«Конструктивное взаимодействие. Жизненные приоритеты»


Чебыкина Ольга Альбертовна,педагогпсихолог,МКОУ «Лицей №1», член федерации психологов образования России, член Российского психологического общества,аспирант кафедры психологии развития и педагогической психологии факультета коррекционной педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО«Шадринского государственного педагогического института», г.Шадринск[email protected]

Немногоо конструктивном взаимодействии

Аннотация.В статье рассматривается теоретическая часть проблемы конструктивного взаимодействия. Конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической. Выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность. Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: осознание цели; теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия. Выделили в структуре конструктивного взаимодействия четыре компонента и их показатели: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения, навыки; ценностномотивационный компонент–представление о ценностях и мотивах; аффективно –волевой; рефлексивный компонент –способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия; деятельностный компонент–поведенческий.Ключевые слова:конструкция, взаимодействие,типы взаимодействия,показатели взаимодействия,конструктивное взаимодействие,проявления конструктивного взаимодействия, структура конструктивного взаимодействия.

Прежде чемприступить к анализу психолого педагогических исследований по проблеме конструктивное взаимодействие, необходимо обратиться к анализу этимологии слова «конструктивный». Оно происходит от латинского constructivus, что означает созидательный, и применяется в европейских языках в его французскойтрактовке constructif. По мнению Н. Е. Яценко,конструктивность деловой, реалистический подход к поискам путей и способов решения проблемы. Проблема взаимодействия стала активно разрабатываться в последние десятилетия учеными в области психологии (А. А. Бодалев,В. А.Петровский, А. У.Хараш).Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в трансактном анализе предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет характера ситуаций и стиля взаимодействия.Э. Бернвыделил: официальные социальные события; случайные эпизодические встречи; формальные контакты на работе и в быту; асимметричные ситуации (в обучении, руководстве и пр.).Т. Парсонс считает, что в основе социальной деятельности, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. В психологопедагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. В отечественной психологии фундаментально разрабатываются идеи о влиянии других людей на индивидуальную деятельность человека. В работах А. В.Петровскогоговорится о том, что только в условиях взаимодействия с другими людьми раскрываются индивидуальные возможности человека. «Взаимодействие» напрямую связано с «действием» и «деятельностью»; соответственно методологическую основу исследования составляет теория деятельности (М. Я. Басов, Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) .По С. Л. Рубинштейнув основе взаимодействия лежит деятельность, раскрывая суть деятельностного подхода, он выделяет существенные особенности деятельности:

её субъектность, т.е. то, что она всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами;

её самостоятельность

её неразрывную связь с творчеством.Взаимодействие проявляется в организации совместной деятельности, где важно обменяться информацией и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию. В психологии определение взаимодействие дается через «воздействие»: процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленностъ и связь» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский).По мнению А. А. Бодалевапознание и взаимное воздействие людейдруг на друга обязательный элемент любой совместной деятельности.Проанализируем точки зрения различных авторов понятия «взаимодействие».Зацепин В. В.отмечает, взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.Иванкина И. Ю. определяет взаимодействие как координацию действий и операций его участников, согласованность их функциональноролевых позиций, влияющих на успешность конечного результата.С точки зрения Н. Е. Яценко взаимодействие всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Л. В. Байбородова уточняет, что взаимодействие является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Согласно М. И. Рожкову и Л. В. Байбородовой«взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе одновременно происходит в разных системах: между школьниками, между педагогами и учащимися, между учителями.Согласно К.А. АбульхановойСлавской взаимодействие основной отличительный признак совместной деятельности; система действий, при которой, действия одного человека или группы лиц обуславливают определенные действия других, а действия последних, в свою очередь, определяют действия первых. По мнению Р. Л. Кричевского (Забелина) взаимодействие единица совместной деятельности, включающая в себя инструментальные и аффективнокоммуникативные компоненты и отмечает, что реализация совместной деятельности предусматривает совместные воздействия на общий предмет труда, воздействия участников друг на друга.Н. И. Шевандрин определяет взаимодействие в широком смысле, как «случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контактдвух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок», и в узком смысле, как «систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных».Проанализировав различные трактовки понятия «взаимодействие», автор работы систематизирует их по смысловому содержанию в табл.1.Таблица1Понятие взаимодействие в трактовках различных авторов

личностный контакт «система взаимно обусловленных индивидуальных действийВ. В. Зацепин, 1996 +

И. Ю. Иванкина, 2005

Н. Е. Яценко

Л. В. Байбородова, 2000

К.А. АбульхановаСлавская, 1980

Р. Л. Кричевской, 2007

Н. И. Шевандрин, 1995

Примечание. «+» означаетприсутствие содержания при определении дефиниции понятия «взаимодействие», предложенного автором.

Таким образом, сопоставление взглядов различных авторов на определение сущности взаимодействия позволяет сделать вывод о том, что взаимодействие характеризуется:

процессом воздействия, формой связии развития (В. В. Зацепин,Н. Е. Яценко Л. В. Байбородова);

координацией (И. Ю. Иванкина);

единицей и признаком деятельности (К.А. АбульхановаСлавская,Р. Л. Кричевской);

личностным контактом (Н. И. Шевандрин).Необходимо добавить, взаимодействие составляет сложное единство с категорией «общение». Существует тенденция объяснять общение через взаимодействие. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г. М. Андреева. Интерактивная сторонаобщения это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.В исследованиях А. А. Бодалева, определяя категорию взаимодействия как процесс восприятия и понимания человека человеком и разграничивая понятия деятельности и межличностного взаимодействия.

М. И. Лисинарассматривают взаимодействие как характеристику общения.Сторонники третьегонаправления (Г. М.Андреева, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Обозов) считают, что общение непосредственно обеспечивает взаимодействие.Рассматривая отношения взаимодействия и общения, Б. Ф. Ломов утверждает, что общение выступает как специфическая форма взаимодействия сдругими людьми, как взаимодействие субъектов.С точки зрения Н. Н. Обозова общение специфическая форма взаимодействия, готовность к взаимодействию может реализоваться в поведении субъектов в условиях общения, совместной деятельности.В концепции Г. М. Андреевойвыделяются три взаимосвязанные стороны общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности.Перцептивная сторона через восприятие и оценку людьми социальных объектов (другихлюдей, самих себя, групп, других социальных общностей).Интерактивная сторона представляет собой взаимодействие людей друг с другом (и воздействие) в процессе межличностных отношений.Отличительной особенностью взаимодействия, по мнению Г. М. Андреевой, служит тот факт, что в ходе организации совместной деятельности для ее участников чрезвычайно важно обменяться не только информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность .Таким образом, существуют различные точки зрения на соотношение общения и взаимодействия: одни ученые рассматривают взаимодействие как составную часть общения (А. В. Петровский и М. Т. Ярошевский), другие раскрывают общение через процесс взаимодействия, считая взаимодействие более широким понятием, чем общение (А. А. Бодалев).На наш взгляд, это связано с тем, что оба понятия в зависимости от контекста рассмотрения могут раскрываться поразному. Общение не только удовлетворяет потребности человека в контактах с другими людьми оно, как и взаимодействие, порождается потребностями в совместной деятельности.Мы разделяем позицию А. А. Леонтьева, согласно которой взаимодействие людей в обществе невозможно без общения, но общение может быть непосредственно включенным в деятельность, оно может ее регулировать, аможет являться только предпосылкой взаимодействия. Иными словами, взаимодействие как предметная деятельность входит в структуру общения.М. И. Рожков и Л. В. Байбородова выделяют типы взаимодействий: по наличию или отсутствию цели деятельности, по степениуправляемости; по типу взаимосвязи; по содержанию деятельности (учебное, трудовое, эстетическое) .К. А. АбульхановаСлавскаявыделяет социально психологические типы взаимодействия:

сотрудничество: оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности;

противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого;

уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного взаимодействия;

однонаправленное содействие, когда один из участников совместной деятельности способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним;

однонаправленноепротиводействие, т.е. один из партнеров, препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником;

контрастное взаимодействие: один из участников старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме);

компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия. Коротаева Е. В.выделила виды взаимодействия: деструктивное, рефлективное, реструктивное и конструктивное.Деструктивный (разрушающий) вид взаимодействия: искажает форму и содержание образования.Реструктивный (ограничивающий) вид взаимодействия: осуществляется посредством строгого контроля за развитием отдельных качеств.Реструктивный (поддерживающий) вид взаимодействия: обеспечивает решение тактических, ближайших задач, необходимых для сохранения целостности личности. Конструктивный (развивающий) вид взаимодействия: обеспечивает целостность, субстанциальную связь.Согласно Л. В. Байбородовойсоциальное взаимодействие рассмотрено на трех уровнях:oК макроуровню отнесены все взаимосвязи человека сокружающиммиром.oМезоуровень ограничен только тем взаимодействием человекили группы людей, которое приводит к общественно значимому результату.oМикроуровень социального взаимодействия охарактеризован как взаимосвязь между людьми в процессе совместной деятельности и общения.М. Вебер, П. Сорокин определяют структуру взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения.Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Важно заметить, показателями эффективности развития взаимодействия: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние.Показатели эффективности развития взаимодействия представлены втабл.2.

Таблица2Показатели эффективности развития взаимодействия

Показатели Значение ВзаимопознаниеОбъективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять.ВзаимопониманиеПонимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач.ВзаимоотношениеПроявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга.Взаимные действияОсуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности.ВзаимовлияниеСпособность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения.

Таким образом, о показателях эффективности развития взаимодействияможно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.Необходимо отметить,что конструктивным (рациональным, продуктивным) взаимодействие становится в том случае, если оно целенаправленно, построено на основе сотрудничества участников и представляет собой совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей.При разработке содержательной характеристики понятия «конструктивное взаимодействие» мы опирались на описание «Состояния Взрослый», конструктивных жизненных сценариев в концепции трансактного анализа (Э. Берн), «конструктивного мышления» Л. М. Рудиной, эффективность установления отношений в практике социальной работы (А. Пинкус и А. Минахан), конструктивное разрешение педагогических конфликтов (В. Ю. Питюков), конструктивные и неконструктивные стратегии поведения человека в трудной жизненной ситуации (Е. В. Алексеева).В рамках концепции трансактного анализа характеристике «конструктивный» соответствует «Состояние «Взрослый». Э. Берн отмечает, «Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Подход гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), указывает Л. А. Петровская, отличается характеристикой человеческой природы как изначально позитивной, лишённой деструктивных тенденций. К. Роджерса «отличает вера в человека, которогоон рассматривает как по сути своей конструктивного, кооперативного и т.д.». Согласно теории учебной деятельности, В. В. Давыдов, отмечает, «технологизация образования» накапливает сегодня «технологические регуляторы», «инструменты интеллектуальной деятельности» для конструктивных взаимодействий, актуализирующихся в образовании.Проблема конструктивного мышления разрабатывается в психологииделового взаимодействия, при анализе проблем принятия решения (Д.Херадствейт, У. Навесен, Д. Халперн, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон).Ф. Ш. Терегуловотмечает, конструктивное взаимодействие как результат и процесс, который основан на высокоразвитой способности «конструирования (моделирования).В психологическом и психологопедагогическом, аспектеконструктивное взаимодействие оптимальная деятельность психологически совместимых субъектов или необходимый для общения дисбаланс (асимметрия) субъектов; психотерапевтическая ситуация доверительного общения; развивающий, здоровьесберегающий тип взаимодействия индивида с другими людьми, характеризующийся: открытостью, миролюбием, коммуникативной активностью, доминантной направленностью сознания на формирование интерсоциальных качеств.Способность человека к конструктивному взаимодействию, как и к другим разновидностям социального взаимодействия, формируется в течение всей его жизни .Е. В. Алексеева, анализируя многообразие поведения человека в трудной жизненной ситуации, выделяет конструктивные и неконструктивные стратегии. Согласно С.И. Ериной конструктивное взаимодействие проявляется в личностной сфере: интеллектуальной, эмоциональной, волевой.Изучив проявление конструктивного взаимодействия в личностных сферах, автор работы систематизирует их в табл.3.Таблица 3

Анализ проявления конструктивного взаимодействия вличностных сферах

Личностные сферыСодержание Интеллектуальная сферапозволяет человеку продумать цель, задачи взаимодействия, его конечный результат, выбрать необходимые способы вступления в контакт.Эмоциональная сферапозволяет эмоционально окрасить взаимодействие в зависимости от ситуации: сделать его радостным, спокойным, вызывающим эмоции сочувствия, сопереживания.Волевая сферапозволяет человеку управлять своим поведением, совершать над собой волевые усилия, выдержать неприятный для себя разговор, проявить сдержанность. Наличие коммуникативных способностей позволяет быть приятным и востребованным в общении, позволяет ему легко и свободно вступать в контакт.

Таким образом, анализ проявления конструктивного взаимодействия в личностныхсферах показал, что интеллектуальная сфера включает: цель, задачи, результат, способы;эмоциональная сфера: спокойствие, сочувствие, сопереживание; волевая сфера: управление своим поведением и волевые усилия. Конструктивное взаимодействие, характеризуетсяс одной стороны, продуктивностью и результативностью совместной деятельности, а с другой эмоциональной удовлетворенностью процессом и результатом субъектов взаимодействия. Конструктивное взаимодействие формируется в разнообразных по составу участников, содержанию, организации и эмоциональной насыщенности ситуациях взаимодействия.Значит, конструктивное взаимодействие это целенаправленная, построенная на гибких установках и взглядах, на понимании индивидуальных особенностей партнера совместная деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату.Необходимо отметить, выделяют признаки конструктивноговзаимодействия: целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированностьконструктивного взаимодействия (рис. 1).

Рис. 1.Признаки конструктивноговзаимодействия(*авторская разработка)

Целенаправленность и мотивированностьсоставление планов выступлений, конспектов, программируя и осуществляя структурирование, обобщение, «расщепление», анализ, синтез, то есть операции логикосмысловой обработки информации и, используя их в деятельности «перекодирование», «свертывание», «упаковку» информации через разработку образовсхем и моделей, реализуют движение от абстрактного к конкретному, от терминов к понятиям и далее к «инвариантам» знания.

Признаки конструктивноговзаимодействияСогласованность и организованностьчеткое распределение функций осуществляется с установкой на взаимную поддержку и взаимообусловленность, на духовный и профессиональный рост каждого и сопровождается возрастанием ответственностей в любой из позицийролей.Целостность и структурированность

личность «самоопределяется», определяет ролипозиции каждого участника и постепенно втягивает в деятельность всех без исключения членов группы; используется рефлексия по содержанию предмета, процессу коммуникации, эмоциональному состоянию.

Как видно из рис. 6, выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность иорганизованность, целостность и структурированность, каждый из которых имеет свою характеристику.Конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития:1) этап осознание цели такого взаимодействия;2) этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана (собственное взаимодействие);3)этап анализа и проверки результативности организации этоговзаимодействия.Кроме того, конструктивное взаимодействие успешно осуществляться при наличии готовностик ее выполнению.По В. В. Серикову, «готовность к труду» базируется на определении структуры и функций деятельности, овладеть которой намерен субъект. Психологическая готовность есть установка личности на то, чтобы действовать определенным образом, она помогает человеку правильно использовать свои знания, опыт, личностные качества, сохранять самоконтроль и перестраивать деятельность при появлении непредвиденных препятствий .Состояние психологопедагогической готовностиимеет сложную динамическую структуру и включает компоненты: мотивационный (ответственность за выполнение задач, чувство долга); ориентационный (знания и представления об особенностях и условиях деятельности, ее требованиях к личности педагога); операционный (владение знаниями, способами и приемами проектирования и осуществления деятельности); волевой (самомобилизация, умение управлять действиями); оценочный (самооценка и оценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальным образом) результата.В психологопедагогических исследованиях отмечают большое влияние структурных компонентов конструктивного взаимодействия, выделяя когнитивноличностный, эмоциональноповеденческий, организационнодеятельностный компоненты (М. Т. Громова, А. К. Маркова); конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический компоненты (A. A. Деркач,И. А. Зимняя, В. А. Сластенин) .На основе изученного теоретического материала мы выделили следующие структурные компоненты конструктивного взаимодействия: когнитивнокоммуникативный, ценностномотивационный, рефлексивный,деятельностный.Для исследования структурно –содержательной характеристики конструктивного взаимодействия автором выделяются следующие показатели компонентов, представленные в табл.4.Таблица4Структура конструктивного взаимодействия

КомпонентыПоказателиКогнитивнокоммуникативный

Знание форм, видов, средств и способов коммуникации; умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать,анализировать, организовывать и поддерживать диалог, коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативностьЗнание основ конструктивного взаимодействияЦенностномотивационныйЦенностные установки личностиСтратегия психическойзащиты в общении (основано наопыте взаимодействия)Рефлексивный Способность к самоанализу, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другогоДеятельностныйСовместная деятельность,Согласованность и координация действий,Организационные умения: ориентировочные и визуальнопрезентативные, информационноаналитические и прогностические, креативные и полемические,организаторские.Таким образом, структурными компонентами конструктивного взаимодействия являются: когнитивнокоммуникативный проявляется в сложившихся представлениях о человеке, сущности, характере, структуре конструктивного взаимодействия.Ценностномотивационный компонентвключает мотивацию, личностные свойства, сознание, обусловлен направленностью личности (гуманистической мотивы общения; «самоактуализирующей» мотивы самореализации и достижений; профессионально педагогической потребность воспитывать, развивать других людей).Рефлексивный способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации.Деятельностный умениястроить, организовывать, поддерживать и развивать конструктивное общение и совместную деятельность с кем –либо.Следовательно, данные компоненты взаимосвязаны, и их сформированность определяет успешностьконструктивного взаимодействия .Таким образом, можно констатировать, что в психолого педагогической литературе, несмотря на наличие предпосылок к дифференциации исследуемого феномена конструктивного взаимодействия, на сегодняшний день не существует точных определений, выражающихся в количественных и качественных характеристиках показателей компонентов конструктивного взаимодействия.Анализ структурно –содержательно характеристики конструктивного взаимодействия позволил сделать следующие выводы:конструктивное взаимодействие проявляется в личностных сферах: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, психической;

конструктивное взаимодействие совместная деятельность направлена на понимание индивидуальных особенностей партнера заинтересованных друг в друге личностей; стремящихся к самосовершенствованию, самоактуализации, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социальнозначимому результату;

выделено три признака конструктивного взаимодействия:целенаправленность и мотивированность, согласованность и организованность, целостность и структурированность;

конструктивное взаимодействие проходит три этапа развития: этап осознание цели; этап теоретического решения задачи вступления во взаимодействие и разработки его плана; этап анализа и проверки результативности организации этого взаимодействия;

наименее разработанным в психологической науке является вопрос о структуре конструктивного взаимодействия и его содержательной наполненности компонентов;считаем правомерным выделение в структуре конструктивного взаимодействия четырех компонентов и их показателей: когнитивнокоммуникативный компонент коммуникативные умения и навыки (коммуникативноорганизационные способности, познавательная активность, самостоятельность, инициативность); ценностномотивационный компонентпредставление о ценностях и мотивах (ценностные установки личности); аффективно –волевой (стратегия психическойзащиты в общении); рефлексивный компонент способность к самоанализу для достижения положительного конструктивного взаимодействия, самооценка, потребность в саморазвитии, самоактуализации, проявление эмпатии, взаимопонимание, взаимоподдержка, учет мнения другого); деятельностный компонент–поведенческий (совместная деятельность, согласованность и координация действий, совместное планирование, анализ результатов деятельности, осознание ее цели и личностного смысла, контроль и оценка своих собственных действий).

Ссылки на источники1.Атватер И. Я вас слушаю (Пер. с англ.) М.: Прогресс, 19842.Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) М.: НПО "Прагма", 1993.3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. / Пер.с анг./ Изд.: Промед. С.992.4.БодалевА.А., Криволан Л.И. О воздействии стиля общения педагога с учащимся на их эмоциональный опыт. // Проблемы общения и воспитания.Тарту, 1974.,ч.15.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М.: Черо, 1999г.Лекции педагогапсихолога «Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина» «Эффективное взаимодействие педагога с родителями» Толченицыной И.В.6.Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия сдетьми и подростками М.:Генезис, 20007.Кривцова С.В. Учитель и проблемы дисциплины М.: Генезис, 20008.ПетровскийВ.А. и др. Личносторазвивающее взаимодействие. РостовнаДону, 1993.9.ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологииМ.,1998.10.Рахматшаева В.А. Грамматика общения. М.: Семья и школа, 1995.11.СериковВ.В. Личностно -ориентированное образование / В.В.Сериков// Педагогика. 1994. № 5. с. 1 16.12.ХарашА.У. «Другой» и его функции в развитии «Я». //Общение и развитие психики. Сб. науч. тр./Под ред. А.А.Бодалева, Г.А. Ковалева. М., 198613.ЯценкоН.Е. Толковыйсловарь обществоведческих терминов. СПб., 1999.528с.

Educational psychologist of MKOU "Lyceum No. 1" Kurgan region city of ShadrinskGraduate student of chair of psychology of development and pedagogical psychology of faculty of correctional pedagogics and psychology of Shadrinsk state teacher training [email protected] article examines the theoretical part of the problem of constructive cooperation. The constructive cooperation manifested in personal areas: intellectual, emotional, volitional, mental. Three characteristic of constructive interaction: the focus and motivation, consistency and discipline, integrity and structured manner. Constructive interaction goes through three stages of development: a sense of purpose; theoretical solution of the tasks of entry into cooperation and development plan; analysis and review of the effectiveness of the organization of this interaction. Allocated in the structure of constructive interaction of four components and their indicators: cognitive and communicative component communicative skills; valuemotivational component understanding of values and motives; affective volitional; reflexive component ability to introspect, to achieve a positive constructive interaction; an active component is behavioral.Key words:design, interaction, interaction types, interaction indicators, constructive interaction, manifestations of constructive interaction, structure of constructive interaction.

Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на «ты», сказать: «А вот это не твоего собачьего ума дело», — и ваш партнер смягчится, как ошпаренный.

М. Жванецкий

Следует отметить, что практика взаимодействия в противоречивых ситуациях - соревнованиях, конфликтах, спорах, диспутах - сформировала и конструктивные традиции деятельности. Именно так, например, возникает специфический принцип «негативного сотрудничества»: «Агонистический принцип - это принцип борьбы при соблюдении определенных норм и правил, принцип честного соревнования, достойного ведения дискуссий, диалогического спора, предполагающего уважение к оппоненту. Соблюдение этого принципа предполагает спор, но не личную ссору, борьбу по правилам, но не
грубую агрессивность, соревнование, но не бесстыдную конкуренцию, уважение человеческого достоинства оппонента или противостоящей коалиции и отрицание всякого антигуманизма в диалогическом взаимодействии» (Буш, 1985, с. 261-262).

Однако, как уже отмечалось, приемы конструктивного взаимодействия в конфликте менее очевидны, сколь бы парадоксальным это ни казалось.

Традиции классиков в этой области - Аристотеля, Шопенгауэра, Повар- нина - продолжены современными исследователями. В качестве примера фундаментальных исследований в этой области можно привести работы Ф. ван Еемерена и Р. Гроотендорста. Согласно их точке зрения, «каждый речевой акт имеет своей целью коммуникативный эффект, предполагающий понимание сказанного со стороны слушающего, и интеракциональный эффект, достижение которого означает, что слушающий примет речевой акт или определенным образом отреагирует на него»; тем самым «каждый речевой акт накладывает на человека, который его совершил, определенные обязательства» (ван Еемерен, Гроотендорст, 1992, с. 29). «Общий принцип коммуникации», обеспечивающий, по мнению авторов, всю вербальную коммуникацию, звучит следующим образом:

Будь ясным, честным, эффективным и точным», что подразумевает соблюдение следующих принципов: 1) «Не совершай непонятных речевых актов»; 2) «Не совершай неискренних речевых актов»; 3) «Не совершай избыточных речевых актов»; 4) «Не совершай бессмысленных речевых актов»; 5) «Не совершай речевых актов, которые не связаны соответствующим образом с предшествующими речевыми актами» (там же, с. 50-53).

Кроме того, из этих общих постулатов авторы выводят конкретные правила аргументативной дискуссии, являющейся, по их мнению, речевой коммуникацией, цель которой - содействовать разрешению спора, или конфликта во мнениях. Всего авторами сформулировано 10 правил дискуссии, а также описаны типичные ошибки, возникающие в связи с их нарушениями.

Одно из наиболее известных описаний приемов взаимодействия - это правила ведения конструктивного спора по С. Кратохвилу (табл. 8.3 и 8.4), включающие описания позитивных и деструктивных приемов вербальной коммуникации в конфликтной ситуации.

Наиболее распространенными приемами ведения обсуждения и предъявления своей позиции являются приемы аргументации и контраргументации. К техникам аргументации обычно относят предъявление аргументов, развертывание аргументов и метод положительных ответов, а к техникам контраргументации - «перелицовку» аргументов партнера, их расчленение и встречное развертывание аргументации. Например, метод положительных ответов предполагает постановку конкретных вопросов, с помощью которых по каждому отдельному пункту достигается согласие оппонента и тем самым оба партнера постепенно приходят к одному выводу; метод перелицовки направлен на подведение партнера к противоположным выводам с помощью постепенного прослеживания решения проблемы вместе с ним; метод расчленения предполагает конкретизацию и разделение аргументов партнера с их последующей проработкой и т.

д. (Дерманова, Сидоренко, 1996).

Таблица 8.3. Конструктивный спор по Кратохвилу. Стиль спора

(цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 210)

+
1. Конкретность В споре имеется предмет, нападение или защита сводится к конкретному поведению «здесь и сейчас» Обобщение: поведение называется «типичным», ссылка на события прошедшие или не имеющие отношения к делу
2. Вовлеченность Обе увлечены, наносят и получают сильные «удары» Один из участников не задействован, находится в стороне от спора, оскорбляется, прекращает спор преждевременно и т. д.
3. Коммуникация Ясная, открытая, каждый говорит за себя, думает то, что говорит. Его можно понять и ответить ему. Хорошая «обратная связь» Слишком частое повторение своих доводов и невнимание к доводам другого. Скрытые признаки непонимания, намеки, неясности, «шум»
4. «Честная игра» Не допускаются «удары ниже пояса» и принимается во внимание, сколько может вынести партнер Аргументы не относятся к предмету спора, но нацелены в чувствительное место
Таблица 8.4. Конструктивный спор по Кратохвилу. Результат спора (цит. по: Психотерапевтическая энциклопедия, с. 211)
+
1. Информативность Что-то узнал или получил, научился чему-то новому Не узнал ничего нового
2. Отреагирова- ние Исчезла напряженность, уменьшилось озлобление, выяснены претензии Напряжение не исчезло, а осталось или усилилось
3. Сближение Спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров. Есть ощущение, что это их касается, что так и должно быть. Сохраняют свое достоинство Партнеры более отдалены, чем прежде. Ощущение, что они не поняты или сильно обижены
4. Улучшение Устранение проблемы, разрешение ситуации, оправдания, извинения, планы на будущее Ничего не решено, участник не старается ничего исправить или оставляет это другому и не хочет его простить

В эффективной реализации конфронтации Сидоренко различает следующие стадии: сообщение о своих чувствах, вызванных действиями партнера; усиление послания (в случае неэффективности первой попытки); выражение пожелания или просьбы; назначение санкций; реализация санкций (Сидоренко, 1997).

Психологическое противостояние, помимо конфронтации, контраргументации, конструктивной критики, включает в себя приемы «психологической самообороны» и др. К техникам психологической самозащиты автор относит «технику бесконечного уточнения», «технику внешнего согласия» и «технику испорченной пластинки», когда участник общения в ответ на не устраивающие его действия партнера задает уточняющие вопросы, соглашается, не меняя своей позиции, повторяет одно и то же и т. д. (Сидоренко, 1995, с. 95-101).

К приемам конструктивного взаимодействия в конфликте мы вернемся при обсуждении проблем их разрешения.

Умения конструктивно взаимодействовать с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе необходимы каждому. Эти умения составляют основу жизненного успеха. Некоммуникабельный, угрюмый человек будет испытывать затруднения в общении: ему сложно устанавливать контакты с другими людьми, добиваться успехов в своей деятельности.

Владение искусством общения, знание психологических особенностей взаимодействия, умение применять конструктивные взаимодействия в процессе общения важны для полноценного развития личности.

Вряд ли кто-то будет возражать против того, что развитие психики и личностных качеств ребенка определяется взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между личностью и ее ближайшим окружением. Ребенок сначала развивается как эмоционирующая личность, а после снижения остроты психоэмоциональных переживаний начинают ярко проявляться поведенческие аспекты. Неумение взрослых понять и направить в нужное русло эмоции детей ведет к грубейшим ошибкам в воспитании школьников и, более того, отрицательно влияет на формирование "Я-концепции" подрастающего человека.

С целью определить влияние конструктивных взаимодействий на формирование коммуникативной компетентности мы обозначим взаимосвязь категорий "общение и взаимодействие". Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку совместной стратегии взаимодействия, "восприятие и понимание другого человека" и как осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленной на значительное изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

В педагогической сфере взаимодействия носят двойственный характер. Традиционная педагогика признает ведущую роль учителя в образовательном процессе и, соответственно, такие формы взаимодействия как наставничество, внушение, влияние, убеждение (со стороны учителя) и подражание, содействие, бездействие или противодействие — со стороны школьника.

В связи с гуманизацией образования наметились тенденции к изменению характера взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимися. Взаимодействие понимается как относительно равное участие взрослых и детей в совместной деятельности. Основы именно этого типа взаимодействия состоят в том, что другого принимают таким, каков он есть, без кардинальных, в чем-то разрушающих личность, воздействий на его сознание и поведение. Подчеркнем, что позиция принятия одинаково значима для каждого участника взаимодействия.

Гуманистический подход позволяет принимать ребенка таким, каков он есть и сохранять его уникальное мировосприятие: опираться на положительное в развивающейся личности; не сравнивать ребенка с другими; оценивать не личность ребенка, не его поведение в целом, а только конкретные поступки; исходить из интересов ребенка с учетом перспектив его развития. Общение пронизывает все виды человеческой деятельности.

И учебная деятельность, которая выступает как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте, и общение опираются на взаимодействия.

Выделим следующие виды педагогического взаимодействия (Коротаева Е.В.):
деструктивный (разрушающий) вид педагогического взаимодействия искажает форму и содержание образования, дестабилизирует связи между участниками, элементами педагогической системы;
рестриктивный (ограничивающий) вид педагогического взаимодействия осуществляется через контроль за развитием и формированием отдельных качеств личности без учета целостного подхода к процессу развития личности;
реструктивный (поддерживающий) вид педагогического взаимодействия направлен на решение тактических задач в образовательном процессе, обеспечивающих сохранение достигнутого результата;
конструктивный (развивающий) вид педагогического взаимодействия одновременно обеспечивает целостность развития личности и создает условия для ее дальнейшего всестороннего развития и оптимальной адаптации к социуму.

Таким образом общение и взаимодействие составляют сложное диалектическое единство. Мы предполагаем, что использование конструктивных взаимодействий в учебно-воспитательном процессе регулирует познавательную активность младших школьников и позволяет формировать у ребенка способность эмоционально предвосхищать ситуацию взаимодействия, тем самым подготавливая его к самостоятельной деятельности в условиях неуспеха. Одной из основных задач конструктивных взаимодействий является обучение и самообучение адекватным способам общения и поведения, а также закрепление и последующее развитие механизмов личностно-смысловой регуляции. Конструктивные взаимодействия — это процесс и результат совместной деятельности людей, в которую включен каждый участник деятельности. Деятельность, соответственно, сама развивает и расширяет сферу знаний умений и навыков каждого, и одновременно формирует ценностное отношение ко всем участникам деятельности и к самому процессу деятельности непосредственно.

В третьих и четвертых классах одной из школ г.Екатеринбурга мы внедряем программу развития коммуникативной компетентности учащихся с опорой на конструктивные взаимодействия в системе педагог-группа, педагог-ребенок, ребенок-ребенок, ребенок-группа. На занятиях учащиеся получают знания о том как общаться, упражняются в применении адекватных способов поведения, овладевают навыками конструктивных взаимодействий как в ситуации успеха, так и неудачи. В результате каждый школьник научается личной саморегуляции, которая, как основной фактор деятельности, связана с осознанием и претворением в жизнь ценностного отношения и к другим людям, и к процессу деятельности.

В дальнейшем мы планируем исследовать возможность внедрения конструктивных взаимодействий в практику целенаправленного развития ценностных отношений к сверстникам у первоклассников параллельно с развитием коммуникативной компетентности.

Литература:

  • Белкин А.С. Педагогика детства-Екатеринбург: "Сократ", 1995-152с.
  • Бодалев А.А.Личность и общение-М.: Международная педагогическая академия, 1995-328с.
  • Коротаева Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействия. Екатеринбург, 2000-132с.
  • Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы.-М.: Тривола, 1995.-360с.
  • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.-СПб.: Питер, 1999.

Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.

Что это такое?

Конструктивное общение - это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное - слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.

Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.

Что мешает конструктивному общению?

Конструктивное общение - это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:

  • Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
  • Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку "ты должен...", вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
  • Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
  • Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. "Ты боишься", "ты ревнуешь" и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
  • Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
  • Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
  • Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
  • Приказной тон. "Сделай", "принеси", "скажи" и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.

Что еще препятствует конструктивному общению?

Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:

  • Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
  • Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
  • Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.

Барьеры в общении

Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:

  • Барьер избегания - уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
  • Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
  • Фонетический барьер - это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
  • Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
  • Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.

Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?

Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:

  • Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение - спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
  • Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
  • Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.

Основные условия конструктивного общения

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:

  • Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
  • Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
  • Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, - это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.

Техника конструктивного общения: 8 правил

Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:

Техники слушания

Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:

  • Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
  • Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
  • Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.

Техника эмпатического слушания

Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:

  • Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
  • Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
  • После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как "неловкое молчание" и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
  • Эмпатическое слушание - это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.

Как обучить ребенка конструктивному общению

Общение с ребенком - это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:

  • Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
  • Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
  • Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.

Правила конструктивного общения с детьми

По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:

  • Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
  • Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
  • Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
  • Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
  • Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
  • Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.

Заключение

Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.

Хребина С.В.

ORCID: 0000-0002-1825-0097, Доктор психологических наук, профессор, Пятигорский государственный университет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрываются психологические особенности моделирования конструктивного взаимодействия в высших учебных заведениях. Определяются факторы, способствующие организации конструктивного взаимодействия: позитивные отношения субъектов образовательного процесса, личность преподавателя, взаимообу­словленность и сочетание всех сторон профессионального педагогического общения. Обосновываются составляющие компоненты модели организации конструктивного взаимодействия, как педагогов, так и студентов. Среди них особую значимость приобретает специально конструируемая психолого-развивающая ситуация направленная на формирование самосознания. самооценки, саморазвития личности. Предложена и описана структура, содержание и этапы реализации модели конструктивного взаимодействия в системе вуза.

Ключевые слова: взаимодействие, развитие личности, межличностные отношения, психология субъектов образования высшей школы.

Khrebina S.V.

1 ORCID: 0000-0002-1825-0097, PhD in Psychology, Pyatigorsk State University

PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO MODELING CONSTRUCTIVE INTERACTION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Abstract

The article reveals the psychological characteristics of modeling constructive cooperation in higher education. Identifies factors contributing to the organization of constructive engagement: the positive attitude of educational process, personality of the teacher, the interdependence and the combination of all sides of a professional pedagogical communication. Settle constituent components of the model of organization of constructive engagement as teachers and students. Among them, a special significance is the specially the constructed psycho-developing situation aimed at creating self-awareness, self-esteem, self-identity. Proposition wife and describes the structure, content, and implementation phases of the model of constructive cooperation in the university system.

Keywords: interaction, personal development, interpersonal relationships, psychology of subjects’ education of high school.

В современной образовательной практике высшего образования в настоящее время наблюдается консерватизм профессионального мышления многих педагогов, что затрудняет внедрение новых идей и технологий в образовательный процесс учреждений. Необходимо создать инновационное образовательное пространство, где личность сможет реализовать значимость собственного “Я” и обрести осознание значимости других людей. Однако объективность личности не является спонтанным новообразованием, она имеет пространство своего предбытия как в субъектах, осуществляющих образовательный процесс, так и в предметно-развивающей среде .

В педагогической деятельности в плоскости совместного творческого взаимодействия находятся различные участники этого процесса, именуе­мые, как «субъекты» и «объекты» деятельности. Их объединяют отношения взаимоадаптации, взаимодействия и персонализации. Специализированное обучение профессиональным знаниям, умениям и навыкам должно происходить релевантно типу личностного профиля сту­дента с тем, чтобы вооружить его средствами и технологией личностных влияний. Более того, обучение педагогическому воздействию через меха­низмы личностных влияний требуется осуществлять не вообще, а примени­тельно к конкретным условиям и ситуациям, при совершенно определен­ных проявлениях и симптомах, наблюдаемых у учащихся, подчиняя весь арсенал усвоенных умений и навыков главной цели – развитию личности ученика .

Исследуя проблему конструктивного личностно-развивающего взаимо­действия важно выделить главные аспекты этой проблемы. Личность человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Если черты индивидуальности не представлены в системе личностно-развивающего взаимодей­ствия, они оказываются несущественными, т.к. не получают условия для развития.

Исследования, проведенные В.А. Кан-Каликом и его сотрудниками, позволили выделить определенные требования к организации системы взаимодействия между студентами и преподавателями. Их особенно­стями являются взаимодействие факторов ведомости и факторов сотрудничества; реализация в ходе взаимоотношений и передача студентам ощущений их профессиональной общности с педагогами; построение системы общения, сориентированной на взрослого че­ловека с высоким самосознанием, самооценкой; включение студентов в вузовские научно-организованные формы
работы; участие профессорско-преподавательского коллектива в реализации студенческого досуга .

Учет этих особенностей обеспечит плодотворный творческий процесс воспитания и обучения, изменит принципы взаимодействия преподавателей и студентов, в направление сотрудничества, позволит стимулировать факт значимости личности студента как носителя научных и общественных цен­ностей. Значимость социально-психологических аспектов в организации конструктивного взаимодействия определяется личностью преподавателя.

Анализируя психологические аспекты конструктивного взаимодейст­вия между преподавателями и студентами, мы предполагаем, что оно разви­вает и совершенствует в структуре личности взаимодействующих сторон объективно ценные свойства, соответствующим образом развивая и совер­шенствуя способы профессиональной деятельности преподавателя и формы общения со студентами. Подобные позитивные отношения обусловлены следующими факторами: социальным равенством сторон взаимодействия; социальной значимостью удовлетворяемых преподавателем потреб­ностей студентов; личной значимостью удовлетворяемых преподавателем потребно­стей студентов. Превращение социальных потребностей в личные, приоб­ретение ими личностного смысла является важней­шим условием деятельности преподавателя .

Роль преподавателя вуза в создании условий для творческого развития личности студента в процессе конструктивного личностно-развивающего взаимодействия является основополагающей. Это обусловливает повышенные требования к ней, ко­торые продиктованы современной ситуацией социокультурного развития, при которой большую личностную значимость имеет потребность препода­вателя в самоутверждении, в повышении самооценки.

Внедряемые в настоящее время педагогические стратегии основаны на субъектной позиции участников образовательного процесса: и преподавателей, и в равной степени студентов. Успешность конструктивного личностно-развивающего взаимодействия в высших учебных заведениях, зависит от уровня сформированности необходимых умений и навыков у преподава­тельского состава. Пре­подаватель, способный к моделированию конструктивного взаимодействия, обладающий совокупностью психологических, пси­хофизиологических и профессиональных особенностей, необходимых для профессиональной деятельности, обеспечит высокую профессиональную эффективность в процессе обучения. Педагог, транслируя образцы своей субъектности учащимся, продолжает себя в них. Таким образом, на первый план в процессе моделирования конструктивного взаимодействия в высшей школе выступает развитие личности преподавателя.

Конструктивное взаимодействие подразумевает, что во гла­ве образовательного процесса стоит личность преподавателя высшего учебного заведения, наделенная определенными качествами, свойствами личности, профессиональными знаниями, культурой, системой поведения. Так, межличностное и межколлективное взаимодействие должно строиться на основе сформированного самосознания преподавателя и с учетом познания им психологической структуры личности студентов и студенческого коллектива в целом.

Исследования, проводимые под руково­дством А.А. Бодалева показали, что оценки и самооценки большинства сту­дентов не совпадают, находясь в явном противоречии друг с другом, что мешает правильному установлению взаимоотношений. Характеристики личностные и заочно данные товарищами также не соотносятся друг с дру­гом, т.е. существует неадекватная самооценка, как с завышенной, так и с за­ниженной стороны. Следовательно, необходима коррекционно-развивающая работа, направленная на установление правильных взаимоотношений и изучение лич­ности студентов для сближения параметров оценки и самооценки.

Представляется, что моделирование конструктивного взаимодействия ме­жду студентами и преподавателями предполагает качественную взаимообу­словленность и сочетание всех сторон профессионального педагогического общения. При моделировании конструктивного взаимодействия коммуника­тивные, интерактивные и перцептивные стороны профессионального об­щения выступают важнейшими факторами, обеспечивающими личностное развитие студентов, и являются показателями (качественной стороной) та­кого взаимодействия. Таким образом, организация межличностного общения и коммуникативная культура преподавателей высших учебных заведений качественно влияет на процесс конструктивного взаимодействия.

Психолого-педагогические механизмы формирования личности в про­цессе конструктивного взаимодействия осуществляются на основе приме­нения педагогических технологий, ориентированных на развитие творче­ского начала личности, учитывающих ее индивидуально-психологические характеристики. Процессы межлично­стного взаимодействия могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия. То есть, реальное существо­вание личности обнаруживается в совокупности этих предметных отноше­ний, которые опосредованы совместной деятельностью.

Анализ системных исследований последних лет доказал тезис о том, что если студентов и преподавателей объединяет совместный поиск, проблемное обучение превращается в творческое сотрудничество. Эти взаимо­отношения следует модифицировать по сравнению со школьными и, в из­вестной мере, «снимать» возрастной барьер, мешающий совместной дея­тельности. Во взаимоотношениях фактор ведомости заменяется фактором сотрудничества или сочетается с ним. Без изменения данного принципа взаимодействия преподавателя и студента процесс вузовского образования затрудняется. Отсюда, одной из важных задач является раскрытие творческого по­тенциала личности взаимодействующих сторон с целью их дальнейшего самосовершенствования.

Единицей психологического сопровождения процесса конструктивного взаимодействия может выступать конструируемая психолого-развивающая ситуация направленная на формирование самосознания личности, как педагогов, так и студентов с ее составляющими компонентами: самопознание, самооценка, саморазвитие.

Организация конструктивного взаимодействия в системе высшей школы определяется целями формирования её компонентов. Так, основной целью первого этапа является формирование социально-психологических качеств личности необходимых для эффективной реализации процесса конструктивного взаимодействия в системе «преподаватель-студент». Данный процесс следует рассматривать как организованную деятельность, носящую поэтапный систематический характер, предполагающая: оптимизацию мотивационно-смысловой сферы и взаимосвязанных с ней характеристик личности; формирование системы знаний о себе на оценочно-эмоциональном уровне; развитие коммуникативной компетентности; повышение активности личностно-профессионального потенциала субъектов в ходе выполняемой совместной деятельности преподавателей и студентов.

Реализация подходов конструктивного взаимодействия в высшей школе позволит студентам: усвоить эффективные стратегии и тактики общения и взаимодействия с другими людьми; определить оптимальные способы репрезентации личности в профессиональное сообщество; освоить техники психологической защиты и психологической поддержки; создать в процессе обучения адекватный образ мира; сформировать способности определять перспективные линии личностного и профессионального развития.

Литература

  1. Котова И. Б., Шиянов Е.Н. Философско - гуманистические основания педагогики. – Ростов – Р/Д., 1997. С. 94.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 286.
  3. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. С. 55.
  4. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1998. С. 249.

References

  1. Kotova I. B., Shijanov E.N. Filosofsko - gumanisticheskie osnovanija pedagogiki. – Rostov – R/D., 1997. S. 94.
  2. Leont’ev A. N. Dejatel’nost’. Soznanie. Lichnost’. M., 1977. S. 286.
  3. Petrovskij V.A., Kalinenko V.K., Kotova I.B. Lichnostno-razvivajushhee vzaimodejstvie. Rostov n/D, 1995. S. 55.
  4. Rogov E.I. Uchitel’ kak obekt psihologicheskogo issledovanija. M., 1998. S. 249.
Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...