Какое обстоятельство смягчает административную ответственность.


Новая редакция Ст. 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Статье 4.2 КоАП РФ

1. До момента привлечения лица к административной ответственности основополагающей гарантией выступает выявление обстоятельств, смягчающих ответственность за данное конкретное административное правонарушение с учетом степени общественной опасности.

Важным признаком является раскаяние лица, совершившего правонарушение, что характеризует негативную оценку им факта правонарушения и причиненного вреда. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Кроме основополагающего признака раскаяния к смягчающим обстоятельствам КоАП относит и предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Результатом анализа перечисленных обстоятельств является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий, это означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

В данной ситуации применяется вариант признания лица виновным ввиду отсутствия события и состава административного проступка, что исключает производство по делу об административном правонарушении (см. комментарий к п. п. 1, 2 ст. 24.5 КоАП).

Состояние сильного душевного волнения, то есть аффект, либо стечение тяжелых личных или семейных обстоятельств учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (см. комментарий к статье 2.8 КоАП). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Перечень смягчающих обстоятельств фигурирует и, например, в ст. 112 Налогового кодекса РФ, где с п. 3 п. 1 ст. 4.2 КоАП корреспондирует только в совершении правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а остальные не совпадают с перечнем ст. 4.2 КоАП. Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность (см. комментарий к статье 2.3 КоАП). К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории "малолетний ребенок", которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

2. Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о проступке, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в комментируемой статье или в законах субъектов Федерации об административных правонарушениях.

Другой комментарий к Ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обстоятельства, относящиеся к личности нарушителя, изложенные в данной статье, служат основанием для смягчения административного наказания. В отличие от уголовного закона смягчение административного наказания возможно лишь в рамках санкции нормы Особенной части КоАП РФ, законов субъектов РФ. Когда обстоятельства, смягчающие ответственность, указаны в диспозиции конкретной нормы, они приобретают качественно иную правовую природу, влияющую на квалификацию административного правонарушения, и не могут рассматриваться основанием для смягчения ответственности.

2. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение административного правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

3. Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим Кодексом, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, данное смягчающее обстоятельство тесно взаимосвязано с субъективной стороной административного правонарушения.

4. Под предотвращением лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий понимаются действия (как во время совершения административного правонарушения, так и после его совершения), которые непосредственно направлены на уменьшение вреда и ущерба. Формой предотвращения являются добровольное возмещение причиненного имущественного ущерба или устранение причиненного вреда, например, возврат похищенного, необходимый ремонт поврежденного имущества, оказание медицинской помощи, в результате нарушений Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекших причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.

5. Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП РФ. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это - кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП РФ является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателю с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

6. Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

7. В комментируемой статье несовершеннолетие виновного указано как одно из обстоятельств, смягчающих административное наказание. Оно не находится в противоречии со ст.2.3 КоАП РФ, которой предусмотрена возможность (но не обязанность) освобождения несовершеннолетнего от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, установленной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. Иными словами, за некоторые виды административных правонарушений несовершеннолетний может привлекаться к ответственности. При рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав дела об административном правонарушении обязательно исследование данного вопроса, с тем чтобы выбрать необходимую меру воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетнего с учетом его возраста, устойчивости психики и других факторов. Например, возложение обязанности загладить причиненный вред применяется в случае, если несовершеннолетний имеет заработок. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

8. Беременность является физиологическим процессом, накладывающим отпечаток на состояние здоровья, психику женщины. Зачастую беременность сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, раздражительностью. Данные факторы и обусловливают необходимость учета факта беременности при назначении административного наказания.

Наличие у женщины малолетнего ребенка также требует соответствующей оценки его в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность. Данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

9. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 данной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях.

  • Вверх

За нарушение установленных на законодательном уровне санитарных норм и правил, юридические и физические лица привлекаются к различным видам ответственности. Самые строгие наказания подразумевают собой правонарушения, относящиеся к категории уголовных. Тема привлечения нарушителей к соответствующему виду ответственности регламентируется УК РФ, в частности — 236 статьей нормативной документации.

Законом предусмотрены и другие за нарушение санитарного законодательства, которые являются менее серьезными.

Под уголовной ответственностью принято понимать одну из разновидностей форм юридической ответственности. Она предусмотрена законом, привлечение к ней осуществляется в результате совершения лицом преступных действий.

Главное отличие уголовной ответственности от остальных видов ответственности — строгость. Осуждение в данном случае может исходить исключительно со стороны государства

В случае с нарушением санитарного законодательства уголовная ответственность может наступать за совершение соответствующего вида правонарушений, повлекших за собой гибель или отравление граждан, массовое распространение болезней и эпидемий и т.п.

В свою очередь санитарный режим представляет собой совокупность определенных правил и мероприятий (к примеру, карантин), соблюдение которых позволяет предотвратить развитие заболеваний, таких как оспа, чума, холера и др.

Тема уголовной ответственности за нарушения санитарного правопорядка отражена в различных нормативных актах. Одним из таковых является ФЗ №7 , который имеет название — “Об охране окружающей среды”. В июле текущего года был принят закон РФ, согласно которому в ФЗ №7 были внесены изменения. Не менее значимую важность имеет ФЗ №52 , который имеет характерное для изучаемого вопроса название — “О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения”.

С какого возраста можно привлечь граждан

Видеоматериал

Как работает Роспотребнадзор: в каком случае назначается проверка, какие существуют проверки, как защитить компанию от нежелательной проверки, как она проходит и какие санкции могут быть наложены в случае выявленных нарушений:

Когда наступает за санитарно-эпидемиологическое правонарушение

Важно учесть — для наступления уголовной ответственности должны соблюдаться определенные правила. Главным среди них по праву можно считать наличие причинно-следственной связи между деянием нарушителя (или его бездействием) и отравлением, заболеванием или гибелью граждан.

Для того чтобы привлечь лицо, нарушившее нормы санитарного законодательства к ответственности, необходимо доказать его вину. С этой целью проводится соответствующее расследование. В данном случае в нем должны принимать участие представители различных структур, в том числе специалисты, имеющие профессиональные знания по теме вирусологии, эпидемиологии, санитарии и медицины.

Преступные действия считаются совершенными только в том случае, если также соблюдены такие условия, при которых наступает уголовная ответственность:

  • несоблюдение норм санитарии и гигиены;
  • многочисленное распространение болезни;
  • наличие доказанной взаимосвязи между вышеперечисленными пунктами.

Обстоятельства смягчающие ответственность

Практически, как и при всех других формах ответственности, уголовная может быть смягчена при наличии соответствующих обстоятельств. к обстоятельствам смягчающим за санитарные правонарушения при уголовной ответственности относится:

  • несовершеннолетний возраст преступника;
  • беременность;
  • наличие малолетних детей;
  • раскаяние/сострадание, признание вины в содеянном;
  • непростые жизненные обстоятельства;
  • за совершение деяния в результате оказания психологического или физического воздействия.

Каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. При вынесении решения судебными органами учитываются все характеристики нарушителя и особенности санитарного правонарушения.

СТ 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.8 и ).

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека. Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью. Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст. 5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания).

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В современном мире приобретает все большее значение. Она ориентирована на обеспечение правопорядка и законности в рамках общественных отношений.

Привлечение к административной ответственности: общие сведения

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под юридической ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Какая ответственность административная?

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как "административная ответственность" и "правонарушение". При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юрлица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот.


Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Важный момент

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Критерии для уменьшения размера санкций

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции.

Раскаяние

Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Последствия

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов. В частности:


Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации.

Ущерб

Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения. Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Состояние аффекта

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Прочие факторы

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

Дополнительно

При рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Схема применения санкций

Административная ответственность наступает по трем основаниям:


Чтобы наступила реальная ответственность, необходимо, чтобы указанные основания возникли именно в такой последовательности. В первую очередь появляется норма. Она устанавливает определенную обязанность и предусматривает санкцию за нарушение. При наличии соответствующей нормы и поведения, противоречащего предписанию, уполномоченное лицо/орган может наложить взыскание в сформулированном в законе порядке.

Расширение действия КоАП

В течение многих лет значение административной ответственности постепенно становилось выше. Во второй половине 80-х гг. усиление ее роли стало проявляться активнее. В этот период участилось использование многих составов правонарушений. При этом сама ответственность стала строже, усилились санкции за проступки. Сегодня перечень действий, за которые могут применяться меры принуждения, существенно расширен. В первую очередь это обусловливается возникновением ответственности за деяния, которые ранее не считались нарушениями. Среди них следует отметить, например, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора и иных должностных лиц и так далее. Кроме этого в КоАП добавлены составы, которые ранее считались преступлениями, гражданско-правовыми нарушениями, дисциплинарными проступками. В законодательстве сегодня присутствуют нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц.

Предпосылки к ужесточению законодательства

По мнению ряда авторов, расширение сферы действия КоАП обусловливается в первую очередь негативными последствиями НТР. Достаточно широко сегодня используются компьютеры, ресурсы, радиоактивные элементы, сложная техника. Это все требует от общества заботы о противопожарной, информационной, санитарной и другой безопасности. Многие знают, какой ущерб может причинить дорожное происшествие или загрязнение окружающей среды. Охрана граждан, материальных ценностей природных ресурсов регламентируется законодательством. И в этой сфере КоАП играет существенную роль.

Кроме этого приняты нормы, устанавливающие ответственность за невыполнение актов муниципальных и государственных структур, представителей власти, за неуважение к суду. Они призваны сформировать благоприятные условия для реализации уполномоченными органами и лицами их обязанностей по обеспечению дисциплины и правопорядка в обществе. Немаловажно и то, что административные нормы охраняют таможенное, налоговое дело, работу по борьбе с монополиями и многие экономические отношения, которые возникли и продолжают возникать в процессе преобразований в государстве.

Заключение

Административное наказание выступает в качестве установленной на государственном уровне меры ответственности за совершенные правонарушения. Оно применяется главным образом в воспитательных целях. Административная ответственность направлена на предотвращение совершения новых проступков. Она оказывает влияние на самих нарушителей и на остальных членов общества. Законодательство учитывает вероятность возникновения разных жизненных факторов и обязывает уполномоченных субъектов принимать во внимание обстоятельства, смягчающие вину. Санкции в рамках КоАП не могут использоваться для унижения достоинства гражданина либо причинения ему физического страдания, равно как и для нанесения вреда репутации организации.

К административной ответственности могут привлекать органы, имеющие соответствующие полномочия по закону. Они выступают как субъекты функциональной власти. При реализации своих обязанностей они вправе налагать взыскания. По действующему законодательству такими субъектами выступают суды и многие исполнительные структуры. Административная ответственность регулируется норами права, в которых содержатся исчерпывающие перечни нарушений, санкций и органов, а также порядок привлечения лиц.

Смягчающие административную ответственность обстоятельства влияют на наказание, назначаемое по административному делу. Рассмотрим, какие обстоятельства могут быть учтены в качестве смягчающих, и как они применяются.

Назначение административного наказания: общие положения

Порядок назначения административного наказания урегулирован главой 4 КоАП РФ. В данном разделе содержатся правила, которыми должны руководствоваться суды и должностные лица административных органов, применяя меры ответственности.

Каждая статья или часть статьи особенной части КоАП РФ определяют минимальный и максимальный размеры наказания за то или иное нарушение закона. Правоприменители должны выбрать, какую конкретно ответственность понесет привлекаемое лицо (вид и размер наказания).

Для того, чтобы назначить наказание, должны учитываться:

  • характер допущенного нарушения, то есть должно быть определено, насколько деяние общественно опасно;
  • личность нарушителя, то есть характеризующие его обстоятельства;
  • материальное положение. Данная характеристика учитывается в большей мере для того, чтобы определить, может ли нарушитель оплатить штраф или нет, имеет ли смысл назначать альтернативное наказание;
  • перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств, то есть определенных законом условий, которые позволяют уменьшить назначаемое наказание или изменить его вид;
  • отягчающие обстоятельства, то есть условия, которые не позволяют назначить минимальное наказание.

Важно! При рассмотрении дела правоприменители обязаны установить все изложенные выше обстоятельства. Без этого, объективное наказание назначено быть не может. Если данные факторы не выяснялись – это нарушение прав привлекаемого лица.

Смягчение административного наказания путем применения смягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ

Перечень смягчающих административную ответственность обстоятельств определен в ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ. Данная норма целиком посвящена возможным факторам, которые могут послужить основанием для снижения назначаемого наказания.

К смягчающим административную ответственность обстоятельствам можно отнести следующие:

  1. Раскаяние в содеянном. Раскаяние невозможно без признания вины. Данное обстоятельство предполагает активные действия привлекаемого лица, направленные на доведение до сведения правоприменителей своей позиции. Позиция заключатся в том, что человек осознал, что поступил неправильно, и утверждает, что впредь подобного поведения не допустит.
  2. Прекращение неправильного поведения по доброй воле. Применение данного обстоятельства возможно при длящемся нарушении, например, когда автомобиль лица долгое время стоял в неположенном месте, а затем был добровольно переставлен в другое место, где стоянка разрешена.
  3. Сообщение о правонарушении. Очень редко применяемое обстоятельство, поскольку мало кто добровольно сознается в содеянном и сообщает об этом.
  4. Помощь в расследовании. В качестве примера можно привести ситуацию, когда организация, сбрасывающая нечистоты в водоем, самостоятельно проводит исследования проб, которые доказывают факт нарушения, тем самым помогая правоприменителям.
  5. Устранение последствий нарушения и возмещение ущерба.
  6. Добровольное исполнение предписания об устранении нарушения.
  7. Действия в состоянии аффекта. Это обстоятельство очень трудно доказывается.
  8. Несовершеннолетие нарушителя, либо беременность женщины-нарушителя. Сюда можно отнести и наличие малолетних детей.

Другие обстоятельства, которые могут повлиять на возможность снижения наказания

Указанный выше (в ст. 4.2 КоАП РФ) перечень обстоятельств не полный. Правоприменителям дано право самостоятельно признавать то или иное обстоятельство смягчающим.

В связи с этим, привлекаемым лицом может быть заявлено письменное ходатайство о смягчении наказания по административному правонарушению, с обоснованием своей позиции. Такое ходатайство должно быть обязательно рассмотрено, с оглашением решения по нему, либо доведением его до сведения заявителя в письменной форме. Если просьба отклоняется, должно быть вынесено письменное определение об этом.

Основания для снижения наказания могут быть любыми, например:

  • совершение нарушения пенсионером;
  • совершение нарушения сиротой;
  • нарушение закона матерью-одиночкой.

Важно! Регионам РФ дано право законодательно определять дополнительные смягчающие обстоятельства, не предусмотренные КоАП РФ. В этой части у законодателей полная свобода действий, поэтому смягчающими обстоятельствами, согласно законам субъектов, могут быть признаны абсолютно любые факторы.

Таким образом, смягчающие административную ответственность обстоятельства закреплены в ст. 4.2 КоАП РФ, региональных законах. Они в обязательном порядке должны быть исследованы по каждому делу. Кроме того, правоприменители вправе признать смягчающим любое не определенное законом обстоятельство.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...