Какие ограничения есть по службе в армии? Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе Наказания ограничение по военной службе.


Это наказание является новым для отечественного уголовного законодательства. Оно предусмотрено законом в качестве основного наказания, которое может быть назначено только осужденным военнослужащим , проходящим военную службу по контракту:

  • за совершение преступлений против военной службы (гл. 33 УК);
  • за общеуголовные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных статьями Особенной части УК (например, за побои, кражу, незаконную охоту и др.).

Кроме того, данное наказание может быть назначено на основании ст. 64 и 65 УК — при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом, а также при замене неотбытой части наказания более мягким — на основании ст. 80 УК. По своей сути это специальное наказание, которое содержит в себе некоторые свойства наказаний в виде и и применяется в отношении указанной специальной категории осужденных (т.е. старшин, прапорщиков, мичманов, офицеров).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных, внутренних, железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, других федеральных органах государственной власти и создаваемых на военное время специальных формированиях.

Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, относятся граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста мужского и женского пола, заключившие письменный договор (контракт) с Министерством обороны РФ или федеральным органом исполнительной власти, в котором упомянутым Федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы (ст. 32 указанного Закона).

Содержание данного наказания включает следующие правоограничения, применяемые к осужденному в течение установленного законом срока: а) из денежного содержания осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%; б) во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности и воинском звании; в) срок наказания не засчитывастся в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК). Иные ограничения (понижение осужденного в должности или в звании, лишение его тех или иных льгот, отказ в улучшении жилищных условий и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не должны применяться в связи с его исполнением.

Осужденный к наказанию в виде ограничения по военной службе продолжает проходить военную службу по контракту там же, где он и служил. Из его денежного содержания в доход государства ежемесячно удерживаются суммы в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%. В отличие от исправительных работ минимум удержаний при ограничении по военной службе уголовным законом не установлен. Поэтому по смыслу закона он может составлять и менее 5%. Суд определяет размер удержаний, руководствуясь общими началами назначения наказания и его целями (ст. 43 и 60 УК). Согласно ст. 144 УИК удержание производится как из должностного оклада и оклада по воинскому званию, так и из надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Ограничение по военной службе может быть назначено на срок от трех месяцев до двух лет. При назначении этого наказания вместо исправительных работ, предусмотренных в санкции конкретной статьи Особенной части УК, суд, очевидно, должен руководствоваться пределами, определенными в данной санкции, но с учетом пределов рассматриваемого вида наказания, установленных ч. 1 ст. 51 УК. Поэтому суд не может назначить военнослужащему, осужденному, к примеру, за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества по ст. 167 УК, ограничение по военной службе на срок менее трех месяцев, несмотря на то, что исправительные работы в санкции за указанное преступление могут быть назначены и на меньший срок.

Не предусматривает замены ограничения по военной службе в случае злостного уклонения от него другим, более строгим наказанием. Исполнение его возлагается на командование воинской части, в которой проходит службу осужденный.

Ограничение по военной службе назначается офицерам и иным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части УК за совершение воинских преступлений, а также вместо исправительных работ, предусмотренных за иные преступления (ст.53 УК).

По содержанию и степени правоограничений данное наказание схоже с исправительными работами. У военнослужащего, осужденного к ограничению по военной службе, производятся ежемесячные удержания из денежного содержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от десяти до двадцати пяти процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Ограничение по военной службе не может быть назначено:

1) лицам, имеющим выслугу лет для назначения пенсии либо по состоянию здоровья имеющим право на увольнение с назначением пенсии;

2) беременным женщинам;

3) лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком.

Если в период отбывания лицом наказания в виде ограничения по военной службе возникли вышеуказанные обстоятельства, суд по представлению командира войсковой части моет освободить лицо от дальнейшего отбывания наказания или заменить неотбытую часть наказания более мягким видом.

Ежемесячные удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего в установленном приговором суда размере исчисляется из окладов по должности и воинскому званию.

Исполнение наказания в виде ограничения по службе регулируется ст.136-141 УИК и возложено на командира (начальника) войсковой части. На основании приговора суда командир (начальник) войсковой части не позднее трех дней после получения копии приговора и распоряжения о его исполнении отдает письменный приказ, в котором указывает, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, то по решению командира (начальника) он переводится на другую должность как в пределах своей воинской части, так и в другую часть или местность. При этом осужденный военнослужащий в течение срока наказания не может быть повышен в должности.

С военнослужащими, отбывающими наказание в виде ограничения по военной службе, командиром (начальником) организуется и проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности осужденного, а также его поведения и отношения к военной службе.


Прекращение исполнения ограничения по службе также объявляется приказом по воинской части срока.

Арест

Арест состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции и устанавливается на срок от одного до шести месяцев (ст.54 УК). Несовершеннолетнему лицу мужского пола, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, арест может быть назначен на срок от пятнадцати суток до трех месяцев (ст.114 УК).

Арест не может быть назначен:

1) лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста;

2) беременным женщинам;

3) женщинам и одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет или детей-инвалидов;

4) инвалидам I и II группы.

Условия отбывания ареста установлены ст.58-62 УИК.

Согласно ст.59 УИК, осужденные отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах, расположенных в районе, наиболее приближенном к их постоянному месту жительства. Таким образом, при осуждении лица к аресту судом не по месту его постоянного жительства закон не дает определенных указаний, где осужденный будет отбывать наказание - в арестном доме наиболее приближенном к месту его жительства или по месту осуждения. Осужденный отбывает весь срок наказания, как правило, в одном арестном доме. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции. Изолированно от иных категорий лиц, отбывающих арест, и раздельно размещаются осужденные мужчины, осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, ранее отбывавшие наказание в исправительных учреждениях и имеющие судимость.

На осужденных к аресту распространяются условия содержания, установленные уголовно-исполнительным законодательством для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание на общем режиме в тюрьме. Осужденным к аресту не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением посылок или передач с предметами первой необходимости и одеждой по сезону. Общее и профессиональное образование, а также профессиональная подготовка осужденных к аресту не осуществляются, передвижение без конвоя не разрешается. Несовершеннолетним, осужденным к аресту, предоставляются краткосрочное свидание один раз в месяц продолжительностью до четырех часов с близкими родственниками и лицами, заменяющими родителей. Осужденные к аресту пользуются правом ежедневной прогулки продолжительностью не менее одного часа, а несовершеннолетние осужденные - не менее полутора часов.

При исключительных обстоятельствах (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая его жизни, стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье) осужденным к аресту может быть разрешен либо телефонный разговор продолжительностью до пятнадцати минут с близкими родственниками с оплатой из личных средств осужденных, либо краткосрочный выезд за пределы арестного дома продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно,

Администрация арестного дома вправе привлекать осужденных к выполнению работ по хозяйственному обслуживанию арестного дома продолжительностью не более четырех часов в неделю без оплаты.

исполнение ареста в отношении военнослужащих имеет следующие особенности. Осужденные к аресту военнослужащие отбывают наказание на гарнизонных гауптвахтах. Осужденные из числа лиц офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих. Осужденные военнослужащие, имеющие звания прапорщиков, мичманов, содержатся отдельно от других категорий осужденных военнослужащих, а имеющие звания старшин и сержантов, - отдельно от осужденных военнослужащих рядового состава. Осужденные военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, содержатся отдельно от осужденных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Осужденные военнослужащие содержатся отдельно от военнослужащих, арестованных по иным основаниям.

В отношении осужденных военнослужащих, содержащихся на гауптвахте, порядок и условия отбывания наказания в виде ареста не отличается от общего порядка, определенного ст.59 УИК.

Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается. Во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев увольнения его по болезни. Осужденным военнослужащим за время отбывания ареста денежное содержание выплачивается только в размере оклада по воинскому званию.

В соответствии со ст.414 УК уклонение от отбывания наказания в виде ареста наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

Являясь основным, срочным, специальным видом наказания, ограничение по военной службе заключается в продолжении осужденным военной службы на прежнем месте службы на принудительной основе; в удержании в доход государства из денежного довольствия осужденного в размере, установленном судом, но не свыше 20% (в ст. 144 УИК РФ речь идет о несколько ином: удержании в доход государства из денежного содержания); в запрете на срок осуждения на повышение в должности или воинском звании; в исключении срока наказания из срока выслуги лет для присвоения очередного воинского звания (ч. 2 ст. 51 УК РФ) . Кроме того, согласно УИК РФ, если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части перемещается на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор (ст. 145); осужденный военнослужащий до истечения установленного приговором суда срока наказания может быть уволен с военной службы по основаниям, предусмотренным законодательством РФ, в связи с чем командиром воинской части направляется представление в суд о замене оставшейся не отбытой части наказания более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148).

Ограничение по военной службе может определяться на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, когда оно избирается вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ – на срок, установленный для исправительных работ, т.е. от двух месяцев до двух лет. В любом случае срок наказания исчисляется в месяцах и годах. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 72 УК РФ, а также при зачете наказания сроки данного наказания могут исчисляться в днях (ч. 2 ст. 72 УК РФ). Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в срок ограничения но военной службе из расчета один день содержания под стражей за три дня службы.

Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Контракт о прохождение военной службы должен иметь место не на момент совершения преступления, а па момент вынесения приговора по делу.

Если это не связано с назначением вместо исправительных работ, то ограничение по военной службе определяется лишь в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы. В настоящее время в теории и судебной практике остается спорным вопрос о возможности назначения ограничения по службы в порядке применения ст. 64 УК РФ.

Ограничение свободы

На момент принятия УК РФ, его ст. 53 определяла ограничение свободы как содержание осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ΦЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы" в данную статью были внесены существенные изменения, в результате чего содержанием ограничения свободы стали выступать такие определяемые судом ограничения, как: не уходить из места постоянного пребывания в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, нс изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы в установленных случаях без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Кроме этих ограничений, суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным. В период отбывания наказания суд по представлению органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения, однако, на наш взгляд, это не должно касаться обязательных ограничений.

Указанным Федеральным законом были изменены также сроки ограничения свободы: оно может назначаться в пределах от двух месяцев до четырех лет в качестве основного вида наказания за преступления небольшой тяжести и преступления средней тяжести, а также на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. В срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, засчитывается время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения из расчета один день пребывания под стражей за два дня ограничения свободы. При назначении ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания, а также при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы срок ограничения свободы исчисляется со дня освобождения осужденного из исправительного учреждения. При этом время следования осужденного из исправительного учреждения к месту жительства или пребывания засчитывается в срок отбывания наказания в виде ограничения свободы из расчета один день за один день. В то же время в срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного по месту жительства свыше одних суток без уважительных причин.

По вполне понятным причинам законодатель исключает возможность назначения ограничения свободы военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ.

В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета один день принудительных работ за два дня ограничения свободы или один день лишения свободы за два дня ограничения свободы. В случае, когда имеет место злостное уклонение лица от ограничения свободы, назначенного лицу в качестве дополнительного наказания, наступает уголовная ответственность по ст. 314 УК РФ.

Злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается: а) осужденный, допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему взыскания в виде официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений; б) осужденный, отказавшийся от использования в отношении его технических средств надзора и контроля; в) скрывшийся с места жительства осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней; г) осужденный, не прибывший в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства в соответствии с предписанием, выданным в установленном порядке (ч. 4 ст. 58 УИК РФ).

Статья 51. Ограничение по военной службе. 1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.

2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 51
Данный вид наказания впервые введен в систему уголовных наказаний настоящего Кодекса.
По своей сущности ограничение по военной службе и исправительные работы сходны. Отличие состоит лишь в том, что ограничение по военной службе может быть назначено специальному субъекту преступления, то есть военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, за преступления против военной службы. Вторым отличием является то, что нижний предел процента удержания из заработка военнослужащего по контракту не определен законодателем.
Содержание военной службы по контракту, перечень лиц, с которыми может быть заключен контракт, виды контрактов и сроки службы по контрактам определены Федеральным законом от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе".
Ограничение по военной службе является основным видом наказания. Оно может быть назначено в двух случаях: преступление должно быть совершено военнослужащим по контракту против военной службы; как более мягкий вид наказания, чем предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, в соответствии со ст. 64 УК.
Законодатель установил срок ограничения по военной службе, который назначается от трех месяцев до двух лет.
Если суд придет к выводу о назначении наказания в виде ограничения по военной службе в виде основного наказания, не предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, как более мягкого вида наказания с применением ст. 64 УК, то в этом случае минимальное наказание не может быть назначено ниже трех месяцев (например, лицо признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 337 УК, - самовольное оставление части или места службы. Санкция части данной статьи не предусматривает как основной вид наказания ограничение по военной службе.
Однако суд, установив наличие исключительных обстоятельств и иных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, применяя ст. 64 УК, может назначить более мягкий вид наказания, чем арест или содержание в дисциплинарной воинской части, в виде ограничения по военной службе, но не ниже трех месяцев).
Данный вид наказания может быть назначен осужденным военнослужащим по контракту вместо исправительных работ, если санкции соответствующих статей Особенной части УК не предусматривают данный вид наказания (например, ст. ст. 116, 129, 130, 133 УК и др.). В описательной части приговора суд должен мотивировать основания назначения данного вида наказания со ссылкой на ст. 51 УК в резолютивной части приговора.
Ограничение по военной службе может назначаться с условным осуждением, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания (см. комментарий к ст. 73 УК). Назначение ограничения по военной службе целесообразно к осужденным военнослужащим по контракту беременным женщинам, женщинам, имеющим на иждивении малолетних детей, военнослужащим по контракту, являющимся единственными кормильцами в многодетных семьях и имеющим престарелых родителей.
При назначении наказания в виде ограничения по военной службе из заработка осужденного производятся удержания в размере не свыше 20%. Нижний предел удержания процентов законодатель не установил. Поэтому предполагается, что с учетом специфики военной службы суд должен сам определить тот процент удержаний, который будет способствовать достижению целей наказания. Данный процент удержаний должен быть определен таким образом, чтобы он не превратился в средство откупа осужденного, и необходимо правильно оценить, как установленный судом процент отразится на материальных условиях жизни семьи осужденного.
Главной сущностью назначения ограничения по военной службе является то, что осужденный в течение определенного в приговоре срока не может быть повышен в должности, в воинском звании, а срок наказания не засчитывается в выслугу лет на присвоение очередного воинского звания. Время отбывания наказания не приостанавливает общую выслугу лет. Отбывание наказания не препятствует предоставлению основного и дополнительного отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и т.д.
Срок ограничения по военной службе исчисляется в месяцах и годах. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается из расчета один день лишения свободы за три дня ограничения по военной службе.

Наказание в виде ограничения по военной службе предусмотрено ст. 51 УК РФ, согласно которой оно назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по кон- тракту, на срок от трех месяцев до двух лет. Оно назначается за совершение военнослужащим преступления против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ. Таким образом, наказание в виде ограничения по военной службе может быть применено к военнослужащему, проходящему службу по контракту, не только тогда, когда в санкции статьи, по которой его привлекают к ответственности, указан данный вид наказания, но и в том случае, когда в санкции статьи содержится наказание в виде исправительных работ (но нет наказания в виде ограничения по службе). Как правило, здесь речь идет о преступлениях военнослужащего, не связанных со службой.

Уголовный закон сущность данного наказания определяет в виде конкретного размера удержаний из денежного содержания осужденного (но не более 20%), запрещения повышать его в должности и в воинском звании, невключения срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, характерной особенностью данного наказания является то, что осужденный продолжает нести военную службу в своей части, находясь в том же воинском коллективе, который может оказывать на него благоприятное воспитательное воздействие.

Исполнению данного вида наказания УИК РФ уделил достаточно много внимания (ст. 143-148). Согласно ч. 7 ст. 16 Кодекса наказание в виде ограничения по военной службе исполняет командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований, в которых проходят службу военнослужащие, осужденные к этому виду наказания. После вступления приговора в законную силу и поступления в часть его копии и распоряжения суда об исполнении приговора командир воинской части не позднее трех дней обязан издать соответствующий приказ. В приказе объявляется: на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению очередного воинского звания; какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания; в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им наказания в виде ограничения по службе. Данный приказ объявляется по воинской части, доводится до сведения осужденного военнослужащего и принимается к исполнению. Копия этого приказа вместе с другими документами в трехдневный срок направляется в суд, вынесший приговор.

В случае уклонения командира воинской части от исполнения приговора суда он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ, предусматривающей ответственность за неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Собственно исполнение наказания в виде ограничения по службе для осужденного военнослужащего реально начнется (он почувствует это) в день получения заработной платы, когда из нее вычтут сумму удержаний, определенную приговором суда. Согласно Закону "О статусе военнослужащих" (1998) денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада по воинской должности и месячного оклада по воинскому званию, которые составляют оклад месячного содержания военнослужащих. Лица, проходящие службу по контракту, кроме того, получают различные надбавки (за выслугу лет, службу в особых условиях и др.), а также дополнительные денежные выплаты (единовременные по итогам календарного года, при уходе в отпуск, в связи с переводом к новому месту военной службы, денежные компенсации вместо продовольственного пайка, за классность и др.). Удержания должны производиться со всех видов указанных выплат.

Удержания не производятся из тех сумм, которые выплачиваются осужденному военнослужащему не в порядке его денежного содержания, например, из страховых сумм за полученное увечье или заболевание во время прохождения военной службы, компенсаций за санаторно-курортное лечение и аналогичных выплат.

Другим негативным реальным последствием исполнения данного вида наказания для осужденного военнослужащего может явиться необходимость перемещения по службе в связи с несоответствием его нового правового статуса с занимаемой должностью, особенно если последняя связана с подготовкой личного состава подразделения и его воспитанием, т. е. когда нужно подавать пример добросовестного отношения к воинскому долгу и несению службы. В такой ситуации ст. 145 Кодекса предоставляет право командиру воинской части принять одно из трех возможных решений: перевести осужденного военнослужащего на равнозначную дожность (по окладу) в пределах данной воинской части; перевести или на другую должность, или в другую воинскую часть; перевести не только на другую должность, в другую часть, но и в иную местность.

Конкретное решение принимается с учетом как целесообразности исполнения приговора, так и наличия равноцен- ных должностей в конкретной воинской части. В качестве дополнительного компонента при решении данного вопроса может служить и мнение осужденного, его желание служить, например, в другой местности. Федеральный закон "О военной службе и воинской обязанности" (1998) предусматривает три вида контрактов, которые могут быть заключены при поступлении гражданина на воинскую службу: 1)

в кадрах Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации; 2)

в кадрах конкретной воинской части; 3)

на конкретной должности в конкретной воинской части.

Согласие осужденного военнослужащего на перевод в другую

часть или местность требуется в двух последних случаях. При отсутствии такого согласия на перевод в другую часть или иную местность контракт с военнослужащим может быть расторгнут. В этом случае ставится в известность суд, вынесший приговор, который должен будет рассмотреть вопрос о замене наказания в виде ограничения по службе другим видом наказания. Суд, вынесший приговор, ставится также в известность о перемещении осужденного в другую часть или местность.

Данный вид наказания не исчерпывается только элементами карательного воздействия, а предусматривает обязательное соединение с мерами воспитательного воздействия. Статья 146 Кодекса прямо обязывает командование воинской части, где проходит службу осужденный военнослужащий, проводить с ним воспитательную работу. Формы и методы проведения такой воспитательной работы закон не определяет, но содержит указание на то, что данная работа должна проводиться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе, т. е. требует в полной мере индивидуального подхода при организации и проведении этой работы. Хотя закон возлагает обязанность проведения воспитательной работы на командира воинской части, но, как правило, ее организует и проводит его заместитель по воспитательной работе с личным составом, подключая сюда не только опытных и авторитетных военнослужащих из числа офицерского и сержантского состава, но и имеющиеся в части и функционирующие при ней общественные формирования (например, офицерские собрания, суды чести, женские советы и т. п.). Командир части обязан контролировать эту работу; он также может с осужденным прово- дить персонально те или иные воспитательные мероприятия. Главное, чтобы такая работа проводилась систематически и носила осмысленный характер, акцентируя внимание прежде всего на ликвидации (нейтрализации, блокировании) тех качеств личности военнослужащего, которые и обусловили совершение им данного преступления.

За три дня до истечения определенного судом срока наказания (и зафиксированного в приказе по части) командир части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе. В этом приказе указывается прежде всего дата прекращения исполнения наказания, т. е. его последний день. Согласно ч. 1 ст. 72 УК РФ срок данного наказания исчисляется годами и месяцами. Кроме того, в приказе указывается о прекращении удержаний из денежного довольствия военнослужащего, а также о возобновлении течения срока выслуги лет и возможности в повышении в воинском звании и должности. Копия приказа в обязательном порядке направляется в суд. вынесший приговор, который таким образом контролирует исполнение данного вида наказания.

Закон предусматривает возможность досрочного прекращения исполнения наказания в виде ограничения по воинской службе, основания такого досрочного освобождения могут быть разными: 1)

замена данного наказания иным более мягким наказанием; 2)

в связи с применением актов помилования либо амнистии; 3)

по особым обстоятельствам, связанным с прохождением службы именно данным осужденным военнослужащим.

В соответствии с Законом "О военной службе и воинской обязанности" военнослужащий, проходящий службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы с расторжением заключенного контракта. Согласно данному Закону основаниями для досрочного расторжения заключенного с военнослужащим контракта являются: невыполнение условий контракта со стороны военнослужащего, признание лица негодным либо ограниченно годным к определенному виду или в целом к воинской служ.бе (тогда требуется заключение военно-врачебной комиссии). В этих случаях осужденный увольняется с воинской службы, издается соответствующий приказ, а его копия направляется в суд, вынесший приговор, для принятия решения о замене наказания в виде ограничения по военной службе другим видом наказания либо о досрочном освобождении от отбывания наказания (например, по болезни).

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...