Мощи святых. Тропарь святителю Василию, епископу Рязанскому


Святой Василий в середине 13 века начал своё служение в древнем городе Муроме, который в то время входил в Муромско-Рязанское княжество. До нас не дошли сведения, из какой семьи происходил Василий, где учился и когда занял епископскую кафедру. Известно только, при каких обстоятельствах епископ Василий вынужден был покинуть Муром. Согласно легенде, дьявол начал строить козни против Василия, принимая облик девушки, которая приходила по ночам в его покои.

Святой Василий в середине 13 века начал своё служение в древнем городе Муроме, который в то время входил в Муромско-Рязанское княжество. До нас не дошли сведения, из какой семьи происходил Василий, где учился и когда занял епископскую кафедру. Известно только, при каких обстоятельствах епископ Василий вынужден был покинуть Муром. Согласно легенде, дьявол начал строить козни против Василия, принимая облик девушки, которая приходила по ночам в его покои. И народ и бояре не раз видели это и обвинили епископа в распутстве. Вскоре было решено наказать Василия своей, народной властью, без вмешательства высшего церковного суда. В один воскресный день народ собрался около дома, где проживал Василий, и вдруг все увидели некую девицу, которая спешно поднималась по ступенькам, ведущим в келью епископа. Возмущенные люди начали выкрикивать, что непозволительно епископу принимать у себя всяких девиц. На что святой Василий отвечал: «Неповинен я этому блудному делу, всё это дьявольские происки с целью опорочить моё доброе имя».

Но народ ему не поверил, крики нарастали всё сильнее, и вскоре поднялся настоящий мятеж. Из толпы были слышны голоса, призывающие убить епископа Василия за блуд и недостойное поведение. Тогда Василий обратился к людям с просьбой дать ему несколько часов на сборы, чтобы уехать из города. Народ внял просьбе владыки и разошелся по домам. Тотчас же Василий направился в главный храм Мурома во имя Благовещения Богородицы, где начал молиться перед образом Богородицы. Затем он взял в руки икону Богоматери и пошел из церкви на реку Оку, на высоком берегу которой стоял храм. Народ и вельможи, видя это, хотели дать епископу судно, чтобы он мог на нём отплыть куда-нибудь из Мурома. Но Василию не понадобилась услуга оскорбившей его паствы. Он встал на берегу Оки с иконой в руках, затем снял с себя мантию, простёр её по воде и вступил на мантию, держа святую икону. И сразу же течение понесло святого по реке против течения.

Увидев такое чудо, все Муромцы от стара до мала со слезами говорили ему вслед: «Прости нас грешных рабов твоих, согрешивших пред тобою. Кому оставляешь нас сирых? Не забудь нас рабов твоих». Но Василий был уже далеко. В мгновение ока он исчез из глаз Муромского народа и продолжал плыть по реке вверх. Через несколько часов епископ Василий оказался на месте под названием Старая Рязань, что в двухстах километрах от Мурома. Там жили рязанские князья, которые с большим уважением отнеслись к появлению Василия. Сам князь, всё духовенство города с крестным ходом вышли навстречу владыки. Простые рязанцы не скрывали радости по поводу появления у них епископа Василия.

Владыка Василий был приглашен князем возглавить епископскую кафедру Рязани, и Василий с радостью согласился. С тех пор епископский престол навсегда перешел из Мурома в Рязань, и епископы стали именоваться Рязанско-Муромскими. Чудотворная икона, которую принёс с собой Василий, была торжественно помещена в кафедральный собор Бориса и Глеба города Рязани. Впоследствии она стала называться Муромскою в память того, что перед нею молился святой Василий, оскорбленный напрасными обвинениями своими прихожанами.

Жизнь и деятельность владыки Василия проходила в тревожное для Русской земли время. Пограничное Рязанское княжество не раз подвергалось набегам татарских отрядов. В 1277 году татары овладели Рязанью и основательно разорили её. Город залечил раны, но спустя 10 лет полчища кочевников под предводительством Элортая напали на Муром и Рязань. В Рязани всё кругом было разорено и сожжено. Ужасы татарского нашествия вместе со всеми пережил и епископ Василий. Тогда же разоренный город было решено не восстанавливать, а перенести столицу княжества на другое место – в Переяславль-Рязанский.

Предание гласит, что в Переяславле-Рязанском торжественно встречали владыку Василия. Первыми увидели его две женщины, которые пришли к реке Трубеж за водой. Епископ Василий с иконой Богородицы плыл по реке, стоя на своей мантии и благоговейно смотрел на город. Это случилось в 1291 году.

Но недолго пришлось владыке Василию занимать епископскую кафедру – в 1295 году он умер. Его мощи были погребены в храме Бориса и Глеба. В 1609 году архиепископом Рязанским Феодоритом были открыты нетленные мощи святого Василия и с большой торжественностью перенесены в Успенский собор города Рязани. Считается, что св. Василий помогает всем, кто отправляется в путешествие по воде, спасая путников от аварий и катастроф.

Жития русских святых св. Димитрия Ростовского, Москва, 1916 год.

Изложил Олег Полонский

Епископ Рязанский

Кафедра в Рязани была учреждена 26 сентября 1198 г., когда в Рязань был поставлен первый епископ Арсений с титулом Рязанский и Муромский.

1. (1198-1213 гг.). По В.Н.Татищеву Арсений рукоположен во епископа сентября 1198 г. из игуменов некоего монастыря. Летописи говорят о нем много хорошего: Энергичный, заботливый о пастве, горячий патриот и радетель земли рязанской. Епископ Арсений был инициатором строительства крепости в Переяславле Рязанском. Точной даты смерти Арсения нет, но предположительно он скончался в 1213 г.

Епископы Муромские и Рязанские

2. Епископ ЕВФРОСИН I СВЯТОГОРЕЦ (1223-1237 гг.).
3. Епископ ФИЛИПП. . Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
4. Епископ ЕВФИМИЙ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
5. Епископ ИОСИФ I (1284-1285 гг.). Рукоположен во епископа в 1284 г. митрополитом Максимом. Рязанскую кафедру занимал недолго.
6. Епископ ВАСИЛИЙ I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).

Святитель Епископ Василий Рязанский

Святитель Епископ Василий Рязанский

В 1248 - 1345 гг. сведения о муромских князьях отсутствуют.
Предание о святителе Василии сбивчиво и анахронично. С этим именем известно три епископа:
1. Первый Святитель Василий пришёл вместе с (1096 - 1123 гг.) и окрестил жителей Мурома в 1097 г.
2. Василий I СВЯТОЙ (1286-1295 гг.).
3. Василий II (1354-1360 гг.) - епископ при Муромском князе Юрии (Георгий) Ярославиче (1345 - 1354 гг.).
«По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива» (Житие святителя Василия).
Возведен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., а князь Юрий Ярославич был сведён в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умер в заточении.
О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.
Свт. Василий I Рязанский и Муромский, чудотворец (1286-1295 гг.) окормлял муромскую паству после разорения края Батыем (1239 г.).
Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию вечером и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у неё сапоги. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ приступил к самосуду над Василием. Было решено изгнать епископа.
Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам.
Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку.
Святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и быстро поплыл по реке против течения. Мантия сделалась для него легким кораблем. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был уже далеко.
Подобному же изгнанию, судя по житию, подвергся святитель Иоанн Новгородский. Но бойкие новгородцы сумели перехватить плот, на котором он плыл вверх по реке, и святитель вернулся в Новгород.
После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую). Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.
Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. Во время одного опустошительного набега татаро-монголов, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию пришлось перебираться в Переславль-Рязанский (Новая Рязань). Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.
Рязанский князь Ингварь Ингваревич (1237-1252 гг.) оставил Старую Рязань, сел в Переславле Рязанском, тем самым положив начало его возвышению как столицы княжества.
Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. 3 июля (ст. стиль) святитель Василий скончался. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

В 1354 г. Василий II был рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.), который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии.
Источники не указывают, с какого времени Муром и Рязань входят в одну епархию. Известно только, что в конце XV века эти города управляются одними и теми же епископами.

Особое место среди святынь занимает крипта (это помещение использовалось первоначально под братскую усыпальницу). Первое, чем примечательна эта крипта, то, что в ней находится треугольной формы комната с нишей, в которой были обретены нетленные останки святых благоверных Константина, Ирины и чад их Михаила и Феодора. Второе - тем, что это место где погребен в 1129 г. первосвятитель Муромской земли святой епископ Василий (местно память его празднуется 21 июня / 4 июля), крестивший в конце XI в. в водах реки Оки муромских язычников. Мощи его находятся под спудом, а место его захоронения отмечено деревянной резной ракой с его изображением в полный рост.


Деревянная резная рака святого епископа Василия


Свт. Василий крестит муромцев в Оке: клеймо иконы св. блгв. князя Константина и чад его Михаила и Феодора в житии, 1714 г. А.И. Казанцев и его сын Петр. Фонд МИХМ

В 1687 г. при митрополите Варсонофии были выстроены палаты настоятеля - старейшее в Муроме сохранившееся каменное гражданское здание. В корпусе была устроена домовая церковь в честь св. Василия Рязанского.



Храм Василия Рязанского в Муроме

В знак почитания сего Муромо-Рязанского Святого в 1996 г. в Муроме в (где был пострижен Свт. Василий) был устроен и освящен Архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием храм Василия Рязанского.

Почитание и прославление

Он не был канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 г., но его местное почитание скорее всего явилось следствием соборного прославления Муромских чудотворцев.
Мощи святителя Василия были обретены в Рязани у Борисоглебского собора 10 июня 1609 г. и перенесены в кафедральный Успенский (ныне Христорождественский) собор.


Христорождественский храм Рязани

Обретение и перенесение святых мощей святителя было совершено Рязанским архиепископом Феодоритом (1605-1617 гг.). Мощи были положены под спудом на левом клиросе. Тогда же были составлены тропарь и кондак святителю. С того времени имя святителя Василия упоминается во всех церквах Рязанской епархии.
Указом 1814 г. Святейший Синод разрешил праздновать память святителя Василия 21 мая, вместе с Муромскими чудотворцами. Указом Святейшего Синода 1881 г. утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля - в день блаженной кончины (преставление) и 10 июня - в день перенесения его мощей. Местное празднование святителю Василию совершается также 21 мая по юлианскому календарю.

Святитель Василий Рязанский

Людмила Колодяжная

От монастырской братии,
сгубленной клеветою,
Василий плывет на мантии,
ставшей ему ладьею.
Прочь - от народа хмурого,
прочь - от злобных наветников,
прочь - от родного Мурома,
точно птица из клети.
Плывет по речной осоке,
по каменистым порожкам,
стоит, опершись на посох,
в луче, ниспосланном, Божьем.
Парит над речною гладью,
стоя на мантии строгой,
словно последний праведник,
Святитель, избранный Богом.

Епископы Рязанские и Муромские

7. Епископ СТЕФАН. Епископ Стефан упоминается в 1303 г. Он современник рязанского князя Михаила. Ярославича. Год смерти Стефана неизвестен.
8. Епископ МИТРОФАН.
9. Епископ САВВА. Упоминаются в 1304 г. Других сведений нет.
10. Епископ ГРИГОРИЙ.
11. Епископ ЕВФИМИЙ.
12. Епископ ФЕОДУЛ. Значится в Синодиках Спасского монастыря и Кафедрального собора. Сведений нет.
13. Епископ МИХАИЛ. Значится в Синодиках перед Кириллом. Сведений нет. Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
14. Епископ КИРИЛЛ II. Рукоположен во епископа митрополитом (1328-1353 гг.). Упоминается в 1334 г. Год смерти Кирилла неизвестен.
15. Епископ ИОСИФ II.
16. Епископ ГЕОРГИЙ. Упоминаются в 1340 г. Других сведений нет.17. Епископ ВАСИЛИЙ I (1354-1360 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Московским Алексием (1354-1378 гг.) в 1354 г., который вручил Василию II грамоту о южных границах рязанской епархии. Год смерти неизвестен.
18. Епископ АФАНАСИЙ (1360-1378 гг.). О епископе Афанасии ничего неизвестно.
19. Епископ ВАССИАН. Упоминается в 1379 г. Других сведений нет.
20. Епископ ФЕОКТИСТ I (1385-1387 гг.). Рукоположен во епископа в 1385 г. митрополитом Московским Алексием. Феоктист I принимал участие в переговорах в Рязани игумена Сергия Радонежского с великим князем Олегом Ивановичем.
21. Епископ ФЕОГНОСТ I (1387-1389 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Пименом (1385-1390 гг.) 15 августа 1387 г. во Владимире на Клязьме. Год смерти неизвестен.
22. Епископ ИЕРЕМИЯ ГРЕК (1389-1392 гг.). Рукоположен во епископа в Царьграде митрополитом Киприаном в 1389 г. Год смерти неизвестен.
23. Епископ ФЕОГНОСТ II (1393-1407 гг.). Рукоположен во епископа митрополитом Киприаном в 1393 г. Феогност II в числе святителей присутствует в Москве в 1394 г. при посвящении епископа Ростовского Григория. Скончался в 1408 г.
24. Епископ ЕВФРОСИН II. Упоминается в 1410 г. Других сведений нет.
25. Епископ СЕРГИЙ (АЗАКОВ) (1423-1427 гг.). Рукоположен во епископа в 1423 г. митрополитом Фотием (1410-1431). До 1423 г. Сергий был архимандритом Симонова монастыря.
26. (1431-1448 гг.).
27. Епископ ЕВФРОСИН II ЗВЕНЕЦ (1448-1462 гг.). Рукоположен во епископа в 1448 г. В 1459 г. Евфросин присутствует на Соборе, созванном митрополитом Ионой и имевшем большое значение для Русской Православной Церкви. Собор отверг предложение польского короля Казимира IV поставить на Митрополию вместо Ионы униата Григория, митрополита Литовского. Евфросин скончался в конце 1462 г.
28. Епископ ДАВИД (1462-1471 гг.). Рукоположен во епископа 1 февраля 1462 г. митрополитом Московским Феодосием (1461-1464). При митрополите Ионе Давид был казначеем Митрополичьего дома. Управлял рязанской епархией около 10 лет. Скончался в 1471 г.
29. Епископ ФЕОДОСИИ (1471-1481 гг.). Рукоположен во епископа 8 декабря 1471 г. митрополитом Московским Филиппом (1464-1473) из архимандритов Чудова монастыря. Управлял рязанской епархией до 1481 г. и по болезни отказался от кафедры. Скончался в том же году, Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
30. Епископ СИМЕОН (1481-1496 гг.).
31. Епископ ПРОТАСИЙ (1496-1516 гг.).
32. Епископ СЕРГИЙ II (1517-1521 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Андроникова монастыря 12 февраля 1517 г. митрополитом Варлаамом (1511-1522 гг.). Рязанской епархией управлял около 5 лет. При епископе Сергии в 1521 г. Рязанское княжество теряет самостоятельность и присоединяется к Москве. В Рязань направляется наместник - знаменитый окольничий Хабар Симский. Последний рязанский князь Иван Иванович стоял за самостоятельность княжества, настраивая своих бояр против Москвы, и вступил в тайный сговор с крымским ханом Магмет-Гиреем. Вызванный хитростью в Москву, Иван Иванович был взят под стражу. Позднее он бежал в Литву, где следы его теряются. При нападении в 1521 г. крымских татар, Хабар Симский собрал рязанских бояр к епископу Сергию и велел поклясться на кресте в верности вел. князю Московскому. Рязанскую кафедру Сергий II возглавлял до 1521 г., но погребен не в Рязани. Точная дата смерти и мест захоронения неизвестны.
33. Епископ ИОНА II (1522-1547 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Юрьев Новгородского монастыря 23 марта 1522 г. митрополитом Даниилом (1522-1539 гг.). Рязанской епархией Иона II руководил почти 26 лет. Присутствовал на Соборах 1525 и 1531 гг., созываемых митрополитом Даниилом. Эти Соборы через длительные споры и полемику осудили Максима Грека.
Новый митрополит Макарий (1543-1563) в феврале 1547 г. проводит Собор, причисливший к лику святых (канонизировавший) 14 просиявших на Руси чудотворцев: 5 чтимых повсеместно и 9 местночтимых. Рязанской епархии принадлежат новые святые: князь Константин Муромский с чадами Михаилом и Федором, князь Петр и княгиня Феврония Муромские. Собору предшествовал огромный труд Макария и епископовв том числе и Ионы II, по сбору материалов и доказательств, прав на канонизацию представленных святых.
При Ионе II епископская кафедра из «владычной слободы» от Борисо-Глебского собора переводится в кремль. Старый Успенский (Христорождественский) собор становится кафедральным, а Борисо-Глебский храм - приходским. В кремле, на бывшем княжеском дворе, Иона II построил каменные палаты и церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи. Обращался епископ Рязанский к царю Ивану Васильевичу Грозному с просьбой о помощи: «В большой и малой Мещере многие церкви от татарской войны запустели». Скончался Иона II в начале 1548 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
34. Епископ МИХАИЛ II (1548-1551 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Чудова монастыря 22 апреля 1548 г. митрополитом Московским и Всея Руси Макарием. Рязанской епархией управлял менее трех лет. В 1550 г. участвует в Соборах - церковном и земском, созванных царем Иваном Васильевичем Грозным. Когда Михаил был в Москве, в Рязани произошел уникальный случай, связанный с самовольным построением рязанскими священниками церквей в городе (см. в описании Вознесенской церкви). Скончался Михаил в конце 1551 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
35. Епископ КАССИАН (1551-1554 гг.). Рукоположен во епископа в начале 1551 г. из иноков одного из заволжских монастырей митрополитом Макарием. В этом же году Кассиан участвует в знаменитом Стоглавом Соборе (Стоглав), поставившем задачу обновления русской церкви, очищение ее от недостатков, улучшение ее жизни во всех отношениях.
Кассиан участвует в Соборе 1553 г. по поводу ереси Башкина. Впрочем, сам Кассиан, воспитанник заволжских старцев, на еретиков смотрел не очень строго и критически относился к труду Иосифа Волоцкого «Просветитель».
Рязанскую кафедру покинул по болезни («был разбив параличом») и удалился в Кирилло-Белозерский монастырь на покой, где скончался 21 октября 1556 г.. Похоронен там же.
36. Епископ ГУРИЙ (РУЖЕЦКИЙ) (1554-1562 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Троице-Сергиева монастыря 17 марта 1554 г. митрополитом Макарием.
В 1555 г. по велению царя Ивана Грозного Гурий направляется в Муром. Там в 1553 г. был начат, а в 1555 г. закончен новый; каменный Благовещенский храм. Иван Грозный для храма прислал иконы, книги, колокола, церковную утварь, ризы и другие предметы. Епископ Гурий освящает новый храм и устанавливает там раку с мощами св. князя Константина и чад его Михаила и Федора. Некоторое время Гурий живет в Муроме и служит в храмах.
Год смерти епископа Гурия неизвестен, похоронен он в Архангельском соборе рязанского кремля.
37. Епископ ФИЛОФЕЙ (1563-1569 гг.). Рукоположен во епископа из архимандритов Симонова монастыря в 1563 г. по желанию царя Ивана Грозного.
Рязанской епархией управлял 6 лет. Осенью 1564 г. крымский хан Давлет-Гирей осадил Рязань. Среди горожан, мужественно оборонявшихся, находился епископ Филофей, который воодушевлял рязанцев. Оборону возглавлял боярин Алексей Басманов с сыном Федором. 5 октября хан Давлат-Гирей отступил. В начале 1565 г. в составе делегации Филофей ездил в Александровскую слободу упрашивать Ивана Грозного вернуться в столицу, которую Государь покинул с учреждением опричнины.
Филофей присутствует на Соборе 1568 г., осудившем митрополита Филиппа II (1566-1569). Митрополит неоднократно обвинял в жестокости царя Ивана Грозного и поплатился за правду. Царь сослал Филиппа II в заточение в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. митрополит был задушен Малютой Скуратовым. Филипп II причислен к лику святых. За поддержку Филиппа II епископ Филофей лишен кафедры. Где и когда он скончался, неизвестно.
38. Епископ СЕРГИЙ III (1569-1572 гг.). Нет точной даты поставления Сергия III на рязанскую кафедру. Предполагают, что рукоположен он во епископа осенью 1569 г. Рязанской епархией управлял 3 года. Известна его миссионерская деятельность в Шацком крае. О годе и месте смерти епископа Сергия сведений нет.
39. Епископ ФЕОДОСИИ (ВЯТКО). С 1566 г. Феодосии - архимандрит Спасо-Андрониевского монастыря. В ноябре 1570 г. переведен в Троице-Сергиев монастырь и назначен духовником царя Ивана Грозного. Никаких сведений о епископском служении Феодосия в Рязани нет, но имя его находится в рязанских Синодиках.
40. Епископ ЛЕОНИД (ПРОТАСЬЕВ) (1573-1584 гг.). Рукоположен во епископа из игуменов Иосифо-Волоколамского монастыря в 1573 г. митрополитом Антонием (1572-1581). Рязанской епархией управлял свыше 10 лет. При Леониде иеромонахом Матфеем продолжалась миссионерская деятельность в Шацком крае. В 1573 г. Матфей крестил много мордвы, а в 1584 г. основал Николаевский Чернеев монастырь. Обитель основана для утверждения Православия среди неславянских народов. Леонид присутствует на Соборе 1578 г., причислившего Иосифа Волоцкого к лику святых. Присутствует на Соборе 1581 г. при постановке на кафедру нового митрополита Дионисия, (1581-1586). В 1588 г. Леонидом составлено житие Василия Блаженного и похвальное слово ему. Сведений о дате смерти и месте захоронения епископа Леонида нет.

Архиепископы Рязанские и Муромские

41. Епископ МИТРОФАН (1584-1598 гг.). Рукоположен во епископа в 1584 г. митрополитом! Дионисием. Предполагают, что Митрофан был архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В январе 1589 г. он присутствует на Соборе при «постановке патриарха Иова (с 1586 г. - митрополит, с 26 января 1589 г. по 1605 г. - патриарх). В 1589 г. Митрофан возведен в сан архиепископа. В Рязани он начинает перестраивать обветшавший Успенский (Христорождественский) кафедральный собор. Скончался в начале 1598 г.
42. Епископ ВАРЛААМ (1598-1601 гг.). Рукоположен во архиепископа в июне 1598 г. патриархом Иовом. Рязанской епархией управлял два с половиной года. В августе 1598 г. Варлаам подписывает вместе с другими церковными иерархами и боярами Соборную грамоту об избрании на царство Бориса Годунова. Присутствует на коронации в Успенском соборе. В 1600 г. Варлаам обращается к царю Борису с просьбой о расширении рязанского архиерейского двора в Коломне. При частых, поездках в Москву этот двор был необходим. Борис Федорович исполнил просьбу Варлаама. Архиепископ Варлаам скончался 17 февраля 1601 г., но неизвестно место погребения его.
43. Епископ ИГНАТИЙ ГРЕК (1602-1605 гг.). Бывший епископ Кипрский. Назначен на рязанскую кафедру патриархом Иовом в 1602 г. Сведений о его деятельности в Рязани нет. 24 июня 1605 г. возведен Дмитрием Самозванцем в степень патриарха (лжепатриарха) без соборного избрания. В 1606 г. лжепатриарх Игнатий сведен с престола и заключен в Чудов монастырь. Скончался в 1640 г. в Вильне, куда бежал от преследования русских.
44. Епископ ФЕОДОРИТ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1606-1617 гг.).
45. Епископ ИОСИФ III (1617-1620 гг.). Рукоположен во архиепископа из архимандритов Псково-Печерского монастыря в 1617 г. В июне 1619 г. по указу Михаила Федоровича Иосиф III встречает в Можайске Филарета Никитича Романова, отца нового царя и будущего патриарха, который возвращается из польского плена. В этом же году Иосиф III присутствует на Соборе при возведении патриарха Никитича (1619-1633 гг.). Скончался Иосиф III в 1621 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
46. Епископ АНТОНИЙ (1621-1637 гг.). Рукоположен во архиепископа в 1621 г. патриархом Филаретом. 21 апреля 1621 г. Антоний дает письменный наказ боярскому сыну Лариону Озерову, ехать в свою вотчину для наведения и поддержания порядка. «Крестьян от посторонних людей и от всяких обид беречь» - записано в наказе и далее указываются правила взимания налогов, порядок разрешения споров и прочее.тДругих сведений об архимандрите Антонии нет. Скончался он 15 февраля 1637 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
47. Епископ МОИСЕЙ (1638-1651 гг.). Рукоположен во архиепископа из иноков Троице-Сергиева монастыря 10 января 1638 г. патриархом Иосифом I. Моисей часто бывает в храмах и монастырях рязанской епархии и на богомолье, и при архиерейском служении. Летом 1638 г. он был на богомолье в Николо-Радовицком и Успенском Ольговом монастырях, в феврале 1639 г. - на богомолье в Зарайске, в сентябре 1640 г. - на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре, в сентябре 1641 г. - на богомолье в Солотчинском и Николо-Радовицком монастырях, летом 1643 г. - на богомолье в Николо-Радовицком и Богословском монастырях. Скончался Моисей 15 февраля 1651 г., погребен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
48. Епископ МИСАИЛ МЕСТНОЧТИМЫЙ СВЯТОЙ (1651-1655 гг.).
49. ИЛАРИОН (1657-1673 гг.). Рукоположен во епископа из архимандрита нижегородского Печерского монастыря в 1657 г. патриархом Никоном (1652-1658 гг.) и впоследствии возведен в сан архиепископа. В 1669 г. с благословения патриархов Иосифа II Московского, Макария Антиохийского и Паисия Александрийского возведен в сан митрополита. В 1664, 1668, 1669 гг. он поднес царю Алексею Михайловичу на жалованье ратным людям 4100 рублей. В Рязани Иларион передал в кафедральный Успенский (Христорождественский) собор золотые, отделанные драгоценными камнями, священные сосуды, изготовленные по его заказу. При митрополите Иларионе на архиерейском дворе велось каменное строительство. Вместе с другими церковными иерархами подписал Соборное постановление о низложении патриарха Никона. 28 мая 1673 г. по указу царя Алексея Михайловича митрополит Иларион был отпущен на покой в монастыри Макария чудотворца Желтоводского, что в нижегородской епархии. 4 июня по дороге к обители он скончался. Похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
50. ИОСИФ IV (1674-1681 гг.).
51. (1681-1686 гг.). До Рязани был архиепископом Суздальским и Юрьевским. В 1681 г. переведен архиепископом Рязанским и впоследствии возведен в сан митрополита. В 1682 г. по указу царя и благословению патриарха в Рязани начинаются подготовительные работы к возведению нового кафедрального Успенского собора. Митрополит Павел возглавил начатое дело. В этом же году из Рязанской епархии были образованы еще две: Тамбовская и Воронежская. Рязанская домовая казна выделила в новые епархии священные одежды, священные сосуды, книги и деньги. В 1683 г. Павел направляет в Богословский и Солотчинский монастыри грамоты, содержащие указания по церковному богослужению, о святых Таинствах и прочее. Скончался митрополит Павел 4 сентября 1686 г. и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля.
52. АВРААМИЙ (1687-1700 гг.). Рукоположен во епископа Андроникова московского монастыря 9 января 1687 г. патриархом Иоакимом. Затем возведен в сан митрополита Рязанского. В 1689 г. Авраамий заключает подряд на изготовление иконостаса в новый Успенский собор. За работу мастерам во главе с Сергеем Христофоровым заплачено 850 рублей выдано 100 четвертей муки ржаной и 30 - пшеничной. Cлучилась беда. Почти возведенный собор рухнул в апреле 1692 г. В 1693 г. Авраамий заключает подряд на постройку «нового» Успенского собора с известным зодчим Яковом Григорьевичем Бухвостовым. В 1700 г. Авраамий удалился на покой по старости Знаменский московский монастырь, где в 1708 г. скончался.
53. СТЕФАН (ЯВОРСКИЙ) (1700-1722 гг.).

Епископы и архиепископы

54. СИЛЬВЕСТР (ВОЛЫНСКИЙ) (1723-1725).
55. ГАВРИИЛ (БУЖИНСКИЙ) (1726-1731).
56. ЛАВРЕНТИЙ (ГОРКА) (1731-1733).
57. АЛЕКСИЙ (ТИТОВ) (1733-1750).
58. ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) (1752-1757).
59. ПАЛЛАДИЙ (ЮРЬЕВ) (1758-1778).

В 1764 г. Была образована Владимиро-Муромская епархия , существовавшая параллельно с Суздальской.
1. Павел (Гребневский) (6 июля 1763 - 9 августа 1770 г.);
2. (Формаковский) (25 декабря 1770 - 3 августа 1783);
3. Виктор (Онисимов) (22 сентября 1783 - 6 мая 1788).

В 1788 г. была образована Суздальско-Владимирская епархия .
В 1799 г. была образована Владимиро-Суздальская епархия .

По ходатайству архиепископа Антония (Павлинского) Муромская кафедра была вновь учреждена 23 января 1868 г. как викариатство Владимирской епархии и просуществовала до 1937 г. Викарные епископы Муромские - своего рода заместители и помощники владимиро-суздальских архиереев.
Кафедральный храм -

Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский . Память его празднуется Церковью и 3 июля (день кончины - 1295 г.). 10 июня 1609 года в Рязани были обретены и перенесены в кафедральный Успенский собор святые мощи епископа Василия.

Святитель Василий I, Рязанский чудотворец, упомянут в Лаврентьевской летописи и в древнем списке рязанских Владык числится четвертым. (Василий II, † 1360, хиротонисан в сан епископа в 1356 году святителем Алексием, митрополитом Московским, † 1378). Древнее предание связывает со святым епископом Василием перенесение в Рязань чудотворного образа (сведения 12 апреля). Святитель Василий был сначала епископом Муромским. По наветам духа злобы горожане восстали против него, несправедливо обвинив в поступках, неподобающих архипастырю. Тогда святитель, после продолжительной молитвы, вышел к реке Оке, распростер на воде свою епископскую мантию и стал на нее, держа в руках образ Пресвятой Богородицы Муромской. Сильным ветром его понесло против течения и через несколько часов он доплыл до Рязани, где был принят с почетом рязанским князем и народом.

Еще при жизни святителя Василия считали мужем праведным и благочестивым. Задолго до того, как в начале ХVII века были открыты его мощи, рязанцы чтили его память и называли "присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником". Чаще всего обращаются к нему отправляющиеся в путь, особенно по водам, веруя, что он спасает в пути: на суше - от напасти, на водах - от потопления.

Около 1540 года была написана иноком Еразмом Ермолаем "Повесть о Василии, епископе Рязанском и Муромском".

Иконописный подлинник

Россия. XIX.

Свт. Василий. Икона. Россия. 1-я пол. XIX в. 31 х 25.5. До 1936 года в ц. Спаса на Яру. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Москва. 1920-30.

Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

Святитель Василий - четвёртый из епископов рязанских , упомянутый в Лаврентьевской летописи . Принял постриг в Муроме , там же впервые был хиротонисан в епископы.

По преданию, совершил чудо, будучи епископом муромским , после того, как толпа обвинила Василия в постыдном поведении («О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе ») и потребовала его смерти. Василий, после молитвы, вышел к Оке , распростёр по воде епископские одежды, встал на них с образом Богородицы в руках, и так в шесть часов был перенесён против течения до Старой Рязани . Кафедра была перенесена из Мурома в Старую Рязань, а после разрушения города - в новый город, Рязань современную.

Почитание и прославление

Канонизирован в числе муромских святых на Соборе 1547 года .

Ссылки

  • Святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский Сведения в Православном календаре
  • ЖИТИЕ СВЯТИТЕЛЯ ВАСИЛИЯ, ЕПИСКОПА РЯЗАНСКОГО (память 3/16 июля)
  • Повесть о перенесении епископской кафедры из Мурома в Рязань
  • Образ XIX века, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Василий Рац
  • Василий Рыков

Смотреть что такое "Василий Рязанский" в других словарях:

    ВАСИЛИЙ РЯЗАНСКИЙ - епископ (ск. 1295), занимал архиерейскую кафедру в одном из самых древних русских городов Муроме. Святитель много заботился о благочинии в своей епархии. Но по навету врага рода человеческого сатаны свт. Василий был заподозрен в нецеломудрии.… … Русская история

    Святитель Василий Рязанский

    Василий, епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (архиепископ Рязанский и Муромский) - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий епископ Рязанский - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий, епископ - Василий Рязанский (икона, XIX век) Василий (Василий Рязанский, умер в 1295 году) епископ Рязанский и Муромский, почитается Русской церковью как святой в лике святителей. Жизнеописание Святитель Василий четвёртый из епископов рязанских, упомянутый … Википедия

    Василий (епископ Рязанский) - В Википедии есть статьи о других людях с именем Василий (значения). Василий Рязанский … Википедия

    Рязанский кремль - памятник архитектуры (федеральный) Рязанский кремль … Википедия

    Василий (значения) - Василий мужское личное имя. Содержание 1 Носители 1.1 Святые 1.2 Византия 1.3 Европа … Википедия

    Рязанский государственный университет - имени С. А. Есенина (РГУ) … Википедия

Книги

  • Святитель Василий Рязанский. Житие. Акафист , . В первой книге из серии`Собор Рязанских святых` представлено житие особенно почитаемого на Рязанской земле чудотворца, жившего во второй половине XIII века, святителя Василия. Прилагается…

Угодник Божий, святитель Василий, епископ Рязанский жил во второй половине тринадцатого века. О происхождении его, - от кого и где родился, - никаких свидетельств не сохранилось. Но сохранились в песнопениях церковных указания на то, что святитель Василий с младенческих лет был освященным рабом Господним, что с юношеского возраста он усовершенствовал себя и нравственно и духовно, побеждая страхом Божиим в себе греховное и насаждая в душе и сердце своем все святое.

Первые подвиги благочестия своего начал он в Муроме. Там он принял на себя святой образ монашеский, и, когда Промыслу Божию угодно было поставить его святителем паствы Муромо-Рязанской, он сиял уже великими подвигам воздержания, кротости и смирения. Об избрании св. Василия в сан епископа в житии его говорится так: «По запустении града Мурома от неверных людей прибыл из Киева в Муром благоверный князь Георгий Ярославич. Сей князь обновил тамошнюю церковь Благовещения и второй храм св. страстотерпцев Бориса и Глеба и поставил в церкви их, по-прежнему, епископа, именем Василия, мужа праведна и благочестива».

Приняв на себя высокий сан архиерейства святитель Василий со всей ревностью истинного пастыря Церкви Христовой начал трудиться в устроении своей паствы: рассеянных варварским нашествием собирал во едино стадо, изнемогающих укреплял верой, сокрушенных утешал твердой надеждой на милость Божию, заблудших возвращал на путь правый. В таких высоких подвигах добродетели святитель Василий показал себя пастырем добрым, мудрым и неусыпным, милостивым и любвеобильным, незлобивым и смиренным, непоколебимым столпом чистоты и целомудрия, - примером своему стаду в молитвах, и пощениях, и в подвигах святоотеческих.

Такие высокие подвиги и добродетели святителя невыносимы стали врагу всего доброго - диаволу. Он употребляет все свои сатанинские хитрости, чтобы возбудить в легкомысленном муромском народе подозрение в чистоте и целомудрии жизни Святителя Божия. Он принимает на себя вид блудной девицы, часто входит и выходит из жилища святительского, показывается народу из святительского окна и, по-видимому, успевает в своих кознях. Однажды бояре и народ собрались к святителю Василию в вечернюю пору и видят девицу, бегущую вверх по ступеням к святителю, в руках у нее сапоги. Так сделал диавол. Народ, увидев это, возопил: «О, епископе, недостойно тебе имети дев в храмине своей на ложе». Напрасно святитель Василий уверял народ: «Неповинен я делу сему блудному, еже вы речете ми». Народ в самозабвении приступил к самосуду над угодником Божиим: не убоялся святительства его, не устыдился благолепия честных седин его, оболгал, поругался над ним и положил изгнать святителя из Мурома. Нашлись даже и такие, которые в неистовстве своем кричали: «За сие дело убьем его!» Тогда святитель Василий начал просить: «Отцы и братия! Дайте мне немного времени, до третьего часа дня». Народ, пораженный кротостью святителя, согласился и разошелся по домам. Невинный праведник всю ночь молился со слезами в соборном храме Бориса и Глеба; совершил всенощную и утром - Литургию. Затем отпел молебен пред чтимой им иконой Богоматери в храме Благовещения, взял эту икону с собой и, предав себя воле Божией, с надеждой на Божию Матерь, пошел к реке Оке, чтобы навсегда оставить Муром. Народ приготовил ему лодку. Но святитель Василий снял с себя мантию, разостлал ее по воде, взошел на нее с образом Богоматери и, чудесно несомый силой Божией, как бурным ветром, быстро поплыл по реке против течения ее воды. Мантия сделалась для него легким кораблем, Промышление Божие и заступление Богоматери - кормилом. Пораженные чудом, муромцы, все, от стара до мала, возопили со слезами: «О святый Владыко Василий! Прости нас, грешных рабов своих; согрешихом пред тобою, отче, святый Владыко, не забуди нас, рабов твоих». Но святитель Василий был взят от глаз муромцев «в мгновении ока». Так оправдал Бог невинность праведника Своего пред народом. Так посрамил Он козни диавола, искавшего погибели народа.

После обедни, в 3-м часу дня, святитель Василий оставил Муром, а в 9-м часу того же дня (к вечерне) принесен был в Рязань (старую), расстоянием более двухсот поприщ от Мурома. Дивный Промысл Божий чудесным образом известил жителей Рязани о приближении к их городу святителя Василия. Предание говорит, что жители Рязани пред самым прибытием святителя собрались в храм к вечернему богослужению, но диакон в облачении, вышедший начинать службу, при всех усилиях не мог произнести обычного начала. Народ смотрел на это с изумлением. Наконец диакон, как бы разрешенный от уз, связывавших его уста, невольно провозгласил: «Не могу начинать, Владыко прибыл, Владыку встречайте!» И весь собор пастырей со святыми крестами, князь с боярами и народом поспешили выйти на берег Оки в сретение богоявленному святителю и, видя его плывущим на мантии с Пречистым Образом Богоматери, с великой радостью приняли к себе.

Но недолго продолжалась радость святителя Василия и его паствы. То было время скорбей, а не радости. Во время одного опустошительного набега варваров, Рязань со всеми храмами была разрушена, а святителю Василию Промысл Божий назначил другое место пристанища и упокоения - это нынешняя Рязань. Предание говорит, что свт. Василий и сюда приплыл по Оке и Трубежу на своей чудодейственной мантии с тем же Муромским образом Божией Матери к церкве Бориса и Глеба. Здесь основал новую епископию и церковь Бориса и Глеба с того времени стала собором.

Пастырское служение святителя Василия продолжалось только десять лет. Перенесенные им огорчения, труды и заботы, скорби и печали при виде страждущей под игом татар паствы, сократили многотрудную жизнь святителя, и 3 июля (ст. стиль) 1295 года святитель Василий переселился в вечные обители. Святое тело его было погребено в Борисо-Глебском соборе.

Не без благих целей Промысла Божия совершалось переселение святителя Василия из одного места в другое. Муромцев оно вразумило, открыв им козни диавола, а жителей Рязани и Переяславля Рязанского - одних утешило и подкрепило в самое скорбное для них время, другим - дало пример веры и терпения.

Для подкрепления же и утешения верующих в страшное время для нашего Отечества, время самозванцев и польского нашествия, Промыслу Божию угодно было прославить угодника Своего нетлением мощей его, более трехсот лет почивавших в земле. Святые мощи святителя Василия были открыты архиепископом Рязанским Феодоритом и с подобающей честью перенесены в Успенский (ныне Христорождественский) собор. Это произошло 10 июня 1609 года. По причине смутного времени они были положены под спудом, на левом клиросе.

В 1636 году над мощами святителя была устроена каменная гробница, и над нею поставлена икона Божией Матери «Моление Василия». В 1753 году эта гробница была переделана наподобие раки с образом свт. Василия, а в 1783 году украшена Преосвященным Симоном.

На месте обретения св. мощей свт. Василия, у Борисо-Глебского собора, в 1712 году вместо древней полотняной палатки была устроена каменная, а в 1834 году ктитором Борисо-Глебского собора Семеном Пановым - «по тайной внушению ему свыше» - воздвигнут чугунный памятник.

Выбор редакции
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...

Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...

Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...

И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...
Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...
Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...