Культурные права по конституции рф статьи. Культурные права граждан в РФ: понятие, правовое регулирование и разновидности


Культурные права и свободы гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право на свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения.

Остановимся на таком фундаментальном праве в сфере культуры, как образование, в статье 43 Конституции РФ, закрепляющей право на образование, содержится следующая конституционная норма: «Каждый имеет право на образование». Российская газета. 1993. 25 декабря.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, государства, который сопровождается достижением определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом (аттестатом, дипломом).

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении. Причем основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми основного общего образования. Все это хорошо, если бы конституционные положения отвечали действительности. Между тем, в реальной жизни наша страна движется от бесплатного образования к платному, и примеров тому очень много.

В настоящее время предметом особого внимания является предотвращение коррупции, обеспечение законности, справедливости и фактического равенства при приеме в учреждение высшего и среднего профессионального образования. Многие политики, ученые считают, что с введением единого государственного экзамена по всем учебным дисциплинам разрешится проблема коррупции в ходе вступительных испытаний.

Принципы государственной политики РФ и государственные гарантии права граждан на образование конкретизируются в Федеральном законе «Об образовании» от 13 января 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 3 Ст. 150., Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. СЗ РФ. 1996. № 37. Ст. 3519.

Бесспорно, что одним из достижений нашей действительности является свобода литературного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (статья 44 Конституции РФ). Естественно, что предусмотренная Конституцией свобода наличествует в жизни. Однако, как и в других случаях, одной свободой сыт, не будешь. Поэтому, видимо, не случайно из страны выехало за границу более трехсот тысяч дипломированных специалистов, в том числе крупных ученых. Между тем, советская наука еще недавно процветала. Вот наглядные данные: 34% всех открытий в СССР было сделано в 50-е года, 40% - в 60-е, 18% - в 70-е и 2% - в 80-е. Воеводин Л.Д. Указ. соч. С. 219. Были, видимо, какие-то внутренние пороки во всей системе производства знания, которые из года в год вели к деградации. Быть может, причина в том, что финансирование социальной сферы, науки и культуры по-прежнему осуществляется по «остаточному принципу».

Согласно части 2 статьи 44 Конституции РФ «каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Российская газета. 1993. 25 декабря. Право каждого на участие в культурной жизни нашей страны носит реальный характер, так как каждый человек имеет доступ к музеям, театрам, библиотекам, картинным галереям. Однако большинство молодых людей, подростков не интересуют ни балеты, ни спектакли, ни оперы. Свободное время они предпочитают провести в барах, попивая пиво, или в дискоклубах, танцуя под непонятную музыку. Их больше интересуют наркотики, чем художественные произведения русских классиков. Все это ведет к деградации общества. Политика государства должна быть направлена на воспитание в молодом поколении любви и уважения к Родине и ее культурным ценностям. Каждый человек должен заботиться о сохранении исторического культурного наследия, бережно относиться к памятникам истории и культуры.


Культурные права и свободы – права, относящиеся к сфере духовной жизни человека и гражданина. В данном случае слово «культура» понимается в узком значений.
Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: право на образование, право на доступ к культурным ценностям, право свободно участвовать в культурной жизни общества, право на творчество, право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и др.
Культура неразрывно связана с отдельной личностью, с ее деятельностью, поступками, творчеством. Отношения, возникающие между субъектами в области культурной жизни нашего общества, государства, регулируются, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации.
Основной функцией культурных прав и свобод человека и гражданина является использование каждым человеком духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания людей, повышения их культурного уровня. Реализация возможности пользоваться культурными правами зависит не только от государственного обеспечения, но и от субъективных качеств самого гражданина – уровня его культурного развития, стремления осваивать те или иные культурные блага.
Культурные права призваны обеспечить духовное развитие человека его интеграцию в общественную систему, различные способы самореализации личности.
Культурные права человека и гражданина, так же как иные основные права, имеют свою историю.
Так, Конституции РСФСР 1918 и 1925 гг. в сфере культурных отношений ставили задачу предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование. Конституция РСФСР 1936 г. Закрепляла за всеми гражданами РСФСР право на образование. Это право обеспечивалось всеобщеобязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.
Конституция РСФСР 1978 г., кроме права на образование, закрепляла право на пользование достижениями культуры и творчества.
Конституция Российской Федерации 1993 г., сохраняя право на образование, право на участие в культурной жизни, гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также впервые закрепляет свободу преподавания и охрану интеллектуальной собственности.
Основы международных стандартов права на образование сформулированы во Всеобщей декларации нрав человека:
Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Подобные положения содержит и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования их минимуму требований, установленных государством.
Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования «без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».
Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее - общедоступным, а высшее - доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; б) обеспечить во всех государственных заведениях равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.
Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях.
Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ.
В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ установлены три разновидности прав и свобод человека и гражданина: право на творчество, право на преподавание, право на интеллектуальную собственность.
Право на творчество раскрывается в Основах законодательства РФ о культуре:
Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Профессиональный и непрофессиональный творческий работники равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.
Право на преподавание, как разновидность творческой деятельности (академическая свобода), одновременно неразрывно связано с правом на образование и означает, что преподаватель вправе преподавать свой предмет теми средствами и способами, которые он считает приемлемыми, а обучаемые и их родители вправе выбирать такого преподавателя, которые в наибольшей степени удовлетворяет их потребности. В законодательных актах РФ академическая свобода пока еще не нашла своего отражения.
Право на интеллектуальную собственность означает исключительное право автора на созданные им литературные, художественные и иные произведения, изобретения и другие объекты интеллектуального труда. Реализация права на интеллектуальную собственность регулируется различными законодательными актами. Одним из таких актов является Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. Он гласит: авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства, а также способа их выражения. Авторское право предполагает личные неимущественные и имущественные права на произведение. Согласно этому же закону автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право признаваться автором произведения (право авторства); право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя); право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв; право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора) . Имущественные права автора заключаются в том, что автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.
Право на участие каждого в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, закрепленное в ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, конкретизируется в ст. 12 Основ законодательства РФ о культуре, согласно которой каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Порядок бесплатного посещения музеев устанавливается Правительством РФ.
Однако вопросы культурных прав выходят далеко за рамки одного государства. Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации - ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование , свобода преподавания (академическая ), свобода творчества , право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Таким образом, К.п.ч. включают как социальные (), так и личные () права и свободы. В РФ закреплены в ст. 43 и 44 Конституции РФ.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Юридическая энциклопедия

    культурные права человека - особый комплекс прав и свобод, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К К.п.ч. относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода… … Большой юридический словарь

    Особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни. В международном праве закреплены во Всеобщей декларации прав человека… …

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРНЫЕ - КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА … Юридическая энциклопедия

    - (см. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые п … Википедия

    Права Теория Естественные и законные права Права требования и права свободы Отрицательные и положительные права Индивидуальные и групповые права … Википедия

    Впервые упоминались с приходом демократии в 1958 году (краткий 3 летний период демократизации, 1945 8). Некоторые правозащитные организации, критикуют правительство Венесуэлы по вопросам соблюдения прав человека, включая ситуацию со свободой… … Википедия

    Возможности, правомочия, потенции действий человека в определенной, указанной в законе сфере. Формула «Люди рождаются свободными и равными» подразумевает, что человеку принадлежат от рождения определенные права, что он не обязан ими никакой… … Философская энциклопедия

    ПРАВА ЧЕЛОВЕКА, равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Согласно национальным и международным правовым нормам права человека даны всем людям, они обеспечивают развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества,… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Международные акты о правах человека. Сборник документов , . Цель сборника - ознакомить читателя с наиболее полным сводом международных актов о защите прав человека, принятых на универсальном и региональном уровнях. Сборниксостоит из трех частей. Часть…
  • Вчера наступает внезапно. Психодрама и культура повседневности , Е. Л. Михайлова. Эта книга - едва ли не первая попытка рассмотреть помогающие практики как зеркало, в котором отражаются культурные, исторические и социальные процессы. Человек, прибегающий к помощи…

Культурные правомочия граждан в РФ – это специфическая система правомочий и свобод, образующих собой обеспеченные конституцией или законом возможности индивида в области культурной и научной жизни.

Культурные правомочия и свободы формируют условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня индивида, способствуют его всестороннему и гармоничному становлению.

В Конституции страны закреплены следующие ключевые культурные правомочия и свободы:

– правомочие на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– правомочие на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

Основы международных стандартов правомочия на образование определены в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В данных источниках оговариваются условия полной реализации правомочия на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально ‒ технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Конкретные личности и учреждения правомочны формировать частные учебные заведения и руководить ими исключительно при условии соответствия образования в них минимуму предписаний, предусмотренных государством.

Международно ‒ правовые положения закрепляют также приоритетные цели образования:

Полное развитие человеческой личности и ее достоинства;

Уважение к правомочиям и свободам личности;

Обязательность образования;

Формирование возможностей быть полезными субъектами свободного социума;

Способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в сфере образования ориентирована на предоставление всем равенства возможностей в приобретение образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по свойству расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или других убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения».

Для этого государства обязуются:

а) предусмотреть начальное образование обязательным и бесплатным; среднее – общедоступным, а высшее – доступным на базе полного равенства и в зависимости от способностей каждого;

б) гарантировать во всех государственных учреждениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения;

в) поощрять приобретение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии .

Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности»

На основании с ч. 1 ст. 43 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на образование. Представленное правомочие выступает комплексным и гарантируется предусмотренной в ст. 43 Основного Закона страны группой более частных правомочий и гарантий, к которым относятся:

а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2);

б) правомочие индивида на конкурсной основе бесплатно приобрести высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3);

в) обязательность основного общего образования, приобретение которого обеспечивают государство и родители или субъекты, их заменяющие (ч. 4);

г) закрепление в государстве федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством отдельных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» детализирует предписания Основного Закона страны, устанавливает механизм осуществления указанного правомочия.

На основании ч. 1 ст. 44 Основного Закона страны каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и иных разновидностей творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым комплексом более частных правомочий и обязанностей: правомочием на охрану интеллектуальной собственности; правомочием на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество конкретно взаимосвязано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. закрепляется, что каждый индивид имеет правомочие на все разновидности творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из существенных духовных свобод, означающая, что государство должно реализовывать минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны указанной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Основного Закона государства запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и иных разновидностей творчества.

Свобода творчества обеспечивается и тем, что на данную разновидность деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям конкретного рода. К примеру, согласно ч. 3 ст. 97 Основного Закона страны депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и другой творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть безграничной, так как возможно злоупотребление ею. С целью охраны интересов и правомочий иных субъектов, обеспечения нравственности и безопасности социума, национальная Конституция и законодательство объединяют конкретные ограничения указанной свободы .

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ указываются определенные разновидности творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также предусматривается предписание о том, что интеллектуальная собственность защищается законом.

Интеллектуальная собственность – это итог интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально – материальную основы.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Основного Закона страны каждый имеет правомочие на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Культурная жизнь проявляется в разной деятельности. Широкий комплекс форм культурной жизни обуславливает и разнообразие способов участия в ней, предполагающего осуществление возможностей каждого индивида приобщиться к культуре, приобрести определенное образование, вступить в какую – нибудь творческую группу, заниматься творческой деятельностью и другие.

Гражданам нашей страны гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа государства на основании Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации». Каждый имеет правомочие на беспрепятственное приобретение сведений об объекте культурного наследия в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, в границах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов страны.

К группе духовных свобод можно определить свободу совести и вероисповедания, специфической чертой которой выступает одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Осуществление свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному становлению личности, формированию ее как индивида с конкретной системой нравственно – религиозных воззрений.

Основной Закон государства в ст. 28 закрепляет несколько существенных компонентов, выражающих содержание сущности свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются только с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. При этом совесть в более широком представлении обозначает, что религиозная нравственность, хотя и образует ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания.

В философско – этическом представлении совесть представляет особое духовное качество каждого индивида, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. По данной причине сущность свободы совести в юридическом понимании выражается в том, что индивид в своей жизни свободен в выборе той или другой нравственно – духовной, в том числе религиозной, основы. Он правомочен сам устанавливать комплекс ценностей, образующий основу его жизнедеятельности (если она, безусловно, не наносит вреда иным лицам), может исповедовать или не исповедовать то или другое вероучение, придерживаться или не придерживаться той или другой религии.

Составной долей свободы совести выступает свобода вероисповедания. Категория «свобода вероисповедания» взаимосвязана с разнообразием религиозных взглядов, получающих свое проявление в принятии или непринятии тех или других учений, исторически сформировавшихся как на территории страны, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также разные секты указанных и других религий, имеющие своих приверженцев, выражают собой определенные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения индивида по своему добровольному выбору к какому – нибудь из них и образует сущность свободы вероисповедания .

Сущность исповедания любого вероучения закрепляется в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что обеспечено Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125 – ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Существенным обстоятельством для правоприменительной деятельности выступает то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

Таким образом, культурные правомочия обеспечивают духовное становление личности, помогают каждому субъекту стать полезным членом политического, духовного, социального и культурного прогресса. К ним относятся: правомочие на образование, правомочие на доступ к культурным ценностям, правомочие свободно участвовать в культурной жизни социума, правомочие на творчество, правомочие на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие.

Указанная права определяют возможности человека участвовать в культурной жизни общества и пользоваться достижениями в сфере культуры, науки, искусства, образования, в том числе на родном языке.

К культурным правам и свободам относятся:

1) право пользоваться родным языком и выбирать язык общения (ст.50);

2) право на участие в культурной жизни (ст.51);

3) свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания (ст.51).

Конституционные обязанности граждан

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают различные сферы отношений.

Конституционные обязанности выражают наиболее важные требования, предъявляемые к человеку и гражданину со стороны государства.

В Конституции закрепляются следующие обязанности граждан:

1) каждый обязан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст.52);

2) каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст. 53);

3) каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст.54);

4) охрана природной среды - долг каждого (ст.55);

5) граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей (ст.56);

6) защита Республики Беларусь - обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь (ст.57).

Согласно ст.58 Конституции, никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и ее законами. Это означает, что обязанности граждан могут устанавливаться только на конституционном и законодательном уровнях. Они не могут закрепляться в подзаконных актах, например, в постановлениях Правительства, министерств и ведомств.

Конституционные гарантии обеспечения прав и свобод граждан

Конституционные гарантии - это правовые средства, с помощью которых государство обеспечивает и защищает конституционные права и свободы.

В науке конституционного права выделяются три уровня гарантий прав и свобод, провозглашенных в Конституции, а именно:

1) гарантии, которые содержатся в статьях Конституции, закрепляющих права и свободы граждан:

2) гарантии, которые содержатся в специальных статьях Конституции;

3) гарантии, которые предусматриваются в нормах отраслевого законодательства.

Первая группа гарантий используется в качестве дополнения к нормам Конституции, в которых провозглашаются права и свободы граждан. Например, в ст.33 Конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. В развитие этой нормы в части второй этой статьи отмечается, что никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Кроме того, в части третьей указанной статьи установлено, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.


Другой пример. Статья 41 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека. С целью обеспечения этого права часть вторая данной статьи возлагает на государство обязанность создавать условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Такой подход соблюдается законодателем при закреплении практически всех статей Конституции, в которых речь идет о правах и свободах граждан.

Ко второй группе конституционных гарантий относятся статьи Конституции, призванные создать условия для обеспечения всех прав и свобод граждан. К ним относятся нормы, содержащиеся в статьях 59 - 62 Конституции.

Согласно статье 59 Конституции, государство обязуется принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь. При этом государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

В соответствии со статьей 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом. С целью защиты прав, свобод, чести и достоинства граждане вправе взыскать в судебном порядке как имущественный вред, так и материальное возмещение морального вреда..

Статья 61 Конституции предоставляет возможность гражданам Республики Беларусь обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане Республики Беларусь могут в установленном порядке обращаться в Комитет ООН по правам человека, штаб-квартира которого размещается в Женеве.

Статья 62 Конституция гарантирует каждому право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться помощью адвокатов и других своих представителей в суде и иных государственных органах. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств.

Еще одна группа гарантий реализации конституционных прав и свобод содержится в нормах отраслевого законодательства, а именно : гражданского, трудового, семейного и др.

Так, порядок реализации гражданами свободы собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования регламентируется Законом «О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 29 ноября 2003 г.). Право гражданина избирать и быть избранными в государственные органы конкретизируется в Избирательном кодексе Республики Беларусь, вступившим в силу с 25 марта 2000 года. Право граждан на доступ к любым должностям в государственных органах получило свое обеспечение в Законе «О государственной службе в республике Беларусь», принятом 14 июня 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями).

Порядок использования гражданами конституционного права вносить в парламент предложения о внесении изменений и дополнений в Конституцию (при условии сбора инициативной группой не менее 150 тысяч подписей) регламентируется в Законе «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь», принятом 26 ноября 2003 года.

Право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы получило свое развитие в Законе «Об обращениях граждан» от 6 июня 1996 г., а также в Декрете Президента Республики Беларусь № 2 от 14 января 2005 г. «О совершенствовании работы с населением».

В соответствии со ст. 63 Конституцией осуществление конституционных прав и свобод может быть приостановлено только в условиях чрезвычайного или военного положения в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом. Но и в этих случаях не могут ограничиваться права, предусмотренные в статье 24 (право на жизнь), части третьей статьи 25 (никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию), статье 26 (никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда) и статье 31 (каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой).

ИСТОЧНИКИ:

Нормативные акты:

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). - Мн.: «Амалфея», 2004.

Избирательный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2004.

О свободе совести и религиозных организаций: Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002, № 123, 2/886.

О массовых мероприятиях в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 г. (в редакции Закона от 7 августа 2003 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 93, 2/982; // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 136, 2/1002;

О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 года // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003, № 133, 2/997;

О государственной службе в Республике Беларусь: Закон от 14 июня 2003 г. с изменениями и дополнениями от 29 июня 2004 г. - Мн.: Дикта, 2004.

Литература:

Артемова В.Н., Мариков О.П., Потеружа И.И. Права человека: Проблемы гармонизации международного и национального законодательства. - Мн., 1997.

Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2002.

Василевич Г.А. Конституционное правосудие на защите прав и свобод граждан. - Мн., 2003.

Демичев Д.М. Конституционное право: Учебное пособие. - Мн., 2004.

Кивель В.Н. Защита прав человека и гражданина при осуществлении конституционного правосудия // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 1997, № 3.

Конституционное право Республики Беларусь. В понятиях и схемах / Под ред. А.И.Сухарковой. - Мн., 2002.

Ковешников Е.М. Российское конституционное право. В вопросах и ответах: Учебное пособие. - Мн., 2002.

Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Мн., 2005.

Курак А.И. Конституционное право Республики Беларусь (в таблицах, схемах, определениях). - Мн., 2003.

Пастухов М.И., Тихиня В.Г. Конституционное право. Энциклопедический словарь. - Мн., 1996.

Шуклин В.З. Право граждан на свободу совести и свободу вероисповедания в судебной практике // Право Беларуси. 2003, № 12, с.58 - 62.

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...