Какими силами и средствами ликвидируется чс. Задачи и организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

  • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
  • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
  • дежурные караулы противопожарных подразделений;
  • подразделения медицинской скорой помощи.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Во второй эшелон, как правило, входят:

  • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
  • подразделения Государственной противопожарной службы;
  • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
  • ведомственные подразделения спасателей.

Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

В третий эшелон могут включаться:

  • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
  • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
  • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

К силам и средствам ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС относят:

  • · войска гражданской обороны;
  • · поисково-спасательную службу МЧС России;
  • · военизированные и невоенизированные противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
  • · формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
  • · формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;
  • · военизированные службы Росгидромета по активисту воздействию на гидрометеорологические процессы;
  • · формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;
  • · специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации ЧС;
  • · аварийно-технические центры Минатома России;
  • · службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
  • · восстановительные и пожарные поезда МПС России;
  • · аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота. Федеральной службы речного флота, других федеральных органов исполнительной власти.

К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся:

  • · службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
  • · формирования Госсанэпиднадзора России;
  • · ветеринарная служба Минсельхозпрода России;
  • · службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхозпрода и Минторга России;
  • · геофизическая служба Российской академии наук, оперативные группы постоянной готовности Росгидромета и подразделения Минатома России;
  • · учреждения Агентства по мониторингу чрезвычайных ситуаций;
  • · учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

Силы и средства РСЧС

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

  • -- Силы и средства наблюдения и контроля;
  • -- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

1. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситу-ациям. К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские фор-мирования.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотлож-ные работы, которые включают: разведку маршрутов движения формирования Гражданской обороны и участков работ; локали-зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промыш-ленных объектов и т.д.

Другие неотложные работы обычно включают прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водо-проводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, и т.д.

Спасательные и другие неотложные работы проводят непре-рывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для органи-зации этих работ решением начальника ГО ЧС создается группи-ровка сил и средств. При чрезвычайных ситуациях федерального масштаба в работу включаются аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Технология проведения спасательных и других неотложных работ зависит от характера разрушений зданий и сооружений, комму-нально-энергетических сетей и радиационно-химического зара-жения территории.

В первую очередь проводят работы по устройству проходов и проездов к разрушенным зданиям, заводским сооружениям, где находятся люди. Затем приступают к поиску и освобождению из-под завалов пострадавших. Спасательные группы начинают поиск с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже-ний, подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуют весь без исключения участок спасательных работ.

Спасение людей начинают с тщательного осмотра завала с привлечением кинологов с собаками, приборов, а также с опроса очевидцев. При этом устраняют условия, способствующие обру-шению отдельных конструкций. Принимаются меры к установ-лению связи с попавшими в завалы. Деблокирование производят разными способами: устраивают лазы, разбирают завалы, проде-лывают проходы с боку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов.

При этом всегда нужно помнить, что использование тяжелой техники для ликвидации завалов резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Пострадавших выносят на руках, плащах, брезенте, одеялах, а также волоком и на носилках. После оказания первой медицин-ской помощи людей эвакуируют. Эффективность спасательных работ зависит от своевременности спасательных работ.

К другим неотложным работам относятся ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей. Поврежденные системы теплоснабжения отключают от внешней сети задвижками на вводах в здания и в теплоцентрах. Очень важно отключить газовые сети на любых магистралях за пределами и внутри зданий и т. д.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спа-сательными формированиями.

Очень важно при тушении пожара как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе при-нять правильное решение по их локализации и тушению.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением огня эвакуируют людей.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий ЧС.

Работам по ликвидации очагов поражения сильнодейству-ющими ядовитыми веществами (СДЯВ) предшествуют (или про-водятся одновременно) мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят ра-боты по:

    ограничению и приостановлению выброса СДЯВ;

    обваловыванию мест разлива СДЯВ;

    сбору разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости;

    постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха;

    изоляции зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезин-фекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивацией понимают механическое и физико-хими-ческое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на стан-циях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактиви-руют путем обработки или замены зараженной тары, а неупако-ванное - путем снятия зараженного слоя.

Дегазация - процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрали-зации опасных химических веществ, находящихся в газообраз-ном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути дви-жения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки грунта.

Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы - кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полно-той дегазации.

Санитарная обработка - комплекс мероприятий по механи-ческой очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кож-ных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Существует два вида санитарной обработки - полная и час-тичная.

Частичную обработку проводят непосредственно в очаге пора-жения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Полной санитарной обработке подвергают личный состав форми-рований и эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

Дезинфекция - процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде. Дезинфекцию проводят физическим, химическим, физико-химичес-ким и биологическим способами. Основным является химический способ.

Дезинсекция - процесс уничтожения насекомых, сельскохо-зяйственных вредителей, осуществляемый физическими, хими-ческими и биологическими способами.

Дератизация - профилактические и истребительные меро-приятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

2. Определение материального ущерба и числа жертв

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

Восстановление работоспособ-ности предприятия может быть первоочередное или капитальное. Первоочередное может выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады.

В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, деталях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия;

    календарный план или сетевой график восстановительных работ, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    состав восстановительных бригад и др.

Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72.

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. По-скольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соответствующих вероятностях.

Учебная литература

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ 1997/2000/2003/2004

2. «О гражданской обороне» № 28 ФЗ 1998

3. Постановление Правительства РФ № 794 2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

II . Основы военной службы

Тема 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Лекция 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Время – 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Национальная безопасность Российской Федерации.

2. Современные угрозы Национальная безопасность Российской Федерации.

3. Основы обороны государства.

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы веро-исповедания ни придерживались. Такие интересы называются на-циональными. Национальные интересы Российской Федерации - это достояние и ценности нашего общества. Они затрагивают по-литические, экономические, территориальные, экологические и иные сферы жизнедеятельности людей, всего государства.

Наша Родина - одно из крупнейших многонациональных го-сударств, имеющее многовековую историю, культуру, богатые тра-диции. В силу особенностей своего расположения Россия являет-ся важнейшим геополитическим пространством между Европой и Азией. Одновременно она служит и своеобразным полигоном, где соприкасаются интересы развитых и развивающихся стран, мусульманского и христианского миров.

Россия обладает значительным экономическим и научно-тех-ническим потенциалом, большими запасами сырья и ресурсов. Огромное пространство, занимаемое Россией, выходы в Мировой океан предоставляют ей уникальные возможности прямого воздействия на мировые и региональные процессы. Без всего стороннего учета своих национальных интересов, их поддержки и защиты Российское государство не сможет играть активную и самостоятельную роль в мировой политике.

Национальные интересы России определяют основные цели страны, формируют задачи внутренней и внешней политики. Во внутренней политике национальные интересы направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, террито-риальной целостности, правопорядка.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое со-стояние защищенности личности, общества и государства от воен-ных угроз. Россия готова вести свои дела в сфере военной без-опасности на началах взаимного доверия, равенства, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, равно-гарантированной безопасности.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в тра-диционных формах против Российской Федерации и ее союзни-ков снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях уси-ливаются потенциальные угрозы военной безопасности Россий-ской Федерации и ее союзникам. В их числе - усиление нацио-нального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки.

С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз , наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

К началу 90-х годов ХХ века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десять лет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которых пострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых были осуществлены, нанесен большой материальный и моральный ущерб.

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет, реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Вторая группа военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их регулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.

Третья группа военных угроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве.

Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

Четвертая группа военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации. Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.

Пятая группа военных угроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ.

Шестая группа военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия должна считаться.

Седьмая группа военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий, уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

В рамках практически заново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы.

Военные угрозы на континентальном пространстве. Эти угрозы будут, определятся новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии остается высокой.

Военные угрозы в мировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловлены особенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трем океанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, её территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную.

Военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве Военные угрозы в этих сферах определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Росту военных угроз, их масштабов и вероятности реализации косвенно будут способствовать новые особенности развития информационной, духовной, правовой, экологической и других сфер.

В ближайшей перспективе информационная сфера становится «питательной средой» для роста новых военных угроз. Информационный шантаж, дезинформация, монополизация информации одной стороной, разрушение информационного ресурса государства через внедрение компьютерных вирусов могут выступать в роли их мощного катализатора.

Вероятность реализации военных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состоянием духовной сферы . Факторами роста военных угроз для России в этом аспекте являются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы и других духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытности русской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистской направленности.

Состояние отношений в экологической сфере может также оказать воздействие на формирование военных угроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многих государств. Аварии, катастрофы, и последствия непродуманной экономической деятельности приобретают все более угрожающие масштабы. Критическое состояние окружающей среды, по оценкам, в третьем тысячелетии может стать причиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.

Военные угрозы безопасности РФ усиливаются под воздействием нерешенных проблем в правовой сфере . Наиболее опасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правового пространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времени отдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

культуре . 4. Программа по физической культуре для учащихся...
  • Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ... физической культуры : физическое воспитание; физическое развитие; профессионально-прикладная физическая культура ; оздоровительно-реабилитационная физическая культура ; фоновые виды физической культуры ; средства физической культуры . Физическая культура ...

  • Физическая культура студента

    Документ

    Реабилитационная физическая культура ; * фоновые виды физической культуры ; * средства физической культуры . 5. Физическая культура в структуре профессионального образования. 6. Физическая культура личности студента. 7. Физическая физическим развитием, б) физическим воспитанием, в) физической культурой , г) физическими упражнениями. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на...

  • Для ведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС привлекаются силы гражданской защиты.

    К силам гражданской защиты относятся:

    1) Оперативно спасательная служба гражданской защиты;

    2) аварийно-спасательные службы;

    3) формирование гражданской защиты;

    4) специализированные службы гражданской защиты;

    5) пожарно-спасательные подразделения (части);

    6) добровольные формирования гражданской защиты.

    Организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для проведения работ по ликвидации ЧС привлекаются силы, указанные в предыдущем разделе.

    Проведение аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно делится на 3 этапа:

    - начальный этап – проведение экстренных мер относительно защиты населения, спасания пострадавших местными силами и подготовки группировок сил и средств ликвидации ЧС к проведению работ;-

    первый этап ; – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств гражданской защиты

    второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления органам исполнительной власти, вывод группировок, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

    Силы и средства системы гражданской защиты выводятся из зоны ЧС после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

    Следует заметить, что оперативное построение группировки сил и средств состоит из нескольких эшелонов и резерва. Очередность эшелонов зависит от времени на приведение в готовность и прибытие к очагу событий. К резерву подключают силы и средства, предназначенные для решения внезапно возникших задач.

    Как правило, ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами того звена системы гражданской защиты, той подсистемы, на территории которой они возникли. В случае невозможности ликвидировать ЧС собственными силами, они наращиваются решением вышестоящей инстанции.

    Режим работы устанавливается с учетом времени защитного действия средств защиты органов дыхания и закономерностей изменения трудоспособности человека в случае работы в определенных условиях.

    В случае круглосуточного ведения работ, продолжительность рабочих смен (циклов), включая перерыв на отдых, не должна превышать 8 часов и устанавливается в каждом конкретном случае на основе показателей, которые характеризуют постоянную трудоспособность в течение данного времени.

    Ночью продолжительность работы спасателей уменьшается на 25 процентов, соответственно увеличивается время на отдых.

    2. Особенность ликвидации последствий землетрясений, наводнений, химических, биологических аварий.

    Землетрясения, как это уже подчеркивалось в первой лекции, являются наиболее разрушительным стихийным бедствием, которое занимает одно из первых мест среди других чрезвычайных ситуаций по количеству жертв, объему разрушений и материального ущерба.

    Сложность спасания людей в условиях землетрясений обусловлена внезапностью его возникновения, трудностями введения сил и развертывания поисково-спасательных работ в зоне массовых разрушений; наличием значительного количества пострадавших, которые нуждаются в экстренной помощи; ограниченным временем выживания людей в завалах; тяжелыми условиями работы спасателей.

    Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ являются: поиск и спасание пострадавшего населения, заблокированного в завалах, поврежденных домах, сооружениях, предоставление им первой медпомощи и эвакуация тех, кто нуждается в дальнейшем лечении, а также первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

    Управление аварийно-спасательными и другими неотложными работами во время землетрясений, как и во время других ЧС, состоит в целенаправленной деятельности руководства с эффективным использованием имеющихся сил и средств во время спасения пострадавших, предоставлении им медпомощи, эвакуации с зоны бедствия и дальнейшего жизнеобеспечения.

    Основой для организации управления является заранее разработанный план действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Аварийно-спасательные работы в случае землетрясений должны начинаться немедленно и проводиться беспрерывно, днем и ночью, в любую погоду, обеспечивать спасение пострадавших в срок их выживания в завалах.

    С целью обеспечения постоянного управления зона разрушений делится на участки, а те, в свою очередь, на объекты работ, которые включают определенную территорию с расположенными на ней домами и сооружениями. Количество участков и объектов работ определяется с учетом сложившейся обстановки, объема завалов, степени разрушения зданий, ожидаемого количества пострадавших и их состояния.

    Поисково-спасательному отряду назначается один-два объекта работ.

    Организационно-технологическая схема проведения аварийно-спасательных работ избирается командиром (начальником) поисково-спасательного отряда (службы), исходя из обстановки, объема, условий работы в районе землетрясения и принятой технологии отдельных рабочих операций.

    Во время спасательных работ в завалах и в других сложных условиях могут назначаться микропаузы – “ минуты тишины” продолжительностью 2-3 минуты для кратковременного отдыха и прослушивания завалов с целью поиска пострадавших.

    Перерывы в работе продолжительностью 10-15 минут назначаются с учетом состояния трудоспособности спасателей. Во время тяжелой работы отдых должен носить пассивный характер.

    После завершения последней (в течение времени) рабочей смены спасателям предоставляется межсменный отдых – не менее 7-8 часов полноценного сна, удовлетворение других нужд, исходя из необходимости полного восстановления трудоспособности.

    Мероприятия по уменьшению масштабов последствий землетрясений и действий в случае их возникновения должны быть предусмотрены в Планах действий относительно предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    И направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Цели и задачи ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидацию чрезвычайной ситуации проводят с целью спасения жизни и сохранения жизни и здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также локализации зоны чрезвычайной ситуации, прекращения действия характерных для них опасных факторов.

    Выполнение комплекса мероприятий при чрезвычайной ситуации, направленны на выполнение следующих задач:

    • прекращение или снижение до минимально возможного уровня воздействия вредных и опасных факторов, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, животных и окружающей среды;
    • спасение жизни и сохранение здоровья людей;
    • локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
    • первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения;
    • приведение в пригодное к использованию состояние технических и материальных средств, зданий и сооружений, систем жизнеобеспечения населения.

    Мероприятия проводимые при ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:

    • разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
    • принятие решения на проведение АСДНР;
    • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
    • обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:

    • проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
    • приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
    • проведение санитарных и противоэпидемических мер;
    • подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.

    Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.

    Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации

    Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).

    На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.

    К экстренным мерам защиты населения относятся:

    • оповещение об опасности;
    • использование средств защиты;
    • соблюдение режимов поведения;
    • эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
    • применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.

    Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.

    Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.


    На третьем этапе
    в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также . На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:

    • расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
    • временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
    • обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
    • обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
    • организация учета и распределения материальной помощи;
    • проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.

    При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.

    Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:

    • заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
    • оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
    • принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
    • непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
    • ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
    • организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

    Источники: Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.

    Выбор редакции
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...