Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля. Как получить утрату товарной стоимости автомобиля по осаго


3.10.2016 | 12:19 Обновлено: 30.06.2018 1742

Утерянная товарная стоимость авто по ОСАГО: пошаговая инструкция взыскания + бланки заявлений и совет к кому обратиться за помощью

Привет! Это Кулик Илья и сегодня тема: утеря товарной стоимости автомобиля ОСАГО.

Большая часть автомобилистов даже не догадывается, что по полисам ОСАГО и КАСКО можно получить не только обычное страховое возмещение, но и дополнительную вполне приличную выплату по утере товарной стоимости (УТС), вследствие каких-либо страховых случаев.

Интересно? Еще бы!

Но дело в том, что страховщики сами никогда не выплачивают подобные возмещения. Мало того, они всячески противятся этому. Но данный факт совсем не означает что закон на их стороне и если автомобилист готов побороться за свои деньги, то вероятность успешного исхода дела высока, хотя и не стопроцентна.

Ну судятся же водители по поводу недостаточных выплат и, хоть и не всегда, но большей частью выигрывают свои иски, получая доплату.

Итак, давайте начнем с самого начала и выясним, что же такое это самое УТС и с чем его кушают. Утрату товарной стоимости можно описать и в простом, и в более развернутом виде.

Простое определение УТС

Простое для понимания определение гласит, что авто, восстановленное после аварии, в сравнении с его доаварийным состоянием, стоит дешевле.

Логичное заключение? Вполне!

Так вот, именно та разница в стоимости между битой и небитой машиной и есть УТС. Как раз ее, без привязки к страховому делу, с или без, «насобачились» определять опытные перекупы, последовательно снижающие цену за обнаруженные исправленные повреждения.

В принципе, подобного определение вполне достаточно для обычного водителя.

Профессиональное определение УТС

Более развернутое определение соответствует содержащемуся в специальной методичке «УТС», которую используют в своей работе судебные эксперты и оно несколько отличается своей сутью от «народного».

Вкратце его можно выразить так: УТС – это объективная констатация факта невозможности полноценного восстановления состояния машины до уровня, предшествующего страховому случаю.

Основывается это положение на том, что восстановительный ремонт не способен вернуть авто его прежние качества полностью, т. к. любые повреждения, являющиеся страховыми случаями, приводят к необратимым последствиям для отдельных элементов транспортного средства (ТС), его общей геометрии, работоспособности и качеств эксплуатации.

То есть, машину в любом случае невозможно восстановить до полного соответствия предаварийному состоянию, а разница между до и после и есть УТС.

Обратите внимание, что нанесение вреда ТС может произойти не только при ДТП, но и в других страховых или спорно-страховых случаях.

Определение Верховного суда РФ

Но это еще не все. Существует еще одно официальное определение, которое было сформировано Верховным судом в 2007 г. при рассмотрении проблематики по данному профилю.

Определение ВСРФ гласит, что УТС автомашины есть снижение ее объективной стоимости из-за нанесенного транспорту преждевременного ущерба в результате аварий и восстановительного ремонта:

  • Товарному виду.
  • Характеристикам эксплуатации.
  • Свойствам отдельных элементов конструкции.
  • Кузова в целом.
  • Узлов и деталей.
  • Соцельных устройств и агрегатов.

Что ж, с определениями термина мы разобрались, теперь давайте посмотрим, стоит ли эта «овчинка» вообще выделки, и что может на это повлиять.

Стоит ли бороться за выплаты по УТС?

На чьей стороне законодательная база?

Ранее, взыскать со страховщиков выплаты по УТС было делом весьма хлопотным, т. к. до 2007 г. строго определенных положений по данному вопросу не существовало. При обращении граждан за подобными возмещениями, страховые компании (СК) отказывались от компенсаций на основании ФЗ «Об ОСАГО» (№40, редакции 2002 г.), где статья 2 (п. 63) интерпретировалась ими как относящая УТС к разряду упущенной выгоды.

В 2007 г. ВС РФ в своем постановлении (№ГКПИ0-658) аннулировал ряд положений нормативных документов, ограничивающих выплаты гражданам по УТС, включая упомянутый пункт 63 закона об ОСАГО.

С этого момента иски более часто заканчивались положительным решением в пользу потерпевших водителей. В январе 2015 г. Пленум ВС РФ принял постановление (№2), приравнивающее УТС к полноценным убыткам владельцев авто. Соответствующие изменения в том же месяце были внесены и в методичку для судэкспертов.

Поэтому на данный момент страховщики законодательно обязаны удовлетворять запросы на возмещение УТС, но по традиции «тянут резину» и всячески противятся новым правилам, т. к. пока что их строго не наказывают за нарушение прав клиента по этой части.

Поэтому выплаты в большинстве случаев приходится по-прежнему получать через суд. Да и сами нововведения еще весьма сыроваты и требуют доработки, т. к. есть сигналы о фактах крючкотворства СК уже на основе новых правил.

Как получить возмещение по УТС со стопроцентной гарантией?

У автомобилиста, желающего получить выплаты по утерянной стоимости, есть два пути решения вопроса: один простой и быстрый, другой более хлопотный и медленный.

Во втором случае, даже если вы будете нанимать юриста для ведения дела, вам все равно придется самостоятельно заниматься очень многим, и если вы желаете лично контролировать ход дела, тогда это как раз для вас.

Другой вариант предполагает обращение в специализированную юридическую компанию, которая практически все сделает за своего клиента, а вам останется лишь получить перечисленные на р/с деньги.

Неплохая возможность, не правда ли? Только имейте в виду, что выбирать компанию нужно осмотрительно, особенно в интернете, чтобы не стать жертвой мошенников.

Когда выгодно обращаться за компенсацией

Сумма выплат по утерянной стоимости может быть весьма значительна, если автомобиль не из дешевых. Расчет по данной компенсации проводится на основе рыночной цены аналогичного неповрежденного авто с учетом его остаточной стоимости.

В некоторых случаях, у дорогих марок, сильно пострадавших в ДТП, выплаты по УТС могут парадоксально превышать стоимость самого ремонта! То есть, чем более дорогая машина, тем более весома причина бороться за причитающиеся выплаты.

Что ж, давайте разберемся как это все нужно делать.

Обязательные условия для возможности выплат по УТС

Право на получение выплат по утерянной стоимости возникает не всегда и для этого есть ряд оснований, по которым водитель получит правомерный отказ даже по судебному иску.

Какие это основания?

Во-первых, это возраст ТС

  • Авто зарубежных марок – возмещение положено, если такой машине не более 7-и лет.
  • Авто производства стран СНГ – возмещение положено, если такой машине не более 5-и лет.
  • Авто отечественного производства – возмещение положено, если такой машине не более 3.5-х лет.
  • Грузовой транспорт, автобусы, прицепы – возмещение положено, если данному транспорту не более 3-х лет для Таможенного союза и не более 4-х лет для зарубежного транспорта.
  • Мототехника – возмещение положено, если она эксплуатируется не более 5-и лет.

Во вторых, это износ ТС

  • Износ более 35% – в возмещении будет отказано.
  • Интенсивная эксплуатация ТС – в возмещении будет отказано, если пробег будет превышать общенормативный более чем вдвое.

Существуют и другие условия

  • Страховой случай – возмещению подлежат только страховые случаи.
  • Виновность в ДТП – вы не должны являться виновником причинения ущерба своему авто.
  • Участие в прошлых ДТП – в возмещение засчитываются только детали, которые повреждены в первый раз.
  • Работа с кузовом – в возмещении будет отказано, если на авто был заменен или перекрашен кузов.
  • Коррозия – если поврежденные детали с явной и существенной коррозией, то в счет компенсации они не засчитываются.
  • Мелкие сменные элементы – в счет компенсации не засчитываются съемные элементы наподобие фар, зеркал, молдингов, обвесов и т. п.
  • Предельная страховая сумма – в возмещении будет отказано, если сумма основных выплат по страховке была максимальной.

Со временем условия могут меняться, т. к. правила расчета по выплатам постоянно дорабатываются.

Что делать для получения выплаты по утерянной стоимости — пошаговая инструкция в 4 этапа

Итак, давайте приступим к главному – процедуре получения выплаты УТС. Но сперва я дам вам один общий совет: никогда не принимайте за результат просто слова – на разных этапах, разные служащие или должностные лица, по разным причинам могут наговорить вам чего угодно.

Но для вас всегда на первом месте должна стоять официальная документация! Сказать можно что угодно, но только официально заверенный документ имеет юридическую силу и только он способен двигать дело вперед.

Нужен пример? Пожалуйста: допустим, вы сами, прекрасно владеете экспертным ремеслом и можете точно что-то просчитать, но для дела нужны не только умения, но и лицо, юридически уполномоченное проводить подсчеты или экспертизы с правом выдавать официальное заключение.

Первый – предварительное заявление в страховую компанию

Прежде всего убедитесь, что ваш случай соответствует необходимым критериям для возможности получения выплаты – их я перечислял выше.

Если тут все нормально, и вы видите, что имеете право на компенсацию, то напишите заявление (образец вам предоставят на месте) в свою страховую компанию о выдаче на руки вот каких документов:

  • Акта осмотра ТС экспертом страховщик а – который был проведен после вашего уведомления о ДТП.
  • Страхового акта – вне зависимости от того выплатили ли вам уже основное возмещение, или еще нет.
  • Справки формы № 154 о ДТП – учтите, что заявление на основное возмещение должно быть вами написано в срок не позже 5-и дней с момента ДТП.

Второй – проведение независимой оценки стоимости компенсации

Заполучив перечисленные бумаги, вам нужно найти заведение, которое проведет официальную независимую экспертизу на основе данной документации и пострадавшего автомобиля, или же, если страховой случай был давно, на основе документации о ремонтно-восстановительных работах.

С экспертом вы должны договориться о точной дате и времени экспертизы и за несколько дней (не менее 3-х рабочих) на адрес страховщика нужно отослать телеграмму с уведомлением о вручении, в которой вы должны указать время и место проведения экспертизы и предложить прислать своего сотрудника в качестве наблюдателя. Никто никого, конечно, не пришлет, но это потом потребуется для суда.

Как должен выглядеть полученный Акт? Он состоит из двух частей:

  1. Обследование ТС (или заключение, на основании документов предыдущих экспертиз и смет по ремонту).
  2. Страница-перерасчет с суммой положенной компенсации.

Срок готовности Акта экспертизы обычно составляет 10-15 дней.

Внимание! Выплаты по УТС возможно получить в течение срока до 3-х лет с момента повреждения авто – после этого в возмещении вам будет отказано.

Третий – основное заявление в страховую компанию

Имея на руках Акт экспертизы со стоимостью возмещения, вам нужно подать страховщику второе заявление на выплату дополнительной компенсации по УТС, с приложением копии Акта проведенной экспертизы, заверенной специалистом ее проводившим.

Заявление составляется в 2-х экземплярах: один остается у страховщика, а другой остается у вас с датой, росписью, печатью и заверением в получении от принявшего документ служащего.

После этого возможны два варианта развития событий:

  • Вам выплачивают возмещение – в последнее время такое случается несколько чаще, но ранее это был примерно один случай из ста.
  • Вам традиционно отказывают в выплате – это должно быть сделано официально и в письменной форме.

По новым законам на рассмотрение заявления и принятие решения страховщику отводится 20 дней. После, если ответ был отрицательным или его не последовало вообще, вы имеете право подать судебный иск.

Четвертый – подача искового заявления в суд

Если страховщик отказал вам в выплате, то вы в полном праве подать на него в суд самостоятельно или с привлечением представителя-автоюриста. Я советую самодеятельностью не заниматься и на представителях не экономить, т. к. юристы страховщиков могут воспользоваться вашими ошибками и повернуть дело против вас.

Обычно такие дела заканчиваются решениями в пользу автомобилистов, т. к. все правовые нормативы для подобных решений имеются, да и сами судьи тоже люди, ездят на авто и едва ли станут лить лишнюю воду на мельницу страховщика.

Дополнительная информация

Каким образом делаются расчеты по возмещению?

Полные расчеты для подобных компенсаций сложны и требуют много времени, поэтому их должны выполнять специалисты. Но я опишу их вкратце, чтобы вы имели общее представление о том, как это делается, хотя сами формулы вам вряд ли когда-нибудь пригодятся.

На сегодня для вычисления утерянной стоимости применяются две методики:

От Минюста – это основной способ для РФ.

От Хальбгевакса – это немецкий дополнительный способ.

Расчет по методике Минюста

Этот способ использует следующую формулу:

Сутс = Сп * ∑ Кi / 100

  • Кi – сумма показателей коэффициентов потребности в ремонте для каждой поврежденной детали.
  • Сп – усредненная рыночная цена аналогичного целого авто.
  • Сутс – безвозвратная потеря товарной стоимости.

Расчет по методике Хальбгевакса

Для расчетов здесь требуются такие данные:

  • ЦР – стоимость БУ автомобиля.
  • ЦН – стоимость нового автомобиля.
  • СМ – оплата за новые комплектующие.
  • СР – оплата за произведенный ремонт.
  • СО – сумма за весь восстановительный ремонт.

Сразу высчитывается финансовая целесообразность возмещения по формуле:

ЦР / ЦН * 100%

Затем проводится расчет двух технических коэффициентов А и В по следующим формулам:

А = СО / ЦР * 100%

В = СР / СМ * 100%

При помощи коэффициентов А и В в спецтаблице значений определяется базовый коэффициент К. В итоге расчет производится по конечной формуле:

УТС = К / 100 * (ЦР+СО)

Подобным образом вычисления можно проводить лишь для одного ДТП, в котором побывал автомобиль.

Но, если кто-то захочет самостоятельно подсчитать сумму возмещения, то ему не нужно напрягаться со всей этой математикой. В сети есть специальные сервисы для этих целей, например, вот этот простой калькулятор , с помощью которого вы в один клик все просчитаете без головной боли.

Возмещение утерянной стоимости от КАСКО

В отличие от ОСАГО, получить дополнительные выплаты с КАСКО значительно сложнее, ведь этот вид страхования является добровольным и факт добровольного подписания контракта юристы СК используют в суде как очень веский аргумент к отказу в выплатах.

В их контрактах, специально для подобного случая, есть упоминание о невозможности выплат по утерянной стоимости. В подобных условиях, даже при имеющейся рекомендации ВС РФ судам выносить решения в пользу водителей и по делам КАСКО, далеко не все судьи ей следуют.

Ведь в данном случае имеется явный факт добровольного согласия на конкретно прописанные условия, оспаривание чего может бросать тень на основы процессуальных принципов.

Однако случаи успешных исков имеются, поэтому можно попробовать выигрывать и такие дела, но тут уже наличие грамотного юриста для ведения дела обязательно.

  • Если суммы выплат недостаточно для покрытия всего нанесенного вреда по основному и дополнительному возмещению ОСАГО, то потерпевшая сторона имеет полное право подать судебный иск на возмещение от виновника происшествия.
  • Другие связанные с происшествием объекты , а не только ТС, также могут относиться к утере товарной стоимости. Это может быть что угодно: от поврежденных зеленых насаждений, до вреда зданиям и иным объектам инфраструктуры.
  • В ранее отказных случаях , согласно новым правилам, возмещение по утере стоимости также выплачивается. К примеру, машину изувечили хулиганы, и даже если это случилось вне дорог общего пользования (главное, чтобы ТС имело возможность к передвижению), выплаты все равно предусматриваются.
  • Если ДТП было оформлено по европротоколу , то для возмещения по утрате товарной стоимости суду нужно будет предъявить фото или видеодоказательства нанесенного ущерба с места происшествия.

Заключение

Что ж, думаю, статья помогла вам понять, что такое УТС, стоит ли хлопотать за данные выплаты и как это можно сделать самому или при помощи юридической компании. Владея подобным материалом, вам будет много легче ориентироваться в деле о возмещении и шансы на его получение существенно возрастают, т. к. вы уже не сделаете грубых ошибок.

А вам никогда не приходилось возмещать утерю товарной стоимости? Если да, то опишите это в комментариях. А если кому-нибудь что-то не ясно по материалу статьи – спрашивайте, не стесняйтесь, отвечу всем.

Видео-бонус для дочитавших до конца: 10 самых страшных кошмарных снов :

На этом всё. Жду всех своих читателей на страницах следующих публикаций. Если у вас не очень много лишнего времени, то не разбрасывайтесь им – оформляйте подписку на обновления блога, и вы будете всегда знать о появлении свежего материала. Если же эта статья вам понравилась, то поделитесь ею со своими друзьями через нижерасположенные кнопки социальных сетей.

Еще по теме:

Комментариев к статье: 17

    Альфия

    26.12.2016 | 19:58

    Илья благодарю вас! за полную и полезную информацию

    Светлана

    05.05.2017 | 15:23

    Здравствуйте. Если у автомобиля большой пробег, более 200000 рублей, это как то может сказаться на определегие утраты товпрной стоимости? Нам отказала страховая, ссылаясь на 35% износ авто... Нашему автомобилю почти 5 лет (Тойота Королла)

    1. Леонид

      07.05.2017 | 00:23

      Здравствуйте, Светлана. Пробег и возраст автомобиля учитывается при оценке износа. А при износе более 35% УТС не рассчитывается, о чём написано в статье.

    Евгений

    19.07.2017 | 13:00

    будьте любезны,дайте сслыку на основной бланк заявления в страховую по УТС

    Надежда


ДТП - это всегда неприятно. И даже если страховая компания оплатила ремонт автомобиля и вроде бы ему вернули практически первоначальный вид, осадок все равно остается. Особенно нерадостно, когда приходит время продавать машину, и потенциальный покупатель, приезжая на первое знакомство с автомобилем, достает толщиномер и обнаруживает с его помощью некогда поврежденные и затем отремонтированные участки машины . Кто-то в таких случаях прерывает переговоры и тут же уезжает, кто-то торгуется, сбивает цену.

Часто страховые компании отказывают в возмещении утраты товарной стоимости автомобиля, ссылаясь на подпункт «б» пункта 2 ст. 6 Закона об ОСАГО и относят утрату товарной стоимости к упущенной выгоде. На самом же деле Пленум Верховного суда в своем Постановлении от 29.01.2015 № 2 разъяснил, что утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей машины. Это значит, что страховая компания не имеет права отказывать своему клиенту в подобной выплате. Причем она должна производиться и в том случае, если потерпевший выбирает вместо материальной компенсации направление на ремонт.


Чтобы ваше право на дополнительную выплату не было нарушено, следует придерживаться следующего плана действий.

Для начала нужно определить, всем ли критериям, по которым осуществляется выплата, соответствует ваш случай. А именно:

  • УТС не рассчитывается, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа превышает 40% или истек гарантийный срок эксплуатации (согласно проекту ЦБ РФ о методике расчета);
  • легковое транспортное средство должно быть не старше 5 лет с момента его продажи;
  • владелец не должен быть виновником ДТП.

Если виновник ДТП не застрахован по договору ОСАГО или пострадавшее транспортное средство не застраховано по договору каско, возмещение утраты товарной стоимости необходимо предъявлять виновнику ДТП на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Далее следует провести независимую экспертную оценку утери товарной стоимости автомобиля в соответствующей специализированной организации. К счастью, сегодня множество компаний, которые оказывают услуги по оценке стоимости автомобилей, оценке повреждений и ущерба .


Когда калькуляция уже у вас на руках, направляйте претензию страховщику с призывом добровольно выплатить вам сумму, причитающуюся согласно результатам проведенной экспертизы. Согласно ст. 16.1. ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» это необходимо сделать в обязательном порядке, в противном случае в дальнейшем ваше исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Получили на свою претензию отказ или ее попросту проигнорировали? Что ж, тогда вам прямая дорога в суд . К отношениям, возникающим из договора страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей, в том числе в части альтернативной подсудности и освобождения от уплаты госпошлины. Так, потерпевший (истец) вправе по своему выбору обратиться с иском в судебный орган по месту нахождения ответчика, по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора страхования.


Вероятность вынесения положительного решения суда по таким категориям дел для страхователей практически стопроцентная. Также не стоит забывать о том, что в случае неисполнения требований в добровольном порядке страховая компания обязана будет уплатить в вашу пользу 50% штрафа от присужденной по суду сумме, а также возместить иные расходы, в том числе и на оплату услуг представителя.

Дмитрий Смаковский, старший юрисконсульт компании «Мой Семейный Юрист»

Результатом столкновения автомобилей становятся многочисленные повреждения имущества, здоровью и жизни причиняется ущерб разной степени тяжести. По договору ОСАГО такой вред подлежит возмещению страховой компанией, если у виновника происшествия есть действующий полис. В таких случаях компенсируется и утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО. Как получить возмещение УТС по ОСАГО? Какие документы для этого необходимы и какое заявление подавать? Что делать, если страховщик откажется выплачивать требуемую сумму? Поможет ли суд?

Когда положена выплата УТС?

Утеря товарной стоимости автомобиля является следствием получения повреждений ТС в результате ДТП, снижения его эксплуатационных характеристик, ухудшения внешнего вида и т.п. То есть право на выплату имеет любой автовладелец, застрахованный по ОСАГО и признанный пострадавшим в ДТП. Утеря представляет собой разницу в рыночной стоимости авто, которое никогда не участвовало в авариях и стоимости машины, побывавшей в ДТП. Сравниваться должны цены на автомобили одинаковых марок, моделей и годов выпуска.

УТС по ОСАГО может быть рассчитана как до проведения ремонтных работ, так и после. Дата расчета роли в окончательном результате не играет. Для пострадавшего в ДТП автомобиля, который в ходе восстановления был окрашен (полностью, частично), УТС может быть рассчитана только, если это авто имело до аварии заводское покрытие и с момента его выпуска не прошло более 3 лет (для отечественного автопрома) или более 5 лет (для иномарок). Элементы таких транспортных средств на момент аварии не должны быть подвержены коррозии.

Как рассчитать УТС?

Расчетом размера УТС автомобиля по ОСАГО занимаются либо эксперты страховой компании при проведении осмотра транспортного средства, либо эксперты независимой экспертной организации, либо специалисты судебной экспертизы. Самостоятельно автовладелец, не имеющий должной квалификации, такой расчет без ошибок осуществить не сможет. Всего в российской практике существует 3 методики, которые эксперты используют для определения размера утраты товарной стоимости.

Методика ЦБ

В 2014 году вступило в силу Положение ЦБ №432-П, утверждающее Единую методику для расчета стоимости ремонта по ОСАГО. Все страховщики и независимые эксперты с указанного года стали обязаны производить расчеты размеров ущерба только в соответствии с предложенной методикой. Но она не учитывала порядок определения величины УТС по ОСАГО, поэтому в 2015 году был опубликован Проект Указания , которое вносило бы изменения в существующую методику, а именно дополнило бы ее главой 8 «О порядке определения величины УТС».

В п.8.2 указано, что УТС рассчитывается только для ТС, у которых обнаружена необходимость после ДТП устранить перекос кузова, осуществить ремонт его отдельных элементов, окрасить кузов, бампер или их части. В п.8.3 перечислены случаи, при которых расчет не проводится. К ним относится износ более 40%, возраст легковых автомобилей более 5 лет. П.8.4 и 8.5 также содержат ряд исключений, при которых нельзя рассчитывать УТС, в том числе незначительное повреждение детали, наличие перекрашивания кузова до момента ДТП и т.д.

Сами формулы расчета величины приведены в п.8.6 и 8.10. В основу расчета была заложена стоимость транспортного средства в момент получения повреждений и ряд коэффициентов. Представленная в Проекте методика отличается от повсеместно используемой методики Минюста только размером коэффициентов, применяемых для расчета. По состоянию на 2018 год методика ЦБ по расчету УТС в силу не вступила и в Положении №432-П по-прежнему 7 глав. И страховщики и независимые эксперты пользуются методикой Минюста.

Методика Минюста

Порядок расчета размера ущерба и восстановительного ремонта был принят Минюстом в 2013 году. Изначально Методика Минюста предназначался только для судебных экспертов, которые в интересах суда рассчитывали величину вреда, причиненного транспортным средствам в дорожно-транспортных происшествиях. Но по сути этой методикой пользовались и пользуются и страховые компании и независимые экспертизы. Рассчитывается УТС по формуле, приведенной в п.7.2.1:

С - цена автомобиля на момент совершения ДТП;

Кутс i - коэффициент, который используется для конкретного элемента или детали ТС.

Коэффициенты перечислены в Приложении 5 к Методике. Так, при замене пола салона авто используется коэффициент 3, при замене заднего крыла - 0,5 и т.д. Также в документе приведена отдельная формула для определения размера коэффициента при окрашивании отдельных деталей автомобиля (п.7.2.6.1). Величина УТС по ОСАГО в 2018 году полностью зависит от характера, вида и объема полученных транспортным средством повреждений.

Методика Хальбгевакса

По данной методике можно рассчитать только утрату товарной стоимости иномарки. Она предлагает перед началом основного расчета выяснить его целесообразность. Для этого необходимо рыночную стоимость авто на момент ДТП разделить на стоимость абсолютно нового автомобиля и разделить на 100%. Если полученный результат будет меньше 40%, то расчет не будет иметь смысла. Если будет больше, то для расчета использовать формулу и специальную таблицу. Их можно найти .

Как получить УТС по ОСАГО?

Поскольку потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО была включена Постановлением ВС №58 от 2017 года в размер реального ущерба, страховые компании обязаны учитывать эту величину при выплате возмещения в виде денежных средств или при оплате ремонта на СТО. Если УТС не была включена в общую сумму страховки, то страхователь, пострадавший или владелец автомобиля имеет право подать претензию к страховой компании. В случае, если она останется без ответа, нужно будет обратиться в суд с заявлением.

Куда обращаться?

Возмещение УТС осуществляется только лицу, которое признано невиновным участником аварии. Обращаться за выплатой утраченной стоимости владелец авто должен в ту же страховую компанию, в которую подавал заявление на выплату страховой компенсации. Если страховка без учета УТС была получена по прямому возмещению убытков от страховщика, с которым был заключен договор ОСАГО, то и заявление на получение УТС нужно подавать туда. В случае, если страховка без учета УТС была получена от страховщика виновника ДТП, то и УТС необходимо требовать там же.

Необходимые документы и заявление

Законодательством не предусмотрена форма заявления для требования выплаты УТС от страховой компании. По сути такой документ является досудебной претензией, предъявляемой страховщику. Если страховая компания не включила потерю стоимости авто в сумму возмещения ущерба, то в тексте претензии обязательно нужно сослаться на разъяснения Верховного суда (п.37 Постановления Пленума №58) о причислении УТС к реальному ущербу. По устоявшимся правилам заявление на УТС по ОСАГО должно содержать:

  • Персональные данные;
  • Обстоятельства наступления страхового случая;
  • Суть требований;
  • Обоснование требований;
  • Расчет неустойки и требования ее выплаты;
  • Список приложений.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО 2018 года может быть выплачена при предоставлении тех же документов, которые утверждены Положением ЦБ №431-П в п.3.10. Всегда заявитель должен предъявлять паспорт, извещение о ДТП, полис ОСАГО. Если авария оформлялась не по европротоколу, то потребуются документы из ГИБДД (постановление, протокол). У заявителя должны быть основания для предъявления требований. В данном случае ими может стать заключение независимой экспертизы или личные расчеты величины по одной из действующих методик.

В каких случаях УТС не выплачивают?

Как методические рекомендации Минюста (п.7.1.4), так и Положения Центробанка предусматривают ряд исключительных случаев, когда утеря товарной стоимости машины не может быть возмещена. УТС не рассчитывается, если на момент ДТП:

  • Возраст легковой машины превышает 5 лет;
  • Возраст грузового ТС, автобусов отечественного производства превышает 1 год;
  • Возраст грузовых иномарок, которые используются в коммерческих целях, превышает 2 года;
  • Возраст автобусов иностранных марок, использующихся для перевозок пассажиров по определенным маршрутам, превышает 3 года;
  • Износ превышает 35%.

По сути такие исключения являются незаконными, так как ВС РФ относит утерю товарной стоимости к реальному ущербу. А такой ущерб страховая компания обязана возместить невиновной стороне в соответствии с нормами закона «Об ОСАГО» несмотря на размер износа автомобиля или его год выпуска. Но и страховщики, и даже некоторые судебные инстанции либо пренебрегают такими положениями законодательства, либо неверно их толкуют.

Отказ в выплате УТС

На законных основаниях страховая компания может отказаться в компенсации утраты товарной стоимости, если заявление подает виновник происшествия или иное лицо, не имеющее право на такое требование; если уже выплаченная страховка равна лимиту, установленному законом (400 тыс. руб.); если транспортное средство было отремонтировано собственными силами и не предоставлялось для осмотра страховой компанией и т.д. Таким образом, возмещение УТС может быть не осуществлено страховщиком по тем же законным причинам, что и вся выплата страховки.

В случае, если страховая компания не отвечает на претензию автовладельца в течение 10 дней или вовсе ее игнорирует, у последнего есть только один вариант взыскать принадлежащие ему по праву денежные средства. Для этого нужно обратиться в суд с исковым заявлением. К иску нужно приложить все документы, которые бы доказывали обоснованность требований пострадавшего водителя, а также письменный отказ страховой компании.

Судебная практика

Историю судебных решений по вопросам утраты товарной стоимости автомобиля можно считать неоднозначной, поскольку одни судьи толкуют нормы материального права верно, другие по каким-либо причинам не могут объективно оценить ситуацию, описанную в исковом заявлении. Но в последнем случае на сторону истца или ответчика может встать апелляционный суд. Так, один из пермских апелляционных судов встал на сторону ответчика, которым выступала компания «Альфастрахование».

Пример решения суда

Согласно Постановлению № 17АП-14654/2018-АК суд первой инстанции наряду с другими требованиями обязал взыскать со страховщика в пользу истца сумму 8 626 рублей в качестве утраты товарной стоимости автомобиля, который попал в аварию 22.10.2014 года. Но арбитражный суд при вынесении решения не учел факт пропуска срока исковой давности. Апелляционный же выяснил, что заявление на возмещение УТС было подано страховщику только 17.10.2017, а исковое заявление 8.05.2018, то есть спустя более 3 лет после происшествия. Это обстоятельство привело к невозможности достоверно определить размер убытков, в том числе и в виде утраты товарной стоимости. Поэтому апелляция была удовлетворена, а решение первого суда отменено.

По данным РСА за 9 мес. 2018 года недобросовестными автоюристами, перекупающими у пострадавших право требования, от страховых компаний было получено более 23 млрд руб. денежных средств взысканных через суд. Малая часть этой суммы относилась к действительно страховым расходам, остальной же объем составляли финансовые санкции и т.п. Но не всем автоюристам удавалось получить удовлетворение по исковому заявлению.

Пример решения суда

Так, Иркутский суд рассматривал дело № А19-14595/2018. Иск к страховой компании «Ангара» был подан ИП, получившим такое право по договору цессии, заключенному после выплаты страховщиком компенсации без учета УТС. Из материалов дела было известно, что дорожно-транспортное происшествие произошло 12.01.2016, а исковое заявление было подано автоюристом 20.04.2018. Договор цессии был заключен 29.03.2017 в день получения акта независимой экспертизы о размере утраты товарной стоимости, который составил 12 903 рубля. Суд выяснил, что истцом не были соблюдены правила досудебного урегулирования спора, то есть страховщик не был уведомлен о проведении экспертизы, ему не была направлена претензия на выплату утраченной стоимости автомобиля и т.д. Суд пришел к выводу, что само по себе проведение независимой экспертизы не порождает возникновения обязательств страховой компании по выплате такой компенсации. В иске на компенсацию по УТС транспортного средства за отсутствием оснований было отказано.

Ст. 65 АПК РФ указывает, что каждое лицо, участвующее в судебном разбирательстве обязано иметь доказательства и обоснования своих требований. Иначе в силу ст.71 того же кодекса суд признает иск необоснованным и откажет в удовлетворении. В деле № А19-14595/2018, рассмотренном в примере выше, несоблюдение положений федерального законодательства и порядка разрешения споров повлекло отказ суда взыскивать утрату стоимости автомобиля. После этого пропали права истца на получение компенсации юридических (представитель) и судебных (госпошлина) расходов, а также исчезли основания для получения неустойки за несвоевременное выполнение страховой компанией своих обязательств.

Заключение

Таким образом, по правилам страхования утрата стоимости автомобиля должна включаться в общий ущерб и выплачиваться на таких же основаниях, как и обычная страховка по ОСАГО, в том числе в виде оплаты ремонтных работ. Если страховщик выплатил компенсацию без учета утраченной стоимости, то пострадавший водитель должен обратиться к нему с досудебной претензией. Если она не будет удовлетворена, только судебная инстанция сможет разрешить возникший спор.

Современного человека трудно представить без автомобиля. Для некоторых покупка авто это мечта, для других — обыденность, но поломки и аварии равнодушным никого не оставят. Ежегодно фиксируется более 200 тыс. ДТП, каждое из которых нанесло вред здоровью и имуществу.

Большинство вопросов, связанных с возмещением убытков и восстановлением испорченного автомобиля, решаются при помощи страховки ОСАГО и КАСКО. Но, далеко не все вспоминают о потере товарной стоимости машины.

Что делать при потере товарного вида автомобиля?

С 2015 года действует Постановление Пленума Верховного суда РФ, в котором утеря товарной стоимости приравнивается к реальному ущербу. Другими словами, это своего рода компенсация за то, что транспортное средство побывало в ДТП, вследствие чего потеряло часть своей стоимостной привлекательности.

Несмотря на обязательность данной выплаты, страховщики ОСАГО и КАСКО трактуют ее как «упущенную выгоду» и стараются любыми путями избежать выплаты. Чаще всего, пострадавшим приходится прибегать к помощи судебных органов.

Расчеты производятся экспертной комиссией исходя из данных о производителе, сроках эксплуатации и нанесенных повреждениях.

В выплате убытка по потере товарного вида будет отказано в случае:

  • Транспортное средство ранее подвергалось полному окрашиванию (включая внутренние поверхности);
  • Бала выявлена замена деталей кузова;
  • В процессе расследования страхового случая, было выяснено, что данное ТС ранее участвовало в ДТП;
  • Сумма расходов на ремонт не превышает 10% рыночной стоимости;
  • Заявитель является виновником ДТП (за исключением КАСКО).

Порядок расчета, оформления и получения компенсации состоит из нескольких этапов:

  • Пострадавшему лицу необходимо обратиться с письменным заявлением (в 2-х экземплярах) о выплате УТС в страховую компанию с указанием причины потери товарного вида автомобиля;
  • По истечении 5 рабочий дней, страховщик должен либо осуществить выплату, либо прислать письменный отказ;
  • В случае отказа, страхователь имеет право обратиться в суд для принудительного возмещения. При этом важно, чтобы требования истца были документально обоснованы. О проблеме ненадлежащего истца в гражданском процессе читайте

Подача иска сопровождается предоставлением определенного пакета документов:

  • Паспорт транспортного средства, документы, подтверждающие владение;
  • Паспорт владельца (о штрафе за утерю паспорта в 2018 году читайте ) ;
  • Справка из органов ГИБДД о ДТП;
  • Квитанции о проделанных ремонтных работах;
  • Акт экспертной оценки (при наличии).

Обращение в страховую компанию

До 2015 г. многие страховые компании отказывались в добровольном порядке выплачивать убытки по УТС, аргументируя свою позицию тем, что данный ущерб не является реальным, следовательно, компенсации не подлежит. Постановление Пленума изменило данную статистику в лучшую сторону. Теперь выплаты потери товарного вида автомобиля по ОСАГО и КАСКО считаются обязательными.

Согласно Гражданского Кодекса РФ, предъявить претензии страховой компании можно в течении 2,2 лет со дня ДТП.

Подтверждение происшествия служит справка из органов ГИБДД, которая содержит информацию:

  • о дате;
  • о месте аварии;
  • об участниках;
  • регистрационные номера автомобилей;
  • о страховке;
  • описание видимых повреждений.

Данный документ выдается в день дорожного происшествия или по истечении нескольких дней в случае наличии пострадавших.

Через 5 рабочих дней, после принятия заявления Страховой компанией, назначается экспертиза для определения реального ущерба. На основании полученных данных эксперты высчитывают сумму страховой выплаты клиенту. Стоимостная компенсация возможна только по одному из видов страхования.

Как проводится оценка потери товарного вида автомобиля

Расчеты производятся на основании экспертизы общего состояния автомобиля, произведенных убытков после аварии и стоимости ремонтных работ. Проводить экспертную оценку могут частные компании с наличествующей лицензией или государственные специалисты, назначенные судом.

Этапы оценки потери товарного вида:

  • Обращение заявителя в специализированную компанию с целью определить стоимость необходимого ремонта;
  • Специалист назначает точное место и время для экспертизы. Данная информация направляется в страховую фирму и всем участникам ДТП;
  • В назначенный день, при свидетелях, эксперт осуществляет замеры и не позднее 5 рабочих дней предоставляет акт оценки.

Кто платит за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Законодательно утверждено, что все страховые выплаты ведутся за счет страховщика, за исключением случаев прописанных в договоре или превышения страхового лимита по одному из видов страхования. При выполнении последнего события заявитель может подать просьбу об уплате УТС по другой страховке или предъявить соответствующую претензию виновнику происшествия.

Расчет компенсации за потерю товарного вида автомобиля при ДТП

Выплата за потерю товарного вида автомобиля осуществляется исходя из расчета УТС. На сегодняшний день существует масса методик исчисления. Наиболее популярными считаются методы Руководящего документа (метод Минюста)и Хальбгевакса.

Вычисления утери товарного вида автомобиля по системе «Руководящего документа» происходят при помощи сложных математических формул и вычислений. Поэтому применяется только страховыми экспертами. В отличие от него, метод Хальбгевакса довольно прост в вычислении, правда, не настолько популярен у специалистов и используется больше как дополнительный или проверочный.

Расчет производится по формуле:

УТС = (Коэффициент максимальной величины УТС÷100%)× [(Цена подержанного авто ÷ Цена нового)/100%+ Общая стоимость ремонта)]

Рассмотрим ее на отдельном примере.

15 февраля 2017 года в г. Челябинск, на пересечении улиц Комарова и Салютная, произошло столкновение автомобиля Рено Логан 2016 г. и Toyota Camry 2013 г. Причиной аварии послужили нарушения ПДД вторым водителем. На момент столкновения, рыночная стоимость Рено составила 390 тыс. руб. Величина убытков по ремонту – 81,9 тыс. руб. Стоимость нового ТС – 420 тыс. руб.

УТС=(4,25÷100)×[(390÷420)×100%]+81,9)=7,427 тыс. руб.

Существуют некоторые правила использования расчета потери товарного вида автомобиля:

  • Срок эксплуатации данного ТС не превышает 5 (для иномарки) и 3 лет (отечественной машины).
  • Максимальный уровень износа составляет 35%.
  • Пробег иностранного авто до 100 тыс. км, отечественного – 50 тыс. км.

Потеря товарного вида автомобиля по закону

Законодательные нормы РФ защищают владельцев страховых пакетов ОСАГО и КАСКО от неправомерных действий страховой компании. При правильном подходе к решению вопроса можно добиться полного возмещения УТС, даже если придется обращаться с претензией в судебные инстанции.

Утрата товарной стоимости - это такой же реальный ущерб, как разбитый бампер или фара. А поэтому виновник аварии или страховая компания обязаны компенсировать пострадавшему эту утрату. Однако, по непонятной причине, даже суды об этом забывают. Приходится с такими делами разбираться Верховному суду.

Некая О. Арепьева попала в аварию. Виновным в ДТП был признан А. Восканян. Дама обратилась в свою страховую компанию по прямому возмещению ущерба. Страховщик выплатил ей 232,5 тысячи рублей.

Однако она сочла эту сумму сильно заниженной и обратилась к независимому эксперту. Тот насчитал, что восстановительный ремонт с учетом износа обойдется в 450 тысяч. Да еще и утрата товарной стоимости по его расчетам составила 77 тысяч рублей.

Арепьева обратилась за доплатой к виновнику аварии и к своему страховщику. Однако ответа от них никакого не получила. Тогда она подала в суд, потребовав со страховщика 167,5 тысячи рублей, а также штраф в размере 84 тысяч рублей. С причинителя вреда, то есть виновника аварии она попросила взыскать ущерб в размере 127 тысяч рублей.

Суд первой инстанции по ходатайству Восканяна назначил дополнительную автотехническую экспертизу. Согласно заключению эксперта стоимость восстановительного ремонта с учетом износа составила 218 тысяч рублей. А вероятная утрата товарной стоимости составила 43 тысячи рублей. Такой расчет не устроил Арепьеву, и по ее ходатайству была назначена дополнительная экспертиза. В соответствии с заключением стоимость ремонта составила 221 тысячу рублей.

Суд решил, что выплаченная страховщиком сумма превышает стоимость восстановительного ремонта. При этом раз эксперт только предполагает возможную сумму утраты товарной стоимости, а других доказательств, позволяющих четко ее установить, нет, то значит и оснований для ее возмещения нет. Поэтому суд отказал в удовлетворении иска, посчитав, что все свои обязательства страховая выполнила. Суд апелляционной инстанции с этими выводами и обоснованиями согласился. А вот Верховный суд взглянул на эту историю иначе.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса гражданин может требовать полного возмещения вреда, ему причиненного. Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК возместить ущерб должен тот, кто его причинил. В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного суда, к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утраченная товарная стоимость. Она представляет собой уменьшение стоимости машины, вызванное преждевременным ухудшением внешнего вида и ее эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП. То есть утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу наряду со стоимостью ремонта и запчастей, поскольку уменьшение потребительской стоимости нарушает права автовладельца.

Утрата товарной стоимости относится к реальному ущербу, поскольку снижает потребительскую стоимость

В удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано на основании, что их точный размер невозможно установить, утверждает Верховный суд. В этом случае их размер должен установить суд с учетом всех обстоятельств.

Также ВС напомнил, что если для устранения повреждений использовались новые материалы, расходы включаются в реальный ущерб, даже если стоимость имущества после такого ремонта увеличилась.

Так же Верховный суд указал, что правила, действующие в рамках страхования по ОСАГО, не распространяются на возмещение вреда от причинителя ущерба. Иными словами, если по ОСАГО автовладельцу считают ущерб по единой методике с учетом износа, то при взыскании ущерба от причинителя вреда износ учитывать не требуется. Иначе потерпевший лишался бы права на полное возмещение ущерба.

Поэтому с причинителя вреда пострадавший может требовать полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов, установил Верховный суд.

То есть нижестоящие суды забыли о постановлении Пленума Верховного суда, опубликованного еще в 2015 году. Кроме того, они почему-то вообще не стали рассматривать ту часть иска, которая касается требований с виновника аварии. Хотя пострадавший имеет полное право требовать возмещения ущерба именно с него.

Поэтому Верховный суд решил отменить решение апелляционного суда и направить дело на новое рассмотрение с учетом всего изложенного.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...