Консультация на тему: Математическая подготовка ребенка к школе. Консультация для родителей


Кудрявцева Оксана Игоревна,студентИнститута Педагогики и Психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров[email protected]

Особенности математической готовности детей к школе

Аннотация.Статья посвящена вопросу математической готовности детей к школе. Определены и проанализированы компоненты как общей, так и специальной (математической) готовности детей к школе. На основе эмпирического исследованияпо выявлению особенностей математической готовности детей к школесоставлены рекомендации родителям и педагогам поповышениюуровня знаний, умений и навыков в области математики.Ключевые слова:математическая готовность, общая готовностьдетей к школе.

Общая готовностьдетей к школе предусматриваетспецифическуюорганизацию педагогической работы. Такая организация создает условия,способствующие повышениюуровняобщего развития детей старшего дошкольного возраста. Кроме общего развития, работа детского дошкольного общеобразовательного учреждениятакжепредполагаетспециальную подготовку детей к изучениюучебных предметов в начальной школе.

В данной статье обратим внимание на математическую готовность, так как в XXIвекепроблема обучения математике приобретает все большую значимость. Математика является сложной наукой, которая вызывает у детей затруднения в освоении школьной программы по математике. Не исключено, что некоторая часть детей, пришедших в школу,не владеет элементарными математическими представлениями и не имеет склонности к изучению данной науки.Следовательно, от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрастезависит успешность обучения математике в начальной школе.Подытожив вышесказанное,следует сделать вывод о том, чтоодним из главных критериевготовности детей к обучению в школе является математическая готовность.

Прежде чем раскрытьвопрос, касающийся математической готовности, следует принять во внимание краткую характеристику общейготовности детей к школе.Вопросы, связанные с общейготовностьюдетей к школьному обучению,в своих трудахзатронулитакие отечественные и зарубежные авторы, как А. Л. Сюротюк и М. М. Безруких, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, В. С. Мухина, А.В. Запорожец, Л. И. Божович, А. Анастази, И. Шванцар, Ш. А. Амонашвили, Р.С.Буре, А. М. Раевой, Г. Н. Цукермани др.Проанализировав трактовки понятия «готовность к школьному обучению» вышеуказанных авторов, следуетрассматривать еёкак общую развитость личности, котораяблагоприятно осваиваетшкольную программу, систематически включается в процессобучения и обладатьопределенными свойствами и качествами, которыми необходимо овладеть в дошкольном возрасте посредством умственного, психического, эстетического и физического развития.Таким образом, понятие «готовность к школьному обучению»‬целостное образование, которое требует комплексных психологическихи педагогическихисследований.Для того чтобы проводить исследование по выявлению уровня общей готовности к школьному обучению необходимо знать, что в структуреобщей готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Мотивационная готовность.2.Волевая готовность.3.Интеллектуальная готовность.4.Социальнопсихологическая готовность.5.Личностная готовность.

Изучиви проанализировавкомпоненты готовности детей к школе, выдвинутые в работах следующих авторовО. О. Гониной, Н. И. Гуткиной, Г. В. Фадинойидр., можно представить их в таблице 1. Таблица 1Компоненты готовности к обучению в школе

№ Компонент готовностиСущность компонентаОсобенности компонента1МотивационныйМотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию.Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника» (ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний). Если учебная мотивация ребенкане сформирована, то возникают трудности в адаптации его к новым условиям, например, к классному коллективу и учителю. Могут быть следующие проявляющиеся признаки: ребенок недостаточно хорошо воспринимает школьный материал,недостаточная эмоциональнаяустойчивость, апатияи др., что приводит к дезадаптации в классном коллективе. 2ВолевойСпособность ребенка усердно трудиться, выполняя требования учителя, приспособленность к школьному режиму, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью.Завершение основных элементов волевого действияпроисходитк концу дошкольного периода: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. 3ИнтеллектуальныйСпособность будущего школьника к овладению такими мыслительными операциями, как анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация; способность устанавливать в процессе учебной деятельности причинноРазвитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:1.Элементы показатели представление о живой и неживой природе, некоторые социальные явления, систематичность этих представлений.2.Уровень познавательной деятельности: внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь. Предпосылки следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает также определенные знания по окружающему миру и некоторые учебные навыки.для формирования учебной деятельности:умение воспринимать задачи, указание взрослого и самому руководствоваться ею, выполнять правила.3.Элементарные учебные навыки: осуществление звукового анализа слова, чтения, счет и вычисления, подготовленность руки к письму.

4СоциальнопсихологическийПодразумевает формирование у детей коммуникативных качеств,необходимых для общенияс другими детьми, учителями.Включает в себя наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь налаживать контактсо старшими по возрасту людьми сверстниками, выполнятьпросьбы итребования учителя, производить контрольсвоего поведения.5ЛичностныйФормирование у ребенка личностных качеств необходимых для принятия новой социальной позиции.Параметры, необходимые для успешного овладения учебной деятельностью ребенком:1.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.2.Умение детей сознательно подвергатьсвои действия правилу, определяющему способ действия.3.Умение ориентироваться на заданную систему требований.4.Самостоятельно выполнять требуемоезадания по визуально воспринимаемому образцу.

Следовательно, понятие «готовность кшкольному обучению» носит комплексный характер. Если рассматривать каждый компонент в отдельности, то он дает представление только об определенной стороне готовности ребенка к школе.Комплексное использование в исследовании пяти компонентов готовности позволитвоспитателюили психологу вовремя произвести корректирующую работу с будущим первоклассником для успешного перехода его к планомерно организованному обучению.Определив сущность и содержание общей готовности детей к школе, следует перейти к характеристике математической готовности детей к школьному обучению.Вопросами, связанными с математической готовностью детей к школе занималось большое количество ученых, но наиболее важными, на мой взгляд, являются доктор педагогических наук, российский педагогметодист Л. Г. Петерсон и доктор педагогических наук, профессор Н. Б Истомина.Проанализировав трактовки понятия «математическаяготовность к обучению в школе», можно представить его, как степеньосвоения математического содержания, направленного на развитие творческихи познавательных способностей детейкак умение выявлять,сравнивать, обобщать, устанавливать закономерностии т.п.В структуруматематической готовности детей в школе, предложенной

Е.И. Щербакова ,входятследующие компоненты, характеристика которых представлена в таблице 2.Таблица 2Характеристика компонентов математической готовности

КомпонентыСущностьОсобенности компонента1

Мотивационный

Положительное отношение к школе и учебной деятельности в целомПозитивная мотивация ‬этостимул, которыйобуславливает достижение позитивного результата к будущей учебной деятельности.интерес к математической стороне действительностиМатематика для детей дошкольного возраста сложная наука,которая зачастую вызываеттрудности во время обучения в школе, поэтому развитие у дошкольника интереса к математике в раннем возрасте значительно облегчит ему обучение в школе.желание изучать математику

В процессе изучения математики у ребенка формируется познавательный интерес, желаниепознать новое, формирование первичных математических представлений,мотивационных состояний (заинтересованности, любопытства, желания и др.). Интерес к математике ведет к более глубокому и прочному изучению материала.2

Объем и качество математических знаний: осознанность, прочность запоминания, гибкость.Осознанность математических знаний выражается в понимании связей между ними, в понимании принципа действия связей и механизма их становления.Такое качество как гибкость математических знаний характеризуется возможностью усвоения их в самостоятельной деятельности.особенности развития речи (усвоение математической терминологии)Примерное знание слов препятствует полноценному усвоению понятий, кроме того, это затрудняет их употребление в момент продуцирование связных высказываний.уровень познавательной активности в целомУспешность усвоения учебного материала зависит не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся. 3

Процессуальный

1.Знание цифр до десяти2.Счет и отсчет предметов заданного количества.3.Название чисел в пределах десяти.4.Знание знаков «плюс», «минус», «равно», умения пользоваться арифметическими знаками действий.5.Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.6.Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.7.Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.8.Умение соотносить цифру и число предметов.9.Способность составлять и решать простые задачина сложение и вычитание.10.Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.11.Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.умения и навыки учебной деятельностиНа момент поступления в школуребенокдолжен уметь планировать свою учебную деятельность, самостоятельно выполнять её, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Мотивационный компонент обеспечивает ориентациюна усвоение знаний и развитиеумений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Действие содержательного компонента нацеленона обогащение дошкольников знаниями,развитие речи и повышениеуровня познавательной активности. Процессуальный компонент направлен на освоение на практике дошкольниками умений и навыков, необходимых для формирования математической готовности. Осветив теоретическую сущность вопроса общей и математической готовности детей к школе, необходимо провести экспериментальную работу сцелью выявления особенностей математической готовности детей к школе.С целью выявления особенностей математической готовности детей к школе была проведена экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий эксперимент. Процедура диагностики математической готовности к школе осуществлялась с помощью экспериментальной беседы, наблюдения и комплексной методики, состоящей из семи заданий.Результат экспериментальной беседы показал, что у 67% испытуемых мотивация изучения математики в школе сформирована, у 25% частично сформирована и у 8% не сформирована.Результат наблюдения таков, что у 4 испытуемых из 12 (33%) наблюдаются некоторые отклонения в развитии речи, у 8 из 12 испытуемых развитие речи соответствует норме. У 3 испытуемых из 12 (25%) наблюдается низкий уровень познавательной активности, в то время как у 9 испытуемых уровень познавательной активности выше среднего.Результат комплексной методики показал, что 68% испытуемых имеют высокий уровень сформированныхматематических знаний, умений и навыков,16% средний и 16% низкий.Обобщив результаты экспериментальной беседы, комплексной методики и наблюдения, направленные на выявление сформированности математической готовности, можно представитьв виде диаграммы (См. Рис.).

Рис. 1.Общий результат констатирующего эксперимента по выявлению уровня математической готовности детей к школе

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 67%детей обладают высоким уровнем математической готовности, что свидетельствует о том, что они обладают высокой мотивацией и достаточным уровнем математических знаний, 8% имеет средний уровень мотивации и подготовленности, а 25% обладают низким уровнем мотивации и подготовленностью к освоению математики в школе. Для того чтобы повысить уровень общей и математической готовности детей с низким показателем необходимо составить следующие методические рекомендации педагогам для формирования у детей мотивациик обучению в школе, знаний, умений и навыковпо математикедля успешного освоения ими школьной программы по математике и формированию общей готовности к обучению в целом:

1.Вызывайте у ребенка интерес к математике, мотивируйте его к изучениюданного предмета. Для этого необходимо связать выполнение математических заданий с интересной историей какогонибудь персонажа, которому нужно дойти до намеченной цели.2.Развивайте у ребенка пространственное мышление, т.е. учите его определять, где право и лево, где верх и низ.Для этого предлагайте задания вида: «Сосчитай бабочек летящих влево, запиши…».3.Учите ребенка называть предыдущее и последующее число от заданного.4.Развивайте у ребенка логическое мышление. Для этого следует решать с ребенком логические задачи.Например, «…закрась синим цветом числа, которые больше 7, но меньше 9, а красным числа, которые ты получишь в ответе, решив примеры...».5.Развивайте и формируйте у ребенка способность составлять и решать примеры, задачи на сложение и вычитание.Для этого можно использовать сюжетные картинки, а также условные рисунки.6.Развивайте у ребенка умение определять базовые геометрические фигуры и выполнять с помощью их различного рода задания.Например, «Посмотри на картинку и скажи, сколько всего фигур потребовалось для составления жирафа?».7.Учите пользоваться знаками «плюс», «минус» «больше» «меньше», «равно».8.Формируйте у ребенка грамотную речь, в частности математическую (усвоение математической терминологии). В процессе выполнения заданий, требуйте от ребенка, чтобы он размышлял вслух.9.Развивайте у ребенка способность усердно трудиться, выполнять требования, управлять своим поведением, т.е. развивайтеволевой компонент готовности. Этому развитию способствуют задания, направленные на оказание помощи главному герою(или своему товарищу)и стремление достигнуть конкретного результата.10.

Формируйте у ребенка положительную мотивацию к школе.Можно проводитьзанятия в игровой форме с детьми в домашних условиях. 11.

Повышайте общий интеллектуальный уровень будущего школьника для успешного овладения им школьной программой, в частности, по математике.Предлагайте задания на классификацию, сравнение, обобщение, запоминание и т.п.12.

Повышайте уровень познавательной деятельности.

Формируйте у детей качества, благодарякоторым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Каждый ребенок должен уметь взаимодействовать как со сверстниками, так и со старшими.14.

Способствуйте формированию у ребенка личностных качеств, необходимых для принятия новой социальной позиции (самостоятельность, ответственность, трудолюбие, внимательность и др.).15.

Создавайте для ребенка ситуацию успеха.

Таким образом,следует сделать вывод о том, что одной из важных задач родителей и педагогов является развитие у ребенка имеющихся знаний, умений и навыков по математикеи развитие мотивациидетей к изучению математики в школе. Использование разработанных методических рекомендацийпри работе с детьмибудет способствовать развитию и формированию у нихэлементарных математических представленийи мотивации к обучению в школе.

Ссылки на источники1.Антонюк,В.З.Формирование интеллектуальной готовности старшего дошкольника к учебе в школе [Текст] / В.З. Антонюк // Балтийский гуманитарный журнал. ‬Калининград. 2013. № 3 (4) С. 57.2.Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями [Текст] / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. ‬2014. № 3. ‬С. 8184.3.Корюкова, Н.Н. К вопросу о проблеме социальнопсихологической готовности детей с общим недоразвитием речи к обучению в школе [Текст] / Н.Н. Корюкова, В.Н. Поникарова // Вестник магистратуры. ‬2012. №910. ‬С. 3538.4.Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников [Текст] /: учеб. пособие / Е.И. Щербакова. М.: Изво Московского психологосоциального института; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2005. 392 с.

Елена Мельяновская
Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе

Консультация для родителей подготовительной группы

«Роль занимательного математического материала

в подготовке детей к школе »

Игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться.

Желание достичь цели- составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат, стимулирует активность детей .

Выполнение практических действий с использованием практического материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (например, составить ракеты из геометрических фигур, расставить по порядку летательные аппараты). Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена загадка. Найти, разгадать ее, невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания.

Таким образом, у воспитанников развивается логическое мышление, умение анализировать. Необходимо соответствующее руководство со стороны взрослого. Целесообразно использовать занимательные вопросы , логические концовки, загадки, дидактические игры и упражнения. Например, задачи-шутки, задания на сообразительность : На каком дереве сидит ворона после дождя? На березе выросло 6 апельсин, 2 апельсины упали с дерева. Сколько апельсин осталось на дереве? Наступил месяц февраль, сначало расцвело 5 тюльпанов, а потом еще 2 нарцисса. Сколько цветов расцвело в феврале?

Занимательные вопросы , логические концовки : На дереве сидят 4 вороны и 3 воробья. Сколько всего птиц сидит на дереве? На столе лежало 7 конфет, 2 конфеты съел Дима. Сколько конфет осталось на столе?

2 числа – 2 и 4, быстро их сложите и ответ скажите.

В процессе таких занимательных вопросов воспитанники учатся думать и размышлять, искать ответ на поставленный вопрос.

Дидактические игры и упражнения. «Поставь правильно нужный знак» , «Веселые цифры» , «Рассели цифры в домики» , «Превращение змей» . Цель : закрепить знание цифр от 0 до 10 и математических знаков > ;, <, =.

Дома с детьми можно изготовить игру «Радуга» . Для этого необходимо цветной картон и 2 шаблона с изображением радуги, ножницы.

Нужно запомнить фразу : .

Беру первый лист шаблона с изображением радуги и лист красного картона. Листы картона для прочности с двух сторон обтягиваем скотчем. Лист красного картона кладу на первую дугу радуги и вырезаю ножницами эту дугу. Дальше вырезаем остальные 6 дуг радуги.

Беру второй лист шаблона радуги и предлагаю ребенку на шаблон радуги наложить по порядку вырезанные души радуги. Проверяю правильность выполнения задания. Если ребенок выполнил задание не правильно, то повторяем фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» . Затем даю возможность исправить свою ошибку.

Можно ребенку предложить ребенку две дуги радуги, например, белую и черную. Спросить у ребенка, какие цвета радуги лишние и почему. Можно с ребенком посчитать цвета радуги, назвать порядковый номер дуг радуги, закрепить цвета радуги.

Таким образом, занимательный материал является одним из средств подготовки детей к обучению в школе .

Публикации по теме:

Развитие интеллектуальных способностей детей с помощью игрового занимательного материала Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых.

Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе «Роль музыкальных занятий в подготовке детей к школе» В современных условиях проблема художественно – эстетического воспитания, образования.

Конспект занятия по развитию познавательной деятельности детей с использованием занимательного математического материала Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную.

Приобщение детей в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач. С этой целью следует.

Консультация для родителей «Значение использования занимательного математического материала дома» Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

План по самообразованию педагога тема: «Использование занимательного математического материала с дошкольниками» Цель: Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Задачи: 1. Развивать интерес к.

Развитие пространственных представлений у дошкольников на основе занимательного математического материала. Известно, что одним из показателей творческого отношения к любой деятельности является проявление интереса к ней. Предматематическая подготовка,.

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Математическая подготовка ребенка к школе

Уважаемые родители! Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале

На момент поступления в школу, ребенок должен уметь:

  • считать в пределах 10 (прямой и обратный счет);
  • уменьшать и увеличивать число на 1;
  • сравнивать числа в пределах 10, называть наименьшее, наибольшее, уравнивать число предметов;
  • сравнивать предметы по длине, высоте, ширине;
  • размещать предметы в порядке возрастания, убывания;
  • различать цвет и форму предметов;
  • различать геометрические фигуры;
  • ориентироваться на листе бумаги.

С целью развития мышления детей можно использовать приведенные ниже задания: задачи на нахождение одинаковых свойств предмета, задачи на нахождение различных свойств предмета, игра "Что лишнее?", задачи на поиск недостающих фигур, задачи на количественные и качественные соотношения предметов, счет в пределах 10.

Задачи на нахождение одинаковых свойств предмета

Предложите ребенку отыскать два одинаковых предмета.

Задачи на нахождение различных свойств предмета

Предложите ребенку найти предмет, фигуру, отличающуюся от других и обосновать свой выбор.

Игра "Что лишнее?"

Задание 1.

Какая геометрическая фигура лишняя?
- Почему?

Задание 2.

Ребенку предлагается ответить на следующие вопросы:

Что лишнее?
- Почему? Назови отличительный признак.
- Как одним словом можно охарактеризовать оставшиеся предметы?

Задачи на поиск недостающих фигур

Из пронумерованных фигур выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса.

Задание № 1

Задание № 2

Задание № 3

Задачи на количественные и качественные соотношения предметов

1. Покажи на картинке самое большое, маленькое дерево.

2. Какая рыбка плывет глубже других?

3. Покажи самый короткий, длинный карандаш.

4. Покажи картинку, на которой зеленый кубик находится впереди синего кубика.

Счет в пределах 10

Задание 1.

Задание 3.

а) Нарисуй столько зеленых кружочков, сколько ножек у стула.
б) Нарисуй столько синих палочек, сколько пальцев на левой руке.
в) Нарисуй четыре разноцветных треугольника.
г) Нарисуй красным карандашом семь кружков.

Задание 4.

а) Бабушка связала Свете две пары варежек. Сколько варежек связала бабушка?
б) В коробке лежали 4 кубика. Один кубик взяли. Сколько кубиков осталось в коробке?
в) Купили 3 булочки с изюмом и 1 булочку с повидлом. Сколько булочек купили?
г) В корзине сидят котята. У всех котят 5 пар ушек. Сколько котят в корзине?


,
логопед-дефектолог.

Что должен уметь ребенок при поступлении в 1-ый класс школы:

Счёт

Ребенок дошкольного возраста должен уметь считать до 100 единицами и десятками (10, 20, 30, 40...), называть числа в прямом (от 1 до 10) и обратном по¬рядке (с 1 0 до 1), соотносить заданное количество предметов с цифрой, определять на слух пропущенное число, называть его, определять предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой. Хорошо, если малыш отвечает сразу, без помощи взрослого на такие вопросы, как: «сколько?», «На котором по счету месте?».

Состав числа

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять на наглядной основе числа в пределах 10 из единиц, объяснять, что, например, 5 - это 1, 1, 1, 1 и еще 1, или 1 0 состоит из 10 единиц.

Для того чтобы ребенок понимал, из каких цифр состоит данное число, он должен уметь раскладывать его на два меньших числа (для начала в пределах 10 и на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число. Например: число 8 состоит из 4 и 4 или из 3 и 5; и, наоборот, числа 5 и 5 составляют число 10. Ребенок должен уметь определять недостающее состав¬ляющее число. Например, число 7 состоит из 4 и...? Ребенок должен назвать число 3.

Хорошо, если малыш умеет составлять числа в пределах 20. А в пределах 1 00 ему достаточно будет уметь составлять числа десятками. Например: 60 состоит из шести десятков и т. д.

Сравнение чисел

Ребенок дошкольного возраста должен уметь сравнивать числа на наглядной основе и устно. Хорошо, если малыш умеет сравнивать как рядом стоящие, так и не рядом стоящие числа. Например, шесть больше пяти, а пять меньше шести; два меньше восьми, а восемь больше двух.

Ребенок должен уметь понимать разностное сравнение чисел. Например, пять меньше шести на один, а шесть больше пяти на один.

Хорошо, если малыш умеет получать равенство из неравенства или неравенство из равенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет Например, пять мень¬ше шести: если к пяти предметам добавить еще один, то будет по шесть предметов, т. е. поровну; шесть больше пяти: если из шести предметов убрать один, то станет по пять, т. е. поровну.

К этому возрасту дети должны различать и понимать такие математические знаки, как больше (>), меньше (

Решение примеров

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать примеры на сложение и вычитание в пределах двадцати, а также в пределах сотни десятками. Хорошо, если ребенок умеет производить вычисления в уме в пределах первого десятка, без опоры на наглядный материал. Более сложные примеры в пределах второго десятка ребенок может решать с помощью счетных палочек или другого счетного материала.

Дошкольник должен знать и уметь писать математические знаки «+», «-», «=»; различать и называть арифметические действия - «сложение» и «вычитание»; самостоятельно записывать примеры под диктовку взрослого.

Решение задач

Ребенок дошкольного возраста должен уметь составлять и решать математические задачи на сложение и вычитание, а также записывать их решение и знать математические знаки «+», «-», «=».

Хорошо, если дошкольник умеет выделять в задаче ее составляющие: условие, вопрос, решение, ответ; понимает, что решить задачу нельзя, если отсутствует условие или вопрос.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь решать не только задачи, сопровождаемые иллюстрациями, но и воспринимать задачи на слух или читать условие и вопрос самостоятельно.

Логические задачи

Развитие логического мышления - одно из важных условий успешного обучения ребенка математике. В этом разделе вы найдете несколько типов логических задач, которые обычно даются будущим первоклассникам на школьном тестировании.

Ребенок дошкольного возраста должен уметь решать занимательные задачи с математическим смыслом. Одни задачи решаются с помощью арифметических действий, другие - при помощи логических размышлений.

Задачи на логическое мышление побуждают ребенка мыслить, рассуждать, анализировать, устанавли¬вать связи между явлениями.

Геометрия

Ребенок дошкольного возраста должен уметь различать геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, трапецию, ромб), рисовать их на листе бумаги, узнавать в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Например: солнце похоже на круг, книга - на прямоугольник, дорожный знак - на треугольник и т. п.

Хорошо, если дошкольник умеет составлять из двух фигур одну. Например: из двух-четырех треугольников один многоугольник, из маленьких четырехугольников один большой. Ребенок должен уметь различать геометрические тела, сравнивать их и находить отличия.

Малыш должен понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из объемных фигур он должен различать шар, куб, цилиндр, конус, параллелепипед.

Ребенок должен знать прямые, кривые и ломаные линии. Хорошо, если он умеет различать линию, отрезок и луч, прямой, тупой и острый углы; может показать вершину и стороны угла, измерить длину отрезка линейкой, начертить заданный отрезок, показать точку пересечения линий.

Ориентировка в пространстве

Ребенок дошкольного возраста должен уметь ориенти-роваться в пространстве, а также на тетрадном или альбомном листе. Ориентировка в пространстве включает в себя умение определять направление движения, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево). Дошкольник должен уметь обозначать словами положение предмета по отношению к себе (впереди меня - стол, позади меня - шкаф, справа от меня - дверь, слева - окно).

Хорошо, если ребенок умеет определять положение различных предметов в пространстве, используя слова: «внизу», «вверху», «впереди», «сзади», «перед», «за», «между», «рядом».

На листе бумаги малыш должен уметь показывать правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний и левый нижний углы, середину листа.

На листе бумаги в клетку, изображая различные предметы и фигуры, малыш должен понимать слова «левее», «правее», «выше», «ниже», «от», «до», «над», «под». Также он должен уметь изображать фигуры на листе бумаги, срисовывая с образца или под диктовку (графический диктант: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз и т. д.).

Ориентировка во времени

К моменту поступления в школу ребенок должен четко ориентироваться во времени суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности, а также в таких понятиях, как вчера, сегодня, завтра, понимать значение этих слов. Он должен знать последовательность дней недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра, объединять эти понятия в одно - это все дни недели.

Хорошо, если малыш знает названия всех месяцев в году, при этом умеет называть их в правильном порядке. Дошкольник также должен разделять все месяцы в году на зимние, весенние, летние и осенние, знать, что в каждом времени года по три месяца.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...