Изменения в федеральный закон 73 фз. Что гласит закон об объектах культурного наследия


Объекты культурного наследия народов РФ — это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) — это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает следующие аспекты :

  • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
  • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
  • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
  • Учет исторической недвижимости;
  • Проведение экспертизы;
  • Создание методов для сохранения исторических памятников;
  • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
  • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
  • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.

Скачать

Закон «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации» включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур — это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей .

Последние изменения, внесенные в закон «Об объектах культурного наследия»

Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

Наименование статьи 52.1

При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово «федеральный» заменено на «государственный».

Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

Таковыми являются :

  • Муниципальные образовательные организации;
  • Государственные муниципальные организации;
  • Научные организации/учреждения.

Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

Статья 18

В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

Статья 25

В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :

  • Научную;
  • Художественную;
  • Эстетическую;
  • Антропологическую.

Статья 45

В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей .

Статья 36. Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ

1. Проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

2. Изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

3. Строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

4. В случае обнаружения в ходе проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик (застройщик) объекта капитального строительства, лицо, проводящее указанные работы, обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия, которым получено такое заявление, организует работу по определению историко-культурной ценности такого объекта в порядке, установленном законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территории которых находится обнаруженный объект культурного наследия.

5. В случае обнаружения объекта археологического наследия уведомление о выявленном объекте археологического наследия, содержащее информацию, предусмотренную пунктом 11 статьи 45.1 настоящего Федерального закона, а также сведения о предусмотренном пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особом режиме использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия, направляются региональным органом охраны объектов культурного наследия заказчику указанных работ, техническому заказчику (застройщику) объекта капитального строительства, лицу, проводящему указанные работы.

Указанные лица обязаны соблюдать предусмотренный пунктом 5 статьи 5.1 настоящего Федерального закона особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается выявленный объект археологического наследия.

6. В случае отнесения объекта, обнаруженного в ходе указанных в пункте 4 настоящей статьи работ, к выявленным объектам культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия уведомляет лиц, указанных в пункте 5 настоящей статьи, о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия с приложением копии решения о включении объекта в указанный перечень, а также о необходимости выполнять требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия, определенные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона.

Региональный орган охраны объектов культурного наследия определяет мероприятия по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного наследия либо выявленного объекта археологического наследия, включающие в себя обеспечение техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиком работ, указанных в пункте 4 настоящей статьи, разработки проекта обеспечения сохранности данного выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.

В случае принятия решения об отказе во включении указанного в пункте 4 настоящей статьи объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня принятия такого решения региональный орган охраны объектов культурного наследия направляет копию указанного решения и разрешение на возобновление работ лицу, указанному в пункте 5 настоящей статьи.

7. Изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

Соответствующий орган охраны объектов культурного наследия определяет меры по обеспечению сохранности указанных в настоящем пункте объектов, включающие в себя разработку проекта обеспечения сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.

8. В случае ликвидации опасности разрушения объектов, указанных в настоящей статье, либо устранения угрозы нарушения их целостности и сохранности приостановленные работы могут быть возобновлены по письменному разрешению органа охраны объектов культурного наследия, на основании предписания которого работы были приостановлены.

9. Изменение проекта проведения работ, представляющих собой угрозу нарушения целостности и сохранности выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, разработка проекта обеспечения их сохранности, проведение историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия, спасательные археологические полевые работы на объекте археологического наследия, обнаруженном в ходе проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, а также работы по обеспечению сохранности указанных в настоящей статье объектов проводятся за счет средств заказчика указанных работ, технического заказчика (застройщика) объекта капитального строительства.

10. В случае установления, изменения границ территорий, зон охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, а также в случае принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия в правила землепользования и застройки вносятся изменения.

11. Археологические предметы, обнаруженные в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ, подлежат обязательной передаче физическими и (или) юридическими лицами, осуществляющими указанные работы, государству в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.


Судебная практика по статье 36 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ

    Решение № 12-75/2019 5-386/2018 от 25 марта 2019 г. по делу № 12-75/2019

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Административные правонарушения

    73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определяет правовой режим зоны охраны объектов культурного наследия. Согласно пункту 2 статьи 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, ...

    Решение № 7П-24/2019 от 20 марта 2019 г. по делу № 7П-24/2019

    Верховный Суд Республики Марий Эл (Республика Марий Эл) - Административные правонарушения

    Работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 этого Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются...

    Решение № 12-15/2019 от 15 марта 2019 г. по делу № 12-15/2019

    Физических или юридических лиц. При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В соответствии с п. 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов...

    Решение № 12-14/2019 от 15 марта 2019 г. по делу № 12-14/2019

    Апелляционный суд города Севастополя (Город Севастополь) - Административные правонарушения

    Решение № 12-13/2019 от 15 марта 2019 г. по делу № 12-13/2019

    Апелляционный суд города Севастополя (Город Севастополь) - Административные правонарушения

    Физических или юридических лиц. При этом границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В соответствии с пунктом 2 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона, работы по использованию лесов...

В Российской Федерации культурные ценности считаются достоянием государства, поэтому их обязательно следует зарегистрировать. Охрана объектов культурного наследия происходит согласно законодательным актам. В России подобные предметы проходят экспертную проверку перед внесением в общий список.

Характеристика объектов

В 2019 году были внесены существенные поправки в Федеральный закон об объектах культурного наследия, и теперь этот документ:

  • устанавливает правила сохранности и применения культурных памятников;
  • способствует продвижению историко-культурных памятников;
  • регулирует правила распоряжения историко-культурными объектами;
  • устанавливает правила регулирования и функционирования перечня ценностей;
  • контролирует охрану культурного наследия государства.

ФЗ 73 «Об объектах культурного наследия» (с изменениями 2019 года) действует в соответствии с основными законодательными нормами Российской Федерации. Этот законодательный документ установил категорию и вид ценности, обозначил ее суть, возможную область знаний: ценность может являться предметом недвижимости, археологической находкой или быть частью исторического факта.

Объекты культурного наследия федерального значения выступают источником знаний. Археологические ценности можно найти в грунте во время проведения раскопок. Это всевозможные поселения, укрепления, каналы и т.п. Религиозные сооружения, садово-парковое искусство, народные промыслы - все это историко-культурное наследие.

Перечень культурных памятников включает строения, здания в исторических районах, жилые помещения, где проживали известные личности, совершались знаменательные исторические события.

Культурный пласт - часть земли, которая содержит предметы старше 100 лет. Перечень объектов культурного наследия федерального значения включает вещи и территории, дающие представление о развитии народностей, общностей России. Согласно ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) ценности могут иметь федеральное, региональное и местное или муниципальное значение.

Порядок ведения реестра

ФЗ (глава IV) обозначил регламент ведения единого списка. Данные списка - источник информации обо всех обнаруженных и зарегистрированных объектах, о месте их расположения. Формирование общего списка происходит по решению специализированного органа. Исключение (внесение) ценностей из списка также происходит по его решению.

Выявление объектов проводят органы охраны по просьбе заинтересованного физического или юридического лица. Расходы по исследованию возлагаются на заказчиков. ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) указывает на необходимость представления заявления о добавлении в реестр. Документ содержит упоминание о культурной ценности предмета и точном месте его расположения.

Поданная бумага является причиной инициирования действий по обнаружению ценности. Порядок действий устанавливается законодательными актами субъектов России. Процедура длится на протяжении 3 месяцев. Затем орган охраны выносит резолюцию о внесении предмета в список. Информирование заявителя производится в течение 3 дней. Государство охраняет выявленный объект культурного наследия с момента внесения его в реестр.

Владельца извещают об обязанности содержания предмета в неизменной форме после вынесения резолюции о добавлении его к Единому реестру. Это предписание собственник вправе опротестовать. Сносить объект категорически запрещено.

Экспертиза по выявлению

Глава V ФЗ № 73 посвящена регламенту работы по выявлению ценностей. Для этого назначается историко-культурная экспертиза. Ее задачи:

  • обосновывать внесение ценности в единый список;
  • определять категорию значения;
  • исключать из списка;
  • определять требования для содержания и хранения подтвержденной ценности;
  • определять зоны охраны объектов культурного наследия;
  • выявлять значимость;
  • определять соответствие проекта на работы выставленным требованиям;
  • уточнять информацию о выявленной ценности;
  • сохранять объект во время мероприятий в месте его размещения.

Историко-культурная экспертиза имеет следующие принципы:

  • она должна быть объективна, научно обоснована;
  • проведение исследования подчинено законодательным требованиям;
  • предмет наследия следует сохранить при любых видах деятельности;
  • сведения, представляемые для экспертизы, должны быть полными и достоверными;
  • исследование не должно быть сокрытым.

Согласно статье 30 ФЗ № 73 (с изменениями 2019 года) предметом экспертизы может выступать:

  • земля, где планируются работы;
  • документация, дающая объяснение, почему тот или иной предмет должен быть внесен в реестр или исключен из него;
  • документация, относящая предмет к другой категории;
  • документация, объясняющая, почему предмет должен быть отнесен к заповедникам или всемирным ценностям;
  • план по проведению действий для сохранения ценностей;
  • проект зон охраны объекта культурного наследия.

Оплату проверки производит его заказчик. Стоимость устанавливается правительственными нормативами. Результат экспертизы - документ, включающий итоги исследования. Опираясь на результат, выносится резолюция: вписать выявленный объект культурного наследия в общий перечень ценностей России или отказать. По исковому документу заинтересованного лица возможно назначение повторного исследования. Выводы проведенной экспертизы, учитывая принцип гласности, должны размещаться в интернете.

Изготовление паспорта

Каждый ценный предмет, включенный после проведенной экспертизы в перечень памятников культуры, получает паспорт объекта культурного наследия. Представитель государственного исполнительного органа утверждает форму документа. Она состоит из следующих данных:

  • наименования ценности;
  • даты возникновения, изменения или перестройки произошедшего исторического факта, связанного с ценностью;
  • категории, куда входит данный предмет (культура, архитектура и другие);
  • вида объекта;
  • реквизитов решения о внесении объекта в реестр и времени его вынесения;
  • информации о местоположении выявленного предмета (место расположения, его описание);
  • информации о территории, подлежащей охране;
  • определения предмета;
  • фотографии ценности или местности, где он располагается;
  • информации о зонах охраны;
  • деталей решения проводить охрану экземпляра.

Федеральным органом охраны устанавливаются правила оформления паспорта. Его образец и форму можно найти на нашем сайте. Помощь можно получить у опытного юриста, который рассмотрит конкретную ситуацию и подскажет правильное решение, поможет составить заявление. Обратиться к специалисту можно по телефону. На сайте есть обратная форма связи с экспертом.

Правила владения и использования ценности

Одно из главных требований относительно выявленной ценности - необходимость ее регистрации. Остальной перечень посвящен ее сохранению (статья 47). Законодательство обязывает консервировать объект или место, где он располагается, производить ремонт, восстановление. При необходимости его следует приспособить к применению.

Реставрация объектов культурного наследия проводится по запросу. Согласно статье 47 ФЗ № 73 физические лица или организации, отвечающие за сам предмет или зону, где он расположен, должны:

  • осуществлять расходы по содержанию ценности в должном состоянии;
  • отказываться от работ, если они подвергнут изменениям выявленный предмет, ухудшат условия хранения;
  • воздерживаться от проведения мероприятий, способных изменить ценность, пока предмет охраны объекта культурного наследия остается неопределенным;
  • гарантировать неизменность состояния;
  • воздерживаться от применения предмета в качества склада, производственного помещения, лаборатории;
  • извещать органы охраны о повреждении, происшествии, вследствие которого был причинен вред ценности;
  • совершать действия по предотвращению чрезвычайного происшествия, ухудшившего состояние ценности;
  • поддерживать территории в надлежащем, благоустроенном состоянии.



Законодательные акты запрещают владельцам ограничивать россиянам и гостям государства доступ к культурным ценностям. Правила устанавливаются органами охраны. Право владельца пользоваться объектом или территорией нельзя ограничивать, нарушать.

Вследствие порчи предмета возможно ограничение доступа (статья 47.5). Такое положение может наступить при реставрации. Решение о приостановлении и восстановлении доступа выносится органом охраны.

Действия для сохранности ценности

ФЗ № 73 (статья 45) определил процедуру осуществления мероприятий по содержанию и сохранению предметов культуры. Для деятельности нужна санкция, выданная органом охраны. Чтобы осуществлять деятельность, готовят проектную документацию.

Заявление на проведение действий относительно ценностей регистрируют в МФЦ. Инициатором запроса становятся собственники. Сотрудники органа охраны наследия выдают разрешение на начало процедуры, определяют ее задания, согласовывают запланированные мероприятия.

Составители проекта руководят проводимыми действиями и осуществляют надзор. Лицензия на реставрацию объектов культурного наследия требуется, чтобы провести работу. Ее выдают гражданам и юрлицам в соответствии с регламентом.

Отчет изготавливают на протяжении 90 дней с момента прекращения исследования. Еще месяц дается сотрудникам органа охраны, чтобы утвердить его. Регламент по утверждению результата установлен на государственном уровне.

Прием работы осуществляет владелец ценности или заинтересованное лицо вместе с представителями органа. Документы о приеме выдают в 15-дневный срок с момента принятия отчета. Охрана объектов культурного наследия завершается при изъятии предмета из реестра.

Суть охранных обязательств


Законом предусмотрено наложение требований на владельца предмета или территории, где он находится. Они содержатся в охранном обязательстве объектов культурного наследия и включают следующие предписания:

  • сохранять ценности согласно ФЗ № 73;
  • содержать и использовать ценный предмет при ухудшении состояния в соответствии с нормами, описанными в законе;
  • обеспечить доступ к предмету;
  • при необходимости рекламы размещать ее на объекте культуры, когда действие разрешено законом.

В охранное обязательство разрешено вносить дополнительные требования (пункт 3 статьи 47.6). Обжалование документа возможно через судебную инстанцию.

Охранное обязательство несет в себе информацию о предмете, если отсутствует паспорт. Документ содержит:

  • название;
  • время появления самой ценности и фактов о ней;
  • категорию;
  • информацию о внесении ценности в общий перечень;
  • данные о месте нахождения объекта;
  • описание границ охраны и ее предмет;
  • фото ценности или участка;
  • зоны и детали акта их принятия.

Охранное обязательство включает обязательства владельцев, ответственных граждан (организаций):

  • финансирование действий для исполнения требований по сохранности предмета;
  • следование требованию по сохранности.

Охранное обязательство утверждает акт органа охраны. После вынесения он пребывает в публичном доступе. В России подобные акты выкладывают в интернет.

Копию акта на объект культурного наследия отправляют владельцу ценности и регистрационному органу. Если охраняемый предмет или территория передается другому лицу, охранное обязательство переходит к нему.

Внесение информации в Единый реестр выполняется в соответствии с ФЗ № 73. При подготовке заявления необходимо обращаться к опытным специалистам. Юристы сайта всегда предоставят помощь и своевременный совет.

1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.

2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.

4. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.

7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.

Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.

9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.

10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.


Судебная практика по статье 45 ФЗ от 25.06.2002 № 73-ФЗ

    Решение от 4 апреля 2019 г. по делу № А56-82235/2018

    Ст. 47.2 Закона № 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 45 Закона № 73-ФЗ. В соответствии с п.п. 1, 4 п. 1 ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях...

    Решение № 7А-155/2019 от 26 марта 2019 г. по делу № 7А-155/2019

    Вологодский областной суд (Вологодская область) - Административные правонарушения

    Доводы жалобы, заслушав представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области Труфанову А.В., прихожу к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в...

    Решение № 12-90/2019 от 19 марта 2019 г. по делу № 12-90/2019

    Верховный Суд Республики Крым (Республика Крым) - Административные правонарушения

    Причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения...

    Решение № 7-24/2019 от 18 марта 2019 г. по делу № 7-24/2019

    Воронежский областной суд (Воронежская область) - Административные правонарушения

    Виде административного штрафа в размере рублей. Как установлено материалами дела, в результате проведения плановой проверки установлено, что ГБПОУ «ВСМШ (колледж)» нарушило требования ч.1 ст. 45 , ч.1,2 ст.47.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а именно в отсутствие...

    Решение от 15 марта 2019 г. по делу № А56-148919/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия. Согласно статье 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия (консервация, ремонт, реставрация, приспособление объекта культурного наследия для современного использования) проводятся на основании задания и разрешения на...

  • ...суд города Ярославля. Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда о том, что на момент рассмотрения дела нарушения положений ч.1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» Гутопом М.Р. устранены. Указывается, что данный вывод...
  • Решение № 7П-114/2019 от 7 марта 2019 г. по делу № 7П-114/2019

    Красноярский краевой суд (Красноярский край) - Административные правонарушения

    Разрешения на проведение работ уполномоченного государственного органа охраны, в отсутствие технического, авторского надзора и государственного надзора за проведением работ, чем нарушены положения ст.ст. 40, 45 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Постановлением судьи Железнодорожного районного суда г. Красноярска...

  • ...уполномоченным органом во взаимосвязи с теми нормативными правовыми актами, которыми установлены градостроительные нормы и ограничения применительно к рассматриваемому земельному участку. В силу ст. ст. 35, 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных...

Объекты культурного наследия народов РФ это объекты в виде недвижимого имущества или иные предметы в виде памятника или скульптуры, которые обладают исторической ценностью. Для сохранения исторического наследия, был принят Федеральный закон №73.

Действующий ФЗ включает нормы и правила, которые способствуют защите культурного наследия народов РФ. Каждый гражданин РФ обязан защищать памятники и беречь скульптуры. Также законодательство направлено на реализацию прав по развитию и сохранению информации в первостепенном виде для создания собственной культуры. Объекты культурного наследия (памятники, скульптуры и т.д) это особенная ценность для народа РФ. Подобные предметы формируют часть мирового культурного наследия.

Законопроект был принят 24 мая 2002 года, а вступил в силу на основании решения Совета федерации 14 июня 2002 года. Последние поправки были внесены 7 марта 2017 года.

Закон Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации включает следующие аспекты :

  • Определение предмета регулирования действующего ФЗ;
  • Определение полномочий органов власти для сохранения, использования или восстановления исторических памятников;
  • Обеспечение финансирования мероприятий, которые способствуют сохранению, популяризации и созданию собственного культурного наследия;
  • Учет исторической недвижимости;
  • Проведение экспертизы;
  • Создание методов для сохранения исторических памятников;
  • Определения ситуаций, при которых возникают или прекращаются имущественные права на подобные виды недвижимости и исторические предметы;
  • Перечисление условий аренды недвижимости культурного наследия;
  • Определение ответственности в случае нарушения норм действующего Федерального закона.

Закон Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации включает в себя 14 глав и 66 статей. В нем также описываются способы защиты исторических предметов и объектов. Следует сказать, что охрана памятников или скульптур это одна из приоритетных задач органов государственной власти РФ, а также органов местного самоуправления Российской Федерации. Чтобы ознакомиться с последней редакцией действующего Федерального закона, перейдите по следующей ссылке .

Последние изменения, внесенные в закон Об объектах культурного наследия

Согласно закону, последние изменения проводились 7 марта 2017 года. Они коснулись смены наименования статьи 52.1 и дополнения настоящей статьи пунктом 7.1.

Наименование статьи 52.1

При последней редакции было изменено название статьи, а именно слово федеральный заменено на государственный.

Дополнение статьи 52.1 пунктом 7.1.

Согласно закону, были перечислены дополнительные учреждения, которые входят в список тех, которым передается полномочие для восстановления и защиты памятников и скульптур.

  • Муниципальные образовательные организации;
  • Государственные муниципальные организации;
  • Научные организации/учреждения.

Кроме вышеперечисленных изменений, ниже рассмотрены следующие статьи:

В ст 18 73-ФЗ определяется порядок, на основании которого объекты имущества (в т. ч. памятники) могут быть зарегистрированы как недвижимость культурного наследия. Для того чтобы характеристики объекта соответствовали культурным ценностям, необходимо провести государственное историко-культурное исследование.

В ст 25 закона включены основания, по которым определяется право на включение в список объекта недвижимости.

Чтобы хотя бы один из них был включен в список, памятник, скульптура или другой объект должен предоставлять следующую ценность :

В 73-ФЗ ст 45 описывается порядок проведения восстановительных работ для сохранения целостности недвижимости, в том числе памятников или скульптур. Восстановительные работы проводятся только после специального поручения органами местной или государственной власти. В соответствии с законом, прежде чем начать выполнять строительные или реставрационные работы, необходимо получить разрешение.

Чтобы просмотреть изменения, внесенные при последней редакции, скачайте закон по следующей ссылке .

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...