Иерархия кодексов по юридической силе. Нормативно правовые акты по юридической силе


По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.) Шалютин Б.С. Закон и закон (юр.) // Законность, 2007, № 4, с. 79..

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). Теория государства и права. Учебник/Под ред. Матузава Н.И., Малько А.В. М., 2007, с. 326.

Например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 10, ст. 1147. развивает конституционные нормы и устанавливает соблюдение принципа верховенства Конституции, федеральных конституционных законов и федеральных законов Российской Федерации. Статья 4 этого Закона обязывает организовать исполнение правовых актов вышестоящего уровня и осуществлять контроль их исполнения, принимать меры по устранению нарушений законодательства РФ. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается им самим. Бачило И.Л. О методологии и юридической технике // Государства и право, 2006, № 6, с. 21.

Конституция России 1993 г. является юридической базой проводимых в стране различных реформ (налоговой, административной, пенсионной, военной и др.), в ходе которых происходит эволюция и самой Конституции. Этот двуединый процесс прямых и обратных связей в сфере конституционной материи особенно отчетливо виден на примере развития российского федерализма. Хабриева Т.Я. Российская конституция и эволюция федеративных отношений // Государства и право, 2004, № 8, с. 5.

В Конституции РФ (ч. 1 ст. 15) установлено, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Мартышин О.В. Конституция Российской Федерации 1993 г. как памятник эпохи // Государство и право, 2004, № 4, с. 13. В данном случае соотношение Конституции со всеми остальными актами установлено в общем виде. Оно не позволяет нам определить юридическую силу каждого конкретного вида нормативного правового акта, издающегося в Российской Федерации. Оно определяет только юридическую силу Конституции РФ и закрепляет ее верховенство по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, другим источникам права Российской Федерации и правовым актам ненормативного характера. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Лазарева В.В. М., 2007, с. 221.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов или конкретного акта является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией. Аналитическая информация о порядке подготовки и реализации законов/Под ред. Иванова С.А. М., 2000, с. 20.

Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности общества и государства, а также многих других причин является не только сугубо юридическим, но и политическим и идеологическим по своему характеру документом. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве Байтин М. И. О юридической природе решений Конституционного Суда РФ, 2006, № 1, с. 29..

Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в конституцию предусматривается, по общему правилу, самой конституцией. Конституции многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо прочего, инициативе пересмотра конституции, процедуре пересмотра и условиям принятия решения Бачило И. Л. О методологии и юридической технике законотворчества, 2006, № 6, с. 14..

Федеральные конституционные законы -- это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции. Таковы Федеральные конституционные законы: «О Конституционном Суде Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Консти-туционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 13, ст. 1447; 2007, № 7, ст. 829. ; «О референдуме Российской Федерации» Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ. «О референдуме Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2006 г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 3921; 2007, № 1 (часть I), ст. 2; «О Правительстве Российской Федерации». Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г. № 3-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №51, ст. 5712; 2007, № 10, ст. 1147.

Федеральные конституционные законы принимаются не простым большинством, а в особом порядке -- для его принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, а для одобрения в Совете Федерации не менее трех четвертей голосов от общего числа членов этой палаты. Теория права и государства. Учебник/Под ред. Нерсесянца В.С. М., 2007, с. 339.

Все остальные законы, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации своих функций, являются обыкновенными (текущими). Таковы, например, Федеральные законы, как Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в редакции от 6 декабря 2007 г. № 335-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2007, № 50, ст. 6248., Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в редакции от 9 апреля 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ч.1, ст.1; 2007, № 16, ст. 1824., Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 25 июля 2002 г. Федеральный закон «Об альтернативной граж-данской службе» от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ (в ред. от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3030; 2006, № 29, ст. 3122. и др. Федеральные обыкновенные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов каждой палаты Федерального Собрания. При этом датой принятия обыкновенного федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Бабаева В.К. М., 2004, с. 332.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством России законодательными (представительными) органами субъектов Федерации а также группой численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134) Крусс В.И. Конституционное правопользование и юридическая ответственность. 2007, № 6, с. 13..

В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные -- высшими органами государственной власти субъекта Федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.

Согласно Конституции Российской Федерации «законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения Российской Федерации или же по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Зорькин В. Да здравствует Конституционная Россия! // Российская юстиция, 2003, №12, с. 4. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным Российской Федерацией, действует федеральный закон» (ч. 5 ст. 76). В случае же противоречия между федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов Федерации, изданными по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации» (ч. 6 ст. 76).

В рамках действующей Конституции и федеральных законов издаются также указы Президента Российской Федерации, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с распоряжениями Президента, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно Конституции, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ч. 2 ст. 90). Они издаются по вопросам, отнесенным Конституцией к компетенции Президента Российской Федерации (ст. 80--89). Ермилова Н.П. Право на защиту - очередная декларированная норма Конституции РФ // Юридический мир, 2002, № 7, с. 63.

Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне Федерации -- это акты центральных органов исполнительной власти (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов Федерации -- это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, другие нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов Федерации, Конституцией Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов Федерации, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), автономной области и автономных, округов. Теория государства и права. Учебник/Под ред. Любашица В.Я., Мордовцева А.Ю., Тимошенко И.В. М., 2002, с. 235.

Итак, нормативно-правовые акты по их юридической силе могут быть разделены на обычные и конституционные. Понятие последних носит полемический характер, так как их формулировка у различных авторов неодинакова. Так, некоторые правоведы относят к ним Конституцию и законы, которыми вносятся изменения и дополнения в Основной Закон.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
  • государственный орган;
  • общественные организации;
  • народ (референдум ).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.
  • В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

    Законы

    Закон – это нормативно - правовой акт , издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

    Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.



    Виды законов:

    1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
    2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться:ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
    3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

    1. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

    Подзаконные акты

    Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

    Виды подзаконных актов:

    1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  • Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  • Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  • Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).
  • Акты судебной власти

    Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

    Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

    Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ

    Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

    Примеры нормативно правовых актов: 10 особенностей официальных документов + 4 классификационных признака + 4 типа законов и 4 типа подзаконных актов с примерами.

    Развитая и цивилизованная страна должна жить по нормам права.

    Для этого на разных уровнях власти издаются официальные документы, которые и регулируют те или иные сферы деятельности.

    Примеры нормативно правовых актов в РФ должны знать все, потому что именно они являются доминирующими источниками самоуправления.

    Официальная документация обязательна к исполнению для всех граждан, что считают себя законопослушными.

    Нормативно правовой акт и его примеры

    Без существующих нормативно правовых актов (НПА) в любом мире наступит полная анархия. Эти официальные документы в текстовом виде закрепляют правовую информацию, которая обязательна к использованию всеми гражданами.

    1. Что такое нормативно правовой акт?

    Первое, что нужно знать о нормативно правовых актах – то, что это официальные документы, которые прописываются и принимаются лишь уполномоченными на то законодательными органами в особом порядке.

    То есть, даже при большом желании обычный человек не может сесть и написать Конституцию, которая бы распространялась на всю страну.

    А вот взрослое население страны вправе влиять на создание или изменение таких актов. В качестве примера может служить референдум, который проводится во многих странах с целью узнать мнение общества по поводу вводимого законопроекта или изменений к Конституции.

    Основное определение НПА можно найти в Постановлении Госдумы № 781-II, что было принято в 1996 году:

    Согласно особенностям романо-германской правовой системы, которая используется и РФ, именно нормативные акты являются основным источником права в стране. Их содержание (особенно это касается главного документа – Конституции) не подлежит оспариванию, потому что принимается на высшем государственном уровне.

    Хотя известны случаи, когда высший законодательный орган (Парламент) или взрослое население страны на референдуме меняли действующую государственную Конституцию.

    Но подобные практики не имеют широкого распространения, да и сама процедура не так проста, чтобы к ней можно было прибегать слишком уж часто.

    2. Как создаются НПА, что могут служить примером для остальных?

    Создание официальных актов – сложный процесс, к которому выдвигаются конкретные требования.

    Вот почему не каждый человек, а то и государственный орган располагает полномочиями вершить право в РФ.

    Есть 4 основных требования, которых нужно придерживаться в обязательном порядке, создавая законопроект:

      Высокое качество.

      Чтобы создать качественный официальный документ, нужно, иметь не только , но и приличный опыт работы в этой сфере.

      Акты, которые отличаются низким качеством (были приняты наспех, содержат ошибки и неточности, не могут считаться полными и т.д.) обычно или дорабатываются, или утрачивают силу, когда появляется более усовершенствованная версия.

      Четкая структура.

      Отражение объективной реальности.

      Мы живем в реальном мире, поэтому и действующая законодательная база должна отражать основные аспекты этой реальности. Вот почему при создании НПА важно опираться не на фантазии, пусть даже и с благими намерениями, а на объективную действительность.

      Если какие-то статьи пойдут в разрез с реальностью, то они просто не будут использоваться.

      Доступность для понимания.

      Конечно, подобная важная документация не может писаться совсем уж примитивным стилем в разговорном жанре, но и усложнять их настолько, чтобы сделать недоступными для понимания простых граждан, не имеет смысла.

      Даже люди без юридического образования должны понимать, о чем идет речь.

    3. Какими особенностями отличаются примеры нормативно правовых актов?

    Основные особенности действующих НПА:

    1. Ориентация на управление отношениями в разных сферах общественной жизни.
    2. Правотворческий процесс, который предшествует созданию любой правовой бумаги.
    3. Официальный характер, который носит каждый из НПА.
    4. Наличие специальных реквизитов:
    5. Каждый является частью единой правовой системы государства.
    6. Обязателен к исполнению как рядовыми гражданами, так и государственными органами, потому что содержит нормы права, актуальные на момент принятия бумаги.
    7. Принимается согласно официальной процедуре. Обычно вступают в силу после того, как публикуются и таким образом информируют население державы о своем появлении.
    8. Длительное время, которое требуется для принятия того или иного правового акта. Это связано и со сложностью создания документа, и с ответственностью, что лежит на создателях, и с многоуровневой процедурой, которой необходимо придерживаться.
    9. Четкая внутренняя структура: разделы, главы, статьи и т.п.
    10. Исполнение любого законодательного акта контролируется государством, что имеет право проявлять свою силу при необходимости. Пример – наказание, предусмотренное за нарушение того или иного государственного закона.

    Принципы классификации нормативно правовых актов

    Не существует единого принципа классификации нормативных актов, потому что при выделении разных групп учитываются неодинаковые признаки.

    В юридической практике используют 4 признака, которые и легли в основу классификации НПА:

    • субъект инициирования создания документа;
    • область распространения;
    • срок действия;
    • уровень юридической силы.

    Классификационные особенности в зависимости от

    Субъекта инициирования создания документа

    Классификационные особенности в зависимости от

    Создание нормативно-правового акта может инициироваться:
    - государственным органом;
    - общественной организацией;
    - народом (референдум).


    Области распространения

    Выделяют:
    - федеральные НПА;
    - акты субъектов РФ;
    - акты муниципальных органов;
    - локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

    Срока действия

    В зависимости от времени влияния выделяют:
    - акты, принятые на неопределенное длительное время;
    - акты временные (на определенный период).

    Уровня юридической силы

    По этому признаку все существующие в стране правовые акты делятся на:
    - законы;
    - подзаконные акты.

    Примеры нормативно правовых актов в зависимости от юридической силы

    Юридическая сила – основной классификационный признак.

    Именно эта особенность позволяет говорить о значимости того или иного документа, а также понимать, какие из официальных бумаг являются главенствующими в регулировании правовых отношений.

    1) Примеры законов как нормативно правовых актов.

    Законы разрабатываются органом законодательной власти, которым в РФ является Государственная Дума.

    Выделяют 4 вида такой документации:


    Действие Конституции и ФЗ распространяется на все сферы деятельности. Их содержание обязательно к исполнению.

    Система нормативных актов в РФ.

    Что такое нормативно правовой акт?
    Виды нормативных актов.

    2) Подзаконные нормативно правовые акты и их примеры.

    Юридическая сила подзаконных актов небольшая, если сравнивать с законами, кроме того они не должны противоречить Конституции или ФЗ РФ.

    Однако эти особенности не мешают подзаконным актам считаться официальными документами и относиться к НПА.

    Все подзаконные акты можно разделить на 4 основные группы:




    Название

    Пояснение

    Пример

    1.

    Общие

    Они обязательны для исполнения всем лицам, проживающим на территории РФ. К таким НПА относятся указы и распоряжения Президента, постановления правительства.

    Указ Президента «О награждении государственными наградами Российской Федерации», постановление правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»

    2.

    Местные

    Изданные местными органами власти: различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

    Постановление мэрии города Новосибирска от 28.04.2016 № 1704 «О структуре администрации Ленинского района города Новосибирска», Распоряжение Правительства Москвы № 237-РП от 30 апреля 2015 года
    Об изменении ведомственного подчинения Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский центр «Открытое правительство»

    3.

    Ведомственные

    Это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

    Приказ Минфина России от 28.08.2017 № 137н «О внесении изменений в Условия эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 августа 2001 г. № 65Н

    4.

    Внутриорганизационные / корпоративные

    Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п.

    Устав АО «Тинькофф Банк», Приказ о назначении генерального директора ООО «Урожай»

    Конечно, это далеко не все примеры нормативно правовых актов, потому что образцов официальной документации существует достаточно много.

    Не были взяты во внимание акты судебной власти, потому что до сих пор отношение этих бумаг к НПА считается спорным вопросом.

    При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы, сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов. Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой-то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами. И для правильного их толкования, конечно же, надо понимать как все устроено.

    Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере, формальным.

    Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие "юридической силы" документа. К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто "юридическую силу" определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия. Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.

    В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.

    В самой общей классификации различают:

    Законы;
    Подзаконные акты.

    Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу.

    По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию:

    1. Конституция;
    3. Федеральные законы.

    Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

    Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.

    Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.

    Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.

    Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.

    Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты:

    1. Указы и распоряжения Президента;
    2. Постановления и распоряжения Правительства;
    3. Акты федеральных органов исполнительной власти.

    Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти. По большому счету, их основная функциональность - "во исполнение федеральных законов". Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом. Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия. На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно. Нельзя "размывать границу" между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.

    Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

    На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

    Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

    Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь, по сути, нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.

    Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

    Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:

    1. Конституция;
    2. Федеральные конституционные законы;
    3. Федеральные законы;
    4. Указы Президента;
    5. Постановления Правительства;
    6. Акты федеральных органов исполнительной власти.

    Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:

    Международные акты;
    Акты Конституционного суда РФ.

    Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.

    Так, согласно ст. 15 Конституции РФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ:

    Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

    Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.


    Этот структурный ряд состоит из четырех элементов: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти. Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты.

    Классификация и иерархия нормативных правовых актов

    Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица. В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы, его места в общей системе права. Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающих, но и степенью “сложности процедуры их принятия.

    Иерархия нормативно — правовых актов РФ

    последние обязаны издавать правовые на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов. Иерархическая структура НПА Конституция РФ Это основной закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства. Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум). Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией. Федеральные Конституционные законы Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

    Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах.

    Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.

    Иерархия нормативно-правовых актов РФ

    Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе. Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации.

    Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

    Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии).

    Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

    В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки.

    При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ. 3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются: введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан; принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса; описание и использование государственной символики; порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ; назначение референдума. ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы.

    Выбор редакции
    Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...

    Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

    Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

    Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...