского императора в Константинополь. Григорий добился признания легитимности папской власти со стороны императора, но ему не удалось получить военную помощь против угрожающих Риму лангобардов.
Около 585 года Григорий вернулся в Рим и стал аббатом основанного им монастыря. В 590 году Рим охватила эпидемия чумы, и на место скончавшегося папы Пелагия II был избран Григорий. По преданию, он отказывался от столь высокого поста, пытался бежать из города, но римляне были начеку и буквально заставили Григория принять папскую тиару. При Григории окончательно оформилась «патримония Петра», папские владения находились в основном в Средней и Южной Италии, а также в Далмации, Галлии, Северной Африке. Вникая в мелочи хозяйственной жизни, Григорий Великий стремился объединить свои земли, сделать их доходными, учредил строгий контроль за церковной жизнью. Значительные доходы позволяли папе содержать большую администрацию, помогать местным церквам, основывать монастыри, проводить благотворительные акции, влиять на политическую жизнь Европы.
Сам Григорий признавался, что не знает, считать ли себя церковным епископом или светским государем. В 591 году он направил помощь византийскому наместнику для борьбы с герцогом Сполето Ариульфом, заботился о защите Неаполя от нападения беневентского герцога Арихиса. В 592 году он заключил мир с Ариульфом, после возобновления войны равеннским экзархом, вынужден был откупаться от двинувшегося на Рим войска сполетского герцога. В 599 году Григорий Великий способствовал заключению мира между византийским императором и лангобардами, добился их обращению из арианства в католичество.
В 595 году Григорий назначил равеннским архиепископом, своего друга, римского пресвитера Мариниана, который, однако, стал оспаривать право папы вмешиваться в дела местных церквей. Григорию приходилось считаться с самостоятельностью местных церквей, в частности ему не удалось изменить порядок избрания примаса африканской церкви. В ряде случаев он освящал своим благословением свершившиеся события. Так, узнав об обращении вестготского короля Реккареда в католичество, он послал севильскому епископу Леандру паллиум (знак отличия, свободный пояс из белой шерсти с вытканными шестью черными крестиками); по соглашению с франкским королем Хильдебертом утвердил арльского епископа Вигилия своим викарием; в 601 году назначил архиепископом Кентерберийским (примасом английской церкви) Августина Кентерберийского . Утверждая первенство римского престола, Григорий Великий избегал безапелляционности своих предшественников, подчеркивал, что все епископы равны, а папа - лишь «раб рабов Бога». В то же время он отвергал притязания константинопольского патриарха на титул вселенского, поддерживал стремление иллирийской церкви перейти под покровительство римской церкви.
Григорий Великий был незаурядным церковным писателем, в его творчестве окончательно оформился латинский житийный жанр . Его «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» стали одной из самых популярных книг в средние века. От названия этой книги происходит и его русское прозвище - Двоеслов. Действие «Диалогов» в основном происходит в Италии, их герои - часто современники автора, книга полна описанием чудес, творимых святыми; ее простой язык, яркие и живые образы, подробные описания обстановки и ситуаций вселяли веру в реальность чудес. Многие эпизоды книги не оставляют сомнений, что Григорий рассчитывал с ее помощью укрепить позиции католической церкви в среде варваров-завоевателей Италии. Тотчас по окончании «Диалоги» были посланы недавно принявшей католичество королеве лангобардов Теоделинде. Проповеди Григория носят характер назидательных бесед, в них отсутствует пафос; сам он предпочитал записывать проповеди, так как от природы имел слабый голос. Его «Беседы на Евангелия» почти целиком были включены в «Гомилиарий» Павла Диакона, составленный по настоянию Карла Великого, и стали руководящими образцами для составления проповедей. В середине 8 века «Диалоги» Григория Великого были переведены на греческий язык римским папой Захарием, а в 8-10 веках - на церковнославянский язык, чем объясняется популярность Григория в славянских странах и на Руси, в частности. Сохранилось около 850 его писем, которые являются источником истории политической и культурной жизни Италии 6 века. Одним из деяний папы стала реформа литургии и церковного пения, отбор, канонизация текстов и напевов (григорианское пение, григорианские хоралы). Сведения о жизни и деятельности Григория Великого содержатся в «Церковной истории франков» его современника Григория Турского, в «Церковной истории англов» Беды Досточтимого» (7 век), в жизнеописании историка Павла Диакона (8 век).

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...