Какую систему налогообложения выбрать для тендеров. НДС в закупках


Может ли ИП участвовать в тендерах – это один из вопросов, который интересует бизнесменов после открытия. На деле в аукционах участвуют крупные компании, но для каждой, даже маленькой, это возможность получить дополнительный доход и заслужить репутацию.

Перед тем как приступить к подготовке документации для общего аукциона, бизнесмену нужно понять, как участвовать в тендерах и какие перспективы благодаря этому получаются.

Только закон определяет возможно ли предпринимателю принимать участие в такой деятельности, как госзакупка, проходящая на специально созданных торговых площадках. При этом в заключаемом контракте оговариваются условия, сроки и качество выполнения государственного заказа. Здесь в основе лежит продуктивность, справедливость и состязательность. Закупочная сфера постепенно становится для большого количества наблюдателей открытой.

По результатам проведённых торгов определяется победитель, подавший лучшее предложение для выполнения заказа и который отвечает потребностям заказчика. Средства для оплаты результатов взимаются из бюджета.

Естественно, занятое первое место даёт возможность ИП выйти на профессиональный рынок, что предоставляет перспективы.

Успех достигается только при наличии следующих факторов, которые необходимы для участия:

  • изучение алгоритма;
  • объективная оценка потенциала;
  • изучение рисков;
  • освоение принципов работы.

Нужды заказчика могут удовлетворяться за счёт, того, что размещены специальные предложения, но только на конкурентной основе, что даст возможность получить должный результат.

Участвуя в торгах, предприниматели имеют приоритеты, но и риски здесь велики, поэтому важно быть уверенным в решении участия в аукционах.

Распределение заказов происходит исходя из нескольких типов торгов:


Госзакупки проводятся на специализированных сайтах, представляющих собой электронные площадки для торгов.

К числу наиболее распространённых сегодня относятся следующие:

Здесь имеются все актуальные закупки и предложения для них.

Что касается информации о торгах, то её можно обнаружить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru . В рамках контракта заказчиком может стать государственный, муниципальный орган или бюджетные организации.

Как правило, такие заказы находятся в доступе для любых предпринимателей.

Участник должен предоставить следующие бумаги:


В соответствии с законом, каждый ИП вправе участвовать в торгах, но только при условии, что все документы соответствуют. Здесь очень важно подтвердить финансовую состоятельность ИП, так как ему предстоит обеспечить гарантию. Как правило, сумма обеспечения колеблется от 0,5 до 5 процентов.

В качестве гаранта может выступать банк, с которым потребуется заранее заключить соглашение о тендерном кредитовании. Бизнесмен вправе подать несколько заявок для участия в торгах, что повысит шансы ИП. Можно воспользоваться для этого специальными компаниями, которые оказывают услуги по тендерному кредитованию.

Предпринимателю необходимо знать, что организатор может скорректировать требования процесса и правила участия.

Бизнесмену потребуется следовать следующим рекомендациям, чтобы участвовать в госзакупках:

  1. Создать электронную подпись, которая в дальнейшем потребуется для документооборота.
  2. Пройти на торговой площадке процедуру аккредитации. Это необходимо для того, чтобы увидеть наиболее актуальные предложения. Для осуществления последнего лучше обратиться за помощью к специалистам, которые установят программы на компьютер и поддержат предпринимателя. Если же делать это самостоятельно, то к заявлению для аккредитации следует прикрепить копии официальных документов.
  3. Обеспечить заявку для участия, что представляет собой залог, который варьируется от 0.5 до 5 % исходя из всей суммы заключённого контракта, блокируемый на лицевом счёте.

Естественно, блокировка будет снята и залог возвращён при следующих ситуациях:


Но залог не будет возвращён в случае, когда предприниматель одержал победу, но уклонился от дальнейшего контракта, или, когда вторая часть заявки не соответствует три раза в одном квартале.

Подать заявку, что можно осуществить при помощи интерфейса на площадке. Составление заявки происходит исходя из принципа того, что она делится на две части.

Первая содержит в себе информацию об услугах, товарах или работах, а вторая:

  • личная информация;
  • бумаги, которые подтверждают, что участник соответствует требованиям 31 статьи закупки по 44-ФЗ;
  • копия бумаг, подтверждающих законодательное соответствие услуг и товаров;
  • решение крупной сделке или о её одобрении;
  • документ о принадлежности ИП к субъектам хозяйствования, которые подают документы.

Участие в электронных аукционах, которые идут в 2 этапа:


Подписание контракта с победившим, что происходит в течениё времени, составляющего не больше тринадцати дней. В противном случае направляется уведомление об уклонении и сумма обеспечительной заявки на участие в торгах не возвращается.

Здесь важно учитывать, что список необходимых для аукциона бумаг периодически меняется, так как переменчивы и требования заказчика. Его с лёгкостью можно найти в тендерной документации.

Чтобы исполнить условия договора, заключённого между заказчиком и потребителем, предпринимателю необходимо иметь тендерные гарантии. Как правило, оно составляет около тридцати процентов от полной цены заказа. Указанная сумма зачисляется на счёт в банке, принадлежащий заказчику. Она обязательна для всех ИП, которые одержали победу в тендере.

В противном случае, решение отменяется и бизнесмену не удастся заключить выгодный контракт и поднять свою репутацию.

Как только бизнесмен выберет аукцион, ему следует приступить к изучению документов.

ИП потребуется подготовить бумаги и заполнить заявку, в которой имеется:

  • правовая и организационная формы;
  • личная информация;
  • бумаги, подтверждающие качество предоставляемых услуг;
  • документальное доказательство законности деятельности;
  • реквизиты и наименование ИП.

После того как необходимый формуляр будет правильно заполнен, нужно поставить электронную подпись.

Труднее всего участвовать в тендере предпринимателям, которые являются новичками, здесь критерии оценки несколько отличаются, но при помощи специалистов, разобраться с этим будет несложно.

Воспользовавшись помощью банка в качестве кредитора для участия в торгах, бизнесмен приобретает неоспоримые преимущества, например:

  • отсутствует ограничение в плане финансов для аукциона с крупными суммами контрактов;
  • оперативность оформления бумаг;
  • не нужно взимать финансы из бюджета ИП;
  • минимальная ставка на пользование кредитными деньгами;
  • возможность подать несколько заявок в разные торги в одно и то же время.

Существуют ситуации, когда ИП не может принимать участие в тендерах. Статья 3 ФЗ под номером 275-ФЗ от 29.12.12 года гласит, что бизнесмен не может участвовать в закупках, но это касается именно оборонного заказа. Причём это правило действует для всех случаев без исключения.

Этот факт обусловлен тем, что исполнитель обязан обладать мощным производственным техническим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами, которые обеспечили бы поручение.

Но, если ИП всё же принимает участи в торгах, то бизнесмена начинает одолевать вопрос – а что будет, когда он выиграет тендер? На самом деле после победы предпринимателю стоит обратиться к специалисту, который поможет проконтролировать оформление договора правильно, чтобы он полностью соответствовал требованиям закона. Также специалисты предоставляют услуги по сопровождению участия в тендере бизнесменов.

Налогообложение ИП в 2019 году - это порядок взаимодействия предпринимателя с налоговой службой. От того, по какой системе налогообложения работают ИП, зависит налоговая нагрузка на бизнес. Кроме того, выбранный налоговый режим влияет и на то, по какому тарифу будет платить предприниматель взносы за наемных работников в пенсионный фонд и соцстрах.

Какую систему налогообложения выбрать для ИП

Законно платить минимально возможную сумму налогов - это право налогоплательщика. Чтобы им воспользоваться, нужно учесть ряд критериев.

ОСНО можно применять в любой деятельности. Для УСН спектр сужается - нельзя производить подакцизные товары, заниматься банковской, страховой деятельностью - полный список можно найти в ст. 346.12 НК РФ. Для ЕНВД список разрешенных занятий для бизнесмена есть в ст. 346.26 НК РФ: в основном это услуги населению и торговля в магазинах с площадью менее 150 кв. м. ЕНВД есть не в каждом регионе - в столице ЕНВД отменили, по всей России этот налоговый режим должен был прекратить свою деятельность в 2018 году, но позже чиновники решили отложить полный запрет ЕНВД до 2021 года.

У этого спецрежима близки к ЕНВД - торговля и услуги (смотрите ст. 346.43 НК РФ). Отличие в том, что у ПСН меньше сфера применения. Еще один недостаток - для каждого вида деятельности нужно брать отдельный патент, а если вы решите перенести бизнес в другой субъект РФ - то патент там будет недействителен.

ЕСХН могут применять именно производители сельхозпродукции, а не обрабатывающие производства. При этом, сельхозпроизводство должно быть основным видом деятельности предпринимателя и приносить больше 70% дохода.

Вы уже обратили внимание, что на всех специальных налоговых режимах платить НДС не нужно, кроме НДС при ввозе товаров в РФ. С одной стороны, это плюс для предпринимателя: НДС один из самых сложных для расчета и уплаты налогов. С другой стороны, крупные заказчики не станут работать с предпринимателем, который не выставляет НДС в цене покупки, что является в какой-то мере ограничением для расширения бизнеса.

2016 год принес предпринимателям долгожданное смягчение налогового бремени - чиновники разрешили местным властям снижать налоговую ставку по ЕНВД, ПСН и УСН, по последним двум налоговым режимам даже до нуля, так называемые . Налогообложение ИП на УСН и ПСН может производиться по нулевой ставке в течение двух лет при выполнении следующих условий:

  • предприниматель впервые зарегистрировался после принятия соответствующего регионального закона;
  • работать будет в производственной, социальной или научной сфере.

Аналогичные условия действуют и для ПСН. Напоминаем вам, что упрощенная система налогообложения для ИП в 2019 году, как и остальные налоговые режимы в рамках налоговых каникул, не освобождает бизнесмена от уплаты и сотрудников во внебюджетные фонды.

Вы не обязаны ограничиваться одним налоговым режимом для всех видов деятельности - законодательство разрешает совмещать системы налогообложения. Например, у вас есть крупное производство продуктов питания и сеть магазинов по региону. Тогда производство может работать на ОСНО (поскольку оптовым покупателям важно выставлять НДС в цене приобретения к возмещению), а розничная торговля в магазинах - на ЕНВД. А вдруг вы еще и сдаете квартиру или по вечерам готовите школьников к ГИА или ЕГЭ? Тогда вдобавок к ОСНО и ЕНВД вы можете задействовать патентную систему налогообложения для ИП.

Итак, как узнать систему налогообложения ИП с минимальной налоговой нагрузкой? Невозможно дать однозначный ответ - нужно учитывать не только специфику будущего бизнеса, но и учитывать изменения в законодательстве и установленные на федеральном и региональном уровне льготы.

Мы готовы помочь вам в этих расчетах и предлагаем бесплатную консультацию по налогообложению ИП: специалисты 1С:БО проведут всесторонний анализ данных о регионе работы будущего бизнесмена и видах деятельности и предложат самый выгодный налоговый режим.

Зачастую предприниматели, начиная участвовать в государственных закупках, не знают, какую систему налогообложения лучше выбрать. На собственном опыте мы подобрали самую оптимальную схему налогообложения для участвующих в госзакупках.

Все мы привыкли работать на ОСНО, контролируя свой НДС, однако, играя по правилам 44 Федерального закона, выгодней использовать УСНО.

Согласно ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, не признаются плательщиками НДС, за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого на основании ст. 174.1 НК РФ.

Кроме того, «упрощенцы» уплачивают НДС в случае, если они являются налоговыми агентами по этому налогу (п. 5 ст. 346.11 НК РФ).

На практике, при проведении закупок, цена устанавливается с учетом НДС. И, являясь Исполнителем, уплачивающим НДС в бюджет, мы получаем классическую картинку – нас обыгрывают «упрощенцы», ведь они освобождены от уплаты данного налога, что позволяет им предложить меньшую цену и забрать выгодный контракт.

Федеральным законом № 44‑ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений п. 1 – 4 ст. 95 данного закона. При оплате товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) в рамках муниципального контракта, заключенного с победителем открытого аукциона в электронной форме, в том числе являющимся налогоплательщиком, применяющим УСНО, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.

Как выбрать оптимальную схему налогообложения?

Упрощенная система налогообложения предусматривает два подвида возможной налоговой ставки – 6-процентой (Доходы) и 15-процентой (Доходы — расходы). Оптимально выбрать систему можно, исходя из того, каким образом вы собираетесь исполнять контракт. К примеру, если вы «забрали» аукцион на выполнение строительных работ, и планируете подключать услуги субподрядных организаций, вам было бы выгодней работать на 15-процентой Упрощенной Системе Налогообложения – так вы уменьшите свой налог от оплаты контракта на сумму, уплаченную субподрядной организации. Если же Вы планируете покрывать свои расходы на исполнение того или иного контракта зарплатами, то, возможно, вам гораздо удобнее было бы использовать 6-процентую систему налогообложения — в соответствии с законодательством РФ, налогоплательщики на УСН с объектом «доходы», вправе уменьшить исчисленную за налоговый, или отчетный период, сумму налога (авансового платежа) на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также на суммы пособий по временной нетрудоспособности, уплаченные этот же период (не более чем на 50% от уплаты страховых взносов!).

Так же, если вы являетесь поставщиком определенных товаров/услуг, вы можете приобрести патент на данную деятельность. (Данный способ подходит только для Индивидуальных предпринимателей, средняя численность наемных работников которых, не превышает 15 человек). Отличительной особенностью данного режима является отсутствие отчетности, замена трех основных налогов общего режима, одним – единым. Отметим, что при расчете стоимости патента, невозможность учесть уплаченные страховые взносы. Также обратите внимание, что законом субъекта РФ ставка по патенту может быть снижена до 0%. Виды предпринимательской деятельности, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения, приведены на официальном сайте Налоговой Российской Федерации — https://www.nalog.ru/

Если вы планируете иметь разные направления бизнеса, рекомендуем «дробить» компанию, выделяя несколько отдельных юридических лиц, подбирая оптимальную систему налогообложения для каждой. Например, для деятельности, связанной с техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, лучше приобрести патент, а для клининговых услуг по субподрядным договорам – перейти 15-процентую «доходы минус расходы». Выстроив правильную налоговую политику в компании, вы сможете сэкономить большую сумму ваших доходов.

Бухгалтер Tender-build
Свинова Анастасия

Н алогообложение организаций, применяющих УСН, имеет ряд особенностей. Причем эти налоговые тонкости в ряде случаев не корректируются законодательством о государственных закупках. Система государственных закупок устанавливает строго регламентированные рамки для участников, однако у «упрощенцев» есть способы возместить НДС. В статье рассматриваются практические аспекты возмещения НДС организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Организации, применяющие УСН, как участники торгов на поставку товаров для государственных нужд

Лица, применяющие упрощенную систему налогообложению, не уплачивают НДС (ст. 346.11 НК РФ), за исключением данного налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. «Упрощенцы» в контрактах (договорах) НДС не выделяют, не ведут учет и оформление счетов-фактур. Федеральным законом РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) не устанавливается каких-либо ограничений для участия организаций, применяющих УСН, с участием в процедуре размещения госзаказов. В ч. 1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ указывается, что участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В ч. 1 ст. 8 данного закона указано, что участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Эта норма нашла подтверждение и в письме Минэкономразвития РФ от 27.09.2010 № Д22-1740. А п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прямо указывает, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе созданию участнику торгов или группе участников торгов преимущественных условий.

Особенностью Закона № 94-ФЗ является то, что он не связывает вопросы размещения госзаказов с вопросами налогообложения поставщиков или подрядчиков. Это объяснимо, так как данный законодательный акт регулирует отношения по поводу размещения и исполнения заказов на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Но его нормами не предусмотрены какие-либо ограничения для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона № 94-ФЗ размещение государственного заказа осуществляется путем проведения торгов в форме конкурсов, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.

Цена госконтракта формируется в зависимости от способа проведения закупок. В соответствии с ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать начальную (максимальную) цену контракта или лота. Причем цена контракта или лота формируется с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату налогов и пр. В случае если госзаказчик формирует цену без учета данных расходов, то эта информация должна быть отражена в конкурсной документации.

Пример 1

Свернуть Показать

В извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации было указано, что цена государственного контракта составляет 750 000 руб. с учетом налогов, транспортных расходов и пр. То есть стоимость госконтракта компенсирует поставщику все дополнительные расходы. Если бы цена составляла 750 000 руб. без учета налогов, транспортных расходов и пр., то поставщик нес бы дополнительные, не возмещаемые расходы.

Частью 4 ст. 34 Закона № 94-ФЗ отмечено, что документация об аукционе (в настоящее время проводятся аукционы только в электронной форме) также должна содержать сведения о начальной (максимальной) цене контракта. Смысл аукциона по поставкам товаров (работ, услуг) для государственных нужд состоит в заключении контракт с поставщиком, предложившим наименьшую цену.

Закон № 94-ФЗ устанавливает единые требования к формированию цены закупаемого товара (выполняемых работ, оказываемых услуг) для всех видов государственных закупок.

В соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой НДС в случае, если за 3 предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость в совокупности не превышает 2 млн руб. Требования к участникам торгов приведены в ч. 1-2 ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Однако законодательство о закупках для государственных нужд не содержит каких-либо ограничений по допуску участников, основанных на применяемых системах налогообложения. Причины отказа в допуске к участию к конкурсным или аукционным процедурам связаны только с непредставлением необходимых документов или с несоответствием критериям участия. Данные критерии изложены в ст. 12 Закона № 94-ФЗ. Любые иные отказы в допуске к участию в торгах влекут административную ответственность по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 тысяч рублей и не более 30 тысяч рублей.

Поэтому организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, могут поступить следующим образом: к составу конкурсной (аукционной) документации или котировочной заявке приложить документы, подтверждающие факт применения им УСН (форма 26.2-2), либо при получении на рассмотрение и подписание проекта государственного контракта внести в него соответствующую запись.

Встречаются мнения, согласно которым заказчик должен указывать цену госконтрактов для всех категорий участников: и для применяющих общую систему налогообложения, и для «упрощенцев». В ряде случаев такой позиции придерживаются и органы федеральной антимонопольной службы. Однако эта позиция является прямым нарушением законодательства о государственных закупках. На стороне заказчика в этом вопросе и налоговое законодательство. Согласно п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене реализуемых товаров (работ, услуг) предъявляется к оплате сумма налога на добавленную стоимость. Арбитражные суды придерживаются именно такой позиции.

Судебная практика

Свернуть Показать

Практические вопросы заключения государственных контрактов

При рассмотрении вопросов участия «упрощенцев» в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд главной проблемой является вопрос цены госконтракта: должен или нет расчет цены учитывать сумму НДС? А также проблема такого рода: если победителем конкурсов (аукционов, запросов котировок) будет организация, применяющая УСН, надо ли уменьшить сумму госконтракта на сумму исключаемого из расчета НДС?

Согласно ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ цена государственного (муниципального) контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Этим же пунктом допускается снижение цены госконтракта по соглашению сторон без изменения поставляемого количества товаров (работ, услуг). Однако случаев таких немного и со способом применяемой системы налогообложения они не связаны.

При подготовке конкурсов, аукционов или при запросе котировок законодательство не требует от заказчика учитывать особенности применяемой поставщиком или потенциальным поставщиком системы налогообложения. А проведение отдельных закупочных процедур только для «упрощенцев» законодательством не предусмотрено. «Упрощенец», чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов и требований по уплате НДС, при подписании государственного контракта не вписывает сумму НДС. Это же относится и к выставляемым счетам-фактурам. В противном случае организация, применяющая УСН, должна будет уплатить НДС. Следуя позиции Минфина России, изложенной в письме от 07.09.2009 № 03-07-11/219, ясно, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ при выставлении счетов-фактур с выделенным НДС все организации, включая перешедших на УСН, обязаны подать налоговую декларацию и уплатить НДС, согласно норме ст. 174 НК РФ. Исходя из смысла письма УФНС по г. Москве от 21.03.2011 № 16-15/026297@ и в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ фактически оплаченный налог на добавленную стоимость по условиям государственного (муниципального) контракта не может приниматься к вычету в составе расходов. Поэтому организации, применяющие УСН, должны следить за тем, чтобы в тексте государственного контракта не была указана сумма НДС.

Пример 2

Свернуть Показать

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, выиграла открытый конкурс на поставку товара для государственных нужд на сумму 750 000 руб. Сумма НДС составила 135 000 руб. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 29 Закона № 94-ФЗ при подписании госконтракта поставщик указал, что цена составляет 750 000 руб., без выделения отдельной строкой НДС.

При заполнении государственных (муниципальных) контрактов организации в поле НДС проставляют прочерк. В некоторых случаях это считается нарушением и самовольным изменением текста госконтракта. Однако имеется письмо Минэкономразвития от 03.03.2009 № Д05-1097, в котором указывается, что согласно ч. 3 ст. 29 и ч. 3 ст. 38 Закона № 94-ФЗ государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса/аукциона заключается на условиях, указанных в извещении об их проведении, по цене, предложенной победителем конкурса или аукциона. Таким образом, победителю конкурса или аукциона, применяющему упрощенную систему налогообложения, можно не заполнять поле НДС, так как это не меняет условий заключаемого государственного контракта. Если победитель-«упрощенец» включает в текст государственного контракта поле «НДС не предусмотрен», это также не меняет условий заключаемого государственного контракта (см. письмо Минэкономразвития от 10.11.2009 № Д22-1255).

Возможна ситуация, когда организация, применяющая общий режим налогообложения, в ходе выполнения госконтракта начнет использовать упрощенную систему налогообложения. Ряд авторов и консультантов указывают на необходимость в этом случае внесения изменений в контракты и отмену всех ранее выставленных счетов-фактур. Однако эта позиция не подкреплена ссылками на законодательство, поскольку, как отмечалось выше, цена государственного контракта является неизменной и применение различных льготных режимов не сказывается на изменении цены и условий госконтрактов. Организация-заказчик, если ей стало известно об изменении принципа налогообложения после подписания государственного контракта, может внести в него изменения или дополнения. Вся ответственность за своевременное представление документов, подтверждающих факт того, что организация-поставщик перешла на УСН, ложится на саму организацию.

Сложившаяся ситуация с точки зрения заказчика не имеет никаких последствий и рисков: государственный контракт был заключен с организацией-поставщиком на предложенных условиях, к заявке на участие в конкурсе/аукционе не были приложены документы, подтверждающие применение участником УСН; если в ходе представления заявок на участие в конкурсе/аукционе и соответствующих документов участник внес в ряд из них какие-либо изменения, то об этом он был обязан уведомить конкурсную комиссию. И если это не произошло до момента подписания государственного контракта, то изменить цену будет невозможно, потому что цена является твердой и не подлежит изменению. Такая позиция заказчика является безупречной, потому что он до момента подписания и начала исполнения государственного контракта не располагал документами, подтверждающими факт перехода поставщика на упрощенную систему налогообложения. Однако в ряде регионов органы Росфиннадзора ставят неизменение цены заказчиком ему в вину, мотивируя свои претензии тем, что это является нецелевым использованием бюджетных средств. Однако сотрудники Росфиннадзора в этом случае не правы. Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств определяется как направление использования их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо иным правовым основаниям их получения, влечет наложение штрафов на руководителей - получателей бюджетных средств в соответствии с нормами КоАП РФ, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. Административная или уголовная ответственность налагается по ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ и по ст. 285.1 УК РФ соответственно. С 01.01.2010 при обнаружении фактов нецелевого использования бюджетных средств к нарушителям применяются только меры административной и уголовной ответственности. Поэтому нецелевое использование бюджетных средств никак не связано с контрактным ценообразованием.

Пример 3

Свернуть Показать

В ходе проверки, проводимой Росфиннадзором, было установлено, что организация-заказчик, заключившая по итогам торгов государственный контракт на сумму 1 000 000 руб. (820 000 руб. - сумма собственно выполняемых работ и 180 000 руб. - сумма НДС), не предприняла меры к уменьшению стоимости госконтракта, после того как стало известно, что после подписания вышеуказанного контракта исполнитель работ стал применять УСН. По мнению сотрудников Росфиннадзора, контракт следовало уменьшить на сумму НДС, так как контрагент не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость и в этом случае у него образовывалось необоснованное обогащение. Кроме того, как считают сотрудники Росфиннадзора, сумма НДС в размере 180 000 руб. является фактом нецелевого использования бюджетных средств, потому что переплаченные денежные средства могли быть использованы не по назначению. Организация-заказчик оспорила претензии территориального управления Росфиннадзора и мотивировала свои действия тем, что нецелевого использования бюджетных средств не было, так как имело место их расходование на цели, предусмотренные бюджетной росписью. Они отнесены на соответствующую статью КОСГУ в соответствии с письмом Минфина РФ от 21.07.2009 № 02-05-10/2931 «О направлении Методических указаний по применению классификации операций сектора государственного управления». Поэтому обвинения в нецелевом использовании бюджетных средств являются необоснованными. Также организация-заказчик указала, что при проведении торгов потенциальный исполнитель работ не представил какие-либо документы, позволяющие сделать вывод о том, что он намерен перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядок изменения цены контракта по причине изменения применяемой поставщиком системы налогообложения. В ходе обсуждения акта проверки с руководством территориального управления Росфиннадзора все претензии по нецелевому использованию бюджетных средств были сняты.

В данном случае максимальное нарушение, которое может быть вменено заказчику, - неэффективное использование бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Однако для этого должно быть доказано, что в процессе проведения торгов и в процессе подписания государственного контракта заказчику не были представлены документы, подтверждающие факт применения контрагентом упрощенной системы налогообложения. Также заказчик может сослаться на принцип проведения конкурсов, изложенный в ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ. Согласно ему под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. Таким образом, снижение цены законодательно не предусмотрено.

Гораздо больше проблем может возникнуть у «упрощенца», так как ему придется отслеживать правильность оформления выставленных им и ему счетов-фактур, счетов и пр.

Необходимо остановиться на возможности снижения цены контракта на сумму НДС. Такая возможность предоставляется ч. 4 ст. 9 Закона № 94-ФЗ. Законодатель установил, что возможно уменьшение цены госконтракта при том же объеме поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных нужд), то есть тот же объем поставок при неизменном объеме товаров (работ, услуг).

Пример 4

Свернуть Показать

Организация, применяющая общую систему налогообложения, заключила госконтракт на оказание услуг на 600 000 руб., из них 492 000 руб. - собственно госконтракт и 108 000 руб. - НДС. После подписания контракта в период его исполнения организация - победитель торгов перешла на упрощенную систему налогообложения и в связи с этим представила документы о применении ею упрощенной системы налогообложения. Так как заказчик еще не осуществлял оплату по контракту и согласился уменьшить его цену при неизменном объеме поставляемого товара, было подписано дополнительное соглашение, в котором указана новая цена: 492 000 руб. без НДС.

Ряд авторов и налоговых консультантов считает возможным востребовать с заказчика сумму НДС, начисленную сверх цены договора . Следует отметить, что такая позиция противоречит официальной позиции Федеральной налоговой службы, которая в письме от 08.02.2007 № ММ-6-03/95@ указала, что НДС уплачивается за счет средств продавца (исполнителя). В случае неуплаты налога вся ответственность возлагается на исполнителя (победителя торгов) и не может быть переложена на заказчика (контрагента). Однако ряд арбитражных судов полагает, что сумму НДС можно взыскать с заказчика.

Судебная практика

Свернуть Показать

Согласно постановлению ФАС СКО от 21.10.2008 № Ф08-5599/2008 следует, что организация-подрядчик применяла упрощенную систему налогообложения, не включала НДС в акты и счета-фактуры. После перехода на общую систему налогообложения подрядчик перевыставил заказчику счета-фактуры и в письменной форме потребовал возместить суммы НДС. Суд постановил, что заказчик обязан возместить сумму налога.

«Упрощенец» в аналогичных случаях может выиграть в части возмещения сумму НДС, но проиграет он значительно больше: испорченные отношения с государственными структурами и малая вероятность того, что такое же положительное заключение арбитражный суд вынесет повторно. Да и решения арбитражных судов не носят законодательный характер и применяются только в пределах арбитражного округа. Для целей налогообложения прибыли это не увеличивает доходную часть.

В рассматриваемом случае заказчик неправильно построил систему защиты, мотивируя отказ возместить сумму налога фактом отсутствия лимитов бюджетного финансирования и фактом окончания работ. Заказчик должен был сослаться на нормы налогового законодательства и законодательства о государственных закупках, позволяющие ему не возмещать НДС. Кроме того, согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет только три года. А мнение Минфина и ФНС в этой ситуации однозначно: НДС должен уплачивать продавец (поставщик, подрядчик). УМНС РФ по г. Москве в письме от 16.01.2004 № 21-08/02825 указывает, что сумма НДС уплачивается или за счет собственных средств организации, или за счет денежных средств, полученных от контрагентов.

Таким образом, возмещение НДС для «упрощенцев» имеет ряд положительных и отрицательных сторон. Положительными моментами возможности возмещения является получение дополнительных денежных средств. Отрицательными является то, что полученные денежные средства не будут включаться в доход; то, что законодательство о государственных закупках не предусматривает возможность изменения цены контракта на сумму НДС, и то что данное законодательство не во всех вопросах взаимосвязано с налоговым законодательством.


Отказ от ответственности в соответствии с требованиями законодательства в области информационных технологий.

Все высказывания и примеры на сайте по поводу получения доходов или прибылей, уже размещенные или которые будут размещены на сайте ПРИЗОВОЙ ЕМАЙЛ (в дальнейшем Сайт) - всего лишь предположения по поводу предстоящих или текущих заработков, доходов, и не являются гарантией их получения. Не существует также гарантий, что чей-либо опыт, касающийся предпринимательской деятельности, заработков или доходов, можно использовать как указание к действию, которое может дать желаемые финансовые результаты. Суммы доходов в их денежном эквиваленте связаны с целым рядом различных факторов. Мы не даем инструкций и какой-либо информации по поводу Вашей будущей деятельности и финансовых успехов точно так, как не распоряжаемся Вашей личностью, данными, деловыми качествами, этическими нормами поведения, направлениями деятельности, - всем тем, что может повлиять на вероятность получения доходов в малых или средних эквивалентах. Мы не можем гарантировать получение точно таких же заработков, какие получают другие лица. Все риски по неполучению доходов вы берете на себя. Трудовая, деловая, предпринимательская деятельность через сеть Интернет, проводимая с целью получения доходов и прибылей связана с разными рисками. Принимая решение заниматься подобным родом деятельности на основании любой информации, что содержится в нашей инфопродукции и напрямую касается наших услуг, которые мы предоставляем на данном веб-ресурсе, вы должны учитывать возможные моменты неполучения прибыли или принятия некоторых возможных убытков. Вся наша продукция и услуги созданы с образовательной и ознакомительной целями, поэтому пользоваться ими нужно вдумчиво, с мерами предосторожности и опираясь на опыт профессионалов - наставников или тренеров. Прежде чем начинать любую предпринимательскую деятельность, основываясь на предоставленной информации, получите консультацию юриста и бухгалтера, а также профессионала в области маркетинга. В случае получения каких-либо доходов, Вы также самостоятельно несете ответственность перед законодательством Вашей страны проживания, а также налоговым законодательством, в том числе Вы несете ответственность за оформление предпринимательской деятельности в соответствии с законом Вашей страны. Так же если это предусмотрено Законом Вашей страны вы обязаны самостоятельно вести юридически свою предпринимательскую деятельность и платить налоги. Данный отказ от ответственности гласит о том, что Вы даете свое согласие на то, что сайт не несет ответственности за ошибочно принятые Вами решения по поводу доходов, прибылей, способов ведения бизнеса, продукции тренинг-центра, предоставляемых услуг или других материалов, что размещаются на данном сайте: текстовой, аудио и видеоинформации. Продолжение пользования сайтом означает Ваше автоматическое согласие на принятие и Отказа от ответственности.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...