Кто стоит над следственным комитетом. История


«В последнее время в прессе часто упоминается следственный комитет, куда передаются самые громкие уголовные дела. Во-первых, мне непонятно, почему говорят то следственное управление, то следственный комитет? Во-вторых, разве он не относится к правоохранительным органам? Тогда какие у него функции?
Виктор Аброськин, г. Рубцовск».

На письмо нашего читателя отвечает старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Алтайскому краю лейтенант юстиции
Людмила Рязанцева:

Раньше Следственный комитет был при Прокуратуре России, а с 15 января этого года начал свою деятельность как самостоятельный федеральный государственный орган, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. (Он стал правопреемником прежней структуры). В настоящее время руководство деятельностью Следственного комитета осуществляет президент Российской Федерации. Это обстоятельство накладывает еще большую ответственность на его сотрудников по оперативному и качественному расследованию преступлений, а также соблюдению всех законных интересов граждан.

С этого же времени образовано наше следственное управление Следственного комитета РФ по Алтайскому краю. Соответствующая запись внесена в единый государственный реестр юридических лиц. Указом президента РФ руководителем управления назначен генерал-майор юстиции Александр Пономарев. За короткий промежуток времени его сотрудниками проведена значительная работа: утверждены необходимые организационно-распорядительные документы, определены структура и штатная численность следственного управления. Произошло переназначение работников на должности в новый следственный орган. При этом они проходят службу в новых специальных званиях. Например, вместо старшего советника юстиции - полковник юстиции, вместо юриста 1 класса - капитан юстиции.

Общая штатная численность следственного управления составила 330 человек, из которых 278 - оперативные работники. Предусмотрено 150 должностей следователей, в том числе 26 следователей по особо важным делам. С учетом ранее внесенных изменений в УПК РФ должности прокуроров-криминалистов заменены на должности следователей-криминалистов, которые получили процессуальную самостоятельность и возможность проводить следственные действия. Это новшество позволит повысить эффективность и качество расследования преступлений. Кроме того, в отделе криминалистики введено несколько должностей старших экспертов, одни из которых будут заниматься исследованиями по налоговым преступлениям, другие - проводить психофизиологические исследования с использованием полиграфа. Новшеством также является замена в следственном управлении должностей референтов на должности старших инспекторов и инспекторов.

В состав следственного управления по Алтайскому краю включены 13 межрайонных следственных отделов и два городских (следственный отдел по городу Барнаулу, имеющий в своей структуре пять отделений, и следственный отдел по городу Бийску с двумя отделениями).

Что касается конкретной деятельности органов Следственного комитета России, то к ним перешли все уголовные дела о преступлениях, предусмотренных действующим уголовно-процессуальным законодательством, которые ранее расследовались СК при Прокуратуре РФ: убийства, изнасилования, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего, похищения людей, а также преступления, совершенные лицами с особым правовым статусом, к которым отнесены сотрудники правоохранительных органов, судьи, адвокаты, депутаты различных уровней, должностные лица. Также с 1 января этого года следователи СКР расследуют налоговые преступления, которые ранее относились к подследственности органов внутренних дел.

Образование Следственного комитета стало очередным этапом на пути создания правового государства, главной задачей которого является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение защиты населения от различного рода преступных посягательств. С полной уверенностью можно сказать, что следственное управление по Алтайскому краю наряду с другими правоохранительными органами региона является эффективным инструментом в борьбе с преступностью.

В следственном управлении ведется работа с обращениями граждан. Всю дополнительную информацию можно прочитать на официальном сайте как самого комитета, так и на сайте нашего управления. Кроме того, в целях оперативного получения информации и своевременного реагирования на сообщения о совершённых и готовящихся преступлениях, которые расследуются органами СК, в управлении работает телефон доверия: 29-80-94, а также есть возможность оставить свое обращение через интернет-приемную.

Записала Людмила ЕРМОЛИНА.

Следственный комитет - это орган власти на государственной основе. В его право входит осуществление следствия и дознания. Множество задач было разрешено благодаря сотрудникам этого направления. Так чем занимается следственный комитет и каково его значение в нашей стране?

История возникновения

При правлении Петра Первого осуществлялось преобразование судебных реформ. Идея о создании органов, которые будет предотвращать преступления и регулировать государственные порядки, появилась еще в 1713 году. Четыре года спустя эта идея была реализована и появились первые следственные канцелярии, находящиеся в подчинении у царя. В обязанности людей, работающих в канцелярии, входило устранение самых опасных преступлений. Приблизительно до 1860 года эта сфера организация не имела высокого статуса. Основную работу выполняли судебные и административные органы. Однако, следственные комитеты продолжали присутствовать и они находились в 44 губерниях страны.

Должное значение следственный комитет приобрел в 1922 году. В этот период в стране вводились новые должности. В 1927 году представители власти провели рискованный эксперимент - они перевели следственный комитет в органы прокуратуры. Это действие увенчалось успехом. В 1929 году еще несколько подобных органов были переведены в военный комитет. После войны объем раскрытых дел продолжал расти, поэтому количество должностей в следственных органах также постоянно росло. В 1963 году было принято решение о появлении должности Министра охраны порядка в обществе. Им стал Щелоков Н.А. С его появлением эффективность работы возросла в несколько раз. Долгие годы следственные комитеты переосмысливали и изменяли их структуру. Относительная стабильность появилась лишь в 2007 году.

Основные задачи СК

Существует несколько основных задач , которые обязаны выполнять сотрудники следственного комитета.

  1. Анализ и раскрытие действий преступника;
  2. Организация мероприятий, направленных на защиту прав гражданина;
  3. Контроль работы за сотрудниками правовых органов и представителями малого бизнеса;
  4. Организация мер, направленных на выяснение обстоятельств преступления и их устранение;
  5. Взаимодействие с представителями сферы уголовного судопроизводства на междугороднем и международном уровне;
  6. Разработка комплексных мер, направленных на преобразование государственной политики;
  7. Принуждение граждан соблюдать и исполнять законодательство РФ;
  8. Осуществление нормативно-правового установления в сфере каждого вида деятельности;
  9. Организация формирования отчетов;
  10. Контроль за организацией работы нижестоящих сотрудников.

Ежегодно следственный комитет подлежит проверке. Представители органов власти рассматривают статистику раскрытых дел и общую организацию работы каждой структуры. При неудовлетворительном исполнении обязанностей появляется возможность расформирования коллектива.

Поэтому в интересах следственного комитета осуществлять основные задачи максимально качественно.

Принципы работы

Как и в каждой организации, в следственном комитете существуют определенные принципы работы:

  1. Главой всех отраслей является Председатель Следственного комитета. Именно его указания должны выполнять все сотрудники, работающие в этой области. Далее, распределения обязанностей осуществляются как в воинских организациях - нижестоящие работники должны подчиняться вышестоящим руководителям;
  2. Все полномочия осуществляются в отдельном порядке, независимо от полномочий государственной власти, органов управления в регионе и других представительных органов;
  3. Необходимо, чтобы деятельность всех сотрудников одной организации была направлена в одно русло. При этом она не должна являться нарушением прав свободы гражданина. Требуется, чтобы все мероприятия основывались согласно требованиям государства;
  4. Обо всех результатах, которые были созданы в следственном комитете, должны быть информированы федеральные органы государственной власти.

Требования к сотрудникам следственного комитета

Если человек решил, что ему необходимо связать свою жизнь с работой в следственном комитете, то он не имеет права:

  1. быть членом политических объединений, принимать участие в выборах и создавать общественные виды деятельности;
  2. совмещать свою работу с любым другим видом деятельности;
  3. входить в состав различного рода органов управления на территории государства.

Даты и события

Ежегодно сотрудники следственного комитета отмечают два важных для них события.

  • 25 июля. Этот день посвящено сотрудникам следственного комитета. Во время этого события все наиболее отличившиеся работники получают благодарность за свой нелегкий труд;
  • Осенью, 19 октября отмечают свой профессиональный праздник сотрудники подразделений криминалистики.

Углубившись в то чем занимается следственный комитет можно заметить, что это действительно очень важный и ответственный вид деятельности. Поэтому стоит с уважением относиться к представителям этой сложной профессии, так как в их руках находится безопасная жизнедеятельность граждан.

Видео о работе СК

Владимир Путин рассмотрит предложения по реорганизации структуры российского следствия. Предполагается разделение функций Следственного комитета между Генпрокуратурой и МВД.

Согласно данным ПАСМИ, на стол главы Администрации президента Антона Вайно лег проект предложений главы следственного департамента Министерства внутренних дел Александра Романова о . Согласно предложениям автора, Генеральной прокуратуре отдадут дела с особо тяжким составом преступления. Тяжкие, средней и небольшой тяжести закрепят за МВД. Журналисты ПАСМИ пообщались с экспертами и получили различные мнения о необходимости реформ.


Президент РФ Владимир Путин (справа) и министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев.

Критика надзорного ведомства

МВД не одиноко в своих заявках на реформирование следствия. Так, 26 апреля этого года генеральный прокурор Юрий Чайка в ходе выступления в Совете Федерации раскритиковал работу следователей. Он сообщил, что за последние два с половиной года сотрудники Следственного комитета, следственного департамента МВД и следственного управления ФСБ незаконно возбудили 6,7 тыс. уголовных дел , в рамках расследования которых следствие просило суд арестовать фигурантов. «Никто перед ними (неправомерно арестованными) не извинился, никто не понес ответственности за это» , - заявил глава Генпрокуратуры. Он также отметил, что суд при рассмотрении ходатайства следствия об аресте выслушивает мнение прокурора и следователя, но в большинстве случаев поддерживает только последнего.

А в середине марта в ходе итоговой коллегии глава Генпрокуратуры отметил, что треть уголовных дел расследуют слишком долго, а число сидящих под стражей более года выросло на 70% .

Слухи о реорганизации СКР

Нынешняя структура следственных органов сложилась семь лет назад, когда из Генпрокуратуры был выделен Следственный комитет России. Сегодня следственные функции распределили между собой три ведомства : Следственный комитет России, следственный департамент МВД и главное следственное управление ФСБ. Кроме того, существуют также органы дознания в составе полиции, пограничной службы ФСБ, Федеральной службы судебных приставов. При этом СКР практически полностью унаследовал прежнюю подследственность Генеральной прокуратуры.


Юрий Чайка Фото: ITAR-TASS/ Григорий Сысоев

С тех пор информация о ликвидации Следственного комитета или его возвращении в состав Генпрокуратуры возникает с завидной регулярностью. Одновременно также муссируются слухи о ликвидации следственных подразделений МВД и распределении их функций между СКР и отделами дознания полиции. Так, в 2014 году в средствах массовой информации поднимали вопрос о том, что следственные органы могут объединить указом президента , и новая объединенная структура следствия начнет работать с 2017 года. Однако осенью 2015 года глава Следственного комитета Александр Бастрыкин объявил о заморозке проекта объединения.

«Пока эта тема заморожена, и я решил, что пока я нахожусь в этом качестве (председателя Следственного комитета), я поднимать ее не буду… Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» , - заявил тогда Бастрыкин журналистам.

Независимость или вседозволенность

В дискуссии вокруг Следственного комитета можно выделить две точки зрения . Одна из них исходит из того, что создание СКР позволило разделить функции надзора и следствия и сделало процесс предварительного следствия более объективным и независимым . Сторонники создания СК исходят из того, что органы прокуратуры теперь не могут произвольно возбуждать уголовные дела, а следователи, в свою очередь, не смогут произвольно передавать дела в суд без одобрения прокурорских работников. Противники полагают, что в результате слишком много полномочий сконцентрировали в своих руках следственные органы , а возможности прокуратуры влиять на стадии предварительного следствия минимальны, что приводит к избыточной концентрации полномочий в руках следственных органов и, как следствие, множеству злоупотреблений .

Эксперты разошлись в оценках реформы следственных органов

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что не считает возможной такую масштабную реорганизацию в ближайшем будущем. По его словам, речь может идти только о частичном возвращении следственных функций Генеральной прокуратуре.


Кирилл Кабанов. Фото: stolica-s.su

Кабанов отметил, что в слиянии следственных органов СКР и МВД есть определенные плюсы, но они нивелируются возможными экономическими рисками, в частности, ростом затрат. При этом существующая система нуждается в диверсификации полномочий в целях уменьшения коррупционных рисков . По словам эксперта, «в случае построения жесткой системы контроля должна быть некая независимая структура» , которая сможет контролировать следствие. Кабанов сказал, что главной проблемой существующей системы является то, что «сотрудники СК находятся в скрытом конфликте интересов, потому что возбуждать в их отношении уголовные дела может только СК» . Наиболее оптимальным вариантом развития ситуации он назвал возврат части следственных функций Генпрокуратуре в части контроля за сотрудниками органов следствия и ведения в их отношении следственных действий.

Адвокат Алексей Михальчик.

Адвокат Алексей Михальчик отметил, что не видит большого смысла в изменении действующей системы. При этом необходимо усилить функции прокуратуры, потому что «в данный момент прокуратура утратила контроль над органами предварительного расследования» . По словам адвоката, в результате практически нет «возможности прекратить производство по незаконно возбужденному уголовному делу». Михальчик отметил, что это «позволяет тому же следствию несмотря на позицию прокуратуры годами вести расследование по заказным делам» .


Евгений Михайлов, эксперт.

Бывший помощник руководителя Администрации президента Евгений Михайлов отметил, что и в бывшем, и в действующем форматах системы следственных органов есть свои плюсы и минусы. Плюсы, по словам эксперта, в том, что «два ведомства друг друга уравновешивают, находятся в определенном противостоянии» . Но, с другой стороны, «эффективность Генпрокуратуры раньше была выше, поскольку была одна структура» , поэтому организационные вопросы решались проще. Михайлов также отметил, что «противостояние не всегда полезно в делах правоохранителей» . Эксперт сказал, что при нормальной работающей судебной системе такое разделение вряд ли оправдано. Сегодня же основная проблема, по мнению бывшего чиновника, заключается в функционировании судебной системы. «Когда суды независимы и квалифицированы, то никакой проблемы в том, чтобы была единая генпрокуратура со следствием, я не вижу» , - отметил эксперт.

Бывший сотрудник правоохранительных органов, а ныне специалист по GR Сергей Жирков сказал, что создание Следственного комитета и отделение следствия от прокуратуры было «позитивным шагом» , потому как позволило «диверсифицировать функции прокурорского надзора и следствия» и привело «к большей независимости следствия, а в целом разделению полномочий внутри правоохранительной системы» . По словам эксперта, сегодня нужно также «отделить следственный департамент МВД, либо, как минимум, придать ему автономный статус, потому что начальники следственных отделов МВД фактически подчиняются руководству полиции». Кроме того, необходимо также дальнейшее усиление прозрачности правоохранительных органов и развитие независимой судебной системы.

История следственных органов

12 января 1722 года указом Петра I при Сенате был впервые учрежден пост генерал-прокурора. "Быть при сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой коллегии по прокурору...", - так постановил царь Петр.

Задачи деятельности прокурора он выразил в следующем: "Сей чин яко око наше и стряпчий о делах государственных". Генерал-прокурору предписывалось надзирать за законностью деятельности Сената, а впоследствии и всех иных государственных органов. При обнаружении нарушения закона он был обязан предложить исправить ошибку, а в случаях неподчинения генерал-прокурор имел право "протестовать и оное дело остановить".

Расследование всех видов преступлений до 1860 года в России осуществлялось городской и земской полицией. В уездах его проводили становой пристав, земский исправник и уездный стряпчий , а также отделение земского суда. В городах преступления расследовались частными или следственными приставами .

Указом императора Александра II от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей . На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование незначительных преступлений и проступков.

Контроль за следственными действиями, выполняемыми следователями, возлагался на суды. Только они могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователям предписания, отменять их распоряжения.

Большинство следователей не имели юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях - до 400 дел. Обслуживаемые участки достигали 16.000 квадратных верст.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства . В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства. По Уставу следователи назначались императором по представлению министра юстиции. На должность судебного следователя могли претендовать лица, имеющие высшее юридическое образование и прослужившие по судебной части не менее трех лет. Присяжные поверенные (адвокаты) назначались на должность судебного следователя при стаже работы не менее 10 лет и наличии свидетельства судов, при которых они состояли, о добросовестном исполнении своих обязанностей.

В 1870 году были учреждены должности судебных следователей по важнейшим делам , а 1875 году - следователей по особо важным делам окружных судов . Следователь обязан был с полным беспристрастием выяснять обстоятельства как уличающие обвиняемого, так и оправдывающие его, собственной властью принимать все меры, необходимые для производства следствия, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания. Следователь был вправе поручить полиции производство дознания и собирание иной информации.

После Октября 1917 года прежняя судебная система практически полностью была разрушена. Органами следствия стали специальные комиссии при городских и районных советах Петрограда, Москвы и других местностей. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии. Законодательной регламентации их деятельности не существовало.

Согласно Декретам о суде (?2 от 7 марта 1918г. и?3 от 20 июля 1918г.) в России образовывались следственные комиссии окружных судов , которые осуществляли предварительное следствие по делам об убийствах, причинении тяжких телесных повреждений, изнасиловании, бандитизме, разбоях, подделке денежных знаков, взяточничестве и спекуляции, а также по наиболее сложным делам, подсудным уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Инструкцией «Об организации рабоче-крестьянской милиции», принятой в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска было отнесено расследование дел, переданных им народным судом или следственными комиссиями. Для расследования этих дел в аппаратах уголовного розыска и ВЧК вводились должности следователей.

Уголовно-процессуальный кодекс 1922 года и Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик, принятые в 1924 году, возложили расследование преступлений на народных следователей, следователей, состоявших при ревтрибуналах, военных следователей и следователей по важнейшим делам Наркомата юстиции. Должности следователей в уголовном розыске были упразднены.

В сентябре 1928 года следователи были изъяты из ведения судов и подчинены прокурорам. При этом прокуратура находилась в структуре Наркомата юстиции, а решения прокуроров о назначении и увольнении народных следователей утверждались губисполкомами.

17 декабря 1933 года ЦИК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре СССР , которая стала самостоятельным государственным органом. В ее штате предусматривались должности следователей по важнейшим делам . В то же время нижестоящие органы прокуратуры и состоявшие при них следователи продолжали находиться в системе Наркомюста.

10 июля 1934 года был образован Наркомат внутренних дел СССР, а ОГПУ преобразовано в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) и включено в состав НКВД СССР. Следственный аппарат существовал тогда лишь в ГУГБ и подчиненных ему подразделениях.

В послевоенный период по основ-ной массе общеуголовных преступлений (согласно УПК РСФСР 1927 года) производилось дознание. Следственный аппарат оставался в органах прокуратуры.

Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик , принятые 25 декабря 1958 года, и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР 1960 года наделяли правом производства предварительного следствия только следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь был ликвидирован. В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Органы милиции могли теперь выполнять лишь отдельные поручения следователя и не имели права вести следствие в полном объеме, а проводили только дознание.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам охраны общественного порядка. В его компетенцию вошло расследование общеуголовных преступлений. Одновременно милиция сохранила право производить дознание как форму предварительного расследования.

Следственный аппарат в органах прокуратуры сохранился, и в его компетенцию входили уголовные дела о наиболее тяжких преступлениях, а также по уголовные дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы и таможенных органов, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Федеральным законом от 05.06.07 г. ?87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-Процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в системе органов прокуратуры образована новая структура - Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации. 1 августа 2007 года Президентом Российской Федерации подписан Указ?1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», регламентирующий порядок создания и функционирования нового органа государства.

Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации сформирован и начал свою деятельность с 7 сентября 2007 г. С этого времени начинает свою историю новый следственный орган государства, в обязанности которого входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, преступлениях, имеющих повышенную общественную значимость, например, коррупционной направленности.

Окончательное отделение следствия от прокуратуры произошло 15 января 2011 года. С этого времени вступил в силу Федеральный закон от 28.12 2010г. ? 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а Президентом РФ подписан Указ от 14.01.2011г. ?38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации".

В соответствии с данными документами, Следственный комитет Российской Федерации является самостоятельным федеральным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


Впервые идея создания следственного ведомства возникла в Петровскую эпоху. В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии. Канцелярии подчинялись непосредственно царю Петру I.

Чем занимались эти канцелярии? Рассматривали дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности. В первую очередь - дела о коррупции, казнокрадстве, служебных подлогах, в которых подозревали высокопоставленных должностных лиц органов государственной власти. Историки подсчитали, что 11 из 23 сенаторов привлекли внимание канцелярии.

При Петре I оформилась концепция вневедомственного предварительного следствия . Следственный аппарат рассматривался как правоохранительное ведомство, специализирующееся исключительно на расследовании наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства. В связи с чем его наделили широкими процессуальными полномочиями, самостоятельностью и организационной независимостью от других органов государственной власти.

Административная модель организации следственного аппарата

На протяжении второй четверти XVIII - начала XIX в. модель вневедомственного следствия, заложенная Петром I, деформировалась. Статус следственного аппарата понизился. С 1723 до 1860 г. расследованием преступлений занимались, по сути, неспециализированные судебные и административные органы - Главная полицмейстерская канцелярия, Сыскной приказ, нижние земские суды. В этот период сформировалась административная модель организации следственного аппарата.

29 августа 1808 г. в Санкт-Петербурге учредили должность следственных приставов. Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810 - 1819 гг. - Министерства полиции).

Когда стало очевидной необходимость более рационально расходовать объективно ограниченные следственные силы, в 1832 г. отдельными положениями ч. 2 т. 15 Свода уголовных законов выделили несколько форм следствия. Предварительное следствие (сокращенная и упрощенная процессуальная форма; прообраз современного дознания) и следствия формального (прообраз современного предварительного следствия).

Судебная модель организации следственного аппарата в России

В начале XIX века назрела проблема. Организационная подчиненность следственной службы руководству Министерства внутренних дел и понятная незаинтересованность ведомства в уголовном преследовании должностных лиц органов государственной власти стали причиной значительного роста коррупции.

Поэтому в процессе судебной реформы 1860 г. законодатели старались найти новые формы организации предварительного следствия. Итог: следственные органы вывели из состава полиции и передали их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи ввели 993 должности судебных следователей. Историки называют этот этап - зарождение судебной модели организации следственного аппарата в России.

Формирование административной модели организации предварительного расследования после революции

Следственная служба в рамках этой концепции до Октябрьской революции 1917 г., когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен.

После революции следственные подразделения создавались при всех правоохранительных органах, в том числе судебных.

22 ноября 1918 г. был образован единый следственный отдел ВЧК, а 11 августа 1921 г. —следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 г. формировались следственные подотделы либо при каждом отделе губернской или уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Согласно статьям 32 и 33 Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. следственный аппарат судебной системы состоял из:

  • участковых народных следователей при народных судах;
  • старших следователей при губернских судах;
  • следователей по важнейшим делам при Верховном Суде РСФСР;
  • следователей по важнейшим делам при Наркомате юстиции.

Согласно пункту 5 статьи 23 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в редакции 1923 г. к названному перечню следственных должностей были добавлены следователи военных и военно-транспортных трибуналов.

В 1927 г. в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи были переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, коллегия Наркомата юстиции 12 апреля 1928 г. постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР»

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия прекратил свое существование. А в стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.

В 1938 - 1939 гг. следственные подразделения учредили и в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время НКВД СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 г. Главное управление контрразведки «Смерш» Наркомата обороны.

Период «оттепели»

В 1960 годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. Впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала - в кругах научной общественности, а затем - и на уровне высшего руководства страны.

В апреле 1990 г. на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР было поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета». И в первом полугодии 1993 г. проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» был внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 г. удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Из компетенции прокурора исключили полномочия по процессуальному руководству следствием. Основное новшество - следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Однако на этом этапе вновь созданный Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации еще входил в систему органов прокуратуры.

Восстановление петровской модели

Окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Следственный комитет стал функционировать вне системы прокуратуры Российской Федерации.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона «О Следственном комитете Российской Федерации» Председатель Следственного комитета Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации без одобрения органа законодательной власти, как это было ранее.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти.

Материал написан на основе данных с официального сайта Следственного комитета РФ.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...