История права международных договоров. Возникновение права международных договоров


Право международных договоров - это совокупность международно-правовых норм, определяющих порядок заключения, действия и прекращения международного договора (МД) Основными источниками права международных договоров являются: 1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969г. 2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978г. 3. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями и самими международными организациями 1986г. В процессе создания норм права международных договоров особое место принадлежит конституциям и другим внутренним нормативным актам государств. Они устанавливают какие органы и в каких случаях имеют право заключать международные договоры, процедуру ратификации, последовательность осуществления МД, перечень договоров подлежащих обязательному парламентскому одобрению и т.д. Право международных договоров распространяет свое действие на все виды МД, независимо от их формы, наименования, объекта, процедуры заключения и видов участников основных субъектов МП. Международный договор - явно выраженное соглашение субъектов МП, призванное регулировать их отношения друг с другом путем создания взаимных прав и обязанности. Для юридической полноценности международных договоров необходимо: - согласование воли субъектов МП - равноправие сторон Международный договор можно классифицировать: 1. Статус участников - межгосударственные, межправительственные, межведомственные. 2. Число участников - двусторонние и многосторонние. 3. Условие участия - общие и с ограниченным числом участников. 4. Объект - политические, экономические и по специальным вопросам. Важное значение для международного договора играет договорная форма: 1. Язык - посредством, которого согласованная воля субъектов ясное проявление вовне. Международный договор существует как соглашение, воплощенное в тексте. 2. Структура договора: а) Преамбула, б) Основная часть, в) Заключительная часть. В настоящее время широкое распространение получили приложения, но для придания им силы самого договора необходимо специальное указание в нем или в приложении к нему, иначе такие акты нельзя рассматривать как часть договора. 3. Наименование. Однако в МП не существует общепризнанной классификации таких наименований.

2. Порядок заключения международного договора

Правом заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями. В полномочиях не нуждаются: 1) Глава государства; 2) Глава правительства; 3) Министр иностранных дел. Заключение международного договора представляет собой процесс, включающий: 1. Согласование текста договора: - выработка согласованного текста путем переговоров; - принятие текста договора, выражающееся в особой процедуре голосования; - аутентификация - удостоверение того, что текст окончательный и не может быть изменен уполномоченными; - иногда встречается условное подписание, когда подпись уполномоченного нуждается в последующем одобрении правительством или другим компетентным органом. 2. Способы выражения согласия сторон на обязательность договора: - подписание; - ратификация; - присоединение, принятие, утверждение договора. В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. Различают два вида недействительности МД: - абсолютная недействительность (ничтожность); - относительная недействительность (оспоримость). Вступление договора в силу означает, что он начал действовать, т.е. порождать права и обязательства с момента вступления в силу, который определяется сторонами в договоре. Как правило, это может быть момент подписания или момент обмена или же сдачи на хранение ратификационных грамот. Срок действия международного договора определяется в самом договоре. Договоры бывают срочные и бессрочные. Если срок действия договора истекает, то он может пролонгироваться (продлятся, до истечения срока) на условиях, предусмотренных договором. Обеспечение выполнение международного договора: 1) международные гарантии; 2) международные организации и конференции; 3) создание специальных международных комиссий; 4) внутригосударственные меры. Толкование международного договора - это выяснение того в чем согласились стороны в договоре. Оно должно быть добросовестным, в соответствии с обычном смыслом употребляемых в нем терминов и в свете его объекта и целей.

международный договор кодификация право

Введение

Заключение

Список использованных источников


Введение

Международные договоры в письменном виде закрепляли соглашения государств с конца IV - начала III тысячелетия до н. э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном, вопросам войны и мира, перемирия и союзов. Как правило, это были двусторонние договоры. С развитием международных отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся. Стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим мореплавания, торговли, консульских отношений и т.д. Все большее распространение получают многосторонние договоры.

Постепенно международный договор становится основным источником международного, права, а международная договорная практика - основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации, толкования и прекращения действия международных договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, которые в своей совокупности и составили особую отрасль международного права право международных договоров.


1. Возникновение права международных договоров

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов, возникающих между независимыми образованиями. Поэтому даже между племенами заключались соглашения о мире, совместных военных действиях, разграничении владений и др. Значение соглашений было велико. Достаточно сказать, что без соглашения о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато серьезными последствиями.Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.В практике используются такие понятия, как "международное договорное право" и "международное договорное право государства".Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе - совокупность договоров определенного государстваПоследнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи."Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америки".С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией.Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на создание под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 – 1969 годах, была принята Венская конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.В 1986 году была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, которая являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.Важное место в осуществлении договорной правоспособности государств занимают нормы их внутреннего права.Как правило такие нормы содержатся в конституциях. Но некоторые государства издали специальные нормативные акты, касающиеся компетенции государственных органов и других вопросов заключения, выполнения и прекращения международных договоров.

2. Развитие и кодификация права международных договоров

С образованием государств договоры служили осуществлению не только внешних, но и внутренних функций. Заключенный в XIII в. до н.э. договор о мире и союзе между фараоном Египта и царем хеттов предусматривал оказание содействия не только в войне с внешними врагами, но и в подавлении восставших рабов. Была предусмотрена и взаимная выдача политических беженцев. Договор скреплялся религиозной клятвой, каждый клялся своими богами. Оформлен был договор путем обмена серебряными досками, на которых был выгравирован согласованный текст.

Характерной чертой не только межплеменных, но и межгосударственных отношений, а также соответствующих соглашений была их персонификация. Они строились и оформлялись как отношения между вождями, государями, хотя реально речь шла о межплеменных и межгосударственных связях. Эта черта была присуща отношениям как рабовладельческих, так и феодальных государств. Идея государства как субъекта международных отношений утверждалась с большим трудом.

Лишь взаимное истощение католических и протестантских государств в ходе Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) побудило правителей заключить в 1648 г. Вестфальский мир. Мирный договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. Принято считать, что этот договор положил начало позитивному международному праву. Однако в содержании договора идея международного права не получила четкого отражения. В нем, скорее, речь идет об особом внутреннем праве империи. В Оснабрюкском мирном договоре 1648 г. содержался раздел о мирном договоре как конституционном законе Священной Римской империи. Помимо всего прочего, образующие Вестфальский мир договоры были заключены "во имя пресвятой и неделимой троицы", то есть подкреплялись авторитетом религии. Подобная практика существовала и в дальнейшем. Таким же образом были скреплены акты Священного Союза XIX в.

По мере усложнения международных отношений и роста их значения для жизни государств все более настоятельной становилась необходимость правового регулирования межгосударственных связей. Соответственно росла роль международного права, и в частности международных договоров.

Первые попытки кодификации в области права договоров были предприняты учеными. Такая кодификация именуется доктринальной. Наибольшее внимание кодификации права договоров уделили: Й. Блюнчли (Современное международное право, изложенное в виде кодекса, 1868 г.), Д. Филд (Проект основ международного кодекса, 1872 г.), П. Фиоре (Кодифицированное международное право и его юридическое обеспечение, 1889 г.). Особый интерес представляет проект Й. Блюнчли, значительно опередившего не только практику, но и доктрину своего времени. Если другие авторы ограничились кодификацией в основном процессуальных моментов, порядка заключения договоров, то Й. Блюнчли затронул вопросы международной правомерности договоров.

Доктринальная кодификация права договоров в XX в. осуществлялась и научными учреждениями. Наиболее известен проект конвенции по праву международных договоров, подготовленный коллективом авторов на базе Гарвардского университета в 1935 г. Проект также посвящен процессуальным моментам заключения договоров. Заслуживает внимания положение о недопустимости ссылок на внутреннее право для оправдания невыполнения договора без каких-либо исключений.

Официальная кодификация норм, относящихся к договорам, стала в повестку дня лишь в начале XIX в. Положение было сложным. Отсутствовало ясное и точно определенное право международных договоров: Область права договоров в особой степени представляет собой поле, на котором процветают пережитки и на котором до сего дня очень мал прогресс в отношении установления единообразия и всеобщих стандартов. Первым актом официальной кодификации явилась Конвенция о международных договорах, принятая Конференцией американских государств в 1928 г. По своему содержанию Конвенция была весьма ограниченной, но, несмотря на это, она так и не вступила в силу.

Следующая попытка кодифицировать нормы, касающиеся договоров, была предпринята в рамках Лиги Наций. В 1924 г. был учрежден Комитет экспертов по прогрессивной кодификации международного права. В числе областей международного права, созревших для кодификации, Комитет указал и нормы, относящиеся к договорам. При этом Комитет ограничился лишь вопросами процедуры заключения договоров. Более того, эти вопросы рассматривались как часть процедуры работы конференций. Столь ограниченный подход, естественно, не мог дать ощутимого результата, что признал и сам Комитет.

Все это свидетельствует о том, с каким трудом шел процесс формирования права договоров. Объясняется это тем, что право договоров является стержнем механизма функционирования международного права в целом. Оно определяет порядок создания, действительность, применение и прекращение действия норм.

Инициаторами кодификации выступили ученые эксперты - члены Комиссии международного права ООН. На своей первой сессии в 1949 г. Комиссия включила тему "Право международных договоров" в число тем, которые созрели для кодификации. Предложение Комиссии было одобрено Генеральной Ассамблеей, признавшей кодификацию этой темы приоритетной задачей.

Введение

Международные договоры в письменном виде закрепляли соглашения государств с конца IV - начала III тысячелетия до н. э. Древнейшие договоры рабовладельческих государств посвящались в основном, вопросам войны и мира, перемирия и союзов. Как правило, это были двусторонние договоры. С развитием международных отношений круг вопросов договорного урегулирования расширялся. Стали заключаться договоры о границах, торговле, правах иностранцев и др. Договоры феодального и более позднего периода определяли правовой режим мореплавания, торговли, консульских отношений и т.д. Все большее распространение получают многосторонние договоры.

Постепенно международный договор становится основным источником международного, права, а международная договорная практика - основой формирования обычных норм, регламентирующих порядок заключения, реализации, толкования и прекращения действия международных договоров. В результате длительной истории применения договоров в качестве регулятора международных отношений выработались определенные международно-правовые нормы, которые в своей совокупности и составили особую отрасль международного права право международных договоров.

Возникновение права международных договоров

Международные соглашения получили распространение задолго до появления самой идеи международного права. В этом нет ничего удивительного. Соглашение является единственным средством мирного решения вопросов, возникающих между независимыми образованиями. Поэтому даже между племенами заключались соглашения о мире, совместных военных действиях, разграничении владений и др. Значение соглашений было велико. Достаточно сказать, что без соглашения о мире каждое племя считало себя находящимся в состоянии войны с другими племенами. Отказ от признания соответствующих правил был равносилен отказу от всяких, кроме враждебных, отношений с соседями, что было чревато серьезными последствиями.

Право международных договоров является отраслью общего международного права и представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Договоры заключаются для конкретного и четкого определения взаимных прав и обязанностей сторон договора. Договорная форма закрепления международных отношений обуславливает стабильность международного правопорядка. Значение договоров определяется также и тем, что нет ни одной отрасли международного права, становление и развитие которой не связаны с договорами.

В практике используются такие понятия, как "международное договорное право" и "международное договорное право государства".

Первое обозначает нормы, создаваемые договором, в отличие от норм обычая. Второе - совокупность договоров определенного государства

Последнее представляет весьма масштабную систему норм, в которую входит свыше 10 тыс. договоров.

Длительное время единственным источником права международных договоров являлись обычаи.

"Первый кодификационный акт в области права международных договоров был принят в 1928 году на конференции американских государств. Им явилась Гаванская конвенция о договорах, которая носила региональный характер, так как действовала лишь в Латинской Америки".

С появлением Организации Объединенных Наций и созданием в ее рамках Комиссии международного права кодификация права международных договоров стала одной из главных задач, поставленных перед комиссией.

Комиссия разработала проект статей о праве международных договоров, и на создание под эгидой ООН конференции, состоявшейся в 1968 - 1969 годах, была принята Венская конвенция, вступившая в силу в 1980 году, касается договоров, заключенных между государствами.

В 1986 году была принята Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями, которая являясь результатом кодификации и прогрессивного развития международного права, содержит положения, учитывающие специфику договоров с участием международных организаций.

Важное место в осуществлении договорной правоспособности государств занимают нормы их внутреннего права.

Как правило такие нормы содержатся в конституциях. Но некоторые государства издали специальные нормативные акты, касающиеся компетенции государственных органов и других вопросов заключения, выполнения и прекращения международных договоров.

Эта отрасль занимает стержневое положение в системе международного права . Она связана со всеми его отраслями и институтами. В теории и практике используется также такое понятие, как международное договорное право, которым обозначают нормы, созданные договорами, в отличие от обычных норм. Известно также выражение "международное договорное право, например, России", которым обозначается совокупность договоров определенного государства . Объем такого права становится все более значительным. Россия является участницей свыше 10 тыс. договоров.

Договоры, содержащие нормы, объект и цели которых представляют интерес для всех государств, называются общими или универсальными договорами. Такие договоры должны быть открытыми, т.е. в них должны иметь право участвовать все государства. В закрытом договоре участвуют только заключившие его государства. К полуоткрытому договору могут присоединиться и другие государства, но только с согласия его участников. Такими являются многие многосторонние договоры в рамках СНГ. Другим примером может служить Североатлантический договор 1949 г.

Договоры государств определенного географического района именуются региональными. Таковыми являются соглашения, заключенные в рамках СНГ и ЕС . Особый смысл этому понятию придает Устав ООН, допускающий существование региональных соглашений для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию мира, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения совместимы с целями и принципами ООН (ст. 52).

Право на участие в договорах

В прошлом существовал принцип свободы договоров , позволявший крупным государствам заключать договоры практически по любому вопросу и самим определять круг участников, не считаясь с правами менее могущественных государств. Крупные державы очень неохотно расставались с этим принципом. Из-за позиции западных держав право на участие было лишь частично отражено в Декларации Венской конференции, а не в принятой ею Конвенции о праве договоров 1969 г. Ныне универсальные конвенции открыты для участия всех государств.

В общем, можно считать, что право государства на участие в общих договорах стало общепризнанным. Оно основано на принципе суверенного равенства, из которого вытекает равное право всех государств на участие в международной жизни.

Право на участие может существовать в отношении не только общих, но и иных договоров. При этом определяющим фактором является наличие у государства юридической заинтересованности. Международный суд использует выражение "интерес правового характера". Абсолютным правом на участие обладает наиболее заинтересованное государство, т.е. такое, дела которого являются основным предметом договорного урегулирования. Неучастие наиболее заинтересованного государства влечет за собой недействительность договора, нарушающего принципы суверенного равенства и невмешательства.

Это положение нашло отражение в практике Международного суда. При рассмотрении дела о золоте, изъятом в Риме в 1943 г., Суд отклонил требование Италии о разделе доли Албании без ее участия в процессе на том основании, что "законные интересы Албании были бы не только затронуты решением, но и явились бы объектом решения".

Правом на участие обладают и непосредственно заинтересованные государства, т.е. такие, законные права и интересы которых имеют прямое отношение к предмету договора.

Например, в отношении договора о режиме Суэцкого канала Египет является наиболее заинтересованным государством, а государства, активно пользующиеся каналом, относятся к непосредственно заинтересованным.

Положение непосредственно заинтересованного государства отличается от положения наиболее заинтересованного государства. Неучастие того или иного непосредственно заинтересованного государства не делает договор недействительным. В определенной мере это подтверждается решением Международного суда по делу "Науру против Австралии".

Право на участие существует независимо от признания государства или его правительства . Практически во всех общих многосторонних договорах участвуют не признающие друг друга государства или правительства. Особый случай, когда ООН объявляет незаконным режим, установленный в стране в нарушение права народа на самоопределение. Прецедент был создан решениями Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН 1965 - 1979 гг. относительно расистского режима в Южной Родезии.

Не является препятствием для участия в договоре отсутствие дипломатических или консульских отношений. Разрыв этих отношений не влечет за собой прекращения договора, если они не являются необходимыми для его осуществления. Но и в последнем случае обычно речь идет лишь о приостановлении действия договора. Например, разрыв консульских отношений делает невозможным осуществление консульской конвенции, и она приостанавливает свое действие, которое возобновляется с восстановлением консульских отношений.

Заключение договоров

Стадии заключения договора

Подписание ad referendum обычно используется в тех случаях, когда уполномоченный согласен с подготовленным текстом, но считает целесообразным получить одобрение правительства, например, если содержание текста не совсем соответствует полученным им инструкциям. После одобрения договора государством подписание ad referendum обретает статус полного подписания.

Порядок подписания договора обычно согласовывается сторонами в процессе переговоров. В прошлом подпись под договором обязательно сопровождалась печатью. Ныне нередко ограничиваются подписью.

Сам по себе факт подписания договора может иметь серьезное политическое значение, содействовать улучшению отношений между участниками. Существенно значение подписания универсальной конвенции, призванной установить нормы общего международного права , для формирования соответствующих обычных норм.

В некоторых международных организациях принята процедура, которая вообще не предусматривает подписания. В Международной организации труда (МОТ), например, конвенции принимаются конференцией и передаются на утверждение государствам.

Ратификация, утверждение, присоединение

Ратификация - акт утверждения международного договора высшими органами государственной власти , выражающий согласие на его обязательность.

Порядок ратификации определяется внутренним правом . В соответствии с Конституцией РФ ратификация осуществляется Федеральным Собранием РФ в форме закона .

Согласно Закону о международных договорах (ст. 15) ратификации подлежат международные договоры РФ:

а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающих иные правила, чем предусмотренные законом;

б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина ;

в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами , включая договоры о прохождении государственной границы РФ , а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам, затрагивающим обороноспособность Российской Федерации, по вопросам разоружения или международного контроля над вооружениями, по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;

д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации.

Ратификации подлежат также международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Особый порядок ратификации договоров о принятии в Российскую Федерацию новых субъектов предусмотрен Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации " (ст. ст. 7 - 9).

Известны случаи вынесения вопроса о ратификации особенно важных договоров на референдум . В 1992 г. во Франции был проведен референдум о ратификации Маастрихтского договора о Европейском союзе . Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" не исключает возможности подобного волеизъявления (ст. 3).

В принципе ратификация не должна чрезмерно откладываться. Однако известны случаи, когда она затягивалась на десятки лет. Так, СССР подписал Конвенцию об использовании радиовещания в интересах мира в 1936 г., а ратифицировала ее Россия как правопреемник СССР в 1992 г. Особенно много подобных случаев в практике США .

На основании акта о ратификации глава государства подписывает ратификационную грамоту. Процесс ратификации считается завершенным после обмена ратификационными грамотами (в случае двустороннего договора) или после сдачи ее на хранение (в случае многостороннего договора).

Отказ от ратификации не считается нарушением международного обязательства , но может повлечь за собой отрицательные политические последствия. В послании Президента США о положении страны 1979 г. говорилось, что отказ США от ратификации договора ОСВ-2 нанесет ощутимый удар по отношениям с союзниками в Европе.

Согласие международной организации на обязательность для нее договора осуществляется актом официального подтверждения, принимаемым ее компетентным органом.

Утверждение, принятие - процедуры выражения согласия на обязательность договора, не подлежащего ратификации, но предусматривающего одобрение после подписания.

Эти процедуры осуществляются более широким кругом государственных органов , чем ратификация. Закон о международных договорах предусматривает, что договоры по вопросам, требующим ратификации, утверждаются федеральным законом (п. 1 ст. 20). Утверждение, принятие договоров осуществляются также Президентом и Правительством . Многие договоры содержат стандартное положение о том, что одобрение производится каждой из сторон в соответствии с ее внутренним правом.

Присоединение - акт согласия на обязательность договора, заключенного другими государствами.

Возможность присоединения предусматривается в самом договоре или согласовывается его участниками. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен Законом о международных договорах (ст. 21).

Договор представляет собой единое, сбалансированное целое. Поэтому согласие на обязательность части договора может иметь место лишь в случае, если это допускается договором или если с этим согласны другие договаривающиеся государства. Попытка некоторых западных держав принять лишь часть Конвенции ООН по морскому праву вызвала отрицательную реакцию Генеральной Ассамблеи, которая 1 ноября 1988 г. приняла Резолюцию о морском праве. Резолюция подчеркнула важность обеспечения целостности Конвенции, предотвращения применения ее постановлений избирательно, вопреки ее объекту и целям.

Оговорки

Оговорка - одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в процессе заключения договора , имеющее целью исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в отношении автора оговорки.

Кроме оговорок государства делают заявления о толковании, цель которых состоит в уточнении смысла того или иного положения или его понимания автором заявления. Такие заявления возможны в отношении как многосторонних, так и двусторонних договоров. В отличие от оговорок они не изменяют содержания договора и не нуждаются в согласии других участников. Обязывают они лишь государство, которое их сделало. Тем не менее заявления о толковании нельзя считать лишенными всякого правового значения. Они представляют собой разновидность практики. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров наряду с контекстом договора при толковании учитывается практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования (п. 3 ст. 31).

Практике известны также общеполитические заявления, содержащие оценку договора или его отдельных положений, без намерения оказать юридическое воздействие на договор. Такие заявления могут иметь лишь политическое значение. Тем не менее порою бывает нелегко провести границу между заявлением, имеющим и не имеющим юридического значения.

При всех условиях односторонние заявления не влияют на содержание договора и не обязывают других участников. Поэтому едва ли обоснованно включение в закон о ратификации запрещения другим государствам делать определенные заявления.

Депозитарий

Устные соглашения нередко называют джентльменскими соглашениями, что не совсем правильно. Существуют два вида устных соглашений. К первому относятся те, что порождают международно-правовые обязательства . Существование такого рода соглашений является общепризнанным. В заявлении директора бюро МИД Японии говорится: "Тот факт, что соглашение в устной форме обладает юридической силой международного договора , признан доктриной и практикой".

К другому виду устных соглашений относятся те, которые создают морально-политические, а не юридические обязательства. Они-то и являются джентльменскими соглашениями в точном смысле. Существование таких соглашений общепризнанно. В доктринальной кодификации Американского института права говорится о соглашениях, не носящих юридического характера и не порождающих соответствующих последствий. "Примером таких соглашений являются "джентльменские соглашения", заключавшиеся на протяжении американской истории ...". Обычно джентльменские соглашения никак не фиксируются.

Учитывая различия в процедуре оформления письменных и устных договоров, Венские конвенции касаются лишь первых. Это же относится и к Закону о международных договорах (п. "а" ст. 2). Вместе с тем Венские конвенции 1969 г. и 1986 г. признают юридическую силу устных соглашений. В Конвенции 1986 г. говорится: "Тот факт, что настоящая Конвенция не применяется... к международным соглашениям не в письменной форме, не затрагивает: а) юридической силы таких соглашений; б) применения к ним любых норм, изложенных в настоящей Конвенции, под действие которых они подпадали бы в силу международного права..." (ст. 3). Следовательно, кодифицированные конвенциями обычные нормы применимы и к устным соглашениям с учетом их специфики.

Аналогичная ситуация и с Законом о международных договорах. Его положения применимы и к устным соглашениям. Значение этого подтверждается практикой государств .

В 1982 г. в Закон США относительно опубликования договоров 1972 г. была внесена поправка, требующая облекать устные соглашения в письменную форму. Цель поправки - предотвратить возможность обхода требования об информации Конгресса путем заключения устных соглашений.

Договор представляет собой единую систему норм, которые должны толковаться во взаимосвязи. Как правило, он состоит из трех частей. Первая - преамбула - указывает мотивы заключения договора , его цели и принципы. Все постановления договора должны толковаться в свете соответствующих положений преамбулы. Иногда этот момент подчеркивается в самом договоре.

В этом плане представляет интерес мнение Международного суда , высказанное в решении по делу "Венгрия против Словакии": "Именно цель Договора и намерения заключивших его сторон должны превалировать над его буквальным применением. Принцип добросовестности обязывает стороны применять его целесообразно и так, чтобы его цель была достигнута".

Вторая - центральная часть - излагает содержание. Третья - заключительная часть - содержит постановления о порядке выражения согласия на обязательность договора, о его вступлении в силу и прекращении действия и т.п. Эта часть обязательна даже до вступления договора в силу.

Многие договоры содержат также приложения, правовая сила которых, как правило, одинакова с основной частью договора и которые составляют, так сказать, четвертую, дополнительную часть, которая содержит детальные постановления с цифровыми показателями, формулами, картами.

Наименования договоров различны, на их юридическую силу это не влияет. Наиболее употребительные наименования: договор, соглашение, конвенция, протокол, устав. Особой формой является соглашение путем обмена нотами с тождественным содержанием. Соглашение по тому или иному вопросу может быть зафиксировано также в совместном заявлении или коммюнике, в декларации.

Язык договоров представляет сложную проблему прежде всего в силу необходимости изложить его содержание на разных языках, которые к тому же отражают специфику национальной правовой системы . В качестве общего правила, двусторонние договоры составляются на языках обеих сторон. Каждый из них является аутентичным, т.е. равно подлинным. Стороны руководствуются текстом на своем языке. В случае расхождения принимаются во внимание оба текста, применяется толкование, сближающее их смысл.

В случае существенных различий между языками сторон порою составляют текст договора на трех языках. Российско-индийское соглашение о борьбе против незаконного оборота наркотических средств 1993 г. составлено на языках русском, хинди и английском. Все тексты являются аутентичными, однако в случае разногласий основным считается текст на английском языке.

Многосторонние договоры универсального характера принято составлять на официальных языках ООН: английском, арабском, испанском, китайском, русском и французском. Иногда договор составляется на одном из этих языков. В таких случаях депозитарий готовит официальные переводы на другие языки.

Действие договоров

Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву обязывает государства добросовестно проводить в жизнь постановления договора в международной и внутренней сфере. Известно немало критических высказываний государственных деятелей относительно надежности договоров. Тем не менее ни один из них не мог без них обойтись, а произвольный отказ от договора всегда влек за собой негативные последствия.

Добросовестное выполнение означает, что стороны обязаны сделать все от них зависящее для реализации договора во всей полноте. Принцип добросовестности запрещает злоупотребление договорными правами , т.е. использование их в ущерб правам и законным интересам других субъектов. Отказ от договора допустим только в соответствии с международным правом. Нельзя ссылаться на свое внутреннее право как на основание для невыполнения договора.

Несколько особый характер действия имеют универсальные правотворческие конвенции. Они в значительной мере представляют собой кодификацию существующих норм. Поэтому постановления таких конвенций не могут игнорироваться и до вступления в силу. В этом плане представляет интерес решение Международного суда по делам о континентальном шельфе Северного моря. Относительно Женевской конвенции о континентальном шельфе Суд заявил: более половины государств стали или станут ее сторонами, и "потому следует полагать... реально или потенциально действуют в осуществление Конвенции".

Недействительность договора может быть относительной и абсолютной. Первая делает договор оспоримым, ее основаниями являются ошибка, обман, подкуп представителя. Все это случаи редко встречающиеся и трудно доказуемые. Тем не менее они известны практике.

Вопрос о значении ошибки возник, например, когда Венгрия в 1989 г. решила отказаться от соглашения с ЧССР о строительстве гидроузла на Дунае на том основании, что технический проект не учитывал отрицательных последствий этого строительства. Правопреемница ЧССР - Словакия не признала довод Венгрии убедительным. Позиция Словакии была подтверждена при рассмотрении этого дела Международным судом .

Обычно допущенные ошибки устраняются дополнительным соглашением сторон. Примером может служить соглашение в форме обмена нотами, исправлявшее планы объектов и определенные технические ошибки в Договоре по ракетам средней и меньшей дальности 1988 г..

Абсолютная недействительность означает ничтожность договора с самого начала. Ее основаниями являются принуждение представителя, принуждение государства , противоречие императивной норме международного права .

Понятие "невозможность исполнения" предельно ограничено по сравнению с общим принципом права : при невозможности исполнения закон освобождает от обязательства (quia implementia exusat legem). В международном праве речь идет лишь о случаях безвозвратного исчезновения объекта, необходимого для выполнения договора. Даже состояние необходимости не дает оснований для прекращения договора. Международный суд определил, что состояние необходимости "не является основанием для прекращения договора. На него можно ссылаться лишь для избежания ответственности... договор может не действовать в то время, когда продолжает существовать состояние необходимости... но, если стороны по взаимному соглашению не прекратят договор, он будет продолжать существовать".

Оговорка о неизменности обстоятельств (clausula rebus sic stantibus) хорошо известна международной практике. Она означает, что договоры заключаются при подразумеваемом признании оговорки относительно того, что они могут быть прекращены при коренном изменении обстоятельств. Это основание было активно использовано новыми независимыми государствами для отказа от навязанных им в прошлом колониальных договоров. Их представители высоко оценили соответствующие положения проекта статей о праве договоров, подготовленных Комиссией международного права.

Учитывая многочисленные случаи злоупотребления оговоркой и ее недостаточную определенность, Венские конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г. не подтверждают ее существования. Они запрещают отказ от договора на основании коренного изменения обстоятельств, за исключением двух случаев:

a) если наличие таких обстоятельств составляет существенное основание согласия участников на обязательность для них договора;

b) если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия договора (ст. 62).

Столь ограниченное определение изменения обстоятельств как основания, дающего право на прекращение договора, привело к тому, что обычно на изменение обстоятельств ссылаются как на основание для пересмотра, а не аннулирования договора.

В ноябре 1990 г. посол Австрии в Москве передал МИД СССР сообщение своего правительства о том, что, исходя из основополагающих изменений в Европе, оно рассматривает ряд положений Государственного договора 1955 г. устаревшими. Одновременно оно подтверждает приверженность Государственному договору в целом. Во врученной послу памятной записке была изложена позиция Советского правительства, которое не имело возражений против толкования отмеченных положений как утративших практическое значение. Одновременно было выражено удовлетворение готовностью Австрии и впредь придерживаться Государственного договора.

Коренное изменение обстоятельств. Вооруженный конфликт вносит во взаимоотношения сторон достаточно серьезные изменения для того, чтобы служить основанием прекращения или приостановления действия договоров.

С началом конфликта начинают применяться договоры, которые были специально заключены на этот случай. В первую очередь это относится к конвенциям гуманитарного права, устанавливающим правила ведения военных действий и нормы о защите жертв войны.

Что же касается договоров между участниками конфликта и третьими государствами, то начало конфликта само по себе не прекращает и не приостанавливает действие двусторонних договоров с ними. Вооруженный конфликт между некоторыми участниками многостороннего договора не прекращает и не приостанавливает действие такого договора между остальными участниками, а также между ними и сторонами в конфликте. Конфликт между некоторыми членами международной организации не оказывает влияния на действие учредившего ее договора.

Государство, осуществляющее право на самооборону в соответствии с Уставом ООН , может приостановить действие договоров, несовместимых с осуществлением этого права . В случае принятия Советом Безопасности резолюции относительно угрозы миру или акта агрессии государства обязаны прекратить или приостановить действие договоров, несовместимых с этой резолюцией. После прекращения вооруженного конфликта, если стороны не договорились об ином, действие приостановленных договоров должно быть восстановлено как можно скорее.

Таким образом, регулирование действия договоров в случае вооруженного конфликта нацелено на максимально возможное сохранение правовых отношений, особенно тех, что касаются защиты личности.

Право международных договоров - отрасль общего международного права, т.е. относительно автономная совокупность и система норм, в основе которых лежит единство предмета регулирования, которым в данном случае является заключение и исполнение международных договоров.

Соответствующие обычные нормы общего международного права в значительной своей части кодифицированы ныне в двух универсальных международных конвенциях - Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о договорах между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г.

К первой из этих конвенций примыкает также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., о которой говорилось выше (см. гл. VIII). В свою очередь, вышеуказанные конвенции устанавливают, что они не содержат положений относительно последствий для международных договоров, возникающих из международной ответственности государств и из начала военных действий между государствами, т.е. отсылают в этой части к другим международно-правовым нормам. Иначе говоря, данная отрасль международного права - это лишь относительно автономная совокупность и система соответствующих норм, ибо все нормы международного права так или иначе взаимосвязаны.

Международный договор - это регулируемое международным правом соглашение, заключенное государствами и/или другими субъектами международного права.

Кодификация и источники права международных договоров . Под кодификацией права международных договоров понимается приведение многочисленных норм в согласованную систему на основе общепризнанных принципов международного права. Первые попытки кодификации договорных норм были предприняты еще Лигой Наций. Однако только после создания ООН удалось разработать и принять ряд важных универсальных договоров, являющихся основными источниками права международных договоров. Комиссия международного права ООН с самого начала своей деятельности весьма активно и успешно занимается кодификацией и прогрессивным развитием права международных договоров, ею были разработаны проекты ряда международных актов, составляющих основу источников права международных договоров. Такими являются следующие конвенции:

Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. Она подчеркивает важную роль международных договоров как средства мирного сотрудничества между государствами независимо от различий их социально-экономических систем, рассматривает самые различные вопросы договорного права, такие, как порядок заключения международных договоров, значение международного договора для третьих государств, основания недействительности договоров, право на оговорку, закрепляет такие новые моменты, как участие в договоре не признающих друг друга государств, право государств на участие в универсальных договорах, порядок разрешения споров, возникающих в связи с применением договоров, функции депозитария и другие важные вопросы права международных договоров.

Конвенция 1969 г. является основным источником права международных договоров;

Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. В этой Конвенции кодифицированы и прогрессивно развиты нормы, касающиеся правопреемства государств в отношении договоров. Она в основном регламентирует различные аспекты правопреемства в отношении многосторонних договоров, в том числе учредительных актов международных организаций, и договоров, принятых в рамках международных организаций. В Конвенции подчеркнуто значение института правопреемства как средства укрепления правовой основы международных отношений;

Венская конвенция ООН о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г. Конвенция применяется к договорам между государствами (одним или несколькими) и международными организациями (одной или несколькими) и к договорам между международными организациями. Она применяется также к договорам, являющимся учредительными актами международных организаций, и к любому договору, принятому в рамках международной организации. Конвенция регламентирует вопросы, касающиеся этих договоров, о заключении и вступлении их в силу, о порядке принятия оговорок, о соблюдении, применении и толковании указанных договоров и т.д. Эта Конвенция как бы дополняет Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 г.

Россия и международные договоры. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

В Конституции 1993 г. закреплен порядок заключения и осуществления Российской Федерацией международных договоров. Конституционные основы договорной деятельности Российской Федерации детально регламентированы в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", принятом Государственной Думой 16 июня 1995 г. Этот закон применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

В соответствии с Конституцией (ст. 71) заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).

Международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Основные положения или проект международного договора, затрагивающего полномочия субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, направляются федеральными органами исполнительной власти органам государственной власти заинтересованного субъекта, на которые возложена соответствующая функция. Поступившие предположения рассматриваются при подготовке проекта договора. Непредставление в определенный срок (как правило, не менее двух недель) ответа не препятствует внесению федеральным ведомством предложения о заключении международного договора Российской Федерации. Орган, принимающий решение о подписании международного договора, в данном случае может исключить или изменить положения проекта договора, затрагивающие полномочия субъекта, направить проект договора на согласование органом государственной власти заинтересованного субъекта или возвратить соответствующие документы федеральному ведомству с требованием обеспечить согласование с субъектом.

Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора сможет выражаться путем подписания договора, обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.

Решения о согласии на обязательность для Российской Федерации международных договоров принимаются органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации", иными актами законодательства Российской Федерации.

Согласие Российской Федерации на обязательность международного договора может быть выражено в отношении не всего договора в целом, а только его части, что, однако, должно быть предусмотрено в самом договоре или с чем должны согласиться другие стороны.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...