Игры для концентрации внимания для младших школьников. Игры на развитие внимания у младших школьников


Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Вопрос из жизни. Ваш ребенок приходит из школы, делает уроки, приносит вам на проверку. И тут вы обнаруживаете, что:

  1. В решенной задаче чего-то не хватает – двух действий, трех чисел и одного ответа. Заглядываете в черновик, видите образцово-верное решение, вроде все на месте;
  2. Оценки в тетради имеют определенную геометрическую закономерность: после тройки идет пятерка, после пятерки тройка (как вариант: после двойки пятерка и так далее).

Ситуация знакома? Тем, кто сказал «нет», можно только позавидовать. С остальными сегодня обсудим эффективный способ борьбы с проблемой: упражнения для развития внимания младших школьников.

В первом классе, наш непоседа еще не может собрать свою волю в кулачок и работать.

Ну, как соберешься, если по подоконнику ползет жирная муха, а у соседки перед тобой – большой белый бант, за который так и хочется дернуть! А работать надо: не поймешь материал, получишь в дневник двойку, или «тучку с дождиком».

Для ребенка 7-8 лет характерна неустойчивость внимания и быстрая утомляемость. Он не способен заниматься одним делом больше 30-35 минут, часто отвлекается по пустякам. Чем монотоннее деятельность, тем она сложнее для первоклашки. Проще решить задачу под звездочкой, но интересную. Так же сложно переключаться с одного рода занятий на другой. Скажем, решать задачу и проговаривать ее решение вслух.

К концу периода обучения в начальных классах должно выработаться произвольное внимание и привычка работать длительно и с полной отдачей, то есть устойчивость внимания. Предвижу чей-то облегченный вздох: ну вот, дите подрастет и за ум возьмется, пятерки таскать будет.Не надейтесь, что все «само» придет. Не придет, и халявы не будет! Никакой учитель не сделает вашу работу!

Все приходит с тренировкой

Используя приведенные в этой статье задания для развития внимания у школьников младших классов, вы добьетесь видимых результатов уже через месяц систематических тренировок. Занимайтесь по полчаса в день, придерживаясь определенного графика, будьте требовательными, но терпеливыми.

  1. Проводите занятие в игровой форме;
  2. Хвалите ребенка, замечайте каждое его достижение;
  3. Чередуйте задания, стимулируя тем самым интерес;
  4. Ставьте конкретную задачу и добивайтесь ее выполнения.

Упражнения для тренировки внимания разбиты на 3 раздела.

Концентрация внимания

Концентрация внимания – это умение школьника полностью сосредоточиться на решении задачи.

  • «Письмо аборигена». Перед ребенком выкладывается карточка с набором букв русского алфавита. В этом наборе зашифрованы слова. Ребенок должен их найти.

АВРОГАЗЕТААТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ
ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД
АВМЛБЕРЁЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ
ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКААВЕСНАЕУКЫМЧСЯ
ЗВНКПЕНАЛВАКСШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ

  • Вычеркнуть все буквы «В» и обвести в кружочек все буквы «Е»

  • Хождение по лабиринтам (проложить дорожку от одного пункта до другого). В этом развивающем задании два варианта сложности.

Легкий (без перекрестков)

Повышенной сложности (с перекрестками)

  • «Дорисуй рисунок» . Это задание вырабатывает усидчивость

  • Игра «Пианино» . Количество человек от 3 и более (чем больше, тем интереснее). Детям такая игра очень нравится. Все садятся на стулья в один ряд. Руки кладут друг другу на колени. Нужно по очереди хлопать по коленке соседа, соблюдая заданный темп. Последний человек в ряду хлопает 2 раза и игра проходит в обратную сторону. Тот, кто собьется или пропустит хлопок, выбывает из игры.

Распределение внимания

Это умение заниматься 2-3 видами деятельности одновременно.

  • «Юлий Цезарь» . Делать одной рукой одно действие, другой – другое одновременно и не сбиваясь:
    a) нарисовать одной рукой круг, другой квадрат;
    b) перекладывать одной рукой из тарелки в тарелку горох, а другой рукой перелистывать книгу и т.д.;
  • «Парный счет». Считаем 1, 30, 2, 29, 3, 28 и так далее;

«Подсчет элементов» .Ребенку предлагается карточка. Требуется посчитать в таком порядке: первый квадрат, первый кружок, первый треугольник, второй кружок, второй треугольник и т.д.

  • По очереди показываем занимающемуся 4 карточки с геометрическими фигурами, каждый раз называя цифру от 1 до 9. Затем по памяти пусть он нарисует все цифры и фигуры, соблюдая тот же порядок.

Объем внимания

  • Игра «Города». Взрослый называет название города, допустим, ПЕНЗА. Ребенок повторяет и добавляет еще город: ПЕНЗА-МИНСК. Взрослый ПЕНЗА-МИНСК-МОСКВА и так далее, пока кто-нибудь не собьется;
  • «Сыщики». Игровое задание, очень увлекательное и полезное. В группе детей в количестве 3-6 человек выбирается водящий (Сыщик), который внимательно всех осматривает, запоминает детали. Затем он выходит из комнаты, а остальные стараются изменить в своей внешности 5 деталей. Сыщик заходит, его задача – найти все изменения.

Тренажер Викиум для младших школьников

Одна из причин резкого ухудшения внимания в младших классах – повальное увлечение компьютерными играми. Это приводит к рассеянности и переходу к клиповому сознанию. Мозг перестает запоминать, анализировать – он просто «тупо» принимает картинки, чтобы тут же их забыть. Попробуйте после двухчасовой игры на планшете попросить своего ребенка выучить стихотворение или правило – на это уйдет немало времени.

Как быть? Запретить играть, конечно, можно, но я скажу, есть вариант получше. Вы убьете сразу двух зайцев! Предложите своему сыну или дочке вместо очередной стрелялки тренажер для развития мозга и коррекции внимания Викиум . Ребенок увлечется обязательно, игрушка очень интересная, к тому же развивающая.

Методики Викиум разработаны российскими учеными так, чтобы воздействовать на подсознательном уровне, активизируя работу мозга. И чем дольше ребенок будет играть, тем больше будет работать и развиваться его мозг. Результаты заметны уже через неделю. блога уже посвящена сервису Викиум. Все подробно описано. Рекомендую.

На этом разрешите откланяться. Если статья была полезной, рекомендуйте своим друзьям и знакомым. Подписывайтесь на новости блога. Жду комментариев. Пока!
Ваш Юрий Окунев.

Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все , что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Виды внимания :

Непроизвольное – безвольное внимание , которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

Произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

Послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное , основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием .

Свойства внимания :

Объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

Избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

Устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

Умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

Распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными , но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность – личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры , которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания , как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «к» , подчеркнуть все буквы «о» ).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например : назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»

Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации , распределения внимания . Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить : «Не собьюсь» . К примеру : «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Игра «Топ-Хлоп»

Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко» ) ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают» ) – топает.

Игра «Белое и чёрное»

Инструкция : Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори? Набор : снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» .

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.

Мозг человека устроен так, что если бы у нас не было своеобразного фильтра в виде внимания, то количество информации из внешнего мира перегрузило бы его. Для нормальной и комфортной жизни внимание каждого человека должно иметь объем, устойчивость, концентрацию, избирательность, распределение, переключаемость и произвольность. Если в любой из этих частей при развитии замечены отклонения, то у ребенка будет отставание в развитии.

Чтобы этого не произошло, для младших школьников разработаны специальные упражнения для развития и концентрации внимания.

Существует огромное количество игр для младших школьников, которые используются для развития произвольного внимания. Мы расскажем вам о самых интересных и лучших из них.

Первая игра состоит в том, чтобы дети попытались передать смысл стихотворения. Всех играющих нужно разделить на три команды. Ведущих в игре трое и каждый их них читает по четверостишию. Но не по порядку, а наоборот, сначала каждый читает первую строку своего четверостишия, потом вторую и так далее.

Развитие памяти и внимания. 5 игр с детьми на внимание и память

Детям может быть трудно сразу уловить смысл стиха, поэтому чтение можно повторить дважды. Каждая из команд должна понять и передать смысл своего стихотворения. Для этого задания лучше использовать сложные стихи, так тренировка произвольного внимания и особенности памяти будет происходить намного лучше.

Вторая игра называется «Запутанная перекличка» и ведущий будет один. Во время игры ведущий должен называть имена и фамилии играющих младших школьников. Но это упражнение на то и называется запутанным, что ведущий то имя называет правильно, но ошибается в фамилии, то фамилию путает, а имя говорит правильно. Все детки должны быть предельно внимательны, чтобы откликнуться на свое имя и фамилию. Эта игра будет очень живой и полезной для развития произвольного внимания.

Еще одна прекрасная игра называется «Собери из букв слово». Учитель должен предложить деткам определенный набор гласных и согласных букв. За пять минут каждый должен из этого набора букв собрать как можно больше слов.

Последняя выбранная игра для развития произвольного внимания – это «печатная машинка». Для задания нужно специально подготовить карточки с буквами, которые можно закрепить на одежде ребенка, чтобы всем было видно. Играть должен целый класс, чтобы все буквы от А до Я были разобраны. Ведущий должен произнести слово, а детки, как на пишущей машинке, должны хлопать, когда в слове появляется их буква, по принципу пишущей машинки.

Собери из разных букв

Развитие концентрации внимания

Концентрация и ее развитие крайне важно для любого ребенка. Для детей младшего школьного возраста быстрое получение навыков концентрации возможно при игре.

и внимание. Практические занятия с психологом

Первая игра довольно проста, но она позволяет легко способствовать концентрации внимания у младшего школьника. Всех детей нужно посадить в круг и каждых из них должен назвать свое имя и любимый фрукт. Но вот только если первый игрок назовет только свое имя и фрукт, то второй должен повторить слова первого и назвать свои. Последний играющий должен будет назвать имена и фрукты всех играющих. Такие игры прекрасно подходят для развития памяти и индивидуальной особенности мышления.

Прекрасно подходят для концентрации игры, в которых нужно раскрасить половинку картинки точно также, как раскрашена первая половинка. Можно усложнить это упражнение, попросив младшего школьника сначала дорисовать, а потом раскрасить картинки.

Для концентрации младших деток можно использовать самые обычные тексты в рабочих тетрадях. Вы можете попросить детей найти в тексте все буквы А и обвести их кружочком, а буквы Т подчеркнуть. После выполнения задания школьники могут поменяться тетрадками и проверить ошибки друг у друга, это тоже будет тренировкой концентрации и мышления.

Переключение внимания

Для каждого младшего школьника уметь переключать внимание с одного предмета на другой, для обучения этому можно использовать следующие игры и упражнения.

Первая игра поможет научить малыша переключать внимание, и будет развивать индивидуальные особенности мышления детей. Она называется «Считаем с помехами» и проводится в течение трех минут, играющий должен называть цифры от 1 до 20, но при этом записывать их в обратном порядке, от 20 к 1. После нужно посчитать сколько ошибок было допущено.

Прекрасно тренирует переключение и другие особенности памяти и мышления упражнение «Угадай слово». Детям дают записанные на доске примеры, которые нужно сосчитать. Если счет будет правильный, то можно будет, исходя из полученных цифр, узнать, такое слово было зашифровано ниже, в двух линиях. В первой нужно расположить буквы, а каждую букву подписать цифрой.

Простым вариантом игры станет упражнение для младших детей, основанное на том, что ведущий говорит слова, обозначающие разные предметы. Дети должны хлопать, когда ведущий назовет предмет какого-то определенного вида, например, письменные принадлежности. Так будет происходить развитие быстрого мышления у детей, а также произвольного внимания.

Развитие наблюдательности

Существует большое количество разных упражнений и вариантов игры, которые тренируют наблюдательность ребенка, а заодно занимаются развитием его памяти и особенности мышления. Если у детей наблюдается проблема с выше перечисленными параметрами личности, то мы можем предложить следующие упражнения для их корректировки.

Прекрасно подходят для тренировки наблюдательности и короткосрочной памяти картинки, на которых нужно найти отличия. На первый взгляд такие изображения абсолютно одинаковы, но когда малыш начнет присматриваться, он найдет отличия.

Для того чтобы лучше рассмотреть картинку и найти различия, кликните по ней и она увеличится.

Существуют прекрасные игры для тренировки наблюдательности и коррекции индивидуальной особенности памяти, для которых не нужны никакие приспособления. Нужно выстроить играющих в одну линию и попросить детей запомнить внешний вид каждого из тех, кто играет.

После этого одного младшего школьника нужно попросить выйти из комнаты, а участники игры должны внести мелкие изменения в свой внешний вид – перестегнуть пуговку, снять значок, распустить волосы. Вернувшийся в комнату игрок должен по памяти восстановить особенности внешности каждого игрока и назвать, что именно изменилось.

У этого упражнения есть вариации, когда вам нужно потренировать наблюдательность и индивидуальные особенности мышления и памяти ребенка, а также поспособствовать тому, что у детей будет происходить косвенное развитие произвольного внимания.

Вы должны будете положить перед малышом десять предметов и попросить его рассмотреть их внимательно, а потом попросите отвернуться. После этого измените расположение предметов или же замените одни на другие. Повернувшийся кроха должен сказать, что именно изменилось.

Распределение внимания

Для того, чтобы научить малыша правильно распределять свое внимание и проводить небольшую тренировку памяти, нужно использовать следующие простые упражнения:

  1. Школьник в течение одной минуты рисует квадратики на листочке и одновременно считает, сколько раз хлопнул в ладоши взрослый.
  2. Довольно сложное упражнение используется для распределения такой особенности мышления как внимание. Малыш должен одной рукой рисовать кружки, а другой треугольник одновременно. Это удается не всем и не сразу.

Похожие игры родители могут практиковать и придумывать сами. Нужно лишь постараться, чтобы ребенок делал два дела одновременно. К примеру, записывал слова и слушал стихи одновременно. Так будет вырабатываться помехоустойчивость, а также решаться проблема плохой памяти.

Обязательно стоит придумывать игры вместе с детьми. Так вы сможете проследить, как происходит развитие у ваших детей, а они в свою очередь смогут поиграть в самостоятельно придуманные игры на развитие произвольного внимания.

Игра «Расшифровываем слова»

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Дети получают карточки. Требуется, пользуясь кодом, расшифровать слова. Для этого следует сначала решить пример на деление. Полученный ответ найти в кодовой таблице. Букву, соответствующую данной цифре, записать в карточку и т. д. Если примеры решены правильно, то можно будет прочесть получившееся слово.

Вариант 1

Карточка 1

Ответ: нива.

Карточка 2

Ответ: шина.

Карточка 3

Ответ: реванш.

Карточка 4

Ответ: ширина.

Карточка 5

Ответ: вена.

Вариант 2

Карточка 1

Ответ: пир.

Карточка 2

Ответ: пара.

Карточка 3

Ответ: качка.

Карточка 4

Ответ: кирпич.

Карточка 5

Ответ: прививка.

Вариант 3

Карточка 1

Ответ: раб.

Карточка 2

Ответ: каша.

Карточка 3

Ответ: шкура.

Карточка 4

Ответ: бабушка.

Карточка 5

Ответ: ракушка.

Игра «Что правильно?»

Цель: развитие чувства рифмы.

Описание. Дети слушают стихотворение И. Сельвинского, а затем по образцу сочиняют похожие двустишия с другими словами, например: «пирожное», «подружка», «мороженое», «подушка» (или: «картина», «диван», «машина», «стакан»).

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Гречка в валенке, печка на завалинке?

Валенки в гречке, завалинка в печке?

Гречка в печке, валенки на завалинке?

Валенки в печке, на завалинке гречка?

И. Сельвинский

Примеры.

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Пирожное на подушке, мороженое у подружки?

Подушка на пирожном, подружка на мороженом?

Пирожное у подружки, мороженое на подушке?

Подушка на подружке, пирожное на мороженом?

ЧТО ПРАВИЛЬНО?

Картина на диване, машина в стакане?

Над картиной диван, над машиной стакан?

Картина под стаканом, машина под диваном?

Стакан за картиной, диван в машине?

Игра «Отвечай скорее!»

Цель : развитие внимания, мышления, быстроты реакции.

Описание . Педагог просит детей сосредоточиться. В достаточно быстром темпе он задаёт детям вопросы, на которые в таком же темпе они должны хором дать ответы словами «да» или «нет».

КТО ОБИТАЕТ В ЗООПАРКЕ?

Зебры полосатые? Львы усатые?

Огромный серый слон? Печкин почтальон?

Крокодил зубастый? Серый волк клыкастый?

Рыжая лисица? Шустрая куница?

Толстый бегемот - точно шар живот?

Румяный колобок? Золотой петушок?

Динго - дикая собака? Длиннохвостая макака?

Змеи ядовитые? Тигры сердитые?

Шапокляк старушка? Бабушка Ягушка?

Кикимора болотная? Черепаха беззаботная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ ИГРУШЕК?

Куклы говорящие? Лягушки настоящие?

Машинки заводные? Ногти накладные?

Серебристые ракетки? Шоколадные конфетки?

Увлекательный калейдоскоп?

Профессиональный микроскоп?

Плюшевые мишки? Забавные мартышки?

Таблетки «аспирин»? Тряпичный гардемарин?

Пластмассовый щенок? Шерстяной платок?

Клоуны бумажные? Роботы важные?

Конструктор металлический?

Паровозик электрический?

В колпачке Петрушка? С творогом ватрушка?

Копь-качалка деревянный? Солдатик оловянный?

Игра настольная? Ваза напольная?

ЧТО ПРОДАЁТСЯ В МАГАЗИНЕ «ФРУКТЫ - ОВОЩИ»?

Оранжевый апельсин? Ароматный мандарин?

Арбуз полосатый? Мишка косолапый?

Дыня золотистая? Груша душистая?

Зелёные огурцы? Прозрачные леденцы?

Ананасы сладкие? Нектарины гладкие?

Мягкие диваны? Гранёные стаканы?

Грейпфруты горьковатые? Сливы кисловатые?

Яблоки спелые? Снежинки белые?

Чайные ложки? Резиновые сапожки?

Вишни тёмно-красные? Персики прекрасные?

Помидоры мясистые? Машины серебристые?

Обманывать родителей? Огрызаться с учителем?

Ябедничать и кривляться? Спортом заниматься?

Старших уважать? Животных не обижать?

Малышей защищать? Товарищам помогать?

Преданно дружить? Со всеми мирно жить?

К здоровью бережно относиться?

По коридорам на переменах носиться?

Родину свою любить? Добрым, чутким быть?

Зарядку выполнять? Порученья исполнять?

Честно в игры играть? Цветы охапками рвать?

Домашних заданий не выполнять? Уроки пропускать?

Стараться учиться на «пять»? Играть со спичками?

Овладевать дурными привычками?

По воробьям из рогатки стрелять?

Учебники мять и рвать? В столовой хлебом кидаться?

Грубыми словами обзываться?

У доски уверенно отвечать?

И молчать, когда надо молчать?

КТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЕРОЕМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК?

Баба Яга, нога костяная? Заяц, у которого изба ледяная?

Матроскин, кот практичный? Незнайка симпатичный?

Скромница Алёнушка? Труженица Золушка?

Кощей Бессмертный злой? Емеля, парень чудной?

Буратино, озорной мальчишка? Кот в сапогах, плутишка?

Лягушка-квакушка? Мышка-норушка?

Колобок, поджаристый бочок? Винни-Пух и Пятачок?

Хоттабыч, с бородой старичок? Бычок Смоляной Бочок?

Патрикеевна Лиса? Снегурка, зимняя краса?

Премудрая Василиса? Мальвина, красавица-актриса?

Игра «Неужели?»

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предупреждает детей о необходимости быть внимательными, затем читает нижеприведённые строчки. Если дети заподозрят какой-то подвох, то есть усомнятся в правильности высказывания, то они хором спрашивают: «Неужели?», после чего объясняют, в чём они видят ошибку.

Наготовлю я котлет из варенья и конфет.

Из норы - смотри скорей! - вышли трое медведей.

На суку олень сидит, во все стороны глядит.

Как известно, помидоры вырастают на заборе.

Весной грачу совсем не лень ловить лягушек целый день.

Перед тем как лечь в кровать, надо книжку почитать.

Говорят, рыбак рыбака видит даже издалека.

Вновь приходит осень, нам урожай приносит.

За воскресеньем, как всегда, вновь последует среда.

Медведи живут в берлоге, равно как и носороги.

Если проклюнулись почки, значит, скоро будут листочки.

Разве вы не знали - собаки в космосе бывали?!

Кто научится курить, тот станет здоровью вредить.

Сова летает только днём, а ночью спит глубоким сном.

Хочешь - верь, хочешь - проверь, лягушка - это ведь не зверь.

Очень я люблю конфеты, потому что сладость это!

Кто зарядку выполняет - своё здоровье укрепляет.

Знает каждый школьник точно, что кефир - продукт молочный.

Кто спорит и огрызается, тот грубияном называется.

У сосны иголки короче, чем у ёлки.

Кто уроки пропускает, тот «пятёрки» получает.

Если крыша протекает, то квартиру заливает.

Нож режет картошку и мясо, свёклу, рыбу и масло.

Всем известно, что скворец - замечательный певец.

Улитка медленно ползёт, на себе свой дом везёт.

За октябрём сентябрь придёт и листопад нам принесёт.

Игра «Тренируем зрительную намять»

Цель: развитие внимания, зрительной памяти.

Описание. Педагог в течение 5-15 секунд (в зависимости от степени подготовленности класса) демонстрирует таблицу.

Задача: запомнить расположение знаков, а затем зарисовать их в клетках заранее подготовленных пустых таблиц (в тетради).

Игра «Потопаем - похлопаем»

Цель: развитие внимания, мышления, быстроты реакции. Описание. В достаточно быстром темпе педагог читает фразу. Если дети согласны с ней, то они должны похлопать в ладоши, если не согласны, то потопать ногами.

Люди работают только днём, а ночью спят.

Пчела и шмель - это одно и то же.

Листопад бывает весной.

. «Лиса и журавль» - сказка К. Ушинского.

У слона есть хобот.

Сенокос бывает летом.

У зверей тело покрыто шерстью.

В одном метре сто сантиметров.

Один рубль меньше, чем сто копеек.

Курица кудахчет.

Самое холодное время года - зима.

Квадрат и прямоугольник - это четырёхугольники.

Первым из людей в космосе побывал Ю. Гагарин.

Изумруд - это камень.

Птицы - это животные.

У козы жирное молоко.

Клюкву собирают летом.

У всех насекомых шесть ног.

Самое грибное время года - осень.

Петух несёт яйца.

Самые длинные каникулы - летние.

Алфавит и азбука - одно и то же.

У коровы есть копыта.

Бутон - это нераспустившийся цветок.

У дерева ствол, а у травянистых растений - стебель.

Самое дождливое время года - лето.

Жалюзи - это шторы.

Медведь просыпается после спячки весной.

Говядина - мясо коровы.

Солнце - это звезда.

Ишак и осёл - одно и то же.

Кукушка подбрасывает яйца в чужие гнёзда.

Берёза - дерево с белой корой.

Есть такая пословица: цыплят по осени считают.

На ногах десять пальцев.

Подкова бывает у лошадей на копытах.

Дед Мороз ходит в красном или зелёном костюме.

Продавец - это профессия.

Дуб - дерево-долгожитель.

Теремок разрушил волк.

Трап - это лестница.

Луна - спутник Земли.

НЛО расшифровывается так: неопознанный летающий объект.

1. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ».

Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:

а) Сравни картинки между собой и назови отли­чия. Найди 5 отличий на этих картинках (с. 186- 187).

б) Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий (с. 188-189).

2. Для тренировки памяти можно воспользовать­ся фигурными таблицами, материалами для про­ведения корректурной пробы (подробно о методике проведения пробы написано ниже).

3. Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Игра «числа»

Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д.

Игру можно проводить не один раз.


ВНИМАНИЕ


188 Развитие познавательных способностей младших школьников


190 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «часы»

В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат боль­ших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет уча­стникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, ко­торый стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»

Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. например, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один - хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «алфавит»

Дети располагаются в кругу. Между детьми рас­пределяются буквы алфавита. Чем меньше участни­ков, тем больше букв алфавита приходится на каж­дого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны «рас­печатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обоз­начается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

внимание

Тот, кто ошибается, становится ведущим. Таким образом можно «распечатать» несколько

самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не

был ведущим, самый внимательный.

Игра «наоборот»

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий под­нимает руки, ребята должныих опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать ладони.

Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА»

Для проведения этой игры ведущий заранее го­товит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д.

Ведущий предлагает участникам игры внимательно оглядеться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все, кроме ведущего, выходят. Ведущий кладет один маленький предмет на видное место. По очереди приглашаются участники игры. Им разрешается сде­лать один круг по комнате и ответить на вопрос, есть ли новый предмет и что это. Не назвавшие предмет выходят из игры.


192 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ?»

Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем вы­ходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.

Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень вни­мания.

Каждый играющий должен побывать в роли ве­дущего.

Игра «самый внимательный»

Участники игры встают полукругом. Затем оп­ределяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ве­дущий отворачивается. В это время игроки меня­ются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«ИГРАЕМ В СЧИТАЛКИ»

Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой - четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее со­считает до 100.

ВНИМАНИЕ

Игра «ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе.

Ведущий предлагает участникам игры «напеча­тать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый...».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши.

Еще одно условие: кто ошибется, выходит из игры.

Игра «НАЙДИ ОШИБКИ»

Учащимся предлагается текст. Ведущий предуп­реждает учащихся, чтобы они слушали внимательно, поняли содержание и главную мысль.

Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача учащихся - найти и исправить все ошибочные суждения.

Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно, должен отметить все неточности.

Следует обсудить, кто сколько неточностей за­метил.

Побеждает тот, кто правильно заметил все ошиб­ки.

Игра «ДВА ДЕЛАОДНОВРЕМЕННО»

Эту игру можно использовать для развития вни­мания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.

Ведущий подвешивает самодельный маятник и


Похожая информация.


Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...