Методика распределения финансовых средств из фонда регионального развития. Региональные фонды Федеральные фонды регионального развития относятся к ведению


Федеральный фонд софинансирования социальных расходов (ФССР)

Его цель – частично субсидировать расходы бюджетов субъектов РФ посредством:

  • осуществления мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла;
  • выплат государственных пособий гражданам, имеющим детей;
  • обеспечения социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий;
  • предоставления гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Распределение средств фонда производится исходя из численности соответствующих категорий граждан с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ после распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Федеральный фонд регионального развития (ФФРР)

Этот фонд функционирует с 2006 г. в составе федерального бюджета с целью оказания финансовой помощи регионам, инвестирующим в социальную и производственную инфраструктуру. Доля федерального бюджета в софинансировании расходов территорий не должна превышать половины совокупного объема средств. Распределение ресурсов и отбор инвестиционных проектов проводятся на конкурсной основе с использованием формализованных подходов и с учетом инвестиционной привлекательности регионов.

Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРФ)

Этот фонд, созданный в 2005 г., ставит целью субсидировать субъектов РФ и муниципальных образований, отобранных на конкурсной основе. Получателями средств из фонда являются преимущественно бездотационные регионы.

Обязательным условием получения средств из фонда является представление Программы реформирования региональных (муниципальных) финансов. За 2005–2009 гг. были субсидированы программы в 43 регионах и 22 муниципальных образованиях. В соответствии с этими программами из фонда софинансируются такие направления, как методическая помощь территориям в управлении финансами, включая финансовое планирование и отчетность, внедрение бюджетирования, ориентированного на результат (БОР); обучение кадров финансовых органов в регионах; разработка системы учета стоимости государственных и муниципальных услуг; погашение и обслуживание долговых обязательств; развитие социальной инфраструктуры; повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества.

В систему межбюджетных отношений входит поддержка закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО ).

ЗАТО – это городской округ, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан.

В 22 субъектах РФ функционирует 42 ЗАТО общей численностью населения 1,3 млн чел. Деятельность особо важных предприятий на их территории обусловливает необходимость компенсации из федерального бюджета расходов, связанных с режимом их безопасного функционирования. С 2006 г. бюджеты ЗАТО включены в единую систему бюджетов субъектов РФ с распространением на них механизмов межбюджетного регулирования, предусмотренных для муниципальных образований, имеющих статус городского округа. ЗАТО – высокодотационные образования: межбюджетные трансферты занимают в среднем 55% в структуре собственных доходов их бюджетов. Это позволяет сохранять повышенную бюджетную обеспеченность населения ЗАТО – в 1,4 раза выше, чем в среднем в муниципальных образованиях.

Взаимоотношениями федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ не исчерпываются межбюджетные отношения. Из бюджетов субъектов РФ на таких же принципах оказывается финансовая помощь местным бюджетам. Например, из бюджетов субъектов Федерации выделяются дотации из региональных фондов финансовой поддержки поселений, из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов, иные дотации и субсидии, а также бюджетные кредиты и субвенции. Субвенции, как правило, компенсируют расходы по делегированным полномочиям, не обеспеченные доходами местных бюджетов, точно так же, как федеральный бюджет компенсирует не обеспеченные полномочия субъектов Федерации.

В свою очередь, из бюджетов муниципальных районов финансовая помощь может транслироваться вниз – напрямую бюджетам городских и сельских поселений либо в виде субвенций в региональные фонды финансовой поддержки поселений и региональные фонды финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).

Таким образом, межбюджетные трансферты направлены сверху вниз по всем уровням бюджетной системы. Обратное движение средств происходит лишь при погашении регионального и муниципального долга перед федеральными органами государственной власти или органами государственной власти субъекта РФ.

Так устроена современная система межбюджетного урегулирования.

Тем не менее полностью устранить бюджетное неравенство не удается.

Бюджетные фонды – значимый и невероятно важный элемент системы федерального бюджета. По своему назначению они являются целевыми. Такие фонды могут создаваться не только на государственном уровне, но и на уровне отдельных субъектов/регионов. Основная функция – всестороннее решение финансовых проблем в различных отраслях и сферах жизни путём бесперебойного финансирования соответствующих расходов и мероприятий.

Система бюджетных фондов

Впервые термин «целевой бюджетный фонд» прозвучал в нашей стране в середине 90-х гг. ХХ столетия и применялся для обозначения определённого переходного этапа между бюджетной, а также внебюджетной формами перераспределения денежных средств. Изначально подобная система возникла из целого ряда внебюджетных фондов и предназначалась для формирования стабильного источника финансирования определённых госрасходов.

На сегодняшний момент речь идёт преимущественно о денежных фондах целевого назначения, которые создаются на различных уровнях внутри бюджета за счёт всё тех же целевых доходов.

Бюджетные фонды РФ

Абсолютно все действия бюджетных фондов в нашей стране регулируются Бюджетным кодексом, а сами такие структуры создаются и функционируют в строгом соответствии с действующим законодательством. Обычно подобные фонды закладываются правительством на государственном уровне, в рамках Закона о федеральном бюджете на будущий финансовый год. При этом возможно создание бюджетных фондов на уровне субъекта и даже отдельного территориального образования. Источниками наполнения бюджетных фондов РФ являются бюджетные средства, казначейские вексели, спецналоги, целевые госзаймы и пр.

Использование бюджетного фонда

Использование финансовых резервов бюджетных фондов регулируется соответствующими нормативными документами. ЦБФ формируются за счёт доходов целевого назначения и могут использоваться только для финансирования соответствующих целевых направлений. Все операции с такими средствами при этом проводятся исключительно через отделения Центробанка, а также главного управления казначейства Минфина. Учёт средств ведётся на бюджетных счетах, открытых в казначействе/Центробанке.

“Денежные средства бюджетных фондов не могут быть изъяты и ни в коем случае не могут использоваться для получения прибыли”

Федеральные бюджетные фонды

К числу федеральных бюджетных фондов можно отнести следующие госструктуры:

  • федеральный фонд компенсаций,
  • федеральный бюджетный фонд реформирования соцфинансов,
  • фонд софинансирования социальных расходов,
  • федеральный фонд развития регионов,
  • резервные бюджетные и другие фонды.

Бюджетные и внебюджетные фонды

Помимо целевых бюджетных, существуют также различные внебюджетные фонды, не включённые в структуру регионального или госбюджета. При этом такие внебюджетные фонды формируются из самостоятельных источников, то есть, находятся вне федерального бюджета или бюджетов отдельных субъектов. К числу наиболее значимых социальных внебюджетных фондов в России относятся ПФ РФ (Пенсионный фонд), Соцстрах (Фонд социального страхования), ФФОМС (государственный фонд обязательного медицинского страхования).

Кроме этого, существует ряд внебюджетных фондов не социальной, а экономической направленности – в частности, всевозможные фонды финансирования отдельных отраслей производства или народного хозяйства.

Государственные бюджетные фонды

Одно из главных условий существования любого из перечисленных выше государственных бюджетных фондов – строгий контроль над его формированием, а также целевым использованием имеющихся на счетах фонда денежных средств. Государство контролирует не только законность использования бюджетных денег, но и эффективность/рациональность их применения в соответствующей сфере. Состав таких фондов в федеральном бюджете непостоянен, они могут создаваться и упраздняться решением правительства. Точно так же и отдельные субъекты РФ могут от года к году закрывать одни и создавать другие бюджетные целевые фонды, в зависимости от текущей экономической ситуации, целесообразности и других факторов.

Фонды бюджетных учреждений

Также стоит упомянуть спецфонды различных бюджетных учреждений. Их состав формируется из поступлений на конкретные цели, после чего средства соответствующим образом распределяются и расходуются согласно нормам законодательства. Бюджетные средства фонда идут преимущественно на реализацию мероприятий, обеспечивающих бесперебойное функционирование такого учреждения. Доходная часть спецфонда формируется на основании расчётов, исчисляемых по каждому отдельно взятому источнику дохода (как и в описанных выше случаях, требуется открытие бюджетного счёта в Федеральном казначействе).

МЕТОДИКА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ СРЕДСТВ ИЗ ФОНДА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Общие положения

Основная часть федеральных целевых программ регионального паритета, одобренных Правительством Российской Федерации к реализации, имеют в своем составе конкретный перечень инвестиционных проектов. Исключение составляет федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)», для реализации которой ежегодно должны определяться как субъекты Российской Федерации для получения федеральной финансовой помощи, так и соответствующий перечень инвестиционных проектов. Поэтому данная методика решает эту задачу.

Федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (годы и до 2015 года)» (далее – Программа), утвержденная постановлением Правительства Россий-ской Федерации от 01.01.01 г., предназначена в первую очередь для оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития и поэтому основная часть финансовых средств Фонда должна быть направлена для улучшения социальной и экономической среды именно этих регионов, что будет содействовать снижению уровня дифференциации экономического и социального пространства Российской Федерации.

Целью Методики является определение порядка и оценка необходимости оказания федеральной финансовой помощи субъектам Российской Федерации для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития.

Основные принципы

Оказание федеральной финансовой помощи для софинансирования инвестиционных проектов из средств Фонда регионального развития будет осуществляться в соответствии со следующими принципами :

- прозрачности процедуры определения субъектов Российской Федерации, нуждающихся в федеральной финансовой помощи и софинансируемых инвестиционных проектов;

- приоритетности оказания помощи субъектам Российской Федерации, отнесенным к группам регионов с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития;

- равенства субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральным центром в определении размера финансовой помощи;

- эффективности использования федеральной финансовой помощи;

- конкурсности инвестиционных проектов, предлагаемых к софинансированию с использованием средств федерального бюджета ;

- гарантированности со стороны субъекта Российской Федерации софинансирования инвестиционных проектов из средств регионального бюджета и внебюджетных источников.

Общие условия и правила

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на получение федеральной финансовой помощи из ФРР:

1. Если проводимая регионом финансовая политика не противоречит действующему федеральному законодательству.

2. Если проводимая регионом инвестиционная политика соответствует направлениям проводимых Правительством Российской Федерации экономических и социальных реформ.

Субъекты Российской Федерации могут претендовать на финансирование из федерального бюджета только по одной из трех групп, предусмотренных Программой и ежегодно определяемые по оценке уровня социально-экономического развития и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации:

Группа I – регионы, находящиеся в группе с «крайне низким» уровнем развития .

Группа II - регионы, находящиеся в группе «низкого» уровня развития.

Группа III – регионы, находящиеся в группе «ниже среднего» уровня развития.

С целью исключения возможности одних регионов иметь необоснованные преимущества в получении больших объемов федеральной финансовой помощи из ФРР при сокращении возможностей для других регионов вводится ограничение объема возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации из Фонда регионального развития.

Объем федеральной финансовой помощи определяется только по результатам конкурса проектов субъектов Российской Федерации, допущенных к участию в конкурсе.

В случае, когда по ряду субъектов Российской Федерации общие объемы федеральных финансовых средств на софинансирование победивших в конкурсе проектов окажутся меньше объемов соответствующих регионов, на оставшийся объем объявляется дополнительный конкурс для всех регионов, допущенных к участию в конкурсе.

Определение состава групп регионов,
нуждающихся в федеральной финансовой помощи

Определение состава групп осуществляется на основе оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов .

Осуществление оценки уровня развития региона базируется на следующих основных принципах:


· системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и использование упорядоченной структуры частных и интегральных характеристик регионального развития;

· обеспечение максимальной репрезентативности показателей для оценки различных аспектов социально-экономического развития регионов;

· учет достоверности исходных данных при выборе базовых показателей регионального развития;

· адаптация системы используемых индикаторов к возможностям существующей статистической отчетности;

· соответствие системы индикаторов задачам ежегодного мониторинга и прогнозирования экономического и социального развития регионов;

· достижение максимальной информативности результатов оценки уровня развития регионов с позиций принятия адекватных решений на федеральном и региональном уровнях государственного управления ;

Система показателей включают в себя индикаторы, характеризующие качество жизни населения , оценку общего состояния уровня социально-экономического развития и степень развитости инфраструктуры субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения оценки уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры регионов

В прилагаемых ниже формулах верхний индекс j - означает номер региона, RF – для среднероссийских показателей, а нижний индекс t – рассматриваемый год.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в данной методике использованы следующие индикаторы, отражающие географические особенности страны:


- коэффициент уровня покупательной способности (КУ) – рассчитывается как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР_MИН) в регионе к среднероссийскому показателю:

- районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по регионам России (К_Уд) – определен на основе данных Госстроя России о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры .

Перечень базовых индикаторов оценки уровня развития

Интегральный показатель развития определяется по следующим нормированным показателям развития регионов:


1. Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (N), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (KУ):

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. руб.) определяется как отношение объема инвестиций за счет всех (Ин) к численности населения (N), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К_Уд):



2. Удельный вес площади, оборудованной канализацией, %

3. Удельный вес площади, оборудованной центральным отоплением, %

4. Удельный вес площади, оборудованной ваннами (душами), %

5. Удельный вес площади, оборудованной газом, %

6. Удельный вес площади, оборудованной горячим водоснабжением , %

7. Удельный вес площади, оборудованной напольными электроплитами, %

14. Число детей, умерших в возрасте до 1 года, на 1000 родившихся

15. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, (число лет) – все население

16. Доля населения, имеющего высшее специальное образование среди занятых в экономике, %

17. Средняя обеспеченность населения площадью жилых квартир (на конец года), кв. м. на человека

18. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда во всем жилищном фонде, %

С целью учета дополнительной нагрузки, создаваемой мигрантами на инфраструктуру в регионах, все показатели, рассчитываемые на душу населения, учитывают коэффициент миграционного прироста .

Источники информации - Госкомстат России, Госстрой России.

Источник информации о миграционных процессах в регионах - данные Госкомстата России и МВД России.

Расчет интегрального показателя

Расчет интегрального показателя проводится поэтапно путем реализации следующей последовательности вычислительных итераций.

На первом этапе по каждому из базовых показателей строятся нормированные индикаторы (для приведения показателей в сопоставимый вид) по формулам:

а) Если исходный показатель (частный критерий) https://pandia.ru/text/78/101/images/image014_49.gif" width="12 height=13" height="13">, тем выше качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной подсчитывается по формуле:

(1)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image018_34.gif" width="33" height="21 src="> - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя.

б) Если исходный показатель (частный критерий) х связан с анализируемым интегральным показателем свойством убывающей зависимости (т. е. чем больше значение х, тем ниже качество или значение интегрального показателя), то значение соответствующей нормированной переменной https://pandia.ru/text/78/101/images/image019_35.gif" width="127 height=58" height="58"> (2)

где и - соответственно, - наименьшее и наибольшее значения исходного показателя по регионам.

На втором этапе строятся сводный показатель обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры(12-й индикатор) и сводный показатель обеспеченности населения субъекта Российской Федерации объектами инженерной инфраструктуры(13-й индикатор) по формулам:

(3)

где https://pandia.ru/text/78/101/images/image023_31.gif" width="19" height="24 src="> - вес этого индикатора в сумме.

На третьем этапе строится общий интегральный показатель уровня социально-экономического развития, качества жизни и обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации по формуле:

DIV_ADBLOCK318">


3. Допуск регионов к участию в конкурсе проектов определяется на основе оценки эффективности финансовой политики , осуществляемой субъектом Российской Федерации.

Оценка эффективности финансовой политики определяется по методике Минфина России на основе оценки использования регионом финансовых инструментов по назначению. При этом основным критерием является оценка качества управления региональными финансами .

Оценка финансовой политики, проводимой регионами, осуществляется Минфином России и результаты оценки направляются в Минэкономразвития России для учета при формировании групп регионов, допускаемых к конкурсу проектов.

Оценка эффективности проводимой регионом инвестиционной политики определяется на основе комплексных региональных программ социального и экономического развития.

Определение объема возможной финансовой помощи регионам

После определения состава групп регионов осуществляется расчет объемов возможной федеральной финансовой помощи субъекту Российской Федерации по Программе.

Объем рассчитывается для каждого региона пропорционально численности населения субъекта Российской Федерации и пропорционально отклонению от среднероссийского уровня развития без выделения каких-либо приоритетов внутри группы по следующей формуле:

Коэффициент, учитывающий численность населения, рассчитываемый по формуле:

где - численность населения j-го региона

Условия проведения конкурса проектов

Конкурс проводится конкурсной комиссией Минэкономразвития России с включением представителей Минфина России и субъектов Российской Федерации.

Конкурс проектов проводится раздельно по каждой группе регионов по показателям экономической и социальной эффективности проектов региональных программ, по которым субъекты должны представить бюджетные заявки .

Критерии оценки проектов:

Социальная и экономическая значимость проекта для региона,

Доля населения, для которого решаемая проектом проблема является актуальной,

Сроки ввода мощностей проекта,

Ареал действия проекта (локальный, межпоселковый, межрегиональный),

Количество создаваемых проектом новых рабочих мест,

Социальный и экономический эффект на рубль федеральных средств,

Степень софинансирования проекта из регионального и муниципальных бюджетов и внебюджетных средств .

Сметная стоимость строительства определяется в соответствии с Инструкцией о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятии, зданий и сооружений (СНиП).

Фонд создается из средств федерального бюджета и аккумулирует средства, предназначенные для долевого финан
сирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования (общественной инфраструктуры регионального и муниципального значения).
Средства фонда направляются на реализацию федеральных целевых программ, которые обеспечивают создание единой социальной инфраструктуры в рамках бюджетной политики РФ.
Выделение средств из фонда осуществляется в соответствии с планами инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории каждого субъекта РФ в целях реализации предусмотренных федеральным законом государственных услуг населению.
Выделение средств из фонда на развитие социальной инфраструктуры региона осуществляется по заявкам органов исполнительной власти субъекта РФ, которые рассматриваются Правительством РФ и включаются в план инвестиционной деятельности по развитию регионов.
Распределение средств фонда осуществляется с учетом возможностей фонда и необходимой потребностью развития социальной инфраструктуры региона. С этой целью:
- определяется количество объектов социальной инфраструктуры, которые должны существовать на территории субъекта РФ на основе выработанных нормативов обеспеченности объектами данного вида;
- органы исполнительной власти субъекта РФ представляют в Правительство РФ заявки на выделение инвестиций по развитию социальной инфраструктуры региона;
- рассчитывается потребность в капиталовложениях в социальную сферу развития инфраструктуры каждого субъекта РФ;
- исходя из ресурсов фонда и возможностей федерального бюджета определяются возможности по удовлетворению потребностей субъекта РФ и устанавливается максимальная сумма капиталовложений из фонда в социальную сферу развития инфраструктуры каждого региона.
Выделение средств из фонда осуществляется пропорционально расходам на реализацию проекта из бюджета фонда и из бюджетов субъектов РФ, в том числе изыскиваются дополнительные источники финансирования программ развития сферы социальных услуг территориальных образований.

Инвестиционный фонд Российской Федерации

Инвестиционный фонд Российской Федера­ции – это государственный финансовый фонд, направленный на софинансирование инвестици­онных проектов. Он был создан в ноябре 2005 г. как инструмент государственной инвестицион­ной политики для активизации структурных преобразований в экономике России. Министерство регионального развития России ответственно за управление этим фондом с 2007 г. (до этого вре­мени фонд был в ведении Министерства экономического развития и торговли).

Экспертиза проектов состоит из трех основ­ных этапов: рассмотрение инвестиционным ко­митетом, правительственным комитетом и ут­верждение на заседании правительства. Для получения средств из Инвестиционного фонда РФ предусмотрены следующие базовые ограниче­ния: правительство, как предполагается, финан­сирует бизнес-проекты с бюджетом, превышаю­щим 5 млрд руб., на период до пяти лет; частный инвестор должен финансировать не менее чем 25% от стоимости проекта, рентабельность про­ела должна быть в пределах 4-11%. Не менее чем 45% ресурсов Инвестиционного фонда направляется на финансирование проектов, связан­ных с развитием логистической инфраструктуры. Государственная поддержка инвестиционных проектов из Инвестиционного фонда может вы­ряжаться в следующих основных формах:

1) прямое финансирование проектов;

2) участие в акционерном капитале компании, которая будет заниматься проектом;

3) система государственных гарантий, которая будет отличаться от действующих гарантий, обеспечиваемых Министерством финансов РФ;

4) субсидии государственной компании «Автодор» (проектирование автомобильных дорог, строительство, техническое обслуживание и мо­дернизация);

5) субсидии на капитальное строительство объектов региональной и муниципальной соб­ственности (строительство и реконструкция).

Пример прямого софинансирования – про­ект многофункционального грузового морского комплекса «Бронка». Ожидаемое финансирова­ние проекта из Инвестиционного фонда РФ соста­вит 15,2-1 5,9 млрд руб. (общая стоимость проек­та – 58,9-59,6 млрд руб.). Средства Инвестицион­ного фонда будут использованы для финансиро­вания строительства канала к порту Бронка, под­готовки шунтирования акватории и создания на­вигационного оборудования. Без поддержки Инвестиционного фонда проект был бы непри­влекательным для потенциальных инвесторов в связи с отрицательной чистой приведенной стои­мостью (NPV= -3500000000 руб.) и очень боль­шим сроком окупаемости – более 30 лет.

Также в качестве примера можно рассмотреть проект речного порта Дмитров – 4,95 млрд руб. из Инвестиционного фонда РФ (45% от общего бюджета проекта). Средства используются для финансирования строительства грузового прича­ла, укреплений, портовых зон, создания линий связи, строительства дорог, а также железнодо­рожной ветки. Ожидаемый срок окупаемости – около 10 лет.



Средства Инвестиционного фонда РФзадей-ствовались и в проекте «Усть-Луга» (строитель­ство универсального морского торгового порта Усть-Луга). Общий объем финансирования из Ин­вестиционного фонда и федерального бюджета составил около 27,4 млрд руб. Эти ресурсы были использованы для строительства каналов досту­па, подготовки маневровой акватории, создания морских систем безопасности и пр.

1. Региональные инвестиционные фонды. Их средства предназначены для финансирования региональных инициатив, касающихся объектов логистической инфраструктуры, с помощью средств федерального бюджета. Этот инструмент государственной поддержки был разработан Министерством регионального развития России со ссылкой на инструкцию, предусмотренную Постановлением Правительства №1189 от 31 декабря 2009 г. , и направлен на повышение использо­вания механизмов государственно-частного пар­тнерства (ГЧП) на региональном уровне. 30 октя­бря 2010 г. Правительство утвердило «Правила распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (Постановление Правитель­ства РФ №880) . Правила вступили в силу с 1 января 2013 г. Порядок создания региональных ин­вестиционных фондов определяется региональным законодательством.

Субсидии из Инвестиционного фонда России региональным инвестиционным фондам представляются:

· для реализации проектов в соответствии с концессионными соглашениями;

· в случае если хотя бы один инвестиционный проект (ГЧП) был профинансирован из регионального инвестиционного фонда без получения суб­сидий из Федерального инвестиционного фонда;

· при софинансировании проектов, финанси­руемых региональным инвестиционным фондом и/или местным бюджетом, а также частными ин­весторами.

2. Региональные дорожные фонды. Данные фонды начали работу с 1 января 2012 г. в соответ­ствии с Федеральным законом №68-ФЗ от 6 апре­ля 2011 г. Основной целью их создания явля­ется предоставление финансирования для проек­тирования дорог, их строительства, модерниза­ции, обслуживания, эксплуатации. Общий объем средств, запланированных на эти цели в 2012 г., составил 388,2 млрд руб. (без учета данных по Москве и Санкт-Петербургу).

Основные источники формирования и пополне­ния региональных дорожных фондов следующие:

· поступающие в региональные бюджеты ак­цизы на моторные масла, которые производятся на территории России (77% от общего объема фондов в 2012 г., 72% – в 2013 г.);

· транспортный налог;

· иные поступления, которые определяются бюджетным законодательством РФ.

3. Фонды Европейского союза и международ­ных финансовых институтов. Эти источники недостаточно широко используются в России. Некото­рые крупномасштабные проекты развития логистической инфраструктуры, как ожидается, будут частично финансироваться за счет кредитов, пре­доставленных ЕБРР.

4. Частные инвестиции. Основными источни­ками частных инвестиций для проектов, направ­ленных на развитие логистической инфраструк­туры, являются национальные коммерческие банки, такие как Сбербанк, Внешторгбанк, Внеш­экономбанк, Проминвестбанк и т.д.

Некоторые проекты инициируются и финанси­руются профессиональными разработчиками и девелоперами. В области развития складских поме­щений это такие компании, как «Raven Россия», «Ев­разия Логистик», «Международное логистическое партнерство», PNK Group, «Эспро Девелопмент», «Евросиб» и т.д. Сравнительно небольшие объемы финансирования приходятся на иностранных част­ных инвесторов. Например, компания Gulftainer Global Logistics из ОАЭ участвовала в покупке доли некоторых портовых мощностей в Усть-Луге и инве­стировала приблизительно €192 млн в их развитие.

Значительный объем инвестиций в логистиче­скую инфраструктуру идет от естественных моно­полий, таких как Газпром и Роснефть, или круп­ных корпораций, таких как НЛМК или Новатэк - крупнейший в России независимый производи­тель природного газа. Минерально-химическая компания «ЕвроХим» инвестировала значитель­ные средства в инфраструктуру порта Усть-Луга, а именно в создание терминала минеральных удобрений. Строительство угольного терминала в порту Усть-Луга было профинансировано ОАО «Кузбассразрезуголь» – одним из крупнейших угледобывающих предприятий в России.

Металлургическая группа «НЛМК» является ос­новным инвестором в такие транспортно-логисти-ческие объекты, как «Морской порт Санкт-Петер­бург», многопрофильный перегрузочный ком­плекс «Усть-Луга», морские порты Туапсе и Таган­рога; кроме того, группа вкладывала средства в приволжские, северо-западные и западные судо­ходные компании, а также в ряд судостроитель­ных и логистических предприятий. Логистическая инфраструктура на севере России активно разви­вается за счет инвестиций горно-металлургиче­ского холдинга «Норильский никель». Предприя­тие, в частности, инвестирует в развитие перегру­зочного терминала в порту Мурманска (общий объем финансирования составляет около 996 млн руб.), а также в строительство терминала для хра­нения топлива в Архангельске (объемы хране­ния – до 50 тыс. м3 нефтепродуктов). Стоимость инвестиционного проекта составила 790 млн руб.

5. Прочие фонды. Существует несколько госу­дарственно-частных фондов прямых инвестиций, которые могут быть задействованы в целях финансирования проектов логистической инфра­структуры.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) был основан Правительством России в июне 2011 г. для инвестирования в деятельность веду­щих компаний из самых быстрорастущих и наи­более перспективных отраслей экономики. Сре­ди этих секторов базовые отрасли модернизации, втом числе транспорт и логистика. Управляющая компания фонда является на 100% дочерней ком­панией Внешэкономбанка. Фонд оборотных средств, гарантированных Правительством Рос­сии, составляет $10 млрд. РФПИ планирует при­влечь институциональных инвесторов со всего мира (фондов прямых инвестиций, суверенных фондов) на условиях совместного финансирова­ния национальной экономики. Для того чтобы стать партнером РФПИ, компания должна иметь рыночную стоимость или годовой доход более $1 млрд. РФПИ может инвестировать $50-500 в акционерный капитал выбранной компании, но его доля не должна превышать 50% от общего бюджета проекта. Ожидаемый период инвестиро­вания РФПИ составляет пять-семь лет. По истече­нии данного срока фонд выйдет из проекта путем организации первичного размещения акций или продажи своих акций стратегическому инвестору.

Другой государственно-частный фонд прямых инвестиций в инфраструктурные проекты нахо­дится в ведении управляющей компании, которая была основана инвестиционным подразделением государственной корпорации «Ростехнологии», «ПромИнвест» и Gulftainer Global Logistics. Фонд ориентирован на инвестиции в объекты порто­вых и логистических центров, объем оборотных средств равен 500 млн руб.

Выбор редакции
Если на западе страховка от несчастных случаев - это обязательная опция для каждого цивилизованного человека, то в нашей стране к этому...

Cоветов как отличить качественный сыр от подделки в Интернет можно найти множество. Но вот толку от этих советов немного. Видов и сортов...

Оберег красная нить встречается в арсенале многих народов – известно, что издавна ее повязывали в Древней Руси, Индии, Израиле… В наши...

Расходный кассовый ордер в 1С 8 Документ "Расходный кассовый ордер" (РКО) предназначен для учета выплаты наличных денежных средств .Для...
С 2016 г. многие формы бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений должны формироваться по...
Выберите нужный программный продукт из списка 1С:CRM КОРП 1С:CRM ПРОФ 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с...
В данной статье мы затронем вопрос создания своего счёта в плане счетов бухгалтерского учета 1С Бухгалтерии 8. Операция эта довольно...
Военно-морские силы НОА Китая “ Красный Дракон “ - символ ВМС НОАК Флаг ВМС НОАК В китайском городе Циндао провинции Шаньдун прошли...
Михайлов Андрей 05.05.2013 в 14:00 5 мая СССР отмечал День печати. Дата не случайная: в этот день вышел первый номер главной тогда...