Каковы основные черты перестройки в ссср. Предпосылки и основные причины перестройки


Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Причины перестройки в СССР Что же побудило Горбачева к мысли о том, что Союз нужно изменить? Во-первых, это экономический кризис. Разруха сельского хозяйства и отсутствие движения в развитии промышленности говорили о том, что страна близится к краху. Во-вторых, политический кризис. Кризис власти произошел вследствие быстрой смены нескольких вождей. В стране правили «старые гвардейцы», и средний возраст руководства был 70 лет. Это приводило молодое население к недоверию к власти и к отсутствию веры в будущее, что и послужило появлению третей причины перестройки – идеологическому кризису. Коммунистическая партия быстро теряет свои позиции, вследствие чего становится менее легитимной, так как ищет все более радикальные способы удержать власть.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки: 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

Становление новой российской государственности.

С распадом СССР началась история новой совр. России. Сегодня еще сложно с истор. т. зр. оценить развал СССР и последовавшие за этим события, т.к. прошло очень мало времени, нет необходимого отстранения от эпохи, до конца еще мы не можем представить всех последствий этого события. Но и сегодня явно наметились те отриц. тенденции, кот. вызваны событиями 1991 г. многие историки по значимости сравнивают 1991 г. с событиями октября 1917 г. в России.

Наиболее серьезным оказ. упадок в российской экономике. В конце 1991 г. было сформировано новое прав-во, кот. возглавлял Е. Т. Гайдар, ученый-экономист, сторонник либерально-рыночных отношений. Реформы нач. с “шоковой терапии”. Они включили обвальную либерализацию цен, произошел невиданный рост цен. В рез-те появ. товары, но были потеряны сбережения миллионов граждан. Сбережения, нередко собираемые в течение всей жизни, разом были обращены в прах, причем так, что экономика не смогла извлечь из них ни малейшей выгоды. Многократно снизилась з/п у работников бюджетной сферы. Одновр. нач. реформа по разгосударствлению гос. собств-ти. Она вкл. план “ваучеризации”, разраб. А. Б. Чубайсом, кот. предусматривал раздачу ваучеров, т.е. приватизационных чеков, всему населению страны. Ваучеры, клочки бумаги, розданные населению вместо денег, оказались бесполезными. Другой формой разгосударствления стало акционирование собств-ти. Исп. также и продажа собств-ти с аукциона. Все это позволило обесп. массовое разгосударствление собств-ти, но ее владельцами стал узкий слой граждан России, большинство из них - бывшие работники партийных, комсомольских, профсоюзных орг-й.

Начавшиеся реформы изм. и банк. сис-му. Важную роль в фин. сфере стало играть своб. хождение иностр. валюты. Сократилась гос. и кооперативная форма торговли, резко увел. частный торговый сектор. Российский рынок оказ. заваленным иностр. товарами. Но новые, т.н., рыночные, отн-я имели мало общего с цивилизованным рынком, что нанесло большой вред и гос-ву, и гражданам. В этот период активизир. борьба за первонач. накопление капитала. И Россия стала похожа на Америку 30-х годов, кот. переживала в то время войну гангстеров. Переход к частной собств-ти, рыночным отнош-м вызвал и частное предпринимательство. Но оно прояв. прежде всего в фин. сфере, в развитии рынка, разл. услуг, в то же время практ. не коснулось матер. произ-ва. Большинство предприятий не выдержало такого курса реформ. Фактич. была разрушена пром-ть, т.к. промышл. произв-во упало более чем наполовину. Падение произ-ва повлекло за собой массовые неплатежи, сокр. отчисления в госбюджет, пенсионный фонд, увел. задолженность по з/п.

Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

Предпосылки и основные причины перестройки

Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

Перестройка

Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

Таблица “События в период перестройки СССР”

Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

Рис. 2. Портрет Солженицына.

Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.4.6 . Всего получено оценок: 638.

Мы ждем перемен...». Эти слова из песни лидера популярной в 80-х гг. группы «Кино» В. Цоя отражали настроение людей в первые годы политики «перестройки». Она была провозглашена новым генеральным секретарем, 54-летним М. С. Горбачевым, который принял эстафету власти после смерти К. У. Черненко в марте 1985 года. Элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажки», генсек завоевывал популярность внешней демократичностью, стремлением к преобразованиям в «застоявшейся» стране и, конечно же, обещаниями (например, каждой семье к 2000 г. была обещана отдельная благоустроенная квартира), никто со времен Хрущева не общался так с народом: Горбачев ездил по стране, запросто выходил к людям, в неформальной обстановке беседовал с рабочими, колхозниками, интеллигенцией. С приходом нового руководителя, воодушевленного планами рывка в экономике и перестройки всей жизни общества, у людей возрождались надежды и энтузиазм.
Был провозглашен курс на «ускорение» социально-экономического развития страны. Предполагалось, что в промышленности сердцевиной этого процесса станет обновление машиностроения. Однако уже в 1986 г. Горбачев и другие члены Политбюро столкнулись с тем, что «ускорения» не происходит. Курс на приоритетное развитие машиностроения проваливался по причине финансовых затруднений. Резко возрос бюджетный дефицит (в 1986 г. в 3 раза по сравнению с 1985 г., когда он составлял 17-18 млрд. руб.). Это явление было вызвано рядом причин: «отложенным» спросом населения на товары (деньги не возвращались в казну, а часть их обращалась на черном рынке), па-дением цен на экспортируемую нефть (поступления в казну сократились на треть), потерей доходов в результате антиалкогольной кампании.
В этой ситуации «верхи» пришли к выводу о том, что все отрасли экономики необходимо перевести на новые методы хозяйствования. Постепенно, в 1986 - 1989 гг., в ходе экономических преобразований были введены госприемка продукции, хозрасчет и самофинансирование, выборы директоров предприятий; вступили в действие законы о государственном предприятии, об индивидуальной трудовой деятельности и кооперативах, а также закон о трудовых конфликтах, предусматривавший право рабочих на забастовку.
Однако все эти меры не только не привели к улучшению экономического положения в стране, но, наоборот, ухудшили его в силу половинчатости, нескоординированности и непродуманности реформ, больших бюджетных расходов, увеличения денежной массы на руках у населения. Нарушались производственные связи между предприятиями по госпоставкам продукции. Усилился дефицит товаров потребления. На рубеже 80-90-х гг. все больше и больше пустели полки магазинов. На местах власти начали вводить талоны на некоторые продукты.
Гласность и эволюция государственного строя. Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачевым был выдвинут лозунг гласности. Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа. В речах партийных идеологов и публицистике пропагандировалась идея перехода от «казарменного социализма» к социализму «с человеческим лицом». Изменилось отношение властей к диссидентам. Возвратился в Москву из Горького (так назывался Нижний Новгород) академик А. Д. Сахаров, сосланный туда за критические высказывания по поводу войны в Афганистане. Из мест заключения и ссылки были освобождены и другие диссиденты, закрывались лагеря для политзаключенных. В ходе возобновившегося процесса реабилитации жертв сталинских репрессий в нашу историю «вернулись» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев и другие политические фигуры, не удостоившиеся этого при Н. С. Хрущеве.
Процессы гласности и десталинизации ярко проявились в газетных и журнальных публикациях, телепередачах. Огромной популярностью пользовались еженедельник «Московские новости» (редактор Е. В. Яковлев) и журнал «Огонек» (В. А. Коротич). Критика темных сторон советской действительности, стремление найти выход для общества из кризисной ситуации пронизывали многие произведения литературы и искусства, как новые, так и те, которые ранее были запрещены властями, а теперь стали достоянием широкой аудитории. Невероятный по силе общественный резонанс получили романы А. Н. Рыбакова «Дети Арбата», В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба», изданные на родине произведения А. И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ» и др.), фильмы Т. Е. Абуладзе «Покаяние», М. Е. Голдовской «Власть соловецкая», С. С. Говорухина «Так жить нельзя».
Раскрепощение общества от партийной опеки, высказывавшиеся в условиях гласности критические оценки советского государственного строя поставили на повестку дня вопрос о политических преобразованиях. Важными событиями внутриполитической жизни стало одобрение участниками XIX Всесоюзной партконференции (июнь 1998 г.) основных положений реформы государственного строя, принятие Верховным Советом поправок к конституции, а также закона о выборах народных депутатов. Суть этих решений сводилась к переходу от выдвижения одного кандидата в депутаты на одно место в органах власти к системе выборов на альтернативной основе. Высшим органом законодательной власти стал Съезд народных депутатов СССР, который из своей среды выдвигал членов Верховного Совета. Однако только две трети депутатов съезда были избраны на основе всеобщего голосования, еще одна треть выдвигалась общественными организациями, в первую очередь КПСС. Выборы Съезда народных депутатов СССР в два тура состоялись весной 1989 г., в конце мая он начал свою работу. В составе съезда сформировалась легальная оппозиция: была создана Межрегиональная депутатская группа. Ее возглавили всемирно известный ученый, лидер право-защитного движения академик А. Д. Сахаров, бывший первый секретарь Московского горкома партии и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС Б. Н. Ельцин, ученый-экономист Г. X. Попов.
В условиях политического плюрализма одновременно с появлением активной оппозиции в Верховном Совете шло зарождение различных общественно-политических движений, почти все представители которых на первых порах выступали под лозунгами «обновления социализма». Вместе с тем в их деятельности наметились и тревожные для коммунистической власти тенденции. Они в первую очередь были связаны с нарастанием социального недовольства и националистических настроений.
В СССР, как в любом другом многоэтническом государстве, не могли не существовать национальные противоречия, которые всегда наиболее ярко проявляются в условиях экономических и политических кризисов и радикальных перемен. В Советском Союзе эти противоречия обострялись рядом обстоятельств. Во-первых, строя социализм, советская власть не считалась с историческими особенностями народов - происходило разрушение традиционного хозяйства и быта, шло наступление на ислам, буддизм, шаманизм и т. д. Во-вторых, на территориях, которые были присоединены к СССР накануне Великой Отечественной войны и которые дважды (сразу после присоединения и после освобождения от нацистской оккупации) подверглись «чистке» от враждебных элементов, были весьма сильны проявления национализма, распространены антисоветские и антисоциалистические настроения (Прибалтика, Западная Украина, в какой-то степени Молдавия). В-третьих, еще свежи были обиды депортированных в годы Великой Отече-ственной войны народов, возвращенных в родные места (чеченцы, ингуши, карачаевцы, балкарцы, калмыки), и тем более не возвращенных (немцы, крымские татары, турки-месхетинцы и др.). В-четвертых, имелись застарелые исторические конфликты и претензии разного рода (так, например, армяне Нагорного Карабаха стремились выйти из состава Азербайджанской ССР, абхазы ратовали за передачу автономии из состава Грузинской ССР в состав РСФСР и др.). В годы «перестройки» возникли массовые национальные и националистические общественные движения, наиболее значительными из которых явились «народные фронты» Литвы, Латвии, Эстонии, армянский комитет «Карабах», «Рух» на Украине, русское общество «Память».
«Новое мышление» и окончание «холодной войны». «Перестройка» была тесно связана с коренным изменением курса советской внешней политики - отказом от конфронтации с Западом, прекращением вмешательства в локальные конфликты и пересмотром отношений с социа-листическими странами. В новом курсе доминировал не «классовый подход», а общечеловеческие ценности. Свое теоретическое обоснование этот подход получил в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней говорилось о необходимости создать новый международный порядок, призванный сменить послевоенные международные отношения. Он должен основываться на соблюдении баланса национальных интересов, свободе выбора странами путей развития, совместной ответственности держав за решение глобальных проблем современности. Горбачев ратовал за концепцию «общеевропейского дома», в котором нашлось бы место и ка-питалистическим, и социалистическим странам.
М. С. Горбачев регулярно встречался с президентами США: с Р. Рейганом (в 1985 - 1988 гг.) и Дж. Бушем (с 1989 г.). На этих встречах были «разморожены» советско-американские отношения, обсуждались вопросы разоружения. Горбачев вел переговоры с позиций разумной достаточности в вопросах обороны и выдвинутой им программы безъядерного мира.
8 1987 г. был подписан договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия - советских СС-20 и американских «Першинг-2» и крылатых ракет. Американская и советская стороны обещали соблюдать договор по ПРО в том виде, в каком он был подписан в 1972 году. В 1990 г. был подписан договор о сокращении стратегических вооружений.
С целью укрепления доверия из стран Восточной Европы в одностороннем порядке было вывезено 500 тактических ядерных боеголовок.
9 ноября 1989 г. жители Берлина, уверенные в том, что СССР не вмешается в общегерманские дела, разрушили Берлинскую стену - символ разделенной Германии и Европы. После объединения Германии СССР дал согласие на вступление этого, уже единого государства в НАТО. В 1990 г. участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе был подписан договор о сокращении обычных вооружений на территории Европы.
Советское руководство осознало необходимость вывода войск из Афганистана (более 100 тыс.) и в 1988 г. обязалось сделать это в течение 9 месяцев. В середине февраля 1989 г. последние советские воинские части покинули афганскую землю. Кроме Афганистана, советские войска были выведены и из Монголии. После «бархатных революций» в восточноевропейских странах начались переговоры о выводе советских войск из Венгрии и Чехословакии, шел их вывод из ГДР. В 1990-1991 гг. произошел роспуск военных и политических структур Варшавского Договора. Этот военный блок прекратил свое существование. Результатом политики «нового мышления» явилось принципиальное изменение международной обстановки - «холодная война» закончилась. Вместе с тем многие уступки западным государствам, на которые пошел Горбачев, не были достаточно продуманы (главным образом в их конкретной реализации), а это не соответствовало национальным интересам страны.
Кризис власти. После опубликования летом 1988 г. указа о собраниях, митингах, шествиях и демонстрациях на фоне резкого ухудшения экономического положения в стране начались массовые шахтерские забастовки. Постепенно в обществе нарастало недовольство слишком медленными темпами преобразований; в глазах общества виновником «пробуксовки» реформ представлялось консервативное крыло в руководстве КПСС.
После крушения коммунистических режимов в странах Восточной Европы усилились надежды оппозиции на осуществление радикальных преобразований в Советском Союзе. Если оппозиция «в верхах» состояла из Межрегиональной депутатской группы и демократически настроенных интеллигентских кругов, то в оппозиционное движение «снизу» оказались вовлечены широкие массы жителей крупных городов, население ряда союзных республик в Прибалтике, Закавказье, а Молдавии и на Украине. Политическому пробуждению России способствовали намеченные на март 1990 г. выборы народных депутатов всех уровней. В избирательной кампании четко обозначилось про-тивостояние партийного аппарата и оппозиционных сил. Последние получили организационный центр в лице избирательного блока «Демократическая Россия» (в дальнейшем он преобразовался в общественное движение). Февраль 1990 г. стал месяцем массовых митингов, участники которых требовали ликвидации монополии КПСС на власть.
Выборы народных депутатов РСФСР стали первыми по-настоящему демократическими - после избирательной кампании в Учредительное собрание 1917 года. В результате около трети мест в высшем законодательном органе власти республики получили депутаты демократической ориентации. Результаты выборов в России, на Украине, в Белоруссии продемонстрировали кризис власти партийной верхушки. Под давлением общественного мнения была отменена 6-я статья Конституции СССР, провозглашавшая руководящую роль КПСС в советском обществе, в стране началось становление многопартийной системы. Сторонники реформ Б. Н. Ельцин и Г. X. Попов заняли высокие посты: первый был избран председателем Верховного Совета РСФСР, второй - мэром Москвы.
Важнейшим фактором кризиса «верхов» стало усиление национальных движений, возглавивших борьбу против союзного (в терминологии их представителей - имперского) Центра и власти КПСС. Еще в 1988 г. трагические события развернулись в Нагорном Карабахе и, как тогда говорили, вокруг него. Произошли первые со времен гражданской войны манифестации под националистическими лозунгами, погромы (армян в азербайджанском Сумгаите - февраль 1988 г., турок-месхетинцев в узбекской Фергане - июнь 1989 г.) и вооруженные столкновения (Нагорный Карабах, Абхазия) на национальной почве. Верховный Совет Эстонии провозгласил верховенство республиканских законов над общесоюзными (ноябрь 1988 г.). И в Азербайджане, и в Армении к концу 1989 г. накалились страсти на национальной почве. Верховный Совет Азербайджана декларировал суверенитет своей республики, а в Армении было создано Армянское общественное движение, выступившее за независимость и отделение от СССР. В самом конце 1989 г. компартия Литвы заявила о своей самостоятельности по отношению к КПСС.
В 1990 г. национальные движения развивались по восходящей. В январе в связи с армянскими погромами в Баку были введены войска. Сопровождавшаяся массовыми жертвами военная операция лишь на время сняла с повестки дня вопрос о самостоятельности Азербайджана. Тогда же литовский парламент проголосовал за независимость республики, и в Вильнюс вошли войска. Вслед за Литвой аналогичные решения были вынесены парламентами Эстонии и Латвии, летом декларации о суверенитете приняли Верховные Советы России (12 июня) и Украины (16 июля), после чего «парад суверенитетов» охватил другие республики. В феврале-марте 1991 г. референдумы о независимости были проведены в Литве, Латвии, Эстонии, Грузии.
Два президента. Осенью 1990 г. М. С. Горбачев, избранный Съездом народных депутатов президентом СССР, был вынужден провести реорганизацию органов государственной власти. Исполнительные органы теперь стали подчиняться непосредственно президенту. Учреждался новый совещательный орган - Совет Федерации, членами которого стали главы союзных республик. Начались разработка и шедшее с большим трудом согласование проекта нового Союзного договора между республиками СССР.
В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны референдум - гражданам СССР предстояло высказать свое мнение по вопросу о сохранении Советского Союза как обновленной федерации равных и суверенных республик. Показательно, что 6 (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия) из 15 союзных республик не приняли участия в референдуме. Не менее показательно и то, что 76% участвовавших в голосовании высказались за сохранение Союза. Параллельно проводился и Всероссийский референдум - большинство его участников проголосовали за введение поста президента республики.
12 июня 1991 г., ровно год спустя после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР, состоялись общенародные выборы первого в истории России президента. Им стал Б. Н. Ельцин, в поддержку которого высказались более 57% принявших участие в голосовании. После этих выборов Москва превратилась в столицу двух президентов - общесоюзного и российского. Позиции двух лидеров согласовать было трудно, а личные отношения между ними не отличались взаиморасположением.
Оба президента выступали за реформы, но при этом они по-разному смотрели на цели и пути преобразований. Один из них, М. С. Горбачев, опирался на коммунистическую партию, которая переживала процесс раскола на консервативную и реформистскую части. К тому же партийные ряды стали таять - КПСС покинуло около трети ее членов. Опорой другого президента, Б. Н. Ельцина, были оппозиционные по отношению к КПСС силы. Закономерно, что в июле 1991 г. Ельцин подписал указ, запрещавший деятельность партийных организаций на государственных предприятиях и в учреждениях. События, разворачивавшиеся в стране, свидетельствовали о том, что процесс ослабления власти КПСС и распада Советского Союза приобретал необратимый характер.
Август 1991 года: революционный поворот истории. К августу 1991 г. были разработаны проекты двух важнейших документов - нового Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось, что правящая партия встанет на социал-демократические позиции. Проект Союзного договора предусматривал создание на новых основах Союза Суверенных Государств. Он был одобрен главами 9 республик и президентом СССР Горбачевым. Планировалось, что программа будет утверждена на предстоящем съезде КПСС, а подписание Союзного договора произойдет 20 августа. Однако проект договора не мог удовлетворить ни сторонников замкнутой на Центр федерации, ни сторонников дальнейшей суверенизации республик, в первую очередь российских радикальных демократов.
Представители партийно-государственных верхов, считавшие, что только решительные действия помогут сохранить политические позиции КПСС и остановить распад Советского Союза, прибегли к силовым методам. Они решили воспользоваться отсутствием в Москве президента СССР, который находился на отдыхе в Крыму.
Рано утром 19 августа телевидение и радио сообщили гражданам, что в связи с болезнью М. С. Горбачева исполнение обязанностей президента СССР временно возложено на вице-президента Г. И. Янаева и что «для управления страной и эффективного осуществления режима чрезвычайного положения» образован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В состав этого комитета вошли 8 человек, в том числе вице-президент, премьер-министр В. С. Павлов, силовые министры. Горбачев оказался изолированным на государственной даче. В Москву были введены воинские части и танки, объявлен комендантский час.
Центром сопротивления ГКЧП стал Дом Советов РСФСР - так называемый Белый дом. В обращении «К гражданам России» президент РСФСР Б. Н. Ельцин и исполняющий обязанности председателя Верховного Совета РСФСР Р. И. Хасбулатов призвали население не подчиняться незаконным решениям ГКЧП, квалифицировав действия его членов как антиконституционный переворот. Поддержка москвичей придавала стойкости и решимости руководству России. Десятки тысяч жителей столицы и немалое число приезжих граждан пришли к Белому дому, выражая поддержку Ельцину и готовность защищать резиденцию российской государственной власти с оружием в руках.
Противостояние ГКЧП и Белого дома продолжалось три дня. Страшась развязывания гражданской войны, Янаев и его соратники не решились на штурм Дома Советов. На третий день деморализованные представители ГКЧП начали вывод войск из Москвы и вылетели в Крым, надеясь договориться с Горбачевым. Однако президент СССР сумел возвратиться в Москву вместе с прилетевшими «на выручку» вице-президентом РСФСР А. В. Руцким. Члены ГКЧП были арестованы.
Ельцин подписал указы о приостановлении деятельности КПСС и КП РСФСР и издания газет коммунистической ориентации. Горбачев заявил о сложении с себя полномочий генерального секретаря ЦК КПСС, а затем издал указы, фактически прекращавшие деятельность партии и передававшие ее имущество в собственность государства.
Распад СССР и создание СНГ. Последние месяцы 1991 г. стали временем окончательного распада СССР. Был распущен Съезд народных депутатов СССР, радикально реформирован Верховный Совет СССР, ликвидировано большинство союзных министерств, вместо кабинета министров создавался безвластный межреспубликанский экономический комитет. Высшим органом, руководившим внутренней и внешней политикой государства, стал Государственный совет СССР, в который вошли президент СССР и главы союзных республик. Первым решением Госсовета было признание независимости Литвы, Латвии и Эстонии. Тем временем на местах республиканские власти начали переподчинять себе находившиеся ранее в ведении федерального Центра отрасли народного хозяйства и государственные структуры.
Предполагалось подписать новый Союзный договор и создать уже не федерацию, а конфедерацию суверенных республик. Но и этим планам не суждено было сбыться. 1 декабря на Украине был проведен референдум, и большинство принявших в нем участие (более 80%) высказались за независимость республики. В этих условиях руководство Украины решило не подписывать новый Союзный договор.
7-8 декабря 1991 г. президенты России и Украины Б. Н. Ельцин и Л. М. Кравчук и председатель Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевич, встретившись в Беловежской пуще, неподалеку от пограничного Бреста, объявили о прекращении существования СССР и образовании в составе трех республик Содружества Независимых Государств (СНГ). В дальнейшем в СНГ вошли все бывшие советские союзные республики, за исключением прибалтийских.

1. Предпосылки реформ

1.1. Экономические. К середине 80-х гг. развивались кризисные явления в социально-экономической системе СССР. Советская экономика окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда. Кризисная ситуация сложилась в сфере потребительского рынка и финансов (в том числе в связи с понижением мировых цен на нефть в начале 80-х гг.). В последние десятилетия СССР и Россия в его составе резко отстали по мировым показателям продуктивности сельского хозяйства. Практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры.

Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК), падением жизненного уровня, что вызывало объективную потребность в радикальных преобразованиях.

1.2. Политическая обстановка. В 1965 -1985 гг. завершилось складывание основных институтов советской бюрократической системы. Одновременно все более отчетливо проявлялись ее неэффективность и порочность в результате таких черт, как коррупция, протекционизм и др. Происходила деградация правящей верхушки общества - номенклатуры, являвшейся оплотом консерватизма. Общество столкнулось с явлением геронтократии, когда у власти оказались стареющие, больные лидеры.

Ю.В. Андропов , занявший после смерти Брежнева (ноябрь 1982 г.) пост Генерального секретаря ЦК КПСС, попытался развернуть борьбу с коррупцией, обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Но эти начинания приняли характер традиционной советской кампании, а после смерти Андропова, в феврале 1984г., и вовсе были свернуты. Высший пост в государстве занял близкий соратник Брежнева 73-летний К.У.Черненко , скончавшийся в марте 1985 г.

Тем не менее необходимость перемен осознавалась руководством страны. Ю.В.Андропов и, в некоторой степени, К.У.Черненко пытались осуществить отдельные назревшие преобразования (ограничение всеобщего планирования, изменение системы ценообразования и др.), но эти попытки заканчивались безрезультатно. Пришедшие в апреле 1985 г. к власти молодые партийные руководители - М.С. Горбачев, Е.К.Лигачев и др. сочетали в себе приверженность коммунистической идее и методам управления и стремление к преобразованию социалистического общества.

1.3. Социальные . Обозначился кризис в социальной сфере. Реальные доходы на душу населения в начале 80-х гг. (по сравнению с 1966-1970 гг.) уменьшились в 2,8 раза. Постепенно, несмотря на развитие науки и техники, ухудшалось качество здравоохранения - СССР занимал 50-е место в мире по уровню детской смертности.

Сохранявшаяся уравнительная и дефицитная система распределения в нижней части социальной пирамиды приходила в противоречие с охраняемой системой привилегий слоя управляющих. Отчуждение от политической власти, средств производства, а фактически и от гражданских прав привело к социальной апатии в обществе, деформации морали, падению нравственности.

Ужесточение идеологического контроля, преследования инакомыслящих обернулось развитием диссидентского движения, несмотря на свою малочисленность, получившего широкий резонанс за рубежом.

1.4. Внешнеполитические. Холодная война нанесла удар по идее естественных союзников, выдвинув в США на первый план концепцию империи зла, в СССР - тезис о кровавом империализме. Холодная война, сложившаяся биполярная система во главе с СССР и США, вылились в соперничество двух стран и непрерывную, изматывающую гонку вооружений.

К середине 80-х гг. экономическая несостоятельность великодержавных претензий Советского Союза стала очевидной. Его союзниками в основном были слаборазвитые государства третьего мира.

Бессилие советской военной мощи демонстрировала и зашедшая в тупик афганская авантюра. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от развитых стран, в которых к тому времени осуществлялся переход к информационному (постиндустриальному) обществу, т.е. к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам (микроэлектронике, информатике, робототехнике).

2. Реформа политической системы

2.1. Задачи перестройки. Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы .

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

2.2. Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом .

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества .

2.3. Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

2.3.1. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность , критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

2.3.2. Демократизация политической системы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма . В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.).

В 1989-1991 гг. были сформированы основные партийно-политические партии и блоки . Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева ), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин ), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов ), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем Г.А.Зюганов) и др. Социал-демократические партии : Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис ), Социалистическая партия трудящихся (Л.С.Вартазарова ), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой ) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар) , Демократической партией России (Н.И.Травкин ), Республиканской партией РФ (В.Н.Лысенко ) и др. Праворадикальные и консервативные : Христианско-демократическая партия России (А.Чуев ), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н.Стерлигов ), Российский общенародный союз (С.Н.Бабурин ), Либерально-демократическая партия (В.В.Жириновский ) и др. Радикал-националистические : Национально-патриотический фронт Память (Д.Д .Васильев ), Всероссийское общественное патриотическое движение Русское национальное единство (А.П.Баркашов ), Национально-республиканская партия (Н.Н.Лысенко ) и др.

2.4. Изменения в системе государственного устройства . Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 г. вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 г. После этого состоялся в мае-июне 1989 г. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев . Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин .

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

2.5. Результаты демократизации. В результатов политических преобразований и неоднозначности оценок их результатов в обществе, развернулась борьба вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшаяся все более острой борьбой за власть.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС - представители движения Демократическая Россия (лидер- Е.Т.Гайдар ). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

3. Экономические реформы

3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления . Ключевым понятием в стратегии реформ М.С.Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

3.2. Экономическая реформа 1987 г. Экономическая реформа, разработкой которой занимались известные экономисты - Л. Абалкин, А. Аганбегян, П. Бунич и др., осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма .

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего - путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

3.3. Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

3.3.1. Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике . В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. человек - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация теневой экономики.

3.3.2. Производственная демократизация. В 1987 г. был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалось в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

3.3.3. Реформирование сельского хозяйства. Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовало дотирование и производителя (до 80 %) и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не было принято закона о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

3.3.4. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы - всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т.д. - народное хозяйство страны, в то же время, лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

После некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад. С 1988 г. происходило общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров, даже в Москве было введено их нормированное распределение. С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

3.4. Программа 500 дней. Летом 1990 г. взамен ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., то есть к концу 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес планам официального руководства на поэтапное (в течение нескольких лет) введение рынка был разработан план (известный как программа 500 дней), нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях, поддержанный оппозиционно настроенным к Горбачеву Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным.

Авторами очередного проекта выступила группа ученых-экономистов академик С. Шаталин, Г.Явлинский, Б.Федоров и др. В течение первой половины срока намечалось: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики.

Данный проект, создавал реальную основу для экономического союза республик, но содержал значительные элементы утопизма и мог привести к непредсказуемым социальным последствиям. Под давлением консерваторов Горбачев отказался от поддержки этой программы.

4. Заключительный этап перестройки

распад ссср и коммунистической системы

4.1. Начало дезинтеграционного процесса на территории СССР . 4.1.1. Национальное направление этого движения было представлено Народными фронтами союзных республик (Эстонии, Латвии, Литвы, Армении, Грузии). В течение 1989 - 1990 гг. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларации о национальном суверенитете.

4.1.2. Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался кризис коммунистической идеологии , за чем последовал процесс распада КПСС, потерявшей функции механизма, скреплявшего союз нерушимый республик свободных. В течение 1989-1990 гг. из состава КПСС вышли компартии прибалтийских республик. В 1990 г. была создана КП РСФСР.

4.1.3. В условиях нестабильного положения и усиления центробежных сил, одной из важнейших задач М.С. Горбачева стала проблема реформирования СССР и заключения нового договора между республиками. До этого предпринимались попытки сохранить федеральную власть с помощью силы (в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге).

В течение 1988-1990 гг. были приняты партийные резолюции О межнациональных отношениях, Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик, а также О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР. В декабре 1990 г. IV съезд народных депутатов СССР принял постановление Об общей концепции Союзного договора, который в апреле 1991 г. был подписан в Ново-Огарево (известен как соглашение 9+1). Этот договор, а также последующий проект соглашения о создании Союза Советских Суверенных Республик предусматривал предоставление значительных прав республикам и превращал центр из управляющего в координирующий. 17 марта 1991 г. в СССР был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство граждан (76,4%) высказалось за сохранение союзного государства в обновленном виде.

4.2. Августовский политический кризис 1991 г. Подписание нового союзного договора было намечено на 20 августа. Накануне, 19 августа, с целью сорвать заключение соглашения и восстановить власть центра и КПСС консервативное крыло из руководства СССР - Г.И.Янаев (вице-президент), В.С. Павлов (премьер-министр, сменивший Н.И. Рыжкова), маршал Д.Т. Язов (министр обороны СССР), В.А. Крючков (председатель КГБ СССР), Б.К.Пуго (министр внутренних дел) и др. объявили о создании Государственного комитеа по чрезвычайному положению (ГКЧП ) и попытались устранить Горбачева от власти путем заговора (19-21 августа 1991 г.).

Однако решительное неприятие путчистов широкими кругами общественности и твердая позиция руководства России во главе с Б.Н. Ельциным привели к поражениюпутчистов. Позицию осуждения или непризнания заняли также руководители большинства союзных республик, благодаря чему центробежные тенденции в дальнейшем значительно ускорились. Основная часть руководства армии, МВД и КГБ также не оказала поддержку ГКЧП.

4.3. Конец коммунистической системы. 23 августа 1991 г., после подавления путча в Москве, был подписан указ о роспуске КПСС. М.С. Горбачев отказался от поста Генерального секретаря ЦК. Был распущен также союзный кабинет министров, а в сентябре - Съезд народных депутатов СССР и Верховный Совет СССР. В ноябре 1991 г. был введен запрет компартии на территории РСФСР.

4.4. Распад СССР.

4.4.1. Крушение коммунистического режима вызвало процесс сепаратистских тенденций на территории СССР . Сразу после подавления августовского путча о своем выходе из состава Союза заявили три республики Прибалтики. Другие республики также приняли законы, провозгласившие суверенитет, который делал их фактически независимыми от Москвы. Реальная власть в республиках концентрировалась в руках национальных президентов.

4.4.2. Беловежское соглашение. Образование СНГ. 8 декабря 1991 г. на белорусской встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцина), Украины (Л.Н.Кравчука ) и Белоруссии (С.Шушкевича ), без участия М.С. Горбачева, было заявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате одиннадцать бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

4.4.3. Причины распада СССР. Исторически СССР повторил судьбу многонациональных империй, которые закономерным образом приходили к своему краху. Распад СССР явился также результатом воздействия объективных и субъективных причин.

Среди первой группы предпосылок

Накапливавшиеся национальные противоречия советского периода;

Неудачи экономических реформ, осуществлявшихся в период Горбачева;

Кризис коммунистической идеологии и ослабление роли КПСС с последующей ликвидацией ее партийно-политической монополии, составлявшей основу СССР;

Движение за национальное самоопределение республик, начавшееся в ходе перестройки.

Определенную роль в разрушении СССР сыграл субъективный фактор : ошибки М.С. Горбачева, его непоследовательность в проведении реформ, отсутствие разработанной национальной политики; политический выбор лидеров трех славянских республик. Представители местных политических элит, лидеры национальных движений также ставили в качестве одной из главных целей задачу обретения республиканской независимости и реального суверенитета.

4.4.4. Последствия распада СССР имели тяжелый характер для народов всех бывших союзных республик.

Нарушились политические и экономические связи между республиками, имевшими многовековые исторические и культурные традиции. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, что привело к возникновению территориальных конфликтов во многих регионах бывшего СССР (между Азербайджаном и Арменией; Грузией и Южной Осетией, позднее Абхазией, Ингушетией и Северной Осетией и т.д.). В гражданскую войну перерос этнический конфликт в Таджикистане. Появилась проблема беженцев.

Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

5. Выводы

5.1. В период перестройки (1985-1991 гг.) в советском обществе была окончательно разрушена советская коммунистическая система . Общество стало открытым внешнему миру.

На волне демократизации в СССР оформились политический плюрализм, многопартийность , начало зарождаться гражданское общество , осуществляться принцип разделения властей .

5.2. При этом расширения и углубления преобразований поначалу не предполагались реформаторами у власти. Но, начавшись сверху, перестройка была подхвачены и развита снизу, что и явилось гарантией сохранения и расширения политического курса на реформы, принявшие, в некоторой степени, неуправляемый характер.

Политика гласности , направленная на раскрепощение сознания десятков миллионов людей в СССР, во многом определила необратимый характер перемен в обществе и в конечном итоге привела к поражению консервативных сил в августе 1991 г.

5.3. Однако опыт преобразований показал, что и демократизированная социалистическая социально-экономическая система не может существовать вне административно-командной системы , не совместимой с новыми политическими реалиями. Поэтому половинчатые, но ускоренные экономические реформы эпохи М.С. Горбачева провалились, а к концу 80-х гг. коммунистические реформаторы окончательно исчерпали свой творческий потенциал.

5.4. В результате вслед за очищением социализма от деформаций последовал крах самой социалистической системы .

5.5. Перестройка завершилась распадом СССР и крушением коммунистической системы.

Всем перестроечное здрасьте! Сегодня я решил завершить тему послевоенное развитие СССР темой «перестройка в СССР», в которой вы и узнаете много нового, и систематизируете свои знания. Ведь систематизация — самое главное в запоминании основных исторических событий по каждому периоду...

Итак, мы с вами помним, что у нас есть план раскрытия любой темы: причины, повод, ход событий и итоги. Хронологические рамки перестройки — 1985 — 1991 годы.

Причины перестройки в СССР

1. Системный социально-экономический кризис, вызванный гонкой вооружений во внешней политике СССР, финансовая зависимость стран социализма от советских дотаций. Нежеланием менять командно-административную систему хозяйствования в соответствии с новыми условиями — во внутренней политике («застой»).

2. Также были сопутствующие предпосылки и причины перестройки в СССР: старение советской элиты, средний возраст которой был в пределах 70 лет; всевластие номенклатуры; жесткая централизация производства; дефицит товаров как широкого потребления, так и товаров длительного пользования.

Все эти факторы привели к осознанию перемен, необходимых для дальнейшего развития советского общества. Эти перемены стал олицетворять М. С. Горбачев, ставшим генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 года.

Ход событий перестройки в СССР

Для раскрытия и усвоения темы Вам необходимо запомнить ряд процессов, которые получают своё воплощение в эпоху перестройки в СССР. Первый из них — гласность. Гласность проявилась в ослаблении цензуры, в легализации (законности) плюрализма , когда в политике стали признаваться альтернативные, другие точки зрения на развитие СССР. Стало возможно беспрепятственное обсуждение политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Следствием гласности стало появление множества партий-однодневок, альтернативных изданий и пр.

Гласность привела к тому что, в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. Это привело к расколу КПСС на ряд партий. Заметную роль в политической жизни страны с первых дней создания играли Коммунистическая, партия РСФСР (КПРФ) и Российская партия коммунистов (РКП). Оформилась Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП). На начальном этапе деятельности все они видели свою главную задачу в возврате к коммунистической идеологии (с учетом происшедших в стране перемен), а также в усилении роли государства в экономической жизни.

Следующий процесс — ускорение социально-экономического развития . Суть ускорения — была озвучена на апрельском пленуме ЦК (Центрального Комитета) КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) в 1985 году. Ускорение понималось как большая интеграция науки и техники, децентрализация управления в экономике, развитие частного сектора экономики при господстве пока что государственного сектора.

В сущности речь шла о замене командно-административной системы хозяйствования смешанной. Из курса обществознания Вы должны знать признаки всех трех типов хозяйствования;). Ускорение привело к появлению законов «Об общих началах предпринимательства в СССР», «О кооперативах», «О государственном предприятии». Однако к ожидаемому эффекту эти меры не привели.

Во внешней политике перестройка в СССР в годы правления М.С. Горбачева привела к так называемым «бархатным революциям» . Дело в том, что гласность и ослабление цензуры вскрыли не только социально-экономические проблемы и противоречия внутри лагеря социализма, но и к росту националистических настроений в странах этого лагеря.

В 1989 году рухнула Берлинская стена, Германия стала объединяться в одно государство. Завершилась Холодная война. В странах, где были социалистические режимы возникают режимы либерально-демократические, происходит рывок к рыночным и смешанным системам хозяйствования. Лагерь социализма окончательно распался в 1989-90 годах, когда страны соцлагеря объявили себя суверенными, возникает явление «Парад суверенитетов» . В США выпустили медаль за победу в холодной войне.

Распад СССР произошел 6 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (БССР) состоялось совещание руководителей трех суверенных государств России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич). 8 декабря они заявили о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ Содружества Независимых Государств. Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

Итоги перестройки в СССР

1. Ослабление командно-административной системы хозяйствования и попытка ее трансформации привели к взрыву политических, социально-экономических и националистических противоречий, которые формировались на протяжении всего предыдущего развития СССР.

2. Гонка вооружений и другие указанные выше предпосылки привели к неконтролируемым процессам во внутриполитическом развитии СССР.

3. Все эти факторы привели к распаду СССР. Также не забывайте о том, что американский президент Рональд Рейган стал называть СССР — «империей зла» 😉

4. Конечно же были и субъективные причины. Одна из них — стремление рушить всё и сразу, свойственная, по моему мнению, для большей части россиян. Нам же надо всё и сразу! Эту психологию подтвердила, в частности, программа С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского «500 дней», предусматривающая за 500 дней перейти от командно-административной системы к рыночной! Нелепо, на мой взгляд, валить распад СССР только на М.С Горбачева или исключительно на «американскую разведку» — это бытовой уровень.

В стране давно назревал системный кризис и он проявился. Да, если у тебя 90% власти и ты захочешь развалить систему — ты ее развалишь — и даже не вопрос! Но на мой взгляд, причины распада СССР были заложены ещё при И.В. Сталине, когда люди были приучены повиноваться центру, который априори должен был иметь не только 90% власти и 100% авторитета. Не вина дальнейших лидеров СССР, что его у них не было.

В общем вот такая вот непростая тема. Дальнейшие посты я посвящу таким смежным темам на стыке истории и обществознания как развитие России в 90-е годы и глобальные проблемы современности. Я конечно знаю, что теперь в школьную программу входят темы чуть ли не до 2012 года. Это на мой взгляд является бредом, ведь история это события, произошедшие минимум 20-25 лет назад... Всё остальное уже чистая политология и социология! Ну да ладно — разберемся.

Вы, конечно, мой дорогой читатель, можете оставить комментарии к этому посту, заявить о своей точке зрения на указанный период! Не забудьте оформить подписку на следующие посты сайта!

Перестроечные анекдоты

Эпоха перестройки в СССР осталась в народной памяти как развал великой страны. И конечно, чтобы преодолеть это тяжелое событие народ создавал анекдоты, которые и смешные и в то же время грустные. Но они также помогают понять суть эпохи.

— А чем ваш завод занимался до перестройки?
— Выпускал танки.
— А теперь?
— А теперь мы делаем детские коляски.
— Ну и как, покупают?
— Покупают, только некоторые привередливые мамаши жалуются, мол ребенка через башню вытаскивать неудобно

}

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...