Изменение регламенту безопасности дорожного движения. Вступил в силу новый регламент гибдд


20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент по надзору за безопасностью дорожного движения. Документ введен в силу приказом МВД РФ № 664. Необходимость создания этого документа продиктована изменениями законодательства РФ, в т.ч. изменениями, внесенными в действующий до этого регламент № 185.

Документ является руководством к действию для самих работников ГИБДД. Он не содержит каких-либо радикальных изменений, а призван упорядочить правила поведения сотрудников ГИБДД на дороге. Тем не менее, определенные изменения в ПДД с 20 октября 2017 года произошли. В этом материале мы рассмотрим эти нововведения, опубликуем своего рода конспект прав и обязанностей полицейских и водителей, ответим на наиболее важные вопросы, интересующие водителей. Скачать новый регламент ГИБДД 2018 года можно по ссылке внизу страницы.

Новшества нового регламента

Одним из самых принципиальных изменений нового регламента является исключение из документа нормы, прописанной в старом регламенте, касающейся изъятия водительского удостоверения с запретом эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения производства по делу об административном нарушении.

Также документ содержит порядок видеорегистрации процессуальных действий работниками ГИБДД во время оформления протоколов об административных нарушениях без участия понятых, а также порядок проверки транспортных средств на наличие тахографов.

Еще одним нововведением стало внесение в регламент порядка оформления ДТП по европротоколу без участия сотрудников ГИБДД. Напомним, европротокол действует с 2015 года, однако, в старом регламенте ГИБДД не был прописан порядок его применения.

В новом регламенте также уточнен порядок оформления ДТП сотрудниками ГИБДД при наличии разногласий между участниками ДТП. Уточнен и порядок оформления ДТП при наличии пострадавших.

664 Приказ ГИБДД 2018 года теперь дает возможность сотрудникам ГИБДД использовать в качестве доказательств нарушения ПДД видеозаписи и фотографии, созданные средствами, которые не принадлежат полиции.

В документ включили несколько приложений, содержащих образцы документов, которые сотрудники ГИБДД заполняют в рамках надзора за соблюдением безопасности дорожного движения.

Права сотрудников ГИБДД

В соответствии с новым регламентом, сотрудники ГИБДД имеют следующие права:

· остановить транспортное средство;
· проверить документы на право пользования и управления транспортным средством;
· проверить документы у любого человека, находящегося в салоне транспортного средства;
· проверить документы на транспортное средство и перевозимые грузы;
· проверить наличие полиса ОСАГО. При этом водитель может предоставить для проверки распечатанный бланк электронного полиса ОСАГО, оформленного через Интернет.;
· задержать транспортное средство, если выяснится, что оно находится в розыске;
· ограничивать дорожное движение, изменять его организацию и т. п.

Ситуации, дающие сотруднику ГИБДД право на остановку автомобиля

В целях проверки документов сотрудники ГИБДД имеют право останавливать транспортные средства исключительно на стационарных постах ДПС. 664 Приказ МВД РФ 2018 года дает полицейским право на остановку транспортных средств в других местах в следующих случаях:

· зафиксированы при помощи технических средств или установлены визуально нарушения ПДД;
· наличие информации о причастности водителя или пассажиров к ДТП, административному нарушению, преступлению;
· наличие информации об использовании транспортного средства в противозаконных целях;
· наличие информации о том, что транспортное средство находится в розыске;
· необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах административного нарушения, ДТП или преступления, свидетелями которого они являются;
· необходимость привлечения гражданина в качестве понятого;
· необходимость использования транспортного средства в неотложных целях;
· необходимость запрещения или временного ограничения движения транспортных средств;
· необходимость обеспечения безопасного проезда автомобилей спецназначения;
· необходимость привлечения гражданина в целях оказания помощи сотрудникам полиции или участникам дорожного движения;
· необходимость выполнения распорядительно-регулировочных действий;
· угроза безопасности дорожного движения в связи с неисправностью технических средств организации дорожного движения, стихийным бедствием, аварией, ремонта дороги, прочими чрезвычайными ситуациями.

Ситуации, когда сотрудник ГИБДД имеет право попросить водителя выйти из автомобиля

Сотрудник ГИБДД имеет право попросить водителя выйти из автомобиля в следующих ситуациях:

· необходимость устранения технической неисправности автомобиля или нарушений перевозки грузов;
· необходимость сверки номеров узлов и агрегатов транспортного средства с данными в регистрационных документах;
· необходимость личного осмотра или досмотра транспортного средства или груза;
· необходимость участия водителя в проведении процессуальных действий или оказании помощи сотрудникам полиции или другим гражданам;
· поведение водителя представляет опасность для сотрудника ГИБДД.

Ответственность граждан за невыполнение требований полиции

В случае невыполнения законных требований сотрудника ДПС участником дорожного движения, полицейский возбуждает в отношении такого лица дело об административном правонарушении в соответствии ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ. Санкция этой статьи предусматривает штраф в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест сроком до 15 суток.

Обязанности сотрудника ГИБДД

По сути, обязанности сотрудников ГИБДД остались те же, что и раньше. Другое дело, что некоторые обязанности не были прямо отражены в предыдущем регламенте ГИБДД.

В соответствии с новым регламентом, сотрудник ГИБДД не имеет права на высказывания дискриминационного характера, не должен проявлять пренебрежение, грубость, заносчивость, высказывать неправомерные обвинения и оскорбительные выражения.

Места дежурств нарядов, согласно новому регламенту, должны определяться по результатам анализа аварийности, выявления опасных участков дорог, с учетом оперативной обстановки и временных осложнений на дорогах.

После остановки транспортного средства, сотрудник ГИБДД должен назвать свою должность, звание и фамилию и сообщить причину остановки. По требованию водителя сотрудник ГИБДД должен предъявить служебное удостоверение.

Также по требованию гражданина, полицейский обязан сообщить местонахождение и телефон дежурной группы подразделения ГИБДД, в котором он служит, а также телефон дежурной части территориального органа МВД РФ.

Если сотрудник ГИБДД проводит процессуальные действия, которые должны выполняться при понятых, но выполняются без них, он обязан вести видеосъемку.
В случае выполнения видео, фото или аудиозаписи сотрудник ГИБДД обязан уведомить об этом гражданина.

Примечательно, что новый регламент не содержит разрешения или запрета на видеосъемку водителем или другим гражданином самих сотрудников ГИБДД. В тоже время, регламент призван регулировать деятельность именно сотрудников полиции, а не других участников дорожного движения. Поэтому граждане, желающие снять действия полицейских на камеру, могут сослаться на закон «О полиции», который прямо разрешает гражданам эти действия.

Сотрудник, дежурящий в условиях ограниченной видимости или в темное время суток, должен иметь светоотражающее снаряжение и светящийся жезл.

Сотрудник ДПС не имеет права выполнять остановку транспортных средств, находясь при этом в автомобиле без опознавательных знаков.

Доступность информации о штрафах

В соответствии с новым регламентом, информирование граждан о совершении административных правонарушений и штрафах должно вестись посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с п. 18 данного регламента, информация об административных штрафах должна быть подана в базу портала «Госуслуг» не позднее 3 суток после вынесения постановления о привлечении гражданина к административной ответственности.

Разговоры о нововведениях в сфере надзора безопасности дорожного движения шли давно, версии о новых правилах высказывались разные.

Но все разъяснил вступивший в законное действие новый дорожный регламент, расширяющий полномочия сотрудников дорожной полиции, и ограничивающий некоторые действия водителя.

Так о чем же конкретно идет речь в новом административном регламенте, и какие в действительности инновационные решения приняты в Приказе МВД, регулирующие действия и полицейского, и водителя?

Изменения с 20 октября 2017 года

Уже действующие поправки в прежний порядок регулирования дорожных ситуаций в целом направлены на правовые действия самих инспекторов ГИБДД.

По сути, это уточняющие, с некоторыми дополнениями, ранее действующие правила, разработанные Министерством Внутренних Дел, разрешающие определенные действия сотрудников правопорядка на автотрассах, и запрещающие некоторые положения регламента старой редакции. В них нет никаких действительно важных изменений, но все-таки новый порядок применения ПДД действующий регламент содержит.

Так чего же ждать водителям на дорогах от инспекторов ГИБДД? Какими новыми правами наделил их вступивший в силу регламент?

Просмотрите короткий видеоролик, освещающий ключевые моменты нового административного регламента:

Ознакомиться с полным текстом регламента, вы можете бесплатно скачав официальный документ:

Если вы не обладаете достаточным количеством времени чтобы читать и подробно изучать все пункты нового регламента, ознакомьтесь с основными изменениями, изоложенными в нашей статье.

1. Остановка по требованию

Новый регламент разрешает инспекторам останавливать транспортное средство где угодно, и такая формальность, как проверка документов, служит достаточным основанием для остановки автомобиля.

До введения новых правил это допускалось только на оборудованном посту. На автотрассе могли остановить, например, если проводились рейды по поимке преступников или выявлению нетрезвых водителей, а также поводом для остановки могли послужить излишняя тонировка стекол, техническая неисправность авто, привлечение водителя к содействию или любое нарушении правил.

Все эти причины, наряду с простой проверкой документов, являются основанием тормознуть водителя вне поста, благодаря новому регламенту.

И многие водители не преминули воспользоваться удобным способом заключить договор страхования, без очередей и навязывания дополнительных страховок. Однако не все сотрудники ГАИ принимали в расчет распечатанные полиса ОСАГО, оформленные через интернет, пытаясь не правомерно выписать штраф за отсутствие страховки.

В новом регламенте прописана возможность предъявления водителем распечатанной на бумажном носителе информации об электронном полисе ОСАГО.

4. «Засады» ГИБДД

Если в ранее действующем регламенте проверка водителя и его документов осуществлялась только на стационарных постах, то с октября 2017 патрульный экипаж имеет право остановить любой автомобиль на дороге.

Приказом руководства конкретного подразделения создается маршрутная карта с определением местоположения каждого патрульного авто, и при желании водитель сможет удостовериться в этом сам, если попросит показать ее для просмотра.

При патрулировании на дороге должны выполняться ряд условий, указанных в новом регламенте:

  1. Никто не отменял основного правила – водитель должен четко видеть патрульную машину автоинспекторов . Правда, она может быть без характерных признаков – полосок и сигнального устройства на крыше, что создаст водителю определенные трудности для ее распознавания на дальнем расстоянии.
  2. Маскировка патрульного автомобиля осуществляется исключительно за счет естественного ландшафта – за бугром, крутым поворотом, дорожными объектами инфраструктуры.
  3. На борту патрульного авто должны быть сертифицированные приборы видео и фотофиксации допущенных правонарушений .
  4. Также дорожный контроль проводится исключительно на участках дорог повышенной аварийности и не может осуществляться по желанию самого инспектора. Для каждого патрульного экипажа определено конкретное место, где он обязан исполнять свои служебные обязанности.

Итак, с момента вступления нового регламента в силу, на наши автодороги вернулись засады ГИБДД.

5. Можно ли снимать инспекторов ГИБДД?

Много споров и недоразумений породило положение нового регламента, касающееся того, как должна проводиться видеосъемка водителем разговора с инспектором.

Действующая редакция правил по работе дорожного патруля не содержит норму, прямо разрешающую ведение видеозаписи. И если ранее хотя бы было упоминание о том, что инспектор не должен чинить препятствия для нее, то теперь это отсутствует в новом регламенте. При этом многие служители правопорядка на дороге прямо ссылаются на это нововведение, и запрещают вести съемку, апеллируя к административной статье 19.3 «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции», а также на конституционное право, прописанное в статье 24.

Но Конституция РФ запрещает снимать частное лицо, а инспектор к таковому не относится – он находится на государственной службе, и представляет Закон. В связи с этим закономерен вопрос – если он частное лицо, то почему требует повиновения? На каком таком основании? В конечном итоге регламент направлен на координацию правовых действий полиции, а не граждан. А в отношении этих лиц действует Гражданское Право, в частности «Закон о Полиции», который не запрещает водителю снимать на видеокамеру мобильного устройства или регистратора весь диалог с инспектором, и это главный аргумент при возникновении спора о правомочности съемки.

Если вы уже столкнулись с подобной ситуацией и у вас возникли сомнения в правомерности применения новых правил, задайте вопрос нашим юристам в форме обратной связи. Консультант даст разъяснения, опираясь на нормы нового дорожного регламента.

6. Видеофиксация инспекторами ГИБДД

Рассмотрим и обратную сторону вопроса – использование сотрудниками ГАИ видеозаписывающей аппаратуры при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии с регламентом, инспектор имеет право проводить аудио и видеозапись происходящего, при этом обязан оповестить всех участников о проводимой съемке. Полученные в результате видеоматериалы приобщаются к протоколу.

Напоминаем, что все действия между сотрудником инспекции и водителем должны сниматься специальным запоминающим устройством, расположенным на форме сотрудника полиции, которое должно быть доступно для обзора участнику дорожного движения.

Благодаря ведению видеосъемки во время общения сотрудника дорожной полиции и водителя, отпала необходимость привлекать понятых для составления протокола о допущенном правонарушении на дороге. В прежней редакции регламента, присутствие понятых было неотъемлемым условием.

7. Просьба выйти из машины

В соответствии с новым регламентом, сотрудники ГИБДД получили право требовать от водителя выйти из салона автомобиля в следующих случаях:

  1. при подозрении, что водитель находится в нетрезвом состоянии или нездоров;
  2. при проведении автомобиля, перевозимого груза;
  3. для оказания содействия;
  4. для устранения технических неисправностей автотранспорта.

Водитель в этих случаях обязан подчиниться.

8. Изъятие прав на месте отменено

Принципиальные новшества административного регламента коснулись нормы о лишении водительского удостоверения и запрете эксплуатации авто при грубом нарушении ПДД:

  1. С октября месяца изъятие прав как таковое на месте правонарушения больше проводиться не будет.
  2. Нарушителю вменяется в обязанности сдать их самостоятельно в течение последующих 3 суток в то отделение, сотрудником которого был оформлен протокол о задержании.
  3. Также изменения коснулись снятия инспектором, или по его указанию, регистрационных номерных знаков автомобиля. Эти права предоставлялись сотрудникам ГИБДД ранее, до вступления нового регламента, теперь это можно сделать только по постановлению судебного органа.

9. Камеры в зоне действия временных знаков

Нарушения скоростного режима в зоне ремонтных дорог, устанавливающие проезд на определенной скорости, наблюдались повсеместно. Ведь ремонт не может длиться вечно, и через несколько дней знаки убирают, а доказать, что водителем нарушен установленный скоростной режим практически невозможно.

Поэтому, согласно новому регламенту, в этих зонах отныне будут устанавливаться видеокамеры, автоматически передающие в центры фиксации все нарушения.

Это во многом может облегчить жизнь водителям, если, например, знак упал или он закрыт. Ведь многие знают, что в зоне обустройства автотрасс скорость ограничивается порой до 20 км в час, поэтому присланный штраф за превышение поможет опровергнуть видеосъемка.

10. ГИБДД больше не выдает справку о ДТП

Вступление в силу нового регламента, создало двоякую ситуацию при ДТП.

В соответствии с новым регламентом отменена выдача справок о ДТП по форме №154 , поскольку министерство считает, что на оформление справок уходит много рабочего времени, да и все необходимые сведения содержаться в протоколе о нарушении.

Между тем все правила страхования авто по ОСАГО устанавливаются Центробанком, и в них не исключили положения о необходимости справок. Многие страховые компании, особенно в глубинке, для компенсационных выплат по ремонту авто, побывавшего в аварии, требуют справку о месте и дате случившегося ДТП. Требования страховщиков вполне оправданы, ведь они действуют по внутренней инструкции, впрочем, как и сотрудники ДПС.

Поэтому если ваш страховщик по-прежнему не оплачивает ремонт без справки, то поможет только обращение в суд. Это, как известно, дело дорогостоящее и длительное, а ссылаясь на новые нормы, суд по вполне вероятным причинам может отказать в выдаче справки. Обратитесь за квалифицированной юридической помощью и получите бесплатную консультацию наших правовых экспертов.

Следует отметить, что поправка об отмене справки №154 в большей степени касается оформления ДТП по . Но не все водители знают тонкости его оформления, поэтому относятся к нему с опаской, и даже при незначительной аварии вызывают дорожных полицейских.

Представленное видео содержит советы эксперта, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации:

Выход из этой неоднозначной ситуации только один – время. И если будет хотя бы судебный прецедент, то справку вернут как обязательный документ для страховщиков, а может быть и нет, если ЦБ изменит действующую инструкцию.

11. Отрицательное медосвидетельствование

Вот что порадует многих автовладельцев, так это доставка водителя обратно к авто после отрицательного .

Одного подозрения, как известно, мало, и если после осмотра медиков и сдачи анализов алкоголь или наркотические вещества не обнаружены, то вас отвезут на место, откуда попросили проследовать на медосвидетельствования.

К тому же, в соответствии с новым регламентом, инспектор ДПС должен принести свои извинения и отдать вам честь, как законопослушному гражданину.

12. Вежливые инспекторы

И наконец, новый административный регламент МВД упорядочил процесс общения инспектора и владельца авто, упор сделан на корректное обращение с водителем:

  • Ему вменяется в обязанность воздерживаться от прямых дискриминационных высказываний в отношении лица, управляющего авто;
  • Он не должен уничижительно упоминать о расе водителя, его вероисповедании, поле, семейном положении и т. п.;
  • Разговаривать в грубой и неуважительной форме, в заносчивом тоне с явным пренебрежением к гражданину;
  • Обвинять водителя в тех действиях, которых он не совершал – на это имеет право только судебный орган;
  • Всячески оскорблять или выражаться нецензурной речью.
  • Также под запретом провокационные призывы к совершению противоправных действий водителем.

Хотя нормальному культурному человеку и так понятно, что в обращении с посторонними лицами следует придерживаться общепринятых норм поведения. Тем не менее руководство МВД решило лишний раз напомнить своим сотрудникам, что им разрешается на законном уровне делать, а какие действия недопустимы, прописав указания в новом регламенте. Видимо, не все так гладко в этой сфере.

Если вас заинтересовали статьи этой тематики, то вы сможете познакомиться с ними на нашем сайте. А если у вас появились вопросы, то наши юристы могут дать оперативный ответ в форме обратной связи.

С 20 октября на нашей с тобой Родине начал действовать новый административный регламент ГИБДД. По сути, это внутренний приказ МВД с инструкциями для инспекторов ДПС, однако нас с тобой он касается напрямую. Объясняем главные новшества на дорогах и что тебе с этим делать.

Госавтоинспекция справок о ДТП больше не выдает. Теперь вся информация об аварии будет заноситься только в предусмотренные законом процессуальные документы. Они бывают трех видов: определение о возбуждении дела и проведении расследования, протокол по делу об административном правонарушении и постановление на ту же тему.

Что теперь делать, если попадешь в аварию? Звонишь в полицию по номеру 112 или, если внезапно знаешь номер, в местную дежурную часть, и там тебе рассказывают, как быть. Если на дороге не разошлись только ты и еще один гонщик, никто не пострадал и меж вами не разгорелся диспут, заполняете извещения о ДТП сами и расходитесь миром.

Если завязалась дискуссия, ущерб значителен, что-то не так с документами и прочее, то дежурный, скорее всего, предложит оформить ДТП самим и явиться на ближний пост ДПС. Когда дело совсем плохо, особенно если есть пострадавшие, экипаж прибудет к вам. Инспектор сам решит, какой из трех вышеуказанных документов оформить, и выдаст тебе и остальным участникам аварии копии.

Гаишники могут останавливать тебя для проверки документов где угодно, а не исключительно на стационарном посту ДПС.

ГИБДД разрешено устраивать засады на так называемых машинах скрытого контроля (это служебные авто без опознавательных знаков). Такое было разрешено и раньше, но в новой редакции уточняется, что вышеуказанный штатный транспорт позволительно юзать, только чтобы фиксировать нарушения, которые могут привести к ДТП. Данные об увиденном дежурные передают патрулю, оснащенному положенными опознавательными знаками, и тормозить и карать тебя будет уже он.

Прятать патрульные машины - законно (а вот сознательно маскировать патрульные машины под молоковозы и утаивать мигалки - ни-ни!). Делать это положено «в аварийно-опасных местах, а также в случаях осуществления контроля за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения» и «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Патрули отправляются контролировать дорожное движение не по зову кошелька или сердца, а по решению начальника подразделения. Чтобы проверить, на законных ли основаниях находится на дороге остановивший тебя гаишник, позвони по номеру дежурной части, начертанному на борту патрульной машины. Если на положенном месте телефона нет, инспектор обязан сообщить тебе номер ответственного лица.

Ночью инспектору разрешено украшать собой сугубо освещенные участки дорог, при этом он должен быть оснащен светоотражающим жилетом и светящимся полицейским жезлом.

Если гаишник остановил тебя на трассе и попросил документы, прости, но ты должен вручить их не только из рук в руки и не просто без обложек, но даже без скрепок, зажимов, заколок и прочих невидимок. В новом регламенте это правило прописано четко!

Сотрудникам ГИБДД запрещено отнимать водительское удостоверение у тебя и номера у твоего автомобиля. Их потолок по первому пункту - составление протокола, изъять у тебя права может только суд.

Инспекторам разрешено снимать нарушения на любые камеры, в том числе в личном мобильном, а не только на служебные регистраторы. Частный случай: при освидетельствовании водителя на предмет опьянения темной ночью или на безлюдной стройке сотрудникам МВД можно просто снять происходящее на видео, а не искать по кустам понятых. Сделанную на телефон запись суд без слов примет как доказательство.

Ты, кстати, тоже можешь вволю снимать на видео ваши беседы со стражами дорог. Эта норма в регламенте больше не прописана, но и запрета никто не вводил. А что не запрещено...

Если у инспектора возникли сомнения по поводу твоей алкогольной адекватности и, чтобы их разрешить, он доставил тебя на пост ДПС или в медучреждение, а ты оказался чист, он обязан отвезти тебя обратно к твоей машине, отдать честь и пожелать счастливого пути.

Изменения нового административного регламента по контролю безопасности дорожного движения действуют с 20 октября 2017 года в соответствии с Приказом №664 российского МВД. Сначала предполагалось вступление документа в силу ещё в апреле этого же года, однако доработки привели к задержке на полгода. Одновременно с началом действия нового регламента отменяется старый, утверждённый Приказом №185 МВД и действовавший с 2009-го года.

В новом административном регламенте ГИБДД, который является руководством к действию для сотрудников ГИБДД, не появилось кардинальных изменений.С его помощью регулируются действия представителей Госавтоинспекции – даются новые полномочия и устанавливаются обязанности. Однако некоторые пункты касаются и водителей, которым следует знать об этих нововведениях.

Скачать текст регламента можно в конце статьи.

10 основных новшеств нового регламента

1. Проверять документы теперь можно где угодно

С 20 октября 2017 года автоинспекторы имеют право на остановку транспортных средств не только на стационарных постах, но и в любом другом месте. Однако, не в произвольном и выбранном сотрудником ГИБДД, а только в том, которое указано в приказе руководства. Нововведение автоматически отменяет запрет на проверку документов водителя вне стационарного поста ГИБДД, введённый в 2009-м году – сразу же после заявления Рашида Нургалиева, являющегося на тот момент главой российского МВД.

Фактически запрет не работал, а попытки граждан воспользоваться им не привели к положительным результатам. Если водитель утверждал, что остановка за пределами поста незаконна, то сотрудник ДПС говорил, что остановка транспортного средства выполнена в рамках плана «Перехват» для поиска угнанной машины. А во время таких проверок проверяются и водительские удостоверения – причём, не обязательно рядом с постами.

2. Цепочки вне закона

Остановив транспортное средство, автоинспектор имеет право требовать от водителя показать документы. Права должны быть и со снятой обложкой, как это было положено по старому регламенту, и без удерживающих приспособлений – в том числе, цепочек или шнурков, которыми привязывали права некоторые автомобилисты, чтобы помешать сотруднику ГИБДД забрать их с собой. Хотя привязанное удостоверение не помогало водителю и до внесения изменений – инспектор имел право требовать предъявить права, находясь в 1,5 метрах от машины. И отказ показать грозил водителю административным арестом сроком на 15 суток.

3. Съемка на камеру: не разрешили, но и не запретили

Из текста нового регламента убрали разрешение водителям вести съёмку автоинспектора. В старом было прописано, что инспектор не может запретить вести видеосъемку. В новом административном регламенте этого нет, хотя и прямого запрета снимать сотрудника ГИБДД в регламенте тоже не содержится.

МВД объяснил это тем, что после введения в действие закона о полиции в 2011 году пункт о разрешении не обязательно указывать отдельно, мол это и так там прописано. Кроме того в МВД говорят, что у каждого гражданина есть право на получение и распространение информации любыми законными способами согласно третье части 15-й статьи Конституции РФ.

Но в законе о полиции нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки. Там говорится, что, ограничивая съемку, автоинспектор должен сослаться на нормы закона. Но вы попробуйте докажите это инспектору ДПС на практике. А практика работы ДПС показывает, что при попытке снимать сотрудника ГИБДД на камеру, телефон или видеорегистратор, он, как правило, запрещает это делать.

Если же гражданин возражает и требует указать, каким нормативно-правовым актом запрещается съёмка, автоинспектор предлагает обжаловать его действия в суде или другой инстанции. А отказ выполнить просьбу инспектора грозит водителю или другому пытающемуся вести съёмку гражданину административным штрафом или арестом. Статья 19.3 российского КоАП — штраф за неповиновение законному требованию сотрудника МВД на сумму 500–1000 руб, или арест на срок до 15 суток. Хотя в суде дело обычно заканчивается минимальным штрафом в 500 рублей.

4. Требование покинуть машину теперь законно

Согласно изменениям административного регламента, у инспектора появилось право предложить водителю покинуть транспортное средство, если он подозревает, что водитель в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И тот обязан выполнить это требование. При необходимости водитель обязан сесть в автомобиль ДПС.

При этом представитель ГИБДД получает право требовать документы не только у граждан за рулём, но и у пассажиров. Если пассажир не пристёгнут, то у него наступает административная ответственность и составляется протокол, для чего необходимо установить личность пассажира. Если документов нет, то инспектор должен установить личность через информационные системы МВД. Если такой возможности на месте нет, то сотрудник ДПС может доставить пассажира в участок. Среди обязанностей инспектора появились поиск условий и причин, способствующих совершению правонарушения.

5. Снимаешь на камеру — предупреди

Изменения текста регламента позволяют проводить съёмку процессуальных действий автоинспектором без присутствия понятых. Поэтому теперь вместо поиска понятых сотрудник ГИБДД может пользоваться специальным техническим средством или другим устройством для видеозаписи. При этом участник дорожного движения, которого снимает сотрудник полиции, должен быть предупреждён о факте съёмки – даже если она ведется в патрульной машине и для записи используется специальное оборудование из патрульной машины.

6. Распечатку е-ОСАГО узаконили

Среди нововведений, которые окажутся полезными для водителя, есть возможность предъявления не только бумажного полиса ОСАГО, но и распечатки электронного. Это право уже было предоставлено застрахованных автовладельцам с 2016 года, но его подтверждения в регламенте ГИБДД не было.

7. Засады ДПС, или камеры можно ставить где угодно

По новым правилам патрульный автомобиль ГИБДД должен быть отчётливо виден издалека любому участнику дорожного движения. Остановка машины автоинспектором, находящимся в засаде, разрешается – но только в особых случаях. Особый случай – это аварийный участок дороги или, если ведется фото- и видеосъёмка нарушений. В таких случаях можно маскировать машину ДПС в местах с ограниченной видимостью с помощью естественного рельефа (повороты, пригорки, здания и т.д).

И теперь, если старым регламентом запрещалось устанавливать треноги с радарами и камеры за пригорком, поворотом или объектами инфраструктуры, новый допускает такие действия со стороны сотрудников автоинспекции. Можно устанавливать такое средство видеофиксации, например, в зоне действия знака временного дорожного ограничения, где проводятся ремонтные работы.

8. Увези назад, откуда взял

Ещё одно изменение предусматривает обязанность инспектора ГИБДД отвезти человека, который прошёл проверку на состояние опьянения в медицинском учреждении с отрицательным результатом теста, обратно к его машине. Основанием для проверки водителя на алкоголь в крови могут стать:

  • исходящий от человека запах спиртного;
  • неустойчивая поза; нарушенная речь;
  • неестественный цвет кожи лица;
  • неадекватное поведение.

Перед тем, как отправить водителя на освидетельствование, инспектор отстраняет его от управления транспортным средством. Процедура отстранения проводится при понятых, а если их нет, обязательно делается видеозапись.

9. Грубить уставом не положено

Новый регламент ГИБДД от 20.10.2017 года регулирует поведение автоинспекторов, которые обязаны быть вежливыми с водителями, даже если они нарушили правила. Сотрудник ДПС должен объяснить причину остановки, он не имеет право высказываться в дискриминационном ключе, говорить грубо, пренебрежительно или заносчиво, предъявлять неправомерные обвинения и оскорблять оппонента.

10. Инспектор взятки не берет, он о них докладывает

В новых правилах впервые предписываются действия сотрудников ДПС в тех случаях, когда им предлагают «взятку». В этом случае автоинспектор обязан уведомить об этом МВД с помощью специально составленной формы. Также от него требуется организовать помощь в транспортировке водителю сломавшейся машины и обеспечить переход через дорогу инвалидам и детям. А ещё сотрудник ГИБДД получает возможность информировать участников дорожных происшествий о месте и времени рассмотрения их дел с помощью СМС – хотя для этого требуется их согласие.

Видео: НОВЫЙ РЕГЛАМЕНТ ГИБДД (№664) от 20 октября! ЭТО ПРОСТО КАПЕЦ

Именно с авариями возникли серьезные проблемы. Дело в том, что из этого регламента ушла справка о ДТП. А это между прочим основной документ согласно правилам страхования по ОСАГО для получения выплаты. То есть сегодня ГИБДД больше не будет выдавать таких справок.

Предсказать, что наступит на рынке, не так уж и сложно. Страховщики начнут отказывать в приеме документов на выплату только на том основании, что среди бумаг нет справки о ДТП. Водители в массовом порядке побегут в суды. И суды будут принимать решения в их пользу, потому что в законе об ОСАГО говорится о документах, оформленных сотрудниками Госавтоинспекции. О справке там речи не идет.

Зато в правилах страхования ОСАГО, которые утверждает Центробанк, эта справка прописана. Страшно боясь аудита, страховщики предпочтут отказывать в приеме документов и будут ждать решения суда.

Причем это касается не только ОСАГО. По страхованию КАСКО и добровольному страхованию ответственности возникнет та же неприятная ситуация. Ведь в правилах добровольного страхования также в качестве обязательного документа прописана справка о ДТП.

Но эту проблему сможет решить сама страховая компания, поменяв эти свои правила по согласованию с тем, кто заключал с ней договор. А внести изменения в правила страхования по ОСАГО может только Центробанк.

Изменить правила страхования по ОСАГО и исключить справку о ДТП может только Центробанк

Почему возникла такая парадоксальная ситуация? До 2014 года справка о ДТП была указана в правилах страхования ОСАГО, которые утверждало правительство. Поэтому обязательная выдача справки об аварии оставалась и в регламенте МВД. Но в 2014 году правила страхования стал утверждать Центробанк. Но он не может давать указания по деятельности МВД. Возникает коллизия: постановление правительства не предусматривает справки о ДТП, а в правилах, утвержденных Центробанком, она есть. Прошло три года, а ситуация не изменилась. Но только до тех пор, пока МВД не обнаружило лишний документ.

Госавтоинспекция не раз обращалась в Центробанк с пожеланием изменить правила страхования и убрать оттуда обязательность предоставления справки о ДТП. Однако до сих пор результата не добилась. В итоге теперь правила страхования противоречат регламенту ГИБДД.

Два ведомства не нашли общего языка, а пострадают водители. С завтрашнего дня, если авария потребовала оформления с помощью сотрудников ГАИ, то максимум, что смогут получить на руки участники аварии - это процессуальные документы. Например, определение об отказе в возбуждении административного дела или постановление о наложении штрафа. Получить другие документы участники аварии смогут в прежнем порядке.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в ГИБДД, в протоколах, постановлениях, определениях и прочих документах будет максимально расписана вся ситуация. То есть сколько и какие машины участвовали в ДТП, какие повреждения они получили. Также будут указаны данные их владельцев и водителей, номера полисов ОСАГО. Водитель по-прежнему должен заполнить извещение о ДТП со схемой происшествия и предоставить в страховую компанию. Бланк этого извещения выдается при покупке полиса ОСАГО.

В законе об ОСАГО прописаны требования о предоставлении документов из ГИБДД.

Как сообщили в Российском союзе страховщиков, главное - не правила, утвержденные Центробанком, а закон. А в законе об ОСАГО, а именно в пункте 5 статьи 11, указано, что "для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции". То есть процессуальных документов о возбуждении административного дела или об отказе в его возбуждении будет достаточно. Страховщик получит документы о ДТП, оформленные уполномоченным на то сотрудником полиции.

Правда, стоит напомнить, что в правилах страхования прописано, что такой водитель должен предоставить и справку о ДТП. Понятно, что закон важнее всяких правил. Но большинство страховщиков руководствуется именно правилами.

В итоге водителю могут отказать в приеме документов на том основании, что согласно правилам не представлен весь пакет документов. Или на том же основании отказать в выплате. Как сообщают в РСА, в МВД указывают на то, что вся информация о ДТП содержится в заполненном извещении о ДТП.

Действительно, закон об ОСАГО предписывает участникам ДТП заполнять бланки извещений о ДТП, но это может стать основанием для возмещения по ОСАГО только в одном случае - когда выполнены условия "европротокола", что подтверждено подписями двух водителей в оформленном извещении о ДТП.

Грубо говоря, то, что в случае аварии вы и ваши визави оформили извещение о ДТП, еще не дает вам права на выплату.

Да, Госавтоинспекция дала разъяснения для своих сотрудников о том, что в документы о ДТП будут вноситься сведения (номер полиса ОСАГО, характер повреждений), необходимые страховщику. По запросу пострадавшего страхователя будет выдаваться копия такого документа, которую он сможет представить в страховую компанию.

Но правила ОСАГО, если речь не идет о "европротоколе", таких документов не предусматривают.

А теперь поговорим о грустном. Понятно, что при таком раскладе страховщики воспользуются неожиданным случаем отказать в выплате.

В результате вырастет количество обращений в суд. Как мы уже писали раньше, закон об ОСАГО не знает термина "справка о ДТП". И суды встанут на сторону пострадавшего.

То есть с пятницы количество судебных разбирательств в отношении страховых компаний вырастет в разы. Более того, в разы вырастет количество случаев страхового мошенничества. Ведь перекупить заведомо выигрышные претензии к страховщикам станет выгодно.

Госавтоинспекция направила не только разъяснения в свои подразделения о том, как теперь требуется оформлять документы об авариях, но и уведомление в Центробанк. В нем мегарегулятору напоминают о том, что такой документ, как справка о ДТП с 20 октября выдаваться не будет. Поэтому необходимо внести изменения в правила страхования ОСАГО.

Однако Центробанк пока на все эти письма не реагирует. Стоит напомнить, что в день только на дорогах столицы происходит более тысячи аварий. И если все пострадавшие в них пойдут в суды, несложно представить, чем это закончится.

О правовых аспектах взаимодействия с ГИБДД эксперты "РГ" в рубрике "Юрконсультация"

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...