Космическая деятельность. Космическая деятельность Виды космической деятельности


2. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также использование результатов космической деятельности и международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

1. Предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, осуществляется по запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также подведомственных им государственных и муниципальных бюджетных, казенных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий и иных юридических и физических лиц не позднее 10 рабочих дней со дня обращения.

2. Предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, осуществляется за плату.

Данные и копии данных, содержащиеся в федеральном фонде данных, предоставляются бесплатно:

Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в целях использования данных и копий данных при осуществлении ими своих функций или реализации ими своих полномочий;

Юридическому лицу независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, в случае исполнения ими контракта на закупку товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд. При этом данные и копии данных предоставляются только в объеме, необходимом для исполнения такого контракта.

3. Порядок определения размера платы за предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата, получаемая за предоставление данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, зачисляется в доход федерального бюджета.

4. Порядок предоставления данных и копий данных, содержащихся в федеральном фонде данных, устанавливается уполномоченным органом по космической деятельности и включает в себя в том числе форму заявки о предоставлении данных и копий данных, порядок и способы ее подачи, а также порядок внесения платы за предоставление данных и копий данных.

Постановление от 20 февраля 2018 г. по делу № А60-35313/2017

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

Космические исследования - неотъемлемая часть научной деятельности нашего университета. Более чем за десятилетие учёными ЮЗГУ создан ряд малых космических аппаратов, обеспечивших проведение экспериментальных исследований. Запуск каждого аппарата проходит при непосредственной поддержке Ракетно-космической корпорации «Энергия» имени С.П. Королёва, что гарантирует успешный вывод спутника на орбиту.



Работы по созданию сателлитов ведутся в прямом контакте с отрядом космонавтов Роскосмоса. Учитывается многолетний опыт экспедиций на Международную космическую станцию (МКС) и станцию МИР. Особенно ценными для нас являются наставления космонавтов, проводивших работы в открытом космосе. Перспективные направления исследований мы обсуждаем совместно с ведущими ВУЗами и организациями по всему миру. Всё это позволяет нам успешно развивать технологии космического приборостроения. На текущий момент созданы и запущены семь малых космических аппаратов, два из которых образуют автономную интеллектуальную группировку.

«Танюша-ЮЗГУ-1» и «Танюша-ЮЗГУ-2» уже на орбите!

В рамках космического эксперимента «Радиоскаф» 17 августа в 18 часов 10 минут по московскому времени космонавты Федор Юрчихин и Сергей Рязанский в открытом космосе провели запуск первых двух спутников из впервые созданной Автономной интеллектуальной группировки малых космических аппаратов, в разработке которой принимали участие студенты и молодые ученые ЮЗГУ.


Федор Юрчихин со спутниками "Танюша-ЮЗГУ-1" и "Танюша-ЮЗГУ-2" на борту МКС

Миссия: основной задачей двух аппаратов является создание одноранговой информационной сети, позволяющей производить адресацию вновь прибывших аппаратов и исключать вышедшие из строя без удалённого управления. Внутри сети организована ретрансляция и параллельная передача на наземный пункт мониторинга. Установлена инерциальная навигационная система для определения углов поворота в трёх осях: рысканья, тангажа и вращения. Каждый аппарат имеет вакуумметр. Передается звуковой сигнал приветствия на четырёх языках: русском, испанском, английском и китайском.

Способ вывода: ручной запуск во время выхода в открытый космос.

Партнёры: РКК «ЭНЕРГИЯ».


В составе группировки два спутника: "Танюша-ЮЗГУ-1" с позывным "RS6S" и "Танюша-ЮЗГУ-2" с позывным "RS7S". Корпус спутника соответствует форм-фактору 3U (30х10х10 см.). Снаряжённая масса - 4650 г.



Группировка спутников уникальна: новые научные и технические решения позволят обеспечить самоорганизацию спутников и их взаимодействие для реализации экспериментов в открытом космосе.

По словам главного конструктора проекта Егора Шиленкова, под руководством которого создана группировка малых космических аппаратов, это очень хороший показатель для адаптации и будущей работы группировки МКА.


Главный конструктор Шиленков Егор Андреевич


Теперь на орбите появились «Танюша – ЮЗГУ - 1» и «Танюша – ЮЗГУ - 2», которые проведут в открытом космосе около года, осуществляя эксперименты и передавая данные на Землю.

Комплекс экспериментов, который будет проведен в открытом космосе.

Во-первых, это достижение автономной самоорганизации аппаратов, что позволит оценить возможность включения в группировку большего числа спутников и обеспечить возможность распределенного приема радиосигнала.

Второй эксперимент – измерение плотности вакуума с использованием уникального вакуумметра, разработанного в ЮЗГУ. Его применение позволит актуализировать параметры для расчета баллистики спутников и оптимизировать математическую модель траектории их движения.

В-третьих, отработка параметров инерциальной навигационной системы, созданной на микромеханических сенсорах-гироскопах.

Спутники созданы и были запущены в открытый космос в знаменательный год – год празднования 60-летия космической эры и 160-летия со дня рождения основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского. В честь этих событий с борта космических аппаратов с интервалом в три минуты на Землю будут передаваться поздравительные голосовые сообщения на четырех языках (русский, английский, китайский, испанский). Сообщения передаются на частоте, доступной для радиолюбителей.

И снова в космос! «Танюша-ЮЗГУ-3» и «Танюша-ЮЗГУ-4» готовятся к запуску!

В составе экипажа МКС-55/56 планируется запуск очередной серии малых спутников ЮЗГУ. Во время выхода в открытый космос космонавту Олегу Артемьеву (летчику-космонавту, Герою России, Почетному профессору Юго-Западного государственного университета) предстоит запустить два малых спутника (Танюша-ЮЗГУ-3 и Танюша-ЮЗГУ-4). Это уже его второй космический полет.

В первых числах января Олег Артемьев прошел тренировку в гидротренажёрном комплексе (плавательном бассейне) Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина. В бассейне моделируется невесомость, космонавты работают в лёгком водолазном снаряжении и находятся в нейтральной плавучести.


Занятие проводил инструкторский состав ЦПК с участием Сергея Самбурова (куратора космического эксперимента «Радиоскаф», главного специалиста РКК «Энергия» имени С.П. Королёва). На проведении тренировки присутствовал коллектив разработчиков малых спутников «Танюша-ЮЗГУ» во главе с главным конструктором Егором Шиленковым.


МКА Танюша-ЮЗГУ-3 и Танюша-ЮЗГУ-4 так же, как и предшествующие, говорят на нескольких языках. То есть каждый из носителей языка: студент, владеющий итальянским, итальянская девушка, испанским, и студентка-китаянка. Они осуществили запись этих аудиофайлов, которые позже были перенесены на спутники.

КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - по определению Закона РФ "О космической деятельности" от 20 августа 1993 г. "любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела". В РФ космическая деятельность относится к ведению федеральных органов государственной власти и управления.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ" в других словарях:

    КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Юридическая энциклопедия

    Космическая деятельность - 1. Для целей настоящего Закона под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела... Источник … Официальная терминология

    космическая деятельность - по определению Закона РФ О космической деятельности от 20 августа 1993 г. любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В РФ… … Большой юридический словарь

    Любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В РФ К.д. относится к ведению федеральных органов государственной власти и… …

    Использование космонавтики в военном деле и также (в возможном будущем) использование космического пространства или его отдельный областей в качестве театра войны (театра военных действий). В настоящее время различные страны (в первую очередь… … Википедия

    Операции, осуществляемые в околоземном пространстве для поддержки военных действий на земле, в воздухе, на морях и под водой. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ Историческая справка. Вооруженные силы США с самого начала заинтересовали возможности, которые… … Энциклопедия Кольера

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОСМИЧЕСКАЯ - КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ … Юридическая энциклопедия

    Обитаемый долговременный летательный аппарат, предназначенный для исследований на околоземной орбите или в открытом космосе. Космическая станция может служить как космический корабль, долговременное место пребывания космонавтов, лаборатория,… … Энциклопедия Кольера

    - (см. КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    космическая психология - (от греч. kosmos Вселенная) отрасль психологии, изучающая психологические особенности труда космонавта, зависимость этих особенностей от ряда специфических факторов (невесомости, гиподинамии, относительной сенсорной депривации и др.), а также… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Астрономия. 10-11 классы. Учебник , Сурдин Владимир Георгиевич , Засов Анатолий Владимирович , Издание разработано в соответствии с авторской программой курса астрономии и программой, утверждённой Министерством просвещения РФ. В учебнике освещаются исторический путь развития… Категория: Физика. Астрономия (10-11 классы) Издатель: Бином. Лаборатория знаний ,
  • , Д. Б. Пайсон , В настоящей книге рассматриваются вопросы развития мезоэкономических и системных исследований в сфере космической деятельности с учетом продолжающейся эволюциисистемы отношений между ее… Категория: Воздушный транспорт. Космонавтика Издатель:

Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

К основным направлениям космической деятельности относятся: научные космические исследования; использование космической техники для связи, теле- и радиовещания; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогсодсзичсских систем; пилотируемые КА; использование космических техники, материалов и технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.

Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.

В соответствии с принятыми направлениями космической деятельности сформулированы цели, которые охватывают всю сферу национальных интересов России.

Цели космической деятельности России. Целями космической деятельности России являются:

  • - содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения страны путем рационального и эффективного использования космических техники, материалов и технологий, а также расширения масштабов их использования;
  • - укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
  • - содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации;
  • - дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
  • - развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.

К особенностям космической деятельности следует отнести:

  • - осуществление ее с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники;
  • - использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность;
  • - результаты космической деятельности, в использовании которых заинтересованы все без исключения государства, а осуществлять се самостоятельно могут в настоящее время лишь несколько наиболее развитых в научном и промышленном отношении государств;
  • - запуски космических аппаратов и их возвращение на Землю, которые могут быть связаны с использованием воздушного пространства иностранных государств и пространств открытого моря;
  • - космические запуски могут причинять ущерб иностранным государствам и их гражданам.

Принципы космической деятельности России отвечают поддержанию мира и международной безопасности, взаимовыгодного и равноправного сотрудничества государств независимо от их политической ориентации и экономического развития. Особо отмечается стремление России к широкому использованию достижений оборонных отраслей в решении ряда федеральных задач.

Принципы космической деятельности России. Космическая деятельность России осуществляется в соответствии со следующими принципами :

  • - содействие поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники;
  • - поощрение привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов Российской Федерации;
  • - обеспечение безопасности космической деятельности и охраны окружающей природной среды;
  • - равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области космоса;
  • - международная ответственность Российской Федерации за осуществление космической деятельности;
  • - рациональное сочетание и сбалансированное развитие космических техники и технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации (далее - космическая техника двойного назначения. - Прим. авт.).

Не допускается космическая деятельность, запрещенная международными договорами Российской Федерации.

Космическая деятельность, а также распространение информации о космической деятельности осуществляются с соблюдением установленных законами требований охраны государственной тайны, служебной и коммерческой тайны, а также результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.

Законом о космической деятельности России установлена система ограничений деятельности по исследованию и использованию космического пространства с точки зрения обеспечения «стратегической и экологической» безопасности страны. В частности, запрещается:

  • - вывод в космическое пространство и испытание ядерного оружия и любых других видов ОМУ;
  • - воздействие на природную среду в космосе или из космоса в военных или враждебных для других государств целях;
  • - использование Луны и других небесных тел в военных целях;
  • - преднамеренное создание непосредственной угрозы для безопасности космическим объектам других государств и преднамеренная их ликвидация.

Анализ перечисленных ограничений свидетельствует о том, что они лишь подтверждают те запретительные положения, которые содержат основные международно-правовые нормы, регламентирующие деятельность по исследованию и использованию космического пространства, никак их нс развивая и нс конкретизируя. Следует также отметить, что российский Закон о космической деятельности не допускает любой иной космической деятельности под юрисдикцией Российской Федерации, запрещенной международными договорами.

Нынешняя военно-космическая деятельность весьма слабо регламентируется международным правом, в том числе и космическим. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

  • 1. Относительно недавнее использование космического пространства, в том числе и в военных целях. Это обусловливает непризнание государствами необходимости развития всеохватывающих правовых норм военно-космической деятельности (реальные перспективы их появления в ближайшем будущем остаются весьма туманными).
  • 2. До настоящего времени юридически не определен и в международном праве не закреплен термин «военно-космическая деятельность». Многообразие его толкования определяется тем, что такая деятельность может рассматриваться как обеспечивающая интересы человечества (с точки зрения поддержания стратегической стабильности и международной безопасности). В то же время се дестабилизирующие функции способны вывести международное сообщество на качественно новый виток гонки вооружений со всеми вытекающими отсюда негативными военно-стратегическими, политическими, технико-экономическими и прочими последствиями.
  • 3. В международном космическом праве отсутствует однозначная и исчерпывающая интерпретация понятия «деятельность в мирных целях». Так, например, военная разведка из космоса вполне может рассматриваться как деятельность в мирных целях, содействующая делу предотвращения военной экспансии посредством обеспечения международного сообщества исчерпывающей информацией о ситуациях в «горячих точках» планеты.

Исходя из сказанного, под военно-космической деятельностью следует понимать деятельность, связанную с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в интересах обороны и национальной безопасности страны.

Цели военно-космической деятельности России. К таким целям следует отнести:

  • - укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;
  • - достижение стратегических целей посредством создания условий информационного превосходства за счет доминирующих позиций в области сбора, обработки и распределения информации;
  • - поддержание высокой боевой готовности своих Вооруженных сил.

Основные задачи военно-космической деятельности России. Задачами военно-космической деятельности России являются:

  • - обеспечение статуса свободы космоса и защита в нем интересов национальной безопасности Российской Федерации;
  • - расширение возможностей Вооруженных сил России по организации управления, связи разведки и наблюдения и интеграции;
  • - информационное обеспечение войск и усиление их боевых возможностей;
  • - достижение космического и информационного превосходства;
  • - сдерживание угрозы, предупреждение, а при необходимости и защита от нападения противника;
  • - обеспечение потребностей военного и разведывательного характера в мирное время и в условиях кризиса, а также на всех этапах развития конфликта;
  • - контроль за распространением ядерного оружия и др.

Сегодня все ведущие страны мира пришли к пониманию своих

геополитических интересов в космосе и резко активизировали космическую деятельность, в том числе и в военных целях. В космической политике, проводимой ими, отмечается, что космос является такой же сферой, как суша, море или воздух, в которой будут осуществляться военные операции в интересах обеспечения национальной безопасности страны. Способность беспрепятственно выходить в космос и использовать его относится к категории жизненно важных национальных интересов этих стран.

Без космической деятельности сейчас немыслимо экономическое и социальное развитие государств. В настоящее время на орбитах находится более 700 КА, общая стоимость которых превышает 100 млрд дол. США. Число КА будет расти. При этом некоторые государства считают, что одним из путей обеспечения безопасности КА является размещение на орбите оружия. Такая позиция этих государств несовместима с основополагающими принципами Устава ООН о неприменении силы в международных отношениях. Она направлена на то, чтобы дестабилизировать существующую международно-договорную базу по использованию космического пространства в мирных целях, подорвать стратегическую стабильность и дать старт очередному витку гонки вооружений - на этот раз в космосе. Эти шаги не могут нс вызвать серьезной обеспокоенности у мирового сообщества.

Можно сказать, что процесс интенсивной милитаризации космического пространства уже начался. Отправная точка - выход США из Договора по ПРО 1972 г., который не допускал бесконтрольное размещение наступательных и оборонительных вооружений ведущих ракетно-ядерных держав.

Необходимо отметить, что развертывание в космосе противоспутникового оружия и ударных космических вооружений создаст реальную угрозу нс только для запускаемых баллистических ракет, но и для любых пилотируемых и непилотируемых КА военного и гражданского назначения, которые до сих пор остаются слабо защищенными с точки зрения международного космического права. Это связано с тем, что пока не заключены международные соглашения о запрете развертывания противоспутниковых систем, не квалифицированы и не запрещены меры враждебного воздействия в отношении указанных КА. Нетрудно предположить, что в случае начала боевых действий в космосе в первую очередь подвергнутся воздействию информационные космические системы. Поэтому так остро и стоит вопрос о полном запрещении использования космического пространства в военных целях.

Демилитаризация космического пространства - установление в космическом пространстве международно-правового режима, который запрещает размещение в нем военных объектов и военного персонала в мирное время. Данный режим предполагает следующее.

  • 1. Разработку вопросов, связанных с предотвращением гонки вооружений в космическом пространстве, а именно:
    • - о предотвращении создания и размещения космических систем вооружений;
    • - об изменениях существующих соглашений, связанных с испытанием и размещением оружия в космосе;
    • - о будущих инициативах политического руководства, связанных с недопущением превращения космоса в театр военных действий;
    • - о механизме контроля использования спутников двойного назначения, решающих задачи в интересах вооруженных сил.
  • 2. Разработку мер укрепления доверия, в том числе:
    • - мер, предназначенных для повышения степени транспарентности предпусковой деятельности, включая инспекцию спутников до запусков;
    • - мер в рамках «правил дорожного движения», включая правила, касающиеся космических обломков, регулирующие космические маневры и т.д.;
    • - мер, необходимых для осуществления контроля в рамках планируемого «кодекса поведения», включая наблюдение за космическим движением и «институционные» меры.

В настоящее время мировым сообществом достигнут ряд соглашений по запрещению размещения в космическом пространстве объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения. На сегодняшний день усилия международного сообщества направлены на международно-правовое запрещение испытаний и развертывание в космическом пространстве противоспутникового оружия, способного повреждать, выводить из строя и уничтожать космические системы государств, обслуживающие их вооруженные силы.

Использование подобного рода систем квалифицировалось бы с точки зрения международного права как вооруженное нападение на другое государство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Лишь после запрета противоспутникового оружия можно говорить об установлении в космическом пространстве международно-правового режима полной демилитаризации, исключающего из этого пространства в мирное время любые виды оружия.

Таким образом, по действующим международным обязательствам государств в космическом пространстве запрещено размещать отдельные виды оружия , что с точки зрения международного права может быть квалифицировано как установление в этом пространстве режима частичной демилитаризации.

Существующий сегодня международно-правовой режим, регламентирующий решение в космосе вопросов военно-космической деятельности, не успевает за развитием ракетно-космической техники и технологий. Принимаемые политические меры также не в полной мере способны обеспечить эффективный контроль за развитием космических вооружений.

В этих условиях необходимо решить три ключевые задачи международного сотрудничества, без чего немыслима всеобщая и устойчивая безопасность:

  • 1) укрепление и развитие существующих международно-правовых механизмов, обеспечивающих снижение уровня противостояния сторон и предупреждающих риск возникновения конфликтов в космическом пространстве;
  • 2) создание международно-правового режима по контролю за распространением технологий производства принципиально новых вооружений на основе сопряжения космических информационных систем с существующими боевыми системами и комплексами;
  • 3) совершенствование международной системы обеспечения коллективной безопасности.

Поэтому усилия мирового сообщества целесообразно направить на международно-правовое регулирование создания и развертывания в космическом пространстве любых видов оружия, которое обеспечит установление в космическом пространстве режима недопущения гонки вооружений.

Кроме того, в целях дальнейшего недопущения милитаризации космического пространства представляется целесообразным проведение следующих мероприятий.

  • 1. Заключение многосторонних международно-правовых соглашений, запрещающих испытание и развертывание в космическом пространстве любых видов оружия.
  • 2. Заключение международного соглашения об иммунитете искусственных спутников Земли.
  • 3. Определение и контроль пороговых значений количества КА в информационных ОГ, потенциально используемых в контуре боевого управления оружием.
  • 4. Создание международного космического инспектората и арбитражных органов космической инспекции.
  • 5. Разработка «кодекса поведения» в космическом пространстве, в том числе запрет опасных маневров, маневров преследования и опасных сближений, соблюдение минимальных дистанций между космическими объектами и т.д.
  • 6. Достижение возможности инспектирования космических запусков в ходе их подготовки и проведения на соответствующих космодромах и полигонах и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что распространение на космос гонки вооружений нс может укрепить чью-либо безопасность. Создание систем оружия на основе широкого использования в их составе космических средств может привести к увеличению масштабов и числа участников военных конфликтов, так как космос является умножителем возможностей вооруженных сил государств. При этом государства, имеющие значительный космический потенциал, будут обладать серьезными стратегическими преимуществами перед другими странами. Для решения этих проблем необходимо плодотворное конструктивное сотрудничество всего мирового сообщества под эгидой ООН.

В космическом пространстве целесообразно установить международно-правовой режим, который исключал бы следующее:

  • - ведение в космическом пространстве боевых операций, поражение объектов на Земле и в воздушном пространстве с помощью оружия космического базирования;
  • - поражение космических объектов с помощью оружия наземного, морского и воздушного базирования;
  • - пролет через космическое пространство баллистических ракет одного государства для нанесения удара по наземным военным объектам противника;
  • - поддержку военных операций с помощью космических систем.

Запрещение подобного рода действий исключит превращение космического пространства в театр военных действий и плацдарм вооруженного нападения на другие государства.

Основой для осуществления нейтрализации космического пространства является действующий в международном праве принцип неприменения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Тем самым государствам - членам ООН вменяется в обязанность воздерживаться в своей космической деятельности от любых враждебных действий, разрешать конфликты и споры допускается исключительно мирными средствами. Это, в частности, означает недопустимость любого насильственного вмешательства в правомерную деятельность автоматического или пилотируемого космического объекта другой страны путем уничтожения или повреждения такого объекта, его захвата или смещения с орбиты.

В соответствии со ст. 51 Устава ООН каждое государство обладает неотъемлемым правом на индивидуальную или коллективную самооборону, оно может воспользоваться этим правом, если только произойдет вооруженное нападение извне, и продолжать самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности ООН не примет меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности. Но поскольку околоземное космичсское пространство не объявлено еще исключенным из сферы военных действий и не принят режим нейтрализации космоса, то, согласно действующим нормам международного права, следует признать правомерность использования космического пространства для нанесения ответного удара по агрессору в процессе законной самообороны.

Запрещение противоспутникового оружия. Предметная область дискуссии в рамках данной проблемы сводится к четырем основным вопросам: полное запрещение противоспутникового оружия; ограничение противоспутникового оружия; запрещение противоспутникового оружия в сочетании с обеспечением иммунитета КА; уничтожение существующего противоспутникового оружия, а также ликвидацию существующих систем такого оружия.

Идея полного запрещения противоспутникового оружия при обсуждении на Конференции по разоружению имела немало сторонников. Последние предложения по этому вопросу можно суммировать в виде инициативы многих стран мирового сообщества по разработке договора, запрещающего разработку, испытание и развертывание всякого противоспутникового оружия, а также ликвидацию существующих систем такого оружия.

Тем не менее в позиции некоторых государств существовали заметные различия. Так, одна группа стран отнеслась к режиму запрещения противоспутникового оружия весьма скептически, аргументировав это многообразием типов непротивоспутниковых систем с противоспутниковым потенциалом (системы ПРО, баллистические ракеты, оружие на новых физических принципах), сложностями решения верификационных вопросов, отсутствием прогресса на двусторонних переговорах между Россией и США в данной области. Другие страны (Австралия и Канада) рассматривают этот режим как составную часть процесса поддержания стратегической стабильности, а значит, и решение всех связанных с ней проблем, по их мнению, должно проходить в рамках двусторонних российско-американских переговоров, а роль остальных стран сводится к оказанию всяческого содействия данному позитивному процессу.

Существует третье направление решения проблемы запрещения противоспутникового оружия: запрещение соответствующих систем, с одной стороны, и обеспечение иммунитета КА - с другой.

Это направление предполагает:

  • - запрещение применения силы в отношении любого космического объекта;
  • - предупреждение преднамеренного уничтожения космических объектов;
  • - запрещение создания помех для нормального функционирования любого космического объекта;
  • - запрещение разработки, производства и размещения противоспутникового оружия;
  • - уничтожение под международным контролем любого противоспутникового оружия, которое, возможно, уже существует.

Прямого запрета на проведение испытаний противоспутниковых систем в действующих сегодня соглашениях нс содержится. Односторонний мораторий, объявленный в 1983 г. Советским Союзом на вывод в космическое пространство этого вида оружия, не повлиял на проведение США в 1984 г. испытания противоспутниковой системы «Асат» {ASAT - Anti Satellite). Тем не менее Российская Федерация, как правопреемница СССР, продолжает соблюдать мораторий. Что касается США, то их отношение к международно-правовой регламентации противоспутниковой деятельности в целом негативное.

Стремясь сдвинуть проблему с мертвой точки, многие государства выступили с идеей обеспечения «иммунитета» искусственных спутников Земли (ИСЗ). Среди них Нидерланды, Канада, Австралия, Аргентина, Польша, Венгрия, Болгария, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония, Индонезия, Пакистан, Шри- Ланка. Вопрос неприкосновенности ИСЗ, или их «иммунитета», так и остался на стадии обсуждения.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...