Идеи философии фрэнсиса бэкона. Фрэнсис Бэкон (Bacon), Декарт (Descartes)



Филиал Южно-Уральского Государственного Университета

в г. Озерске

Кафедра Гуманитарных и Естественных наук

Контрольная работа по дисциплине

«Философия»

Философия Ф. Бэкона

Выполнил студент группы 236 ОзЗ Фаткуллин Д.Ф

Проверил Кузнецов С.В

Озерск 2010

    Введение

    Глава 1

    Глава 2

    Глава 3

    Заключение

    Библиографический список

Введение.

Актуальность темы.

Актуальность данной темы заключается в том, что философия сама по себе учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум. В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. Одним из значимых мыслителей философии является Фрэнсис Бэкон, жизненный путь и концепции которого мы рассмотрим в нашей работе.

Цель работы.

Установить влияние работ Ф. Бэкона на новую теорию познания, называемую эмпиризмом в период «Нового времени» развития философии. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения – с искусством и гуманитарным знанием, то в XVII в. философия выбрала себе в качестве союзника естественные и точные науки.

Методология.

Для раскрытия данной темы необходимо:

    Рассмотреть предпосылки и условия зарождения философии «Нового времени».

    Проанализировать взгляды Ф. Бэкона на осознанием окружающего мира XVII века.

    Рассмотреть влияние философии Ф. Бэкона на философию XVII века.

Характеристики источников литературы.

При написании данного реферата мною были использованы различные справочные материалы, исторические исследования, монографии и учебные пособия.

Бэкон Ф. «Собрание сочинений» в 2-х томах в данной литературе содержаться наиболее точные факты из жизни философа и приведены точные цитаты.

В учебнике Гуревича П.С. «Философия» рассматриваются важные факты из жизни философа и принципов философии XVII века.

В книге Рассела Б. «История западной философии» более полно высказываются о предпосылках для создания философии «Нового времени» и причины ее возникновения.

Глава 1.

XVII век открывает новый период в развитии философии именуемой философией Нового времени. Исторической особенностью данного периода было упрочение и становление новых общественных отношений - буржуазных, это порождает изменения не только в экономике и политике, но и в сознании людей. Человек становится, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой - менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни. Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении - прежде всего, эксперементально-математическое естествознания; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления. Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку. Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени - это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Родоначальником эмпиризма был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626). Он был талантливым ученым, выдающимся общественным и политическим деятелем, выходцем из знатного аристократического рода Отец его - Николай Бэкон, - лорд-хранитель печати. Френсис Бэкон закончил Кембриджский университет. В 1584 году был избран в парламент. С 1617 года он, барон Верлуамский и виконт Сент-Олбанский, становится лордом-хранителем печати при короле Якове I, наследуя эту должность от своего отца; затем лордом-канцлером. В1961 году Бэкон был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве по ложному доносу, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре он был помилован королем, но на государственную службу не вернулся, полностью посвятив себя научной и литературной работе. Легенды, окружающие имя Бэкона, как любого великого человека, сохранили рассказ о том, что он даже купил специально остров, для того, чтобы создать на нем новое общество в соответствии со своими представлениями об идеальном государстве, изложенными позже в неоконченной книге “Новая Атлантида”, однако эта попытка провалилась (как и попытка Платона осуществить свою мечту в Сиракузах), разбившись об алчность и несоверешенство людей, выбранных им в союзники.

Уже в молодости Ф.Бэкон вынашивает грандиозный план “ Великого Восстановления наук”, к реализации которого стремился всю жизнь. Первую часть этого труда составляет совершенно новая, отличная от традиционной для того времени аристотелевской классификации наук. Она было предложена еще в труде Бэкона “О преуспевании знания”(1605), но полное развитие получила в главном труде философа “Новый органон”(1620), который в самом своем названии указывает на противопоставление авторской позиции догматизированному Аристотелю, почитавшемуся тогда в Европе за непогрешимый авторитет. Бэкону принадлежит заслуга придания философского статуса опытно-экспериментальному естествознанию и “возвращения” философии с небес на землю.

Глава 2

Все научные работы Бэкона можно объединить в две группы. Одна группа работ посвящена проблемам развития науки и анализа научного познания. Сюда входят трактаты, связанные с его проектом «Великого Восстановления Наук», который в силу неизвестных нам причин не был закончен. Завершенной оказалась лишь вторая часть проекта, посвященная разработке индуктивного метода, опубликованная в 1620 г. под названием «Новый Органон». В другую группу вошли такие работы, как «Моральные, экономические и политические эссе», «Новая Атлантида», «История Генриха VII», «О принципах и началах» (незаконченное исследование) и другие.

Основной задачей философии Бэкон считал конструирование нового метода познания, а целью науки – принесение пользы человечеству. «Науку следует развивать», – по мнению Бэкона, – «ни ради своего духа, ни ради неких ученых споров, ни ради того, чтобы пренебрегать остальными, ни ради корысти и славы, ни для того, чтобы достичь власти, ни для неких иных низких умыслов, но ради того, чтобы имела от нее пользу и успех сама жизнь». Практическая направленность знаний была выражена Бэконом в известном афоризме: «Знание - сила».

Главным сочинением Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон». В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к получению новых знаний и построению новой науки. В качестве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также определенную методику анализа и обобщения чувственных данных.

Ф. Бэкон поставил важный вопрос – о методе научного познания. В связи с этим, он выдвинул учение о так называемых «идолах» (призраки, предрассудки, ложные образы), препятствующих получению достоверного знания. Идолы олицетворяют собой противоречивость процесса познания, его сложность и запутанность. Они либо присущи разуму по природе его, либо связаны с внешними предпосылками. Эти призраки постоянно сопровождают ход познания, порождают ложные идеи и представления, мешают проникать «в глубь и даль природы». В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие разновидности идолов (призраков).

Во-первых, это «призраки рода». Они обусловлены самой природой человека, спецификой его органов чувств и разума, ограниченностью их возможностей. Чувства либо искажают предмет, либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем. Они продолжают заинтересованное (небеспристрастное) отношение к предметам. Разум тоже бывает с изъянами, и, как кривое зеркало, нередко воспроизводит действительность в искаженном виде. Так, ему свойственно допускать преувеличение отдельных сторон, или же преуменьшать эти стороны. В силу названных обстоятельств данные органов чувств и суждения ума требуют обязательной экспериментальной проверки.

Во-вторых, имеют место «призраки пещеры», которые также значительно ослабляют и искажают «свет природы». Бэкон понимал под ними индивидуальные особенности человеческой психологии и физиологии, связанные с характером, своеобразием духовного мира и другими сторонами личности. Особенно активное воздействие на ход познания оказывает эмоциональная сфера. Чувства и эмоции, воли и страсти, буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.

В-третьих, Ф. Бэкон выделял «призраки площади» («рынка»). Они возникают в ходе общения людей и обусловлены, прежде всего, влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания. Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам. Облаченные в словесную форму понятия могут не только запутывать познающего человека, но и вовсе уводить его в сторону от правильного пути. Вот почему необходимо прояснить истинное значение слов и понятий, скрывающиеся за ними вещи и связи окружающего мира.

В-четвертых, существуют и «идолы театра». Они представляют собой слепую и фанатичную веру в авторитеты, что нередко имеет место в самой философии. Некритическое отношение к суждениям и теориям способно оказывать тормозящее воздействие на протекание научного познания, а иногда и вовсе сковывать его. К данному роду призраков Бэкон относил также «театральные» (неподлинные) теории и учения.

Все идолы имеют индивидуальное или же социальное происхождение, они могущественны и упорны. Однако, получение истинного знания все же возможно, и основным орудием для этого является правильный метод познания. Учение о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

Метод («путь») - это совокупность процедур и приемов, применяемых для получения достоверного знания. Философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

- "путь паука";

- "путь муравья";

- "путь пчелы".

"Путь паука" – получение знания из "чистого разума", то есть рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, "ткут паутину мыслей из своего ума".

"Путь муравья" – такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм (полная противоположность оторванного от жизни рационализма). Данный метод также несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи", "со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

"Путь пчелы", по Бэкону, – идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему "снаружи") и, используя возможности разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Ф. Бэкон полагал, что в научном познании основным должен быть опытно-индуктивный метод, который предполагает движение знания от простых (абстрактных) определений и понятий к более сложным и развернутым (конкретным). Такой метод есть не что иное, как толкование фактов, получаемых путем опыта. Познание предполагает наблюдение фактов, их систематизацию и обобщение, проверку опытным путем (эксперимент). "От частного к общему" - так, по убеждению философа, должен происходить научный поиск. Выбор метода является важнейшим условием обретения истинного знания. Бэкон подчеркивал, что "...хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги", а "чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания". Бэконовский метод - это не что иное, как анализ эмпирических (данных исследователю в опыте) фактов с помощью разума.

В своем содержании индукция Ф. Бэкона представляет собой движение к истине посредством непрерывного обобщения и восхождения от единичного к общему, открытию законов. Она (индукция) требует осмысления самых разных фактов: и подтверждающих предположение, и отрицающих его. В ходе эксперимента, происходит накопление первичного эмпирического материала, прежде всего выявление свойств предметов (цвет, вес, плотность, температура и пр.). Анализ позволяет произвести мысленное рассечение и анатомирование предметов, выявить в них противоположные свойства и характеристики. В результате должен быть получен вывод, фиксирующий наличие общих свойств во всем многообразии исследуемых предметов. Этот вывод может стать основой для выдвижения гипотез, т.е. предположений о причинах и тенденциях развития предмета. Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не нуждающихся в дальнейших Доказательствах. Бэкон подчеркивал, что искусство открытия истины постоянно совершенствуется по мере открытия этих истин.

Ф. Бэкон считается родоначальником английского философского материализма и экспериментальной науки Нового времени. Он подчеркивал, что основным источником достоверных знаний об окружающем мире является живой чувственный опыт, практика человека. "Нет ничего в разуме, чего не было до этого в чувствах", – так гласит основной тезис сторонников эмпиризма как течения в гносеологии. Однако данные органов чувств, при всем их значении, все же нуждаются в обязательной экспериментально); проверке и обосновании. Вот почему индукция и есть метод познания, соответствующий экспериментальному естествознанию. В своей книге "Новый Органон" Ф. Бэкон весьма детально раскрыл порядок применения этого метода в естествознании на примере такого физического явления, как тепло. Обоснование метода индукции стало значительным шагом вперед по пути преодоления традиций бесплодной средневековой схоластики и становления научного мышления. Основное значение творчества ученого состояло в формировании им методологии экспериментального научного познания. В последующем оно стало весьма быстро развиваться в связи с возникновением в Европе промышленной цивилизации.

Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту – таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Опыт у Бэкона лишь первая ступень познания, вторая его ступень – это разум, который производит логическую обработку данных чувственного опыта. Истинный ученый, - считает Бэкон, - подобен пчеле, которая «извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению».

Поэтому главным шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно было стать совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции. Именно разработка экспериментально-индуктивного метода или индуктивной логики является величайшей заслугой Ф. Бэкона. Этой проблеме он посвятил своё главное сочинение «Новый Органон», названное в противоположность старому «Органону» Аристотеля. Бэкон выступает не столько против подлинного изучения Аристотеля, сколько против средневековой схоластики, толкующей данное учение.

Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенном образовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы на основе их наблюдения, анализа, сравнения и дальнейшего проведения эксперимента. Только с помощью такого метода, по мнению Бэкона, можно открывать новые истины. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие и особенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могут существовать для отыскания и открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей к наиболее общим аксиомам и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности, обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем пользуются и ныне. Другой же путь выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно и постепенно, пока, наконец, не приводит к наиболее общим аксиомам. Это путь истинный, но не испытанный».

Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенное в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым инстанциям, по Бэкону, – главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.

Начальным этапом индукции Бэкон называл сбор фактов и их систематизацию. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если (возьмем любимый пример Бэкона) кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, а во вторую – лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени.

Следующим этапом индукции, по мнению Бэкона, должен быть анализ полученных данных. На основе сравнения этих трех таблиц мы можем выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно, по мысли Бэкона, движение. В этом проявляется так называемый «принцип исследования общих свойств явлений».

В индуктивный метод Бэкона входит также и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. Бэкон проводит различение двух видов эксперимента: плодоносного и светоносного. Первый тип – это те опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, второй – те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т. к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Дополнив индукцию целым рядов приемов, Бэкон стремился превратить ее в искусство вопрошания природы, ведущее к верному успеху на пути познания. Будучи родоначальником эмпиризма, Бэкон вместе с тем ни в коей мере не был склонен недооценивать значение разума. Сила разума как раз и проявляет себя в способности такой организации наблюдения и эксперимента, которая позволяет услышать голос самой природы и истолковать сказанное ею правильным образом.

Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта), но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от разума независимая и самостоятельная.

Поэтому свою позицию Бэкон иллюстрирует сравнением деятельности пчел, собирающих нектар с многих цветков и перерабатывающих его в мед, с деятельностью паука, ткущего паутину из самого себя (односторонний рационализм) и муравьев, собирающих в одну кучу разные предметы (односторонний эмпиризм).

Бэкон имел намерение написать большой труд «Великое восстановление наук», который бы излагал основы понимания, но успел закончить лишь две части труда «О достоинстве и приумножении наук» и вышеупомянутый «Новый Органон», в котором излагаются и обосновываются принципы новой для этого времени индуктивной логики.

Итак, знание рассматривалось Бэконом как источник могущества людей. По мнению философа люди должны быть хозяевами и господами природы. Б. Рассел писал о Бэконе: «Его обычно рассматривают как автора изречения «знание-сила», и хотя, возможно, у него были предшественники… он по-новому подчеркнул важность этого положения. Вся основа его философии была практически направлена на то, чтобы дать человечеству возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы».

Бэкон считал, что по своему назначению всё познание должно быть познанием естественных причинных связей явлений, а не посредством фантазирования «о разумных целях провидения» или о «сверхъестественных чудесах». Словом, истинное знание – есть знание причин и поэтому наш ум выводит из тьмы и обнаруживает многое в том случае, если он устремляется верным и прямым путем к нахождению причин».

Глава 3

Влияние учения Бэкона на современное ему естествознание и последующее развитие философии огромно. Его аналитический научный метод исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее изучения посредством опыта заложили основу новой науки – экспериментального естествознания, а также сыграли свою положительную роль в достижениях естествознания XVI–XVII вв.

Логический метод Бэкона дал толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Методология Бэкона в значительной степени предвосхитила разработку индуктивных методов исследования в последующие века, вплоть до XIX в.

В конце своей жизни Бэкон написал книгу-утопию «Новая Атлантида», в которой изобразил идеальное государство, где все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. Бэкон описывает удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, лодки для плавания под водой, различные зрительные приспособления, передача звуков на расстояния, способы улучшения породы животных и многое другое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума и возможность познания природы с целью усовершенствования человеческой жизни.

Заключение.

Таким образом, философия Ф.Бэкона - это первый гимн научному знанию,

формирование основ современных ценностных приоритетов, зарождение

“нового европейского мышления”, которое остается господствующим и в наше

Библиографический список.

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 1997.

    Бэкон Ф. Сочинения. Тт. 1-2. – М.: Мысль, 1977–1978

    Гриненко Г.В. История философии: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003.

    Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: Логос, 2002

    Лега В.П. История западной философии. – М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997

    Радугин А.А. Философия: курс лекций. – 2-е изд., перераб. и дополн. – М.: Центр, 1999

    Рассел Б. История западной философии. – М.: Антология мысли, 2000.

    Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2003

    Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Гардарики, 1998

    Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М.: Наука, 1974

    Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч. 2. / Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др. – М.: Политиздат, 1989.

    История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Изд. 2-е, стереотип. Под общ. ред. члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В.С. Нерсесянца. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА-М, 1998.

    История правления короля Генриха VII. – М.: Политиздат, 1990

    История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И.И. Богута. – М.: Мысль, 1995

    Краткий очерк истории философии. Под ред. М.Т. Иовчука, Т.И. Ойзермана, И.Я. Щипанова. Изд. 2-е, переработ. – М.: «Мысль», 1969.

    Бэкону , и прежде всего к Бэкону -философу , произошла в 60 - 70-х годах... индукции и раньше ставилась предшествовавшими философами , только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает...

  1. Философия Нового времени (20)

    Реферат >> Философия

    Ориентация на науку. Эмпиризм рационализм. Философия Ф. Бэкона . Разработка Бэконовского индуктивного метода познания... состоящими из материи и форм. Социальная философия . Бэкон был сторонником абсолютной монархии и сильного...

  2. Философия как универсальный научный метод

    Реферат >> Философия

    Подчиняясь ей (Ф. Бэкон ). Вопрос 1 Проблемы философии Нового времени и эмпиризм Ф. Бэкона . Проблемы философии Нового времени... мраке философии прошлого. Изучая в университете философию Аристотеля, Бэкон испытал разочарование в ней, эта философия хороша...

  3. Философия (18)

    Реферат >> Философия

    Общего круга великих европейских философов . Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Ф.Бэкон родился в Лондоне в семье... представителей эмпиризма в философии , унаследовавших Ф. Бэкону , необходимо отнести в первую очередь английских философов Г. Гоббса (1588 ...

Фрэнсис Бэкон (1561-1626гг.) жил в эпоху мощного экономического и куль- турного развития Англии, был современником Шекспира. Происходил из знатного рода, учился в Кембриджском университете, достиг высоких государственных чи- нов, стал лордом - канцлером Англии. В 1621г. был привлечен к суду за взятки, лишен всех званий и должностей. Оставшуюся жизнь посвятил научной работе. Главное сочинение Ф.Бэкона – “Новый Органон”, интересна также его утопия “Но- вая Атлантида”.
По мнению Ф. Бэкона, “человек - слуга и истолкователь природы”, может знать ровно столько, сколько открывается ему в Природе. Он должен изучать действи- тельность такой, какова она на самом деле, а не привносить в неё различные фан- тазии и заблуждения.
Одна из главных идей Ф.Бэкона – “великое восстановление наук” после сред- невековой спячки и всё его творчество посвящено реализации этой идеи. Он дает классификацию наук, разрабатывает её практические цели, критикует заблужде- ния обыденного и схоластического разума, создает учение о методе.
Ф. Бэкон понимает науку чрезвычайно широко в духе Возрождения, включая в неё даже поэзию и астрологию. В соответствии с основными свойствами души Ф.Бэкон выделяет три рода наук:
1) науки памяти, дающие описание единичных факторов (естественная и гражданская история, священная и церковная история);
2) науки воображения (фантазии) – поэзия, естественная магия, алхимия, астрология;
3) науки разума, дающие познание всеобщего в природе, человеке и Боге. Это философские науки, они подразделяются на философию природы (науки, по- знающие законы и практически их использующие), философию человека, содер- жащую в себе антропологию (учение о человеке) и политику (учение об обществе).
Антропология, в свою очередь, делится на науку о теле и науку о душе, а нау- ка о душе – на логику и этику. Что касается теологии, т.е. науки, познающей Бога, то она выходит за пределы философии.
Как видно, классификация наук, данная Ф.Бэконом, охватывает различные формы духовной жизни и неправомерно раздвигает границы научного знания, но она вполне соответствует представлениям о науке начала XVIIв.
В период античности и средневековья главной функцией науки было познание, объяснение мира, задача его преобразования не ставилась. Ф.Бэкон был одним из первых, кто рассматривал научные знания в тесной связи с их полезностью. Ко- нечная цель науки – изобретения и открытия, их использование для улучшения

жизни людей, умножения их власти над природой. С позиции антропоцентризма Ф.Бэкон рассматривает человека как властелина мира и поэтому наука должна служить человеку – выполнять инструментально-практическую функцию. Выдвига- ется тезис “Знание – сила”, Бэкон утверждает, что познавая природу и объясняя её с помощью науки, человек получает возможность господствовать над ней.
Идея покорения природы посредством достижений науки и техники была уди- вительно созвучна духу буржуазного общества с его практической, материально – производственной ориентацией. Новое время возникает ранее неизвестный тип взаимодействия человека с природой – “агрессивно - потребительское” отношение к природе .
Центральное место в философии Ф.Бэкона занимает учение о методе. Ф.Бэкон категорически отрицает дедуктивный метод, используемый Аристотелем и схола- стами. Дедукция как выведение частных знаний из общих посылок и аксиом не может, по мнению Ф.Бэкона, привести к новому знанию. Схоласт подобен пауку, который плетет паутину из самого себя. Он предписывает миру законы и принципы вместо того, чтобы выводить их из познания природы. Научное знание должно иметь опытный, эмпирический характер.
Согласно Ф.Бэкону, научное знание происходит из опыта. Опыт понимается не как простое наблюдение, а как целенаправленно организованный эксперимент, позволяющий изучать объект в контролируемых и управляемых условиях. Выделя- ется два вида эксперимента: “светоносный”, направленный на получение нового знания и “плодоносный”, преследующий практические цели.
Лучший метод обработки данных эксперимента – индукция, выведение общих положений из единичных, частных фактов. Пользуясь индукцией, ученый движется от множества единичных фактов и простейших умозаключений к обобщающему знанию. Индукция у Бэкона – метод выработки теоретических понятий и фунда- ментальных принципов естествознания.
Ф.Бэкон неправомерно абсолютизирует значение индуктивного метода в науке, отрицая дедукцию. Он рассматривает природу с позиции механицизма, т.е. пони- мает её состоящей из конечного числа элементов, которые можно познать посред- ством эксперимента, а затем однозначно объяснить с помощью понятий. Он не учи- тывает бесконечного многообразия и развития объектов природы и их свойств.
Для возрождения наук необходим не только правильный метод, но и преодоле- ние ложных представлений, предрассудков и заблуждений, которые Ф.Бэкон на- звал “идолами” или “призраками”. Он выделил четыре вида заблуждений.
1 “Идолы рода” определяются ограниченностью разума и органов чувств чело- века и присущи всем людям. Например, люди судят о природе по аналогии с собой, перенося на неё мышление, волю и др. человеческие свойства. Они приписывают природе целесообразность, склонны более верить, чем доказывать; из небольшого количества фактов делают общие выводы и т.д.
2 “Идолы пещеры” – индивидуальные заблуждения, происходящие из того, что каждый человек оценивает события и факты, исходя из своего субъективного мира (“пещеры”). Если “идолы рода” преодолеваются с трудом, то “идолы пещеры” во многом зависят от воспитания и образования и могут быть сведены к оптимальному варианту.
3 “Идолы рынка” – заблуждения, возникающие из неправильного словоупот-
ребления. Люди вкладывают в слова разный смысл, что приводит к бесплодным спорам и препятствует познанию.
4 “Идолы театра”, связанные с чрезмерной верой в авторитеты, преувеличе- нием каких-либо понятий или традиций. Так, устаревшие философские системы (например, схоластика), подобно театральным пьесам, представляют вымышлен- ные, искусственные миры и мешают истинному отражению реальности.

Чтобы освободиться от заблуждений, следует использовать эксперимент и ин- дуктивный метод. Эксперимент позволяет устранить “идолы рода” и “пещеры”, а индукция – “идолы рынка” и “театра”.
Особое внимание Ф.Бэкон уделяет критике ошибок и искажений, характерных для научных исследований. В работе “О достоинстве и приумножении наук” он описывает “три вида извращений, которые дискредитируют науку”: “пустые мечта- ния”, “пустые пререкания”, “пустые аффектации”1. Наиболее серьезная из всех ошибок – отклонение от конечной цели науки. “Ведь одни люди стремятся к зна- нию в силу врожденного и беспредельного любопытства, другие – ради удовольст- вия, третьи – чтобы приобрести авторитет, четвертые – чтобы одержать верх в со- стязании и споре, большинство - ради материальной выгоды и лишь очень немно- гие – для того, чтобы данный от бога дар разума направить на пользу человече- скому роду”.
По сути дела, Ф. Бэкон рассматривает природу с технократической позиции как своеобразную кладовую, из которой можно беспредельно черпать ресурсы дея- тельности, преобразовывать и покорять её для пользы человечества. В работе “Но-
вая Атлантида” он создает проект идеального общества, в котором на основе дос-
тижений науки и техники решаются все социальные проблемы.
В отличие от Ф. Бэкона, Р. Декарт стоял на позиции рационализма. Его учение, направленное против схоластики и опирающееся на экспериментальные науки, во многом определило последующее развитие европейской философской мысли.

Первый мыслитель, который сделал опытное знание основой для любого познания - Фрэнсис Бэкон. Он вместе с Рене Декартом провозгласил основные принципы для Нового времени. Философия Бэкона породила основополагающую заповедь для западного мышления: знание - это сила. Именно в науке он видел мощнейший инструмент для прогрессивных социальных перемен. Но кем же был этот знаменитый философ, в чем суть его доктрины?

Детство и юность

Основоположник Бэкон родился двадцать второго января 1561 года в Лондоне. Его отец был высшим чиновником при дворе Елизаветы. Атмосфера дома, образованность родителей, несомненно, повлияли на маленького Фрэнсиса. В двенадцать его отправили в колледж Тринити при Кембриджском университете. Уже через три года он был направлен в Париж в составе королевской миссии, однако юноша вскоре вернулся из-за смерти своего отца. В Англии он занялся юриспруденцией, причем весьма успешно. Однако он рассматривал свою успешную деятельность юриста только в качестве трамплина к политической и общественной карьере. Несомненно, вся дальнейшая философия Ф. Бэкона испытала на себе переживания данного периода. Уже в 1584 году его впервые избрали в При дворе Якова Первого Стюарта произошло быстрое возвышение молодого политика. Король жаловал ему множество чинов, наград и высоких должностей.

Карьера

Философия Бэкона тесно связана со временем правления Первого. В 1614 король распустил полностью парламент и правил фактически единолично. Однако, нуждаясь в советниках, Яков приблизил к себе сэра Френсиса. Уже к 1621 году Бэкон был назначен лордом верховной канцелярии, бароном Веруламским, виконтом Сент-Албанским, хранителем королевской печати и почетным членом так называемого Тайного совета. Когда все же королю стало необходимо заново собрать парламент, парламентарии не простили такого возвышения обычному бывшему юристу, и его отправили на покой. Умер выдающийся философ и политический деятель девятого апреля 1626 года.

Сочинения

За годы придворной хлопотливой службы эмпирическая философия Ф. Бэкона развивалась благодаря его интересу к науке, праву, морали, религии и этике. Его сочинения прославили своего автора как великолепного мыслителя и фактического родоначальника всей философии Нового времени. В 1597 году вышла в свет первая работа под названием «Опыты и наставления», которую затем дважды дорабатывали и многократно переиздавали. В 1605 году увидел свет очерк «О значении и успехе знаний, божественных и человеческих». После своего ухода от политики Фрэнсис Бэкон, цитаты которого можно увидеть во многих современных работах по философии, углубился в свои мысленные изыскания. В 1629 году вышел в свет «Новый органон», а в 1623 - «О достоинствах и приумножении науки». Философия Бэкона, кратко и тезисно изложенная в аллегорической форме для лучшего понимания широких масс, нашла свое отражение в утопической повести «Новая Атлантида». Другие прекрасные сочинения: "О небе", "О началах и причинах", "История короля Генриха Семнадцатого", "История смерти и жизни".

Основной тезис

Всю научную и этическую мысль Нового времени предвосхитила философия Бэкона. Кратко изложить весь ее массив очень сложно, но можно сказать, что основная цель сочинения этого автора заключается в том, чтобы привести к более совершенному виду общение между вещами и умом. Именно ум - высшая мера ценности. Философия Нового времени и Просвещения, разрабатываемая Бэконом, делала особые акценты на исправлении бесплодных и смутных понятий, которые употребляются в науках. Отсюда и необходимость «с новым взглядом обращаться к вещам и провести восстановление и вообще всего знания человеческого».

Взгляд на науку

Фрэнсис Бэкон, цитаты которого использовали практически все именитые философы Нового времени, считал, что наука со времен еще древних греков очень мало продвинулись в понимании и исследовании природы. Люди стали менее задумываться о исходных принципах и понятиях. Таким образом, философия Бэкона призывает потомков обратить внимание на развитие науки и сделать это для улучшения всей жизни. Он выступал против предрассудков по поводу науки, добивался признания научных исследований и ученых. Именно с него началась резкая смена европейской культуры, именно из его мыслей выросли многие направления философии Нового времени. Наука из подозрительного занятия в глазах людей Европы становится престижной и важной областью знаний. В связи с этим многие философы, ученые и мыслители идут «по стопам» Бэкона. На место схоластики, которая была полностью оторванной от технической практики и познания природы, приходит наука, которая имеет тесную связь с философией и опирается на специальные эксперименты и опыты.

Взгляд на образование

В своей книге «Великое восстановление наук» Бэкон составил хорошо продуманный и подробный план изменения всей системы образования: ее финансирования, утвержденных положений и уставов и тому подобное. Он был одним из первых политиков и философов, которые акцентировали внимание на важности мероприятий по предоставлению средств на образование и эксперименты. Также Бэкон заявлял о необходимости пересмотра программ преподавания в университетах. Даже сейчас, знакомясь с размышлениями Бэкона, можно удивиться глубине его прозорливости как государственного мужа, ученого и мыслителя: программа из «Великого восстановления наук» актуальна и по сей день. Сложно представить, насколько революционной она была в семнадцатом веке. Именно благодаря сэру Фрэнсису семнадцатый век в Англии стал «веком великих ученых и научных открытий». Именно философия Бэкона стала предтечей таких современных дисциплин, как социология, экономика науки и науковедение. Главный вклад этого философа в практику и теорию науки был в том, что он видел необходимость подвести научное знание под методологическое и философское обоснование. Философия Ф. Бэкона была направлена на синтез всех наук в единую систему.

Дифференциация науки

Сэр Фрэнсис писал, что наиболее правильное разделение знания человека - это деление на три естественных способности разумной души. История в этой схеме соответствует памяти, философия - это рассудок, а поэзия является воображением. История делится на гражданскую и естественную. Поэзия разделена на параболическую, драматическую и эпическую. Наиболее подробно рассмотрена классификация философии, которая делится на огромное множество подвидов и видов. Бэкон также отделяет ее от «боговдохновенной теологии», которую он предоставляет исключительно богословам и теологам. Философия же разделяется на естественную и трансцендентную. В первый блок входят учения о природе: физика и метафизика, механика, математика. Именно они образовывают костяк такого явления, как философия Нового времени. Бэкон масштабно и широко мыслит и по поводу человека. В его идеях есть учение про тело (сюда входят медицина, атлетика, искусство, музыка, косметика), и учение про душу, которое имеет множество подразделов. Оно включает такие разделы, как этика, логика (теория запоминания, открытия, суждения) и «гражданская наука» (в которую входят учение о деловых отношениях, о государстве, о правлении). Полная классификация Бэкона не оставляет без должного внимания ни одну из существующих на то время областей знаний.

«Новый органон»

Философия Бэкона, кратко и тезисно изложенная выше, расцветает в книге «Новый органон». Начинается она с размышления о том, что человек - истолкователь и слуга природы, понимает и совершает, постигает в порядке природы размышлением или делом. Философия Бэкона и Декарта, его фактического современника, является новой вехой в развитии мировой мысли, так как предполагает обновление науки, полное устранение ложных понятий и «призраков», которые, по мнению этих мыслителей, глубоко охватили разум человека и укрепились в нем. В «Новом органоне» излагается мнение, что старый средневековый церковно-схоластический способ мышления находится в глубоком кризисе, и подобного рода знание (как и соответствующие методы исследования) несовершенны. Философия Бэкона стоит на том, что путь познания чрезвычайно труден, так как знание природы подобно лабиринту, в котором необходимо проложить себе путь, и дороги которого разнообразны и зачастую обманчивы. И те, кто обычно ведет людей по этим путям, часто сами сбиваются с них и увеличивают количество блуждающих и блужданий. Именно поэтому стоит острая необходимость внимательно изучать принципы получения новых научных знаний и опыта. Философия Бэкона и Декарта, а затем и Спинозы строится установлении целостной структуры и методики познания. Первой задачей тут является очищение разума, его освобождение и подготовка к творческой работе.

«Призраки» - что это?

Философия Бэкона говорит про очищение разума, чтобы он приблизился к истине, которая заключается в трех изобличениях: изобличение порожденного разума человека, философий и доказательств. Соответственно, различают и четыре «призрака». Что это? Это помехи, которые препятствуют истинному, подлинному сознанию:

1) «призраки» рода, которые имеют основание в природе человека, в роду людей, « в племени»;

2) «призраки» пещеры, то есть заблуждения конкретного человека или же группы людей, которые обусловлены «пещерой» личности или же группы (то есть «малым миром»);

3) «призраки» рынка, которые проистекают из общения людей;

4) «призраки» театра, вселяющиеся в душу из превратных законов и догматов.

Все эти факторы должны быть отброшены и опровергнуты торжеством разума над предубеждениями. Именно социально-воспитательная функция является основой учения о подобного рода помехах.

«Призраки» рода

Философия Бэкона утверждает, что такие помехи присущи разуму человека, который склонен приписывать намного больше единообразия и порядка вещам, чем действительно можно найти в природе. Ум стремится подогнать искусственно новые данные и факты под свои убеждения. Человек поддается аргументам и доводам, которые наиболее сильно поражают воображение. Ограниченность познания и связь разума с миром чувств - проблемы философии Нового времени, которые великие мыслители и пытались решить с своих сочинениях.

«Призраки» пещеры

Возникают из разности людей: некоторые любят более частные науки, другие склонны к общим философствованиям и рассуждениям, третьи почитают древние знания. Эти разности, которые проистекают из индивидуальных особенностей, существенно замутняют и искажают познание.

«Призраки» рынка

Это порождения неправильного употребления имен и слов. По мнению Бэкона, отсюда и берут начало черты философии Нового времени, которые направлены на борьбу с софистическим бездействием, словесными перепалками и спорами. Названия и имена могут даваться вещам несуществующим, и по этому поводу создаются теории, ложные и пустые. На время вымысел становится реальным, и это и есть парализующее для познания влияние. Более сложные «призраки» вырастают из невежественных и плохих абстракций, которые пущены в широкий научный и практический обиход.

«Призраки» театра

Они не проникают тайно в разум, а передаются из превратных законов и вымышленных теорий и воспринимаются другими людьми. Философия Бэкона классифицирует «призраков» театра по формам ошибочного мнения и мышления (эмпиризм, софистика и суеверия). Для практики и науки, которые вызваны фанатичной и догматической приверженностью к прагматичному эмпиризму или метафизическим размышлениям, всегда существуют отрицательные последствия.

Учение о методе: первое требование

Фрэнсис Бэкон обращается к людям, чей разум окутан привычкой и пленен ею, кто не видит необходимости в расчленении целостной картины природы и образа вещей во имя созерцания единого и целого. Именно с помощью «раздробления», «отделения», «обособления» составляющих природу процессов и тел можно утвердиться в целостности универсума.

Учение о методе: второе требование

Этот пункт конкретизирует специфику «расчленения». Бэкон считает, что разделение - это не цель, а средство, с помощью которого можно выделить наиболее легкие и простые составляющие. Предметом рассмотрения тут должны быть максимально конкретные и простые тела, как будто они «открываются в их природе в обычном ее течении».

Учение о методе: третье требование

Поиск простой природы, простого начала, как поясняет Фрэнсис Бэкон, не значит, что речь идет о конкретных материальных телах, частицах или явлениях. Цели и задачи науки намного сложнее: необходимо заново взглянуть на природу, открывать ее формы, искать производящий природу источник. Речь идет об открытии такого закона, который смог бы стать основанием деятельности и знания.

Учение о методе: четвертое требование

Философия Бэкона говорит о том, что прежде всего необходимо подготовить "опытную и естественную" историю. Иными словами, нужно перечислить и суммировать то, что разуму говорит сама природа. Сознанию, которое предоставлено самому себе, и движимое собой. И уже в этом процессе нужно выделять методологические правила и принципы, которые смогут заставить превратиться в истинное понимание природы.

Социальные и практические идеи

Нельзя ни в коем случае умалять заслуги сэра Фрэнсиса Бэкона как политика и государственного деятеля. Размах его социальной активности был огромен, что станет отличительной чертой многих философов семнадцатого и восемнадцатого веков в Англии. Он высоко оценивает механику и механические изобретения, которые, по его мнению, несравнимы с духовными факторами и более качественно влияют на дела человека. Как и богатство, которое становится общественной ценностью, в отличие от идеала схоластического аскетизма. Технические и общества безоговорочно одобряются Бэконом, как и техническое развитие. Он позитивно относится к современному государственному и экономическому строю, что также будет характерным для многих философов последующего времени. Фрэнсис Бэкон уверенно выступает за расширение колоний, дает подробные советы по поводу безболезненной и «справедливой» колонизации. Как непосредственный участник политики Великобритании, он хорошо отзывается о деятельности промышленных и торговых компаний. Личность простого честного дельца, инициативного предпринимателя вызывает у Бэкона сочувствие. Он дает много рекомендаций относительно максимально гуманных и предпочтительных методов и способов личного обогащения. Противоядие против массовых беспорядков и смут, а также бедности, Бэкон усматривает в гибкой политике, тонком государственном внимании к нуждам общественности и увеличении богатства населения. Конкретные методы, которые он рекомендует, - это налоговое регулирование, открытие новых торговых путей, усовершенствование ремесел и земледелия, льготы для мануфактур.

БЭКОН (Bacon) Фрэнсис (22 января 1561, Лондон – 9 апреля 1626, Хайгет) – английский философ, писатель и государственный деятель, один из родоначальников философии Нового времени. Родился в семье высокопоставленного сановника елизаветинского двора, лорда-хранителя большой королевской печати. Учился в Тринити-колледже в Кембридже (1573–76) и в юридической корпорации Грейс-Инн (1579–82). В 1586 стал старшиной этой корпорации. Вел обширную судебную практику и избирался в парламент. Высокие государственные должности начал занимать при Якове I Стюарте. С 1618 – лорд-верховный канцлер и пэр Англии. В 1621 снят с этого поста в связи с предъявленным ему парламентом обвинением в злоупотреблениях и взяточничестве. Последние годы жизни занимался исключительно научной и литературной деятельностью. Умер от простуды, которую получил, проделывая опыт с замораживанием курицы, дабы убедиться, насколько снег может предохранить мясо от порчи.

Философия Бэкона, идейно подготовленная предшествовавшей натурфилософией, традицией английского номинализма и достижениями нового естествознания, соединила в себе натуралистическое миросозерцание с началами аналитического метода, эмпиризм – с широкой программой реформы всего интеллектуального мира. Будущее человечества, его могущество и благосостояние Бэкон связывал с успехами наук в познании природы и ее законов и осуществлением на этой основе полезных изобретений.

Состояние и усовершенствование науки стало предметом его главного философского труда «Великое восстановление наук» (Instauratio Magna Scientiarum). Первую его часть составил трактат «О достоинстве и приумножении наук» (1623, рус. пер. 1971), содержащий энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание Бэкон делит на три области, соответствующие трем духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку. Памяти соответствует история, фантазии – поэзия, рассудку – философия, которая отождествляется им с наукой вообще, т.е. включает в себя всю совокупность объяснительных наук. Дальнейшая группировка наук внутри этих областей осуществляется соответственно различию предметов их исследования. Эта классификация, весьма разветвленная и детализированная, замечательна тем, что для каждой теоретической науки Бэкон указывает соответствующую ей либо существующую, либо возможную практическую или техническую дисциплину, отмечая при этом те проблемы, которые, по его мнению, нуждаются в разработке. Вторую часть составлял трактат «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (1620, рус. пер. 1935). Эта часть – философско-методологический фокус всего бэконовского замысла. Здесь подробно излагается учение о методе познания, концепция индукции как способа рационального анализа и обобщения опытных данных, долженствующая радикально усовершенствовать все научные исследования и дать им ясную перспективу. Третью часть должен был представлять цикл работ, касающихся «естественной и экспериментальной истории» отдельных явлений и процессов природы. Этот план Бэкон выполнил наполовину: «История ветров» (Historia ventorum, 1622), «История жизни и смерти» (Historia vitae et mortis, 1623), «История плотного и разреженного и о сжатии и расширении материи в пространстве» (Historia densi et rari... 1658). Последующие три части остались только в проекте.

О благах научно-технического развития Бэкон говорит и в повести «Новая Атлантида» (1627, рус. пер. 1821, 1962). Как и многие его произведения, она осталась неоконченной. В повести описывается утопическое государство острова Бенсалема, главный институт которого – ученый орден «Дом Соломона», научно-технический центр страны, распоряжающийся вместе с тем всей хозяйственной жизнью. В рассказе о работе ордена есть замечательные предвидения. Это и идея дифференцированной организации научной работы со специализацией и разделением труда ученых, с выделением различных категорий научных работников, каждая из которых решает строго определенный круг задач, это и указание на возможность таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты различных конструкций, подводные лодки, получение температуры, близкой к солнечной, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение животных и людей.

Другим произведением, к которому Бэкон постоянно обращался, пополняя его все новыми эссе, были «Опыты, или Наставления нравственные и политические» (1597, 1612, 1625, рус. пер. 1874, 1962). «Опыты» содержат широкий спектр взглядов по самым различным жизненным вопросам, максимы практической морали, соображения на политические, социальные и религиозные темы. Бэкон предан тюдоровскому идеалу военного, морского и политического могущества национального государства. Он разбирает условия устойчивости и успеха абсолютистского правления как арбитра между различными социальными силами; он дает рекомендации монарху, как подавлять старую родовую знать, как создать ей противовес в новом дворянстве, какой налоговой политикой поддерживать купечество, какими мерами предотвращать в стране недовольство и справляться с народными волнениями и мятежами. И вместе с тем в интересах среднего класса выступает за поддержание торговли и благоприятного торгового баланса, за регулирование цен и ограничение роскоши, за поощрение мануфактур и усовершенствование земледелия. И хотя из «Опытов» можно многое почерпнуть о философских, этических и социально-политических воззрениях Бэкона, они принадлежат философии не в большей мере, чем английской литературе. Их язык и стилистика беллетристичны. Они содержат выразительные зарисовки с целой выставки характеров, нравов, чувств и склонностей людей, обнаруживающие в их авторе тонкого психолога, знатока человеческих душ, придирчивого и объективного судью поступков.

Кроме «Опытов» и сочинений, связанных с разработкой идей «Великого восстановления наук», Бэкону принадлежат: незаконченный трактат «О началах и истоках в соответствии с мифом о Купидоне и о небе, или о философии Парменида и Телезио, и особенно Демокрита в связи с мифом о Купидоне» (1658, рус. пер. 1937), в котором Бэкон выразил свое одобрительное отношение к предшествующей натурфилософии, особенно ее пониманию материи как активного начала; сб. «О мудрости древних» (1609, рус. пер. 1972), где он дал аллегорическое толкование античных мифов в духе своей естественной, моральной и политической философии; «История правления короля Генриха VII» (1622, рус. пер. 1990); ряд юридических, политических и теологических произведений.

Бэконовская философия сложилась в атмосфере научного и культурного подъема позднего Возрождения и оказала влияние на целую эпоху последующего философского развития. Несмотря на неизжитые элементы схоластической метафизики и неверную оценку некоторых научных идей и открытий (прежде всего Коперника), Бэкон ярко выразил устремления новой науки. От него берет начало материалистическая традиция в философии Нового времени и то направление исследований, которое впоследствии получило название «философия науки», а утопический «Дом Соломона» стал в некотором роде прообразом европейских научных обществ и академий.

Сочинения:

1. The Works. Collected and edited by J.Spedding, R.L.Ellis and D.D.Heath, v. 1–14. L., 1857–74;

2. в рус. пер.: Соч., т. 1–2. M., 1977–78.

Литература:

1. Маколей. Лорд Бэкон. – Полн. собр. соч., т. 3. СПб., 1862;

2. Либих Ю. Ф.Бэкон Веруламский и метод естествознания. СПб., 1866;

3. Фишер К. Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский. СПб., 1870;

4. Городенский Н. Франциск Бэкон, его учение о методе и энциклопедия наук. Сергиев Посад, 1915;

5. Субботник С.Ф. Ф. Бэкон. М., 1937;

6. Луначарский А.В. Фрэнсис Бэкон. – Собр. соч., т. 6. М., 1965;

7. Асмус В.Ф. Фрэнсис Бэкон. – Он же. Избр. философ, труды, т. 1, М., 1969;

8. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974;

9. Михаленко Ю.П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975;

10. Adam Ch. Philosophie de Franзois Bacon. P., 1890;

11. Broad C.D. The Philosophy of Francis Bacon. Cambr., 1926;

12. Frost W. Bacon und die Naturphilosophie... Mьnch., 1927;

13. Sturt M. Francis Bacon. L., 1932;

14. Farrington B. Francis Bacon: Philosopher of Industrial Science. N.Y., 1949;

15. Idem. The Philosophy of Francis Bacon. Chi., 1966;

16. Anderson F.H. Francis Bacon. His Career and His Thought. Los Ang., 1962.

Фрэнсис Бэкон остался в истории философии основоположником эмпиризма и разработчиком новаторских методик для исследования живой природы. Этой теме посвящены его научные труды и работы. Философия Фрэнсис Бэкон нашла широкий отклик у ученых и мыслителей нового времени.

Биография

Фрэнсис родился в семье политического деятеля и ученого Николаса, и его жены Анны, которая происходила из известной в те времена семьи – ее отцом был воспитан наследник английского и ирландского престолов Эдвард VI. Роды случились 22 января 1561 года в Лондоне.

Мальчика с детства приучали быть прилежным и поддерживали его тягу к знаниям. Подростком он посещал колледж при Кембриджском университете, потом отправился учиться во Францию, но смерть отца привела к тому, что у юного Бэкона не осталось денег, что сказалось на его биографии. Тогда он начал изучать право и с 1582 года зарабатывал себе на жизнь адвокатской деятельностью. Двумя годами позже он вошел в парламент, где сразу стал заметной и значимой фигурой. Это привело к тому, что семь лет спустя его назначили советником графа Эссекса, который в ту пору был фаворитом королевы. После попытки государственного переворота, затеянной Эссексом в 1601 году, Бэкон принимал участие в судебных заседаниях как обвинитель.

Критикуя политику королевской семьи, Фрэнсис потерял покровительство королевы и смог возобновить карьеру в полной мере только в 1603 году, когда на троне оказался новый монарх. В том же году он стал рыцарем, а через пятнадцать лет – бароном. Еще через три года ему жаловали титул виконта, но в тот же год ему предъявили обвинение во взяточничестве и лишили поста, закрыв двери в королевский двор.

Несмотря на то, что он многие годы жизни посвятил юриспруденции и адвокатуре, его сердце было отдано философии. Он разработал новые инструменты мышления, раскритиковав дедукцию Аристотеля.

Мыслитель умер из-за одного из своих экспериментов. Он изучал, как холод влияет на начавшийся гнилостный процесс и простудился. В возрасте шестидесяти пяти лет он умер. Уже после его смерти было опубликовано – незавершенным – одно из главных произведений, написанных им: «Новая Атлантида». В нем он предвидел многие открытия последующих веков, основываясь на опытном знании.

Общая характеристика философии Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон стал первым крупным философом своего времени и открыл Эпоху Разума. Несмотря на то, что он был хорошо знаком с учениями мыслителей, живших во времена древности и средневековья, он был убежден, что путь, который они указывали – ложный. Философы прошлых веков были сосредоточены на нравственных и метафизических истинах, забывая о том, что знания должны приносить практическую выгоду людям. Он противопоставляет праздное любопытство, которому до сих пор служило философствование, производству материальных благ.

Будучи носителем практичного англосаксонского духа, Бэкон не искал знаний ради стремления к истине. Он не признавал подход к философии через религиозную схоластику. Он считал, что человеку предначертано господствовать над животным миром, и он должен исследовать мир рационально-потребительски.

Силу он видел в знаниях, которые можно применить на практике. Эволюция человечества возможна только через господство над природой. Эти тезисы стали ключевыми в мировоззрении и философских учениях эпохи Возрождения.

«Новая Атлантида» Бэкона

Одним из важнейших произведений Бэкона принято считать «Новую Атлантиду», названную по аналогии с работой Платона. Написанию утопического романа мыслитель посвятил время с 1623 по 1624 г. Несмотря на то, что книга увидела свет незаконченной, она быстро приобрела популярность в массах.

Фрэнсис Бэкон рассказал об обществе, которое управлялось одними учеными. Это общество было найдено английскими мореплавателями, высадившимися на острове посреди Тихого океана. Они обнаружили, что жизнь на острове подчинена Дому Соломона – организации, в которую входят не политики, а ученые. Дом имеет своей целью расширить власть людей над миром живой природы, чтобы она работала на них. В специальных помещениях проводились эксперименты по вызову грома и молний, получения из ничего лягушек и других живых существ.

Позднее, взяв за основу роман, создали реальные научные академии, занимающиеся анализом и верификацией явлений. Примером такой организации является Королевское общество поощрения науки и искусств.

Сейчас, некоторые рассуждения в романе могут показаться наивными, но в эпоху, когда он был опубликован, изложенные в нем взгляды на научное знание были популярны. Могущество человека казалось огромным, основанным на божественных силах, и знания должны были помочь ему реализовать власть над миром природы. Бэкон считал, что ведущими науками должны быть магия и алхимия, которые могли бы помочь достичь этой власти.

Чтобы работать на человека, у экспериментальной науки должны быть большие комплексы сооружений, двигатели, работающие с помощью воды и воздуха, электростанции, сады, заповедники и водоемы, где можно было бы проводить эксперименты. В результате их необходимо научиться работать как с живой, так и неорганической природой. Большое внимание уделено конструированию различных механизмов и машин, которые могут передвигаться быстрее, чем пуля. Военные машины, орудия для сражений – все это подробно описано в книге.

Только эпохе Возрождения свойственна такая сильная ориентация на изменение мира природы. Как сторонник алхимии, Бэкон пытается представить в «Новой Атлантиде», как можно вырастить растение без использования семян, создать животных из воздуха, используя знания о веществах и соединениях. Его поддержали такие видные деятели медицины, биологии и философии, как Бюффон, Перро и Мариотт. В этом теория Фрэнсиса Бэкона кардинально отличается от представлений Аристотеля о неизменности и постоянстве видов животных и растений, имевших влияние на зоологию нового времени.

Королевское общество поощрения науки и искусств, созданное на основе описанных в «Новой Атлантиде» сообществ, много внимания уделяло световым экспериментам – как и ученые в романе Бэкона.

Бэкон «Великое восстановление наук»

Фрэнсис Бэкон считает, что алхимия и магия могли бы послужить человеку. Чтобы знание было общественно контролируемым, он отказывается от магического. В «Великом восстановлении наук» он делает упор на то, что настоящие знания не могут принадлежать частным лицам – группе «посвященных». Оно – общедоступно и может быть понятно любому.

Бэкон также говорит о необходимости сведения философии к делам, а не словам, как это было прежде. Традиционно, философия служила душе, а Бэкон считает правильным покончить с этой традицией. Он отвергает древнегреческую философию, диалектику Аристотеля, труды Платона. Продолжая принятую в философии традицию, человечество не продвинется в научном познании и лишь умножит ошибки прошлых мыслителей. Бэкон отмечает, что в традиционной философии господствуют алогичность и нечеткие понятия, которые кажутся выдуманными и не имеющими под собой никакого реального основания.

В противовес описанному, Фрэнсис Бэкон предлагает истинную индукцию, когда наука движется вперед постепенно, опираясь на промежуточные аксиомы, контролируя достигнутые знания и проверяя их опытом. Он выделяет два способа поиска истины:

  1. Через чувства и частные случаи – к достижению самых общих аксиом, которые необходимо сужать и конкретизировать, соизмерять с уже доподлинно известными фактами.
  2. Через чувства и частное – к общим аксиомам, смысл которых не сужается, а расширяется до наиболее общих законов.

В результате такого деятельного познания, человечество придет к научно-технической цивилизации, оставив в прошлом историко-литературный тип культуры. Мыслитель считал необходимым привести в гармонию общение ума и вещей. Для этого необходимо избавиться от бесплотных и смутных понятий, которые употребляются в науках и философии. Затем, нужно заново посмотреть на вещи и исследовать их, пользуясь современными, точными средствами.

В «Великом восстановлении наук» Бэкон призывает современников сделать упор на науки, применимые на практике и улучшающие жизнь человечества. Это положило начало резкой смене ориентации в культуре Европы, когда наука, видевшаяся многим праздной и подозрительной, стала важной и престижной частью культуры. Большинство философов того времени последовало примеру Бэкона и занялось наукой вместо схоластического многознания, которое было оторвано от реальных законов природы.

«Новый органон» Бэкона

Бэкон – философ нового времени не только потому, что родился в эпоху Возрождения, но и по своим взглядам на прогрессивную роль науки в общественной жизни. В своем труде «Новый органон» он проводит сравнение науки с водой, которая может падать с неба или происходить из недр земли. Как вода имеет божественное происхождение и чувственную суть, так и наука подразделяется на философию и теологию.

Он высказывает аргументы в пользу концепции двойственности истинного знания, настаивая на четком разделении областей теологии и философии. Теология изучает божественное, и Бэкон не отрицает, что все сущее – творение Бога. Как предметы искусства говорят о таланте и силе искусства своего творца, так и сотворенное Богом мало говорит о последнем. Фрэнсис Бэкон заключает, что Бог не может быть объектом науки, а должен оставаться только объектом веры. Это означает, что философия должна прекратить попытки проникнуть в божественное и сконцентрироваться на природе, познавая ее методом опытов и наблюдений.

Он критикует научные открытия, говоря, что они не соответствуют научному прогрессу и отстают от жизненных потребностей общества. Это означает, что вся наука как коллективное знание должна быть усовершенствована так, чтобы она опережала практику, делая возможными новые открытия и изобретения. Приведение в действие человеческого разума и управление явлениями природы – главная цель возрождения науки.

«Органом» содержит логические подсказки, говорящие, каким методом можно соединить мышление и практику, чтобы они позволили овладеть силами природы. Бэкон отвергает старый метод силлогизма как абсолютно беспомощный и бесполезный.

Фрэнсис Бэкон об идолах

Фрэнсис Бэкон разработал собственную теорию о предрассудках, господствующих над умом людей. Она говорит об «идолах», которых мыслитель нового времени называет также «призраками» за их свойство искажать действительность. Прежде, чем учиться познавать вещи и явления, важно избавиться от этих идолов.

Всего им выделено четыре вида идолов:

  • идолы «рода»;
  • идолы «пещеры»;
  • идолы «рынка»;
  • идолы «театра».

К первой категории относятся идолы-призраки, присущие каждому человеку, поскольку его ум и органы чувств несовершенны. Эти идолы заставляют его сравнивать природу с самим собой и наделять ее теми же качествами. Бэкон восстает против тезиса Протагора, говорящего, что человек представляет собой меру всех вещей. Фрэнсис Бэкон заявляет, что ум человека, как плохое зеркало, отражает мир в неправильном виде. В результате рождаются теологическое миропонимание и антропоморфизм.

Идолы-призраки «пещеры» порождаются самим человеком под влиянием условий его жизни, особенностей воспитания и образования. Человек смотрит на мир из покрова собственной «пещеры», то есть с точки зрения личного опыта. Преодоление таких идолов заключается в использовании опыта, накопленного совокупностью индивидов – обществом, и постоянном наблюдении.

Поскольку люди постоянно контактируют друг с другом и живут плечо к плечу, рождаются идолы «рынка». Их поддерживает использование речи, старых понятий, обращение к словам, которые искажают суть вещей и мышление. Чтобы избежать этого, Бэкон рекомендует отказаться от словесной учености, которая оставалась в те времена от Средневековья. Главная идея – в изменении категорий мышления.

Признаком идолов «театра» является слепая вера авторитетам. К таким авторитетам философ относит старую философскую систему. Если верить древним, то восприятие вещей исказится, возникнут предубеждения и предвзятость. Чтобы победить таких призраков, следует обращаться к современному опыту и изучать природу.

Все описанные «призраки» – это препятствия к научному познанию, поскольку благодаря им рождаются ложные представления, которые не дают в полной мере понять мир. Преобразование наук по Бэкону невозможно без отказа от перечисленного и опоры на опыт и эксперимент как часть знания, а не на мысли древних.

Суеверия – мыслитель нового времени тоже относит к причинам, которые задерживают развитие научного знания. Теория двойственной истины, описанная выше и разграничивающая изучение Бога и реального мира, призвана оградить философов от суеверий.

Слабые продвижения в науке Бэкон объяснял отсутствием правильных представлений об объекте познания и самой цели изучения. Правильным объектом должна выступать материя. Философы и ученые должны выявлять ее свойства и изучать схемы превращения ее из одного предмета в другой. Человеческая жизнь должна обогащаться наукой за счет действительных открытий, внедряемых в жизнь.

Эмпирический метод научного познания Бэкона

После того, как метод познания – индукция – определен, Фрэнсис Бэкон предлагает несколько основных путей, по которым может идти познавательная деятельность:

  • «путь паука»;
  • «путь муравья»;
  • «путь пчелы».

Под первым путем понимается получение знаний рационалистическим способом, но это подразумевает оторванность от реальности, потому что рационалисты опираются на собственные рассуждения, а не на опыт и факты. Их паутина мыслей выткана из их собственных мыслей.

По «пути муравья» идут те, кто принимает во внимание только опыт. Этот метод получил название «догматический эмпиризм» и он основан на информации, получаемой из фактов и практики. Эмпирикам доступная внешняя картина знания, но не сущность проблемы.

Идеальным методом познания является последний путь – эмпирический. Говоря кратко, идея мыслителя такова: для применения метода нужно соединить воедино два других пути и убрать их недостатки и противоречия. Знания выводятся из совокупности обобщенных фактов с использованием доводов разума. Этот метод можно назвать эмпиризмом, в основе которого лежит дедукция.

Бэкон остался в истории философии не только как человек, положивший начало развитию отдельных наук, но и как мыслитель, обозначивший необходимость в изменении движения познания. Он был у истоков опытной науки, задающей правильное направление теоретической и практической деятельности людей.

Выбор редакции
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...

Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...

Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...

1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....
Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...
Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...
НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...