Конституция российской федерации основы конституционного строя презентация. Основы конституционного строя РФ (презентация) презентация к уроку по праву (10 класс) на тему


Слайд 2

Вопросы для вводной беседы

  • Почему Конституцию принято называть законом высшей юридической силы? Приведите конкретные примеры из текста Конституции РФ, подтверждающие это положение.
  • На какой ценностной основе строится наша Конституция? При ответе используйте текст вступительной статьи Конституции РФ.
  • Вы знакомы с утверждением о том, что уважение к праву и закону в нашей повседневной жизни начинается с уважения к Конституции РФ. Объясните почему. Какая тут связь?
  • Слайд 3

    Что такое конституционный строй?

    • Форма правления
    • Форма государственно-территориального устройства
    • Политический режим
    • Правовое положение личности
    • Основы политической жизни общества
    • Принципы экономических отношений
    • Взаимоотношения государства и религии
  • Слайд 4

    Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность

    • Можно ли говорить о том, что статьи 57, 58, 59 Конституции РФ противоречат принципу прав человека? Выскажите ваше мнение и обоснуйте его.
  • Слайд 5

    Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления

    • Какие принципы правового государства нашли свое отражение в статьях 2, 10, 15?
    • Что такое народовластие?
  • Слайд 6

    Слайд 7

    Россия – республика

  • Слайд 8

    Принцип разделения властей

    • В чем суть принципа разделения властей?
    • В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе?
  • Слайд 9

    Законодательная власть в РФ

  • Слайд 10

    Судебная власть в РФ

  • Слайд 11

    Принцип федерализма

    • Что такое федерация?
    • В каких статьях Конституции РФ определено федеративное устройство государства?
  • Слайд 12

    Федерация

    Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

    Слайд 13

    Главные принципы федеративного устройства РФ

    • равноправие субъектов Российской Федерации;
    • государственная целостность;
    • право народов на самоопределение.
    1. В какой статье Конституции РФ определены вышеперечисленные принципы?
    2. Как обеспечивается государственная целостность России?
    3. Каково современное понимание принципа самоопределения народов?
  • Слайд 14

    Гарантии местного самоуправления

    • Что такое «местное самоуправление»?
    • В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о гарантиях местного самоуправления?
    • Назовите органы местного самоуправления
    • Астраханской области. Что вы знаете о способах их формирования?
  • Слайд 15

    Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность (ст.13)

    В каких случаях согласно Конституции РФ деятельность общественного объединения или политической партии может быть запрещена?

    Слайд 16

    Принцип социального государства

    В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится об этом принципе? Что значит фраза: «Россия – социальное государство»?

    Слайд 17

    Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности (статья 8)

    Можно ли говорить о создании условий для развития рыночной экономики на основании ст. 8 Конституции РФ?

    Слайд 18

    Принцип светского государства

    Какие мировые религии исповедуются на территории РФ?

    • Христианство
    • Ислам
    • Буддизм
    1. В какой статье главы 1 Конституции РФ говорится о том, что Россия – это светское государство?
    2. Как вы понимаете выражение: «церковь – отделена от государства»?
  • Слайд 19

    Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием (статья 15)

  • Слайд 20

    Тест

    В какой главе Конституции определены основы конституционного строя РФ?

    1. в 1 главе;
    2. во 2 главе;
    3. в 3 главе;
    4. в 4 главе

    Принцип разделения властей характеризует Россию как:

    1. социальное государство;
    2. федеративное государство;
    3. правовое государство;
    4. светское государство
  • Слайд 21

    Основополагающим принципом федеративного устройства Российского государства является:

    1. гарантии местного самоуправления;
    2. равноправие субъектов федерации;
    3. политическое и идеологическое многообразие;
    4. создание системы социальных служб.

    Народовластие предусматривает:

    1. участие народа в выборах и референдумах;
    2. формировании органов местного самоуправления;
    3. участие в государственной власти через своих представителей;
    4. все вышеперечисленное.
  • Слайд 22

    Конституция РФ:

    1. обладает высшей юридической силой;
    2. имеет прямое действие;
    3. определяет основные права человека и гражданина РФ;
    4. верно все вышеперечисленное.

    Отделение церкви от государства характеризует Россию как:

    1. социальное государство;
    2. светское государство;
    3. федеративное государство;
    4. республику.
  • Посмотреть все слайды

    Класс: 9

    Презентация к уроку






















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Целевая аудитория: учащиеся 9 класса.

    Время проведения: 80 минут

    Цель занятия: способствовать формированию правовой культуры учащихся, изучая содержание Конституции РФ.

    Задачи занятия:

    1. Проработать главу 1 Конституции РФ, в которой изложены основные принципы конституционного строя России.

    2. Продолжить воспитание осознанного уважения к Конституции как к основному закону Российской Федерации.

    Оборудование урока: текст Конституции РФ, мультимедийная аппаратура, необходимая для использования на уроке электронной презентации.

    Основные понятия и термины:

    Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

    Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

    Правовое государство – это демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве, где созданы условия для наиболее полного обеспечения естественных и неотчуждаемых прав человека. Признаками правового государства являются: 1) верховенство закона в обществе, 2) незыблемость прав и свобод человека, их гарантированность и охрана; 3) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4) взаимная ответственность гражданина и государства.

    Демократия- форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа источником власти. Основные принципы демократии - власть большинства при условии защиты интересов меньшинства, равноправие граждан, выборность представительных органов, разделение властей, верховенство закона, плюрализм.

    Республика – это форма правления, при которой источником власти признается народ, и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

    Федерация – это государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования (штаты, земли, республики, области и т.д.); форма государственно-территориального устройства.

    Местное самоуправление – особое управленческое звено, которое осуществляется самим местным населением, деятельность направлена на решение вопросов местного значения.

    На экране слайд №1 , на котором высвечивается тема урока.

    Ход занятия

    Презентация, с использованием которой проводится занятие, включает в себя 21 слайд. На слайдах представлены вопросы, на которые учащиеся могут отвечать, используя текст Конституции, а так же схемы, которые позволяют более наглядно и кратко отразить наиболее важные моменты работы с текстом основного закона. При необходимости учитель может использовать не один, а несколько слайдов при рассмотрении отдельных принципов конституционного строя РФ. Для перехода с одного слайда на другой необходимо нажать левой клавишей мыши на расположенную в схеме стрелку, затем при нажатии на управляющую кнопку вернуться на предыдущий слайд и продолжить работу по изучению материала темы. Такие варианты работы предполагают слайды № 5, №6, №8, №9, №10. При изучении новой темы учитель может активно привлекать знания девятиклассников, полученные на предыдущих уроках, из средств массовой информации, личного опыта.

    I. Занятие начинается с вводной беседы, целью которой является актуализация знаний учащихся содержания Конституции РФ, полученных на предыдущих уроках. Вопросы беседы по мере их обсуждения высвечиваются на слайде №2 . Важно обратить внимание учащихся на то, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой и ее положения составляют основу правовой системы нашей страны.

    II. Изучение новой темы начинается с поиска ответа на вопрос: “Что такое конституционный строй?”. Учащиеся могут предложить свое толкование данного понятия, которое в ходе урока корректируется учителем. Составляющие конституционного строя высвечиваются на экране (слайд №3).

    Учитель обращает внимание девятиклассников на то, что основы конституционного строя России определены в главе 1 Конституции РФ, изучению которой и будет посвящено данное занятие.

    Слайд №4 “Человек и гражданин, его права и свободы – высшая ценность” - статьи 2, 7. Полезно вспомнить о видах прав человека (на слайде высвечивается схема). В статьях 57, 58, 59 определены обязанности российских граждан, без выполнения обязанностей невозможно осуществление прав. Следует обратить внимание учащихся на то, что принцип гуманизма является основополагающим в правовой системе Российского государства.

    Слайд №5 “Россия - демократическое, правовое государство с республиканской формой правления” - статьи 1, 3,10, 15 п.2. (Возможен переход на слайд №6 и организация работы с видеофрагментом “Выборы в РФ”). Обращаем внимание на то, что признаки правового государства изучались на предыдущих уроках. Учителю необходимо подчеркнуть, что названные элементы демократического устройства нашего государства находятся в стадии становления, и для их полной реализации необходимо выполнение ряда условий (экономически, политических, духовных), изменения в психологии нашего общества, воспитание (самовоспитание) осознанного уважения к праву, закону.

    Слайд №7 “Россия – республика” - на слайде показано как в Российской Федерации осуществляется формирование органов власти (схема комментируется учителем).

    Слайд № 8 “Принцип разделения властей” - статьи 10, 11. Рассматривая осуществление принципа разделения властей в Российской Федерации, учитель опирается на знания учащихся об органах государственной власти РФ и их деятельности (используются слайды №9 и №10 для более подробной характеристики законодательной и судебной власти в РФ). Необходимо вспомнить, в чем суть системы сдержек и противовесов при осуществлении принципа разделения властей.

    Слайд №11 “Принцип федерализма” и слайд №13 “Главные принципы федеративного устройства РФ” - статьи 5, 4 (возможен переход на слайд №12, где дано определение термина “федерация”).

    Слайд№14 “Гарантии местного самоуправления” - статья 12.

    Слайд №15 “Политическое и идеологическое многообразие, многопартийность” - ст.13. При изучении данного принципа учащимся могут быть заданы следующие вопросы: Может ли какая-либо идеология в нашей стране стать общеобязательной? К чему может привести установление однопартийного режима? Отвечая на поставленные вопросы, учащиеся могут использовать знания, полученные на уроках истории.

    Слайд №16 “Принцип социального государства” - статья 7.

    Слайд №17 “Единство экономического пространства, многообразие и равенство форм собственности” - статья 8.

    Слайд №18 “Принцип светского государства” - статья 14.

    Слайд №19 “Конституция РФ обладает высшей юридической силой и прямым действием” - статья 15. Особо стоит остановиться на положении о прямом действии Конституции РФ. Это значит, что если нарушена какая-либо статья основного закона, то гражданин может обратиться в суд или другие органы власти, ссылаясь на соответствующую статью Конституции.

    Необходимо обратить внимание учащихся на статью 16 Конституции РФ, которая подчеркивает особую значимость главы 1 данного документа, устанавливающей принципы, которые регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение личности.

    Слайды №20-21(тестовые задания) помогут учителю организовать работу по закреплению изученного на уроке материала.

    II вариант изучения темы

    При изучении темы “Основы конституционного строя России” можно организовать работу по группам с текстом главы 1 Конституции РФ. Количество групп в классе определяет учитель.

    Задания группам (возможны как опережающие):

    1. В каких статьях главы 1 Конституции РФ закреплены предложенные для рассмотрения группой принципы?

    2.Объясните понятия и термины, которые использованы в тексте Конституции.

    3. Как данные принципы реализуются на практике? (при ответе на вопрос можно использовать дополнительный материал).

    При выборе учителем II варианта изучения темы слайдовый ряд используется для отчета групп о проделанной работе. Последовательность выступления групп определяет учитель (технически не сложно изменить в электронной презентации порядок слайдов). При этом ответы учащихся дополняются и уточняются, а схемы фиксируются в тетрадях учениками всего класса. Вопросы, представленные на слайдах, могут быть даны учащимся заранее.

    Источники и литература

    1. Конституция РФ

    2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994 г.

    3. Малышева А.Ж. Конституция России: учебное пособие для 9 класса основной школы / Под редакцией Т.Г. Морщаковой.- М.: “ЛексЭст”, 2003 г.

    4. Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений /под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2008 г.

    5. Обществознание 8-11 класс: мультимедийное учебное пособие. – М.: Новый диск, 2005 г.

    6. Россия на рубеже веков: мультимедийное учебное пособие. – М.: “1С”, 2004 г.


    Конституция - основной закон (или система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, принимаемый или изменяемый в особом порядке, закрепляющий основы общественного строя, правовой статус человека и гражданина, а также форму конкретного государства.

    Конституционный строй – совокупность принципов устройства государства.


    Виды конституции

    • С точки зрения формы:

    а) писаная (единый нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, кодифицирующий правовые нормы, регулирующие важнейшие общественные отношения);

    б) неписаная (совокупность нескольких законов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан);


    2. По порядку установления конституции:

    а) октроированные (которые дарованы монархом);

    б) неоктроированные (приняты высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).


    3. По времени действия:

    а) временные (имеют ограниченный срок действия);

    б) постоянные (сроком не ограничены).

    4. В зависимости от способа принятия или изменения:

    а) гибкие (изменяются в обычном законодательном порядке);

    б) жесткие (изменяются в порядке усложненной процедуры).

    5.По форме правления:

    а) монархические (Испания, Япония);

    б) республиканские (ФРГ, Италия).


    6. В зависимости от формы государственного устройства:

    а) унитарные (Швеция, Китай);

    б) федеративные (РФ, Индия);

    в) конфедеративные (в настоящее время в мире не существует).

    7. С точки зрения политического режима:

    а) демократические (закрепляют приоритет прав и свобод личности; разделение властей; свободу мысли и слова, периодические и свободные выборы; идеологический и политический плюрализм и т.д.);

    в) тоталитарные (отличаются повышенной государственной идеологической насыщенностью).



    Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента РФ от ук. 1400 4 октября 1993 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации».

    Структура конституции

    • Действующая Конституция РФ состоит из Преамбулы и двух разделов.

    Первый раздел

    Второй раздел

    • Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

    Непосредственно структуру Конституции РФ можно отобразить следующим образом:

    • Преамбула
    • Раздел первый
    • Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)
    • Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)
    • Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)
    • Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)
    • Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)
    • Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)
    • Раздел второй. Заключительные и переходные положения

    Преамбула - вводная или вступительная часть правового акта.


    п/п

    Его сущность (что означает?)

    статьи

    Россия – правовое государство

    п/п

    Принцип устройства государства

    Россия – демократическое государство

    Его сущность (что означает?)

    статьи

    Россия – федеративное государство

    Источником государственной власти в России является ее многонациональный народ.

    Россия – правовое государство

    Россия –государство с республиканской формой правления


    Таблица « Основы конституционного строя РФ»

    п/п

    Принцип устройства государства

    Его сущность (что означает?)

    Россия – социальное государство

    статьи

    Россия – светское государство

    Государственная власть в РФ осуществляется на основе принципа разделения властей

    Гражданство РФ является равным и независимо от оснований приобретения


    Таблица « Основы конституционного строя РФ»

    п/п

    Принцип устройства государства

    В РФ гарантируется местное самоуправление

    Его сущность (что означает?)

    статьи

    В РФ гарантируется идеологическое многообразие

    В РФ гарантируется единство экономического пространства

    Земля и другие природные ресурсы охраняются РФ


    Вывод

    Конституционность в любой цивилизованной стране – верхний этаж законности. Без соблюдения Конституции нет и в принципе не может быть законности как таковой. Все это – аксиомы для любого политика или юриста, неизбежные постулаты, прямо вытекающие из понятия Конституция – основной закон государства. Основной – следовательно, обязательный для всех, исполняемый неукоснительно.




    Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации основной закон Российской Федерации; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации политико- правовой акт, посредством которого народ учредил основные принципы устройства общества и государства, определил субъекты государственной власти, механизм её осуществления, закрепил охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина






    Историческая справка - США, - Франция, -Польша, -РСФСР




    Централизованная монархия. Земские соборы. Централизованной монархии вече как государственный орган был не нужен. Но нужен был другой институт на смену и взамен ему: сословно- представительный орган, который бы поддерживал политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институтом стали Земские соборы.




    Первая попытка создать Конституцию Декабри́сты участники российского дворянского оппозиционного движения, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х первой половины 1820-х, организовавшие антиправительственное восстание в декабре 1825 и получившие название по месяцу восстания.тайных обществ1810-х1820-хвосстание в декабре 1825


    Конституционный проект Пестеля - "Русская Правда" Это был революционный проект буржуазного переустройства крепостной России. Он уничтожал крепостное право и самодержавие. Учреждал республику вместо отсталого абсолютистского государства. На нем лежит некоторая печать дворянской ограниченности, но в целом от представляет собой своеобразный план сильного продвижения вперед отсталой феодально-крепостной России. Это был самый решительный, радикальный из конституционных проектов, созданных революционерами- дворянами.


    Конституция Никиты Муравьева Конституция Никиты Муравьева использовала опыт Западной Европы. Но она являлась плодом самостоятельного политического творчества на основе переработки западноевропейского и американского политического опыта и применения его к русской действительности. Проект конституции Никиты Муравьева, несмотря на яркие черты классовой дворянской ограниченности, должен быть признан прогрессивным для своего времени. В целом в конституции Муравьева была изложена программа буржуазных революционных преобразований России.


    Середина 19 века – первые ростки конституционного строя. Царь – реформатор. Освободитель. Отмена крепостного права – правовое закрепление свободы крестьян. Земская реформа (земство) – складывание автономного муниципального самоуправления. Судебная реформа – складывание бессословной, относительно независимой демократической судебной системы. Всё складывалось по высоким меркам цивилизации, - через право, закон, суд.




    17 октября 1905 года манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» Царь «даровал» свои подданным политические права и свободы. Провозглашено о создании нового законодательного органа – государственной думы, избираемого на основе народного представительства – этот документ принято считать первой русской конституцией.


    Первая конституция РСФСР Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов. Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа. Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.


    Основные положения первой конституции Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. (ВЦИК)


    Конституция 1924 года – установление единого гражданства - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза". Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. Договор содержал в себе 11 глав. В них декларировался суверенитет республик Союза и их право на выход из СССР. Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.


    Конституция 1936 года –"сталинской" и "конституцией победившего социализма" Конституция СССР 1936 года была принята Восьмым съездом Советов 5 декабря. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире. Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование. Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать.


    Конституция 1977 года Конституция СССР 1977 года основной закон СССР, принятый 7 октября 1977 года Верховным советом СССР взамен Конституции СССР 1936 года.основной закон СССР7 октября 1977 годаВерховным советом СССР Конституции СССР 1936 года Эта конституция закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Несмотря на распад СССР действовала на территории России до декабря 1993 года. Вошла в историю как «конституция развитого социализма».распад СССР


    Отличия Конституции РФ от Конституции 1977 года Ликвидирована система Советов;система Советов Россия стала симметричной федерацией; в гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.федерацией Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);Президента России2008 году Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в гг. составлял 65 лет); Президенты России Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;Федеральное Собрание Российской Федерации Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;Присяги Президента Российской Федерации Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в гг. дополнительно переименованы 5 субъектов России).субъектов Российской Федерации








    Отличие Конституции от других законов Конституция: закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения; является базой для текущего законодательства.




    Задачи мероприятия: образовательные: развивать умение работы с юридическими документами; развивать навыки постановки и разрешения проблем; обогащать и усложнять обществоведческий понятийный аппарат учащихся; развивать навыки заполнения схем; коррекционно-развивающие: коррекция и развитие связной устной речи; коррекция и развитие зрительных восприятий; развитие слухового восприятия; коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления); воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать самостоятельность; формировать уважение к закону, правопорядку; воспитывать нравственно-патриотические качества у учащихся; формировать гражданскую позицию учащихся.




    Первые попытки создать конституцию, в которой бы закрепились права и обязанности всех, были сделаны много столетий тому назад. Ещё в Древнем Риме словом «конституция» называли государственные документы, которые исходили от правителей-императоров. В современном виде первые конституции появились в 1787 году в США и в 1791 году во Франции. В России декабристы, вышедшие в 1825 году на Сенатскую площадь, тоже предложили конституцию. К сожалению, многие их идеи, особенно о равенстве всех граждан перед законом, свободе слова, печати и вероисповедания, вошли в законы только в наше время.




    Контрольные вопросы: –1. Что такое Конституция? (Основной закон нашей страны, закон высшей юридической силы) –2. Когда была принята Конституция РФ? (1993г. 12 декабря) –3. Какие государственные символы вы знаете? (Герб, флаг, гимн) 4. Сколько полос на флаге России, в какой последовательности они расположены? (Белый, синий, красный)


    Контрольные вопросы: 5. Что символизирует каждая полоса флага? (Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красная. Считается, что белый цвет - выражает чистоту устремлений, синий - обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году).


    Контрольные вопросы: 6. Что собой представляет герб РФ? (Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракон)


    Контрольные вопросы: 7. Кто написал текст и музыку для гимна? (Музыка - Георгия Александрова, Новый текст - Сергея Михалкова Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года. Гимн - официально торжественная песнь в честь государства.)




    Алгоритм изготовления: 1. Изготовить из цветной и белой бумаги флаг размером 6х18 см; 2. Согнуть его пополам, чтобы получилось двустороннее полотнище размером 6х9 см. и смазать клеем; 3. Склеить половинки, вложив между двумя сторонами древко (в качестве древка может быть использован пустой стержень от авторучки); 4. Подготовить подставку для флага: взять пробку от пластиковой бутылки, наполнить ее пластилином. Вставить флаг в подставку. Работы оцениваются от одного – до пяти баллов.


    Игра Самолет. Ведущая: Представим, что самолет – это наше государство. 1.Кто будет командиром нашего самолета? Президент 2. Кто первый пилот? Федеральное Собрание 3. Кто второй пилот? Правительство 4. Чем является корпус нашего корабля? Федеративное устройство 5. А кто пассажиры? Народ 6. Какой орган управления может быть представлен в лице бортпроводника? Местное самоуправление


    Вопросы к командам после игры – «Самолет» 1. Как называется наша страна в Конституции? (Наша страна называется Российская Федерация или Россия, в сокращении – РФ). Согласно Конституции, Россия – это демократическая республика, которая признаёт, соблюдает и защищает права и свободы человека. Главой государства является Президент Российской Федерации.








    Вопрос для учащихся: Как называется парламент нашей страны и из каких палат он состоит? Парламент называется Федеральное Собрание. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы). Законы, принятые в нашей стране, а также международные договоры (касающиеся отношений между народами, государствами, связей между ними), которые заключает государство с другими странами, обязательно публикуются.


    Органы государственной власти по Конституции РФ: В Государственной Думе работают депутаты, которые представляют и защищают интересы граждан страны. Депутатом Государственной Думы можно стать с 21 года. Принятые законы необходимо исполнять, поэтому возникла потребность создать систему исполнительной власти.




    Принцип разделения властей Одним из важнейших элементов демократической Конституции является принцип разделения властей, который закреплён и в нашей Конституции. Кроме законодательной (создаёт законы) и исполнительной (осуществляет исполнение государственных решений) существует судебная власть. Суды разрешают правовые споры, которые возникают между людьми, их объединениями (например, фирмами).


    Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 2.Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью) Статья 19.Все равны перед законом... (и судом) Статья 21. Достоинство личности охраняется... (государством) Статья 22.Каждый имеет право на свободу... (и личную неприкосновенность) Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли... (и слова)


    Статьи Конституции РФ. Закончи предложение. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья... (и медицинскую помощь) Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод) Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с... (18 лет) Статья 91. Президент Российской Федерации обладает...(неприкосновенностью)


    Выборы. А теперь пусть каждый из присутствующих на данном мероприятии сделает свой выбор: 1) на выданных листах бумаги напишите всего одно слово из двух – «да» или «нет». 2) Эти слова будут означать именно вашу гражданскую позицию – «да»- быть активным жителем своей страны, участвующим в принятии судьбоносных решений; 3) - «нет» - остаться пассивным наблюдателем, постоянно обвиняющим власть и общество. Опустите ваши листы в импровизированную урну, а комиссия подведет итоги наших «школьных выборов».






    Список используемой литературы: 1.Конституция Российской Федерации, глава II; 2.Основы государства и права. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы под редакцией О.Е. Куфатина. Москва, Юрист, 2005 год. 3.Полковникова Т. А. Ролевая дискуссия. Преподавание истории и обществознания в школе, 1, 2007 год, стр. 71 – Человек и общество. Обществознание 2 ч. под редакцией Л. Н. Боголюбова. Москва, Просвещение, 2005 год. 5.Федеральный закон

    Конституционный строй - это определенная форма организации государства, закрепленная в его конституции и характеризует основные принципы, лежащие в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Основы конституционного строя принято подразделять: политические, экономические, социальные и духовные.

    Основы конституционного строя - главные устои государства, его основные принципы, обеспечивающие конституционный характер данного государства.

    Основами конституционного строя согласно Конституции РФ являются: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; демократический характер государства; правовой характер государства; социальный характер государства; федеративная форма государственного устройства; республиканская форма правления; признание частной собственности, равенство всех форм собственности; суверенитет; единое экономическое пространство.

    Все нормы Конституции, иное законодательство связаны основами конституционного строя . Это значит, что нельзя принять поправку к Конституции, иной нормативно-правовой акт, которые не соответствуют основам конституционного строя. Например, нельзя включить в Конституцию норму об унитарном характере государства, пока одной из основ конституционного строя является федерализм.

    Политические и духовные основы конституционного строя. Ст.1 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

    Демократия - это такая форма организации государства, при которой единственным источником власти является народ. Демократический характер государства выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании защиты прав и свобод гражданина, в разделении властей, в гарантии местного самоуправления, политическом многообразии, многопартийности, в свободе экономической деятельности, в многообразии форм собственности.

    Признаки демократического и правового государства во многом пересекаются. Для правового государства характерно: верховенство права, верховенство закона, разделение властей, соблюдение и защита прав человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

    Федеративное устройство основывается на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, равноправие и самоопределение народа. В России 88 субъектов федерации, которые можно объединить в 6 групп: 1. республики; 2. края; 3. области; 4. автономные округа; 5. автономная область; 6. города федерального значения.

    Главным признаком республиканской формой правления является выборность и сменяемость главы государства. Форму правления РФ можно определить как смешанную (президентско-парламентская республика), сочетающую признаки президентской и парламентской республики.

    Духовные основы конституционного строя РФ характеризуются светским характером государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

    Экономические и социальные основы конституционного строя РФ. Экономическими основами являются единство экономического пространства РФ, свободной перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности.

    Социальные основы. Ст.7 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, что означает, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий и иных пособий государственной защиты.

    Классификация прав и свобод человека Их гарантии и защита . Презентация

    1. Основные права человека делятся на три большие группы: личные права; политические права; экономические, социальные и культурные права.

    Личные права определяют статус человека как биосоциального организма. К ним относятся: право на жизнь; право на достоинство; право на свободу; право на личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища; право на выбор места жительства и свободное передвижение; право на пользование родным языком и определение национальности; право на информацию и защиту информации; право на свободу совести; право на свободу мысли и слова; право на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.

    Политические права определяют статус человека как субъекта политической общности - государства. Как правило, политическими правами обладают лишь граждане данного государства. (Отсюда понятие "права человека и гражданина": права человека принадлежат всем лицам, проживающим в данном государстве, права гражданина - его гражданам).

    Основные политические права человека и гражданина в России: право на объединение; право на проведение собраний, митингов и демонстраций; право участвовать в управлении государством; право избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления; иные политические права.

    Экономические, социальные и культурные права определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. Группа основополагающих экономических, социальных и культурных прав: право частной собственности; право на свободное предпринимательство; право на труд; право на отдых; право на образование; право на забастовку; право на жилище; право на медицинское обслуживание; право на социальное обеспечение; право на поддержку в старости; право на участие в культурной жизни; право на свободу творчества.

    Данная классификация в Конституции не указана, но нормы Основного закона, регулирующие права и свободы человека, расположены в тексте Конституции в соответствии с приведенной классификацией. Перечень прав и свобод, закрепленных конституционно, не является исчерпывающим и не умаляет других прав, не названных в Конституции.

    Выбор редакции
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

    Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

    У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

    © Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
    Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
    В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
    Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
    АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
    Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...