Характеристика основных направлений внеурочной деятельности. Направления внеурочной деятельности по фгос Направления внеурочной работы


Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущной для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации.

Цель проекта: наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время, используя внеурочную деятельность как ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования

Задачи проекта: стимулировать ребенка к выбору круга интересов, развитию личностных способностей.

Основная часть

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа – прекрасное расширение инфраструктуры школы. Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд важных задач. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе.

  1. Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся.
  2. Учесть индивидуальные особенности обучающихся.
  3. Формирование навыков коммуникативного общения.
  4. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, природа, мир, знания, культура, труд) – для формирования здорового образа жизни.
  5. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.
  6. Обучение правилам и формам совместной работы.

Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

  1. Спортивно-оздоровительное.
  2. Общекультурное направление.
  3. Социальное направление.
  4. Общеинтеллектуальное направление.
  5. Духовно-нравственное направление.

Спортивно-оздоровительное направление реализуем в программах “Ритмика”, “Плавание”, “Динамическая пауза”.

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие

Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.

Общекультурное направление представлено программами “Словесные забавы”, “Разговор о правильном питании”. Целью которых является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.

Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “РТС”.

Ведущей идеей программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.

Социальное направление представлено программой “Психологическая азбука”, “ПДД”. Начались занятия с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.

Духовно-нравственное направление – внедрение данной программы будет реализоваться со 2 класса. Представлено программой “Азбука нравственности”

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.

Приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе.

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.

Получение школьником опыта переживаемого и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.)

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Заключение

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1-й класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего “Я”. Ребёнок, делая выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Стандарт нового поколения отводит ВД важную роль: «Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность».

По ФГОС надо детей развивать, а не обучать. Необходимо научить учиться, самостоятельно выбирать нужную информацию, подготовить к рабочим местам, которых ещё нет, использовать ресурсы, которые пока не существуют, решать проблемы, которые ещё не поставлены.

ВД можно назвать любую организуемую учителями деятельность школьников вне урока.

Виды внеурочной деятельности :

1. Познавательная

2. Трудовая

3. Игровая

4. Досугово-развлекательная

5. Художественное творчество

6. Туристско-краеведческая

7. Спортивно-оздоровительная

Например, кружки, конференции, олимпиады, практики, исследования…

ВД введена в целях обеспечения индивидуальных потребностей учащихся. Одним детям необходимо помочь с научными исследованиями, а другим – развить и или реализовать творческий потенциал, третьим необходима коллективная деятельность.

Сколько часов надо уделять ВД?

В каждом Субъекте Федерации свои нормативы. Если они чётко не определены, каждая школа решает сама. Также надо помнить, что занятия по ВД не являются обязательными.

Но к программам по ВД есть требования :

1. Наличие пояснительной записки

2. Общая характеристика

3. Личностные и метапредметные результаты освоения курса ВД

5. Тематическое планирование с определением основных видов ВД

6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса

Виды образовательных результатов

1. Личностные (чтобы ребёнок смог реализовать себя в жизни)

2. Метапредметнвые (позволяет полученную информацию соединить во едино и принять верное решение)

3. Учебные (человек воспринимает информацию через другого до 15 лет)

Личностные результаты ВД имеют три уровня:

1. Усвоение школьником социально-значимых знаний, т.е. норм и традиций

2. Развитие социально-значимых отношений учащегося –позитивных отношений к тем нормам и явлениям окружающего мира, которые считаются в этом обществе ценностями

3. Приобретение школьником опыта осуществления социально-значимых действий, ориентированных на сохранение и развитие того, что в обществе признаётся ценностями.

Метапредметные результаты:

1. Умение учащихся организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, старшими и младшими товарищами

2. Умение работать индивидуально и в группах

3. Умение недопускать конфликтов и выходить из них, если они произошли

4. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

5. Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

В чем заключается эффективность ВД?

1. Позитивное отношение учащихся к изучаемому материалу

2. Готовность сосредоточиться на решаемой задаче

3. Результативность и продуктивность

4. Рост числа нестандартных решений

5. Более доброжелательная обстановка в классе (кооперация, а не конкуренция)

Список используемой литературы

1. ФГОС основного общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

2. ФГОС среднего (полного) общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М., 2013

3. Внеурочная деятельность/ П.В.Степанов, Д.В.Григорьев. –М.:Просвещение, 2014

«Прощай начальная школа» - Урок мир вокруг нас. Номинация «Юный Пифагор». Номинация « Будущий Пикассо». Номинация «Целитель детских душ». Номинация «Медведь на ухо не наступил». Театр экспромтов. Из года в год, из класса в класс, Ведет неслышно время нас. Номинация «Любознательность». Номинация «Чуткое сердце». Светлое будущее.

«Дети в начальной школе» - Совместная проектная деятельность. База эксперимента Администрация школы. К вам весна пришла А с Весной и Пасхой радость принесла. Родители. Народ без народности – тело без души К.Д. Ушинский. Светлый праздник « святой пасхи». Основные мероприятия за 2010-2011 учебный год. Выводы. Изучение родного языка, развитие лингвистических способностей.

«Учитель начальной школы» - Основные направления. Организационно – педагогические мероприятия. Система внутришкольного контроля. Список учителей. Продолжить поиск новых технологий, форм и методов обучения и воспитания. Задачи. Участие учителей в городских мероприятиях. Участие обучающихся начальных классов в городских конкурсах и олимпиадах.

«ИКТ на уроках в начальной школы» - Общеучебная и познавательная деятельность с ИКТ. Проектная деятельность. Проектная деятельность с использованием ИКТ. Использование ИКТ учащимися на уроках в начальной школе. Иностранный язык. Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему. Окружающий мир. Уроки с ИКТ. В начальной школе. Литературное чтение.

«Уроки в начальной школе» - Тема «Ты и здоровье» УМК «Начальная школа XXI века». Типы современных уроков окружающего мира. Когда возникло земледелие Выскажи предположение Прочитай отрывок из летописи. Современный урок в начальной школе. Методика. Текст. Эксперимент. Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей.

«Внеклассная работа в начальной школе» - Принцип деятельности. Познавательные экскурсии. Основное преимущество внеклассной (внеурочной) деятельности школьников. Кружки познавательной направленности. Викторины. Научно – познавательная деятельность: Общественно-полезная деятельность. Призвана целенаправленно формировать мотивационно - потребностную сферу растущего человека.

– понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно проекту Базисного учебного планаОУ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления и формы внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово - развлекательная деятельность
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

Педагогами школы разработаны образовательные программы внеурочной деятельности следующих направлений:

1 . Художественно-эстетическое направление

Образовательная программа «Истоки русской народной культуры» знакомит учащихся с технологией изготовления тряпичных кукол. Дети, создавая кукол из ниток, ленточек, лоскутков, тесёмок, знакомятся с бытом, обычаями, традициями русского народа, календарными праздниками, обрядами.

2. Спортивно-оздоровительное направление

  1. Реализовывать это направление помогает система клубных часов «Уроки здоровья». Через игры, викторины, путешествия, анкеты, беседы дети учатся правильно относиться к своему здоровью.
  2. Ещё одна образовательная программа, реализующая здоровьесберегающие технологии – это спортивные игры. Возрождаются такие игры, как лапта и городки. Эти незаслуженно забытые игры вызывают восторг и интерес у современных ребят.
  3. У мальчиков особенно пользуется успехом футбольная секция. В школе 3 команды, которые имеют успех на уровне не только района, но и города.

3. Научно-познавательное направление

Особое внимание уделяется образовательным программам научно-познавательного направления.

На кружке «Давайте поиграем» используются игровые и тренинговые технологии с целью преодолеть тяжёлый этап адаптации первоклассников, наладить отношения в складывающемся коллективе, приобретения навыков общения между детьми и со взрослыми.

Игровая деятельность пронизывает все направления внеурочной деятельности. Разнообразные виды игр используются на предметных неделях.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов (по типу клубов «Что? Где? Когда?»), киноклубов, школьных редакций газет, библиотечных вечеров, дидактических театров, фестивалей культур, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.

Проблемно – ценностное общение можно осуществлять как в школе, так и за её пределами, так как, дети любят выезжать, проводить время вне школы в кругу сверстников, проявлять свои творческие способности.

Организация досугово – развлекательной деятельности требует некоторой подготовки. Например, ежегодно в школе проводится конкурс «Школьный артист» , где может принять участие любой, независимо от возраста и рода увлечений.

Организовать художественное творчество детей позволяют кружки:

  1. Тряпичная кукла
  2. Роспись по дереву
  3. Очумелые ручки
  4. Обучение в хоре
  5. Обучение игре на свирели

Социальные проекты на основе художественной деятельности:

  1. Проект «Мои любимые бабушка и дедушка» , приуроченный ко Дню пожилого человека.

На первом этапе каждая параллель получила задание. 1-ые классы – участвовали в конкурсе рисунков, 2-ые – в конкурсе стихов, 3-ьи – готовили сценки, 4-ые – писали сочинения. Заключительным этапом стала презентация в форме концерта.

  1. Проект «Парад Принцесс» , посвящённый Дню 8 Марта, проходил в 2 тура. В первом туре участвовали все желающие девочки начальной школы. Конкурс проходил в каждом классе. Жюри, в лице родителей, выбрало только по одной представительнице от каждого класса, которая принимала участие в параде. Во втором туру принцессам также представлялась возможность проявить себя.

Ребята легко отзываются на участие в разных акциях, например, «Зелёная планета» (2 раза в год сбор макулатуры), «Цветы победы» (ко Дню Победы).

Очень актуальный вид деятельности – трудовая. Техническое моделирование позволяет раскрыть способности к конструированию, ориентации в пространстве. Практика показывает, всё больше детей имеют нарушения именно в этой области.

Трудовой десант дисциплинирует учащихся.

Традиционно в школе проходят такие мероприятия как:

  1. День бегуна
  2. Неделя здоровья
  3. Ведётся учёт личных достижений
  4. Конкурс стенгазет, презентаций, рефератов на спортивные темы

Туристско-краеведческая деятельность школьников может быть организована педагогами как в форме регулярных кружковых, факультативных или музейных занятий, так и в форме нерегулярных краеведческих экскурсий, походов выходного дня, многодневных оздоровительных походов, спортивных категорийных походов, краеведческих экспедиций, слетов, соревнований и подготовок к ним, краеведческих олимпиад и викторин, встреч и переписки с интересными людьми, работы в библиотеках, архивах и т.п.

Для организации краеведческой деятельности поддерживаем связь с историческим краеведческим музеем Рыбацкой библиотеки. Посещаем интересные занятия, которые проводит увлечённый и знающий историю села и его жителей человек - Вера Михайловна Глушкова.

В школе постоянно пополняется экспонатами музей Ладожской флотилии , в котором проводятся занятия для учеников.

Наш город имеет большую возможность для экскурсионной деятельности .


ПОЛОЖЕНИЕ

По разработке программ

Внеурочной деятельности

ВВЕДЕНИЕ

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. Внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

При организации внеурочной работы в условиях ФГОС от руководителей и педагогов образовательных учреждений потребуется знание методов и подходов осуществления данной деятельности.

Внеу рочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно новому базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность – это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения .

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Общеобразовательное учреждение имеет право самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Характеристика основных направлений внеурочной деятельности

выделены основные направления внеурочной деятельности:

· Спортивно-оздоровительное направление

· Духовно-нравственное направление

· Общеинтеллектуальное направление

· Общекультурное направление

· Социальное направление

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.

2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

3. При определении содержания программ школа руководствуется

педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

4. Программа содержит:

введение, в котором есть информация о назначении программы, ее

структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, о возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа;

перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов;

описание разделов примерного содержания занятий со школьниками;

характеристику основных результатов, на которые ориентирована

программа.

5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности

школьников, суть и направленность планируемых школой мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или

модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части.

6. В программе указывается количество часов аудиторных занятий и

внеаудиторных активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий.

7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. В разновозрастных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности.

При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований базисного учебного плана.

Программы внеурочной деятельности разрабатываются на 34 учебные недели.

Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения.

После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом данного образовательного учреждения. Общий перечень рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению. Рабочая программа обновляется ежегодно.

Таким образом, организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях будет способствовать:

· развитию способностей учащихся, в том числе одаренных детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

· организации интеллектуальных и творческих состязаний, научно-

· технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

· участию обучающихся, их родителей (законных представителей),

· педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

· возможности эффективной самостоятельной работы учащихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

· включению учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

Г.Ревеш.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве яв­ляется не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого обучающегося - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится на основе синтетического вида художественного творчества – театра, позволяющего вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов, как сценирование (этюд, мыслительный эксперимент или аналогия). Сценироване – это «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажами истории» (А.В.Гребёнкин).

Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты проведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Отличительная особенность программы «Театральные ступеньки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Программа «Театральные ступеньки» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха . Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики . Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии . Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности . Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности . В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности . Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Срок реализации программы – 2 года. Выполнение программы рассчитано на 136 учебных часов.

1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.


Похожая информация.


Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...